Доходы жилищного хозяйства. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство включает ряд подотраслей:

1. жилищное хозяйство;

2. водопроводно-канализационное хозяйство;

3. топливно-энергетическое хозяйство;

4. городской пассажирский транспорт;

Гостиницы;

6. благоустройство населенных мест.

Источники финансирования расходов на ЖКХ:

1) бюджетные средства (31% - из региональных бюджетов и 69% - из местных бюджетов);

2) средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг юридическим и физическим лицам;

3) средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна:

1) дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест - финансируются полностью за счет бюджетных ассигнований;

2) водопроводно-канализационное хозяйство - средства бюджета лишь на капитальные вложения;

3) городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

В связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно росла. При стабильности тарифов это привело к снижению рентабельности, убыточности и дотациям из бюджета. Дотационность производства негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует повышению заинтересованности в более экономном использовании ресурсов.

Реформа в ЖКХ предполагает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:

1) переход к самофинансированию предприятий жилкомсервиса путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им

дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Согласно финансово-бюджетной политике государства на 2010-2012 гг. в сфере ЖКХ государственные корпорации – форма бесперспективная, нужна свободная рыночная конкуренция в сфере предоставления данных услуг, чтобы потребитель мог выбирать управляющую компанию, оказывающую более качественные услуги.

Финансирование жилищного хозяйства

Жилищное хозяйство - одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры. В последние годы увеличился жилищный фонд городов, улучшилось инженерное оборудование домов, оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т.д. Однако с ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают и расходы на их содержание.

Для улучшения финансового состояния жилищного хозяйства:

1) необходимо снизить расходы на оплату труда (путем механизации и автоматизации производственных процессов);

2) требуется мобилизация доходов (концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях; создание объединенных диспетчерских служб, специализированных предприятий).

Источники доходов жилищного хозяйства: квартирная и арендная плата (80% от всех доходов); сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; прочие доходы.

Финансирование коммунального хозяйства

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т.д.

Источники финансирования:

1) средства территориальных бюджетов;

Главным источником финансирования коммунальных услуг являются бюджетные средства, которые поступают в виде дотаций:

На покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов, транспортные услуги);

На капитальные вложения (водопроводно-канализационное хо­зяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.);

На оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Водопроводно-канализационное хозяйство

Основные проблемы водопроводно-канализационного хозяйства:

1) Дальнейшее развитие жилищного строительства и промышленности вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. При нарастающем дефиците воды в индустриальных районах потребуется ее доставка из отдаленных районов, где пока есть свободные водные ресурсы.

2) В результате увеличения водопотребления промышленными предприятиями и объема сбрасываемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов.

3) Химизация сельского хозяйства, смыв с полей удобрений в открытые водоемы требует расширения работ по очистке воды.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ ведут к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

Перед отраслью стоят важные задачи, в том числе:

· создание крупных централизованных систем водоснабжения;

· автоматизация работ насосных станций;

· обеспечение высокой санитарной очистки воды;

· разработка эффективных средств фторирования и озонирования питьевой воды и др.

Главные резервы снижения темпов роста расходов:

1) улучшение использования основных фондов;

2) снижение потерь воды из-за технического несовершенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта;

3) строительство крупных предприятий и объединение мелких;

4) необходимо проводить работу по регулированию тарифов.

Городской пассажирский транспорт

Источники финансирования:

1) бюджетные ассигнования (большая часть).

2) средства юридических и физических лиц.

Основные проблемы городского пассажирского транспорта:

1) увеличение себестоимости перевозок и тарифов на транспортные перевозки (в результате повышения цен на основные

средства, материалы и электроэнергию, увеличения зарплаты и др.);

2) недостатки в организации перевозок, а также непроизводительные расходы и потери транспортных предприятий;

3) велико выбытие подвижного состава по технической неисправности, длительные простои машин в ремонте;

4) значительны потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа.

Пути снижения себестоимости перевозок:

1) более эффективное использование средств на заработную плату, повышение производительности труда на транспорте;

2) изменение порядка организации производственной деятельности транспортных предприятий, оценка их результатов, совершенствование системы оплаты транспортных услуг.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Импульсом к развитию ЖКХ в нашей стране стала Федеральная целевая программа «Жилище» 2005 г., которая затем получила статус Национального проекта.

Главные цели Национального проекта:

1) доведение к 2010 г. по сравнению с 2004 г. объемов годового ввода жилья с 41,2 млн. до 80 млн. м2;

2) увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов гражданам с 20 млрд. руб. до 415 млрд. руб.;

3) снижение времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 лет до 7 лет;

4) увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств с 9 до 30%.

Контрольные вопросы к теме 8:

1) Раскройте структуру отрасли ЖКХ и источники финансирования расходов на ее содержание и развитие.

2) Каковы пути снижения роста расходов на содержание жилищного фонда?

3) Перечислите источники финансирования коммунального хозяйства.

4) Назовите основные проблемы ВКХ, пути для их решения и резервы экономии финансовых ресурсов.

5) Назовите пути снижения себестоимости перевозок.

6) Какова цель проведения жилищно-коммунальной реформы?


