На индекс глобальной конкурентоспособности отрицательное влияние оказывает. Всемирный индекс конкурентоспособности (IMD)

НАВСТРЕЧУ 75-ЛЕТИЮ ВАВТ

Индекс глобальной конкурентоспособности: вопросы методологии построения и оценки

ЕЕ. Рогатных

Кандидат экономических наук (Всероссийская академия внешней торговли)

Участие страны во внешнеэкономических связях становится непременным условием обеспечения экономического роста и социального прогресса. В связи с этим большое значение приобретает имидж страны в глазах инвесторов и торговых партнеров. Для формирования объективного мнения каждый участник внешнеэкономической деятельности стремится собрать максимально полную и всестороннюю информацию о стране - потенциальном партнере, понять, каковы ее конкурентоспособность и место в мировой экономике. Политическая стабильность и открытость рынков, уровень гражданских свобод и производительность труда, степень зрелости финансовой системы и качество трудовых ресурсов - эти и многие другие вопросы волнуют политиков и бизнесменов во всех странах.

В последние годы было предложено несколько методик расчета показателей, которые учитывали бы все аспекты, влияющие в конечном итоге на конкурентоспособность страны в современном мире. В 2004 году экспертами Всемирного экономического форума был разработан и предложен новый показатель - Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) - (ИГК). С 2006 года ИГК стал рассматриваться в качестве основного показателя для сравнительной оценки конкурентоспособности различных стран мира.

При расчете индекса ключевые факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность экономики, объединены в девять базовых опорных групп:

1. институциональная среда

2. состояние инфраструктуры,

3. макроэкономические показатели,

4. развитие здравоохранения и начального образования,

5. высшее образование и профессиональное обучение,

6. эффективность рынка,

7. технологическая восприимчивость,

8. организация бизнеса и деловая практика,

9. инновации.

Институциональная среда включает в себя существующую систему государственных и частных организаций, а также существующие правила и деловую практику, которые определяют взаимоотношения экономических субъектов в стране. Для оценки того, насколько деятельность государства способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики, при построении ИГК рассматриваются, в частности, следующие вопросы:

^ степень подотчетности правительственных органов гражданскому обществу;

^ независимость судебной системы в

^ уважение прав собственности;

^ уровень вмешательства государства в деятельность частного сектора экономики;

^ коррумпированность государственных чиновников;

^ качество бюджетной политики (делается попытка оценить, являются ли государственные расходы бессмысленной тратой общественных ресурсов или реальным вкладом в решение социальных и экономических проблем в стране);

^ уровень личной и общественной безопасности в стране, эффективность деятельности полиции и специальных служб, обеспечивающих безопасность.

Для оценки влияния деятельности частных организаций и институтов на уровень конкурентоспособности страны при расчете ИГК обращается особое внимание на состояние корпоративной этики и прозрачность деятельности компаний. Считается, что наличие корпоративных скандалов, несоблюдение норм отчетности, нарушение прав миноритарных акционеров, некачественный менеджмент подрывают доверие потребителей и инвесторов и снижают, в конечном итоге, конкурентоспособность страны в целом.

Состояние инфраструктуры во

многом определяет величину операционных расходов предприятий. В ИГК анализируются три основные компонента инфраструктуры: энергообеспечение, транспорт и услуги связи. Развитая инфраструктура способствует сокращению издержек на транспорт и связь, дает возможность более эффективно использовать энергию.

Макроэкономические показатели включены в Индекс глобальной конкурентоспособности, так как именно макроэкономическая стабильность является важным условием для привлечения инвестиций в экономику и достижения устойчивого экономического роста. Показатели, рассматриваемые при расчете ИГК, характеризуют, прежде всего, финансовую ситуацию в стране. В частности, учитываются сальдо государственного бюджета, норма накопления, уро-

вень инфляции, различие в процентных ставках, размер государственного долга. Помимо чисто финансовых характеристик в группу макроэкономических показателей включен показатель реального обменного курса национальной валюты, который складывается под воздействием национальных внешнеторговых операций.

Однако, как подчеркивают составители ИГК, для определения конкурентоспособности страны анализа показателей данной группы явно недостаточно, так как существует целый ряд примеров того, что страны со сходными макроэкономическими показателями демонстрируют большие различия в конкурентоспособности. Это объясняется тем, что в современных условиях все возрастающее влияние на динамику эффективности производства оказывают факторы из других опорных групп.

Развитие здравоохранения и начального образования имеет ключевое значение для обеспечения конкурентоспособности страны. Особенно важной эта группа показателей является для развивающихся экономик. Так, в некоторых африканских странах из-за широкого распространения инфекционных болезней, включая СПИД, дети, родившиеся в начале текущего десятилетия, вряд ли смогут дожить до сорокалетнего возраста, если кардинальным образом не будет улучшено состояние здравоохранения в этих странах. Низкая продолжительность жизни не только сокращает период производительного труда работников, но и приводит к дополнительным издержкам предприятий, которые вынуждены вкладывать дополнительные средства в подготовку новых кадров. Расходы на здравоохранение в современных условиях все чаще рассматриваются как производительные расходы. Так, по оценкам экспертов ВОЗ возврат ресурсов, вложенных в здравоохранение, может достигать в рамках национальной экономики 500%.

Не менее важным для обеспечения устойчивого роста является развитие начального образования. По данным ЮНЕСКО, во многих развивающихся странах еще чрезвычайно высок уровень неграмотности. Так, например, в Индии до настоящего времени неграмотно почти 40% населения. От-

сутствие элементарной грамотности практически отстраняет людей от участия в современном производстве, является ограничителем роста и развития национального бизнеса.

