Ссср в первые послевоенные годы. Советское общество в первые послевоенные годы

Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в

На развитие Советского государства и права в рассматриваемый период оказывал влияние целый ряд факторов, характеризующих внешнеполитическое положение СССР, его внутриполитическую и экономическую ситуацию. Война явилась суровой проверкой созданного в 1917-1941 гг. общественно-политического строя. В своей речи перед избирателями 9 февраля 1946 г. И.В.Сталин сказал: «Война показала, что советский общественный строй является лучшей формой организации общества, чем любой несоветский общественный строй». Это означало, что формы и методы государственного управления в основе своей остаются прежними.

На внутреннюю политику Советского государства и происходившие в СССР внутриполитические процессы непосредственное влияние оказывала внешнеполитическая ситуация, формировавшаяся в послевоенные годы.

Основной внутриполитической задачей Советского государства в первые послевоенные годы являлась задача восстановления разрушенной войной экономики страны, что потребовало чрезвычайных мер.

В отличие от стран Западной Европы, которые в 1948-1952 гг. получили по «плану Маршалла» финансово-экономическую помощь в размере 17 млрд. долларов, СССР был вынужден рассчитывать лишь на собственные внутренние ресурсы. В первые послевоенные годы встал вопрос о методах восстановления экономики страны, дальнейшего управления народным хозяйством. Высказывались идеи децентрализации управления экономикой и предоставления самостоятельности хозяйственным субъектам. Однако победила довоенная модель экономического развития, был взят курс на максимальное форсирование индустриального развития страны за счет усиления прежних административно-командных методов руководства.

Благодаря жесткой централизации и концентрации всех внутренних ресурсов, всемерному идеологическому стимулированию трудового энтузиазма масс уже в 1948 г. объем промышленного производства в СССР достиг довоенного уровня. В 1946-1950 г. было восстановлено и построено заново 6200 промышленных предприятий (в 1928-1941 гг. введено в строй 9 тыс. предприятий), объем промышленного производства в 1950 г. превысил довоенный уровень на 73%, причем тяжелая промышленность увеличила производство в два раза. Сельскохозяйственные урожаи 1947-1948 гг. позволили улучшить снабжение населения продуктами питания, в конце 1947 г. в СССР была отменена карточная система снабжения населения продовольствием и товарами повседневного спроса. Была проведена денежная реформа, что способствовало стабилизации финансового положения страны и создало условия для проведения курса на регулярное снижение розничных цен, которые в 1947-1950 гг. снижались пять раз.


Вместе с тем объем производства в легкой и пищевой промышленности по сравнению с довоенным увеличился лишь на 23%, а сельское хозяйство так и не достигло к 1950 г. довоенного уровня производства. Причиной этого явился создавшийся в экономике дисбаланс в пользу тяжелой, в первую очередь, военной промышленности. Военное производство, объем и характер которого диктовался сложной внешнеполитической ситуацией, тяжелым бременем ложилось на экономику страны, ограничивая возможности повышения уровня материального благосостояния населения и не позволяя осуществлять широкие программы социального развития.

В первые послевоенные годы в советском обществе циркулировали настроения ожидания демократических перемен, либерализации политической и общественной жизни. Однако, несмотря на первоначальные внешние проявления демократизации государственного управления (упразднение чрезвычайных органов военного времени, проведение послевоенных выборов представительных органов власти), внутренняя политика государства не претерпела серьезных изменений по сравнению с довоенным периодом. Внешнеполитическая ситуация, характеризовавшаяся начавшейся «холодной войной», в рамках которой разворачивалась идеологическая, информационная и психологическая война двух систем, способствовала развертыванию новых идеологических кампаний по борьбе с теми или иными врагами, что создавало определенный «общественный фон» для осуществления новых репрессий и позволяло удерживать общество в состоянии мобилизационной готовности на случай мировой войны. Идеологическая война стимулировала максимальное ужесточение контроля за духовной сферой жизни общества, в результате чего в 1946-1948 гг., на основании введенного рядом постановлений ЦК ВКП(б) жесткого партийного контроля за деятельностью творческой интеллигенции, начинается кампания по разоблачению «космополитизма» и «западного влияния» в сфере науки, литературы, драматургии, музыки, театра и кинематографии.

В послевоенные годы внешнеполитическая деятельность Советского государства осуществлялась в условиях резкого изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая, состоящая из 13 стран система государств, – социалистический лагерь. Происходит распад колониальной системы, что также усиливало рост военного и политического влияния СССР в мире.

Решающая роль СССР в победе над Германией, Италией, Японией и их союзниками привела к тому, что он не только вышел из международной изоляции, но и получил признанный другими странами статус великой державы. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличивается по сравнению с довоенным периодом в два раза: с 26 до 52. свидетельством роста международного авторитета Советского государства являлось то, что без его участия не могла решаться ни одна из глобальных проблем мировой политики.

Основное внимание во внешней политике СССР в первые послевоенные годы было сосредоточено на странах Восточной Европы, создании блока социалистических государств. В 1945-1947 гг. при поддержке СССР представители коммунистических и рабочих партий доминировали в коалиционных правительствах этих стран.

Росту международного влияния СССР способствовала деятельность коммунистических и рабочих партий на Западе. Активная антифашистская борьба в годы войны повлияла на укрепление авторитета коммунистических и рабочих партий в странах Западной Европы. Численность этих партий в 1939-1946 гг. увеличилась в 2,9 раза. В 1945-1947 гг. коммунисты входили в правительства 13 государств Западной Европы, Азии и Латинской Америки, а во Франции и Италии были близки к приходу к власти.

СССР становится одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем. В рамках послевоенных территориальных изменений великие державы признали право СССР на часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, Курильские острова и военное присутствие в Китае. Было зафиксировано признание интересов Советского Союза в Восточной Европе. Рост международного авторитета ССССР позволил уже в 1946 г. выдвинуть ряд предложений в сфере международных отношений и международного права: о продолжении сотрудничества между странами-победительницами во Второй мировой войне, о мирном сосуществовании двух различных общественно-политических систем, о всеобщем сокращении вооружений и запрещении атомного оружия, о ликвидации иностранных военных баз, о выводе войск с территорий невражеских государств. В случае реализации вышеприведенных инициатив, международная обстановка в значительной степени была бы стабилизирована, однако недоверие сторон и возобновившееся противостояние двух политических систем привели к тому, что предложения СССР поддержаны не были.

