Анализ социально- экономического развития. Анализ социально-экономического развития регионов

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Методология полной экономической диагностики довольно сложна и пока еще не стандартизирована, поэтому ограничимся рассмотрением только наиболее распространенных приемов анализа.

Цель анализа социально-экономического развития региона – выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач: оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;

Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды; изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков; оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики; раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе; оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры; оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка; анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;

Выявление экспортных резервов производства; оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона; оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.

Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона. а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.

Анализ социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим разделам: анализ общего уровня развития региона; анализ/ оценка природно-ресурсного потенциала; анализ состояния окружающей среды и причины ее загрязнения;

Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов; проблему использования трудовых ресурсов, незанятости, расселения населения, уровня и качества жизни; оценку достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, территориальной структуры хозяйства); оценку экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей; оценку финансового положения; анализ направлений развития малого бизнеса в регионе.

В процессе оценки ресурсных и демографических предпосылок регионального развития рассматриваются: минерально-сырьевые, топливно-энергетические, земельные, водные, лесные, рекреационные ресурсы, экологический потенциал региона; структура трудовых ресурсов; численность населения в разрезе городской и сельской местности;

Основные возрастные группы; средняя продолжительность жизни; демографическая нагрузка занятых в хозяйстве; сложившиеся миграционные потоки; незанятость (безработица) населения; регулирование процесса воспроизводства населения.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровня цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и фактическими объемами потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченностью населения жильем, объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения, дошкольными учреждениями, изменением других экономических и социальных факторов. При этом уровень жизни населения должен оцениваться путем сопоставления достигнутых показателей с региональными нормативами потребления материальных благ и услуг.

Затем проводится оценка финансового положения территории и направления проведения разгосударствления и приватизации с целью выявления новых дополнительных источников финансирования на перспективу мероприятий и правильного выбора стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе. При этом анализируется соотношение произведенного и использованного на территории ВРП, сбалансированность ввоза и вывоза из региона, проводится оценка спада производства, влияющих на него факторов и условий, рассматриваются региональные особенности кризиса неплатежей; анализируется исполнение бюджетов регионов; оцениваются ход формирования свободных экономических зон, соответствие их ожидаемой структуры задачам совершенствования хозяйственных региональных комплексов и повышения уровня жизни населения и др.

После завершения анализа производится определение масштабов и структуры территориального комплекса исходя из предпосылок его собственного развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

"Тульский государственный университет"

Кафедра "Финансы и менеджмент"

Контрольно-курсовая работа

Анализ социально-экономического развития региона

Введение

Раздел 1. Общая характеристика региона

Раздел 2. Анализ уровня социально-экономического развития региона
2.1 Изучение воспроизводственной структуры экономики региона
2.2 Изучение отраслевой структуры экономики региона
2.3 Изучение социально-экономической структуры экономики региона
Заключение
Список литературы
Введение

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое развитие региона -- это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время структурных изменений. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

В решении данных задач нельзя обойтись без статистических данных. В современных условиях статистика должна обеспечивать органы государственного управления всех уровней, коммерческие структуры и население объективной, своевременной и полной информацией по вопросам социально-экономического развития России, ее регионов, отраслей экономики.

Статистическая информация используется для разработки экономической и социальной политики в субъекте, формирования проектов бюджетов, получения прогнозов развития, анализа реализации законов. Таким образом, статистика играет важную роль в формировании информационной инфраструктуры экономики, социальной сферы и общества в целом.

Цель работы - анализ социально-экономического развития Ульяновской области.

Раздел 1. Общая характеристика региона

Ульяновская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр - г. Ульяновск.

Область граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской на юге, с Пензенской областью и Мордовией на западе, с Чувашией и Татарстаном на севере. Образована: 19 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР.

В конце XIV - начале XV века после опустошительного набега среднеазиатского правителя Тамерлана началось запустение территории ульяновского Поволжья. С конца 30-х годов XV века край вошел в состав Казанского ханства. После взятия Казани территория будущего Симбирского наместничества постепенно заселялась русинами, которые смешивались с местными татарами.

В конце 40-х годов XVII века под общим руководством стольника Богдана Хитрово началось строительство Карсунско-Симбирской засечной черты (1647-1654 гг.). Спустя 22 года после основания Симбирска городу пришлось выдержать осаду бандитов и защитить государство от смуты, от разбойной казацкой вольницы, руководимой известным донским атаманом Степаном Разиным.

В XVIII веке в связи с расширением территории русского государства, в частности, в восточном направлении, интенсивно стали осваиваться и заселяться южные районы нынешней территории Ульяновской области, а сам Симбирск стал терять военно-стратегическое значение, но остался губернским центром.

Советская власть в Симбирской губернии была установлена через полтора месяца после Октябрьской революции - 10 декабря 1917 года. В 1918 году губерния оказалась в центре гражданской войны. В июле 1918 года Симбирск был захвачен войсками КОМУЧа, но уже 12 сентября отбит большевиками, в результате чего в городе была восстановлена советская власть. B Симбирске некоторое время располагался штаб и Реввоенсовет Восточного фронта. Важное значение в обеспечении Красной армии боеприпасами играл Симбирский патронный завод.

В 1924 году Симбирск переименован в Ульяновск. 14 мая 1928 года Ульяновская губерния РСФСР упраздняется. Губерния, вместе с Пензенской, Самарской и Оренбургской вошли в состав новообразованной Средневолжской области (с 1929 года - Средневолжский край; в 1935 году - Куйбышевский край; с 1936 года - Куйбышевская область).

С началом Великой Отечественной войны в Ульяновск, будучи тылом, эвакуируются предприятия, учреждения, население из западных регионов страны, из Москвы и Ленинграда. 19 января 1943 года из ряда районов Куйбышевской и Пензенской областей образуется Ульяновская область.

В 1950-1960-х гг. в области были созданы новые промышленные предприятия (завод тяжелых и уникальных станков, механический завод, Димитровградский научно-исследовательский институт атомных реакторов и др.), автомобильный мост через Волгу и аэропорт в Ульяновске .

География

Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в Среднем Поволжье. По территории она занимает 59 место в России и последнее среди 8 регионов Поволжья. В Приволжском федеральном округе Ульяновская область по территории на 11 месте из 14 регионов.

Река Волга делит территорию области на возвышенное Правобережье и низменное Левобережье (Заволжье).

Правобережная часть занята Приволжской возвышенностью (высота до 363 м) с выходящими к Волге Ундорскими, Кременскими и Сенгилеевскими горами. Поверхность левобережной части - полого-увалистая равнина.

Основная река - Волга (Куйбышевское водохранилище) с притоками Сура, Свияга, Большой Черемшан. Часть Радищевского района области омывается водами Саратовского водохранилища .

