Государственные казначейские обязательства. Краткосрочные облигации (Short-term bonds) - это

Время и скоротечность экономических процессов не раз демонстрировали появление стихийных фондовых рынков. Ярким примером такого явления выступает Американская фондовая биржа в Нью-Йорке. Правда, не все выживают как эта и на смену приходят иные формы торговли ценными бумагами в виде аукционов. Итоговая цель таких институтов – привлечение средств в бюджет. Сегодня посредством простых аукционов государство может размещать краткосрочные казначейские обязательства, но что под таковым словом понимается и как работает данный инструмент на практике, понимают не все.

Общие понятия

Государственные казначейские обязательства – это инструмент пополнения бюджета, который заключается в своеобразном размещении ценных бумаг от имени РФ. Приобретателями активов становятся на добровольных началах простые российские люди или хозяйствующие субъекты. Эти документы выступают гарантом получения прибыли в течение всего срока обладания ими.

ГКО обращаются наравне с акциями, облигациями, векселями и в некоторой степени обладает общими с ними чертами.

Виды обязательств

Классификаций ГКО не так и много. Основная построена вокруг продолжительности действия обязательств во времени. Так, выделяют:

  • Краткосрочные. Срок действия таковых составляет 3 месяца, полгода и год.
  • Среднесрочные. Продолжительность их обращения варьируется от 1 года до 5. Купоны в рамках таких займов, как и при краткосрочных, отсутствуют.
  • Долгосрочные. Период их действия может составлять от 5 до 25 лет. Доходная часть по таким обязательствам причитается держателю уже в следующем году с момента приобретения. Выплаты их осуществляются ежегодно по купонам или при погашении обязательства через начисление на стоимость, которая была при приобретении бумаги, процентов. Второй вариант исключает получение дивидендов каждый год в период действия обязательства.

Продажа ценных бумаг государством с целью привлечения средств в бюджет называется казначейскими обязательствами

По форме обращения ГКО бывают:

  • Ограниченные. Для таких обязательств характерно установление эмитентом - Минфином определенного порядка хождения после покупки на фондовой бирже, которые должен соблюдать владелец. Наиболее частыми ограничениями являются использование таковых на вторичном рынке только для расчетов с кредиторскими долгами, передача актива допустима только среди юр. лиц, определение максимального лимита трансакций с ценной бумагой и т. д.
  • Неограниченные. Свободно ходят и на вторичном рынке, могут менять владельца и участвовать в расчетных операциях в качестве альтернативы денежным средствам.

Особенности обязательств

Внедрение такого механизма относится к августу 1994 года. Непосредственно вопросами эмиссии занимается Минфин. Выпуск осуществлялся тиражами, а форма бумаги бездокументарная, т. е. фиксируется право приобретателя через запись в уполномоченном депозитарии (банки-агенты эмитента). Ценным бумагам такого плана характерны признаки именных активов. Каждому тиражу присваивается единая дата выпуска и погашения, цена по номиналу, процент доходной части, который напрямую зависит от срока начала погашения. И прибыль, и номинальная стоимость выплачиваются единовременно, как только наступает срок исполнения обязательств.

Продажа обязательств начинается с размещения в специализированных экономических СМИ и интернете сведений о выпуске. Все заинтересовавшиеся вправе подать заявку на приобретение желаемого им объема ценных бумаг, после чего переводят необходимую сумму Центральным банком РФ. С этого момента они являются держателями ценных бумаг.

Казначейские билеты в большинстве своем свободны в обращении, ими можно осуществлять расчет за товары или услуги, использовать их как залог. Не исключена возможность и произвести их обмен на налоговые послабления, вычеты и взаимозачеты, особенно актуально для должников перед гос. бюджетом.

Регулированием ценных бумаг занимается министерство финансов

Держатель актива по своему усмотрению может ими распоряжаться. Происходит это в безналичной форме при совершении следующих трансакций:

  • Гашение задолженности перед кредиторами. Это происходит через перевод обязательства на счет контрагента. Если при эмиссии определено, что актив является обязательным, то расчет таковым осуществляется исключительно по его стоимости на момент приобретения, т. е. по номиналу.
  • Отчуждение как хоз. субъектам, так и простым людям при условии, что они выступают резидентами страны.
  • Залог при открытии кредитной линии. Такая операция подлежит регистрации депозитарием.
  • Обмен. Казначейские обязательства могут идти в зачет налоговых долгов. Для таких операций не имеет значения наличие или отсутствие ограничений в обращении.
  • Стандартное погашение по наступлении срока на который они выпускались с одновременным получением дивидендов (дохода).

