Горнодобывающая промышленность африки. Текстильная промышленность Африки. ЭГП Западной Африки

Страны Западной Африки

Западная Африка - часть африканского континента, которая расположена к югу от центральной Сахары и омывающаяся с запада и юга Атлантическим океаном. На востоке естественной границей являются Камерунские горы.

Страна Численность населения, млн. чел. Столица
Бенин 10,32 Порто-Ново
Буркина-Фасо 16,93 Уагадугу
Исламская Республика Гамбия 1,849 Банжул
Гана 25,9 Аккра
Гвинея 11,75 Конакри
Гвинея-Бисау 1,704 Бисау
Кабо-Верде 0,499 Прая
Кот д"Ивуар 20,32 Ямусукро
Либерия 4,294 Монровия
Мавритания 3,89 Нуакшот
Мали 15,3 Бамако
Нигер 17,83 Ниамей
Нигерия 173,6 Абуджа
Святая Елена, остров Вознесения, Тристан-да-Кунья 0,005 Джеймстаун
Сенегал 14,13 Дакар
Сьерра-Леоне 6,092 Фритаун
Того 6,817 Ломе

История Западной Африки

Культура этого региона уходит своими корнями в древние империи Западной Африки - Гана, Мали и Сопгаи, процветавшие между 6 и 16 веками. Империи эти пришли в упадок, на их месте появились небольшие независимые королевства. В 15 веке сюда приплыли португальские купцы, за ними последовали англичане, французы и голландцы.

На протяжении следующих 400 лет сюда беспрерывно вторгались европейцы, основывая колонии. Завоеватели эксплуатировали людей и землю, строили шахты по добыче золота, разбивали плантации, чтобы выращивать кофе, кокосы, сахарный тростник и хлопок, и заставляли африканцев работать на них в качестве рабов. Европейцы увозили на кораблях коренных жителей в Америку, где продавали местным плантаторам в рабство. По дороге многие умирали, а выжившим предстояла мучительная жизнь рабов.

В 1807 году Британия отменила рабство, но до независимости этих стран было еще далеко. Колониальные власти оставались в Западной Африке до середины 20 века. После этого в некоторых странах установились военные и диктаторские режимы. Сегодня многие страны стали демократическими.

ЭГП Западной Африки

ЭГП Западной Африки характеризуется более высоким уровнем развития по сравнению с её восточным соседом, но более низким уровнем развития в сравнении с Северной Африкой . Этот регион является одной из богатейших минерально-сырьевых кладовых мира. Тут сосредоточены достаточно крупные запасы марганца, олова, золота, алмазов, железной руды. Значительны запасы нефти и газа. Крупнейшим поставщиком нефти в регионе является Нигерия.

Вдоль побережья Западной Африки тянутся мангровые леса и грязевые отмели. Их омывают теплые дожди, приносимые с океана. Дальше от берега лагуны и прибрежные болота сменяются влажными тропическими лесами, которые раскинулись па сотни километров.

Извилистые реки зачастую являются единственным средством сообщения, так как дороги, и без того размываемые во время сезона дождей, поглощаются джунглями. Испаряющие влагу леса покрывают более прохладные центральные возвышенности. Реки, срываясь с большой высоты в узкие ущелья, образуют живописные водопады. Во время дождей реки затопляют окрестные земли, отдавая плодородный ил, периодически смывают целые деревни. И наконец ландшафт переходит в бескрайние саванны, мерцающие под жарким солнцем.

Сельское хозяйство Западной Африки

Несмотря на усиливающийся в последнее время процесс индустриализации в наиболее развитых странах Западной Африки, сельское хозяйство в этом регионе продолжает оставаться основой экономики. Основные отрасли сельскохозяйственного производства: кочевое и полукочевое скотоводство, которое особенно распространено в зоне Сахель.

В Западной Африке скотоводство гармонично сочетается с земледелием. Дополняющие друг друга отрасли повышают общую продуктивность сельского хозяйства. Основные выращиваемые культуры: кукуруза, сорго, арахис, пальмовое масло, хлопок.

