Формы и инструменты экономической политики государства. Меры экономической политики

Достижение целей экономической политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) ГРЭ.

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи.

В развитых странах с рыночной экономикой административные методы ГРЭ используются незначительно и ограничиваются в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для слабо защищенных слоев населения. Однако их роль сильно возрастает во время войны, критического состояния в экономике. Так, к крупномасштабным государственным административным акциям по регулированию экономики Западной Германии и Японии можно отнести денежную реформу и разукрупнение ведущих концернов.

Еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственными субъектами. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения.

Административные методы ГРЭ достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными рынками (прямое полномасштабное администрирование государственного сектора и мягкий административный режим для негосударственных монополий: индикативное планирование, установление пределов колебания цен), в области экологии (создание государственных заказников, национальных парков, разработка стандартов экологической безопасности), в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице и т.п.), в протекционистской внешнеэкономической политике.

Инструменты государственной экономической политики (ГЭП) - фискальная и бюджетная политика, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная, а также политика регулирования доходов, ускоренная амортизация, индикативное планирование, экономическое программирование, договорная (контрактная) система, государственные закупки.

Основные средства кредитно-денежной политики - это регулирование учетной ставки, размеров обязательных резервов кредитных институтов в центральном банке, операции на рынке ценных бумаг. Фискальная политика -это государственное регулирование с помощью налогов, изменения их ставок, предоставления скидок, отсрочек, налоговых льгот. Бюджетная политика позволяет осуществлять прямое хозяйственное регулирование путем финансирования из средств государственного бюджета тех или иных сфер экономики.

Социальная политика государства предусматривает перераспределение доходов через налоговую систему, разнообразную помощь малоимущим, безработным в рамках специальных государственных программ, деятельность в области образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Внешнеэкономическая политика - это набор специальных инструментов непосредственного воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капитала, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов, изменение пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, регулирование валютного курса, участие в международных экономических организациях и пр.

Эти вопросы будут рассмотрены подробно в следующих разделах данного курса. Здесь укажем только на то, что эти инструменты используются государством для изменения соотношения спроса и предложения на денежном и финансовом рынках в желательном направлении, для воздействия на деятельность субъектов хозяйства (юридических и физических лиц) и социальной стабилизации, для изменения структуры платежного баланса страны и ее места в международном разделении труда. Эти инструменты очень важны для достижения макроэкономической стабилизации экономики, но могут привести и к противоположным, дестабилизирующим результатам, если использовать их неразумно (так, в России чрезмерные государственные расходы и избыточная денежная эмиссия привели к огромным темпам инфляции и резкому снижению жизненного уровня населения, социальной нестабильности).

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренная амортизация основного капитала и связанные с этим образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Варьирование норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий.

Государственные закупки - денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства. Как инструмент экономической политики они воздействуют на хозяйственную конъюнктуру, обеспечивая устойчивый рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируя производство в необходимых отраслях. Часто они используются в рамках высшей формы ГРЭ - государственного экономического программирования.

Программирование экономическое - инструмент государственной экономической политики, подразумевающий разработку комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Носит рекомендательный характер. Воздействие на производство осуществляется путем экономического (а не административного) побуждения и в форме контрактов.

В программировании комплексно используются все элементы ГРЭ. В программах формулируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, определяются порядок их достижения и органы, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливается порядок финансирования.

Программы бывают национальные среднесрочные (на 5 лет с ежегодной корректировкой), чрезвычайные (краткосрочные) и целевые. Объектами целевых программ могут быть отрасли (сельское хозяйство), регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Субъекты экономического программирования - государственные органы, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Разработка программ ведется специальным государственным органом (комитетом по планированию) или министерствами экономики и финансов с привлечением представителей центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов. Кроме того, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программы утверждаются парламентом ежегодно, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

В последние годы в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы (расходы госбюджета на структурные цели, подготовку квалифицированной рабочей силы); развитие производственной инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи, дорог); поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая); участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции через стандартизацию; регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы.

В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В настоящее время государство в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетике, микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно-технических программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.

Контракт в США - это сложный и многообразный инструмент регулирования экономики страны. Его структура включает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных и государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР (до 10% стоимости контракта) и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет невыполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.

Отдельные инструменты ГРЭ могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики цен. Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах с рыночной экономикой ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены - одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого, и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительствах и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономический политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством. Мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х и в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам; они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Изначально государственные органы вели наблюдения за ценами. Этим занимались и занимаются центральные статистические управления в целях измерения роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется через политику ускоренной амортизации, которая завышает на бумаге издержки производства и оправдывает повышение цен; через установление цен на так называемые акцизные товары; через государственные ценовые субсидии, которые предусматривают снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю; через налог на добавленную стоимость, дифференцированные ставки которого непосредственно воздействуют на цены.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, значительная часть продукции которых закупается государством: военные отрасли промышленности, некоторые подотрасли строительства, - там среднеотраслевые цены устанавливаются на основе государственных контрактов, заключаемых государственными органами с отдельными фирмами.

Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (или их возврат), экспортные субсидии, льготные кредиты и транспортные тарифы существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

На товары и услуги госсектора устанавливаются фиксированные цены; они обычно искусственно занижены и позволяют увеличить доходы частного капитала за счет низкой рентабельности или даже убыточности объектов государственной собственности (шахт, электростанций, железных дорог, почты и телеграфа и т.д.).

