Объективная необходимость государственного регулирования экономики. Необходимость государственного регулирования экономики. Масштабы экономической деятельности. Стабилизация экономики

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции.
1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т. д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т. е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает следующие последствия:
снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;
отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;
девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;
обесценение сбережений граждан;
снижение инвестиционной активности и др.
Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации и подъема экономики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели - это хозяева; рынок -их агент, а предприятие - их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной и криминальной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики - ликвидация теневой экономики - создание конкурентной среды - защита конкуренции. И первую скрипку в решении и этой единой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т. е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т. д. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ) обусловлена важнейшими причинами:

  • 1. Растущее обобществление производства – усиление общественного характера производства.
  • 2. Существование «провалов» рынка – те проблемы в экономической жизни общества, которые рыночная экономика самостоятельно решить не может: нестабильность и циклический характер производства; несостоятельность конкуренции; недопроизводство общественных благ; наличие внешних эффектов (экстерналий); невозможность рыночной экономики решать социальные проблемы.

Функции государства:

  • 1. Создание институционально – правовой основы деятельности субъектов экономики.
  • 2. Создание общих условий эффективности воспроизводства.
  • 3. Общественная (государство удовлетворяет общественные потребности в национальной обороне, образовании, здравоохранении и т.п.)
  • 4. Корректирующая (сглаживание негативных последствий рыночного саморегулирования).

В результате осуществления этих функций рыночная экономика трансформируется в смешанную (различные виды собственности; сочетание государственного регулирования и саморегулирования).

Государственное регулирование направлено на достижение определенных целей.

Цели первого порядка:

  • 1. Поддержание экономического роста.
  • 2. Минимизация безработицы.
  • 3. Стабильность цен.
  • 4. Достижение внешнеэкономического равновесия(выражается в уравновешенном платежном балансе)

Это «магический четырехугольник», все четыре цели невозможно достичь одновременно.

Цели второго порядка:

  • 1. Создание благоприятных условий для конкуренции.
  • 2. Обновление средств производства.
  • 3. Сглаживание чрезмерных различий в доходах.
  • 4. Поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды.
  • 5. Повышение конкурентоспособности производителей.

Для достижения поставленных целей государство воздействует на объекты экономики: условия, процессы, отношения и секторы народного хозяйства, эффективное функционирование которых требует государственного вмешательства (экономический цикл, хозяйственная конъюнктура,

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затор­мозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положитель­ные черты, не способна автоматически регулировать все эко­номические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справе­дливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддержива­ет незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточ­но высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надле­жащего правопорядка в стране и ее национальной безопас­ности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соот­ветствующие условия для этого.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, харак­теризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с пере­ходом на рыночную экономику, во многом обусловлен сла­бым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государ­ство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпри­нимательскую деятельность, обеспечивающие качество продук­ции и т.д. При помощи правовой основы государство обес­печивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на пред­принимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимает­ся устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макро­экономические показатели: объем ВНП и национальный до­ход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обяза­но использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, фи­нансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной по­литики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негатив­ном плане может повлиять на предпринимательскую деятель­ность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные последствия:

Снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промы­шленного производства, росту безработицы;

Отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

Девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

Обесценение сбережений граждан;

Снижение инвестиционной активности и др.

Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации эконо­мики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную поли­тику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старо­сти и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минималь­ный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкурен­ция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издерж­ки на ее производство. Поэтому государство всей своей мо­щью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели - это хозяева; рынок - их агент, а предприя­тие - их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменя­ется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения оче­виден. Демонополизация экономики - создание конкурентной среды - защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяй­ственного законодательства, т.е. правовой основы предприни­мательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Рассмотрим предпосылки:

1. По мере усложнения развития общества, хозяйственных связей усиливают интеграционные процессы в экономике, в этих условиях возрастает роль общенациональных потребностей, которые формируются в процессе интеграции общества и государство управляет процессом их реализации как единственно возможный субъект их удовлетворения;

2. Развитие производства, углубление общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей.

