Денежные реформы россии. Реформа политической системы

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Денежная реформа в России 1993 года была проведена в период с 26 июля по 7 августа 1993 года .

Цели реформы

Денежная реформа 1993 года преследовала цели укрощения инфляции и обмена оставшихся в обращении денежных знаков 1961-1992 годов на купюры нового образца. Реформа носила конфискационный характер в связи с тем, что был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. Кроме того, реформа проводилась в период летних отпусков, что создавало дополнительные сложности для граждан. В этой связи Банк России выпустил разъяснение о том, что обмен дензнаков с 1 октября 1993 года производится исключительно при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в установленные сроки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком рублёвых денежных знаков из бывших советских республик, поскольку центральные банки некоторых бывших союзных республик уже начали эмиссию национальных валют. Выпуск национальными банками с 1993 года национальных денежных знаков на пространстве бывшего союзного государства стал угрожать российской денежной единице тем, что старая денежная масса могла хлынуть в Российскую Федерацию.

В качестве официальных целей реформы были объявлены борьба с инфляцией, изъятие из обращения казначейских билетов старого образца Госбанка СССР и решение задачи по разделению денежных систем России и других стран СНГ , использовавших рубль в качестве платёжного средства во внутреннем денежном обороте. На деле же 17 июля 1993 года Россия вышла из рублёвой зоны СНГ , рубль фактически 26 сентября 1993 года как платёжное средство взаимосвязанной экономики СНГ прекратил своё существование, а правительство В. С. Черномырдина лишило Россию возможности контролировать всю денежную наличную эмиссию и экономику зависевших от неё республик рублёвой зоны. Безналичный рубль в расчётах между республиками также прекратил своё существование.

В Российской Федерации было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использовании в России с 26 сентября 1993 года только банкнот образца 1993 года.

Условия реформы

Условия денежной реформы были изложены в Телеграмме Центрального банка Российской Федерации N 131-93 от 24 июля 1993 г. Телеграмма была подписана Председателем Центрального банка РСФСР (Росцентрбанка) Виктором Геращенко .

Центральный банк Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» и Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР» в целях устранения множественной модификации денежных билетов одного достоинства в обращении и в связи с достаточностью в резервах банкнот и монеты Банка России образца 1993 года прекращает с нуля часов (по местному времени) 26 июля 1993 года обращение на всей территории Российской Федерации государственных казначейских билетов СССР, билетов Государственного банка СССР и банкнот Банка России образца 1961-1992 годов.

Первоначально лимит обмена был установлен в 35 тысяч рублей (в то время - примерно 35 долларов). Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять указанные суммы в течение двух недель, с 26 июля по 7 августа, в учреждениях Сбербанка России, о чём в паспорте ставился штамп. Суммы, превышающие 35 000 рублей, подлежали зачислению на срочные депозиты сроком на 6 месяцев.

В стране началась паника. 26 июля был издан указ Президента РФ № 1107, увеличивающий сумму принимаемых к обмену банкнот образца 1961-1992 годов до 100 тыс. руб. (около 100 долларов США в эквиваленте) на человека. Банкноты в 10 000 рублей образца 1992 года обменивались без ограничения суммы. Срок обмена продлевался до конца августа, в течение этого периода разрешалось использование в обращении купюр в 1, 3, 5 и 10 рублей . 27 июля была издана телеграмма ЦБ, содержащая аналогичные положения. .

В дальнейшем обмен был продлён до конца года, но было дано разъяснение, что с 1 октября обмен банкнот возможен только при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в более ранние сроки . Срок использования в обращении купюр в 1, 3, 5 и 10 рублей, продлённый первоначально до конца августа, позднее также был продлён до 31 декабря 1993 года .

Многие люди физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали.

Предприятия могли обменять наличные в пределах кассовых остатков на начало дня 26 июля и обязаны были сдать их в банк в течение банковского дня 26 июля. Сумма сдаваемых денег не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля.

Монеты в рублях и копейках формально оставались законным платёжным средством до денежной реформы 1998 года .