Природно-климатические условия

Климат умеренно континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Особенностью климата региона является короткая сухая весна. Осень, как правило, теплая; снежный покров устанавливается во второй половине ноября. Самый холодный месяц - январь. Зима снежная с частыми перепадами температуры (атлантические циклоны сменяются арктическими воздушными массами и наоборот), длится с середины ноября до середины марта. Средняя температура января -13°C, июля +19°C. Летняя погода устанавливается в середине мая. Лето, как правило, жаркое из-за влияния малоподвижных азиатских антициклонов. Осадков от 350 мм на юге области до 500 мм на северо-западе. Летом осадки выпадают неравномерно в виде ливневых и кратковременных дождей. В регионе нередки засухи. Вегетационный период длится около 180 дней.

Почвы преимущественно выщелоченные черноземные и серые лесные, в левобережье Волги расположен крупный массив особенно плодородных тучных черноземов.

Леса занимают 1/4 территории. На северо-западе - крупные массивы дубовых; в Заволжье - луговые степи, отдельные сосновые боры.

Современная флора Ульяновской области насчитывает свыше 1700 видов сосудистых растений, из них более 400 адвентивных видов.

Фауну представляют лось, куница, белка, заяц-беляк, кабан, волк; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка и др. Многочисленны водоплавающие и болотно-береговые птицы. В Куйбышевском водохранилище - лещ, судак, сазан, карась и др.

На территории области находятся Особо охраняемые природные территории: национальный парк "Сенгилеевские горы", Охранная зона государственного заповедника "Приволжская лесостепь", памятники природы "Ундоровский минеральный источник", "Реликтовые леса", остров "Борок", лесополоса Генко и др.

Полезные ископаемые

Ведущее положение в структуре минерально-сырьевых ресурсов области занимают нефть (разведанные запасы составляют 42 млн. т), стекольное, цементное (запасы мела, глин и диатомитов для производства цемента в регионе практически не ограничены, разведано пять наиболее крупных месторождений мела для производства цемента с суммарными запасами 380 млн. тонн, наиболее перспективные районы Ульяновской области - Сенгилеевский, Ульяновский, Майнский и Тереньгульский), кремнистое (запасы 50 млн. т, крупные месторождения - Инзенское, Забалуйское) и карбонатное сырье (запасы 12 млн. т), а также сырье для грубой керамики. Также в области выявлено и разведано 493 месторождения торфа с запасами 33,2 млн. т.

Население

По данным на 1 января 2012 года население Ульяновской области составляет 1282014 человек (в том числе горожан - 946229, а сельчан - 335785). Что касается соотношения сильной и слабой половин человечества, то в области такие цифры составили 579 470 и 702 544 соответственно.

Область занимает 38 место по России. По плотности населения (34,5 чел./кмІ) - 29 место по России, а по удельному весу городского населения (уровню урбанизации) -- 73,8% -- 37 место по России .

Основные отрасли экономики региона

Основной отраслью специализации является машиностроение, на долю которого приходится 56% объема промышленного производства. Представлено авиастроением, приборостроением, станкостроением, автомобилестроением. Важное место в отрасли занимает группа заводов автомобильной промышленности, которые производят около 95% российских автобусов и немногим более 10% грузовых автомобилей. Ульяновский автозавод возник в 1941 году на базе эвакуированного московского ЗИЛа. Почти 30% продукции завода идет на экспорт. В области производят также самолеты, станки, оборудование для химической промышленности и сельского хозяйства.

В Ульяновске находится один из крупнейших в Европе авиационных заводов - "Авиастар-СП". Предприятие способно выпускать более 50 самолетов в год. Оно производит грузоподъемные самолеты - Ан-124 "Руслан", а также среднемагистральные пассажирские самолеты Ту-204. Область занимает первое место в России по производству гражданских самолетов и пятое - по производству автомобилей. Коэффициент специализации (душевого производства) по выпуску легковых автомобилей - 4,2.

На втором месте по доле промышленного производства области находится пищевая промышленность - 13,7%. Значительное развитие получило производство сахара, которое сосредоточено на единственном предприятии - ОАО "Ульяновсксахар". Объем производства сахара составляет около 190% областной потребности, таким образом почти половина производимой продукции может быть реализована за пределы области. Коэффициент специализации (душевого производства) по производству сахара - 2,7. Также выделяют традиционные, получившие развитие еще в дореволюционное время и значительно выросшие с тех пор отрасли: мукомольная, крахмалопаточная, маслосыродельная, спиртоводочная.

Значительное развитие получила электроэнергетика - 12,5%. Мощность электростанций составляет 955,6 тыс. кВт. Количество предприятий в отрасли увеличилось за последние 5 лет в 3 раза и составляет 18.

На базе собственных ресурсов получил развитие производство строительных материалов и составляет 6% от общего объема промышленного производства.

В Ульяновской области представленно производство Международных компаний: "SABMiller" - пивоваренный завод; "Mars" - заводы по производству сухих кормов для домашних животных и кондитерских изделий;

"Henkel Group" - завод по производству сухих строительных смесей; "Baw-Rus Motor Corporation" - завод по производству коммерческой техники; ведется строительство предприятий компаний Takata (производство автокомпонентов) и Hempel (лакокрасочное производство); в ноябре 2011 подписано соглашение о строительстве станкостроительного завода Gildemeister AG .

Сельское хозяйство

В области разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления. Занимаются птицеводством, свиноводством, овцеводством, кролиководством, рыбоводством. Ведущее место в растениеводстве принадлежит производству технических культур (сахарная свекла) и картофеля, зерновых (пшеница, ячмень, рожь, овес) и кормовых (кукуруза, люцерна, подсолнечник) культур. В регионе активно занимаются садоводством и огородничеством.

В 2011 году в Ульяновской области собрано более 1 миллиона 400 тысяч тонн зерна. Это лучший результат за последние 13 лет. Данный объем на 40% превышает потребности региона. Впервые в истории, Ульяновская область поставила зерно на мировой рынок.

Общий объём производства овощей открытого и закрытого грунта составил 120,7 тыс. тонн, что обеспечивает потребность населения области на 95%, тогда как в предыдущие годы обеспеченность составляла всего 65-70%.

Транспорт

Ульяновская область является крупным транспортным узлом. Через регион проходят важные авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений России.

Через область проходят международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем. Ульяновск является единственным городом в Приволжском федеральном округе, на территории которого расположены два аэропорта класса "А": "Ульяновск-Центральный" и международный аэропорт "Ульяновск-Восточный", оснащенные современным радиоэлектронным навигационным оборудованием, позволяющим принимать воздушные суда всех типов без ограничений взлетной массы. Кроме того, международный аэропорт "Ульяновск-Восточный" обладает уникальной взлетно-посадочной полосой длиной 5100 м и шириной 105 м, способной принимать космические челноки.

Крупнейшими авиакомпаниями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов в Ульяновской области, являются ЗАО "Авиакомпания Волга-Днепр" и авиакомпания "Полет".

Протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения составляет 4904,5 км, из них федеральных автомобильных дорог - 431,7 км, региональных - 4472,8 км. Протяженность автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием составляет 4416,3 км.

Строительство самого большого в Российской Федерации мостового перехода через Волгу в г. Ульяновске завершено. Первая очередь моста открыта 24 ноября 2009 года. Новый мостовой переход стал частью проекта "Волжский транзит" - альтернативой трассе, соединяющей европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, что позволит разгрузить существующие федеральные дороги.

