Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Ссср в период «перестройки»

Начало экономических реформ

На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС были обобщены итоги широкой экономической дискуссии первой половины 60-х годов. Наряду с отмеченными недостатками в экономическом развитии страны: превалированием административных мер в управлении народных хозяйством над экономическими; ограничением прав предприятий пленум признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых сверху, способствовать внедрению важнейших экономических рычагов - прибыли, цены, премии, кредита.

Пленум выделил основные направления предстоящего экономического реформирования. Первое - изменения в существующих формах и методах структуры управления народным хозяйством. Пленум принял решение вновь вернуться к отраслевому принципу управления промышленными предприятиями, который в 1957 г. был заменен территориальной системой управления, т.е. Советами народного хозяйства - Совнархозами. Вместо Совнархозов восстанавливались министерства, причем их число постоянно росло и к середине 80-х годов их насчитывалось около 100 союзных и республиканских.

Второе - совершенствование системы планирования. Необходимо было устранить главный тормоз развития и совершенствования народного хозяйства - валовой принцип роста объема производства. Показатель объема валовой продукции не ориентировал предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народу, во многих случаях сдерживал расширение ассортимента, улучшение качества продукции. Предлагалось вместо показателя валовой продукции установить в планах предприятий задания по объему реализованной ими продукции. Вместе с тем в системе плановых показателей сохранялись задания по важнейшим видам продукции, необходимой для удовлетворения общественных потребностей, хотя и невыгодной для производителей.

Третье - совершенствование экономического стимулирования. Во-первых, улучшение системы ценообразования. (До реформы наряду с высокорентабельными предприятиями имелись и убыточные производства. Первым отдавалось предпочтение, хотя продукция вторых была крайне необходима, но нуждалась в дотации.) Во-вторых, улучшение оплаты труда как путем централизованного повышения окладов и тарифных ставок, так и за счет доходов предприятия.

Первый год работы предприятий по новой системе хозяйствования дал два главных результата - ускорение темпов развития и повышение эффективности производства, что отразилось на росте реализации продукции и прибыли производителя. В августе 1967 г. Совет Министров СССР обсудил вопрос о работе предприятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, отметив такие существенные недостатки, как слабое внедрение хозрасчета, нарушение взаимных обязательств по кооперативным поставкам продукции, излишняя министерская опекаемость предприятий и др.

Ход реформы систематически обсуждался Госпланом СССР, министерствами, государственными комитетами, НИИ. На основе изучения и обобщения опыта экономического реформирования разрабатывались различные рекомендации, которые не всегда способствовали эффективности проводимой реформы.

Промышленность и транспорт

Успех начального этапа реформ во многом был связан с действием фактора неограниченности нововведения. Так, получение стабильного, не подлежащего корректировке производственного плана позволило хозяйственным руководителям привлечь дополнительные силы для перевыполнения заданий и увеличения прибыли.

Экономическая реформа середины 60-х годов побудила отдельные производственные коллективы, инициативных и творчески мыслящих людей к более решительной перестройке самой практики хозяйствования. Реальным содержанием стали наполняться политические лозунги: «Экономика должна быть экономной», «От каждого по способности, каждому по труду» и др. Значительно стала повышаться трудовая активность трудящихся, рождались различные формы и методы более рационального хозяйствования. Экономические эксперименты стали отличительным явлением хозяйственной жизни середины 60-х-70-х годов.

Одним из первых в промышленности комплексных экономических экспериментов стал в августе 1967 г. почин коллектива Щекинского химического комбината в Тульской области. Сущность идеи состояла в том, чтобы вышестоящие органы соблюдали два основных положения: 1) фонд заработной платы должен быть стабильным в течение нескольких лет; 2) вся экономия зарплаты должна оставаться в распоряжении предприятия (50% экономии передавалось начальникам цехов на материальное стимулирование рабочих).

В результате проведения эксперимента за 1967-1975 гг. объем производства в объединении увеличился почти в 3 раза, в то же время производственный персонал сократился на 1,5 тыс. человек, производительность труда выросла в 3,3 раза, а заработная плата на 45%.

Однако несмотря на очевидное преимущество работы в новых условиях, обеспечивающих соединение общественного и личного интересов трудящихся, метод щекинцев постепенно заглох. Жесткий принцип административно-командного планирования «от достигнутого» и чиновничье-управленческии стиль распределения доходов производителей фактически губили ценную основополагающую идею экономического развития. Становилось ясно, что для прогресса необходимо демонтировать малоэффективную хозяйственно-политическую систему.

Конечно, нельзя забывать и крупнейшие достижения экономики СССР. В середине 60-х-70-х годах сильно увеличилась энергетическая база страны. Были построены крупнейшие в мире Братская и Красноярская ГЭС, Усть-Илимская и Саяно-Шушенская ГЭС, Чернобыльская, Воронежская, Игнолинская атомные электростанции и др., эффективность и практическая необходимость которых весьма проблематична. В 1970 г. начал выдавать продукцию Волжский автозавод в Тольятти, в середине 70-х годов - Камский завод в г. Набереж-ные Челны.

Особое внимание в экономическом развитии страны придавалось работе над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию топливно-энергетической базы, созданию Западно-Сибирского территориально-промышленного комплекса, возведению Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и др.

Многие министерства и ведомства пытались решить проблемы развития отрасли прежде всего за счет капиталовложений в новое строительство, вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, излишеству машинного станочного парка. Промышленность и транспорт все больше и больше работали лишь на себя.

Реформа, начавшаяся в 1965 г., несколько приостановила падение темпов роста промышленного производства, среднегодовой уровень которых составлял по традиционным и альтернативным показателям: в 1951-1955 гт. - 13,1/8,7%; в 1956- 1960 гг. - 10,3/8,3; в 1961-1965 гг. - 8,6/7,0; в 1966-1970 гт. -8,5/4,5%. Со свертыванием реформы показатели темпов промышленного производства все более сокращались: в 1971- 1975 гт. они составляли 7,4/4,5%; в 1976-1980 гт. - 4,4/3,0%.