Курс обязательства по состоянию на сегодняшний день рассчитывается по формуле:

номинальная стоимость + она же х %-ю ставку/100*360

Россия также выступает приобретателем и держателем казначейских обязательств, в частности тех, что размещает США. Эти активы считаются одними из самых надежных, но с начала 2018 года тенденция такова, что вложения РФ в них сокращаются. Средства, вырученные от размещения обязательств американским правительством, в том числе направляются на развитие военного комплекса страны.

Сроки погашения

Правообладатель казначейского обязательства, который пожелал получить по нему расчет (погасить) или использовать в качестве применения налогового зачета, не позднее чем за 5 рабочих дней до момента, в которые он хотел завершить трансакцию с имеющимся активом, обращается в письменном виде к уполномоченному депозитарию (заявление имеет определенную форму, которая определена Регламентом хранителя записей и согласована с эмитентом-Минфином).

Держатель бумаги может в любое время потребовать выплаты

Депозитарий, которому поступило соответствующее заявление, в 2-дневный срок, исчисляемый рабочими днями, информирует Главное управление федерального казначейства о держателях их обязательств, которые выказали желание произвести погашение активов, а также о сроках и формах.

Как только заявка получена Главным управлением федерального казначейства для выполнения ее требований о погашении есть 3 рабочих дня. В этот срок должны быть переведены средства в нужном объеме на счет платежного агента или произведена выдача налоговых послаблений эквивалентная причитающейся сумме.

Если держателем обязательств выступает субъект хозяйствования, то они подпадают под бухгалтерский учет. Для таких активов предусмотрен 58 балансовый счет «Краткосрочные финансовые вложения» и субсчет «Казначейские обязательства».

Об обязательственном праве будет рассказано в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок

В 1994 г. появился еще один финансовый инструмент - казначейские обязательства (КО). Цель их выпуска безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Эмитентом КО является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в уполномоченных депозитариях. Ими являются по согласованию с первыми держателями КО банки агенты Министерства финансов, имеющие депозитарии в качестве своих подразделений. Уполномоченные банки осуществляют денежные расчеты с конечными держателями КО на момент их погашения на основе выписок со счетов "депо", подтверждающих права собственности на КО.

Министерство финансов осуществляет выпуск КО сериями. Каждая из этих серий представляет собой самостоятельный выпуск, который оформляется глобальным сертификатом на всю его сумму. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер, который состоит из семи разрядов. Первый разряд номера – буква русского алфавита, указывающая на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывают на дату выпуска (день и месяц) и последние порядковый номер выпущенной серии. Глобальный сертификат оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном депозитарии, а второй – в Министерстве финансов России. В нем фиксируются все параметры выпуска: объем выпуска, номинальная стоимость КО, дата выпуска, дата начала погашения, процентная ставка, ограничения на владельцев КО, максимальное число операций, в которых КО используется как средство погашения краткосрочной задолженности, срок обмена КО на налоговые освобождения и другие дополнительные данные о выпуске. По окончании срока обращения каждой серии КО глобальный сертификат погашается.

Казначейские обязательства могут без ограничения выполнять роль платежных средств за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога. КО можно обменивать на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов.

Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Обращение казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. Ограничения касаются расчетов казначейскими обязательствами с целью погашения кредиторской задолженности, права передачи КО только юридическим лицам, минимального числа индоссаментов (передаточных надписей) перед предъявлением к погашению, сроков учета и обмена на налоговые освобождения.

Депозитарий контролирует по каждому КО осуществление утвержденного количества операций по погашению кредиторской задолженности. Только после этого КО могут свободно обращаться на вторичном рынке.

Держатель счета "депо" в уполномоченном депозитарии может осуществлять с КО в безналичной форме следующие операции: погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета "депо" кредиторов, продавать юридическим или физическим лицам-резидентам, закладывать с целью получения кредитов, обменивать КО на налоговые освобождения, погашать с получением процентов.

Особенность КО состоит в том, что это - гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

Погашение КО осуществляется Министерством финансов (Главным управлением федерального казначейства) либо платежным агентом путем перевода на счета их последних держателей номинальной стоимости КО и оговоренных процентов.

Срок погашения КО - 1 год, однако они начинают погашаться с даты, указанной в глобальном сертификате при условии, что данная ценная бумага участвовала в определенном количестве расчетов между предприятиями (получила от одного до пяти индоссаментов). Таким образом, на первом этапе своего обращения КО выступает в качестве платежного средства, которое призвано решать проблему неплатежей. Если обязательство не прошло установленное количество индоссаментов, КО будут погашены Министерством финансов только через год.