Высшее образование и профессиональное обучение объединяются в пятую опорную группу и являются факторами, которые определяют в XXI веке перспективы роста и развития любой экономики.

Для обеспечения устойчивого положения в глобальной экономике страна должна вкладывать ресурсы в подготовку квалифицированной рабочей силы, которая могла бы быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям современного производства. Постоянное обучение персонала без отрыва от производства становится необходимым условием для повышения конкурентоспособности любой страны. В качестве примера можно привести опыт небольшой Финляндии, которая все последние годы входит в число лидеров по глобальной конкурентоспособности. Во многом успех Финляндии объясняется именно постоянным вниманием государства к совершенствованию образовательной системы и подготовке кадров, что в значительной степени создает основу для высокой конкурентоспособности страны на мировом рынке.

При расчете индекса учитываются не только доля населения со средним и высшим образованием, но и качество образования и науки в стране. В частности, в ИГК учитываются оценки бизнесом качества образовательной системы, уровень подготовки по математике и естественным наукам, качество организации школьного обучения. Следует подчеркнуть, что именно математика и естественные науки во многом определяют возможности страны для повышения и сохранения конкурентоспособности.

Эффективность рынка - в данную группу объединены 23 аспекта, характеризующие особенности функционирования различных национальных рынков. Общая идея данной группы показателей - оценить, насколько эффективно используются в стране имеющиеся факторы производства. В частности, учитываются особенности правовой системы и системы налогообложения, время необходимое для открытия нового дела и сте-

пень внутренней конкуренции, регулирование рынка труда и взаимосвязь роста производительности и роста оплаты труда, особенности финансовой системы. В качестве отдельного аспекта оценивается устойчивость банковского сектора. Данный аспект был включен в систему показателей в связи с тем, что устойчивая финансовая система все в большей степени становится ключевым элементом национальной инфраструктуры, обеспечивающей рост и развитие экономики. Многие финансовые кризисы последних десятилетий, особенно на формирующихся рынках (в Бразилии, России, Турции), были спровоцированы именно неразвитостью национальных финансово-банковских систем, отсутствием у центральных банков реальных рычагов воздействия на экономику.

Технологическая восприимчивость оценивает способность экономики использовать существующие в мире технологии для повышения эффективности национального производства. Технологическая восприимчивость той или иной экономики во многом зависит от уровня доступности информации и коммуникационных технологий. Так, например, рост производительности труда в США, зафиксированный в последнее десятилетие, является особенно значимым в таких отраслях, как розничная и оптовая торговля, в которых особенно широко внедрялись информационные технологии.

В данной группе также учитываются показатели, характеризующие правовые нормы, регулирующие распространение информационных и коммуникационных технологий; данные по прямым инвестициям, связанным с привлечением зарубежных технологий, количеству персональных компьютеров и пользователей Интернет.

Развитие бизнеса и деловой практики - это чрезвычайно важная составляющая успешного функционирования высокотехнологичных предприятий. В данную группу включаются показатели, характеризующие количество и качество местных поставщиков, доступ к квалифицированной рабочей силе, уровень развития производственных процессов, долю в национальном производстве высокотехнологичной продукции, характер конкурентных преимуществ национального бизнеса.

Инновации - это характеристики, формирующие девятую группу, приобретают особое значение для стран с наиболее развитыми экономиками, где повышение эффективности производства напрямую зависит от разработки и создания высокотехнологических производственных процессов,товаров и услуг. Необходимым условием обеспечения конкурентоспособности таких стран становится, в частности, выделение значительных средств как бизнесом, так и государством на научные исследования, наличие научно-исследовательских организаций высокого уровня, сотрудничество науки и бизнеса в проведении исследований, наличие механизмов защиты интеллектуальной собственности.

Автор-разработчик ИГК профессор Хавьер Сала-и-Мартин подчеркивает, что факторы, входящие в каждую из этих групп, взятые по отдельности не могут обеспечить высокую эффективность экономики. Так, например, увеличение расходов на образование не принесет желаемых результатов, если законодательные ограничения будут создавать препятствия для специалистов впервые выходящих на рынок труда. Таким образом, для достижения высокого уровня конкурентоспособности необходимо уделять внимание состоянию факторов, формирующих каждую из девяти групп.

Однако, с другой стороны, важность одних и тех же факторов для развития стран, находящихся на различных стадиях экономического развития, будет различаться. В наименее развитых странах особое значение для активизации экономического роста и подъема конкурентоспособности ключевое значение будут иметь такие факторы, как борьба с неграмотностью и создание базовой инфраструктуры. В более развитых экономиках эти задачи уже решены, и ключевую роль начинают играть совсем другие факторы - организация бизнеса и технологическая восприимчивость. Для учета данных различий при расчетах ИГК выделяются три основные стадии экономического развития (табл. 1):

1. стадия экстенсивного роста - это этап, когда экономическое развитие опирается на наличие базисных факторов производства (сырье и дешевая рабочая сила);

2. стадия эффективного роста предполагает переход к сложным производствам и технологиям. На данной стадии рост заработной платы приводит к снижению значение базисных факторов и возрастает роль создаваемых факторов;

3. стадия инновационного роста - это период, когда конкурентоспособность страны обеспечивается за счет технологического лидерства, создания новых технологий и уникальных продуктов.

