Современная денежная система. Современные денежные системы и их особенности

Виды денег.

В процессе исторического развития товарно-денежных отношений было выделено два вида денег:

1. Действительные деньги – это деньги, номинальная стоимость которых обозначается в соответствии с их реальной стоимостью, то есть стоимостью драгоценного металла, из которого они изготовлены.

2. Заместители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, то есть затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

Металлические знаки стоимости (билонная монета то есть мелкая монета, изготовленная из дешёвых металлов);

Бумажные знаки стоимости, которые печатаются на бумаге (бумажные и кредитные деньги)

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Она сформировалась в 16-17 веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованного государства и национального рынка.

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

- Система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебро, золото), выполняющих все 5 функций, а обращающиеся банкноты безпрепядственно обмениваются на действительные деньги.

- Система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, и в обращении находятся бумажные и кредитные деньги.

Элементы денежной системы:

1) денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для выражения цен всех товаров и услуг.

2) масштаб цен – это средства выражения стоимости товаров через весовое содержание драгоценного металла в денежной единице страны (при действительных деньгах). Сейчас это - количество товарной массы, которую можно приобрести на одну денежную единицу.

3) виды денег , являющихся законными платёжными средствами в стране.

4) эмиссионная система и государственный аппарат регулирования денежного обращения . Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска, обращения и изъятия из обращения денежных знаков. Эмиссию (выпуск) наличных денег осуществляет ЦБ РФ.

Денежная система РФ

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 12 апреля 1995 года, определившим ее правовые основы.

1. Официальной денежной единицей в нашей стране является российский рубль.

2. В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связано с денежным металлом, фиксированный масштаб цен отсутствуют. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком РФ (ЦБ РФ) и публикуется в печати.


3. Видами денег являются банковские билеты и металлические деньги, образцы которых утверждаются Банком России.

4. Сообщения о выпуске банковских билетов и монет нового образца, их описание публикуются в печати. Они обязательны к приему по их номинальной стоимости на всей территории страны. Срок изъятия старых банковских билетов не должен быть меньше 1 года, но не более 5 лет. Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а так же других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банковских билетов и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, что означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска. Выражается в обесценивании денег, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.

Первопричина инфляции – диспропорции в развитии экономики, т.е. между различными сферами народного хозяйства:

Между накоплением и потреблением;

Спросом и предложением;

Доходами и расходами государства;

Денежной массы в обращении и потребностями страны в деньгах.

Причины инфляции:

1) внутренние причины:

Не денежные факторы – это государственно-монополистическое ценообразование, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера (революции, войны и т.д.)

Денежные факторы - это кризис государственных финансов (дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, увеличение массы кредитных денег и уменьшение скорости обращения денег)

2) Внешние причины – это мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный и т.д.)

Валютная политика государств направленная на экспорт инфляции;

Нелегальный экспорт золота и валюты.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год (с 2008 – на 3 года), имеющий силу закона. Он утверждается законодательным органом власти – Парламентом (Федеральное собрание РФ).

Основные функции финансов:

1. Распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств, т.е. перераспределение ВВП.

2. Регулирующая – проявляется в государственном регулировании и стимулировании экономики, финансовом обеспечении социальной политики. Здесь используется бюджетно-налоговый механизм.

3. Контрольная – проявляется в государственном контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств (через единый счет Казначейства РФ).

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредиты, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Финансовый контроль – это контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства предприятий всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей). Непосредственно предметом проверок являются прибыль, доходы, себестоимость, рентабельность, издержки обращения

1. Общее управление финансами осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ (две его палаты- Государственная дума и Совет федерации).

2. Оперативное управление осуществляет Министерство финансов РФ.

3. За кассовое исполнение бюджета отвечает Главное управление федерального казначейства (подразделение Минфина РФ).

4. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет, а также занимается подготовкой предложений по совершенствованию налогового законодательства.

5. Главное управление по расследованию экономических и налоговых преступлений (в структуре МВД РФ - бывшая налоговая полиция). Занимается предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений.

