Финансовые операции как проявление финансовых отношений. Сущность финансов и их функции. В. создание материальных благ

Финансы – это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукута, поступлений от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у экономичнеских субъектов (государства, организаций и домохозяйств) и используемых в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Финансовые отношения не могут не сопровождаться деньгами. Финансы это всегда деньги, но деньги не всегда равны финансам. Если на отдельных стадиях воспроизводственного процесса не происходит движение денег, то на этом этапе не могут возникнуть финансовые отношения.

Термин «финансы» исторически появился значительно позднее, чем отношения, которые им обозначаются. Исторически зарождение финансовых отношений связано с появлением государства в эпоху рабовладения, когда были уплачены первые обязательные платежи в денежной форме. Современную рыночную экономику невозможно представить без многообразия финансовых операций. Субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, привлекают средства на возвратных и безвозвратных началах для расширения дела, создания новых продуктов, внедрения новых технологий. В то же время они могут разместить временно свободные денежные средства на банковских депозитах, приобрести ценные бумаги, на долевых условиях участвовать в инвестиционных проектах других субъектов. Полученная коммерческими организациями прибыль распределяется между собственниками, участниками. Все организации и граждане уплачивают налоги и другие обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы государства, могут покупать государственные и муниципальные ценные бумаги. При этом существует и обратная связь: население получает социальные выплаты: пенсии, пособия, стипендии; предприниматели могут получить государственную финансовую поддержку, государство финансирует учреждения, оказывающие социальные услуги, размещает временно свободные бюджетные средства, средства резервов на финансовых рынках.

Все эти операции объединяет денежная форма, и при этом движение денежных средств является самостоятельным (без встречного движения товаров и денег). Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением .

Объектом распределения, осуществляемого посредством финансовых операций, являются валовой внутренний продукт (ВВП), поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства.

В отдельные периоды врмени в мире использовались и неденежные формы распределения, которые не относятся к финансовым отношениям. Таким образом, финансовые отношения представляют ту часть распределительных отношений, которая выражается в денежной форме. Поэтому финансовые отношения находятся на пересечении денежных и распределительных отношений в общей системе экономических отношений.

Назначение финансов.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, поступлений от ВЭД, части национального богатства. Это распределение и перераспределение приводит к тому, что на основе финансовых операций у разных экономических субъектов увеличиваются или расходуются доходы, иные поступления, накопления. Финансовые операции обеспечивают многоуровневое распределение и перераспределение, к которому относится межгосударственное, межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, в сложноинтегрированных субъектах хозяйствования (например, холдингах) – внутрихозяйственное. Наиболее крупные перераспределительные процессы, в которых участвуют практически все субъекты экономики – перераспределение через бюджеты бюджетной системы государства, а также через финансовый рынок. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

ЗАДАНИЕ 2. Выберите правильные ответы на поставленные вопросы:

1. Укажите те операции, которые можно отнести к финансовым (в рамках распределительной концепции):

· уплата налогов в федеральный бюджет

· выплата зарплаты работникам коммерческой организации

· оплата организацией товаров в безналичной форме

· использование средств бюджета на финансирование социальной сферы

· получение организацией займа, предоставленного другой организацией

2. Организационно-правовая форма организации влияет на:

· состав источников формирования уставного капитала

· объем финансовой ответственности по хозяйственному договору

· порядок распределения прибыли

· порядок уплаты налога на прибыль организаций

· порядок использования имущества организации при ее ликвидации

3. Отраслевые факторы оказывают влияние на следующие элементы финансового механизма коммерческой организации:

· направления использования прибыли

· размеры отчисления из прибыли в резервный фонд (фонды)

· виды ответственности по обязательствам организации

· виды налоговых обязательств

· источники формирования финансовых ресурсов организации

4. Укажите организационно-правовую форму некоммерческой организации, которая не предполагает формирование доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности этой организацией:

· потребительский кооператив

· государственная корпорация

· союз

· некоммерческое партнерство

5. Доля каких видов расходов снижается в семейном бюджете с ростом доходов населения?

· личные накопления и сбережения

· расходы на жилье

· расходы на питание

· расходы на услуги

· расходы на налоги и другие финансовые платежи

6. Большая доля перераспределения средств в бюджетной системе характерна для государства:

· с федеративным устройством

· с унитарным устройством

7. Для финансового рынка характерно:

· создание первичных доходов

· перераспределение первичных доходов

· ускорение оборачиваемости средств

· возможность концентрации средств для осуществления долгосрочных инвестиций

· возможность спекулятивных операций

8. Укажите тождественные понятия:

· денежные средства и финансовые ресурсы

· финансовое воздействие и финансовое регулирование

· фискальная политика и бюджетная политика

· контрольная функция финансов и финансовый контроль

· финансовый рынок и рынок финансовых услуг

9. Предварительный финансовый контроль осуществляют:

· законодательные органы государственной власти

· налоговые инспекции

· органы Федерального казначейства

· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

· Министерство финансов РФ.