Жилищное хозяйство - одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением жилищных условий.
Принимаемые за последние десятилетия меры по решению жилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов. Улучшилось инженерное оборудование домов и оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70-80%.
Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% - из региональных бюджетов и 70% - из местных.
В общем объеме территориальных бюджетов расходы на содержание жилищного хозяйства составляют 16%, в том числе в региональных бюджетах - 11%, в местных - 19%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением самого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соответственно на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанельного домостроения возрастают расходы на капитальный и текущий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстановительную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на текущий ремонт.
Таким образом, в перспективе с развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать. Все это свидетельствует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых на содержание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их.
В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженерных систем в домах, широкое применение ручного труда.
Снижение роста расходов на содержание жилищного фонда в значительной степени зависит от улучшения организации его эксплуатации. Расширение объемов жилищного строительства, увеличение технической оснащенности домов, повышение требовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяйством, привели к тому, что существующая система организации эксплуатации жилищного фонда, при которой все основные работы по его содержанию осуществляются силами домохозяйств с их низкой материально-технической базой и производительностью труда, тормозит развитие коммерческого расчета в этой отрасли и дает значительные экономические потери.
Основными путями совершенствования системы эксплуатации жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уровня эксплуатационных расходов являются:
механизация и автоматизация производственных процессов;
создание специализированных организаций, осуществляющих на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и ремонт зданий;
концентрация материальных и финансовых ресурсов, выделяемых в эту отрасль;
совершенствование системы оплаты труда.
Из общего объема средств, выделяемых на содержание жилищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное и в достаточном объеме выделение финансовых и материальных ресурсов на текущий ремонт позволяет содержать жилые дома в технически исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и финансовых возможностей общества и в связи с необходимостью проведения более эффективных мер по сохранению жилищного фонда размер средств, выделяемых на текущий ремонт, и их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрастать и могут превысить 50% эксплуатационных расходов.
Большой объем и высокий удельный вес финансовых ресурсов, ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повышения эффективности их использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного хозяйства имеются возможности наибольших резервов экономии.
1. Одним из условий сокращения трудовых затрат, повышения эффективности средств, выделяемых на текущий ремонт, является концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях. Такая концентрация связана с передачей домохозяйствами штата ремонтных рабочих и материальных фондов этим организациям. Домохозяйства освобождаются от ведения этих работ, становятся заказчиками и контролируют объем и качество выполняемых работ.
2. Создание объединенных диспетчерских служб, специализированных предприятий и передача им на обслуживание технического оборудования домов, проведение текущего и капитального ремонтов жилищного фонда обеспечат эффективное использование средств, а также снижение расходов жилищного хозяйства. Создание таких служб возможно и целесообразно при наличии у местных органов власти жилой площади 100 тыс. м2 и более, т. е. крупных домовладений, где, как правило, уровень эксплуатации выше, а расходы на 1 м2 жилья ниже. В последнее десятилетие наблюдается интенсивный процесс объединения жилищных организаций главным образом в муниципальном жилищном хозяйстве. Во многих городах, особенно в средних и малых, применение новых форм эксплуатации жилищного хозяйства невозможно или затруднено в связи с тем, что оно распределено между местными органами власти и ведомствами.
3. Концентрация всего государственного жилищного фонда в ведении местных органов власти даст возможность централизованно проводить научно обоснованную техническую политику в этой отрасли, шире внедрять автоматизацию и механизацию труда. Это также открывает новые возможности для улучшения обслуживания населения и достижения экономического эффекта.
Мобилизация доходов - один из важнейших резервов улучшения финансового состояния жилищного хозяйства.
Источниками доходов жилищного хозяйства являются:
квартирная плата;
арендная плата;
сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы;
прочие доходы.
Главные источники доходов - это квартирная и арендная платы. Удельный вес их в доходах достигает 80%.
В общем объеме доходов, получаемых жилищными организациями, квартирная плата не превышает 55%. В последние десятилетия улучшилось качество жилищ, их техническая оснащенность и комфортабельность. В то же время функционирует еще и значительная часть старого жилого фонда. Удельный вес домов, построенных более 20-30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик удельный таких зданий в крупных старых городах.
Несмотря на проводимые работы по модернизации старого жилищного фонда, условия проживания в старых домах при некоторых их преимуществах ниже, чем в новых. Это отсутствие технических средств, коммунальное заселение и т. д. Квартирная же плата как в старых, так и в новых домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна.
Следующим по значению источником доходов муниципального жилищного хозяйства являются арендная плата и сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы домохозяйств. Их доля в доходах составляет около 30%. Учитывая тенденцию к росту эксплуатационных расходов жилищного хозяйства и исходя из необходимости укрепления его финансового положения, значение арендной платы как источника доходов должно повышаться. Этому должен способствовать ряд мер экономического и организационного характера, в том числе расширение фонда нежилых помещений, увеличение тарифных ставок за пользование ими, укрепление хозрасчета и повышение уровня экономической работы в отрасли.
Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреплением коммерческого расчета. Для этого требуется создание определенных условий, в том числе увеличение источников доходов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытия эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному выявлению резервов доходов.
Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т. е. жилищные организации будут платить налоги. В то же время следует отметить, что и из бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной защиты населения малоимущим семьям будут выделяться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.

Являясь важной частью народного хозяйства страны, ЖКХ требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношения с бюджетом, которое складывается в пользу отрасли. Она получает средства из бюджета больше, чем вносит в него.

Все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов. Доля этих затрат в общем объеме расходов региональных бюджетов составляет 5%, в местных - 19%.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Метод дотаций распространен в отраслях ЖКХ. Как отмечено выше, размер доходов некоторых предприятий отраслей ЖКХ стал ниже их расходов. Чтобы возместить предприятиям - изготовителям продукции и услуг их затраты, через бюджетную систему выделяют им в необходимых размерах дотацию. Тем самым создается положение, когда предприятия реализуют свою продукцию и услуги местной администрации по одним ценам, а она, осуществляя задачи в области социально-экономического развития и распределения, реализует их населению по ценам и тарифам ниже их себестоимости. Тем самым дотации даются не предприятиям, а населению. Следовательно, эти дотации являются одной из форм отношений государства через бюджет с населением.

Расходы на оплату услуг, производимых коммунальными предприятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.

