Расходы бюджетов, их состав и структура. Состав бюджетных расходов и их структура

Социально - экономическая сущность расходов ГБ

Контрольные вопросы

1.В чем экономическое содержание доходов бюджета?

2.Что является главным материальным источником формирования бюджетных доходов?

3.В зависимости от чего классифицируются доходы бюджета? Перечислите их виды.

4.В чем заключается экономическая сущность налогов?

5.Какие функции выполняют налоги?

6.Перечислите основные элементы налогообложения.

7.Какие виды налоговых ставок вы знаете?

8.Какими способами могут взиматься налоги?

9.Назовите и опишите виды налогов?

10.Дайте характеристику основных элементов управления налогообложением.

11.Что представляет собой налоговая система?

12.Охарактеризуйте основные прямые и косвенные налоги. В чем их принципиальные отличия?

13.Какие неналоговые источники использует государство для пополнения доходов бюджета?

Тема 10. Расходы государственного бюджета

Расходыбюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств в соответствии с функциями, выполняемыми государством.

Круг расходов, осуществляемых за счет средств государственного бюджета, устанавливается в законодательном порядке.

Через систему государственных расходов происходит перераспределение значительной части НД, что делает бюджет важнейшим инструментом государственного регулирования.

Расходная часть бюджета разнообразно, но в большинстве своем предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктуры и др.). Одновременно бюджетные ассигнования направляются в виде субсидий, кредитов, государственных гарантий и поручительств для финансовой поддержки фермерских хозяйств, малых, наукоемких предприятий, жилищного хозяйства и т.д..

Кроме того посредством осуществления расходов на военные нужды, на содержание правоохранительных органов, аппарата управления государства обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность граждан страны.

Хотя в рыночной экономике широко распространенной является платность социальных услуг, за счет бюджетных расходов обеспечивается государственная поддержка нетрудоспособных и наименее обеспеченных слоев населения, социальная защита граждан, развитие непроизводственной инфраструктуры. В основном за счет бюджетных средств финансируется начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы.

С помощью расходования бюджетных средств государством осуществляется воздействие на воспроизводственные процессы, сглаживаются отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил, производится финансовая поддержка некоторых отраслей, предприятий и хозяйств, для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития, а также создаются специальные фонды и резервы для предупреждения диспропорций в развитии экономики.



Другими словами, через осуществление бюджетных расходов, происходит реальное воспроизведение экономической и социальной политики государства.

То есть расходы государственного бюджета отражают политическую и социально-экономическую необходимость и сущность государства, поскольку неразрывно связаны с его функциями.

Вся совокупность бюджетных расходов в зависимости от их экономического содержания делится на текущие и капитальные расходы .

Капитальныерасходы бюджетов всех уровней бюджетной системы - это часть их расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая в себя следующие статьи расходов:

Расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

Средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

Расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта;

Иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

То есть при осуществлении капитальных расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Текущиерасходы бюджетов - часть их расходов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики.

Предоставление средств государственного бюджета осуществляется в следующих формах :

* ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

* выделение средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

* трансферты населению, которые включают в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению (пенсий, пособий, стипендий и т.д.);

* ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий;

* ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти и приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

* бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей и обязательств);

* субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

* инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

* бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы и государственным внебюджетным фондам;

* кредиты и займы внутри страны;

* кредиты иностранным государствам;

* расходование средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В общей структуре расходов государственного бюджета можно выделить пять основных групп:

1. Расходы на социальные нужды . В развитых странах их удельный вес в общем объеме расходов государства достаточно велик - 40-60%. Необходимость их осуществления обусловлена выполнением государством своих культурно - воспитательной и социальной функций.

Экономическая сущность их проявляется в том, что через финансирование социально - культурных мероприятий государство развивает систему образования в стране, удовлетворяет минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществляет социальную защиту граждан, повышает их культурный и образовательный уровень и, в конечном итоге, обеспечивает воспроизводство необходимой рабочей силы, то есть они являются важным фактором формирования всесторонне развитой личности.

Расходы на социальные цели включают в себя:

* расходы на образование и профессиональную подготовку кадров (содержание ВУЗов, общеобразовательных школ, колледжей, ПТУ, школ - интернатов, детских дошкольных учреждений и детских домов);

* расходы на культуру и искусство (содержание библиотек, дворцов и домов культуры, клубов, музеев, театров, СМИ);

* расходы на здравоохранение (содержание лечебных и санитарно - профилактических учреждений, больниц, родильных домов, домов матери и ребенка, учреждений судебно-медицинской экспертизы);

* расходы на физическую культуру и спорт (содержание спорткомплексов, стадионов, дворцов спорта);

* расходы на социальное обеспечение (выплата пенсий, пособий, финансовой и материальной помощи).

Расходы на социальные цели финансируются государством по конкретным мероприятиям и по видам затрат отдельно по каждому бюджетному учреждению. Объемы финансирования определяются на основе сметы, составляемой в бюджетном учреждении, и расчетов размеров выделяемых ассигнований, производимых в финансовых органах. В основу расчетов закладываются показатели, характеризующие результаты деятельности учреждений (количество учащихся, групп, классов, число произведенных операций, количество койко-мест, число сыгранных спектаклей, площади помещений и время функционирования в течение года). Эти показатели служат расчетными величинами, на основе которых устанавливается норма денежного расхода .

