Финансирование жилищно - коммунального хозяйства. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства

около 75% населения.

Условия современного города требуют обеспечения населения благоустроенным жильем с соответствующим набором коммунальных услуг, включающем обеспечение тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения, электроэнергией и системами водоснабжения и водоотведения.

Необходима организация уборки и утилизации бытовых отходов. В домах высотной застройки должно быть соответствующее лифтовое хозяйство.

Должно осуществляться озеленение городских территорий, требуется организация ритуальных услуг и соответствующее содержание мест захоронений.

В условиях России, когда на большинстве территорий отопительный период длится 6-8 месяцев, совершенно очевидно, что это хозяйство требует значительных финансовых ресурсов.

До 1991 года большая часть отрасли находилась в ведении предприятий, на балансе которых находилось более 60% жилого фонда и более 50% объектов его обслуживающих. За счет предприятий финансировалось около 75% затрат на ЖКХ и только 25 процентов расходов приходилось на бюджеты всех уровней.

Переход к формированию рыночных отношений в экономике и либерализация цен привели к целому ряду проблем, для решения которых были приняты ряд законодательных и нормативных актов федерального уровня.

Прежде всего, в рамках разграничения собственности было определено, что объекты жилищно-коммунального хозяйства предприятий должны были быть переданы в ведение органов местного самоуправления, что предполагало существенное снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности и в конечном итоге повышение эффективности экономики. Рост экономики предполагал и увеличение налоговых поступлений в бюджеты на содержание того же передаваемого ЖКХ.

Передача объектов ЖКХ в ведение местного самоуправления предусматривала ряд финансовых механизмов, компенсирующих возрастающие расходы местных бюджетов, за счет федерального бюджета. Вначале в виде компенсационных выплат за принимаемые объекты ЖКХ,

затем в виде дотаций, определяемых ежегодно в федеральном бюджете по каждому субъекту.

Однако эти компенсации по срокам значительно запаздывали, передача объектов предприятиями зачастую передавались без проведения необходимого ремонта, предприятия-банкроты просто переставали финансировать жилье. Все это вело к росту долгов муниципальных бюджетов и предприятий, производящих коммунальные услуги.

Принятие Правительством решения о либерализации цен с 1992 года вызвало стремительный их рост, в том числе и на расходы связанные с содержанием жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг.

Однако ценовые механизмы оплаты услуг населением в этой сфере оставались неизменными.

В результате в условиях высокого уровня инфляции уже к началу 1993 года стало очевидным, что доля населения в оплате коммунальных услуг стала чисто символической, и практически все расходы осуществлялись за счет бюджетов.

В середине 1993 г. был принят закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», который установил поэтапный, до 1998 года переход на полную оплату населением содержания и ремонта жилья и оплату коммунальных услуг.

Порядок перехода и меры социальной защиты устанавливало Правительство РФ, которое определило уровень платежей граждан в 1993 году в размере 50% от затрат, а к 1998 году – 100%. При этом доля затрат населения на услуги ЖКХ в совокупном доходе семьи не должно было превышать 15-22% в зависимости от года.

В качестве мер социальной защиты для малоимущих граждан были

предусмотрены субсидии из муниципальных бюджетов. Субсидии предоставлялись в безналичной форме и направлялись в виде оплаты услуг их производителям.

К 1997 году стало ясно, что рост доходов населения значительно отстает от роста тарифов на коммунальные услуги, поэтому сроки перехода на полную оплату населением расходов по содержанию жилья и коммунальным услугам продлили сначала до 1998 года, затем до 2003 г.

Правительство РФ установило следующую структуру платежей граждан за жилье:

2.Оплата коммунальных услуг.

3. Плата за наем. Граждане, приватизировавшие свои квартиры, уплачивают налог на имущество.

Федеральные стандарты определяли, что в 2002 году население должно было оплачивать 90% расходов, а в 2003 – 100% всех расходов, включая капитальный ремонт жилого фонда.

В 2003 году произошли очередные изменения в законодательстве о ЖКХ.

Федеральным законом от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ были внесены изменения в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и ряд других законодательных актов в части совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг.

Согласно этим изменениям из закона исключены нормы о полной оплате населением жилья и коммунальных услуг. Уровень оплаты населением будет устанавливаться органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными стандартами. Данные стандарты не являются обязательными, а используются в основном для расчета объемов финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Согласно поправкам, Правительство Российской Федерации должно принять целый пакет нормативных актов по ценообразованию в отрасли, стандартам качества коммунальных услуг, а также методики перерасчета оплаты услуг при их ненадлежащем качестве.

Кроме того, Правительство РФ должно разработать механизм финансирования капитального ремонта жилищного фонда, поскольку согласно поправкам, эти расходы должны финансироваться из бюджетов.

Таким образом, поправки в законодательстве предусматривают усиление адресного принципа дотирования населения. Предполагается, что бюджетные дотации будут поступать на персональные счета населения, а не предприятиям, как это предусмотрено в настоящее время.

В определенной мере поправки должны повлиять и на структуру расходов бюджетов. Что касается объемов расходов, то это станет ясно после обнародования федеральных стандартов на 2004 и последующие годы.

Важной нормой закона является требование установления тарифов один раз в год, до принятия бюджетов. Эта норма позволит в определенной мере стабилизировать бюджетный процесс, поскольку расходы на ЖКХ можно будет более точно спланировать и не ломать голову в ходе исполнения бюджета, чем компенсировать неожиданно выросшие из-за повышения тарифов расходы, например, на электроэнергию.

13.2. Финансирование жилищного хозяйства

Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляются из региональных и местных бюджетов. В федеральном бюджете на 2003 год расходы по данному разделу не предусмотрены.

В общем объеме расходов местных бюджетов расходы на содержание жилья составляют 15-25% и зависят от уровня оплаты населением, установленного органами местного самоуправления.