Главный источник финансирования коммунальных предприятий - территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 72%, на региональные бюджеты - 28%. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:

на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);

на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дорога и др.);

на оплату произведенных работ и оказанных в населенных местах услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Услуги жилищно-коммунального хозяйства являются одним из элементов жизненных средств. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. всех работников, на воспроизводство рабочей силы. Увеличившаяся сумма их затрат должна быть покрыта за счет роста доходов населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов - бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению. В практике применяются оба способа. Дотации из бюджета практически даются населению.

Выделение дотаций жилищно-коммунальному хозяйству следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям затрат живого и овеществленного труда, а работникам - затрат на воспроизводство рабочей силы.

С развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать.

Помимо соответствующей строки в законе о федеральном бюджете на конкретный год и принятой в надлежащем порядке федеральной целевой программы необходимо дополнительно принять специальный акт Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, в нем должны быть определены средние размеры стоимости жилья по регионам, исходя из которых и рассчитываются размеры федеральных бюджетных субсидий. К примеру, Госстрой России принял постановление от 27 февраля 2004 т. № 11 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета. В приложении к указанному акту установлено, что средний размер рыночной стоимости жилья по России составляет 10 800 рублей за 1 кв. м, в том числе по Москве - 17 500 рублей, по Санкт-Петербургу - 13 600 рублей и т.д. Аналогичным образом обстоит дело и с нормативно-правовым обеспечением предоставления других субсидий. Для их получения необходима строка в расходной части бюджета, наличие соответствующей целевой федеральной программы и в ряде случаев принятие компетентным государственным органом исполнительной власти специальных подзаконных актов.

Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, повышение уровня благоустройства городов, развитие промышленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов.

В будущем объем потребляемой воды будет постоянно увеличиваться и в перспективе возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в ближайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу - в 5-10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышенной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ требуют повышения уровня технической оснащенности отрасли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработной платы и т.д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуществления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. На развитие водопроводно-канализационного хозяйства необходим значительный объем капиталовложений. В структуре основных фондов доля активной части весьма незначительна, 96% занимают фонды долговременных сооружений с длительным сроком эксплуатации.

Помимо мероприятий технического характера, способствующих снижению темпов роста расходов в водопроводном хозяйстве, большое значение должно иметь строительство крупных предприятий и объединение мелких.

Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреплением коммерческого расчета. Для этого требуется создание определенных условий, в том числе увеличение источников доходов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытая эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному выявлению резервов доходов.

Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т.е. жилищные организации будут платить налоги. В то же время следует отметить, что и из бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной зашиты населения малоимущим семьям будут выделяться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.

В современном урбанизированном обществе одной из важ­нейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в городах и поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек в современном горо­де должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теп­лом, городским транспортом и т. д.

Современное производство также невозможно без обеспече­ния его услугами ЖКХ, предприятия которого не только созда­ют условия жизни работнику и доставляют его к месту труда, но и поставляют промышленным и строительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самым в процессе производства.

Нельзя представить функционирование города, нормальную жизнедеятельность населения без городского благоустройства (дорог, освещения, озеленения, очистки территории и вывоза му­сора). Следовательно, услуги ЖКХ - важный фактор развития материального производства и воспроизводства рабочей силы.

Являясь важной частью народного хозяйства страны, эта от­расль требует выделения на свое содержание и развитие значитель­ного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношение с бюджетом, которые складывались в пользу отрасли. Она получает средств из бюджета больше, чем вносит в него.

Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:

Жилищное хозяйство;

Водопроводно-канализационное хозяйство;

Топливно-энергетическое хозяйство;

Городской пассажирский транспорт;

Гостиницы;

Благоустройство населенных мест.

Источниками финансирования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются:

Бюджетные средства;

Средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг и продукции юридическим и физическим лицам;

Средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

До 1991 г. в ведомственном подчинении находилось пример­но 60% жилой площади, свыше 30% протяженности газовых се­тей и около 30% мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Доля средств предприятий в финансировании жи­лищного хозяйства составляла более 75%, а коммунального хо­зяйства - около 25%. В связи с переходом на рыночные отно­шения предприятия из-за отсутствия у них необходимых финан­совых ресурсов стали отказываться от своих жилищно-коммунальных объектов и передавать их в подчинение местным органам власти, т. е. на бюджетное финансирование.

До проведения реформы ЖКХ наибольшая часть финансовых ресурсов, необходимых для содержания и развития этой от­расли, поступала из бюджета.

В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ со­ставляют примерно 14% общих расходов. При этом ассигнова­ния на ЖКХ почти полностью выделяются из территориальных бюджетов. Из общей суммы средств, направляемых на финанси­рование ЖКХ, 35% приходится на региональные бюджеты и 65% - на местные бюджеты.

В связи с тем, что почти все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов, доля этих затрат в общем объеме расходов территориальных бюджетов довольно высока - 26%, в том числе в региональных бюджетах - 22%, в местных - 29%.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных под­отраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджет­ных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопле­ния жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Анализ, деятельности предприятий ЖКХ показывает, что в связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, основных средств, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно росла. Темпы роста их затрат опережали темпы роста производительности труда. При ста­бильности тарифов это привело к снижению рентабельности, к убыточности и дотациям из бюджета.

Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненных средств для населения. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т. е. населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения зара­ботной платы, либо за счет ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов - бюджета в виде дотаций пред­приятиям и организациям, оказывающим услуги населению, ли­бо населению. В практике применяются все способы.

Выделение дотаций ЖКХ следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеще­ствленного труда, а работникам - затрат на воспроизводство рабочей силы. Вместе с тем следует признать, что дотационность производства и реализации ряда видов продукции, товаров и услуг негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует усилению интенсивных методов хозяйствова­ния, повышению заинтересованности в более экономном ис­пользовании материальных и финансовых ресурсов.