Промышленная революция, научно-технический прогресс, который активно развивается в XX веке, приводят к тому, что возрастает технологичность производства, усложняется производимые продукты, в производстве одного конечного продукта принимают участи десятки, сотни, а иногда и тысячи различных товаропроизводителей, которые выстраиваются в определённую замкнутую технологическую цепочку и передают части этого товара друг другу как на конвейере. Если раньше один производитель от начала до конца производил товар, то теперь один товар производят десятки, сотни производителей. Из этого следует необходимость интеграции их деятельности. Ведь каждый из производителей в отдельности самостоятелен и действует на свой страх и риск. Но здесь, когда огромные цепочки, когда множество участников, возрастает опасность принятия неправильного решения отдельным участником этих связей. Поэтому необходимо каким-то образом интегрировать хозяйствующих субъектов в рамках этих сложных технологических процессов. Можно на корпоративном уровне, создавая крупные объединения, корпорации, но постепенно возникает потребность в какой-то более крупномасштабной интеграции на уровне всей национальной экономики. И вот здесь в роли активного регулятора начинает выступать государство, которое приводит в соответствие взаимодействие всех участников сложных цепочек, регулирует связи между цепочками, между различными отраслями, регионами. Чем сложнее экономика, чем глубже разделение труда и специализация, тем острее необходимость использования единого центра для регулирования хозяйственных процессов.



3. Связана со второй – возрастающая неспособность рынка осуществлять эффективное антикризисное регулирование экономикой. До определённого этапа рынок нормально осуществлял свои регулирующие функции, позволял устанавливать баланс между производством и потреблением, спросом и предложением. Но, начиная с середины XIX века, стали происходить постоянные, циклические сбои в работе рыночного механизма. Выражением этих сбоев стали циклически повторяющиеся кризисы (кризисы перепроизводства). И чем сложнее экономика, тем труднее рынку выполнять регулирующие функции, поскольку рынок основан на саморегулировании, на мотивации отдельных, обособленных частных собственников, которым всё сложнее принять правильное решение, когда усложняется их взаимодействие. Из-за того, что взаимодействие между частными собственниками в условиях рынка становится всё более сложным, отдельному рыночному субъекту руководствуясь рыночной информацией всё сложнее принимать правильное хозяйственное решение, возникает риск управленческой ошибки. Этот риск приводит к возникновению различных диспропорций, сбоев в работе рыночного механизма. Как раз государственное регулирование появляется и активизируется во многом для того, чтобы преодолеть эти провалы (фиаско) рынка, связанные с его неспособностью поддерживать оптимальные пропорции, темпы и структуру народного хозяйства.

4. Связана с монополизацией. Не случайно в США разговоры о необходимости государственного регулирования экономики значительно оживились после завершения Великой депрессии (1929-1934 гг.). Появляется кейнсеанство, Кейнс пишет свой труд «Общая теория занятости, процента и денег», который разрабатывает основы государственного регулирования экономикой. Даже тупые америкосы осознали необходимость замены чисто рыночного механизма системой государственного регулирования встроенного в рыночную экономику. Затем это произошло и в других странах.

Главная причина заключалась в том, что по мере развития рыночной экономики, если её эффективно не регулировать из центра, неизбежно нарастают процессы монополизации. Монополия разрушает нормальные пропорции, связи между производством и потреблением, стимулирует инфляцию и другие экономические трудности, деформирует систему инвестиционного обеспечения экономики. И для того, чтобы ограничить монополию нужна какая-то высшая сила. Государство активизирует своё участие в экономическом регулировании во многом из-за необходимости ограничения монополий.

5. Нарастающая неспособность рынка решать социальные проблемы общества, значение которых постоянно возрастает. По мере того, как развивается общество, как повышается уровень благосостояния граждан, возрастает социальная активность граждан, возникает необходимость более полного удовлетворения социальных потребностей. Рынок не проявляет интереса к развитию социальной сферы, он занимается бизнесом, рыночные субъекты это предприниматели озабоченные повышением прибыли, что касается социальной сферы, то предприниматели, в принципе, готовы туда пойти, но только если это принесёт им доход. Это возможно тогда, когда социальная сфера коммерциализируется, когда она становится рыночным сегментом общества. Такое превращение социальной сферы в коммерческий сегмент – очень опасная тенденция, т.к. в данном случае социальная сфера утрачивает свою способность выполнять жизнеобеспечивающую функцию, функции социальной защиты, социальной поддержки, социального обеспечения граждан. В этом случае социальную сферу часто превращают в объект для спекуляции здоровьем человека, его карьерой, да и саму жизнь, те вещи, которые нельзя измерять в деньгах.