Сельское хозяйство СССР в 60е-80е годы

В начале 60-х годов СССР впервые стал закупать зерно за границей, что вызвало крайне негативное отношение к Хрущеву. Новое руководство страны предпринимало немало усилий для стабилизации сельского хозяйства. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Намечались меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, смягчению государственного контроля за деятельностью колхозов, более широкому решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельхозпродукцию. Особо была подчеркнута необходимость перехода от административных методов управления к экономическим, широкого внедрения хозрасчета. Было решено установить твердые планы закупок сельхозпродукции на пятилетие, имеющие гармоничное сочетание общегосударственных и внутрихозяйственных интересов.

Майский (1966 г.) Пленум ЦК КПСС обсудил вопрос о широком развитии мелиорации земель для повышения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур. С 1 июля 1966 г. вступило в силу постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, гарантирующее ежемесячную оплату труда колхозников. Предусматривалось, что при распределении доходов в колхозах в первую очередь формируется оплата труда. Октябрьский (1968 г.) Пленум ЦК КПСС обсудил вопрос о ходе выполнения решений XXIII съезда и пленумов ЦК по вопросам сельского хозяйства. В июле 1970 г. на Пленуме ЦК выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев с докладом «Очередные задачи партии в области сельского хозяйства». Майский (1982 г.) Пленум ЦК утвердил специальную Продовольственную программу. Таким образом, внимания сельскому хозяйству со стороны руководящих органов страны, призывов и ценных указаний было предостаточно. Однако в сельскохозяйственном производстве нарастал кризис.

Валовой прирост продукции в сельском хозяйстве СССР составил: за годы 8-й пятилетки (1966-1970) - 21%; 9-й (1971- 1975) - 13; 10-й (1976-1980) - 9; за годы 11-й пятилетки (1981- 1985) - 6%. Таким образом, уже с середины 70-х годов темпы прироста сельскохозяйственной продукции стали отставать от темпов прироста населения.

Дефицит сельскохозяйственной продукции усугублялся ее большими потерями на всем пути - от поля до потребителя. Недостаток и низкое качество транспортных средств, хранилищ, тары, перерабатывающих предприятий, удаленность их от полей и ферм, садов и огородов, к тому же плохие дороги «съедали» 20% зерна, 40% картофеля, овощей - 1/3 от того, что производили. При остром дефиците мясных продуктов потери мяса составляли 1 млн т.

Бесхозяйственность в деревне, государственный произвол, игнорирование прав колхозников вели к физическому развалу сельского хозяйства. За 20 лет (середина 60-х-середина 80-х годов) только в Калининской (Тверской) области сельское население сократилось с 834 тыс. человек до 483 тыс., или почти наполовину.

Руководство страны увеличивало бюджетные дотации в сферу сельскохозяйственного производства, но эти" суммы были гораздо меньше изымаемых из него. К середине 80-х годов долги сельхозпродукции банку перевалили за 144 млрд. руб. Однако государство ежегодно выдавало из бюджета не менее 20-25 млрд. руб. колхозам и 50 - совхозам.

И все же советские люди не чувствовали остроты наступающего продовольственного кризиса, так как «подкармливались» из-за рубежа. Так, удельный вес импорта в потреблении мяса в СССР составлял в 1987 г. - 6,6%, масла животного - 19,7, растительного - 22,5%, сахара-сырца - 25,5%. В середине 80-х годов каждая третья булка в СССР выпекалась из импортного зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна в денежном выражении вырос более чем в 10 раз.

Причины застоя в СССР в 60е-90е годы

При анализе периода середины 60-х-середины 80-х годов ясно видна противоречивость больших слов и малых дел, благих начинаний и печальных результатов. Так, объявляя всенародно о досрочном выполнении пятилетних планов, советское руководство умалчивало о том, что по первоначальным плановым заданиям ни одна пятилетка не была выполнена. Планы 1966-1970 гг. выполнены были лишь на 64%, 1971-1975 тт. - на 70, 1976-1980 гг. - на 55%. Удручающие показатели были и по основным параметрам, характеризующим экономику страны.

Соотношение фактических и плановых темпов прироста, %

Хотя все задания пятилеток, по заявлению правительства, были выполнены успешно и досрочно, реальную картину дает таблица результатов выполнения отдельных плановых заданий по пятилетиям.

Таким образом, в стране шел процесс экономического падения производства, который назовут «застоем». Он отчасти сглаживался импортом продуктов питания и предметов широкого потребления. Обильный импорт был возможен за счет экспорта нефти, мировая цена которой в эти годы росла, а также финансовых кредитов.

Причин экономического спада страны, объективных и субъективных, немало, остановимся лишь на основных.

Первая. Намеченные реформой цели осуществлялись непоследовательно и не до конца. Реформой намечалось расширение самостоятельности предприятий и сокращение числа утверждаемых им показателей, а на практике все было наоборот. Реформой предусматривалась стабильность утвержденных планов, на практике же не только изменялись отдельные показатели, но и годовые задания уменьшались с целью их выполнения. Так порождалась «плановая анархия» во всесоюзном масштабе.

Вторая. Реформой предусматривалось повышение эффективности производства и качества продукции - затратным темпам экономического роста. Однако принцип планирования от достигнутого уровня - чем больше достигаешь, тем больше план на предстоящий период - являлся тормозом роста производства и удешевления продукции.

Третья. Фонд заработной платы зависел не от объема товарной продукции, а от численности работников. Применение округленно-уравнительного принципа планирования фонда зарплаты вело к тому, что сокращение численности работников автоматически уменьшало и фонд зарплаты.