В условиях рыночных отношений проблема дотаций стано­вится еще более актуальной.

Главной задачей в экономике ЖКХ является улучшение эко­номической работы в этой отрасли с целью повышения эффек­тивности использования средств, выделяемых на ее развитие и содержание, а также снижение темпов роста эксплуатационных затрат. Важнейшим направлением поиска путей более эффек­тивного использования затрат на жилищно-коммунальное хо­зяйство и снижение темпов роста затрат является концентрация предприятий этой отрасли в ведении местных органов власти. Это в свою очередь позволит шире вести работы по специализа­ции предприятий и интенсификации производства, снижению себестоимости оказываемых ими услуг.

Реальными действиями в этом направлении станет проводи­мая в нашей стране реформа в ЖКХ, которая предполагает реа­лизацию мер, направленных на повышение эффективности ис­пользования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:

1) переход к самофинансированию предприятий ЖСК путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, опреде­ляемого в основном в результате конкурсного отбора организа­ций, предоставляющих эти услуги.

Жилищное хозяйство - одна из важнейших отраслей соци­ально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением жилищных условий.

Принимаемые за последние десятилетия меры по решению жилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов. Улучшилось инженерное оборудова­ние домов и оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70-80%.

Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% - из региональных бюджетов и 70% - из местных.

В общем объеме территориальных бюджетов расходы на со­держание жилищного хозяйства составляют 16%, в том числе в региональных бюджетах - 11%, в местных - 19%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением са­мого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соот­ветственно на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанель­ного домостроения возрастают расходы на капитальный и теку­щий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстанови­тельную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на теку­щий ремонт.

Таким образом, в перспективе с развитием в городах много­этажного и крупнопанельного строительства расходы на содер­жание жилищного фонда будут возрастать. Все это свидетельст­вует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффектив­ного использования финансовых ресурсов, направляемых на со­держание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их.

В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженер­ных систем в домах, широкое применение ручного труда.

Снижение роста расходов на содержание жилищного фонда в значительной степени зависит от улучшения организации его эксплуатации. Расширение объемов жилищного строительства, увеличение технической оснащенности домов, повышение тре­бовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяй­ством, привели к тому, что существующая система организации эксплуатации жилищного фонда, при которой все основные ра­боты по его содержанию осуществляются силами домохозяйств с их низкой материально-технической базой и производительно­стью труда, тормозит развитие коммерческого расчета в этой отрасли и дает значительные экономические потери.

Основными путями совершенствования системы эксплуата­ции жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уров­ня эксплуатационных расходов являются:

Механизация и автоматизация производственных процессов;

Создание специализированных организаций, осуществ­ляющих на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и ремонт зданий;

Концентрация материальных и финансовых ресурсов, вы­деляемых в эту отрасль;

Совершенствование системы оплаты труда.

Из общего объема средств, выделяемых на содержание жи­лищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное и в достаточном объеме вы­деление финансовых и материальных ресурсов на текущий ре­монт позволяет содержать жилые дома в технически исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и финансовых возможностей общества и в связи с необходимо­стью проведения более эффективных мер по сохранению жи­лищного фонда размер средств, выделяемых на текущий ремонт, и их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрас­тать и могут превысить 50% эксплуатационных расходов.

Большой объем и высокий удельный вес финансовых ресур­сов, ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повы­шения эффективности их использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного хозяйства имеются возможности наибольших резервов экономии.

1. Одним из условий сокращения трудовых затрат, повыше­ния эффективности средств, выделяемых на текущий ремонт, является концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях. Такая концентрация связана с передачей домохозяйствами штата ремонтных рабочих и мате­риальных фондов этим организациям. Домохозяйства освобож­даются от ведения этих работ, становятся заказчиками и контро­лируют объем и качество выполняемых работ.

2. Создание объединенных диспетчерских служб, специализи­рованных предприятий и передача им на обслуживание техниче­ского оборудования домов, проведение текущего и капитального ремонтов жилищного фонда обеспечат эффективное использо­вание средств, а также снижение расходов жилищного хозяйст­ва. Создание таких служб возможно и целесообразно при нали­чии у местных органов власти жилой площади 100 тыс. м2 и бо­лее, т. е. крупных домовладений, где, как правило, уровень экс­плуатации выше, а расходы на 1 м2 жилья ниже. В последнее десятилетие наблюдается интенсивный процесс объединения жилищных организаций главным образом в муниципальном жи­лищном хозяйстве. Во многих городах, особенно в средних и малых, применение новых форм эксплуатации жилищного хо­зяйства невозможно или затруднено в связи с тем, что оно рас­пределено между местными органами власти и ведомствами.

3. Концентрация всего государственного жилищного фонда в ведении местных органов власти даст возможность централизованно проводить научно обоснованную техническую политику в этой отрасли, шире внедрять автоматизацию и механизацию труда. Это также открывает новые возможности для улучшения обслужива­ния населения и достижения экономического эффекта.

Мобилизация доходов - один из важнейших резервов улуч­шения финансового состояния жилищного хозяйства.

Источниками доходов жилищного хозяйства являются:

Квартирная плата;

Арендная плата;

Сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы;

Прочие доходы.

Главные источники доходов - это квартирная и арендная платы. Удельный вес их в доходах достигает 80%.

В общем объеме доходов, получаемых жилищными органи­зациями, квартирная плата не превышает 55%. В последние де­сятилетия улучшилось качество жилищ, их техническая осна­щенность и комфортабельность. В то же время функционирует еще и значительная часть старого жилого фонда. Удельный вес домов, построенных более 20-30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик удельный таких зданий в крупных старых городах.

Несмотря на проводимые работы по модернизации старого жилищного фонда, условия проживания в старых домах при некоторых их преимуществах ниже, чем в новых. Это отсут­ствие технических средств, коммунальное заселение и т. д. Квартирная же плата как в старых, так и в новых домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна.