Сказанное не означает, что нужно вообще исключить из социальной сферы коммерческую деятельность. В какой-то мере коммерциализация возможна и целесообразна, но только в той мере в какой речь идёт об удовлетворении так называемых «сверх нормативных социальных потребностей». Всё что в рамках некой социальной нормы, в рамках которой обеспечивается жизнедеятельность граждан должно быть на нерыночной основе за счёт государства.

6. Интернационализация хозяйственной жизни общества. Интернационализация это объективный процесс и он связан с тем, что каждая национальная экономика развивается и на определённом этапе разрывает национальные границы, поскольку они мешают её дальнейшему развитию. Государство призвано сыграть активную роль в процессе интернационализации национальной экономики. Эта роль двоякого рода – прежде всего роль государства заключается в том, что оно помогает национальным предприятиям, национальным экономическим субъектам выйти на мировой рынок. Помощь выражается в том, что государство за счёт бюджетных ресурсов поддерживает предприятия, которые выходят на мировой рынок, предоставляет этим предприятиям какие-то налоговые льготы, льготные кредиты, во многих странах, например, Юго-Восточной Азии государство, кредитуя экспортёров (даёт им экспортные кредиты), принимает на себя обязательство по погашению процентов по кредиту и даже части этого кредита.

Кроме того, государство кроме поддержки собственных экспортёров занимается также и защитой национального рынка от проникновения на этот рынок агрессивных товаропроизводителей и инвесторов из других стран. Это очень важно для стран с развивающейся и не очень высоко развитой экономикой. Если снять все ограничения по проникновению капиталов и особенно товаров это может негативным образом отразиться на состоянии национальной экономики.

7. Необходимо контролировать деятельность экономических субъектов в связи с тем, что масштабы их экономической деятельности постоянно увеличиваются. Следовательно, возрастает степень вмешательства хозяйствующих субъектов в развитие многих социальных процессов и природную среду. И государство призвано защитить общество от агрессивного вмешательства в социальные процессы и процессы природного воспроизводства со стороны агрессивных участников рыночной деятельности прежде всего монополий и прежде всего естественных монополий. В связи с этим во многих странах наблюдается тенденция к огосударствлению естественных монополий, к активизации государственного участия в деятельности естественных монополий. Этот процесс прослеживается и в России, но он не связан с национализацией естественных монополий. Речь идёт о создании государственных концернов, об увеличении долевого участия государства в деятельности компаний из сфер естественных монополий, но о национализации (полной или частичной) никто не говорит. Хотя в отдельных случаях можно ставить вопрос и таким образом по отношению к агрессивным естественным монополистам, которые незаконно перекачивают капиталы за рубеж, присваивают природную ренту, проявляют себя как неэффективные собственники. Однако в массовом порядке проведение национализации после завершения приватизации неуместна, поскольку она подорвёт российские рынки, особенно фондовый и финансовый. Кризис отразится не только на состоянии российских рынков, но и мировых, поскольку Россия довольно плотно интегрирована в мировую экономику. Поэтому надо быть ответственным и знать общемировую цену принимаемым решениям.

8. Связано с тем, что государство призвано установить гармонию между всеми существующими в обществе интересами. Чем сложнее общество, тем больше интересов, тем острее противоречия между ними и тем сложнее деятельность государства по гармонизации этих интересов. Речь идёт об интересах индивида, коллектива, общества и мирового сообщества. Задача каждого государства максимально согласовать эти интересы между собой. Встроить интересы индивида в интересы коллектива, интересы коллектива в интересы общества, интересы индивида в интересы общества, согласовать это всё с мировым вектором экономического развития, с международным экономическим интересом.

Необходимость государственного регулирования экономики проявляется в различных странах, но степень государственного регулирования, масштабы государственного регулирования различны не только в зависимости от объективных факторов, но и субъективных, которые связаны со спецификой развития данного общества. О чём сказано выше объективные, глубинные факторы, которые в той или иной степени действуют в любой стране. Но существуют ещё субъективные, ситуативные факторы:

1. Степень государственного регулирования во многом зависит от того, какой тип экономической системы в данной стране. Если это рыночная экономика, то государственное регулирование занимает важную, но не господствующую роль. Государственное регулирование существует по крайне мере на равных правах с рыночным управлением хозяйствующих субъектов. Они взаимодополняют друг друга – государство регулирует рынок, а рынок даёт импульс для развития системы государственного управления. Основу составляет рыночное регулирование, а государственное надстраивается над рыночным с целью преодоления противоречий рыночного хозяйства.

