Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов. Предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации


Формы и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов определены в ст. ст. 142–142.3 БК РФ.
Законом субъекта РФ может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом соответствующего субъекта РФ. При этом указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего уровня в расчете на одного жителя. Порядок расчета и перечисления таких субвенций устанавливается законом субъекта РФ.
Субвенции из бюджетов поселений, перечисляемые в бюджет субъекта РФ, зачисляются в региональный фонд финансовой поддержки поселений, а субвенции из бюджетов муниципальных районов и городских округов – в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Объем субвенций, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ, рассчитывается пропорционально превышению расчетных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта РФ.
Из бюджета муниципального района бюджетам поселений, входящих в состав данного муниципального района, может предоставляться финансовая помощь в форме дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и иных дотаций и субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и законами соответствующего субъекта РФ.
В целях дополнительного выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий по вопросам местного значения в составе бюджетов муниципальных районов могут образовываться районные фонды финансовой поддержки поселений. Порядок образования таких фондов и распределения дотаций из указанных фондов устанавливается законом субъекта РФ. Объем районного фонда финансовой поддержки поселений и распределение дотаций между поселениями утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.
Поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, обязаны перечислять в бюджет муниципального района субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок расчета, перечисления и использования указанных субвенций устанавливаются уставом муниципального района или нормативным правовым актом представительного органа муниципального района. Размер субвенций утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о соответствующих местных бюджетах по единому для всех поселений муниципального района нормативу.

Городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым и городов областного подчинения) и районные советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах дотации выравнивания бюджетам районов в городах, бюджетам сел, поселков, городов районного подчинения и их объединений, а также средства, передаваемые из этих бюджетов.

Верховная Рада Автономной Республики Крым и соответствующие советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах такие виды межбюджетных трансфертов:

субвенции на содержание объектов общего пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов общего пользования;

субвенции на выполнение собственных полномочий территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений;

субвенции на выполнение инвестиционных проектов;

другие субвенции.

Субвенции из Государственного бюджета Украины на выполнение инвестиционных проектов. Субвенции из Государственного бюджета Украины на выполнение инвестиционных проектов предоставляются из Государственного бюджета Украины бюджету Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя с их дальнейшим перераспределением для бюджетов местного самоуправления.

Субвенции на выполнение инвестиционных проектов предоставляются на основе конкурентности между бюджетами местного самоуправления и предусматривают финансовое участие бюджета получателя субвенции в осуществлении программы или проекта. Органы местного самоуправления, в которых среднегодовой фактический объем расходов на содержание бюджетных учреждений за три последних бюджетных периода меньше объем, определенный согласно финансовым нормативам бюджетной обеспеченности, имеют приоритетное право на получение субвенции на выполнение инвестиционных проектов.

Основные принципы предоставления субвенций определяются отдельным законом, порядок и условия их предоставления определяются Кабинетом Министров Украины, а объем субвенций на следующий бюджетный период определяется Законом о Государственном бюджете Украины.

Порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Дотация выравнивания и субвенции из Государственного бюджета Украины местным бюджетам перечисляются со счетов Государственного бюджета Украины органами Государственного казначейства Украины бюджета Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым и городов областного подчинения и районным бюджетам. Перечисление средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из бюджета Автономной Республики Крым, бюджетов городов Киева и Севастополя, бюджетов городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым и городов областного подчинения, районных и областных бюджетов, обеспечивается соответствующими органами Государственного казначейства Украины.

Порядок перечисления дотации выравнивания и субвенций из Государственного бюджета Украины местным бюджетам, средств, передаваемых в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов, а также порядок перечисления межбюджетных

трансфертов между местными бюджетами определяются Кабинетом Министров Украины и должны обеспечивать своевременность, равномерность, гарантированность и полноту перечисления трансфертов.

1. От эффективности бюджетного планирования в значительной мере зависит экономическое и социальное развитие государства.

2. Четкое соблюдение задач, принципов и методов бюджетного планирования - залог эффективности бюджетных процессов.

3. Для повышения эффективности бюджетных процессов в Украине целесообразно начать 3-5-летнее бюджетное планирование.

