Начало экономической реформы. Ухудшение экономической ситуации

Великая Отечественная война нанесла колоссальный удар по народному хозяйству СССР*. Людские и материальные потери были беспрецедентны. Число погибших, по уточненным данным, составило до 27 млн человек, а число раненых и искалеченных вообще не поддается сколько-нибудь точным подсчетам. В 1946 г. население СССР, составлявшее 172 млн человек, едва превышало уровень 1939 г. Сумма прямых потерь, нанесенных войной народному хозяйству, в 1945 г. была оценена в 679 млрд руб., что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г. Огонь войны бушевал на территориях, наиболее развитых в экономическом отношении. На них проживало 40% населения, выпускалась 1/3 валовой продукции промышленности, находились основные житницы Советского Союза (Украина, Северный Кавказ и т.д.). Таким образом, в отличие от промышленности и транспорта, которые хотя и понесли огромный урон, но тем не менее ускоренно, в первоочередном порядке восстанавливались уже в годы войны, положение в сельском хозяйстве и в социальной сфере было просто катастрофическим. Подавляющая часть населения страны буквально балансировала на грани выживания. В 1946 г. в результате неурожая и беспощадного выкачивания из деревни продовольственных ресурсов разразился страшный голод, охвативший до 100 млн человек. От голода и болезней в 1946–1948 гг. умерло около 2 млн человек. Выбор экономической стратегии СССР, как всегда, определялся политическим курсом. В данном случае он зависел прежде всего от воли Сталина, соотношения сил в правящей элите, а также от международной обстановки и особенно ее интерпретации советским руководством. Реформистские настроения проникали и в большевистскую элиту, заметно обновленную в годы войны. Война приучила управленческий корпус к инициативе и отодвинула на второй план выявление «вредителей» и «врагов народа». В военные годы снизилась степень централизованного государственного регулирования некоторых секторов экономики. В результате в районах, не подвергшихся оккупации, несколько возросли доходы сельских жителей. Забота о выживании населения и выполнении государственных заданий побуждала местные власти поощрять мелкотоварное производство. В послевоенные годы в СССР окончательно сформировался тоталитарный режим и был осуществлен возврат к чрезвычайной экономике предвоенного периода. В конце 40-х – начале 50-х годов, как и в годы первых пятилеток, первоначальные, весьма напряженные задания в дальнейшем еще более повышались, экономику и всю страну в целом вновь побуждали жить в сверхнапряженном, почти фронтовом режиме. В сочетании с максимальным форсированием военного производства, развертыванием нового витка массовых репрессий внутри страны, резким обострением международной обстановки, включая продолжавшуюся войну в Корее, эти обстоятельства недвусмысленно свидетельствовали о подготовке Сталиным нового, глобального военного столкновения с США. Смерть Сталина 5 марта 1953 г. сорвала эти планы и резко изменила советскую экономическую стратегию. Вместо форсированной подготовки к атомному мировому конфликту новое политическое руководство вынуждено было выбрать экономическую политику, делавшую акцент прежде всего на решении внутренних проблем и исходившую из возможности длительного мирного сосуществования различных общественных систем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кафедра "Экономическая история"

Реферат

по дисциплине"Экономическая история"

" Состояние росси йской экономики к концу 1991 г. "

Москва - 2012

Введение

1. Либеральные и экономические реформы конца 1991 года

2. Великая депрессия и падение промышленного производства России в 1991 г.

3. Законодательно-правовое обеспечение процессов приватизации

Заключение

Литература

Введение

К концу 1991 года экономический кризис на территории бывшего СССР подошел к самой тяжелой фазе. Спад производства и инфляция (еще подавленная в значительной мере, но все быстрее переходящая в открытую), которые и прежде были его наиболее характерными чертами, существенно усилились. Практически полный развал финансовой системы, выразившийся, в частности, в том, что большая часть расходов союзного бюджета покрывалась за счет эмиссии, привел к усиленной натурализации хозяйственных связей и ощутимому их свертыванию, к нарастанию экономического обособления союзных республик и регионов.

Более четверти века отделяют нас от апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС, провозгласившего курс на перестройку.

События, произошедшие в СССР после него, имеют огромное историческое значение как для судеб бывших союзных республик, в первую очередь для России, так и для всего мира.

Период перестройки в СССР (1985-1991 гг.) - один из наиболее важных событий в истории нашей страны: Сейчас в исторической науке создаются основные методы, концепции, так или иначе оценивающие этот период.

Многие исследователи оставались приверженцами официального партийного курса, хотя и ратовали за обновление его, признавая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, возможность формирования в СССР многопартийной системы, а сам социализм рассматривали как гуманный демократический строй "с человеческим лицом".

Осмысление крупных исторических событий, к числу которых относится исследуемый период, требует привлечения к их анализу социально-экономических, политических и международных факторов.

Экономическая реформа, развернувшаяся в России в 90-х гг., имеет глубокие корни и выступает составным звеном радикального обновления сложившейся в нашей стране социально-экономической системы.

Угроза финансового кризиса создала общий фон для начала преобразования поздней советской экономики, хотя в середине 80-х гг. ситуация в Советском Союзе казалась стабильной и спокойной.

1. Либеральные и экономические реформы конца 1991 года

Процессы рыночной трансформации экономики Российской Федерации имели сложный, противоречивый и многоступенчатый характер, отличаясь от постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) глубиной и продолжительностью не только экономического, но и системного кризиса.

Во многом он был обусловлен тем, что решения и действия реформаторов определялись скорее политико-идеологическими, нежели экономическими соображениями. Главной политической задачей являлось предотвращение попыток возврата общества к исходному состоянию.

Отсюда следовала установка на обеспечение "формирования класса имущих (богатых) с соответствующими экономическими структурами, способных воспрепятствовать откату назад. Упомянутый фактор невозвратности снизил до минимума число вариантов перехода и предполагал быстроту действий. Однако быстрота преобразований неминуемо влечет утрату справедливости и разумной умеренности". Естественно, все это порождало крайне негативную реакцию в обществе.

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ и о формировании нового российского правительства во главе с Е.Т. Гайдаром , однако ситуацию обостряло практически полное отсутствие в начальный период соответствующих рычагов власти и каналов управления: "Команда Гайдара была вынуждена внедрять рыночные механизмы в условиях полного отсутствия даже соответствующих правительственных органов - налоговых, антимонопольных, таможенных….,отсутствовали границы, таможни, координированные усилия стран СНГ по денежной эмиссии. Конституционная среда всячески отторгала команду реформаторов. Казна была практически пуста"

В июне 1987 г. ЦК КПСС принял решение о проведении экономической реформы. Главной целью являлся переход от административно-командных методов хозяйственного руководства к экономическим, или к режиму регулируемого рынка с социальной ориентацией.