Четвертая. Сохранялся принцип определения расхода материальных ресурсов на тысячу (миллион) рублей валовой продукции. Чем выше материальные затраты, тем больше «законных» оснований для получения более высокой цены. Все это вело к расточительству производственных ресурсов и росту розничных цен.

Пятая. Продолжала существовать командно-административная система финансового планирования, которая не могла создать нормального рыночного хозяйства.

Шестая. «Ничейная» собственность, которой расточительно распоряжались обюрократившиеся государственные чиновники.

К тому же то, на чем держится реальный рынок - свобода перемещения рабочей силы и капитала, права человека и защита его от произвола предпринимателя, т.е. от администрации предприятия и государственного аппарата, - в экономической реформе даже не упоминалось. Сельское хозяйство и вовсе не подлежало хотя бы минимальному раскрепощению от жесткого государственного контроля. Реформация самих крестьян, по мнению партийных руководителей нарушавшая социалистические принципы ведения хозяйства, была уголовно наказуема. В умонастроениях немалой доли крестьянства превалировало утверждение: «Если раньше не работали из-за того, что знали - все равно ничего не дадут, то теперь не работают потому, что знают - все равно дадут».

И главное, зарплата производителей по-прежнему фиксировалась государством. Афоризм «Мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят» отражал сущность застоя общества.

Развитие науки и культуры в СССР в 60е-80е

Одним из необходимых условий развития общества является прогресс в науке и культуре. Успех экономических реформ середины 60-х годов невозможен был без соединения науки с производством как необходимого условия более полного использования его резервов, ускорения темпов роста производительности труда, научно-технического прогресса, повышения эффективности производства.

Развитие науки и техники в СССР координировалось плановым хозяйством, что, с одной стороны, позволяло скоординировать силы и средства на наиболее важных научно-технических проблемах, с другой - приводило к нерациональному использованию научного потенциала страны и материальных ресурсов. В середине 60-х-середине 80-х годов система НИИ имелась во всех отраслях общественного развития и материального производства. В ней были заняты сотни тысяч специалистов с малоэффективной производственной отдачей:

во-первых, не каждая отрасль нуждалась в специальных НИИ;

во-вторых, качество подготовки советских специалистов, выпускаемых в большем количестве, чем в развитых капиталистических странах, было в несколько раз ниже;

в-третьих, финансирование науки и культуры базировалось на остаточном принципе.

Вместе с тем в Советском Союзе были научно-технические достижения мирового уровня. СССР - родина первых промышленных установок непрерывной разливки стали, методов обработки твердых материалов с помощью взрыва, использования природного газа в доменном производстве, получения тонких и сверхтонких металлических нитей непосредственно из жидкой фазы и т.д. Советские ученые М.Басов и А.Прохоров своими открытиями создали основу новой отрасли науки и техники - квантовой электроники. Знаменитые лазеры стали зондировать Луну и другие далекие планеты, обрабатывать сверхтвердые материалы, выполнять точнейшие хирургические операции, служить материалоемким кабелем многотысячных теле- и радиопрограмм, телефонных разговоров.

Многие открытия совете юта ученых были направлены не только на совершенствование природы, но подчас и против самой природы, что приводило к разрушению окружающей среды и несло необратимые экологические последствия. Так, погоня за «белым золотом» - хлопком - обернулась трагедией Аральского моря; а последствия рекомендаций ученых о переброске вод северных рек к югу, методика уничтожения радиоактивных отходов и др. просто непредвиденны.

Основная причина неэффективности науки состояла в том, что общий экономический спад производства не стимулировал научных открытий и не способствовал широкому применению самых новейших научно-технических открытий советских ученых.

Характеризуя состояние культуры, необходимо подчеркнуть особенности ее развития:

Во-первых, все структуры общественного развития, а культуры особенно, пронизала марксистско-ленинская идеология;

Во-вторых, все виды искусства отражали деяния КПСС в «борьбе за торжество коммунизма»;

В-третьих, борьбу с буржуазной идеологией.

Социальная обеспеченность населения СССР в 1970-1980 гг.

Социальная сфера общества является отражением не только экономического развития, но и политики государственного руководства. Официальная статистика свидетельствовала, что за 10 лет (1970-1980 гг.) реальные доходы на душу населения увеличились на 46%, средняя заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве - на 58% (от 120 до 170 руб), оплата труда колхозников - на 58% (от 100 до 180 руб.), выплаты и льготы из общественных фондов потребления надушу населения - на 68%. В суммарном отношении увеличивался и основной показатель благосостояния людей - национальный доход: в 1960 г. он составлял 145 млрд. руб., а в 1985 г. возрос до 575,5 млрд. руб., из них 567,4 млрд. руб. использовалось на потребление и накопление.

Цифры роста благосостояния внушительны, и все же основная масса советских людей жила от зарплаты до зарплаты, еле-еле сводя концы с концами в своем скудном бюджете. Минимальный размер пенсий был ниже минимального прожиточного уровня. Доля общего фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности ведущих капиталистических стран, колебалась в пределах 60-80%. В СССР в 1960 г. этот показатель составлял 32,2%, к 1985 г. он возрос до 36,6%. Столь низкая доля оплаты труда в чистой продукции не имела оправдания ни с экономической, ни с социальной точки зрения, однако при социалистической системе общественного развития это объяснялось необходимостью поддержания социального равенства людей. Туман идеологического обмана о росте социалистического благосостояния рассеивается, если рассматривать в процентной динамике национальный доход страны. Так, в 1966-1970 гг. объем национального дохода вырос на 45%, в 1971-1975 гг. - на 32, в 1976-1980 гг. - на 23, в 1981- 1985 гг. - на 19%. В расчете на душу населения также наблюдался процесс падения: национальный доход в годы 8-й пятилетки составлял 7,8%, ав 11-й - 3,6%; реальные доходы - 5,9 и 2,1% соответственно; розничный товарооборот - 8,2 и 3,1% соответственно.

