студент МСИ(ВФ)
группы ФКО-1-10
Ильковский В.Ю.Современные модели социально-экономических процессов в разных странах
формировались под влиянием соответствующих объективных и
субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием
рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те
или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло
воплощение прежде всего в моделях развития их экономики и в немалой
степени определило их специфику.Экономическая модель - это формализованное описание экономического
процесса или явления, структура которого определяется его объективными
свойствами. Отображение экономического явления в определенной
экономической модели основывается на сравнительном анализе, который
заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его
развития в рамках мирового хозяйства.Основу любой современной государственной политики той или иной страны
составляет не вообще рыночная экономика, а ее национальная модель. В
социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика»
подразумевает:
пространственно определенную и национально специфическую
организацию экономической жизни;
экономический потенциал страны;
национальный рынок, место страны в мировой экономике;
специфику форм проявления универсальных экономических причинноследственных связей (рост производительности и снижение трудоемкости
изделий);
повышение доли сбережений по мере роста доходов;
воздействие экспорта и импорта на экономический рост;
степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного
рыночного хозяйства до его полного огосударствления);
создание национального экономического порядка;
традиции и национальную психологию, объясняющие поведенческие
реакции членов общества.Сделаем вывод из
выше
перечисленного:
Перечисленные элементы необходимы для возведения экономической
модели той или иной страны. Многие исследователи полагают, что
определяющим фактором экономической модели является менталитет.
Действительно, экономическая наука имеет дело с социумом, который
имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет,
политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам
инструментарий экономической политики. Сформировавшиеся под
воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой
трудно выделить их экономическую общность.Американская модель построена на системе всемерного поощрения
предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части
населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень
жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь
вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности
труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для
американской модели характерно государственное регулирование, направленное
на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях
прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель
характеризуется значительными позициями в экономике государственного
сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды
транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей
добывающей промышленности.
Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран
(Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию
общенациональных программ развития. Характерной особенностью
западноевропейской модели является выделение государством значительных
ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща
глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция.
Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей:
западногерманскую, шведскую и др.Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на
основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления
всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности
устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины,
технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой
рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных
мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной
на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения
национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в
руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля
государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более
половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно,
это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических
лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация»,
означающая, что функция производства ложится на частные предприятия,
действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения
высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское
обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт,
связь) - на государство.Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни
населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности
труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое
повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель
возможна только при исключительно высоком развитии национального
самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного
человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради
процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана
с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее
начальной стадии.Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для
обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики,
ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на
мировом рынке.
Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных
отношений южнокорсйскос государство целенаправленно способствовало
созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных
корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансовопромышленные группы.
В то же время, как показал конец 90-х годов, у южнокорейской и японской
моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный
механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым
финансовым кризисам.Китайская модель
Одним
из
важнейших
событий
мировой
экономики
последней четверти XX в. стали беспрецедентные успехи Китая. Сотрудники
института экономического анализа сформулировали нескольких гипотез,
объясняющих «китайское чудо»:
гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста
слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран.
Исследования показывают, что такой закономерности не существует. Темпы
роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики;гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обусловлено
низкой долей промышленности и высокой долей сельского хозяйства.
Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный
вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в современной
России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не
способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более
высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по
сравнению с Россией;
гипотеза третья: высокий удельный вес
сельскохозяйственного населения в начале реформ.
Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры
занятого населения;
гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского национального
характера: трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.
Однако в условиях той же ментальное™ в течение первых
трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста
китайскойэкономики, которые периодически становились
отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным
странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько
лет назад;гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной
моделью экономического реформирования.
В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные
реформы (так называемая шоковая терапия), в Китае реформы носили
постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из
экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за
экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Государство
активно участвовало в каждом из основных направлений экономической
политики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежнокредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской
модели экономических реформ.
ВЫВОД
Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая - характер
проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным
заблуждениям в Китае проводились либеральные экономические реформы,
причем степень их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет
аналогов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов
государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные
темпы роста китайской экономики.
ЭКОНОМИКИ
Сложившаяся на первом этапе перехода к рынку российская модель
переходной экономики характеризуется следующими чертами: активное
вмешательство государства в экономику, преобладание крупною бизнеса при
слабом развитии мелкого и среднего предпринимательства, нерыночный
монополизм в сочетании с номенклатурным бизнесом, неукорененность
полноценной частной собственности, значительные размеры теневой
экономики, преобладание неформальных деловых отношений над
формально-правовыми, чрезмерно высокая социальная дифференциация.Исходные экономические и социальные условия
На формирование этой модели, особенно на начальном этапе переходного
процесса, сильное воздействие оказали исходные экономические и социальные
условия:
крайне высокая даже для социалистических стран степень огосударствления
экономики;
длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование
принципиально антирыночной экономики, отсутствие коллективной памяти о
рыночных отношениях;
огромные диспропорции в отраслевой структуре национальной экономики, где
главное место занимали военно-промышленный комплекс и отрасли по добыче и
первичной переработке сырья и топлива при неконкурентоспособности большей
части обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;
невысокий жизненный уровень основной массы населения при неплохой системе
социальной зашиты, здравоохранения и образования.