В среднем по России население оплачивает около 60% всех затрат на содержание и ремонт жилья, несмотря на то, что федеральные стандарты предполагают 90%.

Низкий уровень доходов населения и социальный климат не позволяют выходить на более высокие показатели, что в свою очередь ведет к росту кредиторской задолженности бюджетов за коммунальные услуги, полученные населением.

Расходы бюджетов состоят из затрат на содержание жилья, дотаций на оплату коммунальных услуг, расходов на выплату субсидий малоимущим категориям граждан.

Расходы на содержание жилья складываются из дотаций на оплату работ, проводимых жилищно-эксплуатационными организациями или иными подрядчиками по содержанию и ремонту жилья в части, не покрываемых

водопроводных, газовых сетей общего пользования, подготовку их к эксплуатации в зимний период, уборка придомовых территорий, освещение мест общего пользования – дворов, подъездов, лестничных клеток.

Затраты определяются на основании калькуляции в соответствии с нормативной документацией по отрасли.

Текущий и капитальный ремонт связан с проведением планово-

Работы по ремонту могут производиться как организациями, эксплуатирующими жилищный фонд, так и через конкурсное размещение заказов. Необходимо иметь ввиду, что в соответствии с Бюджетным кодексом проведение конкурсов обязательно, если сумма контракта превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда. В 2003 году – более 200 тысяч рублей.

Важное место в расходах бюджетов составляют затраты на проведение аварийно-ремонтных работ. В условиях высокой степени износа инженерных коммуникаций в домах, эти затраты составляют определенную долю в расходах.

Дотации на оплату коммунальных услуг, выплачиваются предприятиям,

оказывающим эти услуги. Размер дотации определяется как разница между стоимостью услуги по экономически обоснованному тарифу и объемом платежей населения. Чем выше уровень оплаты населением коммунальных услуг, тем ниже расходы бюджета и наоборот. К таким услугам относится отопление, централизованное горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение, содержание лифтового хозяйства и вывоз бытового мусора.

Расходы на выплату компенсаций малоимущим гражданам и семьям производятся в тех случаях, когда расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают установленный уровень по отношению к совокупному доходу семьи. В 2003 году этот предел установлен в размере 22%. Иными словами, если затраты семьи на ЖКХ составляют более 22% всех доходов семьи, то такая семья имеет право на субсидию в размере, превышающем

Главная > Учебник

21.2. Финансирование жилищного хозяйства

Жилищное хозяйство - одна из важнейших отраслей соци-ально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением жилищных условий. Принимаемые за последние десятилетия меры по решению жилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов. Улучшилось инженерное оборудова-ние домов и оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70-80%. Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% - из региональных бюджетов и 70% - из местных. В общем объеме территориальных бюджетов расходы на со-держание жилищного хозяйства составляют 16%, в том числе в региональных бюджетах - 11%, в местных - 19%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением са-мого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соот-ветственно на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанель-ного домостроения возрастают расходы на капитальный и теку-щий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстанови-тельную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на теку-щий ремонт. Таким образом, в перспективе с развитием в городах много-этажного и крупнопанельного строительства расходы на содер-жание жилищного фонда будут возрастать. Все это свидетельст-вует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффектив-ного использования финансовых ресурсов, направляемых на со-держание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их. В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженер-ных систем в домах, широкое применение ручного труда. Снижение роста расходов на содержание жилищного фонда в значительной степени зависит от улучшения организации его эксплуатации. Расширение объемов жилищного строительства, увеличение технической оснащенности домов, повышение тре-бовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяй-ством, привели к тому, что существующая система организации эксплуатации жилищного фонда, при которой все основные ра-боты по его содержанию осуществляются силами домохозяйств с их низкой материально-технической базой и производительно-стью труда, тормозит развитие коммерческого расчета в этой отрасли и дает значительные экономические потери. Основными путями совершенствования системы эксплуата-ции жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уров-ня эксплуатационных расходов являются: механизация и автоматизация производственных процессов; создание специализированных организаций, осуществ-ляющих на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и ремонт зданий; концентрация материальных и финансовых ресурсов, вы-деляемых в эту отрасль; совершенствование системы оплаты труда. Из общего объема средств, выделяемых на содержание жи-лищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное и в достаточном объеме вы-деление финансовых и материальных ресурсов на текущий ре-монт позволяет содержать жилые дома в технически исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и финансовых возможностей общества и в связи с необходимо-стью проведения более эффективных мер по сохранению жи-лищного фонда размер средств, выделяемых на текущий ремонт, и их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрас-тать и могут превысить 50% эксплуатационных расходов. Большой объем и высокий удельный вес финансовых ресур-сов, ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повы-шения эффективности их использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного хозяйства имеются возможности наибольших резервов экономии. 1. Одним из условий сокращения трудовых затрат, повыше-ния эффективности средств, выделяемых на текущий ремонт, является концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях. Такая концентрация связана с передачей домохозяйствами штата ремонтных рабочих и мате-риальных фондов этим организациям. Домохозяйства освобож-даются от ведения этих работ, становятся заказчиками и контро-лируют объем и качество выполняемых работ. 2. Создание объединенных диспетчерских служб, специализи-рованных предприятий и передача им на обслуживание техниче-ского оборудования домов, проведение текущего и капитального ремонтов жилищного фонда обеспечат эффективное использо-вание средств, а также снижение расходов жилищного хозяйст-ва. Создание таких служб возможно и целесообразно при нали-чии у местных органов власти жилой площади 100 тыс. м 2 и бо-лее, т. е. крупных домовладений, где, как правило, уровень экс-плуатации выше, а расходы на 1 м 2 жилья ниже. В последнее десятилетие наблюдается интенсивный процесс объединения жилищных организаций главным образом в муниципальном жи-лищном хозяйстве. Во многих городах, особенно в средних и малых, применение новых форм эксплуатации жилищного хо-зяйства невозможно или затруднено в связи с тем, что оно рас-пределено между местными органами власти и ведомствами. 3. Концентрация всего государственного жилищного фонда в ведении местных органов власти даст возможность централизованно проводить научно обоснованную техническую политику в этой отрасли, шире внедрять автоматизацию и механизацию труда. Это также открывает новые возможности для улучшения обслужива-ния населения и достижения экономического эффекта. Мобилизация доходов - один из важнейших резервов улуч-шения финансового состояния жилищного хозяйства. Источниками доходов жилищного хозяйства являются: квартирная плата; арендная плата; сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; прочие доходы. Главные источники доходов - это квартирная и арендная платы. Удельный вес их в доходах достигает 80%. В общем объеме доходов, получаемых жилищными органи-зациями, квартирная плата не превышает 55%. В последние де-сятилетия улучшилось качество жилищ, их техническая осна-щенность и комфортабельность. В то же время функционирует еще и значительная часть старого жилого фонда. Удельный вес домов, построенных более 20-30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик удельный таких зданий в крупных старых городах. Несмотря на проводимые работы по модернизации старого жилищного фонда, условия проживания в старых домах при некоторых их преимуществах ниже, чем в новых. Это отсут-ствие технических средств, коммунальное заселение и т. д. Квартирная же плата как в старых, так и в новых домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна. Следующим по значению источником доходов муниципаль-ного жилищного хозяйства являются арендная плата и сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы домохозяйств. Их доля в доходах составляет около 30%. Учитывая тенденцию к росту эксплуатационных расходов жилищного хозяйства и исхо-дя из необходимости укрепления его финансового положения, значение арендной платы как источника доходов должно повы-шаться. Этому должен способствовать ряд мер экономического и организационного характера, в том числе расширение фонда нежилых помещений, увеличение тарифных ставок за пользова-ние ими, укрепление хозрасчета и повышение уровня экономи-ческой работы в отрасли. Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреп-лением коммерческого расчета. Для этого требуется создание оп-ределенных условий, в том числе увеличение источников дохо-дов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытия эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному вы-явлению резервов доходов. Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т. е. жи-лищные организации будут платить налоги. В то же время сле-дует отметить, что и из бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной защиты населения малоимущим семьям будут выде-ляться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.