При бюджетном финансировании применяются следующие виды денежных норм :

а). Нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей (норма расхода на питание, приобретение медикаментов, инвентаря, форменной одежды...);

б). Нормы, построенные на основе размеров индивидуальных выплат (заработная плата, стипендия, командировочные);

в). Нормы, построенные на обобщении статистических показателей расходования средств в прошлые годы с учетом бюджетных возможностей.

Периодически бюджетные нормы пересматриваются и подвергаются изменениям, связанным с повышением уровня МОТ и тарифов, колебаниями цен, с появлением дополнительных возможностей бюджетного финансирования.

Расходы на социальные мероприятия частично финансируются из бюджета посредством государственных дотаций. Такая форма предоставления средств применяется для тех учреждений, услуги которых являются платными, но для расширения деятельности собственных ресурсов не достаточно (театры, СМИ).

2. Расходы на военные нужды . Общий уровень и размер данных расходов зависит от ряда внутренних и внешних факторов, а именно:

а). международная обстановка;

б). протяженность границ;

в). размер территории страны;

г). состояние технической оснащенности национальной армии и флота;

д). экономические возможности государства.

Все военные расходы государства можно разделить на две группы:

Прямые и

Косвенные расходы.

Особенность прямых военных расходов в том, что отражаются в специальной смете Министерства обороны РФ, которая включается в состав Федерального бюджета.

Прямые военные расходы - это затраты, связанные непосредственно с подготовкой и ведением военных действий. В их состав включаются:

Расходы на содержание и обучение личного состава вооруженных сил;

Расходы на закупку вооружения и материально-техническое оснащение различных видов войск и их содержание;

Строительство военных объектов;

Военные НИОКР.

В состав косвенных военных расходов входят:

Затраты, связанные с гонкой вооружения, наращиванием военного потенциала государства;

Выплата пенсий и пособий ветеранам вооруженных сил и их семьям, инвалидам войны;

Затраты, связанные с необходимостью ликвидации последствий прошлых войн;

Репарационные расходы - возмещение убытков странам в результате совершенного на них нападения.

Особое место в группе военных расходов принадлежит, так называемым, открытым военным расходам - затраты военного характера, но проходящие по сметам производственных ведомств (Министерства энергетики, торговли, связи, здравоохранения, транспорта).

Объем государственных расходов на оборону зависит, прежде всего, от степени реальной угрозы военного нападения и при благоприятной военной обстановке они приобретают тенденцию к сокращению.

3. Расходы на экономические цели. В этой группе государственных расходов можно выделить:

а). Расходы, направленные на стимулирование НТП. Высокий уровень расходов государства на науку для развитых стран является естественным и необходимым, так как НТП ведет к глубинным изменениям в структуре общественного воспроизводства, возникновению новых отраслей и видов производств, повышению эффективности экономики, перераспределению занятого населения.

б). Также одним из направлений экономических расходов является финансирование производственной и социальной инфраструктуры , которая представляет собой комплекс отраслей, обеспечивающих необходимые условия для функционирования всего общественного производства и жизнедеятельности населения. К производственной инфраструктуре относятся все виды транспорта, транспортные средства, средства связи, газо- водо- и электроснабжение. Эти отрасли имеют большую капиталоемкость и низкую рентабельность, что делает не выгодным их развитие на базе частной собственности. Кроме того, развитие инфраструктуры при непосредственной помощи государства дает возможность предпринимателям экономить собственные средства на вспомогательных работах, тем самым, сокращать издержки и увеличивать прибыль. Таким образом, эти расходы государства оказывают стимулирующее воздействие на накопление частного капитала и, в конечном счете, повышают конкурентоспособность национального хозяйства в целом, а также темпы роста общественного производства.

в). С 70х годов государством стало уделяться большое внимание экономическим проблемам по охране и воспроизводству природных ресурсов. Проблема окружающей среды стала одной из острейших и все более влияющих на экономическое и социальное развитие государства, что повлекло за собой необходимость осуществления государством расходов для финансового обеспечения решения данной проблемы.

г). Производя свои расходы, государство также осуществляет поддержку и стимулирование предпринимательской деятельности на совей территории. При этом используются такие способы финансирования, как выплата различных пособий, дотаций и субвенций юридическим лицам, основными из которых можно назвать:

Дотации на покрытие расходов или на поддержание цен (например, в США из федерального бюджета датируются фермерские хозяйства);

Экспортные премии, которые позволяют фирмам за счет меньших цен на экспортируемую продукцию вести борьбу за рынки сбыта и повышать конкурентоспособность национальной продукции;

Страхование экспорта;

Государственное поручительства, выступающее в виде кредита: если фирма, по которой государство выступает поручителем, обанкротится, то государство полностью возмещает все убытки понесенные кредитором. Основная задача подобных операций - поддержать малодоходные, но важные для национальной экономики отрасли хозяйства.

д). К экономическим расходам относятся также субсидии из Федерального бюджета местным бюджетам (которые составляют 20-50% доходной базы последних).

Каждое государство помимо рассмотренных расходов, носящих общий характер, осуществляет свои виды расходов на экономические цели, состав и уровень которых зависят от состояния национальной экономики и поставленных перед государством задач. Например, в отдельных странах широко применяются бюджетные кредиты. Они предоставляются частным фирмам и местным органам власти, как правило, для инвестиционных целей. Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. В отличие от бюджетного финансирования они выдаются на условиях возвратности и в ряде случаев - платные, но проценты за пользование ими значительно ниже, чем в банковском секторе.

