Реформирование Международного валютного фонда в XXI веке: основные направления и приоритеты

Одной из крайне интересных тем, дающих много информации о процессах, которые протекают в мировых финансах и мировой финансовой элите, является реформа МВФ. Для того, чтобы объяснить значение этого процесса, вначале предлагаю прочитать статью с сайта РБК:

«Реформа Международного Валютного фонда (МВФ) зашла в тупик, невзирая на согласование лидерами минфинов и центробанков стран "Группы двадцати" (G20) объединенной декларации. В ней говорится о намерении продолжать продавить реформу МВФ без участия Соединенных Штатов в случае, если США не одобрят согласованные в 2010г. реформы к концу 2014г., сообщает Reuters со ссылкой на сообщение источника в аппарате G20.

США против G20?

Неспособность увеличить квоты стран формирующегося рынка в рамках МВФ и увеличить объем ресурсов МВФ являются главной проблемой, создаваемой Вашингтоном для G20, а также для всех стран-членов МВФ, сообщил источник.

В своем финальном коммюнике министры финансов и главы центробанков стран G20 заявили, что они "глубоко разочарованы" нежеланием Вашингтона ратифицировать реформы МВФ.
"Некоторые говорят, что нам нужно дать США больше пространства для маневра", - сказал источник Reuters на условиях анонимности. - "По моему мнению, мы в тупике".

Любая попытка разделить пакет реформ 2010г. на отдельные меры, и имплементировать их по отдельности, будет катастрофической не только для Соединенных Штатов, но и для G20 в целом, полагает источник Reuters, поскольку большинство стран уже прошли через ратификационные процедуры всего пакета в целом.
"Если вы начнете делить пакет 2010г. на части, все придется начинать заново", - сообщил источник Reuters - "И этот фактор никак не обойти. Как? Никто не захочет начинать снова процесс (ратификации) во второй раз".
Прочие участники вчерашней встречи глав финансовых ведомств стран G20 в Вашингтоне, оказались недоступны для комментария.

Почему реформе не бывать?

Развивающиеся страны, чувствующие себя ущемленными в рамках МВФ из-за непроведения реформы, выражают свою раздраженность тем, что приходится ждать имплементации реформы уже 4 года. Однако непонятно, какие шаги можно предпринять, чтобы преодолеть эту тупиковую ситуацию.

Могут быть приняты меры специального характера (ad hoc) ради того, чтобы достичь хотя бы некоторого пересмотра структуры управления МВФ без формального одобрения со стороны США. Российский министр финансов Антон Силуанов полагает, что развивающимся странам следует требовать реформы механизма экстренного кредитования МВФ, если Соединенные Штаты не одобрят реформу 2010г.

Напомним, доля участия Соединенных Штатов в МВФ составляет в настоящее время 17,69%, что дает Соединенным Штатам 16,75% голосов при принятии решений в рамках Фонда. Для принятия большинства решений, согласно правилам МВФ, достаточно простого 50-процентного большинства, для принятия решений по операционным вопросам требуется 70-процентное большинство голосов, и для принятия стратегических решений - таких как реформа МВФ - требуется стратегическое 85-процентное большинство голосов.

Таких образом, Соединенные Штаты сохраняют в МВФ лишь право вето при принятии стратегических решений. Большинство решений относительно процесса принятия решений и организационной структуры МВФ могут быть приняты лишь стратегическим 85-процентным большинством - что без одобрения США невозможно. Министр финансов США Джейкоб Лью сообщил, что президент Барак Обама прилагает все свои усилия для продвижения реформы МВФ в Конгрессе, однако республиканцы настроены решительно против.

Кристин Лагард, директор-распорядитель МВФ, сообщила, что еще очень рано говорить о каких-либо альтернативах согласованной в 2010г. реформе.

"План А следует пытаться выполнить до конца и полностью, но если план А не работает, тогда мы подумаем над планов Б", - сказала она.

На данный момент у G20 нет плана Б, сообщил источник Reuters.

"Делать нечего", - сказал он. - "Сначала у вас происходит обсуждение, но по мере того, как вы продвигаетесь к рассмотрению деталей, не происходит ничего".

Тупиковая ситуация с реформой МВФ уже вызвала к жизни некоторые побочные эффекты, в т.ч. увеличение объемов региональных механизмов экстренного кредитования, которые действуют в местной масштабе, но в случае скоординированных действий которых роль МВФ окажется серьезно размыта в будущем.

На текущей встрече глав финансовых ведомств G20, тем не менее, сохранялась оптимистичная атмосфера - ожидается, что Соединенные Штаты, несмотря на сопротивление некоторых членов Республиканской партии в Конгрессе, одобрят перемены, которые к тому же для Соединенных Штатов мало что значат. Сегодня квота США в МВФ составляет, как отмечалось выше, 17,6%, после имплементации реформы она составит 17,398%, т.е. США сохраняют право вето на принятие стратегических решений. Иное дело, на что многие эксперты и ученые обращают внимание, - некоторые из европейских союзников США столкнутся с серьезной потерей своего влияния в рамках МВФ, более того, от реформы МВФ больше других проигрывает Европейский Союз, теряющий свою совокупную квоту в 30%.

Перспективы реформы МВФ 2010г. не очень вдохновляющие, сообщил источник Reuters.

"Невозможно защитить национальные интересы, а нам приходится так делать, и нет никакого революционного решения, которое помогло бы ответить на текущие нужды", - сказал он. - "Во времени многополярности мира, почему лишь у одной из стран должно быть право вето?"

Альтернатива есть?

Бразильский министр финансов Гвидо Мантега в ходе встречи G20 призвал руководство глобального экономического управления начать рассматривать вариант пересмотра структуры принятия решений в МВФ в обход мнения Конгресса Соединенных Штатов.

