Национальный состав населения и национальные проблемы россии

Во многих многонациональных странах, существуют какие-либо межнациональные конфликты, и Россия принадлежит к их числу.

В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех “национального содержания”.

В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, к сожалению, были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли “старшего брата” в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.

Сейчас мы начали новый виток своей истории и, чтобы мы могли сделать качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внимательно и заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источники силы и развития, способные обеспечить прогресс России.

Однако, по-прежнему, остаются актуальными некоторые проблемы, которые рассмотрим ниже.

Межнациональная напряженность в региональном аспекте

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально-, но и административно - территориальные образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере, а с другой - выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов.

На сегодняшний день в условиях постепенного ослабления экономической нестабильности Российское правительство в состоянии удерживать страну от развала. Однако пока существуют такие «горячие точки» как «республика Чечня» |Российское правительство не может гарантировать целостность, как и безопасность государства (тем более, что остальной мир называет этот «конфликт» войной).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
    • 1.3 Проблемы здравоохранения
    • 1.4 Проблемы преступности
    • 1.5 Проблемы образования
    • 2.1 Понятие социальной защиты
    • 2.2 Государственная социальная деятельность и организационно-правовые формы социальной защиты
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы -- неравномерного распределения богатства.

Социальные проблемы это вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём их восприятие и представление со временем меняется.

В условиях современного развития общества особенно важное значение приобретает социально-экономическая сфера. Особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: как обеспечить население Российской Федерации.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

С одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

А с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

Цель работы - рассмотреть социальную ситуацию и социальные проблемы современной России.

Задачи работы:

Определить понятие социальных проблем;

Охарактеризовать виды и сущность социальных проблем;

Изучить способы защиты населения от социальных проблем;

Рассмотреть вопросы социальной защищенности населения.

1. Социальные проблемы современной России

социальный здравоохранение преступность гражданин

1.1 Социальная ситуация в современной России

Начиная с середины 90-х годов XX в. и по настоящее время Российская Федерация проходит этап социального развития, определяемый как либеральное социальное государство.

Одним из приоритетных и актуальных направлений современной политики государства является "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В соответствии со статьей 7 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство.

Социальным можно считать то государство, в котором признается и обеспечивается определенными материальными ресурсами право гражданина на достойную жизнь, посредством проведения взвешенной социальной политики. Отсюда вытекает обязанность государства обеспечить и гарантировать наличие этих ресурсов, что ведет к наличию социальных прав человека, позволяющих человеку претендовать на получение от государства определенных материальных благ (право на социальное обеспечение; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище; особые права детей и права инвалидов).

Возникает вопрос: почему в настоящее время почти четверть граждан России живут за чертой бедности, причем большая часть из них имеет постоянную работу?

Особенностью для России являются завышенные ожидания по отношению к властным структурам, обусловленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетворенности уровнем жизни, что оказывает отрицательное влияние не только на отношение к конкретным политическим силам, но и на восприятие демократических институтов и принципов.

Важным аспектом является то, что общественное сознание современной России не готово принимать либерально-демократические ценности без надежной системы социальных гарантий государства. По нашему мнению, государство в рамках основных приоритетов социальной политики должно: а) добиваться взаимопонимания и взаимодействия между властью и обществом в лице бизнеса, профсоюзов, других общественных организаций и движений по всем основным вопросам общенационального развития; б) содействовать преобразованию существующего рынка в социальное рыночное хозяйство посредством прогрессивного налогообложения и его справедливого перераспределения; в) принимать на себя главную ответственность за развитие всего социального сектора общества, включая образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, природоохранную деятельность, науку, культуру; г) уделять особое внимание дальнейшему совершенствованию правовой базы государства, соблюдению принятых и уже действующих законов, развитию институтов гражданского общества и гражданской инициативы на местном, региональном и федеральном уровнях.

1.2 Понятие социальной проблемы

Исследователи утверждают, что осознание социальных проблем - общая тенденция видеть и осуждать условия несчастий, случающихся с незнакомыми, неблизкими людьми, решимость изменить эти условия - не могло появиться до возникновения в Западной Европе конца XVIII века своеобразного комплекса четырех идей: старой идеи равенства и новых идей природного совершенства человека, изменяемости социальных условий и гуманизма.

Само понятие "социальная проблема" появилось в западноевропейских обществах начала XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и нужно изменить, несколько позже используется в западных обществах при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции: рост городов, а вместе с ним и рост городских трущоб, разрушение традиционных жизненных укладов, размывание социальных ориентиров.

Основные социальные проблемы современного общества можно условно разделить на несколько групп (приложение, рис. 1):

Проблемы здравоохранения;

Проблемы образования;

Проблема высокого уровня преступности.

1.3 Проблемы здравоохранения

Социальные проблемы приобретают более серьезные масштабы. У истоков большинства социальных проблем стоят в основном причины психологического характера. К возникновению таких причин приводят темп жизни, нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения, уменьшением деловой активности, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации. Другим источником психологических проблем для горожанина служит повышенная плотность населения. Пространственные условия труда в силу технологической необходимости или сложившихся традиций могут быть таковы, что концентрируют большое количество лиц в сравнительно узких границах на достаточно длительный промежуток времени. В этих обстоятельствах неизбежно между людьми складываются сложные структуры связей и отношений.

Интенсивность пространственных передвижений и повышенная плотность населения делают более частыми вынужденные контакты между людьми. У жителей больших городов остается довольно мало времени для общения, которое приносит им глубокое удовлетворение от полноты обмена информацией и чувствами.

Социально-психологическое воздействие города носит двоякий характер: с одной стороны, возникает проблема одиночества, недостатка в глубоких межличностных взаимоотношениях, с другой стороны, возникает проблема избытка общения, массовых контактов, вызывающая потребность в уединении прежде всего, это важно для проживающих в общежитиях, а также работников торговли, сферы образования и т.п. Все эти факторы приводят к возникновению у людей социального напряжения. Стремясь уйти от него, человек начинает употреблять алкоголь или наркотики. В настоящее время эти проблемы приобретают все больший масштаб.

Алкоголизм в современной России является важной насущной проблемой Минздравсоцразвития, многих секторов экономики и для практически каждой пятой семьи. Скрытые формы алкоголизма, как наиболее распространенные, часто не признаются проблемой вовсе. Употребление алкоголя - массовое явление, связанное с психологической особенностью личности, отношению к алкоголю как к «лекарству», согревающему напитку и т.п. Количество граждан России, страдающих алкоголизмом, выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.

