Бюджета и внебюджетных фондов жилищный. Использование бюджетного фонда. Способы регулирования государственного бюджета

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

2. ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ИХ НЕОБХОДИМОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ

3. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТЫЙ ФОНД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные бюджетными и внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Бюджетные и внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики Республики Беларусь из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ос­лаблению роли государства, проявлением чего стало реформирова­ние государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система аккумулировала в республиканском бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Республику Беларусь поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое сни­жение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в кон­центрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и об­щеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях фи­нансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать обще­ственные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных ста­тей. В связи с этим изучение данной темы курсовой работы актуально в настоящее время.

Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава бюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы автором решены следующие задачи:

1. рассмотрено понятие бюджетных и внебюджетных фондов;

2. изучено содержание, необходимость формирования и порядок распределения бюджетных фондов;

3. исследовано значение аккумулирования средств в Фонде социальной защиты населения.

Курсовая работа состоит из введения, где определены цели и задачи исследования; трех глав, в которых рассмотрены основные вопросы; заключения, где сделаны выводы и обобщения по теме; списка использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Согласно статьи 14 Закона Республики Беларусь № 134-З от 24 июля 2002 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию .

Со времен становления налоговой системы в Республике Беларусь состав, структура и нормы отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды подвергались существенным изменениям.

Сокращение их общего количества с 12 в 1992 г. ‚ до 8 видов в 1997 г. и до З видов в 1998 г. произошло за счет объединения ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд, а также за счет изменения состава платежей. Одновременно были введены новые формы целевых республиканских сборов: на содержание Ведомственного жилого фонда, на содержание детских дошкольных учреждений, на поддержку производителей сельхозпродукции, на содержание пожарной службы. В 1997 г. был создан фонд поддержки экспорта. После введения новых форм целевых сборов в середине 1999 г. к ним добавился еще местный сбор стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия, а с 1 июля 1999года был введен рентный сбор при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, однако был отменен сбор на содержание пожарной службы .

Фонд социального страхования и Пенсионный фонд были объединены в Фонд социальной защиты населения. Были ликвидированы фонд регулирования розничных цен, фонд развития здравоохранения. Некоторые внебюджетные фонды были включены в состав бюджета в форме целевых бюджетных фондов, например, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, фонд «Экология». Местные внебюджетные фонды вошли в состав местных бюджетов.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Целевые бюджетные фонды (ст.17. Бюджетного кодекса РФ) - это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, и прежде всего таких, как распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда, случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных средств. В свою очередь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целесообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причина тому - нецелевое использование их средств при самом плачевном состоянии российских дорог.

Представляется, что использование всех трех форм организации государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной - в динамично меняющихся условиях переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирования государственных финансов.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов (расходы по отдельной смете).

Целевые бюджетные фонды могут иметь:

1) отраслевой характер;

К ним относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задачи либо отдельной отрасли (например, атомной энергетики, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов и т.д.)

2) общерегулирующий характер.

Резервные фонды бюджета,

Федеральный фонд финансовой поддержки регионов,

Фонды компенсаций,

Стабилизационный фонд.

Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

Особенностью ЦБФ является то, что они, как и бюджет действуют в течение 1 года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г . были включены следующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ.

В федеральном законе «О федеральном бюджете на 2000 г.» учтены следующие фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии». Также были образованы фонды: Фонд регионального развития и Фонд развития региональных финансов (для предоставления дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам РФ).

Но уже с 2001 г. в федеральном бюджете остался только один фонд - Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Упразднение части бюджетных фондов было осуществлено в связи с выполнением задач, для которых они создавались, но в основном упразднение было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что приводило к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов.

Фонд Министерства РФ по атомной энергии – это фонд, из которого финансируются мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсируются расходы организациям, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)».

Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму.

1) ЦБФ отраслевого характера:

Региональные целевые бюджетные фонды .

Несмотря на ликвидацию ЦБФ на федеральном уровне, они продолжают играть немаловажную роль на уровне регионов. При этом в развитии системы ЦБФ регионального уровня можно выделить следующие 3 этапа:

1. 1995 – 1997 гг. – зарождение ЦБФ. В это время происходит консолидация в бюджеты фондов, ранее функционировавших как внебюджетные.

2. 1998 – 2000 гг. – быстрый рост доли ЦБФ в бюджетах. На данном этапе ЦБФ становятся значимым элементом бюджетной системы многих регионов. Появляются новые виды ЦБФ, растут объемы уже созданных фондов. Развивается нормативно-правовая база, регламентирующая отношения, связанные с формированием и использованием ЦБФ.

