Курсовая работа: Влияние возможных изменений климата на развитие производства. Изменение климата: плюсы и минусы для россии

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству. Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков

и сел; в городах входит в состав городского хозяйства.

Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения. В законе Российской Федерации (РФ) №4219-1 «Об основах федеральной жилищной политики (с изменениями на 24 декабря 2002 г.) дано определение жилищной сферы как области народного хозяйства, включающей строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в решающей степени формирует среду обитания человека. В современных городах состояние ЖКХ определяет уровень цивилизованной жизни. От того, в каких условиях мы проживаем, зависит наше внутреннее состояние, наличие минимума коммунальных услуг - есть гарантия успеха в производстве, науке, учебе, это залог нашего здоровья и благополучия.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Оно включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.

Организации жилищно-коммунального хозяйства - это предприятия, учреждения и организации вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно-коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей. Они являются важнейшей частью территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортность жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависят состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

ЖКХ обуславливает своеобразие и специфику его деятельности, которая чрезвычайно многогранна: это эксплуатация жилищ, теплоэнергетика, газовое и гостиничное хозяйство, городское освещение, электрический транспорт, банно-прачечное, гражданское и оздоровительное обслуживание, комплексное благоустройство и санитарная очистка поселений, зеленое строительство, промышленное производство цветов, монтаж, капитальный ремонт и эксплуатация лифтового хозяйства, техническая инвентаризация основных фондов, ремонтно-строительное производство, промышленность, капитальное строительство, проектные, конструкторско-технологические и научно-исследовательские работы, подготовка и переподготовка кадров, производственно-технологическая комплектация, аварийная (инженерного оборудования), справочно-информационная, инспекционная и другие службы.

Как было сказано выше, ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. В работах В. В. Авдеева, А. И. Безлюдова, А. Г. Козлюка и других авторов приводится классификация отраслей ЖКХ. Они включают:

7 Безлюдов А. И. ЖК-хозяйство: проблемы управления.- М. : Стройиздат. - 1990. - С. 14, 280.

Санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);

Внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);

Коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);

Коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

Внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

Подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские). Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и

разветвленной, является ЖКХ. Деятельность по эксплуатации жилищного фонда составляет до 80% общего объема. Это не случайно, так как среди широкого круга экономических и социальных проблем, связанных с повышением народного благосостояния, наиболее важной является жилищная.

Для производственно-хозяйственной деятельности ЖКХ характерен ряд специфических особенностей: организационное построение по территориальному и отраслевому признаку, двойное подчинение, социальный отклик на результаты деятельности, неравномерность спроса и др. Все это определяет жилищно-коммунальное хозяйство как сложную, многоэлементную, динамическую организационно-экономическую систему9. Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.

8 Авдеев В. В. Почему пробуксовывает реформирование в ЖК-сфере? // ЖКХ. - 1996. -№3.- С. 5.

9 Безлюдов А. И. ЖК-хозяйство: проблемы управления. - М. : Стройиздат. - 1990.

В последние годы стало очевидно, что единственный способ в реализации задач ЖКХ - это системный подход, поскольку торможение реформ не связано с отдельными неудачами руководителей, а стало явлением, охватившим значительное число регионов страны. Существует определенное противоречие в том, что управление процессом реформирования жилищно-коммунальной сферы на федеральном уровне по существу носит отраслевой характер, а на уровне муниципального образования - подлинно комплексный.

Специалисты отмечают слабую связь жилищно-коммунальной реформы с процессом управления городской недвижимостью, реформой бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, с вопросами формирования муниципальной базы социально-технических стандартов и реформой местного самоуправления (МСУ). Преодоление кризиса возможно только через изменение в целом функционирования ЖКХ и управления этой сферой. Системный подход должен учитывать структурную перестройку отрасли, изменение отношений между участниками, взаимодействующими в этой сфере.

При распределении полномочий между различными уровнями важное значение приобретает предотвращение финансовых рисков. По-прежнему актуальным является повышение сбалансированности действующих традиционных денежно-финансовых ресурсов всех уровней бюджетной системы. При этом ориентация на количественное сокращение финансовых источников проведения реформ была бы неверной. Недопустимо также переносить все накопившиеся противоречия реформирования на уровень местной власти и муниципальных предприятий ЖКХ.

Рассмотрим специфику формирования рынка коммунальных услуг.

С формальной точки зрения услуги, предоставляемые с помощью инженерных коммуникаций, скорее являются частными товарами, чем общественными, поскольку их можно делить на порции и продавать по порциям. Системы инженерного оборудования домов в принципе позволяют установить контроль за потреблением услуг отдельными жилыми ячейками,

следовательно, существует теоретическая возможность исключить доступ к системе тех, кто уклоняется от уплаты. Причем вещественный характер самих услуг позволяет произвести оплату в соответствии с потребленным количеством услуг. В данном случае признаки делимости характеризуют коммунальные услуги как частные блага, а не как общественные. Все эти свойства коммунальных услуг предполагают возможность развития в данной сфере конкуренции.