10. К функциям Министерства финансов Московской области относится:

· разработка финансовой политики Московской области

· лицензирование аудиторской деятельности на территории Московской области

· регистрация налогоплательщиков на территории Московской области

· разработка проекта областного бюджета и его исполнение

ЗАДАНИЕ 3. Дайте ответы на следующие поставленные вопросы (кратко):

Укажите источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций

1)средства юр. и физ. лиц: благотворительные взносы, гранты, спонсорские взносы пожертвования;

2) бюджетные средства и средства ГВФ: бюджетные субсидии, бюджетные ассигнования;

3) вклады учредителей, участников: взносы учредителей, членские, вступительные, паевые взносы;

4) доходы от предпринимательской деятельности.

Изобразите на схеме соотношение понятий «общественные отношения», «производственные отношения», «распределительные отношения», «денежные отношения», «финансовые отношения»


Экономические отношения Производств.

Отношения

Денежные Финансо-

Отношения вые

Отношения Распределительные

Отношения

Общественные

В процессе своей деятельности организация осуществляет различные финансовые операции, связанные как с прямой деятельностью организации, так и для обеспечения стабильного функционирования по основной деятельности организации.

Помимо основной деятельности связанной непосредственно с финансовыми операциями, все организации участвуют в денежных отношениях. Организации производственной сферы и сферы услуг пользуются услугами банков с обслуживанием операций по счетам, используют услуги лизинга со стороны соответствующих организаций и т.п.

Все организации участвуют в финансовых отношениях, как со стороны клиента, так и со стороны организации по предоставлению финансовых услуг.

Финансовые операции в каждой организации различны, это связанно с ее организационно-правовой формой и направлением основной деятельности. Финансовая операция - сделки и другие действия граждан или юридических лиц с финансовыми средствами независимо от формы и способа их осуществления, связанные с переходом права собственности и иных прав, включая операции, связанные с использованием финансовых средств в качестве средства платежа.

Финансовые операции являются важнейшим элементом экономических отношений.

Рассмотрим основные финансовые операции организаций.

Лизинг - это предоставление права на пользование движимым или недвижимым имуществом путем передачи его во владение на определенный срок или неопределенное время за периодически выплачиваемую компенсацию.

Лизинг представляет собой, как правило, трехсторонний комплекс отношений, в которых лизинговая компания по просьбе и указанию пользователя приобретает у изготовителя оборудование, которое затем сдает ему во временное пользование.

У финансовым операциям относятся в том числе и кредитные операции. Кредитные операции- это отношения между кредитором и заемщиком (дебитором) по предоставлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности.

Банковские кредитные операции подразделяются на две большие группы:

1)активные, когда банк выступает в лице кредитора, выдавая ссуды;

2)пассивные, когда банк выступает в роли заемщика (дебитора), привлекая деньги от клиентов и других банков на условиях платности, срочности, возвратности.

Субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются хозяйствующие субъекты, население, государство и сами банки. Под объектом кредитования следует понимать цель кредита..

Цель кредита выражает конкретные временные потребности в дополнительных денежных средствах хозяйствующих и других субъектов рынка, на удовлетворение которых может быть предоставлен кредит. . Необходимость кредита вытекает из особенностей кругооборота капитала. У одних хозяйствующих субъектов в определенные промежутки времени появляется временно свободные денежные средства, у других появляется потребность в них, которая удовлетворяется с помощью кредита.

Кредитные операции коммерческих банков играют важную роль в рыночной экономике.

Классификация банковских кредитов осуществляется по целому ряду признаков: категориям заемщиков, характеру обеспечения, срокам и методам погашения и т.д.

Кредиты, предоставляемые корпоративным клиентам;

Кредиты под залог недвижимости;

Кредиты конечному потребителю, главным образом на покупку автомобилей и других потребительских товаров длительного пользования с погашением в рассрочку;

Кредиты другим кредитно-финансовым учреждениям, в том числе иностранным банкам, посредникам на фондовой бирже.

В зависимости от обеспечения кредиты делятся на обеспеченные и необеспеченные или без обеспечения (бланковые кредиты).

Обеспеченные кредиты (кредиты, предоставляемые под обеспечение, против обеспечения), в свою очередь, подразделяются по виду обеспечения на вексельные, подтоварные и фондовые (под ценные бумаги).

Вексельные кредиты занимают большое место в операциях коммерческих банков осуществляющих финансирование международной торговли.

Коммерческие банки учитывают не все векселя, а только те из них, которые, в свою очередь, могут быть переучтены в центральном банке. В отличие от учетной операции ссуды под залог векселей означают лишь временный переход векселя от его владельца к банку - по истечения срока ссуды заемщик погашает ее вместе с процентами и получает вексель обратно. При ссудах под залог векселей банк выдает заемщику обычно лишь 60-80% валюты векселя (денежной суммы, обозначенной на векселе).

