Свастика на бумажных деньгах советской власти. Русская республика

Причины помещения свастики на российских бумажных деньгах образца 1917 и 1918гг.

После революционных событий февраля 1917 г. в денежном обращении России появились государственные кредитные билеты номиналами в 250 и 1000 рублей с новой государственной символикой и изображением свастики, которые в народе получили наименование «думские деньги», «думки». Также свастика присутствует на схожих по оформлению билетах 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что были прозваны «пятаковками». Все эти банкноты оставались в денежном обращении страны до 1922 г.
За прошедшие годы историками, коллекционерами-бонистами, журналистами и блоггерами Рунета были предложены самые разные версии причин помещения свастики на российских деньгах. Их можно разделить на три основных группы.
Еще в Белой эмиграции в 1920-х гг. была высказана идея о масонском значении этого символа (Скрынников Н., 1921, С.42-43; Лукин Ю.Н., 1936. С.24) и это мнение до сих пор находит поддержку у ряда авторов.
Второй основной идеей стало объяснение изображения свастики на «думках» и «пятаковках» в качестве древнего солярного знака, символизирующего вечность и благополучие, который как бы гарантировал «те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». (Мельникова А.С., 1973. С.). При этом ряд авторов полагает, что помещение солярного знака - Солнцеворота, Коловрата - прямо связано с древней славянской традицией.
Третья группа исследователей трактует помещенного на банкнотах двуглавого орла, наложенного на свастику, как вариант нового герба Российской республики 1917 г. (Всеволодов И.В., 1990. С. 241-242; Соболева Н.А., Артамонов В.А.. 1993. С. ; Соболева Н.А., 2013. С.).
Однако такое геральдическое использование свастики должно было бы получить официальное правительственное объяснение. Но в официальном описании банкнот 1917 г. отсутствует даже само название «свастика». В документе указано: «В центре каждой из обеих крупных розеток находится ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (выделено авторами), образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямыми углами, на одном конце вправо, на другом, влево. Полосы покрыты системой горизонтальных линий и окаймлены, на небольшом расстоянии, тонкой контурной линией. Промежуточный фон между обеими крупными розетками и гильоширно-орнаментальными украшениями заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обоих розетках, но большей величины» (ГАРФ. Ф.7421. Оп.1. Д.7. Л. 146 об., 147).
Очевидно, что в документе нарочито затушевано значение древнего солярного символа и предлагается его нейтральная трактовка в качестве «орнамента», а причина его изображения на банковских билетах остается не раскрытой.
Ответ на этот вопрос удалось найти при работе с фондами Гознака, где хранятся богатейшие материалы по истории разработки и производства отечественных и некоторых иностранных монет и банкнот.
Дело в том, что сделанный весной 1917 г. политический заказ Временного Правительства на скорейшее изготовление бумажных денег с новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими возможностями Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). По существовавшей в то время технологии денежного производства полный цикл от эскиза до готового тиража (в зависимости от сложности и защищенности купюры) занимал не менее года. По предоставленному эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица, затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось тиражирование банковских билетов.
Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам невыпущенных купюр. В рассматриваемом случае для денег Временного Правительства были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка. Сохранились образцы полностью отпечатанных банкнот для Монголии достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей образца 1916 г. (Спецфонд Гознака. *******).
Монгольский национальный банк был создан в 1914 г. при финансировании российским Сибирским торговым банком, правление которого размещалось в Петрограде. Согласно уставу банка, он имел право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион рублей. В 1916 г. ЭЗГБ подготовила выпуск Монгольских банкнот с русскими надписями на лицевой стороне и аналогичными монгольскими надписями на обороте.