В экономической теории доказано, что основными параметрами, которыми характеризуют модель рынка совершенной конкуренции, являются;

1) однородная продукция;

2) свободный вход и выход продавцов с рынка;

3) множество продавцов товара;

4) абсолютная подвижность факторов производства;

5) полная доступность информации субъектам рынка.

Благодаря свойству однородности продукции покупателям абсолютно безразлично, у кого ее покупать. Предпочтение отдается лишь тому, у кого ниже цена. Тот продавец, который предлагает чуть дороже свой товар, лишается покупателей. Также из-за того, что на рынке много продавцов, увеличение предложения товара кем-либо из них не оказывает влияния на изменение цены товара. Поэтому на совершенном конкурентном рынке нет ценового различия. Все продавцы продают свой товар по одной и той же цене. Повышение или падение цены в результате изменения спроса происходит одновременно для всех продавцов. Свободный вход и выход продавцов и абсолютная подвижность факторов производства обеспечивают рынку быстрое достижение равновесия между спросом и предложением.

Теория доказывает, что совершенный конкурентный рынок может быть только равновесным.

Регулирование количества товара на рынке происходит за

счет прихода новых продавцов или ухода менее прибыльных. Все торгующие на рынке фирмы одинаковы по объему предложения товара10.

Совершенный конкурентный рынок является идеальной моделью рынка. Перечисленные выше параметры определяют его как наиболее эффективную форму обмена, обеспечивающую свободную конкуренцию между продавцами и свободное проявление действия закона спроса и предложения. В результате достигается полное насыщение рынка соответствующей продукцией при наиболее возможной низкой цене. Этим двум обстоятельствам - свободному ценообразованию и установлению равновесия между спросом и предложением товара - модель конкурентного рынка обязана своей эффективностью как рыночная структура.

Рассмотрим сходство коммунальной деятельности с описанной выше моделью конкуренции. Свойство однородности коммунальных услуг не связано с выбором потребителем поставщика, а также не определяет равнодоступность рынка для производителей услуг. Однородность коммунальных услуг свидетельствует об их уникальности как блага и определяется комплексом параметров, которые делают их пригодными для употребления по назначению. Уникальность и однородность исключают возможность для потребителя проявлять свои предпочтения, искать замену предлагаемой услуге.

В сфере коммунальной деятельности в силу государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) механизм спроса и предложения не действует. Перечислим главные свойства рынка коммунальных услуг, которые представляют сложность для конкуренции в этой сфере.

Во-первых, это насущный и уникальный характер потребления услуг (свойство незаменимости), который не позволяет потребителям отказываться от услуг или сокращать их потребление при повышении цены услуг либо

10 Экономическая теория: учеб. для вузов / Под ред. Г. П. Журавлевой, В М. Юрьева. -Тамбов. : Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2000. - С. 268.

увеличивать их потребление, при снижении цены услуг. Потребители скорее пойдут на сокращение своих расходов на пищу, одежду и т. п. для того, чтобы не прекращали подачу воды, тепла, газа, электроэнергии. Колебания потребления коммунальных услуг имеют неценовую природу и поэтому не оказывают влияния на изменение их цены.

Во-вторых, это доступность услуг потребителям в любое время, когда у них возникает потребность в таких услугах (свойство бесперебойности и надежности предоставления услуг). Ограничение доступности при помощи изменения цены не приводит в действие механизм спроса и предложения, а превращает цены в инструмент социальной дискриминации населения.

В-третьих, это возможность удовлетворения потребностей в услугах в полном объеме (свойство насыщения потребностей), которая является одним из важных показателей качества коммунального обслуживания, обеспечивает общую доступность услуг. Системы инженерного оборудования изначально рассчитываются так, чтобы производимый в тот или иной период времени объем услуг в точности соответствовал величине фактических потребностей в них. Поэтому рынок коммунальных услуг всегда является равновесным. Независимо от того, какое количество услуг реализуется в тот или иной момент времени, спрос и предложение услуг должны быть уравновешены.

В-четвертых, это жесткая связь между производством и потреблением услуг, взаимовлияние и взаимозависимость данных процессов между собой, неперемещаемость производственных фондов коммунальных предприятий, что исключает возможность свободы выбора услуг.

В сфере коммунальной деятельности цену задают регулирующие органы, а предложение услуг на уровне насыщения потребностей является одним из технологических параметров системы инженерных коммуникаций, иными словами, является свойством, органически присущим рынку коммунальных услуг.