6. Федеральная таможенная служба несёт ответственность за соблюдение налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

7. Для контроля над исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная дума образуют Счётную палату , состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Виды финансового контроля.

1. Государственный :

Вневедомственный (общегосударственный)

Ведомственный (по отраслям народного хозяйства)

2. Негосударственный :

Внутрихозяйственный;

Аудиторский;

Страховой;

Общественный.

Методы финансового контроля

1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе отчётных документов – это самый массовый метод.

2. Обследование . Охватывает более широкий круг показателей (проводится опрос, анкетирование)

3. Анализ . Детальное изучение финансово-бухгалтерской отчётности для оценки результатов финансовой деятельности предприятия.

4. Мониторинг (наблюдение). Постоянный контроль со стороны банков за использование выданного кредита и финансовым состоянием предприятия.

5. Ревизия . Полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  • 8/Сущность и принципы организации финансов предприятия.

Финансы предприятий - это система экономических денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений, и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, и финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников.Эти денежные отношения возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Они связаны с формированием собственных и привлечением заемных средств, их использованием на финансирование затрат, инвестиций предприятия, с образованием и распределением прибыли.

Функции финансов предприятий:

1. Обеспечивающая - заключается в том, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами. Должен соблюдаться принцип: «все расходы покрываются доходами».

2. Распределительная - связана с обеспечивающей, заключается в том, что доходы предприятия должны быть оптимально распределены.

3. Контрольная - связана с использованием различных стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Контролируют заинтересованные стороны.

Санкции - штрафы, пени, неустойки налоговым органам, хоз. партнерам, банкам.

Показатели - ликвидности, финансовой устойчивасти, обеспеченности собственными средствами и т.д.

Принципы организации финансов предприятия:

1. Самостоятельность в области финансовой деятельности: предприятие самостоятельно решает, куда вкладывать свои финансовые ресурсы:

На собственное развитие

В ценные бумаги

В уставный капитал другого предприятия

На банковские счета и т.д.

Однако самостоятельность возникает только после выполнения обязательств перед обществом и государством 2. Самофинансирование: это полная окупаемость затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы. Каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При этом возможно использование заемных средств на условиях возвратности, срочности и платности. 3. Заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности: предприятие должно быть заинтересовано в результатах своей деятельности. Для этого экономическая среда должна быть такой, чтобы было выгодно производить продукцию, сокращать расходы, получать прибыль. 4. Материальная ответственность: предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Этот принцип реализуется в случае возникновения убытков и неспособности предприятия расплатиться с кредиторами. В этом случае предприятие может быть объявлено банкротом, его имущество продано и за счет этого покрыты долги. 5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Необходимость контроля возникает из сущности финансов. В производственно - хозяйственной деятельности предприятия заинтересованы различные стороны: - собственники; - государство; - работники; - кредиторы; - хозяйственные партнеры. Контроль включает анализ финансовых показателей и применение различных мер воздействия.

  • 9/Выручка от реализации продукции.

Смысл любого производства заключается в получении дохода. Выручка от реализации продукции – это средства, поступившие на расчетный счет организации за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Выручка – это не только главный источник доходов предприятия, но и средства на возмещение всех его затрат.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг является основным показателем хозяйственной деятельности предприятия.Выручка предоставляет предприятию средства для погашения долгов, для закупки сырья, выплаты заработной платы и отчисления налогов и платежей в различные фонды и бюджеты. Выручка, таким образом, только частично представляет собой доход. Сначала из суммы выручки производятся все необходимые выплаты, и лишь затем речь может идти о доходе.

Важным для предприятия моментом является своевременность поступления средств выручки. Большое значение это имеет потому, что именно получением выручки заканчивается цикл деятельности предприятия.

Получение выручки позволяет предприятию восстановить затраченные на производство средства и создать условия для начала нового цикла производства. Кроме того, выручка является для предприятия основным и регулярным из всех имеющихся источников средств.