Русский текст:
«Кредитный билет монгольского национального банка.
Три рубля.
Монгольский национальный банк обменивает свои кредитные билеты на монгольскую монету или русские деньги без ограничения суммы.
Выписка из указа монгольского правительства.
Кредитные билеты монгольского национального банка имеют хождение по Монголии, одинаковое по ценности с русскими деньгами. За подделку кредитных билетов имущество виновных полностью конфискуется в Казну, сами же они заключаются в тюрьму и подвергаются каторжным работам на три года».
На банкнотах помещено факсимиле Директора распорядителя М.А. Соловейчика (1870-1916) и факсимиле Управляющего делами Ермолаева. Рисунок этих банкнот был утвержден министром финансов России П.Л. Барком. Предполагалось также, что Петроградский монетный двор приступит к изготовлению серебряных и медных монет для Монголии.
Но в 1917 г. политическая и экономическая ситуация в России изменились и выпуск подготовленных банкнот для Монголии не был осуществлен. Однако все наработки были использованы при срочной разработке и печатании банкнот Временного Правительства 1917 г. Банковский билет достоинством 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет достоинством 250 рублей вошел в обращение с 8 сентября 1917 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 81). А в 1919 г. некоторые «монгольские» формы и матрицы нашли применение для более-менее качественного печатания «пятаковок» образца 1918 г. номиналами в 5000 и 10.000 руб., которые были выпущены в обращение в декабре 1919 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 83).
Прообразом для купюры номиналом в 1000 рублей 1917 г. послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 25 рублей 1916 г. (Рис. 1) с изменением цвета лицевой стороны с коричневой на зеленую, на обороте из многоцветного картуша монгольского прообраза была убрана свастика и заменена изображением здания Таврического дворца, где размещалась Государственная дума (Рис.2). Остальные детали оформления, включая буддийские Узлы Бесконечности на лицевой стороне и три свастики на оборотной, стали своеобразным «монгольским наследством», которое пришлось маскировать цифрами номинала и официально обозначать в описании банкноты как орнаментальные детали.
Купюра в 250 рублей образца 1917 г. была получена путем изменения банкноты Монгольского национального банка номиналом в 3 рубля 1916 г. (рис. 3) Цвет с зеленого был изменен на коричневый, а на оборотной стороне в центре вместо цветной розетки помещено изображение двуглавого орла Временного правительства (Рис.4). Буддийские символы также постарались сделать менее заметными, закрыв изображением двуглавого орла, цифрами и надписями. Однако крупная свастика за двуглавым орлом оставалась очень заметной и стала восприниматься как значимый символ, специально помещенный на новую революционную банкноту.
В период Гражданской войны тяжелое военное и экономическое положение Советской России заставило использовать для производства денег все имеющиеся ресурсы ЭЗГБ. «Монгольские» матрицы и печатные формы 1916 г. вновь нашли применение. Образцом для «пятаковок» номиналами в 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые в печатали в Пензе, послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 100 рублей 1916 г. (Рис. 5) Цвет с желтого был заменен соответственно на синий и светло-коричневый, а вместо цветной розетки был помещен билибинский орел без корон, но остались буддийские свастики и Узлы Бесконечности (Рис. 6, 7). Сохранился оттиск лицевой сетки, использованной для банковского билета 10 000 рублей образца 1918 г., который очень хорошо показывает вынужденно сохраненное «монгольское наследство» российских денег (Рис. 8).
Рассмотрев изображения исследованных нами купюр мы приходим к закономерному выводу о том, что специалистам ЭЗГБ для максимального ускорения выпуска денежных знаков новых образцов удалось избежать трудоемкого и длительного этапа по согласованию и изготовлению лицевых и оборотных сеток. Для нового дизайна достаточно было изготовить печатные формы с номиналами и текстами, а также пронумеровать купюры и поставить грифы подписей управляющего Государственным банком и кассира. А привнесенные с невыпущенных монгольских банкнот свастики на долгие годы стали одной из загадок российской бонистики.