Другим важным отличием между моделью свободной конкуренции и коммунальным рынком является характер взаимодействия интересов экономических субъектов (население, предприятия ЖКХ, предприятия и организации социально-культурной и промышленной сферы). На конкурентном рынке любое изменение цены происходит в согласии с этими интересами, а не вопреки им. Цена на рынке коммунальных услуг не отражает потребительские вкусы и предпочтения, а экономические интересы приобретают антагонистический характер. Следовательно, отсутствие условий для свободной конкуренции порождает монополию в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Экономическая теория различает разные типы монополий, с двумя из которых - чистой монополией и естественной монополией - часто сравнивают предприятия ЖКХ. При этом не замечают существующих между ними различий, не выясняют, какие же черты коммунальной деятельности роднят ее с данными структурами. Но без понимания этих различий нельзя решить и вопрос о монополизме коммунальных предприятий.

Ученые экономисты выделяют следующие свойства рынка чистой монополии:

Единственный поставщик товара на рынок;

Уникальный продукт (товар, не имеющий близких заменителей);

Наличие ценового диктата продавца;

Барьеры для входа конкурентов в рынок.

С устранением этих барьеров в отрасли возобновляется конкуренция. Освоив новую технологию и организацию производства, найдя близкую замену продукту, конкуренты быстро оккупируют рынок, лишая монополиста его

привилегий. В то же время каждая из новых фирм стремится занять на новом рынке монопольное положение, возводя новые барьеры для других фирм11.

Факторы, лежащие в основе развития чистой монополии, не имеют аналогичного действия в сфере коммунальной деятельности. Барьеры, препятствующие входу в рынок коммунальных услуг, имеют совершенно иное происхождение, чем в случае чистой монополии.

Так, в основе развития чистой монополии лежит эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная концентрацией производства. В основе монополизма коммунальных предприятий лежит процесс централизации коммунального обслуживания - территориального объединения потребителей единой системой инженерных коммуникаций. Концентрация здесь выступает как фактор, обеспечивающий развитие централизованных систем коммунального обслуживания.

Монополизм коммунальных предприятий неустраним в принципе, поскольку он основывается на технологическом единстве процессов производства и потребления коммунальных услуг. Сколько бы ни ограничивали масштабы системы коммунального обслуживания, она остается монополистом для своих потребителей на обслуживаемой ею территории, независимо от формы собственности.

Потребители продукции чистой монополии проявляют полную свободу в решении вопросов: покупать или отказаться от продукта монополиста; если покупать, то в каком количестве и как часто. Потребители коммунальных услуг лишены такой индивидуальной свободы и не всегда могут отказаться даже от некачественной услуги, должны подчиняться коллективному выбору.

Важной особенностью жилищно-коммунального хозяйства является высокая социальная значимость и жизненно важный характер работы в жилищной сфере города. Если она не будет соответствовать техническим

11 Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. 2002. - М. 1Ре1. -С. 29.

обуславливает еще одну особенность жилищного хозяйства - специфичность критериев оценки эффективности функционирования жилищной системы.

Характерные для сферы производства экономические критерии эффективности зачастую оказываются не определяющими в этих организациях. Поэтому необходимо учитывать не столько экономический эффект, а

социально- экономический и чисто социальный эффект. Главной целью должно быть улучшение качества обслуживания населения, и удовлетворение его потребностей, и уже посредством этого - улучшение финансовых показателей работы предприятий.

Поскольку ЖКХ представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего, комфортности жилища, его инженерное благоустройство, от которых зависит качество жизни, то, на наш взгляд, жилищно-коммунальную систему можно определить как сферу услуг, определяющую уровень жизни населения и обеспечивающую качество воспроизводства функционального потенциала индивидуумов.

Наличие монополизма, высокая социальная значимость и жизненно важный характер работы в жилищной сфере, локальный характер производства и потребления работ и услуг, высокий уровень комплексности данной сферы, что выражается в необходимости одновременной увязке функционирования жилищных организаций в единой технологической цепочке с другими предприятиями коммунального обслуживания - вот далеко не полный перечень специфики и особенности ЖКХ, который необходимо учитывать при формировании эффективного подхода к управлению жилищно-коммунальным хозяйством.

12 Бузырев В. В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы: учебное пособие. - М., 2001. -

С целью адаптации к изменениям климата в сфере ЖКХ необходимо безотлагательно внести коррективы в нормативные документы СНиП, ГОСТ, а также технические регламенты. В часг- ности, требует срочного пересмотра глава СНиП «Строительная климатология», в которой нормативные квантили продолжительности и температуры отопительного периода должны быть заменены с учетом уже происходящего сокращения его продолжительности в связи с потеплением климата.

