Финансовая система и ее структура. Государственные финансы


Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Для финансовых систем присущие определенные специфические черты, а именно:
-для каждого звена финансовых систем характерные свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и направления их использования;
-относительная самостоятельность звеньев финансовой системы, то есть каждая из них имеет собственную специфическую сферу применения;
-тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность между звеньями финансовой системы, то есть каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве и эффективности системы в целом
-финансовая система государства может быть эффективной только тогда, когда налажена и законодательно закрепленная деятельность каждого ее звена;
-каждое звено финансовой системы может разделяться на меньшие подразделения в зависимости от факторов, что влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов
Разделение финансовой системы на отдельные звенья - явление объективно, обусловленное потребностями экономического развития. Структура финансовой системы динамическая и не может рассматриваться в статическом виде. В процессе экономического развития она может дополняться или некоторые ее звенья могут отмирать.
Следовательно, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения социальных и экономических потребностей общества в целом, хозяйственных структур, отдельных граждан.
Государственная финансовая система развитых стран включает такие звенья: государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций.
Основным элементом финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию он является главным централизованным фондом средств государства, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны.
Основным способом наполнения государственного бюджета являются налоги. На их доля приходится от 70 до 90% общей суммы доходов бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепленные такие налоги, как подоходный налог корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины.
Из государственного бюджета средства расходуются на военные мероприятия, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Вторым элементом финансовой системы являются местные финансы, которые включают местные бюджеты, финансы муниципальных предприятий и автономные местные фонды. Основную роль играют местные бюджеты.
Доходы местных бюджетов формируются преимущественно из второстепенных (местных) налогов и сборов. Среди расходов местных бюджетов большую долю занимают расходы на социальные мероприятия. Местные бюджеты как преимущественно дефицитные получают необходимые средства в виде субсидий и кредитов из государственного бюджета.
Третьим элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой это фонды национального страхования, которые образуются за счет страховых взносов работников предприятий и дотаций из государственного бюджета. Средства таких фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случаях потери кормильца, выплаты по временной неработоспособности, безработице.
Финансовую систему Украины образуют определенные звенья финансовых отношений (рис. 4).


Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер.
Финансы производственной сферы разделяют на две группы:
-в зависимости от формы собственности: на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, общие;
-в зависимости от вида деятельности: на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и тому подобное.
Финансы непроизводственной сферы разделяются на финансы образования, охраны здоровья, культуры, науки, обороны и других отраслей. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, рядом с собственными источниками, бюджетного финансирования.
Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложное и многоплановое звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.
Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сведенном бюджете государства. Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящих в бюджетную систему. Структура бюджетной системы определяется Конституцией Украины. В ней и в Законе о бюджетных правах закрепляются права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления и утверждение.
Бюджет это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления. Такое накопление средств происходит в отраслях производства, поэтому предприятия всех форм собственности являются ведущим звеном в создании финансов государства, поскольку финансы предприятий опосредствуют денежные отношения, которые возникают при создании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания круговорота средств предприятий и изменение форм стоимости в процессе такого круговорота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства общественного продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты и многочисленные централизованные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный фонд и тому подобное.
Централизованы и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд содействия занятости, Фонд социального страхования, валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Особенность формирования этих фондов в том, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Так, соответственно с действующим законодательством, на Пенсионный фонд Украины возлагается задание обеспечить финансирование расходов на выплату пенсий гражданам, которым исполнилась необходимая для назначения пенсий количество лет, на выплату помощи на детей и другие мероприятия.
Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своей страны, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством.
Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, что возникли из непредвиденных причин, или финансово обеспечить мероприятия, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для государства.
Страховые фонды формируются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций разных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной жизни.
Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потери экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, связанных с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступлению страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.
Финансовый рынок - звено финансовой системы, которое формирует и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает валютный рынок, рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и финансовых услуг.
Валютный рынок - формирование фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой.
Рынок кредитных ресурсов действует в форме привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие потребности. Регулируется рынок кредитных ресурсов с помощью учетной ставки национального банка.
Рынок ценных бумаг - это мобилизация средств на потребности хозяйственной деятельности путем выпуска и реализации ценных бумаг, которые являются гарантом возвращения вложенных средств и получения дохода. Все операции по реализации ценных бумаг осуществляются на фондовом рынке. Существует также внебиржевая торговля ценными бумагами.
Финансы домохозяйств являются средством создания и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения личных потребностей граждан. Источником создания этих фондов является заработная плата и другие источники доходов каждого гражданина или его семьи. К доходам домохозяйств принадлежат доходы от продажи собственного капитала, земли, продукции подсобных хозяйств, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, проценты на капитал, вложенный в ценные бумаги и тому подобное.
К расходам домохозяйств принадлежат расходы на приобретение потребительских товаров, оплату предоставленных услуг и выполненных работ, формирования сбережений, куплю ценных бумаг и другие расходы. Домохозяйства по своей экономической сути - это хозяйственные структуры исключительного типа, деятельность которых основывается на создании и использовании фондов финансовых ресурсов