От своевременности получения выручки зависит финансовая устойчивость предприятия, размер получаемой прибыли, своевременность расчетов с банками, налоговыми органами и бюджетом, различными фондами, а также с поставщиками и с собственными работниками.

Несвоевременность поступления средств приводит к невыполнению предприятием своих обязательств, а, значит, к штрафам, санкциям и потере прибыли, вплоть до остановки производства.

В настоящее время для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчете наличными деньгами - при поступлении средств в кассу), либо по срокам отгрузки продукции и предъявлении покупателям расчетных документов. По международному стандарту доходы и издержки накапливаются, т.е. принимают к учету по мере возникновения, а не по мере поступления денег или совершения платежа. Иными словами используется метод определения выручки по отгрузке продукции. Считается, что данные по счетам нарушают основной принцип учета - сопоставимость объема выручки и затрат на изготовление продукции.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции - процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком, на неё большое влияние оказывает соотношение спроса и производства, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажных цен является калькуляция.

Принято рассчитывать две цены каждого товара, производство которого предусматривается в планированном году: продажная обеспечивает изготовительные нормальные условия воспроизводства, и минимальное компенсирование предприятию затрат при минимальной прибыли от продажи.

  • 10/Производственные фонды.

Современная денежная система России, также как и денежные системы большинства других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному закону официальной единицей Российской Федерации является рубль , который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или обращение различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается".

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В этой связи на Банк России возложены следующие функции:

    прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

    установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

    установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существует два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

18 сентября 1997 г. правительство Российской Федерации приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение банкноты и монеты образца 1997 г.:

    банкноты достоинством: 5, 10, 50, 100, и 500 руб.;

    монеты достоинством: 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2 и 5 руб.

С 1 января 2001 г. в обращение введена банкнота достоинством в 1000 руб. В 2003 г. предполагается введение в обращение банкнота достоинством в 5000 руб. С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравнены к одному рублю новых денег образца 1997 г. На этом основании был проведен пересмотр цен на товары, работы и услуги. Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении масштаба цен рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путем "зачеркивания нулей" укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения (что подтвердилось событиями второй половины 1998 г., когда произошел резкий рост цен и снижение валютного курса рубля). Целью проводимой деноминации было решение технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу цен.

    Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная действующим национальным законодательством. Денежная система состоит из следующих элементов:

    денежная единица;

    масштаб цен;

    вид денег,имеющих законную платежную силу;

    порядок эмиссии и обращения денег;

    государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Масштаб цен – порядок деления денежной единицы на более мелкие кратные части.

Под видами денег, имеющих законную силу, подразумеваются формы денег, обращающиеся в стране, которые экономически утвердились и признаются законодателем в качестве законного платежного средства.

Под порядком эмиссии и обращения денег понимаются законодательно урегулированные процессы их обеспечения, выпуска, хранения и изъятия из обращения.

Под государственным аппаратом, осуществляющим регулирование денежного обращения , подразумевается тот государственный орган, которому законодательно поручено наблюдать и регулировать процессы эмиссии, обеспечения, хранения и изъятия из обращения денежных знаков.

    Типы денежных систем выделяют в зависимости от характера различных элементов системы. Денежные системы классифицируются в зависимости от вида денег, находящихся в обращении существуют. Соответственно двум видам денег – полноценные и неполноценные, выделяют два вида денежных систем: металлические денежные системы , в которых в качестве всеобщего эквивалента выступают, как правило, полноценные металлические деньги, и денежные системы, основанные на неполноценных и неразменных на металл деньгах .

    В настоящее время в мире функционируют денежные системы, в которых обращаются неразменные на металл бумажные деньги. К основным отличительным чертам таких денежных систем можно отнести следующие: отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; уход золота из внутренней и международной систем расчетов; выпуск денег в порядке банковского кредитования хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов; развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного; монополизация государством эмиссии наличных денежных знаков; возрастание роли государственного регулирования денежного обращения.