Всеволодов И.В., 1990. беседы о фалеристике. М.
Лукин Ю.Н., 1936. В мире символов: к познанию масонства. Харбин.
Мельникова А.С., 1973. Твердые деньги. М.
Скрынников Н., 1921. Масонство? Париж.
Соболева Н.А., В. А. Артамонов В.А., 1993. Символы России, М.
Соболева Н.А.. 2013. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. М.

Рис. 1. Банкнота Монгольского национального банка 25 рублей 1916 г. (ГЗ-8877.1,2 П.2-5)

Рис. 2. Государственный кредитный билет 1000 рублей образца 1917 г.

Рис. 3. Банкнота Монгольского национального банка 3 рубля 1916 г. (ГЗ-8871.1-4 П.2-2)

Рис. 4. Государственный кредитный билет 250 рублей образца 1917 г.

Рис. 5. Банкнота Монгольского национального банка 100 рублей 1916 г. (ГЗ-8879.1,2 П.2-6)

Рис. 6. Государственный кредитный билет 5000 рублей образца 1918 г.

Рис. 7. Государственный кредитный билет 10 000 рублей образца 1918 г.

Рис. 8. Лицевая сетка для Государственного кредитного билета 10 000 рублей образца 1918 г.

Особый интерес среди моих коллекций представляют вышедшие из употребления русские бумажные деньги. Не зря бонистика является одним из самых популярных видов коллекционирования - я всегда с большим интересом обращаюсь к каждому вновь добытому экземпляру, рассматривая его, прежде всего, как исторический документ, отражающий культурное, экономическое и политическое положение нашей страны в конкретном периоде.

Среди прочих банкнот в моей коллекции отдельного внимания заслуживают так называемые «керенки» или «думские» деньги России - кредитные билеты достоинством 1000 и 250 рублей, выпущенные Временным правительством в 1917 году. А также кредитные билеты образца 1918 года номиналом 5000 и 10 000 рублей, выпущенные по декрету Совета Народных Комисаров от 29 октября 1919 года. На этих четырех купюрах, имевших хождение до 1922 года, отчетливо видна левосторонняя свастика. Как объяснить её появление на советских знаках?


Дело в том, что матрицы для всех рублевых банкнот Временного Правительства и бумажных денег, выпущенных в первые годы Советской власти, были изготовлены еще по распоряжению Николая II в. январе 1917 года. Проект тех билетов разрабатывался при личном участии императрицы Александры Федоровны, которая проявляла большой интерес к символу свастики и часто в письмах даже ставила его рядом со своими инициалами. Прибегнуть к клише для печати царских бумажных денег Временному правительству, во главе с князем Львовым и пришедшим ему на смену Керенским, пришлось из-за повышенной срочности решения вопроса по новой эмиссии.


Из личной коллекции Сачёва М.В .

Нужно отметить, что новая власть восприняла изображение свастики, ставшее на 250-рублевой купюре, например, «подкладкой» для герба Временного правительства, лишь как «орнамент в виде креста с загнутыми концами». Об этом факте свидетельствуют записи в официальных документах, связанных с выпуском новых кредитных билетов.

Новая идеология на билетах была представлена размещенным на 1000-ной купюре Таврическим дворцом, где заседала Государственная дума, и напечатанным на 250 рублях государственным гербом Временного правительства. В качестве герба был признан прежний двуглавый орел, но с опущенными крыльями и без царских регалий.

Выпущенные в 1919 году кредитные билеты номиналом 5000 и 10000 рублей - также в результате спешки Советской власти по вводу в обращение новых денег - были напечатаны по заимствованному у прежней власти клише. Свастика без каких-либо изменений перешла на новые купюры из трафарета, заготовленного Керенским для выпуска в 1918 году кредитных билетов тех же достоинств - 5000 и 10000 рублей. Единственным серьезным изменением макета стала замена изображения Таврического дворца на герб Временного правительства.


Из личной коллекции Сачёва М.В .

Сама по себе свастика - очень древний символ, являющийся общим для народов разных государств. Славяне свастику называли «коловрат», то есть «солнцеворот», и он символизировал победу света над тьмой, жизни - над смертью, яви - над навью. Не существовало никакого различия между правосторонней и левосторонней свастиками - обе они применялись в России повсеместно и практически одинаково. Свастика присутствовала на предметах быта, в оформлении храмов и икон, облачении священнослужителей, на надгробиях православных могил, в документах, печатях и в архитектуре. Использовалась свастика и в официальной правительственной символике вплоть до конца 1930-х - начала 40-х годов - например, на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в лавровый венок была забрана свастика с буквами РСФСР.

Из личной коллекции Сачёва М.В .

Справка

Кредитный билет номиналом 250 рублей образца 1917 года был отпечатан по всем правилам кредитного билета с надежной защитой от подделки. Лицевую и оборотную стороны украшала гильоширная сетка, напечатанная орловским многокрасочным способом печати. По сетке с двух сторон была отпечатана типографская пропись. На оборотной стороне помещался герб Временного правительства, выполненный художником Билибиным И.Я. «Подкладкой» для герба служило изображение свастики. Две свастики размером поменьше служили также «подкладками» под цифровые обозначения номинала, помещённые на лицевой стороне данной купюры. Настоящие кредитные билеты были напечатаны на бумаге с общим водяным знаком. На билетах использовались два трехзначных номера с двухбуквенной литерой.

Временное правительство успело отпечатать всего 18 миллионов экземпляров, то есть литера АА с № 001 по № 018. Советское правительство продолжило печатать литеры: АА 019 -100, АБ 101 - 200, АВ 201 - 300, АГ 301 - 376.