"МВФ не может оставаться парализованным и откладывать выполнение своих обязательств по реформе", - сказал Мантега 12 апреля. - "Альтернативы для продвижения реформы нужно искать, пока главный акционер (США) решает свои политические проблемы". Под "политическими проблемами" бразильский министр подразумевает наличие в Конгрессе США более, чем одной точки зрения относительно реформы МВФ, а также продолжающиеся дискуссии между представителями Демократической и Республиканской партий по данному вопросу.

Пока американский Конгресс тормозит имплементацию пакета реформ 2010г., предусматривающего, помимо некоторого перераспределения квот в МВФ, также и увеличение объема ресурсов Фонда до $739 млрд., по причине неясности последствия такой реформы для Соединенных Штатов, их союзников и их возможной будущей роли в МВФ.
Мантега полагает, что способом достижения удовлетворяющего всех (кроме США?) решения является устранение привязки размера квоты индивидуальных стран-членов к доле их присутствия в Исполнительном совете МВФ. Иными словами, министр предлагает отказаться от действующего с 1944г. принципа соответствия участия страны-членоа в капитализации Фонда влиянию этого государства-члена на процесс принятия решений в МВФ. Об этом сообщает Bloomberg.

Такой шаг "с точки зрения правил возможен, и позволит нам двигаться дальше вне зависимости от того, что происходит в Конгрессе США", - заявил Мантега.

Однако что будет означать такой шаг на практике? Если влияние той или иной страны-члена в МВФ не будет более определяться тем, сколько денег эта страна вкладывает в Фонд, не приведет ли это к опасно разбалансировке всей структуры МВФ и его упадку?

Возможные перспективы

Предложение бразильского министра отражает в общих чертах то, что министр финансов Французской республики Мишель Сапен охарактеризовал как "разочаровние" развивающихся стран. В случае одобрения реформы МВФ 2010г. КНР станет третьим крупнейшим акционером МВФ с квотой в 6,39% , а Южная Корея и Турция также увеличивают свои квоты.

Однако Сапен, как и директор-распорядитель МВФ Лагард и министр финансов Сингапура Тхарман Шанмугаратнам, полагает, что сейчас лучше всего сосредоточиться на достижении целей, поставленных к выполнению до конца текущего года.

Если реформа 2010г. не будет имплементирована, предупредил сингапурский министр, "мы скорее всего с течением времени увидим ослабление принципа мультилатерализма (многостороннего подхода к решению проблем), возникновение регионализма, билатерализма (двустороннего подхода к решению проблем) и иных путей преодоления глобальных проблем, и такой мир не будет лучше для нас всех".

В своем официальном заявлении для комитета МВФ по реформе структуры управления Фонда, секретарь Казначейства Лью подтвердил приверженность Соединенных Штатов "выполнению нашей важнейшей обязанности" по одобрению реформы 2010г. до конца 2014г.

Кристиан Роуз

Текст этот крайне познавательный не только потому, что в нем немножко затронута реальная подоплека реформы МВФ (сокращение доли и роли США на фоне увеличения уставного капитала самого фонда), но и тем, что в нем делается попытка тщательно затушевать реальные проблемы, с которыми столкнулась реформа. Проблема тут вот в чем. МВФ - это один из Бреттон-Вудских институтов, в некотором смысле штаб, в котором разрабатываются новые правила существования долларовой финансовой системы (именно в рамках МВФ создавался пресловутый «Вашингтонский консенсус», который описывал механизм включения бывших социалистических стран в Западную системы разделения труда). И его реформа может происходить по одному из двух сценариев: либо с сохранением его роли, либо - с разрушением.

Все время существования МВФ его контролировала правящая верхушка США «сросшаяся» с мировой финансовой элитой. И те решения, которые предлагал МВФ странам мира были, естественно, направлены на достижение контроля со стороны Западного капитала над экономиками этих стран. Сегодня мы это хорошо видим на примере дискуссии о рублевой финансовой системе и политике Центробанка у нас в стране. Но и во всем мире так.

И вот случилось страшное - Бреттон-Вудская система перестала работать. Реформа МВФ задумывалась как способ обновить механизмы разработки стратегических планов путем усиления роли новых экономических «игроков», которые растут быстрее, чем «старые» лидеры. Но растут он экономически - а их роль в рамках контроля над мировыми финансами по прежнему не очень велика - и по этой причине США реформу пока не разрешили. Но это все происходило еще до «дела Стросс-Кана», до раскола мировой финансовой элиты, а сейчас дело еще более усложнилось.

Сегодня есть серьезные силы, которые активно борются против монополии доллара, за создание региональных валютно-эмиссионных центров, им МВФ уже вообще не очень интересен, им нужно только лишить его стратегической монополии на определение «правил игры» в мировых финансах. Понятно, что альтернативной группе (центр координации которой как раз расположен в МВФ) допустить это категорически нельзя, причем не только реализации таких планов, но даже их публичного обсуждения (поскольку ситуация продолжает ухудшаться и такое обсуждение может стать поводом для активного выход отдельных стран и регионов из долларовой системы). В результате, кстати,и появляются статьи, подобные процитированной в начале настоящего текста. Но и сидеть сложа руки нельзя.

Если бы дела в мировой экономике реально шли бы более или менее прилично, можно было бы реформу отложить, что называется, в долгий ящик. Но на самом деле спад продолжается и потребность в поддержке со стороны испытывают все больше и больше стран. В рамках Бреттон-Вудской системы это дело как раз МВФ и отказываться от такой поддержки это значит собственными руками гробит саму систему. Но сделать это уже не получится без капитальной реформы фонда, поскольку нужно увеличивать уставной капитал Фонда, а это сегодня уже невозможно сделать без пересмотра долей и реального влияния отдельных участников в пользу новых «игроков», Китая в первую очередь. И что с этим делать?

