Ускорение социально экономического развития в перестройку. Ускорение социально-экономического развития страны


Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 гг. и на период до 2000 г. определяют конкретные задания по реализации программных целей КПСС, стратегии ускорения социально-экономического развития страны.

РОСТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР НА ПЕРИОД ДО 2000 года

(1985=1)

Национальный доход

почти в 2 раза

Продукция промышленности.

не менее чем в 2 раза

в 2,3—2,5 раза

в 1,6—1,8 раза

Выплаты и льготы, получаемые населением из общественных фондов потребления

примерно в 2 раза

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли

примерно в 1,8 раза

Объем платных услуг населению

в 2,1—2,3 раза

К 2000 г. предусматривается нарастающая динамика национального дохода. Темпы его прироста повысятся с 3,1% в среднем за год в одиннадцатой пятилетке до 5% в четырнадцатой пятилетке.

Более чем вдвое снизится доля ручного труда. Это позволит освободить от малоквалифицированной работы свыше 20 млн. человек, сделать их деятельность содержательной, приносящей удовлетворение.

Ресурсосбережение превратится в решающий источник удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства. Поставлена задача: прирост потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах на 75—80% удовлетворять за счет их экономии. Энергоемкость произведенного национального дохода намечено снизить к 2000 г. не менее чем в 1,4 раза, металлоемкость произведенного национального дохода—почти в 2 раза. О народнохозяйственной эффективности такого направления развития дает представление следующий пример. Если бы характер роста экономики оставался прежним, к концу столетия нам потребовалось бы примерно на 50 млн. т проката больше, чем сейчас проектируется.

В 1986—2000 гг. намечается внести перелом в динамику фондоотдачи: на первом этапе—в первой половине 90-х годов—стабилизировать, а в последующем—обеспечить ее рост.

В этот период предусмотрено последовательно решать важнейшую социальную задачу по обеспечению практически каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом. Будут введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью не менее 2 млрд. м 2 .

На основе ускорения социально-экономического развития советскому обществу предстоит выйти на новые рубежи в экономической, социальной, политической областях, в духовной жизни.

Результатом этих преобразований явится качественно новое состояние советского общества, в полной мере раскрывающее огромные преимущества социализма во всех сферах жизни.

Двенадцатая пятилетка занимает особое, ключевое место в пятнадцатилетней программе, в ускорении социально-экономического развития страны. В течение нынешней пятилетки должны быть преодолены негативные тенденции, сложившиеся в развитии народного хозяйства в конце 70-х и начале 80-х годов, обеспечены главные заделы в экономике, в сфере управления, социальной политике, повышении динамизма политической жизни, в освоении новых методов работы.

Текущая пятилетка призвана создать самые благоприятные стартовые условия для дальнейшего ускоренного движения вперед по всему фронту экономического и социального развития. Пятилетний план нацелен на существенное повышение темпов экономического роста, коренное улучшение эффективности производства на базе ускорения научно-технического прогресса, на то, чтобы внести перелом в динамику экономического развития.

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР В ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ (1986—1990 гг.)

(в процентах)

По пятилетнему плану

Продукция промышленности

Производство средств производства (группа «А»)

Производство предметов потребления (группа «Б»)

Из общего объема продукции промышленности:

машиностроение и металлообработка

производство вычислительной техники

рост в 2,4 раза

Среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства (1986—1990 гг. в процентах к 1981—1985 гг.)

Капитальные вложения (1986—1990 гг. в процентах к 1981—1985 гг.)

Объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте

Производительность общественного труда

Производительность труда:

в промышленности

в сельском хозяйстве (общественный сектор; среднегодовой уровень 1986—1990 гг. в процентах к 1981—1985 гг.)

в строительстве

на железнодорожном транспорте

Энергоемкость произведенного национального дохода

уменьшение на 8,5

Металлоемкость произведенного национального дохода

уменьшение на 14

Реальные доходы на душу населения

Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих

Среднемесячная оплата труда колхозников в общественном хозяйстве колхозов

Выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (без объема реализации алкогольных напитков)

Объем платных услуг населению

рост в 1,5 раза

В двенадцатой пятилетке более чем на треть обновится активная часть - производственных основных фондов. Объем выбытия устаревших производственных основных фондов увеличится по сравнению с одиннадцатой пятилеткой вдвое.

Уровень автоматизации производства поднимется примерно в 2 раза.

Намечаемый на двенадцатую пятилетку рост экономики и ее эффективности создает прочную основу для существенного продвижения вперед в реализации программных установок КПСС— поднять жизненный уровень советских людей на качественно новую ступень, обеспечить неуклонное улучшение условий их труда и жизни.

В соответствии с пятилетним планом среднемесячная заработная плата рабочих и служащих к концу двенадцатой пятилетки будет повышена до 218 руб. в месяц. Осуществление намеченных мер в области оплаты труда и развития общественных фондов потребления приведет к реально ощутимым переменам в условиях и уровне жизни самых широких слоев общества. Только за счет общегосударственных мер по повышению заработной платы, пенсий и пособий доходы возрастут более чем у половины всего населения. Это почти вдвое больше, чем за последние пять лет. К концу пятилетки свыше 50% всех семей будут располагать среднемесячным доходом на одного человека более 125 руб. Практически не останется семей с доходом на душу населения до 50 руб. в месяц.

