Каковы были первые меры в социальной политике. Социальные гарантии

Социальная политика - одно из важнейших направлений социальной сферы, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Поэтому задачами социальной политики являются:

Распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.

Ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства,

Обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает,

Предоставление медицинских и образовательных услуг,

Расширение сети и улучшение качества транспортных услуг,

Оздоровление окружающей среды.

Социальная политика исходит из того, что непременным условием поддержания благосостояния каждого человека, должно быть его посильное участие в этом.

Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.

Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле - социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле - это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние .

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики -- те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы

Основные функции социальной политики можно свести к следующим:

Стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

Поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

Гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

Защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса .

Взаимодействие указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.

Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики можно назвать три:

Принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.)

Принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основополагающих жизненных интересов и целей населения данной страны;

Принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения адекватности в жизни общества и его социальных групп.

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является обеспечение соответствия перспективной модели социально-экономического устройства общества.

По отношению к социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государства обязано создать всем своим членам условия для проявления их экономической активности, а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода - в свободе государства от социальной ответственности. А главный недостаток - в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы и глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.

Другой подход, в отличие от первого, можно назвать социально ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения, как минимум, таких доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом, прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир - величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структуры общества без экстремальных социальных групп, такой подход создает и материальные условия для развития способностей как основы для более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства, и он становится главным фактором такого производства.

Основное преимущество такого подхода - в обеспечении социальной устойчивости общества, что в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития.

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.

С течением времени социальная политика расширяла как объекты своего влияния, так и содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения. Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп. Она все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая баланс между желаемым и возможным.

Теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции Республики Казахстан, где записано, что Республика Казахстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РК перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Конституция и действующие законы дают всем гражданам независимо от национальности равные права на социальную защиту, здравоохранение, условия труда, на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества и запрещают дискриминацию по национальным и языковым мотивам.

Конституция устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому казахстанцу необходимый жизненный уровень. В ранг общегосударственной политики возводится создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих свободное развитие человека. Конституция РК закрепляет основные направления социальной политики государства, которыми стали:

Установление гарантированного минимального размера заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;

Обеспечение гарантированного бесплатного среднего обязательного образования;

Обеспечение права на охрану здоровья и бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи;

Охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, рациональное природопользование.

Основной Закон страны поставил перед Республикой Казахстан цель - построение демократического, светского, правового, социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти права наиболее полно и последовательно раскрыты в разделе II. Человек и гражданин, ст. 10-39. Тот факт, что одной из целей конституционного реформирования является построение сильного социального государства, поставило перед обществом ответственность за эффективное претворение принципов Конституции в реальной жизни.

Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства. Они были направлены, прежде всего, на защиту и поддержку государством брака и семьи, материнства, отцовства и детства, на установление гарантированного минимального размера заработной платы и назначение пенсии, социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

Таким образом, задачами государства по новой Конституции становятся не только гарантия прожиточного минимума каждого члена общества и мероприятия в сфере здравоохранения, жилищного строительства и семейной политики, но и выравнивание различий в стартовых возможностях через государственную систему образования, перераспределение национального дохода в рамках налоговой политики и регулирование рынка рабочей силы.

В то же время анализ законодательного и нормативного обеспечения крупнейших блоков социально-культурной политики показывает наличие определенных проблем, связанных зачастую с их неадекватностью складывающимся новым отношениям в обществе.

Субъектами социальной политики являются государство и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на республиканском и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Большое значение в решении социальных проблем отдельных категорий населения приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм, активных политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции. Взаимодополнение социального государственного регулирования реализацией программ предприятий, фирм, других институтов гражданского общества повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость. Таким образом, механизм социальной политики предстает как разнообразие субъектов, программ, их финансовой основы, методов и средств реализации при ведущей роли государства и государственного социального регулирования.

Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная защита - совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни, например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие. Последние называются социально незащищенными слоями.

Социальная защита - важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, социальная помощь особенно нуждающимся в поддержке. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соцобслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.

Гарантия конституционных прав граждан в области социальной защиты - приоритетное направление социальной политики государства. Система социальной защиты, в свою очередь, складывается из двух основных форм - социального страхования и социальной помощи. Различия между ними определяются регулирующей ролью государства и источниками финансирования.

Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается за счет его доходов при ограниченных дотациях из национального бюджета. Основной предпосылкой появления социального страхования являются риски, присущие самой природе человеческого существования: физиологический (болезнь и преждевременная смерть), экономический (разорение) и социальный (уничтожение больших групп людей и целых народов, например, в результате стихийных бедствий, войн). В современных условиях один из главных социальных рисков - это потеря трудового дохода. В масштабах страны (макроэкономика) такой риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам.

Например, в странах ЕС объем средств социального страхования в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета, выделяемые на социальную помощь, и в 3 раза - средств, поступающие за счет индивидуального коммерческого страхования от социальных рисков. В России средства социального страхования составляют около 70 процентов общего объема расходов на обязательную социальную защиту населения.

Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве стран сохраняются три основные его отрасти: пенсионное, медицинское (больничное), от несчастных случаев.

Социальная помощь - одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. Такая помощь, как правило, имеет компенсационный характер и финансируется за счет бюджетов разного уровня и благотворительности. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, предусмотренных законом.

Система социальной помощи включает: пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным членам семьи в случае потери кормильца; инвалидам, в том числе инвалидам с детства; пожилым людям; пособия и другие выплаты многодетным, неполным и малообеспеченным семьям; социальное обслуживание через стационарные учреждения для престарелых, инвалидов и детей-сирот; центры социального обслуживания на дому и службы срочной социальной помощи; протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.

Мировая история показала, что формы и масштабы социального развития могут быть неадекватны политическому развитию. В мире было немало примеров, когда политические и социальные процессы развивались неоднозначно. К примеру, Веймарская республика, достигнув прогрессивной политической системы, пала в результате неподготовленной социальной почвы для ее функционирования. Аналогичная ситуация в 60-70-е годы была в Ираке, когда была предпринята попытка осуществить крупные социально-экономические преобразования в рамках консервативной политической системы. Эти примеры свидетельствуют об опасности непродуманного и неравномерного, несбалансированного протекания политического развития страны. Поэтому важнейшей задачей социально-культурной политики любого демократического государства является достижение уровня равновесия в общественной жизни через:

Предоставление государственных гарантий для предотвращения или амортизации последствий стихии, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.;

Перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;

Регулирование образа жизни (налогами, средствами, благотворительностью).

Роль государства

Деятельность государства не ограничивается только перераспределением денежных доходов. Она включает в себя также формирование общественных фондов и финансирование отраслей социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения

В получении общего и профессионального образования,

Поддержании здоровья,

В здоровой окружающей среде,

Транспорте.

Социальная политика отвечает за доступность минимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.

Регулирование занятости в рамках социальной политики осуществляется посредством политики занятости путем поддержания уровня и структуры занятости, создания условий труда на производстве и рамок его эксплуатации, совершенствования параметров рабочей силы. Политика занятости способствует трудоустройству всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждому потенциальному работнику свободы выбора занятости, возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени.

Политика занятости имеет краткосрочные и долгосрочные задачи. К краткосрочным относится смягчение или нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ. К долгосрочным - установление благоприятного для общественного развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.

Социальная политика тесно связана с экономической политикой. Их трудно разделить в комплексе общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретным целям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам. Экономическая политика нацелена на регулирование материально-производственных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние на состояние политической, культурно-духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества.

Социальная политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения благосостояния человека, обеспечения должного уровня и качества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные, равноценные направления общественного регулирования. Но их самостоятельность относительна, т.к. они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества. С другой стороны, превышение экономических возможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономической целесообразностью при перераспределении доходов могут нанести урон экономике, подорвать материальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции и обострению экономических проблем страны.

Охватывает принципиально главные направления в развитии общества. Вместе с этим решаются стоящие перед различными отраслями общественной жизни конкретные задачи. В связи с этим существует оборонная и экологическая, внутренняя и внешняя, культурная и национальная, экономическая и социальная политика государства. Выделяют и сферу, связанную с вопросами политической системы. Специалисты часто применяют также и дробное деление, особо рассматривая техническую, аграрную, демографическую и прочие политические отрасли.

В связи с тем, что все стороны и области жизни общества тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и вышеуказанные направления. Это частое взаимопроникновение и переплетение обуславливает и достаточно условное разграничение.

Однако существует сфера, наиболее приближенная ко всей совокупности интересов и потребностей человека. Эта сфера обращена к социальной жизни населения - социальная политика государства.

Под указанным определением следует понимать деятельность госаппарата, благотворительных фондов, общественных организаций, направленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Социальная политика

Социальная политика

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:
- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также
- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

По-английски: Social policy

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Социальная политика" в других словарях:

    Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

    См. ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - (social policy) сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, какими центральная и местная правительственная политика затрагивают жизнь индивидуумов и общин. Социальную политику, как… … Большой толковый социологический словарь

    Социальная политика - политика в отноше нии обедневших граждан различных античных государств. Им оказывали материальную поддержку в форме выдачи зерна и денег либо наделения земельными участками. Например, в Афинах времен Перикла за участие в политич.… … Словарь античности

    Социальная политика - – политика правительства в сфере социального обеспечения, а также изучение ее развития, применения и влияния. Сфера правительственной политики, традиционно считающаяся социальной, включает образование, здравоохранение, жилье, социальное… … Словарь-справочник по социальной работе

    См. С. вопрос … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Социальная политика - Одно из главных направлений внутренней политики государства, призванного обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых оно черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности и… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Социальная политика - (social policy), термин, к рый часто используется в отношении политики, направленной на обеспечение гос вом индивидуального благосостояния граждан (государство всеобщего благоденствия). При помощи С.п. пр во стремится улучшить социальное устр во… … Народы и культуры

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - – деятельность государственных и общественных организаций, направленная на создание экономических, политических и других условий для социально допустимой и приемлемой “нормальной” жизнедеятельности различных общественных групп, включая молодое… … Терминологический ювенологический словарь

    Социальная политика - составная часть общей политики определенной партии или государственной власти, охватывающая решение более или менее широкого круга социальных проблем в соответствии с классовой сущностью и целями деятельности данной партии, государственной власти … Научный коммунизм: Словарь

Книги

  • Социальная политика государства и бизнеса. Учебник , Канаева О. (ред.). В учебнике излагаются современные подходы к трактовке объекта, предмета, целей и основных направлений социальной политики. В качестве ее субъектов рассматриваются государство, бизнес и…
  • Социальная политика , Ахинов Г., Калашников С.. Рассматриваются возникновение и развитие социальной политики государства, функции, предпосылки и условия формирования социального государства, становление социальной политики в России. Особое…

Социальная политика - это согласованная деятельность институтов государства, экономических субъектов, направленная на управление социальным развитием, обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.
Социальная политика пронизывает все уровни общественной и экономической деятельности. На микроуровне социальная политика является одним из направлений создания благоприятных и достаточных условий по обеспечению наемных работников доходами, необходимыми как для удовлетворения первичных потребностей, так и для воспроизводства, поддержания работоспособности труженика, воспитания и обучения детей, создания нормальных условий в семье. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика, которая является неотъемлемо важной составляющей социально-экономической политики государства. Материальное обеспечение социальной политики в целом не складывается само по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Этот процесс является одной из главных задач государственного регулирования.

Социальная политика помогает достижению социального согласия, рынкам - лучше функционировать при обеспечении устойчивых доходов и снижении риска, перераспределением доходов - сглаживать проблемы и решать социальные и экономические задачи.
Объекты социальной политики - отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, деловыми, экономическими и трудовыми отношениями, население всей страны.
Субъекты социальной политики - те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую основу социальной политики, осуществляет действия по ее реализации. К субъектам следует отнести органы государственного управления на республиканском и местном уровнях, негосударственные объединения, коммерческие организации, отдельных граждан, действующих в рамках гражданской и общественной инициативы. Основным субъектом, координирующим деятельность по осуществлению социальной политики, является государство.
Цель социальной политики государства - формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и социальных конфликтов, нейтрализация негативных последствий рыночной экономики. Следовательно, субъекты социальной политики призваны выполнять стабилизирующую и стимулирующую функции. Реализация первой функции достигается посредством перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты всех членов общества и определенных социальных групп. Выполнение второй функции субъектами социальной политики предполагает поддержание и стимулирование экономической активности общества в рамках законодательства, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокопроизводительному труду и учет трудового вклада каждого трудоспособного члена общества в создание национального продукта.
Реализация перечисленных функций требует определенных усилий, решения целого комплекса сложных и порой противоречивых задач, а также соблюдения принципов, на которых базируется социальная политика.
Важнейшие принципы формирования и функционирования социальной политики:
- принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности и предполагающий как равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий, так и дифференциацию населения по практическому вкладу их труда в создание благ. В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей (уравнительный тип справедливости), и в то же время для наиболее активных, способных и результативных членов общества государство призвано создавать возможность получать за свой труд большее вознаграждение в форме дохода (распределительный тип справедливости);

  • принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам обязательного минимума социальных физических и духовных благ и услуг, потребление которых обеспечивает подготовку индивида к самостоятельной жизни;
  • принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества призван прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Если по независящим от индивида обстоятельствам удовлетворить первичные потребности не представляется возможным, государство должно оказать помощь своим гражданам в соответствии с положениями национального законодательства;
  • принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного подхода .
Социальная политика с точки зрения субъектов осуществляется на общегосударственном и региональном уровнях.
На государственном уровне определяются цели, задачи и приоритеты социального развития, принимаются нормативно-правовые акты, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.
На региональном уровне принимаются решения, регулирующие социально-экономические отношения на определенной территории, разрабатываются социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.
Основные направления государственной социальной политики включают:
  • развитие отраслей социально-культурного комплекса;
  • общие вопросы политики доходов населения;
  • политику в сфере труда и трудовых отношений;
  • социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;
  • демографическую и миграционную политику;
  • охрану окружающей среды.
Таким образом, социальная политика направлена на обеспечение соответствующих условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, адресной поддержки малообеспеченных групп населения, на создание условий для воспроизводства рабочей силы и др.
  • Баранова Ирина Владимировна , кандидат наук, доцент
  • Донской государственный аграрный университет
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В данной статье рассматривается роль и направления социальной политики в России. Уделяется внимание направлениям государственной политики в области эффективной системы социальной защиты и уровня жизни населения.

  • Деятельность министерства социальной политики свердловской области по организации социальной защиты населения

Социальная политика – одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Поскольку конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с Конституцией РФ.

Роль социальной политики двояка. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства и создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности. С этой точки зрения в социальной политике концентрируются цели экономического роста, а все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Вместе с тем, чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы (рис).

Основные задачи социальной политики:

  • осуществление социальной защиты человека и реализации его основных социально-экономических прав;
  • обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека;
  • поддержание определенного статуса различных социальных групп;
  • развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация);
  • формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;
  • создание условий для всестороннего развития человека.

Рисунок - Направления социальной политики России

Федеральное и региональное законодательство выделяет определенные категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации, такие как:

  • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  • безработные;
  • вынужденные беженцы и переселенцы;
  • дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • одинокие матери;
  • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
  • лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

Социальная помощь – периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

Направления социальной политики в области эффективной системы социальной защиты (таблица):

Таблица. Направления социальной политики в области эффективной системы социальной защиты

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения

Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими продуктами, продуктами питания, жилищем и т.п.)

«Реальной картиной» уровня жизни является - «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления.

В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления» и «рациональный уровень потребления». Под первым понимается такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». При этом не следует путать «минимальный уровень потребления» с «физиологическим минимумом потребления», ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за «чертой бедности», является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в даннойн стране.

«Рациональный уровень потребления» отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика приближения к такому потреблению .

Ситуация в социальной сфере в РФ актуализирует проблему выбора оптимальной модели социальной политики. В современных условиях усиливается противоборство двух альтернативных ее вариантов – политики социального и субсидиарного государства. При этом в последнее время на практике активизируется реализация доктрины социального государства, о чем свидетельствуют выдвинутые Президентом РФ национальные проекта, которые затрагивают основные сферы социально-экономического развития: образование, здравоохранение, жилищное строительство, сельское хозяйство.

В частности, предусматривается увеличение заработной платы труда работников образования и здравоохранения в целях стимулирования повышения качества образовательных и медицинских услуг, развитие ипотечного кредитования для решения жилищных вопросов, мероприятия по поддержке отечественных сельхозпроизводителей. Реализация этих проектов будет иметь важное значение для повышения уровня и качества жизни жителей нашей страны.

Список литературы

  1. Конституция РФ // Официальный сайт. - [Электронный документ]. - Режим доступа:http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm Дата обращения: 10.02.2016.
  2. Диденко Ю.С., Баранова И.В. Прогнозирование и анализ социально-экономического развития ростовской области // Научно-методический электронный журнал Концепт – 2015, - Т. 13. -с. 1876-1880.
  3. Мороз Д.А., Левченко Д.К., Баранова И.В. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость РФ // Государственное и муниципальное управление: современные проблемы, практика решений. - 2015.№ 3. С. 73-76.
  4. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 202 с.
  5. http://www.oprf.ru/2086/newsitem/27654