Коротко о главном: российская экономика—2017. Опубликован самый мрачный прогноз для российской экономики

Экономика великой и богатейшей страны на данный момент переживает свои не самые лучшие времена. Политическая нестабильность, обвал национальной валюты, множество нереализованных реформ, снижение инвестиционных стимулов и европейские санкции привели к тому, что экономика продолжает развиваться по негативному сценарию. Спад подтверждается падением уровня ВВП в 2015 году на 3,7%. Смотря на такие тенденции, чего ожидать жителям страны? Стоит ли рассчитывать на улучшение ситуации? Рассмотрим основные факторы кризиса, а также прогноз развития экономики России на 2017 год от западных и отечественных аналитиков.

Индексы потребительских цен

Этот фактор наиболее ощутим для большинства населения, ведь рост уровня цен, а значит инфляция, приводит к ухудшению условий кредитования, снижению реальных доходов, снижению производства товаров и предоставления услуг. Покупательская способность жителей страны резко падает, вследствие чего, усугубляется экономический спад. При этом, составляя прогноз экономики России на 2017 год, мнения экспертов разделились.

Прогноз Центрального банка России

Какие ожидания ЦБ России на 2017 год?

Оптимистичным прогнозом радует зампред Центробанка Сергей Шевцов, который заявил, что в 2017 году уровень инфляции ожидается 4%. С его словами согласились и представители Министерства финансов. Данное значение стало приоритетным направлением работы, ведь оно поспособствует снижению процентных ставок во всех базовых отраслях экономики. Напомним, что уровень инфляции в 2015 году достигал 12,8%, хотя специалисты спрогнозировали значение на 0,5% ниже. В результате таких ошибок, эксперты с Минэкономразвити я не согласны с выводами Банка России. По их мнению, уровень инфляции в 2017 году может резко скакнуть и оказаться даже выше чем 6%.

Прогноз власти

Владимир Путин на конференции «Россия зовет» озвучил цифры, схожие с мнением Министерства экономического развития. Хотя его планы и совпадают с планами Центробанка (снизить уровень инфляции до 4%), президент не дает гарантии, что это произойдет именно в 2017 году. Показатель в 6% показался участникам конференции более реальным и достижимым.

Международный прогноз ООН

Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН также составил свежий прогноз экономики России в 2017 году. Их мнения оказались противоположными тем, которые озвучили российские эксперты. В докладе на тему «Экономическая ситуация в мире и ее перспективы», международные исследователи определили, что реальный уровень инфляции в России составляет 15,8%. Такое значение спровоцировала паника на рынке нефти и энергоснабжения, а также назначенные санкции. К концу 2016 года инфляция замедлится и составит 10,6%, а в 2017 году сможет достичь отметки 7-8%. С таким уровнем урезать расходы бюджета не получиться.

Прогноз Счетной палаты

Представители Счетной палаты настаивают на том, что рано настраиваться на оптимистическое будущее. В предстоящем году замедление экономического роста еще имеет место быть. Основными факторами, которые привели к снижению уровня потребительских цен в 2015 году стали контрсанкции и повышение валютного курса. На данный момент, главные причины: снижение конкуренции на рынке, негативные ожидания населения, снижение мощностей производства товаров, колебания котировок барреля. Тем не менее, был установлен индекс цен для разных видов экономической деятельности. В некоторых отраслях, таких как производство нефти и нефтепродуктов, добыча ископаемых, строительство, произойдут негативные изменения и повышение уровня цен. Позитивные тенденции ожидаются в промышленности и энергоснабжении. В первом индекс снизится с 104,4 до 103,8, а во втором случае отметка упадет со 105,5 до 104,2.

Реалии потребительского рынка

Индекс цен производителей постепенно меняется, к счастью, в положительную сторону. Уменьшения индексов свидетельствует о замедлении роста уровня цен (2016 год – 107,33, в2017 году – 105,4). Также приостановится и рост цен на услуги, в основном за счет услуг ЖКХ (индекс упадет с отметки 107,4 до 106,0 к 2017 году). Минимальные издержки производителей электроэнергии позволят производителям сдержать цены на товары широкого потребления. Низкие показатели индексов станут результатом сохранения спроса на товары отечественного производства, но одновременно ухудшат их положение на внешнем рынке. В базовом прогнозе на 2017 год индекс роста потребительских цен будет иметь положительную динамику. Аналитики надеются, что при умеренном воздействии на ситуацию, власть добьется стабильного положения в стране. Для этого, в 2016–2018 гг. потребуется провести такие мероприятия антиинфляционной политики:

  • укрепить российский рубль; усилить конкуренцию на рынке за счет удаления посредников;
  • повысить реальные доходы граждан;
  • провести структурную политику для повышения темпов развития экономики;
  • повысить предложение товаров и услуг.