Таблица 1

Факторы, являющиеся ключевыми на разных стадиях экономического развития

Стадия экономического развития страны Ключевые группы факторов

Стадия экстенсивного роста Базисные факторы: - институциональная среда; - состояние инфраструктуры; - макроэкономические характеристики; - развитие здравоохранения и начального образования

Стадия эффективного роста Факторы, способствующие росту эффективности производства: - высшее образование и профессиональное обучение; - эффективное функционирование рынков; - технологическая восприимчивость

Стадия инновационного роста Инновационные факторы: - уровень развития бизнеса и деловой практики; - инновации

Для каждой стадии экономического развития рассчитывается свой субиндекс. Обеспечение конкурентоспособности страны требует развития факторов во всех девяти группах, но значение факторов от-

дельных групп на различных стадиях развития различается, в связи с этим при подсчете ИГК каждому субиндексу на различных стадиях роста придаются свои веса (таблица 2):

Таблица 2

Веса субиндексов на разных стадиях экономического развития

Базисные факторы Факторы, способствующие росту эффективности производства Инновационные факторы

Стадия экстенсивного роста 50% 40% 10%

Стадия эффективного роста 40% 50% 10%

Стадия инновационного роста 30% 40% 30%

Критерием отнесения страны к той населения, рассчитанная по официальному

или иной группе стала величина ВВП на душу валютному курсу (табл.3.):

Таблица 3

Величина ВВП на душу населения на разных стадиях экономического развития

Стадия экономического развития ВВП на душу населения в долл. США в год

1 - Стадия экстенсивного роста Менее 2000

Переход от стадии 1 к стадии 2 2000 - 3000

2 - Стадия эффективного роста 3000 - 9000

Переход от стадии 2 к стадии 3 9000-17000

3 - Стадия инновационного роста Более 17000

В странах, осуществляющих переход от одной стадии развития к другой, веса меняются постепенно по мере роста экономики.

Индекс глобальной конкурентоспособности измеряется от 1 до 7. При расчете ИГК используется информация двух видов. С одной стороны, это статистические данные по странам, включая конкретные цифры по объемам экспорта, дефициту государствен-

ного бюджета, детской смертности и т.д., а с другой, - результаты опросов представителей бизнеса, которые оценивают ситуацию в стране по шкале от 1 до 7. В 2006 году для получения информации было опрошено 11 тысяч представителей бизнеса в 125 странах. Для трансформации реальных статистических данных в шкалу от 1 до 7 используется следующая формула:

6 ^ (страновое значенние - минимальное значение) +1 (максимальное значение - минимальное значение)

Под максимальными и минимальными значениями понимаются максимальные и минимальные значения из всех

имеющихся данных по странам. В 2006 году ИГК был рассчитан для 125 стран и территорий.

Таблица 4

Страны - лидеры по глобальной конкурентоспособности в 2006 году

1. Швейцария 5,81

2. Финляндия 5,76

3. Швеция 5,74

4. Дания 5,70

5. Сингапур 5,63

7. Япония 5,60

8. Германия 5,58

9. Нидерланды 5,56

10. Великобритания 5,54

11. Гонконг 5,46

12. Норвегия 5,42

13. Тайвань 5,41

14. Исландия 5,40

15. Израиль 5,38

16. Канада 5,37

17. Австрия 5,32

18. Франция 5,31

19. Австралия 5,29

20. Бельгия 5,27

62. Российская Федерация (справочно) 4,08

Лидерство Швейцарии, Финляндии и Швеции в 2006 году объясняется хорошим функционированием национальных институтов, стабильными макроэкономическими характеристиками, наличием первоклассных условий для развития образования и инноваций, а также высоким качеством ведения бизнеса.

Российская Федерация находится в середине списка стран по уровню глобальной конкурентоспособности. Следует отметить, что показатели конкурентоспособности России за последний год ухудшились, и она опустилась с 53 на 62 место. ИГК России складывается из следующих значений:

Таблица б

Базисные факторы 4,43

Институциональная среда 2,97

Состояние инфраструктуры 3,52

Макроэкономические характеристики 4,95

Развитие здравоохранения и начального образования б,29

Факторы, способствующие росту эффективности производства 3,91

Высшее образование и профессиональное обучение 4,44

Эффективность функционирование рынков 4,20

Технологическая восприимчивость 3,10

Инновационные факторы 3,55

Уровень развития бизнеса и деловой практики 3,S3

Инновации 3,2S

Таким образом, основываясь на данных "Глобального доклада по конкурентоспособности 2006-2007”, можно констатировать, что наиболее проблемными в российской экономике с точки зрения обеспечения

ее международной конкурентоспособности являются состояние ее институциональной среды, уровень технологической восприимчивости и недостаточное развитие инноваций.

Литература:

1. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. Дом "Вильямс", 2005.

2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006

3. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М.: Международные отношения, 2003

4. The Global Competitiveness Report 2004-2005, 2006-2007. World Economic Forum. Geneva, Switzerland.

Международные экономические отношения.

2-е издание, переработанное и дополненное. Учебник.

Под редакцией И.П. Фаминского.

М.: Экономистъ, 2004. - 880 с.

Книга написана коллективом авторов (И.П. Фаминский, Л.В. Сабельников, В.Ю. Пресняков, И.С. Муха-метшин, А.Н. Каменский, А.С. Булатов, И.А. Спиридонов, М.В. Кулаков, К.Г. Сусанян) и используется при чтении лекций, в том числе и ВАВТ. Первое издание книги появилось еще в 2001 г. Но потребовалось еще одно издание, т.к. интерес к данной тематике высок.

