Государственные Казначейские Обязательства (гко). Состав и сроки погашения казначейских обязательств

Время и скоротечность экономических процессов не раз демонстрировали появление стихийных фондовых рынков. Ярким примером такого явления выступает Американская фондовая биржа в Нью-Йорке. Правда, не все выживают как эта и на смену приходят иные формы торговли ценными бумагами в виде аукционов. Итоговая цель таких институтов – привлечение средств в бюджет. Сегодня посредством простых аукционов государство может размещать краткосрочные казначейские обязательства, но что под таковым словом понимается и как работает данный инструмент на практике, понимают не все.

Общие понятия

Государственные казначейские обязательства – это инструмент пополнения бюджета, который заключается в своеобразном размещении ценных бумаг от имени РФ. Приобретателями активов становятся на добровольных началах простые российские люди или хозяйствующие субъекты. Эти документы выступают гарантом получения прибыли в течение всего срока обладания ими.

ГКО обращаются наравне с акциями, облигациями, векселями и в некоторой степени обладает общими с ними чертами.

Виды обязательств

Классификаций ГКО не так и много. Основная построена вокруг продолжительности действия обязательств во времени. Так, выделяют:

  • Краткосрочные. Срок действия таковых составляет 3 месяца, полгода и год.
  • Среднесрочные. Продолжительность их обращения варьируется от 1 года до 5. Купоны в рамках таких займов, как и при краткосрочных, отсутствуют.
  • Долгосрочные. Период их действия может составлять от 5 до 25 лет. Доходная часть по таким обязательствам причитается держателю уже в следующем году с момента приобретения. Выплаты их осуществляются ежегодно по купонам или при погашении обязательства через начисление на стоимость, которая была при приобретении бумаги, процентов. Второй вариант исключает получение дивидендов каждый год в период действия обязательства.

Продажа ценных бумаг государством с целью привлечения средств в бюджет называется казначейскими обязательствами

По форме обращения ГКО бывают:

  • Ограниченные. Для таких обязательств характерно установление эмитентом - Минфином определенного порядка хождения после покупки на фондовой бирже, которые должен соблюдать владелец. Наиболее частыми ограничениями являются использование таковых на вторичном рынке только для расчетов с кредиторскими долгами, передача актива допустима только среди юр. лиц, определение максимального лимита трансакций с ценной бумагой и т. д.
  • Неограниченные. Свободно ходят и на вторичном рынке, могут менять владельца и участвовать в расчетных операциях в качестве альтернативы денежным средствам.

Особенности обязательств

Внедрение такого механизма относится к августу 1994 года. Непосредственно вопросами эмиссии занимается Минфин. Выпуск осуществлялся тиражами, а форма бумаги бездокументарная, т. е. фиксируется право приобретателя через запись в уполномоченном депозитарии (банки-агенты эмитента). Ценным бумагам такого плана характерны признаки именных активов. Каждому тиражу присваивается единая дата выпуска и погашения, цена по номиналу, процент доходной части, который напрямую зависит от срока начала погашения. И прибыль, и номинальная стоимость выплачиваются единовременно, как только наступает срок исполнения обязательств.

Продажа обязательств начинается с размещения в специализированных экономических СМИ и интернете сведений о выпуске. Все заинтересовавшиеся вправе подать заявку на приобретение желаемого им объема ценных бумаг, после чего переводят необходимую сумму Центральным банком РФ. С этого момента они являются держателями ценных бумаг.

Казначейские билеты в большинстве своем свободны в обращении, ими можно осуществлять расчет за товары или услуги, использовать их как залог. Не исключена возможность и произвести их обмен на налоговые послабления, вычеты и взаимозачеты, особенно актуально для должников перед гос. бюджетом.

