Шведская модель экономики основные черты. Результаты, опыт и будущее шведской модели. Шведская модель смешанной экономики

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения.

Наибольший интерес для Российской Федерации, по мнению ученых, представляет шведская модель и современные попытки ее реформирования.

«Шведская модель» характеризует тип экономической системы, в которой:

Существенное влияние на развитие рыночной экономики оказывает государство;

Конфликтные ситуации на рынке труда разрешаются посредством проведения коллективных переговоров при активном участии профсоюзов;

Цель социальной политики государства — достижение высокого качества жизни всех слоев населения.

Это обусловлено следующими причинами:

В качестве главных приоритетов социально-экономического развития выбраны показатели полной занятости и выравнивания уровня доходов населения;

С 1932 года (за исключением периода с 1976 по 1982 год) в Швеции у власти находятся социал-демократы;

Сильную позицию имеют профсоюзы, оказывающие существенное влияние на уровень и динамику роста доходов населения;

Шведы, как и россияне, близко воспринимают идею равенства.

Швеция явилась первой страной во многих социальных начинаниях. Это касается, прежде всего, института социального партнерства, начало которому было положено в 1938 г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерации работодателей подписали соглашение о мирном урегулировании трудовых конфликтов и необходимости заключения коллективных договоров. Швеция раньше всех пришла к необходимости и начала осуществлять активную политику на рынке труда; ввела запрет на строительство АЭС; выработала курс на построение общества всеобщего благоденствия, перераспределяя через государственный бюджет огромные средства.

Результатом проведения последовательной социальной политики явился высокий уровня политической культуры, который позволил:

Сформировать общественную систему диалога и корпоративный характер отношений между различными слоями общества;

Достичь реализации таких важных экономических задач социально-экономического развития, как полная занятость, стабильный уровень цен, долговременный динамичный экономический рост, высокий уровень жизни и социальных гарантий для большей части населения, развитие экономики без социальных потрясений и политических конфликтов.

Это способствовало в свою очередь развитию приоритета человеческого фактора, творческого начала в стимулировании трудовой деятельности, что нашло свое отражение в концепции «человеческого капитала».


Анализ развития шведской экономики позволяет сделать вывод, что она построена, в первую очередь, на идеях кейнсианства относительно места и роли государства в экономической системе. Первая реформа экономики в этом государстве была проведена в условиях Великой депрессии 1930-х годах . Выход из создавшейся ситуации был найден за счет усиления государственного регулирования экономики, причем в Швеции с самого начала государство было ориентировано на выполнение социальных функций. Основоположником шведской модели считается Г. Мюрдаль , который обосновал и доказал тесную связь развития техники и технологии с прогрессом социума, ибо все, что делается, имеет своей целью благо для человечества.

Стабильность в обществе была достигнута за счет компромисса между государством, предприятиями и наемными работниками, которые предприняли взаимные уступки друг другу. Рабочие отказались от проведения широкомасштабных политических акций, общенациональных забастовок и призывов к национализации собственности, а работодатели признали за государством право на осуществление социальных реформ. В результате сформировалась особая культура, в рамках которой все проблемы общества решались только мирным путем. Была достигнута, по сути, максимальная степень государственного вмешательства в рыночную систему.

В стремлении к равенству шведские социал-демократы фактически построили государство всеобщего благосостояния, которое отвечает за оказание качественных услуг всем гражданам в ряде важных областей образования, здравоохранения, заботе о детях и пожилых людях.

Основной элемент шведской социальной политики - страхование. Его цель - удовлетворение общественных потребностей в надежной страховой защите от случайных рисков: обеспечение граждан экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями (страхование от несчастных случаев на производстве), безработицы (страхование по безработице и материальная помощь). Применение страховых механизмов в системе социального обеспечения предоставляет равные возможности получения гарантированной социальной помощи независимо от причины обращения (страхового случая), известной как «общественная помощь».

Ключевым в этом подходе следует считать универсальность: подобная защита распространяется на всех жителей Швеции независимо от рода занятий и потому именуется «всеобщая социальная политика». Однако право на ряд социальных выплат зависит от оценки их необходимости, занятости и добровольности участия. Социальная политика Швеции обеспечивает высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире.

В шведской модели полная занятость населения достигается активной ролью государства при более пассивной роли профсоюзов, поскольку с безработицей нельзя справиться только путем снижения заработной платы, а при повышении спроса на рабочую силу профсоюзы не могут обеспечить стабильность цен умеренными требованиями прибавки к заработной плате. Поэтому центральным пунктом в первоначальном варианте шведской модели (еще в 50-е годы прошлого века) стала ответственность правительства за экономическую стабильность и полную занятость населения, а профсоюзы совместно с организациями предпринимателей отвечали за уровень заработной платы.