По мнению Министерства финансов, данные направления позволят справиться с последствиями кризиса. Следующей ступенью станет восстановление показателей уровня ВВП.

Позитивные итоги 2017 г., в частности, возобновление роста реального ВВП, рост инвестиций в основной капитал во многом стали следствием выхода экономики из фазы циклического спада. Однако структурные и внешние факторы в 2018 г. не могут поддержать экономический рост. Для обеспечения устойчивого экономического роста новое правительство должно больше внимания уделять проведению структурных реформ, в числе которых бюджетный маневр, разгосударствление экономики и снижение регулирования внешнеэкономической деятельности.

Сергей Дробышевский, Сергей Синельников-Мурылев | 5 февраля 2018 14:59

В 2014–2015 гг. резкое негативное изменение условий торговли привело к потере валового внутреннего дохода России на 13–14% (в 2015 г.). Однако реальный валовой внутренний продукт снизился только на 2,5% (и еще на 0,2% – в 2016 г.). В 2017 г. российская экономика вернулась к положительным темпам роста реального ВВП (около +1,5%). При этом рост мировой экономики в 2017 г. оценивается в 3,6–3,7%, что уже близко к уровням благополучных нулевых годов. Положительные темпы роста отмечены практически во всех странах Евросоюза и в Японии. Вместе с тем вряд ли можно с полным основанием утверждать, что последствия кризиса 2008–2009 гг. преодолены в глобальном масштабе. А применительно к России – что мы вышли на новую траекторию устойчивого роста, и угроза новой рецессии, причем даже в краткосрочном перспективе, в 2018 или 2019 гг., – миновала.

В целом экономические результаты 2017 г. находятся в рамках ожиданий, причем, пожалуй, ближе к их верхней границе. Следует учитывать, что структурные темпы роста ВВП, зависящие от совокупной факторной производительности, имеющегося объема труда и капитала, в последние годы опустились до 1,0–1,5% в год. Поэтому в условиях сокращающейся численности экономически активного населения без повышения эффективности экономики рассчитывать на более быстрый рост трудно. Условия торговли хотя и улучшились (в частности, цены на нефть сорта Urals оказались в 2017 г. примерно на 25% выше, чем в 2016 г. – 53,1 долл./барр. против 41,9 долл. годом ранее), тем не менее они были хуже, чем в среднем за последние 10 лет. Иными словами, внешний сектор по-прежнему не мог внести заметный положительный вклад в темпы роста экономики.

Главным фактором роста, по нашему мнению, можно считать завершение отрицательной фазы делового цикла и возвращение к циклическому росту. Это как раз соответствует темпам роста экономики в 1,5–2,0% в год, наблюдаемым в 2017 г. Аналогичных значений экономического роста в России мы ожидаем и в 2018 г.

2017 г. и деловой цикл

Следует обратить внимание на некоторые особенности понимания делового цикла в современной экономической теории. Теория реального делового цикла предполагает влияние на экономическую динамику множества случайных, непредсказуемых шоков, которые «зашумляют» возможные циклические (в классическом понимании) колебания экономики и выделение фаз цикла становится условным и, как правило, проводится ex post с заметным опозданием (см., например, практику датировки бизнес-циклов Национальным бюро экономических исследований США.

Можно указать на ряд признаков, которые характерны как раз для фазы выхода экономики из нижней точки делового цикла.

Во-первых, это возобновление инвестиционной деятельности компаний. В 2017 г. картина с динамикой инвестиций в основной капитал выглядела заметно лучше ожиданий. По итогам первых трех кварталов 2017 г. индекс инвестиций в основной капитал составил 104,2% к соответствующему периоду 2016 г., и по итогам года инвестиции выросли в реальном выражении, по нашим оценкам, на 3,5–3,8%. Рост инвестиций является также следствием капиталовложений государства и компаний (как государственных, так и частных) в крупные проекты, такие как Крымский мост, инфраструктура к чемпионату мира по футболу, инфраструктура, транспорт и городская среда в Москве и некоторых других крупных городах.

Во-вторых, это изменение модели поведения населения в области сбережения. Несмотря на сокращение реальных располагаемых доходов населения в 2017 г. на 1,7% (преимущественно – из-за отсутствия индексации заработных плат бюджетников, социальных выплат и отрицательной переоценки валютных сбережений при росте номинального курса рубля), в прошлом году рост розничного товарооборота достиг 1,2%, в том числе примерно на 12% увеличились продажи легковых автомобилей, возобновилось расширение розничного кредитования, быстро растет объем выданных ипотечных кредитов.

