Нефтяной кризис или Энергетическая эволюция

Причины и последствия нефтяного кризиса 1973 года до сих пор вызывают горячие споры среди историков. Известно наверняка лишь то, что этот кризис очень сильно ударил по автомобильной промышленности западных стран. Особенно сильно нефтяной кризис 1973 года затронул Америку.

К концу эмбарго в марте 1974 года цена на нефть выросла с 3 дол. США за баррель до почти 12 дол. США в глобальном масштабе. Цены в США были значительно выше. Эмбарго вызвало нефтяной кризис или «шок» со многими краткосрочными и долгосрочными последствиями для глобальной политики и мировой экономики. Позднее он был назван «первым нефтяным шоком», после которого был нефтяной кризис 1979 года, названный «вторым нефтяным шоком».

Как это было

К 1969 году американский внутренний выпуск нефти не мог идти в ногу с ростом спроса. В 1925 году на нефть приходилась одна пятая американского потребления энергии. К тому времени, когда началась Вторая мировая война, треть потребностей в энергии в Америке удовлетворялась нефтью. Она начала заменять уголь в качестве предпочтительного источника топлива - он использовался для обогрева домов и производства электроэнергии, и это было единственное топливо, которое можно было бы использовать для воздушного транспорта. В 1920 году на американские нефтяные месторождения приходилось почти две трети мировой добычи нефти. В 1945 году производство в США увеличилось почти до двух третей. США смогли самостоятельно удовлетворить свои собственные энергетические потребности в течение десятилетия между 1945 и 1955 годами, но к концу 1950-х годов импортировали 350 миллионов баррелей в год, в основном из Венесуэлы и Канады. В 1973 году производство в США сократилось до 16,5 % от общего объема. Это было одно из последствий нефтяного кризиса 1973 года.

Нефтяное противостояние

Расходы на добычу нефти на Ближнем Востоке были достаточно низкими, чтобы компании могли получать прибыль, несмотря на пошлины США на импорт нефти. Это повредило отечественным производителям в таких местах как Техас и Оклахома. Они продавали нефть по тарифным ценам, и теперь им пришлось конкурировать с дешевой нефтью из региона Персидского залива. Первыми американскими фирмами, использующими низкие издержки производства на Ближнем Востоке, были Getty, Standard Oil of Indiana, Continental Oil и Atlantic Richfield. В 1959 году Эйзенхауэр сказал: «Пока нефть Ближнего Востока остается такой же дешевой, как это есть, мы, вероятно, мало что можем сделать, чтобы уменьшить зависимость Западной Европы от Ближнего Востока». Все это позже приведет к нефтяному кризису 1973 года.

В конце концов, по просьбе независимых американских производителей Дуайт Д. Эйзенхауэр ввел квоты на иностранную нефть, которые оставались на уровне между 1959 и 1973 годами. Критики называли это политикой «истощения Америки прежде всего». Некоторые ученые полагают, что политика способствовала сокращению добычи нефти в США в начале 1970-х годов. В то время, как производство нефти в США сократилось, внутренний спрос увеличивался, что привело к инфляции и неуклонно растущему индексу потребительских цен в период между 1964 и 1970 годами.

Другие последствия

Нефтяному кризису 1973 года предшествовало множество событий. Сальдо торгового баланса США сократилось с 4 млн. баррелей в сутки до 1 млн. баррелей в сутки в период между 1963 и 1970 годами, что увеличило зависимость США от импорта иностранной нефти. Когда Ричард Никсон занял свой пост в 1969 году, он поручил Джорджу Шульцу возглавить комитет по пересмотру программы квот Эйзенхауэра - комитет Шульца рекомендовал отменить квоты и заменить их пошлинами, но Никсон решил сохранить квоты из-за активной политической оппозиции. В 1971 году Никсон установил предельный уровень цен на нефть, так как спрос на нефть увеличивался, а производство сокращалось, что увеличивало зависимость от импорта иностранной нефти, поскольку потребление было подкреплено низкими ценами. В 1973 году Никсон объявил о конце системы квот. В период с 1970 по 1973 год импорт сырой нефти в США почти удвоился, достигнув 6,2 млн. баррелей в день в 1973 году.

