Экономика швейцарии - ведущие отрасли, ввп и уровень благосостояния. Реферат: Экономическое развитие Швейцарии

Швейцария признана одной из наиболее стабильных стран в мире. Политика страны исторически была ориентирована на улучшение качества жизни каждого отдельного гражданина Швейцарии, а отсутствие разрушительных войн стало отличным подспорьем для создания крепкой и нерушимой экономической структуры. Сегодня Швейцария – настоящее банковское и финансовое сердце всей Европы. Экономика страны основана на рыночных взаимоотношениях и обороте финансового иностранного капитала. В Швейцарии созданы идеальные условия как для мелких, так и для крупных предпринимателей. Государство абсолютно не вмешивается в деятельность предприятий, а сам производственный рынок вполне удовлетворяет все запросы среднестатистического покупателя. Успешные экономические отношения существуют не только внутри струны, но и на международной арене.

Основой экономического развития страны является банковское дело. Статистика показывает, что примерно на каждые полторы тысячи граждан страны приходится по одному финансовому учреждению. Но несмотря на огромное количество банковских структур качество их обслуживания считается одним из лучших в мире. В стране разработана жёсткая система контроля безопасности всех личных данных вкладчиков. Сторонним лицам они недоступны. Именно поэтому многие зажиточные иностранцы стремятся хранить свой капитал именно в Швейцарии. А подобный прилив вложений гарантирует стране устойчивое экономическое положение и постепенное развитие.

Швейцария славится по всей Европе практически полным отсутствием безработицы. Люди здесь трудолюбивы. Основные производственные сектора экономики были раскрыты ещё в прошлом столетии. На сегодняшний день самыми финансово прибыльными отраслями, помимо банков, считается производство часовых механизмов, лёгкая и фармацевтическая промышленность, сельское хозяйство, туризм. Мировую известность завоевала швейцарская часовая промышленность. Все производственные активы сконцентрированы в Женеве, Туне, Берне и Ла-Шо-деФоне. 95% всех часов идут на экспорт. Крупнейшими предприятиями являются – «Richemont», «Swatch Group», «Rolex», «Patek Philippe». Копирайт www.orangesmile.com

В Швейцарии крайне мало полезных ископаемых, несмотря на горный рельеф страны, породы там бедные. Хотя в Альпах сконцентрировано огромное количество гидростанций, которые вырабатывают дешёвую электроэнергию (примерно половина от всего количества выработки). Но в целом, развитие получили те отрасли, которые не требуют большого количество сырья и высококвалифицированного труда. Швейцарские атомные электростанции считаются самыми надёжным и защищёнными, хотя внутренняя политика государства ограничивает расширение такого вида объектов вплоть до 2050 года. Нефть и газ в стране импортируется только из зарубежья.


Около 75% всего трудоспособного населения Швейцарии работает в сфере туристических услуг. Гостиничное дело берёт свои корни именно из этой страны. Ежегодно только в Альпы приезжает около 10 миллионов туристов, а стоимость отдыха при этом, считается достаточно высокой. Поэтому процент обогащения экономики страны от туристического бизнеса довольно высок. Сельское хозяйство в стране ориентировано на животноводство (это около 78% всей сельхоз продукции). Большая часть молока идёт на производство разнообразных сортов швейцарского сыра. Распахано примерно 60% сельских угодий. Зерновые посевы незначительны, а вот виноградники развиваются в последние годы крайне активно. Но при этом, весь аграрный комплекс не в состоянии обеспечить потребности населения. Оставшиеся 40% импортируются из зарубежья.

Текстильная промышленность занимает одно из главнейших мест в построении экономической структуры. Ведущую позицию в пищевой промышленности занимает корпорация «Нестле». Главными активами химико-фармацевтической промышленности являются компании «Норватис» и «Хоффман-ла-Рош». Шведо-швейцарский концерн АББ занимается изготовлением турбин и электротехники. Машиностроение сосредоточено на кузнечнопрессовом оборудовании, высокоточных металлообрабатывающих станках. Крупных предприятий, в целом, в Швейцарии крайне мало. Экономика держится на небольших единичных компаниях и организациях. Транспортная связь в Швейцарии занимает очень важную позицию в организации системы европейских транспортных развязок. Страну пересекают множество важнейших магистралей, несмотря на то, что для их строительства пришлось бороться с горным рельефом, сооружая тоннели, виадуки и мосты.


Внешняя торговля страны приносит огромную прибыль. Самый большой процент экспорта занимают промышленные товары, лекарственные средства и продукты питания. Основными торговыми партнёрами страны считаются США, страны Европы, Китай и Япония. Швейцария – седьмая страна в мире по доходу на душу населения. Здесь живут одни из самых обеспеченных людей Европы. Доход на душу населения в 2014 году составил примерно 89 тысяч долларов. Национальный доход Швейцарии в 2014 году составил около 734 миллиардов долларов. В последние годы наблюдается ускоренное старение населения, что вызывает некоторый дисбаланс в пенсионной сфере. Золотые резервы Швейцарии просто поражают. На душу каждого отеля приходится не менее ста унций чистого золота.

Это крупнейшее государство Европы после России и Украины. Сегодня страна находится на волне подъема. В ней развиты индустриально-аграрные секторы.

Однако значительное влияние в Европейском союзе друг на друга оказывают граничащие государства.

О том, какие возможности и проблемы есть у соседей французов, мы и поговорим далее.

Французские соседи

Прежде чем рассматривать уровень развития соседних стран Франции, стоит поговорить о том, с кем, собственно, это государство граничит.

Фактическими соседями в Европе являются 8 стран - Монако, Андорра, Люксембург, Германия, Италия, Швейцария, Бельгия и Испания. Но существуют еще и три «заморских» соседа.

Эти страны граничат с владениями Франции в Латинской Америке. Преимущественно это острова. Среди них стоит отметить Гваделупу, Мартинику, Реюньон и Майотту. Также есть материковое государство Гвиана.

Бельгия

Высокий уровень экономического развития Бельгии начал развиваться и повышаться благодаря средневековым производствам. Не зря эту страну называли «государством-мастерской». Города Льеж и Антверпен славятся оружейниками и мастерами алмазного дела, Фландрия - центр текстильной промышленности Европы.

В принципе, говоря про Королевство Бельгию, нельзя не упомянуть одну особенность. До конца Второй мировой войны шло четкое разграничение промышленности по районам. Поэтому одни были достаточно богатыми, население других имело доходы более скромные.

Начиная с 1945 года, в основном благодаря «доктрине Галопина», происходит резкий экономический рост государства. Практически повсеместно возникают фабрики легкой промышленности, во Фландрии начинает развиваться нефтепереработка, Антверпен становится третьим большим портом в Европе. Кроме этого, в Брюссель переносится штаб-квартира НАТО и некоторых других сообществ.

Страна пережила две рецессии. В 1980-1982 годах, когда достиг отметки в 13% ВВП, долг государства значительно увеличился, равно как и безработица. Вторая рецессия произошла в 1992-1993 годах. В ходе этого кризиса общий рост ВВП страны снизился практически на два процента.

Но начиная с 1994 года, уровень экономического развития Бельгии начал повышаться. Сегодня королевство переживает белую полосу в этой сфере. Невзирая на 2007-2010 годов, ВВП растет, а дефицит бюджета и безработица снижаются.

Сегодня ВВП на душу населения колеблется около 38-40 тысяч долларов. По оценке 2010 года он был на уровне 38 700 долларов.

Испания

Сегодня уровень экономического развития Испании находится на высоком уровне. Согласно статистическим данным за 2012 год, государство занимает четырнадцатое место во всемирном рейтинге стран.

Главной отраслью экономики, традиционно присущей еще со средневековья, было сельское хозяйство. Основная масса фиников, миндаля, сахарного тростника и оливок до сих пор экспортируются этим государством. Вы будете удивлены, но урожайность испанского риса самая высокая на всей планете. Кроме этого, государство обеспечивает высокие объемы пшеницы, вина и цитрусовых. При этом в сфере сельского хозяйства задействовано всего лишь около трех процентов работоспособного населения.

Но ведущая роль этой отрасли экономики на данном этапе резко сокращается. Сегодня бурный рост происходит в производстве обуви, запчастей для автомобилей, станков, аудио- и видеоаппаратуры, химических средств.

Если говорить о международной статистике в области четырнадцати сфер производства, то Испания находится в верхней пятерке каждого из сегментов.

Удивительно, но на уровень экономического развития Испании практически не влияет безработица. Нормой для страны считается его показатель в 8-10 %. Для многих государств это было бы сильным ударом. Испанию же спасает достаточно высокая степень нелегальных рабочих мест и теневой экономики.

Италия

Уровень экономического развития Италии сильно отличается регионально. Если северные области более развиты за счет промышленных предприятий, то южные значительно отстают в этом плане. В менее развитых районах процветает теневая экономика.

Главный бич экономики Италии - это нелегальные иммигранты в частности, и вся иммиграция в целом. Сюда съезжаются в поисках лучших условий жизни люди со стран «третьего мира». Особенно популярными считаются южные области, так как там можно быстро найти рабочее место в сфере сельского хозяйства. Работодателей тоже устраивает подобная ситуация. Нелегалы берут за свои услуги небольшую плату наличными, поэтому возможно большие объемы финансов проводить без ведома налоговых органов.