В-третьих, это снижение уровня неопределенности и рисков в экономике, в том числе благодаря последовательной экономической политике государства. В 2017 г. ЦБ РФ неоднократно понижал ключевую ставку, однако инфляционные ожидания снижаются значительно медленнее. Когда мы говорим об уровне реальных процентных ставок, правильнее их измерять не как разницу между номинальной ставкой и текущей инфляцией, а как разницу между номинальной процентной ставкой и ожидаемой инфляцией. Поэтому в 2017 г., по мере снижения ключевой ставки и при относительно стабильных высоких инфляционных ожиданиях, мы пришли к ситуации не высоких положительных, а фактически нулевых ожидаемых реальных процентных ставок, что понизило альтернативную стоимость денег в экономике и тоже стимулировало инвестиционную активность. Косвенным подтверждением улучшения ожидаемых условий ведения бизнеса в России можно также назвать перемещение России в рейтинге Doing Business на 35-е место (по сравнению со 120-м местом в 2012 г.).

Рост-2018: какие существуют риски

Если говорить об оценке ситуации в 2018 г., на данный момент мы видим значительное число рисков и ограничений, переходящих из года в год, которые препятствуют ускорению роста. В частности, хотя мы и ожидаем некоторого ускорения структурных темпов роста (ближе к 1,5–2,0% в год) вследствие увеличения инвестиционной активности предприятий и снижения неопределенности в экономике, продолжается сокращение численности экономически активного населения, а темпы роста совокупной факторной производительности без проведения серьезных структурных реформ остаются ниже, чем были в 2000-х годах. Наметившийся рост цен на нефть на рубеже 2017/2018 гг., продление соглашения ОПЕК+ позволяют нам пересмотреть в сторону повышения прогноз ожидаемых в текущем году цен на нефть с 50–52 до 55–60 долл./барр., однако вклад внешнеторговой составляющей в ВВП остается отрицательным. Кроме того, как показал опыт 2012–2014 гг., зависимость экономики в целом от уровня цен заметно снизилась.

Циклическая составляющая роста остается положительной, однако нам видится ряд ограничений темпов в 2018 г., что не позволит экономике в целом, если говорить об инерционном сценарии, расти быстрее, чем на 1,5–2,0% в год:

  • Завершение балансировки на рынке труда (отчасти «смазанной» вследствие сокращения численности экономически активного населения по демографическим причинам) и снижение стоимости труда в экономике. В 2015 г. после девальвации рубля и ускорения роста цен доля заработной платы в ВВП снизилась на 1,0–1,5 п.п. Однако за 2016 г. эта тенденция развернулась и к настоящему времени доля фонда заработной платы в ВВП превысила предыдущие максимумы. Иными словами, позитивный эффект от корректировки заработной платы полностью исчерпан, и издержки компаний на труд снова повышают себестоимость производимой продукции.
  • Рост инвестиций в основной капитал отчасти остается загадкой, так как статистика показывает сокращение доли прибыли компаний в ВВП, возобновление (после короткого перерыва во 2 полугодии 2016 г.) накопления остатков на депозитных счетах компаний в банках, отсутствие расширения банковского кредита нефинансовому сектору. В то же время с учетом эффекта акселератора текущий экономический рост через увеличение желаемого объема капитала должен привести к более высоким темпам инвестиций и в 2018 г.
  • Неопределенность (по крайней мере на протяжении I квартала) относительно будущей экономической политики правительства РФ после президентских выборов и, соответственно, возможного изменения делового и инвестиционного климата в России. Также на протяжении всего года неопределенность для инвесторов, вероятно, будет поддерживаться риском введения новых санкций со стороны США.
  • Усиление конкуренции на мировых рынках сырьевых товаров (не только углеводородов), что сдерживает возможности для наращивания физических объемов нашего экспорта, даже при повышающихся ценах на эти товары.
  • Исчерпание потенциала роста экспорта в сельском хозяйстве. Аграрный сектор экономики и переработка продуктов питания стали заметным фактором экономического роста в 2014–2017 гг. – сначала как реакция на введение продуктового эмбарго со стороны РФ, а потом – в результате благоприятных климатических условий и рекордных урожаев, завершения ряда крупных инвестиционных проектов в аграрном секторе, начатых еще до 2014 г. Однако с началом кризисных явлений число новых подобных проектов в этой сфере заметно снизилось, а без импорта используемых в сельском хозяйстве технологий наращивание урожайности также замедляется.

Что делать?

Таким образом, вопрос о повестке экономических реформ после выборов в марте 2018 г. и формирования нового состава правительства остается центральным пунктом как для ускорения структурных темпов роста, так и для преодоления имеющихся ограничений. По нашему мнению, сам факт принятия программы проведения структурных реформ может оказать позитивное влияние на ожидания экономических агентов, снижение неопределенности и улучшение бизнес-климата, достаточно для достижения в 2018 г. темпов роста реального ВВП не ниже 2,5%. Более высокие темпы роста также возможны и зависят от конкретной повестки и последовательности шагов правительства, скорости проведения преобразований и изменения внешней деловой и политической конъюнктуры.