Промышленность Западной Африки

Промышленное производство развито в целом довольно слабо. Имеется перевес в сторону добывающих отраслей. Основное развитие получила горнодобывающая промышленность и нефте- и газодобыча. Обрабатывающие отрасли находятся в стадии первоначального развития и представлены переработкой минеральных ресурсов, текстильным производством, переработкой хлопка, изготовлением мебели.

Некоторая часть населения Западной Африки работает на современных машинах на каучуковых плантациях, принадлежащих иностранным компаниям. Скудная земля и засушливый климат затрудняют земледелие, однако в самой земле скрыты бесценные сокровища. Нигерия является одним из крупнейших в мире производителей нефти. Залежи фосфоритов, алмазов, бокситов и железной руды являются залогом дальнейшего процветания.

Население Западной Африки

Численность населения этого региона составляет около 300 миллионов человек. Наблюдается быстрый прирост населения, рождаемость превышает 50 младенцев на 1 тысячу жителей. Следовательно, Западная Африка находится ещё на втором этапе демографического перехода.

Большая часть населения относится к негроидной расе. В северной части Мали живут бербероязычные туареги, относящиеся к средиземноморскому типу большой европеоидной расы. Негроидные народы это: фульбе, диола, волоф, киси, серер, сенуфо и др.

В городах Западной Африки люди живут в современных многоэтажных или в деревянных, крытых жестью домах. Многие горожанки ежедневно уезжают в сельскую местность для работы на полях или животноводческих фермах и птичниках. Вокруг прибрежных лагун деревенские дома с тростниковыми крышами строят нa сваях над водой. Рыбаки и торговцы, живущие в этих местах, передвигаются на лодках. Большинство западноафриканцев живут в сельской местности, это довольно бедные фермеры и скотоводы. Для себя они выращивают просо, маниоку и рис. А хлопок, арахис и пальмовое масло идут нa продажу.

Африка. Экономический очерк. Обрабатывающая промышленность *

На развивающиеся страны Африки приходится около 10% валовой продукции обрабатывающей промышленности (О. п. ) развивающихся стран мира. В этом отношении Африка — наиболее отсталый регион мира. О. п. в Африке складывалась в условиях полной зависимости от иностранного капитала и внешнего рынка, что сказалось как на структуре промышленного производства (преимущественном развитии отраслей пищевкусовой и лёгкой промышленности), так и на её размещении (главным образом в столицах и морских портах).

После завоевания политической независимости большинство развивающихся стран стало осуществлять политику индустриализации. В 1960—80-е гг. О. п. — наиболее динамичная отрасль экономики, характеризующаяся высокими темпами роста: в 1961—65 объём производства увеличивался ежегодно на 11%, затем прирост несколько снизился и в 70—80-х гг. составлял 5,6%. За средними показателями по региону скрываются большие различия по странам. Так, в нефтеэкспортирующих странах за этот же период темпы роста составили в среднем 10,2% (в Ливии 20,8%, Габоне 19,1%, Тунисе 10,2%, Нигерии 10,0%, в Алжире 7,0%), а в наименее развитых странах — 2,4% (в ЦАР 1,7%, Бенине 0,8%, Чаде 0,1%), причём в некоторых из этих стран наблюдался спад производства, например в Уганде — 4,2%, Экваториальной Гвинее — 11,3%, Судане — 0,3%. В 80-е гг. темпы роста О. п. вследствие инфляции и неблагоприятных условий на внешних рынках сбыта значительно замедлились (3,7%, 1982), к тому же на развитие отраслей пищевкусовой промышленности повлияло сокращение сельскохозяйственного производства, вызванное засухой. Снижение промышленного производства произошло и в ряде государств со сравнительно развитой О. п. — в Гане, Заире, Тунисе и Марокко. В Алжире и Египте сохранялся постоянный рост промышленного производства, главным образом за счёт активно развивающихся отраслей тяжёлой индустрии, модернизации предприятий О. п. и повышения эффективности их производства.