«Казнить нельзя помиловать» ... Где ставить запятую? Поскольку молчать явно невозможно, реформу проводить придется, причем достаточно быстро (поскольку уже этой осенью нужно будет довольно много денег разным странам, например, Украине). Единственный выход в такой ситуации - это так сделать изменение устава, чтобы любые принципиальные изменения невозможно было провести без поддержки аппарата фонда, а он полностью контролируется Казначейством США и руководством крупнейших банков. Понятно, что и Китай, и даже Россия (если удастся заменить руководство ЦБ и Минфина, которые сегодня прочно «лежат» под МВФ) будут этому противостоять, но они, в отличие от США, внутреннюю «кухню» МВФ знают слабо и их эффективность в части чисто бюрократических процедур будет низкой.

Сам по себе возврат реформы МВФ в активную стадию говорит об ухудшении ситуации в мировых финансах - иначе бы США этого не сделали. Но и сама реформа уже не поможет, Бреттон-Вудская система уже вышла из состояния, когда могла помочь реформа, тут уже нужно радикально менять систему. Но и выкидывать МВФ на помойку пока не стоит - я думаю, что стоит сегодня, все-таки, продавить США на увеличение уставного капитала этой организации и проследить, чтобы ее помощь стала более полезной для стран-получателей.

Но в целом - это уже умирающая организация. И изучать перипетии ее реформы полезно только с точки зрения понимания того, как на самом деле обстоят дела в мировых финансах и как их понимают отдельные представители мировых элит. Чем мы, собственно, и занимаемся.

У стран БРИКС может появиться право блокировать решения, принимаемые МВФ. Кроме того, у российских властей появляется еще один прямой выход на европейских партнеров. Но вместе с выгодой от увеличения доли присутствия в фонде, перед страной появляются и угрозы, которые мало кто замечает.

Взаимоотношения современной России и Международного валютного фонда (МВФ) начались с момента развала СССР. В период с 1992 по 1999 гг. страна брала кредиты и выполняла требования международных акционеров. Но уже с 2000-ого РФ только погашала полученные транши и проценты по ним, а с 2005 г. – вышла на один уровень с державами, которые кредитуют, а не берут в долг. Почти 10 лет Россия находится в списке стран, имеющих возможность не просто наблюдать за деятельностью МВФ, но и участвовать в его реформировании и в целом мировой валютной системы. Но до сих пор это влияние было незначительным. И до момента, когда российские власти с партнерами из других развивающихся стран смогут принимать решения, должно пройти время. Это может затянуться не на один год, учитывая нежелание США расширять руководящий состав фонда. Ведь, с каждым реформированием противники американцев становятся все сильнее. И без этого один из них – Россия – демонстрирует готовность защищать свои интересы в Сирии, а другой – Китай – всячески наступает «на пятки» доллару. Причем, в укреплении позиций китайского юаня определенную роль играет опять-таки РФ. С конца 2014 года глобализация валюты страны восходящего солнца российскими экспертами, как спасение рубля и снижение валютных рисков. А учитывая заинтересованность соседнего государства в развитии ряда отраслей, власти поддерживают эту валюту еще и с точки зрения будущих инвестиций. Одновременно наращивает потенциал сотрудничество в рамках БРИКС, появляется новые крупные финансовые институты, например, Новый банк развития БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Эти и другие проявления недовольства развивающихся стран не могли не встревожить Соединенные штаты Америки. И конгресс затягивал очередное реформирование в течение пяти лет. Но в конце прошлого года он, наконец, поддержал изменение структуры фонда. Поправки в устав МВФ вступили в силу на этой неделе. По ним, Совет директоров организации становится полностью выборным. И с февраля «динамично растущие страны с формирующимся рынком и развивающиеся государства» смогут более активно участвовать в управлении фондом. По словам управляющего директора МВФ Кристин Лагард, в новом формате международная кредитная организация сможет гарантировать, что «потребности ее членов в быстро меняющейся глобальной окружающей среде будут удовлетворены». Завершение пятилетнего процесса реформирование фонда Лагард назвала «историческим моментом». Ведь, впервые в десятку лидеров вошли представители БРИКС – Россия и Китай. Они составят компанию США, Италии, Германии, Японии, Франции, Канаде, Великобритании. После пересмотра голосов и национальных квот расстановка сил будет следующей (см. картинку).

Доля стран участниц МВФ после проведения реформы

Новые возможности

Перераспределение долей в структуре МВФ серьезно изменило ситуацию в пользу стран БРИКС. Этим пяти государствам не хватает 0,3% голосов для того, чтобы воспользоваться правом вето и блокировать не устраивающие их решения. Но эксперты, в том числе ведущий эксперт агентства «Финмаркет» Андрей Лусников, не сомневаются : восполнить дефицит в голосах за счет стран-единомышленниц будет не сложно. Впрочем, российские власти пока не могут особо влиять на мировую финансовую систему. Да и с экономической точки зрения выгода от участия в управлении фонда не слишком высока, подчеркивают специалисты. Но в очередной раз заявить о себе, увеличить свой вес на мировой арене, наладить отношения с европейскими партнерами – этого Россия может добиться. Еще одна возможность для РФ – не оставить украинский долг по газу безвозвратным.