По нашему мнению, первоочередными шагами в области экономической политики, объявление которых может оказать позитивное влияние на ожидания, могли бы стать:

1. Бюджетный маневр, предусматривающий повышение удельного веса производительных расходов в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей. В частности, Центр стратегических разработок предлагает нарастить производительные расходы бюджета к 2024 г. с текущих 11% ВВП до среднеевропейского уровня в 13,5–14,0% ВВП, тем самым преодолеть хроническое недофинансирование (как по международным меркам, так и по требованиям приоритетов внутренней политики) расходов, обеспечивающих долгосрочное развитие и являющихся приоритетными для граждан. При этом вкладывать следует только в те проекты и по тем направлениям расходов, которые имеют наибольшую готовность к структурным преобразованиям, чтобы обеспечить требуемую эффективность.

Для проведения бюджетного маневра без ухудшения ситуации с предоставлением общественных благ и социальных услуг, а также снижения различного рода поддержки граждан расходы расширенного правительства должны оставаться в ближайшие 6 лет на уровне не ниже 34,0% ВВП, а по федеральному бюджету – не ниже 16,5–17% ВВП, что среди прочего требует, по нашему мнению, некоторого смягчения бюджетного правила.

Согласно расчетам ЦСР, перераспределение ресурсов от непроизводительных расходов к производительным в результате «бюджетного маневра» могло бы повысить среднегодовые темпы роста на 0,5 п.п. на горизонте 3–5 лет, а в долгосрочной перспективе обеспечить до 1% дополнительного ежегодного роста.

2. Масштабное разгосударствление экономики. Это позволит сломать тенденцию к сужению пространства для частной инициативы, к эрозии цивилизованных имущественных отношений, к снижению возможностей реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с экспансией госсектора де-юре и де-факто. Уменьшение доли государственного участия благотворно скажется на развитии российских финансовых рынков, позволит привлечь иностранные инвестиции, а также сформировать предпосылки для повышения качества корпоративного управления.

Немаловажным является и бюджетный аспект приватизации. В соответствии с бюджетными проектировками на 2018–2020 гг. предполагается проведение достаточно жесткой бюджетной политики: расходы федерального бюджета по итогам 2020 г. будут примерно равняться расходам в 2017 г., что означает их сокращение на 10% в реальном выражении (с учетом инфляции). При этом Россия остро нуждается в повышении инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру, которые должны стать приоритетными направлениями бюджетных расходов. Проведение приватизации позволит изыскать дополнительные ресурсы на финансирование данных направлений. В качестве альтернативы можно рассматривать повышение налоговой нагрузки на экономику, однако в условиях необходимости ускорения темпов экономического роста увеличение налогов вряд ли целесообразно.

3. Либералиазция регулирования внешнеэкономической деятельности. Несмотря на приоритет внутренних факторов роста, снижение зависимости от колебаний внешней конъюнктуры, открытость экономики России в большей степени будут способствовать возвращению инвесторов (в том числе и с российскими «корнями») в страну, деофшоризации экономики, чем «закрытие» экономики, введение различных ограничений на перемещение товаров, капитала и факторов производства. В части налогового администрирования работа Федеральной налоговой службы может быть поставлена в один ряд с лучшими примерами мировой практики, однако совершенствование деятельности Федеральной таможенной службы только началось. В целом, в части регулирования движения капитала, валютного регулирования мы, на наш взгляд, серьезно отстаем от развитых стран.

Необходимо быстрее переходить к единому механизму налогового и таможенного администрирования: таможенные платежи должны контролироваться (и проверяться правильность их начисления) не отдельно по каждой партии товара, пересекающего границу, а в контексте всей хозяйственной деятельности фирмы. Контроль на границе должен осуществляться на основе системы управления рисками (а не минимальной оценки стоимости товара) и установления в соответствии этим финансовых гарантий.

Важным вопросом является изменение системы валютного регулирования. Валютный контроль не нужен макроэкономически и должен быть заменен на налоговый контроль, а также контрольные мероприятия в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Заинтересовался сложным и противоречивым вопросом, как ВВП на душу населения в России .

Одни эксперты утверждают, что показатель катастрофически низкий, другие объявляют устойчивую тенденцию роста.

Решил провести сравнительный анализ объективной информации изучив доступные официальные источники. Хочу составить собственное мнение о заявлениях «водолаза» Кудрина, постоянно ищущего дно и бравурных сводках «с полей» про бурный рост экономики.