Учебник состоит из пяти разделов и 32 глав. Конечно, даже в этом фундаментальном труде удалось рассмотреть далеко не все проблемы, относящиеся к международным экономическим отношениям. Но на сегодня это, пожалуй, один из наиболее полных и обстоятельных учебников по данной теме.

Индекс глобальной конкурентоспособности

Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией - Всемирный экономическим форумом, ВЭФ (World Economic Forum, WEF), в 1986 году. The Global Competitiveness Report, отчет, подготавливаемый World Economic Forum каждый год. Индекс показывает относительную позицию страны среди более 130 стран, для которых имеются необходимые данные. Предлагаются два разных, но, как считают авторы, взаимодополняющих рейтинга.

(Global Competitiveness Index, GCI)

(Business Competitiveness Index, BCI).

Оцениваются следующие 12 столпов конкурентоспособности:

(1) институты;

(2) инфраструктура;

(3) макроэкономическая стабильность;

(4) здравоохранение и начальное образование;

(5) высшее образование и профессиональная подготовка;

(6) эффективность рынка товаров;

(7) эффективность рынка труда;

(8) развитость финансового рынка;

(9) способность быстро осваивать новые технологии;

(10) общий размер рынка;

(11) развитость бизнеса;

(12) инновации

Специалистами ВЭФ выделяют три группы стран, в зависимости от стадии развития:

1. Страны, конкурентоспособные на внешних рынках за счет развития факторов производства (природных ресурсов)

2. Страны, конкурентоспособные на внешних рынках за счет усиления эффективности производства (роста инвестиций)

3. Страны, конкурентоспособные на внешних рынках за счет за счет инноваций

Таблица 2. Оценка конкурентоспособности стран по методологии ВЭФ.

Источник http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2010-11.pd

Можно сказать, что именно в показателях и состоит главное различие в методологических подходах Давосского ВЭФ и Лозаннского IMD при исследовании мировой карты конкурентоспособности. Если ВЭФ строит свои выводы на показателях, где лишь одна треть - это твердая статистика, а две трети - экспертные оценки, полученные путем опросов, то рейтингование IMD осуществляется на основе обратного соотношения: две трети твердой статистики и одна треть - экспертных оценок. Причем статистические данные берутся из официальных (международных, национальных и региональных) источников. Оценочные же данные собираются путем проведения опроса 4 тыс. менеджеров и бизнесменов из разных стран и компаний. Кроме того, в расчет принимаются данные за предыдущий пятилетний период, а их точность обеспечивается сотрудничеством между IMD и 57 партнерами - научными и исследовательскими учреждениями со всего мира.



В настоящее время РФ находится на второй стадии развития.

Впервые Россия была представлена в аналитическом докладе о конкурентоспособности стран мира в 1994 году, однако страна не ранжировалась среди других государств мира по совокупному индексу конкурентоспособности, а была представлена лишь в сравнительных таблицах по основным макроэкономическим показателям и специальных таблицах по отдельным факторам конкурентоспособности. В список стран мира, ранжируемых по конкурентоспособности на мировом рынке, Россия впервые была включена лишь в 1996 году, заняв в нем последнее - 48-е место и уступив практически всем промышленно развитым государствам и новым индустриальным странам.

В индексе конкурентноспособности Россия была

75й в 2005-2006 гг.,

62й в 2006-2007 гг.,

58й в 2007-2008 гг. (оценивались 127 стран)

51й в 2008-2009 гг.,

63 й в 2010-2011 гг., (оценивались 139 стран)

67-й в 2012-2013гг. (оценивались 131).

Отметим, что в настоящее время основные выявленные сравнительные преимущества Российской Федерации на мезоуровне сосредоточены в нефтяной и газовой отраслях, а также в промышленности черных и цветных металлов. Наибольшие выявленные сравнительные недостатки характерны для средств дорожного транспорта, промышленного оборудования, электротехники, телекоммуникационного оборудования, медицинских препаратов, овощей, фруктов, мяса.

Таблица 3. - Сравнительные показатели глобальной конкурентоспособности России и некоторых зарубежных стран.

Россия Турция Бразилия Индия Китай
Индекс глобальной конкурентоспособности в том числе
Макроэкономическая стабильность
Инфраструктура
Здравоохранение и образование
Институты
Эффективность финансового рынка
Эффективность бизнеса
Инновации

Индекс глобальной конкурентоспособности стран за 2018 год показал, что экономика США ближе к «идеальному государству», чем любая другая страна. По шкале от 0 до 100 Америка набрала 85,6 баллов, за ней следуют Сингапур (83,5 балла), Германия (82,8 балла), лидер прошлогоднего рейтинга Швейцария (82,6 балла) и Япония (82,5 балла).

Под конкурентоспособностью авторы , представленного на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF) понимают способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан.

Вот как выглядит топ-10 самых конкурентоспособных стран 2018 года


Рейтинг конкурентоспособности стран 2018

Почему Америка стала самой конкурентной в глобальном плане страной мира

WEF выделяет три аспекта превосходства США среди 140 экономик мира. Это размер рынка, инновационная экосистема (включая предпринимательскую культуру, ее открытость и гибкость) и стабильность.