21.3. Коммунальное хозяйство и бюджет

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т. д. Рас-ходы на оплату услуг, производимых коммунальными предпри-ятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц. Главный источник финансирования коммунальных предпри-ятий - территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятием из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 58%, на региональные бюджеты - 42%. В территориальных бюджетах расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют от 10 до 12%. Бюджет-ные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций: на покрытие разницы в ценах за предоставляемые насе-лению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги); на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.); на оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.). Водопроводно-канализационное хозяйство. Проблема обеспе-чения населенных мест водой и очистки сточных жидкостей имеет важное значение для развития городов, особенно в густо-населенных и промышленных районах. Водообеспечение, отвод и очистка сточных вод являются жизненно необходимыми с точки зрения как благоустройства жилых районов, дальнейшего развития промышленности, так и охраны окружающей среды. Наличие водных источников и средств подачи воды позволяет развивать промышленное произ-водство и связанное с ним жилищно-коммунальное строительст-во. В то же время централизованное водоснабжение с достаточ-но налаженной технологией обработки воды дает возможность не только контролировать ее качество, но и искусственно обо-гащать питьевую воду необходимыми для здоровья населения микроэлементами. Строительство водоотводных и очистных со-оружений позволяет сохранять экологическое равновесие окру-жающий среды, беречь водные ресурсы страны. Системами внутреннего водопровода в настоящее время ос-нащена значительная часть обобществленного жилого фонда; канализацией - большая часть домов городов. И все же потреб-ности в услугах водопроводно-канализационного хозяйства еще не удовлетворены. В будущем объем потребляемой воды будет постоянно уве-личиваться и в перспективе возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в бли-жайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу - в 5-10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышен-ной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства. Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, по-вышение уровня благоустройства городов, развитие промыш-ленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных пред-приятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов. Вместе с тем рост доходов и прибыли этих предприятий не будет прямо пропорционален росту производственных мощностей и увеличению подачи воды. Дальнейшее развитие водопро-водно-канализационного хозяйства будет проходить при нарас-тающем дефиците водных ресурсов в индустриальных районах. Это потребует доставки воды из других, как правило, отдален-ных районов, где имеются пока свободные водные ресурсы. Кроме того, надо учесть, что в результате увеличения водо-потребления промышленными предприятиями и объема сбрасы-ваемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов. Положение усугубляется химизацией сельского хозяйства, смывом с полей удобрений в открытые во-доемы. Это в свою очередь требует расширения работ по очист-ке воды. Таким образом, перед отраслью стоят важные задачи. В их числе: создание крупных централизованных систем водоснабжения; централизация и специализация строительно-монтажных работ по созданию водопроводно-канализационных со-оружений; автоматизация работ насосных станций; внедрение в крупных городах автоматизированных систем управления водопроводным хозяйством; повышение в общем балансе подаваемой воды удельного веса воды, добываемой из артезианских скважин; обеспечение высокой санитарной очистки воды; разработка эффективных средств фторирования и озони-рования питьевой воды. Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных ра-бот требуют повышения уровня технической оснащенности от-расли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработ-ной платы и т. д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям. При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуще-ствления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. К их числу в первую очередь надо отнести сокращение нерациональных расходов и потерь воды у потребителей, эконо-мию энергоресурсов в водопроводно-канализационном хозяйст-ве, повышение уровня механизации и автоматизации работ в целях высвобождения трудовых ресурсов отрасли. На развитие водопроводно-канализационного хозяйства не-обходим значительный объем капиталовложений. Поэтому вопрос о повышении эффективности их использования чрезвы-чайно актуален. В структуре основных фондов доля активной части весьма незначительна, 96% занимают фонды долговремен-ных сооружений с длительным сроком эксплуатации. Средняя норма амортизации в этой отрасли по сравнению с другими от-раслями довольно низка (3,5-4%), однако в водопроводно-канализационном хозяйстве удельный вес амортизации в себе-стоимости продукции высок (35-55%). Следовательно, главные резервы снижения темпов роста расходов в этой отрасли следует искать в улучшении использования основных фондов и умень-шении потребности в их расширении. Наиболее важный резерв в водопроводно-канализационном хозяйстве - снижение потерь воды из-за технического несовер-шенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта, а также халатного отношения потребителей. Потеря воды по стране достигает в среднем 7-8% общего количества воды, подаваемой в сеть. В целом ряде населенных пунктов эти потери значительно больше. Многолетней практикой установле-но, что средние потери воды в сетях могут быть снижены прак-тически до 5%. Основную роль в снижении потерь воды из-за неисправно-сти и несовершенства конструкции водопроводного оборудова-ния должна играть организация действенного контроля, включающая систематическую проверку сети оборудования и прибо-ров, проведение профилактических ремонтов, организацию ава-рийных бригад, учет и инспектирование расходования воды с целью выявления ее сверхнормативных расходов и перерасходов. Определено, что с организацией действенного контроля расход воды снижается на 25%. Главными статьями эксплуатационных расходов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства являются расходы по электроэнергии, заработной плате и амортизации, удельный вес которых в общей сумме расходов достигает 90%. Расходы по оплате за электроэнергию составляют более 40% всех затрат водопроводных предприятий. С удлинением сетей, рос-том многоэтажного жилищного строительства, с необходимостью увеличения напора воды и мощностей насосов расход электро-энергии повышается, увеличиваются и затраты на ее оплату. С оснащением предприятий новым, более мощным и доро-гим