Результаты реформы

В ходе реформы 1993 года было изъято 24 миллиарда банкнот. Реформа так и не укрепила рубль. На деле она привела к серьёзным осложнениям с соседями, так как их валюты были привязаны к рублю. Центральному банку пришлось передать часть новых банкнот Казахстану и Белоруссии. Во второй половине 1993 года Россия пыталась договориться с соседями о создании рублёвой зоны нового типа, но только Белоруссия пошла на подписание соглашения об объединении денежных систем в будущем.

Одним из результатов реформы стал отказ от рубля и становление национальных валют в странах СНГ (хотя некоторое время после реформы рубли СССР, уже не принимаемые в России, активно использовались в денежном обращении стран СНГ).

Введение нового российского рубля пресекло неконтролируемую печать прежних денежных знаков за пределами России. По утверждению директора Банковского института ВШЭ Василия Солодкова, после распада СССР все бывшие союзные республики стали самостоятельно и неограниченно печатать советские рубли, которые в большом количестве поступали на российский рынок и вносили свой вклад в гиперинфляцию в России. Разделение национальных валют позволило российскому правительству более эффективно управлять денежной массой. [уточнить ]

«Хотели как лучше, а получилось как всегда »
- фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин , премьер-министр Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс-конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года.

Напишите отзыв о статье "Денежная реформа в России 1993 года"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Денежная реформа в России 1993 года

В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.
«Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что нибудь, для чего нибудь или почему нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…»
И пити пити пити и ти ти, и пити пити – бум, ударилась муха… И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что то происходило особенное. Все так же в этом мире все воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал.
«О, как тяжел этот неперестающий бред!» – подумал князь Андрей, стараясь изгнать это лицо из своего воображения. Но лицо это стояло пред ним с силою действительности, и лицо это приближалось. Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. Тихий шепчущий голос продолжал свой мерный лепет, что то давило, тянулось, и странное лицо стояло перед ним. Князь Андрей собрал все свои силы, чтобы опомниться; он пошевелился, и вдруг в ушах его зазвенело, в глазах помутилось, и он, как человек, окунувшийся в воду, потерял сознание. Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что то.
Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
– Вы? – сказал он. – Как счастливо!
Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами.

Цели реформы

Денежная реформа 1993 года преследовала цели укрощения инфляции и обмена оставшихся денежных знаков 1961--1992 годов на купюры нового образца. Реформа носила конфискационный характер в связи с тем, что был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. Кроме того, реформа проводилась в период летних отпусков, что создавало дополнительные сложности для граждан. В этой связи Центробанк РФ выпустил разъяснение о том, что обмен дензнаков с 1 октября 1993 года производится исключительно при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в установленные сроки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик. Результаты реформы были оценены известной репликой В. С. Черномырдина (занимавшего в то время пост премьер-министра): «хотели как лучше, а получилось как всегда».

В качестве цели реформы было объявлена борьба с инфляцией и изъятие из обращения казначейских билетов старого образца Госбанка СССР. Кроме того, эта реформа решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте. В Российской Федерации было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961--1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 года только банкнот образца 1993 года

По сути из-за существенных ограничений на обмен казначейских билетов, реформа носила конфискационный характер.

Условия реформы

Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб., о чем в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик. В результате, многие люди физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали.

Предприятия могли обменять наличные в пределах кассовых остатков на начало дня 26 июля и обязаны были сдать их в банк в течение банковского дня 26 июля. Сумма сдаваемых денег не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля.

«Хотели как лучше, а получилось как всегда» - фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, премьер-министр Российской Федерации 6 августа 1993 года на пресс-конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года.

Результаты реформы

В ходе реформы 1993 года было изъято 24 миллиарда банкнот.

Одним из результатов реформы также стал, отказ от рубля и становление национальных валют в странах СНГ (хотя некоторое время после реформы рубли СССР, уже не принимаемые в России, активно использовались в денежном обращении стран СНГ).

Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведен 26 июля -- 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. рублей), о чем в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате, многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Общественно-политическая ситуация в стране в 1992 году. Августовские события 1991 г., распад СССР и переход к рыночной экономике привели к резкому росту социальной напряженности в обществе. В стране ширилось забастовочное движение. Численность участников забастовок и политических манифестаций в 1992 г. превысила аналогичные показатели периода первой российской революции 1905-1907 годов.