По мере того, как исчезала сплачивающая мир угроза фашизма, изначальные противоречия союзников по антигитлеровской коалиции обострялись и вели к ее развалу. Сохранявшаяся инерция союзнических отношений начинает уступать место открытой вражде и конфронтации. Сигналом к этому послужила речь У.Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г., в которой СССР был впервые открыто обвинен в том, что отгородил Восточную Европу «железным занавесом» и высказывалось предложение оказания давления на СССР, в том числе с угрозой применения атомного оружия, с целью добиться от него не только внешнеполитических уступок, но и изменений во внутреннем государственно-политическом устройстве. Через год президент США Г.Трумен официально сформулировал обязательства США в Европе, направленные на всемерное «сдерживание советского экспансионизма». Военным ведомством США разрабатывается «план Дропшот» - план массированного применения ядерного оружия против СССР и его последующей оккупации объединенными силами союзников. В мае 1947 г. представители коммунистических и других «левых» партий были удалены из правительств Франции и Италии, а в самих США начинается беспрецедентная кампания преследования членов «подрывных организаций».

В свою очередь, советское руководство в 1947 г. отказалось от участия в американском плане восстановления экономики Европы – в «плане Маршалла», принудив к этому и правительства стран Восточной Европы. В сентябре 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ) – своеобразный преемник ликвидированного в 1943 г. Коминтерна. В 1949 г. противоборство двух систем выразилось в обоюдном нарушении ранее заключенных соглашений о сохранении единства и территориальной целостности Германии. В сентябре 1949 г. провозглашается образование нового германского государства в территориальных рамках «западной» зоны оккупации – Федеративная Республика Германии. В ответ на это, в октябре 1949 г. провозглашается создание другого германского государства – Германской Демократической Республики на территориальной основе советской зоны оккупации.

В апреле 1949 г. США, Великобритания и Франция инициировали образование Организации Североатлантического договора (НАТО), военного блока западноевропейских государств, направленного против СССР и его союзников. В свою очередь, в январе 1949 г. СССР создает надгосударственный координирующий орган – Совет Экономической Взаимопомощи, в который вошли страны социалистического лагеря, а в мае 1955 г. была образована противостоящая НАТО военная организация – Организация Варшавского Договора. Фактически же военный блок социалистических государств был создан раньше – с началом войны в Корее в 1950 г., где северокорейским войскам, укрепленным китайскими интернационалистами и советскими военными советниками, противостояли войска южнокорейского прозападного режима и выступившие под флагом ООН войска США и 15 других государств.

Таким образом, к началу 50-х годов XX в. в мире окончательно сложились две мощные противоборствующие системы на основе конфронтации двух «сверхдержав» - СССР и США. Политическое, экономическое, идеологическое и военное противостояние СССР и США, блока НАТО и Организации Варшавского Договора, капиталистического и социалистического лагерей государств получило наименование «холодной войны». «Холодная война» выражалась как в постоянном соперничестве двух противоборствующих сторон в политической, дипломатической, экономической и иных сферах, так и в интенсивной «гонке вооружений», расширении «зон влияния» в мире, разжигании «локальных» войн и вооруженных конфликтов.

Несомненно, послевоенные успехи СССР во внешнеполитической сфере деятельности и в восстановлении народного хозяйства усиливали позиции социализма. Мировой социализм на начало 50-х годов XX в. стал охватывать более 1/4 всей земной суши и 1/3 населения планеты. Вместе с тем противостояние двух систем в послевоенный период непосредственно способствовало сохранению и даже усилению в СССР тоталитарного политического режима, что отражалось на характере развития советской государственности и права в 1945-1953 гг. Скоропостижная смерть И.В.Сталина в марте 1953 г. изменила обстановку в стране.

Введение ……………………………………………………………………....3
1. Экономическая политика послевоенных лет …………………………….4
2. Промышленность ……………………………………………………….…5
3. Аграрный сектор экономики …………………………………………...…6
4. Денежная реформа ……………………………………………………...…7
Заключение …………………………………………………………………..11
Список литературы ………………………………………………………….12

Введение

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.
«Демократическому импульсу» войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима. Борьба демократической и тоталитарной тенденции становилась в этих условиях лейтмотивом общественного развития.
Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того, чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать нас – граждан сегодняшней России, так как поколение наших родителей являются детьми тех трудных лет.

1. Экономическая политика послевоенных лет

Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой промышленности) и конверсия военного производства .
Западная Европа на эти цели получила по плану Маршалла 13 млрд. долл. В СССР главными оставались внутренние источники :
- централизованная экономика,
- репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд.рублей),
- перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный;
- сокращение расходов на социальную сферу;
- бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных;
- денежная реформа 1947 г. и государственные займы.
Кроме того, большую роль играл трудовой энтузиазм советских людей в деле строительства новой мирной жизни.
В целом план 1946 г. воспроизводил методы экономической политики 30-х гг. Сохранялась тенденция на преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности и прежде всего оборонных отраслей. В основе лежали административные методы управления экономикой, в силу чего партия продолжала тщательно контролировать хозяйственную жизнь как страны в целом, так и отдельных предприятий. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения исполнительной власти и партийного аппарата. Сохранялись принудительные методы управления рабочей силой. Нормы выработки были в несколько раз увеличены. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации производства.
Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6% в год за четвертую пятилетку) .
В 1949 г. ситуация усугубилась. По указанию Сталина были определены новые показатели для основных отраслей промышленности, что вызвало крайнюю напряженность в экономике. Благодаря развернувшемуся процессу по ленинградскому делу появился повод обвинить главу Госплана СССР Н.А.Вознесенского в занижении показателей и приговорить его к расстрелу.

2. Промышленность

В первые послевоенные годы труд советских людей мало, чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило .
После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений (одним из сторонников подобных изменений выступал Председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов). В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на четвертую пятилетку (1946-1950 гг.), разработанном под руководством председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г., а к концу пятилетки его превышения на 48%.
Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.
Составной частью экономической политики СССР послевоенного периода являлась конверсия, которая проводилась однако частично. В условиях начала холодной войны огромные средства продолжали вкладываться в развитие военно-промышленного комплекса, в частности, в реализацию атомного проекта, который курировал Л. Берия. Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых - И. Курчатова, Ю. Харитона и др. В 1953 г. Советский Союз стал обладателем нового вида оружия - водородной бомбы (научными руководителями создания которой стали ученые Я. Зельдович, А. Сахаров). После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до 2,9 млн. человек ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25 % годового бюджета СССР .
Таким образом, в целом, за годы четвертой пятилетки, несмотря на форсированные темпы реконструкции и официальные заявления о превышении промышленного производства довоенного уровня на 73% (при плане 48%), план в реальности был недовыполнен. Полностью восстановить экономику удалось лишь к 1953 г.
В то же время по отраслям тяжелой индустрии действительно были превзойдены показатели 1939-1940 гг. Было построено и восстановлено, часто из руин, 6200 предприятий, включая такие крупные объединения как Днепрогэс, Запорожсталь, Минский тракторный завод и многие другие.
В годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) сохранились те же тенденции на преимущественное развитие отраслей тяжелой индустрии в ущерб сфере народного потребления. Вследствие этого производство товаров широкого потребления в послевоенный период не соответствовало нуждам населения, хотя ассортимент этих товаров увеличивался, росло их приобретение (в числе радиоприемников, фотоаппаратов, мотоциклов).