С середины 60~х годов снижается удельный вес расходов госбюджета на социально-культурные нужды. К 1985 г. доля расходов на просвещение и здравоохранение снизилась до уровня расходов 1940 г.

Удручающая картина социального падения усугублялась демографической ситуацией, когда высокие темпы прироста населения, особенно в Средней Азии, не учитывались при определении доли средств в бюджетах Союза и каждой республики в отдельности. Расходы на душу населения в области здравоохранения в Средней Азии к середине 80-х годов составляли 47 руб. 77 коп., в то же время в СССР на каждого жителя они равнялись 81 руб. 85 коп.

В первой половине 70-х годов во всех производственных отраслях народного хозяйства были установлены новые ставки и оклады. В результате у 31 млн. человек возросли зарплата. Было улучшено обеспечение населения выплатами и льготами из общественных фондов потребления. В 1971 г. для колхозников был установлен такой же порядок исчисления пенсий, как для рабочих и служащих, а в 1980 г. пенсии были повышены и расширен состав пенсионеров за счет бывших колхозников и служащих.

В 1972-1974 гг. были увеличены на 33% размеры пенсий инвалидам войны и труда, на 20% - семьям, потерявшим кормильца. В 1975 г. были введены дополнительные льготы инвалидам Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих.

Была установлена 10()%~ная оплата отпуска по беременности и родам, увеличилась оплата по уходу за больным ребенком. Во второй половине 70-х годов увеличены пособия инвалидам детства 1-й и 2-й групп, установлены доплаты к стипендиям студентам и т.д.

Таким образом, номинальные доходы населения в 70-е годы увеличивались. Но процесс производства падал, вследствие чего увеличивался дисбаланс товара и денег. Рост номинальных доходов не отражал истинного положения народа, поскольку реальная зарплата не повышалась, а снижалась, т.к. инфляция «пожирала» все денежные надбавки. Покупательная способность рубля в середине 80-х годов, по сравнению с рубежом 60-х годов, составляла 54 коп. Продолжали расти розничные цены, хотя XXFV съезд КПСС провозгласил их стабильность. В 9-й пятилетке (1971-1975 гг.) цены были повышены на 30%, в 10-й - на 47%, в 11-й - на 55%. В 1984 г. были увеличены цены на хлеб и алкогольные напитки,

Несмотря на повышение цен на ряд товаров и услуг, в 70-е- начале 80-х возрос общий дефицит предметов потребления. Привычными стали многочасовые очереди. Стала расти социальная дифференциация, основанная на не трудовом вкладе, а на степени доступа к дефициту. Она усугублялась нарастанием незаслуженных и незаконных привилегий для работников партийно-государственного аппарата, что обостряло социальную напряженность в обществе.

Источники и литература

Валовой Д.В. Экономика в человеческом измерении. М., 1988.

Валовой Д.В. Тайны овального зала Кремля. М., 1991.

Лацис О. Выйти из квадрата: Записки экономиста. М., 1988.

На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990.

Погружение в трясину (анатомия застоя). М., 1991.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.

Синявский А.С. Русский город в 1960-1980 гг. М., 1995.

Шмелев , Попов В. На переломе: Экономическая перестройка в СССР. М., 1989.