Сегодня уровень экономического развития Италии занимает третье место в Европе. Главные отрасли, которые держат страну «на плаву», следующие: авто- и мототехника, крупные бытовые электроприборы (холодильники и прочее), обувь, одежда, макароны, оливки, сыр, вина, консервированные фрукты.

Сегодня ВВП на душу населения (данные 2013 года) составляет около 30 000 долларов. Официальный уровень безработицы колеблется в районе семи процентов (2006 год), а инфляции - 1,5% (2006 год).

Именно благодаря многолетней истории и уникальному опыту предприятий севера может противостоять перманентному кризису в южных областях и мощному потоку легальной и нелегальной иммиграции.

Германия

Уровень экономического развития Германии является самым высоким в Европе и пятым в рейтинге стран мира. Она проигрывает только таким гигантам, как США, Китай, Япония и Индия.

Как развитая постиндустриальная республика, Германия основное количество капитала получает из сферы услуг. Именно в этой отрасли находится максимум рабочих мест. Ей же принадлежит 78% ВВП (за 2011 год).

Особенность немецкой экономической ситуации заключается в многолетнем следовании социально-рыночной модели. Данная парадигма включает в себя тесное взаимодействие профсоюзов и рабочих, высокую налоговую ставку. Главной чертой подобной модели является поставленное во главу угла предпринимательство и политика государства, обеспечивающая развитие рынка и максимально равномерное распределение богатств.

С одной стороны, это дало потрясающие результаты и способствовало быстрому подъему страны после двух поражений в мировых войнах. Сегодня уровень экономического развития Германии очень высок, но у этого явления есть и темная сторона.

Очень высокий уровень налогов порождает большое количество иждивенцев. Для сравнения, например, в середине 1990-х отчисления на налоги в Германии достигали 65%, а в США - около 32%. По данным статистики, со чистой зарплаты на отчисления в социальные инстанции вычитался 81 доллар.

Сегодня налог на нераспределенную прибыль - 50%. ВВП в 2013 году - около 40 тысяч долларов на душу населения, уровень безработицы - 5,5%, а инфляции - 2,1%.

Швейцария

Мы продолжаем рассматривать уровень экономического развития соседних стран Франции. Кратко были изучены большие соседи, такие как Италия, Испания, Германия. Теперь мы поговорим о маленьких государствах. Первым будет обзор Швейцарской Конфедерации.

Эта страна хоть и является достаточно богатой, но находится в прямой зависимости от внешней политики и международных связей. Основной сферой, откуда поступают громадные финансовые потоки, является банковское дело. На сегодняшний день в Швейцарии существует более четырех сотен банков. Благодаря нейтралитету страны и соблюдению тайны относительно клиентской информации, приток денежных средств с каждым годом растет.

Кроме этой сферы, на уровень экономического развития Швейцарии влияют фармацевтическая, химическая, пищевая промышленности, производство часов, сыра и шоколада.

Немаловажным, как ни странно, является и сельское хозяйство. Оно пользуется особым расположением со стороны правительства. Именно фермерам, которые занимаются производством экологически чистых продуктов растительного и животного происхождения, предоставляются значительные налоговые льготы.

Также достаточно развитыми в Швейцарии являются сферы страхования и туризма. Последняя, в частности, приносит государству более полутора миллиарда франков в год.

Люксембург

В данной статье мы рассматриваем уровень экономического развития соседних стран Франции. Сейчас речь пойдет о маленьком государстве, которое занимает одну из лидирующих позиций в плане развития и зажиточности населения.

Герцогство занимает площадь всего лишь в две с половиной тысячи квадратных километров. Численность населения колеблется около полумиллиона человек. Зато ВВП на душу населения составляет около 129 тысяч долларов.

Главной отраслью, которая влияет на уровень экономического развития Люксембурга, является В частности, до 1997 года максимальные обороты делала металлургия и сталелитейное дело. Сегодня не работает ни одна доменная печь, сталь перерабатывают из лома.

Основные же доходы население получает из сферы обслуживания, туризма, банковского дела и торговли. Более половины активного населения герцогства занято именно в этих областях.

В туризме преобладают два направления - курорты и дельтапланеризм. В сфере финансов же наибольшей привлекательностью обладает оффшор. Поэтому в герцогстве Люксембург находится более двухсот международных банков.

При таком высоком развитии, как ни странно, продолжает существовать и сельское хозяйство. Наиболее традиционными являются следующие отрасли - животноводство, виноградное дело и садоводство.

Монако

Если попытаться разобраться, с какими странами граничит Франция по обычной политической карте Европы, можно и не заметить два государства, о которых мы поговорим далее.

Первое из них - княжество Монако. Это маленькая страна, одна из самых крохотных в Европе. Площадь ее составляет всего лишь два километра квадратных, а население - около 36 тысяч человек. ВВП на душу населения - 170 тысяч долларов.

Откуда же у такого крохотного государства большие обороты капитала? Давайте разберемся подробнее.

Как мы говорили ранее, уровень экономического развития соседних стран Франции в основном зависит от промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и банков.

Но в этом маленьком государстве настолько мало места и много жителей, что ни промышленность, ни любое другое производство товаров просто не смогли бы обеспечить страну финансово.

В княжестве Монако развиты только увеселительная и туристическая сферы экономики. Здесь находятся одни из самых богатых мировых казино (в городе Монте-Карло), а также проводится этап гонок «Формула-1».

Кроме этих сфер, еще доход идет от освещения жизни княжеской семьи в средствах массовой информации, а также элитного туризма. Жилье в Монако считается самым дорогим в мире. Для примера, аренда квартиры с одной спальней колеблется здесь в районе 4000 евро в месяц, при средней заработной плате в 3200-3500 евро. А стоимость квадратного метра недвижимости при продаже начинается от 20 000 евро.

Андорра

Если смотреть на политической карте, с какими странами граничит Франция, можно и не заметить этого карликового княжества на границе с Испанией. Территория Андорры занимает всего лишь 468 километров квадратных. Население - около 70 тысяч человек. ВВП - в среднем 35 000 на душу населения.

80 процентов всего страны обеспечивается сферой туризма. Ежегодно сюда приезжают около девяти миллионов человек, причем основную массу привлекают горнолыжные курорты.

К земледелию пригодно всего лишь около двух процентов территории. Выращивают в Андорре картофель, ячмень, табак и рожь. Не зря же название страны с баскского языка переводится как «пустошь».

Главная проблема княжества Андорра в том, что уровень экономического развития соседних стран - Франции и Испании - напрямую влияет на его положение. Такая ситуация сложилась из-за того, что это карликовое государство импортирует продовольствие и сырье.

Несомненными плюсами являются мягкая налоговая политика, минимальное вмешательство в экономику со стороны государства. Последнее, в частности, дает возможность предпринимателям действовать практически без ограничений.

Также здесь находится зона беспошлинной торговли. Поэтому в княжестве Андорра, приехав на местный горнолыжный курорт, можно приобрести качественные французские и испанские товары по стоимости ниже на 25-40% от их цены в соседних государствах.

«Заморские» соседи

Напоследок нами будут упомянуты государства, граничащие с заморскими владениями Франции. К ним относятся Бразилия, Суринам и Антильские острова.

Бразилия - это признанный экономический гигант в Латинской Америке. Она занимает лидирующие позиции в Меркосур (объединенном рынке Южной Америки). Главным очагом промышленности являются южные районы. Здесь производят авиацию, автомобили, сталь, кофе, сахар, обувь, ткань и прочие товары.

Значительно беднее живет население северо-восточных областей. Однако и эти города сегодня начинают привлекать большие инвестиции ввиду улучшения экономической политики в стране.

В отличие от предыдущего гиганта, Суринам является беднейшей страной в Латинской Америке. Экономика государства построена на промышленности и сельском хозяйстве.
Здесь добывают нефть с морского дна, бокситы, золото и алюминий. Рубят лес.

Выращивают кокосы, рис, арахис и бананы. Существуют фермеры, занимающиеся разведением скота и птицы.

В общей сложности, согласно официальным источникам, в этих сферах задействовано около четверти работоспособного населения страны.

Нидерландские Антильские острова считаются самым старым оффшором в мире. Это государство живет за счет сферы услуг, переработки и транспортировки нефтепродуктов, а также ремонта кораблей.

Таким образом, в данной статье мы с вами разобрали экономическую ситуацию, в которой находятся соседние страны Франции.

Успехов вам, дорогие друзья. Путешествуйте чаще!

Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством, один из крупнейших экспортеров капитала и финансовых центров мира. Это процветающая страна, во многих отношениях самая богатая в Европе, прежде всего благодаря высокому развитию обрабатывающей промышленности и сферы услуг (особенно большое значение имеет туризм). В период 1950-1990 экономика стабильно развивалась, безработица удерживалась на низком уровне, инфляция сдерживалась Швейцарским Национальным банком, а спады деловой активности были непродолжительными. Экономический спад, охвативший большинство стран Европы в начале 1990-х годов, сказался и на Швейцарии. Тем не менее уровень жизни в стране оставался по-прежнему очень высоким. ВВП Швейцарии за 1999 год составил 395 миллиардов швейцарских франков (US$ 272 миллиарда); доход на душу населения в том же году составил 51 164 (US$ 35 303) швейцарских франка.