В период с 1991 по 1996 г. были предприняты три попытки финансовой стабилизации, которые привели к постепенному снижению инфляции . Однако за эти годы "экономика претерпела гигантский промышленный спад, не имеющий аналогов в мировой истории" .

Важно отметить, что одним из главных факторов кризиса государственности в рамках СССР на рубеже 1980-1990-х гг. стал резкий подъем сепаратистских настроений в национальных республиках, который вел к разрушению единого экономического пространства страны и усугублял общую кризисную ситуацию.

Несмотря на национальные различия и своеобразие организации хозяйственных систем, проявившиеся сходные черты макроэкономической динамики дали основание идентифицировать глубочайшие экономические потрясения в России на протяжении 90-х годов ХХ века как великую депрессию и сопоставлять ее с "Великой депрессией" конца 1920-х -начала 1930-х годов в США .

Хотя данные различных источников о динамике реального ВВП России в период с 1990 по 2000 г. существенно отличаются, что является следствием различных баз сравнения, тем не менее, характер всех трех кривых, приведенных на рис. 1, свидетельствует о длительном периоде (по выражению авторов работы ) нестабильности в экономике вплоть до конца 90-х годов прошлого века.

Рис. 1. Динамика реального ВВП в Российской Федерации в 1990-2000 гг., по данным различных источников

Однако эти данные подвергаются сомнению со стороны таких известных ученых-экономистов, как Е. Гайдар и А. Ослунд, в связи с наличием теневого сектора экономики и другими факторами.

Так, А. Ослунд, произведя пересмотр показателей ВВП постсоциалистических стран за период с 1989 по 1995 г., рассчитал, что в России этот показатель составил в 1995 г. по отношению к 1989 г. не 60,2, а 94%, т.е. снизился всего лишь на 6% .

Эти коррективы трудно сопрячь с реальностью даже современной России, руководство которой глубоко озабочено возрождением машиностроительного, в частности, оборонного комплекса, составлявшего в советский период наиболее весомую часть экономики страны. В одну лишь реконструкцию и техническое перевооружение производства без учета расходов на реформы системы управления и т.д планировалось вложить 200 млрд руб.

2. Великая депрессия и падение промышленного производства России в 1991 г.

Великая депрессия оказалась крайне тяжелой для ряда важнейших отраслей промышленности.

Максимальное падение промышленного производства России в 1991 г. - на пике кризиса составило 54% по сравнению с 1990 г., в машиностроении - 63%, в легкой и пищевой промышленности соответственно 88 и 54% (рис. 2).

Рис.2. Динамика промышленного производства в Российской Федерации в 1991-2000 гг., по данным работы.

Однако значительно меньше пострадали отрасли добывающей промышленности: производство в нефтедобывающей и угольной промышленности сократилось в 1998 г. на 34% по сравнению с 1990 г. В результате усилилась сырьевая ориентация российской экономики .

Всего за 6 лет перестройки (с 1985 по 1990 гг.) денежные доходы населения увеличились на 56%, а денежные сбережения на 76%. Особенно бурный рост денежной массы наблюдался в 1990 г.. Это хроническое возбухание избыточной денежной сопровождалось падением покупательной силы рубля, беспрецедентно высоким уровнем инфляции, и даже денежная реформа во главе с В.С. Павловым привела к падению жизненного уровня населения, сокращению социальной базы, на которую опирались идеологи перестройки. (табл. 1).

Таблица 1. Динамика нескольких важнейших социально-экономических показателей Российской Федерации в 1991-2000 гг.

Показатель

Индекс потребительских цен (тарифов) на товары и услуги населению (в %, декабрь к декабрю предыдущего года; декабрь 1990=100)

Индекс реальной начисленной зарплаты, %(1990=100)

Реальный размер назначенных месячных пенсий, % (1991=100)

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности населения

Уровень безработицы в возрасте

Так, в 1999 г., в начале периода оживления экономики, индекс потребительских цен превысил уровень первого кризисного 1990 г. примерно в 15,8 тыс. раз, реальная зарплата снизилась на 68,2%.

Реальный размер месячных пенсий снизился только за один 1991 г. почти наполовину - на 48% по сравнению с 1990 г., а в 1999 г. - на 68%. Число лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1991 г., когда начались реальные реформы, насчитывало почти 50 млн. человек . По степени обнищания населения Россия намного превзошла страны ЦВЕ.

В условиях галопирующей инфляции и использования для ее подавления монетаристских методов экономической политики, следствием чего явились низкий уровень монетизации возникающих рыночных связей, нехватка оборотного капитала у предприятий и высокая стоимость заемных финансовых ресурсов, обусловивших "кризис неплатежей", характерной чертой российской экономики, начиная с 1992 г., стал бартер.

Его доля в общем объеме хозяйственных сделок непрерывно возрастала с 5,9% в среднем за 1991 г. до 51% в 1998 г. С 1999 г. удельный вес бартерных сделок начал снижаться, составив 40% в 2000 г. Особенно высокий уровень бартерных сделок отмечался в машиностроении (43% в среднем за период с 1991 по 1997 г.), металлообработке (45,2%), производстве стройматериалов (44,2%) и нефтехимии (41%) .

Бартерная экономика имеет принципиально неинвестиционный характер: незначительная доля финансовых потоков в сфере реального производства не позволяет осуществлять сбережения в денежной форме и рассчитывать на мультипликативные эффекты нарастания массы накоплений. Наконец, в рамках бартерной экономики представляется неразрешимой проблема объективной рыночной оценки предприятий и котировки их ценных бумаг . экономический денежный приватизация бартерный

В свете изложенного наблюдается резкое снижение объемов инвестиций в основной капитал, фондоемкости ВВП и производительности труда в рассматриваемый период.

Лишь в конце 90-х годов эти важнейшие показатели стали расти. По тем же причинам были не востребованы и прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в российскую экономику, объем которых на душу населения значительно уступал.

В результате в 1991 г. расчетный уровень реального ВВП составил 62% от уровня 1989 г. , что существенно ниже значений соответствующего показателя не только для стран Вишеградской группы, но и стран Балтии.

К концу 1991 г. сложилось тяжелейшее политическо-экономическое положение, которое требовало радиальных преобразований. Параллельно углублялся бюджетный кризис. Сфера денежного обращения, инфляция выходили из под контроля. Необходимы были процессы, которые смогли бы поднять экономику страны.

Подготовка масштабной приватизации началась с осени 1991 г. Она требовала разработки необходимого комплекса законодательного обеспечения.

Наиболее полно и глубоко сущность, перипетии и результаты приватизационных процессов в России раскрыты в работах В. Андреффа и Е. Устюжаниной .

Как отмечает В. Андрефф, "российская приватизация началась - в форме теневого вывода ресурсов с государственных предприятий - еще до распада СССР.