Если говорить о странах с командной, центрально управляемой экономикой, например, как раньше СССР, то здесь государственное регулирование является господствующей формой хозяйственного регулирования. Саморегулирование, рыночное регулирование если и существует, то носит во многом формальный, поверхностный характер. Господствующая роль государственного регулирования, например, в СССР выражалась в том, что в нашей стране существовало жёсткое централизованное директивное планирование. Сверху спускались планы, план приобретал силу закона обязательным для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Планировало всё, начиная от макроэкономических показателей развития государственного бюджета, ВНП, национального дохода, до каких-то мелких индивидуальных нормативов, расценок, внутри предприятия, на уровне бригад и отдельных работников. Даже отдельному работнику, например, слесарю устанавливались нормативы сверху – норма выработки и т.д. Централизованное регулирование выражалась ещё и в том, что существовала система жёсткого централизованного финансирования, господство госбюджетного финансирования, вертикальных финансовых потоков (восходящих и нисходящих). Горизонтальные финансовые связи и отношения либо отсутствовали, либо носили формальный характер и в любом случае задавались сверху через какие-то централизованные нормативы. Самофинансирование и кредитное финансирование если и существовали, то носили номинальный, формальный характер.

Создание централизованной системы материально-технического снабжения. Предприятия получали необходимые ресурсы для своей деятельности в адресном, централизованном порядке. Сверху государство расписывало кто, какое предприятие, откуда, какие ресурсы по каким ценам возьмёт. Принудительно поставщик ресурсов закреплялся за потребителем, цены фиксировались централизованно, номенклатура, объём, структура поставок, всё это определялось сверху. То же самое можно сказать и в отношении торговли готовой продукции – централизация всей торговой деятельности, производитель чётко знал кому, когда по каким ценам он будет продавать свою продукцию. Ему централизованно определялась номенклатура, ассортимент производимой продукции, не сам решал. Планы составлялись на уровне Госплана, отраслевых министерств, ведомств и доводились до отдельных производителей и даже до отдельных работников.

Также существовала централизованная система ценообразования. Все цены на все товары, на все операции, на все работы, устанавливались централизованно. Существовал государственный прейскурант цен, в котором фиксировались цены на все товары, услуги, расценки на работы, тарифы.

Централизованное управление в СССР и других социалистических стран выражалось ещё и в том, что централизованно устанавливались ставки оплаты труда (так называемые тарифные ставки), должностные оклады. Всё это формировалось централизованно и работник получал заработную плату не в зависимости от результатов своего труда, а в зависимости от того, сколько ему назначили сверху. Это, конечно, определялось опытом, профессионализмом, знаниями, но тем не менее конкретные результаты труда очень слабо влияли на заработную плату работника. Основу составляла фиксированная тарифная ставка, правда, существовали разряды, которые учитывали сложность, квалификацию работника, но привязка к результатам труда была очень слабой. Т.к. фонд заработной платы также устанавливался централизованно и доводился до предприятия. И предприятие не могло выйти за пределы этого фонда. Даже если работник работал очень хорошо, показывал высокую производительность, он не мог получить более высокую заработную плату, поскольку фонд заработной платы был ограничен.

Интенсивность государственного регулирования экономикой зависит не только от типа экономической системы, но и от того, какую стадию экономического цикла переживает та или иная экономика. Экономические циклы разделены на 4 основные стадии – оживление, подъём, спад и кризис. Это касается не только стран с командной экономикой, и не столько их, сколько стран с рыночной экономикой. Поскольку в командной экономике государство всегда вмешивается в экономику, в рыночной экономике связь несколько иная. Если, например, в экономике наблюдаются кризисные явления, то государство, как правило, активизирует своё участие в экономическом регулировании и стремиться вывести экономику из кризиса. И наоборот, если экономика развивается динамично, то здесь государство, как правило, «отдаляется» от экономики и менее активно вмешивается в её регулирование. В частности об отмеченной тенденции можно судить по доле бюджетного финансирования. Чем труднее положение в экономике и ниже темпы экономического роста, тем выше доля бюджетных расходов в общефинансовой системе. И чем активнее развивается экономика, тем доля государтсвенных бюджетных ресурсов в общей структуре финансирования меньше.