Высокий уровень жизни швейцарского населения был достигнут благодаря широкомасштабному развитию различных отраслей промышленности. Мировую известность завоевала швейцарская часовая промышленность, сконцентрированная преимущественно в западной части страны (Ла-Шо-де-Фон, Невшатель, Женева) и Шаффхаузене, Туне, Берне и Ольтене. Из других отраслей наибольшую роль играют текстильная (тонкие хлопчатобумажные и шелковые ткани, вышивки), швейная, трикотажная, обувная, бумажная, полиграфическая и пищевая промышленность.

Текстильная индустрия, самая старая в стране, многие годы была важнейшей отраслью промышленности. Однако во время Второй мировой войны произошел сдвиг в пользу металлургии и химической промышленности, а на протяжении 1980-х годов быстро развивалось производство машин и оборудования. В 1990-х годах большую роль играло производство химических продуктов и медикаментов, научных и измерительных приборов, оптических инструментов, станков и продуктов питания, особенно сыра и шоколада. Среди прочих промышленных продуктов выделялись обувь, бумага, изделия из кожи и резины.

Таким образом, на сегодняшний день Швейцария среди стран капиталистического мира занимает 1-е место по выпуску часов, в Западной Европе - 3-е место по производству текстильного оборудования и синтетических красителей, 4 - по производству станков, генераторов и турбин, 5-е по медикаментам.

Внешнеэкономические связи Швейцарии ориентированы главным образом на промышленно-развитые страны. При этом доля стран ЕС составляет 70,4% всего внешнеторгового оборота. Лидирующие позиции среди торговых партнеров занимает Германия (более 27% товарооборота страны).

В структуре швейцарского экспорта основное место занимают машинотехнические изделия, приборы и средства транспорта (37%), продукция химической и фармацевтической промышленности (30%), а также изделия часовой промышленности (14%).

Для промышленности Швейцарии характерно немассовое производство высококачественных дорогих изделий на экспорт. Высокое качество промышленных изделий объясняется тем, что страна располагает высококвалифицированной рабочей силой, а также широко поставленной научно-технической разработкой их новых видов. Решающее значение имеют две отрасли - машиностроение (производство турбин, электромоторов, судовых двигателей, сверхточных станков, электронной и измерительной аппаратуры, часов) и химическая промышленность (производство красителей удобрений для сельского хозяйства, лекарств и прочего).

В Швейцарии преобладают малые и средние предприятия. По данным 2004 г. 99% от общего их числа насчитывала не более 250 сотрудников. Около 88% составляют крошечные фирмы, насчитывающие менее 10 сотрудников. Самой большой промышленной компанией является Nestlй, крупнейший в мире производитель пищевых продуктов. В конце 2003 г. этот концерн насчитывал 253 тыс. служащих, 97% из которых работало за рубежом. К крупнейшим монополиям, господствующим внутри страны и имеющим довольно прочные позиции на мировом рынке, относятся также электротехнический концерн "Броун Бовери", машиностроительный "Зульцер", химический "СИБА-Гейги", "Сандоц", "Хофман-Ла Рош", металлургический "Фон Ролль", "Алюсвисс". Многие монополии открывают предприятия за границей.

Американский журнал «Business Week» опубликовал в 2004 г. список 50-ти самых богатых компаний в мире, отобрав их по одному критерию - совокупной рыночной стоимости акции. 4 швейцарских фирмы входят в их число, а фармацевтический концерн Novartis занимает 17 место в рейтинге.

Согласно ежегодному рейтингу 500-та крупнейших компаний мира по критерию рыночной капитализации (Global 500), проводимому британской деловой газетой Financial Times, в конце 2004 г. Швейцария с ее 11 фирмами занимала шестое место среди других стран мира.

Около 12% площади Швейцарии используется под пашни и еще 28% для экстенсивного разведения крупного рогатого скота и производства молочных продуктов. Примерно треть территории страны занята непродуктивными землями (по крайней мере непригодными для земледелия), особенно в кантонах Ури, Вале и Граубюнден, и четверть - покрыта лесами. Неудивительно, что 40% продовольственных товаров приходится импортировать. В то же время Швейцария обеспечивает себя пшеницей, мясо-молочная продукция производится в избытке. Основные очаги земледелия сосредоточены в кантонах Берн, Во, Цюрих, Фрибур и Аргау. Главными сельскохозяйственными культурами являются пшеница, картофель и сахарная свекла. Крупная лесоперерабатывающая промышленность работает на внутренний и внешний рынки. Однако в последние годы леса Швейцарии сильно пострадали от загрязнения воздуха, что заставило правительство ввести строгий контроль за выбросом выхлопных газов автомобилей.

Швейцария - один из важнейших финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные банковские системы: государственная система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту. Основная денежная единица - швейцарский франк - одна из наиболее стабильных в мире валют.

Система частных банков Швейцарии в 1990-х годах состояла из нескольких крупных коммерческих банков, входящих в «большую четверку»: «Швайцеришер банкферайн» (ШБФ), «Швайцерише банкгезельшафт» (ШБГ), «Швайцерише кредитанштальт» и «Швайцерише фольскбанк». В 1997 «большая четверка» превратилась в «большую тройку», после слияния ШБГ с ШБФ. Действуют также 28 кантональных банков, сотни региональных и сберегательных банков, финансовых кампаний и прочих банков, 20 из них принадлежат иностранцам. Роль иностранных банков возрастает: в конце 1990-х годов им принадлежало более 10% швейцарских банковских авуаров.

Индустрия туризма - один из жизненно важных источников доходов Швейцарии. В 1996 в Швейцарии останавливались на отдых свыше 18 млн. лиц, прибывших главным образом из ФРГ, Великобритании, Франции, США, стран Бенилюкса и Скандинавии. Туризм играет важную роль в развитии швейцарской экономики. В списке стран по доходам от туризма, опубликованном в 2001 г. Всемирной Торговой Организацией, Швейцария занимала 13 место. В том же самом году страну посетило в целом 10.7 млн. иностранных туристов. Общая сумма доходов от туризма в 2002 г. составила 19.9 млрд. швейцарских франков, из которых 12.9 млрд. франков приходилось на долю иностранных, и 9.7 млрд. - на долю местных туристов. В туристическом секторе задействовано большое количество населения страны, а в горных регионах практически каждый третий житель.

Среди особенностей швейцарской экономики необходимо отметить следующие три. Во-первых, большое количество крупных транснациональных компаний, которые главным образом работают на внешних рынках, а базирование в Швейцарии даёт им преимущества в доступе к образованной рабочей силе, в стабильности политической обстановки и в надёжности правовой среды. Во-вторых, целый ряд динамичных и инновационных предприятий малого и среднего размера (преимущественно в химической отрасли и в машиностроении). В-третьих, использование протекционистской политики государства, преимущественно на уровне кантонов, для защиты неконкурентоспособных секторов экономики.

Первые два сектора реально создают добавленную стоимость, вносят существенный вклад в развитие экономики, третий сектор полностью зависит от них и от дальнейшей его защиты от внешней конкуренции.

Структура занятости в швейцарской экономике на 2006 год выглядит следующим образом: 72,4 % занято в отраслях сферы услуг, 23,9 % — в промышленности (включая строительство), 3,7 % — в первичном секторе. Стоит отметить большую продолжительность рабочего дня в первичном секторе, что увеличивает реальный вес этого сектора в структуре занятости. За последнее десятилетие занятость в абсолютном выражении в сфере услуг возрастала, в промышленности — сокращалась, в сельском хозяйстве — также сокращалась. Это является следствием постиндустриального пути развития швейцарской экономики; подобные тенденции наблюдаются во всех развитых странах.

Увеличение доли занятых в сфере услуг меняет ещё один параметр структуры занятости — долю работников на постоянной работе. В сфере услуг доля временно занятых (37,8 %) выше аналогичного показателя в промышленности (12,4 %). Подобные изменения будут усиливаться и дальше.

Ещё одной характерной для Швейцарии тенденцией является быстрый рост числа занятых в экономике иностранцев. За последние пять лет количество работающих в Швейцарии иностранцев росло вдвое быстрее количества работающих швейцарцев, а если из швейцарцев исключить недавно получивших гражданство, то в этот период можно констатировать общее сокращение количества работающих швейцарцев. Тем не менее до сих пор безработица среди иностранцев выше, а их зарплаты ниже.

Сравнение рынка труда в Швейцарии с рынком труда в других странах показывает более низкий уровень безработицы (в 2006 году — 4 %, в среднем для ЕС-25 — 8,2 %). Однако сами швейцарцы обеспокоены высокими показателями безработицы, так как в исторической перспективе и 4 % для Швейцарии является высокой безработицей.

Распространённый в Швейцарии тип экономических отношений, при котором государство имеет минимальный набор функций, не стремясь при этом к их увеличению, установился в конце XIX — начале XX века. Это было связано с представлением о том, что регулирование может успешно осуществляться объединениями крупных предпринимателей и банками и широкое вмешательство государства в экономическую жизнь страны не имеет смысла. Однако в начале 1960-х годов стало ясно, что механизм частного регулирования экономики даёт сбои, в частности, возникла напряжённость на рынке труда, появились существенные диспропорции в развитии различных отраслей хозяйства, рост инфляции, падение покупательной способности швейцарского франка. Эти структурные проблемы получили название «перегрева экономики». Для устранения диспропорций правительство предложило пакет мер, в который входило ограничение притока иностранного капитала, сокращение объёмов кредитования частных предпринимателей и сокращение притока иностранной рабочей силы. Эти декреты, принятые в 1964 году, фактически стали первым в истории Швейцарии вмешательством государства в сферу экономики.