4. Механизм межбюджетных трансфертов имеет:

¾ способствовать гармоничному социально-экономическом развитии регионов;

¾ учитывать заинтересованность местных органов власти;

¾ базироваться не только на нынешнем экономическом состоянии регионов, но и учитывать потенциальные возможности.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение термина "бюджетное планирование

2. В чем сущность основных юридических актов, регламентирующих бюджетное планирование?

3. Назовите основные программы экономического и социального развития.

4. Охарактеризуйте задачи, принципы и методы бюджетного планирования.

5. В чем сущность бюджетного прогнозирования?

6. Назовите виды бюджетной классификации, их основные составляющие.

7. В чем сущность общего и специального фондов бюджета?

8. Расскажите о сущности и основных вида межбюджетных трансфертов.

Формы и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов определены в ст. ст. 142–142.3 Бюджетного кодекса РФ.

Законом субъекта РФ может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом соответствующего субъекта РФ. При этом указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего уровня в расчете на одного жителя. Порядок расчета и перечисления таких субвенций устанавливается законом субъекта РФ.

Субвенции из бюджетов поселений, перечисляемые в бюджет субъекта РФ, зачисляются в региональный фонд финансовой поддержки поселений, а субвенции из бюджетов муниципальных районов и городских округов – в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Объем субвенций, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ, рассчитывается пропорционально превышению расчетных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта РФ.

Из бюджета муниципального района бюджетам поселений, входящих в состав данного муниципального района, может предоставляться финансовая помощь в форме дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и иных дотаций и субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и законами соответствующего субъекта РФ.

В целях дополнительного выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий по вопросам местного значения в составе бюджетов муниципальных районов могут образовываться районные фонды финансовой поддержки поселений. Порядок образования таких фондов и распределения дотаций из указанных фондов устанавливается законом субъекта РФ. Объем районного фонда финансовой поддержки поселений и распределение дотаций между поселениями утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.

Поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, обязаны перечислять в бюджет муниципального района субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок расчета, перечисления и использования указанных субвенций устанавливаются уставом муниципального района или нормативным правовым актом представительного органа муниципального района. Размер субвенций утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о соответствующих местных бюджетах по единому для всех поселений муниципального района нормативу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Во исполнение статьи 8 и статьи 4 закона Алтайского края от 3 сентября 2007 года N 75-ЗС "О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" приказываю:

(в ред. Приказа Министерства финансов Алтайского края от 26.04.2018 N 12-н)

1. Утвердить Общий порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.

2. Утратил силу. - Приказ Министерства финансов Алтайского края от 26.04.2018 N 12-н .

Заместитель Губернатора
Алтайского края,
председатель комитета
В.Г.ПРИТУПОВ

ОБЩИЙ ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Утверждены
Приказом
комитета администрации
Алтайского края
по финансам, налоговой
и кредитной политике
от 28 апреля 2015 года N 5-н

1. Настоящие Общий порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов определяют механизм и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.

2. Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в формах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации .

3. Цели, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из краевого бюджета, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края, а также принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

4. Межбюджетные трансферты в форме субсидий из местных бюджетов, являющиеся источником формирования фонда финансовой поддержки поселений и фонда финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов в соответствии со статьей 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации , ежегодно утверждаются законом о краевом бюджете.

Указанные субсидии предусматриваются в местном бюджете в соответствии с законом о краевом бюджете и перечисляются в краевой бюджет в пределах текущего финансового года.

5. Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования межбюджетных субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации .

Размер указанных межбюджетных субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района.

6. В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующими им законами Алтайского края, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

7. Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления городских, сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

8. При несоблюдении органами местного самоуправления городских, сельских поселений условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов, источником финансового обеспечения которых являются средства районного бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 Бюджетного кодекса , и в случаях, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса , финансовые органы муниципальных районов вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим бюджетам городских, сельских поселений до приведения в соответствие с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Не подлежат приостановлению (сокращению) предоставление межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями, а также предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам городских, сельских поселений, источником финансового обеспечения которых являются средства краевого бюджета.