3. Аграрный сектор экономики

Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным. В 1946 г. в стране разразился голод и были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (на фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства убыточными. Но именно благодаря им крестьяне могли выжить, прокормить себя и свою семью. Крестьянство в большей степени пострадало также от денежной реформы 1947 г .
С 1949 г. положение в деревне все более ухудшалось. Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергаться судебной ответственности за невыполнение трудовой нормы. В республиках Прибалтики в эти годы была проведена насильственная коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием и многотысячными высылками.
К началу 50-х годов в стране фактически наступил аграрный кризис. При этом Сталин, все более терявший ощущение реальности, считал необходимым дальнейшее движение к превращению сельского хозяйства в государственное. В результате продолжилась политика укрупнения колхозов: их число с 1950-1952 гг. сократилось в 2,6 раза (с 252 тыс. до 94 тыс.).

4. Денежная реформа

Восстановление экономики требовало оздоровления финансовой системы. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция - проблемы, с которыми пришлось столкнуться практически всем воевавшим странам, в том числе и СССР.
Денежная реформа проводилась в сложных условиях послевоенной разрухи. До конца 1947 года в СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 года. Кстати, Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение .
Тщательная подготовка к ней началась уже в 1943 г., когда Сталин поставил эту задачу перед тогдашним министром финансов (министром финансов в тот период был А. Г. Зверев, который исполнял эту должность с небольшими перерывами с 1938-го по 1960 г., в феврале-декабре 1948 г. ее занимал А.Н. Косыгин). Денежная реформа строилась на следующих основаниях: старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся у населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 р. старых денег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена переоценка вкладов и текущих счетов населения на день выпуска новых денег по такому принципу: вклады в размере до 3 тыс. р. оставались без изменения в номинальной сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль; по вкладам, превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.; следующая сумма, не превышающая 10 тыс. р., определялась из расчета за 3 р. старых денег - 2 р. новых, а остальная сумма вклада, превышающая 10 тыс. р., была переоценена в соотношении 2 р. старых денег на 1 р. новых. Переоценивались и денежные средства, находившиеся на расчетных и текущих счетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов. Их средства определялись из расчета: за 5 р. старых денег - 4р. новых. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг черного хлеба по карточкам была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп.; цена 1 кг мяса выросла с 14 до 30 руб.; сахара - с 5,5 до 15 руб.; сливочного масла - с 28 до 66 руб.; молока - с 2,5 до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составляла 300 руб., средняя заработная плата в 1946 году равнялась 475 руб., в 1947 - 550 руб. в месяц. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые «хлебные надбавки» в среднем около 110 руб. в месяц, но эти надбавки не решали общую проблему доходов .
Необходимость денежной реформы определялась полной разбаллансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. В результате реформы произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела, в основном, конфискационный характер. В ходе реформы пострадали, главным образом, сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег. С 1 января 1950 года правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам, и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168 г чистого золота), хотя в те годы этот факт не имел никакого экономического значения, т.к. установленный официальный курс рубля ни в каких расчетах не использовался.
По данным официальной статистики средняя номинальная заработная плата рабочих выросла за 1928-1954 гг. более чем в 11 раз. Но если общий индекс розничных цен в государственной и кооперативной торговле в 1928 году взять за 1, то в 1932 году он составил 2,6; в 1940 - 6,4; в 1947 - 20,1; в 1950 - 11,9. Реальная же заработная плата за этот период, исключая налоги и подписку на заем, но включая прибавку к заработной плате в виде бесплатного медицинского обслуживания, образования и иных социальных услуг, изменилась следующим образом: если принять уровень заработной платы 1928 года за 1, то в 1937 году она равнялась 0,86; в 1940 - 0,78; в 1944 - 0,64; в 1948 - 0,59; в 1952 - 0,94; в 1954 - 1,19 .
С 1947 по 1954 г. было проведено семь снижений розничных цен (первое – вместе с денежной реформой). Так, розничные цены на печеный ржаной хлеб выросли за 1928-1952 годы почти 19 раз; на говядину - в 17; на свинину - в 20,5; на сахар - в 15; на подсолнечное масло в 34; на яйца - в 19,3; на картофель - в 11 раз.
Поэтому ежегодное снижение цен (на несколько процентов) на основные продовольственные товары (да еще с большим пропагандистским эффектом) осуществить было несложно. К тому же данное снижение цен происходило за счет фактического ограбления колхозников, поскольку, как указывалось выше, темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию были гораздо ниже, чем рост розничных цен. И, наконец, большинство сельского населения почти не ощущало этого понижения цен, т.к. государственное снабжение в сельской местности было очень плохим, в магазины годами не завозили основные продукты питания.
Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежную сбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Денежная реформа опять выступает как предваряющий этап в проведении рыночных по своему духу преобразований в режиме сохранения устойчивого и высокого экономического роста.

Скачать бесплатно

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы

На развитие Советского государства и права в рассматриваемый период оказывал влияние целый ряд факторов, характеризующих внешнеполитическое положение СССР, его внутриполитическую и экономическую ситуацию. Война явилась суровой проверкой созданного в 1917-1941 гг. общественно-политического строя. В своей речи перед избирателями 9 февраля 1946 г. И.В. Сталин сказал: «Война показала, что советский общественный строй является лучшей формой организации общества, чем любой несоветский общественный строй» 1 Сталин И.И. Речь на предвыборном собрании избирателей 9 февраля 1946 г., М.. 1946. С. 10. . Это означало, что формы и методы государственного управления в основе своей остаются прежними.