На референдуме 1965 года предложения Федерального совета о введении мер для оздоровления экономики были одобрены, однако участие государства в экономической жизни общества не приняло системный характер. После относительной нормализации ситуации государственное регулирование было вновь сокращено до минимума, а затем усилено в 1970 году, поскольку опять появились признаки «перегрева». На этот раз в качестве ответной меры был использован принцип «экспортных депозитов»: с каждой экспортной сделки определённый процент стоимости товаров шёл в специальный фонд и должен был храниться там некоторое время; это было сделано для ограничения денежной массы и замедления инфляции.

Этот исторический пример наглядно демонстрирует тот факт, что государственное вмешательство в экономику в Швейцарии не имеет систематического характера, однако при необходимости может получить одобрение на использование целого набора рычагов влияния.

В ст. 41 конституции закреплено, что федерация и кантоны осуществляют деятельность, направленную на защиту здоровья граждан, защиту института семьи, защиту детства и материнства, а также заботятся о том, чтобы «каждый человек был защищён от экономических последствий, связанных со старением, нетрудоспособностью, болезнью, несчастными случаями, безработицей...». Таким образом, швейцарское государство гарантирует своим гражданам социальную защиту.

Власти на уровне кантонов ответственны за обеспечение населения образованием, которое финансируется из налоговых отчислений. В Швейцарии есть и частные школы, однако лишь незначительная часть населения пользуется их услугами, главным образом из-за высокой стоимости.

Система здравоохранения построена на принципах регулирования государством, но не управления. В целом система работает на полностью рыночной основе: каждый человек сам должен приобрести страховку (за детей это должны сделать родители), причём граждане сами выбирают страховщика и ту больницу, куда они будут обращаться за помощью, а государство участвует в разработке стандартных контрактов и задаёт некие рамки для тарифов. Государство также осуществляет субсидирование страховых премий (стоимости страховки), но направляются эти субсидии непосредственно самому гражданину. Государство также субсидирует госпитали, однако непосредственно в отношения между швейцарцем, страховой компанией и больницей государство не вмешивается.

Пенсионная система Швейцарии состоит из трёх блоков: обязательная государственная пенсия (финансируется из налоговых отчислений предприятий и частных лиц), обязательных пенсионных накоплений (они обязательны для определённой категории граждан, с зарплатой от 25 320 до 75 960 швейцарских франков) и добровольных накоплений.

В целом швейцарская система участия государства в экономике во многом соответствует западноевропейским стандартам. Даже традиционно низкий уровень доходов и расходов правительства постепенно приближается к европейскому уровню. Особенностью же Швейцарии является то, что большую роль в управлении играет не федеральное правительство, а правительства нижних уровней.

Национальная валюта Швейцарии — швейцарский франк. В качестве денежной единицы одного из мировых финансовых центров он активно используется в международных транзакциях и является одной из пяти реально конвертируемых валют (включая доллар США, евро, японскую йену, фунт стерлингов). Стабильный характер швейцарской экономики придал аналогичную характеристику и франку, в мире финансов есть негласное правило: в периоды спадов активно инвестировать в золото и швейцарский франк — два самых надёжных способа уберечь капитал. Швейцарские банкиры резонно полагают, что это даёт им преимущество при привлечении иностранных клиентов и поэтому выступают категорически против введения евро или хотя бы привязки франка к евро.

Внешний долг Швейцарии составляет более 1 триллион долларов США. Анализ структуры внешнего долга (на первый квартал 2007 года 66 % долга приходилось на банковский сектор Швейцарии) говорит о том, что причиной столь большого долга является высокая степень развития банковской системы, участники которой принимают активное участие в международном движении капиталов, активно работают на внешних рынках.

Швейцария ведёт активную международную торговлю; ежегодно экспорт превышает импорт, что является причиной притока в страну большого количества иностранной валюты. Тем не менее по капитальным операциям наблюдается отрицательное сальдо: швейцарцы активно инвестируют за рубеж, преимущественно в форме портфельных и прямых инвестиций, что сдерживает стремительный рост золотовалютных резервов.

Швейцария ежегодно привлекает в свою экономику большое количество прямых зарубежных инвестиций, однако ещё больше инвестирует за рубеж. Доходы от этих инвестиций не включаются в статистику ВВП, поэтому многие эксперты высказывают мнение о неполном отображении благосостояния швейцарского общества через этот показатель.

Положительный торговый баланс и высокая степень развития финансовых институтов создают прочную основу стабильности финансовой системы Швейцарии.

Швейцария является страной-кредитором, так как количество абсолютных инвестиций за рубеж превышает количество обязательств перед иностранцами.

Внешняя торговля для Швейцарии имеет большое значение. Это подтверждается номинальными цифрами: вклад чистого экспорта в ВВП в 2006 году составил 7,1 %, доля экспорта в 2005 году составила почти половину ВВП. При том, что в 2005 году доля Швейцарии в мировом ВВП составляла 0,8 %, доля в мировом экспорте в этом же году составляла порядка 1,35 %. Зависимость от внешней торговли также следует из структуры швейцарской экономики, наиболее динамичная её часть работает преимущественно на экспорт. Швейцария является активным участником мировой торговли.

С 1995 года Швейцария является членом ВТО и принимает деятельное участие в либерализации международной торговли: к 2006 году, по данным ВТО, средний уровень тарифов на импорт (за исключением сельскохозяйственной продукции) составил 2,1 %, на сельскохозяйственную продукцию — 43,8 %. Однако в то же время эксперты признают, что внутренний рынок Швейцарии остаётся закрытым: особенно большое количество нетарифных ограничений применяется на уровне кантонов. Косвенным доказательством этого могут быть высокие цены в Швейцарии, граждане даже часто ездят в соседние страны за покупками.

По данным Национальной статистической службы Швейцарии, основными экспортными товарами являются (2006 год): химическая продукция (34 %); продукция машиностроения, электроника (20,8 %); инструменты, часы (16,9 %) и др.

По данным Национальной статистической службы Швейцарии, основными импортными товарами являются (2006 год): химическая продукция (20 %); продукция машиностроения, электроника (18%); транспортные средства (8,7 %); металлы (8,7 %); продукция сельского хозяйства и лесной промышленности (6,7 %) и др.

Основными внешнеторговыми партнёрами Швейцарии являются (2006 год): Германия, США, Италия, Франция, Нидерланды, Япония, Китай и др.

Швейцария гордится качеством своего образования, которое подтверждается инвестициями иностранных компаний в предприятия сфер производства товаров и услуг, требующие высококвалифицированного труда. Однако, по мнению исследователей ОЭСР, начальное и среднее образование в Швейцарии имеет значительный недостаток — доминирует гуманитарная составляющая; чрезмерная направленность на иностранные языки и математику не позволяет детям уделить достаточное внимание гуманитарным наукам.

Введение 2

1. Общая характеристика экономики Швейцарии 3

1.1 Финансы 3

1.2 Промышленность и энергетика 9

1.3 Транспорт и сельское хозяйство 10

1.4 Туризм 11

1.5 Внешняя политика 12

1.6 Изделия точной механики и оптики. 14

2. Роль Швейцарии в экономике Европы

2.1 Шенгенское пространство 17

3. Перспективы развития экономики Швейцарии

3.1 Экономический кризис в Швейцарии: показатели и причины 18

3.2 Антикризисные меры правительства Швейцарии 21

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Введение

Швейцария (официальное название – Швейцарская Конфедерация) – небольшое, не имеющее выхода к морю государство в Центральной Европе, граничащее на севере с Германией, на юге – с Италией, на западе – с Францией, на востоке – с Австрией и Лихтенштейном. Название происходит от наименования кантона Швиц, образованного от древненемецкого «жечь».

Швейцария расположена в сердце Европы – как с географической, так и с культурной точки зрения. И хотя она не является членом ЕС, государство имеет тесные политические и экономические связи со своими европейскими соседями. Солидные двусторонние договора и динамичная политика способствуют интенсивному политическому партнерству и экономической интеграции во благо Европейского Союза и Швейцарии – экономического и финансового центра.

Швейцария обладает процветающей и стабильной современной рыночной экономикой со среднедушевым уровнем ВВП на 20% выше, чем в других крупных индустриальных странах Европы.

Проводимая политика долгосрочного монетарного обеспечения и банковской тайны сделала Швейцарию местом, где инвесторы наиболее уверены в безопасности своих средств. В результате этого экономика страны становится все более зависимой от постоянных притоков зарубежных инвестиций. Швейцария – богатейшая страна мира и один из важнейших банковских и финансовых центров мира.

1. Общая характеристика экономики Швейцарии

Швейцария одна из самых развитых и богатых стран мира. Швейцария – высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых. По подсчётам западных экономистов, она входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики. Швейцарская экономика тесно связана с внешним миром, прежде всего со странами ЕС, тысячами нитей производственной кооперации и внешнеторговых сделок. Около 80-85 % товарооборота Швейцарии приходится на государства ЕС. Через Швейцарию транзитом проходит более 50 % всех грузов из северной части Западной Европы на юг и в обратном направлении. После заметного роста в 1998–2000 гг. экономика страны вступила в полосу спада. В 2002 г. ВВП вырос на 0,5 % и составил 417 млрд шв. фр. Инфляция была на отметке 0,6 %. Уровень безработицы достиг 3,3 %. В экономике занято около 4 млн человек (57 % населения), из них: в промышленности – 25,8 %, в том числе в машиностроении – 2,7 %, в химической промышленности – 1,7 %, в сельском и лесном хозяйстве – 4,1 %, в сфере услуг – 70,1 %, в том числе в торговле – 16,4 %, в банковском и страховом деле – 5,5 %, в гостинично-ресторанном бизнесе – 6,0 %. Политика нейтралитета позволила избежать разрухи двух мировых войн.

