Пояснение в ифнс по низкой заработной плате. Пояснения в налоговую инспекцию о причинах низкого уровня зарплаты. Направление информационного письма

На «зарплатную» комиссию приглашаются руководители тех компаний, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности с учетом данных о «низкозарплатных» организациях.

Причем функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам предприятий (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Правовой статус «зарплатной» комиссии

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Такого понятия нет ни в трудовом, ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Как правило, они действуют на основании распоряжения местных органов власти. Так, в Москве подобная комиссия руководствуется приказом УФНС России по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96 и распоряжением правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП «О межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, Федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов».

Комиссии, созданные в регионах, руководствуются аналогичными распоряжениями. Но основной документ, который является первоосновой для образования «зарплатных» комиссий, - это рекомендации ФНС России, изложенные в Основных положениях по реализации письма ФНС России от 18 мая 2007 г. № ММ-14-02/220дсп@ «О работе налоговых органов с убыточными организациями», доведенных письмом ФНС России от 30 августа 2007 г. № СК-14-02/343дсп@.

Несмотря на неурегулированность статуса, игнорировать приглашение на «зарплатную» комиссию не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Также материалы компании могут быть переданы в городскую инспекцию труда или префектуру. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф от 2000 до 4000 рублей по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса. Следует отметить, что правильность такого подхода подтверждена и судебными решениями (постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4597).

С другой стороны, раз нет нормативного регулирования действий «зарплатных» комиссий на законодательном уровне, то нет и регламента присутствия на них. Поэтому руководитель может посетить комиссию в компании соответствующих специалистов: бухгалтера, юриста, финансиста, консультанта и т. п. Также представлять предприятие может любой работник на основании доверенности, оформленной должным образом.

Размер заработной платы

Контролирующие органы уделяют пристальное внимание размеру заработной платы, выплачиваемой фирмами своим работникам, потому что оплата труда является основной составляющей базы для начисления страховых взносов и налога на доходы физических лиц. Если официальная заработная плата сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, то контролеры предполагают, что к такой заработной плате дополнительно выплачиваются денежные средства, которые не учитываются при налогообложении: так называемые выплаты в «конвертах», «теневые» или «серые» зарплаты.

Необходимо отметить, что понятие «среднеотраслевой уровень зарплаты» используется только для статистических данных. Ни трудовым, ни налоговым законодательством такого понятия не предусмотрено.

Трудовое законодательство оперирует понятием «минимальный размер оплаты труда». Так, согласно статье 133 Трудового кодекса, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Кроме того, региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ (ст. 131.1 ТК РФ). Он может устанавливаться для сотрудников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Опасный момент

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Однако игнорировать приглашение не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф, так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Он не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Несоблюдение этих положений является нарушением трудового законодательства, что влечет за собой наложение штрафа в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях:

  • на должностных лиц от 3000 до 5000 рублей;
  • на организацию от 30 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Обратите внимание, что минимальный размер оплаты труда, действующий на территории Москвы, составляет (соглашение от 2 декабря 2010 г. «О минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей»):

  • с 1 января 2011 года – 10 400 рублей;
  • с 1 сентября 2011 года – 10 900 рублей.

Размер «среднеотраслевой» зарплаты

На заседание «зарплатной» комиссии приглашаются те руководители, у которых средняя заработная плата в компании оказывается меньше среднеотраслевого уровня.

Определение «среднеотраслевая зарплата», которым оперируют проверяющие, упоминается в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. Данным приказом утверждены также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Одним из критериев является «выплата среднемесячной заработной платы на одного работника среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации».

Источники получения информации о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации также определены вышеуказанным приказом:

  • официальные интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах указанных интернет-сайтов находится на официальном интернет-сайте Росстата www.gks.ru;
  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • запросы в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);
  • официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

Проанализировав общедоступную информацию о величине «среднеотраслевой зарплаты», можно спрогнозировать и вызов на «зарплатную» комиссию.

Отстоять свою позицию

Приходя на «зарплатную» комиссию, надо быть готовым к тому, что контролеры будут выпытывать причины низкой, по их мнению, зарплаты. Кроме того, они будут пытаться уличить компанию в наличии зарплаты в «конвертах». Следует отметить, что контролеры не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии могут только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.

Во-первых, комиссию всегда интересует, почему в компании зарплаты ниже, чем в среднем по отрасли для таких организаций. Напомним, что невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы (выплата зарплаты в «конвертах», использование «серых» схем).

Внимание

Невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы. При этом они не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии не вправе доначислять или штрафовать по «домыслам», в их компетенции только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.

Вариантов ответа может быть много, все зависит от конкретных обстоятельств.

1. Компания только начала функционировать, поэтому деятельность на начальном этапе не приносит прибыли или все средства направляются на развитие производства. Аналогичный ответ возможен также при открытии нового направления, переоборудовании или перепрофилировании производства.