Деятельность по созданию современных сетей теплоснабжения является наиболее важным техническим адаптационным мероприятием. Поскольку задача состоит не только в экономии энергии, но и в обеспечении комфортных условий проживания, необходимо широкое внедрение современных систем отопления, дающих возможность простой регулировки подачи тепла (желательно автоматизированных). Необходимо в ближайшее время перейти на современную методику системного подхода к созданию кондиционеров с автоматизированным управлением с учетом специализированной климатологической информации в виде двумерных распределений срочных значений температуры и энтальпии. Требуют пересчета годовые расходы тепла, холода и влаги при проектировании систем кондиционирования для мест с повышенной влажностью: бассейнов, аквапарков, озер, прудов- охладителей.

5.8. Транспорт

Основные адаптационные меры, касающиеся влияния изменения климата на сухопутный транспорт, включают:

мониторинг, прогнозирование и раннее оповещение об изменениях гололедных отложений на дорогах;

учет влияния деградации вечной мерзлоты на устойчивость работы любых, в том числе железнодорожных, транспортных магистралей и принятие технических решений по снижению риска данного влияния;

учет воздействия изменения колебаний температурно- влажноегных, ветровых и других погодно-климатических характеристик на физическое состояние дорог и транспортных средств, на здоровье и самочувствие людей, управляющих транспортными средствами, и принятие организационных, технических и медицинских мер по снижению риска указанного воздействия. В частности, важной адаптационной мерой является обеспечение комфортных условий (в том числе развитие систем кондиционирования) для пассажиров общественного транспорта, включая железнодорожный и автотранспорт, а также метрополитен.

Увеличение повторяемости и разрушительной силы опасных природных явлений, включая штормовые ветры, а также деградация вечной мерзлоты требуют разработки адаптационных мер с целью обеспечения безопасности воздушного транспорта. Такие меры могут включать, например, внесение изменений в проектирование взлетно-посадочных полос и вертолетных площадок, инженерные решения для закрепления грунтов и т.

Меры адаптации требуются и водному транспорту в связи с увеличением навигационного периода речного флота и соответственно увеличением грузооборота, сокращением сроков работы ледокольного флота. Открывающиеся возможности развития речного судоходства могут быть в полной мере реализованы при возобновлении дноуглубительных работ на перекатах судоходных рек в объемах, которые выполнялись в начале 1990-х годов.

Важной адаптационной мерой является укрепление береговой линии и портов.

Центральный для морского транспорта аспект адаптации к ожидаемым изменениям климата связан с открывающимися перспективами эксплуатации Северного морского пути и возрастанием активности в Северном Ледовитом океане в целом. В условиях потепления в Арктике в связи с ожидаемым облегчением доступа в высокие широты необходимо поддержание и развитие ледокольного флота России (включая большие ледоколы) для круглогодичного плавания в Северном Ледовитом океане с целью обеспечения национальных интересов безопасности и научных интересов в Арктике и в Южном океане.

Кроме того, очевидна потребность в развитии инфраструктуры, обеспечивающей работу транспорта, а также научную деятельность полярных экспедиций и функционирование сил обеспечения национальной безопасности России в Северном Ледовитом океане, - строительство портов, развитие сухопутных и воздушных транспортных магистралей и т. д. Существующие количественные экономические оценки необходимых адаптационных мер (в том числе инвестиций) крайне недостаточны и дают, как правило, заниженные значения. Поэтому актуальной является реализация соответствующих разделов вышеупомянутого Комплексного плана научных исследований погоды и климата до 2020 г., который предусматривает существенную активизацию работы по исправлению ситуации.

Что касается научно-технических разработок и технологических решений, обеспечивающих адаптацию к изменениям климата, главная роль здесь принадлежит критически важным си- стемам и технологиям снижения риска природных катастроф, включая развитие систем раннего оповещения, средств и методов инженерной и санитарной защиты населения и территорий от природных опасностей, а кроме того, системам и технологиям защиты населения и хозяйственных объектов от опасных природных явлений и процессов, в частности экстремальных перепадов температуры, выпадения осадков и т. п.

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Именно оно обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

В стране уровень развития жилищно-коммунального хозяйства не в полной мере соответствует предъявленным к нему требованиям, что в значительной мере влияет на качество жизни населения. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в Беларуси. Так, число семей (включая одиноких граждан), состоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий на конец 2003 г., составило 552,2 тыс., или уменьшилось по сравнению с 1990 г. лишь на 22 %.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).

Жилищная сфера - составная часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт.

От количества и качества услуг ЖКХ зависит уровень комфортности и благоустроенности жизни населения, что в конечном итоге сказывается на его работоспособности, здоровье, приросте населения, отношении к органам государственного управления. В отличие от других отраслей социальной сферы объемы и качество жилищно-коммунальных услуг не подлежат сокращению ниже определенного минимума. От развития ЖКХ зависит функционирование и производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса. В структуре платных услуг, предоставленных населению Республики Беларусь, ЖКХ в 2003 г. занимало первое место (32,3 %), что значительно превысило уровень 1990 г. (13,3 %).