1.1 Финансы

Швейцария – богатейшая страна мира и один из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих – третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). Швейцарская Конфедерация входит в список офшорных зон. В стране функционирует около 4 тыс. финансовых институтов, в том числе множество филиалов иностранных банков. На швейцарские банки приходится 35-40 % мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц. Они пользуются хорошей репутацией у клиентов благодаря стабильной внутриполитической обстановке, твердой швейцарской валюте, соблюдению принципа «банковской тайны». Швейцария, являясь крупным экспортёром капитала, занимает четвёртое место в мире после США, Японии, ФРГ. Прямые инвестиции за границей составляют 29 % швейцарского ВВП (средний показатель в мире – ок. 8 %). 75 % всех швейцарских инвестиций направляется на развитые промышленности, среди развивающихся стран наиболее привлекают швейцарские капиталы Латинская Америка и ЮВА. Доля Восточной Европы в общем объёме инвестиций пока что незначительна.

1 апреля 1998 г. в Швейцарии вступил в силу федеральный закон о борьбе с «отмыванием» денег в финансовом секторе, позволивший несколько приподнять завесу банковской тайны в целях выявления «грязных» денег.

В 1815 году Венский конгресс принял гарантии нейтралитета Швейцарии. С тех пор она не участвовала ни в одной войне и её банки никогда не подвергались разграблению. Впрочем, ещё при Людовике Шестнадцатом один из швейцарских банкиров – Жак Неккер – был настолько авторитетен, что стал первым лицом финансового ведомства Франции.

Аргумент в пользу надежности швейцарских банков прост – они не могут разориться, поскольку, пусть даже они и участвуют в рискованных финансовых операциях, банки эти находятся в стране со стабильной правовой, экономической, финансовой, политической системой, предлагая первоклассные услуги и сервис. Первые частные банки возникли именно в Швейцарии. Сегодня их в стране более 400. Конфиденциальность сведений швейцарские банки гарантируют согласно государственному закону о банковской тайне 1934 г. Тем не менее, в рамках прежде всего конфликта банка UBS с налоговыми органами США, банку пришлось выдать 4450 счетов американских граждан, подозреваемых в уклонении от налогов. Однако суть и стержень банковской тайны (отсутствие автоматической выдачи информации по счетам нерезидентов в швейцарских банках) остались в неприкосновенности.

В 2006 году банк «Кантональ« провел ревизию невостребованных вкладов и обнаружил незакрытый счёт на имя Владимира Ульянова, на котором лежит всего 13 франков – 286 рублей. Зато, по данным Министерства иностранных дел Великобритании, в швейцарских банках до сих пор хранится золото нацистов на сумму 4 миллиарда долларов.

Главой Швейцарской банковской ассоциации является Урс Ротт.

После начала всемирного кризиса Швейцарская банковская тайна оказалась под ударом. Одновременно между крупнейшим швейцарским банком UBS и американской Федеральной Налоговой службой IRS (Internal Revenue Service) возник конфликт. В начале 2009 года, Швейцария была в невыгодном положении – на нее ополчился весь свет, обвиняя в нечестной конкуренции за счет культивирования на своей территории «налоговых оазисов».

Поэтому США, не желая, кроме того, идти утомительным «правовым путем», напористо требовали выдачи им данных о, сначала, трех, а потом и целых 52 тысячах счетов американских граждан в банке UBS, подозреваемых в уклонении от налогов.

После саммита «Большой двадцатки» в Лондоне в апреле 2009 г. ситуация несколько успокоилась. Швейцария переняла стандарты ОЭСР в сфере оказания правовой помощи в делах, связанных с налоговыми преступлениями. Однако Министерство юстиции США продолжает настаивать на своих претензиях к банку UBS, поддерживая IRS в ее требовании предоставить-таки налоговым властям США данные сразу о 52 000 счетов американцев. Суд в Майами, который занимается этим делом, уже отклонил аргументацию Швейцарии и банка, указывая, что дело это полностью соответствует праву США, которое предоставляет право получать информацию из-за рубежа, так что данного рода требования к UBS не суть «новая правовая концепция». «Банк должен нести ответственность за свои деяния», – считает суд.

UBS стремится в этой ситуации вести курс на «минимизацию ущерба», объявив о своей готовности найти «взаимоприемлемое решение». При этом банк еще раз подчеркнул, что гражданский иск IRS является нарушением швейцарского права, в связи с чем данную проблему должны решать не суды, а правительства обеих стран в двустороннем формате. Кроме того, банк требует от американской стороны уточнить число счетов, информацию по которым требуется предоставить, поскольку на данный момент многие их владельцы добровольно передали IRS всю информацию по своим счетам в UBS. Одновременно швейцарский финансовый гигант резко ограничивает и сокращает объем так называемых «трансграничных сделок» («cross-border»).

С 1 июля 2009 года американским клиентам банка, не отреагировавшим на план UBS по выходу из такого рода сделок, отказано в доступе к собственным счетам. А план этот предлагал им либо перевести их состояния на указанный клиентом счет в американском финансовом институте, либо получить свои деньги обратно в форме чека. На принятие решения клиентам из США отводилось 45 дней. В обоих случаях клиенты должны были исходить из того, что информация по этим транзакциям будет передана американским налоговым властям. Поскольку, как правило, речь идет о больших, ранее не задекларированных суммах, то такие клиенты рискуют в лучшем случае получить «сочный» счет налоговой доплаты, а в худшем – судебный иск. UBS рекомендует в этом случае рискнуть и пойти на «добровольное признание». Что касается собственно IRS, то до конца сентября она предлагает всем «уклонистам» воспользоваться штрафным тарифом за уход от налогов со «скидкой».

Конфликт бросил тень и на визит в США министра экономики Швейцарии Дорис Лойтхард в июле 2009 г., с учетом того, что 13 июля в Майами должен был начаться полноценный судебный процесс «IRS против UBS». В своем выступлении перед членами Швейцарско-американской торговой палаты (SACC) 8 июля Дорис Лойтхард еще раз подчеркнула важность торгово-промышленных контактов между США и Швейцарией. Вместе с тем «финансовый кризис, истоки которого находятся в США, в значительной степени затронул и Швейцарию». В такой ситуации необходимо «держаться вместе с тем, чтобы вновь вернуться к финансовой стабильности». Речь шла так же о только что согласованном швейцарско-американском Договоре об избежании двойного налогообложения. Д. Лойтхард заявила, что отсутствие решения налогового спора между IRS и UBS может привести к тому, что шансы на положительный вотум парламентариев по этому документу могут значительно сократиться. Новым фактором является и намек Лойтхард на то, что Федеральный совет Швейцарии может, – если надо, на основе чрезвычайного указа, – просто запретить банку UBS выдавать информацию по счетам.

В середине августа 2009 г. решение было найдено. США отзывают из суда в Майами свой иск против UBS и обязуются не прибегать более к таким инструментам в будущем. Формально же этот иск остается как бы в силе, чтобы избежать истечения установленного срока давности по налоговым делам. Однако самое позднее через 370 дней после подписания достигнутого соглашения этот иск исчезнет с лица земли раз и навсегда.

Американское налоговое ведомство IRS (Internal Revenue Service) передаст в адрес швейцарского налогового ведомства (Eidg. Steuerverwaltung), опираясь на действующий швейцарско-американский Договор об избежании двойного налогообложения, ходатайство об оказании правовой помощи.

При этом американские налоговики будут исходить из совершенно определенного набора критериев, которые позволят, находясь в рамках швейцарского права, идентифицировать факт совершения «ухода от налогов». Хозяева же счетов будут иметь возможность подать в один из швейцарских судов аппеляцию.

Бывший федеральный советник, а ныне шеф Каспар Филлигер (Kaspar Villiger) уверен в том, что соглашение будет работать на достижение надежного будущего для банка. «Оно работает на решение одной из сложнейших проблем, перед которой стоял банк UBS», – говорится от его имени в специальном коммюнике. Он так же выразил удовлетворение тем фактом, что соглашение будет действовать в рамках швейцарского права и действующего швейцарско-американского Договора об избежании двойного налогообложения. Теперь, по мнению Филлигера, банк сможет восстановить свою репутацию в глазах клиентов – путем солидных услуг и первоклассного сервиса.

Соответствующее соглашение, таким образом, было вечером 19 августа подписано в Вашингтоне и тут же вступило в силу.

По мнению Швейцарского банковского объединение, оно может быть вполне довольно деталями соглашения. Самое главное, что удалось предотвратить долгий процесс с неочевидным исходом. Теперь, получив правовую определенность, банк сможет продолжить процесс выхода из кризиса. Очень важно, что соглашение находится в рамках швейцарского права – это дополнительно укрепляет деловую репутацию Швейцарии как мирового финансового центра, так как зарубежные клиенты смогут и далее рассчитывать на предсказуемость швейцарского правового порядка.

