Эльдорадо в Африке: сможет ли нефть закончить гражданскую войну в Ливии. Ливия наращивает добычу нефти, угрожая планам опек

Министр энергетики России Александр Новак предположил, что в этом году цены на нефть стабилизируются на уровне 60 долларов за баррель. Первый месяц действия соглашения показал, что его участники выполняют взятые обязательства на 80-90%. Причем, ряд стран, включая Саудовскую Аравию, даже сокращают добычу с опережением графика. Тем не менее, цена на нефть пока «топчется» в районе 55 долларов за «бочку». Многие специалисты настроены менее оптимистично по сравнению с нефтяными чиновниками. Среди угроз соглашению, главной из которых является наращивание добычи, а не ее сокращение, называют трех членов ОПЕК: Ливию, Нигерию и Иран.

Никто не обвиняет нефтяников этих стран в мошенничестве, потому что им по разным причинам официально разрешено не снижать добычу. Иран, например, согласился не добывать больше 4 млн бар./сутки. Это значит, что Тегерану даже разрешили нарастить добычу на 90 тыс. бар./сутки. Нигерия в прошлом году, пусть и не по своей воле, а из-за подрывной деятельности исламистских боевиков в дельте реки Нигер, уже и так значительно сократила добычу.

Что касается Ливии, которая, как считают многие экономисты, является самой большой угрозой соглашению, то в этой многострадальной стране уже пять лет бушует гражданская война между центральными правительствами (сейчас Правительство национального единства – GNA) и многочисленными милициями и сепаратистами, вооруженными до зубов. Чаще всего бои идут как раз за месторождения нефти, терминалы и нефтеперерабатывающие заводы, главный источник доходов государства.

Члены ОПЕК должны снизить добычу нефти на 1,5 млн бар./сутки, а нефтедобывающие страны, не входящие в картель, еще на 600 тыс. Эти цифры и ожидания от выполнения соглашения уже подняли цену на нефть выше 50 долларов за баррель, однако специалисты отмечают, что эффект воздействия соглашения на рынок уже начал выдыхаться. В любом случае, деятельность трех перечисленных выше стран будет продолжать сдерживать цены на «черное» золото.

Конечно, такой вариант возможен лишь в том случае, если Триполи удастся восстановить свою нефтяную промышленность. Практически все нефтяные месторождения, НПЗ и терминалы на особенно богатом нефтью востоке страны сейчас находятся под контролем так называемой Национальной армии Ливии NLA под командованием генерала Халифы Хафтара. Ливийские нефтяники возобновили работу и наращивают добычу. За непродолжительный период времени: с сентября прошлого по январь этого годов добыча нефти в Ливии увеличилась, заявил на пресс-конференции в Лондоне президент национальной нефтяной компании National Oil Company (NOC) Мустафа Саналла, с 300 до 715 тыс. бар./сутки. Представитель GNA хвалился в минувшие выходные, что она превысила 750 тыс. бар./сутки. Так много нефти в Ливии не добывалось уже три года, с октября 2014 года, когда добыча составляла 850 тыс. бар./сутки.

Правительство национального единства Ливии объявило о планах нарастить добычу нефти к концу 2017 года как минимум до 1 млн бар./сутки. Некоторые экономисты прогнозируют на конец года и 1,5 млн бар./сутки, но, скорее всего, это слишком завышенные цифры и добыча если и превысит миллион баррелей, то ненамного.

Конечно, маловероятно, что наращивание добычи ливийскими нефтяниками будет проходит равномерно, по нарастающей. Например, на этой неделе проблемы с электричеством на месторождении Сарир привели к тому, что добыча сократилась на 60 тыс. бар./сутки.

В 2011 году, перед свергжением Муамара Каддафи, Ливия добывала 1,6 млн бар./сутки. Для того, чтобы вернуться к этому уровню, Триполи потребуется, по словам Саналлы, от 100 до 120 млрд долларов иностранных инвестиций для восстановления разрушенной инфраструктуры и разведки и освоения новых месторождений. Самые серьезные разрушения на терминале Эль Сирт, где сейчас в рабочем состоянии лишь 5 из 19 резервуаров. Во вторник правительство объявило, что существовавший с 2011 года мораторий отменен и что иностранные инвесторы могут вкладывать деньги в ливийскую «нефтянку».