Южную часть области пересекает участок федеральной трассы М5 "Урал".ульяновский экономический регион население

Железнодорожные перевозки на территории региона осуществляет Ульяновское отделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД".

Ульяновский речной порт расположен на обоих берегах Волги, при этом на правом берегу имеется единственный на Волге кран грузоподъемностью 100 тонн. Деятельность в речном порту осуществляет ОАО "Ульяновский речной порт".

Наличие развитой транспортной сети, а также реализация таких крупных проектов, как новый мостовой переход и связанный с ним "Волжский транзит", делают регион привлекательным для активизации бизнеса в сфере логистики. Еще большую привлекательность для международных логистических компаний имеет создаваемая портовая особая экономическая зона, имеющая льготный налоговый и таможенный режимы. На ее территории будут сосредоточены складские комплексы, сборочные и авиаремонтные производства .

Раздел 2. Анализ уровня социально-экономического развития региона
2.1 Изучение воспроизводственной структуры экономики региона
Проведем анализ воспроизводственной структуры региона.
Рассмотрим динамику валового регионального продукта (табл. 1; рис. 1) и динамику ВРП на душу населения (табл. 1; рис. 2).
Данные показатели наиболее всеобъемлюще показывает экономическую деятельность региона.

Таблица 1 - Динамика ВРП

Рисунок 1 - Динамика ВРП

Рисунок 2 - Динамика ВРП на душу населения, руб.

Вывод: Динамика по абсолютному показателю ВРП и по показателю ВРП на душу населения в Ульяновской области за период с 2008 по 2010 год имела тенденцию к росту.

Ульяновская область является "средним" регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году и 9-е место в Приволжском федеральном округе (ПФО).

Объем ВРП на одного жителя Ульяновской области по итогам 2010 года составил 134902,9 руб. на человека. По этому показателю область занимает 57-е место в России и 9-е место в ПФО. ВРП в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом (261705,3 руб.). Данное отставание отчасти обусловлено достаточно высокой плотностью населения (29-е место в РФ), кроме того, в Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, а доля добычи полезных ископаемых значительно ниже средней доли по России.

Рассмотрим структуру (табл. 2; рис. 5) ВРП Ульяновской области, динамику ее изменения (табл. 2; рис. 3), сравним со средним значением по РФ (табл. 2; рис. 4).

Таблица 2 - Структура ВРП

1.Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2.Рыболовство, рыбоводство

3.Добыча полезных ископаемых

4.Обрабатывающие производства

5.Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

6.Строительство

7.Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-, мототранспорта, бытовых изделий

8.Гостиницы и рестораны

9.Транспорт и связь

10.Финансовая деятельность

11.Операции с недвижимом имуществом, аренда и предоставление услуг

12.Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

13.Образование

14.Здравоохранение и предоставление соцуслуг

15.Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Рисунок 3 - Динамика изменения структуры ВРП, %

Рисунок 4 - Сравнение структуры ВРП Ульяновской области с средним показателем по РФ в 2010 год

Рисунок 5 - Структура ВРП в 2010 году

Вывод: В течение анализируемого периода структура ВРП существенных изменений не претерпела.

По сравнению со средним показателем ВРП по России следует отметить превышение данного показателя в Ульяновской области по следующим отраслям:

· сельское хозяйство (превышение на 2,1%);

· обрабатывающее производство (на 3,4%);

· производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 2,3%);

· транспорт и связь (на 3,7%);

· государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование (на 2,3%);

· образование (на 0,9%);

· здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 0,8%);

Отстают от среднего показателя по РФ:

· добыча полезных ископаемых (отставание на 8,4%);

· оптовая и розничная торговля (на 2,7%);

· операции с недвижимостью (на 2,9%);

В 2010 году более половины доли ВРП составляли обрабатывающие производства (21,1%), оптовая и розничная торговля (16,7%), транспорт и связь (14,2%).

Ульяновская область характеризуется высокой степенью промышленной ориентированности с преобладанием перерабатывающего сектора. Среди промышленных отраслей в Ульяновской области наиболее развитыми являются машиностроение и пищевая промышленность. В регионе традиционно хорошо развито автомобилестроение и производство автокомпонентов. Базовым предприятием отрасли является Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В Ульяновской области уже фактически функционирует авиационный кластер с базовым предприятием кластера - АВИАСТАР.

Важнейшим направлением развития экономики Ульяновской области является функционирование ядерно-инновационного кластера в Дмитровграде на базе НИИ атомных реакторов (НИИАР) .

Следует отметить, что доля отраслей социальной сферы, прежде всего здравоохранения и образования превышают таковую долю в среднем по стране, что говорит об их достаточно высоком развитии.

2.2 Изучение отраслевой структуры экономики региона
Проведем анализ структуры производства основных видов промышленной (табл.3) и сельскохозяйственной продукции (табл. 4).

Таблица 3 - Производство основных видов промышленной продукции в 2010 году

Наименование

Ульяновская обл.

Нефть добытая, тыс. т

Мясо и субрпродукты пищевые, тыс. т

Цельномолочная продукция, тыс. т

Масло сливочное и пасты масляные, тыс.т

Мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур, тыс. т

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т

Пиво, кроме отходов пивоварения, тыс. дкл

Ткани - всего, тыс. м2

Изделия трикотажные чулочно-носочные, тыс.пар

Трикотажные изделия, тыс.шт.

Лесоматериалы, продольно распиленные или расколотые, разделенные на слои или лущеные, толщиной более 6 мм; шпалы железнодорожные или трамвайные деревянные, непропитанные, тыс. м3

Кирпич строительный, млн. условных кирпичей

Станки металлорежущие, тыс. шт.

Электроэнергия, млн. кВт ч

Таблица 4 - Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в 2010 году

Вывод: наибольшую долю в общем объеме производства России из всех основных видов промышленной продукции в Ульяновской области занимают:

· трикотажные изделия (5,6%);

· масло сливочное и пасты масляные (4,96%);

· изделия трикотажные чулочно-носочные (3,97%);

Наибольшую долю в общем объеме производства основных сельскохозяйственной продукции составляют: зерно, сахарная свекла, подсолнечник.

2.3 Изучение социально-экономической структуры экономики региона
Проведем анализ: динамики доходов на душу населения; соотношения душевых доходов и прожиточного минимума; динамики среднемесячной заработной платы; уровня и динамики общей безработицы (табл.5).

Таблица 5 - Уровень жизни населения

Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.

Реальные денежные доходы, % к предыдущему году

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.

Реальный размер начисленной пенсии, в % к предыдущему году

Прожиточный минимум, руб.

Уровень официально зарегистрированной безработицы, %

Индекс потребительских цен, %

Вывод: уровень доходов населения Ульяновской области относительно невысок. За анализируемый период среднедушевые денежные доходы в месяц, среднемесячная номинальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий имели тенденцию роста. Однако их реальный размер, который наиболее точно по сравнению с номинальным свидетельствует насколько лучше или хуже стал жить человек показывает, что в 2009 году был спад (но реальный размер начисленной пенсии увеличился). Такая динамика объясняется, последствиями кризиса, это же и вызвало рост безработицы. Высокий показатель реального размера пенсии в данном году - результат поддержки государства, индексаций.