Общая информация

Внутренний валовой продукт — показатель, рыночной стоимости товаров и услуг за год по отраслям экономики. Считается в национальной государственной валюте. Влияние изменения цен, курса валют, демографических и других факторов диктует производные показатели, рассчитываемые по уровню ВВП.

Сравнивать показатели разных стран наиболее корректно, основываясь на паритете покупательной способности населения. Как сравнивать показатели падения/роста/соотношения:

  1. Сравниваем развитие экономики одной страны по годам, ориентируясь на реальный валовой внутренний продукт.
  2. Уровень жизни в государстве – реальный показатель.
  3. Экономическое развитие государства – ориентируемся по ППС.
  4. Сравнивать уровень жизни в разных странах – душевой валовой продукт по ППС.
  5. Сравнивать страны – валовой продукт в долларах США.

Сейчас страна имеет смешанный тип экономики. В государственной собственности, после глобальной приватизации 90-х остались только стратегические отрасли – энергетика и ВПК. Финансовый сектор, тяжелая и легкая промышленность, горнодобывающий сектор перешел в руки частного капитала.

Посмотрим, ВВП России по 1990 — 2017 годам в таблице, которая наглядно показывает, «оздоровилась» ли наша экономика в результате реформ.

В России находится тридцать процентов природных ресурсов мира, но падение наблюдается с 1990 по 1997, потом средние темпы роста до кризиса 2009 и очень медленный подъем.

Эти показатели в группе «выше среднего», но большой минус, основные доходы бюджета – продажа энергоресурсов (газа, нефти). Поэтому рост ВВП России по годам на душу населения напрямую зависит от мировых цен энергоресурсов. Так утверждают аналитики, есть сомнения, об этом ниже. Проанализируем графики.

Структура ВВП России по отраслямпоказывает, верить экспертам дело неблагодарное. Если сравнивать данные 2009, 2015 и 2017, можно заметить — доходы страны напрямую не зависят от котировок нефти, газа, стали и алюминия на мировых рынках, как убеждают некоторые аналитики.

Данные 2002

Показатели 2015

ВВП России 2017

Можем сделать вывод из данных таблиц? Влияние сырьевого сектора имеет тенденцию к устойчивому снижению.

Доходы и распределение

Безработица и бедность сократились в два раза, а реальные доходы выросли почти в полтора раза. Такие темпы 2000 – 2012 годов обусловлены резким ростом цены экспортных энергоресурсов.

В 2015 Российская Федерация по покупательной способности занимала шестое место, по рыночному обменному курсу – двенадцатое. К 2018 показатели существенно ниже. Причина — рост незаконных денежных потоков и теневой сектор экономики, вывоз капитала за рубеж. Итог – треть всех финансов государства в руках 120 человек. Сейчас страна на втором месте по финансовому оттоку денежной массы.

Динамика

Динамика ВВП Россиив среднем 3 % в год, показывает резкие подъемы и падения, обусловленные политической ситуацией и мировыми финансовыми кризисами. Утверждения зарубежных аналитиков, рейтинги агентств прогнозируют рост валового внутреннего продукта будет увеличиваться.

Кризисные ситуации, падение цены нефти ниже 40 долларов даст максимально пять процентов снижения внутреннего валового продукта. 2018 — стоимость нефти приближается к 70, поэтому перспективы роста обнадеживающие, учитывая наши позиции в Сирии и Иране.

График ВВП России за 20 летпоказывает, к 2017 году, несмотря на санкции РФ смогла успешно преодолеть падение 2015.

Поэтому не будем нервничать, читая прогнозы аналитиков «все пропало», без инвестиций Запада добиться хороших показателей возможно.

Структура по секторам экономики

Статистика ВВП России показывает, распределение по секторам существенно не меняется:

  • сельское хозяйство – в среднем 5 %;
  • промышленность 30 – 32 %;
  • сфера услуг – 60 %.

А доля нефти? Оказывается, меньше 10 %. Возникает вопрос, почему так пугают «нефтяной иглой»? Выяснилось, существует две принципиально разные позиции.

Изучив много сайтов, ориентируясь на политическую направленность сделал вывод, либеральное направление экономики привязывает экономическое развитие к тому, какая цена нефти прогнозируется, что не дает возможности самостоятельно планировать развитие

Государство делает ставку на развитие промышленного сектора и ВПК, что зависит от технологий, внутренних ресурсов, правильного планирования, разумных реформ.

Есть шанс переломить негативную тенденцию, рассчитывая на внутренние резервы страны без постороннего негативного вмешательства.

Международные отношения

Доля России в мировом ВВПсравним по годам.

Как видим, после распада СССР картина неприятная, но к 2011 году, после падения 2000, на один процент доля России выросла. А какие показатели 2017? Неплохо, особенно учитывая ситуацию санкций.

