Правовое регулирование доходов государства. Основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов и расходов

Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемую в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения задач государства по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные доходы также представляют часть национального дохода, служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные и денежные фонды, т.е. бюджеты всех уровней бюджетной системы и внебюджетные государственные фонды. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоговые и другие обязательные платежи, установленные и взимаемые государством, вознаграждения за оказанные государством услуги, эмиссии, использование государственной собственности, бюджетные инвестиции, доходы от деятельности государственных организаций.

Институт правового регулирования государственных доходов – совокупность правовых норм, регулирующий однородные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий в целях выполнения функций и задач государства или муниципального образования.

По экономическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются: на внутренние и внешние.

К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны.

К внешним - национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

По юридическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются на налоговые и неналоговые, обязательные и добровольные платежи и поступления.



По праву собственности государственные и муниципальные доходы подразделяются на собственные и заемные (кредитные).

В зависимости от порядка образования государственные и муниципальные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные.

По территориальному уровню государственные и муниципальные доходы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

По характеру мобилизации государственные и муниципальные доходы подразделяются на обязательные и добровольные. Большая часть доходов поступает в доход государства или муниципальных образований в обязательном порядке, это налоги, сборы, пошлины, штрафы, финансовые санкции и т.д. Добровольным способом привлекаются денежные средства путем проведения лотерей, выпуска акций, пожертвований и т.п.

Среди государственных и муниципальных доходов определенное место занимают неналоговые доходы.

Неналоговые доходы – поступающие в распоряжение государства и муниципальных образований доходы от использования продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной собственности от оказания государственными органами или органами местного самоуправления платных услуг, платежи эквивалентного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, а также средства, привлеченные на добровольных началах. Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления, однако по остальным юридическим признакам неналоговые доходы существенно отличаются от налоговых.

Налоговые доходы могут иметь форму как обязательных так и добровольных платежей, например, на добровольных началах размещаются государственные и муниципальные ценные бумаги, привлекаются благотворительная помощь и т.д. Значительная же часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В НА устанавливается и возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Например, принудительно взыскиваются компенсации за ущерб, причиненный государству или муниципальному образованию.

Для неналоговых доходов характерно большая целевая направленность расходования поступивших средств. Кроме названного неналоговые доходы отличаются от налоговых субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников правоотношений, складывающихся в сфере установления, взимания и перечисления в бюджетную систему неналоговых доходов.

У неналоговых доходов, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие элементы налогообложения.

Поскольку большинство неналоговых доходов не имеют фискально-систематического характера, они твердо не планируются в доходной части бюджета и, как правило, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственностью.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Уплата налога обеспечивается мерами государственного принуждения.

1. Первый сущностный признак налога – императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения.

2. Второй – смена собственника. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью. Индивид. безвозмездность

В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» великий шотландский экономист Адам Смит определил, что для решения общегосударственных задач налоговая система должна подчиняться четким принципам:

· Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу каким они пользуются под покровительством и защитой государства;

· Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, сумма платежа и способ платежа – все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица;

· Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его;

· Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того что он приносит казначейству государства.

Основная роль налогов заключается в том, что с их помощью возможно регулирование потребления. Кроме того налог может быть элементом механизма, который регулирует ряд социальных явлений и демографические процессы. Следует заметить, что налогом свойственна функция контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, за получением доходов физических лиц и т.д.

Налоги являются важнейшим средством воздействия на экономику государства. Поскольку налог всегда означает принудительное отчуждение чужой собственности, постольку чтобы обеспечить собираемость налогов государство выстраивает мощный механизм принуждения, который включает в себя:

1. Создание такой системы налогообложения, при которой плательщику было бы как можно труднее уклониться от уплаты налогов;

2. Формирование мощного контрольного аппарата;

3. Установление мер юридической ответственности, включая меры финансово-правового и уголовного характера.

Основные направления налоговой политики, разрабатываемые и реализуемые правительством вбирают в себя общие принципы и нормы государственного управления финансами, которые содержатся в соответствующих нормативных актах. Эти акты практически устанавливают основы правового регулирования налоговой политики и государственной политики по координации финансовой деятельности.

Основная задача заключается в повышении собираемости налогов. Усилении налогового контроля. Регулирование бухгалтерского учета. Защита прав налогоплательщиков. Совершенствование системы органов налогового регулирования.

Функции налогов.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли и выполняют фискальную функцию, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.