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный комплекс разнообразных предприятий, служб, оказывающих услуги или производящих продукты - всего более 30 видов деятельности. В его состав входят две крупнейшие подотрасли: жилищное строительство и содержание жилого фонда. Коммунальное хозяйство включает санитарно-технические службы и предприятия (водопровод, канализацию и т.д.), энергетическое и транспортное хозяйство, хозяйство внешнего благоустройства.



Основным показателем, который характеризует жилищное хозяйство, является наличие жилого фонда. Динамика жилищного строительства в Беларуси в 1991-2003 гг. была крайне нестабильной. Так, начиная с 1992 г., резко уменьшились инвестиции в жилищное строительство. За 1991-1995 гг. жилищный фонд увеличивался в среднем за год на 3,6 млн м 2 , а в сельской местности - на 0,16 млн м 2 . Начиная с 1996 г., ввод жилья достиг 3,3-3,6 млн м 2 в год, однако и выбытие ветхого жилья увеличилось. Поэтому с 1995 по 2003 г. ежегодный прирост жилого фонда составлял 2,3 млн м 2 , а в сельской местности - 0,06 млн м 2 . Сказались на темпах жилищного строительства и последствия финансового кризиса в России в 1998 г.

Медленно растет и средняя обеспеченность населения жильем. В 2003 г. на одного жителя в городах приходилось 20,0 м 2 общей площади, а в сельской местности - 27,8 м 2 .

В текущем пятилетии предполагается обеспечивать ввод жилья в объеме 3,0-3,5 млн м 2 общей площади, чтобы средняя обеспеченность на одного жителя достигла 30-31 м 2 , или 1,1-1,3 комнаты на человека, что соответствует международным стандартам.

Уровень благоустройства жилищного фонда Республики Беларусь характеризуется резкими контрастами между городами и сельской местностью. Уровень благоустройства жилого фонда в сельской местности остается довольно низким. Это оказывает определенное влияние на его использование (оно не всегда востребовано).

В Республике Беларусь в июле 2003 г. принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года. Для реализации концепции необходимо обеспечить:

Внедрение высокоэффективных, надежных, экономически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;

Совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в отрасли;

Совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.

В ЖКХ остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Основными направлениями реформы ЖКХ являются:

Развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от качества и местоположения;

Совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;

Совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;

Передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.

Направленность и темпы дальнейших преобразований в Российской Федерации, политическая стабильность в обществе в определяющей степени зависят от достижения стратегической цели государства – повышения уровня и качества жизни населения. Важнейшим направлением социально-экономических преобразований является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущей отраслью в составе данной сферы выступает жилищно-коммунальное хозяйство, которое обеспечивает содержание жилищного фонда и доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это многоотраслевой комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий различного назначения и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг, в числе которых: холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; тепло-, электро– и газоснабжение; сбор, вывоз и утилизация мусора; текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем; капитальный ремонт; текущая уборка мест общего пользования; содержание и благоустройство придомовых территорий. Следовательно, жилищно-коммунальное хозяйство – это та сфера, без которой невозможна жизнедеятельность человека и территории в целом, а качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг напрямую определяет благосостояние населения.

В Большом экономическом словаре благосостояние толкуется как «обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности» . Таким образом, благосостояние характеризует степень удовлетворения и развития потребностей отдельного человека, семьи, нации в целом.

Потребность людей в улучшении жилищных условий, повышении комфортабельности жилья является элементарной, так же как и потребность в пище, сне, одежде, обуви, предметах первой необходимости. Степень удовлетворения этих нужд выступает фактором, детерминирующим восстановление и сохранение жизнедеятельности индивидуума. Именно поэтому физиологические (органические) потребности в иерархической структуре (пирамиде) потребностей А. Маслоу находятся на базовом уровне (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия потребностей (пирамида А. Маслоу)

Очевидно, что потребности более высокого порядка (в безопасности, уважении, самоактуализации) могут быть реализованы только при условии удовлетворения потребностей, положенных в основание пирамиды. Следовательно, проблема улучшения жилищных условий, расширения спектра и повышения качества жилищно-коммунальных услуг по-прежнему остается актуальной в контексте решения задач повышения уровня и качества жизни, благосостояния россиян.

Жилищные условия населения, доступность и качество жилищно-коммунальных услуг, наряду с условиями труда, состоянием окружающей среды, степенью развитости объектов социальной инфраструктуры, являются основными составляющими понятия «условия жизни», оказывающими непосредственное влияние на такую интегральную характеристику, как «качество жизни» (рис. 2).

Рис. 2. Блок-схема состава и взаимосвязи качества жизни населения

В прямой зависимости от бесперебойного и качественного предоставления услуг по водо-, газо-, тепло– и энергоснабжению; от доли жилого фонда, подключенного к данным объектам инженерной инфраструктуры; от величины площади квартиры, приходящейся на одного члена семьи; от уровня комфортности проживания находятся состояние здоровья людей, их работоспособность.