    Золото в настоящее время полностью перестало выполнять денежные функции и может рассматриваться только как товар или финансовый актив, пригодный для накопления. Оно является одной из составляющих золотовалютных резервов государства. Как правило, его доля в золотовалютных резервах невелика; большая их часть приходится на более ликвидный актив – устойчивую свободно конвертируемую иностранную валюту. Золотовалютные резервы страны используются для регулирования устойчивости и стабильности национальной денежной единицы.

    Современная денежная система России, также как и денежные системы большинства других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному закону официальной единицей Российской Федерации является рубль , который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или обращение различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается". Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве.

Современная денежная система России, как и в большинстве других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы РФ определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10 января 2003 г.). Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

* прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

* установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

* установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

18 сентября 1997 г. Правительство РФ приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение банкноты и монеты образца 1997 г.:

* банкноты достоинством 5; 10; 50; 100; 500 руб.;

* монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб.

С 1 января 2001 г. в обращение введена банкнота достоинством 1000 руб. Предполагается выпуск банкнот достоинством 5000 руб. С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца была приравнена к 1 руб. новых денег образца 1997 г. На этом основании пересматривались цены на товары, работы и услуги. Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении масштаба рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путем «зачеркивания нулей» укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения. Это подтвердилось событиями второй половины 1998 г., когда произошел резкий рост цен и снижение валютного курса рубля. Целью проводимой деноминации было решение следующих технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу цен.

Денежный оборот. В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции. Согласно экономическому содержанию понятия денежного оборота можно выделить его составляющие и построить взаимосвязанную, внутренне субординированную структуру денежного оборота.

Платежный оборот представляет собой совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он включает все безналичные платежи и часть налично-денежных, связанных с оплатой труда, налоговыми сборами, покупкой ценных бумаг, лотерейных билетов и т.п.

Безналичный денежный оборот -- это часть совокупного денежного оборота, заключающегося в использовании безналичных расчетов путем записей по счетам в банках и зачетов встречных требований. В странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90% всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше.

Налично-денежный оборот -- это часть совокупного денежного оборота, когда наличные деньги используются как средства обращения и платежа. Он включает все платежи, осуществляемые наличными деньгами, за определенный период времени (год, квартал, месяц). Постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег формирует налично-денежный оборот. Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций и учреждений с населением, а также между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках, частичные расчеты населения с финансово-кредитной системой, в ограниченных размерах платежи между предприятиями. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен равным 60 тыс. руб.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3 -- 8%. Это достигается в результате переводов заработной платы рабочих и служащих на счета в банках. Зарплату наличными деньгами в США, Англии, Франции, Канаде получают соответственно примерно 1; 10; 10 и 5% населения . Расчеты последнего за товары и услуги в этих странах в основном осуществляются в безналичной форме с использованием чеков, переводов, кредитных и магнитных карточек. В России в переходный период к рынку налично-денежный оборот необоснованно возрос. По данным годовых отчетов Банка России в 1994 г. он составил немногим более 20%, в 1995 г. - 34,2, в 1996 г. - 34,8, в 1997 г. - 36,7, в 1998 г. - 36,9, в 1999 г. - 38,8, в 2000 г. - 37,8, в 2001 г. - 36,6%.

Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По состоянию на 1 января 2002 г. в обращении находилось наличных денежных знаков Банка России образца 1997 г. на сумму 624 402,5, млн руб. В общей сумме наличных денег банкноты составляли 99,1%, монеты -- 0,9%.

Выпуск наличных денег в обращение. Этот довольно сложный процесс охватывает различные стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов:

составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;

· изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования;

· организации резервных фондов денежной наличности;

· транспортирования денежной наличности в регионы РФ;

· собственно выпуска денег в обращение.