В пределах любой страны есть более и менее развитые территории. Для обеспечения равномерности используются различные виды межбюджетных трансфертов. Управление в современных государствах обычно осуществляется на разных уровнях. Имеется не только аппарат центрального правительства, но и местные органы власти. В федеральных государствах существует еще и третий промежуточный уровень управления, который осуществляет свои полномочия в пределах отдельного штата, провинции, кантона или другого субъекта. Такая система помогает обеспечить эффективную компенсацию неодинакового развития регионов. В статье будут рассмотрены следующие вопросы: понятие, формы, виды межбюджетных трансфертов, их значение и способы регулирования их распределения.

Понятие и его экономический смысл

Межбюджетные трансферты – это один из инструментов перераспределения средств между регионами страны. Их основная функция – это обеспечение равномерности развития различных территорий в пределах одного государства. Бюджет является централизованным фондом, в котором содержатся все денежные ресурсы страны. От их эффективного использования зависит не только настоящее, но и будущее государства. Однако важно не только то, куда вкладывать эти средства, но и где именно это делать.

Функции

Различные виды межбюджетных трансфертов используют для достижения следующих целей:

  • Устранение горизонтальных диспропорций между регионами. Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.
  • Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.
  • Устранение недостатков системы взимания налогов.

Формы трансфертов

В 16-й главе Бюджетного кодекса РФ объясняется порядок перераспределения средств между регионами. В статье 6 дано определение понятия. Выделяются такие виды межбюджетных трансфертов в России:

  1. Дотации, направленные на выравнивание обеспеченности средствами субъектов РФ.
  2. Субсидии федеральным бюджетам.
  3. Иные межбюджетные трансферты, виды и назначение которых рассматриваются в главе 16.
  4. Субвенции субъектам РФ.
  5. Трансферты, направленные во внебюджетные фонды.

Дотации

Межбюджетные трансферты, понятие и виды которых определены в главе 16, различаются не только своим направлением, но и порядком возврата. Самой выгодной формой являются дотации. Они даются регионам на безвозмездной основе. При этом их назначение не является заранее определенным. Полученные субъектом дотации могут быть использованы по его усмотрению. Эти средства выделяются из специального Федерального фонда финансовой поддержки. Он формируется исходя из минимального уровня обеспеченности средствами регионов РФ. Точная сумма выделяемых каждому субъекту дотаций утверждается на каждый финансовый год. За счет данных средств государство уменьшает диспропорции в развитии различных регионов Российской Федерации.

Субсидии

Рассматривая межбюджетные трансферты, виды и назначение которых прописаны в законодательстве, важно уделить внимание инструментам, которые помогают устранить негативные последствия реализации совместных проектов, имеющих значение для всей страны. Субсидии необходимы для того, чтобы компенсировать расходы местных фондов. Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов. Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета.

Субвенции

Данный инструмент обеспечения равномерности развития регионов используется в целях восполнения расходов, связанных с исполнением муниципальными образованиями полномочий центрального аппарата. Субвенции выделяются из специального Федерального фонда компенсаций. Средства из него распределяются согласно требованиям нормативно-правовых актов. Они, как и два предыдущих вида, предоставляются на безвозмездной основе. Однако особенностью субвенций, как и субсидий, является их целевой характер. Эти две категории различаются только по объему финансирования. Субвенции полностью покрывают целевые расходы, а субсидии – только их часть.

Что касается межбюджетных кредитов, то они полностью соответствуют обычным. Они предоставляются на возвратной и возмездной основе субъекту федерации на заранее оговоренный период.

Виды иных межбюджетных трансфертов

Отдельно законодательство выделяет еще одну группу средств. Их называют иными межбюджетными трансфертами. Данная группа появилась только в новом кодексе, до этого законодательство РФ не предусматривало такую форму перераспределения средств. Они носят также безвозвратный и безвозмездный характер. К этой группе, например, относят трансферты закрытым административно-территориальным территориям.

