История формирования экономики общественного сектора. Противоречие экономической эффективности и социальной справедливости. Анализ категории общественный сектор

1. Понятие общественного сектора экономики . Общественный сектор и фундаментальные экономические проблемы.

2. Экономика общественного сектора: позитивный и нормативный анализ.

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства - это государственные организации, доходы и расходы бюджета. Общественный сектор функционирует в формах государственных предприятий и учреждений, налогообложения и программ общественных расходов.

Роль государства проявляется в решении вопросов, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики как «надэкономической» структуры, а также в общем ряду субъектов экономической деятельности. Экономика общественного сектора трансформирует предпочтения граждан в цели, преследуемые государством, объясняет, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной.

Ни одно правительство, независимо от его идейно-политической ориентации, не может оставаться безучастным к состоянию экономики, к тому, как исправно функционирует бизнес, хотя бы в силу того, что экономические потрясения могут просто свалить его. Можно даже без преувеличения сказать, что правительственные программы имеют решающее значение для развития и роста предпринимательства.

Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции , стимулирование экономического роста.

Количественно определить роль правительства в управлении экономикой весьма трудно, если не невозможно. Она настолько широка и многообразна что ее нельзя выразить в каких бы то ни было количественных или статистических единицах измерения. Правда, с определенной долей достоверности можно установить объем национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но вряд ли можно сколько-нибудь точно определить и измерить коэффициент полезного действия мер государства по защите окружающей среды, охране здоровья и труда рабочих, защите интересов потребителей, обеспечению равного доступа к вакантным рабочим местам и контролю за практикой ценообразования в определенных отраслях экономики и т.д.


Государственная поддержка бизнеса не во всем согласуется с классической и неоклассической экономическими теориями. Но все же тесные связи между бизнесом и государством вытекают из самой сущности либерально-демократической системы правления и правового государства, основанных на принципах политического равенства и признания, наряду с политическими правами, социальных прав граждан на достойные человека условия и стандарты жизни. Политики избираются и переизбираются на выборах. Их личный успех на политическом поприще зависит от состояния экономики, поскольку первейшей заботой избирателей является занятость и, следовательно, здоровая экономика.

В деятельности государства по поддержке бизнеса выделяется сколько направлений. Это создание и поддержание инфраструктуры экономической системы; содействие новым и развивающимся отраслям экономики; проведение и поддержка научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР); государственные закупки продукции частных компаний; стимулирование продаж, сбор и хранение информации. Правительство оказывает помощь бизнесу путем осуществления расходов, например, на финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ или через программы кредитования и налоговые льготы.

Главная функция государства с данной точки зрения состоит в обеспечении общих условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, в том числе создании и поддержании инфраструктуры, на которой базируется вся деятельность экономической системы.

К инфраструктурным составляющим (национальному инфраструктурному комплексу), следует отнести те сферы деятельности, которые непосредственно не осуществляют производство материальных благ, а если и осуществляют, то в ограниченном объеме, но без которых невозможно сколько-нибудь эффективное производство товаров и услуг. Инфраструктурный комплекс страны прежде всего образуют производственно-хозяйственная, социальная и институциональная инфраструктуры. В рыночном хозяйстве неотъемлемыми атрибутами этого комплекса являются также финансовая и рыночная системы.

Как известно, производственно-хозяйственную инфраструктуру образуют предприятия транспорта и связи, энергетическое хозяйство, пути сообщения, фундаментальное естествознание и отчасти обществоведческая наука. Исторически все перечисленные отрасли (в сколь примитивной форме они ни осуществляли бы свою деятельность) были предметом особого внимания со стороны государства. Более того, во многих странах само государство является крупнейшим собственником и коллективным предпринимателем.

Например, в Канаде исторически сложилась такая ситуация, что подавляющая часть земельных площадей и лесных массивов находится в руках государства. Государство контролирует 70% железных дорог, на государственные электростанции приходится 70% вырабатываемой в стране электроэнергии, под контролем государства находятся телеграф, телефон, водо- и газоснабжение, атомная энергетика, частично добыча угля и черная металлургия. К крупнейшим государственным предприятиям относятся железнодорожная компания «Канадиен нэшнл», авиационная «Эр Канада», кредитно-финансовый «Бэнк оф Канада», нефтегазовые компании «Канада дивелопмент» и «Петро-Канада», созданные в 70-х годах.

О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует также тот факт, что оно распоряжалось 40% всего валового национального дохода. На долю государства приходилось около 50% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Государству принадлежит немалая заслуга в освоении и интеграции громадных территорий в единое целое.

Государство выступает в качестве одного из крупных работодателей. Так, не говоря о тех миллионах работников, занятых в государственных или в той или иной степени финансируемых государством предприятий, в федеральном правительстве США трудятся около 2,9 млн. человек. Из них лишь около 355 тыс., т.е. 12%, служат в Вашингтоне. При этом необходимо отметить, что еще несколько миллионов человек работает на федеральное правительство по контрактам. Общее число гражданских служащих на уровне штатов и муниципальном уровне составляет около 13,5 млн. человек, в том числе в 50 штатах — 4 млн. и в городских, окружных и сельских органах власти - 9,4 млн.

Как известно, в качестве одной из форм обоснования государственного регулирования служит концепция естественной, или «де-факто» монополии, согласно которой монополия коренится в ценовых отношениях и технологических факторах, в противоположность монополии «де-юре», устанавливаемой тем или иным регулирующим, административным или законодательным актом государства. В целом можно сказать, что естественная монополия возникает и существует в том случае, когда одна фирма или корпорация может производить тот или иной продукт по более низкой цене и более качественно, чем все остальные.

Традиционно государственный контроль над естественными монополиями в таких сферах, как энергетика и транспорт, обосновывали необходимостью защиты потребителей от возможных злоупотреблений монополий, в то же время сохраняя сами монополии в интересах экономической эффективности. Считается, что естественная монополия в состоянии удержаться, если она способна блокировать любые попытки конкурирующих более мелких и специализированных фирм проникнуть в ее рынок. Естественная монополия, не способная осуществить такую блокировку, рано или поздно теряет право на такую монополию. В целом ряде государств субъектами естественной монополии являются крупнейшие корпорации энергетики, транспорта, организации почтовой и телефонной связи и т.д.

По этой причине независимо от принадлежности объектов инфраструктуры к государственной или иным формам собственности их деятельность находится в сфере особого внимания государства. Так, в Соединенных Штатах существует множество федеральных учреждений и агентств, деятельность которых нацелена прежде всего на упорядочение функционирования и развитии национального производственно-хозяйственного, финансового и социального инфраструктурного комплекса.

Подобным же образом в Западной Европе обеспечение эффективного функционирования и развития энергетики, транспорта, связи, науки служит важнейшей задачей властных структур различного уровня.

Хотя, например, в Германии энергоснабжение большей частью находится в ведении частных фирм, государство тем не менее устанавливает общие условия функционирования энергетического хозяйства страны. К ним относятся закон об энергохозяйстве, правила по предупреждению кризисов и созданию запасов, законы по охране окружающей среды и др.

Предметом особого внимания со стороны государства является транспорт, поскольку промышленность и торговля могут эффективно использовать свои производственные мощности только при наличии широко разветвленной транспортной сети. Не случайно в данной связи строительство и поддержание в надлежащем состоянии автострад, рельсовых магистралей, внутренних водных путей сообщения осуществляются в той же Германии за счет государственных средств. Затраты на эти цели равнялись в 1994 г. 53,9 млрд. марок, что составляло около 11,3% расходов федерального бюджета. В первой общегерманской концепции развития дорожной сети страны, принятой 1993 г., финансовый объем которой составляет 453 млрд. марок на период до 2002 г., помимо сохранения фонда и обновления, предусмотрено широкое развитие сети дорожного, водного и рельсового транспорта. При этом инвестиции для экологически более чистых видов транспорта (рельсового и водного), составившие около 54%, впервые превысили инвестиции на дорожное строительство.

Одна из важнейших инфраструктурных функций государства состоит в той роли, которую оно играет в валютной и финансовой сферах. Речь идет прежде всего о гарантии надежности национальной валюты. Стабильность денежной системы имеет решающее значение для эффективного функционирования экономики. При отсутствии надежной финансовой системы, в создании и поддержании которой велика роль государства, очень сложно мобилизовать сбережения населения или эффективно распределять финансовые ресурсы.

Владение деньгами служит важным показателем власти. Поэтому возможность создания денег и выпуска их в обращение должна контролироваться. Способ такого контроля во многом позволяет оценивать распределение как экономической, так и политической власти. Так, зависимость центрального эмиссионного банка от правительства указывает на стремление государства сосредоточить в своих руках всю полноту экономической власти и добиваться свободы от контроля со стороны общества и закона. Напротив, независимость центрального эмиссионного банка от правительства и подчиненность его только закону, ограничение возможностей эмиссии денег законодательными рамками служат доказательством того, что государство признает правовые принципы разделения властей и отказывается от использования денег в качестве источника экономической власти.

Бизнес нуждается в государстве прежде всего в силу того, что оно обеспечивает стабильность в обществе, без которой предприниматели не могут гарантировать себе эффективное функционирование и более или менее стабильные прибыли. Автомобилестроительные корпорации полагаются на государство при обеспечении своих потребностей в квалифицированной, хорошо подготовленной рабочей силе. Они требуют дополнительных капиталовложений государства, например, при строительстве шоссейных дорог, которые стимулируют спрос на автомобили.

Отличие государства от других субъектов рыночного хозяйства заключается в том, что оно обладает правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством.

Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, формируются за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций, например, посредством налогообложения.

В смешанной экономике общественный сектор призван участвовать в решении задач, которые условно делятся на два типа. К первому относится достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму - перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.

Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого индивида при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что касается перераспределения, оно, предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение.

Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.

Монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.

Проблемы, связанные с внешними эффектами (экстерналиями), могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся негативными внешними эффектами.

Информационная асимметрия характерна для отдельных отраслей сферы услуг. Если из-за информационной асимметрии потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя.

Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без оснований вызывают тревогу, потому что рыночные отношения автоматически не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет место так называемое «фиаско», «провалы» или «недостаточность» рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.

Источниками провалов рынка являются:

Внешние эффекты;

Общественные блага;

Отсутствие цен на блага;

Права собственности;

Отсутствие знаний и неопределенность информации;

Недальновидность («экологическая близорукость»).

Большинство из выше перечисленных источников прямо относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект фиаско рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах товара, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

В целом, следует отметить, что категория «внешние эффекты» чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование «внешних эффектов» или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А. Маршалл ввел понятие внешней экономии, а А. Пигу привел пример негативных внешних эффектов. Экстерналий — внешние эффекты (издержки) экономической деятельности положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные.

Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях:

1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а ее потеря никем не компенсируется;

2) издержки несут индивид или группа (третьи лица — реципиенты), которые не являются участниками сделок.

Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ре-сурса, В экологической сфере они проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать загрязнения больше предельного объема (V 0), чем может нейтрализовать окружающая природная среда. Экстерналий по другому — это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат (рис. 1).

Рис. 1. Зависимость предельного ущерба от объема ассимиляционного потенциала территории

Выделяют следующие типы внешних эффектов:

Временные (между поколениями);

Глобальные (между странами);

Межсекториальные;

Межрегиональные;

Локальные.

Наиболее хорошо изучены локальные экстерналий.

На провалы рынка огромное влияние оказывают общественные блага — чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира.

Свойства общественных благ следующие:

1) неделимость;

2) невозможность кого-либо ограничить от пользования;

3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.

По теореме Коуза, в условиях четкого определения прав с незначительными трансационными издержками, рынок автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблемы не решает.

Таким образом, провалы рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественных благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полностью полагаться и на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск «политической ренты» и т.п.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет ими главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится нерациональный набор товаров. Невидимая рука рынка здесь не работает.

По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» также подчеркивается повышение роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы.

  • Лысоченко А.А. Экономика общественного сектора: учебно-методическое пособие (Документ)
  • Лекции по экономике общественного сектора (Лекция)
  • Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Уч. пособие (Документ)
  • Тест по Экономике общественного сектора (Шпаргалка)
  • Ахинов Г.А. Основы экономики социальной сферы: Курс лекций (Документ)
  • Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. (ред) Экономика общественного сектора (Документ)
  • Алехин Э.В. Экономика государственного и муниципального сектора (Документ)
  • Манахова И.В. Экономика общественного сектора (Документ)
  • n1.doc

    1. Эффективность общественного сектора и благосостояние общества 2

    2. Распределение дохода и борьба против бедности 10

    2.1 Оценка неравенства 10

    2.2. Распределение богатства 10

    2.3. Оценка уровня бедности и его тенденции 11

    2.4. Источники неравенства 12

    2.5. Неравенство трудовых доходов 12

    2.6. Равенство и эффективность 13

    3. Социальная справедливость 15

    3.1. Противоречие экономической эффективности и социальной справедливости 17

    Список литературы 19

    1. Эффективность общественного сектора и благосостояние общества

    Обязанностью государства, прежде всего, является экономически эффективное удовлетворение потребностей своих граждан в социальных благах. Таким образом, от государства требуется не только организация коллективных действий по созданию таких благ, но и справедливое распределение этих благ.

    Политика распределения – важное направление деятельности любого государства, но проблема заключается в том, что понятия справедливости различных вариантов распределения у различных групп и даже отдельных граждан иногда отличаются коренным образом. Поэтому необходимо анализировать характер, предпосылки и следствия перераспределительных процессов для определения пределов, в которых конфликтующие интересы могут в какой-то степени примиряться, а также для определения влияния политики перераспределения, отвечающей тому или иному пониманию справедливости, на экономическую эффективность производства общественных и частных благ.

    Принудительное перераспределение ресурсов, к которому прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния отдельных граждан, принося преимущества одним членам общества за счет ухудшения для других. Это происходит, прежде всего, в тех случаях, когда решения предусматривают осуществление трансфертных платежей, как правило, опосредуемых бюджетом.

    Перераспределяться могут и экономические возможности, при этом реальные направленность и интенсивность зачастую остаются скрытыми, а конечные результаты не всегда согласуются с целями, во имя которых эти действия предпринимались. Перераспределение, как уже рассматривалось выше, сопровождает и создание общественных благ, если бремя коллективных действий распределяется не в соответствии с дифференциацией индивидуального спроса на эти блага.

    Последствия каждой акции государства, как правило, противоречивые и их удается разделить на два самостоятельных компонента:


    • изменения, отвечающие общим интересам, т.е. интересам, в той или иной мере разделяемым всеми, кого затрагивает акция;

    • перераспределение, понимаемое, прежде всего как явное или скрытое перераспределение доходов.
    Необходимо заметить, что часть ресурсов и экономических возможностей утрачивается в ходе перераспределения, так как перераспределительные акции:

    • требуют затрат на их осуществление;

    • оказывают долговременное воздействие на эффективность производства.
    Чрезмерная интенсивность перераспределительных процессов способна в конечном итоге подорвать их собственную основу. Издержки перераспределения, включая упущенные возможности, могут увеличиваться быстрее, чем его масштабы.

    Но если исходное состояние таково, что большая часть общественных благ является мнимой, перераспределение просто необходимо для увеличения эффективности производства, хотя и нанесет ущерб отдельным индивидам или группам. Политическая практика чаще всего базируется на принципе, что общество в целом может выигрывать, даже если его члены несут определенный ущерб.

    Принцип компенсации, предложенный Н. Калдором и Дж. Хиксом гласит, что “…переход от одного состояния экономики к другому представляет собой улучшение положения общества, если те его члены, чье благосостояние повысилось, могут компенсировать потери, понесенные другими индивидами, и при этом сохранить уровень благосостояния, по крайней мере, равный исходному”. Таким образом, принцип компенсации предполагает наращивание совокупного экономического потенциала общества.

    Принцип компенсации дает удобную схему анализа целесообразности действий государства. Сначала определяется суммарный экономический эффект действий, причем общество рассматривается в роли единого субъекта, а лишь затем рассматриваются варианты распределения полученной выгоды.

    Из всех возможных мероприятий, отвечающих критерию Калдора–Хикса, каждое общество выбирает такие, которые согласуются с принятыми в обществе представлениями о справедливости. Эти представления, с одной стороны, выступают в роли ограничений при определении экономически эффективной политики аллокации ресурсов, с другой, – непосредственно выполняют роль критериев, по которым осуществляется политика перераспределения. Так как требования справедливости ограничивают область максимизации экономической эффективности решений, возникает проблема выбора между эффективностью и справедливостью.

    Миссия любого государства основана на выполнении пяти фундаментальных задач, без чего невозможно устойчивое всеохватывающее развитие, ведущее к сокращению бедности:


    • утверждение основ законности;

    • поддержание сбалансированной политической обстановки, включая обеспечение макроэкономической стабильности;

    • финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры;

    • поддержка незащищенных групп населения;

    • защита окружающей среды.
    В связи с тем, что ресурсы в общественном секторе, как и на рынке, не всегда используются оптимально, можно поставить вопрос об изъянах государства. Изъяны государства вызваны особенностями нерыночных процессов выявления и согласования предпочтений с помощью политического механизма. Необходимо учитывать, что любые экономически значимые решения в конечном счете принимаются людьми, максимизирующими значения своих собственных индивидуальных функций полезности. Без этого невозможно понять, почему позиции представительных органов не всегда совпадают с позициями большинства избирателей, а действия исполнительных органов часто противоречат им. Суть дела заключается в типичных рациональных реакциях на объективно появляющиеся ограничения и стимулы.

    Обычно потребители общественных благ, действуя в роли избирателей, фактически определяют не конкретные размеры налогов, особенности оборонных и образовательных программ и т.д., а только состав органов власти. Голосуя на выборах, избиратели приобретают социальные блага “в едином пакете”, который предлагается им профессиональными политиками в форме предвыборной программы.

    Реализация политических решений и фактическая поставка социальных благ потребителям зависят от работы государственного аппарата. Его служащие являются работниками общественного сектора. Рациональное поведение любого работника предполагает заинтересованность в повышении заработной платы; это касается и государственных служащих. Кроме того, руководители и работники каждого структурного подразделения государственных органов власти стремятся иметь в своем распоряжении как можно больше разнообразных ресурсов для решения конкретных задач, которые ставят перед ними политики, и, вместе с тем, определенную свободу в истолковании этих задач, что тоже является типичным рациональным поведением.

    Инструментом определения совокупного спроса на общественные блага является механизм голосования, а конкретизация и реализация стратегии развития общественного сектора – задачи исполнительных органов власти. Служащие специализированных государственных органов имеют значительные преимущества в формировании мнения политиков и стремятся использовать это преимущество в своих целях (увеличение объема ресурсов на выполнение поставленных перед ними задач, сохранение постоянного круга этих задач и т.д.), что ведет к увеличению избыточных затрат ресурсов в общественном секторе и консервации неоптимальных вариантов его развития.

    Таким образом, “…изъян государства ─ это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости” (подчеркнуто нами).

    Обычно выделяют четыре группы причин, вызывающих изъяны государства.

    Ограниченность доступной информации не позволяет с достаточной степенью достоверности прогнозировать результаты реализации различных политических решений, а значит, увеличивает вероятность возможных потерь.

    Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия, так как существует взаимодействие с другими субъектами экономики, т.е. невозможно любой изъян рынка ликвидировать с помощью структуры общественного сектора.

    Несовершенство политического процесса ведет к неэффективности принятия и исполнения решения по обеспечению общественным благом граждан государства.

    Ограниченность контроля над государственным аппаратом ведет к неэффективному использованию ресурсов в общественном секторе и сохранению неоптимальных вариантов его развития.

    Рациональность общественных расходов определяется их экономичностью, производительностью используемых расходов и результативностью затрат.

    Для оптимизации общественных расходов требуется не только наилучшим способом использовать ресурсы в каждой из сфер общественного сектора, но и обоснованно распределять их между сферами. Для этого необходимо сопоставлять между собой принципиально разные по своему характеру результаты несхожих видов деятельности, т.е. соизмерять затраты и результаты проектов, реализуемых в общественном секторе, в универсальной денежной форме на основе анализа издержек и выгод, применяя оценки, основанные на реальных предпочтениях конкретного общества и с учетом сложившейся практики общественного выбора.

    Анализ должен отражать полезность социальных благ для потребителей, т.е. готовность налогоплательщиков платить за те или иные блага, создаваемые с помощью общественного сектора. Если эта сумма больше издержек по реализации проекта, значит, проект выгоден (принцип компенсирующего изменения).

    По принципу эквивалентного изменения определяется, какая минимальная денежная сумма, выплаченная потребителям вместо реализации проекта, была бы, по их мнению, равнозначна выгодам при реализации проекта.

    Ценность любого социального блага для потребителя можно попытаться определить с помощью анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок и т.д., но такие оценки несовершенны, так как не отражают реального экономического поведения. Поэтому чаще всего используются ресурсный (компенсирующий) и потребительский (эквивалентный) подходы для такого анализа.

    Анализ издержек и выгод обычно используется для оценки инвестиционных проектов, реализация которых занимает не один год и которые будут приносить выгоды в течение долгого времени после осуществления затрат. Ценность суммы Y 1 , которую предполагается получить через n лет, может быть приведена к начальному моменту времени с помощью формулы:

    Y 1 / (1+r) n , (1)

    Где r – норма дисконта (уценки) будущих поступлений по сравнению с настоящими.

    Тот же прием используется для приведения к настоящему времени ценности элементов издержек. При прочих равных условиях, чем выше норма дисконта, т.е. чем большее предпочтение оказывается нынешним выгодам перед будущими, тем менее привлекательными выглядят проекты, требующие начальных инвестиций и приносящие отдачу только в достаточно отдаленном будущем.

    Часто встречаются ситуации, когда принципы распределительной политики необходимо учитывать при аналитическом сравнении вариантов обсуждаемых проектов. Поэтому принципы распределения должны учитываться на политическом уровне, тогда на их основе могут быть зафиксированы относительные веса, которые придаются той или иной группе потребителей общественного блага по данному проекту.

    Таким образом, относительно любого решения необходимо определиться по следующим вопросам:


    • какие общественные блага и перераспределительные процессы станут результатами осуществления решения;

    • каков ожидаемый совокупный экономический эффект;

    • какие общественные группы и в какой степени заинтересованы в достижении данных результатов;

    • насколько предполагаемое перераспределение согласуется с доминирующими в обществе представлениями о справедливости;

    • насколько оправданы издержки достижения результатов и не могут ли они быть сокращены за счет уменьшения участия государства.
    Реальная политика государства всегда в той или иной степени отражает как право гражданина на свободный выбор и неотчуждаемость собственности, что характерно для либерализма, так и общую заинтересованность в максимальном благосостоянии большинства, которой отдает приоритет утилитаризм, равно как и ответственность общества за положение своих наименее благополучных членов, которая находится в центре внимания эгалитаристской концепции.

    Функции общественного сектора, связанные с обеспечением всех индивидов, во-первых, минимально приемлемым уровнем гарантированного дохода, во-вторых, защитой на случай болезни, безработицы и т.д., в-третьих, доступом к благам, обладающими особыми достоинствами, характеризуют государство благосостояния. Осуществление политики перераспределения и социальных гарантий, которая не ослабляла бы стимулов социальной активности, но при этом удерживала в приемлемом диапазоне уровень жизни всех граждан, является одной из основных задач государства.

    Таким образом, после рассмотрения всей совокупности вопросов эффективной работы общественного сектора государства по обеспечению граждан социальными благами можно утверждать, что


    • общественный сектор и его организации служат инструментами преодоления изъянов рынка;

    • эффективность общественного сектора достигается за счет его институциональной основы функционирования;

    • исправление изъянов рынка с помощью общественного сектора может привести к изъянам государства из-за ограниченности доступной информации, взаимодействия с другими субъектами экономики, несовершенства политического процесса, ограниченности контроля над государственным аппаратом.
    Для успешной работы общественного сектора по справедливому финансированию производства и справедливому распределению социальных благ в условиях перехода от тоталитарной экономики к рыночной необходимо создать такую институциональную основу функционирования общественного сектора, которая позволила бы минимизировать возможные изъяны государства путем устранения причин этих изъянов.

    Одной из таких институциональных структур государства является федеральное казначейство.

    2. Распределение дохода и борьба против бедности

    Демократические страны высоко ценят права человека и равные возможности. Предпринимаются меры для повышения жизненного уровня обездоленных членов общества. Однако с бедностью справиться не удается, так как у богатства и щедрости современного государства существуют определенные пределы. Более того, попытки уравнять доходы населения приводят к обратному эффекту, принося вред стимулам и эффективности, следовательно, имеется необходимость рассмотреть факты, касающиеся распределения дохода, и проблемы, с которыми сталкивается правительство, предпринимая попытки перераспределить доход.

    2.1 Оценка неравенства

    Для того чтобы оценить неравенство в контроле над экономическими ресурсами, нужно выяснить, чем обусловлена разница доходов и богатства разных людей. Вспомним, что под личным доходом мы понимаем общую сумму денег, заработанных человеком или домашним хозяйством за определенный период времени (обычно за год). Основными составляющими личного дохода являются трудовые заработки, заработки от собственности (рента, проценты или дивиденды), а также государственные трансфертные платежи. Располагаемый личный доход получается, когда из личного дохода вычитаются налоги. Богатство, или “чистая ценность”, состоит из ценности (в долларах) финансовых и материальных активов, за вычетом долгов банкам или другим кредиторам.

    2.2. Распределение богатства

    Одним из источников неравенства дохода является неравенство владения богатством, то есть чистого владения финансовыми средствами и материальным имуществом. Очень богатые – благодаря наследству, таланту или удаче – люди располагают доходами, значительно превышающими доходы средних домашних хозяйств. Те, кто не располагает богатством, начинают жизнь с недостатком дохода.

    Очевидная разница в размере богатства побудила радикалов сделать предложение о введении больших налогов на доход от собственности, на богатство и наследство, а революционеры призывали к государственной экспроприации накопленной собственности. В последние годы, однако, призывы к перераспределению богатства стихают. Экономисты бывших социалистических стран сегодня заявляют, что низкие налоги на высокие доходы и накопления, и даже значительное неравенство, могут быть необходимы для роста уровня личных сбережений и повышения экономической эффективности.

    2.3. Оценка уровня бедности и его тенденции

    Слово “бедность” имеет разное значение для разных людей. Очевидно, бедностью называется состояние, когда люди получают неадекватные доходы, однако очень сложно провести границу между бедным и небедным. Домохозяйство, которое сегодня считается бедным, часто имеет бытовые удобства, которые были недоступны даже самым богатым гражданам прошлого. Поэтому, слушая дебаты по поводу бедности и распределения дохода, мы должны помнить обо всех этих противоречиях.

    Здесь работают два фактора. Во-первых, бедные группы населения часто менее образованы и обладают худшими профессиональными навыками, чем более состоятельные, и поэтому не подходят для выполнения квалифицированной работы. Второе объяснение заключается в феномене не конкурирующих групп. Сегодня дискриминация заключается средствах отстранения от высокооплачиваемой работы по причине отсутствия необходимого образования или навыков.

    Воздействие индустриализации на равенство. Историки изучали изменение неравенства, происходящее по мере того, как страна проходит путь развития от изолированных сообществ через первые стадии экономического развития до зрелой индустриализации.

    Последние исследования, предпринятые Мировым банком и учеными, подтверждают, что экономическое развитие само по себе время от времени способствуете росту неравенства доходов. Затем, когда доля Национального дохода, приходящаяся на рабочую силу, возрастает, неравенство уменьшается.

    2.4. Источники неравенства

    Одним из наиболее знаменательных стремлений современного демократического общества является желание установления равенства - равенства возможностей, участия в рабочей силе и политической свободы. Однако прямые попытки уменьшения неравенства доходов оказались неэффективными, так как люди не одобрили роль перераспределяющего налогообложения и программ по благосостоянию.

    2.5. Неравенство трудовых доходов

    Трудовые заработки составляют 80 % от факторного дохода. Даже если бы доходы от частной собственности были распределены равномерно, неравенство все равно было бы значительным. Давайте начнем с анализа факторов, приводящих к неравенству заработков, т.е. различий в способностях и квалификации трудящихся, в интенсивности работы, в профессиях и т.д.

    Способности и квалификация. Способности людей – физические, умственные – бесконечно разнообразны, к тому же существуют еще различия по темпераменту.

    На рынке, как правило, вознаграждается способность рисковать, целеустремленность, удача, инженерный гений, способность трезво оценивать ситуацию и много работать - все эти способности и качества не так-то просто оценить в психологических тестах.

    Интенсивность работы. Разные люди могут работать по-разному. Трудоголики проводят по 70 часов в неделю на работе, никогда не берут отпуск и бесконечно отодвигают срок выхода на пенсию, умеренный человек” будет работать ровно столько, сколько нужно, чтобы оплатить самое необходимое. Разница доходов может быть большой просто потому, что различаются усилия, вкладываемые в работу разными людьми. При этом никто не может сказать, что их экономические возможности не равны.

    Профессия. Одной из важнейших причин неравенства доходов является профессиональная деятельность.

    Какова же причина такой огромной разницы в доходах представителей различных профессий. Частично она зависит от того, сколько лет должен потратить человек для получения диплома. Способности также играют определенную роль, например, когда при найме на должность инженера предпочтение отдается людям, имеющим навыки быстрого счета. Некоторые виды работ хорошо оплачиваются, так как они опасны или неприятны. А также, когда для определенного вида деятельности предложение труда лимитировано, скажем, благодаря ограничивающей деятельности профсоюзов или правилам получения лицензии для профессиональной деятельности, заработная плата для таких специальностей резко возрастает.

    Другие факторы. Кроме способностей, интенсивности работы и профессиональной деятельности, на неравенство заработной платы воздействуют и другие факторы. Дискриминация и ограничение возможности занимать определенные должности сыграли большую роль в снижении доходов женщин и представителей многих меньшинств.

    2.6. Равенство и эффективность

    Столкнувшись с проблемой существования бедности на фоне всеобщего изобилия, все страны предпринимают меры для помощи малоимущим гражданам. Однако все, что поступает к бедным, должно быть отнято у богатых, и это, без сомнений, является основной причиной сопротивления введению перераспределяющего налогообложения. Кроме того, философы и экономисты выражают беспокойство по поводу влияния перераспределения дохода на эффективность и моральные устои страны.

    Экономические издержки перераспределения. Идею Оукена можно проиллюстрировать с помощью кривой возможностей дохода, изображенной как точка Е. Этот график описывает доходы различных групп при действии государственных программ перераспределения дохода.

    Разделим население на две части; реальный доход группы с низкими доходами откладывается по вертикальной оси графика на рис. 1, а реальный доход группы с более высокими доходами – на горизонтальной оси. В точке А, или точке до введения программы перераспределения, нет ни налогов ни трансфертных платежей, таким образом люди живут на свои рыночные доходы. В условиях конкурентной экономики точка А является эффективной и не нужно никакой перераспределяющей политики для того, чтобы максимизировать общий национальный доход.


    А

    Реальный доход богатой половины населения

    Рис. 9. Перераспределение дохода может принести вред экономической эффективности
    К сожалению, в точке А богатая половина населения получает гораздо больше денег, чем бедная. Люди могут стремиться к установлению равенства с помощью введения налоговых и трансфертных программ, надеясь приблизиться к точке Е, в которой доходы равны. Если подобные меры могут быть приняты без ущерба для национального выпуска, экономика будет двигаться по прямой линии от точки А к точке Е. Угол наклона кривой ЕА равен 45°; это отражает теоретическое предположение о том, что ведро перераспределения не имеет дыр, и каждый доллар, взятый у первой половины населения, увеличивает доход второй половины ровно на 1 долл. Вдоль всей кривой с наклоном 45° общий национальный доход является постоянным, а значит, на него не влияют перераспределяющие программы.

    3. Социальная справедливость

    Мечты о справедливом обществе существовали, пожалуй, с того момента, когда возникла реальная социальная организация человечества. Идеальное государство Платона в качестве некоторого идеала сменилось идеалами христианства относительно общества, в котором богатому войти в храм труднее, чем верблюду проскочить в игольное ушко. Социальная справедливость прокламировалась в рамках средневековых ересей, действовала как мотив во время крестьянских революций, существовала в качестве некоей абстрактной установки во времена Ренессанса и позже, – когда человечество пыталось бороться за новую социально-экономическую систему, преодолевавшую внеэкономическое феодальное принуждение, в XVII–XIX веках. Так или иначе, формировалась модель общества, в котором справедливость, – этот вечный идеал угнетенной части человечества – будет достигнута теми или другими методами.

    Социально справедливой может быть названа такая экономическая и социальная система, которая объективно соответствует стандартам экономического поведения, потребностям, интересам большей части членов данного исторически определенного общества. Соответственно это та система экономических отношений (в первую очередь–отношений распределения), которые субъективно воспринимаются большинством членов общества как справедливые, т. е. соответствующие тем экономическим устоям, которые они считают “естественными”, нормальными, адекватными для самих себя.

    Другое дело, что эти “естественные” условия жизни всякий раз оказываются исторически конкретными, когда-то возникающими, когда-то исчезающими, т.е. исторически преходящими условиями социально-экономической жизни.

    Это общество достаточно быстро стало восприниматься значительной частью населения как общество несправедливое, что стало одной из предпосылок целой цепи социальных революций и потрясений, как в девятнадцатом, так и двадцатом столетиях.

    Сегодняшняя система, базирующаяся в развитых государствах на модели “общества благосостояния”, включающей значительные перераспределительные процессы, пожалуй, в большей степени отвечает критериям социальной справедливости. Она воспринимается большинством жителей именно как справедливое общество.

    В науке и обыденном сознании к настоящему времени сложились три основных исторически определенных критерия социальной справедливости: уравнительный (до буржуазный), рыночный (объявляющий справедливым распределение доходов по факторам производства) и “социалистический” (в соответствие с которым справедливо лишь распределение по труду при наличии равных минимальных гарантий для всех членов общества).

    Итак, исторически специфическое определение социальной справедливости – это соответствие системы экономических отношений (прежде всего, отношений распределения) тому “стандарту” поведения, потребностей, интересов, которые объективно доминируют в конкретном обществе на данном этапе его развития и воспринимаются большинством его членов, как справедливые, как адакватные экономическим устоям общества.

    Почему же все-таки объективно обусловлена и столь настоятельна борьба человечества за социальную справедливость и, в частности, почему требование социальной справедливости является одной из важнейших установок переходной экономики?

    Прежде всего, потому, что справедливость – это такая экономическая категория, которая максимально близка к нравственным критериям общества. Критерий социальной справедливости и критерий нравственности экономической системы – это во многом совпадающие, пересекающиеся в своей сущности общественные понятия. Если же мы собираемся создавать экономическую систему, безнравственную по своей сути, то такая система будет, во-первых, экономически неустойчивой и, во-вторых, экономически неэффективной.

    Задача достижения экономической эффективности безнравственной системой также не может быть реализована, поскольку отсутствие нравственных установок существенно снижает общую мотивацию труда, а самораспад общества – это важнейший барьер на пути экономического развития, экономического роста.

    Однако внеэкономические, нравственные соображения – это всего лишь одно из слагаемых проблемы объективной обусловленности движения к социальной справедливости.

    3.1. Противоречие экономической эффективности и социальной справедливости

    Противоречие экономической эффективности и социальной справедливости – это современная превращенная форма общеэкономического противоречия между производством и потреблением.

    Все эти противоречия включают в себя не только взаимоотрицание, но и единство двух сторон при условии осуществления социальной ориентации экономики, ибо производство и инвестиции – это не более, чем вложения, которые мы осуществляем сегодня для того, чтобы завтра получить рост социального результата. И наоборот, вложения в потребительскую сферу–это вложения в развитие человека, а человек– главный экономический ресурс, главный источник экономического роста (тех же инвестиций, того же производства) на следующем этапе воспроизводственного цикла.

    Соответственно и противоречия, между свободным и рабочим временем разрешаются по тому же принципу, т. е. превращением рабочего времени во время творческой деятельности – время, обеспечивающее свободное развитие человека, а свободное время, превращаемое во время развития личности, становится ни чем иным, как временем создания главной производительной силы всякого общества–человека, работника.

    Традиционно в экономической теории, анализирующей это противоречие (а это, как правило, школы, так или иначе связанные с “Экономиксом”) рыночное саморегулирование рассматривается как максимально эффективная, хозяйственная система. Соответственно, экономическая эффективность (с точки зрения такого рода теоретиков) достигается только в рамках свободно развивающейся рыночной системы, либо, в лучшем случае, рыночной системы с некоторым минимальным вмешательством государственных и иных регулирующих органов.

    Социальная справедливость в рамках этого подхода фактически фиксируется всего лишь как механизм перераспределения с целью предотвращения чрезмерной дифференциации доходов, социального положения граждан в условиях свободного развивающегося рынка.

    Определенная мера перераспределения, выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий является абсолютно необходимым условием экономического развития современной технологической системы, базирующейся на все большем использовании квалифицированного и творческого труда.

    Отношения перераспределения – объективная закономерность внутренне противоречивой экономики развитых стран, где есть действительные достижения социальной справедливости, но без качественного отрицания устоев этой экономической системы (на это, естественно, не идет истеблишмент). Эти достижения связаны с временным снижением экономической (рыночной) эффективности в случае, если развиваются только перераспределительные механизмы, не меняющие сути рыночной буржуазной экономики. Отсюда периодический “откат” назад к рыночной “несправедливости

    Итак, противоречие социальной справедливости и экономической эффективности реально, но реально в той мере, в какой, с одной стороны, существует общеэкономическое противоречие производства и потребления, рабочего и свободного времени, с другой–в какой существуют" превратные формы этого противоречия, связанные с наличием рыночной или бюрократической системы хозяйствования. И эти превратные формы могут преодолеваться, сниматься в переходной экономике. Это “снятие” возможно на пути поиска адекватных форм разрешения, но не уничтожения имманентно присущего всякой, в том числе переходной, экономике противоречия между производством и потреблением, рабочим и свободным временем.

    Список литературы

    1. Экономика общественного сектора: методическое пособие, д.э.н., профессор Бархатов В.И., Капкаев Ю. Ш.– Челябинск: ЮУрГУ, 2001. – 112 стр.

    2. Актуальные проблемы переходной экономики. Сборник научных трудов/ Под ред. В.И. Бархатова. – Челябинск, 1999.

    3. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора/ Пер. с англ. – М.: Издательство МГУ: “ИНФРА-М”, 1997.

    4. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. – М.: “Аспект пресс”, – 1996.

  • 2.1. Эффективность распределения ресурсов и благ по критерию Парето.
  • Тема 3. Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора.
  • 3.1. Общественный выбор. Теорема о невозможности.
  • 3.2. Функции общественного благосостояния.
  • Тема 4. Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах.
  • 4.1. История и масштабы развития общественного сектора в развитых странах. Концепция «эффективного государства»
  • 4.2. Различия в уровне развития общественного сектора и его модели.
  • Тема 5. Структура экономики общественного сектора в России.
  • 5.1. Необходимость и проблемы трансформации общественного сектора в переходной экономике России.
  • 5.2. Доля общественного сектора в современной экономике России.
  • Тема 6. Механизм управления экономики общественного сектора.
  • 6.1. Субъекты, объекты управления общественным сектором.
  • 6.2. Принципы и методы управления общественным сектором
  • 6.3. Особенности финансирования в общественном секторе.
  • Тема 7. Государственные доходы и экономика общественного сектора.
  • 7.1. Доходы государства и современные принципы их формирования.
  • 7.2. Государственные расходы на общественный сектор.
  • Тема 8. Муниципальная экономика общественного сектора.
  • 8.1. Теория экономики города.
  • 8.2. Муниципальное образование и муниципальная собственность.
  • 8.3. Структура и функции местного бюджета.
  • Тема 9. Роль естественных монополий в функционировании экономики общественного сектора.
  • 9.1. Понятие и причины существования естественной монополии.
  • 9.2. Государственное регулирование естественных монополий.
  • Тема 10. Экономика общественного сектора и проблема бедности.
  • 10.3. Распределение доходов и социально-экономическое развитие.
  • Тема 11. Труд в экономике общественного сектора.
  • 11.1. Особенности функционирования труда в общественном секторе в России.
  • 11.2. Переход на новую систему оплаты труда в России.
  • Тема 12. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства.
  • 12.1. Жкх как отрасль общественного сектора.
  • 12.1. Цель и задачи реформирования жкх в России.
  • 14.3. Анализ показателей развития жкх за годы реформ.
  • Тема 13. Сфера образования и науки в экономике общественного сектора.
  • 13.1. Образование и наука как отрасли экономики общественного сектора.
  • 13.2. Состояние и предпосылки преобразований в сфере образования в России.
  • 13.3. Доля образования в экономике общественного сектора и ввп России и в других странах.
  • Тема 14. Реформирование и развитие здравоохранения.
  • 14.1. Здравоохранение как элемент социальной инфраструктуры, его место и роль в общественном производстве
  • 14. 2. Особенности медицинских услуг и роль государства в их предоставлении.
  • Тема 15. Социальное страхование и социальная помощь.
  • 15.1. Сущность социального страхования и его виды.
  • 15.2. Проблемы формирования в России современной системы социального страхования.
  • Тема 16. Впк и его место в экономике общественного сектора.
  • 16.1. Сущность впк как части единого народнохозяйственного комплекса и его роль.
  • 16. 2. Отраслевая структура современного впк России.
  • 644046, Г. Омск, пр. Маркса, 35
  • Министерство путей сообщения Российской Федерации

    Омский государственный университет путей сообщения

    _______________________

    Е.А. Ломова

    ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

    Конспект лекций

    ББК 45.78.я 86

    Ломова Е.А. Экономика общественоого сектора: Конспект лекций/ Е.А. Ломова; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2009. 60 с.

    В данном конспекте лекций излагается экономическая теория общественного сектора, в том числе институциональных изъянов рынка и государства, теория общественного выбора, проблемы эффективности государственного сектора экономики, раскрывается теория и практика общественных финансов.

    Предназначен для студентов 2-го, 3-го курсов экономических специальностей.

    Библиогр.: 49 назв.

    Рецензенты:

    Введение………………………………………………………………..…

    Тема 1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора

    Тема 2. Теория общественного благосостояния и место в ней экономики общественного сектора

    Тема 3. Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора

    Тема 4. Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах

    Тема 5. Структура экономики общественного сектора в России

    Тема 6. Механизм управления экономики общественного сектора

    Тема 7. Государственные доходы и экономика общественного сектора

    Тема 8. Муниципальная экономика общественного сектора

    Тема 9. Роль естественных монополий в функционировании экономики общественного сектора

    Тема 10. ЭОС и проблема бедности

    Тема 11. Труд в экономике общественного сектора

    Тема 12. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства

    Тема 13. Сфера образования и науки в экономике общественного сектора

    Тема 14. Реформирование и развитие здравоохранения

    Тема 15. Социальное страхование и социальная помощь

    Тема 16. ВПК и его место в экономике общественного сектора.

    Библиографический список……………………………….………….…

    ВВЕДЕНИЕ

    В конспекте лекций излагаются важнейшие проблемы неотъемлемой части современной экономической теории – теории общественного сектора, в частности теории благосостояния, общественных благ и общественного выбора, общественных финансов. Вместе с тем в рамках курса большое внимание уделяется и прикладным аспектам экономики эффективного государства и его финансов.

    Цель данного конспекта лекций – изложение основ теории эффективного государства в рыночной экономике, описание особенностей его функционирования в переходной экономике России. Теоретический анализ особенностей функционирования общественного сектора в условиях переходной экономики представляет собой новую и во многом неисследованную проблему. Кроме того, для того, чтобы сформировать эффективный механизм функционирования общественного сектора в переходной экономике, необходимо изучать опыт рыночных экономик и возможности его использования в развитии общественного сектора, который возник в административно – командной системе и который во многом унаследовал ее недостатки. Все это делает предлагаемый конспект лекций важным и актуальным для подготовки экономистов.

    Важнейшей предпосылкой освоения этого курса является изучение курса экономической теории – главным образом микроэкономики и теории переходной экономики. Предполагается, что студент, начавший изучение курса «Экономика общественного сектора», знаком со многими понятиями и концепциями микроэкономики, в частности с такими, как теория спроса, теория предложения, теория потребительского поведения, теория поведения производителя (теория фирмы), модели рынков, концепция недостатков (институциональных изъяны) рыночной экономики, сущность переходной экономики, содержание и направления рыночных преобразований в переходной экономике.

    Тема 1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора

    1. 1. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и виды общественных благ.

    Экономическая теория выделяет несколько недостатков рыночного механизма в рамках теории экономической эффективности. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

    К основным сбоям рыночного механизма относятся:

      возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

      проблема производства общественных благ

      наличие внешних, или побочных эффектов

      проблема ассиметричной информации

      неполные рынки

      макроэкономическая нестабильность

      неравенство в распределении ресурсов и доходов.

    Проблема производства общественных благ – одна из важнейших причин необходимости корректирования рыночного механизма. Общественные блага - блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойством неисключаемости и несоперничества в потреблении.

    Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества. Они встречаются редко. Пример – национальная оборона.

    Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом. Их большинство. Пример – концерт, исполняемый в зале.

    В чем здесь неэффективность рынка? Дело в том, что существует потребность в общественных благах, но платежеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его не производит. Это проблема безбилетного проезда или «Фритредерства». Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему госзакупок. Для этого оно должно получит средства от общества через систему общих и местных налогов.

    1.2. Понятие и причины существования общественного сектора в экономике

    Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.

    Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

    Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

    Некоммерческий сектор экономики (третий сектор) включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

    Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества, поэтому государственный сектор экономики называют общественным сектором.

    Определяя предмет экономики общественного сектора , необходимо выделить несколько аспектов этой проблемы.

    Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории, в том числе и макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.

    Главные проблемы смешанной экономики :

      найти оптимальной соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики

      определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику

    Важнейшие направления экономической деятельности государства:

      обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей

      устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма

      осуществление государственной экономической политики

    Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:

    Во-первых, рынок не действует или действует только частично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

    Во-вторых, производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

    В-третьих, экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

    В отличие от рыночного общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи. В общественном секторе осуществляется производство экономических благ особого рода - общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг (рис. l.l).

    В тех случаях, когда заключается коммерческая сделка по поводу общественного блага и извлекается доход, он не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций и используется только на развитие этих организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими (неприбыльными). Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. Такое отождествление общественного и государственного секторов в определенной степени допустимо. В то же время общественный сектор включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный и смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами. При этом цель функционирования общественного сектора (через механизмы реализации стабилизационной функции, а также функций распределения ресурсов и доходов, которые будут более подробно рассмотрены ниже) - формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.

    Рассматривая в исторической ретроспективе процесс формирования общественного сектора, следует отметить, что понятие «смешанная рыночная экономика» точнее всего отражает природу современных общественно-экономических отношений. Ее суть можно определить как взаимообусловленное взаимодействие двух принципов построения и регулирования экономической жизни общества, таких как частное благо и общественное благо, рынок и социально-экономическая деятельность государства. Смысл современной рыночной экономики можно раскрыть, рассмотрев характерные для нее регулирующие механизмы, исторические пути ее развития, а также ее реальные формы и модели.

    Концепции, раскрывающие взаимоотношения общества и экономики в период, когда смешанная рыночная экономика находилась в зачаточной стадии, можно назвать предтеориями общественного сектора.

    Немецкий экономист Ф. Лист в середине XIX в. выдвинул тезис о том, что страны, оказавшиеся в положении догоняющих, не имеют другого способа ускорить темпы своего индустриального развития и занять достойное место в мировой цивилизации, кроме как опираясь на силу и мощь государства, проводя политику протекционизма и замещения импорта. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

    Теория развития, предложенная немецким экономистом Ф. Листом, нашла свое продолжение в XX в. в различных моделях линейных стадий роста (например, стадии экономического роста У. Ростоу, модель экономического роста Харрода-Домара), моделях структурных преобразований (например, теория развития А. Льюиса «двух-секторная модель») и в ряде других экономических теорий и моделей развития, а также и в экономике СССР, где соответствующие этой теории модели развития приводили к очевидным, во всяком случае в экономическом плане, успехам.

    Во второй половине XX в. возникли японская и юго-восточная теории развития. Они делали ставку на активную роль государства в проведении структурной политики и поддержке ориентированных на экспорт отраслей экономики. Важно отметить, что одним из факторов японского экономического чуда была мощная государственная поддержка развития человеческого капитала и обеспечение социальной устойчивости нации.

    В новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии сложился треугольник взаимодействия «государство - местный капитал - иностранный капитал», причем в отличие, скажем, от латиноамериканских стран, решения государства являются обязательными для всех участников этого взаимодействия.

    Оригинальная теория обоснования экономической роли государства была предложена в середине XX в. французским экономистом Ф. Перру. Его «доктрина трех экономик» близка по своей сущности теории развития, хотя и отличается меньшей этатистской направленностью. Исходной предпосылкой в рассуждениях Перру является то, что экономика в целом не гармонизирована, так как каждый из полюсов действует в своих интересах, каждый тянет в свою сторону. В этой связи он делает вывод о необходимости создания общего полюса роста в масштабе всей нации, который подчинил бы себе все остальные системы. Таким единственным центром по Перру может быть только государство. Отсюда появляется концепция дирижизма. В качестве метода управления Перру рассматривает индикативное планирование, которое может способствовать переходу к экономике гармонирующего роста.

    Теоретические школы, традиционно менее озабоченные проблемами преодоления отставания одних государств от других, примерно с конца XIX в. также начинают говорить о необходимости экономической роли государства, общественного внедрения в экономику. Принципиально важным моментом является то, что англосаксонские и близкие к ним по духу политэкономы пишут именно об общественном контроле и общественном регулировании, а не о государственном. И дело здесь не только в той, несомненно, большой роли общественных организаций в экономической жизни (относящихся наряду с государством к общественному сектору), где их объединяет одинаковая направленность деятельности - удовлетворение совместных потребностей людей. Провалы и несовершенство рынка делают общественный контроль составным элементом экономического порядка, а отсюда, кстати, вытекает, что этика должна быть неотъемлемой частью экономической теории. Но проваливается и государство, оно также далеко не совершенно, поэтому такой видный ученый, как Дж.М. Кларк, и ряд других авторитетных теоретиков общественно-экономической мысли концаXIX -первой половины XX в. отводили непосредственно государству ограниченную роль. Государство, по их мнению, представляет собой весьма «неуклюжий», а порой и опасный механизм, в этой связи они возлагали особые надежды на другие компоненты общественного сектора, такие, как рост коллективного сознания и добровольное применение принципов сотрудничества. Рассуждения американца Дж.М. Кларка об обществе и экономике представляются, на наш взгляд, полезными, так как явились основой для разработки в дальнейшем различных теорий, связанных с реализацией функций общественного сектора по распределению ресурсов общества и распределения доходов.

    Для Дж.М. Кларка целью являлось «сбалансированное общество», в котором частная деятельность в сочетании с правительственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества, между эгоистическим интересом и общественными интересами. Лишь разумное равновесие противоположных интересов может способствовать достижению желанных целей: максимальной занятости, обеспеченности, мира и чувства общности людей. Все это требует сознательных усилий и всей энергии общества; сам по себе рынок или само по себе государство едва ли способны это обеспечить. Принципиальным является понимание Дж.М. Кларком качественно новой роли общества в экономике, так как в связи с проблемой общественного контроля неизбежно встают этические вопросы. У Дж.М. Кларка политическая экономия некоторым образом вернулась к точке зрения древних философов, для которых этические и экономические стороны поведения были связаны между собой.

    Свободные люди, говорил Дж.М. Кларк, должны работать сообща, чтобы возобладало чувство ответственности, поскольку только при этом условии существующая система может выжить. Он считал неизбежным вторжение понятия благосостояния в экономическое мышление, так как политическая экономия имеет дело с представлениями людей о ценностях, и соответственно этические критерии составляют неотъемлемую часть ее инструментария.

    Еще один немецкий ученый А. Вагнер в конце XIX в. сформулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов. Принципиально важным моментом было то, что он впервые отметил тенденцию перехода от государства порядка к государству благосостояния, указав на возрастающую роль государства в осуществлении как властных и правовых целей, так и целей развития культуры и благосостояния людей.

    Одним из подходов к обоснованию необходимости формирования общественного сектора и является теория благосостояния. Целая группа концепций, теоретических воззрений и высказываний различных ученых, объединенных вместе, получила наименование «теория общественного благосостояния». Перераспределение дохода в обществе может увеличить совокупное благосостояние - таково положение, выдвинутое одним из ведущих представителей англо-саксонской экономической науки А.С. Лигу. В интересующем нас аспекте данная теория, по сути, сводится к тому, что общественный сектор появляется в экономике тогда, когда государство начинает заниматься перераспределением доходов, в чем реализуется принцип социальной справедливости. Данная теория обогащена множеством моделей распределения доходов, которые и легли в основу такой экономической категории, как функция распределения доходов.

    Развитие современной цивилизации вступило в такую стадию, когда все ощутимее проявляется ограниченность природных ресурсов планеты для поддержания на ней экологического и демографического равновесия. Выживание человечества во многом зависит от изменения ценностных ориентиров людей, в том числе от утверждения солидарного поведения. Важным представляется обоснование необходимости общественного сектора с точки зрения теории, разработанной на базе «дилеммы заключенного». По этой теории согласованное кооперативное поведение дает большую выгоду, нежели индивидуальное, осуществляемое в личных интересах поведение каждого. Сам по себе кооперативный тип поведения формируется с трудом, потому что никто не хочет рисковать в ситуации, когда другие могут быть «безбилетниками» и оказаться в выигрышном положении за чужой счет. В связи с этим возникает необходимость механизма принуждения. Механизм принуждения в экономике реализуется с помощью двух институтов: контрагентного соглашения между экономическими агентами и государственной властью, т.е. общественным сектором. В настоящее время разработаны проверенные практикой концепции, которые подтверждают положение о том, что в случае, когда человек предпочитает эгоцентрическое, индивидуалистическое поведение, ориентируясь только на свои собственные интересы, общественно ориентированному поведению, учитывающему интересы ближнего, интересы общества, не просто проигрывает общество, проигрывает и этот человек. Повышение значения духовно-нравственных начал человеческого общежития оказывается более обоснованным с точки зрения общественной эффективности и становится средством максимизации общественного благосостояния. То, что раньше было предпочтительнее по морально-нравственным критериям, теперь оказывается и просто рациональнее, эффективнее. Развитие цивилизации на основе социального сотрудничества людей предполагает и высокое чувство гражданственности, т.е. активное участие населения в решении задач как мелких локальных сообществ, так и на общегосударственном уровне.

    Немаловажное значение для обоснования необходимости общественного сектора, активной экономической роли государства имеет теория общественного блага, выдвинутая в середине XX в. американским профессором П. Самуэльсоном. Данная теория исходит из положения о наличии некоего экономического пространства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим общественный сектор. Требуется он и для регулирования отрицательных последствий функционирования рыночных механизмов. Общественный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ.

    Представители теории общественного блага разработали множество вариантов классификации благ в зависимости от различных комбинаций свойств благ. Понимание сущности того или иного блага, его свойств, места в общей системе необходимо для эффективной организации производства, распределения и потребления (в том числе и социально значимых благ) как на локальных уровнях, так и в масштабах всего общества.

    Для нас существенно отметить, что теория общественного блага изначально, по мнению ее создателей, исходит из примата рынка, и лишь там, где механизмы рынка не срабатывают, его вынужден замещать общественный сектор.

    В настоящее время актуальным является рассмотрение тенденций в развитии современной рыночной экономики в целом и экономики общественного сектора в частности с позиции теории права собственности. Основными категориями в теории прав собственности являются «права собственности» и «трансакционные издержки». Право собственности, по определению основателя данной теории Р. Коуза, - это санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми в связи с существованием редких благ и их использованием. Полное право собственности, согласно концепции нобелевского лауреата A.M. Оноре, включает 11 элементов, а по подсчетам американского юриста Л. Беккера возможно существование 1500 правомочий в рамках полного права собственности.

    Другим ключевым понятием, связанным с теорией «права собственности», является понятие трансакционных издержек. Это издержки, связанные с доставкой готового продукта к тому, кто ценит его в максимальной степени (т.е. это издержки, связанные с поддержанием функционирования экономической системы). Трансакционные издержки распыляют полезность вещей, для уменьшения трансакционных издержек возникают специальные институты- Как известно, в обществе все связано и любое движение одного элемента вызывает внешний эффект для других элементов. Существует проблема выявления положительных или отрицательных внешних эффектов и их трансформации во внутренние. Теория «прав собственности» утверждает, что внешние эффекты могут быть трансформированы во внутренние в процессе переговоров при условии, что права собственности четко определены и могут обмениваться. Обмен правами собственности влечет за собой трансакционные издержки. Снизить трансакционные издержки можно с помощью власти государства либо с помощью создания сообществ, групп, ассоциаций, т.е. в обоих случаях при наличии общественного сектора. Теория «прав собственности» позволяет вскрыть очень важную для сегодняшней России проблему понимания рынка. Исходя из теории «прав собственности» рынок - та часть общего экономического пространства, в которой прежде всего четко установлены права собственности. Без четкого распределения прав собственности не может заключаться никаких сделок, иначе это приводит только к конфликтам, так как основное поле конфликтов - это те ресурсы права собственности, которые либо не определены вообще, либо определены нечетко. Как известно, большинство экономических конфликтов, имевших место последние годы в России, были порождены нечетким законодательством, нечеткими правилами обмена правами собственности. Следовательно, эти конфликты, имевшие, кстати, большой общественный резонанс, были предопределены не провалами рынка, а провалами государства (как одной из форм организации общества) и общества в целом.

    Введение…………………………………………………………………….......3

    1.История формирования экономики общественного сектора………………..........................................................................................6

    1.1. Формирование экономики общественного сектора……………………………………………………………………….….6

    1.2. Сочетание рынка и государства в современной рыночной экономики……………………………………………………………………..12

    1.3. Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора…………………………………...………………….15

    1.4.Порядок распределения ресурсов в экономики общественного сектора………………………………………………………………………....18

    2. Показатели смешенной экономики………………………………….......20

    2.1Макроэкономические показатели……………………………………….20

    2.2 Модели смешанной экономики…………………………………………24

    2.3 Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов……………………………………………………..………...26

    3.Провалы рынка и государства……………………………………..……..32

    Заключение ………………………………………………………………..…..36

    Список литературы…………………………………………………….…......37

    Введение

    Становление учебного курса «Экономика общественного сектора» наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. и к на­стоящему времени можно констатировать, что в развитых странах мира уже сложилось ядро данной научной дисциплины.

    Другая особенность экономики общественного сектора как одной из отраслей общественных наук заключается в ярко выраженном историзме. Историческое развитие цивилизации и государств про­исходит не линейно, а циклично, по спирали.. Оно характеризуется сменой периода господства общественных интересов на периоды с ориентацией на частные интересы, ухода в частную жизнь. Каждый поворот цикла исторического развития находит отражение в смене теоретических взглядов о роли государства и общественных инс­титутов в экономической жизни общества. Периодичность циклов может быть разной: долгосрочный цикл - продолжительностью в два-три поколения, среднесрочный - продолжительностью в одно поколение, а также краткосрочный цикл - смена циклов в течение одного поколения.

    Индустриальная эпоха (и связанный с ней переход от натурального хозяйства к формированию урбанизированного образа жизни), возникшая на рубеже XVIII и XIX вв., положила начало длительному историческому циклу приоритета частного интереса перед общественным, реализации общественного интереса через частный, через невидимую руку рынка. Эта эпоха стала эпохой господства идеологии микроэкономики и парадигмы подхода к человеку как к экономическому человеку, не как к цели, а как к средству общественного развития.

    Однако до определенного времени микроэкономический подход являлся доминирующей тенденцией в науке об экономике обще­ственного сектора.

    Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящейся в распоряжении государство.

    Ресурсы, которыми распоряжается государство-это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы и расходы бюджета.

    Сильное влияние на формирование экономики общественного сектора как науки оказали такие социальные науки, как государственное управление, публичное право и политология.

    В современных условиях идет борьба двух тенденций, какая из этих тенденций возобладает-трудно предсказать. Одна тенденция представляет собой взаимодействие демократии и современного капиталистического рынка. Сохраняется сильная корпоративность как экономической, так и политической власти.

    Вместе с тем действует и другая тенденция - это тенденция ускорения институционализации социальной жизни и эко­номики. Возрастает роль институтов гражданского общества, общественно-добровольных структур, нацеленных на реализацию разнообразных общественно-полезных потребностей нестандарт­ного, локального характера и функционирующих на некоммерческой, неприбыльной основе. С развитием гражданского общества, с одной стороны, усиливается социальная ответственность атомизированных частных структур, а с другой - идет интенсивный процесс гуманизации, очеловечивания государственно-бюрократических структур путем децентрализации принятия решений и автономизации первичных звеньев управления. Дальнейшее развитие граж­данского общества будет характеризоваться расширением самоуп­равляемых структур и усилением низовой демократии, участия масс на местном уровне в общественных делах. Это будет способствовать повышению уровня гражданского самосознания, широкому разви­тию социальных технологий компромисса и достижению баланса прав и обязанностей членов гражданского общества.

    Новые проблемы, возникшие с институциализацией общества и экономики, с развитием гражданского общества обогащают содержание экономики общественного сектора. Он не может сводиться только к государству и к его институтам, он включает в себя прогрессивно развивающиеся добровольно-общественные, не­коммерческие структуры, занимающие промежуточное положение между государственными и общественными институтами, с одной стороны, общественными и рыночными институтами - с другой. Следовательно, с развитием демократии гражданского общества структура общественного сектора усложняется. Полицентричным становится механизм принятия социально-политических решений. Политические и социальные факторы активно влияют на экономические процессы. Возник феномен экономических, деловых циклов, определяемых политической конъюнктурой, сменой социально-политических циклов. Это породило целый ряд научных дисциплин и учебных курсов на стыке политики и экономики, социологии и экономики.