Подтоварные кредиты банков включают ссуды под залог товаров и товарных документов (дубликатов железнодорожных накладных, варрантов, коносаментов). Подтоварные кредиты выдаются обычно в размере 50-70% рыночной стоимости закладываемых товаров. Главным при этом является требование к качеству товаров, к высокой степени его реализуемости в случае непогашения или задержки с погашением кредита.

Фондовые кредиты, т.е. ссуды под ценные бумаги, предоставляются банками обычно в размере части курсовой стоимости ценных бумаг, которые переходят к банку от заемщика лишь временно в качестве обеспечения ссуды до момента ее возврата вместе с процентами.

Несмотря на то, что реальное обеспечение служит одним из путей уменьшения риска кредитных операций, примерно половина всех банковских ссуд предоставляется без обеспечения или в форме бланковых ссуд. Такие кредиты банки обычно предоставляют крупным торгово-промышленным компаниям, с которыми они тесно связаны и в платежеспособности которых уверены. Как правило, чем крупнее заемщик и чем больше сумма кредита, тем скорее он будет предоставлен без обеспечения.

Одной из форм банкового кредита является овердрафт - оплата счетов, чеков клиента (торгово-промышленной компании, частного лица или другого финансово-кредитного учреждения) сверх остатка на его текущем счете или в отсутствие такового. Обычно клиент имеет предельный лимит по овердрафту, в пределах которого он может использовать любую сумму. В отличие от других форм банковских кредитов овердрафт и его величина могут базироваться на устной договоренности; в этом случае не требуется заключения каких-либо формальных соглашений. Вместе с тем в ряде случаев овердрафт может носить обеспеченный характер, когда в качестве обеспечения выступают различные ценные бумаги. Овердрафт в целом является очень дорогим кредитом, и в то же время в современных условиях многие крупные банки не взимают процент по овердрафту в течение определенного периода, по истечении которого ставка возрастает многократно по сравнению с обычными рыночными ставками.

Контокоррентный кредит также может предоставляться в банковой форме. Контокоррент - это единый активно-пассивный счет, через который проводятся все кредитные операции банка с клиентами: в дебет (актив) этого счета записываются ссуды, предоставленные банком клиентам, а в кредит (пассив) - все суммы, поступающие от клиентов в виде вкладов и возврата ссуд. При кредитовом остатке на счете (клиент является кредитором банка) клиенту начисляется процент на депозит, и, наоборот, при дебетовом сальдо (клиент является должником банка) с клиента взимается процент в пользу банка за пользование кредитом. В пределах оговоренной суммы кредита клиент может получать и погашать ссуды как полностью, так и по частям.

В зависимости от срока кредиты могут быть краткосрочными - сроком до одного года, предоставляемые на 3, 6 и т.п. месяцев, среднесрочными (от 1 года до 7- 8 лет) и долгосрочными (на срок более 8 лет). В России краткосрочными считают ссуды, предоставленные на срок до полугода, среднесрочными - от полугода до года, долгосрочными - свыше года.

Кредиты могут носить разовый характер (простая срочная ссуда) или возобновляемый (онкольный кредит, погашаемый по требованию банка).

С точки зрения возврата (погашения основной суммы долга и процентов) кредиты могут погашаться одним взносом (например, плата за обучение) или серией платежей. Проценты могут выплачиваться в момент погашения основной суммы долга, равными суммами на протяжении всего срока кредита, в момент предоставления ссуды. Примером последнего служит учет векселя, при котором банк выплачивает валюту векселя за вычетом процента.

По характеру кредитования различают: прямые кредиты (когда банк непосредственно кредитует заемщиков); покупку (учет) коммерческих векселей, банковских гарантий и банковских акцептов (когда банки замещают прежних кредиторов в кредитной операции); приобретение долговых обязательств у фирм, продающих товары в рассрочку.

Также финансовыми операциями являются расчеты с поставщиками и потребителями услуг.

К поставщикам и подрядчикам относятся предприятия и организации. поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, к потребителям услуг относятся категория граждан, получающая определенные услуг от данной организации за материальное вознаграждение.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, производятся на основании заключенных организацией договоров поставки. Оказание услуг клиентам осуществляется также на основании заключенных договоров.

В договорах содержится вид поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчетов (условия платежей).

Расчеты с поставщиками и потребителями осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, одновременно с ними либо авансом. Платежи со счетов организаций производятся в календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Платежи на счета организации производятся согласно условиям договора.

Расчеты с поставщиками осуществляются с применением различных форм расчетов - платежные поручения, платежные требования аккредитивы, чеки. Также возможны расчеты с помощью векселей, либо же наличные расчеты с передачей денежных средств непосредственно в кассу поставщика, подрядчика (сейчас они ограниченны суммой в 100 тыс. рублей). Расчеты клиентов с организацией осуществляются в наличной или безналичной форме (через банки, платежные терминалы). Форма расчетов устанавливается в договоре, контракте.