4. К следующей группе государственных расходов можно отнести расходы на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность (в РФ на их долю приходится 2-3% всех бюджетных расходов). В условиях растущей интернационализации средства, выделенные на эти цели, направляются на:

Расширение внешней торговли;

Борьбу за сферы влияния;

Защиту интересов национальных фирм за рубежом.

Значительную роль при этом играют расходы на международную безопасность, к числу которых относятся: предоставление финансовой помощи в форме кредитов, в форме прямых поставок военной техники, обучения военных специалистов, строительства военных объектов.

Вторым направлением расходования этих средств являются затраты по оказанию гуманитарной помощи.

5. Расходы на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно - организационной функции и включают в себя:

Расходы на содержание высших законодательных и исполнительных органов власти (Президент, Правительство, Федеральное Собрание, Верховный и Конституционный Суд);

Расходы на содержание министерств, ведомств, комитетов, дипломатических учреждений и представительств, то есть органов управления экономикой страны;

Расходы на содержание представительных и исполнительных органов местного самоуправления;

Расходы на содержание органов защиты и обеспечения правопорядка в обществе (милиция, прокуратуры, суды...).

В состав управленческих расходов входят расходы на: заработную плату, командировки, содержание административных зданий, прочие (затраты на все виды связи, ВТ, канцелярские, типографские, транспортные расходы...).

Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджет. Регулирующая роль бюджета проявляется через соответствующие группы отношений – доходы и расходы бюджета. Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Бюджетные расходы - это форма перераспределения имеющихся в распоряжении государства финансовых ресурсов в целях максимально возможного удовлетворения потребностей, обеспечивающих осуществление процесса государственного и муниципального управления. Основное назначение расходов - обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

Через расходы, бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.

Целью данной работы является анализ расходов бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики; выявление наиболее важных моментов в планировании расходов Федерального бюджета, анализ изменений в составе и структуре расходов в связи с экономическими изменениями, проводимыми в России.

В этой курсовой работе расходы будут рассмотрены, как экономическая категория, а также я попробую раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ.

1. Экономическое содержание расходов бюджета.

Расходы бюджета, как установлено редакцией Бюджетного кодекса РФ, -это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БКРФ источниками финансирования дефицита бюджета.В более широком смысле – это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств,необходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней.

Расходы бюджетов (или государственные расходы), за исключением расходов на погашение и обслуживание внешнего долга,поступают на внутренний рынок и воздействуют на расширение совокупного спроса

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как национальная оборона и содержание государственного аппарата; финансирование хозяйства; финансовое обеспечение социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение, наука и т.д.); выплата процентов по государственному долгу.

Можно сделать вывод, что основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.

На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимая в Российской Федерации судебная реформа обусловливает рост бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением численности судей, расширением состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и работников аппарата судов и др.); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Следует помнить, что расходы бюджета осуществляются за счёт денег налогоплательщиков, и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение функциональных обязательств.

Каждый вид расходов имеет качественную (назначение) и количественную (величина) характеристики. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

Природой и функциями государства

Уровнем социально-экономического развития страны

Административно-территориальным устройством государства

Формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

В зависимости от экономического содержания расходы подразделяются на капитальные и текущие.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Указанное деление расходов бюджетов позволяло реализовывать так называемое золотое правило: текущие расходы не могут превышать объема доходов соответствующих бюджетов.Это правило установлено во многих странах, оно действовало и в России,побуждая тем самым властные органы «жить по средствам». Однако введенная с 2005 года новая бюджетная классификация РФ кардинально изменила экономическую группировку расходов бюджетов, сделала технически невозможным подразделение расходов бюджетов на текущие и капитальные. Самое важное- кардинально меняется методология формирования расходов бюджета, в основе которой будут находится новые формы расходных обязательств и бюджетный ассигнований, что обеспечит переориентацию управления бюджетным процессом на достижение социально-значимых результатов.

В новой редакции Бюджетного кодекса РФ в части регулирования бюджетного процесса отменены соответствующие статьи,посвященные текущим и капитальным расходам.С одной стороны, такое решение представляется рискованным, а с другой- его следует оценивать в комплексе внесенных изменений, где предусмотрены дополнительные меры по регулированию дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.

Таким образом, под расходами бюджетов следует понимать сложную систему перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, в процессе функционирования которой такие доходы направляются на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Иными словами, расходы бюджета являются комплексом отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению.