Полная занятость населения обеспечивается специальными мерами, особой политикой на рынке труда. Сочетание общих экономических мер по поддержанию общего спроса на рабочую силу несколько ниже уровня, гарантирующего работу всем и везде, и активной селективной политики на рынке труда, а также в области социальных гарантий, направленных на поддержку слабых групп населения, отраслей и регионов, стало сущностью шведской модели. Этот пункт модели объясняет и ту роль, которая была предназначена социальной политике на рынке труда, задача которой - помочь тем, кто ищет работу, занять вакантные места. Поэтому естественно, что шведский рынок труда весьма развит и гибок, а доля расходов на эту сферу в государственном бюджете очень высока. Причем характерно, что на меры, предусматривающие в основном подготовку и переподготовку кадров, приходится значительно больше расходов, чем на выплаты пособий по безработице.

Право на бесплатное медицинское обслуживание или на оплату части суммы на лечение гарантировано в Швеции органами, не входящими в систему здравоохранения. Каждый ландстинг (областной орган власти) отвечает за то, чтобы любой его житель имел свободный доступ к хорошему медицинскому обслуживанию. На финансирование здравоохранения идет примерно 80% собранных налогов с доходов. Государство оплачивает от 30 до 100% расходов на медицинское обслуживание и лекарства. При этом Национальная система страхования компенсирует два вида расходов: оплату назначенных врачами лекарств и стоматологических услуг.

Однако существуют некоторые ограничения. В среднем шведы платят за лекарства не более 900 крон (около 120 долларов) в год, страховые выплаты выше этой суммы, но не более 1800 крон за 12 месяцев. Выплаты производятся не наличными денежными средствами, а перечислением средств непосредственно в аптеки из фондов страхования. С января 1999 года в Швеции были введены новые правила субсидирования лечения зубов, которые стимулируют людей регулярно заниматься профилактикой и не запускать болезни.

Кроме того, все жители страны с годовым доходом не менее 6 тыс. крон охвачены национальной системой страхования, гарантирующей пособие в случае болезни. Пособие по временной нетрудоспособности в настоящее время составляет 80% от суммы потерянного дохода, хотя еще не так давно его размер достигал 90% от заработной платы. В течение первых трех недель болезни работники получают компенсацию от работодателей, по их истечении — пособие гарантировано государством в размере 77,6% от суммы потерянного дохода, но не более 598 крон в день, при этом количество дней болезни работников не ограничено.

В современной Швеции существуют и другие виды социального обеспечения. Так, страхование от несчастных случаев на производстве предполагает в случае заболевания или инвалидности, вызванных производственной травмой, сначала выдачу пособия на общих основаниях, а затем в качестве дополнительных выплат может быть назначено специальное страховое обеспечение в зависимости от тяжести последствий — оно распространяется на всех работающих по найму. Если полученная травма ведет к полной потере трудоспособности, пострадавшему назначается пособие в размере 100% утраченного трудового дохода вплоть до достижения пенсионного возраста. Из фонда медицинского страхования оплачиваются расходы на лечение, превышающие размеры выплат. Фонд страхования от несчастных случаев на производстве создан за счет взносов, перечисляемых работодателями в размере 1,38% от фонда оплаты труда.

В Швеции существуют две системы выплат пособий по безработице. Первая (добровольная) называется страхованием на случай потери работы и финансируется (при поддержке и надзоре государства) специальными страховыми фондами, связанными с профсоюзами. В этих фондах состоит почти 90% всех трудящихся. Условиями позволяющими получать пособие являются: членство в страховом фонде не менее одного года и не менее шести месяцев работы за предшествующий год; регистрация в качестве безработного на бирже труда; участие в программе подготовки и переподготовки кадров; обязательство занять предлагаемое рабочее место.

С января 1998 г. в Швеции действует новый государственный страховой фонд, за счет которого любой дееспособный гражданин может получать пособие по безработице. Эта система именуется материальной поддержкой рынка труда и включает всех, кого не охватывает деятельность страхового фонда при потере работы. При этом безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда и отработать до увольнения не менее шести месяцев.