Налично-денежный оборот начинается в Центральном банке РФ. Наличные деньги переводятся из его резервных фондов в оборотные кассы (ГРКЦ или РКЦ). Из последних они направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам -- юридическим или физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению), тем самым они поступают в обращение. Часть наличных денег из касс предприятий и организаций может использоваться для расчетов между ними, если стоимость покупки не превышает предельной суммы платежа, установленной в законодательном порядке. Но большая их часть передается населению в виде различных видов денежных доходов -- заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но их большая часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, приобретение ценных бумаг и лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени, неустоек и т.д. Таким образом, наличные деньги от населения поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий ц организаций, прежде всего предприятий торговли и услуг.

Следовательно, выпуск наличных денег в обращение и изъятие из него происходят постоянно. Они поступают в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то их общее количество в обороте может не увеличиваться. Поэтому нужно различать понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег».

Под эмиссией принято понимать такой выпуск наличных денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в нем.

В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие из него производятся в централизованном порядке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны -- Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составления прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

В социалистической экономике налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана Государственного банка СССР. С их помощью осуществлялся баланс денежной и товарной масс, устанавливался размер эмиссии или изъятия наличных денег из обращения. В условиях рыночной экономики эти планы утратили директивный характер, но продолжают использоваться банками в качестве прогнозов кассовых оборотов с целью определения потребности в наличных деньгах для осуществления кассовых операций, а также размеров эмиссии или изъятия денег по регионам страны.

Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения и его 1 фактическое исполнение помогают Центральному банку РФ и Правительству РФ точнее учитывать спрос населения, прогнозировать тенденции объемов сбережений населения, структуру покупательского спроса и покупательного фонда населения. Превышение доходов над расходами населения в балансе означает увеличение остатка денег на руках у населения, а обратный процесс, наоборот, его сокращение. Соответственно в первом случае требуется эмиссия наличных денег для кассового обслуживания клиентов банком, а во втором -- их изъятие из обращения.

С 1991 г. банковская система отказалась от директивного кассового планирования и перешла к составлению прогнозов кассовых оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных деньгах в целом по РФ, регионам и банкам. Они отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в банки, размеры и целевые направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму изъятия или выпуска денег в обращение. Основная задача банков всех уровней при составлении прогноза кассовых оборотов заключается в определении изменения наличной денежной массы в обращении и разработке мероприятий по увеличению поступлений наличной денежной выручки. Прогноз кассовых оборотов рассчитывается коммерческими банками, территориальными РКЦ и ГРКЦ Банка России. Они составляются поквартально и на год. Если по прогнозам кассовых оборотов поступления наличных денег превышают выдачи, предполагается их изъятие и обращения в данном квартале или году. В противном случае ожидается эмиссия денег.

Эмиссионная система -- это законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в зависимости от экономических потребностей. Функцию эмиссионного кассового регулирования денежной массы в регионах; выполняют расчетно-кассовые центры при головных территориальных управлениях Банка России. В них по его разрешению создаются резервные фонды денежных знаков и монет. Основное назначение этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.

Кроме резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из которой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в оборотной кассе, при его превышении в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения Банка России и считается изъятием денег из обращения. В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия также устанавливается лимит остатка наличных денег в его кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков определяются лимиты их операционных касс, поэтому наличные деньги в сумме, превышающей его, они сдают в ГРКЦ или в РКЦ (КЦ), а последние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т.е. фактически изымают ее из обращения.

Денежная система - это определенная форма организации денежного оборота в государстве.

При организации денежного оборота, целесообразным считают выделение основных ее элементов, а именно: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, формы эмиссии денег.

Также, одним из главных аспектов является определение конкретных форм денежной системы, исходя из исторических конкретных наполнений ее элементов: система искусственных денег, монометаллизм и биметаллизм, неразменные бумажные и кредитные .

Денежная система является неотъемлемой частью каждой страны. Она основывается на обороте кредитных и бумажных денег, которые являются неполноценными и неразменными. Поэтому золото исключено из оборота и как деньги не рассматривается. Такой вид денежной системы имеют все развитые страны мира, которое характеризуются общими чертами.

