Современные проблемы социальной сферы в российской федерации. Анализ проблем развития социальной сферы в россии. Государственные проблемы в социальной сфере

Согласно анализу социальной деятельности России, за последние несколько лет, происходит значительное ухудшение жизни большинства граждан РФ. Минимальные социальные стандарты обеспечивают уровень жизни лишь на грани нищеты и бедности. Скудные повышения заработной платы и пенсий поглощаются повышением тарифов на оплату проезда, медицинской помощи, коммунальных услуг, инфляцией и так далее.

Кризис 2008-2009 годов показал социальную незащищенность людей еще ярче: маргинализация населения, рост безработицы, усиление процессов депрофессионализации и впоследствии падение доверия к власти. Рассматривая нравственно-психологическое состояние общества, можно сказать о том, что государство, решая сложнейшие вопросы жизнеустройства общества самостоятельно, сделало общество неспособным решать свою судьбу, отчужденным от государства.

Несмотря на то, что Россия провозглашена социальным государством, в стране отсутствует стратегическая программа социальной политики. А осуществляемые государством социальные меры являются не более, чем реакцией на наиболее уязвимое положение отдельных категорий населения.

Идея создания высокотехнологичной, инновационной экономики повторяется более 10 лет, но страна неконкурентоспособна на мировом рынке, поэтому деградация экономики и населения – реальная проблема в наше время. Так, В. В. Путин в выступлении на заседании Государственного совета, посвященном стратегии развития России до 2020 года, отметил, что без стратегии инновационного развития не повысится качество жизни российских граждан. На 11 съезде «Единой России» высказал ту же мысльД.А. Медведев: «Отсталое сырьевое хозяйство, которое в современном смысле слова экономикой назвать можно лишь условно, не гарантирует существенного и устойчивого национального благосостояния… Поэтому нашей стране требуется новая экономика, умная экономика. Основанная на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний». Именно тогда удастся достигнуть «достойного уровня жизни для каждого, ну а если останемся сырьевой базой, будем топтаться на месте и, как следствие, деградировать».

Сложившаяся ситуация объясняется только отсутствием политической воли у руководства страны, поскольку значительные богатства, накопленные за счет продажи нефти и газа, в период кризиса были израсходованы (не на инновации, инфраструктуру и социальную сферу), никак не отразившись на уровне благосостояния граждан или уровне развития экономики. Пренебрежение наукой ведет к тому, что значительная часть научных работников уезжают работать в другие страны, где немало сделали для их экономического развития и повышения конкурентоспособности.

Для определения направлений социально-экономической трансформации нужно четко понимать, чторазличные системы хозяйствованияв России и развитых западных державах определяют различие методов и этапов формирования социального государства. В чем же состоят отличия формирования социального государства в России и развитых западных государствах?

Во-первых, в России нестабильна экономика, слаб прирост инвестиционного потенциала, значительная часть населения оказалась в неблагоприятном положении; тогда как на Западе социальная деятельность получила развитие с созданием механизмов рыночной экономики, определившие создание мощного экономического потенциала, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов.

Во-вторых, в России пока еще не сформирована стабильная, непротиворечивая, антикоррупционная правовая основа экономического взаимодействия, что порождает развитие рынка, построенного на мошенничестве, обмане, хищениях, от чего страдают простые люди; на Западе государство сначала обрело утвердившийся правовой государственный характер, рынок стал действовать в границах права, а позже возник вопрос о социальной деятельности.

В-третьих, важным моментом является формирование социальной государственности в условиях развитого гражданского общества, что способствует решению задач защиты прав человека, поскольку гражданского общество лучше воспринимает идеи заботы о социально незащищенных слоях населения, социальной справедливости, создания достойных условий жизни для всех людей, что осуществлялось западными государствами, и чего нет в России.

Начальная стадия перехода России к рыночным отношениям была связана с новыми принципами взаимоотношений человека и государства (борьба за выживание, жесткая конкуренция), которые болезненно воспринимались большинством населения; это сильно усложнило процессы, связанные с формированием социального государства, основанного на демократическом участии граждан.

Нескоординированность политики центра и регионов влечет за собой значительные трудности при выстраивании социальной политики. Государство применяет льготы, что является реакцией на крайнее неблагополучие некоторых категорий населения, результаты такой политики не носят реального практического характера. Для значительной части населения практически невозможно улучшить жилищные условия, потому как повышение цен на товары и услуги – тенденция социально-экономического развития России.

Следует рассмотреть индикаторы социального качества, их состояние для определения путей формирования социального государства в России. Создание сети социальной безопасности является важнейшим индикатором, но в России этот процесс находится на начальной стадии: большая часть населения живет в нелегких условиях материальной необеспеченности, проблем с получением качественного образования, медицинских услуг, отсутствие нормальных жилищных условий и так далее.