1.2 Промышленность и энергетика

В промышленности доминируют крупные объединения транснационального характера, как правило, успешно выдерживающие конкуренцию на мировом рынке и занимающие на нём ведущие позиции: концерны «Нестле« (пищевые продукты, фармацевтические и косметические изделия, детское питание), «Новартис« и «Хоффман-ла-Рош« (химико-фармацевтическая продукция), «Алюсюисс» (алюминий), шведско-швейцарский концерн АББ – «Асеа Браун Бовери» (электротехника и турбиностроение). Швейцарию часто ассоциируют с часовой фабрикой мира. В опоре на старые традиции и высокую техническую культуру здесь производят часы самых престижных марок.

Около 42 % электроэнергии в Швейцарии вырабатывается на АЭС, 50 % на ГЭС, а остальные 8 % на ТЭС из импортируемой нефти. Большинство ГЭС находится в Альпах, где создано более 40 искусственных озёр – водохранилищ. По инициативе «зеленых» строительство новых АЭС временно прекращено, однако в перспективе Швейцария не собирается пока сворачивать программу атомной энергетики.

1.3 Транспорт и сельское хозяйство

Швейцарская транспортная система «отлажена, как часы». Из 5031 км железнодорожных путей электрифицировано более половины. В горах проложено более 600 туннелей, включая Симплонский (19,8 км.). В горных регионах работают фуникулёры и канатные дороги. Протяжённость дорог – около 71 тыс. км. Важную роль играют дороги, проходящие через горные перевалы Сен-Готард, Сен-Бернар и другие.

27 октября 2008 в Лозанне было официально открыто первое в Швейцарии метро – 5,9 км, 14 станций.

Основные международные аэропорты – Женева, Цюрих, Базель.

Сельское хозяйство имеет ярко выраженную животноводческую направленность (с упором на производство мясомолочной продукции), отличается высокой урожайностью и производительностью труда. Характерно преобладание мелких хозяйств. Швейцарский сыр уже не одно столетие хорошо известен во многих странах мира. В целом сельское хозяйство обеспечивает потребности страны в продуктах питания на 56-57 %. Швейцария поддерживает внешнеторговые связи практически со всеми странами мира. Экономика страны в значительной степени зависит от внешней торговли – как в импорте сырья и полуфабрикатов, так и в экспорте изделий промышленности (на экспорт идет более 50 % продукции текстильной, около 70 % машиностроительной, свыше 90 % химической и фармацевтической, 98 % часовой промышленности). На развитые индустриальные страны приходится 80 % оборота внешней торговли Швейцарии. Основными её партнерами являются страны ЕС – св.3/4 экспорта и импорта. Среди крупнейших внешнеторговых партнеров – ФРГ, Франция, США, Италия, Великобритания, страны Бенилюкса.

1.4 Туризм

Иностранный туризм. Являясь традиционной страной туризма, Швейцария удерживает в этой сфере прочные позиции в Европе. Наличие развитой туристической инфраструктуры, сети железных и автомобильных дорог в сочетании с живописной природой и выгодным географическим положением обеспечивает приток в страну значительного количества туристов, прежде всего немцев, американцев, японцев, а в последние годы также русских, индийцев, китайцев.

15 % национального дохода поступает за счёт туризма. Пожалуй, самыми известными курортами в Швейцарии являются Давос, Сент-Моритц, Церматт и Интерлакен.

1.5 Внешняя политика

Внешняя политика Швейцарии согласно конституции этой страны строится с учетом международно-правового статуса постоянного нейтралитета. Начало швейцарской политики нейтралитета трудно связать с какой-либо определённой датой. Швейцарский историк Эдгар Бонжур по этому поводу сказал: «Понятие швейцарского нейтралитета возникло одновременно с понятием швейцарской нации». Небезынтересно отметить, что ещё в XIV веке в договорах отдельных кантонов, составивших впоследствии Швейцарскую конфедерацию, с их соседями употребляется немецкий термин «stillsitzen» (буквально «сидеть смирно»), что примерно соответствует позднейшему понятию нейтралитета.

Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно-правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о делах Гельветического Союза и Акта относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности её территории. В отличие от других стран, избравших подобный путь исключительно под воздействием внешних факторов (например, как результат поражения в войне), нейтралитет Швейцарии сформировался и по внутриполитическим причинам: нейтралитет, став объединяющей нацию идеей, способствовал эволюции её государственности от аморфной конфедерации к централизованному федеративному устройству.

За годы политики постоянного вооружённого нейтралитета альпийской республике удалось избежать участия в двух опустошительных мировых войнах и укрепить свой международный авторитет, в том числе путём осуществления многочисленных посреднических усилий. Принцип поддержания связей «между странами, а не между правительствами» позволял вести диалог со всеми, вне зависимости от политических или идеологических соображений.

Швейцария представляет третьи государства там, где у них прерваны дипломатические отношения (к примеру, интересы СССР в Ираке в 1955 году, Великобритании в Аргентине во время англо-аргентинского конфликта 1982 года; в настоящее время Швейцария представляет интересы США на Кубе и в Иране, интересы Кубы в США, интересы Российской Федерации в Грузии после разрыва дипломатических отношений между этими странами в 2008 г.). Швейцария оказывает «добрые услуги», предоставляя свою территорию для прямых переговоров между участниками конфликтов (нагорно-карабахская, абхазская и южноосетинские проблемы, кипрское урегулирование и т. д.).

Из всех существующих в современном мире видов нейтралитета швейцарский – наиболее длительный и последовательный. Сегодня Швейцарская Конфедерация не входит ни в один военный альянс, ни в ЕС. В последние годы, в связи с переменами в Европе и мире, в правительстве и общественном мнении набирает силу настрой в пользу усиления интеграции с ЕС и более гибкой трактовки принципа нейтралитета.

В мае 2004 г. подписан «второй пакет» секторальных договоров ЕС-Швейцария, который, вместе с «первым пакетом» (вступил в силу 1 июня 2002 г.), является своего рода альтернативой вступлению Швейцарии в ЕС.

В рамках общенациональных референдумов, прошедших в 2005 году, народом Швейцарии положительно решен вопрос о присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому договорам (соглашение об этом с ЕС входит во «второй пакет»), а также о распространении положений Договора о свободе перемещений между Швейцарией и ЕС (входит в «первый пакет» секторальных договоров) на новых членов ЕС, вступивших в Союз в 2004 году. Вместе с тем, принято решение считать вопрос о вступлении Швейцарии в Евросоюз не «стратегической целью», как раньше, а только «политической опцией», то есть возможностью.

В 1959 году Швейцария стала одной из стран-учредительниц ЕАСТ, в 1972 г. вошла в Европейское экономическое пространство, в 2002 г. – в ООН.

Швейцария активно оказывает гуманитарную помощь жертвам конфликтов, содействует экономическому развитию стран третьего мира для преодоления нищеты. Швейцария поддерживает дипломатические отношения с Российской Федерацией. Дипломатические отношения между Швейцарией и РСФСР существовали с мая – по ноябрь 1918 г., затем были прерваны и восстановлены уже с СССР лишь 18 марта 1946г.

1.6 Изделия точной механики и оптики. ( О деятельности группы Swatch)

Неожиданно оптимистические прогнозы по продаже своей продукции в 2009 г. сделала крупнейшая в Швейцарии корпорация по производству часов и комплектующих - "Swatch Group Ltd.", которая производит часовую продукцию практически всех ценовых категорий.

В группу входят фирмы - продуценты самых всемирно признанных по качеству часов и знаменитых марок, таких как "Breguet", "Blancpain", "Glashuette Original", "Jaquet Droz", "Leon Hatot", "Omega" и "Tiffany" (сегмент самых дорогих и престижных моделей), "Union Glashuette", "Longines" и "Rado" (сегмент высокого ранга), ""Tissot, "ck watch & jewelry" (фэшн-марка, совместная с домом моды "Calvin Klien"), "Certina", "Mido", "Hamilton" и "Balmain" (сегмент среднего ранга), "Swatch" и "Flik Flak" (сегмент базового ранга) и "Endura" (сегмент частных марок/"private-label”).

Кроме производителей готовых часов, в состав концерна входят десятки продуцентов комплектующих и часовых механизмов, причем некоторые из них являются монопольными производителями и поставщиками для всех сторонних швейцарских и ряда иностранных часовых фирм. "Swatch Group Ltd." проявляет значительную активность в проектировании и маркетинге электронных компонентов. Группа поставляет механические и кварцевые механизмы и компоненты часов для 2 / 3 производителей часов в Швейцарии, а также зарубежным компаниям.

В 2008 г. совокупные продажи "Swatch Group" составили 5,97 млрд. шв. фр. (5,2 млрд. долл.), что немного превышает аналогичные показатели 2007 г. - 5,94 млрд. Благодаря расширению продаж отделения электронных систем со 100 млн. до 530 млн. шв. фр. улучшились общие показатели группы в прошлом году.

Производство готовых часов и ювелирных изделий возросло только на 2% - до 4,8 млрд. шв. фр., а объемы производства часовых механизмов и компонентов - на 7,5%. Однако "Swatch Group" признает, что многие принадлежащие ей марки, включая бренды класса "люкс", в конце прошлого года столкнулись с сокращением сбыта. Некоторые оптовые компании сократили объемы заказов, тогда как собственная сбытовая сеть улучшила свои показатели. Тем не менее на основе ожидания более высокого спроса во II полугодии "Swatch Group Ltd." планирует на 2009 г. "скромный" прирост. Оптимизм группы базируется на улучшении продаж в январе и заказах на февраль и март текущего года, которые заметновыше по сравнению с ноябрем и декабрем 2008 г.

