Источники доходов местных бюджетов. Значение регулирующих доходов. Местные бюджеты российской федерации


Местное самоуправление – это обязательный компонент демократического гражданского общества. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. К предметам ведения органов местного самоуправления (ОМС) относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований – городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов или внутригородских территорий города федерального значения.
В частности, ст.130 Конституции РФ гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». С 1 января 2006г. вступил в силу Закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Этот закон определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций. Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Гражданское общество – это такое состояние общественно-политического строя страны, при котором жители считают себя обязанными участвовать в общественной жизни, ответственными за состояние политических институтов и способными защищать от посягательств государства свою личную свободу.
Главная задача муниципальных властей – обеспечить большой объем услуг и их высокое качество для своих жителей. Муниципальная экономика должна быть нацелена на производство общественных благ. Общественное благо – это товары и услуги, производимые государством или городской экономикой, которые доступны всем гражданам в равной мере.
При этом следует различать городскую экономику и экономику в городе. Экономика в городе – это совокупность всех предприятий, расположенных в городской черте. Среди них выделяют муниципальные службы и предприятия, производящие общественные блага; а также предприятия, работающие по правилам обычным для рыночной экономики. То есть городская экономика – это лишь часть экономики в городе, которая так или иначе связана с производством общественных благ. Городская экономика – это образование, здравоохранение, охрана общественного порядка, коммунальное хозяйство и, по старинной традиции, социальное обеспечение бедных.
Основными экономическими целями муниципального управления могут быть:
обеспечение высокой занятости горожан. Для этого власти должны привлекать в город предприятия с большим числом рабочих мест. Ограничения могут возникать здесь только по соображениям охраны окружающей среды или сохранения сложившейся структуры занятости.
обеспечение как можно более высокого дохода граждан. Для этого власти должны способствовать созданию в городе таких рабочих мест, с которыми связана высокая зарплата.
обеспечение устойчивости экономики города. Для этого необходимо стремить к тому, чтобы экономика в городе была диверсифицированной. Например, в 90-х годах ХХ в. доля Москвы в промышленности страны упала с 21% до 11%. Казалось бы, для любого города это катастрофа. Однако Москва еще более процветает, чем раньше, а все потому, что рабочие места в промышленности были заменены гораздо более оплачиваемыми в финансовой и других сферах экономики.
Местные финансы включают:
денежные средства местного бюджета;
– государственные и муниципальные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
– другие средства.
Финансовой базой ОМС являются их бюджеты. Функционирование системы местных бюджетов в РФ регулируется следующими законодательными актами: Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003г. №131-ФЗ. В решении вопросов организации местных финансов участвуют органы государственной власти РФ, субъектов федерации. Они выполняют следующие функции:
– регулируют отношения между федеральным и местными бюджетами, а также между региональными и местными бюджетами;
– разрабатывают государственные социальные нормы, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;
– компенсируют увеличение расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти РФ или органами власти субъектов РФ;
– обеспечивают выполнение федеральных и региональных целевых программ и контроль за целевым использованием ресурсов.
Формирование и использование местных бюджетов осуществляется на принципах: самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
Собственные доходы бюджетов–виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами. Налоговые доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов. Российское законодательство включает в состав собственных налоговых доходов также отчисления от федеральных и региональных налогов, которые поступают в местный бюджет. В настоящее время в РФ перечень местных налогов и их предельные ставки утверждены федеральными законами. Этот перечень является очень ограниченным: земельный налог и налог на имущество физических лиц;
б) неналоговые доходы в следующем перечне: от использования имущества, находящегося в собственности органов муниципального самоуправления; доходы от платных услуг, оказываемыми бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местных органов власти; штрафные санкции и возмещение ущерба;
в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
По объему ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от федеральных и региональных налогов и финансовая помощь из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, субвенций и субсидий.
Расходы бюджета,согласно Бюджетному кодексу РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций муниципального образования. Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация транспортного обслуживания населения; обслуживание и погашение муниципального долга; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация утилизации и переработки бытовых отходов; охрана окружающей природной среды.
В настоящее время муниципальная собственность является не доходообразующей, а доходопотребляющей. Около 70% бюджетных доходов с учетом кредиторской задолженности бюджетов направляется на поддержание объектов муниципальной собственности в минимально работоспособном состоянии. В то же время доходы от этой собственности составляют только 1% в совокупных доходах местных бюджетов. Очень низкий технологический уровень и высокая степень износа делает муниципальные услуги очень дорогими. Отсюда, современная особенность местных бюджетов состоит в том, что их доходная часть позволяет финансировать лишь текущие расходы. На развитие общехозяйственной и социальной инфраструктуры бюджетных средств практически не остается.
Контрольные вопросы