Продолжение эмбарго

Эмбарго продолжалось с октября 1973 года по март 1974 года. Поскольку израильские силы не вышли на линию перемирия 1949 года, большинство ученых считают, что эмбарго было провальным. Рой Ликлидер в своих книгах «Политическая держава» и «Арабское нефтяное оружие» за 1988 год пришел к выводу, что это был провал, поскольку страны, на которые это было нацелено, не изменили свою политику в отношении арабо-израильского конфликта. Ликлидер полагал, что любые долгосрочные изменения были вызваны увеличением ОПЕК по размещенной цене на нефть, а не эмбарго на ОАЭП. С другой стороны, Даниэль Ергин сказал, что эмбарго «переделает международную экономику».

Тяжелые последствия

В долгосрочной перспективе нефтяное эмбарго изменило характер политики на Западе в направлении расширения исследований, исследований альтернативной энергетики, энергосбережения и более ограничительной денежно-кредитной политики для лучшей борьбы с инфляцией. Финансисты и экономические аналитики были единственными, кто на самом деле понимал систему нефтяного кризиса 1973 года.

Это повышение цен оказало существенное влияние на страны, экспортирующие нефть, на страны Ближнего Востока, на которых в течение длительного времени доминировали промышленные державы, которые, как считается, взяли под свой контроль жизненно важный товар. Страны-экспортеры нефти начали накапливать огромное богатство.

Роль благотворительности и угроза исламизма

Некоторые из доходов были распределены в форме помощи другим слаборазвитым странам, экономика которых была затронута более высокими ценами на нефть и более низкими ценами на собственные экспортные товары на фоне сокращения спроса на Запад. Многое пошло на закупки оружия, которые усугубляли политическую напряженность, особенно на Ближнем Востоке. В последующие десятилетия Саудовская Аравия потратила более 100 миллиардов долларов на то, чтобы помочь распространить фундаменталистскую интерпретацию Ислама, известного как ваххабизм во всем мире, действуя через религиозные благотворительные организации, такие как Фонд Аль-Харамэйн, который часто также распределял средства для насильственных суннитских экстремистских групп, таких как «Аль-Каида» и «Талибан».

Удар по автопромышленности

Увеличение импортных автомобилей в Северной Америке вынудило General Motors, Ford и Chrysler ввести более мелкие и экономичные модели для внутренних продаж. У Dodge Omni/Plymouth Horizon от Chrysler, Ford Fiesta и Chevrolet Chevette были четырехцилиндровые двигатели, и были предназначены они для, по крайней мере, четырех пассажиров к концу 1970-х годов. К 1985 году средний американский автомобиль переместился на 17,4 миль за галлон, по сравнению с 13,5 в 1970 году. Улучшения остались, хотя цена на баррель нефти оставалась постоянной на уровне 12 долларов США с 1974 по 1979 год. Продажи больших седанов для большинства автомобильных брендов (за исключением продуктов Chrysler) восстановились в течение двух модельных лет кризиса 1973 года. Cadillac DeVille и Fleetwood, Buick Electra, Oldsmobile 98, Lincoln Continental, Mercury Marquis и ряд других седанов, ориентированных на роскошь, стали популярными снова в середине 1970-х годов. Единственными полноразмерными моделями, которые не восстанавливались, были более низкие ценовые модели, такие как Chevrolet Bel Air и Ford Galaxie 500. Немногие модели, такие как Oldsmobile Cutlass, Chevrolet Monte Carlo, Ford Thunderbird и другие хорошо продавались.

Экономичный импорт сопровождался большими, дорогими автомобилями. В 1976 году Toyota продала 346 920 автомобилей (средний вес - около 2100 фунтов), а Cadillac продала 309 139 автомобилей (средний вес - около 5000 фунтов).

Революция в автопроме

Федеральные стандарты безопасности, такие как NHTSA Federal Safety 215 (относящиеся к защитным бамперам) и компактные устройства, такие как Mustang I 1974 года, были прелюдией к пересмотру категорий транспортных средств DOT «уменьшением». К 1979 году практически все «полноразмерные» американские автомобили сократились, обзаведясь меньшими двигателями и меньшими внешними размерами. Chrysler завершил производство полноразмерных роскошных седанов в конце 1981 года, перейдя на полноприводную линию авто на весь 1982 год.