После ее легализации приватизация прошла через ряд этапов, на каждом из которых использовались особые методы изменения формы собственности: массовая приватизация; денежная приватизация, на смену которой пришли залоговые аукционы; после некоторого перерыва приватизация возобновилась в "точечном режиме".

Как видно из составленной В. Андреффом таблицы (см. табл. 2), почти все этапы приватизации, в конечном счете, были ориентированы на интересы бывших руководителей предприятий, чиновничества, партийно-комсомольских "вожаков" и фактически назначенных властью олигархов, в руках которых оказались наиболее лакомые объекты сырьевых отраслей экономики.

Автор статьи (В. Андрефф), профессор экономики Университета, называет результаты такой приватизации " триумфом инсайдеров" и констатирует: "политика... оказалась главной движущей силой российской приватизации" .

Таблица 2 Стратегия российской приватизации (по В. Андреффу)

Этапы приватизации

Основные методы

Выигравшие группы

Спонтанная приватизация

Вывод активов

Номенклатура, комсомол

Массовая приватизация

Раздача ваучеров

Инсайдеры (менеджеры и работники)

Денежная приватизация

Продажа и перепродажа активов

Аутсайдеры и некоторые инсайдеры (менеджеры)

Залоговые схемы

Мошенническая продажа банкам

Олигархи

Перерыв в приватизации

Олигархи

"Точечная" приватизация

2001 г. - настоящее время

Продажа активов

Олигархи, иностранные инвесторы, аутсайдеры

3. Законодательно-правовое обеспечение процессов приватизации

Законодательно-правовое обеспечение процессов приватизации госсобственности берет начало еще с конца 80-х годов, начиная с Закона СССР "О государственном предприятии (объединении), принятом в июне 1987 г. В июле 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", а в июне 1992 г. ввел в действие Государственную программу приватизации.

В целях ускорения процессов приватизации дополнительно был издан ряд указов Президента, среди которых особое значение имел Указ №721 от 1 июля 1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".

Всего в период с 1991 было принято свыше двух десятков законодательно-правовых актов, определивших стратегию и тактику приватизации на каждом из ее этапов и обеспечивших формирование рыночных институтов.

Идеологи ваучерной, чековой приватизации отмечают: "…Реальная цель была лишь одна: временное массовое распределение и закрепление формальных прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов".

Стоит подчеркнуть, что российские реформаторы, вдохновляемые сугубо вышеуказанными политическими интересами, вовсе не ставили в тот период таких целей и задач.

Особое значение в процессе приватизации государственных предприятий, прежде всего в промышленности, имел массовый выбор акционерной формы собственности.

Именно она предоставила широкие возможности для "легального" приобретения "инсайдерами" практически за бесценок большей части национального богатства России, причем без привлечения нового капитала в приватизированные предприятия.

Не случайно еще в июне 1990 г. постановлением Совета Министров СССР было утверждено "Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью", которое создавало возможность присвоения государственного имущества посредством его внесения в уставные фонды таких обществ .

Анализируя другие особенности и результаты приватизации в России, следует отметить ее масштабы и динамизм процессов.

Так, уже в 1991 г. перешли в частную собственность и были приватизированы 250 тыс. предприятий, а в 1994 г. - 891,5 тыс. Если в 1992 г. было приватизировано всего 18 крупных и средних предприятий, то в конце 1994 г. их насчитывалось 16,5 тыс. В целом по состоянию на 01.07.1994 г. был приватизирован 41% всех предприятий страны .

Этот процесс сопровождался массовой утратой предприятиями значительной части их капитализации.

В результате крайне низкая стоимость российских активов по сравнению с зарубежными аналогами превратилась в серьезную народнохозяйственную и политическую проблему .

При этом собственность инсайдеров составила 65%, аутсайдеров - 21, государства -13%. Но, благодаря продолжающемуся процессу передела собственности и в результате осуществления денежного этапа приватизации, в последующие годы доля инсайдеров (особенно работников) в активах предприятий снижалась, а аутсайдеров росла.

Темпы приватизации в Российской Федерации в период с 1991 по 2000 г. практически не уступали тем, что наблюдались в странах ЦВЕ. Если в Польше и Чехии доля промышленности в общей занятости росла, то в России эта доля снижалась, причем темпы снижения были выше, чем в Венгрии, но сопоставимы с аналогичными показателями стран Балтии, особенно Латвии и Литвы. В определенной степени эти явления связаны с деиндустриализацией экономики России и названных двух прибалтийских стран.

Что же касается показателя динамики производительности труда в российской промышленности, то ее рост в 1996-2000 гг. не смог компенсировать резкого снижения в предыдущие годы, и в целом по этим показателям Россия уступала странам ЦВЕ.

Заключение

С середины 1990-х гг. стали нарастать признаки кризиса. Его причины следует искать в особенностях экономики переходного периода, которая сама по себе представляет малоустойчивое, причудливое сочетание противоречащих, а подчас и взаимоисключающих друг друга факторов развития, а также в непоследовательности политики реформ, которая, в свою очередь, во многом определялась данными особенностями.

Экономические реформы в России начались на фоне глубокого кризиса советской плановой экономики, резко обострившегося в конце 80-х гг. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов хозяйственной активности, крупные структурные диспропорции, исчерпание ресурсов экстенсивного роста, бывших в течение десятилетий опорой планово-распределительной системы, завели страну в тупик, обусловили ее нараставшее отставание от развитых индустриальных стран.

Дальнейшее сохранение распределительной системы лишало Россию исторической перспективы.

Попытки частичной либерализации планово-распределительной системы при сохранении ее основ, предпринятые в 1987-1988 гг., лишь усугубили кризис.

Неопределенность настроений в правящей верхушке объективно вытекала из противоречивых ожиданий всего советского общества. Большинство советских людей верило, что развитие Советского Союза происходило до сих пор беспрецедентно успешно, и мечтало, чтобы эти успехи преумножились.

Но одновременно практически все понимали, что платой за эти достижения была предельная мобилизация всех сил, беспрекословное подчинение отдельных личностей воле государства, безропотная готовность к тяжким лишениям.

Рыночные реформы 1991-2000 гг. в Российской Федерации имели выраженный политический характер, особенно проявившийся в ходе приватизации государственной собственности.

Приватизация в Российской Федерации имела ярко выраженный инсайдерский характер и сопровождалась массовой утратой предприятиями

Анализ сложившейся практики функционирования акционерных обществ дал основание утверждать, что в России произошла дисфункция института акционерной собственности.

Вследствие запаздывания жизненно необходимых реформ возможности эволюционных преобразований были упущены. Подрыв финансовой системы и национальной валюты, нарастание до нетерпимых масштабов товарного дефицита стали одним из главных факторов распада СССР и к исходу 1991 г. поставили экономику на край катастрофы.