В рассматриваемый период входило дальнейшее совершенствование права. Заметно усилилась правотворческая деятельность государства, принят ряд новых общесоюзных и республиканских законов и кодексов, в которых нашли отражение изменения, произошедшие в социально-экономической и политической жизни страны.
Гражданское право. 8 декабря 1961 г. приняты «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик». В соответствии с Основами в 1964 г. принят новый ГК РСФСР. Определялись основные задачи гражданского право по укреплению социалистической системы хозяйства, социалистической собственности, плановой и договорной дисциплины, хозяйственного расчета, по своевременному выполнению поставок, повышению качества продукции, выполнению планов капитального строительства, охране материальных и культурных интересов граждан и правильному сочетанию этих интересов с интересами общества.
В Основах впервые в истории советского законодательства дается классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, уточняется характеристика форм социалистической собственности. Вместе с тем в Основах отражены базовые положения социализма: имущественные отношения в советском обществе строятся на социалистической системе хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства в форме государственной и кооперативно-колхозной собственности и собственности общественных организаций. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, банки, средства связи, а также основной жилищный фонд в городах и поселках городского типа.
Земля, ее недра, воды, леса могут предоставляться только в пользование.
Собственностью колхозно-кооперативных организаций являются их предприятия, культурно-бытовые учреждения, здания, сооружения, орудия производства, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот и произведенная этими организациями продукция.
Собственностью профсоюзных и иных организаций являются их предприятия, здания, сооружения, санатории, дома отдыха, дворцы культуры, клубы, стадионы и пионерские лагеря, культурно-просветительные фонды и иное соответствующее целям деятельности этих организаций имущество.
В личной собственности граждан могло находиться имущество, предназначенное для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Каждый гражданин может иметь в личной собственности трудовые доходы и сбережения, жилой дом, предметы домашнего обихода, личного потребления. Имущество, находящееся в личной собственности граждан, не разрешалось использовать для извлечения нетрудовых доходов.
Права собственности как организаций, так и граждан охраняются законом.
Трудовое право . С 1955 года началось повышение заработной платы низкооплачиваемым рабочим и служащим. Установлен необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих и стипендии студентам в размере 370 рублей вместо 260 рублей. В 1956 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была сокращена продолжительность рабочего дня для рабочих и служащих в предвыходные и предпраздничные дни. С 1 июля 1956г. для подростков от 16 до 18 лет установлен 6-часовой рабочий день. Был запрещен прием на работу подростков моложе 16 лет.
С 1957 года было запрещено применение труда женщин на подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подзем-
ных сооружений.
В 1960 году завершен перевод всех рабочих и служащих на 7 - и 6 – часовой рабочий день.
В целях дальнейшего улучшения условий труда и быта работающих
женщин на предприятиях стали оборудоваться комнаты для кормящих матерей, детские сады и ясли, в школах созданы группы продленного дня с обеспечением школьников младших классов горячим питанием.
Для рабочих и служащих, не достигших 18 лет, установлен отпуск один календарный месяц.
В марте 1955г. был отменен призыв (мобилизация) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища, и набор в них стал осуществляться только на добровольной основе.
В 1956 году по Указу Президиума Верховного Совета СССР была отменена уголовная ответственность за прогулы и самовольный уход с работы с заменой на дисциплинарную ответственность.
В 1957 году Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров», согласно которому на всех предприятиях и в учреждениях образуются комиссии по трудовым спорам, являющиеся обязательным первичным органом при рассмотрении трудовых споров между трудящимися и администрацией. При несогласии работников с решением комиссии жалобы передаются на рассмотрение в местные профсоюзные комитеты, а при несогласии с их решениями – в народный суд. Расширены права профсоюзов по защите прав рабочих и соблюдению правил техники безопасности.
В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. По данному Закону пенсии назначались по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В соответствии с ним размер пенсий отдельным категориям граждан увеличился в два и более раз. Установлен возраст, по достижении которого назначалась пенсия по старости: для мужчин – 60 лет при трудовом стаже не менее 25 лет, для женщин – 55 лет при трудовом стаже работы не менее 20 лет. Для рабочих и служащих с вредными условиями труда определялись льготы. Пенсии по инвалидности назначались независимо от возраста и стажа работы, вследствие трудового увечья, общего или профессионального заболевания.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имели нетрудоспособные члены семьи умершего: переживший супруг, дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 16 лет.
Семейное право. В целях дальнейшего улучшения охраны материнства и детства 26 марта 1956 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам». Отпуск по беременности и родам увеличился до 112 дней: 56 дней до родов и 56 дней после родов. В случае ненормальных родов или рождении двух и более детей отпуск после родов предоставлялся продолжительностью 70 календарных дней.
Колхозное, земельное право и охрана природы. 9 марта 1955 г. при-
нято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства», расширившее права колхозов в области планирования посевных площадей и развития животноводства. Колхозы могли сами определять размеры приусадебных участков, количество скота в личной собственности колхозников, устанавливать минимум трудодней.
В марте 1958 г. принят Закон «О дальнейшем развитии колхозного
строя и реорганизации машино-тракторных станций». Колхозники освобождались от уплаты сельхозналога. Было введено ежемесячное денежное авансирование колхозников. Устанавливалась дополнительная оплата труда. 15 июля 1964 г. был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Пенсии назначались мужчинам с 65 лет, женщинам – 60 лет. Размеры пенсий колхозников были ниже пенсий рабочих и служащих. Тем не менее это была важная социальная мера государства, которая улучшала материальное положение пожилых колхозников.
В марте 1954 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О едином государственном учете земельного фонда СССР», в соответствии с которым введены учет государственной земли и государственная регистрация землепользователей по единой общесоюзной системе. Контроль за исполнением данного постановления возлагался на Министерство сельского хозяйства СССР.
В октябре 1960 г. был принят Закон «Об охране природы в РСФСР». Это был первый законодательный акт, направленный на усиление охраны природы и рациональное использование природных ресурсов. Охрана при-
роды объявлялась всенародным делом. Все общественные организации и граждане России были призваны активно включаться в дело охраны природы. Было создано Российское общество охраны природы, на которое возлагалось руководство этой деятельностью.
Уголовное право . 25 декабря 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и Закон «Об уголовной ответственности за воинские преступления».
Главной задачей уголовного права провозглашалась «охрана советского общественного и государственного строя, социалистической собст-
венности, личности и прав граждан».
Уголовной ответственности подлежали все лица, совершившие преступления на территории СССР и которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. К подросткам от 14 до 16 лет уголовная ответственность применялась в случае совершения ими тяжких преступлений (убийство, разбой, изнасилование и т.д.). Не освобождались от уголовной ответственности лица, совершившие преступления в состоянии опьянения.
Особо опасными государственными преступлениями считались: из-
мена Родине, шпионаж, террористический акт против представителя иностранного государства и антисоветская агитация и пропаганда.
К воинским преступлениям относились: нарушение воинского устава, отказ от исполнения приказа вышестоящего начальника, неповиновение, совершенное в военное время или в боевой обстановке.
К лицам, совершившим преступления, применялись следующие на-
казания: лишение свободы на срок до 15 лет, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание. Измена Родине, шпионаж и террористические акты наказывались лишением свободы на срок от 10 до 15 лет или смертной казнью с конфискацией имущества. Антисоветская агитация и пропаганда наказывалась лишением свободы на срок от 6 месяцев до 7 лет или ссылкой на срок от двух до пяти лет.
Целями наказания считались исправления и перевоспитание осужденных в духе уважения правил социалистического общежития, точного исполнения законов, а также предупреждение совершения новых преступлений.
Особенностью Основ уголовного законодательства являлось смягчение уголовной ответственности за преступления, не представлявшие большей опасности для государства и общества. Отменен институт аналогии при назначении наказания: преступным признавалось лишь деяние, прямо предусмотренное законом.
Запрещалось применение высшей меры наказания к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент совершения преступления, и к беременным женщинам. Предусматривались условно-досрочное освобождение от наказания и замена его более мягким.
В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял Уголовный кодекс
РСФСР, который состоял из двух частей: Общей и Особенной, 18 глав и 259 статей. Кодекс детализировал положения, предусмотренные Основами, и более подробно определял положения об отдельных видах преступлений.
Уголовно-процессуальное право . В декабре 1958 г. были приняты
«Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», а 27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Основы и УПК РСФСР определили задачи уголовного судопроизводства, которые предусматривали быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона в определении наказаний.
Основы и УПК РСФСР регулировали порядок производства по уголовным делам, закрепляли неприкосновенность личности, осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей в рассмотрении дел, ведение судопроизводства на языке автономной республики или области национального округа или большинства местного населения. Для лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводства, предусматривались услуги переводчика.
УПК РСФСР расширил возможность участия общественности в уголовном процессе. Впервые законодательно закреплено право трудовых кол-