Причины нефтяного кризиса не ограничивались нефтяными эмбарго со стороны США. После Второй мировой войны большинство стран Западной Европы вводило пошлины на импорт моторного топлива, и в результате большинство автомобилей, произведенных в Европе, были меньше и экономичнее, чем их американские аналоги. К концу 1960-х годов рост доходов поддерживал рост размеров автомобилей.

Нефтяной кризис отвернул западноевропейских покупателей от более крупных и менее экономичных автомобилей. Самым заметным результатом этого перехода стал рост популярности компактных хэтчбеков. Единственными заметными маленькими хэтчбеками, построенными в Западной Европе до нефтяного кризиса, были Peugeot 104, Renault 5 и Fiat 127. К концу десятилетия рынок расширился благодаря внедрению Ford Fiesta, Opel Kadett (продается как Vauxhall Astra в Великобритании), Chrysler Sunbeam и Citroën Visa. Похоже, массовый переход населения на компактные автомобили был единственным путем решения нефтяного кризиса 1973 года.

Параллельно с насыщением рынка новыми товарами и распространением достижений НТР нарастает неустойчивость мировой экономики. Структурные кризисы, поражающие отдельные, преимущественно старые отрасли:сталелитейная и текстильная промышленность, судостоение, превращаются в хроническое явление. Отличительной чертой послевоенного экономического подъема было дешевое топливо, главным образом нефть Ближнего Востока.

Перелом наступил в 1973 году, когда картель стран-производителей нефти ОПЕК, созданный в 1960 г. взял под свой контроль цены на нефть и увеличил их в 4 раза, а затем 12 раз повышал их до 1980 г., так что с 2 долларов цена за баррель (159 литров) поднялась до 35 долларов. Произошел стремительный рост цен на нефтепродукты. Уже в 1974 г. энергетический кризис вызвал сокращение автомобильного производства (в США на 74,5%). Вслед за тем он поразил жилищное строительство. Упало производство в черной металургии (недогрузка в отрасли в 1975 г. составила 30-40% в США и Западной Европе).

Энергетический кризис дополнился сырьевыми и валютными неурядицами, как следствие – инфляцией. Мировой кризис 1974-1975 гг. оказался самым глубоким по степени сокращения объема производства – оно продолжалось 12 месяцев и соответствовало 11,6% в целом по капиталистическим странам.

Необычным стал стремительный рост цен в, хотя потребительские расходы населения сократились и сбыт как на внутреннем, так и на внешнем рынке был затруднен. Такое же расхождение обнаружилось между ростом безработицы и уровнем заработнойплаты: вопреки увеличению резервной армии труда и предложения рабочей силы, падения заработной платы не произошло, номинально она даже выросла.

Первое явление объясняется инфляцией, размеры которой в эти годы были таковы, что перекрывали падение товарных цен. Поддержание же стабильного уровня заработной платы обусловлено позицией профсоюзов, которые настолько окрепли, что были в состоянии не допустить ухудшения условий найма в условиях спада.

Ответом на энергетический кризис в Западных странах стали многочисленные программы экономии энергии, расширение собственной нефтедобычи (в Северном море, на Аляске и др.), поиск альтернативных источников энергии, внедрение энерго- и материалосберегающих технологий. Потребление нефти в промышленно развитых странах уменьшилось в 1975 – 1983 гг. на 36%, что ослабило зависимость экономики от экспорта энергоносителей.

Кризис 1980 – 1982 гг. начался в США, в 1981 г. он охватил Западную Европу, а в 1982г. распространился на Японию. Ввиду сокращения промышленного потребления сырья и топлива, экспортируемых развивающимися странами, он затронул и их. Но в наибольшей степени поразил развитые страны.


Спад производства был меньшим, чем в 1974-1975 гг. По странам ОЭСР он составил в 1982 г. 4% по сравнению с уровнем 1979г. (наибольшее снижение – Великобритания – 10,3%, США – 9,2%, ФРГ – 3,2%). Сама фаза цикла (падение) была более длительной и составила 20 месяцев. Производственные мощности были недогружены в 1983 г. на 32%.

Спад вызвал резкий рост безработицы. В 1983г. в капиталистическом мире насчитывалось 32 млн. безработных (в т.ч. 12% всей рабочей силы в Великобритании; 11% - в США). Особенно пострадали традиционные отрасли – автомобилестроение, черная металургия, станкостроение, металообработка. Относительно независимы от кризиса оказались отрасли имеющие государственный заказ – военная промышленность, самолето- и ракетостроение. Новейшие наукоемкие отрасли, переживающие постоянное обновление своей продукции (электроника, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, производства пластмасс) сохранили высокие темпы роста производства.