Стремление людей повысить комфортность проживания вполне естественно и в последние годы все более возрастает. Речь идет не просто об обеспечении населения жильем, но и, что особенно актуально, о доступности и качестве жилищно-коммунальных услуг.

Развитые страны мира разрабатывают жилищную концепцию, которая в понятие качества включает качество и непосредственного окружения (жилую среду всего дома, в том числе его расположение) и услуг, начиная с текущего ремонта и содержания коммунального домового хозяйства и заканчивая обеспечением иных, не связанных с содержанием дома услуг различным группам населения (люди с ограниченными возможностями и пр.).

Кроме того, комфортное жилье и устойчиво функционирующая сфера жилищно-коммунального хозяйства являются одной из важнейших составляющих благоприятного имиджа территории. Состояние жилищного фонда, качество жилищно-коммунальных услуг и развитость рынка жилья оказывают существенное влияние на инвестиционный климат. Повышение степени обеспеченности жильем и улучшение его качества способствует росту потребления других товаров длительного пользования, создает условия для привлечения трудовых ресурсов. Это, в свою очередь, служит стимулом для экономического развития территории.

Таким образом, роль жилищно-коммунального хозяйства многогранна.

Этот вывод основывается на следующих аспектах деятельности отрасли. Во-первых, ЖКХ является важным сектором экономики, в котором сосредоточены огромные человеческие и материальные ресурсы и от эффективности функционирования которого зависит устойчивость социально-экономического развития территории и государства в целом.

Во-вторых, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами выступает одним из факторов роста благосостояния населения.

В-третьих, эта отрасль влияет на конкурентоспособность территории, способствуя привлечению ресурсов и тем самым ускоряя рост экономики, создает базу для повышения благосостояния населения.

Эти аспекты деятельности ЖКХ в условиях возрастающей конкуренции за ограниченные ресурсы приобретают особую значимость как для отдельных территорий, так и Российской Федерации в целом.

Высокая значимость ЖКХ для социально-экономического развития страны определила принятие решения о реформировании отрасли, предусматривающего ее переход в начале 1990-х годов на принцип самофинансирования, и об утверждении нового курса государственной жилищной политики .

Почти за два десятилетия было принято огромное количество законов и программ как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем существенных подвижек по улучшению ситуации не произошло. Данная сфера, по-прежнему выполняющая в первую очередь социальную функцию, при завышенных и не обеспеченных социальных обязательствах со стороны государства, неэффективном контроле участников рынка, отсутствии реальных экономических отношений и современных методов управления, характеризуется низким качеством предоставляемых услуг .

Основные цели современного этапа реформирования ЖКХ состоят в следующем :

– повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

– привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;

– улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;

– адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем одним из следствий проводимых в отрасли преобразований стал опережающий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с темпами инфляции и темпами роста доходов граждан. В результате этого усугубилась проблема бедности населения. Поэтому сложившийся в стране подход к реформированию ЖКХ требует внесения коррективов.

Проблемы функционирования жилищно-коммунальной сферы, в отличие от многих других, затрагивают интересы различных субъектов гражданского общества: населения, представителей бизнеса и органов власти. В связи с этим определение приоритетов и формирование механизмов реформирования ЖКХ возможны только на основе партнерства всех сторон.

Рассмотрим целевую первую группу – население. Интересы граждан состоят в том, чтобы, с одной стороны, получать качественные жилищные и коммунальные услуги, с другой – чтобы платить за эти услуги в разумных пределах, не превышающих определенной доли семейного бюджета и не снижающих уровень потребления других жизненно важных благ.

Большинство граждан относятся к реформированию жилищно-коммунального комплекса негативно. Как показали исследования, причинами этого стало следующее. Во-первых, процесс принятия решений собственниками жилья достаточно сложный. А информированность населения о возможностях, которые предоставляются им в ходе реформирования, и инструментах, с помощью которых они могли бы воспользоваться своими правами, остается низкой. Во-вторых, собственники жилья, не обладая профессиональными навыками и знаниями, не могут четко выразить свои пожелания в отношении управления домом и зачастую сталкиваются с трудностями при реализации своих же поспешно принятых, необдуманных решений. И наконец, в-третьих, до последнего времени у населения не было реальной возможности влиять на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Вторую целевую группу представляет бизнес, главная цель которого – получение максимальной прибыли в результате коммерческой деятельности. Сфера ЖКХ привлекательна для частного капитала. Однако его притоку мешают административные барьеры. В то же время в погоне за прибылью предприниматели стремятся в первую очередь к минимизации издержек в ущерб качеству выполненных работ и оказанных услуг. Это особенно заметно в сферах, где контроль со стороны органов власти ослаблен, а конкуренция низкая.