За 70—80-е гг. объём промышленной продукции отрасли увеличился в 1,7 раза. В 1983 условно чистая продукция О. п. развивающихся стран Африки составила 26,7 млрд. долл. Только в 5 странах она превышала 1 млрд. долл.: в Египте 4,8 млрд. долл., Нигерии 4,1, Алжире 3,1, Марокко 2,2 и Зимбабве 1,1. На эти страны приходилось около 60% всей промышленной продукции развивающихся стран Африки. В наибольшей степени О. п. развита в Северной Африке, на которую в 1982 приходилось 48% промышленного производства, в наименьшей — в Центральной Африке (6%).

Доля О. п. в ВВП региона в 1980 составила 10% (в 1960 — 7,1%). В 11 африканских странах её доля в ВВП (1981) менее 5%; в 21 стране от 5 до 10% и лишь в 8 странах 15% и выше (Египет, Кения, Марокко, Зимбабве и др.). Возрастание доли О. п. в ВВП в начале 80-х гг. по сравнению с 1970 наблюдалось в Габоне, Кении, БСК, Марокко, Свазиленде, Тунисе, Зимбабве. В Алжире, несмотря на большие успехи в создании новых отраслей, доля О. п. в ВВП остаётся сравнительно низкой (немногим более 11%).

В начале 70-х гг. в структуре О. п. основная часть стоимости продукции приходилась на отрасли лёгкой промышленности (8,8 млрд. долл., или 68,8%), на долю тяжёлой промышленности — 4,0 млрд. долл., или 31,2%. В 70-е гг. происходит рост базовых отраслей промышленности: нефтеперерабатывающей, химической, машиностроительной и к 1976 соотношение лёгкой и тяжёлой отраслей становится 60 и 40%. В Алжире, в соответствии с его стратегией промышленного развития, были созданы чёрная металлургия, нефтепереработка и другие базовые отрасли.

Международная статистика не располагает материалами, характеризующими численность занятых в О. п. по региону в целом, однако данные по отдельным странам показывают Значительный рост числа занятых в этой отрасли. Так, в Алжире за 1971—1978 число занятых в О. п. возросло со 126 тыс. до 232 тыс.; основной рост наблюдался в отраслях тяжёлой индустрии (в металлургии и машиностроении в 2,4 раза, в производстве стройматериалов в 2 раза), тогда как в пищевкусовой в 1,5 раза, в текстильной в 1,25 раза. В Египте число занятых увеличилось с 1971 по 1976 в чёрной металлургии в 2,2 раза, в химической промышленности в 2 раза. С 1971 по 1980 в Кении число занятых в О. п. возросло с 75 тыс. до 141 тыс., на Маврикии — с 11,6 тыс. до 37 тыс., в Тунисе — с 54 тыс. до 125 тыс. Быстрый рост числа занятых в этой отрасли происходил также в Нигерии (со 148 тыс. в 1971 до 310 тыс. в 1978).

Наряду с фабрично-заводской промышленностью в африканских странах весьма значительно традиционное кустарно-ремесленное производство, которое в ряде наименее развитых государств превосходит промышленное производство по числу занятых. Широко распространены ткацкое, гончарное, кузнечное, обувное и ковровое кустарные производства. Изделия из дерева, кожи, металлов, кости, а также плетёные и ювелирные изделия производятся на экспорт.

Развитие О. п. происходит под возрастающим воздействием государства: государственные компании являются владельцами или контролируют предприятия главным образом тяжёлой индустрии (нефтеперерабатывающие, чёрной металлургии, машиностроения, нефтехимии, цементной и др.). Однако лишь немногие страны располагают средствами, позволяющими сосредоточить полностью в руках государства базовые отрасли промышленности. Большинство африканских стран вынуждено привлекать иностранный капитал и предоставлять ему различные льготы и гарантии; особенно это характерно для стран, развивающихся по капиталистическому пути. В 1980 прямые иностранные инвестиции в О. п. региона составили около 3 млрд. долл. (в 1976 — 1,6 млрд. долл.). Иностранный капитал участвует наиболее широко в текстильной, кожевенно-обувной, пищевкусовой, резинотехнической промышленности. Так, ТНК «Батя» активно действует в кожевенно-обувной промышленности многих стран Западной, Центральной и Восточной Африки, «Бритиш Лейленд» — в автосборочной промышленности. В отрасли О. п. широко привлекаются иностранные компании для участия в смешанных обществах совместно с национальным частным или государственным капиталом.