Следующим по значению источником доходов муниципаль­ного жилищного хозяйства являются арендная плата и сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы домохозяйств. Их доля в доходах составляет около 30%. Учитывая тенденцию к росту эксплуатационных расходов жилищного хозяйства и исхо­дя из необходимости укрепления его финансового положения, значение арендной платы как источника доходов должно повы­шаться. Этому должен способствовать ряд мер экономического и организационного характера, в том числе расширение фонда нежилых помещений, увеличение тарифных ставок за пользова­ние ими, укрепление хозрасчета и повышение уровня экономи­ческой работы в отрасли.

Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреп­лением коммерческого расчета. Для этого требуется создание оп­ределенных условий, в том числе увеличение источников дохо­дов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытия эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному вы­явлению резервов доходов.

Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т. е. жи­лищные организации будут платить налоги. В то же время сле­дует отметить, что и из бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной защиты населения малоимущим семьям будут выде­ляться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т. д. Рас­ходы на оплату услуг, производимых коммунальными предпри­ятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.

Главный источник финансирования коммунальных предпри­ятий - территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятием из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 58%, на региональные бюджеты - 42%.

В территориальных бюджетах расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют от 10 до 12%. Бюджет­ные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:

На покрытие разницы в ценах за предоставляемые насе­лению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);

На капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.);

На оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Водопроводно-канализационное хозяйство. Проблема обеспе­чения населенных мест водой и очистки сточных жидкостей имеет важное значение для развития городов, особенно в густо­населенных и промышленных районах.

Водообеспечение, отвод и очистка сточных вод являются жизненно необходимыми с точки зрения как благоустройства жилых районов, дальнейшего развития промышленности, так и охраны окружающей среды. Наличие водных источников и средств подачи воды позволяет развивать промышленное произ­водство и связанное с ним жилищно-коммунальное строительст­во. В то же время централизованное водоснабжение с достаточ­но налаженной технологией обработки воды дает возможность не только контролировать ее качество, но и искусственно обо­гащать питьевую воду необходимыми для здоровья населения микроэлементами. Строительство водоотводных и очистных со­оружений позволяет сохранять экологическое равновесие окру­жающий среды, беречь водные ресурсы страны.

Системами внутреннего водопровода в настоящее время ос­нащена значительная часть обобществленного жилого фонда; канализацией - большая часть домов городов. И все же потреб­ности в услугах водопроводно-канализационного хозяйства еще не удовлетворены.

В будущем объем потребляемой воды будет постоянно уве­личиваться и в перспективе возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в бли­жайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу - в 5-10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышен­ной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства.

Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, по­вышение уровня благоустройства городов, развитие промыш­ленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных пред­приятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов.

Вместе с тем рост доходов и прибыли этих предприятий не будет прямо пропорционален росту производственных мощностей и увеличению подачи воды. Дальнейшее развитие водопро­водно-канализационного хозяйства будет проходить при нарас­тающем дефиците водных ресурсов в индустриальных районах. Это потребует доставки воды из других, как правило, отдален­ных районов, где имеются пока свободные водные ресурсы.

Кроме того, надо учесть, что в результате увеличения водо­потребления промышленными предприятиями и объема сбрасы­ваемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов. Положение усугубляется химизацией сельского хозяйства, смывом с полей удобрений в открытые во­доемы. Это в свою очередь требует расширения работ по очист­ке воды. Таким образом, перед отраслью стоят важные задачи. В их числе:

Создание крупных централизованных систем водоснабжения;

Централизация и специализация строительно-монтажных работ по созданию водопроводно-канализационных со­оружений;

Автоматизация работ насосных станций;

Внедрение в крупных городах автоматизированных систем управления водопроводным хозяйством;

Повышение в общем балансе подаваемой воды удельного веса воды, добываемой из артезианских скважин;

Обеспечение высокой санитарной очистки воды;

Разработка эффективных средств фторирования и озони­рования питьевой воды.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных ра­бот требуют повышения уровня технической оснащенности от­расли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработ­ной платы и т. д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуще­ствления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. К их числу в первую очередь надо отнести сокращение нерациональных расходов и потерь воды у потребителей, эконо­мию энергоресурсов в водопроводно-канализационном хозяйст­ве, повышение уровня механизации и автоматизации работ в целях высвобождения трудовых ресурсов отрасли.

На развитие водопроводно-канализационного хозяйства не­обходим значительный объем капиталовложений. Поэтому вопрос о повышении эффективности их использования чрезвы­чайно актуален. В структуре основных фондов доля активной части весьма незначительна, 96% занимают фонды долговремен­ных сооружений с длительным сроком эксплуатации. Средняя норма амортизации в этой отрасли по сравнению с другими от­раслями довольно низка (3,5-4%), однако в водопроводно-канализационном хозяйстве удельный вес амортизации в себе­стоимости продукции высок (35-55%). Следовательно, главные резервы снижения темпов роста расходов в этой отрасли следует искать в улучшении использования основных фондов и умень­шении потребности в их расширении.

Наиболее важный резерв в водопроводно-канализационном хозяйстве - снижение потерь воды из-за технического несовер­шенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта, а также халатного отношения потребителей. Потеря воды по стране достигает в среднем 7-8% общего количества воды, подаваемой в сеть. В целом ряде населенных пунктов эти потери значительно больше. Многолетней практикой установле­но, что средние потери воды в сетях могут быть снижены прак­тически до 5%.

Основную роль в снижении потерь воды из-за неисправно­сти и несовершенства конструкции водопроводного оборудова­ния должна играть организация действенного контроля, включающая систематическую проверку сети оборудования и прибо­ров, проведение профилактических ремонтов, организацию ава­рийных бригад, учет и инспектирование расходования воды с целью выявления ее сверхнормативных расходов и перерасходов. Определено, что с организацией действенного контроля расход воды снижается на 25%.