Другой проблемой общегосударственного масштаба является наркомания. В 2007 году количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков составило более полумиллиона человек. Помимо высокой смертности от потребления наркотиков, данные медицинской статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с увеличением числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями со смертельным исходом. Существует прямая связь между проблемами алкоголизма и наркомании с уровнем преступности.

1.4 Проблемы преступности

Согласно данным за январь-май 2008 года, 4 900 преступлений совершены в состоянии наркотического опьянения, 115500 - в состоянии алкогольного опьянения. На уровень преступности влияют и другие социальные проблемы. Можно выявить связь высокого уровня преступности с проблемами образования. Уровень общего образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий преступников.

В последние годы увеличивается количество детей и подростков, воспитывающихся в различных государственных учреждениях, а именно в домах ребёнка, детских домах, школах-интернатах и т.д.

Другой проблемой является высокий уровень смертности населения. В России падение продолжительности жизни началось с 1966 года, и оно продолжается до настоящего времени. За это время продолжительность жизни снизилась у мужчин на 8 лет, а у женщин - на 3 года. В России сложилась невиданная в мирное время разница в среднем возрасте наступления смерти между взрослыми мужчинами и женщинами - более 13 лет. Смертность трудоспособного населения в России в 4,5 раза выше, чем в Евросоюзе. По данным профессора И. А. Гундарова, основные причины смертности, в России кроются в социально-психологической сфере. 73% из основных причин вымирания - на стороне немедицинских факторов, таких как: 1) социальная агрессия, ведущая к росту убийств и росту числа жертв ДТП, 2) социальная апатия, приводящая к росту числа самоубийств, и что очень существенно - 3) стрессовые нагрузки на население, приводящие к росту сердечно-сосудистой патологии.

Существует прямая связь проблем здравоохранения и преступности с проблемами образования.

1.5 Проблемы образования

Согласно российскому законодательству (статья 43 Конституции Российской Федерации) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, а также среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Но эти гарантии соблюдаются только формально.

Российская система образования не обеспечивает социальную мобильность населения, нет условий «равного старта», качественное образование фактически недоступно без связей и/или денег, нет системы социальной (грантовой) поддержки учащихся из малодоходных семей. Внедрение в сферу образования рыночных отношений обусловливает растущее неравенство среди учреждений образования, в первую очередь - высшего. Политические и социальные перемены, развитие демократии создают благоприятные условия для реформ, в том числе и в области образования, но эти же перемены вызывают рост коррупции, преступности и другие негативные последствия. Развитие системы платных образовательных услуг расширяет доступ к профессиональному образованию за счёт введения платного профессионального образования, что вывело Россию на одно из лидирующих мест в мире по относительной численности студентов высших учебных заведений. Но, с другой стороны, платность образования снижает его доступность для бедных.

При формальной доступности общего образования в России существует неравенство возможностей в получении качественного школьного образования, обусловленное социально-экономическим расслоением общества. Дети из семей с низким доходом получают менее качественное общее образование, чаще вынуждены прерывать его, практически теряя шансы на карьерный рост в дальнейшем, и имеют гораздо меньше возможностей получить качественное профессиональное образование.

Другой проблемой образования является недостаточное финансирование, приводящее к ухудшению качества материально-технической базы и кадрового состава системы общего образования.

На основе вышеизложенной информации можно сделать вывод, что все социальные проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их связь показана на рисунке 1. Взаимосвязи проблем изображены стрелками.

2. Социальная защита населения

2.1 Понятие социальной защиты

Социальная защита -- это основанные на общественной солидарной ответственности политика, действия, средства государства и общества, направленные на профилактику социальных рисков и компенсацию ущерба вследствие их реализации, для создания всем членам общества приемлемых (с позиций социальных норм) достойных условий жизни, которые позволяют им адекватно выполнять социальные роли и функции, длительно сохранять социальную активность,

Функционирование системы социальной защиты обеспечивает индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Основным социальным риском является утрата или отсутствие изначально основного источника дохода в силу ограниченных возможностей, возникающих у человека по состоянию здоровья (возрастные особенности здоровья -- у детей, пожилых людей, беременных женщин, лиц с временной и стойкой утратой трудоспособности) или социальным обстоятельствам (осужденные, беженцы, переселенцы, безработные, мигранты и т.д.).

В мире сложилось две основные модели социальной защиты населения:

1) с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления социально-экономическими процессами;

2) с минимизированной степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы и координирующей ролью государства в отношении частных инициатив в области удовлетворения социально значимых потребностей человека и социальной защиты личности.

Объекты социальной защиты -- социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

Поощрительности: властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, категорий, слоев населения, а в некоторых случаях -- индивидов;

Заявительности: меры социальной поддержки и социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

Патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным группам, слоям, категориям населения.

Система социальной защиты населения -- комплекс экономических, социальных и правовых гарантий и мер, предназначенных для различных категорий населения, направленный на поддержание достойного уровня жизни, базирующийся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к данной категории населения со стороны государства и общества. Социальная защита отдельных категорий населения включает в себя разнообразные юридические и практические действия в их интересах, в силу чего все мероприятия по социальной защите предполагают адресность социальной деятельности с учетом особенностей той или иной категории.

Существенные изменения в социально-защитительной практике произошли в связи с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого Государственной Думой 5 августа 2004 г. и одобренного Советом Федерации 8 августа 2004 г. Принципиальные поправки внесены во все нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование социальной защиты населения и его отдельных категорий.

2.2 Государственная социальная деятельность и организационно- правовые формы социальной защиты

Государственная социальная деятельность -- целенаправленная деятельность и средства государства, а также на определенных им условиях, общества и индивидов, обеспечивающие установленным действующим законодательством категориям населения, в целом населению удовлетворение различных социальных потребностей. Она предусматривает решение социальных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности человека, путем целевого социального управления.

Социальная защита -- функция государства и общества, со всей спецификой его многосубъектности. В этом свете государственная социальная деятельность должна быть ориентирована на обеспечение приемлемой для общества социальной защищенности индивидов и социальных групп.

Социальная защищенность -- субъективно-объективная оценка личностью своей индивидуальной социальной безопасности и условий, приемлемых для реализации ее потенциальных способностей и возможностей сообразно самоидентификации личности с той или иной социальной группой, общностью.

