В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы:
а) топливно-энергетический;
б) металлургический;
в) машиностроительный;
г) химико-лесной;
д) агропромышленный;
е) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);
ж) строительный комплекс (промышленность стройматериалов).
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. Благодаря наличию мощного топливно-энергетического комплекса Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах.
Значимость ТЭК для экономики страны и жизни российского общества определяется тем, что его доля в суммарном промышленном производстве достигает почти одной трети, а в объеме валового продукта — около 15 %.
Металлургический комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Металлургический комплекс включает в себя девять подотраслевых подсистем: железорудную или рудную в целом, включая добычу и подготовку марганцевого и хромированного сырья; нерудную; основную металлургическую; трубную; метизную; ферросплавную; огнеупорную; коксохимическую; вторичных металлов.
Основная металлургическая подотрасль включает последовательные переделы: доменный, сталеплавильный, прокатный, производство изделий из готового проката.
Ведущий, наиболее сложный металлургический передел — прокатный — обычно включает три производства:
1) обжимно-заготовочное,
2) производство труб и поковок из слитков;
3) производство готового проката (сортопрокатное, листопрокатное и специальное).
Производство трубной, метизной, ферросплавной, огнеупорной подотраслей также включает несколько переделов.
Металлургический комплекс имеет ряд особенностей, к числу которых относятся: высокая капиталоемкость комплекса, длительный срок функционирования объектов черной металлургии, тесные технологические связи внутри комплекса.
Развитие металлургической промышленности России предопределяет не только экономическую, но и реальную политическую независимость страны, ее индустриальный и оборонный потенциалы. Металлургический комплекс Российской Федерации включает 412 промышленных предприятий и 70 научных организаций. В нем занято около 1,5 млн трудящихся. Практически все предприятия комплекса преобразованы к настоящему времени в акционерные общества. В результате приватизации доля государственных предприятий в отрасли сократилась до 3 %, было создано около 2 % совместных предприятий, 95 % составили акционерные общества, в основном с частной формой собствен-ности.
Учитывая, что в структуре конструкционных материалов черные и цветные металлы составляют наибольший удельный вес (доля пластмасс в потреблении конструкционных материалов составляет до сих пор примерно 1 %), снижение объемов производства металла привело к значительным перебоям в материально-техническом обеспечении предприятий - потребителей металлопродукции. А сохраняющийся дефицит металла не стимулирует металлургические предприятия к производству экономичных, менее металлоемких видов металлопродукции, выпуск которых связан с повышенной трудоемкостью и за-тратоемкостью вообще.
В черной металлургии перспективно внедрение новых технологий в доменном производстве, замена устаревшего мартеновского способа выплавки стали конвертерным и электросталеплавильным, расширение сортамента и рост качества металлопроката. В цветной металлургии на первой очереди — укрепление ее рудной базы как за счет ввода новых мощностей, так и за счет реконструкции действующих предприятий по добыче и переработке руд. В металлургическом переделе этой отрасли ожидается внедрение ресурсосберегающих технологий производства тяжелых цветных металлов, а выплавку алюминия намечается осуществлять с применением нового поколения технологического оборудования.
Машиностроительный комплекс (МК)
вполне обоснованно может быть поставлен на первое место в развитии экономики. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства, органически связанных в единый процесс воспроизводства орудий труда, и является наиболее многопрофильным сектором индустрии.
Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.
На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.
В МК входит большая группа отраслевых и академических НИИ, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технологического развития машиностроительного комплекса. Научно-технический потенциал МК дает возможность успешно решать сложные проблемы науки и производства.
В структуре машиностроительного комплекса выделяются три крупные структурно-технологические сферы, или блока. Металлообработка и межотраслевые производства являются первым структурно-технологическим блоком машиностроительного комплекса. Именно на этой стадии производства машины изготавливаются первичные элементы будущего оборудования, исходным сырьем для которого является в большинстве случаев металл. Можно сказать, что это — первый передел машиностроительного производства. Второй структурно-технологический блок, или второй передел машиностроительного комплекса, — собственно машиностроение, или те стадии технологического процесса, на которых из первых элементов, полученных в процессе металлообработки, собираются вначале узлы оборудования, а затем из последних — сама машина.