Вместе с тем были сведены к минимуму инвестиционные и денежные потоки в материальное производство.

Банковская система, не имея адекватных механизмов, способных удержать финансовые потоки внутри производственной сферы, шла по пути инфляционного кредитования экономики. Неизбежно накапливались предпосылки финансового кризиса, который и разразился в 1994 году.

Литература

1. Кудрявцев В.Н. Какое государство мы строим. - М.: Политиздат, 1991

2. Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов н/Д.: Феникс,1999

3. Кузнецова О.Д. "Экономичекая история".- учебник.- М.: изд. Юрайт,2010- 526 с.

4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2006

5. Афанасьев В. Великие депрессии в США и России (опыт сравнительного анализа) // Экономист. - 2002. - № 3.

6. Вероникин А.О., Волошин Д.Н. Трансформационная экономика нынешней России и США периода "Великой депрессии". Модели экономической трансформации // США*Канада: Экономика, политика, культура. - 2003. - № 2.

7. Ослунд А. Миф о коллапсе производства после крушения коммунизма // Вопросы экономики. - 2001. - № 7

8. Сабуров Е., Чернявский А. Причины неплатежей в России // Вопросы экономики. - 2000. - № 6

9. Макаров В.Л., Клейнер Г.Р. Бартер в российской экономике: Особенности и тенденции переходного периода.- Центральный экономико-математический ин-т РАН, 1996. - 15 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.cemi. rssi.ru/rus/publicat/e-pubs/wp96006t.htm.

10. European Bank of Reconstruction and Development. Annual report 1991-2007. Review and Financial Report. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebrd.com/pubs/general/series/ar.htm

11. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. - 2004. - № 6.

12. Устюжанина Е.В. Приватизация: Уроки истории // Экономика и математические методы. -2006. - Т. 42. - № 3

13. Чернышев С. Технология рекапитализации // Эксперт. - 2005. -№ 47

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Попытки реформирования социалистической экономики. Реформы 1965, 1979 годов. Реформы 1985-1991 годов. Перестройка. Программа "500" дней. Экономические преобразования в 1990-е годы. Состояние экономики в конце 1991 года. Рыночные реформы.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2007

    Предпосылки и причины экономического кризиса в США. Показатели роста в ведущих отраслях. Падение покупательной способности. Докризисное состояние экономики США. Феномен "мыльного пузыря". Мероприятия администрации Г. Гувера по преодолению кризиса.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Великая депрессия - наиболее продолжительный экономический кризис в истории индустриально развитых стран, который начался после краха котировок акций на Нью-Йоркской бирже 1929 года. Меры по стабилизации денежной системы. Реформы в сельском хозяйстве.

    презентация , добавлен 10.06.2014

    Оценка сложившейся политической, экономической обстановки и противостояния политических сил в России к лету 1991 года. Анализ событий августа: расстановка сил, роль СМИ, реакция населения, события в Форосе. Различные взгляды на события августа 1991 года.

    реферат , добавлен 05.09.2011

    Экономические проблемы Франции в первой половине 30-х годов: дефицит бюджета, рост безработицы, падение производства. Рост недовольства основной массы населения. Основные требования правых радикалов. Причины и последствия путча 6 февраля 1934 года.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Перестройка в СССР, ее основные этапы и политические реформы. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка. Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах. Распад СССР, создание СНГ и реакция азиатских республик.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Причины возникновения и развития политических событий, разворачивавшихся 18-21 августа 1991 года в СССР. Основное противостояние сил. Ход событий данного заговора. Итоги государственного переворота 1991 года и антиконституционного захвата власти.

    презентация , добавлен 28.12.2014

    Экономические реформы в России в 1991 году. Краткий анализ государственно-политического развития страны. Война в Чечне: причины развития, последствия. Политическая жизнь России на исходе XX века. Главный фактор успеха Б.Н. Ельцина, правление В.В. Путина.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2014

    Цели и основные этапы перестройки экономики страны. Положение России в 90-е годы. Особенности разработки программы "Шоковая терапия". Сущность реформ и хронология развития экономики страны. Экономическая социальная политика Российской Федерации.

    презентация , добавлен 25.06.2012

    Экономические и политические реформы М.С. Горбачева в 1985-1991 гг. в СССР: предпосылки "перестройки", условия и проблемы. Направления изменений: переход к регулируемой рыночной экономике, либерализация в сфере управления. Социальные последствия реформ.

- 43.26 Кб

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра «Экономическая история»

Реферат по курсу «Экономическая история» на тему:

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ К КОНЦУ 1991 ГОДА

Выполнила: студентка группы ФК1-14(с)

Купрещенкова М.Н

Научный руководитель:

Доц. Хайлова Н.Б.

Москва 2011

План

Введение ................. .............................. .............................. .............................. .3

………………………4

2.1Промышленность…………………… …………………………………….6

2.2Сельскохозяйственное производство…………………………………….8

2.3Инвестиционный потенциал……………………………………………...9

2.4 Влияние внешней экономики…………… ……………………………...10

2.5Оптовые цены и тарифы…………………………………………… ……10

2.6Финансы и денежное обращение………………………………………..10

2.7Банковский сектор……………………………………………………….. 11

3.Состояние экономики в конце 1991года ……………………………...12

Заключение ……………………………………… ………………………….16

Список использованных источников и литературы …………………..17

Введение

Для экономики России период 1991 года был достаточно сложным и переломным.

Экономика перетерпела достаточно много негативных тенденций, таких как падение ВВП, увеличение внешнего долга, снижение общего уровня безработицы ив целом падение уровня жизни населения.

Таким образом, необходимость коренного реформирования не то что назрела – она была жизненно необходима.

Поэтому я считаю рассмотрение этой темы достаточно актуально, так как при ее изучении будут освещены основные моменты состояния народного хозяйства страны, и пути выхода из данного состояния, предложенное правительством.

Предметом исследования является российская экономика в 1991 году.

Основными задачами при изучении данной темы являются:

1)рассмотреть состояние экономики бывшего СССР на кануне 1991 года;

2)рассмотреть характеристику хозяйственного комплекса страны в 1991 году;

3)оценить состояние экономики в конце 1991 года.

1.Экономика бывшего СССР накануне 1991 года

Функционировaние нaродного хозяйствa в обстaновке углубляющегося кризисa харaктеризуется тесным переплетением кaк собственно экономических, так и политических факторов.

В целом хозяйственный процесс подчинялся логике начавшегося в 1990 году спада, который в 1991 году приобрел уже некоторую инерционность. И хотя экономический кризис, вызвaнный глубокими социально-экономическими и структурными деформациями, сложившимися ранее в советском обществе, нельзя было преодолеть за год, его конкретные формы, нaправления и темпы развертывания предопределялись политической ситуацией в стране и в отдельных ее регионах, борьбой рaзличных общественных сил за влияние и власть. Можно сказать, что спад и рaстущая вместе с ним социальная напряженность накладывались на противоречия политического процесса, одновременно стaновясь его заложниками.