По итогам 2010 года денежные доходы населения области составили 12905,2 тыс. руб. на человека в месяц, что ниже, чем по России в целом (18881,3 тыс. руб.). В рейтинге регионов Центра экономических исследований "РИА-Аналитика" по уровню благосостояния российской семьи по итогам 2010 года Ульяновская область занимает 19 место (1 место "самый бедный" регион, 83- "самый богатый"). После затрат на прожиточный минимум у стандартной семьи Ульяновской области (двое взрослых и двое детей) остается на руках менее 6684 рубля .

При этом можно отметить, что доходы населения в 2010 году увеличились. По итогам 2010 года реальные денежные доходы населения Ульяновской области оставили 110,7% к уровню 2009 года. Этот показатель выше, чем по России в целом. Но и индекс потребительских цен в Ульяновской области выше, чем по России на 1,8%.

Область занимает 10-е место по показателю реальных денежных доходов среди всех субъектов РФ. Анализ показывает, что уровень бедности в Ульяновской области устойчиво снижается .

Уровень прожиточного минимума имел тенденцию роста, однако он ниже среднего по РФ.

Уровень безработицы в 2010 году остался на достаточно высоком уровне (8,7%), что выше чем по РФ на 1,2%.

Заключение

В работе представлены основные показатели и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, состояния отраслевой структуры региона. Статистические показатели используются во всех направлениях формирования развития регионов. Их соотношение, пороговые значения, применение методов статистического анализа дает представление о реально сложившейся ситуации в регионе.

Ульяновская область является средним регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году.

Основные экономические показатели в регионе в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом.

В Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, в то время как в целом по стране объем производства ВРП в значительной степени зависит от добычи сырьевых ресурсов.

В 2010 году большинство экономических показателей Ульяновской области улучшились, причем по ряду из них темпы роста были на довольно высоком уровне. В частности, темпы роста реальных доходов населения и ряда других показателей в 2010 году были выше, чем по стране в целом.

Список литературы

1. Россия 2012: Стат. справочник, Росстат. - М., 2012.

2. Российский статистический ежегодник 2011: Стат.сб., Росстат. - Р76 М., 2011.

3. Социально-экономическое положение России, Стат.сб., Росстат. - М., 2011.

4. РИА-Аналитика / Центр экономических исследований: Социально- экономическое положение Ульяновской области. - Москва, 2011.

5. http://www.ru-regions.ru - "Ульяновская область"

6. http://www.ulgov.ru - официальный сайт: Губернатор и Правительство Ульяновской области, "Об Ульяновской области"

7. http://ru.wikipedia.org - "Ульяновская область"

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные цели и задачи анализа показателей социально-экономического развития территориальных образований. Оценка финансового положения региона. Индикаторы социально-экономического развития Архангельской области. Анализ выполнения плана областного бюджета.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2015

    Анализ социально-экономического развития Ульяновской области. Темы роста численности и половозрастной состав населения. Численность занятого населения по формам собственности. Статистика валового внутреннего продукта, внутреннего регионального продукта.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    Классификация доходов населения. Неравенство доходов населения России. Показатели доходов и уровня жизни населения в Ульяновской области. Оценка дифференциации доходов населения. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Политика государства в области доходов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Анализ экономического положения Тюменской области, выявление проблем и их решение. Ресурсный потенциал региона, отраслевая структура экономики. Характеристика социально-политических процессов региона. Межбюджетные отношения и целевые программы в области.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Особенности социально-экономической политики Курской области. Анализ промышленного и сельскохозяйственного развития. Социальное развитие региона. Оценка показателей численности населения области, уровня безработицы и среднемесячной заработной платы.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

    Понятие уровня жизни населения. Статистический анализ уровня жизни населения в России. Особенности социально-экономического развития Калининградского региона. Сравнительный анализ формирования основных фондов в Тамбовской и Калининградской областях.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Цели и критерии социально-экономического развития региона, условия положительной динамики. Составление сценария перспективного развития регионов. Модель и долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 г.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Обзор процесса стратегического планирования развития региона. Исследование показателей социально-экономического развития Челябинской области. Анализ уровня образования, здравоохранения, потребления материальных благ и услуг, состояния окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2012

    Рассмотрение понятия "социально-экономическое развитие муниципального образования". Общая характеристика МО "Котлас". Анализ роста среднедушевых доходов, уровня безработицы и занятости, грамотности, продолжительности жизни населения данного региона.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2015

    Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития. Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области. Система индикативного управления экономикой Пензенской области.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития регионов. он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов.
Цель этого анализа - выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:
1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.
2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.
3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной структуры, а также причины основных миграционных потоков.
4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики региона.
5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.
6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры.
7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в условиях рынка.
8. Оценка межрегиональных экономических связей.
9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.
10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.
Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути дальнейшего развития региона.
В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его наличествующему ресурсному потенциалу.
Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.
Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе оценивается:
1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных вложений, структура занятости и т. д.).
2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей жилищного строительства в регионе).
3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение потребностей региона).
4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).
5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.
7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение продукции производственного и непроизводственного назначения.
8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы, транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.
В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого анализа выделяют:
1. Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в стоимостной оценке.
2. Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.
3. Использование трудового потенциала в промышленности региона.
4. Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом источников финансирования этих затрат.
5. Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.
6. Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность природоохранных мероприятий.
Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые характеризуют:
- Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.
- Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.
- Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.
- Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на предприятиях этих отраслей).
- Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.
Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим основным разделам:
1. Анализ общего уровня развития региона.
2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.
3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.
4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.
5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и достигнутого уровня жизни населения.
6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей.
8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.
9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.
В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона; определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни, сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и умерших и динамика этого показателя за несколько лет.
Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного, медицинского, образовательного назначения.
Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.
Далее проводится оценка финансового положения территории, и выявляются возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.
Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.
. Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?
. При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного характера:
а) Ограниченная емкость рынка.
б) Административные ограничения.
в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.
г) Неравенство стартовых условий.
2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:
а) Межрегиональная инфраструктура.
б) Финансово-кредитная инфраструктура.
в) Внешнеэкономическая инфраструктура.
г) Кооперативная инфраструктура.
3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:
а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не включает:
а) Складские помещения.
б) Здания и оборудование бирж.
в) Персонал торговых организаций.
г) Телекоммуникационные сети.
5. При определении степени социальной ориентации экономики региона:
а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа.
б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства.
в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы.
г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.

Главная > Исследование

ИССЛЕДОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.