В системе государственных финансов ведущее место занимает государственный бюджет . Он воплощает главные доходы и расходы государства. Обычно, под государственным бюджетом понимается основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Но правильнее было бы говорить о консолидированном бюджете. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней и выглядит в виде трехуровневой конструкции:

Первый уровень - федеральный;

Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 89, в том числе: республиканские бюджеты - 21; краевые - 8; областные - 50; бюджет автономной области - 1; окружные бюджеты - 10; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга - 2 и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты. Их около 13 тыс. Из них: 1570 - районные бюджеты, 581 - городские, 762 - поселковые и 10 213 - сельские)

К местным бюджетам относятся и бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Формирование бюджетов ЗАТО имеет определенные особенности. В доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и сборы и иные поступления с его территории. При этом дефицит бюджета закрытого административно-территориального образования покрывается дотациями, субсидиями и субвенциями из федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Данное отступление от общего бюджетного правила вызвано тем, что специфика ЗАТО и размещенных на их территории производств, условия жизни и труда проживающего там населения требуют к себе особого внимания для обеспечения безопасности.

Так, государственный бюджет Российской Федерации оформляется в виде федерального закона. По своемуматериальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности –инструмент перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей и поступлений в бюджет.

Главным источником доходов бюджета являются налоги (80 – 85 %). В налоговых доходах бюджета основную долю составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К ним относятся, например, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. Наиболее значительными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. К налоговым доходам бюджета относятся также таможенные пошлины. Взимание в доход бюджета каких-либо налогов, сборов, пошлин производится только на основании закона.


К неналоговым доходам бюджета относятся: доходы от использования государственного имущества, доходы от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения по использованию средств бюджета по различным направлениям. По разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета выделяются следующие группы расходов:

1. Государственное управление – включает финансирование главы государства, законодательных и исполнительных органов власти, финансовых и налоговых органов и прочие расходы на общегосударственное управление.

2. Международная деятельность – объединяет расходы по международному сотрудничеству, реализации межгосударственных договоров, экономической и гуманитарной помощи, миротворческой деятельности.

3. Национальная оборона – расходы на строительство и содержание Вооруженных Сил, военные программы, обеспечение мобилизационной подготовки, социальную защиту военнослужащих и членов их семей.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства включает расходы на органы внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, пограничной службы, прокуратуры, юстиции, внутренние войска, уголовно-исполнительную систему и противопожарную службу.

5. Финансирование народного хозяйства включает расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, поддержку топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, транспорта и связи, охрану окружающей природной среды и природных ресурсов.

6. Финансирование социально-культурной сферы – это расходы на образование, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику.

7. Обслуживание государственного долга – расходы по выплате процентов и основного долга по внешним и внутренним заимствованиям государства.