Однако, важное значение в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, имеет регулирующая функция налогов. Рыночная экономика в развитых странахрегулируемая экономика и представить себе эффективно функционирующую экономику, не регулируемую государством не возможно.

Центральное место в системе регулирования принадлежит именно налогам. Любая рыночная экономика регулируется финансово-экономическими методами. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Также налогам свойственно социальная или перераспределительная функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые за тем на решение народно-хозяйственных задач как производственных, так и социальных. На финансирование крупных межотраслевых комплексных целевых программ.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры на инвестиции в капитало- и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. А также на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на состоянии экономики и жизни населения. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет предать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, Норвегии и ряде других стран.

Следующая функция налогов – стимулирующая функция

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и т.д. Действительно грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление, а средства, вкладываемые в развитие, должны освобождаться от налогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направляемая на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудования для такого производства должна освобождаться от налогообложения.

Одна из основных функций налогов – контрольная функция.

На сегодняшний день налоги – основной источник информации для государства по поводу объемов прибыли и доходов предприятий и граждан.

Элементы налога

1. Субъект налога (налогоплательщик)

2. Носитель налога

3. Объект налога

4. Источник налога

5. Ставка налога

6. Налоговый период

7. Порядок исчисления налога

8. Порядок и сроки уплаты налога

9. Налоговые льготы

Носитель налога – лицо, которое реально уплачивает налог.

Объект налога – то имущество/доход, с которого этот налог и начисляется.

Источник налога – то с чего мы платим налог.

Ставка налога (знать обязательно!) –

Налоговый период – то время, за которое уплачивается налог.

Порядок и сроки уплаты налога – когда за период необходимо заплатить налог.

Налоговые льготы –

Виды налоговых ставок

1. Твердые;
Ставка налога в твердой сумме вне зависимости от размера дохода (ЕНВД). Вменяется определенный доход и уплачивается определенная сумма.

2. Пропорциональные;
Одинаковое процентное отношения. Без учета дифференциации величины дохода. Также называют «плоским» или «горизонтальным». Налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

3. Прогрессивные;
Повышается по мере возрастания дохода. В наибольшей мере страдают люди с большими доходами.

4. Регрессивные.
Понижается по мере роста.

Существуют налоги общего значения, целевые налоги, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги, региональные и местные налоги. Следует особо обратить внимание на то что право устанавливать налоги и другие платежи, которые входят в налоговую систему РФ независимо от их уровня является компетенцией органов государственной власти.

Налогам одновременно должны быть присущи стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем уверенней чувствует себя налогоплательщик, который может заранее и достаточно точно рассчитать свои обязательные платежи. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какую получит налогоплательщик. Однако, раз и навсегда установленной системы налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения на момент введения ее в действие отражает характер общественного строя, состояния экономики страны, стабильность социально-политической ситуации, степень доверия населения к власти. По мере изменения этих и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или в ее отдельные элементы вносятся необходимые изменения.

Одновременное сочетание стабильности и подвижности достигается тем, что в течение финансового года никакие изменения за исключением устранения очевидных ошибок в нее не вносятся. Состав налоговой системы, т.е. перечень налогов и платежей должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и благоприятной, если в течение ряда лет неизменными остаются основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, значимые льготы и санкции, при этом ставки налогов не должны выходить за пределы экономической целесообразности.

Понятие «налоговая система» значительно шире понятия «система налогов и сборов». Она характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщика, права и обязанности налоговых органов, организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений.

Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами.

Общественные отношения, входящие в сферу регулирования налогового права можно сгруппировать следующим образом:

1. Отношения по установлению налогов и сборов;

2. Отношения по введению налогов и сборов;

3. Отношения по взиманию налогов;

4. Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

5. Отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

6. Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства или муниципального образования, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования. Способы воздействия обусловлены публичным характером финансовой деятельности государства.

Образование публичных денежных фондов осуществляется посредством налогообложения частных субъектов.

Образования публичных денежных фондов осуществляется посредствам налогообложения частных субъектов, поэтому и методы налогово-правового воздействия на участников налоговых правоотношений различны. В большинстве случаев проявляется императивность, но в отдельных ситуациях условная диспозитивность(оказавшись за пределами оффшора вы тут же лишаетесь особого режима).

Одним из основных критериев налогов является Власть и подчинение


ЛИТЕРАТУРА 1.Худяков А.И. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Найманбаев С.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы Конституция Республики Казахстан от года, с последующими изменениями и дополнениями.