На внутреннюю политику Советского государства и происходившие в СССР внутриполитические процессы непосредственное влияние оказывала внешнеполитическая ситуация, формировавшаяся в послевоенные годы.

Восстановление экономики страны. Основной внутриполитической задачей Советского государства в первые послевоенные годы являлось восстановление разрушенной войной экономики страны, что потребовало чрезвычайных мер.

В отличие от стран Западной Европы, которые в 1948-1952 гг. получили по «плану Маршалла» финансово-экономическую помощь в размере 17 млрд. долл., СССР был вынужден рассчитывать лишь на собственные внутренние ресурсы. В первые послевоенные годы встал вопрос о методах восстановления экономики страны, дальнейшего управления народным хозяйством. Высказывались идеи децентрализации управления экономикой и предоставления самостоятельности хозяйственным субъектам. Однако победила довоенная модель экономического развития, был взят курс на максимальное форсирование индустриального развития страны за счет усиления прежних административно-командных методов руководства.

Благодаря жесткой централизации и концентрации всех внутренних ресурсов, всемерному идеологическому стимулированию трудового энтузиазма масс уже в 1948 г. объем промышленного производства в СССР достиг довоенного уровня. В 1946-1950 гг. было восстановлено и построено заново 6200 промышленных предприятий (в 1928-1941 гг. введено в строй 9 тыс. предприятий), объем промышленного производства в 1950 г. превысил довоенный уровень на 73%, причем тяжелая промышленность увеличила производство в 2 раза.

Сельскохозяйственные урожаи 1947-1948 гг. позволили улучшить снабжение населения продуктами питания, в конце 1947 г. в СССР была отменена карточная система снабжения населения продовольствием и товарами повседневного спроса. Была проведена денежная реформа, что способствовало стабилизации финансового положения страны и создало условия для проведения курса на регулярное снижение розничных цен, которые в 1947- 1950 гг. снижались пять раз.

Вместе с тем объем производства в легкой и пищевой промышленности по сравнению с довоенным увеличился лишь на 23%, а сельское хозяйство так и не достигло к 1950 г. довоенного уровня производства. Причиной явился создавшийся в экономике дисбаланс в пользу тяжелой, в первую очередь военной, промышленности. Военное производство, объем и характер которого диктовался сложной внешнеполитической ситуацией, тяжелым бременем ложилось на экономику страны, ограничивая возможности повышения уровня материального благосостояния населения и не позволяя осуществлять широкие программы социального развития.

В первые послевоенные годы в советском обществе циркулировали настроения ожидания демократических перемен, либерализации политической и общественной жизни. Однако, несмотря на первоначальные внешние проявления демократизации государственного управления (упразднение чрезвычайных органов военного времени, проведение послевоенных выборов представительных органов власти), внутренняя политика государства не претерпела серьезных изменений по сравнению с довоенным периодом.

Деятельность Советского Союза на мировой арене. Внешнеполитическая ситуация, характеризовавшаяся начавшейся «холодной войной», в рамках которой разворачивалась идеологическая, информационная и психологическая война двух систем, способствовала развертыванию новых идеологических кампаний по борьбе с теми или иными врагами, что создавало определенный «общественный фон» для осуществления новых репрессий и позволяло удерживать общество в состоянии мобилизационной готовности на случай мировой войны.

Идеологическая война стимулировала максимальное ужесточение контроля за духовной сферой жизни общества, в результате чего в 1946-1948 гг. на основании введенного рядом постановлений ЦК ВКП(б) жесткого партийного контроля за деятельностью творческой интеллигенции начинается кампания по разоблачению «космополитизма» и «западного влияния» в сфере науки, литературы, драматургии, музыки, театра и кинематографии.

В послевоенные годы внешнеполитическая деятельность Советского государства осуществлялась в условиях резкого изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая, состоящая из 13 стран, система государств - так называемый «социалистический лагерь». Происходит распад колониальной системы, что также усиливало рост военного и политического влияния СССР в мире.

Решающая роль СССР в победе над Германией, Италией. Японией и их союзниками привела к тому, что он не только вышел из международной изоляции, но и получил признанный другими странами статус великой державы. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличивается по сравнению с довоенным периодом в 2 раза: с 26 до 52. Свидетельством роста международного авторитета Советского государства являлось то, что без его участия не могла решаться ни одна из глобальных проблем мировой политики. Основное внимание во внешней политике СССР в первые послевоенные годы было сосредоточено на странах Восточной Европы, на создании блока социалистических государств. В 1945-1947 гг. при поддержке СССР представители коммунистических и рабочих партий доминировали в коалиционных правительствах этих стран.

Росту международного влияния СССР способствовала деятельность коммунистических и рабочих партий на Западе. Активная антифашистская борьба в годы войны повлияла на укрепление авторитета коммунистических и рабочих партий в странах Западной Европы. Численность этих партий в 1939-1946 гг. увеличилась в 2,9 раза. В 1945-1947 гг. коммунисты входили в правительства 13 государств Западной Европы, Азии и Латинской Америки, а во Франции и Италии были близки к приходу к власти.

СССР становится одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем. В рамках послевоенных территориальных изменений великие державы признали право СССР на часть Восточной Пруссии. Южный Сахалин, Курильские острова и военное присутствие в Китае. Было зафиксировано признание интересов Советского Союза в Восточной Европе.

Рост международного авторитета ССССР позволил уже в 1946 г. выдвинуть ряд предложений в сфере международных отношений и международного права: о продолжении сотрудничества между странами-победительницами во Второй мировой войне, о мирном сосуществовании двух различных общественно-политических систем, всеобщем сокращении вооружений и запрещении атомного оружия, ликвидации иностранных военных баз, выводе войск с территорий невражеских государств. В случае реализации вышеприведенных инициатив международная обстановка в значительной степени была бы стабилизирована, однако недоверие сторон и возобновившееся противостояние двух политических систем привели к тому, что предложения СССР поддержаны не были.

По мере того как исчезала сплачивающая мир угроза фашизма, изначальные противоречия союзников по антигитлеровской коалиции обострялись и вели к ее развалу. Сохранявшаяся инерция союзнических отношений начинает уступать место открытой вражде и конфронтации. Сигналом к этому послужила речь У. Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г., в которой СССР был впервые открыто обвинен в том, что отгородил Восточную Европу «железным занавесом». Более того, высказывалось предложение оказания давления на СССР, в том числе с угрозой применения атомного оружия, с целью добиться от него не только внешнеполитических уступок, но и изменений во внутреннем государственно-политическом устройстве.