Неприметные угрозы экономической безопасности

Между тем, аналитики видят и угрозу экономической безопасности России. В частности, начальник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований РИСИ Сергей Каратаев напоминает , что даже сейчас МВФ диктует странам-акционерам свои правила. Так, среди рекомендаций фонда – нерегулируемый курс национальной валюты, ужесточение требований к капиталу кредитных организаций, новые правила урегулирования суверенных задолженностей, политика так называемого «количественного смягчения» и сверхнизких процентных ставок. Эти рекомендации-требования уже повлияли на Россию и массовым отзывом лицензий, и девальвацией рубля и некоторыми политическими решениями. И властям следует быть внимательным к таким деталям, укрепляя связи с действительно надежными партнерами – Китаем, Бразилией, ЮАР, Индией, считает эксперт. И хотя все изменения на мировом уровне проходят крайне медленно, стране надо готовить к тому, что за все «достижения» придется платить. Например, обсуждаемое перераспределение квот обойдется России в 8,2 млрд долларов. Эту сумму Центробанк должен зарезервировать на своих счетах без права ею пользоваться и получать с нее прибыль. Какие еще средства потребуются для мирового признания России, увидим совсем скоро.

Международный валютный фонд объявил о том, что с 26 января вступили в силу решения о реформе МВФ, принятые в 2010 году, когда на саммите G20 помимо изменения квот стран-членов в капитале Фонда было предусмотрено удвоение его капитала. Такое решение диктовалось уроками мирового финансового кризиса. Еще одной рекомендацией G20 было пожелание выработать новую формулу расчёта квот стран-членов Фонда, более точно отражающую роль и место отдельных стран в мировой экономике.

15 декабря 2010 года решения G20 по реформированию МВФ были конкретизированы Советом директоров Фонда. Общий объём квот (капитала) Фонда должен был увеличиться с 238,5 млрд. СДР (СДР - специальные права заимствования) до 477 млрд. СДР (примерно эквивалентно 659 млрд. долл. США). В результате доля «недооцененных» стран должна была увеличиться на 6 процентных пунктов.

Соответственно на те же 6 процентных пунктов планировалось уменьшение квот стран «переоцененных». К первым относились развивающиеся страны и страны с быстро растущими экономиками (emerging economies), в первую очередь Китай и другие страны БРИКС. Ко вторым относились так называемые экономически развитые страны, в первую очередь страны G7. Такая реформа назревала давно, поскольку за четверть века (1985-2010 гг.) положение этих двух групп стран в МВФ практически не менялось (табл. 1). Если в 1995 году доля стран БРИКС в капитале МВФ составляла 9,8%, то к 2010 году она увеличилась символически - до 10,6%.

Табл. 1.

Распределение квот государств-членов МВФ (доля в % от суммарной величины квот)

1985 1990 1995 2000 2005 2010 2011*
Экономически развитые страны 60,6 63,1 61,0 62,1 61,7 60,5 60,5
В том числе страны G7 49,3 48,9 46,1 46,8 46,0 45,2 45,4
Развивающиеся страны и страны с переходными экономиками 39,4 36,9 39,0 37,9 38,3 39,5 39,5
В том числе страны БРИКС - - 9,8 9,3 10,0 10,6 11,5
* С 3 марта 2011 г.

После принятых в 2010 году решений МВФ о его реформировании многие страны ратифицировали их, как того требовали процедуры. Однако решения не вступили в силу, поскольку их отказался ратифицировать главный акционер МВФ - Соединенные Штаты. Отказался из опасений, что США утратят эффективный контроль над МВФ, который обеспечивался превышением доли США в общем количестве голосов над величиной 15% (минимальная доля, необходимая для блокирования важных решений Фонда). Кроме того, США без особого труда находили себе союзников в Фонде при голосовании по тем вопросам, где требовалось простое большинство. Ядром такого «союзнического блока» были страны G7. Голоса семи ведущих капиталистических государств накануне реформы составляли в совокупности более 45%. Вашингтону без особого труда удавалось привлекать на свою сторону также Австралию, Новую Зеландию, Саудовскую Аравию, Израиль и многих других. Дополнительной причиной нежелания Конгресса США ратифицировать решения о реформе 2010 года было нежелание расставаться с деньгами, которые Вашингтону пришлось бы вносить в порядке удвоения капитала Фонда (около 60 млрд. долл.).

Между тем напряжение внутри МВФ из-за нежелания Вашингтона поддержать реформу стало возрастать, так как доли в капитале и в голосах большей части стран-членов МВФ не соответствовали их возросшей роли в мировой экономике (см. табл. 2 и 3). Доля стран G7 в капитале Фонда на протяжении многих лет, вплоть до последних дней оставалась в диапазоне от 50 до 45%; доля в голосах никогда не опускалась ниже планки 2/5. А доля G7 в мировом ВВП в 2014 году опустилась ниже 32%. Несправедливость этих соотношений била в глаза.

Табл. 2.

Позиции стран G7 в МВФ и в мировой экономике

США 17,68 16,74 15,95
Канада 2,67 2,56 1,47
Япония 6,56 6,23 4,38
Великобритания 4,51 4,29 2,36
Германия 6,12 5,81 3,45
Франция 4,51 2,29 2,38
Италия 3,31 3,16 1,96
Итого 45,36 41,08 31,95

Еще более вопиющее нарушение принципа справедливости просматривалось в случае со странами БРИКС. До последней реформы доля стран БРИКС в капитале Фонда составляла 11,50%, в общем количестве голосов - 11,03%. В то же время доля пяти государств БРИКС в мировом ВВП в 2014 году была равна 30,94%. Можно сказать, что страны БРИКС по своему экономическому развитию уже сравнялись с семью ведущими странами Запада, а их доля в общем количестве голосов МВФ на протяжении многих лет оставалась почти в четыре раза ниже.

Табл. 3.