оборудованием увеличиваются амортизационные отчисле-ния, удельный вес которых составляет 35-55% всех расходов. Возрастают и расходы, связанные с повышением заработной платы работникам водопроводно-канализационного хозяйства. Помимо мероприятий технического характера, способствую-щих снижению темпов роста расходов в водопроводном хозяйст-ве, большое значение должно иметь строительство крупных предприятий и объединение мелких. Крупные сооружения и систе-мы по сравнению с мелкими позволяют добиваться более высо-кой производительности труда. Например, в крупных водопро-водных предприятиях выработка на одного работника почти в 20 раз выше, чем на мелких предприятиях, а средняя себестои-мость 1 м 3 воды почти в семь раз ниже. Одновременно с этим объединение и укрупнение систем позволяет добиваться лучшего использования водных ресурсов, более высокой надёжности обеспечения потребителей и более высоких санитарных качеств подаваемой воды. Организация крупных предприятий водопро-водно-канализационного хозяйства в известной степени связана с процессом передачи ведомственных предприятий местным органам власти в городах и создания межрайонных предприятий в поселках городского типа и сельских местностях. Анализ состояния и перспективы развития водопроводно-канализационного хозяйства показывают, что в будущем при стабильности тарифов и росте эксплуатационных расходов, вы-зываемом необходимостью доставлять воду, отводить сточные жидкости на более удаленные расстояния и повышать уровень их очистки, опережение роста расходов над доходами будет уве-личиваться. Это приведет к дальнейшему снижению темпов рос-та прибыли водопроводно-канализационных предприятий. В связи с такой тенденцией особую актуальность приобрета-ют вопросы улучшения экономических показателей предпри-ятий этой отрасли городского хозяйства. Помимо повышения уровня технической оснащенности и организации производства важное значение имеет проблема тарифов. Опережающие темпы роста средней себестоимости над тем-пами роста средних тарифов снижают рентабельность водопроводно-канализационных предприятий. В этих условиях необхо-димо проводить работу по регулированию тарифов. Устанавли-ваемые тарифы должны покрывать все издержки системы водо-проводно-канализационного хозяйства, способствовать усилению его заинтересованности в достижении наилучших результатов, ак-тивизировать работу промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и организаций в направлении более эко-номного и рационального использования водных ресурсов. Городской пассажирский транспорт становится одним из глав-ных средств осуществления производственных и социальных связей в городских системах, фактором экономии времени насе-ления. В выполнении возлагаемых на транспорт функций главная роль отводится общественному пассажирскому транспорту. По сравнению с индивидуальным транспортом он обеспечивает большую экономическую эффективность, безопасность, эко-номнее использует дорожное пространство. Развитие транспорта еще значительно отстает от растущих потребностей в его услугах. С увеличением территорий городов возросла дальность поез-док их жителей. Увеличиваются затраты времени на передвиже-ние в городах. Еще недостаточна насыщенность территорий го-родов линиями общественного транспорта и значительны интер-валы движения машин. При этом в региональном разрезе име-ются существенные различия в насыщенности транспортных линий подвижным составом. Отсутствие нужного количества подвижного состава является причиной его переполнения. Удовлетворение потребностей населения городов в транс-портных услугах связано со значительным объемом работ и рос-том капитальных вложений. В ближайшее десятилетие предсто-ит значительно расширить линии городского транспорта, в связи с чем капитальные вложения на эти цели значительно возрастут. Основную часть средств на развитие транспорта составляют бюджетные ассигнования. Это объясняется тем, что городской пассажирский электротранспорт не только не располагает собст-венными средствами для финансирования дальнейшего разви-тия, но в значительной мере требует бюджетных дотаций на со-держание. Для улучшения транспортного обслуживания населения го-сударство увеличивает капитальные вложения на развитие всех видов городского транспорта, на расширение его подвижного состава, при этом происходит замена старых машин на более вместительные. В результате повышения цен на основные средства, материа-лы и электроэнергию, увеличения заработной платы водителей, амортизационных отчислений, стоимости ремонта и др. экс-плуатационные расходы транспортных организаций возросли, себестоимость одной пассажиро-поездки систематически увели-чивается, превышая действующие тарифы. Наряду с объективными причинами роста себестоимости пе-ревозок пассажиров увеличение затрат связано и с недостатками в организации перевозок, а также с непроизводительными рас-ходами и потерями транспортных предприятий. Велико выбытие подвижного состава по технической неис-правности, поскольку рост подвижного состава нередко опере-жает строительство производственной базы пассажирского транспорта. Имеются серьезные трудности с техническим об-служиванием и размещением подвижного состава. Все это при-водит к длительным простоям машин в ремонте, преждевремен-ному их износу и частым возвратам с линии, а в конечном итоге - к росту эксплуатационных расходов и увеличению убытков. Действуют и другие факторы, снижающие рентабельность этой отрасли местного хозяйства. Велики потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа. Для укрепления финансового положения городского пасса-жирского транспорта необходимо осуществление ряда организа-ционных технических и экономических мероприятий, направ-ленных на повышение рентабельности его работы. Анализ структуры эксплуатационных затрат городского пас-сажирского транспорта показывает, что наиболее высокий удельный вес в них занимают расходы на заработную плату, электроэнергию, амортизационные отчисления, техническое об-служивание и накладные расходы. Пути снижения себестоимости перевозок видятся в более эффективном использовании средств на заработную плату, в по-вышении производительности труда на транспорте. Особо следует рассмотреть экономическую сторону решения вопроса об улучшении транспортного обслуживания в городах. Действующая система тарифов за проезд приводит к тому, что чем больше подвижного состава выпускается на линию, чем комфортабельнее машины, тем выше эксплуатационные расходы транспортных хозяйств и, следовательно, их убыточность. Сис-тема показателей, с помощью которых оценивается работа транспортных предприятий, снижает из заинтересованность в повышении качества обслуживания. Выход из такого положения - в изменении порядка организации производственной дея-тельности транспортных предприятий, оценки их результатов, в совершенствовании системы оплаты транспортных услуг.