лективов ходатайствовать перед судом о применении к подсудимому условного осуждения и передаче его на перевоспитание коллективу.
УПК РСФСР усиливал гарантии права граждан на неприкосновенность жилища. Был установлен новый порядок производства обыска. Обыски должны производиться только с санкции прокурора.
Гражданское процессуальное право . В декабре 1961 г. приняты «Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик», а в июне 1964 г. – ГПК РСФСР.
Основы устанавливали порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, и определили задачи гражданского судопроизводства. Были установлены единые для СССР общие положения гражданского процессуального права.
ГПК РСФСР расширил права государственных органов и трудовых коллективов в гражданском судопроизводстве, обязывал суды принимать активное участие в предупреждении правонарушений. Общественные организации могли участвовать в судебном разбирательстве, сообщать суду
мнение коллектива.
В отдельных случаях, предусмотренных законом, гражданские дела рассматривались товарищескими судами.
Значительно расширились права суда при рассмотрении дел в порядке надзора и охраны трудовых прав граждан. Суд получил право штрафовать свидетелей за неявку в суд по неуважительным причинам. Определены процессуальные сроки: трудовые дела должны рассматриваться в 5-дневный срок, дела об алиментах – от 10 до 20 дней.
Суд приступал к рассмотрению дела по заявлению заинтересованной
стороны. Прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело на любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс. Разбирательство выносилось большинством голосов. Судья мог приложить к делу свое особое мнение. Стороны могли делать заявление об отводе состава суда.
Судебные решения, вступившие в законную силу, могли быть пере-
смотрены по вновь открывшимся обстоятельствам или в порядке надзора. Заявление о пересмотре судебных решений должно быть подано не позднее одного месяца с того дня, когда установлены обстоятельства, послужившие основанием для заявления о пересмотре решения.

Введение. 3

1. НТР и ее влияние на ход общественного развития. 5

2. «Холодная война» СССР на международной арене. 10

2.1. Борьба за влияние в странах третьего мира. 10

2.2. Международное положение СССР с средины 60-х – начале 80-х гг. 12

2.3. Отношения с капиталистическими странами. 15

3. Нарастание кризисных явлений. 16

3.1. Изменения в политической системе и нарастание противоречий в экономике 16

3.2. От перестройки к революции. 17

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение

Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей.Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Знаменовал начало нового витка советской истории Октябрьский (1964г.) пленум ЦК КПСС.

На Октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный.

Еще при Хрущеве видные советские экономисты выступали с предложениями радикальной экономической реформы, суть которой состояла в переходе от административной, командной экономики к рыночным отношениям. Эта идея была поддержана Хрущевым, а после его отстранения от власти разработку новой экономической реформы возглавил Косыгин. Решениями мартовского (1965) и сентябрьского (1965) Пленумов ЦК КПСС эта реформа получила формальное одобрение и поддержку со стороны партии.

Суть реформы 1965 г. можно свести условно к трем важнейшим направлениям:

1) перемены в структуре управления народным хозяйством. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленными предприятиями. Были воссозданы союзные и союзно-республиканские министерства.

2) коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на реализованную продукцию.

3) совершенствование экономического стимулирования. Оно включало: улучшение системы ценообразования, улучшение системы оплаты труда.

В русле этих направлений предусматривалось:

1. оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли по выполнению заданий;

2. поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий;

3. положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать прямые связи между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции. Повысить роль хозяйственных договоров.

Цель данной работы – рассмотреть историю СССР с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.

Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:

Рассмотреть развитие НТР и ее влияние на ход общественного развития;

Рассмотреть основные аспекты «холодной войны» в 60-80-х гг., а так же положение СССР на международной арене;

Проанализировать нарастание кризисных явлений в СССР в рассматриваемый мной период.

1. НТР и ее влияние на ход общественного развития

Впервые упомя­нутая в Советском Союзе НТР уже меняла представления о мире, делала его меньше, усиливала взаимозависимость стран и континентов, создавала новые отношения вчерашних рав­новеликих держав. Вместе с тем, переход к НТР не был од­номоментным. При осуществлении ракетно-космических программ были созданы новые специ­альные виды топлива, жаропрочные конструкционные ма­териалы, исключительно надежные приборы управления, средства радиосвязи и телеизмерений, миниатюрные радио­детали, солнечные батареи.