2.Классификация расходов

Для эффективного функционирования бюджетной системы в федеральном государстве необходим «перелив» бюджетных ресурсов.Однако он не может быть произвольным. Механизм его реализации должен быть четко отработан и отлажен, это возможно только на базе единой бюджетной классификации.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы, основанную на однородных элементах, которые используются для составления и применения бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Являясь собственником бюджетных ресурсов, государство имеет право распоряжаться ими, направлять их на развитие материальной и социальной сферы, покрытие общегосударственных и других потребностей, т.е. осуществлять расходы.
Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них является уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация, а также финансовая политика государства. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение – обеспечение выполнения государством его функций.
До недавнего времени расходы бюджета у нас объединялись в 4 основные группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Внутри этих групп расходы различались по отраслевому, ведомственному и предметному признакам. Такой подход весьма удобен, однако не дает полного представления об экономической природе отдельных видов расходов, их социальной направленности.
Для более глубокого анализа эффективности использования бюджетных ресурсов целесообразно расходы бюджета классифицировать следующим образом.
Сфера расходования бюджетных ресурсов – материальная или непроизводственная. В их пределах более четкий адрес расходов, далее отрасль, ведомство, группа однотипных предприятий и т.д. Каждая из групп включает множество видов расходов, которые объединяются по отраслевому, ведомственному признаку. (Например, расходы на социально-культурные мероприятия включают расходы на образование, здравоохранение и т.д.).
Субъекты финансирования, к которым относятся юридические и физические лица. Для юридических лиц классификация осуществляется по отраслевому, ведомственному признаку, формам собственности, видам деятельности, а также методам хозяйствования.
Расходы бюджета на поддержание материального и культурного уровня населения можно сгруппировать по слоям населения, их социальной принадлежности и т.д.. Общая сумма бюджетных ресурсов, направляемая на удовлетворение материальных и социальных нужд населения, их доля во всех расходах бюджета позволяет судить о социальной направленности бюджета.
В расходах Государственного бюджета, как в зеркале, отражается экономическая и социальная политика государства, его методы управления общественными процессами

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесс а в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, нормативах единой бюджетной обеспеченности, финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Расходы бюджетов классифицируются:

    в зависимости от государственного устройства:

Расходы республиканского бюджета РФ;

Расходы бюджетов субъектов РФ;

Расходы местных бюджетов.

2. по роли в процессе общественного воспроизводства:

Затраты, связанные с финансированием общественного производства;

Затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы.

3. по отраслевой структуре:

Расходы на развитие промышленности;

Расходы на сельское хозяйство;

Расходы на развитие транспорта и т.д. по всем отраслям хозяйства.

В нематериальном производстве выделяются расходы на

Образование;

Здравоохранение;

Культуру;

Социальную поддержку населения и т.д.

4. по ведомственному признаку:

В каждой группе расходов выделяются непосредственные получатели бюджетных средств- соответствующие министерства. Государственные учреждения и другие юридические лица, которым предоставляются ассигнования из бюджета.

5. по экономическому признаку:

- Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплата процентов по государственному долгу – внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды и другие.

Капитальные расходы включают в себя затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, то есть с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

6. По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:

Расходы на социальные цели;

Внешнеэкономические расходы;

Экономические расходы, или расходы по вмешательству в экономику;

Расходы на оборону страны, военные расходы;

Расходы на управление;

Расходы по обслуживанию государственного долга и т.д.

Структура расходов бюджета- это соотношение различных видов расходов по их удельным весам.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

Целевой характер использования средств,

Безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований,

Соблюдение режима экономии,

Получение максимального эффекта от использования бюджетных средств,

Контроль за их использованием.

Среди расходов федерального бюджета России особое место занимают общегосударственные расходы на управление, расходы на оборону страны, затраты на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга, межбюджетные трансферты.

Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение.

Расходы, относящиеся к финансам государственных предприятий, включают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т.е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. Расходы государства осуществляются либо финансированием и путём представления ссуд и кредитов.

Финансирование осуществляется в различных формах, зависящих от субъекта, которому предназначаются государственные средства.

Состояние государственного бюджета отражает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство и какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние бюджета редко бывает сбалансированным. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом, превышение доходов над расходами- профицитом.

Бюджетная классификация расходов бюджета представляет собой их систематизированную группировку по однородным признакам. В соответствии с гл 4 Бюджетного Кодекса РФ расходы бюджетов рассматриваются с функциональной,экономической и ведомственной точек зрения.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Функциональная классификация применяется также для международных сопоставлений степени вовлеченности органов государственного управления и местного самоуправления в выполнение экономических и социальных функций.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ состоит из четырех уровней и отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства и содержит 11 разделов:

    общегосударственные вопросы и национальная оборона;

    национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

    национальная экономика;

    жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ);

    охрана окружающей среды;

    образование;

Культура, кинематография и СМИ;.

    здравоохранение и спорт;

    социальная политика);

    межбюджетные трансферты.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ состоит из следующих групп.

  • поступление нефинансовых активов;

    поступление финансовых активов;

    выбытие финансовых активов.

Кроме того, экономическая классификация состоит из статей и соответствующих подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.

«Саратовский государственный социально - экономический университет».

КУРСОВАЯ РАБОТА.

по дисциплине: Финансы, денежное обращение и кредит.

на тему: Состав и структура расходов бюджета РФ.

Выполнила: Пасхина Елена Александровна

Саратов 2011г.

Введение

Глава 1. Общая характеристика расходов РФ

1.1 Понятие бюджетных расходов и факторы, определяющие их величину

1.2 Эффективность бюджетных расходов

Глава 2. Состав расходов федерального бюджета РФ

2.1 Классификация расходов РФ

2.2 Способы предоставления бюджетных средств

Глава 3. Структура бюджетной системы РФ

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Государственный бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Как известно, государственный бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Государственный бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.

Особенно важно на сегодняшний день является создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические реалии во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.

Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами.

Она выражается социально-экономическим результатом перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях Эффективность бюджетной системы может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление

Основная цель заключается в выявлении теоретических основ государственного бюджета, а также проведение исследования состава, структуры расходов государственного бюджета Российской Федерации.