Важным фактором хозяйственно-политической жизни страны, который вполне оформился к началу 1991 года, стaло практически полное сохранение возможностей центристского курса, основанного на балансировании между противоборствующими консервативными и рaдикально-реформаторскими силами. Политический центр оказался размытым и лишился социальной поддержки. Это делaло неизбежной острую борьбу между противостоящими силами, маятник которой склонялся то в одну, то в другую сторону .

В динaмике экономического развития за период 1976-1990 гг. (и за более длительный период) четко проявляется тенденция снижения темпов роста. Возможности экономического ростa при существующей технологии практически полностью определялись возможностями расширения производства в капиталоемких добывающих отраслях. Все большую часть инвестиций приходилось затрачивать только на поддержaние самой инвестиционной деятельности. Если учесть отсутствие действенных внутренних стимулов в использовaнии нововведений, то указанные тенденции стали причиной затухания технического прогресса в нaродном хозяйстве.

В промышленности, несмотря на неоднократные попытки ускорить производство предметов потребления по сравнению со средствами производства, этого реально добиться не удалось. Развитие двух данных сфер промышленного производствa шло параллельно. Только в 1988-1990 гг. темпы прироста производства предметов потребления заметно опередили темпы роста производства средств производства. Но эта ситуация не была следствием сбалансированного изменения пропорций, а явилась результатом процессов, приведших впоследствии к общему спаду производства.

Темпы роста сельскохозяйственного производствa в периоде 1976-1990 гг. подвергались существенным колебаниям. Но если попытаться проследить динамику его развития, то она имеет ярко выраженную тенденцию к снижению. На рубеже 1989-1990 гг. и тренд, и реальная динaмика производства сельскохозяйственной продукции перешли через нулевую отметку, и нaчалось абсолютное снижение сельскохозяйственного производства.

На характер развития экономики в 1991 г. существенное влияние оказывали следующие тенденции и фaкторы, действующие с различной интенсивностью в течение года:

Глубочайший кризис финaнсовой системы, обостренный проведением самостоятельной финансовой политики республик в первой половине года и характеризующийся полной потерей контроля государства, с осени 1991 года, над финансово-кредитной и денежно-ценовой политикой, ростом дефицита бюджета и государственного долга, высокими темпами обесценения денег и продолжающейся перекачкой финaнсовых ресурсов бюджета и предприятий в фонд оплаты труда и социальных выплат;

Рaзрыв хозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями, предприятиями и регионaми, рaзрушение единого экономического пространства;

Сокращение объемов и изменение структуры внешнеторгового оборотa, снижение экспортных возможностей, свободных валютных средств, рост госудaрственного внешнего долга и расходов по его обслуживанию и, как следствие, резкое уменьшение импортa;

Сокращение объемов производства в добывающих отрaслях промышленности, а также сельскохозяйственного производства, не компенсированное улучшением использовaния сырья, топлива и материалов, что усилило несбалансированность во всех отраслях нaродного хозяйства и обусловило резкое падение объемов производства в отраслях обрабатывающей промышленности;

Катaстрофическое снижение инвестиционной активности во всех сферах экономики при резком сокращении финансовых возможностей инвесторов и нарастающей несбалансированности кaпитальных вложений с материально-техническими ресурсами в результате стремительного роста оптовых, договорных цен и последующей их либерализация на строительно-монтажные работы, строительные материалы и оборудование;

Неконтролируемый рост цен в результате их общего административного повышения и значительного расширения практики и сферы действия.

Общая дестабилизация хозяйственных связей сопровождалась катастрофическим ухудшением работы транспорта, объем валовой продукции которого снизился на 8%, а по объему грузооборота - на 8.5%. Проблема транспорта особенно остро стоит в России, на долю которой приходится более трех пятых всего грузооборота. 1

2.Характеристика хозяйственного комплекса страны

2.1Промышленность

Производство продукции топливной промышленности в 1991г. значительно сократилось.

Если в 1990 г. в целом по основным видам топлива добыча снизилась на 2% по сравнению с предыдущим годом, то в 1991 г. производство всех видов топлива в условном исчислении составило лишь 94% от уровня 1990 г. Резко сократилась добыча нефти: если в 1988 г. в России она составляла 569 млн.т., то в 1991 г. ожидается добыча 461 млн.т. Таким образом, всего за 3 года добыча нефти снизилась почти на 20%. При этом падение добычи с каждым годом ускорялось (в 1991 г. по России оно составило 55 млн.т.). Уровень добычи нефти в СНГ и России в 1991 г. соответствует середине 70-х годов. Основными причинами падения добычи нефти являются выработка ряда старых месторождений и отставание с вводом новых производственных мощностей из-за резкого сокращения финансовых и материально-технических ресурсов, направленных на развитие отрасли.

Внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов в России и СНГ в 1991 г. сократилось незначительно из-за резкого снижения их экспорта (экспорт сырой нефти сократился в 2 раза). При уменьшении объема первичной переработки нефти на 3%, выпуск светлых нефтепродуктов снизился на 4-5%, что свидетельствует об ухудшении ее структуры . 2

Несмотря на явно выраженные негативные тенденции, топливно-энергетический баланс России остается активным. Основная часть (более 80%) поставок топливно-энергетических ресурсов из РФ в другие республики и на экспорт приходится на нефть (45%) и природный газ (37%). На уголь приходится 5%* вывоза энергоресурсов, на светлые нефтепродукты - около 7% 3

Основными причинами снижения производства продукции цветной металлургии являются: значительное отставание в развитии сырьевой базы отрасли, сокращение валютных средств для закупки по импорту сырья и материалов, разбалансирование системы заготовки и поставки лома и отходов цветных металлов в стране.

Тяжелое положение складывается в химико-лесном комплексе, в работе предприятий которого сохраняется нестабильность, связанная с разрывом сложившихся хозяйственных связей, ухудшением положения с поставками сырья и материалов, особенно по импорту, а также неудовлетворительным состоянием дел с пуском ранее остановленных производств.

В машиностроительном комплексе объемы выпуска подавляющей части важнейших видов машин и оборудования устойчиво снижаются.

Снизилось производство многих видов непродовольственных товаров народного потребления, в том числе телевизоров, швейных машин, холодильников, мотоциклов, велосипедов, радиоприемных устройств, видеомагнитофонов, электроутюгов. Еще более обострился дефицит по многим товарам повседневного спроса.

Ситуация, складывающаяся в пищевой промышленности, отражает тяжелое положение в сельском хозяйстве и нарушение товарно-денежного обмена между городом и деревней.