Действующая система страхования предоставляет равные права для родителей, как матери, так и отцу ребенка. Можно выделить две разновидности пособия родителям. Первая — пособие по случаю рождения ребенка, которое, как правило, выплачивается в течение 480 дней. Если мать и отец берут на себя совместный уход за ребенком, то за каждым из родителей резервируется по 60 дней из 480, а средства за оставшийся период может востребовать любой из них. Причем, в первые 390 дней размер выплачиваемого пособия равен пособию по болезни (80% потерянного дохода), а затем предоставляется в размере 60 крон за день.

Другая разновидность — пособие по уходу за больным ребенком, которое обычно выплачивается в течение не более 60 дней на ребенка в год. Другим видом финансовой поддержки семей с детьми является пособие на детей в возрасте до 16 лет (из расчета 950 крон на ребенка в месяц). Причем это пособие, в отличие от большинства других, не облагается налогом, а его размер определяется решением риксдага. Семьи, в которых детей, более трех, получают дополнительные выплаты. Для семей с детьми предусмотрена компенсация части коммунальных платежей, ее величина зависит от числа детей, размера доходов и суммы оплаты за коммунальные услуги.

Новая пенсионная система учитывает доходы, полученные в течение всей жизни, обеспечивает гарантированную пенсию для тех, кто получал очень низкие доходы или их вообще не получал, а также включает систему обязательных взносов в негосударственные пенсионные фонды на индивидуальные счета (взносы в пенсионную систему составляют 18,5% от полученных доходов, в том числе 2,5% на индивидуальные счета). В отличие от прежней системы в пенсионный стаж включается время, проведенное дома по уходу за ребенком или потраченное на образование и воинскую службу. Изменены сроки выхода на пенсию, хотя пенсионный возраст сохранился прежним - 65 лет. До реформы можно было выходить на пенсию в возрасте от 60 до 70 лет (если до 65 - размер пенсии меньше, если позже - больше). Согласно новой системе досрочный выход на пенсию возможен при достижении 61 года, а крайний срок - 67 лет.

Пенсионная система предусматривает также выплату пенсий инвалидам и вдовам. Эти нововведения вызвали в стране волну дискуссий, которые обсуждаются до настоящего времени. Сторонники реформ считают, что новая система гарантирует более высокий уровень стабильности в случае экономических потрясений. Говоря о недостатках системы, ее противники отмечают рост различий в размерах пенсий, что ведет к усилению неравенства между пенсионерами. Вместе с тем эта радикальная реформа привлекла внимание других стран и стимулировала схожие процессы.

Избрав принцип всеобщего благосостояния, шведы постепенно расширили государственный сектор экономики до размеров, сделавших страну уникальной в этой области: занятость в государственном секторе достигла одной трети дееспособного населения. Естественно, это нашло отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие затраты на содержание государственного сектора и трансфертные платежи, превысили 60% ВВП Швеции, что вывело ее по этому показателю на первое место в мире. Высокий уровень налогообложения позволил государству сосредоточить в своих руках значительные финансовые средства и направить их на решение социальных задач.

В настоящее время доля социальных расходов в ВВП колеблется в пределах 31-35%, выплаты по социальному страхованию составляют до 30% совокупных доходов населения. Система социального страхования финансируется за счет государственных и местных налогов. Основной источник (свыше 40%) — взносы с работодателей, исчисляемые от фонда оплаты труда. В 70-е годах взносы на социальное страхование, которые уплачивались трудящимися, были заменены взносами, осуществляемыми за счет средств работодателей. С 1970-го по 2007 год, согласно действующему налоговому законодательству, они возросли с 14 до 37,5% от фонда оплаты труда для физических лиц — работодателей, для коллективных договоров — до 43,6% для рабочих и 46,4% для служащих.

Модель экономики - или экономическая система - это комплекс тесно переплетенных элементов, которые образуют упорядоченную целостность, выраженную в форме экономической структуры общества. Подобная целостность проявляется в единстве отношений, которые возникают в результате производства, обмена, потребления и перераспределения материальных благ.

Важность системного характера экономики заключается в том, что без этого состояния невозможно возобновлять и воспроизводить экономические институты, закономерности и отношения. Без единой системы общепризнанные теории и процессы перестали бы координироваться в рамках общей продуктивной экономической политики.

Любая система экономики создана для того чтобы разрешить три главных вопроса:

  • Как производить?
  • Что создавать?
  • Для кого изготовлять?

Объясняется это тем, что существующие ресурсы ограничены, поэтому общество вынуждено рационально использовать то, что имеет. В зависимости от ответов на эти фундаментальные вопросы и будет зависеть модель действующей экономической системы государства.

Существует ряд критериев, по которым экономические системы разделяются между собой:

  • Доминирующая форма собственности.
  • Влияние государства.
  • Методы координации экономических отношений.

На основе этих показателей выделяют традиционную, командно-административную и рыночную экономику. Рассмотрим каждую из них детальней.

Традиционная модель экономики

Традиционная модель экономики - самый древний тип систем, которая возникла одновременно с появлением общества. Хозяйствование осуществляется на основе коллективной или совместной общинной собственности. Ее основными характеристиками являются:

  • Отсутствие влияния государства и его органов.
  • Решение вопросов жизни осуществляется старейшинами.
  • Развитая на низком уровне технология производства.
  • Существенное влияние ручного труда на все отрасли экономической деятельности.
  • Несущественная роль предпринимательства.
  • Во всей жизнедеятельности общества преобладают обычаи и традиции.
  • Религия влияет на экономические решения.

Главным экономическим ресурсом традиционной экономики является земля. Она составляет основу хозяйствования. Феодализм есть форма развития традиционной экономики.

В настоящий момент традиционная система присуща неразвитым странам, которые базируют свою деятельность на отсталых технологиях с доминированием ручного труда. Подобной системе присуща многоукладность процессов, что означает сохранение традиционных форм хозяйствования (в первую очередь это касается коллективного управления и натурального перераспределения изготовленного продукта).

В традиционной системе весомая доля рынка принадлежит мелкотоварному производству, представленному в форме многочисленных ремесленных и крестьянских хозяйств. А вот предпринимательство в подобных странах развито слабо, что делает влияние иностранного капитала весомым. Общество живет по установленным традициям, которые являются основным тормозом экономического прогресса.

В традиционной системе активная роль достается государству, которое большую часть общего дохода направляет на поддержку имеющейся инфраструктуры и помощь беднейшей прослойке населения.

Командная модель экономики

Командно-административная модель экономики - это вторая по счету модель, которая впервые зародилась в древнем Египте. Она характеризуется тем, что в ней присутствует сильный центр и государственная собственность .

Основные черты:

  • Фундаментом экономики является собственность государства.
  • Принятие всех экономических решений возлагается на государственные органы, что реализуют свою деятельность централизованно.
  • Государство занимается директивным планированием, то есть самостоятельно определяет нужды и потребности всех субъектов общества (назначает исполнителей, поставщиков, устанавливает нормы закупки и производства, а также принимает все прочие стратегические решения).
  • Все имеющиеся в государстве средства производства делятся между отраслями в расчете на долгосрочную перспективу.
  • Управление хозяйствующими субъектами происходит с центра на основе госплана.
  • Низкая дифференциация оплаты труда.
  • Партийно-бюрократическая система устанавливает стоимость, количество и ассортимент производимых благ согласно номенклатуре.
  • Активное развитие промышленно-военного комплекса.
  • Невозможность внедрения научно-технических разработок из-за ориентации на количественные показатели производства.

Когда исполнительная власть злоупотребляет централизацией, в стране развивается бюрократический механизм, который негативно отражается на существующих экономических связях (снижается рост всей хозяйственная деятельности). Объясняется это возникновением крупнейшей монополистической системы, которая посредством законов способна подавить любую конкуренцию. При этом в развитии современных научных технологий отпадала какая-либо потребность.

Важной особенностью командной системы является тот факт, что центральные органы определяли потребности всего общества. Поскольку в крупных масштабах детализировать все потребности невозможно, степень их реализации сводилась к минимуму.

Еще одной значащей характеристикой стран с командной системой является развитость военного комплекса и обособленность партийной элиты, которым со стороны государства выделялась значительная часть всех имеющихся ресурсов.

Непродуктивность командной системы объясняется, в первую очередь, её невосприимчивостью к научным достижениям в сфере экономики, а также неподготовленностью к переходу на более интенсивный этап развития.

Рыночная (капиталистическая) модель экономики

Ключевой предпосылкой капитализма стала практически полная свобода всех субъектов экономических отношений, где личные (порой эгоистические) интересы вышли на первое место.

Основные характеристики рыночной модели экономики:

  • Сильная частная собственность.
  • Маркетинговая система управления, что дает возможность до начала продаж определить ассортимент и качественные характеристики товара.
  • Развитость предпринимательского сектора.
  • Конкурентная борьба за рынок.
  • Тесная взаимосвязь с рыночной системой.
  • Ограниченное влияние государственного аппарата (государство следит за порядком и вмешивается лишь тогда, когда кто-либо из участников нарушает установленные «правила»).

