Финансовые ресурсы системы обязательного социального страхования. Финансовые основы системы обязательного социального страхования. Управление системой ОСС

Страхование вкладов - вид имущественного страхова­ния, по которому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае банкротства коммерческого банка.

Система страхования вкладов призвана выполнять следующие две функции:

1) финансовую поддержку банков (кредитных учреждений), ока­завшихся на грани неплатежеспособности;

2) защиту вкладчиков от полной потери их вкладов (депозитов) в случае финансовых затруднений у банковских учреждений.

Фонд обязательного страховании вкладов - это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за сет:

1) страховых взносов;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных ФЗ;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса в соответствии с ФЗ;

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Допускается размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

42. Прекращение договора страхования, причины признания его недействительным.

Договор страхования прекращается в случаях:

1) истечение срока действия;

2) исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;

3) неуплата страхователем взносов в установленные сроки;

4) ликвидация страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерть страхователя, являющегося физическим лицом;

5) ликвидация страховщика;

6) принятия судом решения о признании договора недействительным.

Прекращается досрочно по требованию страхователя или страховщика (не обходимо уведомить сторону не менее чем за 30 дней), если это предусмотрено условиями договора, а также по соглашению сторон.

Если договор прекращается по требованию страхователя:

Страховщик возмещает ему сумму выплаченных страховых взносов за истекший период за вычетом понесенных расходов;

При нарушении правил страховщиком, он должен вернуть страхователю выплаченные страховые взносы без всяких вычетов.

Если договор прекращается по инициативе страховщика:

Внесенные страховые взносы должны быть выплачены страхователю полностью;

При нарушении правил страхователем, страховая компания возмещает ему выплаченные страховые взносы за вычетом понесенных расходов.

Договор страхования считается недействительным:

1) договор страхования имущества заключен при отсутствии у стра­хователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застра­хованного имущества;

2) отсутствие письменного согласия застрахованного лица на заключение договора личного страхования в пользу другого лица;

3) сообщение страхователем страховщику заведомо ложных све­дений, имеющих значение для определения вероятности страхо­вого случая и размера возможных убытков;

4) завышение страховой суммы, явившееся следствием обмана со стороны страхователя;

5) если он заключен после страхового случая;

6) если объектом страхования является имущество, под­лежащее конфискации на основании вступившего в закон­ную силу соответствующего решения суда. Договор страхования признается недействительным судом, арбитражным или третейским судами.

Социальное страхование является важнейшим элементом социальной защиты населения, оно представляет собой и особую финансовую систему. Главными элементами финансовой системы социального страхования являются:

  • оплата страховых взносов,
  • образование фондов социального страхования,
  • реализация социальных выплат.

Рисунок 1. Финансовый механизм социального страхования. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основы финансового механизма социального страхования

Специфика всякого страхового механизма заключена в образовании целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов всех участников таких фондов. По экономическому содержанию фонды социального страхования обладают той же страховой природой. Однако социально регулируемый и обязательный характер данных фондов принес определенные особенности в их практическое функционирование и организацию:

  • обязательное участие работодателей в оплате премий по страхованию;
  • установление "ограниченной" (с целью осуществления принципа социальной солидарности) эквивалентности между выплатами и взносами;
  • определение размера, порядка расчета выплат и взносов, других существенных условий страхования государственными законодательными нормами;
  • существование обязательной государственный ответственности за платежеспособность и финансовую устойчивость системы социального страхования, которая включает предоставление государственных субсидий и дотаций;
  • подконтрольность фондов государственным властным органам.

Изначально финансовое участие государства в социальном страховании не задумывалось. Но в силу политических и социальных факторов государство вынуждено было подключиться к финансированию системы страхования, что было предопределено следующими обстоятельствами:

  1. необходимость внесения страховых взносов за те категории населения, не обладавшие трудовым доходом, но имели нужду в социальной помощи (пенсионеры, дети, безработные);
  2. предоставление дополнительных средств для социальных выплат в увеличенных размерах тем гражданам, которые в силу специфики собственного труда и положения в социуме потребовали более высокого уровня социальных гарантий (профессии увеличенного риска, граждане, которые проживают в особенных территориальных зонах, и пр.);
  3. обязательства регулирования социального страхования государством, что предполагало дотирование бюджета системы прямого типа в случае обоснованной нехватки собственных средств.