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования, но оно применяется редко, в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Контроль за ценами на определенные виды товаров осуществляется наднациональными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ЕС, унификация транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки.

Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:

1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки;

2) поддержание и регулирование конкуренции;

3) перераспределение дохода и, как следствие, богатства;

4) целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля;

5) обеспечение стабильного состояния экономики посредством контроля уровня занятости и инфляции, изменений в конъюнктуре рынка страны и поддержания в стране экономического роста.

Как видно из рассмотренных целей, основной задачей экономической политики государства является управление экономикой. Оно заключается в конкретном, целенаправленном воздействии на систему общественного труда. Такое управление позволяет целесообразно организовать и поддерживать на должном уровне экономическую деятельность как отдельных работников, так и производственных предприятий, а также осуществлять над ними контроль в соответствии с поставленными целями. Для этого собирается и изучается информация о хозяйственной деятельности в масштабах всей страны, на основе полученных данных делаются выводы об экономических перспективах, и правительство принимает необходимые решения, постановления, законы.

В задачи государства входит также обеспечение правовой базы для эффективной работы экономической системы страны. Эффективная правовая система подразумевает обеспечение работы частных предпринимателей на законных основаниях и дает необходимые права и гарантии предпринимательства. Таким образом, государство регулирует отношения между предприятиями, их поставщиками и потребителями. С помощью принятых законов правительство выполняет функции «судьи» в экономической сфере, выявляет случаи противозаконных экономических действий и применяет соответствующие санкции.

Кроме того, государство представляет своеобразные услуги обществу посредством содержания государственных структур для поддержания общественного порядка (суд, прокуратура, милиция). На правительство также возложены задачи введения стандартов измерения веса, качества товаров, регулирования денежного обращения и функционирования рынка товаров и услуг, капитала и труда.

Для поддержания конкуренции государство создает условия соперничества между предпринимателями за более выгодные условия работы и за потребителей их товаров и услуг. Конкуренция здесь представляется как свободная творческая деятельность все участников рынка, ориентированных на требования потребителей. Таким образом, конкуренция создает условия, при которых спрос и предложение регулируются ценой, тогда производители и поставщики вынуждены для максимизации прибыли опираться на желания потребителей. Однако при возникновении монополий эта система нарушается, и производители могут действовать исключительно в своих интересах, не принимая во внимание потребности покупателей. Поэтому государство контролирует монополии: регулирует деятельность естественных монополий (к ним относят железные дороги, службы связи, газовое обслуживание населения и т. п.) и предотвращает появление необходимых монополий на рынке посредством издания соответствующих законодательных актов и содержания специальных служб контроля.

2. Инструменты государственной экономической политики

Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное – предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

В фискальной политике основным инструментом воздействия государства на экономику является государственный бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. Рассмотрим подробнее структуру бюджета как инструмента государственного управления экономикой. К бюджету относят:

1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80–85 % от всех доходов бюджета);

2) доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10 %);

3) прирост поступлений из фондов социального страхования и пенсионного фонда (или создание общественного долга – около 7 %);

4) другие доходы.

Расходы бюджета включают в себя:

1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50 % всех расходов;

2) развитие конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста. Данная статья расходов составляет около 12 % и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и целевые программы, дотации предприятиям и т. п.;

4) другие расходы.

Итак, из рассмотренной структуры видно, что государственный бюджет как инструмент регулирования экономики может участвовать в управлении социально-экономическими процессами перераспределения и централизации финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.

В целом же бюджетно-налоговые инструменты экономической политики государства помогают обеспечивать полную занятость и производство неинфляционного ВВП. Это делается посредством изменения государственных расходов и налогов.

Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств – государство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому действие налогообложения в системе государственного регулирования основано на следующих принципах.

1. Принцип получения благ. Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, предоставляемые им государством, так же как и остальные товары. То есть когда предприниматель получает доход от предоставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование производства данных товаров и услуг.

Такими товарами или услугами могут быть сырье, принадлежащее государству, энергия и т. д. Кроме того, речь здесь может идти о юридических услугах или услугах правоохранительных органов, ведь, пользуясь ими, экономические агенты должны посредством уплаты налогов поддерживать их содержание.

2. Принцип платежеспособности. Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благосостояние. К тому же граждане или предприниматели, обладающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосостоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с помощью данного принципа соблюдается определенный морально-этический баланс в налогообложении и отчасти в перераспределении доходов.

Итак, используя рассмотренные инструменты, фискальная политика может быть стимулирующей, когда увеличение расходов государства и снижение налогов способствует преодолению циклического спада в экономике, или ограничительной, если снижение государственных расходов и повышение налогов определяет снижение циклического подъема.

Действие же инструментов кредитно-денежной политики помогает регулировать совокупный объем производства, занятость и уровень цен посредством изменения денежного предложения. Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения денег являются :

1) ставка рефинансирования – это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким образом, общее предложение денег в экономике страны снижается;

2) норма обязательных резервов. Состояние экономики регулируется посредством ее изменения;

3) операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда начинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денежной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс.

Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в установлении уровня цен, сборе налогов, правительственных расходах и в распределении ресурсов, хотя основная экономическая активность государства состоит из таких категорий, как: закупка товаров (или услуг), продажа товаров (услуг), налоги, трансферты, субсидии, создание или погашение общественного долга.

Экономическая деятельность частного и государственного секторов отличается, однако в сумме они дополняют друг друга в достижении общенациональных, социальных, политических и экономических целей страны. Хотя в основном отношения государства и частного сектора сводятся к таким категориям, как расчеты и трансферты.

Итак, государство участвует в покупке и продаже благ, как и другие организации. Расчеты в этом случае являются двусторонними и идут по обычной схеме, как и любые расчеты частного сектора. Трансферты же определяются такими возможностями государства, которых нет в частном секторе, а именно:

1) создание денег;

2) взимание налогов.

В данном контексте налоги можно рассматривать как трансфертные выплаты сектора частных экономических агентов государству, тогда как чистые трансферты – это выплаты государства частному сектору, они фиксируются как расходы. Таким образом, действие государства на экономическую систему страны в основном происходит через налогообложение и правительственные расходы. При превышении расходов над поступлениями возникает государственный долг, который можно погасить посредством выпуска в обращение дополнительной денежной массы или продажи государственных ценных бумаг банкам или другим экономическим агентам. Соответственно возможность государства влиять на экономику страны, используя поступления и расходы, имеет огромное значение в современных макроэкономических системах.

Кроме того, очень важными причинами, оправдывающими необходимость роста государственного сектора в экономике, являются рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, необходимость преодоления нищеты и сокращения неравенства доходов и другие процессы, которые могут контролироваться только государством в соответствии с его возможностями, целями и задачами.

Важно также заметить, что между государственными закупками и трансфертными платежами существуют большие отличия. Посредством государственных закупок, таких как закупки оружия, строительство учреждений, содержание аппарата здравоохранения, образования и т. п., ресурсы перераспределяются от частного к общественному потреблению товаров. Тогда как с помощью трансфертных платежей государство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Ведь при приобретении товаров и услуг отдельные группы с помощью государства приобретают оплаченные обществом товары, и таким образом рост спроса на определенные товары (услуги) влияет на производственную структуру и активность. Хотя при сравнении роли закупок и трансфертов во влиянии государства на экономику главная роль все же отводится государственным закупкам.

Таким образом, государственное регулирование экономики оказывает большое влияние на ее эффективность, поэтому государственный сектор экономики является важнейшим экономическим фундаментом общественного развития.

4. Основные направления государственного регулирования экономики

Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собственными доходами из определенных денежных источников и соответственно расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики является социальная политика государства. Она в первую очередь основана на перераспределении доходов. Дело в том, что в любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью и т. п.

Для того чтобы снизить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты (например, трансфертные платежи и другие выплаты нуждающимся малообеспеченным, инвалидам или безработным), политики заработной платы и жилищной политики. Основным направлением государственного регулирования перераспределения дохода можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда.

Правительство является активным субъектом политики занятости рынка труда. На нем лежат следующие функции:

1) создание спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики;

2) контроль спроса на рабочую силу в частном секторе посредством налоговых льгот и регулирования численности армии, студентов и т. д.

Кроме того, правительство в этом направлении применяет следующие меры регулирования занятости.

1) организацию работы бирж труда и модернизацию системы информации о свободных рабочих местах для сокращения общего времени поиска работы;

3) контроль и демонополизацию рынка труда;

4) организацию общественных работ для создания новых рабочих мест;

5) стимулирование НТП (научно-технического прогресса) и развития трудоемких отраслей, что влечет за собой появление новых рабочих мест;

6) поддержку малого бизнеса;

7) разработку и внедрение специальных программ с целью облегчения трудоустройства наиболее социально уязвимых слоев населения.

К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддержка безработных, а именно:

1) выплата компенсаций незанятым за потерю работы;

2) выплата пособий по безработице и предоставление помощи безработным.

Еще одним направлением государственного регулирования экономики является вмешательство государства в формирование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назначения, навигационные системы, национальную оборону, строительство дорог и т. д. Производство этих услуг связано с некомпенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализации). Для того чтобы общество могло пользоваться этими благами и услугами, государство их финансирует из своего бюджета, который пополняется за счет налогов.

Другое направление воздействия государства на экономику – стимулирование развития производства. Для этого проводится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.

Интересно и такое направление государственного регулирования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.

Внешние эффекты, или экстерналии, представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Эффекты могут быть положительные и отрицательные.

Отрицательные возникают в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шумы и т. п.

Положительные эффекты приносят выгоду для отдельных граждан и общества в целом, например образование, театр и т. п.

Для нейтрализации внешних эффектов правительство осуществляет следующие мероприятия:

1) корректировку налога, представляющую собой введение дополнительной налоговой нагрузки на производителя вредных товаров;

2) корректировку субсидий, применяемую при положительном эффекте для трансформации внешних эффектов во внутренние;

3) льготное налогообложение (при положительном эффекте);

4) административные санкции (при отрицательном эффекте);

5) введение лицензирования рыночной деятельности, для регулирования и контроля выбросов отходов.

5. Теневая экономика и факторы, влияющие на ее развитие

Теневая экономика – это весьма трудное для исследования явление, которое легко определить, но невозможно точно вычислить его масштабы, так как все данные, которые возможно получить, являются конфиденциальной информацией и огласке не подлежат.