Через год президент США Г. Трумен официально сформулировал обязательства США в Европе, направленные на всемерное «сдерживание советского экспансионизма». Военным ведомством США разрабатывается «план Дропшот» - массированного применения ядерного оружия против СССР и его последующей оккупации объединенными силами союзников. В мае 1947 г. представители коммунистических и других «левых» партий были удалены из правительств Франции и Италии, а в самих США начинается беспрецедентная кампания преследования членов «подрывных организаций».

В свою очередь, советское руководство в 1947 г. отказалось от участия в американском плане восстановления экономики Европы - в «плане Маршалла», принудив к этому и правительства стран Восточной Европы. В сентябре 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ) - своеобразный преемник ликвидированного в 1943 г. Коминтерна. В 1949 г. противоборство двух систем выразилось в обоюдном нарушении ранее заключенных соглашений о сохранении единства и территориальной целостности Германии. В сентябре 1949 г. провозглашается образование нового германского государства в территориальных рамках «западной» зоны оккупации - Федеративной Республики Германия. В ответ на это в октябре 1949 г. провозглашается создание другого германского государства - Германской Демократической Республики - на территориальной основе советской зоны оккупации.

В апреле 1949 г. США, Великобритания и Франция инициировали образование Организации Североатлантического договора (НАТО), военного блока западноевропейских государств, направленного против СССР и его союзников. В свою очередь, в январе г. СССР создает надгосударственный координирующий орган - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в который вошли страны социалистического лагеря, а в мае 1955 г. была образована противостоящая НАГО военная организация - Организация Варшавского Договора . Фактически же военный блок социалистических государств был создан раньше - с началом войны в Корее в 1949 г., где северокорейским войскам, укрепленным китайскими интернационалистами и советскими военными советниками, противостояли войска южнокорейского прозападного режима и выступившие под флагом ООН войска США и 15 других государств.

Таким образом, к началу 1950-х гг. в мире окончательно сложились две мощные противоборствующие системы на основе конфронтации двух «сверхдержав» - СССР и США. Политическое, экономическое, идеологическое и военное противостояние СССР и США, блока НАТО и Организации Варшавского Договора, капиталистического и социалистического лагерей государств получило наименование «холодной войны». «Холодная война» выражалась как в постоянном соперничестве двух противоборствующих сторон в политической, дипломатической, экономической и иных сферах, так и в интенсивной «гонке вооружений», расширении «зон влияния» в мире, разжигании «локальных» войн и вооруженных конфликтов.

Несомненно, послевоенные успехи СССР во внешнеполитической сфере деятельности и в восстановлении народного хозяйства усиливали позиции социализма. Мировой социализм на начало 1950-х гг. стал охватывать более 1/4 всей земной суши и 1/3 населения планеты. Вместе с тем противостояние двух систем в послевоенный период непосредственно способствовало сохранению и даже усилению в СССР тоталитарного политического режима, что отражалось на характере развития советской государственности и права в 1945-1953 гг. Скоропостижная смерть И.В. Сталина в марте 1953 г. изменила обстановку в стране.

На землю нашей страны пришел долгожданный мир. Война и временная оккупация части территории нанесли колоссальный ущерб народному хозяйству: было разрушено или сожжено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень. Сталинград, Воронеж, Севастополь, Смоленск, Минск, Новгород, Вязьма превратились в груды развалин, огромные разрушения были причинены Ленинграду, Киеву, Одессе, Керчи и другим городам. Только на территории, подвергшейся оккупации, и в прифронтовой полосе остались без крова 25 млн. человек. Фашисты разрушили и сожгли 84 тыс. школ, техникумов, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 32 тыс. промышленных предприятий; уничтожили или вывезли сотни тысяч станков и механизмов, взорвали 13 тыс. железнодорожных мостов, 400 станций, 65 тыс. км железнодорожных путей, 1135 шахт, 60 крупных электростанций; привели в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов, потопили более 8 тыс. речных и морских судов.

Огромный урон понесло сельское хозяйство: было разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 49 тыс. комбайнов. Фашистские оккупанты зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 47 млн. овец, коз и свиней, 110 млн. голов домашней птицы; из-за войны были нарушены агротехника, семеноводство, племенное дело. Страна лишилась трети своего национального богатства. Война отвлекла от мирного труда огромное количество самого здорового и работоспособного населения, лишила жизни 26,6 млн. человек, оставила десятки миллионов сиротами, вдовами, инвалидами.

К концу 1945 г. из армии вернулись к мирной жизни более 3 млн. солдат и офицеров. Повсеместно действовали комиссии по приему их на работу, предоставлению материальной помощи, льгот при поступлении в учебные заведения, в строительстве и восстановлении жилья.

Из вражеского плена возвратились более 5 млн. человек, в том числе 0,5 млн. детей. Благородное дело репатриации граждан в обстановке подозрительности, культивируемой сталинским режимом, обернулось для многих новыми трагическими потрясениями. Обвиненные в измене Родине, они вновь оказались за колючей проволокой, но на этот раз уже советских лагерей и вместе с немецкими и японскими военнопленными возводили Куйбышевскую ГЭС, Волго-Донской канал, транссеверную железнодорожную магистраль Салехард - Игарка и другие объекты первых послевоенных пятилеток. Те, кто остался на свободе, имели сложности с пропиской, трудоустройством, получением жилья, материальной помощи. На положении изгоев находились народы, репрессированные, согнанные с родных мест во время войны.

С такими разрушениями и потерями Советский Союз закончил войну, при этом его экономика характеризовалась усиленной милитаризацией с запущенными отраслями гражданского производства и сельским хозяйством, изношенными производственными фондами, жестким централизованным снабжением и разрушенной социальной инфраструктурой.

Однако трудности восстановления не пугали: самое страшное осталось позади. Все жили надеждой на лучшую жизнь и перемены в обществе.

Мирная жизнь началась с перевода военных резервов на гражданские нужды, сокращения расходов на вооружение, перераспределения сырья, рабочей силы. На предприятиях и в учреждениях вводился восьмичасовой рабочий день, отменялись сверхурочные работы, вновь стали предоставляться оплачиваемые отпуска, выходные дни.

Главная задача послевоенного развития определялась четвертым пятилетним планом на 1946-1950 гг. - восстановить пострадавшие районы страны, возродить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти его в значительных размерах. По этому плану весомая часть средств (до 40%) направлялась в районы, пострадавшие от оккупации.