В результате расчетных взаимоотношений с поставщиками возникает задолженность предприятия.

Частью оборотных активов организации, направленной на расчеты с физическими и юридическими лицами, является дебиторская задолженность. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников предприятий и клиентов организации. При расчетах с поставщиками дебиторская задолженность возникает при отгрузке реализованной им продукции. Также дебиторская задолженность возникает в тот момент, когда организация предоставила свои товары, услуги клиентам. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

В зависимости от сроков погашения задолженность подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Срок погашения краткосрочной задолженности установлен в течение 12 месяцев с момента возникновения, а долгосрочной – более 12 месяцев.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ дебиторскую и кредиторскую задолженности отражают в балансе по видам на основании бухгалтерских записей, произведенных по счетам синтетического учета.

Дебиторская задолженность поставщиков и потребителей является следствием выполнения договорных обязательств организациями в результате совершения сделки, по окончании которой продавец передает готовую продукцию, услуги и получает право требования на платеж.

При отгрузке продукции покупателям и предъявлением им расчетных документов (счет – фактура, товарно-транспортная накладная и др.) в учете поставщика показывает образование дебиторской задолженности в сумме стоимости проданной продукции, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. При предоставлении услуг и предоставлении квитанций для оплаты выполненных работ, услуг также возникает дебиторская задолженность.

При расчетах с поставщиками может возникнуть кредиторская задолженность. Она представляет собой обязательства организации за поставленные ей товары, работы и услуги, а также другие обязательства в пользу кредиторов, обусловленные прошлыми хозяйственными событиями и сделками.

В случае расчетов с поставщиками формированием кредиторской задолженности будут авансовые платежи, полученные поставщиками от покупателей в соответствии с условиями расчетов по договору поставки.

Кредиторская задолженность является объектом обложения НДС. В бухгалтерском учете полученные авансы рассматриваются только как источник имущества организации, появление которого связано с последующим исполнением сделки, предусмотренной договором. Выполнение обязательств организации влечет за собой использование активов в определенном периоде, т.е. их передачу по требованию кредиторов.

Одним из видов финансовых операций является расчет с персоналом по оплате труда.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Расчеты с персоналом по оплате труда осуществляются по средствам выплат основной заработной платы (вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (тарифные ставки, оклады, сдельные расценки)) и дополнительной заработной платы (вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и за особые условия труда (доплаты, надбавки, компенсационные выплаты)).

В организации формируется фонд оплаты труда с целью определения предельных издержек производства предприятия, цены рабочей силы при заключении генеральных, отраслевых и территориальных тарифных соглашений, коллективных договоров предприятий на начало и конец срока их действия. Также прогнозирование и формирование фонда оплаты труда позволяет наиболее эффективно использовать финансы предприятия.

Фонд оплаты труда включает в себя:

1.Оплата отработанного времени (в денежной и натуральной форме):

Зарплата по тарифным ставкам и окладам;

Зарплата по сдельным расценкам, в процентах от выручки от продажи продукции, в долях от прибыли;

Премии и вознаграждения. носящие систематический характер независимо от источника выплаты;

Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам;

Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда и т.д.;

Оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству;

Оплата труда работников не списочного состава.

2. Оплата неотработанного времени(в денежной и натуральной форме):

Оплата ежегодных и дополнительных отпусков;

Оплата учебных отпусков;

Оплата льготных часов подросткам;

Плата за период повышения квалификации, переподготовки или обучения вторым профессиям;

Оплата простоев не по вине работников;

Оплата. сохраняемая по месту основной работы за работниками, выполняющими государственные и общественные обязанности;

Оплата дней невыхода за счет средств организации и (за исключение пособий по временной нетрудоспособности);

Оплата времени вынужденного прогула.

3. Единовременные поощрительные и другие выплаты:

Разовые премии независимо от источника выплаты;

Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет;

Материальная помощь, предоставляемая всем или большинству работников;

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

Стоимость бесплатно выдаваемых в качестве поощрения акций;

Дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска;

Другие единовременные поощрительные выплаты, включая стоимость подарка.

4. Выплаты на питание, жилье, топливо (носящие регулярный характер):

Стоимость бесплатно предоставленных питания и продуктов(в соответствии с законодательством);

Средства на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг;

Стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива;

Стоимость бесплатно предоставленных жилья и коммунальных услуг (в соответствии с законодательством);

Оплата питания работников (сверхустановленной законодательством).

Таким образом, финансовые операции организации являются операциями по приобретению финансовых активов и принятию финансовых обязательств. Финансовые операции обеспечивают формирование доходов. Поступлений и накоплений одних субъектов и расходование других. Их осуществление позволяет организации эффективно исполнять свои обязательства в части экономических отношений.

1.2. Методика проведения анализа финансовых операций .

Финансовый анализ организации - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности данной организации.

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта включает анализ: доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности; использования капитала; валютной самоокупаемости.

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: сравнения, сводки и группировки, цепных подстановок.

Приемсравнениязаключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Для того, чтобы результаты сравнения обеспечили правильные выводы анализа. Необходимо установить сопоставимость сравниваемых показателей, то есть их однородность и однокачественность, сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью календарных сроков, методов оценки, инфляционных процессов.

Прием сводкиигруппировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических показателей явлений и показателей, определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии финансовых процессов.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным (т.е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все остальные показатели рассматривают при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод (т.е. от общего к частному), но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила их влияния на результаты деятельности.

В практике финансового анализа уже устоялись основные виды анализа (методика анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов, некоторые из которых уже упоминались в общей системе анализа:

1.Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Это одна из систем финансового анализа, базирующаяся на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.

В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения (или тренд). Наибольшее распространение получили следующие формы горизонтального (трендового) финансового анализа:

-сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);

-сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного периода с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года)

-сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия (определение линии тренда в динамике).

2.Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Это одна из систем финансового анализа, базирующаяся на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированных в отчетности финансовых показателей.

Существуют следующие формы вертикального (структурного) анализа:

1) Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются:

Удельные веса оборотных и внеоборотных активов;

Элементный состав оборотных активов;

Элементный состав внеоборотных активов;

Состав активов предприятия по уровню ликвидности;

Состав инвестиционного портфеля и другие.

2) Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются

Удельный вес собственного и заемного капитала;

Элементный состав используемого собственного капитала;

Элементный состав используемого заемного капитала по видам;

Элементный состав используемого заемного капитала по срочности обязательств и другие.

3) Структурный анализ денежного потока. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежный поток:

По операционной (производственно-коммерческой) деятельности;

По финансовой деятельности;

По инвестиционной деятельности.

Каждый из этих видов денежного потока в свою очередь может быть более глубоко структурирован в процессе анализа по отдельным составляющим его элементам.

3.Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Этот вид анализа используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом. .

4.Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового положения и определить тенденции его изменения. При правильной коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего изучения. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике.

5.Сравнительный (пространственный) анализ выступает как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития.

6.Факторный анализ - учет влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда целое дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения фактического показателя от базисного - за счет отдельных факторов. .

Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения.

Факторный анализ может быть ретроспективным, когда изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем.

Факторный анализ может быть статическим, для изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике.

На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что для проведения анализа финансовых операций организации используются различные виды и приемы анализа. В совокупности они составляют методику проведения анализа, необходимую для объективной оценки финансового состояния организации и ее финансовых операций. Результаты анализа позволяют принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения, деятельности организации за предшествующие годы и проекции финансового состояния на перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового положения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Воспроизводственная и распределительная концепции функций финансов

Понятие "финансы " относится к числу широко распространенных, обобщающих экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежные отношения в стране и обществе. Как и ряд других общих экономических терминов, финансы трудно однозначно определить с помощью одного признака.

Знание и понимание сущности финансов, их роли в распределительных процессах, в воспроизводстве является неотъемлемым элементом высшего экономического образования, что делает актуальность рассматриваемой темы бесспорной.

Выполняя важные функции, финансы играют большую роль в развитии экономики. Благодаря финансам мобилизуются денежные средства для удовлетворения нужд государства, для развития хозяйств, основанных на разных формах собственности, на осуществление экономических связей между регионами страны. На основе финансов осуществляется проверка и контроль хозяйственной деятельности.

В рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная

Распределительная концепция финансов .

Распределительная концепция финансов проявляется в их распределительной функции. Последняя же в свою очередь проявляется в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода как между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и всеми членами общества, а также между сферой материального производства и социально-культурной сферой. С помощью распределительной функции финансов осуществляется первичное распределение стоимости созданного экономического продукта и формирование первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики, собственникам факторов производства, участникам производственного процесса, в бюджетные и во внебюджетные фонды. Сюда же следует отнести образование и распределение прибыли предприятий.

Распределительная функция финансов затрагивает и использование амортизационного фонда как части фонда возмещения. Следует обратить внимание на то, что благодаря финансам в распределение вовлекается также часть национального богатства. Это имеет место, например, при распределении накопленного ранее производственного потенциала, при возмещении ущерба от стихийных бедствий и в других случаях.

Финансовые методы распределения распространяются на физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного процесса. В распоряжении этих лиц находятся фонды целевого назначения. В качестве таких лиц можно выделить: государственные предприятия, организации, учреждения, население.

Финансовый метод распределения распространяется на все уровни управления экономикой (республиканский и местный), при помощи финансов происходит распределение денежных средств практически всех хозяйственных ячеек. Все эти виды распределения организуются и осуществляются посредством деятельности разных звеньев финансовой системы. Так, например, внутрихозяйственное распределение средств осуществляется финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом и внебюджетными фондами. финансы распределение воспроизводство

Распределительная функция финансов играет важную роль в обслуживании воспроизводственного процесса в целом, активно влияя на него. На основе этой функции осуществляется возмещение потребленных средств производства, образование доходов, формируются фонды целевого назначения, необходимые для развития производства и симулирования активной производственной деятельности, сосредотачиваются ресурсы для обеспечения общегосударственных потребностей, для развития социально-культурной сферы, для внутриотраслевого межрегионального распределения средств.

Воспроизводственная концепция финансов.

Воспроизводственная концепция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств обеспечивают структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности должна возрастать, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

В конечном итоге можно сформулировать определение, которое отразит сущность, назначение финансов и их распределительную и воспроизводственную концепции: "Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей ".

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность финансов. Предпосылки возникновения финансов. Понятие и необходимость финансов. Особенности финансов. Функции финансов как проявление их сущности. Распределительная функция. Контрольная функция. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2005

    Роль финансов предприятий в общей системе финансов и экономике страны. Распределительная и контрольная функции финансов. Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта на уровнях: общегосударственном, предприятий и коллективов.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Принципы и формы организации финансов предприятий. Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов организации. Связь финансов с процессами развития товарно-денежных отношений.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Общие черты финансовых операций, роль распределения в их осуществлении. История формирования термина "финансы", толкование их сущности в различных экономических концепциях. Характеристика распределительной, контрольной и регулирующей функций финансов.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2013

    Подходы к количеству и содержанию функций финансов. Этапы процесса распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Содержание контрольной функции финансов, ее взаимосвязь с распределительной функцией. Виды финансового контроля.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Финансы как совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Основные функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая, стимулирующая и воспроизводственная.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2009

    Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений, их распределительная и контрольная функции. Финансовый механизм и его элементы. Роль финансов в решении социальных проблем. Воздействие финансов на экономику Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2011

    Понятие, необходимость и роль финансов в общественном воспроизводстве. Происхождение и сущность финансов, их взаимосвязь с другими экономическими категориями. Необходимость и роль финансов в общественном воспроизводстве. Функции финансов.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2003

    Понятие, необходимость и роль финансов в общественном воспроизводстве. Происхождение и сущность финансов, их взаимосвязь с другими экономическими категориями. Распределительная, контрольная стабилизационная функция. Финансовые ресурсы и денежные фонды.

    презентация , добавлен 30.09.2015

    Сущность финансов, история их возникновения и развития. Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях. Финансы в общественном воспроизводстве. Распределительная и контрольная функции финансов, их взаимосвязь.

Налоговые и неналоговые платежи в бюджет ; выплаты пенсий , пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги , банковские депозиты; получение доходов по ним; привлечение коммерческими организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления их деятельности; получение средств некоммерческими организациями для оказания услуг; формирование и использование прибыли организации — все это принято называть финансовыми операциями. Возникает вопрос о том, какие общие черты объединяют их многообразие.

Во-первых, все названные операции происходят в денежной форме. Это позволяет выделить первый признак финансовых операций — их денежный характер, при этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров. Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной безэквивалентности финансовых операций, поскольку деньги — это всеобщий эквивалент.

Во-вторых, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к государству и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно говорить о распределительном характере финансовых операций.

Распределение — это процесс формирования и использования денежных доходов. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства. У первых основными формами доходов выступают заработная плата и/или доходы от собственности (для индивидуальных предпринимателей или участников производственного кооператива можно говорить о смешанном доходе, сочетающем трудовые доходы и доходы от собственности); у организаций — прибыль; у государства - налоги . Формирование денежных доходов экономических субъектов происходит не только за счет распределения стоимости произведенных товаров и услуг (она, как правило, выражается таким макроэкономическим показателем, как валовой внутренний продукт), но и за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления по внешнеторговым операциям, внешние заимствования и др.).

В процесс распределения могут быть также вовлечены накопления прошлых лет, осуществляемые в денежной форме (амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль прошлых лет, остатки средств на счетах соответствующего бюджета на начало года, сбережения домохозяйств и т.п.). Формирование и использование денежных накоплений означает, что финансовые операции опосредуют не только распределение валового внутреннего продукта, произведенного в текущем периоде, но также и часть национального богатства. Кроме того, формирование доходов у различных экономических субъектов осуществляется и в порядке перераспределения, связанного с денежными поступлениями от одного субъекта к другому (например, государственные субсидии).

Таким образом, у экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами.

Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. Каждая стадия общественного воспроизводства отражает движение стоимости, смену собственников, т. е. экономические отношения между отдельными субъектами. Финансовые операции, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением некой совокупности экономических отношений, называемой финансами , появление и функционирование которых определяются объективными тенденциями общественного, в том числе экономического, развития.

Все сказанное позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Возникновение большинства зарубежных научных экономических школ было связано с необходимостью решения конкретной экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий предопределил рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения задач на макро- и микроуровне. Поэтому и в учебной литературе, и во многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается и в советской научной, а также справочной литературе в 1920-1930-е гг.

С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе.

Сторонники первой из них (В. М. Родионова, Л. А. Дробозина, С. И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. В рамках второй концепции (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин, Н. Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы — с денежными средствами. Но в этом случае, видимо, неверно говорить о самостоятельной категории, отличной от денег. С другой стороны, приверженцы воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков или как процессов создания фондов и капиталов для осуществления различных расходов, при которых не ставится задача разделения сущности явления и его внешних форм проявления.

Таким образом, финансы - термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения. Разнообразие толкования финансов объясняется разными задачами использования этого понятия (академический или прикладной подход), различными философскими и экономическими школами.

Не отрицая возможности существования иных точек зрения, авторы настоящего учебника считают, что приведенное выше определение финансов, которое отражает их распределительный характер путем формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений субъектов хозяйствования, государства и муниципальных образований , позволяет наиболее системно рассматривать финансовые отношения, возникающие между различными экономическими субъектами.

Признавая финансы совокупностью объективно существующих экономических отношений, следует рассмотреть их функции — специфические способы выражения присущих финансам свойств. В публикациях российских экономистов наблюдается большое разнообразие в определении количества и названий этих функций. В частности, ряд авторов (В. В. Иванов, Л. А. Дробозина, А. М. Бабич и Л. Н. Павлова) называют регулирующую, стабилизационную функции, функции планирования , организации, воспроизводства. Нередко они рассматриваются как частный случай распределения, но чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактного понятия, а о функциях государства , связанных с использованием финансов. А. М. Александров и Э. А. Вознесенский разделяли распределительную функцию финансов на две: формирование денежных фондов (процесс перераспределения) и их использование (процесс, опосредованный актами купли-продажи). Тем не менее большинство российских ученых полагают, что сущность финансов выражается через распределительную и контрольную функции.

Одной из отличительных черт финансов является их участие в процессе распределения. Распределительную функцию выделяют не только российские, но и многие зарубежные (применительно к государственным финансам) авторы.

Участие финансов в распределении и перераспределении стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства приведено на рис. 1.1. Стоимость валового внутреннего продукта как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию (I), которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств.

Рис. 1.1. Участие финансов в процессе распределения

В формировании денежных доходов экономических субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов, пенсии и другие поступления) (II).

Процесс перераспределения затрагивает движение средств между экономическими субъектами (III). Перераспределение происходит: во-первых, через бюджетную систему - поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц ; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.); во-вторых, через финансовый рынок - привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств в соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).

В процессе распределения и перераспределения участвует и часть национального богатства (накопления прошлых лет: сбережения, амортизационные отчисления, выручка и поступления от продажи имущества и т.п.) (IV).

Сформированные доходы и накопления экономические субъекты используют в целях потребления (например, расходы организаций социальной сферы), а также направляются для дальнейшего накопления (инвестиции и сбережения) (V).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет — это весьма сложный процесс, характеризующийся большой мобильностью создаваемых и расходуемых денежных доходов.

Этот процесс охватывает не только распределение и перераспределение стоимости в денежной форме между организациями, государством и домохозяйствами, но и между уровнями государственной власти и местного самоуправления , между организациями разных сфер и видов деятельности, между отдельными социальными группами, между территориями и отраслями, внутри отраслей и даже хозяйств. Наконец, механизм денежных накоплений позволяет говорить о распределении во времени (в частности, создание резервов в благоприятные периоды и их расходование при наступлении неблагоприятных событий).

При характеристике распределительной функции финансов важно иметь в виду, что хотя процесс распределения стоимости является производным от процесса ее создания, тем не менее, от того, как будет распределена стоимость, зависит новый производственный цикл. Игнорирование объективных экономических закономерностей при организации финансовых отношений чревато негативными последствиями для экономической системы в целом. Поскольку в распределении участвуют все хозяйствующие субъекты, возможно, изменяя его количественные пропорции, воздействовать на экономические и социальные процессы. Тем не менее, данный факт не дает оснований выделять регулирующую функцию финансов, поскольку само регулирование осуществляет государство, используя свойства распределительной функции финансов.

Тесно связана с распределительной контрольная функция. По мнению В. М. Родионовой, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса. Информацию о возможных неблагоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели, как индексы фондовых бирж , динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль , поскольку осуществление финансового контроля — это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия, под которым в данной главе понимаются финансы.

Итак, обе функции финансов проявляются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, источники, состав, критерии классификации, основные направления использования которых рассматриваются в следующем параграфе.

Финансовые ресурсы

И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов — они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств , обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

  • выручка от реализации продукции, работ и услуг;
  • выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
  • внереализационные доходы (полученные штрафы , дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
  • бюджетные средства;
  • средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом , погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств , финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия , финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

  • взносы учредителей и членские взносы;
  • доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • бюджетные средства;
  • безвозмездные перечисления физических и юридических лиц ;
  • прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц , включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели , у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п. Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны , крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

  • налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
  • неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности , доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду , проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);
  • безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
  • другие доходы.

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства : экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики , финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления , укрепления обороноспособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют, следующие черты:

  • это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
  • в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
  • всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
  • имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством . Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Финансовые отношения очень многообразны, и для дальнейшего изучения необходимо их классифицировать, разделив на отдельные группы, которые будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между составными элементами.

Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение. Кроме того, все многообразие финансовых отношений в обществе обладает органической целостностью, способной к развитию. В процессе выделения составных частей финансовых отношений необходимо найти верный классификационный признак их деления на структурные группы, подгруппы, в соответствии с научным критерием. Первым таким критерием является роль субъекта в общественном воспроизводстве, которая определяет способы организации финансов , наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Именно в соответствии с ролью в общественном воспроизводстве у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах. Так, непосредственные участники общественного воспроизводства — организации и граждане , занимающиеся предпринимательской деятельностью , производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для осуществления свой деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства нужной суммой денежных средств . Для субъектов хозяйствования будут характерны финансовые отношения, обеспечивающие непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: осуществление капитальных вложений, амортизационные отчисления, восполнение недостатка оборотных средств и др. Органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовые ресурсы необходимы для выполнения своих функций — экономической, социальной, политической, для финансирования конституционных прав граждан и др. И для этой группы финансовых отношений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления , будут характерны другие формы и методы организации финансов.

Таким образом, первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, — финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы.

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

Часть организаций в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли , они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций , для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не преследуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации.

Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Специфика организационно-правовой формы также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене финансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала , на распределение прибыли между участниками, на степень финансовой ответственности перед другими субъектами, в некоторых коммерческих организациях нормативно-правовыми актами предусмотрено создание специальных финансовых фондов (например создание резервного фонда акционерными обществами).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ , финансы обществ с ограниченной ответственностью , финансы производственных кооперативов , финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий . Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий . Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности , а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления . Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности , тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное вьщеление соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов , финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством. Более того, поскольку именно бюджетные учреждения обеспечивают потребности населения в социальных услугах, в некоторых учебниках особенности организации финансов бюджетных учреждений, ввиду их специфики, рассматриваются вместе с общими вопросами функционирования государственных финансов и финансирования социальной политики государства. Тем не менее финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления).

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В настоящее время индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов. Конституция Российской Федерации , а также Федеральные законы от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» провозгласили принцип самостоятельности местного самоуправления. В 1998 г. Федеральным Собранием Российской Федерации была ратифицирована принятая Советом Европы Хартия местного самоуправления, которая вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 сентября 1998 г. Местное самоуправление — одно из проявлений народовластия , предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Как выражение народовластия местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Вследствие этих изменений рассматриваемая сфера финансовых отношений стала называться «государственные и муниципальные финансы», что подчеркивает самостоятельность последних.

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

Любые органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов , в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источника финансирования тех или иных расходов . Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами, создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов — социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты .

Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации имеется шесть различных видов региональных бюджетов, а общее их количество составляет 89. Сюда относятся 21 республиканский бюджет республик в составе России, 6 краевых, 49 областных, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов, 2 городских бюджета городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации также представлен разными видами бюджетов. В зависимости от видов муниципальных образований , на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, выделяются районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, а также бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

В финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования , который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР. Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы — внебюджетных фондов. В 1990-х гг. XX в. в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права , средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (который был упразднен в 2001 г.).

Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важное место которого в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение финансам, укажите их специфические черты.
  2. Дайте характеристику распределительной и воспроизводственной концепции финансов.
  3. Что является объектом распределительной функции финансов?
  4. Каково содержание контрольной функции финансов?
  5. Что такое финансовые ресурсы?
  6. Перечислите источники и виды финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и органов государственной власти и местного самоуправления.
  7. Приведите примеры фондовой и нефондовой форм образования и использования финансовых ресурсов.
  8. Приведите примеры правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых фондов в сфере государственных и муниципальных финансов.
  9. Дайте определение финансовой системы.
  10. Какие новые элементы финансовой системы появились в условиях рыночных преобразований в нашей стране?

Задания для самостоятельной работы

  1. Сравните определения финансов разными авторами по справочной и учебной литературе. Найдите причины расхождений толкования этого термина.
  2. Приведите примеры распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, которое происходит с помощью финансов.
  3. Нарисуйте схему финансовой системы, покажите на ней взаимосвязи между сферами и звеньями.