Расслоение общества по доходам превысило допустимые для развитых государств нормы. Десятикратная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения является критической для большинства развитых стран, а в России, по официальным данным, 10% наиболее обеспеченных слоев населения получали доходы, в 17 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных. По различным оценкам, 25-45% населения живут на пороге бедности, а минимальная заработная плата составляет всего 9% от средней, тогда как в социальном государстве она должна быть не ниже 30-40%. Это свидетельствует о том, что государство не выполняет своих социальных функций, ослабляется потенциал всего общества и появляется препятствие для экономического роста: чем больше таких диспропорций, тем слабее экономика. Исходя из экономических исследований можно сказать, что Россия значительно отстает от развитых индустриальных стран при сопоставлении компонентов социальной политики: в развитых странах нормативно-договорное регулирование заработной платы рабочих составляет 50% ВВП, в России – около 25 %; в развитых странах на институты обязательного и добровольного социального страхования затрачивается около 15-25% ВВП, в России – не более 7%; в развитых странах на предоставление государством общественных благ, связанных с образованием, здравоохранением, жилищно-коммунальными услугами, социальным обеспечением, поддержкой инновационных форм развития экономики с помощью государственного бюджета расходуется 18-25% ВВП, а в России – не более 10%.

Если бедность, получение доходов ниже прожиточного минимума широко распространены в обществе, происходит накопление недоброжелательства и зависти, которые порождают рост преступности, пьянство, наркоманию, падение нравственности, маргинализацию, разрушение устоев нормального взаимодействия людей. Роль социального государства неоценима, поскольку необеспеченность экономических, социальных, культурных прав ведет к разрушению всей системы прав человека. Избыточное социальное неравенство препятствует участию значительной части населения в общественно-политической жизни. В такой ситуации социальное качество недостижимо без вмешательства государства, связанного с введением прогрессивного налога, социальной ответственности бизнеса и его ориентации на инновационное производство. Кризис усугубляет неравенство не только тем, что люди теряют работу, но и тем, что население на заработанные деньги не может достойно содержать свою семью. Кроме того, около 60% всех бедных семей – это семьи с детьми. Призывы властей к молодым семьям рожать больше детей приводят к тому, что в реальности рождение ребенка или двух детей приводит молодую семью в состояние бедности. Начальным этапом в создании сети социальной безопасности и повышения качества жизни – это преодоление контрастов в социальном положении людей, создание необходимых условий для повышения жизненного уровня большинства населения, испытывающего трудности в обеспечении важных экономических, социальных и культурных прав.

Необходимым индикатором социального качества жизни является сплоченность общества, солидарность, приверженность важнейшим ценностям, что является критериями гражданского общества, которое еще не сформировано в России. Сплоченность предполагает систему социального партнерства, позволяющая согласовывать несовпадающие интересы различных участников общественных отношений и решать вопросы, необходимые для устойчивого развития всего общества, но это невозможно из-за социальной пассивности народа. Граждане недовольны социальными мерами государства, но сохраняют полнейшее бездействие и пассивность, когда речь идет об отстаивании их нужд и интересов. Такое поведение порождается неверием в возможность повлиять на решение власти и боязнью неблагоприятных последствий. Однако социальное государство подразумевает активизацию общественного сознания граждан как необходимое условие формирования социального качества жизни населения, связанного с реализацией и взаимодействием социальных, экономических, личных, политических и культурных прав человека.

Следующее – это включенность в социальную сферу, в систему социальной безопасности, важнейшим условием которой является обеспеченность трудовой занятости населения. Социальное отторжение связано не только с безработицей, низким уровнем оплаты труда, оно определяется и особенностями характера человека, его низкой профессиональной подготовкой, отсутствием ответственности, алкоголизмом, наркоманией, стремлением разбогатеть легким путем. В России преодолению социальной отчужденности препятствует падение нравственности, индивидуализм, безразличие к чужим судьбам, утрата чувства коллективизма и солидарности. Этот процесс охватывает не только маргиналов, но и интеллигенцию, чиновников. Коррупция, поборы, непреодолимая жажда обогащения, обесценение жизни человека, безразличие к его судьбе, разгул преступности и презрение к низшим слоям в иерархии статусов – далеко не полный перечень аморальных проявлений. Великим бедствием страны является пьянство, алкоголизм и наркомания, приобретающие масштабы, угрожающие существованию нации, но при этом в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы, и ситуация с каждым годом только ухудшается.

Неоценимым индикатором социального качества является предоставление каждому члену общества автономии и определенных полномочий, позволяющих самостоятельно или совместно с другими оперативно действовать в случае неожиданных социально-экономических ситуаций. Они гарантированы Конституцией РФ: свобода мысли и слова (ст. 29); право граждан собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). В российском обществе такие способы используются крайне редко по причинам, отмеченным выше: неверие в результативность таких акций, боязнь неблагоприятных последствий, пассивность людей. Важнейший механизм установления диалога народа и власти – использование конституционных прав для отстаивания своих интересов. Его отсутствие ведет к принятию решений без учета подлинных интересов населения. Реализация полномочий, предоставляемых каждому, коллективно или индивидуально защищать свои права – естественная процедура для демократических государств, являющаяся препятствием для произвола, непредсказуемости действий властей, ущемления прав человека. Митинги, пикеты, собрания – конституционный способ доведения до сведения властей всех проблем, требований, настроений.