Третья целевая группа – представители органов власти, для которых одной из главных проблем является чрезмерная нагрузка расходов ЖКХ на бюджет. Для устойчивого и надежного функционирования жилищно-коммунального сектора важно сочетать административные и рыночные механизмы управления, найти компромисс между социальной необходимостью и экономической целесообразностью, создать понятные правила игры на рынке жилищно-коммунальных услуг. При этом функция контроля должна остаться за органами власти.

Достижение стратегической для государства цели – роста благосостояния населения – требует решения таких задач, как повышение доступности жилья; модернизация жилищно-коммунальной сферы; обеспечение приемлемого для всего населения уровня платы за эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг; совершенствование тарифной политики. На это нацеливают стратегические документы, принятые на федеральном уровне и на местах.

Так, постановлением Правительства Вологодской области от 3 октября 2011 года № 1264 утверждена Стратегия реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года . Целями Стратегии является обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми видами коммунальных услуг нормативного качества и их доступной стоимости при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Для реализации целей Стратегии предполагается решение следующих задач: достижение к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченность всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов; обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также за счет реализации долгосрочной целевой программы «Вода Вологодчины» на 2011–2020 годы; обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.


Федеральное агентство образования Российской Федерации

Вологодский государственный технический университет

Экономический факультет

Р е ф е р а т

По экологии на тему:

«Влияние возможных изменений климата на развитие производства»

Выполнила студентка

группы ЭУП-31

Принял: преподаватель

Дороговцева Л.М.

г. Вологда

ВВЕДЕНИЕ

1. ВЛИЯНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Топливно-энергетические ресурсы

1.2 Ветровые нагрузки и ветроэнергетический потенциал

1.3 Гидроэнергетика

1.4 Трубопроводный транспорт

1.5 Сохранность и эксплуатация зданий и сооружений

1.6 Комфортность проживания и здоровье населения

2. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

3. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

4. РЕЧНОЕ СУДОХОДСТВО

5. СУДОХОДСТВО ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ, РАБОТЫ НА ШЕЛЬФЕ, ЭКОНОМИКА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ЧЕРЕПОВЕЦКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1 «СЕВЕРСТАЛЬ»: меньше пыли в воздух

6.2 «АЗОТ»: очистка стоков

6.3 ФМК: борьба с формальдегидом

6.4 «АММОФОС»: сокращение выбросов серы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных материалов

ВВЕДЕНИЕ

Исследования, проводимые учеными различных стран мира с помощью климатических моделей исследования позволяют строить прогнозы изменений климата на длительный срок (вплоть до конца XXI в.), рассматривая при этом различные сценарии природных и антропогенных воздействий на климатическую систему и оценивая в качестве предполагаемой реакции на эти воздействия изменения в ней. Признавая важность таких исследований, следует, однако, отметить, что остается открытым вопрос о первоочередных мерах реагирования на те изменения климата, которые наблюдаются уже сейчас и ожидаются в ближайшей перспективе.

Проведенные в Росгидромете исследования показывают, что в настоящее время климатические условия на территории России существенно меняются, и тенденции этих изменений в ближайшие 5-10 лет сохранятся. Эти выводы подтверждаются результатами исследований других российских ученых, в частности Российской академии наук, и исследованиями большинства зарубежных специалистов.

Наблюдаемые изменения климата на территории Российской Федерации характеризуются значительным ростом температуры холодных сезонов года, ростом испаряемости при сохранении и даже при снижении количества атмосферных осадков за теплый период года, возрастанием повторяемости засух, изменением годового стока рек и его сезонным перераспределением, изменением условий ледовитости в бассейне Северного Ледовитого океана и в устьях северных рек. Перечисленные тенденции, как и многие другие особенности меняющегося климата различных частей территории России, оказывают существенные воздействия на условия жизни и социально-экономическую деятельность населения.

Последствия быстрой изменчивости климатических условий проявляются в росте повторяемости опасных гидрометеорологических явлений (паводки и наводнения, снежные лавины и сели, ураганы и шквалы и другие явления), и в увеличении неблагоприятных резких изменений погоды, которые приводят к огромному социально-экономическому ущербу, непосредственно влияют на эффективность деятельности таких жизненно-важных секторов экономики, как энергетика (в первую очередь гидроэнергетика), сельскохозяйственное производство, водопользование и водопотребление, речное и морское судоходство, жилищно-коммунальное хозяйство.

Доклады Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) неоднократно подчеркивали необходимость детального исследования происходящих и предполагаемых в будущем региональных изменений климата. Для России детализированные по регионам оценки наблюдаемых и предполагаемых изменений климата особо важны, поскольку из-за значительных природно-обусловленных различий климата на территории России изменения климата в ее регионах проявляются крайне неравномерно.