STEP - ФАКТОРЫ

Москва, 200 8

АРЕНДА ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДИ 2

АРЕНДА В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ 2

Введение 3

Краткая характеристика региона 5

1. Экономическое развитие региона 6

1.1 Промышленное производство 61.2 Сельское хозяйство 61.3 Инвестиции 71.4 Инфляция 91.5Бюджет региона 9Выводы 11

2. Уровень социального развития региона 12

2.1 Состояние рынка сбыта на территории региона 122.1.1 Численность населения и безработица 132.1.2 Уровень жизни населения 142.1.3Развитие розничной торговли 172.1.4 Жилищное строительство и рынок платных услуг 182.2 Характеристика человеческого капитала 20Выводы 23

3. Развитие промышленности региона 24

3.1 Промышленная специализация региона 243.2 Состояние инфраструктуры региона 273.2.1 Развитие банковской сферы 273.2.2 Развитие транспортной инфраструктуры 283.2.3 Состояние ЖКХ 293.2.4 Развитие ипотечного кредитования 31Выводы 31

4. Политическая ситуация в регионе 33

4.1 Государственная программа развития региона 334.2 Общественные движения, союзы, фонды 34

Список литературы 41

АРЕНДА ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДИ

АРЕНДА В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ

Введение

Актуальность темы исследования Анализ социально-экономического развития Тульской области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная – относительно высокий интерес инвесторов, как российских, так и иностранных, к вложениям в экономику регионов России, и Центрального федерального округа в частности. Данное исследование представляет интерес и потому, что на рынке представлен крайне небольшой объем систематизированной информации по социально-экономическому развитию регионов, а также отсутствуют исследования социально-экономических процессов и STEP-факторов в регионе в маркетинговом разрезе. Цели и задачи исследования Целью настоящего исследования является определение текущего социально-экономического развития Тульской области, определение рисков, с которыми компании могут столкнуться при работе в регионе, и выработка рекомендаций относительно рынков, перспективных для вложения средств. Для реализации данной цели предстоит решить следующие задачи: составить краткое описание Тульской области, провести анализ экономического, социального, технологического и политического развития области. Метод сбора информации Данное исследование является кабинетным исследованием и предполагает поиск информации по открытым источникам – Интернет, СМИ, статистические данные госорганов, данные компаний-участников регионального рынка, информационно-аналитические порталы, посвященные данному региону. Целевая аудитория Данное исследование будет представлять интерес для компаний, планирующих организацию деятельности в Тульской области, как подробное описание их возможного рынка сбыта. Они, опираясь на данное исследование, могут строить прогнозы ситуации на потенциальном рынке сбыта своей продукции, будут иметь представление о ситуации в регионе, адаптировать под эту ситуацию свою стратегию развития и маркетинговую стратегию. Также исследование может быть интересно региональным и столичным компаниям, уже работающим на рынке Тульской области, как подробное описание среды их деятельности. Также исследование будет интересно некоммерческим организациям, занимающимся привлечением инвестиций в регионы, разрабатывающим механизмы развития регионов.

Краткая характеристика региона

Тульская область расположена в центральной полосе европейской части России, в 193 км к юго-западу от Москвы. Территория области составляет 25,7 тыс. кв. км (0,15% территории России). Граничит с Московской, Рязанской, Липецкой, Орловской, Калужской областями. Население области (на 01.01.2007 г.) – 1580,5 тыс. человек (1,11% населения России). Плотность населения области составляет 63,16 человека на кв. км, область занимает 3 место среди регионов ЦФО по этому показателю после Москвы и Московской области. Работа на региональном рынке требует детального понимания условий работы на этом рынке, характеристик спроса и предложения, конкурентной среды рынка, институциональной среды и рисков, которые приходится учитывать в работе. Для характеристики этих процессов на региональном уровне удобно пользоваться STEP-факторами. Анализ экономического развития региона позволяет определить привлекательность регионального рынка для работы на нем, инвестиционную привлекательность рынка, уровень жизни населения. Анализ социального развития позволяет охарактеризовать уровень развития человеческого капитал региона, и определить состояние платежеспособного спроса. Анализ социального развития позволяет сделать вывод о наличии потенциального спроса на продукцию, его величину и характеристики, а также состояние рабочей силы в регионе. Анализ промышленного (технологического) развития региона представляет собой анализ конкурентной среды на рынке региона и наличие инфраструктуры для обеспечения деятельности в регионе. Анализ политической ситуации в регионе показывает институциональные условия для работы бизнеса, позволяет выявить необходимые для взаимодействия с местными властями механизмы работы.

1. Экономическое развитие региона

Оценка уровня экономического развития региона позволяет сделать вывод о том, насколько развита среда для работы бизнеса, насколько благоприятны условия для развития бизнеса, о рисках, с которыми сталкивается бизнес при работе в регионе. Уровень экономического развития региона также влияет на уровень доходов населения, который в свою очередь определяет потребности населения. Поэтому степень экономического развития позволяет установить наличие платежеспособного спроса в регионе и его характеристику. Характеристику экономического развития региона удобнее всего проводить по следующим показателям:
    Промышленное производство Сельское хозяйство Инвестиции Инфляция Бюджет

1.1 Промышленное производство

Промышленное производство региона характеризуется индексом промышленного производства. Индекс промышленного производства региона показывает темп роста показателя промышленного производства области. Сравнение значений индексапромышленного производства разных периодов позволяет сделать вывод об изменениях условий для работы бизнеса, изменениях рисков региона, изменении ситуации на рынках сбыта продукции различных видов экономической деятельности региона. Индекс промышленного производства Тульской области по итогам 2007 года составил 113,3% 1 . В целом по России значение индекса составило 106,3%.

1.2 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство региона характеризуется объемом и индексом сельскохозяйственного производства. Объем продукции сельского хозяйства, производимый регионом, показывает уровень развитости сельского хозяйства. В связи с относительно низкой стоимостью продукции сельского хозяйства, особенно растениеводства, уровень жизни населения, занятого в сельском хозяйстве (сельского населения), - более низкий по сравнению с городским населением. Выпуск продукции сельского хозяйства в Тульской области всеми сельхозпроизводителями (сельхозпредприятиями, хозяйствами населения, фермерами) 2 в 2007 году составил 24,27 млрд. рублей. Сельское хозяйство области специализируется на разведении крупного рогатого скота, молочно-мясного производства, свиноводства, птицеводства, а в растениеводстве - на выращивании зерновых и кормовых культур, картофеля, сахарной свеклы, овощей, плодово-ягодных культур. Индекс производства продукции сельского хозяйства определяет динамику доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Поскольку потребности этой группы населения еще достаточно неразвиты, с ростом доходов этой группы населения существует большой потенциал для развития потребностей, и соответственно, для роста рынков, удовлетворяющих эти потребности. Объем производства сельскохозяйственной продукции в Тульской области в 2007 году составил 110,6% к уровню предыдущего года.