Инфляция была заметно снижена установлением в 1980 г. контроля над денежной массой. Но в эти же годы появлся друглй тревожный фактор дестабилизации экономики – бюджетный дефицит. Ввиду сокращения налоговых ставок на доходы частных лиц и корпораций и непомерного роста военных расходов администрации Р.Рейгана, расходы правительства США стали из года в год превышать доходы. В 1985 г. дефицит госбюджета США составил 211,7 млрд.долл., против 58 млрд. долларов в 1981 г.

Источником покрытия дефицита госбюджета становятся государственные займы у населения под облигации. Высокий ссудный процент затруднял получение кредитов. Привлекательными становятся иностранные вложения. В банки США хлынул поток денег, составивший в 1982 г. более 80 млрд.долл., правда в форме краткосрочных кредитов. В середине 1982 г. обменный курс доллара поднялся на 35% по отношению к десяти важнейшим валютам капиталистического мира в сравнении с 1980 г.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго ») начался 17 октября 1973 года, когда ОАПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

Вместе с тем, Нефтяной кризис 1973 года способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 29 июня 1973 года президент США Р. Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то, сберегая горючее, - на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Управления по охране окружающей среды временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.



Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антитрестовский закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 г. объем стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13-15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырехцилиндровыми двигателями, потреблявшими меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более легких автомобилей, таких как Ford Pinto, Ford Fiesta и др. К 1985 г. средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега . Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 г. сошел с конвейера.

Примечания

  1. Frum, David (2000). How We Got Here: The "70s. New York: Basic Books. pp. 321–322. ISBN 0-465-04195-7.

http://www.forexman.info/articles/703/

Энергетический кризис 1973-1974 гг.

Одним из самых мощных кризисов современности был мировой энергетический кризис 1973 г. Он начался по инициативе стран – членов ОПЕК, которые значительно снизили объемы добываемой нефти. Энергетический кризис 1973 г. оказался по своим географическим масштабам, продолжительности, разрушительности значительно сильнее, чем кризисы 1957-1958 гг., а также по некоторым сходным признакам даже приблизился к кризису 1929-1933 гг. Толпы людей в результате оказались на улице. А это более 10 млн. человек. Все они были переведены на неполную рабочую неделю, а кто-то был и вовсе уволен. Во всех регионах постепенно началось падение доходов населения. Нефтяной кризис 1973 стал своего рода прародителем нынешнего положения России, так как сложившаяся ситуация способствовала увеличению объема поставок нефти на Запад из СССР. Позднее эту «традицию» переняла и Россия. Именно тогда и было положено начало зависимости России от нефтедолларов и «нефтяной трубы».

Экономический кризис 1973–1975 гг.

У истоков современного этапа развития США лежат процессы, связанные с дальнейшим обострением противоречий капиталистической системы. Именно из США исходили импульсы мирового экономического кризиса середины 70-х годов. Явления перепроизводства стали проявляться здесь еще в конце 1973 г., т. е. всего через четыре юда после начала предыдущего спада. «Своей кульминации кризис достиг в 1975 г., когда по сравнению с 1973 г. физический объем промышленного производства в мировом капиталистическом хозяйстве снизился примерно на 6%, а в его индустриальных центрах – более чем на 7%» .

Примечательно, что кризис 1973–1975 гг. проявился и Соединенных Штатах в гораздо более острой форме, чем в других развитых капиталистических странах. По масштабам сокращения промышленного производства, по размаху и продолжительности безработицы, по глубине фазы падения и иным показателям этот кризис превосходил все экономические катастрофы американского капитализма, начиная с кризиса 1937– 1938 гг., и уступал первенство лишь «великой депрессии» 1929–1933 гг. При этом в полной мере раскрылись все те тенденции, которые лишь намечались или недостаточно четко проявились в ходе предшествующего спада 1969–1970 гг., в процессе формирования общей социально-экономической ситуации в США конца 60-х – начала 70-х годов.

Учитывая этот факт, а также то обстоятельство, что во всех спадах американской экономики последующих лет именно указанные тенденции определяли специфику кризисных ситуаций, их можно рассматривать как новые, не имеющие аналогов в прошлом черты развертывания кризиса в современных условиях. К ним необходимо отнести следующие. Во-первых, нарушение традиционной для капиталистической экономики зависимости между регрессивным развитием па стадии кризиса и движением цен. Так, до кризисов конца 60-х годов и 1973–1975 гг. свертывание производства всегда сопровождалось резким падением цен, отныне же оно сопровождается ростом цен, неконтролируемой инфляцией. Во-вторых, прежде рост безработицы и увеличение резервной армии труда, столь характерные для периодов экономического кризиса, сопровождались падением заработной платы. Кризис 1973–1975 гг., однако, не привел к падению денежной заработной платы. В-третьих, несмотря на некоторый рост промышленного производства на стадии выхода из кризиса (начиная с 1976 г.) и в последующие несколько лет, в США в целoм сохранился практически столь же высокий, как и в разгар кризиса уровень безработицы.

Эти особенности кризиса еще сильнее, чем в конце 60-х–начале 70-х годов, выявили несостоятельность сложившихся форм государственного регулирования экономики и лежащих в их основе кейнсианских принципов. «Инфляционная волна 70-х годов,– писал в этой связи журнал «Newsweek», – продемонстрировала поразительные слабости кейнсианской теории. Реальный мир уже невозможно втиснуть в старые теоретические рамки» (Newsweek. 1976, vol. 87, N 20, p. 49).

Циклическому кризису перепроизводства 1973–1975 гг. предшествовали резкое ослабление позиций США в мировом капиталистическом хозяйстве, кризисные явления в банковской сфере, непоследовательный, с частыми зигзагами и обращением вспять правительственный курс в области кредитно-финансовой политики. Все эти явления подточили экономику США, сделали непрочным периоды ее «оздоровления». Однако непосредственными причинами кризиса середины 70-х годов стали падение платежеспособности широких масс населения, обесценение денег, рост цен.

Обычно потребительские расходы населения служили фактором противодействия кризисным тенденциям в экономике. Но в условиях инфляции 70-х годов и непрекращающегося даже в кризисной ситуации роста цен на потребительские товары, при наличии огромной армии безработных произошло небывалое в истории США по продолжительности и глубине падение реальных доходов американцев. Реальная недельная заработная плата рабочих и служащих понизилась на 1% в 1973 г. и на 5% в 1974 г., оказавшись в результате на более низком уровне, чем в 1965 г.4 Резкое повышение цен на продовольствие и топливо в конце 1973 г. привело к уменьшению реальных потребительских расходов не только на товары длительного пользования, но и на другие виды товаров и услуг. При определенном росте номинальной заработной платы американских трудящихся за 1967–1977 гг. ее реальный уровень увеличился всего на 2,5% с учетом роста цен, налогов и обесценения денег. Именно это положение позволило журналу «Time» заявить, что «повышение заработной платы рабочих становится издевательством. По сравнению с 60-ми годами прирост жизненного уровня фактически оказался на нуле» (Time, 1977, vol. 109, N 17, p. 23).

Увеличение не находящей сбыта продукции и значительное уменьшение всех основных показателей совокупного спроса населения вызвали начиная с середины 1973 г. резкое падение промышленного производства в США, охватившее практически все отрасли промышленности. Индекс падения уровня производства (сравнение предкризисного максимума с кризисным минимумом; уровень 1967 г. =100) за 1974–1975 гг. по важнейшим отраслям промышленности выглядел следующим образом: промышленное производство в целом – 131,9 и 111,7; черная металлургия – 129,8 и 87; цветная металлургия – 139,6 и 84,7; производство изделий из резины и пластмасс – 205,3 и 139,6; текстильная промышленность – 145,3 и 96,16 и т.д. Важно отметить то обстоятельство, что если в кризисных фазах предшествующих промышленных циклов ряд отраслей промышленности (аэрокосмическая, электронная, некоторые химические отрасли), как правило, не испытывал длительного падения производства, то в цикле, завершившемся кризисом 1973–1975 гг., такое падение произошло. Это означает, что кризис охватил как традиционные отрасли американской экономики, так и новые отрасли, порожденные научно-технической революцией.

Как и во всех предшествующих случаях, этому кризису сопутствовала волна банкротств капиталистических предприятий. В 1974–1975 гг. в стране обанкротилось свыше 21 тыс. компаний. Среди банкротов оказались не только мелкие и средние компании, но и крупные (и даже крупнейшие) железнодорожные и торговые компании, банковские корпорации. На грани банкротства балансировали лидирующие фирмы авиационной промышленности «Локхид», «Груммен», авиатранспортные компании «Трансуорлд эйрлайнз», «Пан-Америкэн», «Уорлд эйр». В 1974 г. потерпели финансовый крах такие крупнейшие коммерческие банки США, как «Юнайтед Стейтс нэшнл бэнк оф Сан-Диего» с депозитами в 1 млрд. долл., «Франклин нэшнл бэнк» с депозитами 4,5 млрд.

Кризисный 1974 год стал рекордным по сумме убытков, понесенных коммерческими банками: они оценивались в 2 млрд. долл. В то же время предельно острое положение сложилось в сфере финансов самих корпораций, на рынке ссудного капитала, напоминая ситуацию, предшествовавшую спаду 1969–1970 гг. Достаточно сказать, что к 1975 г. общая задолженность корпораций составила 1 трлн. долл. Это более чем в 15 раз превышало прибыли корпораций после вычета налогов. Все это делает понятным вывод ряда американских экономистов, утверждавших, что экономика Соединенных Штатов основана на долгах.

Кризис 1973–1975 гг. привел к резкому сокращению занятости и дальнейшему росту и без того значительной армии безработных. Число занятых в американском хозяйстве, равнявшееся в июле 1974 г. 86,2 млн., к марту 1975 г., упало до 84,2 млн., тогда как число полностью безработных, по официальным данным, возросло в мае 1975 г. до 8,3 млн. по сравнению с 4,5 млн. в мае 1974 г. Однако на самом деле армия безработных была намного больше, поскольку официальные данные о числе полностью безработных в тот или иной момент неточно выявляли действительные масштабы этого бедствия. В течение 1975 г. 21 млн. американцев испытывали на себе давление безработицы, т.е. пребывали какое-то время без работы. Подобное «освобождение» от труда у 9.2 млн. человек продолжалось до 15 и более недель. При этом безработица неодинаково затронула различные социальные категории американских трудящихся. В наибольшей степени в период кризиса 1973–1975 гг. от нее пострадали молодежь, женщины, представители национальных меньшинств, и прежде всего черные американцы. В 1977 г., уже после выхода из кризиса, общенациональный уровень безработицы оценивался в 7%, в том числе среди белых американцев он равнялся 6,2%, среди небелых – 14,2, среди молодежи (16-24 лет) – 13,1% .

Многие характерные черты кризиса в США, определившие его размах и длительные последствия, вытекали не только из внутриэкономических факторов. В значительной мере они предопределялись обострением структурных противоречий мирового капиталистического хозяйства, с которым экономика США связана неразрывными узами. Структурные мирохозяйственные проблемы капитализма предстали как проявление стихийных, не поддающихся контролю и регулированию сил, хотя в предшествующие годы усилиями ведущих капиталистических стран и лидерами ТНК были созданы различные инструменты подобного регулирования (координационные и планирующие органы самих ТНК, систематические встречи глав государств ведущих капиталистических стран, «Римского клуба» и т.д.). Стало очевидно, что процесс капиталистической интернационализации производства намного опередил возможности ее государственно-монополистического регулирования на международном уровне.

Существенной особенностью кризиса перепроизводства в США стало его тесное и в то же время достаточно противоречивое переплетение как с энергетическим и сырьевым кризисами, так и с резким обострением проблем мировой валютно-финансовой системы. В основе энергетического кризиса, ускорившего наступление кризиса циклического, лежало укрепление сплоченности нефтедобывающих стран, выразившееся, в частности, в создании ОПЕК, что привело в 70-х годах к ослаблению позиций нефтяных монополий, к утрате ими контроля над мировыми ценами на нефть. Резкий рост цен на топливо и вслед за тем па электроэнергию (на 55% – в 1974 г. и на 18% – в 1975 г.) способствовал развитию инфляции и уменьшению платежеспособного спроса населения США. Кроме того, увеличение мировых цен на нефть и нефтепродукты привело к образованию огромного дефицита торгового баланса (что, в свою очередь, способствовало дальнейшему ослаблению позиций доллара на мировых валютных рынках).

Бывший директор Европейского отделения Международного банка реконструкции и развития А. Караш считал, что столь же «роковую роль» в комплексе причин, приведших к кризису 1973–1975 гг., занимают и кризисные явления в мировой валютной системе, фактический развал которой начался с отменой Р. Никсоном в августе 1971 г. принципа обратимости доллара в золото, т.е. с отказа от основного положения Бреттон-Вудской системы.

Кризис 1973–1975 гг. обнажил зависимость страны от импорта, от внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. В 1973 г. доля импорта в потреблении марганца в США составляла 98%, кобальта – 96, цинка – 63, алюминия и олова – 86, никеля – 72, хрома – 91% 11. За годы кризиса, как никогда прежде, обострилось соперничество развитых капиталистических стран на мировом рынке, причем США все более оказывались потесненными в ряде важных областей. Уже с 1970 г. ФРГ начинала превосходить США, а с 1978 г. Япония сравнялась с ними по объему экспорта промышленных изделий. Резко сократился золотой запас США. В 70-е годы ФРГ, а затем Саудовская Аравия и Япония обогнали Соединенные Штаты по объему золото-валютных резервов.

Западноевропейские и японские монополии стали все успешнее конкурировать с американскими корпорациями, в том числе и на внутреннем рынке США.

Глубина и масштабность кризиса, сложность и разнообразие проблем, порожденных им, повергли верхушку американского общества как бы в шоковое состояние. Последовавшая затем реакция была весьма характерной. Она свидетельствовала о стремлении монополистического капитала взять инициативу по спасению американской экономики и капиталистической системы в целом непосредственно в собственные руки. Если до 70-х годов выработка экономико-политических решений осуществлялась почти целиком через аппарат правительственных органов, комиссий конгресса, многочисленных политических институтов, то с конца 60-х, и особенно с середины 70-х годов, лидеры промышленных и финансовых корпораций все чаще «напрямую» стремились контролировать определение перспективных задач страны, национальных приоритетов, притом как экономических, так и социальных. Среди непосредственных причин подобной «смены вех», было не только состояние американской экономики, социально-политическая ситуация в США, но и растущее недоверие все более широких слоев американского общества к способностям «капитанов американского бизнеса» адекватно и в интересах общества решить стоящие перед страной проблемы.

В середине 70-х годов тенденция непосредственного вовлечения монополий (и прежде всего военно-промышленного комплекса) в политическую жизнь все более приобретала черты доминирующего явления. Это нашло отражение и в увеличении лоббистских контор в Вашингтоне, и в заметном усилении «внутрифирменной» политической деятельности предпринимателей. 700 крупнейших корпораций создали собственные «комитеты политического действия». Эти организации не только стали заниматься сбором средств среди сотрудников фирмы в пользу того или иного кандидата в законодательные органы власти, но и осуществлять постоянный контакт между фирмами и партийными машинами демократов и республиканцев. Политическая пропаганда на предприятиях рассматривалась ими в качестве одного из главных направлений деятельности. Она носила и носит антирабочий, консервативный или даже открыто реакционный характер.

В США все громче стали слышны призывы к коренному пересмотру послевоенной политики государства в социально-экономической сфере. Все большую популярность начали приобретать всевозможные варианты консервативной ревизии «рузвельтовского наследия», неолиберальных принципов регулирования экономики.

Нефтяное эмбарго ОПЕК – это решение прекратить экспорт нефти в Соединенные Штаты. Двенадцать членов согласились на эмбарго 19 октября 1973 года . В течение следующих 6 месяцев цены на нефть выросли в 4 раза. Цены оставались на более высоком уровне даже после того, как эмбарго было отменено в марте 1974 года .

Обзор истории цен на нефть показывает, что с тех пор они никогда не были прежними. После эмбарго ОПЕК продолжает использовать свое влияние для управления ценами на нефть. Сегодня ОПЕК контролирует 42% предложения нефти в мире. Организация также контролирует 61 % экспорта нефти и обладает около 80 % доказанных запасов нефти.

Причины нефтяного кризиса

В 1971 году президент Никсон решил отменить в Соединенных Штатах. В результате страны больше не могли обменять доллары в своих валютных резервах на золото. Это действие президента Никсона шло наперекор Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года. Решение США послужило катализатором резкого скачка цен на золото. История системы золотого стандарта показывает, что этот шаг был неизбежен. Но действие Никсона оказалось столь внезапным и неожиданным, что оно также снизило стоимость самого доллара.

Резкое ослабление доллара сказалось на странах ОПЕК. Их нефтяные контракты были номинированы в долларах США. Это означало, что их доход сократился вместе с ослаблением доллара. Стоимость импорта, выраженная в других валютах, осталась неизменной или даже выросла. ОПЕК даже намеревалась оценивать нефть в золоте, а в долларах, чтобы хоть как-то нивелировать сокращение доходов .

Подробнее об ОПЕК в статье

Терпение руководителей ОПЕК лопнуло, когда Соединенные Штаты поддержали Израиль против Египта в войне Йом-Киппур. 19 октября 1973 года Никсон потребовал от Конгресса выделить $ 2,2 млрд. на экстренную военную помощь Израилю. Арабские члены ОПЕК ответили путем прекращения экспорта нефти в Соединенные Штаты и другим союзникам Израиля.

Египет, Сирия и Израиль объявили перемирие 25 октября 1973 года. Но ОПЕК продолжала эмбарго до марта 1974 года. К тому времени цены на нефть резко выросли с $ 2,9 за баррель до $11,65 за баррель.

Последствия нефтяного кризиса

Нефтяное эмбарго широко рассматривается как причина рецессии 1973-1975 годов. Но правительственная политика США действительно вызвала спад и сопровождающую его стагфляцию. Государственная политика включала контроль над заработной платой Никсона и денежно-кредитную политику . Контроль за заработной платой предполагал удержание высокой зарплаты работникам, а это означало, что предприятия увольняли своих сотрудников для снижения издержек. В то же время корпорации не могли снизить цены для стимулирования спроса. Спрос сильнее сократился, когда люди потеряли работу.

Хуже того, ФРС так много раз повышала и снижала процентные ставки , что предприятиям было трудно планировать будущий бюджет. В результате компании сохранили высокие цены, что спровоцировало инфляцию. Они боялись нанимать новых работников, тем самым усугубляя рецессию. Однако экономисты из ФРС распознали потенциальные последствия из истории в США. С тех пор регулятор был последователен в проведении монетарной политики. Что еще более важно, главы ФРС стали четко сигнализировать о своих намерениях задолго до фактического применение мер.

Нефтяное эмбарго усугубило инфляцию, на 10 % для некоторых товаров, вследствие повышения цен на нефть. Это произошло в уязвимое время для экономики США. Отечественные производители нефти работали на полную мощность. Они не имели возможности добывать больший объем углеводородов, чтобы полностью скомпенсировать падение импорта. Кроме того, доля производства нефти в США в мировой добыче упала в процентном выражении .

Это также ухудшило рецессию и сократило доверие потребителей. Люди были вынуждены изменить свои потребительские запросы вследствие сложившегося кризиса, который правительство безуспешно пыталось решить. Это недоверие заставляло людей тратить меньше средств.

Например, из-за нехватки бензина водители были вынуждены долгое время стоять в очереди, которые часто простирались на несколько кварталов. Люди зачастую просыпались до рассвета, чтобы избежать длинных очередей. На бензоколонках были отмечены цветные знаки: зеленый , когда топливо было доступно, желтый – имелось в достаточном количестве, и красный – бензин закончился. Некоторые штаты страны вводили нечетно-четное нормирование: водители с номерными знаками, заканчивающимися нечетными числами, могли получать бензин в нечетные числа.

Для экономии топлива ограничение скорости было сокращено до 55 миль в час . В 1974 году было установлено летнее время. Кроме того, более высокие цены на бензин означали, что у потребителей было меньше денег на другие товары и услуги , что сильнее снижало потребление , усугубляя рецессию .

Нефтяное эмбарго дало ОПЕК новую силу для достижения своей цели по управлению поставками нефти в мире и поддержания стабильных цен. Увеличивая и снижая предложение, ОПЕК старается поддерживать цену от $ 70 до $80 за баррель . Если цена падает ниже , прибыль ОПЕК сокращается. Выше $80 – развитие сланцевых месторождений становится привлекательным .

Соединенные Штаты создали Стратегический нефтяной резерв (Strategic Petroleum Reserve), который должен содержать объем, соответствующий 90-дневному потреблению нефти , в случае другого эмбарго. Максимальный размер хранилищ составляет около 727 млн . баррелей .