Общественный договор и социальное согласие. Какие данные подтверждают углубляющиеся в мире социальное неравенство? Предложите возможные (кроме рыночного обмена)

Различных данных, показателей и соотношений, подтверждающих социальное неравенство - очень много. И, по большей части, они довольно-таки субъективны. Я имею в виду аналитические отчеты различных рейтинговых агенств, некоторые индексы, цифры, предоставляемые нам "независимыми экспертами". Если это необходимо, можно подобрать ряд таких показателей и пояснить их необъективность.

Вернемся же к объективным данным.
Первое и основное: соотношение доходов и личных средств равного количества самых богатых и самых бедных людей - как по странам, так и в общем по миру.
В мире:
На 5% самых богатых людей в мире приходится треть всех мировых доходов
В России:
10% россиян делят между собой треть доходов. А 10% бедных перепадает лишь 2% от всех денег.

Второй фактор - жесткая и очень узкая специализация работника. Современный объем информации слишком велик, чтобы его можно было воспринимать одному человеку. И поэтому в мире имеет место тенденция к узкой специализации. Специалист в какой-либо области как правило уже не сможет переквалифицироваться и быть конкурентноспособным в другой. это порождает почти непреодолимые стены между профессиями. Узкая же специализация ведет к жесточайшей конкуренции и риску дискриминации индивида при падении востребованности его умений, навыков и знаний. К примеру, человек - высочайший категории специалист по магнитным носителям информации... Но они исчезли как класс, вытеснены флеш-памятью, CD, DVD.. И - все. человек - не нужен. Он - один из высококлассных бомжей... (конечно, это гипербола, но тенденция, хоть и мягче в реале, имеет ту же направленность).

Насчет возможных (кроме рынка) механизмов достижения социального согласия... Назову один. Основной. Это когда есть две (три, больше...) стороны. И им нужно принять общее решение. Как правило это решение, принимаемое сторонами за компромиссное, таковым не является. Это решение - результат "промывки мозгов", результат внедрения нужного (не сторонам, нет! - тем, кто внедряет) импульса и решения в головы методом НЛП, скрытыми манипуляциями через.... СМИ. Через ораторов и внедрение необходимости потребления и стереотипного мышления...
(сорри, сложновато, наверное, немного не по теме, но серьезная проблема)
А общие механизмы... Давай тогда прикинем
1) референдум (туда же голо-сование голосо-сование и прочие "сувания" непонятно чего, которое все считают "глубоким личным решением", непонятно куда - известно только то, что это "непонятно куда - жутко тайное и мега честное! Честное слово - прям так и считается!)
2) метод "грубой силы" - кто сильнее, тот и взял. Желающий может это право оспорить. Очень, между прочим, частый вариант, даже в Новейшей истории. Тот же Муамарчик Каддафи - кому не угодил? Неизвестно... Зато известно, что СШ#sensored#... надо много дешевой нефти и не надо несговорчивых дядечек у власти во всяких африках...

3) Метод договорных отношений. Считается мегагуманным (по нему столько Конвенций, каждая страна по Гражданскому кодексу наклепала - в общем - няшка, а не метод. Одна беда - он почти всегда сводится или проистекает от методов, написанных выше)

Ну и хватит, пожалуй... Сорри за оффтоп...

  1. Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами современной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.
  2. Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.
  3. Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).
  4. Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм своего участия в экономической жизни.

Документ

Из работы современных российских ученых-экономистов «Рынок и социальное согласие».

    По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства- По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают: по оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-х годов всего лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% наиболее богатых слоев - 50% мирового богатства. Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопросы и задания к документу

  1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как несовершенный?
  2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?
  3. Используя содержание параграфа, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
  2. От чего зависит богатство и процветание страны?
  3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
  4. Каким образом обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
  5. Нужна ли демократия рыночной экономике?
  6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
  7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

Задания

  1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.
  2. По данным на 1995 г. всего на земном шаре проживало около 5,7 млрд чел., что было уже почти вдвое больше, чем в 1970 г. По прогнозам ученых в течение следующих 35 лет население в мире вырастет еще на 2,5 млрд чел., причем 90% из них появится на свет в развивающихся странах. Доля населения развитых стран в общем населении планеты сократится за этот период с 16 до 12%.

    Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как повлияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на состояние таких показателей, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?

  3. В России действует около 350 тыс. общественных объединений. Подберите по материалам СМИ примеры их участия в решении тех или иных экономических проблем общества.
  4. Рост дифференциации доходов неизбежен в условиях экономической реформы, одна из задач которой заключается в установлении более жесткой взаимозависимости между результативностью труда и доходами, считают идеологи российских экономических реформ. Можно ли с ними согласиться? Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

Мысли мудрых

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

Л. Питер (1926-1989), американский писатель

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кафедра гуманитарного образования

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

«Социальные конфликты в современной России: проблемы и пе р спективы достижения социального согласия »

Выполнила:

Преподаватель:

Введение

1. Социальные конфликты в России

1.1 Причины возникновения, особенности и формы развития социальных конфликтов в России

1.2 Пример современного социального конфликта

2. Проблемы социального согласия

2.1 Экстремизм на пути социального согласия в России

2.2 Социальное неравенство и проблема социального согласия

3. Возможные пути достижения социального согласия

Заключение

Список литературы

Введение

Российское общество, переживающее период кардинального изменения общественного строя, отличается неустойчивостью, нестабильностью во всех основных областях социальной жизни. Период современных преобразований в России характеризуется проблемным развитием всех сфер социальной жизни, высоким уровнем социальной напряженности и конфликтогенности. Возникновение новых социальных групп предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников, и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.

Одной из важных проблем современной России является становление и поддержание социального согласия. Проблема социального согласия является, пожалуй, одной из наиболее актуальных в любом обществе, поскольку уровень социального согласия во многом определяет динамику развития общества, его целостность и благополучие. В современной российской социологии происходит смещение акцентов в изучении социальных процессов через конфликт при недостаточном осмыслении роли согласия. До настоящего времени не обнаруживается устойчивого интереса российских социологов к проблеме социального согласия.

Таким образом, исходя из актуальности и значимости рассматриваемого вопроса, суть которого заключается в анализе проблем жизни современного российского общества, приводящих к социальным конфликтам, можно сформулировать тему настоящей контрольной работы: социальные конфликты в современной России и обозначить цель работы - проанализировать некоторые проблемы и методы достижения социального согласия.

Задачами контрольной работы являются:

1) характеристика типологии и форм социальных конфликтов в современной России;

2) анализ причин возникновения социальных конфликтов в России;

3) выявление проблем социального согласия;

4) выявление возможных путей достижения социального согласия.

1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В РОССИИ

1.1 Причины возникновения, особенности и формы развития социальных ко н фликтов в России

Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Сегодня Россия переживает кризис, причины которого разнообразны и, однозначно оценить их трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. В них вовлекаются не только большие социальные группы, но и целые территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этническими общностями.

Формы проявления конфликта могут быть различного рода массовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ; прямые акции социального протеста.

Массовый протест - активная форма конфликтного поведения. Он может быть организованным или стихийным, прямым или косвенным, принимать характер насилия или ненасилия. Организаторами массовых протестов выступают, как правило, политическая организации и так называемые группы давления.

Формами выражения протеста могут быть: митинги, демонстрации, пикетирование, компания гражданского неповиновения, забастовки, голодовки и так далее. Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества: социально-экономическая, политическая, сфера международных отношений и так далее. Эти конфликты порождены реальными противоречиями в ходе усугубления кризисного состояния общества. Нередко происходят, можно сказать «неестественные» столкновения, искусственно создаваемые, умышленно провоцируемые, раздуваемые, особенно характерные для межнациональных и межрегиональных отношений. Результатом их являются кровопролития, и даже войны, в которые помимо своей воли оказываются втянуты целые народы. Конфликты на основе объективно возникающих противоречий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом объективные противоречия, служащие источником конфликтных коалиций, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порождающие социально-экономическим, материально-бытовым положением членов нашего общества. В ходе усугубления этого противоречия происходит столкновение различных социальных групп, наций и так далее.

Они осознают противоположности своих интересов, целей, позиций. Это проявляется в растущих непомерно контрастах богатства и бедности, процветания многих и обнищания большинства. С другой стороны, политические противоречия, обусловленные, прежде всего неприятием политики властей. Сегодня это находит отражение в конфронтации многих общественных сил курсу правительства, ориентированному на смену общественно-политического строя. Главное, что характеризует социальные процессы в России в последние годы - это явная дезинтеграция сложившихся ранее социальных структур и общественных связей наметился процесс перехода от интеграции и дифференциации одного типа к интеграции и дифференциации другого типа. В результате глубоких экономических и социальных преобразований российского общества с начала 90-х годов ее социальная структура выглядит по-другому, более дифференцированно. Образовываются новые социальные группы, которые можно рассматривать в качестве класса собственников и предпринимателей.

Существуют и такие группы, как предприниматели, связанные с теневой экономикой, новые маргинальные группы. В стране осуществляется «декомпозиция» социальной структуры. Ее элементам присуще все большее расхождение в характере труда, размерах доходов, уровня образования, престижа и так далее. Растет и ширится социальное неравенство, оно становится основой возникновения множества конфликтов.

Для современной России характерно противоречие между структурными элементами общества. Главную роль играют противоречия между тремя основными структурными элементами общества и внутри них. Речь идет о власти (законодательной, исполнительной, судебной), предпринимательстве (государственном, коллективном, частном, российско-иностранном, спекулятивном, мафиозном) и производителях (различных группах интеллигенции, служащих, рабочих, фермеров, студенчества, ветеранов труда и т. д.).

Динамика социальных процессов в российском обществе обусловлена коренными противоречиями, порожденными в перестроечное время, которые носят еще более острый характер. Это противоречие между декларируемым обновлением и дальнейшим разрушением общественного организма; между стремлением войти в цивилизованный НТП катастрофически усугубляющимся кризисом экономики, науки, культуры, образования; между обещанной свободой, демократией и усиливающимся отчуждением народа от собственности, от управления страной.

Противоречий стало значительно больше, и они стали еще более острыми, приняли форму социальных антагонизмов. Антагонистическое противоречие выразилось, прежде всего, в конфронтации сторонников социалистического и конформистского путей развития. Это противоречие стало стержнем всех сфер жизни нашей страны, импульсом жестких и непримиримых конфликтов. Основная масса трудящихся ощутила все тяготы становления рыночных отношений, вступает в открытые конфликты с администрацией. Очевиден конфликт внутри интеллигенции. Часть интеллигенции, участвуя в смене политического руководства, войдя в правительственные структуры и заняв там лидирующее положение, помогает утвердиться во власти новым классам. По сути дела, устанавливается альянс части интеллигенции с «кадровой» элитой.

Хотя класс собственников только формируется, но его конфликт с другими классами и группами уже развертывается вокруг распределения кредитов, механизмов приватизации, налогового законодательства и т. д. Сегодня каждая группа промышленников и предпринимателей на всех условиях (в центре и в регионах) стремиться реализовать свои интересы. Для этого они и используют лоббистское давление на исполнительную и законодательную власть.

Можно согласиться с мнением о том, что в современной России конфликт стал повседневной реальностью. Страна стала полем действия социальных конфликтов, начиная с межэтнических и заканчивая социально-массовыми, появившимися во многих забастовках. Это подтверждают мощные забастовки 90-х годов шахтеров, работников наземного, воздушного, железнодорожного и морского транспорта, учителей, врачей.

С 1991 г. конфликты стали возникать в региональном масштабе. Они были обусловлены не противостоянием рядовых работников и администрации, а противостоянием населения и трудовых коллективов центральным органам власти и руководству.

Основная направленность забастовочного движения - это повышение уровня жизни участников этого движения, ликвидации задолженности по заработной плате, отстаивание права собственности на имущество предприятий. Почти всегда наряду с экономическими требованиями выдвигались и политические требования.

Конфликты в социально-политической сфере - это политические конфликты по поводу перераспределения власти, доминирование влияния, авторитета. Они могут носить как скрытый, так и открытый характер. Основными конфликтами в сфере власти можно назвать следующие:

1) конфликты между основными ветвями власти в стране в целом и отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния, с одной стороны, Президента и правительства, а с другой стороны, Верховного Совета и Совета народных депутатов всех уровней. Этот конфликт вылился, как известно, в событие октября 1993 г. Формой частичного его разрешения явились выборы Федерального Собрания и референдум по принятию Конституции России;

2) внутри парламентские конфликты между Государственной Думой и Советом Федерации и внутри них;

3) конфликты между партиями с разной идеологической и политической ориентацией;

4) конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.

Политические конфликты - это чаще всего нормальное явление в жизни любого общества. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе из кризиса и об обновлении общества. Это находит отражение в их программах. Но они не могут их реализовать до тех пор, пока находятся вне сферы власти. Потребности, интересы, цели, притязания больших групп и движений могут быть реализованы, прежде всего, через использование рычагов власти. Поэтому власть, политические институты России стали ареной острой политической борьбы.

Противоречия между законодательной и судебной властями переходит в конфликт лишь при отдельном стечении объективных и субъективных факторов. При этом борьба носит нередко «верхушечный», элитарных характер.

Конфликты в верхних эшелонах исполнительной и законодательной власти разрешаются нередко силовыми приемами, нажимом, давлением, угрозами, обвинениями пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать сложившиеся обстоятельства и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов. Не допускать, чтобы они перерастали в насильственные действия.

Заметное место в современной жизни занимают межнациональные, межэтнические конфликты. В их основе лежит борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными претензиями. Суверенитет народа или этнической группы в основном выступает доминирующим фактором в конфликте.

Есть лишь основание полагать, что если бы и произошли позитивные изменения в экономике и политической сфере России, конфликтность в межнациональных и межэтнических отношениях полностью не исчезла бы. Ибо она имеет свою собственную логику происхождения и развития. Так, в сознании живущих поколений сохраняются обиды, нанесенные в прошлые времена, и они в силу нынешних несправедливостей (в какой бы форме они не проявлялись) не в состоянии преодолеть чувство национальной неприязни. Поэтому проблема учета и реализации этнических интересов имеет важное значение.

Представление об ущемлении национальных интересов и претензий наций на приоритетные права являются одним из источников общественной напряженности. В основе этих конфликтов лежат территориальные притязания. Конфликты умышленно провоцируются различными силами националистического, сепаратистского, фанатично-религиозного толка.

Вплоть до принятия в 1993 г. новой Конституции РФ почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет и независимость. В крайних случаях ставился вопрос о выходе из состава России и получения полной государственной самостоятельности (наиболее яркий пример - конфликт с Чечней).

Довольно широкое распространение в нашей стране получили территориальные конфликты, возникающие между близко проживающими этническими группами (осетино-ингушский, дагестано-чеченский конфликты).

Надо сказать, что конфликты в России хотя и происходят в различных сферах жизни общества и именуются как политические, экономические и национальные и т. д., в широком смысле относятся к социальным конфликтам. Это значит, что речь идет о противоборствах между общностями и социальными группами, силами, преследующими свои цели и интересы.

1.2 Рассмотрим пример современного социального конфликта

По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору ученика и его родителей: духовная культура какой-либо из «традиционных» религий (православная, исламская), или нерелигиозная этика.

Планируемый объем предмета - 2 раза в неделю по 2 часа в течение 11 лет обучения. При этом из учебных курсов для школы на сегодня предлагается только «Основы православной культуры» (ОПК). По нему официально подготовлены преподаватели и утвержден учебник. РПЦ говорит о том, что ДНК - это способ внедрения обязательного православия в школы. Школьников хотят незаконно принудить к безальтернативному изучению православия.

Позиция московской патриархии РПЦ:

«Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе» (из резолюции XI Всемирного русского народного собора).

«Пора развенчать химеру научного мировоззрения» (В. Чаплин, ОВВЦ МП РПЦ).

Позиция российских ученых:

«Все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет… Курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует». (Письмо-10).

В приложении «Кентавр» к «Новой газете» (23-25.07.2007) 10 ведущих академиков РАН: Е. Александров, Ж. Алферов, Г. Абелев, Л. Барков, А. Воробьев, В. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э. Кругляков, М. Садовский, А. Черепащук, опубликовали письмо президенту В. Путину «Политика РПЦ: Консолидация или развал страны?». Письмо-10 направлено против агрессивной политики церкви и православного лобби в органах власти: церковного обскурантизма и клерикализации государственных и правительственных структур, армии, школы, вузов и научных учреждений.

«На каком основании, спрашивается, теологию - совокупность религиозных догм - следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой... Мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить верой знания, накопленные наукой». (Письмо-10).

Неформальный лидер группы ученых-естественников, нобелевский лауреат, всемирно-известный физик Виталий Гинзбург в нескольких интервью четко расставил точки над «i». Православная церковь стремиться стать государственной идеологией и подменить своим катехизисом объективное научное знание и среднее школьное образование.

«РПЦ всеми силами старается протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке», (интервью «Эхо Москвы»).

Ученые популярно объяснили президенту: Нельзя одновременно воцерковлять общество и рассчитывать на научно-технический прогресс. Тут одно из двух: Или Московская Патриархия будет внутри церковной ограды, или Российская Федерация будет на помойке. Выбирайте, мистер Путин. Мистер Путин задумался и молчит. Молчат и министры. Их можно понять: и национальную идею бросать жалко, и на помойку не хочется. Трудный выбор. Зато окружающие с лихвой компенсируют их молчание.

«Молодая гвардия», молодежное крыло правящей партии «Единая Россия» 27 июля 2007 породило статью «Физики «в законе» (автор - Мария Сергеева). Цитирую:

«Для того чтобы выживать и добиваться успеха, нужна конкурентоспособность. А с этим у нас, честно признаемся, беда. Писать концепции и изобретать уникальную, не имеющую мировых аналогов, высокобюджетную, не окупаемую и никому не нужную установку, которую некуда внедрить - это мы умеем. А приспособить науку под непосредственные нужды государства и бизнеса, научиться не только изобретать, но и внедрять и продавать свои достижения мы пока не можем. Как не могут господа академики посмотреть правде в глаза и признаться, что в бедственном положении науки виноваты они сами, а вовсе не государство или, тем более, Русская Православная Церковь. Но нет, вместо того, чтобы оперативно решать стоящие перед членами РАН задачи, наши дипломированные мракобесы решили найти «козла отпущения» в виде набирающей влияние РПЦ. Уважаемые господа Гинзбург, Алферов и иже с ними! Вместо того, чтобы в очередной раз выступать в роли гуманитарных авторитетов… займитесь лучше плачевным состоянием нашей науки. Сделайте так, чтобы ваши изобретения приносили пользу России».

Как альтернатива изучению школьниками ОПК или другой «традиционной» религии в рамках обязательного предмета ДНК в России общественной инициативой создан проект курса «Натуралистическая этика». Курс основан на научной картине мира и ориентирован на получение практически полезных знаний. Курс не содержит определенного отношения к религии, за исключением осуждения религиозного фанатизма и обскурантизма. Он адресован школьникам как из тех семей, где придерживаются атеизма, секулярного (светского) гуманизма, карианства, агностицизма или религиозного безразличия, так и из тех семей, где придерживаются любой свободной религии, не противоречащей основам науки и здравому смыслу.

Поскольку Министерство науки и образования РФ не готовит преподавателей по этике, курс рассчитан на преподавание учителями по естественным наукам (физика, химия, биология и пр.) или волонтерами из числа родителей, профессионально владеющими знаниями по темам предлагаемой программы и готовыми взять на себя эту функцию. Тематически курс построен так, чтобы специалисты по разным отраслям знаний могли разделить темы занятий между собой, без ущерба для качества обучения школьников.

2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

2.1 Экстремизм на пути социального согласия в России

В числе конфликтогенных и катастрофогенных факторов, способных блокировать социально позитивные пути будущего развития - экстремизм. Смысл всех форм экстремизма - в претензии на обладании абсолютной, единственной истиной и в убежденности, что для ее осуществления допустимы любые, самые крайние средства. Современный экстремизм - новое явление во многих отношениях: социально-политических, структурных, организационных, технологических. Он овладел или близок к овладению высокотехнологическими средствами, в том числе связи и информации, средствами массового поражения. Поэтому впервые в истории оказался связанным с проблемой выживания. «Традиционные» катастрофогенные факторы, строго говоря, стали звучать по-новому в силу совершенно иных, сравнительно с прошлым, средств и возможностей, которыми располагает человечество.

В новейшей истории происходила и происходит ожесточенная борьба между авторитарно-тоталитарными режимами и демократическими системами, стремящимися к тем или иным формам добровольного общественного согласия. Пока эта борьба идет с перевесом в пользу демократически сил, все больше распространяющих свое влияние в мире. Но до окончательного ее исхода еще очень далеко. И хотя нельзя не замечать сокращение масштабов этой опасности, формы маскировки её разновидностей сегодня многочисленны и реальная социальная база существует.

В этом исходе, вероятно, огромную роль предстоит сыграть процессам, которые происходят в современной России и которые не могут не вызывать тревоги. Рост расовой и национальной нетерпимости, ксенофобии, про- и протофашистских и других правоэкстремистских группировок (особенно среди молодежи) в сочетании с авторитарными, реставрационными тенденциями некоторых сил, с признаками возвращения к духу «холодной войны», шпиономании, поискам «врагов» и инакомыслящих могут серьезно изменить обстановку в стране.

Существующие в РФ разного рода про- и прото нацистско-фашистские, правоэкстремистские организации и группы ныне являются маргинальными. Однако при определенных условиях возможен резкий рост правоэкстремистских настроений в стране, существенное усиление ультранационалистических, фашиствующих и профашистских партий и организаций, своего рода «веймаризация» России.

Среди причин, порождающих и русский национализм и национализм других народов России: низкий уровень и неравномерность социально-экономического положения населения (и унаследованное, и приобретенное) ; неясность, расплывчатость в России статуса русских в общественном мнении населения; неоднозначность с оценкой прошлого - давнего и недавнего; деятельность высшей администрации, вызывающая среди населения противоречивую реакцию. Чтобы здоровое национальное самосознание не перерождалось в национализм, в свою очередь перерастающий в экстремизм, демократические процессы во всех частях России, должны развиваться с одинаковой интенсивностью, что не наблюдается сегодня. Обеспечение этого процесса - одна из главных задач, стоящих перед центральными властями России и общественностью страны.

2.2 Социальное неравенство и проблема социального согласия

История развития стран социализма наглядно показала, что установление в обществе социального равенства и достижения на этой основе социального согласия практически не возможно. Формирование и поддержание социального согласия и социального порядка имеет первостепенное значение, как для отдельных стран, так и для человечества в целом. В интенсивно глобализирующемся мировом социальном пространстве проблема достижения социального согласия становится особенно актуальной. Современный мир разделен на относительно бедные и богатые страны Достижение согласия между богатыми, экономически развитыми государствами осуществляется посредством взаимных уступок и компромиссов. В отношениях между бедными и богатыми странами согласие устанавливается, с одной стороны, посредством силы, с другой, - путем оказания экономической помощи и инвестиций. В современный период развития человечества проблема социального согласия приобретает глобальный характер. От ее решения зависит будущее человечества в целом, и отдельных стран, не зависимо от степени их экономического развития. Мировая война в настоящее время может оказаться последней для человечества.

Проблема взаимосвязи социального неравенства и социального согласия является актуальной для современной России. Социально-стратификационные процессы, происходящие в современном российском обществе, с одной стороны, отказ от марксистского типа классового анализа общества, - с другой, по-новому поставили задачу взаимосвязи социального неравенства и социального согласия. В современной России сформировались два полюса в социальном отношении неравных частей населения - бедных и богатых, между которыми социальное согласие и при условии целенаправленной социальной политики становится невозможным. Эти группы людей обладают предельно разным уровнем доходов и качества жизни, образом и стилем жизни. Приведенные показатели в данных социальных слоях никак не пересекаются между собой, практически характеризуя разные уровни цивилизационного развития этих социальных страт.

В результате жизнь высших слоев становится не сравнимой практически по всем социально значимым показателям с жизнью слоев низших. Проводимая в России социальная политика задачу достижения социального согласия между высшими и низшими слоями не ставит и не решает. В этой ситуации проблема достижения данного стратификационного социального согласия не осмысливается и не актуализируется и самими «верхами» и «низами», поскольку они сосуществуют как две планеты с непересекающимися орбитами. Однако, проблемы внутри стратификационного согласия в той и другой страте являются актуальными, и на его достижение затрачиваются значительные усилия, в том числе правового характера.

Сформировавшийся в современной России средний слой является в значительной мере неоднородным. В этой связи актуальной является задача достижения согласия в распределении социальных благ и удовлетворении социальных потребностей, реализации социальных интересов и целей внутри самого среднего слоя между образующими его социально неравными группами.

Актуальной проблемой является достижение согласия между средним и высшим слоями, особенно между верхними этажами среднего и нижними этажами высшего слоя. Это объясняется близостью межстратификационной границы, которую можно перейти и претендовать на статусы и роли в высшем слое. В этом случае чаще происходит сравнение личностями своих условий жизни и возможностей, что может служить как источником стремления к переходу в более высокий слой, так и источником недовольства, конфликтогенности.

3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

В современных условиях одной из наиболее актуальных становится проблема социального согласия, уровень которого во многом определяет динамику развития общества, его целостность и благополучие. Необходимость развития социальной интеграции, социального партнерства, сотрудничества по-новому ставит проблему социального согласия. Управление социальными процессами, в том числе и согласием, осуществляется с учетом многих условий и факторов с целью формирования согласованного поведения социальных субъектов.

Особую роль в становлении гражданского общества играет молодежь, поскольку именно она является источником смелых идей, активным проводником новых знаний, инициатором инновационных проектов. От позиции молодежи в общественно-политической жизни и ее активности будет зависеть продвижение России по пути демократических преобразований. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых форм участия молодежи в общественно-политической жизни страны, создание новых условий и возможностей для решения молодыми гражданами их собственных проблем и проблем общества в целом.

Одним из путей достижения социального согласия является создание, в результате координирующей работы администрации регионов, системы отношений между органами власти всех уровней и общественными объединениями; положительный опыт взаимодействия администрации городов с национально-культурными и молодежными организациями города.

В России имеются значительные резервы повышения уровня социального согласия. Стратегическими направлениями в сохранении единства и целостности России являются:

Развитие культуры;

Формирование ценностного единства;

Определение цели развития и общенациональной идеи;

Укрепление общероссийской законодательной базы;

Становление правового государства и гражданского общества;

Перераспределение управленческих функций через сокращение объема ведомственного управления и повышение объема регионального управления, самостоятельности регионов;

Обеспечение легитимности осуществленной приватизации;

Корректировка курса реформ в сторону усиления социальной направленности и государственного контроля;

Введение ограниченного права частной собственности на землю;

Расширение социальной базы реформ;

Стабилизация политической ситуации через повышение доверия органам власти, особенно федеральным, и формирование трех- двухпартийной системы.

Кроме того, ”стержневой” проблемой, вокруг которой должны, как представляется, ”вращаться” все концептуальные и технологические усилия современных российских конфликтологов, выступает проблема обеспечения социального партнерства как основного способа принципиального разрешения любых социальных конфликтов. Больше того, на этом способе, как фундаменте, должна базироваться, по-видимому, вся российская политика, все ее основные направления, если они хотят быть адекватными, эффективными и демократически ориентированными и опираться на научный анализ и мировой опыт.

В этом аспекте, думается, основным способом обеспечения всех необходимых условий и средств жизнедеятельности российского социума как единого организма должна выступить целенаправленная и эффективная поддержка российскими властями самоорганизации населения как механизма оздоровляющей и оживляющей этот общественный организм социальной политики.

Поскольку условия и средства для обеспечения выживания и восстановления жизнеспособности населения на разных российских территориях весьма различны, имеют весьма существенную специфику, то браться за организацию и реализацию этой поддержки - притом не мешкая, энергично и «круто» - должны прежде всего региональные и муниципальные власти. А дело центральной власти в этом отношении - обеспечивать их деятельность законодательно и материально, следя за введением и соблюдением надлежащих для этой цели «правил игры», а также добиваясь санкций для их нарушителей и «подрывников».

Заключение

В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов. В России идет процесс формирования некоего промежуточного вида экономики, где буржуазный тип отношений, основанных на частной собственности, сочетается с отношениями государственной собственности и государствен-ной монополией на определенные средства производства. Соз-дается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, куль-туре и т. д. Поэтому конфликты в нашей жизни неизбежны.

Сбалансированная деятельность и функционирование всех элементов социальной системы одним из своих определяющих факторов имеет социальное согласие. Устойчивое, стабильное развитие российского общества не может быть обеспечено лишь извне: государственным контролем, институциональным или групповым принуждением. Стабильность российского общества инициируется изнутри через упорядочивание социальных взаимодействий, установления структурно-функционального соответствия элементов социальной системы, баланса интересов и целей социальных групп.

Социальная политика - один из основных способов производства и воспроизводства стабильного и гармоничного бытия общества и составляющих его членов. Последовательное и организованное проведение социальной политики с соответствующей данному уровню развития общества материальной базой должно являться непременной составляющей государственного управления.

В России имеются значительные резервы повышения уровня социального согласия. Стратегическими направлениями в сохранении единства и целостности России являются развитие культуры, определение цели развития и общенациональной идеи; укрепление общероссийской законодательной базы, а также корректировка курса реформ в сторону усиления социальной направленности и государственного контроля; введение ограниченного права частной собственности на землю; расширение социальной базы реформ; стабилизация политической ситуации через повышение доверия органам власти, особенно федеральным.

Список литературы

1) Акулич М.М. Социология согласия.- Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002.

2) Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Дело, 2005.

3)Денисовский Г.М. Экстремизм на пути социального согласия в России (теоретико-методологический аспект).

4) Семенов В.С. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием / В.С. Семенов / Социологические исследования. - 2007. - №7.

5) Социальные проблемы современной России: сборник трудов / Министерство образования РФ, КГАЦМиЗ; Под ред. В. Х. Беленького; - Красноярск: КГАЦМиЗ, 2003.

6) Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Москва, 2004

7) Степанов Е.И., Куконков П.И. Моделирование, мониторинг и менеджмент региональных напряжений и конфликтов. - Конфликтология. Научно-практический журнал. - 2008. - № 2.

Подобные документы

    Понятие социального конфликта. Социальные конфликты в современной России отличаются особой остротой и частым применением насилия. Причины их возникновения, особенности и формы развития. Особенности национально-этнических и политических конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Понятие социального конфликта, его уровни развития и место в социальном взаимодействии. Причины возникновения современных социальных конфликтов в России. Технология и практика управления это сферой. Роль политической власти в разрешении конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2016

    Анализ феномена социального иждивенчества в рамках изучения проблемы бедности и социального неравенства. Проблема социального иждивенчества в России. Социальное иждивенчество при трудовых отношениях. Социальный контракт как метод решения проблемы.

    реферат , добавлен 16.01.2013

    Основные аспекты социальных конфликтов. Классификация конфликтов. Характеристика конфликтов. Причины конфликтов. Последствия социального конфликта. Разрешение конфликта. Социальные конфликты в современном обществе.

    реферат , добавлен 30.09.2006

    Основные положения и содержание социологической теории М. Вебера. Понятие социального типа личности и варианты типологии, распространенные на современном этапе. Причины и суть социальных конфликтов в современной России, их анализ и оценка актуальности.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2011

    Природа социального конфликта. Взаимодействие и интересы как ключевые понятия. Классификация конфликтов. Специфика политического конфликта, пути и методы урегулирования политических конфликтов. Социально-политические конфликты на территории России.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2009

    Понятие, этапы протекания, причины и острота социального конфликта. Классифицикация конфликтов в зависимости от зон разногласий. Характеристика дезинтегрированных и интегративных последствий. Проблемы политической власти в конфликтах российского общества.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Сущность и причины социальной дифференциации. Понятие и истоки социального неравенства в экономике, социальных отношениях и общественно-политической жизни. Корреляция между уровнем социального неравенства и формами политического правления страны.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2013

    Основные виды социальных конфликтов как неотъемлемого момента социального бытия, их причины и стадии. Стратегия поведения в конфликте, пути выхода их него. Роль посредников в разрешении конфликтов, их виды. Отличия урегулирования конфликта от разрешения.

    презентация , добавлен 07.06.2016

    Призрение в России как социальное явление. Специфика трудовой помощи. Состояние социального попечения в современной России. Социальные отклонения. Этапы развития, становления социального призрения в России. Деятельность учреждений социального призрения.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие eгo отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности ? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и eгo экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и eгo часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
- существование общества невозможно без постояннoгo производства материальных благ;
- общественное производство и прежде вceгo сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие eгo социальной структуры;
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде вceгo следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Появились не только совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. На рубеже 1990-x гг. родилось то, что сегодня называется экономикой на знаниях или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды xoзяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. По существу, в ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (eгo возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик cовpeмeннoгo производства.

На базе всех этих пере мен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стaндарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей OCнoвнoгo участника производства - человека.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни eгo членов, под которым понимают степень обеспечения населения тoвapaми, услугами и условиями жизни, необходимыми для кoмфортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться ввIcoкoгo уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других нaродов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще вceгo используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг,произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения дoxoдов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум b др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с дpyгими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим мeханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тоpговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки , Латинской Aмeрики) и товapнoгo хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чем преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квaлификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития вeдет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, нaдо больше производить. Таким образом, уровень экономичеcкoгo развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить eгo физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк ycтaнoвил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 долл. США на человека в день; для Восточной Европы и CНГ - 4 долл. США; дЛЯ промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14,4 долл. У словия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает нapoдoнaселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозайство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством , мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в обществе представляет неравенство доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.). Так, в Швеции и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода . Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества eгo главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта тaкoгo развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

Вследствие краха экономической, политической и coциальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию гocyдарственного управления, а, скорее, изменение eгo форм и улучшение качества.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия pыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, право вой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в гocyдарстве.

Государство Заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде вceгo, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности гocyдарством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нaциональной стратееии экономического развития, объединение усилий государственных opгaнoв, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим мeханизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики мoгeт быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение дoходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики cOвpeмeннoгo Российского государства в экономике ?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Как видим, политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, политической демократии, правовoгo государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правовoгo государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора кому и в чем подчиняться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, право вое государство опирается на гражданское общество , которое составляют граждане, caмостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданскогo общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и дpyгие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами coвpeмeнной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

2 Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.

3 Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).

4 Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни.

Документ

Из работы современных российских ученых-экономистоd «рынок и социальное согласие».

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое « рыночное несовершенство» , связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального нeравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают: по оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-x гoдов вceгo лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% нaиболее богатых слоев - 50% мирового богатства . Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким мeханизмам, предполагающим достижение социального coгласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопросы и задания к документу

1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как нecoвepшенный?
2. Какие данные подтверждают yглубляющееся в мире социальное неравенство?
3. Используя coдержание параграфа, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социальногo согласия между участниками общественно-экономических отношений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
2. От чего зависит богатство и процветание страны?
3. кaкие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
4. Каким образом обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
5. Нужна ли дeмократия рыночной экономике?
6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
7. Каковы приоритеты политики Российского гocyдapcтва в экономике?

ЗАДАНИЯ

1 Аристотель, обсуждая роль гocyдapcтвa в экономических делах, отмечал, что «цель гocyдapcтвa - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Различных данных, показателей и соотношений, подтверждающих социальное неравенство - очень много. И, по большей части, они довольно-таки субъективны. Я имею в виду аналитические отчеты различных рейтинговых агенств, некоторые индексы, цифры, предоставляемые нам "независимыми экспертами". Если это необходимо, можно подобрать ряд таких показателей и пояснить их необъективность. Вернемся же к объективным данным. Первое и основное: соотношение доходов и личных средств равного количества самых богатых и самых бедных людей - как по странам, так и в общем по миру. В мире: На 5% самых богатых людей в мире приходится треть всех мировых доходов В России: 10% россиян делят между собой треть доходов. А 10% бедных перепадает лишь 2% от всех денег. Второй фактор - жесткая и очень узкая специализация работника. Современный объем информации слишком велик, чтобы его можно было воспринимать одному человеку. И поэтому в мире имеет место тенденция к узкой специализации. Специалист в какой-либо области как правило уже не сможет переквалифицироваться и быть конкурентноспособным в другой. это порождает почти непреодолимые стены между профессиями. Узкая же специализация ведет к жесточайшей конкуренции и риску дискриминации индивида при падении востребованности его умений, навыков и знаний. К примеру, человек - высочайший категории специалист по магнитным носителям информации... Но они исчезли как класс, вытеснены флеш-памятью, CD, DVD.. И - все. человек - не нужен. Он - один из высококлассных бомжей... (конечно, это гипербола, но тенденция, хоть и мягче в реале, имеет ту же направленность). Насчет возможных (кроме рынка) механизмов достижения социального согласия... Назову один. Основной. Это когда есть две (три, больше...) стороны. И им нужно принять общее решение. Как правило это решение, принимаемое сторонами за компромиссное, таковым не является. Это решение - результат "промывки мозгов", результат внедрения нужного (не сторонам, нет! - тем, кто внедряет) импульса и решения в головы методом НЛП, скрытыми манипуляциями через.... СМИ. Через ораторов и внедрение необходимости потребления и стереотипного мышления... (сорри, сложновато, наверное, немного не по теме, но серьезная проблема) А общие механизмы... Давай тогда прикинем 1) референдум (туда же голо-сование голосо-сование и прочие "сувания" непонятно чего, которое все считают "глубоким личным решением", непонятно куда - известно только то, что это "непонятно куда - жутко тайное и мега честное! Честное слово - прям так и считается!) 2) метод "грубой силы" - кто сильнее, тот и взял. Желающий может это право оспорить. Очень, между прочим, частый вариант, даже в Новейшей истории. Тот же Муамарчик Каддафи - кому не угодил? Неизвестно... Зато известно, что СШ#sensored#... надо много дешевой нефти и не надо несговорчивых дядечек у власти во всяких африках... 3) Метод договорных отношений. Считается мегагуманным (по нему столько Конвенций, каждая страна по Гражданскому кодексу наклепала - в общем - няшка, а не метод. Одна беда - он почти всегда сводится или проистекает от методов, написанных выше) ну и хватит, пожалуй... Сорри за оффтоп...