1.3 Инвестиции

    Объем и темп роста инвестиций в основной капитал
Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе. К условиям работы в данном случае относятся низкие риски деятельности, наличие возможностей для развития за счет привлеченных средств, законодательный климат и политика местной власти по отношению к бизнесу в регионе. От уровня инвестиционной привлекательности региона зависит и величина платежеспособного спроса. Высокая инвестиционная привлекательность создает условия для развития бизнеса в регионе, а значит создания рабочих мест и повышению доходов населения. Высокие доходы стимулируют спрос на все товары и услуги, продающиеся в регионе, и способствует возникновению спроса на новые товары и услуги. Источником выводов об условиях работы в регионе служат показатели объема инвестиций в основной капитал, темпа роста физического объема инвестиций в основной капитал и объема иностранных инвестиций в экономику региона. Объем инвестиций в основной капитал показывает, какой объем денежных средств был вложен в создание и воспроизводство основных средств предприятиями данного региона в данном году. В Тульской области в январе-декабре 2007 года на развитие экономики и социальной сферы области использовано 30,45 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал показывает динамику инвестиций в регионе и позволяет определить тенденцию развития инвестиционной привлекательности региона. Индекс роста физического объема инвестиций в основной капитал в январе-декабре 2007 года составил 111,7% по отношению к январю-декабрю 2006 года. Темп роста показателя физического объема инвестиций в основной капитал по России в 2007 году составил 121,1%.
    Инвестиционный риск, инвестиционный потенциал, инвестиционный климат 3
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и доходов от них. Тульская область, по данным «Эксперт РА», занимает 51 место среди регионов России по уровню инвестиционного риска (в 2002-2003 годах область была на 59 месте, в 2003-2004 годах – на 61 месте, в 2004-2005 – на 48 месте, в 2005-2006 – на 57). Наибольший вклад в объем инвестиционного риска Тульской области вносят политический и экологический риски. Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др. Тульская область, занимает 32 место среди регионов России по уровню инвестиционного потенциала (в 2002-2003 годах область была на 28 месте, в 2003-2004 годах – на 29 месте, в 2004-2005 годах – на 31 месте, в 2005-2006 – на 32). Наиболее негативное влияние на инвестиционный потенциал Тульской области оказывают ее природно-ресурсный и финансовый потенциалы. По состоянию инвестиционного климата Тульская область, наравне с большинством регионов ЦФО, входит в состав регионов с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском и занимает 11 место среди регионов ЦФО по состоянию инвестиционного климата.

1.4 Инфляция

Темп инфляции определяется индексом потребительских цен. Индекс потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги показывает темп роста цен на товары данных категорий. Если рост цен на товар одной категории опережает рост цен на товар другой категории в данном регионе, можно сделать вывод, что рынок товара с бо льшим индексом цен растет быстрее и в настоящее время является перспективным (объем спроса превышает объем предложения). Индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары в Тульской области в 2007 году составил 115,8%. Значение индекса цен в 2007 году выше показателя 2006 года, который составлял 108,2%. В целом по России в 2007 году индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги составил 111,9%. Источником роста потребительских цен является рост цен на продовольственные товары (120%). Рост цен на платные услуги составил 113,8%, на непродовольственные товары – 109,1%.
    1. Бюджет региона

    Величина и структура доходов консолидированного бюджета региона
Доходы регионального бюджета складываются из налоговых доходов и сборов, доходов от деятельности государственных предприятий, от сдачи в наем государственного имущества, безвозмездных перечислений федерального бюджета (субсидий, субвенций и дотаций). Налоговые доходы составляют 55-75% доходов бюджета региона, вторыми по значимости являются безвозмездные поступления в бюджет региона (до 30% доходов), остальные неналоговые доходы составляют незначительную часть доходов бюджета. Высокая доля налоговых доходов в доходах регионального бюджета характеризует уровень экономического развития региона, и в частности прибыльность предприятий, работающих в регионе. Доходы бюджета Тульской области по данным января-декабря 2007 года составили 32,77 млрд. рублей, что на 12,76% больше аналогичного показателя за январь-декабрь 2006 года (см. рис. 1). Рис. 1
Прим.: без учета Москвы и Московской области (в Москве этот показатель составил в 2007 г. 957876 млн. руб., в 2006 г. -757937 млн. руб., в Московской области – 242477 млн. руб. и 175167 млн. руб. соответственно))

Основу налоговых доходов составляли:

    Налог на доходы физических лиц – 8724,5 млн. рублей, или 26,6% доходов бюджета; Налог на прибыль организаций – 6610,1 млн. рублей, или 20,2% доходов бюджета;
    Величина расходов консолидированного бюджета региона
Величина расходов регионального бюджета за январь-ноябрь 2007 года составила 26,02 млрд. рублей, что на 24,3% больше аналогичного показателя за январь-ноябрь 2006 года. Величина расходов бюджета на душу населения увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом и составила 20170,7 руб. (см. рис. 2) По сумме расходов бюджета на 1 жителя среди регионов ЦФО область по сравнению с 2006 годом сохранила свою позицию и занимает 10 место. Рис. 2
Прим.: для сопоставимой оценки численность населения взята на 1 января 2007 года. По данным Территориальных органов Федеральной службы статистики
    Состояние консолидированного бюджета региона (дефицит/профицит)
По итогам января-ноября 2007 года бюджет Тульской области исполнен с профицитом. Объем доходов регионального бюджета превысил объем расходов бюджета на 889,6 млн. рублей. Состояние бюджета области в январе-декабре 2007 года улучшилось по сравнению с его состоянием января-декабря 2006 года, когда наблюдался дефицит бюджета, который составил 1401,7 млн. рублей.

Выводы

В 2007 году по сравнению с 2006 годом экономическое состояние области в улучшилось, о чем свидетельствует рост уровня инвестиций в основной капитал, профицит бюджета, повышение промышленного и сельскохозяйственного производства. Неблагоприятное влияние на величину платежеспособного спроса оказывал высокий по сравнению со среднероссийским уровень инфляции.

2. Уровень социального развития региона

Анализ уровня социального развития региона позволяет определить наличие на территории региона платежеспособного спроса и характеристику этого спроса. Характеристика платежеспособного спроса показывает, какие потребности существуют у населения данного региона, за счет каких товаров и услуг этот спрос можно удовлетворить и какие методы продвижения продукции использовать. Таким образом, анализ социального развития региона позволяет сделать вывод о том, какие рынки в регионе являются наиболее перспективными, какие будут развиваться быстрее, какие уже насыщены и какие ниши на насыщенных рынках могут существовать. Социальное развитие региона характеризуется состоянием человеческого капитала региона и состоянием рынка сбыта продукции в регионе. Для характеристики социального развития региона удобнее всего пользоваться следующими показателями: 1. Состояние рынка сбыта на территории региона
    Численность населения и безработица Уровень жизни населения Развитие розничной торговли Жилищное строительство и рынок платных услуг
2. Характеристика человеческого капитала
    Уровень образования Научная деятельность на территории региона

2.1 Состояние рынка сбыта на территории региона

Состояние рынка сбыта не территории региона характеризуется как величиной спроса, так и его качеством. Величина спроса зависит от таких характеристики, как уровень доходов населения, а качество спроса определяется потребностями населения, которые также зависят от уровня доходов. Состояние и характеристика спроса на территории региона также позволят определить методы продвижения продукции. Для определения потенциальной величины рынка сбыта региона используются показатели численности населения, доли городского и сельского населения региона, уровня безработицы, динамики безработицы, уровня номинально начисленной заработной платы, задолженности по заработной плате, величины реальных денежных доходов населения, объемы жилищного строительства и объема рынка платных услуг.