Последним блоком, или третьим переделом МК, является машиносервис, включающий монтаж и переналадку оборудования, его техническое обслуживание и ремонт.
Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей, органически связанных с выполнением общей цели, которая заключается в полном удовлетворении потребностей народного хозяйства в соответствующей продукции. Химико-лесной комплекс отличается наличием многообразных внутри- и межотраслевых связей, большим влиянием научно-технического прогресса на изменения в отраслевой структуре комплекса.
Агропромышленный комплекс (АПК) , в отличие от других межотраслевых комплексов, характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики. АПК — это интегрированная система сельского хозяйства, отраслей перерабатывающей промышленности, заготовок и снабжения, комбикормовой и микробиологической промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, ремонта сельскохозяйственной техники, оборудования в отраслях пищевой промышленности и ряда других подотраслей народного хозяйства. Сюда же следует отнести производство тарных материалов и тары; минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных и биологически активных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая мелиоративное и водохозяйственное. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. В деятельности АПК отрасли объединены общей конечной функцией — снабжением страны продовольствием и сельско-хозяйственным сырьем. Структура АПК, характеризующая его как совокупность всех производственно-технических процессов, ориентированных на создание продовольственных и непродовольственных товаров из сельскохозяйственного сырья, может рассматриваться в виде функциональной структуры комплекса. Весь процесс агропромышленного производства при таком подходе подразделяется на пять взаимосвязанных стадий:
1) производство средств производства для всей системы АПК;
2) сельскохозяйственное производство;
3) производство предметов потребления, изготавливаемых из сельскохозяйственного сырья;
4) реализация конечной продукции;
5) производственно-техническое обслуживание всех стадий воспроизводственного цикла.
Строительный комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей:
Строительства;
Промышленности строительных материалов;
Машиностроения;
Ремонтной базы,
объединенных общей целью обеспечения ввода в действие основных фондов в отраслях народного хозяйства.
Анализ развития составных элементов комплекса характеризует происходящие существенные изменения в масштабах строительства, технологической структуре капитальных вложений, производстве оборудования. Продукцией строительного комплекса принято считать полностью завершенные и сданные в эксплуатацию производственные мощности и объекты по их сметной стоимости, обеспечивающие в установленные нормативами сроки производство и выпуск готовой продукции или оказание услуг в соответствии с утвержденными проектными технико-экономическими показателями.
Сферы экономики, как уже отмечалось, подразделяются на специализированные отрасли. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Оно выражается в трех формах:
- · общее;
- · частное;
- · единичное.
Общее выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.
Частное проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.
Единичное находит свое отражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.
Производство той или иной продукции становится самостоятельной отраслью или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов. Отрасль можно рассматривать как совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Кроме общности выпускаемой продукции и удовлетворяемых потребностей предприятия одной отрасли характеризуются общностью технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовкой рабочих кадров.
Таким образом, отрасль - совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью сферы деятельности в системе общественного разделения труда, выпускаемой продукции, технологии производства, использования ресурсов (сырья, основных фондов, профессиональных навыков работников).
Одной из целей деления национальной экономики на отрасли является сопоставимость статистической информации на международном уровне. В связи с этим с 1 января 2003 г. введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), предусматривающий классификацию видов экономической деятельности, принятую в Европейском экономическом сообществе.
Развитие экономики, дальнейшее углубление специализации ведет к формированию новых отраслей и видов производства, одновременно идут процессы кооперации и интеграции. Это приводит к устойчивым связям между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.
Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, различных стадий производства и распределения продукта.
Межотраслевые комплексы возникают внутри отдельных отраслей экономики и между различными отраслями. Например, в составе промышленности функционируют такие комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и др. Более сложной структурой отличаются строительный и агропромышленный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.
Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы подразделяются на целевые и функциональные.
Основу целевых комплексов составляют воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта, например, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, транспортный комплекс и др. В основу функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции (инвестиционный, научно-технический, экологический комплексы).