Восстановление разрушенной промышленности шло чрезвычайно быстрыми темпами. Важнейшей базой восстановления явилась относительно развитая экономика восточных районов страны. Так,по сравнению с довоенным временем промышленное производство в Западной Сибири увеличилось в 34 раза.

При рассмотрении условии выполнения плана следует учитывать, что после войны СССР получал репарации от Германии и ее союзниц: эта сумма должна была составить менее "/ю прямого ущерба.

Однако в мае 1950 г. советское правительство наполовину снизило оставшуюся сумму репараций (к середине 1950 г. было выплачено 3658 тыс. дол.) и установило рассрочку платежей на 15 лет.

Энергия восстановления породила массовые движения новаторов производства. В мае 1946 г. началось всесоюзное социалистическое соревнование. Его инициатором выступили металлурги Макеевского завода. Развернувшееся соревнование характеризовалось разнообразными формами. Это помогло изыскать и привести в действие новые резервы экономического развития. Огромен был вклад ученых в послевоенное развитие страны. Особенностью развития науки в послевоенные годы было установление тесной связи с производством: крупные результаты достигнуты, в частности, в области атомной энергетики. В годы первой послевоенной пятилетки, несмотря на условия жесткой административно-командной системы управления, предпринимались попытки оживления инициативы предприятий. Чтобы ускорить оборачиваемость средств и полнее вовлечь ресурсы в хозяйственный оборот, необходимо было организовать выявление остаточных ресурсов там, где они не могли быть использованы при развертывании производства гражданской продукции, и ускорить их передачу по указанию главков или министерств другим предприятиям, нуждающимся в таких материалах. Для этого директорам предприятия предоставлялось право в виде исключения производить с разрешения министерства реализацию другим государственным предприятиям и учреждениям выявленных излишков и ненужных материалов. Организовался фонд директора, сначала только на промышленных предприятиях, а в 1947-1948 гг. он был распространен уже на все другие отрасли народного хозяйства. Однако постепенно материальные стимулы стали исчезать; при повышении производительности труда снижались расценки, увеличивался план.

Серьезным недостатком в развитии послевоенной промышленности было технологическое отставание от мирового научно-технического прогресса. Это отставание произошло из-за “железного занавеса”, возникшего после окончания войны между СССР и капиталистическим миром. К тому же огромные средства были затрачены на восстановление разрушенного, а также на военную промышленность. Тем не менее значителен и важен один из главных итогов четвертой пятилетки - восстановление промышленности в исключительно короткий срок: в 1948 г. объем промышленности превзошел довоенный уровень. К 1951 г. было восстановлено, построено и введено в действие около 7 тыс. крупных предприятий.

24.2. Сельское хозяйство в первые послевоенные годы

Значительно более медленными темпами шло развитие сельского хозяйства, которое находилось в тяжелейшем кризисе: уменьшились посевные площади, автомобильный и тракторный парки, а оставшаяся техника была сильно изношена. Число трудоспособных членов колхозов сократилось почти наполовину.

Во время войны решающую роль в колхозно-совхозном производстве играли женщины. Например, в колхозах Западной Сибири удельный вес женского труда возрос в 2 раза.

Женщины, старики, подростки на своих плечах вынесли всю тяжесть военных лет, и благодаря их самоотверженному труду фронт и тыл были обеспечены продуктами питания, а промышленность - сырьем.

В 1946 г. случилась тяжелейшая засуха, поразившая Молдавию, Украину, юг России. Вымирали деревни, голодные люди ели трупы павших животных, имелись случаи людоедства, а в это же время хлеб вывозился в страны Восточной Европы, которые обещали строить у себя социализм. Н.С. Хрущев, первый секретарь ЦК компартии Украины, обратился к Сталину с просьбой ввести карточки и организовать общественное питание в деревнях, чтобы помочь крестьянам. Но Сталин не поддержал эту просьбу. Механизм командования, пренебрежительное отношение к условиям жизни крестьян, максимальное выжимание ресурсов из деревни не только не ослабевали, а становились все более изощренными. Товарно-денежные отношения между государством и колхозами были упразднены. Заготовительные цены возмещали лишь 1/10 затрат колхозов на производстве зерна, 1/20 - мяса, 1/5 - на производстве молока. Поскольку продукты забирались у колхозов фактически бесплатно, соответственно низкими были выплаты по трудодням, во многих колхозах люди работали бесплатно. В целом сельское хозяйство держалось не столько на личной заинтересованности крестьянина в результатах своего труда, сколько на внеэкономическом принуждении. Существовала строго определенная норма выработки трудодней, за невыполнение которой грозило наказание: судебное преследование или лишение приусадебного участка. Колхозники же и их семьи жили преимущественно за счет личных приусадебных участков, за которые взимались налоги деньгами и натурой. В среднем крестьянский двор в течение года должен был сдать 300 кг картофеля, 40-60 кг мяса, до 200 л молока, 3 кг шерсти, 50 яиц; платили налог за фруктовые деревья, и крестьяне вырубали сады, чтобы избавиться от этого бремени.

В 1950 г. началась кампания по укрупнению колхозов, машинно-тракторных станций, что вначале казалось разумной мерой, но на деле стало лишь этапом по превращению колхозов в государственные сельхозпредприятия.

Повторяя грубейшие ошибки ВКП(б) довоенной поры, проводили переустройство деревни Прибалтийских республик, Молдавии, западных областей Украины и Белоруссии. В результате сплошной коллективизации оказалось подорванным сельскохозяйственное производство, разорены и выселены из родных мест на восток страны тысячи крестьян.

К 1953 г. по сравнению с 1940 г. вдвое выросли поставки в деревню минеральных удобрений, почти в 1,5 раза - энерговооруженность и основные фонды. Из армии было передано около 150 тыс. автомашин, более 1 млн. лошадей, промышленность поставила 248 тыс. тракторов, 93 тыс. зерновых комбайнов, 281 тыс. грузовых автомобилей, и, наконец, в результате массовой демобилизации возвратились квалифицированные кадры, а сельское хозяйство не только не наращивало свой потенциал, а даже уменьшило. Колхозы фактически были лишены возможности видеть результаты своего труда. Сталин и его окружение так и не смогли на протяжении всей своей многолетней деятельности отказаться от принципов “военного коммунизма”. В конце 40-х - начале 50-х годов государство расплачивалось с колхозами по 1 коп. за 1 кг пшеницы, а 1 кг муки в магазине стоил 31 коп. Говядину закупали по 23 коп. за 1 кг, а продавали по 1 руб. 50 коп. и т.п.

На основе неэквивалентного обмена из деревни изымались огромные средства. Такая государственная политика препятствовала развитию сельского хозяйства, сводила к минимуму усилия миллионов людей. Сказанное, разумеется, не умаляет трудового подвига советского крестьянина.

После смерти И.В. Сталина выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике: на первом месте стояло аграрное производство. В сентябре 1953 г. была проведена налоговая реформа, по которой в 2 раза уменьшили земельные налоги, а некоторые отменили совсем, в 3-6 раз повысили закупочные цены на сельхозпродукцию, ввели авансирование труда колхозников. Все хозяйства, не имевшие скота, освобождались от мясопоставок, а те, которые обзавелись скотом после июня 1953 г., освобождались от них до 1955 г.

Однако принятое постановление могло дать позитивные результаты лишь через несколько лет, а решение зерновой проблемы требовалось незамедлительно.

Идея о возможности введения в оборот дополнительных земель на востоке страны высказывалась еще в начале XX в., и в феврале 1954 г. правительством принимается программа освоения целинных и залежных земель. Это был экстенсивный путь развития сельского хозяйства, который позволял лишь временно решить зерновую проблему, улучшить продовольственное снабжение в стране.

Большие расходы на восстановление и развитие промышленности, тяжелое положение в сельском хозяйстве не позволяли осуществить широкие проекты социального развития. Тем не менее вновь было введено обязательное начальное образование, значительно возросло число высших учебных заведений, техникумов и училищ. Государство и предприятия брали на себя основные расходы по содержанию детей в дошкольных учреждениях. К 1956 г. в стране была полностью восстановлена и расширена сеть курортов, санаториев и домов отдыха, пребывание в которых оплачивали профсоюзы.

Несмотря на размах жилищного строительства, решить задачу обеспечения населения благоустроенным жильем не удалось, поскольку в годы воины лишились крова более 25 млн. человек, а вновь построенные 102,8 млн. кп. м жилья в городе и 2,7 млн. домов в деревне не сняли эту проблему; бывшие тыловые регионы также испытывали нужду в строительстве жилья. В Новосибирске, например, в 1946 г. на одного жителя приходилось 2,3 кв. м жилплощади, при этом общий износ жилого фонда составлял от 30 до 40%. Жилищный кризис усугублялся социальным неравенством в распределении квартир. Неотъемлемой чертой городов послевоенного времени стали бараки и коммуналки.

Негативные явления в области денежного обращения были приостановлены реформой 1947 г., одновременно отменялась карточная система и устанавливались единые государственные цены, превышающие довоенные в 3 раза. Основная масса низкооплачиваемых рабочих и служащих после отмены карточной системы смогла приобретать товаров ненамного больше, чем раньше. Доходы трудящихся реально уменьшались из-за ежегодных займов (государственный долг того периода составил 20 млрд. руб.): так, подписывались на облигации, как правило, на сумму месячного оклада.

Трудности послевоенных лет не затрагивали лишь высшие и средние слои партийно-государственного аппарата, узкий слой деятелей науки и культуры.

24.4. Сталинизм после войны

Советские люди, вынесшие тяжелейшие тяготы военного времени, надеялись, что победа коренным образом изменит их жизнь. Они верили, что отпадет надобность в политических и идеологических ограничениях. Но режим не собирался идти на уступки: ему нужно было скрыть от народа истинных виновников просчетов коллективизации, беззакония, военного поражения 1941 г. Возникает настоятельная потребность “поставить на место” целое фронтовое поколение, вышедшее из войны победившим и прозревшим.

На"иболее громким в этом плане было “ленинградское дело” (1948 г.), когда арестовали и тайно расстреляли председателя Госплана Н.А. Вознесенского, Предсовмина РСФСР М. Родионова, секретаря ЦК ВКП(б) А. Кузнецова, главу Ленинградской партийной организации П.С. Попкова и др. Они были обвинены в стремлении создать новую компартию РСФСР и противопоставить ее ВКП(б), перенести столицу Российской Федерации в Ленинград. Затем началась борьба с космополитизмом, представителями творческой интеллигенции. По сфабрикованному делу о Еврейском антифашистском комитете суду были преданы 15 человек. Их обвинили в шпионаже в пользу США, создании контрреволюционной организации и участии в ее работе.

13 января 1953 г. ТАСС сообщил об аресте группы кремлевских врачей. Как было объявлено, медики ставили своей целью путем вредительского лечения сокращать жизнь активным деятелям Советского государства. Но уже 4 апреля газеты опубликовали сообщение, в котором говорилось: “Проверка показала, что обвинения... являются ложными, а документальные данные, на которые опирались работники следствия, несостоятельными”.

Культ личности и вся система оказали в послевоенные годы отрицательное влияние на развитие ряда научных направлений: биологию, генетику, кибернетику, обществоведение.

Вмешательство властей, идеологический контроль особенно жестко осуществлялся в научных исследованиях по истории, философии, политической экономии, языкознанию, сферах духовной жизни. В 1946-1948 гг. под руководством Сталина и Жданова развернулись идеологические кампании по “наведению порядка” в литературе, музыке, кинематографии, драматургии. Любое проявление оригинальности, которое, по мнению властей, говорило об отходе от коммунистической идеологии, осуждалось.

Гонениям подвергались такие деятели культуры, как поэтесса А. Ахматова, писатели М. Зощенко, А. Платонов, Ю. Герман, композиторы Д. Шостакович, Ю. Шапорин, С. Прокофьев, В. Мурадели, А. Хачатурян, кинорежиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Козинцев.

Почему социалистическое государство оказалось столь нетерпимым к творчеству ученых и деятелей науки и искусства, отчего “научная идеология” была столь враждебна ко всему новому, что не укладывалось в привычные рамки, почему масса людей была охвачена манией подозрительности, откуда эта рабская преданность вождю? Ответ на эти и другие вопросы нужно искать в природе сталинизма. “По сути, сталинизм является коллективным идолопоклонничеством огромных масштабов. Система поселилась внутри нас, поселилась в умах, завладела душами, вживилась в сокровенное "Я" наших личностей”", - писал Л. Карпинский в статье “Почему сталинизм не сходит со сцены” в сборнике “Иного не дано”.

В разгар обожествления личности Сталина состоялся XIX съезд партии (октябрь 1950 г.), который подвел некоторые итоги и наметил перспективы дальнейшего движения вперед “по сути мирного развития и постепенного перехода от социализма к коммунизму”.