Понятия и принципы организации межбюджетных отношений.
Бюджетный федерализм и его модели.
Методы бюджетного регулирования.
Компетенция органов власти различного уровня в системе бюджетных отношений.
Назовите основные звенья региональных финансов.
Перечислите источники формирования доходной базы региональных бюджетов.
Законодательная основа функционирования органов муниципального образования и их основные полномочия.
Перечислите основные цели деятельности органов местного самоуправления.
Приведите примеры местных налогов и сборов.
Перечислите собственные доходы бюджетов муниципальных образований.

Местный бюджет представляет собой юридический документ, принимаемый в особом процедурном порядке, в котором зафиксированы предполагаемые доходы и расходы на конкретный финансовый год в целях решения вопросов местного значения.

В отнош-ии МО примен-ся консолидир-ый б-т – это бюджет, объедин-ий бюджеты нескольких ур-ей. Напр, б-т городск поселен, сельск пос-я, муниц района образ-ют консолид б-т муниц района.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ, 131-ФЗ, а также

Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов МСУ. Доходы местных бюджетов делятся на собственные и регулирующие доходы, заемные ср-ва.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан – разовые платежи граж¬дан для решения конкретных вопросов местного значения (определяются на местном референдуме, сходе);

2) доходы от местных налогов и сборов.

Местными являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджет¬ной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, субсидии и иные межбюджетные транс-ферты, и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниц соб-ственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязатель-ных платежей и часть доходов от оказания органами МСУ и муниц учр-ми платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии сФЗ, законами субъектов РФ и решениями органов МСУ.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких налогов.

Для выполнения социальных обязательств МО в качестве доходов местных бюджетов БК РФ предусматривает финансовую помощи из федерального и регионального бюджетов. Эта финансовая помощь осуществляется в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Дотации– это бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Дотации служат средством сбалансирования местных бюджетов.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов, например, на совместное финансирование строительства жилищного фонда, дорог.

Заемные доходы используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся: ссуды, полученные ОВ из других бюджетов; государственные или местные займы, выпущенные на инвестиционные цели; муниц кредит. Долговые обязательства государства или муниципального образования могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).