Главными статьями эксплуатационных расходов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства являются расходы по электроэнергии, заработной плате и амортизации, удельный вес которых в общей сумме расходов достигает 90%.

Расходы по оплате за электроэнергию составляют более 40% всех затрат водопроводных предприятий. С удлинением сетей, рос­том многоэтажного жилищного строительства, с необходимостью увеличения напора воды и мощностей насосов расход электро­энергии повышается, увеличиваются и затраты на ее оплату.

С оснащением предприятий новым, более мощным и доро­гим оборудованием увеличиваются амортизационные отчисле­ния, удельный вес которых составляет 35-55% всех расходов. Возрастают и расходы, связанные с повышением заработной платы работникам водопроводно-канализационного хозяйства.

Помимо мероприятий технического характера, способствую­щих снижению темпов роста расходов в водопроводном хозяйст­ве, большое значение должно иметь строительство крупных предприятий и объединение мелких. Крупные сооружения и систе­мы по сравнению с мелкими позволяют добиваться более высо­кой производительности труда. Например, в крупных водопро­водных предприятиях выработка на одного работника почти в 20 раз выше, чем на мелких предприятиях, а средняя себестои­мость 1 м3 воды почти в семь раз ниже. Одновременно с этим объединение и укрупнение систем позволяет добиваться лучшего использования водных ресурсов, более высокой надёжности обеспечения потребителей и более высоких санитарных качеств подаваемой воды. Организация крупных предприятий водопро­водно-канализационного хозяйства в известной степени связана с процессом передачи ведомственных предприятий местным органам власти в городах и создания межрайонных предприятий в поселках городского типа и сельских местностях.

Анализ состояния и перспективы развития водопроводно-канализационного хозяйства показывают, что в будущем при стабильности тарифов и росте эксплуатационных расходов, вы­зываемом необходимостью доставлять воду, отводить сточные жидкости на более удаленные расстояния и повышать уровень их очистки, опережение роста расходов над доходами будет уве­личиваться. Это приведет к дальнейшему снижению темпов рос­та прибыли водопроводно-канализационных предприятий.

В связи с такой тенденцией особую актуальность приобрета­ют вопросы улучшения экономических показателей предпри­ятий этой отрасли городского хозяйства. Помимо повышения уровня технической оснащенности и организации производства важное значение имеет проблема тарифов.

Опережающие темпы роста средней себестоимости над тем­пами роста средних тарифов снижают рентабельность водопроводно-канализационных предприятий. В этих условиях необхо­димо проводить работу по регулированию тарифов. Устанавли­ваемые тарифы должны покрывать все издержки системы водо­проводно-канализационного хозяйства, способствовать усилению его заинтересованности в достижении наилучших результатов, ак­тивизировать работу промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и организаций в направлении более эко­номного и рационального использования водных ресурсов.

Городской пассажирский транспорт становится одним из глав­ных средств осуществления производственных и социальных связей в городских системах, фактором экономии времени насе­ления.

В выполнении возлагаемых на транспорт функций главная роль отводится общественному пассажирскому транспорту. По сравнению с индивидуальным транспортом он обеспечивает большую экономическую эффективность, безопасность, эко­номнее использует дорожное пространство.

Развитие транспорта еще значительно отстает от растущих потребностей в его услугах.

С увеличением территорий городов возросла дальность поез­док их жителей. Увеличиваются затраты времени на передвиже­ние в городах. Еще недостаточна насыщенность территорий го­родов линиями общественного транспорта и значительны интер­валы движения машин. При этом в региональном разрезе име­ются существенные различия в насыщенности транспортных линий подвижным составом. Отсутствие нужного количества подвижного состава является причиной его переполнения.

Удовлетворение потребностей населения городов в транс­портных услугах связано со значительным объемом работ и рос­том капитальных вложений. В ближайшее десятилетие предсто­ит значительно расширить линии городского транспорта, в связи с чем капитальные вложения на эти цели значительно возрастут.

Основную часть средств на развитие транспорта составляют бюджетные ассигнования. Это объясняется тем, что городской пассажирский электротранспорт не только не располагает собст­венными средствами для финансирования дальнейшего разви­тия, но в значительной мере требует бюджетных дотаций на со­держание.

Для улучшения транспортного обслуживания населения го­сударство увеличивает капитальные вложения на развитие всех видов городского транспорта, на расширение его подвижного состава, при этом происходит замена старых машин на более вместительные.

В результате повышения цен на основные средства, материа­лы и электроэнергию, увеличения заработной платы водителей, амортизационных отчислений, стоимости ремонта и др. экс­плуатационные расходы транспортных организаций возросли, себестоимость одной пассажиро-поездки систематически увели­чивается, превышая действующие тарифы.

Наряду с объективными причинами роста себестоимости пе­ревозок пассажиров увеличение затрат связано и с недостатками в организации перевозок, а также с непроизводительными рас­ходами и потерями транспортных предприятий.

Велико выбытие подвижного состава по технической неис­правности, поскольку рост подвижного состава нередко опере­жает строительство производственной базы пассажирского транспорта. Имеются серьезные трудности с техническим об­служиванием и размещением подвижного состава. Все это при­водит к длительным простоям машин в ремонте, преждевремен­ному их износу и частым возвратам с линии, а в конечном итоге - к росту эксплуатационных расходов и увеличению убытков.

Действуют и другие факторы, снижающие рентабельность этой отрасли местного хозяйства. Велики потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа.

Для укрепления финансового положения городского пасса­жирского транспорта необходимо осуществление ряда организа­ционных технических и экономических мероприятий, направ­ленных на повышение рентабельности его работы.