Прочие расходы включают резервные фонды Президента и Правительства Российской Федерации, бюджетные ссуды, проведение выборов и другие расходы.

Кроме функциональной классификации расходов, в бюджете расписывается ведомственная структура расходов. По каждому министерству, федеральной службе и агентству указывается общий объем финансирования и конкретные направления расходов. Дополнительно, помимо указанных групп расходов, в федеральном бюджете выделяются затраты на финансирование федеральных целевых программ.

Государственный бюджет строится на основе балансового метода, т. е. исходя из предполагаемых доходов определяются расходы. Формирование и расходование средств федерального бюджета осуществляется через Федеральное казначейство, контроль за исполнением федерального бюджета возложен на Счетную палату Российской Федерации.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и имеющих строго целевое назначение. Создание их является одним из методов перераспределения национального дохода для финансирования целевых мероприятий.

В зависимости от целевого назначения могут формироваться социальные, экономические, природоохранные и другие внебюджетные фонды. Порядок образования и использования средств этих фондов определяется законодательством. Основными источниками доходов этих фондов выступают специальные налоги и сборы, а также средства из бюджета и займы. В настоящее время большинство специальных фондов, за исключением социального назначения, консолидировано в бюджете с сохранением целевого характера их использования.

К социальным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. В общем объеме государственных финансов эти фонды занимают значительное место. По своим размерам в совокупности они сопоставимы с государственным бюджетом.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, либо кредитора, либо гаранта.

Государственный кредит как экономическая категория объединяет в себе финансовые и кредитные отношения. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.Фискальная функция государственного кредита состоит в формировании централизованных денежных фондов государства путем займа. Взятые взаймы денежные средства поступают на финансирование государственных расходов (в том числе, при необходимости, и на покрытие дефицита бюджета).

Реализация фискальной функции госкредита ведет к образованию государственного долга .Он подразделяется на капитальный и текущий. Капитальныйгосударственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты.Текущийгосударственный долг составляют суммы погашения обязательств, срок оплаты которых наступил, и начисленные проценты.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется путем воздействия на денежное обращение, уровень ставок на финансовом рынке, на другие макроэкономические показатели экономики. Размещая займы среди различных групп инвесторов, государство тем самым сжимает их платеже­способный спрос, отвлекает денежные средства с других сегментов финансового рынка.

Выступая в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, и, соответственно, растет цена кредита. Выбрасывая на финансовый рынок денежные средства в виде ссуд, государство также влияет на денежную массу в обращении, на платежеспособный спрос и другие экономические индикаторы.

Государственный кредит может выступать в различных формах: наиболее распространенными являются: государственные займы, безоблигационные займы и кредиты, бюджетные ссуды и кредиты, гарантированные займы.

Государственный займ представляет собой заимствование средств юридических и физических лиц путем выпуска облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков. По эмитентам они делятся на федеральные, субъектов федерации и муниципальные. В зависимости от сферы размещения можно выделитьвнутренние и внешние займы. С точки зрения характера обращения на рынке существуютрыночные и нерыночные займы. Инструменты рыночных займов свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, а на нерыночные накладываются определенные ограничения. По признаку держателей заемных инструментов государственные займы делятся на размещаемые только среди физических лиц или только среди юридических лиц и на универсальные.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Если первые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, то безоблигационные кредиты – оформляются соглашениями, договорами, выдачей особых свидетельств без выпуска государственных ценных бумаг.

Бюджетные ссуды и кредиты выражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования за счет бюджета на условиях срочности, платности и возвратности. В отличие от банковских кредитов, бюджетные ссуды не преследуют коммерческих целей, выдаются на льготных условиях для решения общественно значимых задач.

Еще одной формой государственного кредита являются гарантированные ссуды . Они представляют собой ссуды субъектам федерации, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и другим экономическим структурам со стороны внешних и внутренних кредиторов под гарантию государственных или муниципальных органов.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне

10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Государственные унитарные предприятия. Эта форма предприятия осталась от времён планово-распределительной экономики. По мере развития процесса приватизации удельный вес таких предприятий среди всех субъектов предпринимательской деятельности неуклонно снижается, поскольку они преобразуются в иные организационно-правовые формы, свойственные рыночной экономике.