Тем не менее, США рано почивать на лаврах. По данным ВЭФ, Америка отстает от других стран с развитой экономикой в ​​отношении общественного здравоохранения. В настоящее время в стране средний возраст дожития составляет 67,7 лет. Наблюдается и ухудшение безопасности, так как количество убийств в пять раз превышает средний показатель по другим странам с развитой экономикой. Более того, США занимают 40-е место по такому показателю как система сдержек и противовесов, 15-е место по уровню независимости судей и 16-е место по уровню коррупции.

Зато если рассматривать инновации, то тут американская экономика очень сильна. «Инновации стали одним из важнейших условий для всех стран с развитой экономикой и является приоритетом для растущего числа развивающихся стран. Уже подавляющее большинство из них изо всех сил пытаются сделать инновации важным двигателем роста» , — пишут авторы доклада. «Результаты показывают, что в мире существует всего несколько инновационных тяжеловесов, включая Германию, Соединенные Штаты и Швейцарию».

Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира


Место России в рейтинге конкурентоспособности

Российская Федерация находится на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста, и «прыгнула» сразу на две строчки вверх в сравнении с 2017 годом. Перспективы роста российской экономики составляют в нынешнем году 1,7% и это наивысший показатель за пять лет.

Улучшение показателей России эксперты ВЭФ объясняют стабилизацией условий макроэкономического развития, благоприятными обстоятельствами для инновационного развития и внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнь граждан страны.

А слабыми сторонами РФ являются финансовый и потребительский рынки, а также здравоохранение. По уровню развитости они находятся на 86, 83 и 100 местах соответственно. По одной из 12 ключевых «опор» — а именно институтам — Россия набрала всего 52,7 балла, оказавшись на 72-е месте списка.

Самая неконкурентоспособная страна в мире

На региональном уровне страны Африки к югу от Сахары лидируют по концентрации самых неэффективных экономик мира. Восемь из 10 наименее конкурентоспособных стран находятся именно в этом регионе.

А самым неконкурентоспособным государством в 2018 году является Чад (140-е место, 35,5 балла из 100 возможных). На втором месте с конца расположился Йемен (36,4 балла), а замыкает тройку аутсайдеров Гаити (36,5 балла).

Почему глобальная конкурентоспособность имеет значение? Авторы доклада считают, что она способствует повышению уровня жизни и создает ресурсы, необходимые для достижения широкого спектра социальных целей.

Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности

В 2018 году эксперты ВЭФ использовали новую методологию для создания своего ежегодного доклада. Это было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием массового внедрения киберфизических систем — так называемой Четвертой промышленной революции.

В Индексе было использовано 98 показателей и 12 «столпов» конкурентоспособности, исходя из которых 140 стран оценивались по:

  1. качеству своих институтов;
  2. инфраструктуре;
  3. внедрению информационных и коммуникационных технологий;
  4. макроэкономической стабильности;
  5. здоровью населения;
  6. высшему образованию и профподготовке;
  7. потребительскому рынку;
  8. рынку труда;
  9. финансовой системе;
  10. размеру внутреннего рынка;
  11. динамике развития бизнеса;
  12. инновационному потенциалу.

Для каждого столпа использовалась шкала от 0 до 100. Чем больше страна набрала баллов, тем ближе ее экономика к идеальному состоянию или «границе» конкурентоспособности.

Государства во всем мире пытаются получить признание не только своего народа, но и завладеть первыми строчками разных рейтингов. Каждая страна старается быть лучшей в чем-то одном или во всем сразу. Державы признают самыми культурными, наиболее демократическими, экономически развитыми, мирными или мощными. Везде преуспеть государству не удастся. Тем не менее существуют и такие державы, которые борются за первенство во всем.

Из всего разнообразия почетных наград можно выбрать первое место и в еще одном рейтинге, который зависит от глобального индекса конкурентоспособности. Об этом подробнее поговорим дальше.

Экономика - непростая штука

Большинство стран мира имеет свои стратегические цели. Но есть те, которые старается выполнить любая держава. Важным для государства является обеспечение экономического роста. Сюда же можно отнести борьбу за благосостояние каждого гражданина.

Такая стратегия предполагает не просто старание власти улучшить уровень жизни, но и определяет дополнительные требования к управлению социально-экономическим развитием. Некоторые государства выбрали путь через инновационные технологии. Как показал опыт международных отношений, именно благодаря такой стратегии страны «экономического чуда» смогли улучшить свой финансовый рост. Оказывается, на индекс глобальной конкурентоспособности влияет стимулирование инновационной деятельности.

Но такая экономическая модель неподвластна всем государствам. Есть и те, которые до сих пор не могут наладить эффективную стратегию по развитию инноваций. К таким можно отнести не только Российскую Федерацию, но и остальные

Нужно что-то предпринимать

Предпринимательская деятельность является движущей силой в развитии конкурентоспособности. Конечно, наряду с ней существует много факторов, тем не менее именно благодаря предпринимательству возможно повлиять на инновационные технологии. В свою очередь, этот тип деятельности подвластен многим показателям, которые отражают экономическую политику страны и положение государственных учреждений.

Кто главный?

В 1971 году был создан Всемирный экономический форум (ВЭФ). Эта организация известна тем, что ежегодно собирает глав государств в Давосе. Помимо лидеров, сюда приезжают руководители бизнеса, и журналисты. Уже 45 лет на форуме обсуждают вопросы, связанные не только с экономикой, но и другими острыми мировыми проблемами: охрана окружающей среды и здравоохранение.

Стоит отметить, что это швейцарская организация, основателем которой стал профессор Клаус Шваб. На данный момент он же и бессменный руководитель. Существует здесь и постоянный исполнительный орган - Совет директоров. Членство в ВЭФ имеют около 1000 компаний, организаций всего мира.