Поставлена задача улучшить обеспечение населения продуктами питания, промышленными товарами и услугами. На это нацелены Продовольственная программа СССР, Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.

В 1986—1990 гг. будут введены в действие жилые дома общей площадью 630,4 млн. м 2 , построены дошкольные учреждения на 4,4 млн. мест, общеобразовательные школы на 7,4 млн. ученических мест и профессионально-технические учебные заведения на 810 тыс. мест, будут введены в действие больницы на 378 тыс. коек и амбулаторно-поликлинические учреждения на 958 тыс. посещений в смену.

СРЕДНЕГОДОВЫЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР (в процентах)

1981—1985

1986—1990 (по пятилетнему плану)

Произведенный национальный доход

Национальный доход, используемый на потребление и накопление

Концепция ускорения социально-экономического развития и причины ее незавершенности в России (до 90-х гг. ХХ века)

ВВЕДЕНИЕ

В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса.

В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название «перестройки» и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества

Выдвинутая М.С. Горбачевым на апрельском(1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа ускорение социально-экономического развития страны - стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества.

Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагает глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма. В экономической области ускорение означает прежде всего решительное преодоление негативных тенденций, проявившихся в 70-80-е годы, и повышение темпов роста. Все вышеперечисленные факторы и обусловило актуальность нашего исследования.

Цель исследования – проанализировать концепцию ускорения социально-экономического развития и определить причины ее незавершенности.

В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи :

Рассмотреть экономическую политику М.С. Горбачева;

Проанализировать концепцию ускорения социально-экономического развития.

Методы исследования:

Обработка, анализ научных источников;

Анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – концепция ускорения социально-экономического развития

Предмет исследования – экономические реформы в годы перестройки 1985-1991 г.

1. Экономическая политика М.С. Горбачева

10 марта 1985 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко. В тот же день состоялась не­долгая (получасовая) встреча старейшего члена Полит­бюро министра иностранных дел А.А. Громыко и секре­таря ЦК КПСС М.С. Горбачева - самого молодого из членов Политбюро. Они условились «взаимодейство­вать». 11 марта прошло заседание Политбюро. Первым слово взял Громыко и предложил на пост генерального секретаря кандидатуру Горбачева. Все члены Политбю­ро поддержали это предложение, и в тот же день пле­нум ЦК КПСС единогласно избрал М.С. Горбачева руко­водителем партии 1 .

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержа­ние военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда Гор­бачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предпола­галось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить произ­водительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основан­ную на принципах социальной справедливости. Были вы­делены две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благо­устроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.

2. Курс на ускорение

Новый генеральный секретарь сразу же отверг кон­цепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля-б марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально-экономических обязательств пар­тии перед народом, окончательно сняла задачу непосред­ственного строительства коммунизма. Сам же ком­мунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных труже­ников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и все­стороннее совершенствование социализма на основе ус­корения социально-экономического развития страны 2 .

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработа­ло план Двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками – с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.

С этого момента во главу угла политики «ускорения» были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был омоложен верхний эшелон руководства. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Н.И.Рыжков сменил престарелого Н.А.Тихонова на посту премьер-министра, Н.В.Талызин стал вместо Н.К.Байбакова председателем Госплана СССР. Секретарь ЦК КПСС Б.Н.Ельцин возглавил Московский горком КПСС и вскоре стал кандидатом в члены политбюро. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 года было заменено 70% членов политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС 3 .

По замыслу партийных реформаторов, предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д. В стратегии «ускорения» социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы подстегивания «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.

1985-1986 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством.

Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально знаменитая антиалкогольная кампания), в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, что отрицательно сказывалось на здоровье населения. К числу других социальных «кампаний» этого периода относились: широко разрекламированная программа «Жилье-2000» (апрель 1986 г.), предусматривавшая полное решение в стране пресловутого «квартирного вопроса» и «школьная реформа», в рамках которой должна была осуществиться полная компьютеризация средней школы. К числу административных реорганизаций в управлении экономикой относились: создание в ноябре 1985 г. министерского «монстра» - Госагропрома путем слияния семи союзных министерств и ведомств; формирование исполнительной «вертикали» областных и районных агропромышленных объединений; введение в мае 1986 г. новой контролирующей инстанции за качеством производимой продукции - госприемки, обусловившей значительный рост бюрократического аппарата на всех уровнях 4 .

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Пе­рейти от производства отдельных станков к произво­дственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, при­дав ему ускорение, - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985-1990 гг.) в 1985-1986 гг. Реализация этой линии требовала больших капиталовло­жений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, моби­лизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения наде­ялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь техни­ческого перевооружения, добиться ускорения 5 .

Предполагалось использовать следующие резервы:

1) полностью загрузить действующие мощности, повсе­местно переведя их на многосменную форму работы;

2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;

3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административ­ного руководства. Убедившись, что моральное поощре­ние выпуска высококачественной продукции путем вве­дения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продук­ции представителями военного ведомства.