Вопрос 1. Правовое регулирование доходов Правовое регулирование доходов бюджета представляет совокупность правовых норм, регулирующих общ. отношения, возникающие в связи с формированием доходной части бюджетов. Государственный бюджет – это свод республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними. Государственные доходы - это часть совокупного общественного продукта, созданная государственными предприятиями и учреждениями, а также обращаемая в процессе распределения и перераспределения этого продукта через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания фин. основы.


Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в денежный фонд, предназначенные для финансирования общегосударственных задач и функций на центральном и местных уровнях. Понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы бюджета». Поступления в бюджет «Бюджетный кодекс РК» определяет как совокупность: 1. доходов бюджета 2. офиц. трансферты, включая субвенции и бюджетные изъятия 3. погашения основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам


Первый вид поступлений в бюджет Закон именует «доходы бюджета». В свою очередь доходы бюджета подразделяются на 3 группы: 1. поступления от налогов, сборов и других обязательных платежей. 2. неналоговые поступления 3. доходы от операций с капиталом Второй вид этих поступлений составляют получение бюджетом офиц. трансфертов (грантов).


Официальные трансферты - это безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет или затраты бюджета. Бюджетные изъятия - это офиц. трансферты, передаваемые из нижестоящего бюджета в вышестоящий. Третьим видом поступлений в бюджет выступает погашения основного долга по ранее выданным кредитам из этого бюджета.


Вопрос 2. Правовое регулирование расходов бюджета Правовое регулирование расходов бюджета – это совокупность правовых норм, регулирующих общ. отношения, возникающие в связи с формированием расходной части бюджетов. Под расходами бюджета понимаются средства, выделяемые на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета. Расходы бюджета зависят от метода бюджетной деятельности, посредством которого осуществляется распределение бюджета. Такими методами выступают: 1. бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета 2. бюджетное кредитование - возвратное предоставление денежных средств из бюджета 3. погашение долговых обязательств бюджета


Принципами бюджетного финансирования являются: безвозвратность предоставления денег, безвозмездность предоставления денег, плановость, соответствие планируемых расходов объему бюджетных доходов, целевой характер предоставления денежных средств, контроль за использованием выделенных из бюджета денежных средств. Бюджетное кредитование основывается на принципах возвратности, срочности, целевого характера и плановости. Бюджетные кредиты могут предоставляться: 1. другому бюджету (межбюджетная ссуда) 2. юр. и физ. лицам, где предоставление бюджетной ссуды связано с обеспечением заемщика необходимыми денежными средствами.


Вопрос 3. Правовые основы сбалансированности доходов и расходов бюджета Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает: 1. Структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев. 2. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами. 3. Порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета.


Для понимания сущности бюджетного регулирования необходимо раскрыть значение таких категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета». Профицит бюджета – это превышение общей суммы поступлений в бюджет над объемом расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов. Дефицит бюджета – это превышение объема расходов и выделенных из бюджета на возвратной основе кредитов над общей суммой поступлений в бюджет. Процесс сбалансирования бюджетов осуществляется не только за счет увеличения доходной части с помощью регулирующих доходов и дотаций, но и путем формирования расходной части бюджетов (перераспределение расходов между отдельными видами бюджетов, прямое сокращение бюджетных расходов и др).



  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.

    Государственные доходы – это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.

    Бюджетный кодекс дает подробную характеристику доходов бюджетов всех уровней по видам, а также по каждому уровню бюджетной системы. Отношения по доходам бюджетов регули¬руются нормами бюджетного и налогового права. В Бюджетном кодексе содержатся лишь некоторые нормы, определяющие ре¬жим поступления налогов в бюджеты. Основной объем положе¬ний, регулирующих налоговый механизм государства, содержит¬ся в Налоговом кодексе РФ и других нормативных актах нало¬гового законодательства.

    Виды государственных доходов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам (80%) относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся доходы:

    От использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    От продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    От платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

    Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям;

    В виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    Иные неналоговые доходы.

    К безвозмездным расходам относятся: дотации; субсидии; субвенции; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц.

    Классификация государственных доходов. По территориальному признаку государственные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов РФ.По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные (налоговые и неналоговые) и добровольные.

    К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов. К децентрализованным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ (например, государственные унитарные предприятия).

    29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.

    Государственные расходы – это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

    Бюджетный кодекс устанавливает порядок формирования расходов бюджетов всех уровней на базе единых методологиче¬ских основ и установленных Правительством РФ нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, а также нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг*. Органы власти субъектов РФ и муниципалитетов вправе увеличивать нормативы на оказание государственных и муниципальных ус¬луг, если у них есть соответствующие финансовые ресурсы.