Комплексность, т. е. единение растущего многообразия, является следствием качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Отрасли промышленности России объединены в следующие комплексы:
- 1. топливно-энергетический;
- 2. металлургический;
- 3. машиностроительный;
- 4. химико-лесной;
- 5. агропромышленный;
- 6. социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);
- 7. строительный комплекс (промышленность стройматериалов).
Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных комплексов. Топливно-энергетический комплекс представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. В него входят более 2000 предприятий и акционерных обществ. Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах. Доля экспорта продукции ТЭК составляет около 50 % от экспортного потенциала страны, налоговые поступления от структур ТЭК достигают 55-65 % суммарного сбора налогов, хотя в объеме валового продукта их доля около 15 %. Однако и в нашей стране наиболее экономное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, как и всех других видов материальных ресурсов, приобретает особое народно-хозяйственное значение. Это необходимо учитывать при рассмотрении резервов повышения эффективности деятельности предприятий.
Агропромышленный комплекс отличается от других межотраслевых комплексов тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики. АПК включает сельское хозяйство, отрасли перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, производство минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая мелиоративное и водохозяйственное. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Входящие в АПК отрасли объединены общей конечной функцией - снабжением страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Обеспечение продовольственной безопасности - главная задача АПК.
В практике планирования и учета определяется отраслевая структура, т. е. нахождение удельного веса отдельных отраслей в общем объеме производства продукции или в общей стоимости основных производственных фондов, или в общей численности работающих.
Значительную экономию дает многоцелевое совместное использование производственных мощностей предприятия. Издержки снижаются благодаря концентрации сбытовой сети (товары и услуги продаются через единую сеть, не обязательно собственную). Другой существенный резерв экономии - внутрифирменный трансферт информации, знаний, технического и управленческого опыта от одних производств к другим. К этому добавляется эффект, достигаемый благодаря многосторонней подготовке работников и разнообразию получаемой ими информации.
Считается, что диверсификация должна привести к лучшему использованию материальных и нематериальных ресурсов предприятия, в том числе и за счет синергизма (стратегических преимуществ, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий в одних руках.). Она, с одной стороны, уменьшает риск за счет устранения зависимости предприятия от какого-либо товара или рынка, но с другой - увеличивает его, так как появляется риск присущий именно диверсификации.
Разделяют связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию, которую иногда называют латеральной (лат. Lateralis- боковой) диверсификацией. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной. Основным критерием определения типа диверсификации является принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятий
Задача №1
По данным таблицы необходимо:
- 1. Рассчитать отраслевую структуру.
- 2. Определить следующие показатели отраслевой структуры:
- - соотношение объемов производства групп «А» и «Б» в общем объеме промышленной продукции;
- - соотношение объемов производства отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции;
- -удельный вес продукции отраслей промышленности, обеспечивающих технический прогресс в экономике, в общем объеме промышленной продукции;
- - удельный вес продукции отраслей производящих предметы потребления, сырьё, машины и оборудование в общем объеме промышленной продукции.
- 3. Рассчитать темпы роста промышленности в целом и отдельных отраслей промышленности.
- 4. Определить отраслевые коэффициенты опережения.
- 5. По результатам расчётов составить аналитические таблицы и представить пояснения.
1 Рассчитаем отраслевую структуру:
- 2 Определим показатели отраслевой структуры (таблица 1):
- - соотношение объемов производства групп «А» и «Б» в общем объеме промышленной продукции (в группу «А» входит: машиностроение и металлообработка, черная металлургия; в группу «Б» - лесное хозяйство, пищевая пром., электроэнергетика, прочие);
- - соотношение объемов производства отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции (к добывающей промышленности отнесем: лесное хозяйство и электроэнергетику, а к обрабатывающей - машиностроение и металлообработку, пищевую, чёрную металлургию, прочие);
- -удельный вес продукции отраслей промышленности, обеспечивающих технический прогресс в экономике, в общем объеме промышленной продукции (совокупность отраслей: машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, чёрная металлургия);
- - удельный вес продукции отраслей производящих предметы потребления, сырьё, машины и оборудование в общем объеме промышленной продукции (совокупность отраслей: машиностроение и металлообработка, лес.хоз., пище.пром., электроэнергетика, чёрная металлургия).