Из местных бюджетов

Трансферты могут распределяться не только через центральный аппарат власти. Отдельные субъекты РФ также могут предоставлять их друг другу. Формы трансфертов аналогичны тем, которые могут предоставляться из федерального бюджета. Среди них выделяют:

  • Дотации на выравнивание денежной обеспеченности различных поселений и муниципальных районов.
  • Субсидии центрального аппарата местным бюджетам.
  • Субвенции автономным округам и другим субъектам РФ, федеральному бюджету.
  • Иные трансферты.

Роль в региональном бюджете

Основная цель существования органов власти – это обеспечение комплексного развития государства. Все виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, как и другим субъектам, необходимы именно для выполнения этой задачи. На сегодняшний день во многих странах проводится децентрализация управления. Считается, что органы местного самоуправления лучше знают, куда вкладывать деньги, чтобы добиться максимального эффекта. Поэтому возможности субъектов РФ все больше расширяются, в том числе и за счет трансфертов. Для России характерна дотационность большинства регионов. Такое положение дел вызывает недовольство субъектов-доноров, ведь трансферты за последние десять лет так и не улучшили ситуацию. Решение проблемы лежит в освоении природных ресурсов, которые имеются во многих дотационных регионах, их использование гарантировало бы динамичное развитие экономики, если не в кратко-, то в среднесрочном периоде.

Нормативно-правовая база

Процесс совершенствования сферы межбюджетных отношений в России начался с распадом СССР. С течением времени этот вопрос становился все более актуальным. В законодательстве РФ определены понятие, виды и значение межбюджетных трансфертов. Описаны и основные условия их представления.

Все виды трансфертов подробно рассмотрены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ. Также они описываются в постановлениях и распоряжениях Правительства.

Основные условия предоставления

Законодательство РФ определяет порядок того, как выделяются межбюджетные трансферты. Виды, условия предоставления каждого из них также описаны в Кодексе. Рассмотрим сначала ограничения, выдвигаемые законодателем к трансфертам из федерального бюджета. Среди них:

  1. Субъект не может брать на себя новые расходные обязательства, если 20 % его бюджета приходится на трансферты.
  2. При получении дополнительных средств регион обязуется более тщательно следить за финансовой дисциплиной.
  3. Счетная палата РФ, как и Федеральная служба бюджетного надзора, может в любой момент осуществить внешнюю проверку субъекта, который получил трансферты.

Несколько иным является порядок получения средств от отдельных субъектов с более высоким уровнем развития. Среди основных условий:

  1. Трансферты из бюджетов субъектов федерации предоставляются только при соблюдении органами местного самоуправлении законодательства РФ.
  2. Отсутствие просроченной задолженности у потенциального получателя.
  3. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия получения и предоставления трансфертов.

Направления совершенствования

С каждым годом в России происходит расширение количества форм поддержки регионов. Все более распространенными становятся узкоцелевые виды межбюджетных трансфертов РФ. Последнее может негативно сказываться на укреплении финансовой самостоятельности отдельных субъектов. Поэтому рациональным является введения блочных трансфертов. Таким образом могла бы осуществляться модернизация всей отрасли в регионе в целом. В этом случае федеральные власти устанавливают формулу распределения средств и условия их расходования, а местные – пропорции использования на нужды каждого из направлений. Важна и методика расчета объема трансфертов.

Одним из направлений совершенствования могло бы стать использование индекса благосостояния населения. При этом распределение дотаций должно быть ориентировано исключительно на выравнивание обеспеченности денежными средствами регионов. Задачи вроде стимулирования расширения налоговой базы субъектов РФ и повышения финансовой дисциплины лучше решать с помощью иных инструментов. Только в этом случае трансферты могут эффективно выполнять свою основную функцию. В России необходимо создание обоснованных принципов распределения средств. Только так можно обеспечить устойчивость экономики государства. Пока система распределения бюджетных трансфертов в России работает неэффективно, поэтому вопрос её совершенствования как нельзя актуален.

Выводы

Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические. Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции. Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.

Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью. Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной. Среди направлений ее совершенствования можно выделить:

  • Применение блочных трансфертов.
  • Использование индекса благосостояния населения при определении необходимых региону трансфертов.
  • Стремление к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов.
  • Создание обоснованных принципов распределения денежных средств между различными субъектами федерации, чтобы обеспечить большую устойчивость экономики.