Регулированием ценных бумаг занимается министерство финансов

Держатель актива по своему усмотрению может ими распоряжаться. Происходит это в безналичной форме при совершении следующих трансакций:

  • Гашение задолженности перед кредиторами. Это происходит через перевод обязательства на счет контрагента. Если при эмиссии определено, что актив является обязательным, то расчет таковым осуществляется исключительно по его стоимости на момент приобретения, т. е. по номиналу.
  • Отчуждение как хоз. субъектам, так и простым людям при условии, что они выступают резидентами страны.
  • Залог при открытии кредитной линии. Такая операция подлежит регистрации депозитарием.
  • Обмен. Казначейские обязательства могут идти в зачет налоговых долгов. Для таких операций не имеет значения наличие или отсутствие ограничений в обращении.
  • Стандартное погашение по наступлении срока на который они выпускались с одновременным получением дивидендов (дохода).

Курс обязательства по состоянию на сегодняшний день рассчитывается по формуле:

номинальная стоимость + она же х %-ю ставку/100*360

Россия также выступает приобретателем и держателем казначейских обязательств, в частности тех, что размещает США. Эти активы считаются одними из самых надежных, но с начала 2018 года тенденция такова, что вложения РФ в них сокращаются. Средства, вырученные от размещения обязательств американским правительством, в том числе направляются на развитие военного комплекса страны.

Сроки погашения

Правообладатель казначейского обязательства, который пожелал получить по нему расчет (погасить) или использовать в качестве применения налогового зачета, не позднее чем за 5 рабочих дней до момента, в которые он хотел завершить трансакцию с имеющимся активом, обращается в письменном виде к уполномоченному депозитарию (заявление имеет определенную форму, которая определена Регламентом хранителя записей и согласована с эмитентом-Минфином).

Держатель бумаги может в любое время потребовать выплаты

Депозитарий, которому поступило соответствующее заявление, в 2-дневный срок, исчисляемый рабочими днями, информирует Главное управление федерального казначейства о держателях их обязательств, которые выказали желание произвести погашение активов, а также о сроках и формах.

Как только заявка получена Главным управлением федерального казначейства для выполнения ее требований о погашении есть 3 рабочих дня. В этот срок должны быть переведены средства в нужном объеме на счет платежного агента или произведена выдача налоговых послаблений эквивалентная причитающейся сумме.

Если держателем обязательств выступает субъект хозяйствования, то они подпадают под бухгалтерский учет. Для таких активов предусмотрен 58 балансовый счет «Краткосрочные финансовые вложения» и субсчет «Казначейские обязательства».

Об обязательственном праве будет рассказано в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок

Нормативной базой учета операций с КО является “Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств”, утвержденное письмом МФ РФ от 21 октября 1994г. № 140.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами.

КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с издаваемыми им приказами осуществляет выпуск Казначейских обязательств сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска.

Ставка процентного дохода по Казначейским обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения.

В целях формирования единого вторичного рынка Казначейских обязательств данные ставки являются общими для всех выпусков Казначейских обязательств с одинаковым сроком погашения независимо от отрасли, которая является получателем бюджетных средств.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве депозитариев по согласованию с первыми держателями КО (федеральными министерствами и ведомствами) выбираются банки - агенты Министерства финансов, отобранные в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критерями и имеющими депозитарий в качетсве подразделения банка.

Документом, подтверждающим права собственности по КО, является выписка со счета “депо” в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения Казначейских обязательств и накладываемые ограничения для владельцев обязательств.

Порядок обращени Казначейских обязательств и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за контроль по целевому использованию казначейских обязательств.

К числу ограничений могут относиться:

Обязательность расчета Казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности;

Ограничения на право передачи Казначейских обязательств только юридическим лицам;

Минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений;

Ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

По желанию владельцев КО последние могли быть обменены на налоговые освобождения. Налоговое освобождение позволяло держателю КО погасить сумму задолженности федерального бюджета, оформленную в виде КО, в счет причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов и платежей, включая недоимку, штрафные санкции, пени. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения - казначейские налоговые освобождения (КНО) фиксировался в глобальном сертификате.