Исследование теневой экономики весьма важно ввиду того, что она оказывает влияние на ход многих экономических явлений: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирование и экономический рост. Масштабы этого влияния в России стали настолько угрожающе большими, что теневая экономика стала представлять опасность суверенитету государства в целом и, кроме того, совершенно очевидно, что их необходимо анализировать.

Теневая экономика развивается параллельно со всей рыночной системой. Происходит неконтролируемый оборот товарно-материальных ценностей и услуг, т. е. укрываемые от государства социально-экономические отношения между отдельными участниками и социальными группами. К теневой экономике относят неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. Теневая экономика, кроме рыночной системы, может развиваться также в командной, при этом ее масштабы существенно различаются. Основной причиной появления и развития теневой экономики является несбалансированность спроса и предложения, которая вызывает дефицит товаров и услуг. Последствия этого – перетекание средств из легальной экономики и, как следствие, снижение объема инвестиций. А далее появляются неплатежи, снижение уровня производства, а также сокращение налоговых взносов в бюджет, в свою очередь вызывающие задержки выплаты заработной платы как источника существования большинства населения страны. По различным оценкам, средняя доля неформального производства составляет от 5 до 10 % валового внутреннего продукта, а в России она превышает 30 %.

Теневую экономику принято разделять на три типа:

1) подпольный бизнес – экономическая деятельность, запрещенная законом: торговля оружием, наркотиками, «живым товаром», рэкет, проституция, заказные убийства и т. п.;

2) неофициальная экономика – разрешенные законом виды экономической деятельности, в которых количество производимых товаров и услуг не фиксируется официальной статистикой, сокрытие доходов от налогов, неофициальная работа сотрудников и т. п.;

3) фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества и т. п.

Приведенное разделение типов теневой экономики весьма условно. Во многих случаях они пересекаются или имеют общие сферы интересов – получение неофициального дохода вне правового поля. Однако есть и принципиальные различия. Криминальные структуры, как правило, ведут свою деятельность в сфере распределения и перераспределения доходов. Субъекты некриминальной экономики являются законными собственниками производимых доходов, а в процессе экономической деятельности укрывают свои доходы от действия законов, так как выполнение действующих экономических правил грозит крахом их собственного дела.

Теневая экономика в России укоренилась особенно сильно. Наиболее ярко она проявляется на рынке ценных бумаг.

В этой области сосредоточены такие виды теневой экономики, как мошенничество, фальсификация документов, незаконные сделки с ценными бумагами, хищение. Своего максимума теневая экономика достигла на почве приватизации.

6. Национальное богатство

Национальным богатством принято называть совокупность материальных благ, которыми располагает на определенный момент времени общество и которые создавались трудом людей за предшествующий период его развития.

Национальное богатство в системе национальных счетов рассчитывается как сумма чистого собственного капитала хозяйственных субъектов, в которую входят материальные ресурсы, финансовые активы, непроизводственные материальные активы за вычетом финансовых обязательств.

Национальное богатство представляет собой все, чем обладает нация. Ввиду этого к национальному богатству относят не только материальные блага, но и природные ресурсы, климатические особенности, произведения искусства и многое другое.

В узком смысле можно определить национальное богатство как все, что создано человеческим трудом и может быть повторено, а именно: материальные и культурные блага, накопленные страной в ходе ее развития к данному моменту времени. Это продукт деятельности нескольких поколений людей.

Национальное богатство – важный параметр, характеризующий эффективность развития национальной экономики, благосостояние народа. Экономический потенциал страны тем выше, чем больше уровень национального богатства. Национальное богатство играет одновременно роль причины и следствия экономического прогресса и является существенным фактором общественного воспроизводства.

Национальное богатство разделяют на различные элементы, имеющие свою структуру. По мнению некоторых экономистов, элементы национального богатства должны отвечать следующим требованиям: материальности, накопляемости, долговременности использования, воспроизводимости, возможности превращаться в элемент рыночного оборота.

К национальному богатству относят накопленные в результате трудовой деятельности людей материальные блага и природные ресурсы, ввиду чего его разделяют на общественное богатство (продукты труда людей) и естественное богатство (природные ресурсы).

Общественное богатство занимает важное место в жизни и развитии общества. Его качественным состоянием определяются возможности освоения дополнительных природных ресурсов, рациональное их использование при соблюдении требований охраны окружающей среды.

Естественное богатство, состоящее из природных ресурсов, подразделяется на воспроизводимую часть (восстановление лесов, разведение животных, рыбы) и часть естественного богатства, которая не может быть воспроизведена. Причем при пользовании этими благами они не восполняются. Непосредственным национальным богатством, по мнению большинства экономистов, являются природные ресурсы со следами труда человека, т. е. богатства природы, использованные человеком. Остальные ресурсы, по их мнению, это потенциальное богатство, которое может при определенных условиях и по прошествии определенного временного интервала превратиться в реальное.

Многие экономисты разделяют национальное богатство на следующие элементы:

1) основной производительный капитал (действующие заводы, фабрики, производственный потенциал);

2) оборотный капитал (сырье и материалы, используемые при производстве);

3) резервы (они имеются на каждом предприятии);

4) основной капитал, функционирующий в непроизводственной сфере (жилые дома, учреждения социально-культурной сферы);

5) имущество, находящееся в собственности населения (все то, что накоплено населением за определенный период).