Если в 70-е гг. африканские государства в своей промышленной политике ориентировались на развитие импортзамещающих отраслей, то в 80-е гг. они перешли к политике поощрения промышленного развития, сочетающего производство потребительских товаров с производством продукции базовых отраслей. Большое значение стало придаваться созданию агропромышленных комплексов, увеличению степени обработки добываемого сырья с целью создания экспортных отраслей промышленности: производство нефтепродуктов, минеральных удобрений, хлопчатобумажных тканей, трикотажных и швейных изделий и т. д.

О. п. испытывает большие трудности, связанные с недостатком капиталов, квалифицированных кадров и с зависимостью от импортного оборудования для предприятий, что, в свою очередь, ведёт к усилению зависимости африканских государств от иностранного капитала. Последний направляется преимущественно в уже продвинувшиеся в своём развитии страны, усиливая уже имеющиеся диспропорции в их промышленном развитии. При этом иностранные инвестиции, как правило, вкладываются в создание сборочных предприятий и производство потребительских товаров. В промышленности региона сохраняется преобладание отраслей с интенсивным использованием неквалифицированного труда и низкой капиталоёмкостью.

Большая часть предприятий О. п. сконцентрирована в крупнейших городах; это главным образом нефтеперерабатывающие, металлообрабатывающие и отдельные машиностроительные и сборочные заводы, а также предприятия пищевкусовой и лёгкой промышленности, работающие на привозном сельскохозяйственном сырье или на экспорт. Часть предприятий О. п. выросла на месте традиционных кустарных промыслов. В ряде стран сформируются крупные промышленные узлы и портово-промышленные комплексы: Каирский и Александрийский в Египте, Аннаба-Эль-Хаджарский и Арзев-Оранский в Алжире, Касабланкско-Мухаммедийский в Марокко, Дакарский в Сенегале и др.

Одним из главных направлений экономической политики и планирования африканских государств стало решение проблемы рационального размещения промышленности, развитие более отсталых в промышленном отношении районов. Так, Алжир создал новые промышленные центры на востоке страны, вблизи сырьевой базы для чёрной металлургии, а также в глубинных районах на юге страны. В Тунисе на юго-востоке страны создан новый промышленный район (г. Габес). Программы более равномерного размещения промышленности осуществлялись в Нигерии, Кении, Сенегале.

* Характеристику обрабатывающей промышленности ЮАР см. в статье .

М. В. Ермолаева.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия . Главный редактор Ан. А. Громыко . 1986-1987 .

, – в , (в пересчете на оксид урана) – в ЮАР, Намибии, немного в и Габоне. Наиболее обеспечены гидроресурсами ДРК, .

Неравномерность размещения энергоресурсов оказывает воздействие и на развитие . Примерно в четверти отсутствует производство промышленных энергоресурсов. Важнейшую роль играют ГЭС на , и тепловые станции – в 15 странах они являются единственным источником получения энергии.

Экспорт электроэнергии в крупных масштабах осуществляет только Мозамбик – из ЮАР. В небольших количествах электроэнергия экспортируется из в Кению и из Ганы в и .

Горнодобывающая промышленность Африки.

Горнодобывающая промышленность Африки занимает одно из ведущих мест в мире по запасам и добыче многих ценных видов сырья и топлива. вывозит от 90 до 100% добываемого сырья. Во многих Африки горнодобывающая промышленность составляет основу промышленного потенциала и экспорта. Так на нее приходится в Ливии – 50% ВНП, в Габоне – 55%, в Конго – 33%.

В этой отрасли значительные позиции занимает иностранный капитал; в нее вложено около 75% всех . Основную роль играют горнопромышленные комплексы, включающие добычу и переработку руд. Большая часть мощностей сосредоточена в Южной Африке и некоторых районах Центральной и Западной Африки.

Важнейшие значение имеет добыча (ЮАР, ), марганцевых руд (ЮАР, ), титана (ЮАР, ), хромитов (ЮАР), кобальта и меди (ДРК, ), бокситов (), свинца и цинка ( , ), ртути (), золота, серебра, платины, алмазов (ЮАР, Намибия и ряд других стран). Выделяется регион также добычей фосфатов, асбеста, графита, флюорита.

Нефтеперерабатывающая промышленность Африки.

Для некоторых стран строительство НПЗ явилось началом их индустриального развития. В 1955 году в регионе было всего 3 НПЗ (Египет, Марокко). В настоящее время нефтепереработка наибольшее развитие получила в странах Северной Африки, Нигерии и ЮАР (всего более 100 НПЗ). В основном на них производится дизельное топливо, бензин, керосин и реактивное топливо, в большинстве стран отсутствует производство смазочных масел (налажено в основном в Алжире, Нигерии, Марокко, на ).

Африки.

Химическая промышленность до 60-х годов 20 века была представлена производством минеральных удобрений и серной кислоты. Начиная с 70-х годов стала создаваться промышленность органического синтеза, резинотехническая, лакокрасочная, химико-фармацевтическая отрасли, производство взрывчатых веществ.

Производство минеральных удобрений развивается практически во всех странах Северной Африки, а также , Нигерии, Замбии, Мадагаскаре.

Промышленность органического синтеза и резинотехническая промышленность получает развитие в нефтедобывающих странах, преимущественно в Северной Африке. Наибольшие мощности созданы для производства метилового спирта, химических волокон, этилена и полиэтилена, пластмасс, синтетических смол.

Лакокрасочная и химико-фармацевтическая промышленность хотя и имеют важное значение, но представлены предприятиями небольшой мощности в странах Северной Африки.

Производство взрывчатых веществ развивается в странах с развитой горнодобывающей промышленностью (Замбия, Алжир, Мавритания).

Металлургическая промышленность Африки.

Металлургическая промышленность играет важную роль, однако практически отсутствуют предприятия полного цикла. Крупные металлургические комбинаты построены в Алжире, Египте, Нигерии, ЮАР. представлена в основном производством меди, кобальта, алюминия, свинца (Замбия, ЮАР, Намибия, ).

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Африки.

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность развита достаточно хорошо в Северной, Центральной и Западной Африке. Развито производство пиломатериалов, шпал, фанеры, бумаги, картона, целлюлозы на экспорт.

Африки.

Пищевкусовая промышленность играет важную роль в экономике практически всех стран. Важнейшее значение имеют производство растительных масел – страны Тропической Африки, Тунис, Египет, сахарная промышленность – , Египет, Марокко, переработка какао-бобов – Гана, Кот-д,Ивуар, Нигерия, мукомольное производство – Северная Африка, консервная промышленность – повсеместно.

Текстильная промышленность Африки.

Текстильная промышленность занимает 1 место в обрабатывающей промышленности. Производство развито в Северной и Тропической Африке и ЮАР. В отрасли преобладает хлопчатобумажное производство, производство целлюлозных и синтетических волокон. Шелковое и шерстяное производство развито довольно слабо.

Кожевенно-обувная промышленность Африки.

Кожевенно-обувная промышленность развивается более чем в 30 странах. Обувь экспортируется в . Многие предприятия контролируются международным концерном «Батя».

Морской транспорт в основном обеспечивает внешние связи стран региона. Большое значение для судоходства имеют разделяющий Африку и Европу Гибралтарский пролив (его расстояние составляет всего лишь 14 км) и соединяющий Средиземное и Красное моря Суэцкий канал.

Если рассматривать хозяйства стран региона, то необходимо отметить, что после обретения независимости в их отраслевой структуре увеличилась доля промышленности и непроизводственной сферы, но все же в большинстве стран сохраняется колониальный тип отраслевой структуры хозяйства. Его отличительные черты:

  • преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства;
  • слабое развитие обрабатывающей промышленности;
  • сильное отставание транспорта;
  • ограничение непроизводственной сферы преимущественно торговлей и услугами;
  • однобокость развития экономики.

Во многих странах однобокость экономики достигла уровня монокультуры, под которой понимается монотоварная специализация хозяйства страны (узкая специализация на производстве одного, как правило, сырьевого или продовольственного товара, предназначенного главным образом для экспорта).

Страны монокультуры в Африке:

Страны

Доля в экспорте страны

Нефти и нефтепродуктов

Руд черных и цветных металлов, урана, алмазов

Продовольственных товаров и с/х сырья

Алжир

99%

Габон

82%

Египет

68%

Конго

90%

Ливия

98%

98%

Ботсвана

70%

Гвинея

95%

Конго (Заир)

51%

Замбия

90%

63%

Мавритания

51%

Намибия

74%

Нигер

80%

Африка. Экономический очерк. Промышленность. Машиностроение и металлообработка

Отрасли, связанные с обработкой металлов, в большинстве африканских стран находятся на начальных стадиях развития, удовлетворяя незначительную часть национальных потребностей в металлоизделиях, инструментах и машинах, в основном несложных по техническому уровню. ЮАР - единственная африканская страна, в которой машиностроение и металлообработка, включая современные отрасли военной промышленности, интенсивно развиваются. Доля развивающихся стран Африки в мировом производстве продукции машиностроения и металлообработки в начале 1980-х гг. менее 1%. В создании металлообработки и машиностроения в африканских странах ведущую роль играет государственный капитал (например, в Алжире его доля около 80%). Среди иностранных монополий наибольшую активность проявляют автомобилестроительные компании «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат» (Италия), «Бритиш Лейленд» (Великобритания), «Рено» (Франция), а на юге континента - «Дженерал моторе», «Форд моторе», «Крайслер» (США). Крупнейшие судостроительные компании - «Баренс шипбилдинг энд энджиниринг», «Джеймс Браун энд Хаммер», «Мартинсен Л. Х.» и др.

В развивающихся странах Африки металлообработка осуществляется в основном в кузнечных и ремонтно-механических мастерских кустарного и полукустарного типа, где наряду с обслуживанием транспортных средств и сельскохозяйственного оборудования налажено производство некоторых видов металлических запасных частей и деталей. Распространены мелкие металлообрабатывающие предприятия, изготовляющие сельскохозяйственные орудия и инвентарь, металлоизделия бытового назначения. По уровню развития металлообрабатывающей промышленности среди развивающихся стран Африки выделяется Египет, располагающий значительной металлургической базой. Крупнейшими центрами металлообрабатывающего производства являются гг. Хелуан и Каир с пригородами. Современная металлообрабатывающая промышленность представлена и в других странах Северной Африки: в Алжире: основные центры - гг. Константина, Алжир, Оран; в Тунисе - г. Мензель-Бургиба, в Марокко - г. Касабланка. К созданию современной металлообрабатывающей промышленности приступила Нигерия.

В большинстве африканских стран собственно машиностроение практически отсутствует. Широко представлены предприятия, осуществляющие сборку автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин, мотоциклов, велосипедов, небольших судов, электротехнических изделий, радиоприёмников, телевизоров и бытовых приборов. Машины и оборудование производств, назначения сравнительно широкой номенклатуры производят лишь в ЮАР и Египте. Единичные машиностроительные заводы (в Алжире, Тунисе, Марокко, Нигерии) выпускают несложное железнодорожное оборудование, насосы, дизельные двигатели, котлы, швейные машины и т. д. До середины 1970-х гг. предприятия машиностроения ориентировались главным образом на удовлетворение внутреннего спроса. Во 2-й половине 70-х гг. в ряде стран (Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Нигерии, Заире, Гане, Сенегале, БСК, Замбии, Лесото и Ботсване) иностранные монополии стали создавать предприятия, производящие полуфабрикаты (узлы и детали для автомобильной и электротехнической промышленности, интегральные схемы, полупроводники и т. д.) для экспорта, в том числе в промышленно развитые страны.