Группа также заявляет, что пег литика поглощения других компаний будет продолжаться при возникyjвении интересных предложений или возможностей для расширения своей доли на часовом рынке. Аналитики полагают, что сильная конкуренция, особенно в среднем ценовом сегменте, может вызвать резкое сокращение продаж марок, остающихся до сих пор независимыми.

Что касается перспектив сбыта часовых механизмов и компонентов "Swatch Group Ltd.” то в 2009 г. ситуация в этом секторе останется стабильной, а продажи электронных систем могут быть расширены благодаря заказам со стороны производителей автомобильной электроники и мобильных_телефонов.


2. Роль Швейцарии в экономике Европы

2.1 Шенгенское пространство

19 мая 2004 года Швейцария подписала договор «О присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому соглашениям».

С декабря 2008 года Швейцария является частью Шенгенского пространства, признает шенгенские визы и выдает такие визы сама. Став членом Шенгенского пространства, Швейцария получает доступ к «SIS» – «шенгенскому» электронному банку данных ЕС. Отменяется систематический контроль на внутренних границах стран Шенгенского соглашения, в том числе на границах Швейцарии с Германией, Италией, Францией, Австрией.

У Швейцарии, однако, остаётся право осуществлять мобильный выборочный контроль во внутренних областях страны. В настоящее время Швейцария фактически находится в «шенгенском режиме», поскольку проконтролировать 700 тыс. переходов границы, совершающихся каждый день, физически невозможно. Что касается грузов, то Швейцария, не являясь членом Европейского таможенного союза, имеет право проводить их пограничный досмотр.

3. Экономический кризис в Швейцарии: показатели и причины

Швейцарии, как и другим странам, не удается избежать последствий мирового финансового кризиса, что проявляется, в первую очередь, в общем экономическом спаде.

По итогам 2008 г. экономический рост в Швейцарии в целом был положительным, но составил всего 1,6%, что было вдвое меньше, чем в 2007 году. Но уже в-4 м квартале 2008 г. ВВП Швейцарии сократился в реальном выражении на 0,6% по сравнению с 4-м кварталом 2007 г. По последним прогнозам, в 2009 г. экономический спад в Швейцарии составит около 2,5%. В стране снова стала расти безработица, хотя по ее уровню (около 3% экономически активного населения) Швейцария пока остается самой благополучной страной в Европе, а возможно и в мире.

В то же время кризис и падение деловой активности в Швейцарии привели к снижению темпов инфляции, которая с 2%-го уровня в прошлом году опустилась в первом квартале текущего года опустилась до 0, а по итогам года составит отрицательную величину -0,5%.

Швейцария не удается избежать последствий продолжающегося мирового экономического кризиса по двум главным и взаимосвязанным причинам. Во-первых, швейцарская экономика является одной из самых интегрированных в мировую экономику. Швейцария – это экспортная держава. Экспорт страны по своей стоимости превышает половину ВВП, а в ряде отраслей швейцарской промышленности экспортная зависимость еще выше – до 80-90% производимой продукции вывозится в другие страны. Практически на экспорт ориентирована вся швейцарская машиностроительная и электротехническая промышленность. Швейцария является одним из ведущих в мире экспортером фармацевтических товаров, тонных инструментов и часов. Около двух третей товарного экспорта Швейцарии приходится на страны Евросоюза. Вторым крупнейшим экспортным рынком для Швейцарии являются США. Причем кризис сопровождается заметным сокращением спроса на импортные товары и услуги именно со стороны стран Европы и Америки, что непосредственно ударяет по швейцарским производителям. За последние полгода это выражается в обвальном падении объема новых заказов из-за рубежа на производимые в Швейцарии машины и оборудование.

Во-вторых, Швейцария остается одним из ведущих мировых финансовых центров. Именно крупнейший швейцарский банк «Ю-Би-Эс» первым, еще во второй половине 2007 года пострадал от кризиса на американском рынке ипотечных кредитов, поскольку этот банк вложил большие средства в ипотеку в США. По итогам 2007 г. банк был вынужден списать ненадежные кредиты на сумму порядка 20 млрд. долл. США и впервые за всю свою историю закончил 2007 год с чистым убытком в 4,5 млрд. швейцарских франков. Грозившее банку фактическое банкротство и возможное его расчленение спасло только одобренное швейцарской Федеральной банковской комиссией (ФБК) вливание в капитал UBS средств Сингапурского суверенного фонда GIC (обратимые облигации банка на сумму в 11 млрд. долл.), который в феврале 2008 г. стал владельцем примерно 10% капитала банка.

Многомиллиардные списания потерь от «плохих» или, как их еще называют, «токсичных» кредитов банк продолжил и в 2008 году. К концу прошлого года банк списал более 50 млрд.долл потерь, а чистый убыток от деятельности банка за 2008 г. составил почти 20 млрд. швейцарских франков.

В 2008 г. волна финансового кризиса накрыла и другие швейцарские банки, включая второй по величине банки «Кредит Суисс», который, хотя и не имел больших вложений в рискованный рынок ипотечных кредитов, но также понес в 2008 г. существенные потери в результате вторичных негативных эффектов на финансовых рынках. Чистый убыток от деятельности банка в 2008 г. составил 7,7 млрд. швейцарских франков.

Эти два фактора – финансовый кризис и экономический спад – в Швейцарии, как и в других рыночных экономиках стали взаимно дополнять друг друга и усугублять ситуацию.

3.2 Антикризисные меры правительства Швейцарии и экономические связи с Россией.

В 2008 г. экономический рост в Швейцарии в целом был положительным - 1,6%, что вдвое меньше, чем в 2007 г. По прогнозам, в 2009 г. экономический спад в Швейцарии составит около 2,5%. В стране снова стала расти безработица, хотя по ее уровню (около 3% экономически активного населения) Швейцария пока остается наиболее благополучной страной в Европе.

В то же время кризис и падение деловой активности в Швейцарии привели к снижению темпов инфляции, которая с 2%-ного уровня в 2008 г. опустилась в I квартале текущего года до нуля, а по итогам года составит 0,5%. По мнению ряда экспертов, Швейцарии не удастся избежать последствий мирового экономического кризиса по двум основным причинам.

Во-первых, швейцарская экономика является одной из самых интегрированных в мировое хозяйство. Швейцария - экспортная держава; экспорт страны по своей стоимости превышает половину ВВП, а в ряде отраслей швейцарской промышленности экспортная зависимость еще выше - до 80 - 90% производимой продукции вывозится в другие страны. На экспорт ориентирована практически вся швейцарская машиностроительная и электротехническая промышленность. Страна является одним из ведущих в мире экспортеров фармацевтических товаров, точных инструментов и часов. Около 2 / 3 товарного экспорта Швейцарии приходится на страны Евросоюза. Вторым крупнейшим экспортным рынком для Швейцарии являются США. Кризис сопровождается заметным сокращением спроса на импортные товары и услуги именно со стороны стран Европы и Америки, что непосредственно отражается на швейцарских производителях. Так, в I полугодии 2009 г. произошло резкое падение объема новых заказов из-за рубежа на производимые в стране машины и оборудование.

Во-вторых, Швейцария является одним из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих - третий после Нью-Йорка

и Лондона мировой валютный рынок). Здесь функционирует более 4 тыс. финансовых институтов, в том числе множество иностранных банков. На швейцарские банки приходится около 40% мирового управления собственностью и имуществом физических и юридических лиц, или более 5 трлн. шв. фр., из них около 60% составляют средства иностранцев.

По данным Швейцарского национального банка, страна является одним из крупнейших экспортеров капитала. В I полугодии 2007 г. общий объем накопленных швейцарских инвестиций за рубежом составил 3,3 трлн. шв. фр., а накопленных иностранных инвестиций в Швейцарии - 2,7 трлн. Именно крупнейший швейцарский банк "UBS" первым (во II полугодии 2007 г.) пострадал от кризиса на американском рынке ипотечных кредитов, поскольку вложил значительные средства в ипотеку в США. В 2007 г. банк был вынужден списать ненадежные кредиты почти на 20 млрд. долл. и впервые за свою историю закончил 2007 год с чистым убытком в 4,5 млрд. шв. фр. От фактического банкротства банк спасло только одобренное швейцарской Федеральной банковской комиссией (ФБК) вливание в капитал "UBS" средств Сингапурского суверенного фонда "GIC" (обратимые облигации банка на сумму 11 млрд. долл.), который в феврале 2008 г. стал владельцем примерно 10% капитала банка.

Многомиллиардные списания потерь от "плохих" или так называемых токсичных кредитов продолжались в 2008 г. К концу 2008 г. банк списал более 50 млрд. долл. потерь, а чистый убыток от деятельности банка составил почти 20 млрд. шв. фр.

В 2008 г. финансовый кризис повлиял на другие швейцарские банки, включая второй по величине банк "Credit Suisse", который, хотя и не имел больших вложений в рынок ипотечных кредитов, но также понес в 2008 г. значительные потери в результате вторичных негативных эффектов на финансовых рынках. Чистый убыток от деятельности банка в 2008 г. составил 7,7 млрд. шв. фр.