Процедура выдачи КНО в 1996г. в дополнение к вышеупомянутому Положению была отражена в “Порядке проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996г.”, утвержденным МФ РФ и ГНС РФ 11.04.96г.

Выпуск КНО согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 01.04.96г. № 481 “Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятий и организаций - налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение задолженности по ним” должен был быть прекращен с 1 января 1997г.

Однако, во исполнение постановления Правительства РФ от 18.07.96г. № 809 “О казначейских налоговых освобождениях” телеграммой МФ РФ от 23.07.96г. № 3-Б1-01 сообщалось о завершении до 25 июля 1996г. территориальными органами Федерального казначейства оформления и передачи в налоговые органы КНО. Предельный срок погашения КНО налоговыми органами опрелелялся - 5 августа 1996г.

Держатель счета депо в уполномоченном депозитарии, имеющий на этом счете Казначейские обязательства, может осуществлять с ними в безналичной форме следующие операции:

Погашение кредиторской задолженности путем перевода Казначейских обязательств на счета кредиторов. Обязательные (оговоренные в глобальном сертификате) расчеты Казначейскими обязательствами осуществляются по номинальной цене Казначейских обязательств;

Продажа Казначейских обязательств юридическим или физическим лицам, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами;

Залог Казначейских обязательств для получения кредитов, в том числе и в банке - депозитарии, с регистрацией факта залога в уполномоченном депозитарии;

Обмен казначейских обязательств на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ПО НИМ

В 1994 г. появился еще один финансовый инструмент - казначейские обязательства (КО). Цель их выпуска безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Эмитентом КО является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в уполномоченных депозитариях. Ими являются по согласованию с первыми держателями КО банки агенты Министерства финансов, имеющие депозитарии в качестве своих подразделений. Уполномоченные банки осуществляют денежные расчеты с конечными держателями КО на момент их погашения на основе выписок со счетов "депо", подтверждающих права собственности на КО.

Министерство финансов осуществляет выпуск КО сериями. Каждая из этих серий представляет собой самостоятельный выпуск, который оформляется глобальным сертификатом на всю его сумму. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер, который состоит из семи разрядов. Первый разряд номера – буква русского алфавита, указывающая на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывают на дату выпуска (день и месяц) и последние порядковый номер выпущенной серии. Глобальный сертификат оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном депозитарии, а второй – в Министерстве финансов России. В нем фиксируются все параметры выпуска: объем выпуска, номинальная стоимость КО, дата выпуска, дата начала погашения, процентная ставка, ограничения на владельцев КО, максимальное число операций, в которых КО используется как средство погашения краткосрочной задолженности, срок обмена КО на налоговые освобождения и другие дополнительные данные о выпуске. По окончании срока обращения каждой серии КО глобальный сертификат погашается.

Казначейские обязательства могут без ограничения выполнять роль платежных средств за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога. КО можно обменивать на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов.

Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Обращение казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. Ограничения касаются расчетов казначейскими обязательствами с целью погашения кредиторской задолженности, права передачи КО только юридическим лицам, минимального числа индоссаментов (передаточных надписей) перед предъявлением к погашению, сроков учета и обмена на налоговые освобождения.

Депозитарий контролирует по каждому КО осуществление утвержденного количества операций по погашению кредиторской задолженности. Только после этого КО могут свободно обращаться на вторичном рынке.

Держатель счета "депо" в уполномоченном депозитарии может осуществлять с КО в безналичной форме следующие операции: погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета "депо" кредиторов, продавать юридическим или физическим лицам-резидентам, закладывать с целью получения кредитов, обменивать КО на налоговые освобождения, погашать с получением процентов.

Особенность КО состоит в том, что это - гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

Погашение КО осуществляется Министерством финансов (Главным управлением федерального казначейства) либо платежным агентом путем перевода на счета их последних держателей номинальной стоимости КО и оговоренных процентов.