Место государства в финансовом механизме социального страхования и его методики

Во всяком случае государственное финансовое участие было продиктовано главным образом принятием на себя новых социальных функций защиты требуемого уровня жизни населения, что в настоящий момент стало главным признаком социально-ориентированной экономики. Во-первых, достижение стабильности в социуме потребовало дополнительного распределения доходов в системе социального страхования не только согласно действию социальных рисков, но и при учете материального положения застрахованных. Во-вторых, государство вынуждено было скорректировать меру компенсации ущерба конкретными стандартами, при этом ограничив социальную нагрузку на экономическую среду.

Замечание 1

Социальное страхование является социальноориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от социальных рисков, которые определяются социальной политикой государства.

Чем меньше будет нарушен принцип эквивалентности социальных выплат и страховых взносов, тем ближе финансовый механизм по социальному страхованию будет к "страховому" механизму. Чем сильнее и чаще применяется принцип солидарности в противопоставление эквивалентности меж страховыми выплатами и взносами, тем ближе механизм социального страхования к бюджетному социальному обеспечению государства.

Страховые фонды формируются по определенным правилам, преследуя цель максимальной компенсации рисков при минимальных необходимых тратах участников схемы страхования.

Социальное страхование применяет две методики покрытия рисков:

  1. распределение вероятностного ущерба меж всеми участниками фонда за счет предварительной оплаты взносов;
  2. капитализация, предусматривающая индивидуальное накопление взносов любого из участников к моменту выплаты страхования.

Капитализация в сфере страхования не применяется в качестве самостоятельного механизма, а лишь в слиянии с распределением. Это значит, что часть взносов поступает в так именуемый рисковый фонд, средства которого направлены на выплаты по страхованию тем застрахованным, кто в силу раннего совершения риска не сумел накопить собственный индивидуальный страховой фонд.

Замечание 2

Механизм капитализации используется в основном в долгосрочных видах страхования, к примеру, в пенсионном.

Методика формирования фондов страхования, основанная на распределении ущерба, в страховании социального типа получила наименование "pay-as-you-go", то есть текущие расходы - за счет текущих доходов.

Методика формирования фондов страхования, основанная на накоплении, обладает несколькими названиями:

  • «капитализация»,
  • "фондированная система",
  • "система индивидуальных накопительных счетов".

Страховые выплаты будут равняться оплаченным страховым взносам, которые увеличены на определенную норму доходности или, наоборот, взносы страхования будут находиться в зависимости от величины планируемых выплат при учете дисконтирования.

Наличествуют объективные факторы, которые ограничивают использование фондированных систем страхования для покрытия социальных рисков в масштабе государства, на которые указывает множество современных экономистов.

Капитализация предполагает веское превышение доходов над расходами в фондах страхования, чтобы всегда существовали временно свободные деньги для инвестирования, притом в долгосрочной перспективе. По-другому рисковый фонд на покрытие выплат в пользу современных бенефициаров в системе капитализации не позволит сформировать индивидуальные фонды страхования.

1. Финансовая система: содержание и функции.

2. Перечислите факторы, которые объединяют финансы внебюджетных фондов в финансовую систему.

3. Назовите источники формирования денежных ресурсов системы ОСС

4. Охарактеризуйте понятие «бюджет фонда ОСС», его функции.

5. Бюджетная система обязательного социального страхования.

6. Назовите органы, которые разрабатывают и принимают бюджеты фондов ОСС.

7. Охарактеризуйте основные принципы бюджетной системы ОСС.

· принцип единства бюджетной системы РФ;

· принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

· принцип самостоятельности бюджетов;

· принцип сбалансированности бюджета;

· принцип гласности;

· принцип адресности;

8. Формирование доходной части бюджетов Фондов ОСС

9. Источники доходов бюджета фондов ОСС.

10. Охарактеризуйте особенности исполнения бюджетов в каждом фонде ОСС.

Список литературы

1. . – М.: МГТУ, -1999. – 527с. – ISBN 5-7218-0191.