2. Временные трудности – универсальная причина, которая также легко объясняется. Например, изменение конъюнктуры рынка, уменьшение финансирования, снижение спроса и сокращение рынков сбыта. И не надо сбрасывать со счетов финансовый кризис, последствия которого до сих пор не преодолены.

3. Наличие совместителей – довольно популярная и объективная причина низкой зарплаты. Как известно, совместители работают не полный рабочий день, поэтому им выплачивается заработная плата только за отработанное время. Но в трудовых договорах зафиксирован вполне рыночный размер заработной платы.

4. Особая система премирования. Такое объяснение подходит для торговых и других непроизводственных компаний, где эффективность сотрудника определяется достигнутым результатом. Например, количеством заключенных сделок или проданной продукции, а не количеством часов, проведенных на работе. Система мотивации подразумевает разделение заработной платы на две части: оклад и бонус. Причем бонусы могут выплачиваться не ежемесячно, а раз в квартал или год, а в некоторых случаях и не выплачиваться совсем, если работником не достигнут определенный результат, зафиксированный в положении о премировании.

Членов «зарплатной» комиссии также интересует причина перехода в компанию работников, у которых зарплата на предыдущем месте работы была выше, чем в настоящее время.

На этот вопрос также можно подготовить несколько вариантов ответов.

1. На работу принят сотрудник, который попал под сокращение у предыдущего работодателя. Вновь принятый работник посчитал, что лучше иметь небольшой (по сравнению с предыдущим местом работы), но стабильный доход, чем быть безработным и жить на пособие.

2. Работника в большей степени интересуют такие критерии, как удобное месторасположение офиса и гибкий график работы.

«Зарплатную» комиссию также интересует такой показатель, как подотчетные суммы. Контролеры считают, что деньги, выдаваемые под отчет, являются скрытой формой заработной платы, особенно если показатели выдачи сумм под отчет достаточно высоки.

В этом случае членам комиссии следует пояснить, что наличные деньги выдаются под отчет в строгом соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным ЦБ РФ, и Положением о подотчетных средствах, действующим на предприятии. Особое внимание следует обратить на то, что деньги под отчет выдаются только при полном отчете работника за предыдущий аванс. Если понадобится, то в качестве доказательств можно представить локальное Положение о подотчетных средствах, акты проверок кассовой дисциплины, проводимых обслуживающим банком, акты инвентаризации подотчетных средств, авансовые отчеты, приходные и расходные кассовые ордера.

Особые правила

Еще одна информация, которая является предметом выяснения на «зарплатной» комиссии, – источник дорогостоящих покупок, которые совершают работники предприятия (квартиры, машины).

В такой ситуации никакие доказательства того, что компания не скрывает выплат, она предъявлять не должна. В бухгалтерском учете предприятия имеются сведения только о тех доходах работников, источником которых является оно само. Доходы, которые сотрудник получает вне работодателя, не являются предметом учета компании. Источник дорогостоящих покупок работника – это дело самого работника. В конце концов, у него может быть дополнительный заработок (по совместительству, по договорам подряда), он может взять кредит в банке или взаймы у друзей, получить наследство или продать старую машину (квартиру). В любом случае доходы сотрудника, получаемые им вне компании, не могут являться предметом интереса и проверки предприятия.

Иногда на «зарплатных» комиссиях просят дать пояснения по поводу выплаты ежемесячных дивидендов. Но такие вопросы возникают в редких случаях, так как дивиденды по общему правилу выплачиваются ежегодно или ежеквартально. Кроме того, они не бывают массовыми, ведь не все работники могут являться участниками или акционерами. Но если проблема возникла, то надо иметь в виду следующее. Чтобы дивиденды признавались таковыми, они должны отвечать понятию дивидендов, а именно выплачиваться из чистой прибыли, которая формируется на основании данных бухгалтерского учета по окончании года. Кроме того, они должны быть оформлены надлежащим образом: протоколами собраний участников или акционеров (ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Если все необходимые условия соблюдены, то проблем не будет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2005 г. № А33-26614/04-С3-Ф02-3800/05-С1).

Напутствие

В заключение необходимо напомнить, что функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. Если в компании заработная плата учитывается полностью при уплате страховых взносов, а также НДФЛ, то претензий к ней не будет (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Также следует иметь в виду, что «зарплатная» комиссия оперирует статистическими данными, которые не подходят для всестороннего и полного анализа деятельности фирмы. Кроме того, каждое предприятие ведет свою деятельность индивидуально, действуя на свой страх и риск. Поэтому и подход должен быть индивидуальным, а не усредненным среднестатистическим. И если руководитель предприятия поддастся на уговоры и решит поднять зарплату на вверенном ему объекте, то лучше это сделать не резко, а поэтапно, соблюдая определенный график. Тогда повышение зарплат будет выглядеть обоснованно, и никто не сможет даже подумать о том, что наличие схем все же было.

Принимая решение о повышении заработной платы, следует помнить, что это приведет к увеличению налоговой нагрузки и может явиться причиной повторного вызова руководителя для дачи объяснений. Но уже на «убыточную» комиссию.

При походе на «зарплатную» комиссию не стоит опасаться, что ваши объяснения войдут в противоречие с объяснениями работников, так как не предполагается приглашать самих работников на заседание «зарплатных» комиссий (письмо ФНС России от 2 декабря 2009 г. № 3-5-04/1774).

О.Е. Черевадская, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит», доктор экономических наук

Основательно готовимся к комиссии по вопросам оплаты труда!

Уровень контроля за соблюдением прав персонала предприятий со стороны государства с каждым днем становится все выше и выше. В первую очередь под пристальным вниманием находится уровень оплаты труда, который проверяется на соответствие среднему показателю по отрасли.

Если показатели не сходятся, работодателей вызывают на комиссию по зарплате в налоговую и администрацию для разъяснения. Цель «зарплатных комиссий» – легализация заработной платы и трудовых отношений между работодателем и сотрудниками.

Цели и полномочия «зарплатных» комиссий по оплате труда

В Российской Федерации есть так называемые «зарплатные» комиссии, у которых есть право проверки правомерности размера выплаченной и начисленной сотрудникам зарплаты. Полномочия по надзору в этой области имеют разные органы: налоговая, Государственная инспекция труда и госорганы на местах.

В течение многих лет в Санкт-Петербурге функционирует Межведомственная комиссия по легализации заработной платы при Правительстве Санкт-Петербурга, основной задачей которой является содействие узакониванию трудовых отношений и устранение долгов по зарплате персоналу компаний, которые расположены на территории города.

Подобные комиссии образованы при администрациях районов Санкт-Петербурга с целью легализации заработной платы и защиты прав персонала предприятий, которые размещены на территории определенного района северной столицы.

Данные комиссии представляют собой постоянно функционирующие коллегиальные органы, включающие в себя работников администрации района. При

В качестве ключевых задач Комиссии следует рассматривать выявление информации о выплате зарплаты ниже минимальной или о задержках выплаты.

Подобные случаи разбирают в рамках заседаний Комиссии, на которых приглашают представителей предприятий, уличенных в данных нарушениях.

Также перед Комиссией по оплате труда стоит задача наладить взаимодействие с органами надзора в этой области (Государственная инспекция труда, Прокуратура, органы внутренних дел, налоговики), а также органами статистики и профсоюзами работников.

Кроме того, одним из важных направлений деятельности Комиссии является решение вопросов узаконивания трудовых отношений.

Каждый квартал Комиссия проводит заседания, а их результаты могут быть направлены в органы контроля с целью решения вопроса, касающегося привлечения работодателя к ответственности, а также пресечения возможных нарушений в сфере оплаты труда.

На Комиссию по зарплате вызывают в основном руководителей предприятий, выплачивающих заработную плату меньшего размера, чем установлено в регионе. Часто в качестве основы рассматривается и среднеотраслевая зарплата по ОКВЭД – средний уровень зарплаты по типам экономической деятельности, который существенно превышает МРОТ.

Ключевая задача подобных заседаний – легализация теневой заработной платы: увеличение зарплаты персоналу предприятий и вывод из тени «серых» заработных плат, поскольку от этого напрямую зависят суммы страховых взносов и НДФЛ за каждого сотрудника.

Вызывают на комиссию по зарплате, к чему готовиться?

Невзирая на то, что зарплатная Комиссия представляет собой совещательный орган, вызов игнорировать все же не стоит.

Важно произвести подготовку документации, подтверждающей факт начисления и выплаты зарплаты не меньше размера, который установлен по отрасли в регионе. Проще всего предоставить копию штатного расписания.

Отправляясь на «зарплатную» Комиссию, руководитель должен быть готов дать вразумительное пояснение причине низкой заработной платы, чтобы предупредить неправильные выводы о необоснованности начисленной зарплаты членами зарплатной комиссии, которые делаются на основе общей статистики.

Важно, чтобы все ответы на вопросы участников Комиссии по оплате труда были максимально полными, они должны полностью подтверждать обоснованность именно такой заработной платы в компании. Необходимо исключить даже малейшие намеки на недобросовестность организации.

Например, можно указать на раннюю стадию развития предприятия или отсутствие прибыли. Временные сложности, включая изменение нужд рынка, уменьшение сбыта, снижение финансирования, связанного, например, с финансовым кризисом, также можно рассматривать в качестве возможной причины выплаты низкой зарплаты.

В качестве распространенной причины низкой заработной платы часто указывают работу сотрудников по совместительству, либо их частичную занятость в организации на полставки. Это гарантирует трудоустройство на неполный рабочий день и дает персоналу возможность получать дополнительный доход. Помимо этого, для работников может быть предусмотрена особенная система получения премий, которая зависит от результатов работы и, к примеру, объема продаж.

Положительным моментом является то, что приглашение сотрудников предприятия на заседание комиссии по легализации заработной платы не предусматривается, выслушивают исключительно «версии» руководителей.

Итоги комиссии по легализации зарплаты: соблюдение баланса сторон

По итогам заседания зарплатной Комиссии руководителям предприятий должно поступить предложение о поднятии зарплаты персоналу, а также о том, чтобы работодатель отчитался об этом впоследствии.

В этой ситуации важно то, что решения Комиссии по оплате труда имеют рекомендательный характер, то есть их не обязательно исполнять. Однако высока вероятность того, что подобное решение может быть адресовано в орган, у которого есть полномочия для привлечения к ответственности и юридического лица, и его руководителей за нарушение требований законодательства.

С 2015 года предусмотрена административная ответственность за нарушения в области трудовых отношений за каждого сотрудника, и в каждом отдельно взятом случае она составляет от 30 до 50 тысяч рублей для юридических лиц (для руководства и индивидуальных предпринимателей от 1 до 5 тысяч рублей).

Чаще всего Комиссии по легализации зарплаты при администрациях сотрудничают с районными прокуратурами города. Помимо этого, госорганам также рекомендуется вести учет информации «зарплатных» комиссий при районных администрациях в случае размещения госзаказов и рассмотрения инвестиционных предложений в области недвижимости.

Специалисты же рекомендуют исполнять решения Комиссии по зарплате пошагово, постепенно увеличивая уровень оплаты труда специалистов, поскольку в итоге будет увеличена нагрузка по оплате обязательных платежей и налогов. Помимо этого, это поможет исключить подозрения в недобросовестности предприятия и понять, какие размеры заработных плат для сотрудников доступны юридическому лицу в текущих условиях экономической деятельности.

Что делать, чтобы не вызвали на зарплатную комиссию?

В случае если вы знаете наверняка, что средняя зарплата специалистов вашей отрасли по ОКВЭД существенно выше, чем вы платите на своем предприятии, не стоит дожидаться приглашения на комиссию по зп для дачи пояснений, ведь таким образом можно попасть под пристальное внимание госорганов.

Однако вы легко можете сохранить необходимый уровень зарплаты своих сотрудников, воспользовавшись услугой аутстаффинга персонала . При этом вам удастся не только обезопасить себя и свое предприятие от зарплатных комиссий и проверок налоговой, прокуратуры и других госорганов, но и значительно сократить свои затраты на персонал.

Помимо этого, вы дополнительно получаете кадровый учет, миграционные документы и налоговый вычет.

Подробнее обо всех преимуществах аутстаффинга расскажут специалисты компании ЗаШтатом. Запросите расчет выгоды (в рублях на каждого сотрудника) прямо сейчас - просто позвоните нам в офис.



04.12.2015

В данной статье мы рассказали о некоторых нюансах определения размера зарплаты. И в конце статьи привели пример составления пояснений в о причинах низкого уровня зарплаты.

Из этой статьи вы узнаете :

  • На какие суммы надо ориентироваться при установлении размера заработной платы работника
  • Надо ли учитывать районные коэффициенты при сравнении зарплаты с МРОТ
  • Когда работник получит на руки сумму ниже МРОТ

Какую сумму оплаты труда сравнивать с МРОТ

При проверке на соответствие зарплаты сотрудника МРОТ имейте в виду, что в состав зарплаты входят следующие элементы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):

  • основная зарплата сотрудника по ставке (окладу);
  • компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т. п.);
  • стимулирующие выплаты (премии и другие поощрительные выплаты).

Таким образом, нужно учитывать любые доплаты и надбавки к окладу. То есть берите общую сумму оплаты труда (включая вознаграждение за труд, все без исключения доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты) и эту сумму сравнивайте с МРОТ.

Районные коэффициенты и надбавки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не учитываются. То есть зарплата сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ. После чего уже к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы (раздел 1 обзора Верховного суда РФ от 26.02.2014, определения Верховного суда РФ от 07.10.2011 № 3-В11-31, от 24.06.2011 № 3-В11-16).

Когда можно платить заработную плату ниже МРОТ

Если сотрудник с окладом в размере МРОТ отработал месяц не полностью либо не выполнил нормы труда (трудовые обязанности), он обоснованно получит сумму меньше МРОТ.

Также труд совместителей оплачивают пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Если установлены нормированные задания, оплату труда производят по конечным результатам за фактически выполненный объем работ (ст. 285 ТК РФ). Поэтому совместители могут получать заработную плату ниже МРОТ.

Заметьте: работодатель при выплате зарплаты удерживает НДФЛ. Так вот на руки сотрудник в любом случае получит сумму МРОТ за минусом налога.

Что такое региональный МРОТ

Помимо федерального МРОТ, обязательного для всех, во многих субъектах приняты еще свои региональные минимумы, которые больше общероссийского значения (ст. 133.1 ТК РФ).

МРОТ на уровне региона устанавливают соглашением трех сторон: правительства субъекта РФ, объединения профсоюзов и объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей). Все работодатели региона автоматически становятся участниками такого соглашения, если не отправят в течение 30 дней со дня его официального опубликования в региональных СМИ письменный мотивированный отказ. Причины не присоединиться к соглашению должны быть веские. Например, какая-то чрезвычайная ситуация.

Если в вашем регионе установлен повышенный МРОТ, платить заработную плату нужно именно не меньше этого значения, а не общефедерального. Узнать конкретную сумму можно в госинспекции труда по вашему региону.

Что нужно знать о величине среднеотраслевого заработка

Если вы выплачиваете зарплату ниже величины среднеотраслевого заработка, установленного на территории вашего региона, налоги организации не доначислят. Однако могут назначить выездную налоговую проверку (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, письмо УФНС России по Московской области от 23.07.2007 № 18-19/0372, постановления ФАС Поволжского округа от 16.10.2008 № А55-1720/2008, Московского округа от 30.07.2007 № КА-А41/7118-07, Западно-Сибирского округа от 30.10.2008 № Ф04-6627/2008(15063-А45-25)). Либо ка минимум затребовать пояснения ситуации. Пример такого документа смотрите ниже.

Работодатель при установлении размера зарплаты должен ориентироваться на среднеотраслевые показатели. Если зарплата сотрудников значительно меньше этого параметра, он вызывается на зарплатную комиссию. Основная цель деятельности этой комиссии – узаконивание фактического заработка.

«Зарплатная» комиссия - название неофициальное, а прижившееся выражение. Более точным будет именовать этот орган «комиссией по легализации заработной платы », потому что ее цель - проверить или установить законность трудовых отношений работников и работодателей, в частности, в вопросе вознаграждения за труд. Официально же наименование звучит так - «Комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам».

Кем проводятся комиссии?

Зарплатная комиссия имеет полномочия на проверку обоснованности размера оплаты труда работников. Ее функции выполняются следующими структурами:

  • Налоговой.
  • Местными органами власти.
  • Трудовой инспекцией.

Зарплатная комиссия – это коллегиальная структура. В состав ее входят работники местной администрации. Как правило, комиссии функционируют при администрациях и ИФНС.

Задачи зарплатной комиссии

Многие работодатели занижают зарплату для снижения налоговой нагрузки. Делается это следующим образом: в трудовом договоре ставится МРОТ, но фактически заработок сотрудника может значительно превышать указанное значение. В итоге компания частично уклоняется от выплаты налогов. Именно для предотвращения этого правонарушения и существует зарплатная комиссия. Рассмотрим подробнее ее задачи:

  • Узаконивание фактического заработка.
  • Легализация взаимоотношений между работодателем и трудящимся.
  • Ликвидация долга по зарплате перед трудящимися.
  • Уравнивание зарплат по отрасли.
  • Полноценная выплата налогов фирмой.
  • Легализация «черной» и «серой» зарплаты.

Зарплатная комиссия основывает свои действия на средней зарплате по отрасли. Она имеет право на получение информации о зарплате, которая выплачивается фирмой. Комиссия для повышения эффективности своей деятельности может сотрудничать с инспекцией труда, налоговой инспекцией, профсоюзными организациями, органами внутренних дел. Каждый квартал комиссия организует заседания, итоги которых передаются контролирующим органам. После этого работодатель может быть привлечен ответственности за правонарушение. Итоговая цель зарплатной комиссии – увеличение зарплат сотрудников, исключение «теневого» заработка. Автоматически также увеличиваются страховые взносы.

ВАЖНО! Деятельность зарплатной комиссии основывается на среднеотраслевых зарплатах по ОКВЭД. Это средняя зарплата в конкретной области, которая значительно превышает МРОТ.

Следует учесть, что деятельность данных комиссий направлена не на повышение заработной платы, хоть это и может иметь место в итоге. В данном случае «мишенью» является выявление «серых схем», то есть зарплаты «в конвертах», когда сознательно снижается налоговая база, и государство недополучает НДФЛ и страховые взносы.

В каких случаях могут вызвать на комиссию?

Основания для вызова на зарплатную комиссию перечислены в письме ФНС от 17.07.2013 года. Рассмотрим их:

  • Компании с пониженной налоговой нагрузкой.
  • Компании, у которых есть задолженность по .
  • Уменьшение поступления налога, по сравнению с прошлым периодом, более чем на 10%.
  • Организации, выплачивающие зарплату меньше среднеотраслевых показателей.
  • Большое количество сотрудников в штате, работающих по совместительству.

Более подробно основания вызова на комиссию по легализации заработной платы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Кого могут вызвать на зарплатную комиссию

Основание Ключевые пограничные параметры
1 Нагрузка по данному налогу вычисляется определением доли исчисленного НДФЛ по предпринимательской деятельности в общем доходе от данной деятельности за тот же период
Работодатель имеет задолженность по уплате НДФЛ
По сравнению с прошлым периодом, НДФЛ снизился более чем на 10%
2 Низкая заработная плата Заработная плата ниже среднего уровня региональной, а также ниже регионального прожиточного минимума
3 Высокий налоговый вычет В декларации 3-НДФЛ показатели сроки 120 «Профессиональные вычеты» к данным строки 110 «Доходы от предпринимательской деятельности» составляют более 95%.
4 Неотражение полученных доходов В декларациях по НДС значится выручка (строки 10-50, строка 20 р. 4 + графа 2 р.7), а в декларациях по НДФЛ представлен нулевой доход (строка 110 листа В).
5 Недекларирование доходов от реализации имущества Налоговый орган получает информацию об отчуждении имущества предпринимателя (недвижимости, транспорта и т.п.), при этом декларации НДФЛ за указанный период не было предоставлено
6 Проблемы с перечислением страховых взносов Имеется задолженность по перечислению страховых взносов
Количество работников не изменилось, а поступление страховых взносов оказалось сниженным
Количество работников уменьшилось по сравнению с прошлым отчетным периодом более чем на треть (30%).
Плательщики в текущем отчетном периоде изменили ставки исчисления страховых взносов с дополнительных тарифов 9% и 6% на иные.
Снижены суммы страховых взносов на дополнительное соцобеспечение отдельных категорий сотрудников (летных экипажей гражданской авиации, некоторые работники угольной промышленности).
7 Есть информация о доходе Иностранные источники подтверждают информацию о доходе резидента РФ
Данные о доходе получены от контрольно-надзорных организаций, обращений, жалоб и т.п.

На зарплатную комиссию вызывают только при наличии оснований. Если компания ведет подозрительную зарплатную политику, она неизбежно столкнется с контролирующими органами.

Что делать, если получен вызов на комиссию?

В каких случаях вызывают на комиссию? Как правило, вызов следует после обнаружения информации о занижении зарплат. Что делать, если организацию вызвали на комиссию? Игнорировать его нельзя, хотя и комиссия является совещательным органом и не может самостоятельно накладывать ответственность на компанию. При получении вызова следует провести следующие меры:

  • Сбор документов, устанавливающих факт выплаты среднеотраслевой зарплаты. Это могут быть трудовые договоры, штатные расписания.
  • Подготовка внятного и убедительного объяснения причин заниженной зарплаты.
  • Документальное подтверждение предоставленного объяснения.

ВАЖНО! Цель руководителя компании – объяснить заниженную зарплату таким образом, чтобы у зарплатной комиссии не возникло подозрений в выплате «серых» зарплат.

Как объяснить заниженную зарплату? Рассмотрим возможные причины, которые можно предоставить комиссии:

  • Фирма находится на стадии становления.
  • Прибыль не поступает в достаточном объеме.
  • Сокращение сбыта.
  • Изменение спроса.
  • Сокращение финансирования.
  • Финансовый кризис.
  • Частичная занятость сотрудника.
  • Работа .

Интересно, что комиссия имеет право вызывать только руководство компаний. То есть слушается только мнение руководящего звена. Со стороны сотрудников никакой информации в комиссию не поступает.

Результаты работы зарплатной комиссии

Организуется заседание, на которое вызывается работодатель. В процессе ведется протокол. По результатам заседания руководству компании направляется предложение о повышении зарплат. Работодатель должен впоследствии отчитаться по этому направлению.

ВАЖНО! Предложения зарплатной комиссии носят рекомендательный характер. То есть руководитель компании не обязан их исполнять. Однако он должен иметь в виду, что комиссия может направить собранную информацию в органы контроля. В этом случае в отношении компании может быть назначено наказание. В частности, это административное наказание: штраф в размере 30 000–50 000 рублей.

Как избежать вызова на комиссию?

Существует только один способ избежать вызова на комиссию – установление зарплаты в соответствии со средним отраслевым показателем. Трудящиеся, работающие на одной и той же должности, должны получать приблизительно аналогичную зарплату.

Как же получить информацию о среднеотраслевой зарплате в конкретном регионе? Работники налоговой службы сравнивают показатели с параметрами, приведенными в следующих официальных источниках:

  • официальные сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстата) - ссылки на адреса этих сайтов содержатся на официальном ресурсе Росстата www.gks.ru ;
  • сборники экономико-статистических материалов, которые публикуют территориальные органы Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • результаты запросов в Росстат или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
  • официальные сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Единого сводного источника нет, в приведенных выше содержатся данные по тем или иным регионам и отраслям деятельности. Они, к сожалению, не претендуют на то, чтобы быть полными и всеобъемлющими, а также не всегда регулярно обновляются.

Подозрения также может вызвать трудоустройство большого количества сотрудников на пол ставки.

Что будет в случае неявки на комиссию?

Что делать, если руководитель компании не может явиться на комиссию? На вызов необязательно отвечать именно руководителю. Заменить его может любой представитель компании. К примеру, это может быть бухгалтер. Специалиста нужно подготовить. В частности, следует обговорить рекомендуемые ответы на вопросы, которые предположительно будут задаваться на комиссии. В этом случае лицо должно взять с собой паспорт, а также доверенность. Последняя заверяется подписью руководителя на основании пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ. Комиссию можно вовсе не посещать лично. Для предоставления объяснений можно воспользоваться обычной или электронной почтой.

Если представители компании не имеют возможности посетить комиссию лично, а также направить объяснения другим путем, комиссия может быть перенесена. Однако перенос мероприятия выполняется только в том случае, если пропуск назначенной даты вызван уважительными причинами. Руководителю компании в этом случае нужно направить в зарплатную комиссию письмо с просьбой о переносе заседания на другое число.

ВНИМАНИЕ! Неявка на зарплатную комиссию без уважительной причины – это административное нарушение.

В результате на граждан накладывается штраф в размере 500–1000 рублей. Штраф для должностных лиц составляет 2000–4000 рублей. За правонарушение, допущенное впервые, может быть вынесено предупреждение. Административная ответственность накладывается на основании части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Штраф выписывается только через суд. По окончании судебного заседания компании придется выплатить положенную сумму средств.

Письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» была регламентирована деятельность по контролю за выплатой «теневой» заработной платы (далее - Письмо № ЕД-4-15/14490@). При этом управлениям ФНС по субъектам РФ было дано указание довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Из статьи вы узнаете, как производится отбор кандидатов для приглашения на заседание такой комиссии и что делать при получении из инспекции информационного письма и уведомления о вызове налогоплательщика.

Впервые правила работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы были сформулированы в Письме ФНС РФ от 17.07.2013 №  АС-4-2/12722 . Письмом от 21.03.2017 №  ЕД-4-15/5183@ ФНС отменила действие этого письма в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при ­УСНО, ЕНВД, ЕСХН. При этом отмена не затронула вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты НДФЛ.

В конечном итоге Письмом №  ЕД-4-15/14490@ были отменены оба вышеназванных письма и установлены обновленные правила работы комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам.

Налоговым ведомством цель работы комиссии определена следующим образом: увеличение поступлений НДФЛ и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены, в частности, факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления НДФЛ и страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности.

Положения Письма № ЕД-4-15/14490@ определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

фактов отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

  • фактов выплаты «теневой» заработной платы;
  • фактов несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • фактов несвоевременного перечисления страховых взносов;
  • работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
  • работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижаются налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Этапы работы налоговых органов по легализации налоговой базы Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах
Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков
Направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и изменений в налоговой отчетности, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям
Подготовка материалов для рассмотрения на комиссии
Рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий
Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях
Подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью:

Повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ;

Рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки

При наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии налоговая инспекция письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Отбор на комиссии

Основанием для отбора плательщиков для приглашения на «зарплатную» комиссию являются списки, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями;
  • налогоплательщики - налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению налога, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • ИП, отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ доход, равный нулю, либо не представившие такие декларации за соответствующий период;
  • плательщики страховых взносов, имеющие задолженность по перечислению взносов, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительному тарифу 9 либо 6%, при этом применившие в текущем отчетном периоде иные тарифные ставки;
  • плательщики, в отношении которых от компетентных источников иностранных государств получена информация о получении резидентами РФ дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;
  • плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Анализ при подготовке комиссии

При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных кандидатов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществляются мероприятия налогового контроля.

Для анализа деятельности организаций и ИП, которая подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, используются:

  • данные информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.);
  • информация, полученная в рамках ст. 93.1 НК РФ ;
  • информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;
  • сведения, полученные от кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, ЦБ РФ и др.;
  • жалобы, заявления юридических и физических лиц;
  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) организаций;
  • информация, поступившая из других источников.
В Письме №  ЕД-4-15/14490@ приведены направления анализа, а в приложениях к нему даны рекомендуемые формы. Итак, анализ осуществляется по следующим направлениям:
  • анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) (приложение 1);
  • анализ показателей бухотчетности (баланса) (приложение 2);
  • анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ (приложение 3);
  • анализ показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых взносов (приложение 4);
  • анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей (приложение 5).
На основании проведенного анализа выявляются налоговые риски, а сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в приложении 6. Кроме того, в отношении плательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки (форма рекомендована в приложении 7).

Направление информационного письма

На этапе подготовки к заседанию «зарплатной» комиссии налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) может быть направлено информационное письмо (его форма приведена в приложении 8 к Письму №  ЕД-4-15/14490@ ).

Цель такого письма - побудить организации и ИП к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам, а также к исправлению ошибок (искажений) налоговой отчетности.

В информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в результате рассмотрения деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов).
В информационном письме инспекторы предлагают в том числе:
  • уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном ст. 81 НК РФ , в том числе уточнить сумму профессионального вычета, сумму выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, тем самым скорректировав базу для их исчисления;
  • представить результаты СОУТ, если плательщик исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам;
  • погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам;
  • исчислить НДФЛ и страховые взносы с реально полученных сотрудниками организации доходов, подлежащих налогообложению;
  • провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 №  ММ-3-06/333@ .
Информационное письмо должно направляться заблаговременно - не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.
Срок для принятия решения о представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания для приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.
По истечении установленного срока налоговый орган оформляет уведомление о вызове налогоплательщика (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 №  ММВ-7-2/189@ ) в следующих случаях:
  • при непредставлении уточненных документов;
  • при непогашении задолженности по НДФЛ и страховым взносам;
  • при непредставлении пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию.

Рассмотрение деятельности организаций и ИП на заседании комиссии

Деятельность налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. При этом представителю организации (либо ИП) предлагается:

Дать пояснения по выявленным фактам, несоответствиям;

Уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм законодательства о налогах и сборах.

По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, а также по принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам.

Например, может быть предложено:

представить уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за предыдущие налоговые периоды, в которых надо уточнить показатели отчетности, в том числе расходы плательщиков страховых взносов на оплату страхового обеспечения, суммы, не облагаемые страховыми взносами, размер дополнительных тарифов по страховым взносам и суммы взносов, исчисленные по данным тарифам, численность работников, в пользу которых начислен доход;

  • перечислить сумму задолженности по НДФЛ и страховым взносам с учетом пеней;
  • принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.
Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения нарушений в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов. Рекомендуемый срок - 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются:

Срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов.

Информация по результатам работы «зарплатной» комиссии может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, ГИТ и т. п.) для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

Если работодатели выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, информация о таких работодателях ежеквартально направляется для принятия соответствующих мер налоговыми органами:

На территориальном уровне - органам местного самоуправления;

На региональном уровне - органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ.

Что делать, если пришло уведомление из налоговой инспекции?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими норм НК РФ, в частности, в рамках заседания «зарплатных» комиссий.

В уведомлении приводятся:

Подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

Дата и время явки;

Адрес инспекции и номер кабинета, куда нужно явиться.

Уведомление о вызове ИФНС может быть передано одним из следующих способов:

Представителю организации лично под расписку;

По почте заказным письмом;

В электронном виде по ТКС. В этом случае необходимо в течение шести рабочих дней направить в ИФНС по ТКС квитанцию о приеме уведомления (п. 5.1 ст. 23 НК РФ ). Если это не будет сделано, инспекция может заблокировать банковские счета организации (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

Представлять интересы организации может ее руководитель или представитель, действующий по доверенности (п. 1 ст. 26 , п. 1 ст. 27 , п. 1 ст. 29 НК РФ ).

Если не прийти на заседание «зарплатной» комиссии

Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии.

При неявке налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ №  ММВ-7-2/189@ .

В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 ­КоАП РФ .

Согласно ч. 1 ст. 19.4 ­КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

На граждан - в размере от 500 до 1 000 руб.;

На должностных лиц - от 2 000 до 4 000 руб.

Кроме того, в отношении плательщиков, которые не явились на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут проводиться следующие мероприятия:
  • повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
  • вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
  • проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика

Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обу­словлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Письмом №  ЕД-4-15/14490@ предусмотрены следующие виды мониторинга.
Ежеквартальный мониторинг Проводится в разрезе НДФЛ и страховых взносов:

Анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (заполняются формы, приведенные в приложениях 10, 11, 15);

Контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения 12, 16);

Динамика численности и заработной платы (приложение 13);

Динамика показателей налоговой нагрузки (приложение 7)

Ежемесячный мониторинг Отслеживает изменения поступления НДФЛ и страховых взносов в бюджет и проводится в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по кодам видов экономической деятельности (приложения 14, 17)

Если по результатам проведенного мониторинга не будут выявлены положительные тенденции и при этом должностные лица (индивидуальные предприниматели) не представят обоснованные пояснения, весь пакет документов по данным налогоплательщикам будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

ФНС в Письме №  ЕД-4-15/14490@ представила обновленный порядок работы «зарплатных» комиссий. Одной из особенностей этого документа является то, что его действие будет распространяться на анализ данных о начислении и уплате как НДФЛ, так и страховых взносов. Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков. Налогоплательщиков, которые не явятся на эту комиссию без уважительной причины или не выполнят рекомендации налоговиков по итогам заседания комиссии, могут привлечь к административной ответственности. Кроме того, в отношении них могут быть иници­ированы выездные налоговые проверки.