Августовский кризис 1991 г. вызвал перегруппировку политических сил в стране. Воспользовавшись тем, что часть руководства КПСС поддержала действия ГКЧП, президент Ельцин запретил деятельность Компартии РСФСР на территории России, а затем объявил о национализации ее имущества и денежных средств. В 1992 г. состоялся "процесс по делу КПСС" в Конституционном суде.

Однако левые политические силы лишь на время оказались дезорганизованы. Уже с конца 1991 г. стали возникать новые партии коммунистического направления: Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков. Союз коммунистов, Российская коммунистическая рабочая партия. В феврале 1993 г. прошел II (объединительно-восстановительный) съезд Коммунистической партии Российской Федерации, лидером которой стал Г. А. Зюганов. Эта партия сразу стала самой многочисленной из всех политических сил страны (в нее вступили 200 тыс. бывших членов КПСС), хотя в целом ее численность составляла лишь 1% от прежнего состава КПСС. По мере осложнения экономической ситуации КПРФ приобретала все новых и новых сторонников. Вскоре ее численность выросла до 500 тыс. человек.

Партии и движения либерального направления, наоборот, вступили в полосу кризиса. Он был вызван отсутствием единой мощной либеральной партии, а также целостной программы преобразований в стране.

Несколько укрепили свои позиции после распада СССР представители партий и движений национально-патриотической направленности. Среди них наиболее серьезные позиции занимала ЛДПР В. В. Жириновского.

Однако все политические партии России попрежнему не имели реальной власти и не могли оказывать серьезного влияния на политику правительства. В повестку дня вновь встал вопрос о реформе политической системы.

Разработка новой конституции. Октябрьский политический кризис 1993 года. Постепенно центром, объединившим политиков, недовольных ходом реформ, стал Верховный Совет РСФСР во главе с Р. И. Хасбулатовым. Народные депутаты выступали за смягчение социальных последствий преобразований и ограничение полномочий президента и правительства. Назревал конфликт между системой Советов и президентской властью.

Подходы к содержанию новой конституции у президентской администрации и у Верховного Совета были разными: и та и другая стороны стремились закрепить за собой ключевые властные полномочия. Поэтому проект Ельцина исходил из построения в России президентской, а проект Верховного Совета - парламентской республики. В принципиальном же плане речь шла о выборе между либеральной и советской системами организации власти.

В споре друг с другом обе стороны стремились опереться на поддержку народа. В апреле 1993 г. состоялся референдум о доверии президенту. Каждый избиратель получил бюллетень с вопросами: "1. Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? 2. Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую президентом и правительством с 1992 года? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента? 4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов?"

Почти 60% голосовавших выразили доверие президенту. Однако лишь чуть больше половины участников референдума поддержали его политику. Тем не менее, итоги референдума означали победу Ельцина. Используя ее, он ускорил разработку своего варианта конституции страны. Летом 1993 г. состоялось Конституционное совещание, одобрившее идею формирования в стране президентско-парламентской республики. Но руководство Верховного Совета отказалось от участия в обсуждении проекта и завело в тупик ситуацию вокруг новой конституции. Открытое столкновение двух ветвей власти становилось неизбежным.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал указ о поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, назначил на декабрь выборы в новые органы государственной власти и референдум о новой конституции страны.

Президентский указ осудило не только руководство Верховного Совета, но и большинство членов Конституционного суда, объявивших действия президента неконституционными. Было принято решение об отстранении Ельцина от власти и назначении новым главой государства вице-президента А. В. Руцкого, который сразу начал формировать новое правительство. В ответ на это президент окружил здание Верховного Совета войсками и приказал депутатам покинуть его.

2 октября по столице прокатилась волна демонстраций и акций протеста, организованных оппозицией. Они вылились в массовые беспорядки. В городе началось строительство баррикад, стычки с милицией. 3 октября восставшие захватили здание мэрии, попытались штурмом взять телецентр "Останкино". Появились первые жертвы как среди восставших, так и среди мирных жителей. В столице было объявлено чрезвычайное положение. Однако военное руководство проявило колебания и затягивало выполнение приказа президента о введении в Москву войск и бронетехники. Лишь утром 4 октября начался артиллерийский обстрел здания Верховного Совета, вызвавший сильный пожар и гибель людей. К концу дня Белый дом был занят войсками, а депутаты распущенного Верховного Совета - противники президента - арестованы.