На кредитном билете номиналом 1000 рублей образца 1917 года вместо герба был изображен Петроградский Таврический дворец, а лицевую сторону украшали три свастики в качестве «подкладок» под цифровые обозначения номинала. Государственный кредитный билет номиналом 1000 рублей печатался с шестизначным порядковым номером.

При Временном правительстве были отпечатаны литеры АА-АЗ. Советское правительство продолжило печатать литеры: АИ-АQ , Б, В, Г-ГЯ.

Кредитные билеты образца 1918 года номиналом 5000 и 10000 рублей , выпущенные согласно декрету СНК от 21 октября 1919 года, были отпечатаны на бумаге с общим водяным знаком. С оборотной стороны использовалась орловская печать в пять красок, с лицевой - типографская печать в две краски. На билете 10000 рублей использовалась защитная сетка с «ирисом», порядковый номер был шестизначным.

Бумажные деньги, выпускавшиеся Россией в первые годы Советской власти, имели в составе художественного оформления изображение свастики. В этом можно убедиться рассмотрев рисунок лицевой стороны денежных знаков достоинством в 5000 и 10000 рублей, выпущенных декретом СНК от 29 октября 1919 года.

Свастика просматривается четко в двух больших виньетках в правой и левой частях поля, а также, хотя и менее четко, в центральной части этого поля. Несмотря на то, что об этом факте известно многим коллекционерам - бонистам, в литературе отсутствуют какие либо сведения об истории выпуска таких денег и причин появления на них орнаментального рисунка со свастикой. Остановимся на условиях, в которых проходила подготовка к выпуску первых советских денег. Получив в наследство денежные системы царского и Временного правительств советская власть вынуждена была продолжать выпуск бумажных денег с символикой и геральдикой, соответствующими идеологии этих правительств. Однако, несмотря на огромные финансовые и экономические трудности, сразу был поставлен вопрос о выпуске новых советских денег, орнаментальное оформление которых отвечало бы содержанию новой власти. Временная военная передышка после заключения Брестского мира создала некоторые благоприятные условия для налаживания денежного обращения. Весной 1918 года началась подготовка денежной реформы, которая на первом этапе предусматривала замену всех старых денежных знаков на новые. Предполагалось, что к этому мероприятию страна может приступить к осени того же года. В соответствии с правительственной директивой, отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения объявил конкурс на лучший рисунок денежных знаков. Однако, состоявшееся заседание художественного жюри, созданного Наркомфином в апреле, забраковало все представленные эскизы денежных знаков, как не удовлетворяющие поставленным требованиям к новой символике. Пока проходил затянувшийся выбор проекта денежных знаков - рисунка, цвета и формы, жизнь заставила искать выход из сложившегося тупикового положения. В срочном порядке требовалось вводить в денежное обращение новые деньги для последующего изъятия старых образцов. Тогда специалисты экспедиции заготовления государственных бумаг "вспомнили", что в их архиве находятся клише, заготовленные в свое время но заказу Временного правительства А.Ф. Керенского, для запланированного в 1918 году выпуска так называемых "Государственных кредитных билетов". На клише для лицевой стороны купюр была выгравирована дата выпуска "1918". Решено были использовать их для выпуска денег Советской власти. Временное правительство готовило большую серию кредитных билетов достоинством от 1 до 10000 рублей. Основу рисунка всех купюр составлял герб Временного правительства - двуглавый орел без императорской короны, скипетpa и державы. Для оформления большинства готовящихся к выпуску кредитных билетов - купюр от 1 до 1000 рублей - был принят простой геометрический орнамент, позволяющий уменьшить время на изготовление этих билетов, но зато существенно уменьшающий защиту от подделок. Повышая гарантии защиты, купюры крупных номиналов в 5000 и 10000 рублем предлагалось выпустить с более сложной структурой рисунка, для чего использовались с небольшими доработками ранее изготовленные по заказу Временного правительства под председательством князя Т.Е. Львова клише, для печати "Государственных кредитных билетов" 1000 рублевого достоинства. Здесь наиболее крупной доработкой являлось замена изображения Таврического дворца, где заседала Государственная дума, на герб Временного правительства. Одним из элементов геометрического орнамента билета, выпущенного правительством князя Г.Е. Львова, была свастика, которая, как отмечала и свое время А.С. Мельникова в книге "Твердые деньги": "Как бы гарантировала те жизненные блага, которые обещало Временное правительство". Так свастика, без каких либо изменений вошла и клише подготовляемых к выпуску в 1918 году правительством А.Ф. Керенского кредитных билетов достоинством 5000 и 10000 рублей. И наконец, при использовании клише этих билетов для Советских денежных знаков тех же достоинств, и их рисунке, наряду с другими орнаментальными элементами, так же оказалась свастика. Ухудшалась обстановка в стране. П.Д. Мец в книге "Наш рубль" свидетельствует, что так называемые "Государственные кредитные билеты" не были выпущены в 1918 году, хотя на них был проставлен этот год. Эти билеты пошли в оборот в 1919 году директивой Совета Народных Комиссаров от 15 мая. В ней указывалось, что кредитные билеты достоинством от 1 до 1000 рублей были выпущены с целью "постепенной замены имеющихся в обращении кредитных билетов ныне существующего образца, как совершенно не отвечающего по своей форме началам нового государственного строя России, а также для извлечения из оборота ряда суррогатов".