Исходя из этого, составляющие денежной системы таковы:

  • , которая рассматривается как масштаб цен;

виды денежных знаков, то есть денежных билетов и монет, порядок их эмиссии (выпуска) в оборот;

  • Методы организации оборота денег;
  • Установление ограничений, регулирование и контроль денежного оборота.

Незамеченным не остался и тот факт, что денежные знаки (знаки, которые имеют свойство заменить действительные деньги) не имеют собственной стоимости, но имеют возможность сохранить свою устойчивость и выполнять функции денежных средств и средств оборота.

Итак, рассмотрим более детально каждый из элементов денежной системы.

Ведение денежного оборота в пределах нескольких стран, которые имеют международные отношения в экономической сфере (система евро) представляет собой международную валютную систему.

В периоды своего развития денежная система перетерпела множество изменений в своей организации, и каждое это изменение имело свои причины и последствие, занимало конкретный период времени.

денежной системы

Определенное свойство денег, которое дает возможность использовать их для приобретения товаров и услуг в любой момент времени называется денежная ликвидность.

Каждая форма денег имеет свой уровень ликвидности, но не смотря на это все формы денег рассматриваются как единое целое, которое формирует хозяйственные отношения в стране. Результатом формирования рыночной экономики стало то, что все хозяйственные отношения в стране представлены определенными денежными потоками.

Денежный поток представлен как совокупность благ хозяйствование или денежных обязательств, которые перемещаются между разными субъектами хозяйствования. Денежные потоки имеют три основных характеристики, которыми являются сумма и направление.

Также, еще одной не менее важной характеристикой является время. Поскольку денежные потоки имеют свойство определяться за разные периоды время (год, месяц, неделя и т.п.). И чем длиннее будет этот период, тем большей величиною будет поток.

Такое понятие как "запас денег" определяется для непрерывного функционирования денежных потоков. Рассмотрим непрерывный денежный поток на примере растениеводства. Любая сумма денег образует денежный запас, который, в своем распоряжении, должен иметь каждый субъект хозяйственной деятельности.

Отличием денежного потока от его запаса есть то, что денежный запас определяют в данный момент и на определенную дату, а не в пределах определенного интервала времени. На практике денежный запас определяют на начало года, начало месяца или же на 12 часов конкретного дня.

Денежная система России и ее развитие

Результатом денежной реформы 1922-1924 годов было формирование первой денежной системы СССР, денежной единицей которой был "червонец", или 10 рублей. Золотой состав червонца был установлен в один золотник, то есть с 78,24 долей чистого золота. Монополистом в сфере выпуска червонцев в 1922 г. был представлен СССР.

В начале 1924 года в государстве были определены новые условия, в результате которых было объявлено завершение денежной реформы и сформирование новой денежной системы. Один рубль казначейских билетов был равен пятидесяти миллиардам рублей денежных знаков всех образцов, которые были выпущены в оборот до 1922 г.

Вообще, за период с 1922 по 1924 года Государственный Банк провел три денежных реформы:

  1. В 1922 г. произвелась эмиссия рубля в оборот, который обменивался на 10000 денежных знаков, которые были выпущены раньше.
  2. В 1923 г. был эмитирован новый рубль, который мог обмениваться на 100 рублей образца 1922 г.
  3. С января 1924 г. были эмитированы казначейские билеты стоимостью в один, три и пять рублей. 10 рублей приравнивались к 1 червонцу.

Результатом денежных реформ, которые были проведены за период с 1922г по 1924г, была сложившаяся более современная денежная система, которая просуществовала до 1990 года.

Главными особенностями денежной системы России сегодняшнего времени, определяются в Законе РФ от 01.03.02г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Исходя из этого Закона, рубль являлся денежной единицей РФ, который может быть приравнен к 100 копейкам. По главным принципам этого Закона в Российской Федерации запрещается использование денежных знаков отменных от рубля. Монополистом в сфере выпуска рубля и ответственным за обращение наличных средств представлен ЦБ РФ.