Констатируя крупный успех в выполнении четвертого пятилетнего плана, секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков в отчетном докладе съезду обратил внимание делегатов на неритмичность работы многих промышленных предприятий, низкое качество и высокую себестоимость изделий. Прозвучала критика в адрес “отдельных руководящих работников”, форсирующих массовое сселение деревень в крупные поселки. Справедливые в принципе претензии ЦК сопровождались укорами тех руководителей, которые пробовали выдвигать на первый план задачи бытового устройства в колхозах “в ущерб общественному производству”. Элементарные потребности сельских тружеников, самостоятельность принятия решения сельхозартели, по существу, были объявлены “тормозом в развитии сельского хозяйства”.

Особое место в отчетном докладе ЦК было отведено положению в ВКП(б). В числе главных болезненных явлений назывались зажим критики снизу, загнивание и даже разложение отдельных звеньев аппарата, подбор кадров по признаку личной преданности, недооценка идеологической работы. Однако в качестве вывода был выдвинут тезис, который обесценил все, сказанное прежде: “Конечно, такого рода явления не имеют у нас широкого распространения. Наша партия крепка и здорова как никогда”.

И.В. Сталин выступил только с заключительным словом, где шла речь о “борьбе за мир”. Но фактическое содержание показывало, что он рассматривал СССР, зарубежные компартии как “ударные бригады” мирового революционного процесса и подчеркнул, что есть все основания надеяться на победу компартий в капиталистических странах.

Со смертью Сталина (март 1953 г.) закончилась целая эпоха, в которой развивалась система, опиравшаяся на аппарат насилия, поэтому обновление жизни страны растянулось на долгие годы. Наиболее влиятельными фигурами в руководстве стали Л. Берия, Г. Маленков и Н. Хрущев.

Объективная ситуация сложилась благоприятно для Н.С. Хрущева: ему доверяли высшие военные руководители, часть партаппарата, что и позволило провести акцию против Берии, имевшего неограниченную власть над МВД и МГБ. В стране началась десталинизация, которая еще не означала ликвидации тоталитаризма: общество к этому не было готово.

Под личным контролем Н.С. Хрущева ликвидировали ГУЛАГ, он призывал сталинское окружение “покаяться перед народом за 1937 год”, в этом и были главные противоречия между ним и консервативными силами накануне XX съезда КПСС. Общество нуждалось в преодолении иллюзий, осмыслении пройденного пути, самооценке.

24.5. СССР на международной арене

Победоносное окончание войны изменило международное положение СССР, внесшего решающий вклад в разгром фашизма. Советский Союз стал играть одну из ключевых ролей в международных делах. Закреплением этого статуса было участие в создании Организации Объединенных Наций (1945 г.), в уставе которой нашли отражение принципы суверенитета и равенства всех стран. Великие державы признали право СССР на территории, приобретенные им в Европе и на Дальнем Востоке (возвращение Курильских островов и Южного Сахалина).

Важнейшей особенностью послевоенного периода были победы народно-демократических революций в странах Восточной Европы и Азии. Переход к социалистическим преобразованиям в этих странах отличался от СССР (создание единого демократического фронта, многоукладность в экономике, многопартийная парламентская форма политической власти и др.). Но, начиная с 1947 г. этим странам стала навязываться сталинская модель социализма.

Война положила начало национально-освободительному движению: в послевоенное десятилетие получили независимость 25 стран.

В политической жизни государств Западной Европы резко выросло влияние коммунистов, которые в годы войны возглавляли во многих странах борьбу против фашизма.

Каждый из союзников по-своему представлял итоги войны, началась борьба за геополитическое превосходство и “раздел” Европы. К осени 1945 г. США находились в апогее своей мощи. Америка была единственным государством, имевшим атомную бомбу. В ноябре 1945 г. был разработан первый план атомного нападения на СССР. Политическое руководство США и Англии оправдывало это тем, что якобы Советская Армия готова атаковать союзников и оккупировать Центральную и Западную Европу. Однако мировая общественность до сих пор не имеет документов, которые подтверждали бы обоснованность таких выводов.

Возрастание опасности войны с применением атомных бомб вынудило Советский Союз форсировать работы по созданию собственного атомного оружия. Первый испытательный взрыв был проведен в августе 1949 г. Затем советские ученые разработали новое поколение оружия - термоядерное, в создании которого приняли участие ученые И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров и Ю.Б. Харитон.

Против СССР и его союзников были созданы военно-политические блоки: Северо-Атлантический (НАТО, 1949 г.), Организация Юго-Восточной Азии (СЕАТО, 1954 г.), Багдадский пакт (1955 г.). В 1949 г. из трех зон оккупации была образована Федеративная Республика Германия, которая немедленно вступила в НАТО.

Мерой защиты против НАТО послужило образование военно-политического союза социалистических стран Европы - Варшавского Договора (май 1955 г.).

СССР и страны Восточной Европы постепенно оказались в окружении военных баз США, число которых превысило 300.

В годы войны борьба против общего врага стала основой компромисса между странами антигитлеровской коалиции. Тегеранская (1943 г.), Крымская (1945 г.), Потсдамская (1945 г.) конференции носили демократический характер и могли стать основой мирного сосуществования государств. Но на смену второй мировой пришла холодная воина. О том, кто первым начал холодную воину, говорить не имеет смысла, так как убедительные аргументы приводятся с обеих сторон.

Отношения между СССР и Западом начали приобретать характер острого политического, экономического и военного противостояния, что нашло отражение в речи У. Черчилля, которую он произнес в марте 1946 г. в США в присутствии президента Г. Трумэна. В июле 1945 г. госсекретарь США Дж. Маршалл выступил с программной речью, посвященной проблеме послевоенной Европы. США переходили через экономическую помощь западным странам к утверждению своих позиций на долгосрочной, упорядоченной основе. СССР и страны народной демократии отказались участвовать в этой программе. Правильно они сделали или нет? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.

В развертывании и проведении холодной войны большую роль играли идеологические факторы, социальные изменения в послевоенном мире, укрепление позиций демократических и левых сил. Не исключено, что также была реакция и на репрессии, которые проводились в Советском Союзе и странах народной демократии, на установление “железного занавеса”.

Итак, появившаяся после разгрома фашизма уникальная возможность для укрепления целостного мира осталась неиспользованной. Экспансионистская политика капиталистического мира во главе с США, утопические представления Сталина и его окружения о мировой революции, приверженность к силовым приемам и идее превосходства не дали странам по-новому подойти к решению вопросов международной политики. Реальная оттепель в международных отношениях началась лишь после XX съезда КПСС.