Позиции стран БРИКС в МВФ и в мировой экономике

Квота в капитале МВФ (до последней реформы), % Доля в общем количестве голосов (до последней реформы), % Доля в мировом ВВП (2014 г.), %*
КНР 4,00 3,81 16,63
Россия 2,50 2,39 3,29
Индия 2,44 2,34 6,81
Бразилия 1,78 1,72 3,01
Южная Африка 0,78 0,77 0,65
Итого 11,50 11,03 30,94
* Расчет показателя по паритету покупательной способности валют

Более пяти лет велась борьба за реформирование Фонда. На ежегодных саммитах МВФ и Всемирного банка Кристина Лагард не упускала случая воззвать к Вашингтону, умоляя ратифицировать решения 2010 года. То же самое происходило и на ежегодных саммитах G-20. В конце концов дальнейшее затягивание реформы 2010 года стало угрожать самому существованию МВФ. Кажется, Вашингтон осознал, что утрата им Фонда как инструмента своей политики приведет к еще большему ослаблению позиций США в мире.

Неожиданно в конце прошлого года Конгресс США изменил свое отношение к реформированию Фонда. В декабре было принято решение о ратификации решений 2010 года, вошедшее составной частью в закон о федеральном бюджете США.

21 января Советом директоров МВФ была поставлена последняя точка в процессе принятия решения о реформе Фонда: 149 государств (из 188 членов) проголосовали за введение реформы в силу. Для такого решения по правилам МВФ нужно было 60% голосов, в пользу начала реформы высказались страны, обладающие 94,04% голосов. Следующий шаг в реализации реформы - выделение странами-членами Фонда средств, необходимых для удвоения капитала МВФ. На самом деле речь идет даже не о перечислении денег на счета Фонда, а об их резервировании в странах-членах. В течение 30 дней страны должны представить подтверждения такого резервирования. В частности, России предстоит выделить около 8 млрд. долл.

На данный момент (30 января 2016 г.) на сайте Международного валютного фонда ещё сохраняется старая информация о квотах и долях в голосах стран-членов МВФ. Информация о новых квотах и долях, которая появлялась в СМИ, пока носит неофициальный характер. Ранее в публикациях Фонда фигурировали оценки, которые исходили из экономического положения стран на 2010 год. Доля экономически развитых стран должна была сократиться с 60,5% до 57,7%. Доля стран G7 - с 45,2 до 43,4%. Доля стран ЕС - с 32,4 до 30,2%. Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой должна повыситься с 39,5% до 42,3%. В том числе доля стран БРИКС - с 10,6 до 14,7%. Расклад новой квоты БРИКС по странам таков (%): Китай - 6,4; Россия - 2,7; Индия - 2,7; Бразилия - 2,3; ЮАР - 0,6. Четыре страны (Китай, Россия, Индия и Бразилия) теперь входят в первую десятку крупнейших акционеров МВФ.

Однако это изменение произведено по расчётам, относящимся к 2010 году, сегодня на дворе 2016 год. Цифры корректировок должны быть другими, так как за пять лет позиции многих развивающихся стран и стран с переходными экономиками укрепились ещё больше. Соответственно их квоты и доли в МВФ должны быть выше указанных цифр. Пока неизвестно также, как будет исполняться принятое решение. То ли квоты будут пересмотрены сначала по цифрам 2010 года, а затем дополнительный пересмотр будет проведен с учетом цифр 2015 года, то ли сразу будет произведена 15-я корректировка, и квоты будут изменены одноразово.

В любом случае нынешняя реформа дисбалансы Фонда не выровняет. Конечно, странам БРИКС будет легче блокировать не отвечающие их интересам решения Фонда. Достаточно будет найти двух-трех союзников, чтобы гарантированно получить блокирующую долю голосов. Однако все-таки это оборона. Для наступления, то есть продвижения решений, отвечающих интересам стран БРИКС, сил у них по-прежнему маловато.

Поэтому борьба будет продолжаться как внутри МВФ, так и за его пределами. Внутри МВФ в текущем году развернутся баталии по поводу пересмотра формулы расчёта квот. Действующая формула расчёта представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Подобная формула выгодна западным странам, которые своё прогрессирующее отставание в темпах роста ВВП пытаются компенсировать с помощью таких невнятных показателей, как «открытость» и «экономическая изменчивость». Страны периферии мирового капитализма будут добиваться более простой и понятной формулы, основанной в первую очередь на показателе ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности, и во вторую очередь - на показателе величины международных (золотовалютных) резервов.
А за пределами МВФ борьба стран периферии мирового капитализма за укрепление своих позиций в международных финансах будет отражаться в укреплении позиций новых международных институтов - Банка развития БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. В случае если США будут и дальше тормозить реформирование МВФ, развивающиеся страны и страны с переходными экономиками переместят свою деятельность на эти запасные аэродромы.

Накануне саммита «Большой двадцатки» Киев и Москва обменялись очередной порцией жестких заявлений по долговому вопросу. Украинский премьер-министр Арсений Яценюк пригрозил мораторием на выплату долг и подчеркнул, что Москва не получит лучших условий по сравнению с теми, на которые согласились частные кредиторы.

«Речь идет о суверенном долге, и, естественно, невыплата будет означать дефолтную ситуацию», — заявил в ответ пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

От переговоров на условиях Киева Москва категорически отказывалась, настаивая на возврате всех $3 млрд в декабре этого года. При этом российская сторона выражала готовность решить вопрос с долгом в суде.

Для Украины дефолт означал бы автоматическое замораживание программы кредитования со стороны МВФ, поскольку таковы правила фонда. Это поставило бы под удар финансы страны, поскольку только кредиты фонда позволяют украинским властям балансировать бюджет и осуществлять выплаты по внешнему долгу. Общий объем программы — $17,5 млрд, из них в этом году было перечислено два транша — на $5 млрд и $1,7 млрд.