Значительное внимание уделяется демографическим показателям, таким как численность населения, деление по возрастным группам и полу, рождаемость и смертность, ожидаемая средняя продолжительность жизни, число браков и разводов, миграция населения и другие показатели. В Концепции демографической политики России на период до 2025 года указывается, что достижение основной цели – устойчивого демографического роста – зависит от успешного решения задач социально-экономического развития и от учета региональных особенностей демографического развития. Снижению остроты депопуляционных процессов могла бы способствовать адекватная социально-демографическая политика, направленная на постоянное наращивание инвестиций в медицинские исследования, здравоохранение, пропаганду здорового образа жизни и охрану окружающей среды. Уменьшение численности российского населения – это снижение уровня заселенности огромных территорий с богатейшими природными ресурсами, и в итоге сокращение уровня и ухудшение качества жизни населения. Несмотря на явно неудовлетворительное состояние жилищного фонда, отмечается постоянный рост расходов домохозяйств на оплату услуг ЖКХ. На важную социальную сферу – здравоохранение – отчисляются недостаточные финансовые средства, а слабый уровень материально-технической базы связан во многом с износом основного капитала. Помимо высокого уровня смертности, основными причинами которого являются ограниченный доступ бедных социальных слоев к материальным ресурсам и несоблюдение правил здорового образа жизни, демографическая ситуация осложнена продолжающимся старением населения России. С демографическими проблемами тесно связаны миграционные, они могут быть решены при осознании их значимости государственными структурами РФ в центре и на местах. В сфере миграции основная нагрузка ложится на местные органы государственной власти при соответствующей поддержке государства. Снижает возможность государства по управлению миграционными процессами неразвитость российского рынка услуг, связанного с трудовой миграцией. Нельзя не сказать, что до недавнего времени миграционная политика России была сильно этнизирована и политизирована: функциональный, хозяйственно-экономический и правовой подходы к миграции и к решению социальных проблем мигрантов нередко заменялись политическими кампаниями.

Однако становится более очевидным, что низкая средняя продолжительность жизни частично зависит от здравоохранения, так как источники опасности для здоровья и жизни могут находиться и в питании, привычках, окружающей среде, поведении. Серьезное беспокойство специалистов вызывает распространение СПИДа и туберкулеза, возрастание заболеваемости репродуктивной среды. Важной задачей России как социального государства является как создание условий для стимулирования рождаемости, так и забота о здоровье уже родившихся поколений. Недостаточное развитие надежной страховой медицины, коммерциализация сферы медицинских услуг, отсутствие службы профилактики заболеваний ведут к тому, что все большее число граждан не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи, в том числе в сфере репродуктивного здоровья. Также в последнее время возникли проблемы усиления антропогенного и техногенного воздействия на здоровье человека, возрастание числа лиц, имеющих неблагоприятные условия труда. Нельзя не сказать, что российское общество за последние годы приходит к пониманию того, что алкоголизм, никотиновая и наркотическая зависимости являются социально значимыми проблемами, в центре которых находится человеческая личность. В области здравоохранения решение проблем, связанных с любой зависимостью, должно строиться на лечении больных, возвращении их в общество и на предотвращении социальных и медицинских последствий зависимостей. Решение проблем здравоохранения непосредственно связано с качеством полученного образования медицинским работником, на которого возложена ответственность установления диагноза.

Образование – один из элементов, определяющий уровень и качество жизни человека, обеспечивающий его ориентацию в обществе, уважение к свободе и правам человека. Современное образование рассматривается в качестве одного из факторов социального и экономического прогресса общества. Одна из серьезных проблем образования – проблема его доступности, что связано с коммерциализацией образования, постепенным сокращением бесплатных мест в бюджетных образовательных учреждениях. Следует отметить проблему доступности качественного образования, поскольку проведенные исследования дают основания говорить о тенденциях социальной дифференциации системы высшего образования, неравноценности знаний, которые дают различные вузы. Несоответствие предложения со стороны профессионального образования реальному спросу на квалифицированные кадры является серьезной и актуальной проблемой. Наблюдается существенный разрыв между требованиями, предъявляемыми работодателями к потенциальным работникам, и результатами работы системы образования. Кроме того, в худшем состоянии находится российская наука: почти в 3 раза уменьшилась численность научных исследователей, продолжается отъезд российских ученых и научной молодежи. Если ситуация не изменится, страна столкнется с проблемой нехватки ученых, которые действительно могли бы продвигать российскую науку, заняться инновационными разработками в России и для России. Улучшение качества жизни невозможно без инновационного развития, для которого нужны модернизированная экономика, научные кадры высокой квалификации, развитие образования и науки в РФ.