От уровня развитости системы социальной защиты зависит степень вероятности реализации социальных рисков, которые могут привести или в результате свершения привели к снижению социального благополучия человека, полной или частичной утрате им социально-экономической достаточности, к развитию социальной недостаточности. Профилактика и компенсации последствий свершения таких рисков должны осуществляться на основе использования технологий целевого социального управления, поскольку социальные риски имеют прямое отношение к общественному устройству и солидарной ответственности общества за благополучие своих членов. В современной России экономические и социальные реформы, относящиеся к типу революционных реформ, сопровождаются быстрыми качественными и количественными изменениями различных социальных систем, в том числе систем социальной защиты, образования, здравоохранения, труда и занятости и др. Изменяются и такие социальные системы, как государство и общество. Следовательно, в этих условиях существенно меняются круг, уровень и распределение рисков, складываются существенные несоответствия рисков и защиты от них, устаревают прежние подходы к государственной социальной деятельности, направления ее ориентированности на социально-защитительную практику.

При осуществлении государственной социальной деятельности в системе социальной защиты населения необходим учет реального положения людей в социальной структуре российского общества. Государственная социальная деятельность должна быть нацелена на повышение качества жизни населения в целом и его отдельных групп, слоев, категорий.

Качество жизни -- это комплексная, интегральная характеристика уровня и качества удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в различных сферах их жизнедеятельности, определяющих физическое, ментальное, социокультурное развитие каждого гражданина и населения в целом.

Для оценки качества жизни используются социальные индикаторы -- статистические показатели, отражающие стандарты условий и уровня жизни. Стандарт -- это установленные (нормативно правовыми документами, либо на уровне моральных норм) требования к объекту стандартизации.

Составная часть государственной социальной деятельности -- социально-психологическая поддержка населения, осуществляемая в целях воздействия на социально-психологическое благополучие населения, способствующее сбережению психического и социального здоровья людей и жизненного оптимизма. Социально-психологическое благополучие населения -- состояние общества, которое определяется условиями жизнедеятельности людей и выражается в социальном самочувствии населения.

Формы и методы государственной социальной деятельности дифференцированные и соответственно действующему законодательству равнодоступные, ориентированные на положительное разрешение определенных действующим законодательством жизненных ситуаций.

Основные организационно-правовые формы социальной защиты и государственной социальной деятельности по реализации социально-защитительной практике на современном этапе в России:

Социальные гарантии -- материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества. Совокупность таких прав наряду с обязанностями, предусмотренными для граждан, при наличии социальных гарантий определяет статус свободной автономной личности. Признание независимости личности является неотъемлемым признаком гражданского общества. При помощи таких гарантий обеспечивается социальная защищенность.

Правовые социальные гарантии. Базовая роль среди данных гарантий принадлежит конституционным социальным обязанностям -- обязательствам государства перед гражданами совершать определенные действия в их социальных интересах с учетом прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, закрепленных в основном законе государства -- Конституции.

Конституция РФ -- юридическая база для всего законодательства страны, в том числе в социально-трудовой сфере.

Социальное пособие -- денежная выплата целевого назначения, предоставляемая по определенным основаниям.

Субсидии -- имеющее целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Социальная услуга индивиду -- это действие другого лица, направленное на удовлетворение социальных потребностей индивида, обусловленных ограничением его жизнедеятельности по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам.

Социальная поддержка населения -- система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Представленное выше определение основано на федеральном законе № 122-ФЗ. До принятия данного закона в научной, правовой и деловой литературе, а также в нормативно-правовых документах социальная поддержка трактовалась как одноразовые и (или) эпизодические мероприятия кратковременного характера.

Действующим законодательством Российской Федерации разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере обеспечения отдельных категорий граждан и работников отдельных сфер профессиональной деятельности мерами социальной поддержки.

Реализация государственной политики социальной поддержки населения в отношении определенных законодательством категорий граждан осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К мерам социальной поддержки также относятся меры по оказанию ритуальных услуг.

Социальное обслуживание -- деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Социальные службы, осуществляющие социальное обслуживание, функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли -- социальной защиты населения, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

Согласно действующему законодательству РФ социальное обслуживание должно оказываться людям в соответствии со стандартами, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству услуг, порядку и условиям их оказания.

Каждый гражданин имеет право на бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания:

1. Материальная помощь -- предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии, гигиены, ухода за детьми, одежды, обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации и ухода.

2. Социальное обслуживание на дому -- осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. Это учреждения, предоставляющие социальные услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и нуждающимся в особых условиях жизнедеятельности соответственно их возрасту и состоянию здоровья.

4. Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания осуществляется для: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных несовершеннолетних; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; граждан без определенного места жительства и определенных занятий; граждан, пострадавших от физического и психического насилия; стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; других клиентов социальной службы, нуждающихся в предоставлении временного приюта.

5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Такое пребывание предоставляется сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим нуждающимся лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Наряду с пребыванием указанным лицам предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание.

6. Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

7. Реабилитационые услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации. Эти услуги оказываются лицам с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам, несовершеннолетним правонарушителям, другим, нуждающимся в них гражданам.

Правовое регулирование социального обслуживания в России осуществляется Федеральным законом «О социальном обслуживании населения в Российской федерации», принятом 10 декабря 1995 г., а также рядом иных законов, регулирующих социальную помощь инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан. В развитие указанных законов приняты подзаконные акты, определяющие конкретные перечни гарантированных государством социальных услуг и порядок их предоставления, определяющих деятельность учреждений социального обслуживания различных организационных форм и форм собственности.

К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены вопросы методического и координационного обеспечения деятельности в области социального обслуживания. К компетенции субъектов Российской Федерации отнесены меры по реализации в современной редакции Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», разработка, финансирование и реализация программ социального обслуживания, создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и ряд иных полномочий. Социальное обслуживание населения в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, становятся расходными обязательствами субъектов. В связи с этим на работников учреждений социального обслуживания, в том числе и медицинских, будут распространяться меры социальной поддержки, определенные в отношении них законодательством субъектов Российской Федерации.

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сохраняется. Однако в нем изменяются нормы, касающиеся учреждений социального обслуживания, гарантированного перечня социальных услуг, источников финансирования системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов начиная с 1 января 2005 г. находится в компетенции субъектов Российской Федерации, расходные обязательства которых определяют порядок и объемы финансирования. Кроме средств бюджета субъектов возможно привлечение внебюджетных источников, включая кредиты банков, доходы от ценных бумаг и ряд других. Социальные работники, занятые в государственном секторе социального обслуживания ветеранов и инвалидов, приобретают право на меры социальной поддержки, предусмотренные для них законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

3. Проблема социальной защищенности граждан России

Социальная защищенность -- это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости и т. д.