  • 9.1. Содержание муниципального правоотношения
  • 9.2. Структура правоотношения
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • § 1. Понятие местного самоуправления
  • 1.1. Понятие местного самоуправления в Конституции РФ и федеральном законодательстве
  • 1.2. История развития законодательства о местном самоуправлении
  • § 2. Сущность местного самоуправления
  • § 1. Понятие территориальной основы местного самоуправления и факторы, влияющие на ее формирование
  • § 2. Муниципальное образование: проблемы статуса
  • § 1. Понятие и содержание экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Муниципальная собственность: понятие и содержание
  • § 3. Правовое регулирование отношений муниципальной собственности
  • § 5. Управление муниципальной собственностью
  • § 6. Приватизация муниципальной собственности. Инвестиции. Муниципальный заказ
  • 1.1. Понятие планирования, его признаки и виды
  • 1.2. Планирование имеет определенные признаки
  • 1.3. Принципы планирования
  • § 2. Планирование социально-экономического развития муниципального образования
  • § 3. Бюджетное планирование как элемент управления муниципальным образованием
  • 3.2. Стадии бюджетного планирования
  • § 4. Организационное планирование
  • § 1. Понятие, содержание и состояние финансовой основы местного самоуправления
  • 3.1. Принципы формирования и исполнения местного бюджета
  • 3.2. Расходы местных бюджетов
  • 3.3. Доходы местных бюджетов
  • 3.4. Принцип выравнивания уровней бюджетной обеспеченности
  • 3.5. Иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней
  • § 4. Бюджетный процесс
  • § 2. Понятие и структура органов местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления
  • 2.1. Понятие и виды органов местного самоуправления
  • 2.2. Структура органов местного самоуправления
  • 2.3. Представительные органы местного самоуправления
  • 2.4. Исполнительно+распорядительные органы местного самоуправления
  • 2.5. Выборные и другие должностные лица местного самоуправления
  • § 3. Межмуниципальное сотрудничество
  • § 1. Понятие и система форм прямой демократии
  • § 2. Местный референдум
  • § 3. Выборы в системе местного самоуправления
  • § 4. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления
  • § 5. Сходы граждан
  • § 8. Митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, опросы
  • § 9. Территориальное общественное самоуправление
  • § 2. Устав муниципального образования
  • § 1. Общая характеристика муниципальной службы
  • 1.1. Понятие и природа муниципальной службы
  • 1.2. Принципы муниципальной службы
  • § 2. Должности муниципальной службы
  • § 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • § 1. Понятие компетенции
  • § 2. Составные элементы компетенции
  • § 4. Вопросы местного значения
  • § 5. Компетенция, осуществляемая жителями, проживающими в пределах муниципального образования
  • § 6. Компетенция органов местного самоуправления
  • § 8. Компетенция выборных должностных лиц местного самоуправления
  • 8.1. Компетенция главы муниципального образования
  • 8.2. Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления
  • § 1. Правовое регулирование гарантий местного самоуправления
  • § 2. Виды гарантий местного самоуправления и их реализация
  • § 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • § 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • § 2. Местное самоуправление в наукоградах
  • ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • В настоящее время получается следующее: поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, местное самоуправление самостоятельно, то денег государственные органы ему не будут предоставлять. Кстати, это распространенное суждение реализуется на практике.

    В 2003 году принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем предпринята попытка в основном теоретического характера разъяснения того, для чего необходим бюджет и каким образом его формировать. В значительной степени ст. 52, 53, 55–64 устанавливают основы бюджетной политики и иногда имеют отсылочный характер к другим нормативным актам.

    § 3. Местный бюджет: понятие, структура, источники доходов

    Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14). С научной точки зрения местный

    бюджет представляет собой совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции субъектами местного самоуправления.

    В данном понятии сочетаются элементы экономического и правового характера. Поскольку финансовые ресурсы (финансы) представляют собой совокупность общественных отношений, а бюджет является составной частью финансовых ресурсов, то бюджет также представляет как подсистема всей системы, которой являются финансовые ресурсы, совокупность общественных отношений.

    Местные бюджеты имеют важное значение в обеспечении комплексного развития территорий, повышении жизненного уровня граждан.

    Местный бюджет, равно как и другие экономические категории, сознательно используется «...для решения социальноAэкономических задач. Местные бюджеты характеризуются широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса, высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории; гибкостью, так как система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда система рычагов, а представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся их совокупность, преобразующуюся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития»1 .

    1 Солянникова С.П. Бюджеты территорий. М.: Финансы и статистика, 1993. С. 8.

    Кроме того, местные бюджеты связаны со всеми физическими и юридическими лицами, расположенными на данной территории, множеством взаимоотношений как по линии изъятия доходов, так и выделения бюджетных средств.

    Это создает возможность для эффективного использования местных бюджетов в процессе управления территориями.

    Бюджетный кодекс РФ содержит указание на то, что бюджетная система РФ включает в себя республиканский бюджет России, республиканские бюджеты республик в составе России, краевые, областные бюджеты, городские бюджеты городов Москвы и СанктAПетербурга, областной бюджет автономной области, окружные, городские, районные бюджеты, районные бюджеты в районах городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Это означает, что местные бюджеты входят в бюджетную систему России.

    Организация бюджетной системы, принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство Российской Федерации.

    Бюджетное устройство основывается на принципах: единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего совокупного покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

    В соответствии со ст. 29 Бюджетного кодекса принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    Единство бюджетной системы РФ основывается также на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих источников доходов местных бюджетов, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

    Единство бюджетной системы РФ определяется и единой социальноAэкономической политикой России, включая налоговую политику.