бюджетный расход муниципальный затрата

Глава 1. О бщая характеристика расходов РФ

1.1.Понятие бюджетных расходов и фа кторы, определяющие их величину

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.

Бюджетные расходы можно определить как “процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год” (см. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 1999. - с. 115). Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6). Приведенные определения отражают различные подходы к пониманию государственных расходов. В первом случае акцент делается на управленческие, процедурные моменты. Действительно, в современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти (законодательные, исполнительные, контрольные и др.), но и гражданское общество. Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса. Определение, Путеводитель по российскому бюджету - 2006./ науч. рук. О.К. Ястребова. М.: Возрождение, 2006. принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.

Для количественной оценки расходов могут использоваться такие показатели, как общий их объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения. Для изучения структуры могут использоваться экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов бюджета.

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП.

Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов:

1. Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи.

Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике. Стимулы к их росту более сильны и понятны обществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например, положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей с детьми). Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, - это непопулярная мера. Виницина В.В. Особенности бюджетной системы России//БиНО. 2008 №2 С. 120. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.

2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека - важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран. По плану на 2003 год в структуре федерального бюджета России расходы на образование должны составить 4,2% от общего объема расходов; на здравоохранение и физическую культуру - 1,7%; на социальную политику - 6,4%; на культуру, искусство и кинематографию - 0,6%.

Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели - численность населения и отдельных его категорий (население с различным уровнем доходов; численность детей дошкольного и школьного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различным группам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами - контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.

3. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство.

За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджета. www.cbr.ru - Центральный банк РФ, официальный сайт.

4. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.

Государственные организации по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые в свою очередь зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.

Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.

1.2 Эффективность бюджетных расходов

Бюджетные ресурсы, находящиеся в руках государства, ограничены. При их распределении возникает потребность в оценке эффективности отдельных программ расходов. Программы, приносящие больший ожидаемый эффект, должны получить и большую финансовую поддержку, в то время как неэффективные расходы должны быть сокращены. При этом оценить результативность программ расходов очень сложно по целому ряду причин.

Во-первых, эффективность бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Социальный эффект имеет определяющее значение при формировании государственной политики, однако объективно измерить его практически невозможно. Например, улучшение качества образования можно оценить с помощью разных показателей, таких как: прием и выпуск студентов высших учебных заведений, число выданных дипломов с отличием (всего и по различным группам специальностей), трудоустройство выпускников, численность аспирантов и т.п. Однако, эти показатели лишь косвенно характеризует качество образования, и общая оценка эффективности расходов может получиться искаженной.

Во-вторых, многие расходы государства нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочного эффекта. В первую очередь, речь идет о расходах на развитие человека (образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляют собой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программ необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане.

В-третьих, государственные расходы влекут множество побочных эффектов, как положительных, так и отрицательных. Например, строительство железной дороги повышает эффективность бизнеса в прилегающих районах, одновременно ухудшая условия проживания в непосредственной близости от нее. Побочные эффекты являются компонентом эффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако, в силу сложности и многочисленности они трудно поддаются прогнозированию.

Наличие так называемых перемещенных выгод является одной из центральных проблем оценки эффективности расходов. Под перемещенными понимаются такие выгоды, которые извлекают не обозначенные в программе получатели расходов, а иные лица. Рассмотрим для примера выплату пособий малоимущим семьям. Эти выплаты направлены на улучшение положения граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Однако, выгоды от данных расходов (как Журнал «Финансы» № 11, 2006 г. денежные, так и неденежные) частично извлекают и другие лица, помощь которым не предусматривалась. В результате роста доходов бедных семей повышается спрос на товары прожиточного минимума - продукты питания, лекарства, дешевую обувь и одежду. А значит дополнительный доход получат фирмы, которые производят такие товары. Государственные организации, распределяющие расходы, также извлекают для себя выгоды: размер подконтрольных им ресурсов растет, а значит укрепляется их положение в государственной иерархии. Наконец, расширение социальных программ выгодно политикам, поскольку подобные меры укрепляют их поддержку среди избирателей. Если программа расходов связана с большими перемещенными выгодами, это говорит о ее неэффективности.

Оценка эффективности программ расходов необходима для распределения ограниченных бюджетные ресурсы. Поскольку построить объективную оценку очень сложно, на практике используется универсальный механизм принятия решений в условиях неопределенности - общественный выбор, в основе которого лежит процедура голосования. В период избирательной кампании граждане голосуют за представителей различных политических сил, избираемых в органы государственной власти, ориентируясь при этом на выдвигаемые ими программы. Выборные органы власти обеспечивают реализацию интересов избирателей при выработке государственной политики, в том числе при утверждении структуры расходов бюджета.

Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо соблюдать ряд условий. Программы должны быть максимально конкретны, при этом они должны ориентироваться на достижение общественно-значимых целей, а не на финансирование организаций. Отбор программ должен проводиться на конкурсной основе. Процедуры конкурсов должны быть прозрачны, четко определены и широко известны. Расходы по возможности не должны носить постоянного характера, при составлении бюджета на очередной год их структуру следует пересматривать на основе анализа достигнутых результатов. Программы расходов должны быть прозрачными и доступными для общественного контроля. Необходимо информирование общественности о том, на какие цели и в каком объеме расходуются средства налогоплательщиков. Наконец, получатели перемещенных выгод (администраторы и исполнители программ), не должны иметь доступа к принятию принципиальных решений по программам расходов, отбору получателей и оценке их результатов.