Я считаю, что социальная политика России неэффективна в связи с большим количеством возникших проблем в данной сфере. Необходимо срочное решение социальных проблем в России, ведь государство создано людьми для людей и совершенно непонятно, чем государство может заниматься, когда население страны подвержено стольким трудностям для поддержания здоровья, нормального уровня жизни. По-моему, социальная сфера – самая важная из всех сфер деятельности государства, она является основой других сфер, непосредственно взаимодействуя с ними. Можно ли рассуждать о политике, когда большинство населения страны находится на грани бедности, живет в старых домах, пользуется образовательными и медицинскими услугами низкого качества, а демографическая проблема – уменьшение численности населения, грозит вымиранием нации. Это критическая ситуация, которая требует срочных действий не столько правового характера, сколько реального изменения неутешительных статистических данных. Поэтому происходит смена приоритетов, и на первый план выдвигаются вопросы социального развития. Однако для этого одного государства недостаточно, общество также должно приложить все усилия для того, чтобы Россия стала ближе к идеалу социального государства.

Социальная сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Структура социальной сферы – это отношения и взаимосвязи, входящих в нее отраслей. Только с соц. сфере относятся: *здравоохранение, *образование, *культура, *соц. обеспечение, *отдых, *быт, *ЖКХ.

Проблемы в организации деятельности в сфере управления управой и развития социальной сферы: основными проблемами в деятельности районных управ можно выделить следующие: выявлены проблемы, требующие особого внимания в деятельности районных Управ: это, во-первых, социальная направленность их политики, создание наиболее благоприятных материальных, организационных и духовных условий для жизнедеятельности населения; во-вторых, переход к системе самостоятельных бюджетов для каждого уровня власти, что потребует не только активного реформирования соответствующей финансовой системы, расширения местной налоговой базы, но и ломки психологии работников органов власти и финансистов; в-третьих, совершенствование работы с кадрами, повышение действенности и результативности управленческого труда; - показано, что политические механизмы управления как устойчивые организационные структуры, нормы, правила политической жизни, характеризующие взаимодействие субъектов политико-властных отношений, пока окончательно не сложились, поэтому определены пути их оптимизации: укрепление правового порядка во взаимоотношениях властей: выработка и четкое соблюдение системы разграничения полномочий; формирование служб по связям с общественностью в системе муниципального управления; активизация взаимодействия с населением.

Современное состояние социальной сферы, рядом проблем: проблема доходов населения, бедности и имущественной дифференциации, Преступность, Проблемааномального (или девиантного) социального поведения.

Для решения вышеизложенных проблем можно порекомендовать Правительству РФ в социальной сфере предпринять следующие действия, которые и предопределят тенденцию развития социальной сферы в будущем:

1. Ускорить разработку первоочередных федеральных законов, в том числе устанавливающих гарантии прав местного самоуправления и принципы его судебной защиты, установления государственных минимальных стандартов, порядка формирования и исполнения муниципальных заказов.

2. Создать федеральный экспертно-консультативный центр с сетью филиалов для оказания помощи субъектам федерации и муниципальным образованиям в подготовке правовых и нормативных актов, для проведения экспертизы их проектов.

3. Активизировать участие общественных объединений в муниципальной жизни города. Из представителей политических партий, движений, общественных организаций, действующих на территории района, создать инициативный консультативный комитет. Представители общественных объединений должны иметь право принять участие в дебатах районного Собрания с правом совещательного голоса при обсуждении вопросов, касающихся их деятельности и выдвигать любые предложения по этому поводу.

4. Инициировать для повышения эффективности деятельности районных Управ образование организационных структур низового самоуправления, обеспечивающих тесную связь с населением - советов микрорайонов, комитетов общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, институтов старших по подъезду и др.

5. Разработать и принять стабильные нормативы формирования районного бюджета. Одним из путей к увеличению финансового потенциала выступает реорганизация налоговой системы в двух направлениях. Во-первых, повышение ее надежности за счет укрепления и стабилизации самой системы; во-вторых, увеличение доли косвенных налогов, снижение или даже отмена налогов на прибыль, направляемую на инвестиции, увеличение налогов на имущество и т.д.

Каждое государство заботиться о своих гражданах, особенно это касается самых незащищенных слоев населения. Однако в социальной сфере России существует ряд проблем, которые обязано решить правительство. Каждый человек, оказавшийся в трудной ситуации, должен чувствовать себя защищенным.

Причины проблем социальной сферы

В настоящее время уровень социального обслуживания на территории постсоветских республик недостаточно высок. Объективная потребность граждан значительно выше, чем то, что предлагает государство.

Это объясняется рядом причин:

экономической ситуацией;

— несовершенством законодательства;

— малоразвитостью негосударственной системы социального обеспечения.

Сфера соцобеспечения населения недостаточно финансируется, что в свою очередь приводит к низкому качеству услуг, кадровому дефициту, плохому материальному оснащению соответствующих учреждений. Законодательство также препятствует успешному развитию данной сферы, ведь часто в законодательных актах встречается противоречивость, а четко сформулированные понятия видов социального обеспечения отсутствуют. Поэтому в обществе зреет потребность реформирования этой сферы.