Всемирный экономический форум создан не только для дискуссий. Еще одной его задачей остается исследование сфер политики и экономики. В 1979 году был введен ежегодный доклад касательно глобальной конкуренции. Он оценивал более сотни стран мира по двум критериям: индекс потенциального роста и конкурентоспособность.

Экспертно-аналитическое исследование

Ранее эта выпускала лишь отчеты. Но уже с 2004 года создала непосредственно рейтинг государств, который основывался на индексе. Этот показатель оценивает возможности страны к обеспечению высокого уровня благосостояния граждан. Также учитывалась эффективность использования внутренних ресурсов, поддержка уровня жизни, производительность труда и качество услуг.

Задачи ВЭФ

Прежде чем вычислить индекс глобальной конкурентоспособности, специалисты должны проанализировать общедоступные статистические сведения и результаты глобального анкетирования глав компаний.

По определению организации, национальная конкурентоспособность - это возможности державы и её учреждений влиять на стабильный рост экономики. Исследователи нашли связь между уровнем конкурентоспособности и благосостоянием граждан. Чем выше первый показатель, тем положительнее второй.

Цель индекса

Задумка форума состоит в том, что государству необходимо использовать полученные результаты исследования. Эта оценка позволяет понять, что стране надо стремиться к устранению сложностей на пути к улучшению экономического развития и конкурентоспособности. Индекс является инструментом в изучении проблемных секторов экономической политики и разработке стратегии по усовершенствованию политической модели.

Влияние

Представители ВЭФ утверждают, что для определения конкурентоспособности нужно уделить внимание многочисленным и разноплановым факторам. Очевидно, что влияние на экономику может быть отрицательным по ряду причин: сюда входит и неплодотворное регулирование бюджета страны, высокие показатели инфляции.

В свою очередь, есть и те факторы, которые положительно влияют на экономику: обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, прогрессивная судебная система, взвешенные политические решения.

Не только институционные факторы могут сказываться на финансовой системе. Есть также обучение и переквалификация рабочего персонала, возможность круглосуточного образования и технологического развития. Все факторы могут по-разному влиять на ту или иную экономическую систему.

Составляющие элементы

Известно, что в анализе индекс глобальной конкурентоспособности ВЭФ объединяют с индексом конкурентоспособности бизнеса. Решающее слово все же за первым показателем. Кстати, этот индекс был создан ученым Ксавье Сала-и-Мартином, который преподает в Он-то как раз и разработал эту оценку для Всемирного экономического сообщества.

Итак, чтобы определить балл, нужно обратиться к 113 переменным. Часть из этих факторов сформирована благодаря глобальным опросам, часть состоит из статистических данных и результатов исследования. Все 113 переменных распределены на 12 категорий. Они были выбраны благодаря эмпирическим и теоретическим исследованиям.

Но стоит отметить, что ни одна из этих переменных не сможет самостоятельно дать государства. Кроме того, все факторы связаны между собой. Производительность рынка товаров и услуг зависит от квалификации и профессионализма рабочей силы.

Чтобы контролировать макроэкономическое постоянство, необходимо эффективно распоряжаться бюджетом страны, пресекать коррупцию и обеспечивать прозрачность экономической системы. Предприниматели могут организовывать новые технологии только в том случае, если полученная прибыль превысить инвестиционные расходы.

Таким образом, ясно, что индекс глобальной конкурентоспособности страны возглавляют те страны, которые могут проводить всеобъемлющую политику, оглядываясь на целый ряд факторов и взаимосвязь между ними.

В чем различие?

Исследователи ВЭФ первостепенно учитывают прогресс экономики той или иной державы. При этом они прослеживают и её развитие на разных стадиях. Толкование каждой переменной для государства связано с её начальными обстоятельствами или со структурными и организационными параметрами. Эти данные позволяют позиционировать державу среди других сквозь призму развития.

Ученые ежедневно работают над методологией вычисления, чтобы индекс глобальной конкурентоспособности оставался объективным и адекватным механизмом контроля уровня экономики при постоянных изменениях в глобальной среде.

Методология

Итак, как уже говорилось ранее, исследование анализирует 113 показателей. Они объединяются в 12 категорий. Всего лишь 34 переменных рассчитаны по общедоступным статистическим данным. Сюда входит внешний долг, уровень жизни и другие показатели. Остальная часть факторов относится к глобальному опросу, в который входит мнение более 14 тысяч руководителей компаний.

По этому принципу государства распределяют по стадиям развития экономики. В этом случае учитывают только ВВП на душу населения. Хотя есть и исключения, к примеру, для России в этом случае применяют второй критерий - степень зависимости развития страны от основных факторов. Такая привилегия применима в том случае, когда государство имеет зависимость от минеральных ресурсов.

Стадии

Как уже говорилось ранее, прежде нужно определить стадию развития державы. Всего их 5: к факторному развитию относится 37 экономик стран. В их число входит большинство африканских государств, а также Индия, Кыргызская Республика, Вьетнам и т. д.

Вторая группа - это переходная стадия от факторного развития к эффективному. В этой категории находятся 16 государств: Азербайджан, Иран, Молдова, Монголия и др. В третью группу входит вторая стадия развития - эффективная. Здесь насчитывается 30 экономик: Украина, Китай, Сербия, Южная Африка, Болгария, Армения и т. д.