Конституция России 1993 года. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Они впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Их результаты оказались во многом неожиданными: первое место по партийным спискам оказалось у Либерально-демократической партии России, получившей почти 25% голосов. Около 15% избирателей проголосовали за "Выбор России" Е. Т. Гайдара. С учетом депутатов, избранных по одномандатным округам, из 450 депутатов Государственной думы 96 мест оказалось у "Выбора России", 70 - у ЛДПР, 65 - у КПРФ.

За принятие конституции России высказались 58,4% голосовавших. Новый Основной закон страны ликвидировал советскую систему власти. Вместо полновластных Советов провозглашалось разделение властей.

Главой государства с широкими полномочиями был провозглашен президент, определяющий основные направления внутренней и внешней политики и выступающий гарантом конституции.

Исполнительная власть была представлена правительством. Оно наделялось большими полномочиями в осуществлении экономической политики, а также обеспечении обороны и государственной безопасности страны, проведении внешней политики.

Законодательные функции были закреплены за Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Определялся порядок принятия законов: их проекты обсуждались в Думе, затем их утверждал Совет Федерации, после чего должен был подписать президент. В случае, если глава государства отказывался подписать закон, Дума двумя третями голосов могла преодолеть его вето и ввести закон в действие.

Третьей ветвью власти становилась судебная система. Высшими ее органами являются Конституционный суд (следящий за соответствием конституции принимаемых законов и указов), Верховный суд (высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам) и Высший арбитражный суд (по экономическим спорам).

В конституции были закреплены основные политические и гражданские права и свободы.

Политическая жизнь России во второй половине 1990-х годов. В 1994 - 1996 гг. проходило становление новой политической системы страны. Налаживалось взаимодействие между ветвями власти. В декабре 1995 г. прошли новые выборы в Государственную думу. После их проведения началась предвыборная кампания по выборам президента России. Эти выборы стали крупнейшим политическим событием, так как именно президенту, согласно конституции, принадлежит реальная власть в стране.

В выборах участвовали 11 кандидатов, в том числе действующий президент Б. Н. Ельцин, бывший Президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений, а также предприниматели и общественные деятели. В первом туре выборов (16 июня 1996 г.) наибольшее количество голосов получили Ельцин (35,3%) и Зюганов (32%). Они и вышли во второй тур. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Ельцин (55%), а Зюганов набрал 40,7% голосов.

Весной 1998 г. был отправлен в отставку премьер-министр Черномырдин. Вместо него главой правительства стал министр топлива и энергетики С. В. Кириенко. Однако после финансового кризиса 17 августа он также был отправлен в отставку. Новым главой кабинета стал министр иностранных дел Е. М. Примаков. Быстрый рост его авторитета в глазах политиков и населения не мог понравиться президенту. В мае 1999 г. он был заменен на своем посту министром внутренних дел С. В. Степашиным. Однако и тот продержался неполных три месяца. Новым главой правительства стал председатель Федеральной службы безопасности (ФСБ) В. В. Путин. Кроме того, президент объявил о том, что будет выдвигать кандидатуру Путина на пост президента летом 2000 года.

В декабре 1999 г. прошли выборы в Государственную думу. По их итогам на первом месте оказались коммунисты, второе место заняли представители проправительственного блока "Единство" (лидер С. К. Шойгу), на третьем месте оказался блок "Отечество - вся Россия" (Е. М. Примаков; мэр Москвы Ю. М. Лужков; губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев), далее следовали "Союз правых сил" (С. В. Кириенко), "Блок Жириновского" и "Яблоко" (Г. А. Явлинский). Особенностью нового состава Думы стало то, что ни одна политическая партия или блок не имеют в ней большинства, необходимого для принятия решений. В то же время влияние президента на Думу значительно выросло через представительство блоков "Единство", "Союз правых сил" и Жириновского. В результате Госдума уже не является таким противовесом президентской власти, как это было раньше.

Итоги политического развития России в 90-х годах. Главным событием в политической жизни России 90-х гг. стал демонтаж системы власти Советов. Вместо полновластия Советов в основу государственного устройства была положена идея разделения властей, что закрепила Конституция РФ. Это произошло впервые в тысячелетней истории России.

Государственные и местные органы власти впервые стали избираться путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Одним из ярких проявлений новой России стала многопартийность. В стране было зарегистрировано более 150 политических партий и общественно-политических движений.