3. 2001 гг.- по настоящее время - упорядочивание и совершенствование системы ЦБФ. Проводится анализ целесообразности существования отдельных видов фондов. Оценивается эффективность функционирования фондов, проводится оптимизация их объемов, структуры доходов и расходов.

В среднем доля расходов ЦБФ в бюджетах субъектов РФ на 2007 г. составила 7%.

Территориальные дорожные фонды остались самым распространенным видом ЦБФ в 2006 г. Из 28 субъектов, сохранивших ЦБФ, ТДФ существуют в 21 регионе, при этом в 11 из них он является единственным целевым бюджетным фондом.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ЦБФ как инструмент финансовой политики и в настоящий момент не теряют своей актуальности.

2) ЦБФ общерегулирующего характера:

Резервные фонды бюджетов – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, получившая форму ЦБФ, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный характер.

Их размер не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Источники финансирования резервных фондов - бюджетные средства всех уровней бюджетной системы РФ

В России в состав резервных фондов входят:

1. Резервный фонд Президента РФ (для финансирования непредвиденных, а также дополнительных расходов предусмотренных указами Президента);

2. Резервные фонды президентов республик в составе РБ;

3. Резервные фонды органов исполнительной власти (для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций).

Резервный фонд Правительства РФ (для государственной поддержки общественных организаций и объединений; издания сборников нормативных актов и законодательства РФ; проведения встреч, симпозиумов на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения; разовых премий и оказания материальной помощи гражданам за заслуги перед отечеством и др.).

Фонд финансовой поддержки регионов (ФППР)

Формы финансовой помощи территориальным бюджетам

Финансовая помощь территориям в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами):

1. Отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых - единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. В случаях, когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

Разновидности дотаций - субвенция (целевая передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

3. В случае имеющихся в территориальных бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Всем этим методам финансовой помощи территориальным бюджетам свойственны общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

Фонд финансовой поддержки регионов (ФППР) формируется за счет средств федерального бюджета. Средства этого фонда распределяются (в виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионами, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

В дальнейшем этот способ перераспределения бюджетных ресурсов был распространен и на местные бюджеты. За счет средств региональных бюджетов были созданы региональные фонды финансовой поддержки. Предоставление финансовой помощи территориям регламентируется законодательно. В Бюджетном кодексе РФ зафиксирован ряд условий предоставления такой помощи.

Субвенции регионам из федерального бюджета

В последние десятилетия наиболее распространенной формой предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции. Это обусловлено не только ограниченностью финансовых ресурсов, но и необходимостью более эффективного их использования на основе целевого предоставления и освоения денежных средств. Предоставление территориям субвенций регламентируется законодательными актами.

В соответствии с законодательством действуют следующие условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий.

1. Субвенции предоставляются для финансирования конкретных мероприятий. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты.

2. Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование. Получатель субвенций обязан отчитаться об их использовании в установленном порядке.

3. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субвенции могут быть текущие и инвестиционные.

Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов, закрепленных за ними общегосударственных социальных расходов. При этом к общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Инвестиционные субвенции из вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений. К общегосударственным капитальным вложениям относятся капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Фонд субвенций создается для предоставления субвенций субъектам РФ из федерального бюджета. Объем и распределение фонда субвенций федерального бюджета рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием при постатейном рассмотрении и утверждении федерального бюджета. Не использованные в отчетном году или возвращенные субвенции перечисляются в фонд субвенций федерального бюджета следующего за отчетным финансового (бюджетного) года.

Контроль за использованием субвенций из федерального бюджета возлагается на Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ.

Органы представительной власти республик в составеРФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета обязаны представить в Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ отчет об использовании полученных субвенций.

Финансовые ресурсы, имеющие целевое назначение, могут выделяться территориям из внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды , осуществляющие субвенционное финансирование, создаются по решению Федерального Собрания РФ с целью привлечения дополнительных средств на финансирование мероприятий государственной региональной политики, направленных на сближение уровней социально-экономического развития регионовРФ, освоение новых территорий, оздоровление окружающей среды, регулирование процесса миграции населения, предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Средства внебюджетных фондов, осуществляющих субвенционное финансирование, формируются за счет:

1) перечисления федеральных средств из внебюджетных источников;

2) кредитов и займов, в том числе иностранных;

3) прочих поступлений.

Право на получение субвенций из внебюджетных фондов имеют органы представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в установленном порядке получивших статус региона Российской Федерации, нуждающегося в финансовой помощи.


Стабилизационный фонд РФ - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, которая закреплена на определенном уровне за один баррель сырой нефти марки «Юранс», и подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированного федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Использовать средства данного фонда можно, если цена нефть установится ниже базовой. Также средства могут использоваться для ускоренного погашения внешнего долга.

Источники формирования стабилизационного фонда РФ:

1. дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

2. доходы, полученные от размещения средств стабилизационного фонда.

Управление средствами фонда осуществляет Минфин РФ в порядке, определяемом Правительством РФ, хотя отдельные полномочия осуществляется Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

Операции со средствами стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального Казначейства РФ, открытых в Центральном банке РФ. Правительство направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ о поступлении средств в стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. Министерство финансов РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и (или) использовании средств данного фонда в отчетном месяце.

Формула расчета стабилизационного фонда:

СФ=ПНх(СТПН-СТПНбаз)/СТПК (12.1)

где СФ- объем средств, подлежащих перечислению в стабилиз.фонд;

ПН – поступления в текущем месяце в федеральный бюджет вывозной таможенной пошлины за нефть;

СТПН и СТПНбаз –соответственно, действующая в текущем месяце и расчетная при базовом уровне цен ставка вывозной таможенной пошлины за нефть.

В 2008 году планируется средств стабилизационного фонда использовать по 2 направлениям:

1) на создание резервных фондов; 2) на создание фондов будущих поколений.

В финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенны для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная - 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

Страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Уткин Э. А. Денисов А. Ф.

Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.

Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:

Целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

Ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;

Социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.

Внебюджетный фонд - обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

В регионах формируются и действуют:

Территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов;

Региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;

Внебюджетные фонды муниципальных образований.

Например, закон Тверской области “О бюджетных и внебюджетных фондах Тверской области” от 18 мая 1995 г. предусматривает следующие бюджетные фонды:

Валютный фонд;

Фонд финансовой поддержки территорий;

Фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;

Фонд развития области;

Фонд послеприватизационной поддержки предприятий;

Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства;

Фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

Иные фонды в соответствии с принятыми программами на предстоящий финансовый год.

Указанные целевые бюджетные фонды, кроме фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, могут объединяться в единый бюджетный залоговый фонд. К резервным бюджетным фондам области отнесены фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций, фонд непредвиденных расходов исполнительного органа власти.

Областными внебюджетными фондами являются фонды:

Развития территории области;

Социальной поддержки населения;

Областной администрации;

Экологический;

Развития жилищного строительства и др.;

Местные внебюджетные фонды, образуемые органами местного самоуправления.

Средства региональных внебюджетных фондов предназначаются для финансирования комплекса целевых программ и мероприятий, для решения экономических, социальных, экологических и иных значимых для населения регионов задач.

Использование средств бюджетных и внебюджетных фондов регулируется соответствующим нормативным актом субъекта федерации. Структура доходов и расходов каждого бюджетного фонда устанавливается в Положении о фонде, а их сумма определяется в региональном бюджете. Формирование доходов и расходование денежных средств внебюджетного фонда ведется в соответствии с региональным законом о бюджете такого фонда, где фиксируется структура доходов и расходов. Такие бюджеты составляются органами управления фондом и представляются на утверждение региональной администрацией одновременно с проектом закона о бюджете региона.

Из средств бюджетных и внебюджетных фондов могут выдаваться ссуды в порядке и на условиях, определяемых законом о региональном бюджете. В законодательном акте о бюджете внебюджетного фонда предусматривается предельная сумма средств, выделяемых на возвратной основе, а также условия их предоставления.

Временно свободные средства бюджетных и внебюджетных фондов в порядке и на условиях, предусмотренных региональным законодательством, могут размещаться в активы, приносящие доход. В законодательном порядке может быть определен норматив страхового запаса. Остатки на счетах внебюджетных фондов в банках не должны быть ниже установленного страхового запаса.

Для управления бюджетными и внебюджетными фондами создаются специальные коллегиальные органы, в которые могут входить представители исполнительного и законодательного органов субъекта Федерации, исполнительные директора соответствующих фондов, представители предприятий, организаций, учреждений, иные заинтересованные лица.

Во многих регионах формируются целевые бюджетные экологические фонды. В Москве средства такого фонда формируются за счет следующих источников:

отчисления от платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения и нерационального использования природных ресурсов;

средства, полученные по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде, и от взимания штрафов за экологические правонарушения, нарушения санитарных норм и правил;

средства, поступающие в виде компенсации ущерба при строительстве и эксплуатации объектов, проведении работ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

средства, предназначенные на компенсационное озеленение;

средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

добровольные взносы предприятий, организаций, учреждений, объединений граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц;

иные источники денежных средств, не противоречащие действующему законодательству и задачам деятельности фонда.

Средства экологического фонда расходуются по следующим направлениям:

Разработка и реализация имеющих городское и региональное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

Финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, земельных ресурсов и живой природы, содержанию, развитию территорий природного комплекса, расширению охранных и рекреационных зон;

Финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов;

Финансирование создания и совершенствования автоматизированных систем экологического мониторинга, а также приобретение контрольно-измерительного и аналитического оборудования;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка нормативно-законодательной базы в области охраны окружающей среды, а также внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

Финансирование создания и расширения рынка экологических услуг, производство природоохранного оборудования;

Финансирование программ по экологическому образованию населения, проведение учебно-методических семинаров, конференций, выставок и конкурсов;

Подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды;

Финансирование проведения государственной экологической экспертизы внепланового и ретроспективного характера, а также экспертизы проектов, финансируемых за счет средств фонда;

Выдача в установленном порядке бюджетных кредитов на реализацию природоохранных мероприятий;

Организация выполнения природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств фонда;

Иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

Во многих регионах формируются также целевые бюджетные фонды борьбы с преступностью. Средства таких фондов расходятся на финансирование городских программ по борьбе с преступностью, укрепление материально-технической базы, финансирование непредвиденных расходов материально-технического характера правоохранительных и воинских структур, осуществляющих правоохранительную деятельность и др.

Например, в Москве средства фонда борьбы с преступностью формируются за счет следующих источников:

Добровольные взносы предприятий, организаций, кооперативов, общественных организаций и формирований, граждан, иностранных организаций и частных лиц;

Часть средств, полученных от осуществления отдельных экономических акций с иностранными организациями и фирмами;

85 процентов денежных средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых органами внутренних дел, за исключением штрафов, получатели которых установлены федеральными законами;

Различные сборы, взимаемые по предписаниям правоохранительных органов;

Плата за проведение исследований номерных обозначений деталей и агрегатов транспортных средств;

25 процентов средств, полученных от аукционной продажи лицензий по прописке приглашенных иностранных специалистов;

3 процента от суммы издержек за проведение публичных торгов недвижимого имущества в порядке исполнения решений судов;

Плата за регистрацию граждан, постоянно проживающих за пределами России;

Плата за оформление паспортов и вкладышей к ним.

В рамках общего бюджета или в рамках бюджетных и внебюджетных фондов могут приниматься программные бюджеты, т.е. бюджеты, создаваемые под определенные программы и проекты, которые получили название программных бюджетов. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения.

Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем.

Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование, постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учитывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности деятельности муниципальных органов власти в целом.

Разработка программного бюджета состоит из четырех важнейших этапов:

Постановка целей, выбор методов, последовательность шагов и времени достижения целей;

Расчет затрат для реализации каждого необходимого шага;

Разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей;

Определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

На практике реальные события в экономической, социальной и политической сферах часто существенно отличаются от предполагавшихся, что подрывает надежность проводившихся при составлении долгосрочного бюджета плановых расчетов. Плановые расчеты часто оказываются завышенными и нереалистичными для исполнения. Анализ соотношения затрат и результатов далеко не всегда учитывает косвенные последствия или побочные эффекты предпринимаемых или предполагаемых действий. Объективный анализ результатов может оказаться невозможным.

Характер процедур разработки программного бюджета тяготеет к централизации процесса принятия решений. Ответственность за принятые решения и выбранную политику ложится на центральные органы, что приводит к улучшению координации деятельности, но за счет утраты инициативы на более низких уровнях принятия решений. Подобный бюджет требует постоянной централизованной координации и четкого взаимодействия исполнителей. Специалисты отмечают, что данный подход разрушает имеющиеся коммуникационные каналы между административными единицами. Поскольку схемы организационных связей, необходимых для выполнения каждой подпрограммы, будут для каждого конкретного случая различными, ни одного устойчивого канала связи взамен имеющихся не создается. Ориентация на анализ альтернатив приводит в состояние постоянной неопределенности всех заинтересованных лиц вместо стабильности прежних бюджетных систем.

В целом программный бюджет имеет ограниченную сферу и может быть полезным при централизованном внедрении определенной системы мер, которая не может быть эффективно и оперативно реализована соответствующими службами в рамках текущего планирования и бюджетирования.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/