Масштабы государственного регулирования зависят ещё от того, каким образом развивается научно-технический прогресс в данном государстве. Дело в том, что в начальный этап развития научно-технического прогресса, бурное, массовое развитие каких-то новых технологий, инновационных процессов обычно сопряжены с возрастанием доли государства в экономике по понятным причинам. Функции инвестора, функции регулирующего субъекта принимает на себя государство. Это стартовый период инновационного процесса всегда связан с повышенными затратами, когда в эту сферу необходимо инвестировать. Бизнес далеко не всегда идёт в эту сферу, поскольку ему нужны деньги. Здесь неизвестно, будут они или нет, а если будут, то не скоро и инвестиционные затраты при внедрении инноваций окупаются не сразу, а постепенно. Только после того, как эти новые отрасли, новые технологии выходят в режим коммерческого функционирования, начинают приностить доход, к данным технологиям проявляют интерес частные инвесторы.

Какие политические силы в той или иной стране находятся у власти. Например, в Скандинавии традиционно высоким оказывается государственное вмешательство в экономику, высокий вес государственных расходов в финансовой системе. Это связано с тем, что северные страны всегда как-то сбивались в группы население, централизация образа жизни была достаточно высокая. То же самое можно сказать о странах Юго-Восточной Азии, там также тенденции к огосударственности традиционно сильны.

В США преобладают рыночные отношения, в структуре финансирования преобладают кредитные ресурсы или средства самофинансирования. Государство не имеет устойчивых традиций глубинного вмешательства в экономику.