Однако все это вовсе не означало формирования подлинно демократического государства. Установившийся в стране политический строй можно охарактеризовать как элитарную (автократическую) демократию, при которой демократические институты используются лишь для выдвижения и закрепления у власти новой элиты.

При всех недостатках советской системы ее отличало привлечение к соуправлению (хотя во многом и формальному) делами общества миллионов граждан. Теперь этот принцип был опрокинут.

Последним из крупных политических событий 90-х гг. стала отставка Б. Н. Ельцина с поста президента России, о которой он объявил 31 декабря 1999 года. Исполняющим обязанности главы государства был назначен председатель правительства В. В. Путин.

Новые президентские выборы состоялись 26 марта 2000 года. Уже в первом туре победу одержал В. В. Путин, набравший около 53% голосов избирателей, пришедших на выборы. 7 мая он вступил в должность. Перед Россией открылись новые перспективы.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

Двадцать лет назад, 26 июля 1993 года, в России случилась денежная реформа . И хотя носила она конфискационный характер, то есть государство ограничило количество обмениваемых старых купюр на новые, люди о ней успели забыть. Что и понятно: к моменту реформы 1993 года изымать у населения было особенно нечего. Предыдущие революционные преобразования в 1991 и 1992 годов порядком истощили материальные запасы.

Впрочем, недооценивать значение событий 20-летней давности тоже не стоит. Проходили они под аккомпанемент народных волнений и исторических решений. Ведь, по сути, реформа 1993 года - это рождение нового российского рубля, который 26 июля выделился из валютного пространства бывших советских республик. На пресс-конференции, которую дал в связи с этим событием тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин, родилось одно из самых запомнившихся его высказываний: "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Хотели как лучше

Формальным основанием для старта реформы стала телеграмма от 24 июля за подписью тогдашнего главы Центробанка Виктора Геращенко.

В телеграмме говорилось, что с ноля часов 26 июля по всей стране прекращается хождение банкнот образца 1961-1992 годов. А все "старые" советские рубли подлежат обмену до 7 августа. С ограничениями: первоначально было предписано, что по прописке поменять можно было не больше 35 тыс рублей (примерно 35 долларов) на человека. После проведенной операции ставился штамп в паспорте, чтобы люди не пытались воспользоваться правом дважды. В стране началась паника. Поэтому президент Борис Ельцин издал указ, по которому сумма увеличивалась до 100 тыс рублей, а срок реформы - до конца августа 1993 года.

Тем не менее, реформа вызвала бурю протеста. Справедливого, нужно отметить. Ведь телеграмма, которая запустила обмен, вышла в субботу, когда Сбербанк не работал, а многие люди в разгар летнего сезона проводили время на дачах и в отпусках. Даже несмотря на продление сроков, было достаточно людей, которые просто физически не успели обменять свои наличные сбережения, те просто "сгорели".

Правда, такой цели в обосновании денежной реформы не было. Официально она проводилась с двумя целями - нейтрализовать инфляцию, которая превратилась в "гипер" после либерализации цен в 1992 году, а также прекратить поступление денег из бывших советских республик, которые начали переходить на свои валюты.

Действительно, обе эти проблемы существовали. В январе 1992 года, как только государство перестало регулировать цены и отправило их в свободное плавание, они подскочили на 245,3% по сравнению с предыдущим месяцем. И в течение года каждые 30 дней инфляция прибавляла от 8,6% до 38%. В 1993-м процесс продолжился. Цены росли на 12,5-25,7% в месяц. Доходы населения при этом сильно упали, поскольку цены увеличивались в 10 раз быстрей, чем зарплаты.

Свой вклад в российскую инфляцию делали и бывшие советские республики. В 1992 году многие новые страны (Эстония, Латвия, Литва, Украина) ввели собственные валюты. В 1993-м к ним присоединились и другие. Только Азербайджан и Таджикистан перешли на свои денежные единицы позже. Но вопрос встал ребром. Выпускать рубль мог только российский Центробанк. При этом 15 независимых госбанков бывших республик имел возможность выпускать рублевые кредиты. Что они активно и делали, увеличивая нагрузку на печатный станок России. Виктор Геращенко пояснял, что эта нагрузка - лишняя, кроме того, что наша страна будет делать со всей рублевой массой, которую бывшие коллеги по Союзу скинут в Россию, когда введут свои валюты?