Срок погашения КО - 1 год, однако они начинают погашаться с даты, указанной в глобальном сертификате при условии, что данная ценная бумага участвовала в определенном количестве расчетов между предприятиями (получила от одного до пяти индоссаментов). Таким образом, на первом этапе своего обращения КО выступает в качестве платежного средства, которое призвано решать проблему неплатежей. Если обязательство не прошло установленное количество индоссаментов, КО будут погашены Министерством финансов только через год.

Казначейские обязательства могут быть проданы на вторичном рынке после проставления необходимого количества индоссаментов (передаточных надписей) в ходе своего обращения. Вследствие этого некоторые фирмы специализировались на "очистке" казначейских обязательств, т.е. за небольшой процент (1-2%) осуществляли индоссаменты на бланках КО.

После получения КО определенного количества передаточных надписей (индоссаментов) "очищенные" обязательства можно либо продать на открытом рынке как государственную ценную бумагу (с доходностью 40%), либо обменять на налоговое освобождение в части платежей в федеральный бюджет. При заявках держателей КО об обмене их на налоговое освобождение заявители получают отсрочки по оплате налогов (не взимаются штрафы и пени). Следует отметить, что не менее 60% от выпущенных КО в течение первого же месяца своего обращения возвращаются в бюджет в виде налоговых освобождений. Использование налоговых освобождений сокращает поступления наличных денег в бюджеты всех уровней. За первое полугодие 1996 г. в федеральный бюджет поступило 19,8 трлн руб. налогов и других обязательных платежей. При этом масса "живых денег" составила всего 10,15 трлн руб., остальное - зачтенные суммы по казначейским налоговым освобождениям. Поскольку расходы бюджета осуществляются преимущественно в денежной форме, различного рода неденежные зачеты и налоговые освобождения подрывают бюджетную стабильность. При такой структуре, естественно, остро не хватает наличных денег для выплаты заработной платы бюджетным организациям и компенсаций малоимущим. Выступая "вторыми деньгами", КО стимулирует инфляцию. Как показывает практика, главными потребителями КО для оформления налоговых освобождений становятся устойчиво работающие предприятия, приобретающие за счет собственных средств КО для обмена их на налоговые отсрочки. Определенную выгоду извлекают и банки-депозитарии, которые за расчетное и депозитарное обслуживание КО получают от Министерства финансов соответственно 1 и 2 процента годовых от номинала серии.

5.5.1. Общие условия выпуска и обращения

Казначейские обязательства (КО) являлись особым видом государственных ценных бумаг, которые были выпущены в обращение не для покрытия дефицита федерального бюджета, а для ликвидации уже имеющейся задолженности государства перед предприятиями. Сложившаяся к началу 1994 г. государственная задолженность стимулировала увеличение долгов предприятий друг перед другом. По оценкам экспертов, каждый рубль государственного долга порождал 2~3 руб. долгов предприятий. Для ликвидации государственной задолженности и решения системы неплатежей было принято решение о частичном переоформлении долга перед предприятиями по государственным закупкам, федеральным программам, государственному заказу и т. п. в государственные ценные бумаги. Выпуск таких ценных бумаг преследует цель безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета. Среди этого вида ценных бумаг наибольшее распространение в России получили казначейские обязательства.

При недостатке средств в бюджете государство в определенной части долга расплачивалось с предприятиями КО. Казначейские обязательства могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога.

Выпуск казначейских обязательств осуществлялся в безналичной (бездокументарной) форме в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. В качестве депозитариев были выбраны уполномоченные банки-агенты Минфина РФ в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющие депозитарий в качестве подразделения банка.

Казначейские обязательства были выпущены сериями. Параметрами выпуска, определяемыми Минфином РФ, являются:

Дата выпуска;

Номинальная стоимость КО;

Процентная ставка;

Общий объем выпуска;

Срок начала погашения;

Срок обращения;

Ограничение на владельцев КО;

Число операций, в которых КО используются как средство погашения кредиторской задолженности;

Срок обмена КО на налоговые освобождения, а также другие дополнительные данные о выпуске.