Эти, в основном неблагоприятные, исходные экономические и социальные
условия усугублялись отрицательным воздействием исходных политических
условий, из которых главными были:
распад союзного государства и необходимость формирования новой российской
государственности:
отсутствие в обществе в первое десятилетие преобразований консенсуса по поводу
самого перехода к рыночной системе, что обусловливало политическую
нестабильность.Наконец, характеризуя условия становления российской модели рыночной
экономики, следует учитывать, что Россия в социально культурном
отношении является связующим звеном между цивилизациями западного и
восточного типа. Поэтому российское общество издавна тяготело не только к
западным, но и восточным моделям, о чем свидетельствуют следующие его
социально культурные особенности:
огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего
собственника;
неразвитость частной собственности, прежде всего на землю, и неразрывная
связь власти и собственности;
слабое и запоздалое развитие автономного от государства гражданского общества;
слабость индивидуальной хозяйственной инициативы при сильных
коллективистских тенденциях.
В результате в России в 90-х гг. реализовался «компромиссный» вариант
преобразований, в котором сочетались либеральные концепции с сохранением
некоторых русских и советских хозяйственных и социальных институтов,
особенно в нерыночном секторе. Этот путь оказался в социально-экономическом
отношении неэффективным, он сопровождался глубоким и долгим спадом
производства, приватизацией его структуры, снижением жизненного уровня,
разрастанием теневой экономики и другими негативными последствиями.СЛОЖИВШИЕСЯ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДНОЙ
ЭКОНОМИКИ
Но одновременно этот «компромиссный» путь позволил сохранить социальную
стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем
проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной
экономики, имеющая следующие основные черты:
1) союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и
обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с
чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния
хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации
переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших
рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;
2) номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной
форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между
ролью бизнесмена и государственного служащего;
3) нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и
государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы
экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных»
фирм и т.д.;4) неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и
номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и
технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой
или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;
5) сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется
собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в
государственной иерархии или характером отношений собственника с
представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью
легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки
пересмотра итогов приватизации;
6) высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация,
порожденная протекционистской политикой государства по отношению к
отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией,
слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов
отстаивать интересы наемных работников);
7) слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти,
которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В
клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не
формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и
соглашениями, принятыми среди «своих» нормами;8) значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер
неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе
теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на
чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое
налогообложение и т.д. Неэффективность государственных структур
обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей)
правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе
практически всех организаций, включая государственные учреждения.ВЫВОД
Таким образом, сложившаяся в России модель переходной экономики,
представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством,
отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них является
стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво
переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших
рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для своих»,
т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может
осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку
государства. Это модель, при которой многие слои активного населения
вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну
на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность
обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер
международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.
Преодоление этих недостатков достижимо на пути продолжения глубоких
реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия
конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и
рыночных «правил игры».
I.II. Основные модели социально-экономического развития в современную эпоху.
I.II.1. Категория оптимальности общественного развития и формы ее реализации в современных общественных моделях.
Основные идеи и направления эволюции моделей развития современного мира дадут вам наиболее полное и адекватное представление оглавных закономерностях, тенденциях и перспективах развития обществ с социально-ориентированной рыночной экономикой (в том числе и особенно с учетом требований эпохи ИР).
Практической целью, которую следует реализовать в ходе изучения моделей социально-экономического роста и прогресса, является поиск оптимального пути развития рыночной экономики в условиях информационной революции.
Оптимальная модель стала продуктом длительной эволюции в XX веке. Она реализует себя в системе регулируемой рыночной социально-ориентированной экономики. Основными направлениями развития или составными частями формирования этой модели стали:
структурные сдвиги в функционирующем капитале акционерных компаний, фирм, корпораций, сопровождавшиеся дальнейшим размежеванием капитала-собственности и капитала-функиии, а также изменениями в них самих;
развитие системы экономического регулирования и вызревание в ее рамках оптимальной формы соединения рыночных регуляторов с плановой формой ведения предпринимательства;
процессы социализации системы экономического управления и отношений собственности.
Все эти три компоненты образуют единую, взаимосвязанную систему, хотя каждому направлению развития и присуща определенная автономность.
Структурные сдвиги в функционирующем акционерном капитале, как основной форме предпринимательства, сопровождаются ростом удельного веса заемных средств и отражают изменения в соотношении производительного, торгового и банковского капиталов в сторону повышения роли последнего и укрепления его лидирующего положения. Усложнение системы экономической организации и управления сопровождалось их дальнейшей децентрализацией, размежеванием функций между высшими и низшими звеньями управленческой цепи и формированием новых жестких требований к управленческому персоналу на всех уровнях.
Система экономического управления и регулирования в современном виде складывается из трех основных элементов:
планового ведения хозяйства на локальном уровне (то есть на уровне предприятий, компаний и т.п.);
регулирования в масштабах отрасли или экономического комплекса на уровне концернов, финансово-промышленных групп, различных объединений и ассоциаций;
государственного экономического регулирования, призванного обеспечить в масштабах всей экономики максимально возможную пропорциональность, непрерывность и синхронность производства, то есть решить те задачи регулирования, которые структуры среднего уровня реализовать не могут.
В рамках этих регулирующих структур функционирует рынок и рыночные механизмы, которые связывают локальные структуры между собой через систему товарно-денежных отношений. Регулирование всего комплекса рыночных связей способствует минимальному проявлению их негативных сторон, сохраняя и стимулируя в то же самое время их преимущества - режим конкуренции, противодействие монополизации, утилизацию достижений НТП в производстве и т.п.