Некоторые подвижки, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (прирост производительности труда за 1985 г. составил 1,3%), породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопизме принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) планов экономического и социального развития страны до 2000 г., в соответствии с которыми промышленный потенциал СССР за 15 лет должен был увеличиться вдвое. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена.

Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, неподкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий 6 .

Начало перестройки было омрачено страшными ката­строфами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохо­да «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причиной катастроф стала халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины.

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на па­дение цен на нефть накладывались затраты на ликви­дацию последствий чернобыльской аварии, позже - землетрясения в Армении, увеличение капиталовложе­ний в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза сры­ва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному сред­ству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987- 1988 гг. была частичным возвратом к принципам эконо­мической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение стано­вилось целью, а перестройка рассматривалась как сред­ство ее достижения.

Самое главное - пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направ­лениях:

1. Повышение экономической самостоятельности го­сударственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предприниматель­ства в тех сферах, где оно было «социально оправдан­ным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем соз­дания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Это был ма­ленький, но клин в основы строя, закрепленные Конс­титуцией СССР, первой победой сторонников частной собственности. Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» (15 мая 1986 г.).

Второй шаг экономической реформы - Закон о госу­дарственном предприятии (объединении) 1987 г., предо­ставивший значительные права предприятиям и их тру­довым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяйственными единицами, не цент­рализованно, а самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Однако це­ны как важнейший рычаг социальной политики государ­ство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внеш­нем рынке. Государство, таким образом, ослабило моно­полию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стра­не в 1918 г. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство вклю­чало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые кол­лективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации 7 .

Изменения коснулись всей системы управления. В сво­ей борьбе за либерализацию управления Горбачев высту­пил против гигантских союзных министерств. Делу при­дали большую общественную значимость. Второстепенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, пер­востепенные резко сокращены. В пределах одного года численность служащих центральных министерств была сокращена с 1,7 до 0,7 млн человек. Пропаганда провозглашала резкое сокращение управленческого аппа­рата и без того плохо управляемой страны неким триум­фом рациональности над безумием брежневского админи­стрирования. Нужно отметить, что еще некоторое время огромная, неповоротливая и, конечно же, недостаточно эффективная машина управления еще вела по инерции огромную страну. Но первые же серьезные проблемы в отдельных отраслях вели к кризису всей системы.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Н.И. Рыжкова. В марте 1988 г., пропагандируя проект закона на IV съезде кол­хозников, Горбачев сделал упор на необходимость рас­крепощения человеческой активности, возвышения творчества и мастерства, вовлечения каждого граждани­на в управление делами общества. Официально Горбачев осуждал политиков, открыто отстаивавших необходи­мость частной собственности. В ноябре 1988 г. на засе­дании Президиума ВС СССР он критиковал «товарищей из Эстонии» по этому вопросу. «...Частная собствен­ность, - говорил он, - это, как известно, основа эксплуатации человека человеком, а наша революция совершалась именно для того, чтобы ее ликвидировать, передать все в собственность народа. Пытаться восстано­вить ее - значит толкать назад, это глубоко ошибочное решение».

Тем не менее Закон о кооперации стал самым серь­езным шагом к восстановлению частной собственности. Кооперативы платили государству налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, авто­матически перечисляли часть прибыли государству. Кооперативы оказались в выигрышном положении - они могли платить работникам зарплату в 2-3 раза выше, чем на госпредприятиях. При этом выпускалась та же продукция и использовались государственные средства производства. Подобная политика расколола трудовые коллективы.

Кроме того, кооперативы стали главным каналом пе­ревода безналичных денег в наличные, что заставило правительство страны на порядок увеличить производи­тельность печатного станка, т. е. денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах гос­предприятий существовали только для взаиморасчетов, на них ничего нельзя было купить, они не давили на товарную массу. Теперь огромная денежная масса раз­давила товарную. Менее чем за год опустели полки в магазинах и на складах. Социально-экономическая ситу­ация в стране резко обострилась 8 .

Наконец, кооперативы демонополизировали право госпредприятий на внешнеэкономическую деятельность, которое те получили в 1987 г. по Закону о госпредпри­ятии (объединении). Это право использовалось для пере­качки товарной и денежной массы за рубеж.

В 1989 г. начались социально-экономические пре­образования аграрного сектора. На мартовском (1989) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверх­централизованного управления агропромышленным комп­лексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, развернутую в 1986-1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Отныне признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агроком-бинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хо­зяйств. Признание целесообразности, а затем необходи­мости строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяй­ственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что «важнейшая внутриполитическая задача» - Продовольственная программа - провалена, срок ее выполнения был перенесен на конец 1990-х гг. К ее решению подключались все типы сельских хо­зяйств и горожане, любители садов и огородов 9 .

Таким образом, стало ясно, что политика ускорения социально-эко­номического развития, провозглашенная XXVII съездом, потерпела крах, окончательно разбалансировала эконо­мику. Страна встала перед необходимостью резко ограни­чивать капиталовложения в строительство, свертывать производственный импорт и перераспределять ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров

На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что не­обходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленнос­ти). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину - провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т. е. план и рынок должны были сочетаться. Этот пере­ход был закреплен соответствующим постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регу­лируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г.