Анализ структуры эксплуатационных затрат городского пас­сажирского транспорта показывает, что наиболее высокий удельный вес в них занимают расходы на заработную плату, электроэнергию, амортизационные отчисления, техническое об­служивание и накладные расходы.

Пути снижения себестоимости перевозок видятся в более эффективном использовании средств на заработную плату, в по­вышении производительности труда на транспорте.

Особо следует рассмотреть экономическую сторону решения вопроса об улучшении транспортного обслуживания в городах. Действующая система тарифов за проезд приводит к тому, что чем больше подвижного состава выпускается на линию, чем комфортабельнее машины, тем выше эксплуатационные расходы транспортных хозяйств и, следовательно, их убыточность. Сис­тема показателей, с помощью которых оценивается работа транспортных предприятий, снижает из заинтересованность в повышении качества обслуживания. Выход из такого положения - в изменении порядка организации производственной дея­тельности транспортных предприятий, оценки их результатов, в совершенствовании системы оплаты транспортных услуг.

Наиболее значимым компонентом дотаций, предоставляемых из территориальных бюджетов отраслям социальной сферы, являются дотации на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), включающие дотации на квартирную плату и жилищно-коммунальные услуги. Например, в 1994 г. доля этих дотаций составила 4,7% ВВП, или 27% от суммарных расходов территориальных бюджетов. Рост дота­ций ЖКХ в этот период был связан с необходимостью предотвра­щения дальнейшего снижения уровня жизни населения и обеспе­чения гарантии доступа к таким жизненно необходимым услугам, как жилье и коммунальные услуги.

Как показывает анализ, на увеличение дотаций ЖКХ в этот период оказали влияние два основных фактора.

1) предприятия из-за резкого уменьшения государственного финансирования и падения спроса на свою продукцию сокра­щали расходы на эти цели. В результате расширялась сфера от­ветственности местных бюджетов за дотирование ЖКХ,

2) рост цен на энергоносители опережал общий уровень ин­фляции (по оценкам Всемирного банка, в период 1992-1994 гг. это опережение составило по электроэнергии 2,8 раза, по топли­ву - 1,9 раза) Соответственно такое опережение, по-видимому, лишь отчасти могло быть компенсировано за счет установления льготных тарифов населению и перераспределения этих расхо­дов на предприятия.

Учитывая, что социальная сфера в России, как правило, фи­нансируется по остаточному принципу, доля затрат на нее в объеме ВВП, по оценкам, может снизиться на 3-4 пункта. Однако наиболее негативные последствия для развития соци­альной сферы может иметь изменение приоритетов при бюд­жетном финансировании ее отраслей. В связи с этим при перво­очередном исполнении текущих платежей наиболее вероятным является дальнейшее снижение объемов инвестиций в отраслях социальной сферы, что существенно ограничит возможности их функционирования и развития.

Реальными действиями в этом направлении можно считать проводимые Правительством России реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с представленным Правительством планом предполагаемая реформа в данной сфе­ре будет включать два этапа

Первый этап предусматривает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования затрат на содержание ЖКХ. В числе таких мер, в частности, предусматри­вается формирование системы учета потребления коммунальных услуг, формирование конкурентной среды и новой, более со­вершенной и экономичной, системы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства.

На втором этапе реформы предполагается осуществле­ние ряда мер, обеспечивающих постепенный переход ЖКХ на полное самофинансирование. При этом, учитывая реальную экономическую ситуацию в стране, а также низкий уровень до­ходов основной массы ее населения, при реализации реформы для населения предусматриваются определенные лимиты затрат на ЖКХ Предусматривается, что доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в 2000 г. не превысит 20% от совокупных доходов российских семей.

По оценкам, при введении новой системы оплаты услуг ЖКХ в 1996 г. из расчета 16% совокупного семейного дохода на дотации из бюджета в соответствии с проектом было бы израс­ходовано около 75 трлн. руб. вместо примерно 100 трлн. руб. бюджетных средств, фактически израсходованных в этом году. При сохранении существующих тенденций в динамике объемов ВВП в результате реализации правительственного проекта в 1997 г. экономия в данной сфере, по оценкам, может составлять около 35 трлн. руб.

Необходимо учитывать, что практическая реализация реформ в ЖКХ в России будет осуществляться при существенно более низких среднедушевых объемах ВВП и доходах населения по сравнению с экономически развитыми странами мира. Напри­мер, в 1995 г. фонд заработной платы в России составил около 23% от объема ВВП, а доля денежных доходов населения в его объеме - 5% при значении соответствующих показателей для США в данном периоде 59 и 85%. Соответственно при четырех­пятикратном превышении объемов ВВП на душу населения в развитых странах и примерно равных относительных расходах на ЖКХ в семейных бюджетах на содержание данной сферы в раз­витых странах будут использованы финансовые ресурсы, как минимум в 6-7,5 раз превышающие по объемам ресурсы, ис­пользуемые в России. Это означает, что даже с учетом более низкого качества жилья в России, а также более низких удель­ных затрат на содержание данной сферы, эти средства составят только небольшую часть от средств, необходимых для полной компенсации затрат на ЖКХ.

Кроме того, при оценке возможностей реализации данного проекта необходимо учитывать и то, что в период проведения экономических реформ в России темпы роста потребительских цен, как правило, превышали соответствующие показатели, ха­рактеризующие динамику объемов ВВП и средней заработной платы населения. Поэтому при наиболее вероятном варианте развития и сохранении данной тенденции на ближайшую пер­спективу (о чем свидетельствует и динамика этих показателей, наблюдаемая в 1996-1997 гг.), дополнительные затраты семей­ного бюджета на содержание ЖКХ могут в еще большей степени снизить уровень жизни большей части населения России.