Социальная защищенность -- проблема макроэкономическая, поэтому она должна опираться на правовую основу в рамках всей страны. Исходные принципы социальной защищенности надлежит разрабатывать высшим законодательным и исполнительным органам власти. Однако конкретные программы реализации социальной помощи могут иметь и общенациональный, и региональный характер.

Объектами социальной защиты должны быть все основные показатели уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.п.

Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство должно предоставить населению России, следующие.

1. Государство должно установить такие правила «игры» в экономической системе, чтобы сам российский рынок был социально ориентированным, поскольку Конституция Российской Федерации нашу страну провозгласила социальным государством.

2. Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., предприняла попытку дать каждому человеку на земле не только равные политические права, о чем так заботится «западный мир», -- эта декларация предприняла попытку отстаивать экономические, социальные и культурные права для каждого человека, живущего на Земле.

3. Высшим выражением социальной направленности государства должна быть сама государственная власть. Между тем в современной России произошло сращивание государственных чиновников с преступным миром. Социологические анализы показывают, что общие затраты на взятки в год, отдаваемые гражданами России на всех рынках бытовой коррупции, достигают астрономических величин и стали обычным экономическим преступлением. По данным Генпрокуратуры РФ, объем рынка коррупции в России ныне сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается свыше 240 млрд долл.

4. Важнейшей формой социальной гарантии является минимальная оплата труда и соответственно минимальный прожиточный минимум.

5. Социальная защита населения предполагает регулярную выплату заработной платы хотя бы один раз в месяц.

6. Социальная защита населения предполагает индексацию доходов населения в условиях инфляции.

7. С точки зрения социальной защищенности населения России, которое вымирает со скоростью более 700 тыс. человек в год, особое значение имеют уровень и динамика цен на лекарства. Цены на лекарства растут. Система льгот при покупке этих товаров пенсионерами, ветеранами, инвалидами практически не действует. Как правило, по льготным ценам нужных лекарств в аптеках нет.

8. Одной из самых важнейших форм социальной защиты населения являются пенсии. Это основная форма социального обеспечения людей пенсионного возраста и инвалидов.

Средний размер назначенных месячных пенсий в настоящее время практически сравнялся с величиной прожиточного минимума пенсионера, но составляет всего 1/4 часть средней начисленной заработной платы. У людей, которые выйдут на пенсию после 2013 г., трудовая пенсия будет состоять из трех частей: а) базовой части, одинаковой для всех и финансируемой из бюджета за счет Единого социального налога в размере 6%; б) страховой части, перечисляемой организациями из Единого социального налога в размере 10%; в) накопительной части, направляемой на пенсионные нужды из Единого социального налога в размере 4%. Остальные 6% этого налога идут на другие социальные нужды.

9. В современных условиях громадное социальное значение приобретает жилищная проблема. Практически все жилье стало товаром. Бесплатно получает жилье небольшая часть населения.

Национальный проект по обеспечению жильем основную ставку делает на покупку квартир с использованием кредита. Узловой экономической и социальной проблемой становится рост цен на само жилье и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Из года в год растет квартирная плата, плата за электроэнергию, водоснабжение и канализацию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, уборку мусора и т.д. Причем на многие виды услуг цены повышаются несколько раз в году.

10. В социальном аспекте громадное значение приобретают условия труда в России. Декларация Международной организации труда (МОТ) провозглашает право на ведение коллективных переговоров, упразднение принудительного труда, недопущение дискриминации в области труда, создание надлежащих условий труда всем работникам, создание особых условий для труда инвалидов, запрещение эксплуатации детского труда. Почти 11 млн. россиян -- инвалиды, и только один из десяти инвалидов имеет возможность устроиться на работу, как правило, низкооплачиваемую.

Следует помнить о том, что в труде человек проводит одну третью часть своей жизни. Уже из этого следует громадная социальная значимость условий труда, охраны труда, забота о том, чтобы человек испытывал счастье в труде, ибо личный, свободный труд -- важнейшая часть нашей жизни.

11. Один из важнейших социальных аспектов -- забота о безработных. Человеку труда надоело ждать и стоять у ворот неработающего завода; ему надоело ждать, пока он снова станет за станок; ему надоело бастовать и ждать пособия по безработице.

12. Особую социальную озабоченность вызывает морально-этическое разложение детей России: это наркомания, пропаганда секса, передача в частные руки средств массовой информации, радио, телевидения, киностудий.

Наши СМИ соревнуются в том, кто больше и смачнее расскажет о веревке, на которой повесился человек, а не о том, почему человек ушел из жизни. С видом эстетов работники телевидения рассуждают о войнах, катастрофах, убийствах, сексе, безнравственности. Но ни один из них не рассуждает о целомудрии и любви. И это ли не признак морального разложения самих эстетов от российского телевидения.

13. Социальной проблемой стали катастрофы всех форм и всех видов. Горят самолеты, тонут корабли, гибнут подводные лодки, идут под откос поезда, взрываются дома, гибнут невинные люди от взрыва самодельных средств террористов.

14. Вечной социальной проблемой является забота о престарелых и инвалидах не только с точки зрения их денежных доходов, а с точки зрения их социального обслуживания, оказания им помощи в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Следует различать три основных формы этих социальных учреждений:

Стационарные учреждения, предназначенные для постоянного проживания людей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании;

Реабилитационные центры для инвалидов молодого возраста;

Отделения социальной помощи на дому.

Становится очевидным, что Россия не может не заботиться о социальной безопасности, которая не менее важна, чем безопасность военная, продовольственная или какая-либо другая.

В России во все времена ценилось чувство социальной справедливости. В этом -- одна из особенностей российского менталитета, и прежде всего менталитета русского народа, который всегда утверждал мысль: все делить по справедливости. В России почти с детства человек обретает это чувство справедливости. Оздоровление экономики надо начинать с человека, и прежде всего с человека труда, с человека, который создает все блага, все услуги, все ценности. Нельзя допускать положения, чтобы большая часть населения целой страны жила в условиях материально -- за чертой бедности, социально -- с чувством нарушенной справедливости. Подобные условия народ может терпеть в чрезвычайных условиях, но всю жизнь эти условия все население огромной страны выдержать не может. Хотелось бы верить, что и Россия найдет в себе силы решить и разрешить все узловые вопросы социальной проблемы своей страны.

Заключение

Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости компьютеризация всей нашей жизни открывают огромные перспективы в решении проблем, стоящих перед современным обществом.

Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации.

Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образования, здравоохранения, спорт - все в современном обществе опирается на достижения науки.

Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде, все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.

Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.

Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь!

Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Для реформирования системы социальной защиты необходимы: время; различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.); разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий; подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, психологи и другие); активная поддержка общественных организаций, всего населения.

В России во все времена ценилось чувство социальной справедливости. В этом -- одна из особенностей российского менталитета, и прежде всего менталитета русского народа, который всегда утверждал мысль: все делить по справедливости.

Список литературы

1. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник /Н.Г.Багдасарьян, М.А.Козлова, Н.Р.Шушанян; под ред. Н.Г.Багдасарьян. - М.: Юрайт, 2010. - 588 с.

2. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: Издательство БЕК, 2007.

3. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 544 с.

4. Кравченко А.И. Обществознание: учеб. - М.: ТК Велби, 2006. - 280 с.

5. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2003.

6. Социальная политика /Под общ. ред. док-ра экон. наук, проф. Н.А.Волгина. - М.: Экзамен, 2008. - 943 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и система социальной защиты населения в России. Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения на современном этапе. Социальное обеспечение населения в Пермском крае. Пути совершенствования социальной защиты в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2013

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Исследование системы социальной защиты населения муниципального образования. Характеристика основных проблем социальной политики. Нормативно-правовые и финансовые основы социальной защиты населения. Деятельность Центра социального обслуживания населения.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2015

    Смысл социальной работы и особенности защиты населения. Характеристика пожилых людей как объекта социальной защиты, ее правовые основы в Российской Федерации. Практика социальной защиты граждан пожилого возраста, формы социального обслуживания на дому.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Основные принципы проведения социальной защиты населения в условиях рынка. Формы и виды социальной поддержки, применение индексации доходов. Государственная политика занятости и ее эффективность. Организация социальной защиты в современной России.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Понятие и сущность социальной защиты населения. Роль социальной работы в защите населения. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2005

    Принцип добровольности труда. Комплекс форм и способов системы защиты безработных граждан. Экономические, правовые формы и способы защиты безработных граждан. Социальные выплаты, пособие по безработице, материальная помощь, социальная защита детей.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой. Анализ уровня доходов населения. Безработица и занятость в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие социальной защиты, органы осуществляющие данную деятельность. Центр социальной помощи семье, детям. Социальные дома для одиноких престарелых. Геронтологические и кризисные центры для женщин. Перспектива развития социальной защиты населения России.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    Экономическая сущность и история становления социальной защиты в России, ее функции, структура и правовые основы реализации. Реализация приоритетных национальных проектов в областях здравоохранения, образования, жилья, системы пенсионного обеспечения.

Согласно анализу социальной деятельности России, за последние несколько лет, происходит значительное ухудшение жизни большинства граждан РФ. Минимальные социальные стандарты обеспечивают уровень жизни лишь на грани нищеты и бедности. Скудные повышения заработной платы и пенсий поглощаются повышением тарифов на оплату проезда, медицинской помощи, коммунальных услуг, инфляцией и так далее.

Кризис 2008-2009 годов показал социальную незащищенность людей еще ярче: маргинализация населения, рост безработицы, усиление процессов депрофессионализации и впоследствии падение доверия к власти. Рассматривая нравственно-психологическое состояние общества, можно сказать о том, что государство, решая сложнейшие вопросы жизнеустройства общества самостоятельно, сделало общество неспособным решать свою судьбу, отчужденным от государства.

Несмотря на то, что Россия провозглашена социальным государством, в стране отсутствует стратегическая программа социальной политики. А осуществляемые государством социальные меры являются не более, чем реакцией на наиболее уязвимое положение отдельных категорий населения.

Идея создания высокотехнологичной, инновационной экономики повторяется более 10 лет, но страна неконкурентоспособна на мировом рынке, поэтому деградация экономики и населения – реальная проблема в наше время. Так, В. В. Путин в выступлении на заседании Государственного совета, посвященном стратегии развития России до 2020 года, отметил, что без стратегии инновационного развития не повысится качество жизни российских граждан. На 11 съезде «Единой России» высказал ту же мысльД.А. Медведев: «Отсталое сырьевое хозяйство, которое в современном смысле слова экономикой назвать можно лишь условно, не гарантирует существенного и устойчивого национального благосостояния… Поэтому нашей стране требуется новая экономика, умная экономика. Основанная на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний». Именно тогда удастся достигнуть «достойного уровня жизни для каждого, ну а если останемся сырьевой базой, будем топтаться на месте и, как следствие, деградировать».

Сложившаяся ситуация объясняется только отсутствием политической воли у руководства страны, поскольку значительные богатства, накопленные за счет продажи нефти и газа, в период кризиса были израсходованы (не на инновации, инфраструктуру и социальную сферу), никак не отразившись на уровне благосостояния граждан или уровне развития экономики. Пренебрежение наукой ведет к тому, что значительная часть научных работников уезжают работать в другие страны, где немало сделали для их экономического развития и повышения конкурентоспособности.

Для определения направлений социально-экономической трансформации нужно четко понимать, чторазличные системы хозяйствованияв России и развитых западных державах определяют различие методов и этапов формирования социального государства. В чем же состоят отличия формирования социального государства в России и развитых западных государствах?

Во-первых, в России нестабильна экономика, слаб прирост инвестиционного потенциала, значительная часть населения оказалась в неблагоприятном положении; тогда как на Западе социальная деятельность получила развитие с созданием механизмов рыночной экономики, определившие создание мощного экономического потенциала, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов.

Во-вторых, в России пока еще не сформирована стабильная, непротиворечивая, антикоррупционная правовая основа экономического взаимодействия, что порождает развитие рынка, построенного на мошенничестве, обмане, хищениях, от чего страдают простые люди; на Западе государство сначала обрело утвердившийся правовой государственный характер, рынок стал действовать в границах права, а позже возник вопрос о социальной деятельности.

В-третьих, важным моментом является формирование социальной государственности в условиях развитого гражданского общества, что способствует решению задач защиты прав человека, поскольку гражданского общество лучше воспринимает идеи заботы о социально незащищенных слоях населения, социальной справедливости, создания достойных условий жизни для всех людей, что осуществлялось западными государствами, и чего нет в России.

Начальная стадия перехода России к рыночным отношениям была связана с новыми принципами взаимоотношений человека и государства (борьба за выживание, жесткая конкуренция), которые болезненно воспринимались большинством населения; это сильно усложнило процессы, связанные с формированием социального государства, основанного на демократическом участии граждан.

Нескоординированность политики центра и регионов влечет за собой значительные трудности при выстраивании социальной политики. Государство применяет льготы, что является реакцией на крайнее неблагополучие некоторых категорий населения, результаты такой политики не носят реального практического характера. Для значительной части населения практически невозможно улучшить жилищные условия, потому как повышение цен на товары и услуги – тенденция социально-экономического развития России.