Кроме того, некоторые специалисты делят национальное богатство на такие элементы, как:

1) производственные фонды – это основные производственные фонды, представляющие собой наибольшую часть в составе национального богатства. Поэтому именно их уровень показывает перспективы роста национального богатства;

2) материальные запасы и резервы, включающие в себя готовую продукцию в сфере обращения, материальные запасы частного сектора, а также государственные материальные резервы и страховые фонды;

3) природные ресурсы. Здесь имеются в виду природные ресурсы, задействованные в хозяйственном обороте или подготовленные для использования в скором времени.

Если рассматривать национальное богатство в наиболее широком смысле, то в это понятие также можно включить нематериальные (духовные) ценности, которыми обладает нация. К ним относят и накопленный производственный опыт общества, и образовательный потенциал людей, и достижения научно-технического прогресса, а также информацию и культурные ценности. Причем интеллектуальное и духовное богатство населения наиболее часто причисляется к национальному богатству. Из-за этого меняется характер социально-экономических отношений в стране, и все большее значение придается защите интеллектуальной собственности, ведь ее существование становится одним из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики страны.

Многие специалисты также часто включают человеческий капитал в состав национального богатства. Здесь человеческим капиталом называют имеющийся у индивида запас здоровья, знаний, навыков и опыта, которые могут быть использованы в производстве для получения высоких заработков. Хотя не следует однобоко воспринимать понятие «человеческий капитал». К нему относят не просто совокупность навыков, знаний и способностей, которые есть у человека. Это, с одной стороны, накопленный запас навыков, знаний и способностей, а с другой – такой запас, который эффективно используется в какой-либо сфере общественного производства и стимулирует рост производительности труда. Кроме того, эффективное использование рассматриваемого запаса в высокопроизводительной деятельности должно приводить к росту доходов человека, что соответственно может заинтересовать его в накоплении нового запаса навыков, знаний и способностей для более эффективного их применения в дальнейшем.

Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели

современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов.

Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное - предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

В фискальной политике основным инструментом воздействия государства на экономику является государственный бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. Рассмотрим подробнее структуру бюджета как инструмента государственного управления экономикой. К бюджету относят:

1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80-85% от всех доходов бюджета);

2) доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10%);

3) прирост поступлений из фондов социального страхования и пенсионного фонда (или создание общественного долга - около 7%);

4) другие доходы.

Расходы бюджета включают в себя:

1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50% всех расходов;

2) развитие конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста. Данная статья расходов составляет около 12% и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и целевые программы, дотации предприятиям и т. п.;

4) другие расходы.

Итак, из рассмотренной структуры видно, что государственный бюджет как инструмент регулирования экономики может участвовать в управлении социально-экономическими процес

сами перераспределения и централизации финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.

В целом же бюджетно-налоговые инструменты экономической политики государства помогают обеспечивать полную занятость и производство неинфляционного ВВП. Это делается посредством изменения государственных расходов и налогов.

Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств - государство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому действие налогообложения в системе государственного регулирования основано на следующих принципах.

1. Принцип получения благ. Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, предоставляемые им государством, так же как и остальные товары.

То есть когда предприниматель получает доход от предоставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование производства данных товаров и услуг.

Такими товарами или услугами могут быть сырье, принадлежащее государству, энергия и т. д. Кроме того, речь здесь может идти о юридических услугах или услугах правоохранительных органов, ведь, пользуясь ими, экономические агенты должны посредством уплаты налогов поддерживать их содержание.

2. Принцип платежеспособности. Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благосостояние. К тому же граждане или предприниматели, обладающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосостоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с помощью данного принципа соблюдается определенный морально-этический баланс в налогообложении и отчасти в перераспределении доходов.

Итак, используя рассмотренные инструменты, фискальная политика может быть стимулирующей, когда увеличение расходов государства и снижение налогов способствует преодолению циклического спада в экономике, или ограничительной, если снижение государственных расходов и повышение налогов определяет снижение циклического подъема.

Действие же инструментов кредитно-денежной политики помогает регулировать совокупный объем производства, занятость и уровень цен посредством изменения денежного предложения. Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения денег являются:

1) ставка рефинансирования - это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким образом, общее предложение денег в экономике страны снижается;

2) норма обязательных резервов. Состояние экономики регулируется посредством ее изменения;

3) операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда начинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денежной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс. Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-

денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.

Еще по теме 2. Инструменты государственной экономической политики:

  1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЭ РФ.

Система регулирования экономики

Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для умения рационального их применения требуется знание структуры данных мер. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

В качестве примера назовем налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание помех рыночному процессу.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.

Преимущества данных методов воздействия на экономику заключаются в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятием экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах.

Обратимся теперь к еще одной, весьма важной классификации рассмотренных методов. Критерий подхода - организационно-институциональный. Данный перечень включает: административные, экономические, институциональные методы (рис. 18.5).

Административные меры

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом - в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция - обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.

Рис. 18.5. Система инструментов экономической политики

Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты слабо обеспеченных слоев населения.

В российской экономике по отношению к административным методам прослеживается две тенденции:

В результате обострившегося политического противостояния властных структур эффективность административных мер существенно сократилась;

Наследство эпохи командной экономики привело к известной оскомине по отношению к административным рычагам. Поворот экономики к рыночной системе породил естественное стремление отречься от них. В результате срабатывания эффекта маятника отход получился чрезмерно сильным.

Экономические меры

К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относят:

Финансовую (бюджетную, фискальную) политику;

Денежно-кредитную (монетарную) политику;

Программирование;

Прогнозирование.

Понятие «финансовая политика» - емкая категория. В ней можно найти отражение двух подходов. С одной стороны, она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики. С другой стороны, осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики как таковой.

Категория «денежно-кредитная политика» имеет схожий многоплановый характер. По сравнению с финансовыми мерами денежно-кредитные проявляют больше характер косвенного воздействия. Это обусловлено, например, тем, что финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов - составное звено правительства. Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком, который, как правило, имеет относительную самостоятельность от законодательной и исполнительной властей.

В условиях сложившейся рыночной экономики принято, как правило, в первую очередь рассматривать возможность денежно-кредитных мер, а затем - финансовых. Это связано с тем, что использование монетарной политики в большей степени отражает типичное соотношение рыночного и государственного начал в экономике. Зрелое народное хозяйство в основном предполагает косвенное воздействие государства на хозяйственные субъекты. Это сохраняет свободу в принятии частных экономических решений.

В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов может быть иным. Финансовый (т.е. прямой) аспект регулирования выдвигается порой на первый план.

Составление программ и прогнозов отражает в основном косвенный вариант государственного регулирования. Программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Данный процесс ориентирован в основном на обеспечение деловых кругов важной экономической информацией. В том и другом случае (при составлении программ - в более активной форме) государство косвенно может подсказать, побудить предпринимателей к действиям. Однако решения о них бизнесмены принимают сами.

Институциональные меры

Характеризуя методы государственного воздействия, можно также подчеркнуть их организационно-институциональную форму.

Понятие «институциональность» сравнительно мало используется в отечественном научном обороте. Еще слабее воспринимается оно, к сожалению, экономическим мышлением населения. Между тем, развитие экономики в рыночно-правовом варианте выдвигает необходимость гораздо более активного применения данного термина. Он отражает тот факт, что явления экономической жизни в развитом правовом государстве теряют свой случайный характер. На поверхность экономической действительности как бы накладывается сеть определенных правовых, этических, психологических, организационных норм и обычаев. Сама экономическая политика представляет собой систему организационно-оформленных действий, традиций.

Такие действия, связанные с относительно длительно существующим явлением, создают понятие «институт». По У. Гамильтону, институты - словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа. В качестве примера назовем: «институт права», «институт собственности».

Среди вариантов распространения институциональных форм в современных условиях отметим:

Формирование исполнительных структур государственной власти, непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства;

Создание и поддержание объектов государственной собственности, т.е. государственного сектора;

Подготовка экономических программ и экономических прогнозов;

Поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

Обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

Правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

Соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (например представителей группы «семерки»).

Институциональный аспект государственного регулирования в России проявлялся всегда с известной спецификой. Он реализовывался в отечественной практике преимущественно в форме создания большого количества самих учреждений и в меньшей степени - правовых институтов. Достаточно вспомнить, что в условиях СССР действовало около 900 министерств, ведомств, управлений. В настоящий период происходят изменения в прежних акцентах институционального подхода.

Финансовый механизм экономической политики

Финансы - одна из самых сложных категорий в экономической науке. В целом это - совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. В традиционном курсе отечественной экономической науки под «финансами» было принято понимать, скорее, систему производственных отношений, а не само движение средств.

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Это понятие многоплановое. Регулирование макроэкономического равновесия, достижение стабилизации с помощью доходов и расходов принято называть «фискальной политикой». Используя финансовые ресурсы, государство участвует также в решении других проблем, например, социально-распределительных. Полный спектр всех задач, выполняемых посредством государственных финансов, образует категорию «финансовой политики» (одним из элементов которой, таким образом, является фискальная политика).

Что же представляют собой государственные расходы? Под этим термином принято понимать затраты государства на приобретение материальных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Основная задача политики расходования средств состоит в воздействии на совокупный спрос. Такое влияние носит достаточно прямой характер.

В экономической теории ставится вопрос: на производство и поставку каких благ должно затрачивать средства государство? Прежде чем ответить, следует еще раз подчеркнуть общественно-политическую идею, на которой базируется экономика. Оптимальное изготовление благ в основном обеспечивает сама рыночная система. И лишь в случае отказа механизма рыночной системы в процесс вмешивается государство. При этом развитие рыночной экономики сформировало следующую закономерность: государство затрачивает средства на создание в основном лишь общественных (публичных) благ (прежде всего социального характера) и устраняет отрицательные внешние эффекты, возникающие при потреблении ряда частных благ (например, осуществляя меры по восстановлению окружающей среды).

Под «государственными доходами» принято понимать текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) от частного сектора государству. Передача средств может осуществляться на основе получения встречных услуг или без какого-либо возмещения. Задачи, стоящие перед политикой доходов, можно свести в две группы:

Сбор средств для формирования финансового фонда, с помощью которого можно осуществлять воздействие на макроэкономическое равновесие;

Достижение регулирующего эффекта за счет самой техники изъятия ресурсов (например, манипулирование налоговыми ставками).

Практика развитой рыночной экономики показывает: политика доходов имеет более сильный регулирующий эффект по сравнению с политикой расходов. Объяснение в немалой степени имеет социально-психологический характер. Человек эмоциональнее воспринимает факт изъятия, чем случай недополучения. Кнут весомее пряника!

Формы получения государственных доходов

Существуют разнообразные формы и методы аккумуляции государственных доходов. В самом общем виде сбор финансовых средств принято делить на налоговые и неналоговые доходы. К последним относятся сборы и взносы. Наиболее развитую форму принудительного изъятия средств (без противопоставления встречной услуги) представляют налоги. Это -важнейший источник средств государства. Посредством налогов развитые государства мобилизуют от 18-21% ВВП в Японии и США, до 37% в Швеции и до 50% в Дании.

В целом налоговая система как совокупность форм и методов сбора финансовых средств - сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой - не допустить при этом снижения их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса.

Налоговая система достигает рациональности, по мнению немецкого экономиста X. Халлера, в том случае, если соблюдаются следующие условия:

Налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый «принцип дешевизны обложения»);

Взимание налогов должно предусматривать, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов);

Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов);

Налогообложение не должно быть помехой ни для «внутренней» рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т.е. «внешней» рациональности;

Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накапливаемые финансовые ресурсы) на реализацию политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);

Данный процесс должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);

В процессе определения «налоговой платежеспособности» частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);

Следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом не следует допускать ни взаимного «перехлеста» налогов, ни наличия «люков» между ними (внутренняя замкнутость).

Стабилизирующая роль налогов

В рыночной экономике налоги автоматически выполняют важную стабилизирующую роль. Согласно определению немецкого экономиста Ф. Ноймарка, понятие «автоматического стабилизатора» (или «встроенной гибкости») представляет собой антициклическую внутреннюю приспособляемость государственного бюджета, проявляющуюся автоматически, без каких-либо мер, и вытекающую из природы определенных доходов или расходов.

Процесс антициклического приспособления налогов состоит в следующем. В случае перегрева конъюнктуры происходит повышение объема национального дохода. При наличии же прогрессивно построенной шкалы налогообложения размеры выплат в бюджет возрастают, что оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Кроме того, увеличившийся объем государственного бюджета позволяет с помощью средств социальной политики поднять уровень потребления малообеспеченных слоев и тем самым увеличить совокупный спрос, сближая его с возросшим совокупным предложением. В условиях же падения конъюнктуры происходит обратное.

Однако для того, чтобы имел место процесс автоматического приспособления, необходима предпосылка в виде высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. Различные налоги обладают разной степенью конъюнктурной эластичности. В свою очередь, это обусловлено методами построения налоговых ставок, самой основой (т.е. объектом обложения), а также техникой взимания налогов.

Повышенными антициклическими свойствами обладают те налоги, которые автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся (доход, оборот, прибыль и т.п.). Поскольку в развитых индустриальных странах сердцевину налоговой системы составляют налоги на доходы, прибыль и оборот, то эти налоговые системы обладают повышенной степенью конъюнктурной эластичности.

В связи со сказанным, в финансовой теории принято использовать показатель эластичности налоговых поступлений. Он рассчитывается как отношение:

Процентное (или абсолютное) изменение налоговых поступлений / процентное (или абсолютное) изменение национального дохода *100

В экономике ФРГ, например, степень налогового реагирования составляет 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1 % обусловливает рост или сокращение суммы поступлений от налогов в 1,5%.

Общий вывод: степень реакции всей налоговой системы на конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов. Считается, что эффективным конъюнктурно-стабилизирующим действием система обладает тогда, когда ее уровень эластичности равен 1. Это происходит в том случае, если в налоговой системе достаточно высоко значение подоходного и корпорационного налогов.

Регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденного уровня ставок обложения. Приведем типичные примеры, характерные для развитых стран (табл. 18.1).

Таблица 18.1 Ставки налогообложения в различных странах ОЭСР и в России (1997 г.,%)

Говоря о влиянии налоговой политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один экономический аспект. Речь идет о так называемом «эффекте запаздывания». Это явление выражается в том, что требуется определенное время для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызывать ожидаемое изменение в экономике.

На степень регулирующей роли налогов влияет - причем достаточно двойственно - еще одно обстоятельство. В процессе уплаты налогов встречаются случаи ухода субъектов экономики от налогообложения. Недоплата налогов может происходить в двух вариантах: в легальной и нелегальной формах. Легальный вариант предполагает использование налогоплательщиком систем льгот или определенной степени условности нормативных предписаний (реальная жизнь, как известно, всегда сложнее любого предписания, выполненного в виде определенной обобщенной схемы).

Подводя итог характеристике финансового механизма, отметим, что высокая степень встроенной гибкости финансовой системы считается желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы обладают тем позитивным моментом, что делают не столь необходимым точный диагноз и прогноз конъюнктурного положения. Вместе с тем достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Данные стабилизаторы, как правило, смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им полностью помешать.

Кредитный механизм экономической политики

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они имеют двойственный аспект выражения. С одной стороны, это составная часть всего комплекса экономической политики. Одновременно кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.