Таблица 1:
3 Рассчитаем темпы роста промышленности в целом и отдельных отраслей промышленности (таблица 2).
Темп роста показывает, во сколько раз изменился объём производства товаров и услуг в отчётном периоде по сравнению с базисным.
Расчёт произведём по формуле:
4. Определим отраслевые коэффициенты опережения (таблица 2).
Коэффициент опережения развития отрасли характеризует отношение темпа роста данной отрасли за анализируемый период к темпу роста промышленности:
Таблица 2:
Задача №2
Таблица затрат и результатов:
Отрасли-производители |
Отрасли-потребители |
Общий объём производства |
||||
1. Заполните таблицу недостающими данными.
Определите на сколько % увеличится объём производства в отрасли при увеличении производства в отрасли «В» на 400 ед..
- 2. При неизменном эффекте масштаба производства, определить:
- - насколько процентов увеличатся в отраслях объёмы производства.
- 3. Просчитайте «второй круг» увеличений объёмов производства для всех отраслей при полученном росте производства в отрасли Б.
- 4Решение необходимо оформить в табличной форме.
1 Заполним таблицу недостающими данными:
Отрасли-производители |
Отрасли-потребители |
Общий объём производства |
||||
- 2 Определим на сколько % увеличится объём производства в отрасли при увеличении производства в отрасли «В» на 400 ед.
- 3 При неизменном эффекте масштаба производства, определим:
- -на сколько единиц увеличится объём производства в каждой из отраслей при росте объёма производства в потребляющей отрасли;
Пересчитаем значения строки «В», умножив их на 1,29 (128,57%).
Определим, насколько процентов увеличатся в отраслях объёмы производства.
Пересчитаем значения столбца «В», умножив их на 1,29 (128,57%), получим:
Отрасли-производители |
Отрасли-потребители |
Общий объём производства |
||||
Просчитаем «второй круг» увеличений объёмов производства для всех отраслей при полученном росте производства в отрасли Б.
Увеличим значения строки и столбца «Б», умножив их на 1,05 (105%)
Отрасли-производители |
Отрасли-потребители |
Общий объём производства |
||||
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Межотраслевые комплексы
1. Хозяйственное значение
2. Состав и стру ктура меж отраслевых комплексов
Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др. В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.
3. Основные проблемы
Базовые межотраслевые комплексы -- энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.
В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья.
Одна из ключевых проблем - удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей.
Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.
4. Перспективы ра звития межотраслевых комплексов
Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.
Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.
1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:
низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;
нарушение технологических связей;
простои многих предприятий;
низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет). межотраслевой народнохозяйственный транспортный топливо
2. Необходимость структурной перестройки:
основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;
необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;
необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.
3. Проблемы повышения качества производимых машин:
несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;
низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).
Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:
приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;
демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);
наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);
налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Составление межотраслевого баланса производства и распределения продукта страны в целом, каждого региона в отдельности, оценка открытости регионов, отраслевой и территориальной структур производителя. Анализ Западно-Сибирского экономического района.
практическая работа , добавлен 10.05.2008
Сущность экономической деятельности. Структурные образования различных отраслей и их элементы; межотраслевые комплексы. Понятие и признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Фирмы, их виды, задачи; технологическая и институциональная концепции.
контрольная работа , добавлен 25.04.2015
Основы межотраслевого баланса, как центрального элемента матричных моделей. Общая структура межотраслевого баланса: связи между различными отраслями экономики страны. Модель межотраслевого баланса затрат труда. Пример расчета межотраслевого баланса.
реферат , добавлен 18.04.2010
Расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Расчет эксплуатации затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава. Расчет фонда оплаты труда, переменных и постоянных затрат. Повышение эффективности работы подвижного состава.