Американская газета The Wall Street Journal в октябре сообщала, что МВФ может изменить свои правила, чтобы не прекращать выдавать кредиты Украине, несмотря на вероятный дефолт по долгу перед Россией. Но это был бы не самый лучший ход, поскольку фонд поставил бы под угрозу стабильность финансовых рынков, ведь его клиенты де-факто получали бы возможность не платить по долгам.

В октябре президент России Владимир Путин даже предложил фонду дать Украине еще $3 млрд. Тогда бы страна погасила долг перед Россией, а фонду не пришлось бы менять в интересах одной страны.

Но в ходе саммита G20 в деле о трех миллиардах произошел неожиданный поворот. Антон Силуанов заявил, что Россия направила Украине и МВФ «интересное» предложение по урегулированию долга. Из его слов стало понятно, что с Киевом эти инициативы еще не обсуждались, встреча с украинским министром финансов Натальей Яресько возможна, но после переговоров с МВФ.

«Я думаю, что сначала мы проведем встречу или переговоры и получим реакцию со стороны Международного валютного фонда, а также с нашими ключевыми коллегами — акционерами МВФ, и одновременно готовы вести переговоры и с украинской стороной», — сказал он.

Подробности российского предложения раскрыл сегодня президент Владимир Путин. Он вновь подчеркнул, что Россия не намерена идти на условия реструктуризации, которые поддержали частные кредиторы, а предлагает Украине погашать по $1 млрд в год в период с 2016 по 2018 год.

По его словам, Россия готова вместе с МВФ разделить риски по украинскому долгу и просит США, Евросоюз и международные финансовые институты до конца 2015 года предоставить гарантии по украинскому долгу, передает РИА «Новости».

Неожиданному изменению позиции предшествовала встреча Владимира Путина с главой МВФ Кристин Лагард, прошедшая на полях саммита G20 в воскресенье, 15 ноября. Из заявлений официальных лиц следует, что, вероятнее всего, в обмен на уступки по Украине, США и МВФ дадут «зеленый свет» реформе фонда, на которой настаивают страны БРИКС.

Реформа МВФ

Смысл изменений в том, чтобы переориентировать политику фонда в соответствии с интересами пула стран с развивающимися рынками и повысить их вес при принятии решений. Сейчас наибольшее число голосов (они распределяются в соответствии с квотами в капитале фонда) в МВФ — у США (16,74%) и их союзников: Японии (6,23%), Германии (5,81%), Франции и Великобритании (по 4,29%). У БРИКС в сумме всего 11,03% (у России — 2,39%).

О необходимости реформирования МВФ G20 говорит уже несколько лет, но пока США блокируют ее ратификацию. Лидеры стран БРИКС в совместном заявлении в рамках текущего саммита G20 отметили, что принятие реформ МВФ «остается важнейшим приоритетом в области обеспечения доверия к фонду, его легитимности и эффективности» и призвали США как можно скорее их ратифицировать.

И, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки. Кристин Лагард сказала Владимиру Путину, что «с точки зрения вероятности претворения в жизнь этой реформы, скорее всего, это произойдет в следующие два месяца, если нет — вопрос займет еще несколько лет». А Антон Силуанов заявил, что, по заверениям американских коллег и главы фонда, реформа будет ратифицирована до конца года.

«Одним из позитивных моментов, который мы вчера услышали, было то, что в конце года, возможно, будет завершена та реформа международной финансовой архитектуры, которую мы ждали уже около пяти лет», — сказал российский министр финансов.

«По заверениям наших американских коллег и главы МВФ, к концу года есть большая вероятность того, что конгресс ратифицирует соответствующие поправки в устав, и мы можем говорить о решении этого вопроса», — добавил он.

Антон Силуанов подчеркнул, что фонду нужна будет дополнительная капитализация, а изменение в отношении долей и участие развивающихся стран с развитыми странами «явилось бы более справедливым распределением квот и долей участия в этой международной финансовой организации».

Еще один позитивный для БРИКС сигнал - это заявление Кристин Лагард, которая рекомендовала включить юань в корзину валют, формирующих специальные права заимствования (SDR, расчетная единица МВФ). Как ожидается, решение может быть принято 30 ноября этого года (если его не заблокируют США). Включение юаня в корзину SDR де-факто сделает его мировой резервной валютой.

Впрочем, пока не стоит считать, что реформа МВФ и разрешение проблемы долга Украины перед Россией — вопрос решенный. Предстоят сложные переговоры, результат которых сложно прогнозируем, поскольку на поведение всех сторон влияет множество политических факторов. Хотя, конечно, компромисс был бы выгоден и России, и Украине, и МВФ.

Поиск других статей

УДК 341.123.045.9

Страницы в журнале: 129-137

М.В. Шугуров,

доктор философских наук, профессор Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов [email protected]

Анализируются реформы Международного валютного фонда, касающиеся квот, распределения голосов и системы управления. Особое внимание уделяется модернизации надзорных функций Международного валютного фонда. Реформирование Международного валютного фонда исследуется в контексте необходимости перехода к новой парадигме глобализации современного мира.

Ключевые слова: Международный валютный фонд, реформы управления, международное право, надзор, кредитные линии, реформы квот.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений характеризуется тем, что ключевую роль в ней играют международные финансовые организации (далее - МФО), являющиеся субъектами международного права. Несмотря на значительные изменения в деятельности МФО в условиях модернизации мировой экономической и финансовой системы, в центре повышенного внимания находится реформирование глобальных межгосударственных финансовых образований - Всемирного банка и Международного валютного фонда (далее - МВФ, Фонд), или бреттон-вудских учреждений (далее - БВУ), которые являются системообразующими институтами мировой финансвой и экономической системы и выполняют миссию реагирования на чрезвычайные ситуации всемирного финансово-экономического характера.