Главной особенностью унитарного предприятия является то, что оно распоряжается своим имуществом не на праве собственности, а на праве полного хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Полное хозяйственное ведение дает предприятию относительно широкие права по владению, пользованию и распоряжению вверенного ему государственного или муниципального имущества, достаточные для того, чтобы выступать в экономических и правовых отношениях в качестве самостоятельного субъекта. Однако, право полного хозяйственного ведения - важное право, производное от права собственности, оно не может быть равнозначно последнему. Право оперативного управления полностью лишает унитарное предприятие свободы распоряжаться имуществом: любая сделка должна согласовываться с органом-учредителем.

В связи с этим, унитарное предприятие не обладает абсолютной свободой распоряжения имуществом. В первую очередь это касается недвижимого имущества, которым унитарное предприятие может распоряжаться (продавать или иным образом отчуждать, сдавать в аренду, вносить в залог) лишь с согласия органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным или муниципальным имуществом.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов (прибыли, амортизационных отчислений) либо банковского кредита. Такие предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, осуществляют свою финансовую деятельность на основе специального финансово акта - баланса, в котором в денежной форме отражаются все стороны работы предприятия. Сводные балансы по отраслям составляются на основе годовых балансов предприятий. Баланс является важнейшей частью годового бухгалтерского отчета, который включает и иные формы и документы. Особое значение имеет отчет о финансовых результатах и их использовании.

Финансирование расходов из бюджета государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, осуществляется только на определенные цели, установленные законом, в частности, на расходы по санации убыточных угольных шахт и разрезов, воспроизводство минерально-сырьевой базы, конверсию оборонной промышленности, на инвестиции (капитальные вложения) под определенные проекты и т.д.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), получают государственные средства в порядке финансирования как на расходы по теку- щей деятельности, так и на инвестиционную деятельность.

Особым видом государственных организаций является государственная корпорация.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Несмотря на обособленное имущество, финансирование некоторых ГК до сих пор осуществляется из федерального бюджета.

Виды и задачи деятельности государственных корпораций

Первой ГК в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году. В 2003 появилось вторая ГК – Агентство по страхованию вкладов. Но настоящий бум государственных корпораций начался в 2007 году.

На 12 ноября 2007 года были уже созданы или находились в процессе создания следующие организации:

Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (далее – АРКО; ликвидирована в 2004 г.).

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее – Внешэкономбанк).

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее – «Олимпстрой»).

Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (далее – «Роснанотех»).

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФСР ЖКХ).

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (далее – «Росатом»).

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (далее – «Ростехнологии»).

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ).

Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
Если расходы превышают доходы, то это дефицит.
Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.
Если доходы превышают расходы, то это профицит.
Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.
Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.
Государственный кредит
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.
Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.
Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.
Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.
Функции страхования:
1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;
2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;
Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Основные виды страхования:
1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);
2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);
3) личное страхование (страхование жизни, детей)
4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);
5) страхование вкладов граждан.
Финансы предприятий и организаций
Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого являются получение прибыли.

Контрольные вопросы

1) что является экономической основой функционирования финансов?
2) каково необходимое условие возникновения финансов?
3) назовите признаки финансов как экономической категории;
4) возникают ли финансовые отношения на стадиях производства, обмена и потребления воспроизводственного процесса? Обоснуйте свой ответ;
5) что такое финансовые ресурсы? Чем они отличаются от денежных ресурсов, зарплаты, кредитных ресурсов?
6) возможно ли внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики?
7) каким образом (обособленно или во взаимосвязи) действую распределительная и контрольная функции финансов?
8) что такое государственные финансы? Какое место они занимают в общей финансовой системе страны?
9) какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов? Каковы причины, обусловливающие их выделение?
10) сущность финансов предприятий. Общее с государственными финансами.

Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства, являясь ее центральным звеном, состоят из следующих обособленных элементов, каждый из которых выполняет специфическое назначение.
В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. По уровню управления государственные финансы подразделяются на: общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные) и местные (муниципальные).
Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевом аспектах.
Ведущим звеном государственных финансов несомненно выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода. Через это звено перераспределяется до 40% национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие в различных странах от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. В Республике Казахстан их доля составляет от 57,5% в 2010 до 73% в 2007г. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций (корпоративный подоходный налог), налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней - предоставляются субсидии и кредиты местным органам власти.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются зна-чительные объемы денежных средств, как от хозяйственных органов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению. В Республике Казахстан роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения. Реализация основных функций государственных финансов проявляется через образование и использование бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Особое место в системе государственных финансов занимают местные бюджеты. Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развитию территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет. За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги - индивидуальный подоходный налог, имущественные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели. Конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование местных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией местных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РК подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.
Важное звено государственных финансов - внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению - для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т.п. Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах разных уровней (республиканском, местном) средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность внебюджетных фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать их средства.
Следующее звено государственных финансов - государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, где государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных фи-нансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант. В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения. При этом следует отметить, что производительное использование государственного кредита может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам.
Все три элемента государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему. В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты двух уровней - республиканского и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.
Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных финансов и их элементов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора экономики, выработать критерии его эффективности.
Государственные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на использовании совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.
Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п. Особенностью государственных финансов, как и его элементов, является их четкая целевая ориентация. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных задач.
В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансовой системы и составляющих ее элементов, что характерно также и для государственных финансов. Определяющими функциями государственных финансов и его элементов являются планирование, организация, стимулирование, контроль.
1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между центральными и местными органами власти и управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте, исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между республиканским бюджетом и местными бюджетами. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения, формирование и закрепление целевого направления расходования средств внебюджетных фондов и т.п.
2. Функция организации государственных финансов преломляетсявбюджетном устройстве, бюджетной классификации и предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.
4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными нормативами, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
Состояние государственных финансов и его элементов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Государственные финансы в своем функционировании ориентированы на реализацию следующих основных принципов:
- единства законодательной и нормативной базы;
- открытости и прозрачности;
- разграничения полномочий и предметов ведения;
- целевой ориентированности;
- научного подхода к реализации намеченных целей;
- экономичности и рациональности;
- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
В тоже время, в рамках функционирования каждого отдельного элемента происходит уточнение и корректировка реализуемых принципов, исходя из его сущности и назначения.
Стратегическое направление развития государственных финансов и его элементов ориентировано на установление возможности сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагает государственный сектор экономики. В этой связи государственные финансы призваны выполнять ведущую роль в развитии национальной экономики и ее финансовой системы, и прежде всего в направлении:
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэконо-мических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, доля доходов и расходов в ВВП, уровень задолженности субъектов бизнеса перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и субъекты бизнеса являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:
- либерализацию цен;
- приватизацию;
- социальную трансформацию;
- интеграцию в мировую систему.
Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики.
3. Инвестиционная активность государства и каждого субъекта бизнеса является результатом и индикатором экономического роста. Государственные финансы играют не последнюю роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача государственных финансов заключается в необходимости его реализации.
Современные направления посткризисного развития государственного сектора экономики и его финансов продиктованы необходимостью повышения эффективности управления государственными активами. Основные задачи, стоящие перед органами государственного управления заключаются:
- в переходе к новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необходимым функциям государства;
- в качественном повышении эффективности управления государственной собственностью.
Ключевгле понятия: государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды, национальный доход, налоги, бюджетные отношения, местный бюджет, местные финансы, функции государственных финансов

Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства , это деньги , которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности , внешнеэкономической деятельности.

Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление .

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

  • позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества ;
  • обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;
  • дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.