Электротехническая промышленность начала развиваться в развивающихся странах Африки в конце 1960-х гг. В номенклатуре выпускаемых изделий - электромоторы, трансформаторы, электролампы и др. Большинство предприятий сконцентрировано в странах Северной Африки - Египте, Алжире, Тунисе, Марокко. Выпуск сухих электрических батарей, автомобильных аккумуляторов, а также радиотелеаппаратуры и изделий потребительского назначения освоен многими африканскими странами. Почти все материалы и детали импортируются. Значительное развитие электротехническая промышленность получила в ЮАР, где предприятия специализируются на выпуске электромоторов, трансформаторов, кабелей почти всех типов. Среди развивающихся стран Африки выделяется Египет, где широко представлено производство телевизоров, радиоприёмников, магнитофонов, электропроигрывателей, бытовых электроприборов длительного пользования и т. п. Главный центр электротехнической промышленности - Каир с городами-спутниками.

Автосборочная промышленность в1970-80-е гг. расширилась за счёт ввода в строй новых предприятий. Тем не менее доля Африки в производстве автомобилей (как грузовых, так и легковых) среди стран несоциалистического мира в начале 80-х гг. не превышала 2%. В 1980 в Африке было собрано 403 тыс. легковых и 129,5 тыс. грузовых автомобилей, около 1 тыс. тракторов (из них более 1 / 2 собирается в ЮАР). Автосборочные предприятия развивающихся стран в основном сосредоточены на севере и западе Африки (главным образом в Египте, Марокко и Нигерии). Имеются хорошо оборудованные заводы, проектная мощность которых достигает или превышает 10 тыс. автомобилей в год, например 2 завода в районе Каира, завод в Касабланке, заводы в гг. Лагос и Кадуна. Многочисленные небольшие автосборочные предприятия выпускают несколько сотен автомашин в год и одновременно производят ремонтно-механические работы. Большинство автосборочных заводов являются смешанными предприятиями (доля государства от 25 до 60% капиталовложений). В середине 70-х гг. в Египте, Марокко и Алжире наметилась тенденция к постепенному переходу от простого монтажа к частичному производству несложных комплектующих деталей; производство механических частей автомобилей (двигателей, коробок передач, мостов) только начинает развиваться.

Правительства развивающихся стран Африки поощряют создание предприятий по сборке сельскохозяйственного оборудования. Наиболее крупные тракторосборочные заводы действуют в Египте, Алжире, Ливии.

Большинство африканских стран имеет выход к морю, однако судостроительная промышленность на континенте развита слабо: доля Африки в общем числе судостроительных предприятий и стапелей несоциалистического мира составляет менее 1%. В 9 развивающихся странах Африки строятся стальные и деревянные суда грузоподъёмностью до 100 рег. бр.-т, в остальных - мелкие деревянные суда и лодки местных типов. Современные судостроительные верфи имеются лишь в ЮАР, Марокко и Египте. Судоверфь «Александрия шипъярд» в порту Александрия построена при техническом содействии СССР. С начала 1980-х гг. осуществляется реконструкция и модернизация судоверфей в Порт-Саиде. В крупных портах Нигерии и Сенегала (Лагос, Дакар) имеются судоремонтные мастерские, занятые текущим и навигационным ремонтом судов, однако современным оборудованием оснащены немногие из них. Основная часть современных мастерских сосредоточена на Атлантическом и Средиземноморском побережье Африки - в Касабланке и Танжере (Марокко), в Алжире и Марс-эль-Кебире (Алжир), Бизерте (Тунис), Порт-Саиде и Исмаилии (Египет), а также на побережье Индийского около - в Джибути, Порт-Луи (Маврикий), в Дурбане и Порт-Элизабете (ЮАР).

Станкостроение развито лишь в ЮАР, где выпускаются различные типы станков, в том числе с программным управлением, автоматические линии. В Египте эта отрасль представлена небольшими заводами по выпуску металлорежущих станков.

Л. М. Янчишина.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия . Главный редактор Ан. А. Громыко . 1986-1987 .