2. [Текст] / °

3. [Текст] /

5. Фильев, В. И. Социальное страхование в России и зарубежных странах. Практическое пособие [Текст] / В.И. Фильев. — М.: 1998. – ISBN 5-7849-0054

6. Экономика и социология труда: учебник /под ред. д. э. н., проф. А. Я. Кибанова [Текст] / А. Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2003.-584с. — ISBN 5–16-000980-9.

7. Юрский, В. С. Концептуальные модели государственного социального страхования [Текст] / В. С.Юрский. – М.: РГИУ, 2001. –435с.- ISBN 5–82647–634–7.

Тема 12. Проблемы, недостатки и перспективы системы обязательного социального страхования

1. Проблемы формирования финансовых ресурсов обязательного социального страхования.

2. Назовите факторы, определяющие возможности формирования ресурсной базы ОСС в современной России.

3. Перечислите недостатки действующей системы ОСС.

4. В чем заключается деформация собственности системы ОСС.

5. Назовите деформации распределительных отношений, которыехарактерны для ОСС.

6. Охарактеризуйте возможные пути реформирования действующей системы ОСС.

7. Последствия огосударствления системы ОСС.

8. Нарушение принципов социального страхования в действующей системе ОСС. Последствия этих нарушений.

Список литературы

1. Бабич, А.М. Экономика социального страхования: учебное пособие [Текст] / А. М. Бабич, Е. В. Егоров . – М.: МГТУ, -1999. – 527с. – ISBN 5-7218-0191.

2. Павлюченко, В. Г. Социальное страхование: Учебное пособие [Текст] / В. Г. Павлюченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2007. – 412 с. – ISBN – 5-91131-202-6

3. Пантелеева, Т. С. Экономически основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов. [Текст] / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. – М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 160 с.

4. Роик, В. Д. Основы социального страхования. [Текст] / В. Д. Роик. – М.: Анкил, 2005. – 256с.

Принципы управления системой обязательного социального стра­хования

Тема 6. Управление системой социального страхования

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осущест­вляет управление системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, со­здаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федераль­ными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Средства обязательного социального страхования являются федераль­ной государственной собственностью.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется феде­ральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.

Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обя­зательного социального страхования.

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на пари­тетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обя­зательного социального страхования осуществляется в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федера­ции имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использовани­ем средств обязательного социального страхования.

Бюджетный процесс в системе обязательного социаль­ного страхования:

1. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхо­вания на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

2. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных ви­дов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входятв состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средствв бюджеты обязательногосоциального страхования являются:

страховые взносы;

дотации, другиесредства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пеня;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;


доходы от размещения временно свободных денежных средств обяза­тельного социального страхования;

иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Установление тарифов страховых взносов на обяза­тельное социальное страхование:

1. Тарифы страховых взносов на обязательноесоциальное страхованиеустанавливаются федеральным законом.

2. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное со­циальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

3. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязатель­ное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения опреде­ляются федеральными законами о конкретных видах обязательного социаль­ного страхования.

Расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования и отчеты, об их исполнении:

1. Денежные средства бюджетов обязательного социального страхова­ния расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о кон­кретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обяза­тельного социального страхования на очередной финансовый год.

2. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхо­вания за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерально­го Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Хранение денежных средств обязательного социального страхования:

1. Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных бан­ков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

2. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательно­го социального страхования не взимается.

Государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования:

1. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных уста­новленных федеральными законами расходов Правительство Российской Фе­дерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного со­циального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

2. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в по­рядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Финансовая система: содержание и функции

Характеристика системы ОСС будет незаконченной и неполной, если не рассмотреть ее финансовые основы и соответствующую им систему финансово-экономических отношений. Это предполагает необходимость выяснения особенностей финансовой деятельности фондов обязательного социального страхования, порядка формирования и использования ими страховых средств, место и роль их бюджетов в обеспечении социальной защиты населения, путей повышения эффективности финансовой деятельности ОСС. Начнем выяснение этих проблем с вопроса, что такое финансы?

В ходе экономических реформ, в процессе создания системы ОСС была сформирована финансовая система обязательного социального страхования для решения задач защиты населения от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер. Эта система характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, финансовая система ОСС организационно не является единой. Это означает, что аккумуляция, хранение и использование накопленных денежных средств осуществляется через отдельные специальные внебюджетные фонды.