Оформление инвалидности

Не секрет, что в стране наблюдается тенденция старения нации, у многих людей ухудшается здоровье. Подливают масла в огонь безработица и малообеспеченность. Но, пожалуй, больше всего необходима людям с ограниченными возможностями. Огромное количество инвалидов попросту исключено из жизни общества, они не могут реализовать свое право на медицинское обслуживание, образование и занятость. Статистика утверждает, что в России на данный момент насчитывается более 13 млн инвалидов. Все они нуждаются в помощи.

Когда беда стучится в дверь, многие люди теряются и не знают, что делать. Если вы утратили трудоспособность по причине инвалидности, то имеете право на получение социальных выплат. Но для начала инвалидность надо оформить. Лечащий врач должен дать направление на медико-социальную экспертизу. Также за направлением можно обратиться в соответствующие органы защиты населения по месту жительства. В случае отказа направить больного на МСЭ выдается справка, с которой можно обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно.

По признанию человека инвалидом на руки выдаются два документа:

— индивидуальная программа реабилитации;

— справка МСЭ об установлении инвалидности.

Затем необходимо обратиться в местное Управление социальной помощи, чтобы оформить пенсию, льготы и пособия. После признания инвалидности требуется периодически проходить переосвидетельствование. Сроки повторной экспертизы обозначены законодательно.

Отказ в оформлении инвалидности: что делать

Отказ в установлении инвалидности можно обжаловать в главном бюро медико-социальной экспертизы. Для этого необходимо подать заявление. В течение месяца со дня подачи документа проводится повторный осмотр. В крайнем случае, каждый может настаивать на проведении независимой экспертизы. Тогда обследование будут проводить врачи и эксперты, которые не заинтересованы в результатах. При независимой экспертизе человек может сам выбирать как экспертное учреждение, так и экспертов.

Следует отметить, что гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать отказ в оформлении инвалидности. Если возникает такая потребность, необходимо отстаивать свои права. Однако суд — это последняя инстанция, так как решение, вынесенное по вашему иску, не подлежит обжалованию.

Если инвалидность была снята после переосвидетельствования МСЭ, подобное решение также можно оспаривать. Алгоритм оспаривания аналогичный вышеуказанному. Если суд признает действия медико-социальной экспертизы правомочными, то выплаты из Пенсионного фонда прекращаются.

ИА " ". При использовании материала гиперссылка обязательна.

Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов последних лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.

Несколько сложнее определить точный перечень проблем. Однако среди них можно выделять главные проблемы, наличие которых не вызывает сомнения: падение демографических показателей, ухудшение уровня жизни на фоне роста цен и снижения заработной платы, социальная незащищенность бедных слоев населения.

Согласно исследованиям большинство россиян считают самой болезненной социальной проблемой высокие цены на жилищно-коммунальные услуги. Также к основным социальным проблемам россияне относят недостаток финансовых средств на продукты и товары, рост цен и инфляцию, высокие цены на медицинские услуги и лекарства. Перечисленные проблемы социально-культурного развития дополняются и усугубляются политической нестабильностью в мире, развитием финансового кризиса, влияющего на рост экономики России, а также проблемами культуры. Сокращаются работники культурной инфраструктуры. Инфраструктура культуры в России довольно развита, но вместе с тем - остается закостенелой, технически и морально устаревшей. Сильный отпечаток на нее наложили бывший общественный порядок и присущая ему культурная политика; следствием этого является ориентация на централизованное управление и прямое бюджетное содержание, заметный дефицит собственной инициативы учреждений культуры, их неподготовленность к существованию в условиях общественного и хозяйственного плюрализма и свободного рынка. В результате наблюдается охлаждение интереса населения к достоянию российской и мировой цивилизации. Культурным досугом среднестатистический россиянин считает поход в бар или просмотр телепередачи. Это также является результатом массового увлечения кино, Интернетом и высокой стоимостью других культурных развлечений. От общего уровня культуры напрямую зависит уровень культуры политической, умение адаптироваться в обществе, качество выполнения профессиональных обязанностей.

В области здравоохранения сформировались многоукладность и раздробленность, что ухудшает качество оказываемых медицинских услуг.

Вторая особенность современного здравоохранения - его удорожание. Развитие современных диагностических и лечебных технологий, с одной стороны, повысило качество диагностики, улучшило результаты лечения, сократило время восстановления утраченного здоровья. А с другой - привело к удорожанию стоимости медицинской помощи на несколько порядков.

Следующая проблема - это дефицит финансирования, т.е. несоответствие реальных потребностей здравоохранения выделяемым финансовым средствам.

Четвертая - это затратная модель здравоохранения с избыточным коечным фондом. Раньше слабое оснащение здравоохранения, отсутствие эффективных лекарств и передовых технологий компенсировались большим количеством больниц, целой армией врачей и сильной поликлиникой. За последние 10 лет профилактическая составляющая здравоохранения ослабла, и из профилактического оно стало лечебным. В итоге сформировалась раздутая коечная сеть и большое количество неэффективно работающих больниц.