По своему содержанию кредитная политика - совокупность мероприятий Центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данных мер выступает как частное преломление общей государственной линии, нацеленной на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики.

Субъектом кредитной политики является Центральный банк (ЦБ). Согласно закону, он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является, как правило, правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий относительной самостоятельностью, не является безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Совокупность задач ЦБ в деле реализации экономической политики содержит два направления. Первое - обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта - важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что Центральному банку предписана функция влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в интересах макроэкономической политики. В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя, таким образом, кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуется своего рода тандем: «государство - центральный банк». Практика показывает высокую действенность данного сотрудничества.

Сделаем сравнение: в производственной сфере государство не имеет столь действенного рычага влияния. И это не случайно. Данный сектор должен иметь высокую степень свободы и независимости, что требуется самой рыночной природой. Государство ориентируется при этом на косвенные пути воздействия - через кредитно-денежное обращение, являющееся своего рода кровеносной системой экономики.

Инструменты

Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует целый ряд инструментов. Большинство из них имеет косвенный характер воздействия. В этом - аналогия общим принципам действия государства в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра также могут осуществляться более прямым образом (схожий пример - субсидии государства).

В целом структуру принимаемых ЦБ мер можно представить следующей схемой (рис. 18.6).

Рис. 18.6. Кредитная политика Центрального банка

Метод ограничения динамики кредитования заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или (как это принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Учетная (дисконтная) политика относится к давно используемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются «редисконтными», или «ломбардными», кредитами. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления «цены» кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.

Прибегая к такому виду регулирования, как «операции на открытом рынке», ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных бумаг (например, на бирже). За счет их продажи банк по сути изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

Политика минимальных резервов обеспечивает обязательное хранение определенных денежных сумм деловых банков на счетах ЦБ. Этим самым банки получают определенный элемент страховки со стороны ЦБ при выполнении своих обязательств. Впервые этот метод был введен в экономике США в 1933 г.

Совокупность регулирующих мер дополняется системой так называемых «добровольных соглашений», заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма.

Проблемы практической реализации кредитной политики

Наибольшая эффективность регулирующего действия ЦБ проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Осуществляя воздействие на макроэкономическое регулирование, ЦБ должен учитывать как взаимосвязи национального хозяйства в рамках мировой экономики (по валютной линии), так и взаимозависимость звеньев национального хозяйства. Речь идет, в частности, о следующих проблемных ситуациях.

1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами. К ним относятся: государственный сектор, капиталоемкие производства (АЭС, ГЭС), железнодорожный транспорт, домовладения, фермерское хозяйство.

2. Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая, соответственно, цену своих бумаг). В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.

В рамках российской экономики, переживающей в настоящее время существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых странах Запада.

3. Административное предписание уровня процента «сверху» не является рыночно-ориентированным действием. Ослабление рыночных основ экономики приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть усиление элементов теневой экономики.

Проведение экономического регулирования с помощью финансового или кредитного механизма выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или иной вариант? Другая проблема в следующем: какое соотношение финансовых и кредитных мер разумно практиковать в экономике?

Преобладание в ходе регулирования финансовых мер принято называть «кейнсианским» вариантом проведения экономической политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название «монетаризма». Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации

– это

1) Налоги

2) Расходы

Экономическая политика государства

В государственной экономической политике можно выделить два направления:

1) структурное – использование таких методов влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополии.

2) стабилизационное – бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (монетарная) ПОЛИТИКА (монетаризм) – это политика косвенного регулирования количества денег в экономике. Осуществляется через Центральный Банк. Инструменты монетарной политики – установление учетной ставки, установление нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Инструменты

Результат

1 .Учетная ставка – это норма процента, по которой ЦБ дает кредиты коммерческим банкам

Повышая или понижая учетную ставку, ЦБ делает кредит более дорогим или дешевым

1) если кредиты становятся более дорогими, то уменьшается количество желающих их брать – это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства.

2) более дешевые кредиты – стимулируют экономическую активность и подъем производства, но увеличение денежной в обращении массы ведет к инфляции

2 .Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков (в % ), которую они должны держать в виде резервов в ЦБ, чтобы осуществить выплаты клиентам

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кредит более дорогим. Уменьшение нормы резервирования позволяет увеличить объемы кредитования и делает кредиты более дешевыми

3. Операции на открытом рынке

Продажа и покупка государством ценных бумаг

Продажа – изъятие свободных денег и сокращение денежной массы. Покупка – возвращение денег в обращение и увеличение денежной массы

Основатели монетаризма – Давид Юм (Англия, 18 век) и Милтон Фридмен (США, 1976г – Нобелевская премия по экономике).

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (фискальная) ПОЛИТИКА – это прямое административное влияние государства на экономическую жизнь страны. Основной инструмент – налоги и расходы.

1) Налоги

1) в условиях инфляции - государство увеличивает налоги, уменьшая денежную массу и снижая экономическую активность

2) в условиях спада – уменьшение налогов, в результате чего у фирм появляются средства для производства, а у потребителей – для приобретения.

2) Расходы

В кризисных ситуациях государство увеличивает расходы на поддержку особо нуждающихся отраслей экономики, расширяет государственную закупку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии производства и сокращая безработицу

Основатели – Джон Кейнс (Англия, 1883-1946)