Глава 2. Состав р асходов федерального бюджета РФ

2.1 Классификация расходов РФ

Расходы бюджетов - это затраты, которые возникают у государства и муниципальных образований в связи с выполнением ими своих функций и задач.

С экономической точки зрения расходы выражают совокупность экономических отношений, на основе которых происходит процесс использования средств бюджетного фонда по различным направлениям. Эти отношения возникают между государством, как плательщиком средств, и юридическими и физическими лицами как получателями средств.

Состав расходов зависит от ряда факторов:

· От природы и функций государства.

· От уровня социально-экономического развития страны.

· От сложившейся системы взаимосвязей между бюджетом и экономической и социальной сферой.

· От административно - территориального устройства государства.

· От форм предоставления бюджетных средств.

Состав расходов может быть классифицирован по нескольким признакам:

· По экономическому назначению. В зависимости от возможного воздействия на экономику страны, все расходы делятся на текущие и капитальные, а также на погашение кредитов.

· По функциональному признаку. Определяет состав расходов по отдельным отраслям экономической и социальной сферы.

· По ведомствам - получателям средств. Состав расходов по отдельным распорядителям.

В этих случаях состав расходов зафиксирован в бюджетных классификациях расходов. Экономический словарь. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. 5-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА - М, 2007 г.

В РФ происходит также распределение расходов по территориальному признаку между отдельными видами бюджета. В этом случае расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и в бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональных и местных органов власти. Пешкова Х.В. «Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты» // Финансовое право, 2006, №11, с.33

В настоящее время существует два вида таких полномочий:

· Исключительные полномочия, которые возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. Эти полномочия определяют расходы только федерального или только региональных, или только местных бюджетов.

· Совместные полномочия, которые исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу.

Исходя из этого, из федерального бюджета исключительно финансируются следующие виды расходов:

· Обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания, правительства и других федеральных органов.

· Функционирование федеральной судебной системы, национальная оборона и обеспечение безопасности государства.

· Фундаментальные научные исследования.

· Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики.

· Осуществление международной деятельности.

· Исследование и использование космоса.

· Формирование и обслуживание федеральной собственности

· Обслуживание и погашение государственного долга РФ.

· Финансирование государственных внебюджетных фондов.

· Финансовая помощь субъектам РФ.

· Формирование федеральных материальных и финансовых резервов.

· прочие расходы, связанные с деятельностью федеральных органов.

Из региональных бюджетов исключительно финансируются:

· Обеспечение органов законодательной и исполнительной власти субъектом РФ.

· Обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ.

· Финансирование средств массовой информации субъектов РФ.

· Формирование и обслуживание государственной собственности субъектов РФ.

Из местных бюджетов исключительно финансируются расходы:

· Организация транспортного обслуживание населения

· Обеспечение противопожарной безопасности

· Утилизация и переработка бытовых отходов

· Обслуживание и погашение муниципального долга

· Формирование и обслуживание муниципальной собственности.

· прочие расходы местного значения

Значительная часть расходов совместно финансируется из бюджетов различных уровней:

· Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства.

· Обеспечение правоохранительной деятельности

· Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

· Проектно-изыскательские работы

· Социальная защита населения

· Охрана и воспроизводство природных ресурсов

· Предупреждение и ликвидация чрезвычайных событий и прочие расходы.

Основной проблемой формирования расходов бюджетной системы является распределение этих общих расходов между конкретными бюджетами. До сих пор не разработана общая методика распределения этих расходов. Поэтому разграничение расходов осуществляется на основе индивидуальных соглашений между органами власти.

В этом случае может возникнуть излишнее переложение полномочий на нижестоящий уровень, который не имеет достаточных доходов для финансирования расходов.

Очень часто с передачей расходов не передаются источники финансирования и возникают нефинансируемые мандаты, что приводит к задержке предоставления средств бюджетополучателям.

В особом порядке выделяются средства для финансирования инвестиционных программ. Все объекты инвестиционного финансирования (федеральные, региональные и местные) включаются в единую федеральную инвестиционную программу уже на стадии ее составления, рассмотрения и утверждения. Эти объекты финансирования учитываются в расходах федерального бюджета на очередной финансовый год. А при исполнении федерального бюджета, ассигнования, которые предусмотрены для финансирования региональных и муниципальных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в виде специальных субвенций - целевых ассигнований. При этом допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для бюджетополучателей регионального и местного значения с последующей передачей им этих товаров.

Такой порядок установлен для осуществления контроля за расходованием средств по инвестиционным программам через федеральное казначейство.

2.2 Способы п редоставления бюджетных средств

Осуществление бюджетных расходов происходит при помощи двух способов предоставления бюджетных средств. Первый способ, основной - это бюджетное финансирование. При помощи него происходит выдача до 90% всех бюджетных ресурсов бюджетополучателям.

Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств бюджетополучателям на проведение мероприятий, предусмотренных законом о бюджете на очередной год на безвозвратной и безвозмездной основе.

Бюджетное финансирование строится на следующих принципах:

· Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Предполагает, что бюджетополучатели могут получать средства только на основе утвержденных бюджетов и на заранее установленные законом о бюджете цели. Это обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.

· Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных планов с учетом использования ранее выделенных средств.

· Безвозвратность бюджетного финансирования. Предполагает, что при выдаче средств не оговариваются сроки и условия их возвращения в бюджет.

· Безвозмездность финансирования. Не взимается плата за предоставленные средства.

Исторически бюджетное финансирование осуществляется по двум системам:

Первая система - «брутто-бюджет». Предполагает, что все или большинство расходов бюджетополучателя покрывается за счет бюджетных средств. В современных условиях этот метод применяется для организаций и учреждений, находящихся на полом бюджетном финансировании. Бюджетные средства выделяются на все виды расходов, в том числе на текущие расходы и на расходы, связанные с расширением деятельности этих организаций.

Вторая система - «нетто-бюджет». Предполагает, что предоставление бюджетных средств осуществляется только на определенные виды затрат, которые предусмотрены законом о бюджете. Это покрытие убытков бюджетополучателей, компенсация цен на сырье, готовую продукцию, финансирование объектов (связанных с инвестиционными затратами в капитальные вложения и увеличение имущества).

Для организации методов и систем бюджетного финансирования используются специальные формы бюджетного финансирования:

· Ассигнования на содержание бюджетных учреждений.

· Средства, выделяемые товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам.

· Трансферты населению.

· Ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

· Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов

· Субсидии и субвенции юридическим лицам.

· Инвестиции в уставные капиталы юридических лиц.

· Трансферты бюджетам других уровней и государственным внебюджетным фондам.

· Средства на обслуживание долговых обязательств.

Расходы бюджетных учреждений - это комплексная форма бюджетного финансирования. Она включает в себя несколько видов предоставления бюджетных средств. Сюда включается оплата труда персонала бюджетных учреждений, перечисление единого социального налога, трансферты, которые выплачиваются через эти учреждения населению, командировочные и другие компенсационные выплаты работникам и оплата товаров работ и услуг.

Оплата товаров, работ и услуг всегда осуществляется на основе специальных смет, составленных бюджетополучателем. Если эти расходы составляют менее двух тысяч МРОТ, то они оплачиваются без контракта. Если же сумма оплаты более 2000 МРОТ, то обязательно заключение государственного или муниципального контракта, как правило на конкурсной основе.

Если эти расходы предусматривают финансирование инвестиций, то инвестиционные объекты на сумму более 200 000 МРОТ подлежат рассмотрению и утверждению только в составе федеральных целевых программ. Инвестиционные объекты меньшей величины могут финансироваться по специальным разрешениям государственных и местных органов. В таком порядке финансируются инвестиции для государственных и муниципальных предприятий.

На инвестиционные цели могут быть предоставлены средства и частным организациям. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на часть уставного капитала и имущества юридических лиц, эквивалентную объему бюджетного финансирования. В этом случае получатель должен передать часть акций или долей уставного капитала в собственность государства или муниципалитетов.

Все это оформляется специальным договором об участии органов государственной и местной власти в собственности субъекта инвестиции.

Выделение бюджетного финансирования имеет особенности для различных отраслей экономики и социальной сферы. Государственная поддержка отраслей народного хозяйства включает в себя финансирование организаций материального производства и жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время расходы на эти отрасли значительно сократились. Они составляют около 20% консолидированного бюджета, и не более 5% федерального бюджета.

В основном финансируется жилищно-коммунальное хозяйство и городской транспорт из местных бюджетов, сельское хозяйство и пригородный транспорт из региональных бюджетов, угольная промышленность и сельское хозяйство из федерального бюджета. В основном финансируется покрытие убытков организаций этих отраслей в виде дотаций. Размер дотаций определяется как плановый убыток от финансово-хозяйственной деятельности организаций, связанный с профилем их деятельности.

Возможно также целевое финансирование расходов, связанных с расширением деятельности этих организаций. В основном это либо капитальные вложения, либо капитальный ремонт, а также долевое участие государственных и местных органов в строительстве новых объектов.

Тенденция в сокращении этих расходов существует.

Расходы на социальные отрасли включают в себя расходы на образование, культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру, спорт, средства массовой информации и социальную политику.

В большинстве организаций этих отраслей применяется система «брутто-бюджет», финансирование осуществляется на основе сметы доходов и расходов. В доходах в основном отражаются бюджетные средства, а также внебюджетные средства от оказания платных работ, услуг и т.д.

Расходы определяются исходя из контингентов обслуживания. Например, в школах - количество учащихся и классов, в поликлиниках - количество посещений. По этим показателям устанавливаются нормы расходования средств по отдельным видам расходов.

В соответствии с бюджетным кодексом, начиная с 2006 года предполагается перейти на новую систему финансирования, основанную на минимальных государственных и муниципальных социальных стандартах. Для этого должны быть утверждены эти государственные и муниципальные социальные стандарты по всем видам социальных услуг. Этот стандарт определяет виды государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов на минимально доступном уровне на всей территории российской федерации.

Далее должна быть определена минимальная бюджетная обеспеченность этих социальных стандартов. Она должна рассчитываться как стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчете на душу населения. Эта стоимость должна определяться исходя из нормативов финансовых затрат.

Нормативы финансовых затрат должны определяться исходя из плановых расходов на оказание услуг.