Рыночная система демонстрирует собой механизм, где все индивидуальные решения подвержены гласности и координации. Результат такой политики сказался на широком расслоении всей экономической власти государства. Теперь свободное предпринимательство стало основным фактором финансово-экономического прогресса. В подобной среде обычный рабочий и капиталист-предприниматель начали выступать равноправными участниками экономических отношений. Ценой такой широкой автономии стала персональная ответственность за итоги работы, оговоренные в трудовом соглашении.

В рыночной системе товаропроизводитель начинает самостоятельно перераспределять имеющиеся ресурсы, акцентируя внимание на производстве тех товаров, что в настоящее время пользуются спросом, а не на приоритеты государственного аппарата.

Предприниматели сосредотачиваются на получение максимальной прибыли и рациональном использовании всех имеющиеся ресурсов (инвестиционных, трудовых, естественных и прочих). Параллельно они начинают внедрять свои новаторские разработки в выбранную сферу деятельности, что приводит к возникновению мощного стимула для развития производства и укрепления частной собственности.

Смешанная модель экономики

Вышеизложенные системы являются «идеальными», однако практически любая система (прошлая или действующая) является смешанной. Ее особенность в том, что она впитывает в себя общие черты двух (или более) систем.

Смешанная система являет собой компромисс интересов, основанный на доминировании государства в одних отраслях экономики и допустимой свободы предпринимательского сектора в других. Особенность подобной экономики заключается в том, что она демонстрирует закономерный итог развития общества, а не насильственно внедренной идеологией.

Чтобы определить, какой тип экономики представлен в стране, необходимо определить степень воздействия следующих показателей:

  • Каков размер доли собственности государства (чем выше это значение, тем больше экономика тяготит к командно-административной системе).
  • Какова доля перераспределяемых совокупных доходов (возникающих вследствие налоговых сборов и перераспределяемых трансферов).
  • Уровень влияния государственно аппарата на общую экономическую ситуацию.

Современный смешанный тип экономики является наиболее совершенным из всех существовавших ранее.

Его особенность заключается в умелом сочетании капитализма и командной экономики. Кроме этого смешанная модель экономики характеризуется высокой адаптационной гибкостью, которая позволяет государству приспособиться под переменчивые условия окружающего мира. Нельзя не отметить такие черты смешанной экономики, как рационализм, инновации и высокая роль индивида в общей экономической системе.

Исходя из особенностей каждого из перечисленных критериев, возникли различные локальные экономические модели. Рассмотрим их подробней.

Американская модель

Отличительной характеристикой США является склонность к прогнозированию и долгосрочному стратегическому планированию всего экономического курса. Эта идеология формирует основу всех принимаемых решений в сфере управления государством.

На этапе создания стратегического плана взяты во внимание все основополагающие для страны факторы: международные, технологические, экономико-политические, конкурентные и рыночные.

В государственном регулировании равномерно представлены два типа подразделений: федеральные и местные. Сама же система регулирования изображает собой структуру из множества уровней:

  • Регулятивный механизм правительства.
  • Регулятивный механизм местных органов и штатов.
  • Национальный инструментарий (федеральный бюджет, кредитно-денежная стратегия, налоговая система).
  • Административно-регулирующий аппарат в отдельных секторах экономики.

Особая роль отводится федеральному бюджету, что является важнейшим инструментов корректировки всего экономического курса США. Все бюджетно-налоговые решения правительства направлены в первую очередь на то, чтобы уменьшить остроту кризисных проявлений, поддержать существующие темпы развития и стимулировать экономический рост.

В финансовой системе американской модели дублируется существующая система власти, которая представлена федеральным, штатным и местным бюджетами. Федеральные расходы находятся в приоритете, поскольку на них рассчитано около 60% всех имеющихся средств.

В современной экономике США роль государства укрепляется, и оно постепенно готовится к переходу на новую ступень развития, которая будет соответствовать достижениям современной науки и технологиям. Для воплощения этой цели в бюджете предусмотрена специальная графа расходов, которая с каждым годом планово возрастает.

На всех ступенях налоговой системы предусмотрены следующие типы налогов:

  • Индивидуальные (подоходные).
  • Налоги на корпорационную прибыль.
  • Налоги и различные взносы, которые направляются на социальное страхование личности.
  • Дарственные и наследственные налоги.
  • Акцизы.
  • Таможенные выплаты.

Американская модель характеризуется прогрессивной кредитной системой. ФРС - это ее главный государственный элемент, наделенный полномочиями центрального банка страны. ФРС координирует кредитно-денежный вектор США, воздействуя на экономическую ситуацию через сектор кредита и денежного оборота.

Японская модель

Особенностью регулирования экономики Японии является комплексное применение социально-адаптированных экономических планов и научных программ, которые выступают основными стабилизационными инструментами правительства.

По своему характеру социально-экономические планы индикативны, то есть, направлены на общенациональные цели посредством реализации совокупных государственных программ. Подобный подход позволяет спрогнозировать вероятный путь дальнейшего экономического развития, своевременно обнаружить потенциальные проблемы, а также найти обоснованные рекомендации, позволяющие разрешить или предотвратить надвигающиеся трудности.

За счет эффективно действующих планов-прогнозов правительство и предпринимательский сектор имеет общую ориентировку, которая позволяет в будущем координировать и совершенствовать отдельные отрасли хозяйства и поддерживать отстающие регионы страны.

Экономическую стратегию Японии формирует Министерство финансов вместе с отдельными министерствами и управлениями. Помимо всего финансового сектора на Министерство финансов возложена функция контроля национального бюджета.

На Министерство промышленности и внешней торговли возложена обязанность детальной разработки стратегических планов в каждом отраслевом секторе промышленности. Чтобы составить эффективный план необходимо скрупулезно изучить статистику, рыночный спрос на продукт, предложение, а также уровень внешней и зарубежной конкуренции. После сбора всей информации делается детальный, научно обоснованный анализ, который дает возможность максимально точно предугадать дальнейшее развитие, как отдельного промышленного сектора, так и в целом всей экономики.

Для поддержания жизнеспособности японской модели правительство выделяет немало ресурсов на фундаментальные исследования и подготовку квалифицированных специалистов. Связано это с методом достижения поставленных экономических целей, который ориентирован на технологическое развитие всей отраслевой структуры промышленности. Эта особенность делает японский продукт конкурентным на всей рыночной арене.

Правительство Японии заинтересовано в поиске новых экономических стимулов и рычагов. Для этой цели разработана целая программа льготного кредитования, которая дает шанс инновационным проектам развиваться и активно дополнять существующую модель. Подобный подход позволил Японии быстро преодолеть кризисные явления в 1973 и 1985 гг., а сейчас стимулирует экономику страны на ежегодный рост.

Шведская модель

Прогрессивный рост экономики в сочетании с комплексом массовых реформ и социально-стабильным обществом еще в шестидесятых годах привлек внимание всего мира к шведской модели экономики и развития государства.

Экономическая тактика Швеции в первоочередном порядке направлена на воплощение двух базовых целей:

  • Создание условий для занятости всего населения.
  • Выравнивание черты доходов.

Шведской модели присуща политическая и экономическая устойчивость, высокий уровень жизнеобеспечения граждан и прогрессивный рост. Такие итоги стали возможны после внедрения на государственном уровне следующих принципов:

  • В стране реально действует высокая корпоративная и политическая культура, которая позволяет разрешать даже самые острые разногласия в границах закона, опираясь на переговоры и систему взаимных уступок.
  • Конкурентоспособность промышленности, которая одновременно взаимодействует с научными, частными и государственными институтами. Крупные и малые сегменты экономики тесно контактируют, поддерживают постоянную связь и заинтересованы во взаимном процветании.
  • Весомая поддержка правительства в сфере развития инновационных технологий, направленных на оптимизацию экономических процессов.
  • Увеличение значимости человеческого фактора - развитого и инновационного работника, который способен трудиться, применяя не только свои знания, но творческий потенциал.

На основе этих принципов формируется шведский тип общества, которому присущи экономическая эффективность, высокие стандарты в производстве, экологии и уровню жизни отдельно взятого гражданина.

В Швеции государственные органы серьезно воздействуют на все важнейшие отрасли экономической жизни общества:

  • Контролируются не только доходы населения, но и уровень использования капитала.
  • Через антимонопольный механизм государство способно влиять на сформировавшийся уровень цен.
  • В шведской модели государство является крупнейшим работодателем, который обеспечивает занятость более трети всех трудящихся.

Постоянно изменяющаяся динамика рынка потребует от шведской модели новых методов для сохранения основных приоритетов правительства (высокой занятости и развито-равного экономического общества). В текущих условиях специфические характеристики шведской системы доказывают свою продуктивную экономическую прогрессивность.

Германская модель

Особенность этой модели проявляется в том, что государство самостоятельно не устанавливает экономические задачи. Подобная деятельность должна вытекать из плоскости индивидуальных решений, которые обосновываются потребностями рынка. Роль государственного аппарата сводится к созданию комплекса административно-правовых условий, поддерживающих реализацию экономической инициативы всех субъектов рынка.

Отличительными характеристиками германской модели являются:

  • Индивидуальная предпринимательская свобода и государственная поддержка здоровой конкуренции.
  • Социальное равенство, проявляемое в активном участии государства в поиске компромиссов между разнообразными слоями населения; весомый вклад правительства в действующий комплекс социальных благ.
  • Поддержка инноваций и технологических разработок, способных стимулировать рост всего экономического сектора страны.
  • Органическое единство государства и внутреннего рынка.
  • Мощный банковский сектор, который сильно влияет на стратегическое развитие национальной экономики и весь бизнес-сегмент.

В настоящее время германская модель переживает не лучшие времена и нуждается в модернизации. Связано это с целым комплексом проблемных обстоятельств, основными среди которых являются:

  • Высокие налоги.
  • Отсутствие действенных программ по привлечению и работе с иностранными инвестициями.
  • Прогрессивно растущий уровень расходов, провоцирующий бюджетный дефицит и внешний долг.
  • Затянувшаяся консолидация германских земель.

Действующая германская модель нуждается в комплексном реформировании. Больше всего ей подойдет американский консервативный шаблон реформ, направленный на либерализацию экономики страны.

Китайская модель

В настоящий момент Китай активно переходит к смешанной экономической модели. В государстве формируются новые взгляды на возведение социалистического общества, где экономические отношения базируются на равноправном признании национальной и частной собственности.

Особенность китайской модели связана с мощной поддержкой иностранного капитала. В скором будущем Китай планирует представить миру новейшую экономическую модель, где стратегический государственный план будет гармонично интегрирован в мировой рыночный механизм.

Латиноамериканская модель

Характерными чертами этой модели экономики являются следующие:

  • активная эксплуатация щедрых природных ресурсов без затрат на их восстановление;
  • использование дешевой рабочей силы;
  • криминализация экономики и высокий уровень коррупции;
  • низкая эффективность экономических процессов;
  • значительное социальное неравенство;
  • высокая внешняя задолженность.

Африканская модель

Африканскую модель характеризует:

  • патриархальное ведение хозяйства;
  • многообразие различных форм собственности;
  • низкая производительность;
  • жесткая эксплуатация низкоквалифицированного наемного труда.

Теория модели экономики будущего

В последнее время в связи с явным переформатированием мировой системы на арену выходит понятие устойчивой системы, или ресурсо-ориентированной модели экономики, автором которой является американский инженер Жак Фреско.

Ее постулатом является неразрывность связей между собственно экономикой, социумом и природой. Теория этой модели экономики возникла на фоне того, что в погоне за деньгами и экономическим ростом современные действующие модели совершенно не учитывают возникающие экологические проблемы. Что, в конечном итоге, негативно сказывается на состоянии всей планеты.

Стратегическим направлением ресурсо-ориентированной модели экономики есть отказ от стихийных методов и экономическое планирование в зависимости от ресурсопотребления каждого отдельного государства и планеты в целом.