В целом диапазон критики в адрес глобальных финансовых организаций достаточно широк. Условно он задан рамками конструктивной и негативной критики. В российской международно-правовой доктрине взвешенные критические выводы, например, по поводу деятельности МВФ, высказаны В.М. Шумиловым. Нельзя не согласиться с тем, что «хотя право и система МВФ не отвечает высоким международно-правовым принципам, в тоже время механизм МВФ подвержен внутренней трансформации; МВФ ищет способы выживания в новых условиях меняющегося международного экономического правопорядка» .

Однако есть основания полагать, что БВУ, осознав весь объем своей ответственности за мировое развитие, встали на путь беспрецедентно инновационных реформ - всеохватных по своему масштабу и оперативных по времени своего осуществления. Конечно, не без недостатков, но они все же реализуют свой мандат, являясь, с одной стороны, институтами глобального развития, а с другой - институтами глобального управления. Поэтому, как отмечает Д. Эндрюс, «несмотря на внутренние сомнительные моменты, оригинальная бреттон-вудская архитектура обеспечивает скорее источник силы, чем слабости» .

Решение проблем, связанных с управлением мировой экономикой и финансовыми потоками на глобальном уровне, сокращение бедности, поощрение трансформации, противодействие коррупции сегодня немыслимо без МВФ и Всемирного банка - вне и помимо той координирующей роли, которую они выполняют. Как отмечает Н. Вудс, данные институты достигли огромного успеха как глобализаторы . Сотрудничество государств в сфере финансовой и экономической политики, которое осуществлялось в кризисный и происходит в посткризисный период, стало возможным благодаря координирующей роли БВУ.

Можно с полной уверенностью сказать, что на уровне БВУ формируется согласованное видение нового этапа глобализации, а также роли рассматриваемых организаций в этом процессе . В качестве фиксатора новых тенденций выступают принципы «поствашингтонского консенсуса» . Новая модель глобализации предполагает открытость, всеохватывающий характер и справедливость мирового развития как условие повсеместного экономического роста на национальном и глобальном уровне, что требует новаторских решений при реформировании БВУ в целом и МВФ в частности.

Если говорить о реформировании Фонда, то в 2005 году МВФ принял «Среднесрочную стратегию» (IMF’s Medium Term Strategy), предполагавшую изменение структуры Фонда посредством реформы квот и голосов. Не менее весомое место в ней заняли планы по усилению надзорных функций МВФ и меры по предотвращению кризисных ситуаций в экономике и финансах. Международный валютный и финансовый комитет (далее - МВФК) в своем коммюнике от 22 апреля 2006 года высказал рекомендации, которые были нацелены на необходимость учета в функционировании Фонда кардинальных изменений в расстановке сил в мировой экономике. Затем Исполнительный совет принял Резолюцию № 61-5 (Resolution 61-5 on Quota and Voice Reform and the IMF), предусматривающую двухлетний план комплексных реформ квот и голосов (2006-2007 гг.) . Она была одобрена Советом управляющих в рамках сессии 18 сентября 2006 года и получила название «Сингапурская резолюция» по месту проведения сессии. В ее пользу было подано 90,6% голосов. Постановление Совета управляющих предусматривало два раунда переговоров по специальному пересмотру квот в сторону их увеличения, что затронуло Китай, Южную Корею, Мексику и Турцию, а также переход к обсуждению новой формулы расчета квот. Решено было также осуществить удвоение базовых голосов, что повысило бы роль развивающихся государств, особенно с низким уровнем дохода. Важное значение в стратегии реформ МВФ имели планы по реорганизации Исполнительного совета.

Для МВФ 2008 год стал, с одной стороны, годом проведения Тринадцатого перераспределения квот без их увеличения, а с другой - годом начала более радикальной реформы, затрагивающей структуру квот и голосов. Пакет реформ распределения квот и голосов в МВФ, нацеленный на повышение его эффективности и легитимности, был изложен в Резолюции Исполнительного совета № 63-2 от 28.03.2008 (далее - Резолюция № 63-2) . Помимо этого, на утверждение Совета управляющих был представлен доклад Исполнительного совета о реформе квот и голосов. В него были включены новая формула расчета квот (Sec. A. New Quota Formula), направления реализации второго раунда сингапурского специального пересмотра квот (Sec. B. Second-Round Ad hoc Quota Increases), пересмотр системы базовых голосов (Sec. C. Basic Votes) и т. д. Совет управляющих 28 апреля 2008 года с большим перевесом голосов утвердил Резолюцию № 63-2. В голосовании участвовали представители 180 государств из 185 государств-членов, т. е. 97,8%. В поддержку было подано 94,6% голосов государств-членов, что показывает готовность большинства стран пойти на серьезные изменения .

Суть предлагаемых модификаций заключается в усилении участия стран с низким уровнем дохода посредством увеличения в три раза базового числа голосов. В итоге произойдет увеличение доли голосов более чем 2/3 из 185 государств-членов МВФ. Данные изменения были первыми с начала создания МВФ в 1944 году. Одним из итогов станет предоставление каждому из двух исполнительных директоров, представляющих группы африканских государств, права назначить по дополнительному заместителю исполнительного директора. В целях сохранения данного элемента реформ предусматривается создание механизма, благодаря которому отношение базового числа голосов к их общему числу будет постоянным. Соответствующие поправки к статьям соглашения были утверждены Советом управляющих 5 мая 2008 года.