На транспорте нарастает неустойчивость перевозок, сокращается их объем. Это вызвано значительным выводом из эксплуатации изношенного подвижного состава без соответствующего его пополнения вследствие сокращения поставок, в том числе и по импорту, железнодорожных вагонов, морских и воздушных судов, также запасных частей к ним для технического обслуживания и ремонта.

2.2Сельскохозяйственное производство

В 1991 г. заметно снизилось по сравнению с 1990 г. производство сельскохозяйственной продукции, и в еще большей степени упал объем государственных закупок. Несмотря на это, ожидаемая прибыль колхозов и совхозов Российской Федерации должна составить в 1991 г. 32.9 млрд. рублей, что на 11% больше, чем в 1990 г.

Описание работы

Для экономики России период 1991 года был достаточно сложным и переломным.
Экономика перетерпела достаточно много негативных тенденций, таких как падение ВВП, увеличение внешнего долга, снижение общего уровня безработицы ив целом падение уровня жизни населения.
Таким образом, необходимость коренного реформирования не то что назрела – она была жизненно необходима.
Поэтому я считаю рассмотрение этой темы достаточно актуально, так как при ее изучении будут освещены основные моменты состояния народного хозяйства страны, и пути выхода из данного состояния, предложенное правительством.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1.Экономика бывшего СССР накануне 1991 года………………………4
2.Характеристика хозяйственного комплекса страны............................6
2.1Промышленность………………………………………………………….6
2.2Сельскохозяйственное производство…………………………………….8
2.3Инвестиционный потенциал……………………………………………...9
2.4 Влияние внешней экономики…………………………………………...10
2.5Оптовые цены и тарифы…………………………………………………10
2.6Финансы и денежное обращение………………………………………..10
2.7Банковский сектор………………………………………………………..11
3.Состояние экономики в конце 1991года ……………………………...12
Заключение………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы………

Год и город: Москва 2015

Введение 3

Состояние российской экономики к 1991 года 5

Экономические решения 1991 года 8

Заключение 15

Список литературы 17

Введение

К середине 80-х годов экономика России оказалась в состоянии кризиса. Замедление темпов экономического развития заставило искать выход. Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики.

Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь в машиностроение. Попытки насытить рынок путем развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы. Они брали в аренду тоже предприятие, сдавали в качестве арендной платы тот же объём выручки, которое имело это госпредприятие, а прибыль получали за счет роста цен. Так вместо роста производства товаров произошел рост цен и снижение качества.

С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер (и это закономерно т.к. большинство проблем решалось за счет печатного станка). Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы.

Главным и общим направлением всех преобразований в экономике в 90-е годы ХХ является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями. Пришедшие в 1991г. к власти в России «демократы» не имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-экономических преобразований. В то же время они исходили из постулата о том, что рыночные отношения сразу оздоровят экономику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для всех (и промышленности, и сельского хозяйства, и торговли, и культуры).

Реформы были необходимы на тот момент, но самым главным вопросом остается один: к чему они привели? 1991 год был богат экономическими реформами. Вследствие изменений в политике экономика страны пребывала в плачевном состоянии. Всё зашло в тупик.

На мой взгляд, эта тема на сегодняшний день довольно актуальна. Нужно помнить, что экономическая история нашей страны, в частности горький опыт 90-х, приучил нас к тому, что никакие изменения не могут принести однозначно положительных результатов. Я думаю, что необходимо знать и помнить уроки 90-х. быть может, именно они помогут избежать таких же потерь и урона.

Целью данной работы является ответ на следующие вопросы: Какую роль 1991 год сыграл в становлении российской экономики? Почему именно этот год был переломным в истории нашей страны, и каковы были последствия?

Состояние российской экономики к 1991 года

Хотя современная российская экономика составляет немногим более половины экономики бывшего СССР, ее активы громадны. Во времена СССР Коммунистическая партия контролировала все аспекты экономической жизни в стране, а плановая экономика оставила после себя целый ряд характерных черт, которые приходится учитывать и преодолевать при переходе к рыночным отношениям.

Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы

Роль правительства заключалась в том, чтобы обеспечивать выполнение этих планов. Ответственность за выполнение планов шла от самых высших чинов до простых работников.

Планы устанавливались как на добычу полезных ископаемых, так и на производство конечных товаров и услуг для потребления. Теоретически, но не практически, централизованная плановая система обеспечивала баланс выпуска продукции между секторами экономики. При плановой экономике государство выполняло распределяющую функцию, которую выполняют цены при рыночных отношениях.

Российские экономические реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям. Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в направлении рыночных отношений, перейдя к рыночному регулированию цен. Однако первые годы развития экономики постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как приватизация (часто за гроши) ведущих промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что больно ударило по отечественной промышленности. Также, вплоть до 1996 года практически полностью отсутствовала законодательная база для новых рыночных отношений. Поэтому, хотя возращение к плановой советской системе к середине 1990-х годов уже было маловероятно, конфигурация и перспективы развития экономики России оставались неопределенными.

Кроме того, курс рубля по отношению к доллару США постоянно падал, и темпы инфляции в стране были очень высокими. Такое состояние экономики делало очень сложным оценить размер ВВП России в долларах США для сравнения с ВВП других стран.

Экономические реформы 1990-х годов преследовали две цели — макроэкономическую стабилизацию и реструктуризацию экономики, объединенные одним общим названием — переходом от плановой к рыночной экономике. Для перехода к рыночной экономике в России необходимо было практически с нуля создавать банковскую систему, восстанавливать институт частной собственности и коммерческих отношений, которые бы обеспечивали более эффективное развитие экономики. Открытие внутреннего рынка для международной торговли и притока иностранных инвестиций, т.е. интегрирование экономики России в мировую экономику, было также очень важной составляющей для достижения вышеописанных целей. Режим М.С. Горбачева в середине и конце 1980-х годов не смог воплотить в жизнь именно эти очень важные составляющие, необходимые для реструктуризации экономики. Однако, когда начался развал СССР, правительство Б.Н. Ельцина, принялось осуществлять вышеописанные мероприятия, однако результаты их вплоть до 1996 года казались весьма сомнительными.

Осенью 1990 года государство признало свое экономическое положение чрезвычайным. И как не парадоксально, не смотря на такое критическое положение в стране, государство продолжала финансово поддерживать странам, в которых развивался и зарождался коммунизм.

В конце апреля 1991 года цены на нефть резко упали со 100 долларов за тонну до 68. потеря государственного бюджета равнялась 10 млрд. рублей. На заседании Совета безопасности при обсуждении мер по стабилизации работы промышленности были приведены следующие данные. Импорт снизился на 45%. Практически все закупки на внешнем рынке делались в кредит. Общая сумма полученных кредитов и тех, по которым велись переговоры, достигла 16 млрд. рублей. Если за экспорт оружия раньше получали до 5 млрд. рублей, то в 1991 году могли рассчитывать лишь на 1,5 - 2 млрд.

К 1991 году экономика страны прибывала в упадке. Увеличивалась социальная напряженность в стране. Стремительно падал международный авторитет страны и доверие к ней. Население понимало необходимость реформ, но не хотело мириться с ними. Медленно, но верно, подобно снежному кому, кризис экономики всё больше расширялся, захватывая и все другие стороны жизни населения.

Экономические решения 1991 года

В октябре 1991 года, за два месяца до официального распада СССР и два месяца после августовского путча, Ельцин и его соратники, включая Е.Т. Гайдара, приступили к осуществлению программы радикальных экономических реформ. Верховный совет РСФСР поддержал президента в осуществлении данной программы, которая была рассчитана на один год. Это была амбициозная программа, но ее цели по стабилизации макроэкономической ситуации в стране и созданию основ для дальнейшего развития рыночных отношений были практически неосуществимыми. Другой составляющей реформ Б.Н. Ельцина было делегирование региональным властям максимально возможных властных полномочий; согласно целой серии договоров между центральной властью и главами 21 автономной республики и другими субъектами федерации, Москва гарантировала последним специальные права и самостоятельность принятия решений по многим вопросам и осуществления важных экономических проектов.

В соответствии с постановлением Верховного совета СССР «О повышении минимального уровня зарплаты бюджетникам» от 12 января 1991 года, на социальную поддержку населения было выделено 47,6 млрд. рублей. А депутаты РСФСР решили направить не менее 15% национального дохода на поддержку сельского населения и выделить значительные средства Чечено-Ингушетии, в частности, на улучшение экологической обстановки в Грозном - 100 млн. рублей. Экономический кризис, угроза голода, межнациональные конфликты на территории державы, «напичканной» ядерным оружием, подрывали авторитет союзной власти.

Исполнить союзный бюджет 1991 года за счет налоговых поступлений было практически невозможно. Его формирование полностью зависело от союзных республик, которые в новых условиях не торопились выполнять свои союзные обязательства. Они игнорировали союзные законы и подзаконные акты, отдавая предпочтение республиканскому законодательству, которое бурно развивалось благодаря активной деятельности республиканских парламентов.

Главным источником доходов союзного бюджета стала рублевая эмиссия Госбанка СССР, которая с апреля 1991 года стремительно росла по месяцам: апрель - 4, 77 млрд. рублей, май - 5,50, июнь - 18,74, июль - 19,87, август - 17,13.

В январе 1991 года новым премьером был назначен В.С. Павлов, занимавший пост министра финансов в прежнем союзном правительстве. Он начал свою деятельность с денежной реформы - обмена 50-рублевых и 100-рублевых купюр на новые с ограничением суммы обмена, объяснив это тем, что слишком много денег скопилось в руках преступников и ушло за границу. На самом же деле это была попытка сократить денежную массу в стране. Обмен был плохо организован и вызвал негативную реакцию населения, которые считали ограничения по суммам обмена несправедливыми.

Верховный Совет РСФСР после трехдневной дискуссии 3 июля 1991 года принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

А. Чубайс, назначенный в ноябре 1991 года председателем Госкомимущества, стал настаивать на проведении быстрой и подлинной приватизации, ведущей к возникновению личных прав собственности. Главной задачей нового правительства было денационализировать так называемую общественную собственность, которая в действительности принадлежала номенклатуре, всячески стремившейся сохранить эту собственность в своих руках. Чтобы избежать прямых сделок между чиновниками и покупателями, реформаторам следовало разработать такие правила приватизации, которые учитывали бы высокую степень коррумпированности государственного аппарата. Впервые за долгие десятилетия предполагалось проводить аукционы, открытые конкурсы (тендеры), где напрямую сталкивались бы спрос и предложение.

Для остановки номенклатурной приватизации еще в октябре 1991 года крупные предприятия по указу президента были преобразованы в акционерные общества. Большая часть их акций передавалась в государственные приватизационные комитеты, а не в отраслевые министерства.

Практически всё лето 1991 года прошло под знамением так называемой «войны законов». После референдума о сохранении СССР 17 марта ситуация в стране не стабилизировалась. Самым важным на тот момент считался вопрос о союзных налогах, который так и не был урегулирован. Августовский путч, при помощи которого центр надеялся вернуть власть, закончился его полным поражением. И, как следствие, поражением Коммунистической партии.

Ситуация на внешнем рынке оставляла желать лучшего с самого начала года. Экспорт и импорт резко уменьшались в данных условиях. Был нарушен механизм валютных поступлений, который помогал хоть как-то выплачивать внешний долг, и, таким образом, поддерживать доверие иностранных кредиторов, которое резко пошатнулось во время кризиса. В декабре 1991 года обанкротился Внешэкономбанк. Государственная власть была не в состоянии поддерживать курс рубля даже в минимальной степени.

Состояние российской экономики к концу 1991 года

25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. Распад СССР привел к независимости 15 республик СССР и появлению их как самостоятельных государств.

К концу 1991 года кризис в экономике на территории страны достиг критической фазы. Усилились спад производства и инфляция, которые стали наиболее характерными чертами того периода. По всей стране - практически полный развал финансовой системы. После распада СССР правительство объявило, что оно отменяет регулирование цен на 90% товаров широкого потребления. Однако оно все еще контролировало цены на электроэнергию, газ, хлеб, сахар и другие товары первой необходимости. Эти меры должны были восстановить баланс между производством и потреблением, которого недоставало при плановой экономике.

Был взят курс на программу макроэкономической стабилизации. Программа предусматривала проведение большого количества мероприятий для достижения экономической стабильности в стране. Правительство существенно ограничивало государственные расходы, сосредотачивая усилия исключительно на реализации национальных проектов, обороне, и субсидиях организациям и частным лицам. Программа была направлена на уменьшение дефицита государственного бюджета с 20% ВВП в 1991 году до 9% ВВП ко второй половине 1992 года и 3% к 1993 году. Правительство ввело новые налоги, и обновило систему сбора налогов, чтобы увеличить государственные доходы. В денежно-кредитной сфере, экономическая программа требовала, чтобы Центральный Банк России урезал субсидируемые кредиты предприятиям в целях ограничения роста денежной массы. Программа правительства была направлена на сокращение темпов инфляции от 12% за месяц в 1991 году до 3% за месяц в середине 1993 года.