Четвертая группа также считается переходной стадией, но уже от эффективной к инновационной. В этой категории находится 24 экономики: Россия, Бразилия, Казахстан, Турция, Уругвай, Польша, ОАЭ и др. Последняя группа - это третья стадия развития. К инновационной экономике относят 37 стран: среди них большинство европейских, также США, Австралия с Новой Зеландией, Южная Корея, Япония и др.

Исследование 2016 года

В 2016 году уже прошел Всемирный экономический форум. Исследование в этот раз охватило анализ 138 стран. конкурентоспособности 2016-2017 снова расставил по местам государства. Теперь каждое правительство имеет результат, на который может опираться.

Лидером этой гонки остается Швейцария. Она занимает первую строчку уже восемь лет подряд. После неё все так же остались Сингапур и США. Их глобальный индекс конкурентоспособности 2016 года составляет 5.8 и 5.7 единиц. Эти государства являются лидерами в снабжении всего мира инновационными изделиями и услугами.

С прошлого года не трансформировалась и десятка лидеров. После Швейцарии, Сингапура и США Индекс 5.6 получили Нидерланды и Германия, 5.5 - Швеция, Великобритания, Япония и Гонконг, 5.4 - Финляндия и Норвегия.

Потеря позиций

Исследование этого года показало, что наблюдаются и негативные тенденции. Глобальный индекс конкурентоспособности 2016 года зависит и от воздействия других организаций на государства. Речь идет о ЕС. Усилия этого института сохраняют брешь между европейскими державами. Рейтинг показывает то, что страны Северной и Западной Европы возглавляют экономический «хит-парад». А вот Южная часть страдает от финансового упадка, что сказывается на показателях Индекса. Испания заняла 32-е место, Италия - 44, Греция за последний год переместилась вниз на пять позиций и занимает 86 строчку.

Ближний Восток и Северная Африка по-прежнему продолжают спускаться. Катар в прошлом году занимал 14-е место, ныне находится на 18. Саудовская Аравия тоже сдала четыре позиции и находится на 29-й строчке. Снова в этом году не получил глобальный индекс конкурентоспособности Ирак. Это указывает на то, что ситуация в стране очень плачевная.

Центральная и Южная Африка тоже пасет задних. Лидерами остаются: Маврикий на 45 строчке, Южная Африка - на 47 и Руанда - на 52. Все остальные государства, которые находятся на этой территории, сильно отстают. Каждому из них необходима внешняя помощь, которая усилила бы экономическое развитие и повысила бы индекс глобальной конкурентоспособности.

Страны СНГ

Российская Федерация, в отличие от многих других держав, сумела подняться на две ступени и заняла 43-е место. Экономика странны в данный момент находится в рецессии, но положительный результат был получен благодаря эффективности внутреннего рынка и сокращению бюрократических препятствий. Также прогресс наблюдается в образовании. Вниз страну тянет высокая инфляция, низкий приток капитала.

Казахстан в глобальном индексе конкурентоспособности получил 53-е место. Сравнительно с минувшим годом это очень плохой результат, так как держава спустилась аж на 11 позиций. По пяти критериям из 12 Казахстан заметно улучшился, остальные 7, наоборот, показывают регресс. Есть факторы, которые положительно повлияли на Глобальный индекс конкурентоспособности 2016. Казахстан достиг прогресса по инновационным технологиям, предпринимательству, среднему и высшему образованию.

Украина показала негативный результат. Она упала с 79 места на 85-е. Главными проблемами страны считают политическую нестабильность, коррупцию, инфляцию, государственную бюрократию и высокие налоги.

Азербайджан улучшил свой прошлогодний результат на три ступени и занял 37 место. Ныне это государство является лидером среди стран СНГ. Положительный результат показал Таджикистан, переместившись с 80 места на 77-е. Армения также улучшилась на три позиции и находится на 79 месте. А вот значительно ухудшили свои показания Молдова (100) и Кыргызстан (111). В первом случае страна спустилась на целых 16 позиций, а во втором - на 9.

Всемирный индекс конкурентоспособности (IMD).

Этот индекс, появившийся в 1996 г., рассчитывается по методике европейского Института менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующегося в Лозанне (Швейцария).

Этот институт ежегодно проводит исследование конкурентоспособности стран и публикует рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook). При этом под конкурентоспособностью понимается умение национальной экономики создавать условия для успешного ведения бизнеса.

Исследуются следующие факторы национальной среды:

  • состояние экономики;
  • эффективность государственного управления;
  • эффективность бизнеса;
  • инфраструктура.

Каждый из этих факторов делится на пять подфакторов, каждый из которых более подробно описывается соответствующими критериями. Эти 20 подфакторов обобщают информацию по 333 критериям, хотя каждый из подфакторов не обязательно имеет одинаковое число критериев .

Состояние экономики - 79 критериев. Дастся макроэкономическая оценка национальной экономики, исследуются следующие направления: «Внутренняя экономика», «Международная торговля», «Международные инвестиции», «Занятость» и «Цены».

Эффективность государственного управления - 62 критерия. Исследуются следующие направления: «Государственные финансы», «Бюджетноналоговая политика», «Институциональная структура», «Бизнес-законодательство» и «Социальная структура».

Эффективность бизнеса - 78 критериев. Национальная бизнес-среда оценивается с точки зрения уровня инновативности, прибыльности и ответственности. Исследуются следующие направления: «Производительность и эффективность», «Рынок труда», «Финансы», «Практика управления, «Эффективность бизнеса».