Конечно, для соглашения о снижении добычи нефти и цен на нее очень важны темпы, с которыми будет восстанавливаться нефтяная промышленность Ливии. В основном, это будет зависеть от политической обстановки в стране, которая далека от стабильности. Кроме местных разборок, не следует забывать и об «Исламском государстве», силы которого в Ливии представляют реальную и существенную силу. Отряды джихадистов были выбиты в декабре из Сирта, но это поражение не означает разгром радикального исламизма в стране. Наблюдатели уверены, что ИГ сейчас перегруппирует силы и еще даст о себе знать.

ООН и Запад поддерживают Правительство национального единства Ливии. Москва тоже поддерживает GNA и заявляет, что поддерживает контакты со всеми силами в Ливии. Правда, на Западе в последние недели утверждают, что Кремль склоняется к поддержке Халифы Хафтара, который, в свою очередь, на стороне так называемого Восточного парламента. Напомним, что после захвата исламистами Триполи Палата представителей (HoR) переехала на восток страны, в Тобрук.

Самым плохим для Ливии и, естественно, для ее нефтяного сектора станет попытка NLA свергнуть слабое Правительство нацединства. Такой вариант будет означать полномасштабную гражданскую войну и будет на руку ИГ и прочим радикалам. Однако именно такой сценарий развития событий, пусть и теоретически, наиболее предпочтителен для ОПЕК и не входящих в него нефтедобывающих стран, стремящихся к восстановлению цен на «черное» золото.

Ливийская нефть.. между финансами и блокадой.
http://www.afrigatenews.net/node/187555

Абдель Бассет Габара

Нефтяное богатство является одним из самых важных завоеваний ливийского народа, Ливия явлась "одной из самых богатых стран в регионе". После того, как в последние годы нефтяной сектор пережил кризис, появились "надежды на улучшение экономической ситуации" в стране, но эти надежды по-прежнему сталкиваются с реальностью финансовых и экономических проблем, отсутствием безопасности, угрожающим "обещаниям стабильности и лучшей жизни" для арабской страны, раздираемой расколами.

Ливия удивила многих наблюдателей, когда ей "удалось увеличить" производство до "более миллиона баррелей в день", нефть - единственный важный источник дохода. Недавно американская компания Jane Scape показала, что темпы добычи нефти в Ливии равны тем, которые были в июле 2013 года. Нефтяная и энергетическая компания заявила в своем отчете, что добыча нефти в Ливии в январе составляла "один миллион восемьдесят три тысячи баррелей в день" сырой нефти.

Несмотря на улучшение добычи нефти в стране, сообщается о препятствиях на пути этого улучшения, они все время нарастают, а в последнее время главарь ННК(Триполи) предупредил, что финансовые проблемы во всем нефтяном секторе могут обернуться серьезными последствиями, угрожающими уровню производства, который будет значительно сокращен, если "Министерство" "финансов" не предоставит финансовые средства, необходимые для завершения ряда проектов и выплаты заработной платы сотрудникам.

В заявлении, опубликованном во вторник, "министерство" заявило, что последствия финансовых проблем, с которыми оно сталкивается, нарушают предложения по планам "развития", которые должны быть реализованы для развития нефтяного сектора и поддержки его производства. Это произошло после встречи главаря ННК(Три поли) с Председателем Правления компании Al-Jouf Oil Technology Majdi Jibril Al-Derasi для обсуждения проблем и трудностей, которые препятствуют функционированию компании.

Фонд «Национальной нефтяная корпорации»(Триполи) получает свой бюджет через Центральный банк и "международно" "признанное" "правительство" в Триполи. В публикации на своей официальной странице на сайте Facebook Фонд собщил, что «любая задержка со стороны Минфина по финансированию расходованию ННК(Триполи) на 2018 год даст сигнал "ливийскому народу", что "министерство" "финансов" не хочет "добывать ливийскую нефть" для "восстановления". Фонд пишет, что «поля, станции, скважины и системы, находящиеся в эксплуатации до сих пор - это и есть "амбициозный и всеобъемлющий план для реализации Национальной нефтяной корпорации" в 2018 году, который "будет способствовать" значительному "увеличению производства" и "стабильности".

«Так кто же его блокирует?».

ННК(Триполи) уже не первый раз жаловалась на финансовые трудности. В январе в своем выступлении на Энергетической конференции на Ближнем Востоке и в Северной Африке, организованной Королевским институтом международных отношений (Chatham House, London) заявлено, что добыча сырой нефти в Ливии постоянно прерывается из-за "постоянных ограничений бюджета" ННК(Триполи), что Фонд получил только 50% своего бюджета в 2017 году.

«Если у нас не будет денег, мы не только не сможем увеличить производство, но мы не сможем его поддерживать на нынешнем уровне», - сказал Санала Рейтер по возвращении из поездки на поля "Шарара" и "Элефант" на юго-западе.

На один дирхам.

Плохие отношения между "правительством" ПНС-2 и ННК(Триполи) сорвали контракт с немецкой нефтяной фирмой Wintershall, которая имеет две концесии на востоке. В мае 2017 года ННК(Триполи) обвинила "правительство" в том, что оно эксплуатирует эти споры о контракте, чтобы распространить свою власть на нефтяной сектор, и обвинил Wintershall в закулисной сделке с ПНС-2. Санала заявил, что "политикам необходимо прекратить борьбу за контроль над нефтяными ресурсами" и предоставить ННК(Триполи) бюджет, в котором она нуждается.

"Ливия страдает от серьезного финансового кризиса" из-за "политического раскола", хаоса, отсутствия безопасности, отсутствия государственных институтов, войн, которые произошли в "нескольких" ливийских городах с 2011 года, принудительного закрытия портов и нефтяных месторождений и резкого снижения нефтяных доходов[в результате нападения НАТО].

С другой стороны, угрозы безопасности по-прежнему "затмевают" нефтяной сектор в Ливии в свете продолжающихся нападений вооруженных групп на порты и на нефтяные объекты, особенно, в городах Юга, где несколько месяцев назад граждане [начали] жаловаться и досиз пор жалуются на острую нехватку топлива, что привело к долгим "часам" ожидания на заправках, и расцвету "черного рынка по фантастическим ценам". (а на "черном рынке" бензин с неба льется? - прям как в СССР в конце перестройки, когда из Питера и Киришского НПЗ Тимченко с Пуссиным бензин вывозили в Эстонию - пер.)

В заявлении, во вторник, 20 февраля 2018 года, Brega Oil Marketing Company подтвердила наличие топлива на своих складах в Триполи, Мисурате и Завии, но указала, что "отсутствие безопасности", которое угрожает разграблением танкеров, вынудило ассоциации и транспортные компании прекратить поставки нефтепродуктов на нефтебазу Сабха.

Компания отметила, что водителей грабят и на основных дорогах, и их груз постоянно "под прицелом". Она подчеркнула, что она не раз обращалась к "службам безопасности" и "министерству" "внутренних дел" с просьбой о "защите дорог", но никаких действий к этому не предпринималось. Согласно заявлению, компания сможет предоставлять топливо на юг при наличии охраны. (но поскольку мисуратян выперли с Юга, они устроили блокаду - пер.)

Жители южно-ливийских городов "всегда жаловались на нехватку топлива и услуг", что привело к восстановлению черного рынка. В октябре прошлого года два совета, муниципалитет, а также старейшины и вожди Сабхи дали "властям" Триполи "72 часа для снабжения города топливом", пригрозив блокировать поля Элефант и Шарара и систему Великой рукотворной реки, если топливо не поставят на Юг. Ливия имеет самые большие запасы нефти в Африке и явлась одной из самых богатых стран в регионе, запасы нефти оцениваются в 46,6 млрд. барил, самыми крупными в Африке. До нападения НАТО в 2011 года Ливия производила в среднем 1,6 млн. барил в день. За последние четыре года "Ливия" зафиксировала "убытки" на сумму более "140 млрд" долл. США из-за неоднократного закрытия нефтяных месторождений и портов и низких цен на мировом рынке. Затем силы хафтарников "восстановили" контроль над крупными нефтяными терминалами в прибрежном Нефтяном полумесяце, крупнейшими запасами нефти в Ливии, С ноября 2016 началось увеличение добычи.

Прим. пер.: За прошлый год было разворовано и выведено 50% доходов ННК(Триполи) от ливийской нефти, и это не считая финансирование терроризма в Ливии под видом "государственных расходов" на разбоев, вывода денег под "мертвые души" - 9 млн ИНН, крышевания организаций, грабежей банков, граждан и вымогательства с захватом заложников. И еще тщательно скрываются цены, по которым "международные сообщники" в лице "признанных трейдеров" выкачивают ливийскую нефть. До падения цен на нефть это было "Лондон - 40%"

Ливия - индустриальная страна с плановой экономикой. Экономика Ливии во многом зависит от добычи нефти, которая обеспечивает около половины ВВП. С 2000 по 2010 год экономика росла устойчивыми темпами.

Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная, цементная, металлургическая. Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт - автомобильный, морской, трубопроводный.

По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП - $62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в тоже время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира - $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт - продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия - 22,3%; Германия - 12,0%; Великобритания - 8,9%; Франция - 6,8%; Тунис - 5%). Экспорт - нефть и нефтепродукты (Италия - 41,3%; Германия - 16,6%, Испания - 10%; Турция - 6%; Франция - 3,6%). Внешний долг Ливии на 31 декабря 2009 года составлял $6,491 млрд, на душу населения $1025 или 11 % ВВП.

В конце ХХ в. государственные предприятия производили около 90% всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП - около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовом флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т. До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барк-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

В конце 1990-х годов Ливия перешла к проведению экономической и финансовой реформ, которые предусматривали: частичную либерализацию экономики, преобразование ряда государственных предприятий в государственные акционерные компании, введение плавающего курса ливийского динара и пр. Предусматривалась отмена государственного контроля почти во всех отраслях экономики.

Средний национальный доход на душу населения Ливии выше, чем в любой иной африканской стране. Это позволяет государству финансировать бесплатное здравоохранение, образование, значительную часть жилого фонда и другие социальные услуги на относительно высоком уровне и поддерживать континентальное первенство по большинству компонентов качества жизни. Правда, на многочисленных иностранных работников распространяется лишь малая доля этих благ.

Статистические показатели Ливии
(по состоянию на 2012 год)

Конфликт в Ливии, начавшийся в марте 2011 года, имел множество негативных экономических последствий, основными из которых стали резкое сокращение добычи нефти, разрушение инфраструктуры в результате бомбардировок НАТО, а также отток иностранных рабочих.

История экономики Ливии

До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Бoльшая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, весьма малопродуктивном из-за дефицита осадков и нехватки пригодных для обработки земель. Но уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения возрос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставило далеко позади все остальные отрасли хозяйства. Национальная промышленность Ливии только начинает формироваться, и до сих пор приходится импортировать продовольствие для удовлетворения потребностей растущего населения. Другая проблема – нехватка квалифицированных кадров. В конце 1980-х годов в Ливии работали более 500 тыс. иностранцев.

Еще в 1955 году, предвидя возможность обнаружения нефти, правительство Ливии приняло закон о нефтяных концессиях. Прибыль должна была делиться поровну между нефтяными компаниями и правительством Ливии, а по истечении определенного установленного срока часть концессии должна была переходить в собственность государства. В 1958 были разведаны первые значительные нефтяные месторождения, а в 1961 началась их эксплуатация. В районе богатых нефтяных месторождений к югу от залива Сидра на основе концессий действуют более 30 нефтяных компаний.

В 1970 году ежегодный объем добычи нефти превышал 160 млн. т, но с середины 1970 годов, после введения правительственных ограничений, он стал сокращаться. Частично ограничения были введены для того, чтобы заставить нефтяные компании принять требования правительства, частично – чтобы не допустить истощения нефтяных ресурсов страны, пока ее экономика не достигла желаемого уровня развития. Среди стран-экспортеров нефти Ливия наиболее последовательно проводила курс на усиление контроля государства над нефтяной промышленностью. В результате соглашений с одними нефтяными компаниями и национализации других правительство Ливии установило контроль над шестью нефтяными компаниями, действующими в стране. В сентябре 1973 под контролем государства оказались и все остальные компании, связанные с добычей и переработкой нефти. В 1973–1974 Ливия наряду с другими членами ОПЕК в четыре раза повысила продажную стоимость нефти. В 1972–1978 ежегодный объем производства нефти достигал 96 млн. т. Однако вслед за двукратным повышением цен на нефть в 1979 в начале 1980-х годов последовало перенасыщение мирового нефтяного рынка. Стремясь удержать цены на прежнем уровне, правительство Ливии было вынуждено пойти на ограничение объемов добычи. К 1985 году уровень добычи нефти упал до 51 млн. т в год, но в последующие 10 лет ее производство вновь выросло. Хотя на 1994–1995 квота, установленная ОПЕК для Ливии, составляла 69 млн. т в год, фактический объем добычи достигал 75 млн. т.

В 1988 году, когда были обнаружены последние значительные месторождения нефти на территории страны, объем запасов нефти оценивался в 3 млрд. т (первое место в мире). Крупнейшие месторождения нефти – Серир, Бахи, Нафура, Рагуба, Интисар, Насер, Ваха, Самах – находятся к югу от залива Сидра и соединены нефтепроводами с побережьем. Отгрузка нефти на экспорт осуществляется через пять терминалов для нефтеналивных танкеров, расположенных в средиземноморских портах Эс-Сидер, Рас-эль-Ануф, Марса-эль-Бурейка, Марса-эль-Харига и Эз-Зувайтина. По запасам природного газа (657 млрд. куб. м) Ливия занимает третье место в Африке. Крупнейшее месторождение Хатейба (339 млрд. куб. м). В 1970 в Марса-эль-Бурейка вошла в строй установка по сжижению природного газа, и с 1971 впервые началась экспортная продажа сжиженного газа. В начале 1990-х годов в нефтегазоносном бассейне Сурт (Сирт) были обнаружены новые запасы природного газа.

Промышленность Ливии

Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую - от зарубежной рабочей силы.

Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству - монопольному владельцу недр - ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.

В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95%. Нефтедобыча дает до 40% ВВП. Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти - 1,4 млн. баррелей в сутки, что составляет 2% мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн. баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки.

Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Сельское хозяйство Ливии

Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом – орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1% площади страны, и только 1% из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» – водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. К 1993 были проложены 1800 км трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн. га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн. га – в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

Транспорт Ливии

Действующие железные дороги отсутствуют с 1965 года. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – более 28 тыс. км. Главная автомагистраль страны проходит вдоль средиземноморского побережья от Туниса до Египта. Важную роль играет также шоссе, связывающее побережье с Феццаном. Внутренние транспортные связи ограничиваются дорогами, не имеющими твердого покрытия, и авиасообщением. Несколько международных авиалиний обеспечивают сообщение Триполи и Бенгази со странами Европы и США. В 1965 году в Ливии была создана собственная государственная авиакомпания, которая выполняет все внутренние и частично международные авиаперевозки. В 2001 году насчитывалось 136 аэропортов, в т.ч. 58 - с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос.

Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир, Ваха и Зельтен. Порты общего назначения: Триполи, Бенгази, нефтяные - (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов, общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность - более 180 млн т. в год.

Крупнейший и самый дорогостоящий ливийский транспортный проект 20-21 вв.: "Великая рукотворная река" - система водоводов с уникальными техническими решениями (из пяти запланированных действуют две её очереди с трубами диаметром до 4 м, общей протяжённостью ок. 2510 км и пропускной способностью до 4,5 млн м3 воды в день) от естественных подземных резервуаров пресной воды во внутренних районах Сахары до городов, аграрных областей на побережье и оазисов.

Валюта и банковская система Ливии

Созданный в 1955 году Центральный банк Ливии обладает исключительным правом денежной эмиссии и контроля за иностранной валютой. В 1972 году был основан Центральный арабский иностранный банк, являющийся зарубежным филиалом Центрального банка. Ливийская арабская иностранная инвестиционная компания отвечает за размещение государственных денежных фондов страны в более чем 45 странах. В 1970 году указом правительства все банки в Ливии были национализированы.

Государственная денежная единица – ливийский динар, состоящий из 1000 дирхамов. Существуют монеты и банкноты разных достоинств, выпуск которых осуществляется Центробанком Ливии. Валюта Ливии полностью привязана к мировым ценам на нефть, поскольку экспорт нефти является основной доходной статьей бюджета страны.

Источник - http://www.stranz.ru/str/164-liv/863-liae.html

Экономика Ливии
Валюта Ливийский динар (LD)
Международные
организации
ОПЕК , COMESA
Статистика
ВВП ▲ $41.50 billion (2014)
Рост ВВП 0,5 %
ВВП на душу населения 10 335
Инфляция (ИПЦ) менее 1 %
Индекс человеческого развития (ИЧР) 0,760 (2011)
Экономически активное население 1.438 миллион (2014)
Уровень безработицы 30% (2004), 20.70% (2009), 19.5% (2011)
Основные отрасли нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная промышленность
Внешняя торговля
Экспорт $10,51 млрд (2015)
Статьи экспорта нефтепродукты, природный газ, химикаты
Импорт $11,24 млрд (2015)
Статьи импорта машины и оборудование, потребительские товары, продовольствие
Государственные финансы
Государственный долг 6,6% ВВП (2015)
Внешний долг $5,244 млрд (31 декабря 2014)
Государственные доходы $10,19 млрд (2015)
Государственные расходы $24,85 млрд (2015)
Если не оговорено иное, все данные указаны в долларах США

Валюта

Общая характеристика экономики

Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая промышленность и нефтеперерабатывающая , добыча подземной пресной воды, пищевая , текстильная , цементная, металлургическая . Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт - автомобильный , морской , трубопроводный .

По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП - $ 62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в то же время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира - $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт - продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия - 22,3 %; Германия - 12,0 %; Великобритания - 8,9 %; Франция - 6,8 %; Тунис - 5 %). Экспорт - нефть и нефтепродукты (Италия - 41,3 %; Германия - 16,6 %, Испания - 10 %; Турция - 6 %; Франция - 3,6 %).

В конце XX в. государственные предприятия производили около 90 % всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП - около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази . После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата , Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовым флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т.

До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища.

Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую - от зарубежной рабочей силы. Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству - монопольному владельцу недр - ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию. В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95 %. Нефтедобыча дает до 40 % ВВП. Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти - 1,4 млн баррелей в сутки, что составляет 2 % мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки. Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Нефтедобыча

В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95 %. Нефтедобыча дает до 40 % ВВП . Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК . Добыча нефти - 1,4 млн баррелей в сутки, что составляет 2 % мирового производства нефти . Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки .

Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation ), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.

Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир , Ваха и Зельтен . Порты общего назначения: Триполи , Бенгази , нефтяные - (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф , Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов , общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность - более 180 млн т. в год.

Добыча газа

Сельское хозяйство в Ливии

Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом - орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1 % площади страны, и только 1 % из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» - водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн га - в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

Добыча пресной воды

В 1950-х годах во время проведения нефтеразведок в южной части Ливии под песками пустыни

Добыча нефти в Ливии за последние шесть месяцев утроилась, заставляя усомниться в реализуемости планов ОПЕК по скоординированному сокращению производства нефти для поддержки цен.

После 30 ноября, когда ОПЕК договорилась о сокращении добычи, цены на нефть подскочили на 19% до более чем 55 долларов за баррель, однако восстановление ливийского производства нефти может помешать планам картеля. ОПЕК предоставила Ливии освобождение от системы квот, так как эта страна еще с 2011 года, когда был свергнут ее прежний лидер Муамар Каддафи, охвачена противоборством различных повстанческих групп.

Но теперь вооруженные группы, контролирующие нефтяные месторождения и терминалы, стали заключать соглашения с ливийской нефтяной госкомпанией NOC о возобновлении работы нефтяной инфраструктуры. Нужно заметить, что повстанцы старались не повреждать нефтяные объекты и оборудование даже во время вооруженных столкновений.

В результате ливийская добыча нефти на этой неделе выросла до 3-летнего максимума 708 000 баррелей в день, сообщили в NOC, тогда как еще менее года назад она составляла менее 200 000 баррелей в день. Ливия располагает самыми крупными в Африке разведанными запасами нефти. До свержения Каддафи добыча нефти в Ливии достигала 1,6 млн баррелей в день.

Производство нефти в Ливии стало расти столь ритмично, что NOC надеется довести его в этом году до 900 000 баррелей в день, тогда как в ноябре, когда была заключена сделка ОПЕК, добыча составляла лишь 575 000 баррелей в день. Такой рост может нивелировать сокращение нефтедобычи России в рамках сделки с ОПЕК и может заставить Саудовскую Аравию снизить добычу больше, чем планировалось, чтобы достичь запланированного совокупного сокращения. Ранее в королевстве допускали возможность такого дополнительного сокращения в случае необходимости.

Оле Хансен из Saxo Bank отметил, что рост производства нефти в Ливии представляет "серьезную проблему" для достижения ценами 60 долларов за баррель, поскольку хедж-фонды только и ждут медвежьих новостей.

Между тем политическая нестабильность может быстро обнулить все недавние достижения Ливии. Международно-признанному ливийскому правительству, базирующемуся в Триполи, пока не удается установить контроль на значительной части страны. Менее чем неделю назад в отставку подал заместить главы этого правительства.

В последнее время влияние "Исламского государства" в Ливии ослабло, однако его боевики, согласно западным спецслужбам, продолжают находиться в пустыне на юге страны. Значительная часть страны все еще контролируется ополченцами, и в последние недели напряженность в Триполи и окружающих районах даже усилилась.

Другие страны также могут стать препятствием для выполнения договоренностей ОПЕК. Так, Нигерия, которая также получила освобождение от системы квот картеля, в декабре нарастила добычу на 200 000 баррелей в день. Некоторые аналитики ставят под сомнение и готовность Ирака к сокращению добычи после того, как Wall Street Journal сообщила о планах страны по наращиванию экспорта в январе.

Однако именно ливийская нефтедобыча может представлять основную угрозу для ОПЕК и ее планов.

Госкомпания NOC остается одним из немногих реально функционирующих институтов в Ливии, и в последние недели ее деятельность набирает обороты. Учитывая штат численностью 61 000 человек, пока эта компания является крупнейшей в Ливии, и на ее долю приходится 95% ежегодных доходов от экспорта нефти.

"Это главная государственная нефтяная компания", - отметил Джефф Портер, глава North Africa Risk Consulting. "Реальной движущей силой возрождения Ливии как национального государства является именно NOC ", - добавил он.

Некогда NOC была целью повстанцев, которые стремились либо контролировать ее ресурсы, либо лишить противников доходов от добычи нефти. Так, в 2014 году боевики подожгли нефтехранилища в Триполи и в восточных терминалах после попытки взять под контроль нефтяную инфраструктуру региона.

В августе NOC выступила против возобновления работы восточных нефтяных портов Ливии в обмен на выплаты повстанцам, контролирующим их. Руководители компании опасались, что боевики снова заблокируют порты сразу после получения денег.

Но в последние месяцы повстанцы изменили тактику, что позволило NOC резко нарастить добычу нефти.

В сентябре прошлого года «Ливийская национальная армия», группировка ополченцев, выступившая против правительства, взяла под контроль нефтяные порты и разрешила им возобновить их работу. Лидер этой группировки генерал Халифа Хафтар счел, что возобновление работы портов наделит его политической легитимностью и откроет доступ к доходам от продажи нефти, которые позволят ему расплатиться с наемниками, сообщили осведомленные источники.

Представитель генерала Хафтара не ответил на просьбы прокомментировать ситуацию.

Между тем, в прошлом месяце две повстанческие группировки, контролирующие различные районы Шарары, крупнейшего нефтяного месторождения Ливии, также позволили NOC возобновить добычу.

После переговоров, длившихся семь месяцев, глава NOC Мустафа Саналла сообщил местным политическим группировкам, что компания не будет платить за возобновление добычи в указанном районе. Однако он предупредил, что все они понесут убытки, если быстрого роста дохода не произойдет, сообщили представили службы безопасности NOC и ее подразделения на западе страны. Большинство повстанцев продолжают получать жалование от государства за их роль в восстании 2011 года и за защиту нефтяной инфраструктуры.

Запад, включая США, также вышел на связь с лидерами повстанцев в целях убедить их, что возобновление нефтедобычи находится в интересах самих повстанцев, отметили в службе безопасности компании.

Джомод Эли Гетти, президент Революционного совета племени Тубу, представляющий за рубежом интересы одной из повстанческих группировок, заявил, что западные страны убедили его соратников обращать претензии к властям страны законным способом, а не посредством вооруженного выступления.