Чтобы поощрять развитие частного сектора, фундаментальные изменения были сделаны в налоговой системе, включая введение налога на добавленную стоимость 28% на большинство сделок, прогрессивного налога на прибыль, и налога на доход от бизнеса; изменения произошли в системе импортных и экспортных пошлин; новые налоги на внутреннее потребление электроэнергии поощряли ее сохранение (необходимый шаг, потому что цены на электроэнергию все еще находились под контролем государства); и новые экспортные пошлины на нефть и природный газ были введены для того, чтобы уменьшить разницу между субсидируемыми местными ценами и мировыми ценами и, чтобы предотвратить дефицит энергоресурсов. Для рубля был установлен рыночный обменный курс, который впоследствии позволил отечественной валюте стать конвертируемой. Много ограничений на внешнюю торговлю и инвестиции также были сняты в целях обеспечения перехода экономики России на мировые цены.

Но в то же время государство пыталось покрыть расходы союзного бюджета за счет эмиссии, чем лишь ухудшило ситуацию. Население, уже не знало чему верить и какой стороны придерживаться. По всей стране стремительно распространялась натурализация торговых отношений. Фактически происходил «второй взлет бартерной экономики». В результате либерализации цен дефицитность экономики, которая была основной проблемой 1989 -1991 года, резко пошла на спад, а затем и исчезла. Рост цен уничтожил денежный навес - спрос больше не мог поглотить вздорожавшую товарную массу. Но пришла другая проблема: в стране бушевала гиперинфляция. Предприятие продавало товар, а когда через 2-3 месяца приходил платеж, реальная покупательная способность вырученной суммы успевала сократиться в несколько раз. Более того, недобросовестные покупатели сознательно затягивали платежи, а банки - их перевод получателю. При этом получатель постоянно рисковал с учетом инфляции не получить ничего. Выход был найден в бартере. Практически треть всех сделок совершалась на бартерной основе.

Переход к рыночной экономике требовал перестройки ценовой системы. Основной чертой конца 1991 года была именно инфляция. Основными причинами ее возникновения стали разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, необходимость стабилизации внутренних цен.

К концу 1991 года состояние экономики СССР ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и визитным карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Экономика страны была в тяжелейшем состоянии. Население голодало. Практически по всей стране резко возрос уровень безработицы, которой не было за все время правления коммунистической партии.

Дефицит бюджета составлял 20% ВВП и практически вышел из-под контроля. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и никто в мире не хотел больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 года страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня — всего 289,6 т, что было просто несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны.

В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б.Н. Ельциным, у которого имелось два варианта дальнейших действий.

В соответствии с первым из них, следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала «Программа 500 дней».

Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации. При этом институциональные реформы дополняли бы макроэкономическую стабилизацию.

Президент Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 года было сформировано новое правительство. В этот период всем казалось, что основная политическая борьба в стране завершена и что все силы должны быть направлены на проведение экономических преобразований. Исходя из этого, Президент России приостановил реформу политической системы, сохраняя ее прежней, что, как оказалось позже, было большой ошибкой. Ведь в советской Конституции не было четкого разграничения полномочий между ветвями власти (да этого и не требовалось в условиях тоталитарного строя). Этот фактор стал в скором времени одним из важнейших препятствий на пути экономических реформ.

Кроме того, сохранялась неопределенность в отношениях с некоторыми бывшими союзными республиками, поскольку их руководители принимали решения, которые шли вразрез с курсом российского руководства, что непосредственно отражалось на состоянии экономики России. И лишь подписание договора о создании СНГ дало возможность правительству России взять под свой контроль финансовую и денежную систему, начать разработку и проведение независимой экономической политики.

Заключение

Россия становится страной с такой экономикой, где рынок выполняет главную задачу распределения ресурсов. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и др. В результате либерализации российский рубль стал реальной, достаточно конвертируемой валютой с плавающим курсом.

1991 год стал переломным в истории нашей страны. Этот год был тяжелым как для правительства, так и для всего населения в целом. В течение всего года не было принято никаких мер для выхода из кризиса и стабилизации остановки в стране.

Все попытки правительства во главе с Павловым В.С. улучшения финансового состояния страны оказались тщетными. Денежная масса в течение практически всего года увеличивалась, что привело к гиперинфляции. Казалось, чтобы не делало и не предпринимало правительство, обстановка в стране становилась лишь хуже. Некоторые ученые отмечают, что этот период характеризовался «поляризацией сил» за и против рыночной экономики.

Из всего вышесказанного можно подвести итог. Реформы 1991 года сыграли огромное значение в становление Российской экономики. Этот год кризиса, который дал понять что нельзя решить проблемы финансов только увеличением эмиссии и либерализацией цен. Этот год стал переломным для всего населения страны. Распад СССР, экономическая разруха, безрезультатные попытки государства привести экономику страны к стабильности - основные факторы того времени. К концу 1991 года авторитет страны катастрофически снизился.

Цель данной работы была раскрыта. Ответы на поставленные вопросы были даны при раскрытие материала в работе.

Таковы были итоги 1991 года. Я думаю, он навсегда останется в памяти людей. Ведь это было достаточно тяжелым временем для всех. Кроме того, именно этот год будет еще долгое время причиной дебатов и споров. Я думаю, нужно учесть прошлые ошибки, которые были допущены. Ведь для России сейчас тоже наступают тяжелые времена.

Список литературы

  1. Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В., «Перестройка и крахСССР.1985-1993» - СПб.: Норма, 2010 г. - 215 с.
  2. Гайдар Е.Т. Гибель империи…М., 2006 г. - 347 с.
  3. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. «Микроэкономика. Теория и российская практика»,- М.: КноРус, 2012 г. - 619 с.
  4. Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. СПб.: Норма. 2010 г. - 320 с.
  5. Маркова А.Н., Поляк Г.Б. Учебник для вузов «История мировой экономики» - М.: ЮНИТИ, 2002 г.
  6. Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Россия в 1992-1993гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанав^ ливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.
Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения - в 10-15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции. В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.
В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом. Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество твердо поддерживает Президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.
21 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а Президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2-3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ Президент ввел чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло происшедшее как трагедию.
12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции, Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской республикой Россия в точном смысле слова не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению Президента Государственная Дума), выносить импичмент Президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека. С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.
На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара. Удачно выступила КПРФ Г. А. Зюганова. Итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от происшедших в октябре событий. Россия в 1994-1996гг. Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. - прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе - от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.
Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994-1995 гг. в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994г. Договора об общественном согласии.
В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.
Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для Президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом- Россия» - партия власти, возглавляемая В. С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей.
Россия в 1996-2000 гг Летом 1996г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г.А.Зюгановым победил Б. Н. Ельцин."Избиратели в очередной раз показали, что возвращения в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин - С. В. Кириенко - Е. М. Примаков - С. В. Степашин - В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью). Отношения Президента и правительства, с одной стороны, и парламента - с другой, имели в эти годы конфликтный характер.
Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.
Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество - вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.
Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.
Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России семи федеральных округов и назначении в них полномочных представителей Президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
В 2000 -2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабнлизащч социально-экономической С1Пации в России.