Казначейские обязательства могут быть проданы на вторичном рынке после проставления необходимого количества индоссаментов (передаточных надписей) в ходе своего обращения. Вследствие этого некоторые фирмы специализировались на "очистке" казначейских обязательств, т.е. за небольшой процент (1-2%) осуществляли индоссаменты на бланках КО.

После получения КО определенного количества передаточных надписей (индоссаментов) "очищенные" обязательства можно либо продать на открытом рынке как государственную ценную бумагу (с доходностью 40%), либо обменять на налоговое освобождение в части платежей в федеральный бюджет. При заявках держателей КО об обмене их на налоговое освобождение заявители получают отсрочки по оплате налогов (не взимаются штрафы и пени). Следует отметить, что не менее 60% от выпущенных КО в течение первого же месяца своего обращения возвращаются в бюджет в виде налоговых освобождений. Использование налоговых освобождений сокращает поступления наличных денег в бюджеты всех уровней. За первое полугодие 1996 г. в федеральный бюджет поступило 19,8 трлн руб. налогов и других обязательных платежей. При этом масса "живых денег" составила всего 10,15 трлн руб., остальное - зачтенные суммы по казначейским налоговым освобождениям. Поскольку расходы бюджета осуществляются преимущественно в денежной форме, различного рода неденежные зачеты и налоговые освобождения подрывают бюджетную стабильность. При такой структуре, естественно, остро не хватает наличных денег для выплаты заработной платы бюджетным организациям и компенсаций малоимущим. Выступая "вторыми деньгами", КО стимулирует инфляцию. Как показывает практика, главными потребителями КО для оформления налоговых освобождений становятся устойчиво работающие предприятия, приобретающие за счет собственных средств КО для обмена их на налоговые отсрочки. Определенную выгоду извлекают и банки-депозитарии, которые за расчетное и депозитарное обслуживание КО получают от Министерства финансов соответственно 1 и 2 процента годовых от номинала серии.

Казначейские обязательства

Данный вид ценных бумаг регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 г. «О выпуске казначейских обязательств»[ СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1911.], а также утвержденным Министерством финансов от 21 октября 1994 г. № 140 Положением «О порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств»[ Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1995. № 1.]. В соответствии с указанными нормативными актами эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов Российской Федерации.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами, выпускаемые в бездокументарной форме в виде записи на счетах-депо в уполномоченном депозитарии, который осуществляет регистрацию сделок и обременений. При этом и обращение казначейских обязательств осуществляется только в бездокументарной форме по счетам-депо на основании распорядительных документов. Держатели казначейских обязательств открывают счета-депо в уполномоченных депозитариях на основании собственных заявлений. Данная ценная бумага обладает признаками именной, поскольку для перехода и осуществления прав по ним необходима идентификация владельца.

Этот вид ценных бумаг удостоверяет следующие права его владельца: 1) право на погашение казначейского обязательства по текущему курсу;

2) право на получение процента. Таким образом, казначейское обязательство относится к денежным доходным ценным бумагам.

Необходимо заметить, что в качестве особенности этой ценной бумаги является возможность ее обмена на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет. С данной особенностью тесно связано и то, что владельцами казначейских обязательств могут быть только российские юридические и физические лица.

Казначейские обязательства выпускаются сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска в двух экземплярах, один из которых хранится в депозитарии, а второй - в Минфине России. Глобальный сертификат служит для закрепления параметров выпуска казначейских обязательств, к которым относятся (п. 2.2. Положения Минфина):

1) дата выпуска;

2) номинальная стоимость КО;

3) процентная ставка;

4) общий объем выпуска Казначейских обязательств;

5) срок начала погашения (с которого казначейское обязательство может быть предъявлено к погашению);

6) срок обращения;

7) ограничения на владельцев казначейских обязательств, если таковые устанавливаются.

Документом, подтверждающим право собственности на казначейские обязательства, принадлежащие держателю счета депо, является выписка с этого счета, сделанная уполномоченным депозитарием.

Казначейские обязательства относятся к срочным ценным бумагам, поскольку имеют предельный срок обращения (осуществления прав).

Хотя Положение Минфина и говорит о том, что казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога (п. 1.3.). Тем не менее, пункт 2.4. допускает обращение казначейских обязательств в ограниченной и неограниченной форме.

Свойства казначейских обязательств отвечают признакам эмиссионных ценных бумаг, содержащимся в Законе о рынке ценных бумаг, а именно: они закрепляют комплекс имущественных прав, размещаются выпусками, имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги

Таким образом, казначейские обязательства - это государственные денежные именные ценные бумаги, для которых характерны: эмиссионность, бездокументарность, доходность и срочность.

Облигации государственного сберегательного займа

В сентябре 1995 г. на российском финансовом рынке появился новый финансовый инструмент - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Если ГКО, ОФЗ и другие государственные бумаги адресованы достаточно крупным финансовым структурам, то ОГСЗ доступны юридическим и физическим лицам. Главная цель данного займа -^ привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета. Облигации имели низкий номинал - 100 и 500 тыс. руб., так как были рассчитаны на массового потребителя.

Срок обращения облигаций - 1 год. Выпускаются ОГСЗ в бумажной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации. Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

В декабре 1997 г. были выпущены ОГСЗ двадцать четвертой серии сроком на 2 года - с 18 февраля 1998 г. по 17 февраля 2000 г. Объем выпуска составил 1 млрд руб. при номинале облигаций 500 руб. Общее количество облигаций - 2 млн шт.

Каждая облигация имела четыре купона. Купонный период составлял шесть месяцев и определялся с даты начала выпуска. На 1 января 2000 г. было выпущено 29 серий ОГСЗ.

В 1994 г. появился еще один вид ценных бумаг- казначейские обязательства (КО). Цель их выпуска - безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Эмитентом КО являлся Минфин, который выпускал их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имели единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения.

Казначейские обязательства выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях. Ими выступали, по согласованию с первыми держателями КО, банки-агенты Минфина, имеющие депозитарии в качестве своих подразделений. Уполномоченные банки осуществляли денежные расчеты с конечными держателями КО на момент их погашения на основе выписок со счетов «депо», подтверждающих права собственности на КО.

Казначейские обязательства могли без ограничений выполнять роль платежных средств за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога. КО можно было обменивать на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов.

Особенность КО состоит в том, что это - гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета. К 1997 г. выпуск данной ценной бумаги был прекращен.

Нормативной базой учета операций с КО является “Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств”, утвержденное письмом МФ РФ от 21 октября 1994г. № 140.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами.

КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с издаваемыми им приказами осуществляет выпуск Казначейских обязательств сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска.

Ставка процентного дохода по Казначейским обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения.

В целях формирования единого вторичного рынка Казначейских обязательств данные ставки являются общими для всех выпусков Казначейских обязательств с одинаковым сроком погашения независимо от отрасли, которая является получателем бюджетных средств.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве депозитариев по согласованию с первыми держателями КО (федеральными министерствами и ведомствами) выбираются банки - агенты Министерства финансов, отобранные в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критерями и имеющими депозитарий в качетсве подразделения банка.

Документом, подтверждающим права собственности по КО, является выписка со счета “депо” в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения Казначейских обязательств и накладываемые ограничения для владельцев обязательств.

Порядок обращени Казначейских обязательств и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за контроль по целевому использованию казначейских обязательств.

К числу ограничений могут относиться:

Обязательность расчета Казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности;

Ограничения на право передачи Казначейских обязательств только юридическим лицам;

Минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений;

Ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

По желанию владельцев КО последние могли быть обменены на налоговые освобождения. Налоговое освобождение позволяло держателю КО погасить сумму задолженности федерального бюджета, оформленную в виде КО, в счет причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов и платежей, включая недоимку, штрафные санкции, пени. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения - казначейские налоговые освобождения (КНО) фиксировался в глобальном сертификате.

Процедура выдачи КНО в 1996г. в дополнение к вышеупомянутому Положению была отражена в “Порядке проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996г.”, утвержденным МФ РФ и ГНС РФ 11.04.96г.

Выпуск КНО согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 01.04.96г. № 481 “Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятий и организаций - налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение задолженности по ним” должен был быть прекращен с 1 января 1997г.

Однако, во исполнение постановления Правительства РФ от 18.07.96г. № 809 “О казначейских налоговых освобождениях” телеграммой МФ РФ от 23.07.96г. № 3-Б1-01 сообщалось о завершении до 25 июля 1996г. территориальными органами Федерального казначейства оформления и передачи в налоговые органы КНО. Предельный срок погашения КНО налоговыми органами опрелелялся - 5 августа 1996г.

Держатель счета депо в уполномоченном депозитарии, имеющий на этом счете Казначейские обязательства, может осуществлять с ними в безналичной форме следующие операции:

Погашение кредиторской задолженности путем перевода Казначейских обязательств на счета кредиторов. Обязательные (оговоренные в глобальном сертификате) расчеты Казначейскими обязательствами осуществляются по номинальной цене Казначейских обязательств;

Продажа Казначейских обязательств юридическим или физическим лицам, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами;

Залог Казначейских обязательств для получения кредитов, в том числе и в банке - депозитарии, с регистрацией факта залога в уполномоченном депозитарии;

Обмен казначейских обязательств на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ПО НИМ