21.4. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

Наиболее значимым компонентом дотаций, предоставляемых из территориальных бюджетов отраслям социальной сферы, являются дотации на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), включающие дотации на квартирную плату и жилищно-коммунальные услуги. Например, в 1994 г. доля этих дотаций составила 4,7% ВВП, или 27% от суммарных расходов территориальных бюджетов. Рост дота-ций ЖКХ в этот период был связан с необходимостью предотвра-щения дальнейшего снижения уровня жизни населения и обеспе-чения гарантии доступа к таким жизненно необходимым услугам, как жилье и коммунальные услуги. Как показывает анализ, на увеличение дотаций ЖКХ в этот период оказали влияние два основных фактора. 1) предприятия из-за резкого уменьшения государственного финансирования и падения спроса на свою продукцию сокра-щали расходы на эти цели. В результате расширялась сфера от-ветственности местных бюджетов за дотированиеЖКХ, 2) рост цен на энергоносители опережал общий уровень ин-фляции (по оценкам Всемирного банка, в период 1992-1994 гг. это опережение составило по электроэнергии 2,8 раза, по топли-ву - 1,9 раза) Соответственно такое опережение, по-видимому, лишь отчасти могло быть компенсировано за счет установления льготных тарифов населению и перераспределения этих расхо-дов на предприятия. Учитывая, что социальная сфера в России, как правило, фи-нансируется по остаточному принципу, доля затрат на нее в объеме ВВП, по оценкам, может снизиться на 3-4 пункта. Однако наиболее негативные последствия для развития соци-альной сферы может иметь изменение приоритетов при бюд-жетном финансировании ее отраслей. В связи с этим при перво-очередном исполнении текущих платежей наиболее вероятным является дальнейшее снижение объемов инвестиций в отраслях социальной сферы, что существенно ограничит возможности их функционирования и развития. Реальными действиями в этом направлении можно считать проводимые Правительством России реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с представленным Правительством планом предполагаемая реформа в данной сфе-ре будет включать два этапа Первый этап предусматривает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования затрат на содержание ЖКХ. В числе таких мер, в частности, предусматри-вается формирование системы учета потребления коммунальных услуг, формирование конкурентной среды и новой, более со-вершенной и экономичной, системы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства. На втором этапе реформы предполагается осуществле-ние ряда мер, обеспечивающих постепенный переход ЖКХ на полное самофинансирование. При этом, учитывая реальную экономическую ситуацию в стране, а также низкий уровень до-ходов основной массы ее населения, при реализации реформы для населения предусматриваются определенные лимиты затрат на ЖКХ Предусматривается, что доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в 2000 г. не превысит 20% от совокупных доходов российских семей. По оценкам, при введении новой системы оплаты услуг ЖКХ в 1996 г. из расчета 16% совокупного семейного дохода на дотации из бюджета в соответствии с проектом было бы израс-ходовано около 75 трлн. руб. вместо примерно 100 трлн. руб. бюджетных средств, фактически израсходованных в этом году. При сохранении существующих тенденций в динамике объемов ВВП в результате реализации правительственного проекта в 1997 г. экономия в данной сфере, по оценкам, может составлять около 35 трлн. руб. Необходимо учитывать, что практическая реализация реформ в ЖКХ в России будет осуществляться при существенно более низких среднедушевых объемах ВВП и доходах населения по сравнению с экономически развитыми странами мира. Напри-мер, в 1995 г. фонд заработной платы в России составил около 23% от объема ВВП, а доля денежных доходов населения в его объеме - 5% при значении соответствующих показателей для США в данном периоде 59 и 85%. Соответственно при четырех-пятикратном превышении объемов ВВП на душу населения в развитых странах и примерно равных относительных расходах на ЖКХ в семейных бюджетах на содержание данной сферы в раз-витых странах будут использованы финансовые ресурсы, как минимум в 6-7,5 раз превышающие по объемам ресурсы, ис-пользуемые в России. Это означает, что даже с учетом более низкого качества жилья в России, а также более низких удель-ных затрат на содержание данной сферы, эти средства составят только небольшую часть от средств, необходимых для полной компенсации затрат наЖКХ. Кроме того, при оценке возможностей реализации данного проекта необходимо учитывать и то, что в период проведения экономических реформ в России темпы роста потребительских цен, как правило, превышали соответствующие показатели, ха-рактеризующие динамику объемов ВВП и средней заработной платы населения. Поэтому при наиболее вероятном варианте развития и сохранении данной тенденции на ближайшую пер-спективу (о чем свидетельствует и динамика этих показателей, наблюдаемая в 1996-1997 гг.), дополнительные затраты семей-ного бюджета на содержание ЖКХ могут в еще большей степени снизить уровень жизни большей части населения России.