    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществле-

    нию расходов за органами государственной власти и местного самоу- 201 правления. Данный принцип имеет определяющее значение при

    разграничении компетенции в системе органов публичной власти. От того, как будут разграничены источники доходов, во многом зависит объем компетенции органов местного самоуправления.

    Принцип самостоятельности бюджетов закреплен в ст. 31 Бюджетного кодекса РФ. В системе местного самоуправления данный принцип означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

    Гарантиями самостоятельности бюджетов органов местного самоуправления как части системы Российской Федерации на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса РФ являются:

    1) право самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, установления местных налогов и сборов;

    2) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

    3) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

    4) право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    5) право на получение дотаций, субвенций, субсидий, кредитов;

    6) обеспечение минимальных местных бюджетов;

    7) право на судебную защиту органов местного самоуправления по финансовым вопросам и т.д.

    Более детально принципы раскрыты в ст. 29–38 Бюджетного кодекса РФ.

    3.1. Принципы формирования и исполнения местного бюджета

    1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

    Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

    В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утвержде-

    202 ния и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

    Положение о бюджетном процессе в Великом Новгороде, утвержденное решением Думы Великого Новгорода от 26 июня 2003 г. № 562 (с изм. от 27 ноября 2003 г., 25 мая, 28 августа 2006 г.), определяет порядок составления бюджета города следующим образом. Вначале разрабатываются прогноз социальноAэкономического развития города и реестр расходных обязательств городского округа. Проект бюджета формируется комитетом финансов администрации города. Он получает сведения от комитета финансов области, а также от других органов и юридических лиц.

    К сведениям, необходимым для составления проекта бюджета, относятся сведения о:

    действующем на момент начала разработки бюджета налоговом законодательстве;

    нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов, зачисляемых в бюджет города;

    предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из областного бюджета;

    видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;

    нормативах финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг;

    нормативах минимальной бюджетной обеспеченности. Составление проекта бюджета города основывается на:

    основных направлениях социальноAэкономического развития города на среднесрочную перспективу;

    прогнозе социальноAэкономического развития города на очередной финансовый год:;

    прогнозе свободного финансового баланса города на очередной финансовый год;

    основных направлениях бюджетной и налоговой политики города, включающих в себя планируемые приоритеты финансирования на очередной финансовый год;

    городских целевых программах;

    программе приватизации муниципального имущества на соответствующий финансовый год.

    Согласно названному Положению в проекте решения о бюджете города должны содержаться:

    основные характеристики бюджета (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета);

    прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

    нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджет города;

    перечень администраторов доходов бюджета Великого Новго- 203 рода.

    В проекте решения о бюджете города должны быть установлены:

    – расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и

    видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов

    Российской Федерации;

    – общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

    – расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

    – распределение бюджетных ассигнований по главным распоря-

    дителям и получателям бюджетных средств в соответствии с ведом-

    ственной структурой расходов бюджета города;

    – размер резервных фондов;

    – расходы на реализацию городских целевых программ, установ-

    ленные решениями Думы Великого Новгорода при утверждении про-

    грамм, а также предусмотренные в проекте бюджета города на пла-

    нируемый финансовый год;

    – перечень защищенных статей бюджета города;

    – иные показатели в соответствии с бюджетным законодатель-

    ством Российской Федерации.

    В проекте решения о бюджете города должны быть определены

    следующие характеристики муниципального долга:

    – источники финансирования дефицита бюджета;

    года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием, в

    том числе, предельных объемов обязательств по муниципальным га-

    рантиям, если они имеются или планируются.

    2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансирован-

    ность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральны-

    ми законами требований к регулированию бюджетных правоотноше-

    ний, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита

    местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, испол-

    нению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образо-

    3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и

    контроль за его исполнением осуществляются органами местного са-

    моуправления самостоятельно с соблюдением требований, установ-

    ленных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих

    принципах...» (2003 г.), а также принимаемыми в соответствии с ними

    законами субъектов Российской Федерации.

    4. Органы местного самоуправления в порядке, установленном фе-

    деральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными

    нормативными правовыми актами Российской Федерации, представ-

    ляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы

    государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об

    исполнении местных бюджетов.