В настоящее время существуют три федеральных фонда: ПФР, ФСС РФ, ФФОМ С и 79 территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Все они входят в финансовую систему России, являясь крупнейшими финансовыми институтами по мобилизации денежных средств, используемых на выплату страховых пособий (пенсий по старости, инвалидности, потере кормильца, пособий по временной нетрудоспособности по болезни, материнству и детству, страховых выплат в связи с травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями, на оказание медицинских услуг и т. д.).

Одновременно внебюджетные фонды являются важнейшими элементами бюджетной системы России. Вместе с тем, несмотря на организационно-финансовую самостоятельность каждого из фондов социального страхования, есть все основания говорить о единой финансовой системе обязательного социального страхования.

Во-первых, сконцентрированные финансовые ресурсы в этих фондах используются для достижения единой цели - обеспечения воспроизводства индивида или поддержание нормального уровня жизнедеятельности при наступлении страхового случая. Именно благодаря этому общему финансовому ресурсу обеспечивается страховая защита человека на протяжении всего жизненного цикла - от рождения до смерти.

Во-вторых, по своей экономической сущности (природе) финансовые ресурсы всех этих фондов идентичны: они представляют собой часть необходимого продукта, или отложенную часть заработной платы работника для поддержания своей жизнедеятельности при наступлении страхового случая.

В-третьих, средства, аккумулируемые в фондах социального страхования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Экономически необоснованное перераспределение ограниченных финансовых ресурсов системы ОСС в пользу одних фондов за счет средств других фондов всегда ведет к снижению уровня социальной защиты по отдельным видам социального страхования. Действующая система ОМС является наглядным примером того, что по причине недофинансирования уровень и качество медицинских услуг до последнего времени находились в критическом состоянии.

Финансы фондов ОСС обладают рядом качеств, придающих им статус самостоятельного финансового института.

Эта самостоятельность обусловливается тем, что, во-первых, во внебюджетных фондах консолидируются финансовые ресурсы застрахованных, которые по своему экономическому содержанию принципиально отличаются от бюджетных средств; во-вторых, строго целевым характером их использования, а именно на страховую защиту застрахованных; в-третьих, особым организационно-правовым статусом, предполагающим автономность и независимость от государственного бюджета.

Направленность использования финансовых ресурсов в финансовой системе ОСС носит долговременный и устойчивый характер. Расходные статьи внебюджетных фондов в отличие от бюджетов разных уровней (федерального, регионального и т.п.) не подвержены резким изменениям. Если здесь и имеют место колебания, то они незначительны.

Важно также подчеркнуть и такой момент: финансовая система ОСС концентрирует значительные финансовые ресурсы. В совокупных расходах правительства доля этих расходов превысила 25%.

Из этого можно сделать однозначный вывод, что финансовая система ОСС в значительной степени сняла бремя социальных расходов с государства. Поэтому от ее устойчивости и эффективности во многом зависят уровень и качество социального обеспечения застрахованных. Вместе с тем, как показывает опыт западных стран, потенциал возможной концентрации финансовых ресурсов в системе ОСС далеко не исчерпан.

Теперь рассмотрим, за счет каких источников формируются денежные ресурсы финансовой системы ОСС. Такими законодательно закрепленными источниками являются:

Средства, поступающие в фонды социального страхования в виде страховых взносов (с 2001 г. в виде ЕСН) в соответствии с установленными тарифами для каждого вида социального страхования;

Средства, поступающие из федерального и региональных бюджетов в соответствии с действующим законодательством;

Средства от инвестирования временно свободных средств;

Средства, взыскиваемые со страхователей в виде штрафов, пени за нарушение сроков и размеров внесения взносов или налога в фонды ОСС;

Добровольные взносы юридических и физических лиц в фонды ОСС.

Финансовые средства перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством и Положением о порядке уплаты ЕСН и страховых взносов.

Таким образом, функцию консолидации, хранения и использования финансовых средств в системе ОСС осуществляют фонды социального страхования. Консолидированные в них средства составляют финансовую основу ОСС. Формой или финансовым механизмом реализации этой функции является бюджет фонда. В действующей системе обязательного социального страхования каждый фонд имеет свой бюджет.

Это бюджет ПФР, бюджет ФСС, бюджет ФФОМС и бюджеты ТФОМС.