В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разра­ботчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Предполагалось перевести на аренду 20% промышленных предприятий. На первом этапе (1990-1992) предполагалось использо­вать как директивные методы управления, так и эконо­мические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995) ведущее место отводилось уже экономическим методам руководства 10 .

Не осознавая полностью масштабов кризиса экономи­ки СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы. В ию­ле 1990 г. на встрече Президента СССР М.С. Горбачева и председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность о разработке альтерна­тивной программы.

Была создана комиссия под руководством академика С.С. Шаталина и заместителя председателя Совета ми­нистров РСФСР Г.А. Явлинского.

Ими был разработан альтернативный рыночно-либеральный вариант реформ, получивший название «500 дней». В отличии от правительственной, программа «500 дней» нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, передачу в частные руки предприятий торговли и промышленности. В силу политических причин программа Шаталина-Явлинского несла значительный элемент популизма, включая обещание провести реформы без снижения жизненного уровня. Многие принципиальные вопросы в ней были едва обозначены или вовсе обойдены. Прежде всего, программа «500 дней» не давала однозначного ответа на такие принципиальные вопросы, как проведение приватизации, денационализации земли, о том какой быть политической системе (Советы или парламентская республика). Также был обойден вопрос о денежной реформе.

Новая цель экономической реформы потребовала но­вых законов. Они довольно быстро принимались Верхов­ным Советом СССР. Эти законы затрагивали основы эко­номических отношений в СССР, вопросы собственности, земли, деятельность предприятий в СССР, организацию местного самоуправления и местного хозяйства и многое другое. Новые рыночные законы должны были способ­ствовать регулированию процесса децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, созданию акционерных об­ществ, развитию мелких предприятий, развертыванию свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. К лету 1991 г. было принято более 100 зако­нов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодей­ствия со стороны республиканских органов власти, от­стаивавших свой суверенитет 11 .

Если в 1986-1988 гг. национальный доход медлен­но, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилил­ся дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужден­ность масс от результатов своего труда возросла. Благо­даря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осозна­ваться людьми. Трудящиеся вышли на улицы с лозун­гами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой прави­тельства.

Тупик, в который зашла экономическая реформа, был во многом обусловлен нерешительностью правитель­ства СССР в вопросах ценовой политики. По инициати­ве Рыжкова в 1986 г. в последнюю советскую пятилет­ку была заложена реформа ценообразования путем осво­бождения цен прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, отказа от государственных дотаций сельхозпроизводства. Горбачев в 1986-1987 гг. придерживался несколько иной позиции. Соглашаясь с необходимостью повышения цен на продовольственные товары, он пред­полагал одновременно снизить цены на промышленные товары, т. е. провести сбалансированную реформу цено­образования. Однако в 1988 г. Горбачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал необ­ходимость одновременного повышения цен и на продо­вольственные, и на промышленные товары, обещая со­проводить реформу повышением зарплаты и социальных дотаций. Но до весны 1991 г. союзное руководство так и не решилось на реформу, опасаясь социальных потря­сений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом 12 .

В 1991 г. новый премьер-министр СССР B.C. Павлов осуществил денежную реформу. В январе 1991 г. он про­вел обмен 50- и 100-рублевых купюр на новые. Обмен преследовал две цели: во-первых, выбить почву из-под ног фальшивомонетчиков в стране и за рубежом, так как подделывались чаще всего купюры именно этого достоинства; во-вторых, поставить под контроль и час­тично обесценить теневые капиталы, которые хранились преимущественно также в этих купюрах. В апреле 1991 г. в несколько раз были повышены цены на товары. Эта мера преследовала цель снять проблему дефицита, сведя на нет сбережения граждан, которые к 1991 г. только в Сбербанке составляли около 400 млрд. рублей. Идея «по­гасить» платежеспособный спрос населения, искусствен­но снизив его покупательные возможности, была попу­лярна среди руководителей и правого, и левого толка. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40-проце­нтной компенсацией вкладов, которой можно было вос­пользоваться лишь с конца 1991 г. Одновременно вкла­ды граждан в Сбербанк были заморожены - введены ог­раничения на снятие средств и закрытие счетов. Год спустя именно замораживание приведет к тому, что в условиях гиперинфляции граждане будут не в силах спасти свои сбережения.

Однако принятые меры уже не могли спасти положе­ние. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканских руководителей, обещавших провести экономические преобразования не за счет на­рода, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного ру­ководством СССР, руководители России во главе с Б.Н. Ельциным. «Реформа Павлова» была использована руководством РСФСР для обвинения союзного Центра в антинародной экономической политике.

Вместо ускорения социально-экономического разви­тия непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, становились все более необходимыми новые, политические, методы руководства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в начале 1985 года в СССР новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики.