Сдвиги в системе менеджмента и экономического регулирования непосредственно связаны с новой ролью человеческого фактора в условиях НТР и особенно ИР. Значение модели экономической демократии или, как ее еще называют, экономики участия состоит в снятии основного противоречия, порожденного прежним отчуждением работника от систем управления и отношений распределения, в его включении в данные системы и в формировании на этой базе современной высшей ступени трудовой мотивации как безальтернативного фактора общей социально-экономической эффективности. Экономическая демократия проложила путь к формированию основ экономического самоуправления. Эти сдвиги в организационных структурах сопровождаются прогрессивными изменениями в отношениях распределения, происходящими при активной государственной политике в области доходов.
Охарактеризованные тенденции проявляются на национальных уровнях в многовариантной форме, воплощая национальную специфику и общую неравномерность развития. Этим можно объяснить различия в степени участия государства в процессе воспроизводства, в условиях и методах его регулирования, в конкретных формах и степени реализации модели экономической демократии, в структурных параметрах и особенностях функционирующего капитала, в области социальной политики и во многом другом.
На практике такой поиск оптимальности, с разными вариантами которого вы познакомитесь, естественно, до сих пор далек от совершенства, однако, вместе с тем, он дает четкие представления о том, какие именно объективные закономерности лежат в основе социально - экономического прогресса вне зависимости от конкретно-национальной специфики. Особое внимание в этой связи рекомендуется уделить современным стратегиям НИС, которые демонстрируют быструю и эффективную интеграцию в структуру современного всемирного хозяйства и МРТ.
Анализируя категорию оптимальности, примените критерии, предложенные американским философом Э.Фроммом, который писал о том, что со временем на смену всяческим "капитализмам" и "социализмам" придет единое общество, которое вберет в себя все достоинства этих систем и избавится от их недостатков. Э.Фромм назвал его обществом РГЭ - обществом разума, гуманизма и экологии. По существу те же высшие, критерии были заданы и нашим великим соотечественником В.И. Вернадским, который говорил о наступлении эпохи ноосферы - единой культурно-природной общепланетарной системы, которая и будет представлять собой среду обитания человечества.
Конкретизация указанных высших критериев оптимальности лежит в плоскости реальных итогов социального развития и прогресса того или иного общества, о котором судят по достигнутому уровню его социализации, то есть по степени и по качеству удовлетворения непосредственных потребностей человека, а также по укреплению гуманных начал во всех сферах жизни.
Таким образом, категорию оптимальности предлагается трактовать на основе общей социально-экономической эффективности роста, в обеспечении которого наиболее существенной становится социальная отдача и экологическая составляющая. Оптимальными могут считаться такие модели общественного устройства, которые прошли проверку временем и исторической практикой, доказав свою социальную, экологическую и экономическую эффективность. Как правило, именно о них в повседневной жизни люди вспоминают чаще всего, когда речь идет о достигнутом высоком качестве жизни и прогрессивных путях развития общества в целом (например, знаменитый американский стандарт и воплощение "американской мечты").
Вместе с тем, существенно отметить, что знание опыта подобных моделей еще не гарантирует автоматически их эффективности в условиях иных обществ. Опасность здесь кроется в чисто механическом перенесении на чужую почву в конкретно-исторические реалии других стран и народов того, что составляет национальную специфику. Однако, даже в этом случае остаются общие закономерности, черты, характеристики и параметры развития, без которых путь к цивилизованному обществу и социально-ориентированному рынку реализован быть просто не может. Именно на них и рекомендуется сосредоточить свое внимание, в первую очередь.
Для практической реализации категории оптимальности развития требуется постоянное, взятое в динамике соотнесение совокупных затрат общества в целом (а не только его финансовых вложений) с достигаемыми результатами - социальными, экологическими и экономическими, а также - со сроками такой реализации. Задача оптимизации социально-экономического роста подразумевает сведение к минимуму совокупных общественных затрат при максимизации результатов, среди которых вперед выходит социальная и экологическая отдача, причем за исторически кратчайшие сроки.
В современном мире существуют многообразные пути реализации поставленной цели, что можно проследить через выделение наиболее существенных характеристик предлагаемых к изучению моделей. В общем виде здесь выделяются два основных направления как исторически сложившиеся тенденции развития:
первое выдвигает на передний план права и свободы индивидуального человека;
второе - человека коллективного, то есть взятого в контексте семьи, общины, клана, нации, государства, страны как основополагающих категорий; здесь речь идет об основном подходе социал-демократической традиции, которая придерживается той исходной предпосылки, что не только сами граждане, но и общество в целом должно позаботиться о нуждах своих членов.
Американская модель:
ставка на Личность и ее деловые качества;
всемерное поощрение предпринимательства посредством государственной экономической и социальной политики; правовое государство;
государственные социальные программы - расходы государства на социальные нужды общества составляют более 18% ВВП;
максимальное развитие демократии, в основе которой лежат права личности, и ее институтов (что одновременно является и проблемой данной модели).
"Шведский социализм":
основной упор на реализацию принципов социальной справедливости, которая трактуется как равномерность в распределении доходов и полная занятость;
мощные социальные программы - государственные расходы на социальные нужды составляли 34% ВВП;
демократизация общества посредством роста роли профсоюзов;
основные проблемы связаны со снижением темпов роста и общей эффективности в условиях чрезмерной централизации государственной власти и ее социальной функции (функциональная перегрузка государства).
Японская стратегия роста:
основной упор на достижение максимальных темпов экономического роста, что обеспечило выход в лидирующую группу стран мирового экономического сообщества;
роль государства в социальном обеспечении общества минимальна - на социальные расходы идет 9-11% ВВП;
главные социальные функции - у компаний (система пожизненного найма; все социальные блага с гарантией, в том числе прямые выплаты из корпоративных прибылей до пяти бонусов в год, при том, что бонус равен среднемесячной зарплате);
проблемы связаны с максимальной социальной ценой данного типа социально-экономических отношений (развитые страны Запада ее платить не хотят в ущерб демократии).
Стратегии новых индустриальных стран:
японская модель в миниатюре, основанная на максимизации темпов экономического роста посредством реализации стратегии поиска собственной экономической ниши на мировом рынке;
прорыв в мировую экономическую элиту обеспечивается за счет максимальной открытости рыночного хозяйства при жестко-авторитарном типе государственной власти (исходная посылка: до демократизации сначала надо дорасти экономически);
новый элемент, которого до сих пор нет в полном объеме ни в одной стране с развитой экономикой: беспрецедентная система поощрения деловой активности с помощью налогообложения, в котором основной упор делается на снижение налогов на прибыль, хотя во всем мире практикуется прогрессивное налогообложение; низкие налоги рассматриваются как мощный стимул к труду, новаторству, деловой активности и к максимизации числа предпринимателей;
проблемы связаны с социальными издержками роста и низким уровнем политической демократизации общества.
Стратегия в классическом понимании - это искусство, общий план совершения любого действия или процесса для достижения определенной цели. Относительно региональной политики она выступает как способ и средство ее проведения, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией общества, которая направляется на реализацию целевых задач регионального и общегосударственного значения .
является научно обоснованной программе действий с целью реализации объективно обусловленных принципов развития региона. Цель стратегии - реализация миссии региона (обеспечение высокого уровня жизнедеятельности людей и максимальное освоение его потенциала) на основе принятия эффективных управленческих решений. Она является стержнем целевых региональных программ и должна гармонично вписываться в стратегию развития страны.
Для успешной реализации стратегии экономического развития региона важным является выработка финансовых механизмов в виде системы практических мер по оптимизации бюджетного процесса в регионе и привлечению инвестиционных ресурсов для эффективного решения задач регионального развития.
Стратегия экономического развития региона осуществляется на основе модели (концепции) регионального развития - совокупности взглядов относительно путей решения социально-экономических проблем, достижения целей и реализации задач развития региона в перспективе .
Модель экономического развития - это основное видение процессов экономического развития регионов и страны в целом, что предлагается для реализации органами власти и местного самоуправления.
Особенности моделей экономического развития (степень достижения цели, комплекс мероприятий по ее достижению) определяются конкретными условиями соотношения и взаимодействия экономических факторов. Модели экономического развития складываются на основе теоретических закономерностей функционирования экономических объектов в рыночной системе. Конкретные условия (исторические, географические, социально-культурные) в различных странах и регионах обуславливают особые соотношение и взаимодействие экономических и других факторов, также степень достижения экономических целей, а отсюда и особенности развития национальных и региональных моделей.
Модель развития экономических систем (мировой экономики, основных групп стран мира, национальных экономик, регионов, региональных группировок), рассматриваемая в динамике, представляет собой последовательность моделей, характерных для определенных временных отрезков.
Характеристика региональных моделей экономического развития определяют: экономические ресурсы, региональные особенности, характер экономики, уровень экономического развития, место в стране и мире, организационная и отраслевая структуры хозяйства, роль экономических агентов, система государственного регулирования экономики, открытость экономики и степень привлечения к мирохозяйственных связей, использование иностранного капитала. Согласно временных этапов развития рассматривается динамика этих характеристик. В моделях развития интеграционных группировок делается упор на цели и задачах группировок, организационной структуре и ресурсах, роли и месте в мировом хозяйстве, перспективах и проблемах, программах развития .
Различные ученые и практики наработали большое количество подобных моделей. Перечислим кратко лишь некоторые из них.
Неоклассическая модель развития базируется на постулате: свободный нерегулируемый рынок естественно приводит к устранению неравенства между регионами и, следовательно, не нужно ограничивать стихийное действие рыночных сил. На практике, в условиях "государственного капитализма", такая модель себя не оправдала.
Посткейнсіанська модель развития основана на государственном регулировании межрегиональных различий путем стимулирования инвестиций и притока частного капитала в слабо развитые регионы. Для этого используются такие инструменты региональной экономической политики, как субсидии, кредиты и налоговые льготы.
Модель догоняющего развития базируется на меркантилістській теории (получение прибыли за счет развития торговли) и предполагает прежде всего стимулирование импортозамещения. Цель преодоления отставания страны по экономическому уровню осуществляется посредством развития внутреннего рынка. Суть этой модели заключается в протекционизме отраслей национальной экономики (способствует развитию імпортзаміщуючих отраслей), что довольно часто подкрепленном государственной монополией внешней торговли (защищает отечественные товары от конкуренции с иностранными) и неконвертованістю национальной валюты (препятствует вывозу национального капитала, концентрируя его Во внутренних капиталовложениях). Эта модель способствует созданию многоотраслевой экономики, однако протекционизм в конечном итоге снижает конкурентоспособность товаров на мировом рынке, становится тормозом для дальнейшего развития и вызывает необходимость применения другой модели развития - экспортоориентированной. Суть ее в ориентации создаваемых отраслей преимущественно на внешний рынок. Эта модель предполагает высокую конкурентоспособность товаров. Она может сочетаться с активным привлечением к экспортному производству иностранного капитала путем создания благоприятного инвестиционного климата (налоговые льготы, политическая и социальная стабильность и др).