Кратко и по делу о модели экономики читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Иной подход к решению социальных проблем характерен для Швеции. Существующая в Швеции экономическая система, обычно характеризуемая как смешанная экономика, базируется на сочетании и взаимодействии трех основных форм собственности: частной, государственной и кооперативной. В основе шведской модели лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования.
Основными целями шведской модели являются: поддержание высокой и стабильной занятости, быстрый экономический рост, выравнивание доходов населения, поддержание регионального экономического равновесия, достижение стабильности цен. Государственное регулирование здесь осуществляется прежде всего через регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне (например, установление тарифных ставок) и через государственную соб-ственность на предприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы и формирование ее стоимости.
Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, которая основывается на трех основных принципах: равенстве, понимаемом как обеспечение равных возможностей достижения благосостояния; предоставлении социальных гарантий населению, предусматривающих всевозможные ситуации; достижении полной занятости трудоспособного населения. Сокращение имущественного неравенства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Социальная политика обеспечивает высокий уровень удовлетворения социальных потребностей через трансфертные платежи (бесплатные услуги).
В Швеции практически самый высокий среди стран дальнего зарубежья уровень занятости. Этому способствует как мощное профсоюзное движение (95 % всех наемных работников - члены профсоюза, тогда как в Великобритании, например, 54 %, а в США - 59 %), так и политика государства по переобучению работников. По сравнению с США доля затрат на переквалификацию работников в госбюджете Швеции выше, чем на пособия по безработице. Поэтому в Швеции практически самый высокий среди индустриально развитых стран уровень занятости.
Для успешного проведения социальной политики установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50 % ВНП, тогда как в других развитых странах он колеблется в пределах 30 - 40 %. Начиная с 80-х гг. шведское правительство пошло на снижение его среднего уровня. Однако и сейчас этот уровень остается весьма высоким.
Следует отметить, что для шведской модели характерны противоречия между поддержанием высокого уровня занятости, реализацией социальных программ, с одной стороны, и обеспечением высоких темпов роста, повышением эффективности, борьбой с инфляцией-с другой. Обострение этих противоречий привело к снижению конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, значительному сокращению темпов внедрения новейших технологий в производство, снижению общей эффективности производства. После относительно благополучного периода экономического роста и подъема эта скандинавская страна вплотную подошла к роковой грани. Поэтому даже социал-демократическая партия, находящаяся у власти, приняла программу выхода из экономического кризиса, сокращая социальные программы. Пришлось отказываться от "социальной уравниловки", усиливать монетарные регуляторы, ослаблять прямое государственное вмешательство в перераспределительные процессы.

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов , что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:

высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции ""человеческого капитала"" и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ""технологической ренты"", получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ""общества всеобщего процветания"", хотя и ""продвинутый"".

Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результата перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском ""доме для народа"" высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%. Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.

Первая в XX в. реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 1930-е гг. выход из кризиса, как и во всех капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций государственного бюджета при усилении социального обеспечения. Швеция первой на Западе перешла на путь развития на основах принципов социального ориентированного рыночного хозяйства.

Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного хозяйства - Г.Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении роста объяснял отсталостью архаичностью общественных структур. Согласно его концепции экономический кризис, если он принимает затяжной и глубокий характер, должен служить двигателем изменения всей структуры общественных и политических отношений, функций политических институтов, как это и произошло в Швеции в 1930-х гг. и было продолжено в послевоенные годы (1960-1970-е гг.) Это обеспечило мощный подъем шведской экономики, который продолжается и поныне. Это потребовало в начале 1990-х гг. некоторой перенастройки политико-экономического механизма

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический юридический институт - специальное доверенное лицо - омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В предвоенный приод времени применялся контроль за ценами на аграрную продукцию, в вместе с тем это ограничивало и рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции - все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.

Швеция является пионером также и в отношении организации действенной системы социального партнерства, начало которому было положено еще в 1938г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация заключили ""Сальтшебаденское соглашение"" о мирном разрешении трудовых конфликтов и заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование доходов через увеличение налогов.

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы н интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги - сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост составил 2,8%.

Рост производительности труда в час в производящих отраслях

Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период 1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -

“Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном “Вольво”.

В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда.

На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ).

В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом активный ее сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как "дома народа", где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814, неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон. На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания "Струра Коппарберг" (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны. Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.

В частности, инфляция угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели. С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность. Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм".

Основные черты экономического развития.

За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны, какой она была в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении государств.

В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе.

Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.

В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении.

Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Доля рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась половина работающего населения.

В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики.

В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г. составляла 25%.

В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее "золотые" годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости.

В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горно добывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. экономический конкурентоспособность рынок

На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом рынке. Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой мировой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции. Производство обуви и одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности. В 1977 г. (впервые за 25 лет) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг. только 1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов сократилось в основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю занятых женщин.

С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как "валютная змея".

Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей.

Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность. С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из кризиса.

Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4%, промышленное производство на 5,1%, производительность труда на 7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% наивысший показатель с 1973 г. Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы роста несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение доходов населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. 172 млрд. крон, в 1980, 525 млрд., в 1985 г. 861, в 1989 г. 1221 млрд. крон. В целом в 80-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во многих отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного объема новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос более чем на 60%. Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое количество невыходов на работу основные причины, сдерживающие расширение промышленного производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался. Поступление и объем заказов, прибыльность после 1982 года находились на достаточно высоком уровне.

Высокий инвестиционный уровень наблюдался и в сфере услуг, которая в меньшей мере зависит от конъюнктуры.

Он выражался главным образом в рационализации производства и насыщении его электронно-вычислительной техникой.

Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий.