Есть ли будущее у Беларуси? Будущее экономики Беларуси: выживание или устойчивый рост

До конца года остаются считанные недели, а по вопросу экономических перспектив Беларуси в 2018-м мнения расходятся. Всемирный банк предположил, что в будущем году сохранятся низкие темпы роста, а правительство, напротив, заявило, что экономика будет ускоряться. Впрочем, эксперты сомневаются, что в 2018 году Беларусь ждет светлое будущее.

Оптимизм правительства никто не разделяет

В конце ноября Центр развития Высшей школы экономики России провел опрос среди экономистов 11 авторитетных организаций, которые попытались оценить перспективы белорусской экономики. Консенсус-прогноз, с результатами которого ознакомился БелаПАН , показал редкое единодушие.

Экономисты банков Беларуси и России, а также девяти исследовательских организаций сошлись во мнении, что в 2018 году рост ВВП Беларуси будет находиться в районе 2%. Заметного ускорения белорусской экономики эксперты не ждут.

Так, например, эксперты Венского института международных экономических исследований ожидают, что рост ВВП Беларуси по итогам 2017-го составит 2%, по итогам 2018-го - 2,3%. Экономисты Центра макроэкономических исследований российского «Сбербанка» предполагают, что рост ВВП Беларуси в 2017-2018 годы сложится на уровне 1,9% и 2,1% соответственно.

Всемирный банк придерживается такого же мнения. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, который был представлен в Минске на прошлой неделе, рост белорусской экономики останется низким в ближайшие годы (в 2017-м -1,8%, в 2018-м - 2,1%, в 2019-м - 2,4%).

«Мы хотели бы, чтобы белорусская экономика росла быстрее. Это возможно в том случае, если будет проводиться осторожная макроэкономическая политика и будут реализовываться структурные реформы, которые позволят повысить эффективность белорусской экономики» , - заявила на прошлой неделе в Минске старший экономист Всемирного банка Галина Андронова-Винцелет , отвечая на вопросы БелаПАН.

Расширение частного сектора в экономике, повышение качества управления госпредприятиями, эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов внутри страны может позволить ускорить темпы экономического роста, считает страновой экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук .

«Однако если перечисленные изменения будут происходить, положительный эффект от них мы увидим только в среднесрочном периоде. В краткосрочной перспективе, на 2018 год, наиболее вероятный сценарий, который мы ожидаем, предполагает рост ВВН Беларуси на 2,1% », - отметил Кирилл Гайдук в беседе с корреспондентом БелаПАН .

Обращает на себя внимание тот факт, что пока и долгосрочные ожидания экспертов практически не отличаются от краткосрочных. К слову, все 11 организаций, которые приняли участие в упомянутом опросе Центра развития Высшей школы экономики России, высказались в пользу того, что до 2021 года темпы роста ВВП Беларуси не превысят 2,5%.

Ранее эксперты неоднократно подчеркивали, что низкие темпы роста в долгосрочном периоде чреваты отставанием Беларуси от развитых и даже соседних европейских стран.

Однако белорусское правительство куда более оптимистично смотрит на перспективы страны. На прошлой неделе премьер-министр Андрей Кобяков заявил о том, что в нынешнем году власти ожидают рост ВВП на 2%, а уже в следующем - на 3,5%. Сбудутся ли планы властей?

Страховка от дурака

По мнению наблюдателей, существует несколько ограничителей, которые не позволяют экономике Беларуси расти быстрее 2% в год.

«Последние официальные и неофициальные прогнозы говорят о том, что темпы роста экономики России, которая является нашим основным торговым партнером, в 2018 году не превысят 2%. Поэтому верить в то, что Беларусь сможет расти в будущем году быстрее, чем основной торговый партнер, вряд ли стоит» , - считает экономист Антон Болточко .

По его мнению, известные внешние факторы и отсутствие серьезных изменений внутри страны указывают на то, что потенциал роста белорусской экономики в 2018 году будет явно ограничен.

«Принятый декрет о предпринимательстве и ожидаемый декрет о цифровизации экономики вряд ли окажут серьезное влияние на динамику ВВП» , - полагает Антон Болточко.

Рост ВВП Беларуси в 2018 году, прогнозируют эксперты, будет во многом зависить от динамики белорусского экспорта.

«При благоприятной внешней конъюнктуре мы будем видеть рост экономики на 2-2,5%. Если экспорт станет стагнировать, рост экономики будет приближаться к нулю» , - предполагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук .

С учетом этого эксперты приходят к выводу, что заметного ускорения белорусской экономики в 2018 году можно будет добиться только искусственным образом.

«Искусственное стимулирование экономики в краткосрочном периоде может привести к ускорению темпов экономического роста. Однако такая политика чревата возникновением серьезных проблем в будущем», - полагает Кирилл Гайдук.

Впрочем, как считают экономисты, возможности использовать административный ресурс для ускорения экономики у властей крайне ограничены.

По мнению экспертов, главное отличие сегодняшних реалий от предыдущих лет, когда искусственно стимулировался рост экономики, состоит в том, что Беларусь теперь придерживается плавающего обменного курс. Действующий режим курсообразования экономисты неформально называют «страховкой от дурака».

«Административное стимулирование экономики за счет разогревания внутреннего спроса достаточно быстро приведет к росту цен и ослаблению обменного курса рубля. Естественно, этого допускать никто не хочет. Поэтому можно сказать, что нынешний режим курсообразования - это страховка от чрезмерного использования административного ресурса в экономике» , - отмечает Дмитрий Крук.

Белорусские экономисты предупреждают, что потенциальные угрозы для валютного рынка уже формируются, и лить масло в огонь точно не стоит.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что по итогам трех кварталов 2017 года сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. По итогам года с учетом наблюдаемой тенденции дефицит счета текущих операций может превысить показатель прошлого года, считают экономисты Исследовательского центра ИПМ.

«Если административно наращивать инвестиционную активность и зарплаты, это выльется в увеличение импорта и спроса на валюту, приведет к автоматической корректировке плавающего курса белорусского рубля. Поэтому никакого административного стимулирования инвестиций и зарплат быть не должно. Макроэкономическая стабильность, которую мы наблюдаем, сейчас достаточно хрупкая» , - резюмировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

Последняя встреча Лукашенко и Путина и последующее глухое молчание о каких-либо достигнутых договорённостях как в РБ так и в РФ говорит о том, что Россия прекращает безусловное кормление многовекторного режима "батьки". На сей раз Лукашенко увёз из Москвы, вместе средств материальных, только слова Путина, сильно напоминающие троллинг:

Россия остается торгово-экономическим партнером номер один для Беларуси, а Беларусь входит в пятерку крупнейших торгово-экономических партнеров России. Снижение количественных показателей товарооборота связаны с известными всем нам обстоятельствами, но эти все явления временные.

.................

Главное, что у нас есть не просто большие проекты, создан механизм воспроизводства и объемов наших торгово-экономических связей, и главное - его диверсификации.

При этом Лукашенко, судя по его словам 24 ноября на совещании по стратегии развития отечественного машиностроения запаниковал:

Нужно с точки зрения экономики настроиться на военный лад и работать... выдержим экономически, будем жить.

Перечислим некоторые пункты, которые могли быть поставленны в вину РБ:

  • непризнание Южной Осетии и Абхазии независимыми от Грузии, непризнание Крыма российским.
  • отказ от выполнения Союзного договора (единая валюта, единое гражданство и т.п.).
  • снабжение ВСУ нефтепродуктами из российской нефти, поставляемой в РБ на льготных условиях, что позволет Украине продолжать убивать Донбасс.
  • отказ от переориентации экспорта нефтепродуктов (произведённых из Российской нефти) через Российские порты с целью поддержки русофобских прибалтийских режимов. Непоставка нефтепродуктов в РФ в нарушение заключенных договоров.
  • отказ от участия в капитале стратегически важных для РФ предприятий ОПК, что вынуждает ее заниматься дорогостоящим импортозамещением, как и в случае с Украиной.
  • отказ в размещении базы ВКС.
  • отказ в создании единого визового пространства.

Последний пункт списка появился как раз 22 ноября при параллельной встече в Минске Лаврова и Маккея и её результаты, надо полагать, не оставили у Кремля сомнений в правильности выбранного курса, хотя их и так не существовало.

Попробуем сделать прогноз дальнейшего развития кризиса в отношениях РФ и РБ.

Можно предположить, что Москва условием продолжения кормления выставила ускоренное, не допускающее отсрочек ни под какими предлогами, решение этих и других накопившихся проблем, представляющих собой некий пакет-минимум, без выполнения которого действующее руководство РБ будет признано недоговороспособным.

Одновременно, надо полагать, выработана программа действий на случай отказа РБ от выполнения пакета-минимума. А такой отказ более чем вероятен, ибо несмотря на "богатовекторность" РБ, вектор направленный в сторону России, отсутствует напрочь и перестроить русофобскую политику, формировавшуюся всё постсоветское время, на прямо противоположную для Лукашенко, и под стать ему подобранной команды, вряд ли возможно.

За годы независимости в РБ выросло целое поколение, воспитанное на учебниках истории, в которых термину "Беларусь" категорически отказано в значениии "Западная Русь". Теперешняя Россия для белорусов - это соседнее государство на востоке, из-за имперских амбиций которого Беларусь много и тяжело страдала. Писались такие учебники историками, надо полагать подобными Н.И. Стужинской, заявившей недавно на 1-м канале в ток-шоу "Время покажет", что для неё Бандера и Шухевич являются героями.

Заметим, что все эти трансформации оставались, да по сути и остаются, незамеченными в нашей стране и по сию пору в силу безусловно умышленного замалчивания российскими СМИ происходящего в Белоруссии, и наше население пребывает в наивном убеждении, что белорусы это совсем не тоже самое, что "хохлы". Особенно этому заблуждению способствует корень "рус", всё ещё остающийся в самоназвании белорусов (ему на смену уже спешат "литвины"). По результатам просмотра белорусского инфопространства и форумов и реакции на всевозможные события политической жизни (например Крым, Сирия и т.п.), можно предположить, что пророссийски настроенными в Белоруссии остаются примерно 50% населения. Среди молодёжи этот процент следует, видимо, положить равным 25%. Существенную часть этих процентов составляют, конечно, русские. Но это примерный расклад среди "перевоспитанного" местного населения. Что же касается собственно воспитателей - представителей белорусских СМИ, то здесь ситуация ещё хуже. В виртуальном пространстве русофобскими являются ~90% СМИ. По крайней мере автору попалось толька парочка ресурсов областного уровня, которые можно назвать пророссийскими.

Таким образом госструктуры РБ представляет собой давно отлаженный русофобский механизм, "экспортирующий" на Россию, тем не менее, приверженность "братству" и Союзному государству. Успешность такого "экспорта" заботливо охраняют российские центральные СМИ своим упорным молчанием - но это уже совсем другая история.

Разумеется, эту набравшую ход машину развернуть круто невозможно, даже при желании, которого нет.

Поэтому, скорее всего РФ на её пакет-минимум будет предложен коктейль из слоганов типа "родные народы", "братство" и ссылки на прозападную оппозицию, которая жаждет размолвки РБ и РФ и воспользуется ею, чтобы сделать переворот, с приходом к власти ещё более антироссийского режима, чем теперешний.

Но этот аргумент не должен приниматься руководством РФ всерьёз, ибо "оппозиция" отличается от госструктур РБ только тем, что не скрывает от России свою к ней ненависть. В белорусской "элите", официальной и оппозиционной, давно достигнут консенсус. Часть её вошла в официальные структуры, а другой части поручено изображать радикальную оппозицию, с которой борется "марионетка" Кремля - Лукашенко. Да и вся эта тусовка, режим-оппозиция, несомненно, управляется западными кураторами, освободившимися от работы на Украине и уже отдохнувшими. Нет, есть, конечно, в оппозиции маргиналы, искренне стремящиеся к свержению "диктатора", но они нужны для придания видимости реальной борьбы с режимом, за это их и держат. Один из таких, комментируя последний провальный визит батьки в Москву, заявил: "придурок, он надеялся гэбистов обмануть..."

Что произойдёт после падения жизненного уровня населения, как следствия прекращения кормёжки РБ Россией?

Выступления недовольных, ведомых оппозицией, примут массовый характер, которого современная РБ ещё не видела. Но развития ситуации по украинскому сценарию, с неконституционным переворотом, не будет, хотя бы под воздействием украинских же уроков. Кто знает, как этим сумеет воспользоваться Россия, уже отработавшая на Украине соответствующую технику?

В этой связи представляется вероятным следующий сценарий, вынашиваемый антироссийскими силами.

Лукашенко, "пророссийский" курс которого завёл страну в тупик, "под давлением масс" будет вынужден согласиться на досрочные выборы, победит на которых, разумеется, прозападный кандидат от оппозиции. Новый президент немедленно проводит через парламент решение о ликвидации Союзного государства с Россией и отмену прочих евразэсов. Вместо всего этого заключается союз с Польшей, которая всё это время, не отрывая глаз, следит за происходящим. Ну и, видимо, евроассоциация - куда же без неё!

Предлагаемая стратегия России. Российские СМИ, которые в Белоруссии смотрят все, следует пинками заставить, наконец, прорвать информационную блокаду реальных процессов, протекающих в Белоруссии, и развернуть разъяснительную работу среди граждан Союзного государства, что это самое государство является несостоявшимся. Категорически выступить против проведения досрочных выборов президента, как бессмысленных (мёртвому припарки бесполезны), и, напротив, провести референдум о вхождении Белоруссии в состав России . Причём речь не может идти о создании какого-то подобия нового Союза. Речь должна идти о вхождении в состав России дополнительных шести областей и только об этом. И ни о чём больше!

Рано или поздно режим олигархистов в Российской Федерации рухнет. Произойдёт это вследствие исчерпания его пропагандистского ресурса. Воры и коррупционеры не смогут бесконечно долго изображать русских патриотов, натужно возрождающих Россию в противостоянии с Западом. Постепенное прозрение мыслящей части российского общества уже происходит. Это можно отчётливо наблюдать в социальных сетях.


Прогнозировать сроки завершения этого процесса невозможно. Об их относительной близости вполне можно судить по поведению белорусского президента, политическое чутьё которого более точно, чем аналитические способности всех политологов вместе взятых.


Лукашенко не оформляет институционально преемственность своей власти. Во всяком случае, в белорусском социуме напрочь отсутствует такой дискурс. Это говорит о том, что Президент рассчитывает лично политически пережить завершение нынешнего периода исторического межвременья. Новая эпоха начнётся тогда, когда на смену временщикам придёт другой режим. Вероятнее всего, это будет военная диктатура, как это обычно бывает.


Судя по прекрасному физическому состоянию Главы белорусского государства, лет 15-20 он ещё пропрезиденствует без проблем. Опыт Фиделя Кастро это наглядно показывает.


Новая российская элита, которая сместит временщиков-приватизаторов, организовавших расхищение природных ресурсов путём выведения капитала на Запад, сразу же войдёт с ним в жёсткий конфликт. Он будет реальным, а не медийным спектаклем, как сейчас.


У представителей новой элиты по этой причине уже не будет двойного гражданства, недвижимости, банковских счетов на Западе. Они не будут держать там своих жён, детей и любовниц, как поступает нынешняя элита, компрадорская, по сути, и патриотическая - по форме. Новая власть не будет давать деньги в долг Соединённым Штатам путём покупки их ГКО.


В таких условиях резко возрастёт ценность геополитического ресурса Республики Беларусь, восточная граница которой проходит в 400-х километрах от Москвы.


Запад будет крайне заинтересован в том, чтобы военно-политическое взаимодействие РБ и РФ не принимало формат реального союзничества. Нынешнее же формальное 20-летнее союзничество наших государств не подтверждено ни одним историческим событием и существует лишь на бумаге. Глобальный Запад в новых условиях крайне не заинтересован в том, чтобы Республика Беларусь и другие постсоветские республики усиливали бы своими ресурсами враждебную ему Российскую Федерацию. Для него предпочтительней будет нейтралитет Беларуси, а в идеале вообще включение её в свои военно-политические структуры.


Новая же российская власть будет заинтересована в противоположном.


Всё это обеспечит Беларуси те условия, которые были у Финляндии в промежутке между 1945 и 1990 годами. Финляндия была тогда успешным государством-шантажистом и извлекала выгоду из идеологического противостояния двух геополитических центров силы. Её облизывали с двух сторон. Запад ради недопущения страны в сферу влияния СССР выдавал ей щедрые льготные кредиты, открыл свои рынки сбыта, предоставил доступ к своим передовым технологиям, не вмешивался во внутренние дела. Он не провоцировал там деиндустриализацию навязыванием «структурных реформ» и не разрушал систему госуправления навязыванием «демократии и прав человека». С другой стороны, СССР, которому не хотелось иметь обширную границу с НАТО и Евросоюзом особенно вблизи города Октябрьской Революции, предоставлял Финляндии дешёвое сырьё и размещал там госзаказ на финскую продукцию. Эти искусственно шоколадные условия обеспечили маленькой северной стране то окно возможностей, благодаря которым она за короткий исторический срок поднялась от уровня среднеразвитых стран до уровня высокоразвитых. Такое же окно откроется и перед Беларусью, когда противостояние Москвы и Вашингтона будет реальным, а не медийно срежиссированным, как сейчас.


Беларусь, являющаяся неотъемлемой частью русской цивилизации справедливости, не хочет быть государством-шантажистом типа Сингапура или Южной Кореи. Наша страна всегда стремилась быть равноправным союзником восточно-русского государства, но не вассалом его. Примером подобного союзничества являются отношения Канады и США.


В условиях военно-политического и идейного противостояния с Западом для Российской Федерации гораздо более предпочтительно видеть Беларусь союзником, нежели нейтральным шантажистом или тем более членом НАТО. Новое российское руководство будет клясться белорусам в братской любви и равноправии и вспоминать общее героическое прошлое.


Это будет основной причиной, по которой Союзное государство обретёт, наконец, реальное наполнение.


Мы сможем получить выгоду от синергетического эффекта полноценного союзничества с остальным постсоветским пространством и теми странами, которые к нам примкнут в той или иной политико-правовой форме. Предположительно это будут балканские страны, Монголия, Иран и некоторые страны Ближнего Востока.


Таким образом, экономика Беларуси, будучи на постсоветском пространстве технически самой развитой, получит мощнейший импульс. Перед нами откроются необъятные рынки гарантированного сбыта. Белорусские предприятия машиностроения получат предоплаченный наперёд госзаказ. Постсоветское пространство начнёт ускоренно модернизироваться, поэтому потребность в машинах и оборудовании резко возрастёт. В таких условиях белорусам придётся спешно наращивать объёмы производства техники, организовывать ускоренное обучение персонала вновь набираемого на заводы. Эти проблемы роста вместо проблем сбыта можно будет считать приятными хлопотами.


Итак: позитивные сдвиги в жизни белорусов произойдут не вследствие изменения общественного сознания россиян, развития их имперско-евразийского сознания, а исключительно как результат политического прагматизма будущих элит РФ. То, что к власти придут прагматики, можно не сомневаться. Никто другой к власти не приходит.


Михаил Малаш

Белоруссия меняет отношение к Украине. Впервые за время, прошедшее с момента государственного переворота в Киеве, президент РБ в весьма резких выражениях высказался о своем южном соседе. Что стоит за переменой отношения Лукашенко к украинской власти, выясняло издание Украина.ру

И вдруг, все изменилось. Причем речь идет не об оценках и впечатлениях главы Белоруссии. А о конкретных мерах, на уровне пограничной службы.

«Мы приняли решение об укреплении границы с Украиной. Мы видим, сколько оттуда идет сегодня беды для Беларуси, и в том числе оружия переправляется. Мы должны закрыть границу. Но не для порядочных людей, а для бандитов, для тех, кто везет оружие», - заявил Александр Лукашенко.

Это уже не мнение. Это конкретное указание госсекретарю Совета Безопасности Станиславу Засю и главе Госпогранслужбы Анатолию Лаппо . Поскольку в Белоруссии подобные указания принято исполнять, можно уверенно сказать, что те, кто пересекает границу, несмотря на безвизовый режим, скоро увидят, что из всего этого получится.

Совещание у белорусского президента состоялось в тот же день, когда украинская пресса распространила мнения постоянного представителя Украины в ООН Владимир Ельченко и вице-спикера Рады Ирины Геращенко , о том, что переговорную площадку по Донбассу следует перенести из Минска в другое место. По их мнению, Белоруссия не нейтральна и выступает единым с Россией фронтом против Украины.

Заголовки украинских изданий, привыкших подхватывать и разгонять «месседжи» власти, тут же все это и подхватили, и разогнали.

«Украина возмущена предательским поступком Лукашенко» (Диалог UA);

«Украине пора отказаться от услуг Беларуси на переговорах по Донбассу» (Сегодня);

«Лукашенко потребовал закрыть белорусскую границу от «беды» из Украины» (Главред).

Слова тем, кто не согласен с такой точкой зрения и не хочет обострения отношений с единственной страной-соседкой, с которой Украина после госпереворота пока не разругалась, никто не предоставил. Лишь в социальных сетях единственный реальный переговорщик в Минске, украинский оппозиционный политик Виктор Медведчук смог высказать альтернативную точку зрения. Она очень проста и образна: «Это плевок в сторону МИД Белоруссии».Тем более, что в ходе голосований по всем вопросам, которые вносит на повестку дня Украина, абсолютное большинство стран давным-давно воздерживаются или просто не участвуют. Кстати вот этих, последних, с каждым годом все больше. Число послов стран мира в ООН, которые вообще перестали голосовать по украинской тематике, выросло втрое. С 24 в 2014 до 64 в сентябре 2018 года.

Обострение белорусско-украинских отношений из-за позиции представителя Минска в ООН, разумеется лишь верхушка этого айсберга. В подводной части не политическое, но реальное экономическое и научно-техническое сотрудничество двух стран. А вот в области политики речь идет об антиподах, у которых нет и не может быть ничего общего. Экономика - совсем другое дело.

После переговоров в Сочи между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко , последний озвучил слово «Украина» в числе болезненных вопросов, которые он обсуждал с президентом Российской Федерации. Для тех, кто следит - это был самый важный сигнал Киеву. А поскольку те, кто следит, знают о реэкспортных схемах, то и понимают, чего хочет Москва. И это отнюдь не то, о чем говорят в Киеве. Не солидарность при голосовании в ООН по украинской тематике и не желание тайно поддерживать интересы России на переговорах в Минске, в которых, к слову, представители Белоруссии участия не принимают.

Дело в том, что все спикеры официального Киева, та же вице-спикер Рады Ирина Геращенко, тот же постпред Киева в ООН Ельченко, да и большая часть нынешнего киевского режима - это люди с гуманитарным образованием. Цифры им скучны. К примеру, они, еще будучи оппозицией, на дух не воспринимали премьер-министра Николая Азарова по причине того, что он говорил языком скучных и не поэтических цифр. Поэтому всегда смеялись над «азаровским» украинским языком. Что, конечно же, говорило об их невоспитанности и слабой образованности.

Но цифры - штука упрямая. И они не в пользу Киева. Именно на Украину идет почти половина реэкспортируемых из России через Белоруссию бензина, солярки и природного газа. Именно этим недовольны в Москве. По информации «Нефтегазовой ассоциации Украины», 45% украинского рынка бензина и 35% солярки идут с территории северного соседа. Белоруссия обеспечивает поставками 40,31% украинского топливного рынка, Россия - 37,41%, Литва - 9,63%, а еще 12,65% - другие страны.

Именно реэкспортные схемы привели к тому, что летом Россия резко сократила поставки углеводородов в Белоруссию. Официальные лица заговорили даже о полном прекращении поставок нефтепродуктов. Пишут, что уже подготовлено решение о том, что с IV квартала 2018 года РФ ограничивает поставки нефтепродуктов и готова поставлять их исключительно для удовлетворения внутренних потребностей Белоруссии. Причем, власти Минск должен будет обеспечить Москве возможность мониторинга объема этих потребностей.

Если Владимир Путин в Сочи договорился с Александром Лукашенко о прекращении реэкспорта нефтепродуктов, то для Украины такая новость куда страшнее, чем то, как проголосовал в ООН по очередной украинской резолюции представитель Минска.Самое печальное для Украины то, что нынешние власти с гуманитарным образованием не понимают этого. Вице-спикер Ирина Геращенко по образованию - журналист, а спикер, Парубий - историк. А президент Порошенко , то ли юрист, то ли международник. Они и правда верят в то, что «не покупают российский газ» с помощью реверсных поставок из Словакии. Кстати, эту схему придумал и договорился о ней премьер-министр Николай Азаров , еще в 2013 году.

В числе «совпадений» этих дней имеется и нота Украины российскому МИД о не продлении так называемого «Большого договора» с Российской Федерацией. Это формальная процедура, потому что договор давно Украиной не выполнялся. Но даже акт отказа Киева пролонгировать соглашение совершен с нарушением процедуры - об этом украинская сторона обязана была заявить полгода назад. Само по себе это событие может серьезно повлиять не только на положение миллионов украинских трудовых мигрантов, усложнив его. Но и на украинско-белорусские отношения, в той части, о которой написано выше. Но Порошенко с маниакальным упорством продолжает дергать тигра за усы.

Эксперты сходятся во мнении, что в начале года зарплаты в Беларуси «просядут».

– Сейчас власти искусственно – за счет премий, тринадцатых догоняют зарплату до 1000 рублей, но в январе-феврале изобразить красивые цифры по получке не получится, – рассуждает политический аналитик Александр Класковский .

По мнению Вадима Иосуба , старшего аналитика «Альпари», в начале следующего года средняя зарплата по стране опустится примерно до 850 рублей, и вернуться к 1000 рублей «хорошо, если удастся к лету».

Александр Класковский считает, что до конца следующего года «через выкручивание рук вертикали и директорату» зарплату в 1000 рублей будут стараться удерживать, но о средней получке в полторы тысячи рублей, о которой заявлял Александр Лукашенко , можно забыть.

– Сейчас эта цифра уже не фигурирует. Видно, даже президент понимает, что нельзя задирать планку по зарплате, так как это будет чревато для экономики, – говорит Класковский.

ВВП: рост будет, но недостаточный

Белорусское правительство ожидает, что по итогам 2018 года ВВП в Беларуси вырастет на 3,5%. Независимые эксперты прогнозируют более скромный рост экономики – примерно на 1,5 – 2%.

Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», говорит, что рост ВВП в Беларуси будет зависеть от мировых цен на нефть, на калийные удобрения, а также от экономической ситуации в России.

– Если по всем этим параметрам все будет неплохо, можно надеяться на рост ВВП на 1,5 – 2%, – говорит Вадим Иосуб.

По мнению политического аналитика Александра Класковского, учитывая то, что несколько предыдущих лет ВВП снижался, его рост в 2017 и, как ожидается, в 2018 годах дает основание для оптимизма. Но оптимизм этот, по мнению Класковского, относительный.

– Такого темпа роста недостаточно. Среднемировой показатель роста ВВП – около 3,5%. А в развивающихся странах внутренний валовой продукт должен расти еще большими темпами, ведь им надо догонять развитые, богатые страны, – говорит Класковский. – Беларусь в этом плане отстает, и это отставание накапливается.

По мнению собеседника, без решительных реформ экономика Беларуси продолжит «топтаться на месте», обеспечивая нашей стране позицию аутсайдера.

В 2015 – 2016 годах ВВП в Беларуси снижался. В 2015 году падение в экономике составило 3,9%, в 2016 – 2,6%. По итогам 2017 года ожидается рост ВВП на 2%.

Курс рубля: корзина валют подорожает на 7%

Сильных потрясений на валютном рынке эксперты не прогнозируют, но и прогнозировать точный курс белорусского рубля к основным валютам не берутся.

Вадим Иосуб считает, что стоимость валютной корзины в следующем году скорее всего будет расти. За год, по мнению эксперта, она подорожает примерно на 7%. Но о курсе белорусского рубля к конкретной валюте (доллару, евро, российскому рублю) судить сложно.

– Все будет зависеть от внешних факторов. Например, мировых цен на нефть, курсов валют по отношению друг к другу, – говорит Вадим Иосуб.

По мнению Александра Класковского, после нескольких девальваций экономические власти страны уже поняли, что «нельзя опять наступать на грабли», и Нацбанк проводит грамотную жесткую монетарную политику. Но вот волюнтаристские политические решения вроде «всем зарплату по 1000 рублей», которые диктуются популизмом и не основываются на реальных экономических условиях могут преподнести неприятные сюрпризы, считает собеседник.

К тому же, отмечает Класковский, белорусская экономика зависит от России, которая в свою очередь «сидит на нефти», и ситуация на валютном рынке нашей страны будет зависеть от курса российского рубля.

– Важно, какими будут цены на нефть, как будут складываться отношения Москвы с Западом. В феврале 2018 года начнет действовать новый пакет американских санкций против России. Если они обвалят российский рубль, незавидная перспектива ждет и белорусский, – рассуждает Класковский.

Бизнес: рывка вперед не будет

В ноябре в Беларуси подписали декрет №7. Документ, призванный раскрепостить бизнес, анонсировали как революционный. Эксперты считают, что декрет №7 – «это лучше, чем ничего», но импульс деловой инициативе в следующем году он вряд ли придаст. Вадим Иосуб не исключает, что предпринимателей в стране станет немного больше, это снизит напряженность на рынке труда, но кардинально ситуация в сфере предпринимательства не изменится.

– Изменения, прописанные в декрете – косметические. Они правильные, но минимальные, их недостаточно, – говорит Вадим Иосуб.

Александр Класковский считает, что в документ вошли не все предложения бизнес-сообщества, к тому же нет гарантии того, что декрет №7 не повторит судьбу директивы №4, подписанной несколько лет назад. Она тоже касалась послаблений для предпринимателей, но на практике большинство ее положений просто не реализовывалось.

– Белорусский бизнес уже не верит в раскрепощение, в справедливость, – говорит Александр Класковский. – У нас порочна вся система – нет правового государства, нет уважения к закону, нет независимых судов. Сегодня могут красиво написать на бумаге, а завтра прийти и уничтожить этот бизнес, надеть на его хозяина наручники.

Александр Класковский считает, что белорусские предприниматели «настолько биты», что боятся рисковать, расширяя свой бизнес, а новые люди в эту сферу вряд ли придут.

С большой осторожностью, по мнению Класковского, смотрят на Беларусь и зарубежные инвесторы.

– Были примеры, когда они оставались здесь без своих предприятий, поэтому к нашей стране они относятся с опаской, – рассуждает Класковский. – Все эти прогрессивные декреты в любой момент могут быть отложены в сторону ради каких-то якобы революционных решений. Они пишутся, но никаких гарантий их выполнения нет.

Декрет №3 и протесты: новый документ не будет драконовским, но могут придумать новую «глупость»

По мнению экспертов, спрогнозировать политическую активность белорусов в следующем году сложно, ведь «протесты всегда непредсказуемы, никто и никогда не предупреждал ни об одной революции, не предвидел февральский марш возмущенных белорусов».

Нынешняя ситуация в стране, считают эксперты, не идеальна, но и поводов для политических волнений пока нет.

– Современная белорусская экономическая модель очень шаткая, ведь советский потенциал исчерпан, подпитка со стороны России стала меньше, а собственных сил у белорусской экономики нет. Но если не будет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то поводов для серьезных социальных протестов в стране не предвидится. Власти не обеспечат чудес благосостояния народа, но и нищеты тоже не будет, – рассуждает Александр Класковский.

По мнению собеседника, ушли в прошлое и народные возмущения по поводу самого скандального за историю страны документа – декрета №3. Он считает, что «протесты дармоедов стали для властей уроком», и этот декрет все еще не отменили лишь для поддержания имиджа руководства страны.

– По сути, этот декрет выхолостили. Я думаю, что после внесения изменений это будет совсем другой документ, в котором не будет драконовских методов воздействия на тунеядцев, и его сверхзадачей будет не поднести спичку к бочке с порохом. Возможно, в будущем этот декрет и вовсе отменят, – говорит Класковский.

При этом Вадим Иосуб не исключает, что в 2018 году неожиданно и непредсказуемо могут возникнуть новые поводы для недовольства людей.

– Белорусские власти могут на ровном месте придумать очередную глупость наподобие декрета №3, которая вызовет волну протестов, – говорит Вадим Иосуб.