Проблемы финансирования этой отрасли всегда были в поле зре-ния финансовой науки и практики. Большой вклад в исследование фи-нансовых взаимоотношений отрасли с государством и населением вне-сли В.В. Бармин, М.Г. Гершман, Б.Н. Колотилкин, И.Г. Минц, Г.Б. Поляк, Ю.В. Пешехонов, Н.Л. Филатов. Контрольные вопросы 1. Назовите подотрасли, включенные в отрасль ЖКХ, и ис-точники финансирования расходов на содержание и раз-витие ЖКХ. 2. Охарактеризуйте пути снижения роста расходов на содер-жание жилищного фонда. 3. Какие резервы экономии финансовых ресурсов в сфере ЖКХ вы можете назвать? 4. Что означает мобилизация доходов в сфере ЖКХ? 5. Как осуществляются взаимоотношения коммунального хозяйства с территориальным бюджетом?

Особенности функционирования финансов в жилищном хозяйстве проявляются в образовании эксплуатационных расходов и доходов, источниках формирования основных и оборотных средств, в расчетных взаимоотношениях организаций как внутри жилищного хозяйства, так и с предприятиями других отраслей. Эксплуатация жилищного фонда осуществляется по договору найма с квартиросъемщиками и аренды с арендаторами. Эксплуатационную деятельность жилищное хозяйство осуществляет на началах самоокупаемости расходов по содержанию жилья.

К расходам по содержанию и эксплуатации жилищного фонда относятся: текущий ремонт жилого фонда, содержание домохозяйства, обсуживающего персонала, обязательные платежи и отчисления, административно-управленческие и прочие расходы.

Доходы от эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства включают квартирную и арендную плату, сборы с арендаторов, средства коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей, целевые сборы за коммунальные услуги и прочие доходы.

Жилищное строительство осуществляется за счет средств бюджета, предприятий и организаций, населения с привлечением долгосрочного банковского кредита. Источниками финансирования капитального ремонта являются доходы от аренды, превышения доходов над расходами по эксплуатации жилищного фонда и бюджетные ассигнования.

Действующий в жилищном хозяйстве финансовый механизм, основанный на самоокупаемости эксплуатационных расходов по содержанию жилья, не создаст условий для образования источников финансирования не только для расширенного воспроизводства, но даже и для простого воспроизводства, что делает невозможной организацию в жилищном хозяйстве хозрасчета на принципах самофинансирования. Наряду с этим отсутствие амортизационных отчислений на реновацию ведет к систематическому «проеданию» основных фондов жилищного хозяйства.

Все денежные поступления закрепляются за жилищным хозяйством и используются на содержание и благоустройство жилого фонда. Жилое хозяйство освобождено от платежей в бюджет, за исключением ремонтных, строительных, транспортных и других хозрасчетных предприятий, входящих в состав жилищного хозяйства. Арендная плата за нежилые помещения полностью остается в распоряжении жилищного хозяйства и направляется на покрытие расходов по содержанию и текущему ремонту жилых домов.

Вопрос 11. Особенности финансов коммунального и дорожного хозяйства

Особенности финансов предприятий коммунального хозяйства обусловлены своеобразием их хозяйственной деятельности. В состав коммунального хозяйства входит ряд подотраслей таких, как санитарно-технические, предприятия, внутригородской электрический транспорт, предприятия коммунального обслуживания и коммунальной энергетики, внешнегородского благоустройства и др. Часть из них являются бездоходными, так как не имеют выручки от реализации услуг (озеленение, уличное освещение, благоустройство городов). Капитальные вложения и капитальный ремонт в этих отраслях осуществляется за счет средств бюджета.

Специфика хозяйственной деятельности коммунальных предприятий оказывает влияние и на особенность их финансов. У большинства предприятий процессы производства и реализации продукции и оказания услуг совпадают во времени, и поэтому в составе оборотных средств нет незавершенного производства и готовой продукции, что значительно сокращает продолжительность оборачиваемости оборотных средств. Ритм работы коммунальных предприятий во многом зависит от времени года и от общего ритма городской жизни, что сказывается на неравномерности поступления доходов на протяжении года.

Сложившийся порядок расчетов с потребителями за оказываемые услуги с периодичностью один раз в месяц обусловливает наличие у коммунальных предприятий значительной дебиторской задолженности по статье «Абоненты», покрываемой собственными оборотными средствами. В то же время по ряду оказываемых услуг, предварительно оплачиваемых потребителями (покупка ими месячных билетов и абонементов), у коммунальных предприятии возникают дополнительные средства, учитываемые в источниках формирования оборотных средств.