При выработке мер по обеспечению устойчивого развития регионов в условиях меняющегося климата необходим совместный учет региональных особенностей изменений климата и особенностей структуры и направлений развития экономики и социальной сферы в регионах (субъектах Российской Федерации). Применительно к каждой из сфер экономики и социальной жизни конкретных регионов предполагаемые изменения климата могут оказать как позитивное, так и негативное воздействие. Сохранение и даже усиление наблюдаемых тенденций изменения климата в различных регионах Российской Федерации, предполагаемые на ближайший период (по крайней мере, на ближайшие 5-10 лет), необходимо учитывать уже сейчас в экономической деятельности погодозависимых отраслей, в развитии социальной инфраструктуры.

В данном реферате рассматриваются тенденции изменения климата в различных регионах Российской Федерации, приводятся рекомендации по тем мерам, которые представляются первоочередными для реагирования на эти изменения в экономической и социальной сферах на региональном уровне. Не претендуя на полноту изложения проблемы, реферат содержит только очевидные результаты по нескольким секторам экономической деятельности, для которых, во-первых, влияние климатических изменений на региональном уровне наиболее критично, и, во-вторых, выводы о самих изменениях имеют приемлемую обоснованность.

Наиболее показательным примером воздействия на окружающую среду по Вологодской области, является производственная деятельность промышленных предприятий города Череповца. Одна из глав данного реферата рассматривает меры природоохранного характера предпринятые экологическими службами этих предприятий в 2008 году.

    ВЛИЯНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Топливно-энергетические ресурсы

Предполагаемые к 2015 г. изменения климата окажут как позитивное, так и негативное воздействие на различные сектора энергетической отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и на здоровье населения Российской Федерации.

К положительным последствиям ожидаемых к 2015 г. изменений климата, в первую очередь, можно отнести сокращение отопительного периода и значительную, вследствие этого, экономию топливно-энергетических ресурсов.

К 2015 г. продолжительность отопительного периода сократится в среднем по России на 3-4 дня, что может дать ощутимую экономию средств. Наибольшее сокращение отопительного периода (до 5 дней) ожидается на юге Приморского края. Сахалинской и Камчатской областей. Практически не изменится продолжительность отопительного периода в Таймырском АО.

Потепление климата приведет к улучшению теплового режима зданий при неизменном расходе топлива. Теплосопротивление стен зданий в городах всех субъектов Европейской территории Российской Федерации и в прибрежных районах Приморского края, зависящее от температуры наиболее холодных суток и пятидневки, увеличится на 20%, что приведет к поддержанию заданной температуры внутри зданий при меньшем расходе топлива.

Несмотря на сокращение средней продолжительности отопительного периода, при выработке стратегических решений необходимо принимать во внимание естественную изменчивость, проявляющуюся в том, что в отдельные годы в период до 2010-2015 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации реальная продолжительность отопительного периода может превысить установленные в настоящее время региональные средние значения продолжительности отопительного периода. Здесь может сказаться и тенденция к росту вариабельности климата, которая проявится в отклонениях реальных потребностей в отоплении от средних значений продолжительности отопительного периода.

1.2 Ветровые нагрузки и ветроэнергетический потенциал

В большинстве районов европейской части России, в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях, в Алтайском крае, в западных районах Приморского и Хабаровского краев положительные последствия ожидаемых изменений климата приведут к уменьшению (по сравнению с отмечаемыми в настоящее время) ветровых нагрузок на ЛЭП и высотные здания. При этом, например, на территории азиатской части России повторяемость «запроектных» значений нагрузок на здания и сооружения (энергетические, промышленные, коммунальные и транспортные), приводящих к авариям на сооружениях, которая определяется Научно-техническим центром по сейсмостойкому строительству и инженерной защите от стихийных бедствий Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, к 2015 г. уменьшится в 1,1 раза. Сократится число дней с критическими скоростями ветра при низких температурах воздуха, требующих дополнительной оплаты труда или прекращения работ. Это приведет к экономии расходов на строительные, ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

В то же время, в указанных выше регионах уже сейчас отмечается тренд в сторону уменьшения ветроэнергетического потенциала, который к 2015 г. уменьшится практически в два раза. Это наложит серьезные ограничения на эксплуатацию существующих ветроэнергетических установок и на дальнейшее их развитие в указанных регионах.

В ряде регионов, где к 2010-2015 гг. ожидается увеличение ветровых нагрузок по сравнению с наблюдаемыми сегодня в 1,2 раза (Северный Кавказ (Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край), Мурманская, Архангельская и Ленинградская области, северо-запад Республики Саха (Якутия), Магаданская и Иркутская области, прибрежные районы Ханты-Мансийского и Эвенкийского АО), число аварий на ЛЭП может увеличиться. Это скажется также на удорожании строительно-монтажных и других работ на открытом воздухе. В то же время, в этих регионах создаются определенные условия для развития ветроэнергетики там, где это экономически и технологически оправдано.