курсовая работа , добавлен 03.07.2011
Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.
курсовая работа , добавлен 15.11.2013
Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры. Имущество и капитал предприятия. Основные производственные фонды. Состав и классификация оборотных средств. Понятие и виды затрат, себестоимость продукции. Трудовые ресурсы.
шпаргалка , добавлен 22.04.2010
Сущность и цель межотраслевого баланса экономики. Отыскание такого вектора валового выпуска X, который при известной матрице прямых затрат А обеспечивает заданный вектор конечного продукта Y. Уравнение соотношения баланса, а также матрица прямых затрат.
презентация , добавлен 24.03.2012
Анализ структуры затрат на качество на предприятии и проблем при его обеспечении. Анализ дополнительных доходов за счет реализации программы. Оценка тенденций в изменении требований качества продукта и практики реализации, внутренних стандартов.
курсовая работа , добавлен 31.12.2013
Территориальная структура, основные понятия и секторы национальной экономики республики Беларусь. Отраслевая структура, межотраслевые комплексы совокупного общественного продукта и его динамика. Воспроизводственная структура народного хозяйства.
реферат , добавлен 13.11.2010
Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы. Обзор основных факторов, определяющих экономический потенциал. Методика расчета показателей селитебной территории города.
Определение межотраслевых комплексов
Межотраслевой народно-хозяйственный комплекс -- это совокупность отраслей, которые прямо или косвенно участвуют в производстве конечной продукции. Характер участия отраслей в производстве конечной продукции определяет особенности взаимосвязей между ними, их интеграцию и, следовательно, особенности прогнозирования межотраслевых интеграционных процессов. Различают несколько видов межотраслевых народно-хозяйственных комплексов.
Виды межотраслевых комплексов
- 1) Особенность первого вида комплексов в том, что в его составе находится основная, ведущая отрасль, которая производит конечную продукцию комплекса, а другие отрасли производят средства производства для этой ведущей или оказывают ей различного рода производственные услуги. Такая интеграционная основа характерна для агропромышленных, инвестиционных комплексов. В каждом из них в зависимости от выполняемых функций выделяются три группы отраслей: первая, основная, -- сельское хозяйство и капитальное строительство; вторая и третья -- обслуживающие отрасли первой (в агропромышленном комплексе -- это отрасли, производящие сельскохозяйственную технику, удобрения, и отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, хранение сельскохозяйственной продукции, в инвестиционном комплексе -- отрасли, производящие строительные материалы, строительную технику, и отрасли, производящие оборудование, подлежащее монтажу, установке на строящихся объектах).
- 2) Второй вид межотраслевых комплексов можно назвать технологическим, так как в его интеграционной основе лежит технологическая зависимость одной отрасли от другой.
В технологических комплексах функционирование каждой отрасли -- отдельная стадия общего технологического процесса изготовления конечной продукции всего комплекса, а конечная продукция одной отрасли является полуфабрикатом для изготовления конечной продукции другой отрасли. Иными словами, все отрасли можно расположить в определенном порядке, соответствующем последовательности стадий общего технологического процесса. Такой характер интеграционной основы отчетливо проявляется в горно-металлургическом, топливно-энергетическом, химико-лесном комплексах.
- 3) Интеграционная основа третьего вида комплекса -- транспортного -- иная, преимущественно косвенная. Она проявляется в том, что все транспортные отрасли, образующие этот комплекс (железнодорожный, автомобильный, водный, морской и речной, трубопроводный, авиационный, гужевой), производят однородный вид услуг -- осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, но используют для этого различные транспортные средства. Однородность выполняемых транспортными отраслями функций определяет целесообразность объединения их в одном комплексе, поскольку многие вопросы управления, рационального транспортного обслуживания можно решить лишь в масштабе совокупности всех транспортных отраслей, а не каждой в отдельности. Такими вопросами могут быть: необходимость рационального распределения грузовых, пассажирских перевозок между различными видами транспорта, достижения максимального соответствия производственных мощностей (пропускных и провозных способностей) различных видов транспорта в условиях смешанных перевозок.