Если продвигаемся к геополитическим позициям СССР, то расстраиваться пока рано.

Сегодня место России по ВВП, информация 2017, тринадцатое, это абсолютный экономический показатель, на душу населения наши цифры огорчают – 72 место, что на одну позицию ниже, чем у Китая.

Внешние долги

Страна с 2016 начала наращивать внешний долг, цифра по расчетам 2018 года составит 15,7 процентов от внутреннего валового продукта, до критических 20 процентов далеко. В 2017 внешний долг составлял 537 млрд долларов, уровень 2015 года – 538 миллиардов.

Заявления Центробанка о рисках возрастающих внешних долгов на фоне сложившейся мировой экономической ситуации — чрезмерная предосторожность.

Санкции с России не сняты, нефть остается на уровне 45% от цен 2014 года, россияне остро чувствуют кризис, экономя на продуктах, а власть уже декларирует, что с ноября 2016 года экономическая ситуация в стране стала меняться, и страна вышла на слабый экономический рост. Президент отчитался перед народом, что санкции нам пошли только на пользу, именно они стали стимулом для развития экономики. Данные экономического развития за пять месяцев этого года показали, что Кремль готовится к президентской кампании и «поднимает» на бумаге статистические показатели. Ведь не с проваленным шестилетием действующему президенту идти на новый срок.

ВЫХОД ИЗ РЕЦЕССИИ

Последние данные Росстата показали, что ВВП окончательно вышел в плюс и рецессия преодолена. Однако согласно экономистам БКС и ФК «Уралсиб» это было достигнуто посредством роста цен на нефть и гособоронзаказа, остальная же экономика либо стагнирует, либо снижается. Согласно данным ВШЭ доля секторов, связанных с добычей сырья, в российском ВВП выросла с 7,8% в 2013 году до 8,2% в 2016-м. Доля оборонных производств и госуправления поднялась с 5,5% до 5,8%, тем самым общий вес в экономике сырьевых и военных отраслей достиг максимума по крайней мере с 2011 года.

Строительство же, например, за пять месяцев в объемах вводимых площадей упало на 12,6%. Колоссальный разрыв между сырьевой и производственной экономикой говорит о том, что тренд на восстановление иллюзорен и хрупок, обусловлен экономической конъюнктурой - ценами на энергоносители. Если в прошлом году каждый баррель российской нефти продавался за рубеж по 31,99 доллара, то в этом уже по 52,04. Как показал кризис 2008 года, такое восстановление экономики носит временный характер и ведет к затяжным кризисам с сокращением лагов времени межкризисного периода.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Согласно официальным данным главные показатели экономического роста в стране стали расти. За пять месяцев этого года промышленное производство выросло на 1,7%, хотя обрабатывающая промышленность всего на 0,9%. Если перевести эти цифры на уровень досанкционного 2013 года, то по производству обрабатывающей промышленности Россия сейчас на 2,5% производит продукции меньше, чем 3,5 года тому назад. И если в 2013 году доля импорта в российской экономике доходила по некоторым товарным группам до 90%, то логично, что при уменьшении продукции обрабатывающей промышленности импортозависимость не уменьшилась, а только выросла. Хотя Медведев уже успел отчитаться, что «в 2016 году развивались наиболее перспективные отрасли российской промышленности, достигнуты определенные результаты в программе импортозамещения».

Страна как была зависима от иностранных товаров, так и продолжает от них зависеть, поскольку свое производство не увеличилось. Главные факторы роста предпринимательской деятельности - доступные кредиты и предсказуемые условия ведения бизнеса уже давно не работают. На прямой линии, например, один из вопросов был о высоких ставках - «фактическая ставка в нашем конкретном случае составила 19 процентов годовых - 18,75. С такими ставками, о чём говорилось в начале, мы новую экономику не построим, и у бизнеса нет такой, к сожалению, рентабельности, как нам бы хотелось». Правила ведения бизнеса также менялись многократно, каждый раз в сторону введения новых сборов и препятствий. Это система Платон, увеличившая стоимость перевозок, новые требования к кассовым аппаратам, ночь ковшей, торговые сборы в городах федерального значения и прочее.

Главный фактор роста промышленных показателей - это изменение методологии расчета Росстатом, который перешел с системы ОКВЭД, а ОКВЭД-2. Как отметили в Центре развития ВШЭ, произошедший резкий скачок промышленного производства в мае на уровне 5,6% год к году против 0,7% прироста в январе-апреле, что привело к ускорению роста ВВП в мае до 3,1% год к году (против 0,5% в первом квартале и 1,7% в апреле), был обусловлен статистическими проблемами индексов промышленного производства и оптовой торговли. Точнее несовершенством самой методики. Но теперь Росстат непосредственно подчинен Минэкономразвитию, поэтому в дальнейшем он и будет обслуживать ведомство, угождая ему со статистикой. Минэкономразвития вскоре после подчинения Росстата себе уже сообщило о том, что темпы экономического роста ускорились почти вдвое и стали рекордными за 5 лет.