Проблемы финансирования этой отрасли всегда были в поле зре­ния финансовой науки и практики. Большой вклад в исследование фи­нансовых взаимоотношений отрасли с государством и населением вне­сли В.В. Бармин, М.Г. Гершман, Б.Н. Колотилкин, И.Г. Минц, Г.Б. Поляк, Ю.В. Пешехонов, Н.Л. Филатов.

Контрольные вопросы

1. Назовите подотрасли, включенные в отрасль ЖКХ, и ис­точники финансирования расходов на содержание и раз­витие ЖКХ.

2. Охарактеризуйте пути снижения роста расходов на содер­жание жилищного фонда.

3. Какие резервы экономии финансовых ресурсов в сфере ЖКХ вы можете назвать?

4. Что означает мобилизация доходов в сфере ЖКХ?

5. Как осуществляются взаимоотношения коммунального хозяйства с территориальным бюджетом?

Жилищно-коммунальное хозяйство является составной частью и самостоятельной отраслью народного хозяйства, обеспечивающего социальную сферу общества. Отрасль ЖКХ имеет двусторонние отношения с бюджетом. С одной стороны, она вносит доход в бюджет, с другой - финансируется из бюджета. Причем она получает средств больше из бюджета, чем вносит в него. Как отрасль хозяйства ЖКХ включает в себя ряд подотраслей:
- жилищное хозяйство;
- водопроводноканализационное хозяйство;
- топливноэнергетическое хозяйство;
- городской пассажирский транспорт;
- гостиницы;
- благоустройство населенных пунктов.
Источниками финансирования расходов на развитие и содержание ЖКХ являются:
- бюджетные средства;
- средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции;
- средства предприятий, принадлежащих им объектов.
В консолидированном бюджете России предусматривается выделение финансовых средств на ЖКХ примерно до 14% от общих расходов ежегодно. Собственно все эти средства выделяются за счет территориальных бюджетов, 5% расходов которых приходится на региональные бюджеты, 9% - на местные бюджеты.
За счет бюджетных ассигнований полностью финансируется дорожное хозяйство, озеленение, освещение, уборка территорий населенных пунктов. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и энергетика для отопления жилых домов, кроме того, дотируются из бюджетов вышестоящих уровней. Выделение дотаций рассматривается как один из способов возмещения предприятиям их затрат на ЖКХ, что в конечном счете не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в экономном расходовании материальных и финансовых ресурсов. Расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют до 1,7% общей суммы территориального бюджета, выделяемого на ЖКХ в виде дотаций. Дотации расходуются на покрытие разницы в ценах за предоставляемые услуги и продукцию (тепло домов, транспортные услуги), на капитальные вложения (водопроводноканализационное хозяйство) и оплату работ.
В условиях рыночных отношений в целях повышения эффективности работы всего комплекса ЖКХ необходимо:
- передать предприятия жилищно-коммунальной сферы в ведение местных органов власти;
- перейти к самофинансированию предприятий ЖКХ с представлением им дотаций из бюджета;
- увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, но с учетом экономических обоснований затрат на ЖКХ.
Жилищное хозяйство как важнейший элемент отрасли и инфраструктуры социальной сферы городов и поселков требует значительных средств на строительство, реконструкцию и ремонт. Однако в настоящее время бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов: 4,2% из регионального бюджета и 9,8% из местного. Причем из этих затрат более 4,5% расходуется на оплату труда работников ввиду низкой механизации работ, отсутствия автоматизации инженерных систем в домах, применения ручного труда.
Источниками доходов жилищного хозяйства являются:
- квартирная плата;
- арендная плата и сборы с арендаторов;
- другие доходы.
Основными путями совершенствования систем эксплуатации жилищного хозяйства могут быть:
- механизация и автоматизация производственных процессов;
- создание специализированных подразделений и организаций обслуживания инженерных сетей и ремонта объектов;
- концентрация материальных и финансовых ресурсов непосредственно в ведении местных органов власти.
Главными направлениями совершенствования и развития водопроводноканализационного хозяйства могут быть:
- строительство крупных предприятий и объединение мелких хозяйств, что повысит производительность труда, снизит затраты, повысит рентабельность и в целом эффективность работы ЖКХ;
- оснащение предприятий новыми, более мощными автоматизированными системами, оборудованием и приборами, в том числе индивидуальными счетчиками, что будет способствовать экономному расходованию водных ресурсов и снижению тарифов на оплату услуг.
Основные пути снижения себестоимости перевозок городским пассажирским транспортом следующие:
- эффективное использование средств, выделяемых из бюджета на заработную плату и повышении производительности труда;
- перевод транспорта на более экономичные виды топлива: электроэнергию и сжиженный газ;
- замена старого подвижного состава новыми, более совершенными и экономичными видами транспорта;
- перевод транспорта на коммерческую основу.
В настоящее время рассматривается программа реформирования ЖКХ. На первом этапе реформы предусматривается реализация мер, направленных на повышение эффективности использования затрат на содержание ЖКХ. В числе таких мер выделяются:
- формирование системы учета потребления коммунальных услуг;
- формирование конкурентной среды;
- формирование современной, совершенной и экономичной системы обслуживания.
На втором этапе развития предусматривается полный переход ЖКХ на самофинансирование, но при соблюдении условия, что доля оплаты жилищно-коммунальных услуг не превысит 20% совокупного дохода семьи.

Еще по теме Финансирование жилищно-коммунального хозяйства:

  1. Индекс Доу-Джонса для акций предприятий коммунального хозяйства
  2. Сельское хозяйство. Железные дороги, отрасли коммунальных услуг, «тресты» и картели
  3. Комбинированное финансирование жилищного строительства
  4. Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения».
  5. 19.1.2. Местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищноинвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (местные целевые сборы)