Правительство страны определило три основных направления действий для стабилизации ситуации: финансово-политические меры, меры по стимулированию экономического роста и активизация внешнеэкономической деятельности. С октября 2008 г. Федеральный совет (правительство) Швейцарии и Швейцарский национальный банк (Центробанк) проводили активную политику по поддержанию благоприятной конъюнктуры в стране в условиях мирового экономического кризиса.

Первым шагом в антикризисных мерах швейцарского правительства стала экстренная финансовая помощь банку "UBS", который является базисным институтом банковской системы страны, в размере 60 млрд. долл. для выкупа неликвидных активов банка, в том числе 6 млрд. шв. фр. - в качестве вклада правительства в увеличение капитала банка.

Банк "Credit Suisse" отказался от прямой правительственной помощи, но привлек к своей рекапи- % тализации частных инвесторов. В октябре 2008 г. капитал банка был увеличен на 10 млрд. шв. фр., доля катарского холдинга "Qatar Holding LLC" в нем составила примерно 3,2 млрд.

Принятые меры по финансовому оздоровлению сняли остроту ситуации на швейцарском финансовом рынке, но не решили проблему полностью. Оба крупнейших банка страны закончили 2008 г. с большими убытками, сократили часть работников, приняли программы по экономии расходов. Главные менеджеры двух банков отказались от бонусов по итогам 2008 г.

Швейцарский национальный банк в целях преодоления последствий кризисных явлений д: швейцарской экономики с октября 2008 г. начал смягчать денежно-кредитную политику. Целевой диапазон трехмесячной ставки "ли-бор" был снижен в три этапа с 2,5 -3% до 0,5 - 1%. В марте 2009 г. базовая процентная ставка была понижена еще на 0,25 процентного пункта. В условиях нарастания экономической рецессии в стране Швейцарский национальный банк с марта 2009 г. начал масштабные интервенции на международном валютном рынке с целью девальвирования швейцарского франка и повышения конкурентоспособности национальных экспортеров, а также стимулирования внутреннего производства.

В ноябре 2008 г. швейцарское правительство приняло пакет мер, направленных на поддержание уровня занятости и загрузки предприятий в стране, и выделило на эти цели около 1,5 млрд. шв. фр.

В соответствии с законом "О бюджете" государственные расходы должны планироваться исходя из предполагаемых доходов с учетом конъюнктурных факторов, при этом в долгосрочной перспективе расходы бюджета должны равняться доходам. В результате, согласно существующим прогнозным оценкам, расходы бюджета страны в 2009 г. могут быть увеличены почти на 1 млрд. шв. фр. (примерно 650 млн. евро). Реализация правительственных антикризисных мер была разделена на три фазы. Первая фаза начала действовать с 1 января 2009 г., и расходы бюджета были повышены на 350 млн. шв. фр., из которых 205 млн. направлены на увеличение финансирования уже реализующихся государственных проектов в сфере транспорта, образования, сельского хозяйства и обороны (финансирование было ранее урезано); 66 млн. - на проекты по защите от паводков и стихийных бедствий; 45 млн. - на поддержание жилищного строительства (плюс 400 млн. дополнительных частных инвестиций); 20 млн. - на программы реконструкции государственных общественных зданий и 5 млн. - на увеличение финансирования программ поддержки экспорта. Кроме того, косвенной правительственной мерой стимулирования экономического роста стало решение о возврате (начиная с 1 января 2009 г.) 650 предприятиям так называемых резервов трудоустройства, что дополнительно вовлекает в производство 550 млн. шв. фр. для реализации инвестиционных проектов. Указанные резервы добровольно перечислялись предприятиями на специальные счета и должны были быть использованы для поддержания необходимого уровня занятости и работоспособности предприятия в случае неблагоприятных конъюнктурных изменений. При этом сумма отчислений вычиталась из налогооблагаемой базы предприятия. Данная форма налоговых льгот была отменена в полугодии 2008 г.

Второй пакет антикризисных мер предусматривает дальнейшее увеличение государственных расходов на 700 млн. шв. фр., из них 530 млн. планируется направить на финансирование инфраструктурных проектов. Кроме того, с целью предотвращения увольнений на швейцарских предприятиях планируется увеличить максимальный срок господдержки работников при неполной занятости с 12 до 18 месяцев.

Третья фаза антикризисных мер (находится на стадии проработки) направлена на поддержание уровня частного потребления за счет снижения налогового бремени. Главная цель - стимулировать внутренний спрос. Реформа системы налогообложения должна принести домашним хозяйствам Швейцарии дополнительно около 1,2-1,3 млрд. шв. фр.

Эти меры швейцарского правительства были одобрены миссией МВФ в марте 2009 г. В случае, если изменения в законодательство страны будут одобрены парламентом достаточно быстро, эффект от их применения должен быть получен в 2010 - 2011 гг. По оценкам швейцарского правительства, сложившаяся в настоящее время ситуация не требует немедленной реализации данных мер.

Важным направлением стимулирования экономического развития швейцарской экономики правительство страны считает обеспечение свободного доступа швейцарских экспортеров на мировые рынки.

Основные усилия в данной области в 2009 г. планируется направить на развитие переговорного процесса в рамках ВТО (Доха-раунд), заключение соглашений о свободной торговле на двусторонней основе между ЕАСТ и третьими странами, углубление сотрудничества с ЕС. Особое место уделяется развитию внешнеэкономических связей между Швейцарией и странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). В феврале 2009 г. Швейцария подписала с Японией двустороннее соглашение о создании зоны свободной торговли, и в текущем году аналогичные соглашения будут подписаны со странами - членами Совета по сотрудничеству стран Персидского залива.

Планируется возобновить двусторонние переговоры о зонах свободной торговли с Индией, Таиландом и Алжиром, а также начать подобные переговоры с Китаем, Россией и странами ЕАСТ.

Швейцария активно ведет переговоры с Евросоюзом по вопросам заключения соглашения о свободной торговле сельскохозяйственными товарами, поскольку в действующем двустороннем соглашении содержатся изъятия в отношении аграрной продукции. Страна также активизирует внешнеэкономические связи с различными государствами мира, ранее не входящими в число приоритетных, включая Иран, Венесуэлу, Турцию.

Вместе с тем принимаемые правительством антикризисные меры пока не позволяют преодолеть экономическую рецессию в Швейцарии. Все более серьезной проблемой в экономике становится дефляция, которая является тормозом для экономического роста. По недавнему прогнозу американского "Citybank", в июле 2009 г. снижение уровня цен в Швейцарии составило 1,7% по сравнению с прошлогодним.

Серьезной проблемой для банковского сектора страны является усилившееся давление со стороны США, Германии и Франции, которые настаивают на прекращении практики офшорного бизнеса, практикуемой швейцарскими банками. США и Германия считают, что это приводит к уводу от налогообложения многомиллиардных доходов, оседающих в швейцарских банках. Швейцария, включенная в так называемый серый список стран-офшоров (представлен странами ОЭСР на встрече лидеров стран "Большой двадцатки" в Лондоне в апреле 2009 г.), согласилась сотрудничать со странами ОЭСР в вопросах передачи банковской информации в случае, если страна происхождения капитала докажет его криминальную природу или приведет свидетельство того, что его владелец преднамеренно уклонился от налогообложения в своей стране.

С 25 сентября 2009 г. Швейцария исключена из "серого" списка. По информации ОЭСР, 23 сентября страна заключила соглашение с США об обмене информацией в налоговой сфере, что стало 11-м подобным документом; 12-е соглашение будет подписано в ближайшее время.

Заключение

Итак, Швейцария – экспортно-ориентированная страна. Благодаря высокой конкурентоспособности швейцарских компаний на внешнем рынке, обусловленной высоким качеством выпускаемых продуктов, более 90% произведенной в стране продукции вывозится за границу. В некоторых отраслях экономики для развития и внедрения инновационных проектов выделяется свыше 15% денежных средств от общего дохода. Примерно около половины всех экспортных доходов страны приходится на продукцию машиностроения, а также на электронную и химическую промышленность. Швейцария производит около половины общего объема часовой продукции в мире, основными партнерами по экспорту этих товаров являются государства Евросоюза, США и Великобритания.

Руководство Швейцарии, активно используя механизм участия в международных экономических, финансовых и торговых организациях, продолжает проводить взвешенную политику в отношении зарубежных государств, прежде всего в тех регионах, где присутствует интерес Конфедерации. Главным образом – это страны-участницы ЕС, США, Китай, Канада, Япония, Австралия, Индия, Россия, Бразилия, Мексика, отдельные страны СНГ.

Развитие и углубление двусторонних связей со своим ближайшим партнером – Евросоюзом (на ЕС приходится 70% внешнеторгового оборота Швейцарии) остается для руководства Швейцарии одной из приоритетных задач ее внешнеполитической деятельности. В данном случае речь не идет о стремлении Конфедерации целиком «влиться» в ЕС, а о желании укрепить свои позиции в Европе с целью создания благоприятного для себя режима торговых связей, инвестиционного сотрудничества, миграционных потоков.

Внешнеэкономические связи Швейцарии в 2009г. в значительной степени оставались ориентированными на промышленно-развитые государства, в первую очередь, Евросоюза. По итогам 2009г. основным фактором, оказавшими непосредственное влияние на их развитие, стала снижающаяся динамика экономического роста в странах ЕС – основных торговых партнерах Швейцарии.


Список литературы:

3. БИКИ 25. VII. 2009 EM

6. Экономическая энциклопедия