Геращенко видел выход в том, чтобы окончательно отделить рублевую зону, а заодно нейтрализовать значительную денежную массу, которая, к примеру, в 1992 году выросла на почти 592%, а в 1993-м росла со скоростью 8,8-23% в месяц. При этом количество наличных денег в 1992-м подскочило на 850%, а в 1993-м, даже несмотря на реформу, - на 782%.

Понятное дело, что совокупностью либерализации цен и потоком рублей из бывших советских республик такие громадные показатели объяснить нельзя. Хотя отказ от регулирования цен, безусловно, сыграл свою роль.

Пытаясь сдержать инфляцию, правительство ужесточало монетарную политику, но это выстрелило в другую сторону. В стране разразился кризис неплатежей, промышленность оказалась в тяжелом состоянии. Глава Центробанка включил "печатный станок", пытаясь решить проблему взаиморасчетов, неплатежей и экономических реформ.

Но, как мы видим, его политика заливания проблем деньгами привела к тому, что инфляция вырвалась за все возможные рамки. Вот и понадобилась реформа - "время разбрасывать деньги, а время их изымать".

Получилось как всегда

Я опрашивала своих знакомых и друзей, помнят ли они денежную реформу 1993 года. Многие путали с павловской реформой начала 1991 года, которая практически уничтожила сбережения людей, обесценив их. Просто многим уже нечего было терять. К моменту реформы 1993-го средняя зарплата в стране поднялась до 53 тыс рублей. А килограмм мяса, к примеру, стоил более 2000 рублей.

"Когда мы узнали о реформе, то были в Москве, сидели на кухне, - рассказала моя подруга Марина из семьи советских служащих. - Первая реакция - смех сквозь слезы. Брать у нас было уже нечего. И так трудно приходилось, поскольку родители были бюджетниками. Мама - учительница, папа - военный инженер. Еле сводили концы с концами. Хотя продуктов после того, как отпустили цены, было вдоволь, но мы не могли себе позволить покупать по рыночным ценам. Поэтому даже посмеялись над реформой. И было в нашей позиции что-то от фиги в кармане. Вам надо у нас что-то изъять, - а нету".

История эта, я думаю, типична. Но, признаюсь, моя семья жила в несколько ином измерении. По крайней мере, тогда. У отца был бизнес, на тот момент вполне успешный, и денег в семье было достаточно. Поэтому у меня своя история, связанная с реформой 1993 года, которая в какой-то степени стала первым и последним опытом инвестирования.

Кошелек или колечко

К лету 1993 года по стране поползли слухи, что готовится новый денежный обмен. Не знаю, что их породило. Возможно, люди понимали, что такие проблемы с инфляцией не могут длиться вечно. Но разговоры шли, и очень уверенные. Власти подливали масла в огонь, регулярно опровергая эти слухи, но народ лишь еще больше утверждался во мнении, что грядут перемены купюр.

Народ волновался и пытался каким-либо способом спасти хотя бы те небольшие средства, что имел. В банк нести не желали, помня 1991 год. Кредитные организации заманивали высокими ставками, но народ уже не верил и предпочитал наличную форму хранения. Примерно 10% от доходов, то есть оставшиеся от текущего потребления деньги, люди меняли на валюту. В 1993 году затраты на иностранные дензнаки превысили накопления на вкладах и ценных бумагах примерно на 35%.

Был и еще способ попытаться сохранить сбережения - купить что-нибудь ценное. В ювелирные магазины на фоне слухов о предстоящей реформе выстраивались очереди. Помнится, решила и я инвестировать имеющиеся у меня деньги в вечные ценности, за которые тогда принимала золотые украшения.

Стояли в очереди долго. Болтали про реформу и за жизнь. Бегала раз десять посмотреть на витрину, выбирала, что покупать буду. Золото было неприятно желтого цвета, с большими и не очень дорогими камнями. Знала бы я тогда, что в инвестиционных целях лучше покупать самые простые украшения - кольца, браслеты, серьги, цепочки. Все равно продать ювелирку можно только по так называемой цене лома. Камни делают изделие дороже при покупке, но не учитываются при продаже. Если, конечно, украшение не относится к реально дорогим и качественным и не усыпано отборными бриллиантами, сапфирами или изумрудами. Но откуда тогда было это знать?