    5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы,

    направляемые на осуществление полномочий органов местного само-

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Определение места местных налогов в налоговой системе России. Права органов местного самоуправления в области налогообложения. Местные налоги в г. Твери. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

      курсовая работа , добавлен 25.04.2015

      Понятие местного бюджета, его функции и виды, источники формирования, роль органов государственной власти в процессе. Структура доходов местного бюджета. Статистика и аналитика данных бюджета Иркутской области. Проблемы местных бюджетов и пути их решения.

      курсовая работа , добавлен 25.04.2014

      Особенности бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Взаимосвязи доходной базы местных бюджетов с изменениями в налоговой системе. Тенденции формирования доходов местных бюджетов. Сильные и слабые стороны налоговой политики государства.

      дипломная работа , добавлен 16.09.2011

      Совершенствование организации и функционирования местных бюджетов. Несбалансированность местного бюджета. Безответственность должностных лиц местного самоуправления. Вопросы формирования и использования средств местных бюджетов в РФ и пути их решения.

      реферат , добавлен 07.10.2011

      Местные бюджеты как самостоятельная часть бюджетной системы Российской Федерации. Основные признаки местного бюджета, их состав и функции. Принцип единства, разграничения доходов и расходов, сбалансированности и самостоятельности местных бюджетов.

      реферат , добавлен 13.10.2011

      Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание, источники. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Способы повышения эффективности неналоговых доходов в России через оптимизацию условий управления государственной собственностью.

      реферат , добавлен 12.01.2011

      Понятие местных бюджетов и принципы их организации. Анализ состава, структуры и динамики доходной части местного бюджета, проблемы её исполнения (на примере г. Махачкалы). Перспективы совершенствования межбюджетных отношений в России по линии доходов.

      дипломная работа , добавлен 27.08.2013

    Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Доходы местных бюджетов также как и доходы других уровней бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того, в местные бюджеты поступают:

    – ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

    – ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации;

    – ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований.

    – другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.



    К налоговым доходам относят:

    – налог на прибыль;

    – налог на доходы физических лиц;

    – налог на добавленную стоимость;

    – акцизы;

    – налог на имущество предприятий;

    – платежи за использование природных ресурсов.

    Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

    К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

    Собственные доходы местных бюджетов:

    1. средства самообложения граждан – разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 % от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан);

    2. доходы от местных налогов и сборов (полностью). В настоящее время Налоговым кодексом РФ (частью первой) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 17 мая 2007 г.) предусмотрено только два местных налога:

    – земельный налог;

    – налог на имущество физических лиц;

    3. часть доходов:

    – от региональных налогов и сборов (зачисляется в местные бюджеты по единым налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах);

    – федеральных налогов и сборов (по нормативам, установленным федеральным законодательством);

    4. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая:

    – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

    – иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней;

    5. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

    6. часть прибыли муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования;

    7. часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

    8. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

    9. добровольные пожертвования;

    10. иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

    Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе: доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли; доходы от продажи квартир гражданам.

    Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

    К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

    Основная задача местных налогов – создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий. С этой целью в законодательстве Российской Федерации предусмотрен широкий спектр местного налогообложения, допускающий возможность выбора из предложенного перечня тех налогов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития конкретных территорий.

    Однако, несмотря на то что общее количество налогов в соответствии с указанным законом достигает 23, их доля в формировании доходов местных бюджетов неоправданно мала и не превышает, по оценкам специалистов, 1,5% всех доходных источников местных бюджетов. Поэтому в новом Налоговом кодексе РФ с целью упорядочения налогообложения на местном уровне предусмотрен сокращенный перечень местных налогов. Наряду с сохранением известных земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на рекламу предполагается введение местных лицензионных сборов.

    Кроме того, предполагается перемещение с федерального на местный уровень налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Таким образом, число местных налогов сократится до 5, что должно способствовать повышению эффективности местного налогообложения, в частности за счет упрощения контроля налоговых органов за поступлением платежей в бюджет.

    В настоящее время нет единой методики исчисления местных налогов. Примерные положения по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином РФ, носят рекомендательный характер и уточняются в соответствующих нормативных актах органов местного самоуправления. В то же время законодательством Российской Федерации установлены верхние пределы налоговых ставок по ряду налогов, отнесенных к компетенции местных органов власти.

    Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

    Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.