Можно также отметить, что в целом взгляд россиян на будущее становится более оптимистичным по сравнению с прошлым десятилетием. Люди больше придают значения не только экономическим и политическим вопросам, но и взаимоотношениям, карьере, здоровому способу жизни. Особенно выразительно стремление к последнему проявляется на фоне проблем алкоголизма и наркомании.

Также на социально-культурное развитие России влияют терроризм, роль олигархов в политической и экономической жизни страны, экологическая ситуация, бюрократизм, наличие экстремистских и фашистках молодежных группировок.

Обостренные мировоззренческие и социально-культурные проблемы современной России отражаются на состоянии всего общества.

Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить следующие. Во-первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия между поколениями (проблема «отцов и детей»), и, прежде всего на психологическом и идеологических уровнях, присуща всем обществам, независимо от территориального, социального и исторического факторов. Но особенно они обостряются в эпоху перемен, перехода из одной социальной системы - в другую, когда мировоззрение «отцов», сформировавшееся в старой системе, не может «ужиться» с новой реальностью, ибо обрывается идея преемственности. Поэтому старое и среднее поколение россиян и поколение молодое находятся на разных полюсах отечественной культуры.

Вторая проблема современной отечественной культуры - разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневном социокультурной практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным (искусственным) окружением. Это выражается в таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов.

Но эти возможности часто бывают не реализованы, и, прежде всего из-за постоянного удорожания всех видов услуг, в том числе культурного назначения - стоимость книг, билетов на концерты, в театры, кинотеатры, а иногда и на выставки произведений изобразительного искусства и т.д. Все это сужает, сокращает реальное потребление современных культурных ценностей.

Но самая большая проблема современной русской культуры - это противостояние так называемой «серьезной» и «народной» культуры (прежде всего в сфере художественной культуры) и «массовой культуры». Кстати, для России характерно почти всегда было то обстоятельство, что истинное (высокохудожественное) искусство - это всегда искусство прошлого, а не настоящего.

Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества.

Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаей, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Теряют популярность кино и музыка. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведенинйи скусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

Происходит значительная переориентация общественного сознания -- с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональное. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.

Итак, проблема противостояния «серьезной» и «массовой культуры» самая сложная и её никакими специальными указаниями правительства не решить. Принцип здесь один - «серьезная» культура должна быть на дотации, ей надо материально помогать. Это могут быть и государственная поддержка (бюджетные средства) и помощь спонсоров, но именно помощь. Потому что рынок как механизм для создания и распространения высокохудожественных ценностей в массах не эффективен. Везде, не только в России, скажем симфонический оркестр или оперный и репертуарный драматический театр без дотаций не выживут, а поп-группа выживет, т.к. она является неотъемлемой частью шоу-бизнеса, т.е. «массовой культуры».

Проблема в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Достаточно обширный сектор рассмотрения социальных проблем связан с так называемым сферным подходом. Особен-ность этого подхода заключается, во-первых , в том, что в при-вычном словоупотреблении под названием “социальная сфера”, “сфера производства” и т. д. подразумевают комплексы, вклю-чающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руководящих орга-нов. Во-вторых , определенные виды социальных услуг реали-зуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда дру-гих: так, образовательной деятельностью занимаются не толь-ко учреждения Министерства образования и науки РФ, но так-же структуры Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства культуры и т. д., не говоря уже о него-сударственных организациях, роль которых в последние годы возрастает.

Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятель-ность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Наконец, в-третьих , существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огром-ное значение именно для социального развития и решения воз-никающих социальных проблем.

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность об-щества и все функции государства, причем ряд элементов в рам-ках такой структуры являются “пограничными”, лежат на сты-ке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рам-ках сферного подхода можно рассмотреть такие актуальные социальные проблемы, как проблемы в сфере социально-тру-довых отношений, в области охраны здоровья населения, социоэкологические проблемы, проблемы в области образования, культуры и досуга, социальной защиты населения и др.

Проблемы в сфере социально-трудовых отношений.

Важ-нейшее место в социальной работе должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальный работник реализует мероп-риятия по содействию занятости населения. В современных ус-ловиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с пред-принимателями (работодателями) и профсоюзами (объединени-ями наемных работников). Оформление и поддержание социаль-ного партнерства между всеми участниками социально-трудо-вых отношений, организация деятельности трехсторонних комис-сий являются неотъемлемой частью социального управления.


Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения “приносящего доход занятия” является содействие самозанятости, организации ма-лых предприятий на семейной или соседской основе. Преобла-дание в настоящее время среди них торговых или простейших сервисных предприятий — не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Мировая практи-ка показывает, что ему по силам и интеллектуальные услуги, и разработка новых технологий. Конечно, главное в такой деятель-ности — индивидуальная инициатива потенциальных предпри-нимателей, однако региональная администрация может поддер-жать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвес-тиционного климата, защиты от криминалитета, предоставле-ния региональных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кри-зиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать тру-доустройство лицам, направляемым на переобучение. Нет дос-товерных данных, показывающих, какая часть лиц, получив-ших переподготовку, находит работу в соответствии с получен-ной профессией.