- 4) Следующий вид межотраслевых комплексов представлен машиностроением. Он отличается от предыдущих тем, что, во-первых, это самый крупный и сложный по составу комплекс. Если предыдущие комплексы состоят из нескольких отраслей, то в составе машиностроительного насчитывается несколько десятков отраслей.
Во-вторых, существенная особенность комплекса состоит в том, что косвенный характер взаимосвязей между его отраслями проявляется в большей степени, чем в транспортном комплексе. Каждая машиностроительная отрасль производит независимо от другой различные, как правило, не взаимозаменяемые виды продукции. Косвенная связь между ними проявляется следующим образом:
- а) использованием одинакового исходного сырья -- металла;
- б) в сходстве технологий изготовления продукции в различных машиностроительных отраслях. Степень сходства может быть очень высокой, например, в производстве комбайнов, тракторов и автомобилей, и относительно невысокой, например, в отраслях приборостроения и тяжелого машиностроения;
- в) в сходстве орудий труда, например, во многих отраслях машиностроения используются станки токарные, фрезерные, карусельные, шлифовальные, станки с числовым программным управлением;
- г) в сходстве схем организаций производства машиностроительной продукции различных видов (крупносерийное, серийное, мелкосерийное);
- д) все машиностроительные отрасли производят разнообразные виды орудий труда.
Целесообразность объединения машиностроительных отраслей в единый комплекс определяется тем, что многие вопросы их развития могут быть решены оптимально лишь на уровне всей совокупности отраслей или отдельных их групп, например, вопросы использования результатов НТП (экономия металла и другого сырья, организация производства и применение высоких технологий).
Формирование межотраслевых народно-хозяйственных комплексов в РФ -- процесс длительный, сложный, развивающийся, требующий государственного управления (регулирования). Развитие комплексов проявляется в совершенствовании взаимосвязей между отраслями каждого из них и преодолении трудностей, проблем, которые возникли в последние годы.
Среди общих проблем в первую очередь необходимо выделить: стабилизацию производства и обеспечение его роста; активизацию процессов обновления основных производственных фондов; улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности отраслей -- производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, рентабельности, себестоимости и усиление инвестиционной активности.
Другие проблемы отражают специфику каждого комплекса: экономическую, организационную, структурную и технологическую. Так, для отраслей машиностроительного комплекса очень актуальны проблемы повышения коэффициента сменности оборудования, обновления активных производственных фондов, станочного парка, улучшения качественных характеристик продукции до уровня, позволяющего конкурировать на мировых рынках. Для агропромышленного комплекса актуальны проблемы повышения эффективности сельхозпроизводства -- повышения урожайности, продуктивности, производительности труда, снижения себестоимости сельхозпродукции, увеличения объемов ее производств, совершенствования экономических отношений сельскохозяйственных предприятий с предприятиями, производящими сельхозтехнику, удобрения, горюче-смазочные материалы и другую продукцию для сельского хозяйства, устранения межотраслевых диспропорций.
межотраслевой комплекс экономика интеграция
Межотраслевые комплексы их сущность, структура и значение. Процесс формирования межотраслевых комплексов – это объективное явление в развитии производительных сил Украины. Прогрессивное углубление общественного и территориального разделения труда сопровождается усилием интеграционных тенденций между предприятиями и отраслями. Объективно формируются сравнительно обособленные группы отраслей и производств с тесными экономическими, коммерческими и производственными связями. Эти производства и отрасли оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми в своем развитии.
Межотраслевой комплекс – это совокупность видов деятельности и отраслей, осуществляемых на определенной территории и объединенные в определенную группу и характеризующиеся тесными экономическими и другими связями.
Наиболее важными и определяющими связями есть производственные, которые возникают при доставке сырья, готовой продукции, а также при кооперировании предприятия и отраслей производства. На основе производственных связей в народном хозяйстве Украины и на уровне районов и регионов функционируют такие межотраслевые комплексы: 1)Топливно-энергетический; 2)Металлургический; 3)Машиностроительный; 4)Агропромышленный; 5)Химический; 6)Лесопромышленный; 7)Транспортный; 8)Строительный.