В социальной сфере есть также организации, которые финансируются по системе «Нетто-бюджет». У них покрываются из бюджета только убытки. Это учреждения культуры, средства массовой информации и т.д.

На сметном финансировании также находятся учреждения науки. Есть два вида смет - смета на все расходы учреждения и смета на отдельные виды работ, которые включаются в государственную программу финансирования по утвержденным темам.

В составе бюджетных расходов включаются также расходы на формирование резервных фондов. В федеральном бюджете два таких фонда - резервный фонд правительства РФ, не превышающий 3% расходов и резервный фонд президента РФ - не более 1% расходов. Эти фонды используются на финансирование непредвиденных расходов.

В региональных и местных бюджетах формируется два вида таких фондов - это резервные фонды органов исполнительной власти и оборотная кассовая наличность, предусмотренная для покрытия временного недостатка доходов.

Глава 3. Структура бюджетной системы РФ

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Основными функциями федерального бюджета являются:

· перераспределение национального дохода и ВВП;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение социальной политики;

· контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

· обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

· функционирование федеральной судебной системы;

· национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

· государственная поддержка атомной энергетики;

· ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций

· федерального масштаба;

· обслуживание и погашение госдолга РФ;

· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

· пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

· финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

· официальный статистический учет и др.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы.

Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Из этих бюджетов в значительной мере финансируется:

· развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной легкой и пищевой промышленности;

· коммунального хозяйства;

· развитие транспорта и связи.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных территориальных образований.

Так, городским органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.

В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально- культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих доходов.

К ним относятся:

1) Отчисления от федеральных и региональных налогов;

2) Средства фондов финансовой поддержки регионов;

3) Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;

4) Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.

З аключение

Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Главные функции Федерального бюджета - перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.

Нельзя также забывать и огромный вклад бюджетного финансирования в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.

Однако возможности свободного регулирования величиной и структурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемами поступающих в федеральный бюджет доходов. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список используемой литературы

1. Путеводитель по российскому бюджету - 2006./ науч. рук. О.К. Ястребова. М.: Возрождение, 2006.

2. Виницина В.В. Особенности бюджетной системы России//БиНО. 2008 №2 С. 120.

3. www.cbr.ru - Центральный банк РФ, официальный сайт.

4. www.minfin.ru -Министерство финансов Российской федерации, официальный сайт.

5. www.vedomosti.ru - Ведомости.

6. Журнал «Финансы» № 11, 2006 г.

7. Экономический словарь. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. 5-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА - М, 2007 г.

8. Пешкова Х.В. «Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты» // Финансовое право, 2006, №11, с.33

9. Александрова И.М. Бюджетная система РФ.- М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2006, с.122-132

10. Ефимова С.Б. «Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере» // Финансы и кредит, 2007, №1, с.49

11. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2007

12. Открытый бюджет России, 2004-2007. Бюджет: мифы и реальность?/ науч. рук. А.В.Буренин. М.: Априком, 2007

13. Путеводитель по российскому бюджету - 2006./ науч. рук. О.К. Ястребова. М.: Возрождение, 2006

14. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия и значения бюджетных затрат, возникающих в связи с выполнением государством своих функций. Анализ финансирования оборонной и правоохранительной деятельности в России. Рассмотрение эффективности военных расходов данного государства.

    реферат , добавлен 26.08.2015

    Изучение сущности расходов бюджетов, которые в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Формы предоставления бюджетных средств. Формирование расходов бюджетов. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2010

    Сущность расходов федерального бюджета, их роль в решении социально экономических задач. Классификация и особенности бюджетных расходов. Факторы, определяющие величину бюджетных расходов. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Направления расходования средств местных бюджетов. Группы расходов бюджетов муниципальных образований. Роль бюджетных расходов в экономической жизни общества, их классификация по определенным признакам. Принцип разграничения расходов между бюджетами.

    реферат , добавлен 13.10.2011

    Состав и структура расходов бюджета, исследование и оценка их динамики. Определение и анализ основных факторов, оказывающих значительное влияние на величину и структуру расходов федерального бюджета, их значимость и регулирование на современном этапе.

    реферат , добавлен 17.06.2015

    Расходы бюджета как компонент его общей финансовой категории. Методика планирования бюджетных расходов субъекта Федерации, его сущность и значение. Анализ системы планирования бюджетных расходов в Чувашской Республике. Оценка плановых расходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2012

    Понятие расходов бюджета. Исследование процессов выполнения бюджета. Примеры неэффективного использования бюджетных средств и низкого уровня результативности расходов бюджета. Обоснование необходимости оценки эффективности государственных расходов.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2014

    Распределение бюджетных ресурсов для решения социально-экономических задач в сфере государственных и муниципальных финансов. Ранжирование приоритетов расходов. Методы оценки доходов бюджета и доходов населения. Оценка эффективности программных расходов.

    статья , добавлен 05.11.2010

    Сущность бюджетных расходов. Анализ расходов бюджетов субъектов РФ на примере Оренбургской области. Динамика бюджетных расходов, оценка их эффективности и совершенствование расходной части. Оптимизация расходов и приоритетные направления расходования.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2013

    Понятие и классификация государственных и муниципальных расходов, правовые принципы их финансирования. Перечень расходов бюджетных учреждений. Права получателя бюджетных средств. Финансирование в виде капитальных вложений, привлеченных средств инвесторов.