Важнейшими эксплуатационными затратами коммунальных предприятий являются: заработная плата, амортизация и накладные расходы. Основным источником возмещения эксплуатационных расходов является выручка от реализации продукции и услуг. Предприятия коммунального хозяйства освобождены от уплаты налога на имущество; услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси) не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Особенность финансов дорожного хозяйства состоит в том, что основными источниками финансирования на строительство, ремонт и содержание автодорог общего пользования являются целевые внебюджетные средства, концентрируемые в федеральном бюджете и территориальных дорожных фондах.

Средства федерального бюджета используются на финансирование автодорог, находящихся в федеральной собственности, на выдачу субвенций и дотаций для выравнивания на территории России уровня развития сети автодорог, относящихся к собственности республик, краев областей, автономных округов. Средства территориальных дорожных фондов расходуются на финансирование автодорог, относящихся к собственности республик, краев, областей, а также на затраты по управлению дорожным хозяйством.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-17

Введение

Актуальность темы. Жилищно-коммунальный сектор национальной экономики всегда отличался сложной, многофункциональной спецификой работы предприятий этой сферы, что оказывает непосредственное влияние на учет доходов и расходов, формирующих финансовый результат. С 19 века основной задачей для предприятий ЖКХ является оформление финансовых результатов путем сопоставления категорий доходов и расходов для получения результирующего финансового показателя – прибыли или убытка. Сложность их учета состоит в том, что доходы и расходы в жилищно-коммунальном хозяйстве не имеют юридического обоснования, их величина зависит от норм, правил и концепций, изложенных законодательством.

Финансовое положение предприятия характеризуется показателями доходов и расходов, которые отражаются в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках». Проанализировав информацию этой части отчетности, внутренние и внешние пользователи могут сделать выводы о финансовом, имущественном положении организации, результатах ее хозяйственной деятельности, поскольку разница сумм доходов и расходов предприятия является финансовым результатом его деятельности. Превышение доходов над расходами означает прирост чистых активов – прибыль, а расходов над доходами – их уменьшение – убыток. На основе данных о доходах и расходах организации соответственно производится вывод о финансовом состоянии предприятия, которое отражает его конкурентоспособность, платежеспособность, кредитоспособность в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования собственного капитала.

В условиях перехода к рыночной экономике жилищная проблема в России существенно обострилась. К 1992 г. отрасль оказалась практически полностью зависимой от бюджетных дотаций, так как ставки оплаты жилья и коммунальных услуг в этот период практически не были затронуты первым этапом либерализации цен.

ЖКХ России сегодня - это около 52 тысяч предприятий различных форм собственности и более 4 миллионов работников. На долю отрасли приходится 1/3 часть основных фондов, 1/3 часть потребляемых энергоресурсов и 1/5 часть бюджета России. ЖКХ существует, в основном, на дотации из федерального, регионального (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов. Как правило, местные бюджеты выделяют на содержание ЖКХ почти 60%. Степень изношенности основных фондов отрасли, в среднем по России, составляет до 50-60% сетей водо- и теплоснабжения, канализации и нуждается сегодня в капитальном ремонте, значительная часть - в незамедлительной замене. Жилищно-коммунальное хозяйство страны находится в тяжелом положении из-за недостатка средств. Оно финансируется из всех источников не более на 50% от необходимого уровня, который может обеспечить воспроизводство основных фондов. Платежи населения в составе коммунальных услуг на содержание жилья, производство и поставку коммунальных услуг в различных районах Российской Федерации выросли с 20-30 до 60-70%. Поскольку темпы роста затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг росли опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на разницу в ценах на тепловую энергию в городских бюджетах не уменьшалась.

Актуальность, экономическая важность решения вопросов бухгалтерского учета расходов и доходов в организации учета на предприятиях ЖКХ, формирование достоверной информации в форме внутренней их отчетности, а также недостаточная изученность этих вопросов в российской экономической науке обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Отражение доходов и расходов СМУП «ЖЭУ-15» в системе бухгалтерского учета».

Цель и задачи исследования. Целью исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, является выявление особенностей формирования доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства, оценка финансовых результатов, а также выявление внутренних резервов их роста.

Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:

исследовать состав и порядок формирования доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности;

сгруппировать доходы и расходы организации для целей финансового и управленческого учета;

проанализировать применяемую технику составления формы 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

разработать план прибылей и убытков в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

создать механизм увязки информации о доходах и затратах, получаемой в управленческом учете, с информацией, подготовленной в финансовом учете

Предметом исследования выступает производственно–хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности.

Объектом исследования данной работы является: Смоленское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплутационный участок №15».

Методами исследования выпускной работы являются экономико-статистические методы, наблюдение, синтез. Методологические основы для выполнения работы явились труды Российских и зарубежных авторов, а так же статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия.


Сокращенно: СМУП «ЖЭУ-15». Место нахождения организации: 214018, г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 15. СМУП «ЖЭУ-15» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, имущество которой находится в собственности города Смоленска и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Оно создано для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Учредителем организации является администрация города Смоленска. СМУП «ЖЭУ-15» находится в ведомственном подчинении Смоленского унитарного предприятия «Жилищник». Предприятие действует на основании устава (Постановление главы администрации города Смоленска от 23.06.2003 года), разработанной учетной политики (Приказ № 101 от 26.12.2003 года).

Целью создания организации является осуществление уставной деятельности по техническому содержанию находящегося в его ведении жилищного фонда и поддержания его в исправном состоянии, обеспечению бесперебойной работы инженерного оборудования и устройств жилых домов, своевременному проведению текущего и капитального ремонта жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности.

В установленном законодательном порядке СМУП «ЖЭУ-15» осуществляет следующие виды деятельности:

Проведение общих плановых осмотров жилищного фонда (весной, осенью) для выявления неисправности и причин их проявления, а также для определения объемов работ на следующий год.