Кредитные билеты достоинством 5000 и 10000 рублей, на которых имеется изображение свастики, вошли в оборот позже в самом конце 1919 года, т.е. почти через 3 года после того, как свастика была введена в структуру "Государственного кредитного билета" 1917 года.

Все введенные в оборот в 1919 году кредитные билеты образца 1918 года были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Ю.П. Пятаковым, за что в народе эти деньги были прозваны "пятаковками". Кредитные билеты со свастикой, также как и другие бумажные денежные знаки первых выпусков, находились в денежном обороте страны до сентября 1922 года.

После революционных событий февраля 1917 г. в денежном обращении России появились государственные кредитные билеты номиналами в 250 и 1000 рублей с новой государственной символикой и изображением свастики , которые в народе получили наименование «думские деньги», «думки». Также свастика присутствует на схожих по оформлению билетах 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что были прозваны «пятаковками». Все эти банкноты оставались в денежном обращении страны до 1922 г.

За прошедшие годы историками, коллекционерами-бонистами, журналистами и блоггерами Рунета были предложены самые разные версии причин помещения свастики на российских деньгах. Их можно разделить на три основных группы:

  • Еще в Белой эмиграции в 1920-х гг. была высказана идея о масонском значении этого символа (Скрынников Н., 1921, С.42-43; Лукин Ю.Н., 1936. С.24) и это мнение до сих пор находит поддержку у ряда авторов.
  • Второй основной идеей стало объяснение изображения свастики на «думках» и «пятаковках» в качестве древнего солярного знака, символизирующего вечность и благополучие, который как бы гарантировал «те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». (Мельникова А.С., 1973. С.). При этом ряд авторов полагает, что помещение солярного знака — Солнцеворота, Коловрата — прямо связано с древней славянской традицией.
  • Третья группа исследователей трактует помещенного на банкнотах двуглавого орла, наложенного на свастику, как вариант нового герба Российской республики 1917 г. (Всеволодов И.В., 1990. С. 241-242; Соболева Н.А., Артамонов В.А.. 1993. С. ; Соболева Н.А., 2013. С.).

Однако такое геральдическое использование свастики должно было бы получить официальное правительственное объяснение. Но в официальном описании банкнот 1917 г. отсутствует даже само название «свастика». В документе указано: «В центре каждой из обеих крупных розеток находится ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (выделено авторами), образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямыми углами, на одном конце вправо, на другом, влево. Полосы покрыты системой горизонтальных линий и окаймлены, на небольшом расстоянии, тонкой контурной линией. Промежуточный фон между обеими крупными розетками и гильоширно-орнаментальными украшениями заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обоих розетках, но большей величины» (ГАРФ. Ф.7421. Оп.1. Д.7. Л. 146 об., 147).

Очевидно, что в документе нарочито затушевано значение древнего солярного символа и предлагается его нейтральная трактовка в качестве «орнамента», а причина его изображения на банковских билетах остается не раскрытой.

Архивные сведения

Ответ на этот вопрос удалось найти при работе с фондами Гознака, где хранятся богатейшие материалы по истории разработки и производства отечественных и некоторых иностранных монет и банкнот.

Дело в том, что сделанный весной 1917 г. политический заказ Временного Правительства на скорейшее изготовление бумажных денег с новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими возможностями Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). По существовавшей в то время технологии денежного производства полный цикл от эскиза до готового тиража (в зависимости от сложности и защищенности купюры) занимал не менее года. По предоставленному эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица, затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось тиражирование банковских билетов.

Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам невыпущенных купюр. В рассматриваемом случае для денег Временного Правительства были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка. Сохранились образцы полностью отпечатанных банкнот для Монголии достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей образца 1916 г. (Спецфонд Гознака).

Монгольский национальный банк был создан в 1914 г. при финансировании российским Сибирским торговым банком, правление которого размещалось в Петрограде. Согласно уставу банка, он имел право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион рублей. В 1916 г. ЭЗГБ подготовила выпуск Монгольских банкнот с русскими надписями на лицевой стороне и аналогичными монгольскими надписями на обороте.

Русский текст:
«Кредитный билет монгольского национального банка.
Три рубля.
Монгольский национальный банк обменивает свои кредитные билеты на монгольскую монету или русские деньги без ограничения суммы.

Выписка из указа монгольского правительства

Кредитные билеты монгольского национального банка имеют хождение по Монголии, одинаковое по ценности с русскими деньгами. За подделку кредитных билетов имущество виновных полностью конфискуется в Казну, сами же они заключаются в тюрьму и подвергаются каторжным работам на три года».

На банкнотах помещено факсимиле Директора распорядителя М.А. Соловейчика (1870-1916) и факсимиле Управляющего делами Ермолаева. Рисунок этих банкнот был утвержден министром финансов России П.Л. Барком. Предполагалось также, что Петроградский монетный двор приступит к изготовлению серебряных и медных монет для Монголии.

Но в 1917 г. политическая и экономическая ситуация в России изменились и выпуск подготовленных банкнот для Монголии не был осуществлен. Однако все наработки были использованы при срочной разработке и печатании банкнот Временного Правительства 1917 г. Банковский билет достоинством 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет достоинством 250 рублей вошел в обращение с 8 сентября 1917 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 81). А в 1919 г. некоторые «монгольские» формы и матрицы нашли применение для более-менее качественного печатания «пятаковок» образца 1918 г. номиналами в 5000 и 10.000 руб., которые были выпущены в обращение в декабре 1919 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 83).

Прообразом для купюры номиналом в 1000 рублей 1917 г. послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 25 рублей 1916 г. (Рис. 1) с изменением цвета лицевой стороны с коричневой на зеленую, на обороте из многоцветного картуша монгольского прообраза была убрана свастика и заменена изображением здания Таврического дворца, где размещалась Государственная дума. Остальные детали оформления, включая буддийские Узлы Бесконечности на лицевой стороне и три свастики на оборотной, стали своеобразным «монгольским наследством», которое пришлось маскировать цифрами номинала и официально обозначать в описании банкноты как орнаментальные детали.

Купюра в 250 рублей образца 1917 г. была получена путем изменения банкноты Монгольского национального банка номиналом в 3 рубля 1916 г. Цвет с зеленого был изменен на коричневый, а на оборотной стороне в центре вместо цветной розетки помещено изображение двуглавого орла Временного правительства. Буддийские символы также постарались сделать менее заметными, закрыв изображением двуглавого орла, цифрами и надписями. Однако крупная свастика за двуглавым орлом оставалась очень заметной и стала восприниматься как значимый символ, специально помещенный на новую революционную банкноту.

В период Гражданской войны тяжелое военное и экономическое положение Советской России заставило использовать для производства денег все имеющиеся ресурсы ЭЗГБ. «Монгольские» матрицы и печатные формы 1916 г. вновь нашли применение. Образцом для «пятаковок» номиналами в 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые в печатали в Пензе, послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 100 рублей 1916 г. Цвет с желтого был заменен соответственно на синий и светло-коричневый, а вместо цветной розетки был помещен билибинский орел без корон, но остались буддийские свастики и Узлы Бесконечности. Сохранился оттиск лицевой сетки, использованной для банковского билета 10 000 рублей образца 1918 г., который очень хорошо показывает вынужденно сохраненное «монгольское наследство» российских денег.

Рассмотрев изображения исследованных нами купюр мы приходим к закономерному выводу о том, что специалистам ЭЗГБ для максимального ускорения выпуска денежных знаков новых образцов удалось избежать трудоемкого и длительного этапа по согласованию и изготовлению лицевых и оборотных сеток. Для нового дизайна достаточно было изготовить печатные формы с номиналами и текстами, а также пронумеровать купюры и поставить грифы подписей управляющего Государственным банком и кассира. А привнесенные с невыпущенных монгольских банкнот свастики на долгие годы стали одной из загадок российской бонистики.