    Из федерального бюджета финансируются следующие расходы: содержание органов власти; национальная оборона; финансирование науки; образование госрезервов; обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего); регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

    К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести: господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь); обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; науку и социально-культурные мероприятия.

    По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы - это: содержание органов власти, управления и правоохранительных органов; текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики. Капитальные расходы делятся на: новое строительство; реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

    Так же расходы средств из бюджета осуществляются в форме бюджетных ассигнований , которые представляют собой объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. К бюджетным ассигнованиям относятся: оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга; исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц.

    Понятие и состав государственных доходов. Система государственных доходов и ее единство. Налоговые и неналоговые доходы. Добровольные и принудительные платежи. Централизованные и нецентрализованные доходы. Источники государственных доходов

    Государственные доходы -- часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

    В состав государственных доходов входят:

    • · доходы от фискальных монополий;
    • · налоги и сборы;
    • · доходы от использования имущества;
    • · доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов.

    Часть национального дохода также представляют муниципальные (местные) доходы , которые служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

    Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды -- в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

    Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды -- местные бюджеты и внебюджетные фонды. Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством и основаны на конституционных нормах.

    Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов , которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи -- стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

    По действующему законодательству России систему государственных и местных доходов можно оценивать как единую , что выражается в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням -- федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных и местных доходов, помимо законодательства РФ, включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

    Доходы государства могут носить налоговый и неналоговый характер .

    Основной источник налоговой части доходов государства -- вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда).

    Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

    В отличие от налоговых доходов, имеющих только обязательный характер, неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер .

    Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.

    Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.

    Основываясь на порядке образования и использования государственных доходов их подразделяют на централизованные и нецентрализованные доходы . К первой категории по большому счету можно было отнести доходы бюджета, ко второй -- самостоятельно зарабатываемые предприятиями и организациями средства при осуществлении экономических взаимоотношений с иными субъектами на основе так называемого хозяйственного расчета.

    Главная составляющая государственных доходов в странах с рыночной экономикой и демократическим общественным устройством -- налоговые поступления.

    Источники государственных доходов подразделяют на две группы:

    • 1) внутренние -- национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций;
    • 2) внешние -- национальный доход, а в исключительных случаях -- и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

    Понятие и система расходов государства, их специфика. Централизованные и децентрализованные расходы. Принципы и формы финансирования расходов. Формы осуществления расходов бюджетов

    Государственные расходы -- это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и нецентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

    Правовое регулирование государственных расходов осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов РФ и актов местного самоуправления. бюджет банк фонд казначейство

    Единство правовых норм, регулирующих расходы бюджетов всех уровней, закреплено в ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, которая гласит: «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов».

    Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов (централизованные расходы ), и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные расходы ). И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

    Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.

    Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов . Организационное построение данной системы базируется на сочетании принципов финансирования расходов .

    • · Целевое направление средств . Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, а в некоммерческой -- заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.
    • · Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.
    • · Принцип соблюдения режима экономии , который содействует достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

    Тема 5. Правовое регулирование государственных доходов

    Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.
    Виды государственных доходов. Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
    В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
    К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
    Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
    К неналоговым доходам относятся доходы:
    - от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    - от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    - от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    - в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    - иные неналоговые доходы.
    Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
    Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
    Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.
    Классификация государственных доходов. Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации используют различные критерии. При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).
    По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации.
    По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые платежи.
    Централизованные государственные доходы. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского страхования).
    Децентрализованные государственные доходы. Децентрализованными доходами служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.
    Местные доходы (местные финансы). Доходы местного самоуправления, в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные доходы", т.к органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не включаются в систему органов государственной власти.
    Система местных доходов, их правовой режим определяются соответствующими нормативными актами.
    Неналоговые платежи. Эти платежи относятся к государственным доходам, поступающим на обязательной основе, и характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методом их взимания, источником поступления. К неналоговым доходам относятся:
    - платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);
    - доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
    - платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушение финансового законодательства, и т.д.);
    - поступление от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.
    Налоговые доходы бюджета РФ. В соответствии со ст. 50 БК РФ налоговые доходы федерального бюджета - это:
    - федеральные налоги и сборы, перечень которых определяется налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
    - таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
    - государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
    В соответствии со ст. 56 БК РФ к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
    - собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в РФ";
    - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.