Инновационная модель развития - экономическая модель развития, основанная на использовании высоких технологий, способствующих созданию конкурентоспособной продукции, как правило, для внешнего рынка. Для этого используется такой инструмент региональной экономической политики, как создание центров развития в виде свободных (специальных) экономических зон, технополисов, технопарков и т.п.
В основу социально-экономического развития экономически развитых стран Запада возложена именно инновационную модель развития. Она базируется на информационном способе производства и соответствующей ему хозяйственной системе - "новой экономике". Главным ресурсом является последней творческие способности людей, формирующих интеллектуальный капитал. Для этого ресурса не характерна традиционная исчерпанность. Он обеспечивает экономический рост без пропорционального увеличения затрат сырьевых ресурсов. Поэтому наиболее эффективными становятся вложения в самих работников, повышение творческого потенциала человеческой личности, что фактически неотделимо от личного потребления. Таким образом формируется саморегулирующийся механизм, позволяющий осуществлять инвестиции, стимулирующие экономический рост, посредством максимизации личного потребления.
Таким образом, отличительной характеристикой "новой экономики" есть капиталовложения в человеческий фактор. Сейчас 2/3 бюджета США тратится на образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и прочее. Не менее важной чертой является очень высокий уровень наукоемкости и информатизации.
Необходимыми условиями создания модели "новой экономики " являются:
Стимулирование роста (в процентном соотношении к ВВП) инвестиций в информационные технологии;
Реструктуризация корпораций с целью снижения расходов, повышения гибкости и улучшения использования информационных технологий;
Облегчение доступа инвесторов на финансовый рынок;
Увеличение венчурных капиталовложений и экспансии рийку новых акций;
Содействие развитию предпринимательской культуры и помощь начинающим бизнесменам;
Ускорение процесса дерегулирования и либерализации, прежде всего в телекоммуникационном секторе и на рынке труда;
Низкий уровень налогообложения и взвешенный подход к повышению процентных ставок .
В экономически успешных странах Востока применяется неоэкономическая модель развития, основанная на традициях восточных культур и ставит приоритет духовности над материально-практическими технологиями . Эта модель предполагает, что успех развития общества зависит не столько от решения конкретных экономических и технических задач, а прежде всего от той системы ценностей, которая определяет мышление и поведение людей данного общества, от тех духовных идей, которые способны объединить, возродить дух созидания и проявить лучшие качества людей. Другими словами, раскрытие духовного потенциала каждого человека как цель в конечном итоге определяет развитие общества, его культурный и духовный уровень, а также силу и богатство страны и региона. А новейшие технологии и знания - лишь инструменты достижения поставленной цели.
7.Модели экономического развития развитых стран рыночной экономики.
Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран) . Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.
Общими для всех стран с растущей и развивающейся экономикой являются рост стоимости и качества человеческого капитала за счет высоких в него инвестиций и эффективного самовоспроизводства, пониженный уровень коррупции, эффективное управление, эффективность инновационной системы, высокая конкурентоспособность экономики, стабильный рост ВВП и ВНД в долгосрочном периоде, повышение качества жизни населения.
С другой стороны для всех успешных стран мира характерно циклическое развитие экономики со спадами, кризисами и долгосрочным ростом.
В развитых странах создан значительный сектор экономики знаний и индустрия знаний
Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором роста и развития индустрии знаний. Его удельный вес составляет до 80% их национального богатства.
Ведущие страны мира с инновационной экономикой создали благоприятные для быстрого воплощения идей ученых и инноваторов в конкурентоспособную продукцию и высокие технологии.
Высокие инвестиции в человеческий капитал обеспечивают им лидерство в науке, образовании, медицине, высоких технологиях и в индустрии знаний.
Развитые страны значительно опережают другие страны по стоимости и качеству накопленного национального человеческого капитала, по уровню и качеству жизни, в основных рейтингах по ВВП и ВНД на душу населения (за исключением небольших нефтедобывающих стран), по конкурентоспособности экономик, индексу экономической свободы и других
8.Общие черты и особенности экономик развивающихся стран
наличие многоукладной экономики с различными формами собственности
относительно низкий уровень производительных сил
высокий уровень зависимости от мирового хозяйства
преимущественно аграрно-сырьевая направленность в экономическом развитии и монокультурность экспорта
низкий уровень производимого ВВП. значит, часть населения находится за чертой бедности, имеет признаки нищеты
эти страны(многие) прошлом колониальные или полуколониальные
низкий уровень производительности труда
высокие темпы роста населения
подчинённое положение стран 3го мира в системе междунар. Экон. отношений
9.Формирование группы новых индустриальных стран
Новые индустриальные страны (НИС ) - группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.
Исходные новые индустриальные страны:
НИС «первой волны» : Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их ещё называют «4 азиатских тигра» или «4 азиатских дракона»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину,Бразилию и Мексику
Новейшие индустриальные страны:
НИС «второй волны» : Малайзия, Таиланд, Чили
НИС «третьей волны» : Индонезия, также Турция
НИС «четвертой волны» : Филиппины, также Иран
Перспективные индустриальные страны из Группы одиннадцати :
Нигерия, Египет, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам
Существует две основные модели НИС :
Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.
Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.
Общие черты новых и новейших индустриальных стран:
демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);
ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;
активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);
образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;
большое внимание уделяется образованию;
использование высоких технологий;
привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.
Социально-экономическое устройство стран Западной Европы имеет много общих черт. Это, прежде всего, единый макрорынок, развитый частный сектор, высокая доля малого и среднего бизнеса, свобода предпринимательства и конкуренции, мощная банковская система и, главное, - социальная защищенность граждан на основе широкого государственного финансирования социальной сферы. Ведущие страны Старого Света перераспределяют через свои государственные бюджеты от 31 % (Ирландия) до 54 % (Франция) своего ВВП. Однако на первом месте по этому показателю находится Швеция, через госбюджет которой перераспределяется государственных расходов и трансфертных платежей на сумму, равную почти 60 % ее ВВП. Таким образом, европейская экономическая модель, в отличие, например, от американской, характеризуется большей ориентацией на социальную сферу (в США доля государственных расходов составляет 30 % ВВП) и поэтому называется социально ориентированной, а европейская экономика - социальным рыночным хозяйством. Но это означает, что европейская экономика несет большую общественную нагрузку на свой бизнес, чем американская, что приводит одновременно и к большей нагрузке на конкурентоспособность бизнеса. Неслучайно средняя ставка налогообложения в Европе выше, чем в США.
В экономике многих европейских стран имеется значительный государственный сектор, и государство принимает прямое участие в производстве товаров и услуг. Так, доля госпредприятий во Франции, Италии, Великобритании в начале 80-х годов XX в. составляла 15-25 % ВВП, 20-45 % - капвложений, 10-25 % - численности занятых. В ФРГ эти показатели были на уровне 10-12 %, а в США -значительно меньше. Известно, что уровень производительности труда, эффективности и конкурентоспособности производства на государственных предприятиях обычно намного меньше, чем на частных, прежде всего, из-за избыточной занятости и не всегда высококачественного менеджмента. Так, в Австрии, например, уровень производительности труда на госпредприятиях составляет всего 35 % от средних общенациональных показателей. Следует отметить, что, начиная с 80-х годов, в европейских странах идет приватизация государственных предприятий, и государственный сектор в экономике интенсивно сокращается. В настоящее время наибольший госсектор среди стран ЕС имеют (по нисходящей): Франция, Италия (около 20 %), Австрия, Испания и Португалия.
Для европейских стран характерен т. н. дирижизм в государственной экономической политике, что выражается в управлении госпредприятиями, а также в практике государственного планирования экономики таких стран, как Франция, Швеция, Италия. Правда, это планирование не похоже на советское - централизованное и директивное. Оно не командное, и тем более, не директивное, а индикативное, указующее, намечающее всего лишь основные ориентиры для будущего производства. Тем не менее, это важная составляющая прямого госрегулирования экономики на базе пятилетних и годовых планов производства.
Хотя социально-экономическое устройство стран Западной Европы имеет много общих черт, вряд ли правильно говорить о существовании единой западноевропейской социально-экономической модели. Ведь она представлена в жизни разными модификациями, которые достаточно сильно различаются: англо-саксонсая модель, реализуемая в Великобритании и Ирландии существенно отличается от германской модели, а последняя, в свою очередь, весьма непохожа на французскую модель госкапитализма.
Модели хозяйственных порядков в странах ЕС
Централизованно управляемая экономика (ад-министра тивно-командная система) | «Третий путь» - социальная рыночная экономика | Рыночное хозяйство свободной конкуренции |
«Абсолютный порядок», поддерживаемый исключительно государством | Сочетание преимуществ рыночной системы и социальной политики государства. Государственное регулирование рыночных отношений | Анархия и «невидимая рука» как основной экономический регулятор |
Максимальное государственное регулирование | Оптимальное вмешательство государства в экономику | Минимальное государственное вмешательство в экономику |
Австрия Бельгия Германия Дания Италия Люксембург Нидерланды Финляндия Франция Швеция | Великобритания Ирландия Испания Греция Португалия |
Особенности моделей социально-экономического развития западноевропейских стран Германская модель
В ФРГ после Второй мировой войны реализована модель социального рыночного хозяйства, т. е. соединения свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. Первостепенное значение в этом хозяйственном порядке имеет свободный рынок, обеспечивающий высокую экономическую эффективность, а вторичное -социальная справедливость (или выравнивание), осуществляемая через механизм государственной перераспределительной политики.
Среди важнейших особенностей германской модели выделяются следующие: традиционно высокая роль государства в экономике; поддержка свободы предпринимательства, зародившаяся в начале XIX в.; целенаправленная политика содействия конкуренции; значительное влияние различных союзов (корпораций); развивающееся со времени реформ Бисмарка (вторая половина XIX в.) «социальное государство».
Социальное рыночное хозяйство Германии не является застывшей системой, а постоянно эволюционирует, приспосабливается к изменяющимся условиям. В нынешнем десятилетии началась очередная, уже третья модификация социального рыночного хозяйства в ходе реформ, инициированных канцлером Г. Шредером и продолженных правительством А. Меркель. В случае их последовательной реализации германская модель претерпит существенные изменения. Программа реформ, обнародованная в марте 2003 г. под названием «Повестка дня-2010», носит комплексный характер - от снижения налогового бремени до повышения инновационности немецких фирм, но нацелена, прежде всего, на либерализацию рынка труда, на смягчение регламентации найма (упрощение процедуры увольнений) и на снижение степени социальной защищенности безработных (уменьшение размеров и сроков выдачи пособий).
Оздоровление системы государственных финансов нацелено не только на снижение дефицита госбюджета, превышавшего в 2002-2005 гг. установленный маастрихтскими соглашениями потолок в 3 % ВВП, но и на уменьшение доли ВВП, перераспределяемой государством через бюджет и социальные фонды (сейчас это 48-49 %).
Кроме того, реформы обусловлены и ухудшением демографической ситуации: отсутствие естественного прироста населения и его старение ставит под вопрос сохранение солидарной системы социального страхования (прежде всего пенсионного).
Германия является четвертой по экономической мощи державой мира (после США, Японии и Китая), ее ВНД превышает 2,8 трлн долл. (2005 г.), структура ее экономики стала постиндустриальной. Свидетельством сохранения ведущих позиций в мире является высокая экспортная квота немецкой экономики, составившая в 2004-2005 гг. 37-39 % ВВП.
Однако экономика Германии утрачивает конкурентные преимущества, отличается низкими темпами роста (близка к 1 % в 2005-2007 гг.) и не может адекватно отвечать на вызовы глобализации, прежде всего, из-за чрезмерной заорганизованности рынков (осо бенно рынка труда) и недостаточно эффективной экономической политики. Кроме того, высокие издержки на труд, причем не столько из-за высокой заработной платы, сколько из-за огромных социальных налогов и отчислений в социальные фонды, весьма жесткая регламентация отдельных видов предпринимательской деятельности со стороны государства, неразвитость финансовых рынков, а также отпугивающий инвесторов порядок участия работников в корпоративном управлении и сила профсоюзов не заинтересовывают предпринимателей создавать новые рабочие места и сохранять старые в стране. В результате уже несколько лет уровень безработицы близок к 9 %.
Германская предпринимательская среда характеризуется столкновением мощного предпринимательского духа, сочетающего ин-новационность и прилежание с расчетом и основательностью, и строгой системы правил и ответственности, в том числе и социальной. Государство активно воздействует на формирование и совершенствование предпринимательской среды, сочетая методы финансового и антимонопольного регулирования, дополненные специальными мерами содействия мелкому и среднему бизнесу.
Финансовые рынки в стране развиты в меньшей степени, чем в США или Великобритании. Причиной тому - специфическая «банкоцентристская» модель финансирования предприятий: основной источник внешних капиталов - банковские кредиты.
Французская модель
На формирование французской модели огромное влияние оказали итоги Второй мировой войны. Общие потери, связанные с участием в войне и оккупацией, превышали четвертую часть национального богатства Франции. В результате войны французские капиталовложения за рубежом сократились в 10 раз, а ее вес в мировом ВВП упал с 4 до 3 %.
Элита страны в первые десятилетия после Второй мировой войны разработала новую концепцию развития Франции и с помощью разнообразных мер добивалась ее осуществления. Речь шла об укреплении международного политического и экономического влияния Франции. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других стран, прежде всего США, необходимо было, в первую очередь, резко усилить и модернизировать экономический потенциал страны, а на этой основе - и политический вес, изменить общий характер французской экономики. Эта нацеленность на экономическое и политическое возрождение страны стала одной из наиболее важных особенностей социально-экономической модели Франции после войны.
А реализовать эту задачу было решено с помощью государства, в том числе через разнообразные формы сращивания государственных и частных структур в экономике. В результате, Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трех программ приватизации в период неолиберальной революции в 70-90-е гг. XX в. и в первые годы XXI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20 % ВВП Франции. Другой способ - это усиление государственного регулирования через бюджет. По отношению к ВВП его размеры увеличились более чем на 50 %. Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чертой французской модели.
Однако в современных условиях в этом механизме происходят существенные изменения. Во взаимоотношениях между государством и частным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффективность. Сокращается использование административных методов воздействия на экономику, в частности, государственного предпринимательства, что было особенно характерно для Франции в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны.
Другой характерной чертой можно считать высокую степень «социализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими крупными странами сопоставим лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США.
Наконец, еще одной чертой французской социально-экономической модели является отказ от традиционно присущего Франции протекционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию. О происходящих изменениях ярко свидетельствует эволюция экспортной квоты (превысила 25 % по отношению к ВВП) и экспорта предпринимательского капитала (в Евросоюзе Франция уступает только Великобритании и Люксембургу по экспорту прямых инвестиций).
Итальянская модель
Итальянская социально-экономическая модель по многим признакам близка к германской. Запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое государство и, соответственно, поздняя индустриализация, жесткая конкуренция со стороны более сильных государств препятствовали быстрому развитию капитализма в Италии и оказали определяющее воздействие на формирование ее экономической модели.
Вследствие отсталости экономики Италии развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государства. Государство содействовало накоплению капитала с помощью таких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприятных условий для развития промышленности путем строительства железных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительства крупных предприятий тяжелой промышленности. Масштабы государственного вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, что дало возможность Италии превратиться в развитую страну и войти в число лидеров развитого мира. Максимальных размеров государственный сектор в экономике Италии достиг к началу 1990-х гг., когда на государственные предприятия приходилось около трети промышленного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируемых государством, составляла 80 %.
Однако, несмотря на все усилия государства, итальянская модель все еще характеризуется наличием многих признаков отсталости. Это, в частности, существование на ее территории обширных отсталых регионов, большая роль теневой экономики, преимущественная специализация на производстве потребительских товаров, очень низкий уровень расходов на НИОКР. Так, одной из характерных особенностей итальянской модели являются резкие территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми северными и отсталыми южными районами. Попытка правительства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидировать отставание Юга не увенчалась успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции, также как и большие госрасходы на поддержку итальянских компаний, причем не только государственных.
В начале 1990-х гг. правящие круги страны изменили экономический курс. Среди основных направлений новой экономической политики выделяются проведение приватизации, жесткой бюджетной экономии, сокращение государственного долга, реформы налоговой системы, социального обеспечения и рынка труда. Имеющиеся результаты начальной стадии реформ свидетельствуют о том, что в стране идет процесс серьезных изменений ее социально-экономической модели при усиливающемся воздействии на нее факторов, связанных с участием Италии в ЕС.
Британская модель
Особенности экономического развития Великобритании формировались под воздействием двух, крупных групп факторов - владение самой крупной колониальной империей и активное развитие институциональной среды. Отличия британской и европейской континентальной («рейнской») модели касаются формирования предпринимательского сектора и его взаимоотношений с государством, роли государства в управлении экономикой и социальном обеспечении, стратегии интеграции в современные процессы глобализации. Так, различия между британской и континентальной моделью предпринимательства проявляются в организационной структуре частного бизнеса, источниках и механизмах его финансирования, методах корпоративного управления. Что касается социального обеспечения, то в этом отношении отличия британской модели от континентальной минимальны.
В британской практике основной экономической единицей является компания (фирма), действующая в интересах максимизации доходов акционеров. На континенте компании включены в финансово-промышленные группы или холдинги, где от компании ожидают поведения, направленного на учет различных групп интересов, включая сотрудников и менеджмент компании и внешних контрагентов. Английская практика опирается на принципы индивидуальной свободы выбора решений с учетом интереса бизнеса, а европейская континентальная модель на первое место ставит достижение социального консенсуса.
Для британской модели характерна ориентация на фондовый рынок в отличие от европейской практики, где основным источником финансирования являются кредиты банков и других финансовых учреждений. Поэтому Великобритания лидирует с существенным отрывом от других стран по масштабам капитализации (более 1/4 европейского акционерного капитала).
Для английской модели характерна большая распыленность акционерного капитала, для континентальной - концентрация собственников («стратегических инвесторов»). В Великобритании, как правило, ни один индивидуальный акционер не является доминирующим, в то время как в континентальной Европе наблюдается высокая концентрация голосующей власти. В Великобритании основными держателями акций являются финансовые учреждения (включая пенсионные фонды и компании страхования жизни), в континентальных странах - крупные индивидуальные инвесторы, семьи, другие компании и правительство. Но распыление собственности среди большого числа внешних инвесторов в Великобритании определяет большие возможности внешнего контроля, осуществляемого через рынок ценных бумаг. В свою очередь, это увеличивает возможность поглощений, по сравнению с континентальными странами, где контроль над собственностью принадлежит преимущественно инсайдерам.
Отделение собственности от контроля обусловливает решающую роль менеджеров в руководстве британских компаний, в то время как на континенте сохраняется четкое разделение ответственности между менеджерами и собственниками. В британских компаниях высший эшелон управления сходен с компаниями США и характеризуется одноуровневой структурой - советом директоров, между членами которых разделены функции принятия решений и контроля (участвующие в совете директоров менеджеры выполняют текущие функции управления, а внешние члены совета - профессиональных консультантов и мониторинга). Поэтому роль совета директоров в Великобритании намного выше, чем в большинстве континентальных компаний, где исполняющим органом является дирекция или правление, а функции мониторинга осуществляет наблюдательный совет. В ряде европейских компаний советы директоров формальны и фактически назначают сами себя.
Важнейшее различие между англо-саксонской и континентальной моделями в том, что в первой меньше роль государства и больше значение частного сектора в регулировании экономических процессов. В Великобритании через бюджет перераспределяется меньшая доля ВВП (40 %), чем на континенте. Менее жесткий рынок труда ведет к более низкой безработице и издержкам на рабочую силу относительно континентальных показателей. Британские экомимические реформы 80-х гг. («тэтчеризм», от фамилии тогдашнего премьер-министра) существенно увеличили дерегулирование экономики, улучшили монетарную и финансовую дисциплину. Государственный патернализм был заменен курсом на создание среды, благоприятствующей развитию предпринимательства (партнерство с бизнесом, поддержка конкуренции и косвенное стимулирование инновационной деятельности в частном секторе, развитие малого и среднего бизнеса). Идея «государства благосостояния» уступила место мерам по подъему социального статуса личности. Идеология партнерства предусматривает совместные действия государства и бизнеса в области выработки политики в сфере услуг, здравоохранении, образовании, экологии, НИОКР. Высокое качество экономической инфраструктуры, и прежде всего государственного управления, создает базу для роста конкурентоспособности страны (по этому показателю Великобритания в 2004 г. заняла 7-е место в мире после стран Северной Европы, а по качеству предпринимательской среды - 4-е место после Финляндии, США и Дании).