Выдвинутая М.С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы «развитого социализма» на первых порах отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ провозглашался курс на всемерное ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

В 1986 году становится очевидным, что сформулированные сверху цели не имеют соответствующего механизма реализации на микроуровне. Закостеневшая система государственного планирования не справлялась с ликвидацией созданных ею же диспропорций. Народнохозяйственные приоритеты диктовались интересами ведомств, что делало невозможным сколько-нибудь значительное перераспределение ресурсов в пользу прогрессивных производств. Резкое повышение темпов экономического роста, заложенное в новый пятилетний план, оказалось очередной утопией. Уже к концу 1986 года экономическая ситуация после некоторого оживления вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная кампания разбалансировала бюджет. Введение вместо ведомственного контроля на производстве государственной приемки привело к сокращению выпуска промышленной и продовольственной продукции. В январе 1987 году наступил спад производства, что явилось началом экономического кризиса. Экономическую ситуацию усугубила страшная трагедия на Чернобыльской АЭС, ставшая возможной в условиях нарастающего падения производственной и технологической дисциплины.

Реальным результатом полуторагодичного осуществления программы ускорения стало лишь углубление кризиса, перевод его в открытую форму.

Неудачи первого этапа перестройки заставили новое руководство искать иные пути продвижения вперед, поставили на повестку дня вопрос о комплексной экономической реформе, и прежде всего, о движении в сторону рыночной экономики.

Согласившись с ведущими экономистами и социологами, Горбачев провозгласил курс на реструктуризацию экономики и всего общественно-политического строя, перевода государственно-планового хозяйствования на рыночную, товарно-денежную основу (1987). Новые законы посыпались один за другим: давший большую свободу директорам предприятий Закон о предприятии (1987), о кооперации и индивидуально-трудовой деятельности (1988) и т.д. В 1989 появился курс на создание «регулируемой рыночной экономики» (хотя ведущие экономисты отрицали возможность соединения плана и рынка).

К концу лета 1989 Советский Союз вошел в глубокий социальный, экономический и политический кризис. Его углубляли проигранная Западу «холодная война» и нараставшее национально-освободительное движение, особенно в Закавказье и прибалтийских республиках. Экономический кризис, в который попала страна, уже не могла спасти программа реформ «500 дней», задуманная демократически мыслящими экономистами (С.Н.Шаталиным, Г.А.Явлинским). Последнее доверие государству было подорвано денежной реформой начала 1991, в ходе которой начался обмен денежных знаков и цены в магазинах возросли вдвое. Страна ожидала радикальных перемен.

8 декабря 1991 года СССР перестал существовать. Решение об этом было принято главами Белоруссии, России и Украины, собравшимися в Беловежской Пуще.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Арсланов Р.А., Блохин В.В., Джангирян В.Г., Ершова О.П., Мосейкина М.Н. История Отечества с древнейших времен до конца ХХ века. Часть 1.– М.: 2003

    Волкогонов Д.А. Семь вождей. Кн. 2-я. М., 1995.

    Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

    Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2 кн. М., 1995.

    Илларионова Е. В., Фомина А.С., Гуськов C.А. отечественная история: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 369 с

    Исторические судьбы радикальной экономической реформы. К 10-летию начала перестройки. М., 1995.

    История современной России. 1985-1994. // Под ред. В. В. Журавлева. М., 1995.

    Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. М., 1998.

    Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. 2-е изд., доп. - М.: Простор, 2005. - 476 с

    Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6. С. 91-110.

    Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. М., 1994.

    Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. История России, 1945-2008 гг. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2008.-528 с.

    XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 25 февраля – 6 марта 1986 года. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1986. Т.1. –654 с.

1 Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. 2-е изд., доп. - М.: Простор, 2005. - 476 с

2 История современной России. 1985-1994. // Под ред. В. В. Журавлева. М., 1995.

3 Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6. С. 91-110

4 Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. История России, 1945-2008 гг. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2008.-528 с.

-экономического развития . Экономическая реформа 1987 г. и причины ... в 90 гг . ХХ в. Вступление России в... Содержание курса реализуют следующие учебники: Данилов А. А., Косулина Л. С История России с древнейших времен до ...

Нарастание трудностей социально-экономического развития страны

Крах хрущевского руководства. Возвращение к системе тоталитарного социализма

Н.С.Хрущев, как любой реформатор сложившейся в СССР социально-политической системы, был весьма уязвим. Ему приходилось изменять ее, опираясь на ее же собственные ресурсы. По этой причине многочисленные, не всœегда продуманные реформаторские начинания этого типичного представителя административно-командной системы не могли в значительной степени не только ее изменить, но даже и расшатать. Все его попытки ʼʼочистить социализмʼʼ от последствий сталинизма оказались неуспешными. Обеспечив возвращение власти к партийным структурам, вернув партийно-государственной номенклатуре ее значимость и избавив ее от потенциальных репрессий, Н.С.Хрущев выполнил свою историческую миссию. Обострившиеся продовольственные трудности начала 60-х годов если не превратили всœе населœение страны в недовольных действиями ранее энергичного реформатора, то по крайней мере определили безразличие к его дальнейшей судьбе. По этой причине смещение Хрущева в октябре 1964 ᴦ. с поста руководителя страны силами высших представителœей советской партийно-государственной номенклатуры прошло вполне спокойно и без эксцессов.

В конце 60-х - в 70-е годы происходит постепенное сползание экономики СССР к застою практически всœех ее отраслей. Было очевидно неуклонное снижение базовых экономических ее показателœей. Особенно неблагоприятным выглядело экономическое развитие СССР на фоне мировой экономики, которая в это время значительно прогрессировала. Советская экономика по-прежнему осуществляла воспроизводство своих индустриальных структур с упором на традиционные отрасли, в частности на экспорт топливно-энергетических ре- сурсов. Это безусловно наносило значительный ущерб развитию наукоемких технологий и сложной техники, доля которых значительно сократилась. Экстенсивный характер развития советской экономики значительно ограничивал решение задач социального характера, связанных с концентрацией средств в тяжелой промышленности и военно-промышленном комплексе, социальная сфера жизни населœения нашей страны в период застоя оказалась вне поля зрения правительства. Страна постепенно погружалась в тяжелый кризис, и всœе попытки избежать его успеха не имели.

Уже к концу 70-х годов для части советского руководства и миллионов советских граждан стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Последние годы правления Л.И.Брежнева, пришедшего к власти после смещения Н.С.Хрущева, проходили на фоне кризиса экономической и социальной сфер в стране, роста апатии и безразличия народа, деформированной морали власть предержащих. Явственно ощущались симптомы загнивания во всœех областях жизни. Некоторые попытки поисков выхода из сложившегося положения были предприняты новым руководителœем страны - Ю.В.Андроповым. Хотя он и являлся типичным представителœем и искренним сторонником прежней системы, тем не менее некоторыми его решениями и действиями уже были поколеблены ранее непререкаемые идеологические догматы, не позволявшие его предшественникам осуществить хотя и теоретически оправданные, но практически проваленные реформаторские попытки. Новое руководство страны, полагаясь в основном на жесткие административные меры, попыталось сделать ставку на наведение порядка и дисциплины в стране, на искоренение коррупции, поразившей к этому времени всœе уровни власти. Это дало временный успех - несколько улучшились экономические показатели развития страны. Из состава руководства партии и правительства были выведены некоторые наиболее одиозные функционеры, против многих руководителœей, занимавших высокие посты, были заведены уголовные дела. Смена политического руководства после смерти Ю.В.Андропова в 1984 ᴦ. показала, насколько велика власть номенклатуры. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС, смертельно больной К.У.Черненко, как бы олицетворял собой ту систему, которую пытался реформировать его предшественник. Страна по-прежнему развивалась как бы по инœерции, народ безразлично наблюдал за попытками Черненко вернуть СССР к брежневским порядкам. Были свернуты многочисленные начинания Андропова по оживлению экономики, обновлению и чистке руководящих кадров. В марте 1985 ᴦ. к руководству страны пришел М.С.Горбачев, представитель относительно молодого и амбициозного крыла партийного руководства страны. По его инициативе в апрелœе 1985 ᴦ. был провозглашен новый стратегический курс развития страны, ориентированный на ускорение ее социально-экономического развития на базе научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации ʼʼчеловеческого фактораʼʼ. Его реализация на первых порах смогла несколько улучшить экономические показатели развития СССР. В феврале-марте 1986 ᴦ. состоялся XXVII съезд советских коммунистов, число которых к этому времени составило 19 млн. человек. На съезде, проходившем в традиционной парадной обстановке, была принята новая редакция программы партии, из которой были удалены несбывшиеся задания по построению основ коммунистического общества в СССР к 1980 ᴦ. Вместо этого провозглашался курс на ʼʼсовершенствованиеʼʼ социализма, определялись вопросы демократизации советского общества, системы выборов, намечались планы решения жилищной проблемы к 2000 году. Именно на этом съезде был выдвинут курс на перестройку всœех сторон жизни советского общества, однако конкретные механизмы его реализации пока еще не были выработаны, и она воспринималась как обычный идеологический лозунᴦ.

Попытка ускорения социально-экономического развития страны - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Попытка ускорения социально-экономического развития страны" 2017, 2018.

Перестройка в СССР.

1.УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ - стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества. Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагает глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма. В экономической области ускорение означает прежде всего решительное преодоление негативных тенденций, проявившихся в 70-80-е годы, и повышение темпов роста. В двенадцатой пятилетке намечено повысить темпы прироста производительности труда до 23 % по сравнению с 16,5 % в одиннадцатой пятилетке. Прирост национального дохода составит 22,1 %, реальных доходов на душу населения 14 % по сравнению соответственно с 16,5 и 11 %. Сущность ускорения состоит в достижении нового качества экономического роста, т. е. на основе всемерной интенсификации производства, научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. К 2000 г. намечено добиться удвоения национального дохода страны без увеличения численности работников материального производства и при снижении его металлоемкости в 2 раза и энергоемкости не менее чем в 1,4 раза. К середине этого периода предстоит стабилизировать фондоемкость продукции, а затем и снизить ее. В условиях интенсификации общественного производстза и последовательного осуществления политики ресурсосбережения ускорение социально-экономического развития предполагает ориентацию на повышение конечных народнохозяйственных результатов, улучшение качества продукции, выпуск принципиально новой, более производительной техники, быстрый рост эффективности общественного труда. Важные показатели ускорения - сокращение сроков обновления основных производственных фондов, ассортимента выпускаемой продукции, коренное повышение ее технического уровня и качества. Для ускорения социально-экономического развития страны приводятся в действие две группы резервов и источников. К первой из них относятся лучшее использование имеющегося производственного потенциала и наличных трудовых ресурсов, решительная борьба с потерями сырья и рабочего времени, наведение порядка, укрепление организованности и дисциплины. Мобилизация этих резервов не требует, как правило, значительных затрат и дает сравнительно быстрые результаты. В долговременной перспективе ускорение требует использования глубинных резервов экономического роста, решающая роль среди которых принадлежит научно-техническому прогрессу. Предстоит осуществить кардинальное преобразование производительных сил, опирающееся на овладение новейшими достижениями научно-технической революции. Первостепенное значение при этом имеет быстрое обновление производственного аппарата путем широкого внедрения передовой техники, наиболее прогрессивных технологических процессов и гибких производств, позволяющих оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции и дающих наибольший экономический и социальный эффект. Ускорение социально-экономического развития страны зависит также от дальнейшего совершенствования всей системы производственных отношений, перестройки ферм и методов хозяйствования, внедрения эффективных форм материальной заинтересованности и ответственности. Особое внимание уделяется демократизации всей общественной жизни, развитию социальной активности масс, воспитанию хозяйского отношения к труду и его результатам (см. также Темпы экономического развития, Экономическая политика КПСС).

Гласность - политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, основной компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров. В конечном итоге именно гласность стала детонатором последующего распада советского строя и СССР.

Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в Россиив конце1850-х, обозначая ослаблениецензурногоконтроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти - прежде всего судов, в рамкахсудебной реформыАлександра II, пришедшей на смену «канцелярской тайне».

Митинг гласности- митинг, проведённыйдиссидентамии сочувствующими5 декабря1965года наПушкинской площадивМоскве. Стал первой публичной политической демонстрацией в послевоенном СССР.

Вошло в широкий обиход с 1987 годакак обозначение одного из ключевых направленийреформ(«гласность -перестройка-ускорение»), проводившихся в 1987-1991 годахМ. С. Горбачёвымна посту Генерального секретаряЦК КПССи ПрезидентаСССР, широко известных под общим названием «Перестройка». Тогда же возникли и лозунги момента: «Больше гласности! Больше демократии!». При этом «первым бликом зари гласности» называют статьюЕвгения Додолевав газете «Московский комсомолец» за ноябрь1986 года, получившую широкий резонанс.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.

Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.

К 1990 году положительно отзываться о чём-либо советском становится дурным тоном. В обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.

В период гласности были освобождены многие диссидентыи правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями; в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось; более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати; появлялись критические публикации.

С марта 1987 годав связи с объявленной гласностью в библиотеках началось возвращение книг из спецхранов в открытые фонды.

После публикации 13 марта1988 годав газете «Советская Россия» антиперестроечной статьи «Не могу поступаться принципами» публикациясталинистскихстатей в прессе, по мнению некоторых, стала пресекаться.

Некоторые деятели оппозиции считают, что период гласности закончился в период президентства Владимира Путина. Начиная с 2000 годазакрывались независимые телеканалы и газеты, из страны изгонялись олигархи, владевшие медиа-активами и отказывающиеся на депминговые сделки со ставленниками Путина по их перераспределению (Гусинский, Березовский и др.). Повсеместно вСМИпо указу «сверху» вводилась самоцензура. Медведев заявил, что гласность стране не нужна.

Ряд политологов говорит о начале Гласности-2 в связи с развитием Рунета и независимого блоггинга.

Перестройка - общее название нового курса советского партийногоруководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших вСССРс 1986 по 1991 годы.

Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январскомпленуме ЦК КПССперестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.

Перестройку условно можно разделить на три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введениегосприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалосьпо-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей».Николай Рыжковвспоминал (в газете «Новый Взгляд», 1992):

В ноябре 82-го года меня - совершенно неожиданно - избрали секретарём ЦК, и Андропов ввёл меня в команду, готовившую реформы. Туда входили и Горбачёв, Долгих… Мы стали разбираться с экономикой, а с этого началась перестройка в 85-м году, где практически были использованы итоги того, что сделали в 83-84-х годах. Не пошли бы на это - было бы ещё хуже.

Второй этап (январь 1987 - июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политикагласности- смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первыемежнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989 - 1991). Заключительный этап,в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовымиантикоммунистическиминастроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии ирыночной экономикикапиталистическоготипа. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статуссверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов».

2. Экономические реформы периода «перестройки».

а) Закон о государственном «предприятий (объединение)» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 07.04.1989 - Ведомости ВС СССР, 1989, N 15, ст. 105; Законом СССР от 03.08.1989 -Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 9, ст. 214)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР определяет экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений) укрепляет государственную (общенародную) собственность на средства производства в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе и других отраслях, расширяет возможности участия трудовых коллективов в эффективном использовании этой собственности, в управлении предприятиями и объединениями, в решении государственных и общественных дел. Закон углубляет

централизованные начала в решении важнейших задач развития народного хозяйства как единого целого, предусматривает усиление экономических методов управления, использование полного

хозяйственного расчета и самофинансирования, расширение демократических основ и развитие самоуправления, определяет отношения между предприятиями (объединениями) и органами государственной власти и управления.

б) Закон о кооперации. Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" (с изменениями от 16 октября 1989 г., 6 июня, 25 декабря 1990 г., 7 марта 1991 г., 19 июня 1992 г., 8 декабря 1995 г., 8 мая 1996 г., 15 апреля 1998 г.)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР определяет экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов на основе развития ленинских идей о кооперации применительно к современному этапу строительства социализма в СССР.

Закон призван раскрыть огромные потенциальные возможности кооперации, возрастание ее роли в ускорении социально-экономического развития страны, усилить процесс демократизации хозяйственной жизни, придать новый импульс колхозному движению, создать условия для вовлечения в кооперативы широких слоев населения. Он направлен на всемерное использование кооперативных форм для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления, жилище, разнообразной продукции производственно-технического назначения, работах и услугах. Закон устанавливает основные принципы развития кооперативной демократии, определяет отношения государства и кооперации, гарантирует свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывает широкий простор для инициативы и самоуправления, повышает ответственность членов кооператива за результаты своего труда.

Закон гарантирует гражданам право добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и на социальное обеспечение.

Закон о кооперации в СССР направлен на равноправное взаимодействие государственного и колхозно-кооперативного секторов социалистической экономики, способствует дальнейшему развитию политической и экономической систем СССР.

в) Экономическая программа В.С. Павлова. Валентин Сергеевич Павлов (26 сентября 1937 - 30 марта 2003) - Премьер-министр СССР (единственный, занимавший должность с таким названием) с 14 января 1991 года по 22 августа 1991 года, член ГКЧП. Основная статья: Денежная реформа 1991 года в СССР .

Принимал участие в создании Пенсионного фонда, налоговой инспекции, в формировании коммерческих банков, привлечении первых инвестиций, в регулировании первых кооперативов и совместных предприятий.

Одной из оставшихся в памяти народа акций Павлова стало изданное через восемь дней после его назначения (22 января 1991) распоряжение об изъятии банкнот в 50 и 100рублей в ограниченный во времени период (три дня) и замену их на купюры нового образца, что привело к значительному ажиотажу и росту недовольства в стране. Эта «реформа» была выполнена через три года после аналогичной реформы денежной системы в Бирме, проведённой в 1987 Сейн Львином - тогда результатом реформы стали серьёзные волнения, долгосрочная дестабилизация положения в стране с кровопролитиями и обвалом экономики. См. История Бирмы.

Вторая подобная акция - подъём в 2-3 раза цен на основные потребительские товары со 2 апреля 1991 г. согласно Постановлению Кабинета министров СССР. До этого момента цены были постоянны в течение десятилетий (со времен Хрущёва). После этого момента постоянным спутником экономической жизни стала инфляция.

1985-1991 годы - особый период в истории СССР. Предпосылками начала «перестройки» стало нарастание в начале 1980-х гг. кризисных явлений во всех сферах советского общества, в том числе и в экономике. Факты, свидетельствующие о нарастании кризиса:

· падение темпов экономического роста до уровня простого воспроизводства (около 2 % в год);

· достижения научно-технического прогресса практически не находили применения в советской экономике;

· быстрый рост «теневой экономики», проникавшей во все сферы хозяйственной жизни;

· резкое сокращение притока в производство новой рабочей силы в связи со снижением рождаемости, исчерпания трудовых ресурсов деревни и ростом образовательного уровня населения (основной приток работоспособного населения пошел в сферу услуг и другие непроизводственные области);

· снижение с начала 1980-х гг. на мировом рынке цен на энергоносители уменьшило количество поступающих в страну «нефтедолларов».

М.С. Горбачев и его сторонники считали, что социализм имеет неиспользованные резервы, которые необходимо ввести в действие и догнать капиталистические страны. Таким образом, реформы не должны были затронуть основы социалистической плановой экономики. В данной главе мы рассмотрим экономическую политику М.С. Горбачева в эпоху перестройки в СССР.

Курс на ускорение социально-экономического развития страны

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет.

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем.

Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья.

Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год.

Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. - М.: Академический проект, 2009. - с. 36..

Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу ХХ в.

Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально экономических обязательств партии перед народом, окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны История государственного управления России: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 136..

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план Двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом СССР после распада / Под ред. О. Маргания. - М.: Экономическая школа, Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), Экономикус, 2007. - с. 23..

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985 - 1990 гг.) в 1985 - 1986 гг.

Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения надеялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, добиться ускорения.

Предполагалось использовать следующие резервы:

· полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы;

· укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;

· силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административного руководства. Убедившись, что моральное поощрение выпуска высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. Ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военного ведомства Современная историография новейшей истории России и истории СССР. - М.: РИВШ, 2007. - с. 53..

Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причинами катастроф стали халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 89..

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на падение цен на нефть накладывались затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, позже - землетрясения в Армении, увеличение капиталовложений в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное - пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:

· повышение экономической самостоятельности государственных предприятий;

· развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправданным»;

· привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 164..