Реальная рыночная экономика, даже на первых этапах ее становления, не обходилась без вмешательства государства, она крепла и развивалась вместе с государственностью. Государственное регулирование, начинаясь с охраны прав частной собственности, поддержки предпринимательства и защиты внутреннего товарного рынка, в дальнейшем охватывает широкий диапазон тесно связанных проблем общественного производства, социальных, экономических, межнациональных, межгосударственных и других отношений.
В каждом сегменте рынка товаров, услуг, ресурсов появились новые формы, методы и инструменты. В ходе эволюции совершенствовались, дополняя друг друга, обе составляющие - как рыночная, так и государственная. Наряду с обеспечением общественных потребностей (оборона, поддержания правопорядка в стране, защита ее экономических интересов и т.п.) государство активно участвует в перераспределении национального дохода между социальными группами общества, между сферами производства и регионами страны.
К объективным причинам включения государства в экономическое регулирование относятся, прежде всего:
1. Невозможность успешного развития экономики вне определенности ее территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в итоге через конечное потребление. А оно привязывается к социальной сфере обитания, имеющей территориальную организацию. Определенность и целостность же территориального пространства хозяйствования обеспечивает именно государство. Весьма значимы в современных условиях также функции в сфере международных связей и экономических отношений, включая защиту хозяйственной деятельности на мировом рынке.
2. Необходимость постоянного воспроизводства и поддержания экономической среды, определяющей коренные цели развития страны и долговременные интересы всего населения. При формировании государством общенациональных целей и интересов должны учитываться ценностные ориентиры общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры, связанные с историческим, индивидуальным и коллективным выбором. Бизнес, сколько бы масштабным он ни был, обязан поддерживать эти цели и интересы, считаться сними. Недопустима ситуация, когда не соблюдаются интересы национальной безопасности и духовные ценности общества.
3. Создание и поддержание баланса экономических интересов в стране требует от государства взвешенной политики и выбора приоритетов развития в целях консолидации общества.
4. Поступательное развитие производительных сил страны предполагает определенность институционного целеполагания и корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства (производством, распределением, обменом, потреблением), между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.
5.Необходимость учета общемировых тенденций развития приводит к необходимости создания и поддержки развитой коммуникационной инфраструктуры, необходимой для осуществления экономического взаимодействия на рынке, которое требует не только государственного регулирования, но согласованных действий нескольких стран.
«Рыночная экономика, обладает некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально-экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов доказывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в Росси все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем необходимость их для Росси особенно велика в силу своеобразия ее рыночной экономики, возникшей не естественно-историческим путем, а путем уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, такое являлось советское общество. Основой производительных сил советской экономики были, как известно, крупные специализированные предприятия. Такие производительные силы не приспособлены к рыночному механизму и рыночной конкуренции. В частности, поэтому так трудно налаживаются рыночные отношения современной Росси, слабо развивается мелкий бизнес, ни как не формируется так называемый средний класс».
Большинство отечественных исследователей на сегодняшний день поддерживают идею неразрывности государства и экономики. В их понимании государственная власть, государственный порядок и государственная инициатива абсолютно необходимы для экономики, как необходимы для нее государственное пространство, государственные границы и государственный хозяйственный центр. С момента возникновения государства для развития экономики в той или иной форме являются необходимыми государственная собственность, государственное перераспределение ресурсов, капиталов, доходов, государственная институциональная деятельность и государственное регулирование хозяйственной сферы.
Бытовавший последние несколько лет в России тезис о необходимости полного ухода государства из экономики в настоящее время не разделяется даже серьезными теоретиками либерального направления. Предметом анализа и рассмотрения может являться лишь степень влияния государства на ход экономических процессов. Причем, определенное сужение сферы и масштабов его действия может иметь место только тогда, когда требуется скорректировать меры огосударствления экономической жизни в сторону его уменьшения или разрушить малоэффективную форму государственности.
«Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики – один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет. Различные социально-экономические теории – марксизм, кейнсианство, монетаризм – используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике.
Должно ли государство по возможности «уйти из экономики» или это может привести к «уходу экономики из государства»? В последнее время тема «минималистского» государства, имеющего минимум прав (в том числе прав собственности) и соответственно минимум обязанностей, зазвучала уже в операциональном ключе в служебных поручениях министрам РФ со стороны бывшего премьер-министра. Она прослеживается и в выступлениях президента РФ В. Путина. Ряд экономистов связывают уменьшение роли государства с развитием процессов глобализации, с одной стороны, регионализации – с другой и транснационализации производства – с третьей. В месте с тем немало авторов отстаивают и другую точку зрения, указывая на возрастание роли государства в развитых странах. В настоящие время можно, по-видимому, говорить о своеобразном балансе сил в ходе «противостояния» государственности и глобализации.
В данной работе, основанной на предложенной Г. Клейнером системой модели взаимодействия макромасштабных факторов социально-экономического развития страны, предлагается один из возможных методологических подходов к исследованию этой проблемы. Он базируется на следующих принципах.
1. Отношения между социально-экономическими подсистемами (или агентами) носят взаимный характер. Это касается как чисто иерархический структур типа «центр - регион», «принципал - агент», так и неиерархических систем типа «спрос - предложение», «финансовый сектор – реальный сектор» и т.п. Сколько-нибудь устойчивых односторонних отношений в экономике практически нет, ни на каком уровне управления.
2. Основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяют функционирование страны, является государство (понимаемое в узком смысле, то есть как политическая организация, осуществляющая управление странной), общество (также понимаемое в узком смысле как структурированная совокупность индивидов, проживающих на территории данной страны, и различных политических и иных организаций) и экономика (понимаемая как совокупность производительных сил и производственных отношений). Каждая из этих подсистем действует в масштабе всей страны, однако их можно рассматривать как относительно самостоятельные.
3. Все макросистемы характеризуются специфическими функциями, реализуемыми во взаимодействии друг с другом. При этом государство выступает фактором, интегрирующим во времени и в пространстве разнородные элементы процесса развития страны.
Развивая эти принципы на основе модели взаимодействия страновых факторов, в каком-то смысле аналогичной модели межотраслевых взаимодействий «затраты - выпуск» В. Леонтьева, мы приходим к новой систематизации и классификаций функции государства вообще и в экономике в частности. В работе показано, что успешное функционирование и развитие страны зависят от взаимодействия и баланса сил государства, общества и экономики; если одна из этих составляющих доминирует над другими, возникает деформированный и неэффективный тип общественного устройства» . Данная статья показывает о необходимости государственного регулирования экономики.