2.1.1 Численность населения и безработица

    Численность населения
Показатель численности населения позволяет определить потенциальный объем спроса на продукцию данного рынка в данном регионе. Чем выше численность населения данного региона по сравнению с окружающими регионами, тем больше возможностей для сбыта продукции на территории данного региона. Численность населения Тульской области (на 01.01.2007 г.) – 1580,5 тыс. человек (1,11% населения России). По численности населения Тульская область находится на 4 месте среди регионов ЦФО. В Тульской области проживает 4,2% населения ЦФО.
    Доля городского и сельского населения
Доля городского населения области по данным на 1 января 2007 года составляла 80% всего населения области, 20% приходилось на сельское население.
    Уровень безработицы
Уровень безработицы – показатель, определяющий удельный вес безработного населения в общей численности экономически активного населения региона. Чем выше уровень безработицы в регионе, тем ниже уровень жизни и величина платежеспособного спроса населения. Уровень безработицы в Тульской области на конец декабря 2007 года составил 2,6%. В целом по России в конце декабря 2007 года уровень безработицы составил 6,1% экономически активного населения страны 4 . В Тульской области в конце 2007 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,9% экономически активного населения области. Уровень регистрируемой безработицы в России составил 2,1% экономически активного населения страны. .
    Динамика численности безработного населения
Динамика безработицы показывает изменение численности безработного населения региона за определенный период времени. Снижение уровня безработицы говорит о положительных тенденциях в развитии человеческого потенциала региона, о росте доходов населения. Численность регистрируемых безработных в Тульской области в декабре 2007 года составила 7,1 тыс. человек и сократилась по сравнению с декабрем предыдущего года на 2,7%. В целом по России численность регистрируемых безработных в декабре 2007 года сократилась на 10,8% по отношению к декабрю 2006 года.

2.1.2 Уровень жизни населения

    Уровень среднемесячной номинально начисленной заработной платы
Уровень среднемесячной номинально начисленной заработной платы представляет собой величину средней заработной платы жителей региона в каждом месяце. Этот показатель позволяет сравнивать уровень оплаты труда в разных регионах между собой, и соответственно, уровень жизни населения в разных регионах. Денежные доходы населения области в январе-декабре 2007 года составили 156,96 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2006 годом на 23,9%. Величина среднемесячной номинально начисленной заработной платы в Тульской области в течение периода с января 2006 по декабрь 2007 года демонстрировала динамику к росту (см. на Рис. 1). Пик по величине заработной платы пришелся на декабрь 2007 года и составил 13032 рубля. С марта по декабрь 2007 года и в декабре 2006 года величина ежемесячной номинально начисленной заработной платы превышала среднее ее значение (с января 2006 года по ноябрь 2007 года), которое составило 8859 рубля (см. Рис. 3).

Региональное социально-экономическое развитие России в последние годы в значительной степени сохранило черты, приобретенные с начала периода коренных политических и экономических преобразований в стране.

Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, снижение уровня жизни, нарастание безработицы происходит во всех без исключения регионах страны. Повсеместно наблюдается обострение социальных проблем, ухудшение криминогенной обстановки и экологической ситуации.

В 1996 г. признаки стабилизации экономики еще себя не проявили ни в одном регионе. Это особенно заметно в финансовой сфере и материальном производстве. Сегодня создаются условия, при которых можно предположить, что происходит накопление потенциала позитивных явлений в хозяйственном механизме, появление класса собственников, укрепление рыночных институтов, приспособление к потребностям мирового рынка. Однако положение на подавляющем большинстве территорий остается тяжелым и неустойчивым, а иногда просто бедственным. Вместе с тем, как показали выборы Президента России (июль 1996 г.), в стране удалось избежать политической дезинтеграции. Усиление центральной власти, формирование четких вертикальных структур ее исполнительной ветви стало важнейшим стабилизирующим фактором.

В основном устранены административные преграды на путях перемещения товаров и капиталов между регионами России. Тем самым созданы необходимые условия для развития хозяйственных связей, упрочения единого экономического пространства и нормализации экономической жизни регионов.

Расширившиеся возможности государственного воздействия на ход регионального развития используются, однако, далеко не в полной мере. Не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что на смену политическим амбициям местных элит, разрывавшим Россию, приходят устойчивые тенденции к экономической и политической интеграции, созданию единого государства. Пока указанные тенденции не превратятся в устойчивую реальность, эти противоречия будут тем острее, чем сильнее будет различаться экономическая и социальная ситуация по регионам России. Они будут тем опаснее, чем меньше для них будут значить связи с другими территориями страны.

Простые сопоставления и более точные методы математической статистики свидетельствуют о том, что по мере продвижения реформ межрегиональная дифференциация производства и потребления не только не снижается, но и несколько возрастает. Глубже становится различие между относительно благополучными и бедствующими территориями.

Спад промышленного производства по регионам России, не охваченным межрегиональными конфликтами, за 1992-1996 гг. колебался от 6 до 75%. Разброс снижения объемов сельскохозяйственного производства по территории России менее заметен, но также достаточно существенен. Уровень среднедушевых денежных доходов населения имеет шестикратную региональную амплитуду колебаний, уровень безработицы - почти пятидесятикратную.

Схема размещения регионов, в различной степени испытывающих трудности переходного периода, представляет собой достаточно пеструю картину. Территории одного таксономического ранга не составляют, как правило, замкнутых образований, а бедствующие регионы соседствуют с относительно благополучными. Примеры тому - Ивановская и Московская области, Алтайский край и Омская область, Удмуртская Республика и Республика Татарстан. Такое положение усиливает социальную напряженность и существенно усложняет выработку и проведение обоснованной региональной политики.

Территориальные диспропорции, возникшие за годы централизованного планирования и лишь приглушенные специфической системой цен и прямым перераспределением

национального богатства, со всей очевидностью проявили себя при переходе к рынку. Регионы России показали различную подготовленность к быстрому развертыванию рыночных отношений и их включению в мирохозяйственные связи. С позиций территориальных и отраслевых сдвигов тяжесть конкуренции мирового рынка стала более весомым фактором, нежели новые приоритеты внутреннего российского рынка. Если внутренний рынок требовал повышения доли перерабатывающих отраслей и прежде всего отраслей, ориентированных на выпуск товаров народного потребления, то мировой рынок, выставляя качественную продукцию обрабатывающей промышленности, предъявил спрос на сырье и полуфабрикаты. Переход к почти открытой конкуренции, произошедший вследствие распада Союза ССР и вынужденного установления «прозрачных» границ, выявил неспособность отечественных товаропроизводителей предоставить потребителю дешевые и качественные товары, соответствующие мировым стандартам.

Продукция обрабатывающих отраслей мировых товаропроизводителей, по мере становления соответствующей инфраструктуры, к середине 1993 г. захватила рынки ряда приграничных областей и Москвы, а затем стала продвигаться в глубь России. В 1994 г. процесс ее проникновения на российский рынок в целом был завершен. В результате уровень производство обрабатывающих отраслей продолжал быстро падать. В то же время продукция добывающих отраслей отечественной промышленности продолжает пользоваться спросом в основном иностранных потребителей.