Спецификой современного уровня социально-экономичес-кого развития как в Российской Федерации в целом, так и в от-дельных регионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантируют получение до-хода, эквивалентного не только минимальному потребительс-кому бюджету, но даже душевому прожиточному минимуму. То есть работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка и т. д.), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи лич-ных вещей, реализации квартиры, дачи и т. д. Наконец, обра-щение в органы социальной защиты может предоставить чело-веку (семье) адресную социальную помощь.

Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстано-вимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для инди-вида, так и для общества в целом — повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности. В рамках этого направ-ления применяются такие методы, как согласование и приня-тие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в усло-виях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых отношений); обеспечение своев-ременности выплаты заработной платы и наказание за корыст-ную ее задержку работодателями; введение тех или иных реги-ональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям рабо-тающих (за особые условия труда, в силу высокой социальной значимости, для привлечения кадров).

Наконец, функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приоб-рела особую остроту. В настоящее время стремление к сиюми-нутной экономии, ослабление контролирующей роли государ-ства иногда приводят к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устаревшее и опасное оборудование мед-ленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоян-ные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих техно-логии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудоох-ранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и для общества в целом, однако другие социальные проблемы имеют не меньшую важность.

Проблемы в сфере охраны здоровья .

Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или от-сутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодатель-ством. Так, статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-уча-стники признают право каждого человека на наивысший дос-тижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках по-литики в области здравоохранения. Эти меры касаются меди-цины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового разви-тия детей. То есть политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охра-не здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья (ст. 17) и медико-социальную помощь (ст. 20), причем они обеспечи-ваются не только мерами по развитию здравоохранения в це-лом и медицины в частности, но также охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставле-нием населению доступной медико-социальной помощи. В та-ком подходе находит свое отражение сложная, не только меди-цинская, но и социальная природа феномена здоровья.

Важным фактором здоровья являются уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансирован-ным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть про-житочного минимума рассчитывается в основном исходя их та-ких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, кру-пы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на раз-витие детей.

Важными факторами деятельности социального работни-ка в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредите-лей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря конт-роля над соблюдением стандартов коммунального обслужива-ния и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекци-онной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Социоэкологические проблемы .

Весьма важным и масш-табным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий.

Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воз-действий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязне-ний. Однако применявшиеся прежде примитивные технологии давали возможность природе ассимилировать антропогенные воздействия, хотя первые экологические катастрофы относят-ся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выб-росы и устранить их враждебное воздействие на окружающую среду. Наиболее вредными последствиями грозит индустриаль-ная технология и бытовые отходы больших городов и населен-ных пунктов. Масштабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных про-цессов, иногда создания промышленных производств по утили-зации отходов.

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизи-ровать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреацион-ной деятельности, социального туризма дало возможность мно-гим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и до-биться высокого уровня жизни населения.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость соче-тания развития трудовой занятости и охраны окружающей сре-ды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь регионального) управления. В ее рамках дол-жен постоянно поддерживаться баланс между сохранением при-роды и ее использованием.

Проблемы в сфере образования .

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для ин-дивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-техническая револю-ция предъявляет высокие требования как к стартовому образо-ванию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобуче-нию взрослых. Образование вносит важнейший вклад не толь-ко в распространение знаний, но также в формирование лично-сти обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потреб-ностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития об-разования разных уровней. В условиях современного социаль-но-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей ис-тории, относятся к важнейшим направлениям социальной ра-боты.

Политика субъектов Федерации в области образования оп-ределяется как федеральным, так и региональным законодатель-ством и должна вестись на основе региональных образователь-ных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

Сама образовательная структура представляет собой дос-таточно сложный феномен, так как она включает в себя учреж-дения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрос-лым возможности получения образования, так и их профессио-нальная подготовка. Система образовательных учреждений ох-ватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

Проблемы в сфере культуры и досуга .

На протяжении мно-гих лет истории Советского Союза развитие культурно-досуго-вой деятельности осуществлялось на базе постулата, сформу-лированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное вре-мя личности есть пространство ее действительного развития.

Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспита-ние населения. Коммерческая успешность досуговой деятель-ности была вторичной. Напротив, государство выделяло значи-тельные средства на создание и поддержание деятельности те-атров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бес-платно либо за доступную для населения плату.

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельнос-ти был характерен только для нашей страны. Большинство го-сударств, именуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение меж-ду культурой и просвещением как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отрас-лью коммерческой деятельности, главной целью которой явля-ется извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов ре-ализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, ин-формационными сетями.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств. Активно орга-низуются спортивные или художественные кружки на муни-ципальном или общинном уровне как форма социальной рабо-ты с детьми и молодежью, способ вытеснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к куль-турно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой дея-тельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает оп-ределенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, полнос-тью использовать отпуск. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свободным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ведет к материальным трудностям, пси-хологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше времени на работу на садовом (дачном) участке, приоб-ретение дополнительного источника дохода (шитье, вязание, вышивание, различного рода ремонтные работы и т. д.). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выста-вок и т. д.), домашние настольные игры, дневной сон и т. д.