Какие бы цифры почти нулевого прироста не нарисовали в Росстате для Кремля, очевидно то, что существовать с темпами прироста на уровне статистической погрешности такой стране как Россия просто недопустимо, поскольку это прямой путь к новому затяжному экономическому кризису.

ИНВЕСТИЦИИ

Что касается инвестиций в основной капитал, которые по данным за первый квартал выросли на 2,3%, то их увидели преимущественно только два сектора экономики - как обычно добыча и транспортировка сырья, а также финансовый сектор, обслуживающий потоки «экономики трубы». Более 40% инвестиций в основной капитал пришлось на добычу полезных ископаемых и строительство трубопроводов для их транспортировки за рубеж. В секторе реального производства инвестиционный спад напротив продолжается. Например, в обрабатывающей промышленности объем капвложений упал еще на 6,7%, хотя 25% мощностей уже окончательно устарели и не способны производить продукцию. В металлургии капвложения обвалились почти на 30%, в производстве металлических изделий - на 24,7%, в секторе автотранспортных средств - на 32,2%. Согласно выводам экономистов Сбербанка, рост инвестиций был обусловлен «фактором столицы», бюджетными средствами и газовым проектом «Сила Сибири», то есть ни в коей мере не говорит о восстановлении активности частного сектора.

ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция достигла рекордно низкого уровня - 4,4%, хотя ранее мы уже писали о том, что эти показатели явно занижены, поскольку нарушают сложившийся экономический закон соотношения ставки ЦБ и инфляции в определенном коридоре. Сейчас ставка не корректируется в таком же темпе как инфляция, что говорит о том, что инфляцию осознанно занижают (рис. 1).

Рис. 1. Отношение средневзвешенной ставки на конец года к инфляции

В периоды, когда инфляция была выше ставки, ЦБ ориентировался на экономический рост, стимулируемый смягчением денежно-кредитной политики. Так было в 2007-2008 гг., за которыми последовал кризис, вызванный изменением стоимости нефти. ЦБ тогда на год увеличил ставку, но в 2010 году она снова оказалась ниже инфляции. В 2013 году ЦБ принимает решение ориентироваться не на учетную, а на ключевую ставку, которая была на три п.п. ниже учетной. Тогда мы снова видим эффект низкого коэффициента.

То есть можно говорить, что в определенные исторические промежутки времени Банк России стимулировал экономику за счет удешевления кредита. Исходя из этого в последующие годы Банк должен был бы держать это соотношение близкое к 1:1, однако вместо этого наметилась новая картина, которой раньше за срок Путина не наблюдалось. А именно, вдруг параметр инфляции резко пошел вниз без объективных на то причин, а Банк России незначительно скорректировал ставку. В прошлом году уровень инфляции был почти в два раза ниже ставки, в этом году такая же картина. А сам коэффициент вырос с 0,98 (2015 г.) до 1,96 (2016 г.). По исходной логике ЦБ должен был бы снизить ставку до 5–7%, но никак не останавливаться на уровне 9,25%. Но этого он делать не стал. О чем это говорит? О том, что реальный уровень инфляции намного выше, чем нам сообщают статисты и чиновники. По всей видимости он в границах 8–13%.

ГРУЗООБОРОТ И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Рекордными стали показатели роста грузооборота - 7%, железнодорожного - 7,4% за пять месяцев текущего года, а также темпы роста экспорта и импорта, которые достигли 31,8% и 24% соответственно. Именно увеличение перевозок продукции по внешнеторговым операциям и привело к росту значения параметра грузооборота. Если сравнивать данные за 4 месяца 2017 года с данными за 4 месяца 2014 года, то есть с почти досанкционным периодом, то объемы экспорта в 2014 году в 1,55 раз превышали текущие показатели, а импорта в 1,48 раз. Даже при таких высоких показателях роста экспорта и импорта в этом году, приходится констатировать, что мы еще далеки от докризисного уровня. И не менее важный момент - за счет чего произошел рост экспорта и импорта. Экспорт вырос преимущественно благодаря минеральным ресурсам и металлам и изделиям из них (рис. 2). То есть Россия не поменяла свой производственный профиль в мировой торговле. Импорт увеличился за счет закупок машин и оборудования, которые выросли на 27,5%, это при том, что в структуре импорта они занимают 45%.

Рис. 2. Отношение экспорта и импорта за январь-апрель 2017 года к экспорту и импорту за январь-апрель 2016 года (по данным ФТС)

Российская экономика сохранила полностью свой сырьевой профиль и за хорошими цифрами в сфере грузооборота и внешней торговли стоит ни что иное, как закрепление сырьевизации экономики.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РОССИЯН

Скрыть от населения реальное состояние экономики сложно, когда прилавки заполнены импортной техникой, в магазинах продаются игрушки и медикаменты иностранного производства, и только продукты питания еще имеют маркировку сделано в России. Но еще сложнее скрыть реальные цифры от населения, когда речь заходит об уровне их благосостояния. Согласно официальной статистике реальные доходы граждан ниже уровня предыдущего года на 1,2%, заработная плата с 2013 года упала почти на 5%. Снижение оборота розничной торговли на 0,8% и нулевой рост услуг населению говорит о том, что граждане, став беднее, сократили свое потребление. И на этом фоне президент продолжает говорить, что зарплаты в стране растут, в то время как на прямой линии уже были сюжеты о том, что реальные зарплаты обличаются от декларируемых. И таких вопросов было большинство.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждому десятому россиянину не хватает денег даже на еду, а 29% отметили, что им едва хватает денег на одежду. Пока Росстат определяет порог бедности по минимальному уровню оплаты труда, сами россияне бедными считают тех, кому средств хватает только на покупку одежды и продуктов питания, а таких в стране 39%, среди пенсионеров - 54%, то есть свыше половины! Помощь от государства бедным придет в 2019 году в рамках специальных мер поддержки бедным, но по заявлению Мантурова в размере примерно 10 тысяч рублей в год. Сложно себе представать, как эти деньги помогут российским гражданам. Разве что с трудом хватит на покупку булки хлеба ежедневно, в то время как по идее правительства на эти деньги граждане, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума, смогут покупать свежую рыбу, мясо и овощи российского производства. И это на дополнительные 27 рублей в день к семейному бюджету!

О неблагоприятном положении в сфере уровня доходов говорит и тот факт, что по данным ВЦИОМ почти половина россиян намерена провести свой отпуск дома (47%), 44% из них основной причиной отказа от поездок назвали проблемы с деньгами.

Впрочем, у власти иная точка зрения на благосостояние граждан. Силуанов заявил, что «с начала года доходы наших граждан стали расти», хотя даже официальная статистика говорит об обратном. За последние 30 месяцев (с октября 2014 года) лишь однажды Росстат выявил повышение уровня жизни - в январе 2017 года после разовой выплаты 5 тысяч рублей пенсионерам.

Согласно Росстату за пять месяцев выросла и реальная, и номинальная зарплата, составив 40 640 рублей по стране. Однако большинство граждан получают существенно меньше: 55% имеют зарплату ниже 25 тысяч, а треть - ниже даже 15 тысяч рублей. Согласно прогнозу Минэкономразвития в России к 2035 году средняя по стране зарплата вырастет лишь на 56% и в самом оптимистичном сценарии к 2035 году не превысит 800 долларов, хотя еще в 2012 и 2013 году средняя зарплата была выше этого уровня (876 и 910 долларов соответственно)!

Можно ли говорить о восстановлении экономики, если кризис заметили даже обеспеченные граждане? Опрос Ipsos Comcon, проведенный в апреле 2017 года, показал, что больше половины (58%) состоятельных россиян заметили изменения экономической ситуации в худшую сторону. Улучшение ожидают только 30% опрошенных, 38% предполагают, что ситуация будет ухудшаться, а 32% прогнозируют, что изменений экономической ситуации не произойдет.

ДЕМОГРАФИЯ

Одно из главных достижений, о котором президент говорил многократно - демографический рост, продержался всего три года (рис. 3). Естественный прирост на уровне в 10 раз меньше миграционного еще поддерживал слабую уверенность президента в правильности выбранного им курса в демографической политике, но уже в этом году статистика показала, что это был кратковременны эффект на фоне общего сокращения численности населения. В этом году только за четыре месяца естественная убыль населения составила уже 92,8 тысячи человек. Русская нация как вымирала, так и продолжает сокращаться. И никакие программы материнского капитала не могут остановить этот процесс.

Рис. 3. Естественный прирост населения (по данным Росстата)

Макроэкономические параметры и данные Росстата уже перестали отражать реальную картину процессов, происходящих в российском обществе. При составлении стратегий и планов правительство должно исходить не из мифических цифр, а из реальных проблем граждан, которых, как показала прямая линия президента, не мало.

Объективную картину происходящего в стране дает не Росстат и отчеты правительства, а те самые не попавшие в эфир прямой линии граждане, письма в администрацию президента, которая не решает проблемы народа, протесты, но не неосознанной молодежи без идеологических воззрений, а людей, доведенных до отчаяния - дальнобойщиков, налогоплательщиков, фермеров, шахтеров и прочее. Пора уже слушать голос большинства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