Инфраструктура - 114 критериев. Понятие «инфраструктура» здесь применяется условно, так как речь идет об оценке не только технологических, но и научных и человеческих ресурсов, которые отвечают потребностям бизнеса. Анализируются следующие направления: «Базовая инфраструктура», «Технологическая инфраструктура», «Научная инфраструктуры», «Здоровье и окружающая среда», «Образование».

Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Данный индекс является сводным показателем конкурентоспособности страны. Он рассчитывается Всемирным экономическим форумом ежегодно начиная с 2004 г. Для этого рассчитываются макроэкономические показатели, наиболее важные для экономического роста. Информационная база для расчетов на 2/3 формируется из экспертного мнения представителей бизнеса, политических кругов и государственного менеджмента и на 1/3 из открытых материалов статистических данных, социологических обзоров и научных исследований, публикуемых в печати и осуществляемых на регулярной основе международными организациями 1 . Это индекс также вполне применим к оценке уровня социально-экономического развития регионов.

Инновационный потенциал и конкурентоспособность компаний входят в перечень контрольных показателей данного индекса.

Следует отметить, что зачастую в иностранных рейтингах инновационная составляющая развития оценивается в составе комплексных индексов конкурентоспособности. Например, кроме индекса глобальной конкурентоспособности можно назвать индекс конкурентоспособности бизнеса (BCI), индекс развитости коммуникационной среды (NRI), индекс технологических достижений UNDP (TAI).

Но существуют и специализированные индексы инновационного развития. Например, индекс способности к инновациям , также рассчитываемый Всемирным экономическим форумом. Все индексы направлены на оценку реальных достижений, при этом используется как метод опросов, так и обработка статистических показателей. Часто применяются показатели количества патентов страны, числа ученых и инженеров, занятых в исследованиях и разработках, но могут использоваться и косвенные показатели, например число студентов .

В России использование специализированных индексов затруднено из-за низкой достоверности статистики инновационной деятельности и отсутствия многих показателей в региональном разрезе.

Оценка эффективности развития регионов. Как видно из анализа способов и методов расчета всех вышеупомянутых индексов, они отличаются друг от друга составом показателей, включаемых в расчеты, и способом их обобщения. Подбор и обоснование этих показателей каждый раз опирается на некоторые субъективные оценки. Поэтому разные подходы дают разные результаты. Необходим показатель, который выступал бы единым мерилом оценивания уровня социально-экономического развития регионов.

Рассмотрим подход, когда под эффективностью понимается отношение результатов к затратам. Под региональным результатом можно использовать различные показатели, например валовой региональный продукт В, а под затратами - амортизационные отчисления А, материальные затраты в производственных отраслях региона М, фонд заработной платы тех же отраслей региона 3, затраты на услуги непроизводственного характера в регионе З у. Тогда эффективность регионального развития будет определена по формуле

У данного подхода к оценке эффективности региональной деятельности есть недостаток - он не отражает социальную сторону развития.

Другой подход - по оценке уровня макроэкономических показателей. Ранжирование уровня социально-экономического развития может осуществляться как на основе комплексного показателя, так и какого-то одного, например показателя ВРП на душу населения.

Если же учитывать факторы сложно формализуемые, но при этом имеющие большое социальное значение, например факторы военно-политической и общественно-политической среды регионов, то в этом случае придется опираться на экспертные оценки, т.е. субъективную оценку.

Разнообразие индексного подхода применительно к оценке конкурентного уровня социально-экономического развития регионов не позволяет решить главную задачу - дать объективную оценку этого уровня и провести сравнительный анализ неравномерности регионального развития.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов. Создание необходимых и благоприятных условий для ведения бизнеса и экономического роста, повышения качества жизни населения происходит путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона.

К двум основным подходам можно отнести следующие страновые рейтинги:

  • рейтинг стран по уровню привлекательности ведения в них бизнеса (Всемирный банк) включает в себя шесть самостоятельных индексов;
  • индекс экономической свободы включает в себя девять самостоятельных индексов 1 .

Для оценки регионов было разработано большое количество методик, которые сейчас широко используются. Однако все множество методов и рейтингов можно разделить на небольшое количество типов. Так, сотрудники Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В. Брызгалин и О. Буклемишев, выделяют два основных типа рейтингов :

  • 1) сравнительные индикаторы, помогающие инвесторам в целом оценить положение дел в разных регионах с точки зрения развития в них бизнеса;
  • 2) управленческий инструмент властей, способствующий выработке мер по совершенствованию инвестиционной среды.

Статистические исследования последних лет показали, что инвестиционный климат в регионах России неблагоприятен и неоднороден, т.е. отличается от региона к региону, при этом государство заинтересовано в том, чтобы понять, за счет чего успешные регионы становятся успешными. В связи с этим Агентство стратегических инициатив (АСИ) в 2012 г. запустило пилотный проект Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Федерации. Целью данного проекта является оценка действий органов регионального управления по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

В результате был разработан региональный инвестиционный стандарт, который внедрялся в 11 пилотных регионах. С 2013 г. АСИ приступило к масштабированию стандарта. Агентство осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп .

Оценка экономической безопасности или устойчивого развития региональных социально-экономических систем. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам, однако такие противоречия все же могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие.

Федеральный уровень власти может обеспечить защиту лишь от крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается большим количеством разнообразных угроз, многие из которых носят локальный характер.

Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов. Целями применения подобной методики являются 1:

  • оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;
  • оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;
  • разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образований одного региона