Важнейшей вехой в реформировании МВФ стали решения, принятые на ежегодном совещании МВФ и Всемирного банка, проведенном 6-7 октября 2009 года в Стамбуле. На этом совещании МВФК очертил направления реформирования Фонда: мандат, роль Фонда в области финансирования, многосторонний надзор, модификация управления в целях повышения эффективности и легитимности организации. Предметная компетенция МВФ, т. е. его мандат, закреплен в Уставе. Следует отметить, что приверженность стратегии реформирования не означает «ломку» мандата. Напротив, реформирование предполагается проводить в рамках приверженности мандату МВФ, нацеленному на сохранение стабильной международной валютной системы. Иными словами, МВФ должен охватить весь спектр макроэкономической политики и политики в отношении финансового сектора, которая имеет отношение к глобальной стабильности в современном мире.

Реформы квот и прав голоса 2008 года вступили в силу 3 марта 2011 года после того, как 117 государств-членов, обладающих 85% общего числа голосов в Фонде, ратифицировали поправки о числе голосов и участии в управлении к статьям соглашения МВФ. Принятая поправка усилила представительство стран с динамично развивающейся экономикой посредством увеличения квот 54 государств-членов на общую сумму 208 млрд Специальных прав заимствований (далее - СДР) (приблизительно 32,7 млрд долл. США). В итоге увеличение квот этих стран составило 4,9 процентного пункта.

К безусловным бенефициарам реформы относятся наименее развитые страны, доля голосов которых в середине 1970-х годов составляла только 2%. Поэтому утроение базовых голосов с 250 до 750 является основой для возрастания доли голосов этих стран с 2% до 5,5%. Это позволит менее развитым странам принимать более активное участие в принятии решений в Фонде. В целом благодаря общим эффектам увеличения квот и базового числа голосов произойдет увеличение доли 135 стран в общем числе голосов на 5,4 процентного пункта. К государствам, доля голосов которых возрастет в результате суммарного эффекта от первого (сингапурского) и второго раунда (как результата реформы 2008 года), относятся Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея и Мексика.

Принятие государствами обязательств по пересмотру квот становится возможным в результате сложного переговорного процесса путем выявления расхождений и их устранения. Важным «драйвером» изменений выступает сближение позиций государств G20. В частности, прологом реформ 2010 года стали острые дискуссии на Питтсбургском саммите G20 в сентябре 2009 года. В результате достигнутого компромисса было озвучено, что должно произойти перераспределение на не менее 5% квот.

Определенные разногласия государств-членов были вызваны стремлением развивающихся государств к проведению более глубоких реформ. Объективным условием разногласий выступает существование двух групп государств: обладающих избыточным представительством, своего рода «перепредставленных» (over-represented countries), и государств, обладающих представительством, которое не соответствует их экономической мощи, - «недопредставленных» (under-represented countries). К числу несогласных относилась Россия, которая в своем предложении к Лондонскому саммиту G20 (апрель 2009 года) вообще призывала аннулировать решения 2008 года и пойти на более радикальные реформы . Во многом это объяснялось тем, что наша страна в ходе реформ теряла по сравнению с 2006 годом 0,29% своей квоты (с 2,78% до 2,49%). Но так как на уровне G20 удалось предотвратить потери России от реформ, это дало ей основание в марте 2010 года ратифицировать поправки 2008 года.

Следующий этап реформирования был инициирован в 2010 году, когда 15 декабря Совет управляющих утвердил очередной пакет реформ, касающихся квот и управления. За резолюцию Исполнительного совета о квотах и реформе от 5 ноября 2010 года проголосовали управляющие, представляющие 95,32% от общего числа голосов. Нельзя не отметить, что до положительного решения Совета управляющих подход Исполнительного совета был одобрен на проходившем 11-12 ноября 2010 года саммите G20 в Сеуле. Это нашло свое отражение в положении Сеульской декларации том, что модернизированный МВФ будет лучше отражать изменения в мировой экономик благодаря повышению представленности стран с динамично развивающейся экономикой и развивающихся стран. Всеобъемлющие реформы в области квот и управления повышают легитимность, надежность и эффективность Фонда, способствуют его превращению в еще более сильный институт, нацеленный на содействие глобальной финансовой стабильности и росту .

Одним из важных последствий реформ стало беспрецедентное удвоение квот с 217,4 млрд СДР (приблизительно 354,4 млрд. долл. США) на конец марта 2008 года до 476,8 млрд СДР (около 751,1 млрд долл. США) к началу 2013 года. Будет осуществлено дополнительное перераспределение 6% долей квот в пользу динамично развивающихся стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, или 9% долей квот в совокупности с начала реформы 2006 года. Помимо этого предусматривалось перераспределение более 6% квот от стран с чрезмерным представительством к странам с недостаточным представительством при сохранении долей квот и числа голосов беднейших государств-членов. Данное перераспределение квот Фонд рассматривает в терминах достижения справедливости. Следует учитывать, что реформы 2010 года отличаются особой заостренностью, и превзошли целевые показатели МВФК и G20.

Реформы 2010 года планировалось в основном завершить к Ежегодным совещаниям 2012 года, однако особые трудности вызывал пересмотр формулы для расчета квот, сопровождавшийся серьезными разногласиями. Традиционно формула расчета квот включала в себя пять отдельных формул. Новая формула расчета должна стать более простой и прозрачной и учитывать четыре показателя - ВВП, уровень открытости экономики, степень изменчивости состояния платежных балансов и объем официальных международных резервов. Разработка новой формулы осуществляется в настоящее время достаточно интенсивно, о чем свидетельствует доклад Исполнительного совета о результате пересмотра формулы для расчета квот, который был представлен Совету управляющих 30 января 2013 года . Предполагается, что результаты проведенной работы станут основой для заявления Исполнительного совета о новой формуле расчета квот.