Подобные структурные изменения непосредственно отразились на положении регионов, специализирующихся на добыче или переработке природного сырья. За 1992-1995 гг. Брянская, Московская, Владимирская, Челябинская и многие другие области и регионы с развитой обрабатывающей промышленностью утратили до 55-70% своего производства. Крайне неблагоприятно на положении целого ряда регионов сказалось резкое снижение объемов оборонных заказов и уменьшение экспорта оборонной продукции. От этого серьезно пострадали Москва и Московская область, Удмуртская Республика, Тульская, Свердловская, Челябинская и другие области.

Особенно тяжелым оказалось положение в Ивановской области, где высок удельный вес текстильной промышленности, в значительной мере вытесненной с российского и внешнего рынков. Здесь отмечается один из наиболее низких показателей денежных доходов на душу населения, как нигде высока безработица.

В сторону ухудшения ситуации действовал ценовой фактор. Спад в обрабатывающих отраслях во многом определил сложную обстановку в Псковской, Костромской, Владимирской, Курганской областях.

В значительно лучшем положении оказались территории, богатые природными ресурсами и прежде всего запасами полезных ископаемых - нефти, газа, алмазов, золота. Поставки сырья на внешние рынки позволили снизить в них остроту кризисных явлений.

Не столь заметны негативные проявления и на территориях с благоприятными для ведения сельского хозяйства климатическими условиями - в Белгородской, Тульской, Липецкой, Орловской, Ростовской областях, Краснодарском крае. Это обусловлено как сравнительно низкими темпами сокращения производства в сельском хозяйстве, так и более низкими ценами на продукты питания в этих регионах, что компенсирует относительно невысокие денежные доходы населения.

Структурная перестройка производительных сил, которая могла бы сгладить отрицательные последствия перехода к рыночным методам хозяйствования, сдерживалась из-за недостатка финансовых ресурсов, роста цен на строительную продукцию, низкой инвестиционной активности.

Производственные капитальные вложения, направляемые на развитие действующего производства, лишь стимулировали процесс усиления сложившихся территориальных диспропорций.

В том же направлении действовали иностранные инвесторы, вкладывавшие средства в разработку природных ресурсов. Недостаточная территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы, зачаточное состояние, в котором находится рынок жилья, также способствовали межрегиональным диспропорциям.

Единственной привлекательной для инвестиций и бурно развивающейся сферой стала инфраструктура рынка, практически отсутствовавшая в стране в начале реформ. Размещение инфраструктурных отраслей до настоящего времени носит точечный характер и сосредоточивается в крупных городах -Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске, Владивостоке. Безусловное лидерство здесь принадлежит московской агломерации, где созданы крупнейшие банки, страховые компании, биржи, торговые дома. Благодаря развитию инфраструктурных отраслей в крупных городах удалось подавить негативные последствия спада промышленного производства, создать новые рабочие места с высоким уровнем оплаты труда. Это послужило фактором,

стабилизирующим ситуацию в наиболее важных точках России. Процесс становления инфраструктуры рынка далеко не закончен и в дальнейшем следует ожидать ускорения темпов ее развития в средних и малых городах.

Сокращение бюджетных возможностей федерального правительства способствовало снижению прямой и косвенной поддержки традиционно отсталых регионов страны, что еще ухудшило их положение. Республики Мордовия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Чувашия и ряд других пополняют число бедствующих районов России. Наконец, наиболее тяжелое положение складывается в очагах национальных конфликтов и вооруженных противостояний. При этом затрагиваются интересы соседних территорий, где нарастает тяжесть криминогенной ситуации. Без разрешения таких конфликтов в предгорных республиках Северного Кавказа нельзя ожидать улучшения обстановки в Краснодарском крае, Ростовской области и особенно на Ставрополье.

Отнесение некоторых регионов России к отсталым только на основании сегодняшнего уровня социально-экономического развития не только достаточно условно, но и зачастую носит конъюнктурный, часто политический характер. К примеру, первые попытки определения отсталости регионов по ряду социальных и экономических показателей привел буквально к «всплеску» доказательств (писем, просьб региональных администраций в адрес Правительства Российской Федерации) о бедственном положении населения и необходимости государственной поддержки этих регионов.

Следует заметить, что состав групп существенно меняется во времени из-за крайне неустойчивой социально-экономической ситуации в стране. Периодическая нехватка топлива и отдельных продуктов питания, ценовые всплески, остановки крупных предприятий, перебои с выплатой заработной платы, неритмичность работы транспорта стали обыденной реальностью во всех регионах страны. Чрезвычайные или близкие к чрезвычайным ситуации провоцируются несовершенством нового хозяйственного механизма, нехваткой опыта государственного регулирования рынка, а также высокой степенью изношенности основных фондов. Далеко не всегда регионы в состоянии собственными силами преодолеть возникшие трудности, а помощь федеральных властей зачастую оказывается недостаточно масштабной и запоздалой.

Характерной тенденцией территориального развития,

заслуживающей пристального внимания, стала нарастающая экономическая обособленность региональных рынков. Об этом

свидетельствует высокий территориальный разброс цен и различная товарная насыщенность этих рынков. Даже столь высоко транспортабельный товар как деньги имеет существенно различную цену в регионах России. Так, размеры ставок по кредитам колебались от 124% в Москве до 165% в Приморском крае. Свою роль в этом процессе в начале реформ играли административные барьеры, затем межрегиональные связи сдерживались из-за неразвитости соответствующих отраслей рыночной инфраструктуры.

Значение последнего фактора еще сказывается до настоящего времени, однако, на первый план стал выступать другой фактор -транспортный. Рост транспортных тарифов в 1994-1996 гг. привел к увеличению доли транспортных расходов в цене приобретаемых материально-технических ресурсов с 4,3% до 14,9%. Это резко снижает возможности региональной специализации, ведет к сложной перестройке региональных комплексов в направлении большей самообеспеченности. В дальнейшем следует ожидать формирования в приграничных районах Европейской части страны, районах Сибири и Дальнего Востока специфических рынков, ориентированных на связи с сопредельными государствами. Эти процессы уже активно охватывают районы Дальнего Востока, развиваются в Калининградской, заметны в Ленинградской и Ростовской областях. Рост транспортных тарифов крайне негативно сказывается на удаленных от потребителя территориях Сибири, которые специализируются на выпуске грузоемкой продукции.

Таким образом, социально-экономическое положение регионов России в целом характеризуется:

Сохранением глубоких региональных различий в уровне социально-экономического развития и темпах проведения экономических реформ;

Нестабильностью хозяйственной сферы в отдаленных, высокоспециализированных и малых по масштабам регионах;

Нарастанием обособленности региональных хозяйственных комплексов;

Появлением признаков стабилизации на отдельных территориях и в крупных городах на фоне общего ухудшения социально-экономической обстановки в большинстве регионов России.

В интересах улучшения экономической и социальной ситуации в России и ее регионах целесообразно.