Выполнение работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации зданий.

Выполнение непредвиденного текущего ремонта, в т. ч. по заявкам граждан.

Подготовка домов к эксплуатации в зимних условиях.

Проведение расчетов за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов.

Оформление регистрации граждан и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и выдача справок.

Сбор платежей за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов, за коммунальные услуги.

Своевременное предоставление гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Контроль за соблюдением нанимателями, арендаторами или собственниками жилых помещений в многоквартирных домах требований по пользованию жилыми помещениями, коммунальными услугами в соответствии с договорами найма, аренды или обслуживания (для приватизированных квартир и квартир, находящихся в собственности граждан).

Осуществление претензионно-исковой работы, связанной с невнесением платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В состав СМУП «ЖЭУ-15» входят различные производственные подразделения: участки, обслуживающие хозяйства, органы управления и организации по обслуживанию работников предприятия.

Руководит предприятием СМУП «ЖЭУ-15» начальник, назначенный Главой администрации г. Смоленска. Под его руководством находятся отделы и службы предприятия, общей численностью 130 человек.

Функции и организация деятельности структурных подразделений определяются положением, утвержденным приказом руководителя предприятия. Функции подразделяются на административные, функции обслуживающего персонала и функции, связанные с технической эксплуатацией жилищного фонда. На рис. 0.1. представлена организационно-производственная структура предприятия, предусматривающая функциональные группы подразделений для выполнения определенных задач и управления процессом их выполнения.

Рисунок 0.1. Организационно-производственная структура СМУП «ЖЭУ-15»

Функции административного и обслуживающего персонала организации включают:

руководство деятельностью предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ и согласно утвержденному уставу;

организацию и ведение учета бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности;

планирование финансово-хозяйственной деятельности организацию труда и заработной платы работников предприятия;

обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности; организацию учебно-методической работы по повышению квалификации работников предприятия;

документальное оформление управленческих решений, действий, связей;

организацию документооборота; упорядочение и хранение документации;

контроль своевременного исполнения приказов, поручений;

обеспечение предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами;

Являясь важной частью народного хозяйства страны, ЖКХ требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношения с бюджетом, которое складывается в пользу отрасли. Она получает средства из бюджета больше, чем вносит в него.

Все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов. Доля этих затрат в общем объеме расходов региональных бюджетов составляет 5%, в местных - 19%.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Метод дотаций распространен в отраслях ЖКХ. Как отмечено выше, размер доходов некоторых предприятий отраслей ЖКХ стал ниже их расходов. Чтобы возместить предприятиям - изготовителям продукции и услуг их затраты, через бюджетную систему выделяют им в необходимых размерах дотацию. Тем самым создается положение, когда предприятия реализуют свою продукцию и услуги местной администрации по одним ценам, а она, осуществляя задачи в области социально-экономического развития и распределения, реализует их населению по ценам и тарифам ниже их себестоимости. Тем самым дотации даются не предприятиям, а населению. Следовательно, эти дотации являются одной из форм отношений государства через бюджет с населением.

Расходы на оплату услуг, производимых коммунальными предприятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.

Главный источник финансирования коммунальных предприятий - территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 72%, на региональные бюджеты - 28%. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:

на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);

на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дорога и др.);

на оплату произведенных работ и оказанных в населенных местах услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Услуги жилищно-коммунального хозяйства являются одним из элементов жизненных средств. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. всех работников, на воспроизводство рабочей силы. Увеличившаяся сумма их затрат должна быть покрыта за счет роста доходов населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов - бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению. В практике применяются оба способа. Дотации из бюджета практически даются населению.

Выделение дотаций жилищно-коммунальному хозяйству следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям затрат живого и овеществленного труда, а работникам - затрат на воспроизводство рабочей силы.

С развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать.

Помимо соответствующей строки в законе о федеральном бюджете на конкретный год и принятой в надлежащем порядке федеральной целевой программы необходимо дополнительно принять специальный акт Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, в нем должны быть определены средние размеры стоимости жилья по регионам, исходя из которых и рассчитываются размеры федеральных бюджетных субсидий. К примеру, Госстрой России принял постановление от 27 февраля 2004 т. № 11 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета. В приложении к указанному акту установлено, что средний размер рыночной стоимости жилья по России составляет 10 800 рублей за 1 кв. м, в том числе по Москве - 17 500 рублей, по Санкт-Петербургу - 13 600 рублей и т.д. Аналогичным образом обстоит дело и с нормативно-правовым обеспечением предоставления других субсидий. Для их получения необходима строка в расходной части бюджета, наличие соответствующей целевой федеральной программы и в ряде случаев принятие компетентным государственным органом исполнительной власти специальных подзаконных актов.

Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, повышение уровня благоустройства городов, развитие промышленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов.

В будущем объем потребляемой воды будет постоянно увеличиваться и в перспективе возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в ближайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу - в 5-10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышенной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ требуют повышения уровня технической оснащенности отрасли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработной платы и т.д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуществления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. На развитие водопроводно-канализационного хозяйства необходим значительный объем капиталовложений. В структуре основных фондов доля активной части весьма незначительна, 96% занимают фонды долговременных сооружений с длительным сроком эксплуатации.

Помимо мероприятий технического характера, способствующих снижению темпов роста расходов в водопроводном хозяйстве, большое значение должно иметь строительство крупных предприятий и объединение мелких.

Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреплением коммерческого расчета. Для этого требуется создание определенных условий, в том числе увеличение источников доходов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытая эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному выявлению резервов доходов.

Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т.е. жилищные организации будут платить налоги. В то же время следует отметить, что и из бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной зашиты населения малоимущим семьям будут выделяться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.