Каждой серии КО присваивался регистрационный номер, состоящий из семи разрядов.

Например, регистрационный номер Ж-241026 означал, что данная серия выпущена 24 октября, этот выпуск является двадцать шестым, а буква «Ж» указывает, что с помощью этих КО могли производиться расчеты между предприятиями топливно-энергетического и газового комплексов и атомных электростанций.

Получив от Минфина РФ глобальный сертификат, уполномоченные депозитарии открывали счет-депо первому держателю КО на весь объем выпуска казначейских обязательств соответствующей серии. Первыми держателями КО являлись федеральные министерства и ведомства. Движение казначейских обязательств осуществлялось переводом КО со счета-депо первого владельца на вновь открываемые счета последующих держателей КО. Перевод КО со счета на счет совершался на основании распорядительных документов владельцев КО. В случае погашения кредиторской задолженности с помощью КО или их продажи владелец КО давал поручение уполномоченному депозитарию на перевод КО новому владельцу.

В связи с тем что КО выпускались в бездокументарной форме, ценных бумаг на руках у владельцев КО не было. Для того чтобы подтвердить, что юридическое лицо владеет соответствующими казначейскими обязательствами, банк-депозитарий по требованию владельцев КО выдавал им выписки со счетов-депо, подтверждающие право владения определенным числом КО.

Обращение КО допускалось в ограниченной и неограниченной формах. Однако, как показывает практика, все произведенные выпуски имели некоторые ограничения, которые определялись при выпуске очередной серии КО и фиксировались в договоре Минфина РФ с уполномоченным депозитарием. К числу ограничений относились: необходимость расчета казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности; ограничения на право передачи КО только юридическим лицам определенных отраслей; минимальное число операций по погашению задолженностей до выхода КО в свободную продажу; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Для удобства учета движения КО со счета на счет уполномоченным депозитариям было дано право разбивать глобальный сертификат на единичные обязательства с номиналом I млн. руб. Для того чтобы КО выполняли свои расчетные функции по каждой серии, было установлено число расчетных операций, которое можно совершить с помощью данных ценных бумаг. Для погашения кредиторской задолженности перед поставщиками владелец КО переводил их на счета кредиторов. Передача КО от одного

владельца другому за поставленную продукцию, работы или услуги осуществлялась с помощью индоссаментов. По каждой серии было определено минимальное число индоссаментов, которое должны были пройти КО, обращаясь между предприятиями определенных отраслей. Например, КО серии Б-071260 должны были пройти три индоссамента среди ограниченного круга предприятий. Начиная с четвертого держателя КО данной серии могли свободно передаваться любым юридическим лицам.

Особенность казначейских обязательств состояла в том, что они носили двойственный характер. С одной стороны, они являлись средством расчетов между предприятиями, с другой стороны, пройдя необходимое число индоссаментов, КО могли свободно покупаться и продаваться на фондовом рынке.

5.5.2. Операции с казначейскими обязательствами

Владелец КО может осуществлять с ними следующие операции:

1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов. В глобальном сертификате, как правило, было оговорено, что до выхода в свободную продажу КО должны пройти определенное число индоссаментов среди ограниченного круга предприятий, имеющих соответствующую отраслевую принадлежность. В течение этого периода расчеты между предприятиями с помощью КО осуществлялись по номинальной стоимости. Данный метод расчетов широко применялся предприятиями одной отраслевой принадлежности, свя-, занных между собой технологической цепочкой. Вследствие: этого КО быстро набирали необходимое число индоссамен-; тов и затем могли быть свободно реализованы на вторичном рынке. .

2. Продажа КО юридическим или физическим лицам, ко-, торые по законодательству Российской Федерации являются резидентами. Данная операция позволяла безналичные КО преобразовать в наличные денежные средства, которые предприятие могло использовать по своему усмотрению. Свободная продажа КО возможна только в том случае, если КО прошли необходимое число индоссаментов. За короткий промежуток времени в России сложился устойчивый рынок КО, который привлек дилеров тем, что доходность по операциям с этими бумагами была на 10-15% выше, чем доходность по операциям на рынке ГКО и рынке межбанковских кредитов. Крупнейшими операторами рынка КО являлись уполномоченные банки-депозитарии, которые устанавливали ежедневные котировки казначейских обязательств в процентах от номинала. Цена покупки казначейских обязательств возрастала по мере приближения срока погашения.

3. Передача КО в залог для получения кредита. Владелец КО мог получить кредит под залог принадлежащих ему обязательств в любом банке, в том числе банке-депозитарии. Залог оформлялся соответствующим договором между владельцем КО и залогодержателем. При этом договор залога обязательно должен быть зарегистрирован в уполномоченном банке-депозитарии. В этом случае казначейские обязательства блокировались и их владелец не мог совершать с ними никакие операции до погашения кредита.

4. Обмен КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет, т. е. владелец КО мог в установленном порядке вместо уплаты налогов в федеральный бюджет рассчитаться казначейскими обязательствами. За счет этого происходил взаимный зачет задолженности государства перед предприятиями в части финансирования работ по государственному заказу и задолженности предприятия перед государством в части платежей в федеральный бюджет.

Возможность получить в обмен на КО налоговые освобождения привлекала крупные финансовые компании и банки, которые для снижения налогового бремени покупали прошедшие необходимое число индоссаментов казначейские обязательства, как правило, по цене ниже номинала. В зачет налогов КО принимались по текущему курсу, который был выше номинала и рассчитывался исходя из 40% годовых. За счет этого налогоплательщики экономили до 20% от суммы уплачиваемых налогов.

Под давлением Международного валютного фонда, который не признал КО как рыночную ценную бумагу в связи с тем, что по ней был установлен фиксированный доход в размере 40% годовых, в 1995 г. выпуск и обращение казначейских обязательств были прекращены. Однако механизм, отработанный в период обращения этой ценной бумаги, широко используется в российской практике и в настоящее время. После прекращения обращения КО были выпущены казначейские налоговые освобождения, применялась система взаимозачета средств: тех, которые предприятия должны заплатить в федеральный бюджет в виде налогов, и тех, которые предприятия должны получить от государства на выполнение определенных работ. Применение КО и производных от них финансовых инструментов позволяет государству без дополнительной денежной эмиссии частично решить проблему взаимных неплатежей.

Назначение этих ценных бумаг - секъюритизировать задолженность Минфина РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска в том, чтобы выплачивать эту задолженность не живыми деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые в свою очередь могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.

Казначейское обязательство - "это эмитируемая государством ценная бумага или обязательство государства выплатить последнему держателю при соблюдении определенных условий сумму номинала и проценты по ним. Казначейские обязательства предназначены для погашения кредиторской задолженности предприятия или обязательств по уплате налогов в бюджет".

При первичном размещении к номиналу Казначейских Обязательств (КО) Минфин устанавливает процентную ставку. КО передаются только юридическим лицам. Каждое КО имеет определенную серию со следующими параметрами: дата выпуска, номер серии, объем выпуска, дата начала налогового освобождения, дата начала размещения, дата начала погашения, дата окончания погашения, ограничения. Выпускают КО в без документальной форме в виде записи на счетах "депо" в уполномоченном депозитарии (банк-агент МФРФ). Выписка со счета является подтверждением права собственности. Владелец КО может выполнять следующие действия с этими ценными бумагами:

  • 1) Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредитора. При данной операции необходимо знать вид расчета. В глобальном сертификате оговорены обязательные расчеты, которые могут проходить только по номинальной цене. Все необязательные расчеты могут проходить по договорной цене. При совершении расчетов необходимо знать количество нужных расчетов, которые предусмотрены для данной серии ваших КО. Для осуществления данной операции нужно, чтобы и у кредитора, и у дебитора был открыт счет типа "депо" в банке-депозитарии, который обслуживает данную серию КО. Для такой операции заполняется поручение по определенной форме.
  • 2) Продажа КО юридическим и физическим лицам (резидентам). Операция не имеет ограничений на необходимое количество индоссаментов, цена по этой операции договорная.
  • 3) Залог КО с целью получения кредита, с обязательной регистрацией в банке-депозитарии.
  • 4) Обмен КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет. Для погашения задолженности перед федеральным бюджетом необходимо знать дату налогового освобождения, которая указана в глобальном сертификате.
  • 5) Погашение КО. Используется формула расчета текущего курса КО, дата погашения также указывается в глобальном сертификате. В данном случае на счета последних держателей КО переводятся суммы, равные номинальной стоимости КО плюс оговоренные при выпуске КО проценты. Если срок обращения истек, а необходимое количество расчетов не набрано, то по заявлению держателя ценной бумаги будет произведенное погашение КО. В бухгалтерском учете имеются особенности отражения операций по КО в зависимости от первичного или вторичного обращения. К первичному обращению относятся операции, не получившие обязательное количество индоссаментов (расчетов), а ко вторичному обращению - получившие обязательное количество расчетов.

Выпуск Казначейских обязательств

КО выпускаются как уже упоминалось выше в без документальной форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве депозитариев, по соглашению с первыми держателями КО выбираются банки-агенты Минфина России, отобранные в соответствии со сформулированными правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющими депозитарий в качестве подразделения банка.

Параметры выпуска определяются в приказе Министерства финансов РФ и фиксируются в глобальном сертификате, депонируемом в уполномоченном депозитарии. Параметрами являются: дата выпуска, и пр. указанные выше.

Уполномоченные депозитарии на основе договора с Минфином России открывают счет-депо первому держателю на весь выпуск, предоставленный глобальным сертификатом, выданным от имени Министерства финансов РФ. Держатели Казначейских обязательств открывают счета-депо в уполномоченных депозитариях на основании собственных заявлений. Движение КО по счетам-депо происходит на основании распорядительных документов в соответствии с Регламентом уполномоченного депозитария. На основании перевода КО со счета на счет держателям Казначейских Обязательств по их требованию выдаются со счетов-депо, подтверждающие право владения тем или иным лицом приобретенного им числа обязательств.

Обращение КО опускается в ограниченной и неограниченной формах. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения КО и накладываемые ограничения для владельцев обязательств "...Порядок обращения КО и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за контроль по целевому использованию КО.

К числу ограничений могут относится: обязательность расчета КО только с целью погашения кредиторской задолженности, ограничение на право передачи КО только юридическим лицам, минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений, ограничение по срокам учета и обмена на налоговые освобождения."

Депозитарий на основании заключенного с Министерством финансов РФ депозитарного договора контролирует, чтобы по каждому КО было осуществлено оговоренное в депозитарном договоре количество операций по погашению кредиторской задолженности. Только после этого КО свободно обращаются на вторичном рынке.

По желанию владельца КО последние могут быть обменяны на налоговые освобождения. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения фиксируются в глобальном сертификате.

Таким образом, мир государственных ценных бумаг в России чрезвычайно пестр и даже хаотичен. Их выпуск связан как с традиционными потребностями бюджета в покрытии кассовых разрывов и долгосрочного дефицита, так и экзотическими задачами (продажа казной золота на срок, секъюритизация долгов потерпевшего банкротство государственного банка, замещение долговыми ценными бумагами задолженности Минфина перед предприятиями и т.д.).

Единственное, что объединяет эти ценные бумаги - непомерный рост объема выпуска государственных бумаг в сравнении с частным.