Лишь в начале 1970-х годов впервые была поставлена зада­ча перехода от отдельных, пусть даже блестящих завоеваний науки и техники к широкому освоению новинок НТР в на­родном хозяйстве и выхода советской индустрии на качественно новый технический уровень, «соединить достижения НТР с преимуществами социализма». Новые орудия и средства труда, новые источники энергии ознаменовали полномасш­табное вступление в НТР тогда, когда произошел переход к стадии их технически и экономически целесообразной эво­люции. Так, ввод в промышленную эксплуатацию атомных энергоблоков и прочное положение АЭС в энергетике отно­сится к концу семилетки. В 1963-1964 гг. были пущены Белоярская АЭС им. Курчатова и Ново-Воронежская АЭС. Мощность каждой из них по сравнению с Обнинской стан­цией возросла в 20 раз и достигла 100 тыс. кВт. Пуск АЭС на Урале и в центре России доказывал большое значение атом­ных электростанций как промышленных энергетических предприятий. Если первенец атомной энергетики 1954 г. на­зывался экспериментальной АЭС Академии наук, то Белоярская и Ново-Воронежская АЭС вошли в состав Министер­ства энергетики и электрификации СССР. Период создания и освоения промышленных АЭС - отправная точка революционных изменений в индустриальной энергетике. Аналогичные этапные отметки в развитии других отраслей и направлений (освоение космоса, электронно-вычислительная техника и т.д.). Первые искусственные спутники Земли при­кладного назначения были выведены на орбиту уже в середи­не и второй половине 60-х годов: «Молния», «Метеор», спут­ники серии «Космос». Космические исследования способствовали развитию различных направлений науки и техники, постепенно приобретая прикладное значе­ние. С начала 70-х годов средства на космонавтику стали вы­деляться тем же порядком, что и на развитие других народ­нохозяйственных отраслей.

Даже на примере космонавтики, казалось бы далекой от непосредственных нужд экономики сферы научно-техничес­кого прогресса, видно, как постепенно - и радикально - возрастала связь науки с практикой. НТР вызвала ускоренное развитие отраслей науки, непосредственно связанных с на­родным хозяйством. Внедрение в производство новых техно­логий и более совершенной техники приносило большой эко­номический эффект. (4, с.338)

Изменения охватили самые разные направления НТР. Че­рез 13 лет после появления первой советской цифровой вычис­лительной машины в СССР начинается серийный выпуск тран­зисторных вычислительных машин, а еще через два года (1964) ламповые модели снимаются с производства. Настоящий пе­реворот в производстве ЭВМ произошел на рубеже 60-70-х годов на основе новой элементной базы, появления микропроцессо­ров и сложных интегральных схем - вычислительная техника третьего-четвертого поколений впервые соединила в себе ком­пактность, быстродействие, относительную дешевизну, стала доступной значительному кругу учреждений, предприятий, организаций. Это было событие исключительного значения. Не случайно создание производственных АСУ начинается че­рез 20-30 лет после появления первых опытных и серийных образцов вычислительной техники в 1948-1953 гг.

В современных условиях электронная техника преобразу­ет так называемый мягкий товар, или же предмет труда - ин­формацию и, таким образом, ЭВМ также может рассматри­ваться как рабочая машина. Следовательно, ЭВМ также может внести революционные изменения, особенно на первом этапе НТР. В целом же микропроцессорная революция создала пред­посылки для появления новой нематериальной отрасли обще­ственного производства (программостроение, накопление «ноу-хау» и т.д.). Под воздействием НТР границы народного хозяйства все больше расходятся с границами традиционного понятия «общественное производство». Полностью соответству­ют тезису «открытие без применения не дает революционного сдвига» представления о глобальности НТР. Дальнейшее развитие носило следы разновременности и выявило новую сторону НТР как глобального процесса: набрав силу «у них», она сделала неотвратимыми перемены в социально-экономических структурах у нас. Однако опосре­дованное воздействие НТР может вполне проявиться лишь после того, как революционные изменения в науке, технике, производстве произошли в наиболее индустриально развитых странах. Так как это имело место в 60-х годах, то и в СССР опосредование не могло возникнуть раньше 60-70-х годов, исключая военно-техническую область. Преуспев в запуске искусствен­ного спутника Земли, наша страна уступила в области теле­видения, транзисторов, компьютеров, радаров, полимеров, лазеров, станков с ЧПУ, роботов и т.д. Счет промышленным АЭС также открыла зарубежная индустрия.

Дополнение критериев развертывания научно-технической революции требованиями массового освоения в народном хо­зяйстве новинок НТР, относительного и абсолютного удешев­ления наукоемкой продукции позволяет отнести начальный этап НТР в СССР к 60-м - началу 70-х годов. (4, с.340)

В начальной, неразвитой фазе, НТР выявляет прежде всего свои технические и экономические слагаемые (научные же формируются как их предпосылки и органично входят в ос­нову НТР). На более зрелой ступени эволюции научно-техни­ческой революции на первый план входит еще один, пожа­луй, коренной критерий НТР - социальный. Современная научно-техническая революция - не только и не столько из­менения в науке или технической оснащенности, сколько глу­бочайшее социальное преобразование, так как всякая рево­люция является таковой лишь в той мере, в какой она изменяет общество. Вне человека и общества термин «рево­люция» лишен смысла. В связи с этим нельзя не отметить порочность методологического приема, закрепившегося в обществознании при изучении НТР - вычленении проблемы социальных последствий научно-технической революции, что ведет к утрате комплексности понятия «НТР», лишает ее од­ной из сущностных средств.

В октябре 1964 года Н.С. Хрущев был обвинен в "волюнтаризме" и "субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию. Правящая элита не хотела больше терпеть реформаторские действия Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. Народу была непонятна борьба Хрущева за "светлое будущее" при ухудшении текущей жизни.

Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н. Косыгин. С приходом Брежнева к власти управление советским обществом переходит к "новому" классу (700 тыс. человек), классу управляющих, лишенному веры в социальную справедливость и многих моральных запретов. Номенклатура окружала себя новыми привилегиями и материальными благами, а наиболее коррумпированные ее члены были связаны с "теневой экономикой".Главным источником обогащения правящего класса в 60-х - начале 80-х годов становятся всевозможные злоупотребления должностями, взятки, приписки. К середине 80-х годов правящая элита превращается из управляющих "социалистической" собственностью в ее реальных хозяев. Создается атмосфера безнаказанности и вседозволенности.

Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер ("неосталинизм"). Со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина, прекратился процесс реабилитации репрессированных, начались гонения на инакомыслящих. В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение, характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение "развитого социализма". В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др.

Политическую жизнь страны 1-й половины 1980-х годов характеризовала частая смена высшего руководства: в ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, в марте 1985 года - К.У. Черненко.

С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству:установить твердый план закупок на 6 лет (1965 - 1970 гг.)повысить закупочные цены, ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию, увеличить капиталовложения в деревню, сократить налоги .

Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующем: переход к отраслевому управлению, перевод предприятий на хозрасчет, сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9), создание поощрительных фондов на предприятиях. В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин.

Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно, в годы 8-й пятилетки (1966 - 1970 гг.) объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые "Жигули"). Сельхозпроизводство выросло на 20%. К началу 1970-х годов реформа перестала действовать. Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план.Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства . Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, главным образом вширь (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов). На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда. Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией. Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку 20 млрд. руб. приходилось на военно-технические исследования.

Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 - 1975 гг.) экономический рост прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств - газа и нефти. "Нефтедоллары" расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974- 1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - 3 тыс. км.

Наиболее слабой отраслью в 70-е - 80-е годы оставалось сельское хозяйство. Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику - высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 - 1084 гг. - 40 млн. т. в год).

В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования "теневой экономики".

СССР в 60-е-80-е гг. XX в.

После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК. Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой», т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества. В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров. Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!» По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров. В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком» для партийно-государственной номенклатуры (привелегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева. 7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма»). Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

Внешняя политика СССР в 60–80-е гг.

Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»). Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений.26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО – 1972 г.). Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийскиеигры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.). СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну». Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури). Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась. Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

Советская культура в 60–80-е гг.

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич. Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.



Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

40.СССР в период «перестройки».

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (политика «ускорения»). Его рычагами должны были стать технологическое перевооружение производства и повышение производительности труда. Повысить производительность предполагалось за счет трудового энтузиазма (возрождались социалистические соревнования), искоренения алкоголизма (антиалкогольная компания – май 1985 г.) и борьбы с нетрудовыми доходами. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (политика «ускорения»). Его рычагами должны были стать технологическое перевооружение производства и повышение производительности труда. Повысить производительность предполагалось за счет трудового энтузиазма (возрождались социалистические соревнования), искоренения алкоголизма (антиалкогольная компания – май 1985 г.) и борьбы с нетрудовыми доходами. Ускорение» привело к некоторому оживлению экономики, но уже к 1987 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем – и в промышленности. Ситуацию осложняли огромные капиталовложения, необходимые для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) и продолжающаяся война в Афганистане.

Руководство страны было вынуждено пойти на более радикальные преобразования. С лета 1987 г. начинается собственно перестройка. Программу экономических преобразований разрабатывали Л. Абалкин, Т. Заславская, П. Бунич. Образцом для перестройки стал НЭП.

В экономической сфере:

Происходит перевод государственных предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Поскольку оборонные предприятия были не способны действовать в новых условиях, проводится конверсия – перевод производства на мирные рельсы (демилитаризация экономики);

На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств;

Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Директивный государственный план сменился госзаказом.

В политической сфере:

Расширяется внутрипартийная демократия. Возникает внутрипартийная оппозиция, связанная, прежде всего, с неудачами экономических преобразований. На октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и методов преобразований выступил первый секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. На XIX Всесоюзной конференции КПСС было принято решение о запрете безальтернативных выборов;

Существенно перестраивается государственный аппарат. В соответствии с решениями XIX конференции (июнь 1988 г.).учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин (май 1990 г.). В марте 1990 г. В СССР был введен пост президента. Первым президентом СССР стал М.С. Горбачев;

С 1986 г. проводится политика «гласности» и «плюрализма», т.е. в СССР искусственно создается некое подобие свободы слова, предполагающее возможность свободного обсуждения строго определенного партией круга вопросов;

В стране начинает складываться многопартийная система.

В духовной сфере:

Государство ослабляет идеологический контроль над духовной сферой жизни общества. Свободно издаются запрещенные ранее литературные произведения, известные читателям только по «самиздату» - «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Дети Арбата» Б. Рыбакова и т.д.;

В рамках «гласности» и «плюрализма» проводятся «круглые столы» по некоторым вопросам истории СССР. Начинается критика «культа личности» Сталина, пересматривается отношение к Гражданской войне и т.д.;

Расширяются культурные связи с Западом.

К 1990 г. идея перестройки практически исчерпала себя. «Гласность» и «плюрализм» - главные лозунги перестройки – к падению авторитета КПСС, развитию националистических движений. Тем не менее, горбачевская администрация с весны 1990 г. переходит к следующему этапу политических и экономических преобразований. Г. Явлинским и С. Шаталиным была подготовлена программа «5оо дней», предусматривающая относительно радикальные экономические преобразования с целью постепенного перехода к рынку. Эта программа была отвергнута Горбачевым под влиянием консервативного крыла КПСС. Уже с середины 80-х фактически намечается распад государства. ГКЧП был издан приказ об аресте Б.Н. Ельцина, избранного 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР. Было введено военное положение. Однако большинство населения и военнослужащих отказались поддержать ГКЧП. Это предрешило его поражение. 22 августа члены были арестованы, но подписание договора уже так и не состоялось.

В результате августовского путча был окончательно подорван авторитет М.С. Горбачева. Реальная власть в стране перешла к руководителям республик. В конце августа была приостановлена деятельность КПСС. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых государств (СНГ) – «Беловежские соглашения». 21 декабря к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.