В приятном возбуждении, наконец, добираюсь до витрины, выбираю кучу лома с большими камнями, получаю заветную квитанцию и шагаю к кассе. И тут обнаруживаю, что кошелька в сумке нет. Видимо, пока бегала глазеть на витрину, в толпе какой-то ловкий человек вытащил кошелек.

Не знаю, удалось ли этому человеку обменять все свои деньги во время реформы, но надеюсь, что есть в мире высшая справедливость. Хотя больше жалела почему-то не потерянные деньги (они все равно бы сгорели в ходе реформы), а времени и сил, которые потратила на эту адскую очередь. Вот так неудачно закончился мой первый и последний инвестиционный опыт.

Уверена, что не только у меня. Власти часто сетуют, что люди не хотят вкладывать деньги в фондовый рынок, самостоятельно копить на пенсию, добровольно страховаться. И объяснение дежурное: мол, финансово мы безграмотные. Но разве дело в этом? Просто после множества конфискационных реформ и постоянной смены правил люди не верят в существующие инструменты.

Чему научила реформа

Но все же денежная реформа 1993 года позволила сделать несколько полезных выводов.

Во-первых, она наглядно показала, что в России очень опасно решать проблемы за счет работы "печатного станка". В 1993-м было изъято 24 миллиарда купюр. И на какое-то время денежная масса снизилась на 4,7%, но потом опять пошла в рост. Кроме того, ЦБ в рамках обязательств все равно пришлось снабдить центробанки некоторых стран (в частности, Белоруссии и Казахстана) новой рублевой наличностью. То есть, если цель и была достигнута, то больше в стиле "дробью по воробьям".

Во-вторых, стало понятно, что работа "печатного станка" может привести не только к финансовой и экономической, но и политической нестабильности. В 1993 году существовало две непримиримые силы: с одной стороны Верховный Совет, который был за то, чтобы решать проблемы эмиссией, с другой - правительство, которое настаивало на более жестком контроле за выпуском денег.

Ничего не напоминает? Например, нынешнюю ситуацию, когда экономический блок правительство выступает за снижение ставки рефинансирования, увеличения эмиссии, чтобы разогреть остывающую экономику. А монетарные власти пугают инфляцией и выступают за достаточно жесткую денежно кредитную политику.

Сторонники мягкого курса кивают на США, где давно и активно заливают проблемы деньгами. Но только почему-то забывают при этом, что Америка, выпуская основную мировую валюту, может себе это позволить. В том числе за счет того, что экспортирует свою инфляцию через высокие нефтяные цены. А мы ее импортируем. И у нас рычагов воздействия на вырвавшуюся из-под контроля инфляцию мало. Можно бороться с ней за счет изъятия денег: это как раз проходили в 1993-м. И хорошо бы не забывать.

С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется та легкость, с которой пошло правительство России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы России в определенной мере стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 г. Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции - во всех республиках бывшего Союза.
Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении межбанковских расчетов. Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.
В феврале 1993 г. в обращение стали поступать денежные билеты Банка России образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.
Однако рост цен в 1992-1995 гг. и экспансионистская политика Центрального и коммерческих банков способствовали росту как наличной, так и безналичной денежной массы. На начало 1992 г. агрегат Мо (наличные деньги в обращении) составлял в России 165,9 млрд. рублей. К концу 1992 г. он достиг 1678,4 млрд рублей, на конец 1993 г. - 13 304,3 млрд рублей, в 1994 г. - 36 504,3 млрд рублей, на 1 января 1998 г. - 137 трлн рублей.

Реформа 1998 года

Замедление спада в экономике в 1996-1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1.
Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С первого января 1998 года введены в обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 годов (включая их модификации 1994 года) и монеты СССР и России 1961-1996 года оставались в обращении в течение всего 1998 года и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой - монета в десять рублей). К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). После 31 декабря 1998 года хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 года.
Однако в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12-13 млрд рублей.
Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.
Денежные реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции.
На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.
Введение в обращение Банком России купюры достоинством в 5000 рублей служит еще одним доказательством возможной реформации существующей денежной системы.