Комплекс по производству не продовольственных товаров народного потребления и др. В последнее время этот перечень дополнился такими отраслями как: 9)Военно-промышленный; 10)Море хозяйственный; 11)Социальный; 12)Рекреационный; 13)Информационный.
Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность интегрированных отраслей народного хозяйства, объединенных общей целью – Обеспечение страны продовольствием и промышленности сельскохозяйственным сырьем. В состав АПК входят отрасли: растениеводство и животноводство по производству с.-х. продукции. По ее переработке, реализации по производству средств производства сельского хозяйства, а также звенья производственного обслуживания АПК.
Межотраслевые комплексы явл. реально существующими явлениями, но большая часть этих межотраслевых комплексов не имеет соответствующих управленческих структур и органов. Их деятельность координируется, анализируется, разрабатывает прогнозы развития, на основе матричной структуры управления, т. е. временными целевыми управленческими группами. Межотраслевые комплексы есть одновременно составной частью АПК и машиностроительного комплекса. Например: Причерноморский хозяйственный комплекс – рекреационный комплекс.
Чем больше перекрытия межотраслевых комплексов регионов, тем больше взаимосвязанным и комплексным есть его хозяйство.
Система признаков, на основе которых выделяются различные межотраслевые комплексы: 1.наличие тесных производственных и коммерческих связей. 2.решения актуальных экономических проблем 3.объединение звеньев комплекса в единую производственно-технологическую систему. 4.выполнение определенной функции в экономической системе. 5.общее, но не всегда управление межотраслевым комплексом. 6.территориально географические признаки. В зависимости от комбинации производственных и территориальных географических признаков, все межотраслевые комплексы можно сгруппировать в такие группы: 1)Промышленные; 2)Агропромышленные; 3)Лесопроизводственные. 4)Аквотореальные комплексы охватывают заготовку и переработку рыбных ресурсов, водорослей, добычу и переработку морских солей, опреснение воды (морской), а также цикл производств по добычи транспортировки и переработки, нефтегазового сырья на шельфе морей.
По характеру связей между отраслями выделяют 4 типа межотраслевых комплексов:
1-тип. Входят отрасли, предприятия которых связаны последовательной или параллельной переработкой определенного сырья включая добычу в АП и выращивание.
2-тип. Принадлежат однородные отрасли, связи, между предприятиями которых возникают на основе производства взаимозаменяемой продукции и услуг (Например, топливо энергетический и транспортный комплекс).
3-тип. Комплексы, состоящие из совокупности нескольких отраслей, предприятия которых решают определенные народно-хозяйственные или региональные проблемы (Например, продовольственные, рекреационные и др.).
4-тип. Прогнозные межотраслевые комплексы, создаваемые для достижения определенной цели.
В зависимости от пространственных масштабов межотраслевые комплексы делят на 3 вида: 1. Межгосударственные; 2. Макроэкономические или народно-хозяйственные; 3. Территориальные межотраслевые комплексы.
Межгосударственные комплексы создаются на основе интеграции как минимум 2-ух хозяйственных межотраслевых комплексов разных стран (Например, на пространстве СНГ формируются военно-промышленный, ракетно-космический, авиационный комплексы).
Макроэкономические или народно-хозяйственные межотраслевые комплексы формируются и функционируют как межотраслевые образования в масштабе всего народного хозяйства.
Территориальные межотраслевые комплексы представляют собой подсистемы соответствующих народнохозяйственных комплексов и подсистемы интегральных и территориально хозяйственных комплексов (Например, АПК-Крыма, одновременно составная часть АПК-Украины и подсистема территориально хозяйственного комплекса Крыма).
Территориальные межотраслевые комплексы в свою очередь делятся на локальные и региональные.
Региональные – это межотраслевые комплексы, функционирующие в пределах АР Крым, отдельных областей, группе областей в экономических районах и регионах.
Локальные территориальные межотраслевые комплексы функционируют в пределах внутриобластных, республиканских, административных районах, в экономических узлах и центрах.