Следует рассмотреть индикаторы социального качества, их состояние для определения путей формирования социального государства в России. Создание сети социальной безопасности является важнейшим индикатором, но в России этот процесс находится на начальной стадии: большая часть населения живет в нелегких условиях материальной необеспеченности, проблем с получением качественного образования, медицинских услуг, отсутствие нормальных жилищных условий и так далее.

Расслоение общества по доходам превысило допустимые для развитых государств нормы. Десятикратная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения является критической для большинства развитых стран, а в России, по официальным данным, 10% наиболее обеспеченных слоев населения получали доходы, в 17 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных. По различным оценкам, 25-45% населения живут на пороге бедности, а минимальная заработная плата составляет всего 9% от средней, тогда как в социальном государстве она должна быть не ниже 30-40%. Это свидетельствует о том, что государство не выполняет своих социальных функций, ослабляется потенциал всего общества и появляется препятствие для экономического роста: чем больше таких диспропорций, тем слабее экономика. Исходя из экономических исследований можно сказать, что Россия значительно отстает от развитых индустриальных стран при сопоставлении компонентов социальной политики: в развитых странах нормативно-договорное регулирование заработной платы рабочих составляет 50% ВВП, в России – около 25 %; в развитых странах на институты обязательного и добровольного социального страхования затрачивается около 15-25% ВВП, в России – не более 7%; в развитых странах на предоставление государством общественных благ, связанных с образованием, здравоохранением, жилищно-коммунальными услугами, социальным обеспечением, поддержкой инновационных форм развития экономики с помощью государственного бюджета расходуется 18-25% ВВП, а в России – не более 10%.

Если бедность, получение доходов ниже прожиточного минимума широко распространены в обществе, происходит накопление недоброжелательства и зависти, которые порождают рост преступности, пьянство, наркоманию, падение нравственности, маргинализацию, разрушение устоев нормального взаимодействия людей. Роль социального государства неоценима, поскольку необеспеченность экономических, социальных, культурных прав ведет к разрушению всей системы прав человека. Избыточное социальное неравенство препятствует участию значительной части населения в общественно-политической жизни. В такой ситуации социальное качество недостижимо без вмешательства государства, связанного с введением прогрессивного налога, социальной ответственности бизнеса и его ориентации на инновационное производство. Кризис усугубляет неравенство не только тем, что люди теряют работу, но и тем, что население на заработанные деньги не может достойно содержать свою семью. Кроме того, около 60% всех бедных семей – это семьи с детьми. Призывы властей к молодым семьям рожать больше детей приводят к тому, что в реальности рождение ребенка или двух детей приводит молодую семью в состояние бедности. Начальным этапом в создании сети социальной безопасности и повышения качества жизни – это преодоление контрастов в социальном положении людей, создание необходимых условий для повышения жизненного уровня большинства населения, испытывающего трудности в обеспечении важных экономических, социальных и культурных прав.

Необходимым индикатором социального качества жизни является сплоченность общества, солидарность, приверженность важнейшим ценностям, что является критериями гражданского общества, которое еще не сформировано в России. Сплоченность предполагает систему социального партнерства, позволяющая согласовывать несовпадающие интересы различных участников общественных отношений и решать вопросы, необходимые для устойчивого развития всего общества, но это невозможно из-за социальной пассивности народа. Граждане недовольны социальными мерами государства, но сохраняют полнейшее бездействие и пассивность, когда речь идет об отстаивании их нужд и интересов. Такое поведение порождается неверием в возможность повлиять на решение власти и боязнью неблагоприятных последствий. Однако социальное государство подразумевает активизацию общественного сознания граждан как необходимое условие формирования социального качества жизни населения, связанного с реализацией и взаимодействием социальных, экономических, личных, политических и культурных прав человека.

Следующее – это включенность в социальную сферу, в систему социальной безопасности, важнейшим условием которой является обеспеченность трудовой занятости населения. Социальное отторжение связано не только с безработицей, низким уровнем оплаты труда, оно определяется и особенностями характера человека, его низкой профессиональной подготовкой, отсутствием ответственности, алкоголизмом, наркоманией, стремлением разбогатеть легким путем. В России преодолению социальной отчужденности препятствует падение нравственности, индивидуализм, безразличие к чужим судьбам, утрата чувства коллективизма и солидарности. Этот процесс охватывает не только маргиналов, но и интеллигенцию, чиновников. Коррупция, поборы, непреодолимая жажда обогащения, обесценение жизни человека, безразличие к его судьбе, разгул преступности и презрение к низшим слоям в иерархии статусов – далеко не полный перечень аморальных проявлений. Великим бедствием страны является пьянство, алкоголизм и наркомания, приобретающие масштабы, угрожающие существованию нации, но при этом в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы, и ситуация с каждым годом только ухудшается.

Неоценимым индикатором социального качества является предоставление каждому члену общества автономии и определенных полномочий, позволяющих самостоятельно или совместно с другими оперативно действовать в случае неожиданных социально-экономических ситуаций. Они гарантированы Конституцией РФ: свобода мысли и слова (ст. 29); право граждан собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). В российском обществе такие способы используются крайне редко по причинам, отмеченным выше: неверие в результативность таких акций, боязнь неблагоприятных последствий, пассивность людей. Важнейший механизм установления диалога народа и власти – использование конституционных прав для отстаивания своих интересов. Его отсутствие ведет к принятию решений без учета подлинных интересов населения. Реализация полномочий, предоставляемых каждому, коллективно или индивидуально защищать свои права – естественная процедура для демократических государств, являющаяся препятствием для произвола, непредсказуемости действий властей, ущемления прав человека. Митинги, пикеты, собрания – конституционный способ доведения до сведения властей всех проблем, требований, настроений.

Значительное внимание уделяется демографическим показателям, таким как численность населения, деление по возрастным группам и полу, рождаемость и смертность, ожидаемая средняя продолжительность жизни, число браков и разводов, миграция населения и другие показатели. В Концепции демографической политики России на период до 2025 года указывается, что достижение основной цели – устойчивого демографического роста – зависит от успешного решения задач социально-экономического развития и от учета региональных особенностей демографического развития. Снижению остроты депопуляционных процессов могла бы способствовать адекватная социально-демографическая политика, направленная на постоянное наращивание инвестиций в медицинские исследования, здравоохранение, пропаганду здорового образа жизни и охрану окружающей среды. Уменьшение численности российского населения – это снижение уровня заселенности огромных территорий с богатейшими природными ресурсами, и в итоге сокращение уровня и ухудшение качества жизни населения. Несмотря на явно неудовлетворительное состояние жилищного фонда, отмечается постоянный рост расходов домохозяйств на оплату услуг ЖКХ. На важную социальную сферу – здравоохранение – отчисляются недостаточные финансовые средства, а слабый уровень материально-технической базы связан во многом с износом основного капитала. Помимо высокого уровня смертности, основными причинами которого являются ограниченный доступ бедных социальных слоев к материальным ресурсам и несоблюдение правил здорового образа жизни, демографическая ситуация осложнена продолжающимся старением населения России. С демографическими проблемами тесно связаны миграционные, они могут быть решены при осознании их значимости государственными структурами РФ в центре и на местах. В сфере миграции основная нагрузка ложится на местные органы государственной власти при соответствующей поддержке государства. Снижает возможность государства по управлению миграционными процессами неразвитость российского рынка услуг, связанного с трудовой миграцией. Нельзя не сказать, что до недавнего времени миграционная политика России была сильно этнизирована и политизирована: функциональный, хозяйственно-экономический и правовой подходы к миграции и к решению социальных проблем мигрантов нередко заменялись политическими кампаниями.

Однако становится более очевидным, что низкая средняя продолжительность жизни частично зависит от здравоохранения, так как источники опасности для здоровья и жизни могут находиться и в питании, привычках, окружающей среде, поведении. Серьезное беспокойство специалистов вызывает распространение СПИДа и туберкулеза, возрастание заболеваемости репродуктивной среды. Важной задачей России как социального государства является как создание условий для стимулирования рождаемости, так и забота о здоровье уже родившихся поколений. Недостаточное развитие надежной страховой медицины, коммерциализация сферы медицинских услуг, отсутствие службы профилактики заболеваний ведут к тому, что все большее число граждан не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи, в том числе в сфере репродуктивного здоровья. Также в последнее время возникли проблемы усиления антропогенного и техногенного воздействия на здоровье человека, возрастание числа лиц, имеющих неблагоприятные условия труда. Нельзя не сказать, что российское общество за последние годы приходит к пониманию того, что алкоголизм, никотиновая и наркотическая зависимости являются социально значимыми проблемами, в центре которых находится человеческая личность. В области здравоохранения решение проблем, связанных с любой зависимостью, должно строиться на лечении больных, возвращении их в общество и на предотвращении социальных и медицинских последствий зависимостей. Решение проблем здравоохранения непосредственно связано с качеством полученного образования медицинским работником, на которого возложена ответственность установления диагноза.

Образование – один из элементов, определяющий уровень и качество жизни человека, обеспечивающий его ориентацию в обществе, уважение к свободе и правам человека. Современное образование рассматривается в качестве одного из факторов социального и экономического прогресса общества. Одна из серьезных проблем образования – проблема его доступности, что связано с коммерциализацией образования, постепенным сокращением бесплатных мест в бюджетных образовательных учреждениях. Следует отметить проблему доступности качественного образования, поскольку проведенные исследования дают основания говорить о тенденциях социальной дифференциации системы высшего образования, неравноценности знаний, которые дают различные вузы. Несоответствие предложения со стороны профессионального образования реальному спросу на квалифицированные кадры является серьезной и актуальной проблемой. Наблюдается существенный разрыв между требованиями, предъявляемыми работодателями к потенциальным работникам, и результатами работы системы образования. Кроме того, в худшем состоянии находится российская наука: почти в 3 раза уменьшилась численность научных исследователей, продолжается отъезд российских ученых и научной молодежи. Если ситуация не изменится, страна столкнется с проблемой нехватки ученых, которые действительно могли бы продвигать российскую науку, заняться инновационными разработками в России и для России. Улучшение качества жизни невозможно без инновационного развития, для которого нужны модернизированная экономика, научные кадры высокой квалификации, развитие образования и науки в РФ.

Я считаю, что социальная политика России неэффективна в связи с большим количеством возникших проблем в данной сфере. Необходимо срочное решение социальных проблем в России, ведь государство создано людьми для людей и совершенно непонятно, чем государство может заниматься, когда население страны подвержено стольким трудностям для поддержания здоровья, нормального уровня жизни. По-моему, социальная сфера – самая важная из всех сфер деятельности государства, она является основой других сфер, непосредственно взаимодействуя с ними. Можно ли рассуждать о политике, когда большинство населения страны находится на грани бедности, живет в старых домах, пользуется образовательными и медицинскими услугами низкого качества, а демографическая проблема – уменьшение численности населения, грозит вымиранием нации. Это критическая ситуация, которая требует срочных действий не столько правового характера, сколько реального изменения неутешительных статистических данных. Поэтому происходит смена приоритетов, и на первый план выдвигаются вопросы социального развития. Однако для этого одного государства недостаточно, общество также должно приложить все усилия для того, чтобы Россия стала ближе к идеалу социального государства.

Для современного российского общества характерно наличие множества социальных проблем, которые не только не решаются, но многие из них все больше обостряются. Всевозможные программы и меры, предпринятые правительством страны, не дают ожидаемого результата. Ситуацию еще больше ухудшает экономический кризис.

Проблемы современной России в социальной сфере, причины их возникновения и факторы, препятствующие улучшению ситуации, освещены в статье Н.П. Попова "Главные социальные проблемы России последнего десятилетия". Автор констатирует отсутствие ясности в вопросе определения наиболее острых и безотлагательных задач. Значимость социальных проблем часто меняется в соответствии с целями и интересами руководства страны. А общественное мнение складывается под влиянием информационно-пропагандистской деятельности органов власти. В результате данные опроса общественного мнения и статистические данные значительно отличаются, а то, что беспокоит людей лично, отличается от того, что, по их представлениям, значимо для страны в целом.

Основная часть статьи посвящена описанию самих проблем, при этом, отмечается их взаимозависимость, и проводится достаточно подробное исследование по отдельным проблемам. На первое место поставлена бедность населения. Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев населения, средних и бедных, в том числе по критериям ООН: в нищете живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения. А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляем 15 - 20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30 % всех бедных, а 61% бедных семей - семьи с детьми. Основная причина бедности - коррупция и экономическая политика властного класса.

Алкоголизм - не менее острая проблема современной России, приводящая к деградации и вымиранию населения. По данным ООН, душевное потребление 8 литров алкоголя в год уже приводит к деградации нации, в России это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 литров, а по неофициальным - свыше 20 литров. Свыше 80% населения употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьет водку, в стране 3 млн. зарегистрированных алкоголиков, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Обостряет проблему "левая", теневая, водка, продаваемая нелегально. Но наибольшую опасность для пьющего населения представляют всевозможные суррогаты на основе технического спирта. По данным опроса 47% населения называют причиной пьянства нищету, безработицу, неустроенность. Автор констатирует, что в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизмом. Что касается наркомании, то за последние десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. По данным социсследований регулярно потребляют наркотики 5 млн. человек, при этом свыше 7% населения в возрасте 11 - 40 лет. Это в 8 раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков - основной источник.

Среди лиц, употребляющих наркотики, достаточно большой процент молодежи. Д. Медведев 18 апреля 2011года поставил четыре задачи по понижению спроса на наркотики в молодежной среде: создать государственную систему мониторинга и систему профилактики наркомании, современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц и систему "раннего выявления потребителей наркотиков" (обязательное тестирование школьников). Президент отметил, что меры, которые проводит Государственный антинаркотический комитет, и принятие стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года не приводят к ощутимым результатам.

Уже на следующий день инициатива президента получила отклик в СМИ. Статья в газете "Коммерсантъ" сообщает, что многие родители считают введение обязательного тестирования нарушением права на частную жизнь. А эксперт Института прав человека Л. Левинсон и профессор Казанского ГМУ, один из ведущих экспертов в РФ в области лечения наркомании В. Менделевич заявили, что "экспертиза должна проводиться только с согласия пациента, а ее результаты должны быть известны только подростку или его родителям, если подростку меньше 15 лет. Все остальное - нарушение закона, в том числе и предложенное на Госсовете принудительное лечение". Кроме того, тестирование - очень дорогостоящая мера. Например, в Татарии за пять лет тестирования из 300 тыс. школьников выявлено 416 человек (0,14%), употребляющих наркотики, при этом одна положительная проба обошлась в 72 тыс. рублей .

ВИЧ - инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С 80% и гепатитом В - 27%. Одна из причин роста наркомании - недостаточное финансирование. Так, на Федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" было выделено 3,09 млрд. долл. Другие причины - недоработки в законодательной нормативной базе и наркокоррупция в органах власти.

Распространение в стране ВИЧ - инфекции и туберкулеза приобретает характер эпидемии. В 2009 году рост заболеваемости ВИЧ составил 13% человек. В 2008 году профилактические осмотры для раннего выявления туберкулеза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%. В результате растет численность тяжелых и среднетяжелых форм туберкулеза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. Рост заболеваемости туберкулезом вызван, во - первых, разрушением советской системы здравоохранения, а во - вторых - недостатком средств, лекарств, туберкулезных коек в стационарах, медицинского персонала. В 2008 году лишь 76% зарегистрированных очагов туберкулезной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. А в целом по стране были госпитализированы только 86% больных активным туберкулезом. Прогноз на ближайшие годы неутешителен.

С 1992 года смертность в России превысила рождаемость, и с тех пор превышение составляло временами в полтора раза. По официальным прогнозам, к 2025 году численность населения сократится до 120 млн. человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Основные причины смертности - болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления. Для исправления ситуации государством были предприняты меры для увеличения рождаемости. Но, вместе с этим, обострились другие проблемы: увеличились случаи отказа от детей в роддомах, вследствие алкоголизма отцов, распада семей и бедности, а также количество родителей, лишенных родительских прав, участились побеги детей из дома. Точной цифры беспризорных и безнадзорных детей никто не знает. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершаются подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. А около половины выпускников детских домов становятся алкоголиками или преступниками. При этом не решаются проблемы усыновления и опекунства.

Другая мера предпринятая государством для решения демографической проблемы - миграция - также оказалась неэффективной.

Была выработана программа привлечения "соотечественников", закрепленная федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек.

Успешному решению многих социальных проблем препятствует коррупция. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9 - 10 трлн. руб. в год. Если учесть, что подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идет из бюджетов и чаще всего в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в "откат" коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, что вследствие коррупции половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, что и приводит к недофинансированию социально ориентированных отраслей экономики.

Их причины:

Административно-командная система игнорировала потребности национального развития;

Ограничивалась самостоятельность республик, набирала силу тенденция к унитаризму;

Одной из серьезных причин обострения национальных проблем яви­лись массовые репрессии, переселения целых народов из мест их тра­диционного местожительства в другие республики и регионы (судьба крымских татар, чечено-ингушей);

Не всегда учитывались национальные условия и традиции, эконо­мические последствия, интересы комплексного развития территорий;

Отсутствие борьбы с национальными пережитками, возрождение феодально-барских замашек (Таджикистан);

Всё это должно быть учтено в проводимой национальной политике страны на современном этапе.

Направления осуществления национальной политики в Российской Федерации:

1. Последовательное осуществление курса на дальнейший материа­льный и духовный прогресс каждой республики и вместе с тем макси­мальное использование их потенциала для выхода страны из кризиса;

2. Развитие социальной структуры республик Российской Федерации;

3. Укрепление и углубление демократии;

4. Конкретная и целенаправленная работа по патриотическому и интернациональному воспитанию народов России.

Национальные отношения в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Сложность национального вопроса, межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах - выдвигает и повышенные требования к командирам по организации патриотического и интерна­ционального воспитания личного состава.

Основные направления, формы и методы работы по патриотическому и интернациональному воспитанию изложены в Директиве Министра обороны Д-43 от 6 августа 1988г. "О политической и организаторской работе по улучшению интернационального воспитания личного состава армии и флота".

Эти направления:

Глубокое разъяснение национальной политики государства, значе­ние дружбы народов Российской Федерации для укрепления обороноспособности страны;

Пропаганда героического прошлого и традиций народов России, воинов различных национальностей;

Формирование у военнослужащих патриотических и интернациона­льных убеждений, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

Обеспечение наиболее рационального распределения воинов различных национальностей по подразделениям;

Недопущение оскорблений национальных достоинств военнослужа­щих;

Обеспечение принципа равного уставного подхода ко всему лич­ному составу;

Пресечение попыток националистических высказываний;

Изучение и учет национальных особенностей и традиций воинов различных национальностей;

Постоянное изучение социально-психологических явлений и про­цессов в воинских коллективах, взаимных оценок, симпатий и анти­патий.

Таким образом, национальные отношения являются важной и сложной сферой общественной жизни.

Утверждение правильных национальных отношений, укрепление единства и дружбы наций, способствуют общественному прогрессу, выступают важным фактором укрепления Вооруженных Сил России.