У лиц возраста от 16 до 30 лет включительно остаются по-пулярны спортивные соревнования, дискотеки, клубы по инте-ресам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизи-лось количество молодых людей, интересующихся искусством, занимающихся прикладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появил-ся “зажиточный” слой молодежи и лиц среднего возраста в воз-расте от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекцио-нирование, посещение ресторанов, баров, игорных и развлека-тельных заведений.

Уменьшение у большинства населения экономических воз-можностей для отдыха связано также с сокращением традици-онных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, Украине и Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоров-ления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокра-щению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится к числу важнейших функ-ций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затра-ченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рас-сматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных групповых конфликтов.

Решение жилищных проблем является важнейшим элемен-том обеспечения социального развития, в серьезной степени свя-зано не только с экономикой, но также с идеологией социально- экономической направленности движения страны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и ме-тодов их достижения. Плановая экономика неоднократно про-возглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жи-лищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противоре-чие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными по-казателями.

Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставле-нию жилья, однако дает возможность его приобретения на ры-ночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, ка-кие может себе позволить потребитель. Противоречие этой мо-дели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяю-щие удовлетворять жилищные потребности на рыночной осно-ве. Следует заметить, что большинство типов социальных госу-дарств проводят жилищную политику, обусловливающую пре-доставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

Помимо сферного подхода проблемы социальной работы можно выстроить также на основе ее ориентации на социально-демографические группы населения: проблемы детей и подро-стков, социальные проблемы молодежи, женщин, пожилых лю-дей и проч. Такой подход позволяет сосредоточить в едином со-держательном и организационном блоке все проблемы, касаю-щиеся данной социально-демографической группы, и наметить пути их разрешения.

По такому принципу построены президентская программа “Дети России”, федеральные программы “Старшее поколение”, “Планирование семьи”, “Профилактика безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних”.

Однако выделение отдельных блоков в структуре соци-альных проблем имеет свои сложности. Предполагается, что объектом социальной работы в данном случае являются наибо-лее нуждающиеся в помощи категории населения: уязвимые, социально “слабые”. Однако субъективное представление о со-циальной “слабости” не всегда совпадает с объективным содер-жанием этого понятия, особенно в настоящее время, когда слож-но выделить в нашей стране социально “сильную” категорию.

Так, принято формировать особый подход в отношении женщин, и это совершенно справедливо: женщины находятся в трудной социальной ситуации из-за необходимости совмеще-ния своих семейных и внесемейных ролей, материнства и внедомашней занятости. Это общемировая проблема, которая сво-еобразно решается в различных обществах, но нигде еще не на-шла оптимального разрешения. Однако в настоящее время весь-ма уязвимой социально-демографической категорией в нашей стране становятся мужчины, с их крайне низкой средней ожи-даемой продолжительностью жизни, высоким уровнем смерт-ности от неестественных причин, особенно в трудоспособном и детородном возрастном диапазоне 20-40 лет, неблагоприятным образом жизни и состоянием здоровья.

Сложными остаются проблемы пожилого населения России; положение стариков оказывает шокирующее эмоционально--психологическое воздействие на каждого человека.

Однако пристальное исследование данного вопроса показы-вает, что объективно наиболее уязвимой категорией в России является детское поколение, тяжелое социальное положение которого накладывает отпечаток на процесс их развития и за-тем на всю дальнейшую жизнь.

Разумеется, концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве выз-вана в значительной степени дефицитом социально-экономичес-ких ресурсов, невозможностью организации всеохватной соци-альной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход, ситуативно объяснимый в условиях кризиса и даже продуктивный, с точки зрения кон-центрирования ресурсов различных ведомств на проблеме оп-ределенной социальной группы может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность.

Поэтому, планируя социальные мероприятия в отношении по-жилых и престарелых, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом, работоспособном возрасте, чтобы потом проявиться в пенсионные годы. Пытаться воздействовать только на последнее звено этой неразрывной цепочки было бы нецелесообразно. Кро-ме того, такой подход обусловливает деятельность, построен-ную на началах социального реагирования: определенные ме-роприятия или комплексы мероприятий в ответ на имеющиеся трудности. Меньше выражено стремление предотвращать по-явление этих трудностей. Можно сказать, что такой подход ори-ентирован скорее на выживание определенных групп населе-ния, чем на социальное развитие всего общества.

Вопросы и задания

1. Раскройте проблемы в сфере социально трудовых отно-шений.

2. Какие проблемы характерны в сфере охраны здоровья?

3. Назовите социоэкологические проблемы современности.

4. Какие проблемы существуют в сфере образования, сфе-ре культуры и досуга?

5. Назовите проблемы в жилищно-коммунальной сфере.

6. Охарактеризуйте современные демографические проб-лемы.