С начала 1998 года Центральным Банком России было введено в оборот банкноты и монеты по новому образцу, то есть образца 1997 года:

Банкноты стоимостью: 5, 10, 50, 100 и 500 рублей;

Монеты стоимостью: 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2 и 5 рублей.

Учитывая новый масштаб цен, одна тысяча гривен была приравнена к одному рублю новых денежных единиц. После этого государством был проведен ряд мероприятий, который основывались на организации и контроле перерасчета цен и тарифов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Современная денежная система России имеет длительную историю. Денежная система и денежное обращение формировались постепенно, в связи с присоединением в XV-XVI вв. к Москве русских княжеств. Важную роль в формировании денежного обращения сыграла денежная реформа 1535-1538 гг. Ее суть заключалась в изъятии из денежного обращения неполноценных денег, упорядочении весового содержания рубля и введении десятичной системы денежного счета. Реформа юридически закрепила общерусскую денежную систему.

В 1625-1627 гг. в стране завершился процесс формирования единой денежной системы: впервые вся чеканка монет была сосредоточена на Московском монетном дворе, который находился в ведении Приказа большой казны.

В 1654-1655 гг. была сделана попытка ввести в денежное обращение серебряный рубль в виде монеты. Однако регулярная чеканка серебряных рублей началась лишь в 1704 г. в ходе проведения денежной реформы 1700-1718 гг. Введеный в обращение рубль представлял собой 28 г серебра 84-й пробы. Одновременно появились серебряные и медные разменные монеты (копейки).

С 1769 г. в России начался выпуск бумажных денег (ассигнаций). Первоначально они разменивались на серебряные и медные монеты, затем размен был прекращен. С 1843 г. начался обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты, которые свободно разменивались на серебро и обеспечивались металлическим запасом казначейства.

Денежная система дореволюционной России развивалась от биметаллизма и серебряного монометаллизма к золотому монометаллизму. В начале XIX в. в обращении параллельно функционировали золотые и серебряные монеты, а также ассигнации. В 1839-1843 гг. в период «реформы Канкрина» в России была введена система серебряного монометаллизма на основе изданного в июле 1839 г. манифеста «Об устройстве денежной системы». Серебряный монометаллизм в условиях отсталой экономики, дефицитности платежного баланса не обеспечивал стабильности рубля. Уже в 50-е годы система денежного обращения оказалась полностью несостоятельной.

В 1895-1897 гг. была проведена новая денежная реформа, получившая название «реформа Витте». В результате реформы был введен золотомонетный стандарт. В качестве государственной российской денежной единицы был принят золотой рубль с содержанием 17,424 доли чистого золота. Эта денежная единица воплощалась в золотых, серебряных и медных монетах и кредитных билетах Государственного банка. Таким образом, в России была создана довольно устойчивая денежная система, способствовавшая развитию промышленности и торговли. Однако требование 100%-го покрытия выпуска кредитных билетов ограничивало эмиссионную деятельность Госбанка. Такая неэкономичная денежная система требовала накопления огромных золотых запасов и жестко регламентировала эмиссию банкнот.

После Октябрьской революции сложилась классическая система безденежного производства и прямого, директивного распределения продукции, известная под названием «военный коммунизм».

Денежная система СССР была сформирована в ходе проведения денежной реформы 1922-1924 гг. В законодательном порядке были определены все элементы денежной системы. Денежной единицей стал червонец, или 10 рублей. Эмиссия червонцев (банковских билетов) осуществлялась Госбанком СССР в ходе краткосрочного кредитования народного хозяйства.

К концу 1924 г. начался выпуск казначейских билетов. Однако для устойчивости денежного обращения Наркомфину СССР был установлен лимит эмиссионного права на выпуск казначейских билетов.

Образованная в 30-е годы денежная система просуществовала фактически до распада Советского Союза. Две денежные реформы 1947 г и 1961 г. фактически не изменили ее по сути. В ходе денежной реформы 1961 г. произошла фактическая деноминация рубля.

Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения.