Охарактеризуйте основные черты развития стран древнего востока. Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Развитие экономики в Древнем Египте

Первыми древними цивилизациями мира были государства Востока. История их возникновения и развития охватила период от IV тыс. к н.е. до падения Западной Римской империи в V веке. н.е., то есть почти 5 тыс. лет.

Условия для развития человеческой цивилизации не случайно возникли именно на Древнем Востоке. Когда почти весь европейский континент еще покрывали густые леса, на Востоке в силу природных преимуществ (теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы) уже начало развиваться достаточно высокое, как на то время, материальное производство, прежде всего земледелие - одна из важнейших отраслей хозяйственной деятельности.

Особенностью земледелия Древнего Востока было то, что оно вследствие недостаточных осадков и длительных разливов рек, остро нуждалось в создании искусственных осушительных и оросительных каналов.

Быстрое развитие земледелия позволило развить другие отрасли хозяйства и производительные силы в целом на такой уровень, который и обусловил имущественную дифференциацию общества и образования первых государств.

наиболее характерными признаками стран Древнего Востока и общими чертами были общинная организация государств и рабовладельческое хозяйство, которое стало самой ужасной и наиболее грубым формой эксплуатации человека человеком. Оно базировалось на частной собственности на средства производства и самого производителя - раба, который не имел никаких прав и подвергался жестокой эксплуатации. Рабовладелец распоряжался не только трудом раба, но и его жизнью. Древние страны Востока имели много и других общих черт: ручная технология с индивидуальными и общими орудиями труда; ведущая роль земледелия и натурального хозяйства; внеэкономическое принуждение как средство организации и присвоения общественного труда.

Именно постоянство и живучесть общин, длительное сохранение общинных порядков в странах Древнего Востока в значительной степени способствовали формированию здесь так называемого восточного рабства. Его особенность заключалась в том, что основной производительной силой общества были крестьяне-общинники, земледельцы, а также свободные ремесленники. Рабы составляли незначительный процент населения, принадлежали в основном государству, использовались как прислуга в хозяйствах царей, деспотов, многочисленных чиновников, при храмах.

Рабов использовали также на строительстве пирамид, храмов, дорог, дворцов, ирригационных сооружений. Лишь частично рабский труд использовался для возделывания земли, как правило, в системе царского и храмового хозяйства. Главными источниками рабства были войны, пиратство, задолженность крестьян общинам.

Общинная земля на Древнем Востоке была коллективной собственностью и принадлежала всей общине. Хотя на самом деле верховным собственником земли считалось государство, которое присвоило себе право быть распорядителем всех ирригационных работ. Общество, заинтересовано в координации строительством ирригационных сооружений, очень быстро начал обожать государственное руководство, которое "всех кормит".

самыми Известными государственными образованиями Древнего Востока были Месопотамия, Египет, Китай и Индия.

Восточная экономическая мысль формировалась в условиях специфики хозяйственного уклада рабовладельческих государствах Древнего Востока. В этих странах постепенно сложился специфический азиатский способ производства, социальной базой которого была сельская земледельческая община государственных рабов, а экономической основой - государственная собственность на землю. Основу экономики составляло оросительное земледелие, которое требовало строительства сложных ирригационных систем и сильной централизованной деспотической государства. Экономика стран Востока была преимущественно натуральной, а рынок неразвитым.

Большинство письменных источников, из которых можно узнать о экономические представления того далекого времени, здесь должны государственно-нормативный характер. В их основе - проблемы организации и управления государственным хозяйством, жесткая регламентация экономических взаимоотношений, нормирование и учет выполненных работ, создание государственных запасов.

Экономической мысли Древнего Востока были свойственными глубокий символизм, неотделимость от мифологического понимания мира, склонность к поучениям. Основными источниками ее изучения являются трактаты государственных чиновников с хозяйственной, социально-политической и религиозно-философской тематике, а также сборники законов. Центральное место отводилось проблемам организации и управления государственным хозяйством, учета государственного имущества, либо регламентации имущественных отношений, формам контроля за экономической деятельностью населения.

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.

Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные по времени части, то ясно, что вся первая половина истории это только история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже между этими двумя отрезками.

Почему древневосточная цивилизация появилась так рано? Потому что жаркий климат в сочетании с плодородными наносными почвами позволял получать от земли значительный прибавочный продукт даже при тогдашнем низком уровне техники земледелия. Например, семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт - главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу.

Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община в одиночку не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.

Особенности этих государств были следующие:

1) рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;

2) земля находилась не в частной, а в государственной или в государственно-общинной собственности;

3) государства на Востоке постепенно приобретали форму «восточной деспотии», т.е. наблюдалось полное бесправие жителей перед лицом государства.

В чем же причины такого положения? Прежде всего, в судьбах общины. В античных странах, а потом и у других европейских народов, общины распадались при рождении государства. Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, делили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках.

На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства.

Само государство, как было отмечено, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в уровнях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью.

Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль.

В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила: ее не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.

Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие - что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи - что это затянувшийся переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу.

Но для нас важнее другое: основные черты «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода Европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, «восточным», не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка. Вообще говоря, там не было классов, т.е. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них были касты - группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе. Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм.

Часть 1.

Особенности развития древневосточного государства и права отражают специфику эволюции самих древневосточных обществ, глубокое познание которой требует применения цивилизационных подходов к их изучению, включающих в себя выявление не только формационных, объективных, независящих от воли людей общественных связей, но и связей субъективных, на основе общечеловеческих ценностей. Между тем до последнего времени в исторической и историко-правовой литературе формационные подходы, которые сложились на базе изучения форм эволюции европейских обществ, были неоправданно перенесены на весь мир, в том числе и на древневосточные общества, отличающиеся стойкой многоукладностъю, глубоким влиянием на всю общественную жизнь религии, особой системой социальных ценностей и пр. Это обстоятельство крайне обедняло изучение этих обществ, препятствовало выявлению их конкретно-исторической специфики. Модель европейских обществ с чётко оформившейся классовой структурой искусственно переносилась на социальную структуру древневосточных обществ, в которых выявлялись и рассматривались лишь классы антагонисты (рабовладельцы и рабы, феодалы и зависимые крестьяне), вне границ которых (весьма нечетких) оставались небольшие по удельному весу, но не по значению, социальные слои, общности, группы, играющие, зачастую, очень значительную роль в социально-экономической и политической эволюции этих обществ.

Огромное влияние на развитие любого общества оказывает, как известно, идеология. При формационном подходе не принимались во внимание религиозно-нравственные идеалы, которые оказывали чрезвычайно большое влияние на характер политической власти, государственные и правовые институты в государствах Древнего Востока.

Не могли служить должному познанию древневосточного права и бытовавшие ранее представления о государстве как инструменте, главным образом, политического господства эксплуататорского, как правило, одного класса - рабовладельческого. При этом абсолютизировалась присущая каждому государству функция подавления, не учитывалась огромная социально-творческая роль государства как гаранта безопасности, правосудия, арбитра в споре между публичными и частными интересами и, в конечном счете, хранителя конкретной человеческой общности с присущими ей собственными фундаментальными ценностями, скрепляющими ее единство.

Подчеркивалось и сугубо классовое содержание права, что вело к умалению его роли в развитии духовной культуры и важной интегрирующей функции в древневосточном обществе. С учетом этих методических замечаний следует рассматривать особенности становления и эволюции древневосточного государства и права.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяет характер политической власти в этих обществах, роль и функции древневосточного государства и права.

В Древнем Китае , например, основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун) , которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений, составляла основу социальной жизни и в Древней Индии .

Таким образом , крепость общинных, родоплеменных, семейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности, развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самая ранняя государственность стала складываться в древневосточных цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще V-III тыс. до н. э., в ходе разложения общинно-родовой организации, по мере усиления разделения труда, выделения управленческих общинных функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих управленческие функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем- собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников-крестьян ренты-налога. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые, главным образом, за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющую ту или иную службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференциировать в границах трех основных социально-классовых образований:

2) свободных мелких производителей общинников-крестьян и ремесленников, живущих своим трудом;

3) господствующего социального слоя, куда входила придворная и служилая аристократия, командный состав армии, торговцы, состоятельная верхушка земледельческих общин.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами (например, такие, как «чандалы» и «парии» в Древней Индии), или некие переходные категории свободных от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности мелкому купечеству и чиновничеству. Сословно-правовой статус индивида в обществе мог резко расходиться с его социально-экономическим положением. Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основание для выделения в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ их традиционность . Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай пережили века (Древний Египет и Древний Вавилон , как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н.э .).

Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них . В Древнем Вавилоне , например, крупное царско-храмовое хозяйство существовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных общинников, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников крестьян.

В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством. Особенностью Древнеегипетского государства была значительная самостоятельность жреческой верхушки , которая соперничала со светской властью в борьбе за господство в иерархии власти.

Специфической особенностью древнеиндийского общества стало то, что социальная дифференциация приняла здесь самые крайние, абсолютные формы, что нашло своё отражение в жестком делении на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр ), с присущей ему особой общинной организацией, отличающиеся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми. Традиционная социальная приниженность низших варн, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали широкую возможность для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда.

В Древнем Китае наряду с рабством рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.

В настоящее время, по единодушному мнению всех отечественных синологов, на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины II тыс. до н.э. - до второй половины XIX в. н.э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства - в V-IV вв. до н.э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, широким распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, «сидящих» как на частновладельческих, так и государственных землях. В последние века до н.э. завершается также формирование в централизованных циньско-ханьских империях (III в. до н.э. - III в. н.э.) системы эксплуатации государством мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога, исчисляемого с количества обрабатываемой земли. Эта система сохранилась в Китае вплоть до начала XX в.

Специфические черты были присущи и политической организации древневосточных обществ. Ранее считалось, что и древним, и средневековым обществам Востока органически присуща одна форма государства, определенная понятием "восточная деспотия", которая характеризовалась рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха во главе централизованного государства, с жестким тоталитарным режимом, всеохватывающим контролем над подданными разветвленного и подчинённого деспоту административного аппарата. Эта концепция перечеркивала действительное многообразие политических структур других восточных цивилизаций, их последующей эволюции.

Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенным основанием можно отнести к централизованной империи Древнего Китая или царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора - "сына неба". Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль императора.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась или советом знати, или жречеством, или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными и городскими общинами и пр. Древневосточным обществам была известна также и республика как форма государственного правления, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии (например, олигархические республики городах-государствах Финикии, Месопотамии). Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточных деспотий". Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном индийском, относительно централизованном государстве Маурьев (IV-II вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие, как совещательный орган при царе - раджасабха и совет сановников - паришад.

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли, в целом, общий путь от небольших племенных образований номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем - к относительно централизованным империям.

Но в Индии , в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением . В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам - оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин.

Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в массовом сознании существовало особое отношение к власти, к правителю. Признание высшего, божественного авторитета органически вытекающего из сущего миропорядка, а.следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие "восточная деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом аспектах.

Понятие "восточная деспотия" прочно вошло в советскую историко-правовую литературу вслед за К. Марксом, который широко использовал его в своих ранних работах. Он связывал существование деспотического государства на Востоке с общинными формами социальной организации, с верховной государственной собственностью.

Действительно, выступая, как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное «анархическое государство было призвано, вместе с тем, выполнять большой объем функций, связанных с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. Необходимо учитывать, что сельское хозяйство многих древневосточных государств было связано с ирригацией , требующей координации усилий многих людей по ее поддержанию. Но не меньшее значение имела деятельность властных структур, государства по поддержанию жизнедеятельности религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных обществах определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного человеческого общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" - правителю.

Так, например, еще в Древнем царстве (III тыс. до н.э.) египетским фараонам стали присваивать священный титул "сына бога Солнца" ; вырабатывается особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строятся знаменитые пирамиды , которые подавляли воображение людей, внушали им священный страх и почтение перед троном. В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был, так или иначе, связан заупокойной службой вокруг гробниц фараонов.

Особое значение имела идеологическая функция в деспотическом Китае. Здесь государство на протяжении веков формировало унифицированное мировоззрение, прославляя правителя-деспота, поддерживало миф о божественном происхождении императора - "сына неба" . И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне, несмотря на свои исторические особенности, цари также неизменно возвеличивались. Их имена неизменно ставились рядом с именами богов. В массовом сознании правители наделялись всесильными деспотическими полномочиями в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных. Например, конфуцианство - господствующая идеология Древнего Китая - прямо переносило строй большой патриархальной семьи на все китайское общество, во главе которого стоял император.

Индуская политико-религиозная концепция богоугодного царя (дева-раджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей - охрана подданных. Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался опекуном всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией царей, согласно древнему политическому трактату Индии - Артхашастре, была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений. Весьма показательна в этом отношении одна из статей Законов Ману (3, глава VII): «Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается смеете с родственниками страны и власти».

Эти представления о благих деяниях правителей должны были поддерживаться их определенной деятельностью, которая была особенно присуща, например, Древнему Вавилону, с его практикой царских приказов - "мишарум", освобождающих бедняков от долгов; с нормами права, ограничивающими долговое рабство трехгодичным сроком; с установленными процентами ростовщического займа и пр. Характерно также, что усиление деспотических черт древневосточного государства происходит часто не в процессе борьбы с народом, а со знатью, с аристократическими и жреческими кругами и их сепаратистскими устремлениями. Усиление деспотических полномочий правителя сопровождалось активным правотворчеством, созданием писанных правовых судебников (Законы царя Билаламы из Эшнуны, Судебник Хаммурапи в Вавилоне, Законы царства Вэй в Древнем Китае и др.). Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.

Первые государства, первые очаги цивилизации сложились в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила за 3000 с лишним лет до н. э.,

Увеличение ПРОИЗВОДИ" телъносги труда и появление прибавочного про- дукта привели к рождению государства, классов, цивилизации.

Техника первобытного общества была столь низкой, что человек своим трудом мог прокормить только себя и свою семью.

При этом условии никаких классов и классовой эксплуатации быть не могло: нельзя эксплуатировать человека, который сам потребляет все, что производит. С появлением железных орудий производительность труда повысилась, появился прибавочный продукт, т. е. теперь человек мог добыть больше пищи, чем потреблял сам.

За счет этого прибавочного продукта теперь могли жить люди, которые сами пищу не добывали. Они могли заниматься наукой, искусством, ремеслами. И с появлением этого нового слоя людей прогресс человеческого общества ускорился. Но для того, чтобы эти люди могли существовать, надо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства. Таким образом, увеличение производительности труда и появление прибавочного продукта привело к рождению государства, классов, цивилизации.

Государства Древнего Востока существенно ашичапись от античных рабовладельческих государств. Эго быти государства с особой, азиатским, способом производства, с централизованной госуд арственной системой хозяйства.

Тигра и Евфрата, Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства принято называть государствами Древнего Востока.

Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные части, то окажется, что вся первая половина - это история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже этих двух отрезков.

В благоприятных климатических условиях и на плодородных почвах можно было получать значительный прибавочный продукт даже при низком уровне техники земледелия. Например, семья египетского крестьянина получала в 3 раза больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей,

Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств.

  • 1. На Востоке рабы не были главной производительной силой общества, т. е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.
  • 2. Земля на Востоке находилась в государственной или государственно-общинной собственности.
  • 3. Государство на Востоке имело форму “ восточной деспотии ”, т. е. полного бесправия жителейпередлицом государства.

Причины таких особенностей заключались в сохранении общинных отношений.

На Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий. Поэтому община сохранялась.

Оросительные системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государство стало верховным собственником земли. К тому же общинную землю легче сделать государственной, чем частную собственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-зем- ледельцев, и последние практически перестали быть свободными. В отличие от обычных рабов это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.

К. Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления - управление общественными работами. Для такого управления требовался мощный бюрократический аппарат. Следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность государства на все хозяйство страны. Иными словами, сложилась централизованная государственная система хозяйства.

Дискуссия о сущности этого способа производства время от времени вспыхивала в советской исторической науке, не выходя, впрочем, за пределы строго академических рамок. Одни считали, что это особая формация, другие - что это вариант рабовладельческого способа производства, третьи - что это затянувшийся переходный период от первобытно-общинного строя к классовому обществу, но официальная наука большей частью игнорировала особенности развития стран Азии.

Основные черты “азиатского способа производства” сохранялись на Востоке на протяжение всего европейского феодализма. И если считать, что там, в Азии, феодализм все же был, то он был особым, “восточным”, не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме.

В странах Древнего Востока не было частных феодальных владений, а крестьяне зависели от государства и государственных чиновников. “На всем Востоке, где земельным собственником является община или государство, в языке отсутствует даже слово “помещик”, - писал Ф. Энгельс. Территория государства была общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян - особой формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка. Строго говоря, там не было классов, потому что классами называются группы людей по их отношению к собственности. Вместо этого были касты, сословия - группы людей, которые различались по их положению в обществе и государстве. Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. “Древние общины там, где они продолжали существовать, - писал Ф. Энгельс, - составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма. Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития”.

Но экономическое развитие этих стран почти остановилось - это принято называть восточной стагнацией. И европейские народы за короткий срок обогнали Азию в экономическом развитии. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности подчинялись общественным - интересам общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община - это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаями.

Оказывается, совсем не слияние в единую общую массу (“общие даже слезы из глаз”) обеспечивает свободу и прогресс, а независимость личности, возможность распоряжаться собой и своим имуществом, возможность выбирать собственный путь, возможность иметь свое мнение и защищать свои взгляды. Ничего этого не было в общине при деспотическом государстве.

По дисциплине « История экономики»

«Экономика стран Древнего востока»

Введение

1. Экономика государств Месопотамии.

1.1 Сельское хозяйство.

1.2 Торговля и финансы

1.3 Строительство городов

2. Экономика Древнего Египта

2.2 Строительство

3. Экономика Древнего Китая

3.1 Земледелие

3.2 Ремесла и промышленность

3.3 Торговля

3.4 Строительство

3.5 Наука

4. Экономика Древней Индии

4.2 Наука

Заключение.

Введение

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - рас­пад родового строя, возникновение классов и древних рабо­владельческих обществ, создание государств, начало циви­лизаций и экономики, как организованной сферы деятель­ности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сель­ского хозяйства и выделение из него ремесел, возникнове­ние металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избы­точный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собст­венников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть при­надлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, от­стаивавших в борьбе с центральной властью свои права. Эта вечная борьба была лейтмотивом многотысячелетней истории государств планеты, истории их экономик.

1. Экономика государств Месопотамии

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на.юге, между Си­рийской степью на западе и горными районами Ирана на вос­токе (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

Особенностью экономики древнейших государств Месопо­тамии было сосуществование сельской общины с рабовладельче­ским хозяйством. Сохранение сельской общины обусловлива­лось спецификой природных условий. Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные раз­ливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требо­вали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений. Их строи­тельство было возможно лишь при соединении усилий многих людей. Все это сохраняло общину, которая из родовой стала сельской.

Климатические условия растениеводства вызывали необхо­димость создания системы осушительных и оросительных ка­налов, координации и объединения усилий людей из разных районов. Это уже было не под силу одной общине. Поэтому одной из причин раннего создания государства была необходи­мость объединения и координации труда многочисленных об­щин в области ирригации. Государство поддерживало в порядке всю ирригационную сеть, а общины - отдельные ее участки.

Строительство крупных ирригационных систем, храмов, дворцов, ведение дворцового и храмового хозяйства требовали увеличения рабочей силы. Источником ее были либо военно­пленные, либо местные жители, попадавшие в кабалу и стано­вившиеся рабами. Рабов покупали и продавали. Цена за раба колебалась от 14 до 20 шекелей серебром (шекель равнялся примерно 8 г серебра). Надо отметить, что рабство в древне­восточных государствах было еще неразвитое, во многом до­машнее. Кроме общинного и рабского использовался и наемный труд. Обедневшие общинники нанимались на работу к зажиточным и богатым людям.

Необходимость проведения значительных ирригационных работ привела к усилению роли государства в экономике стра­ны, и установлению формы землевладения. Первые цари захва­тывали часть общинных земель для себя и для священников. Так создавались дворцовые и храмовые хозяйства. Кроме того, царскими становились земли, захваченные в результате войн. В дальнейшем вся земля в государстве была объявлена принадле­жащей царю, который раздавал ее жрецам, чиновникам, воен­ным и придворным. Общины пользовались царской землей и за это несли в пользу царя повинности и платили налоги. Царские земли сдавались также в аренду, оформлявшуюся договором, в котором указывались объект аренды, размер арендной платы, время уплаты. Обычно арендная плата вносилась натурой, ча­стью урожая. Для стимулирования разработки це­линной земли арендатору разрешали платить за нее арендную плату навтором году аренды.Новые формы землевладения свидетельствовали о социаль­ном расслоении, о сосредоточении земли в узком кругу землевладельцев. Классовое расслоение характеризуют такие данные: верховный жрец получал 36 га земли, жрец - 18 га, чиновник - 15 га, мелкий землевладелец - от нескольких сотых до 2 га.

Недостаток пригодных для хозяйства земель, а также борьба за власть приводили уже в древнейшие времена к конфискации земли, когда цари, чтобы укрепить свою политическую власть и экономическую основу, нередко прибегали к секуляризации храмовыххозяйству забирая их земельные участки для своих нужд или передачи своим чиновникам и военным.

1.1 Сельское хозяйство

Основу экономики древневосточных государств составляло сельское хозяйство. На первых эта­пах развития древнего общества это было скотоводство. К западу от Евфрата простиралась Сирийская степь, которая создавала хорошие возможности для разведения овец, коз, крупного рогатого скота. Большие стада овец и коз стали основой получения сырья для тка­чества, а быки - рабочим скотом для земледелия.

Земледелию способствовали плодородные почвы, хороший климат. Но болотистые места в Месопотамии из-за ежегодных разливов Тигра и Евфрата требовали приложения большого труда в земледелии. Это же дало толчок развитию ирригацион­ного хозяйства, созданию орудий труда, сохи, позже - плуга. Приемлемый для растениеводства климат, упорный труд жите­лей давали хорошие урожаи.

Выращиваемый ячмень употреблялся не только для изго­товления муки для хлеба, но и на производство пива (примерно 40%), технология которого была разработана в Месопотамии примерно 3000 лет до н. э. Качество производства и цена про­дажи пива регулировались государством. Так, в кодексе Хамму­рапи было установлено, что лица, продающие пиво по завы­шенным ценам, наказывались сбрасыванием их в реку. Если торговцы не сообщали о своем занятии, тайно продавая пиво, то они могли быть приговорены к смертной казни.

1.2 Торговля и финансы

Создаваемая сначала в натуральном хозяйстве сельскохозяйственная и ремесленная избыточная про­дукция позволила начать ее обмен между производителями, затем в более широких масштабах - внутри страны, а позже вывозить за пределы государства. Об уровне торговли и наличии в стране уже в III тыс. до н. э. широких торговых связей свидетельству­ют дошедшие до нас тексты торговых договоров на продажу не только сельскохозяйственной и ремесленной продукции, но инедвижимости (земельных участков, домов).

Для обеспечения развитых экономических отношений, выпол­нения государством своих функций, а, следовательно, сбора на­логов вводятся денежная и налоговая системы. Сначала налога взимались натурой (скотом, зерном), затем в XX в. до н. э. стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков сереб­ра - шекели, вес которых составлял примерно 8 г.

Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызва­ли потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение за­емщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годо­вых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под своей контроль недвижимость заемщика. В Вавилоне в VI в. до н. э. уже была известна банковская династия «Эгиби и сыно­вья», в Ниппуре - династия Мурашу. Уже в то время банки по богатству превосходили не только храмы, но и в ряде случаев государство, сосредоточивая в своем владении земли, дома, скот.

1.3 Строительство городов

Быстрое выделение из сельского хозяйства ремесленного производства как самостоя­тельной отрасли послужило основой развития многочисленных городов, многие из которых возникли уже в IV тыс. до н. э. О большой плотности городского заселения свидетельствует близ­кое расстояние между городами. Например, крупные города Ларса и Урук находились в 24 км друг от друга. В 3000 г. до н. э. население Урука составляло примерно 50 тыс. человек.

Города стали административными, хозяйственными и куль­турными центрами. Градостроение послужило основой для раз­вития строительной техники. С древнейших времен для строи­тельства стал использоваться кирпич сырцовый, а затем обжи­гаемый в печах. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в начале III тыс. до н. э. возводить на искусственных насыпях (из-за заболоченности местности) большой величины массивные ступенчатые храмовые башни (зиккураты). Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. Он имел высоту примерно 60 м, во­семь ярусов спиралью под­нимались вверх. На вершине зиккурата был храм, отде­ланный золотом. Видимо, этот зиккурат стал основой библейской легенды о Ва­вилонской башне.

Обслуживание отраслей хозяйства требовало развития транспорта и транспортной сети. Для этих целей использова­лись естественные водные магистрали рек Тигра, Евфрата, многочисленные водные каналы. На суше прокладывались до­роги, по которым с древнейших времен перевозились товары на колесных повозках, запряженных мулами. Первое изображе­ние колесного транспорта, относящееся к IV тыс до н. э., най­дено на территории бывшего Шумера.

Месопотамия дала миру не только первые образцы граж­данской, но и военной техники и снаряжения. Примерно в 3000 г. до н. э. здесь появились боевые колесницы. В I тыс. до н. э. были созданы осадные механизмы - тараны. Это были деревянные башни на четырех - шести колесах, имевшие либо плоские, либо заостренные тараны для пробивания каменных стен и крепостных ворот. В III тыс. появились защитные дос­пехи, сделанные из кожи. Металлические шлемы стали исполь­зовать около 2500 г. до н. э. Около 1000 г. до н. э. здесь появи­лись первые чешуйчатые Панцири-кольчуги, сделанные из же­лезных колец.

Таким образом, уже в древнейшие времена экономика многих стран несла на себе груз производства вооружения, вынуждая эти страны искать внутри или за рубежом сырье, увели­чивать его добычу или покупку, отвлекая на вооружение мате­риальные и финансовые ресурсы.

2. Экономика Древнего Египта

Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Территория, на ко­торой создавалась египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, зажатую между пустынями Се­верной и Восточной Африки. Нил обеспечил существование людей в этой части планеты со времен древнекаменного пе­риода.

Земля принадлежала фараону, который жаловал их чиновни­кам, военачальникам, жрецам. Ирригационная система состояла из каналов, шлюзов, дамб, окружавших поля, и шадуфов, подъем­ных сооружений, подобных колодцам «журавлям», с помощью ко­торых воду поднимали на поля, расположенные выше водного уровня. Государственные чиновники были ответственны за разви­тие и содержание ирригационной системы, наблюдали за подъе­мом воды в Ниле. Государство проводило большие строительные работы по созданию каналов и водохранилищ. Уже в период Среднего царства была создана система регулирования движения воды из Нила в водохранилища, которая позволила создать боль­шой Фаюмский оазис, где был построен город Кахун.

2.1 Сельское хозяйство и промышленность

Недостаток пахотных земель стал причиной ограниченного разведенияскота, который приходилось выращивать встойловых условиях. Уже в период Древнегоцарства египтяне стали выводить племенной скот. Большое значение имело птицеводство, особенно разведение уток и гусей.

Основной отраслью сельского хозяйст­ва было земледелие. Выращивали главным образом ячмень, овощи, лен. Орудия труда в сельском хозяйстве Египта долго остава­лись примитивными. В основном это были мотыга, плуг, серп с кремневыми резцами, замененный позднее на металлический. Низкий уровень орудий труда объясняется дешевизной рабочей силы.

В Египте рано стала развиваться металлургия. Выплавлялись медь и свинец. Свинец добывался около Ассуана и на берегу Красного моря, медь - на Синайском полуострове и в Восточ­ной пустыне, золото - в Нубии и Восточной пустыне. Высо­кого уровня достигло ювелирное производство.

Наиболее быстро стали развиваться ре­месла в период Но­вого царства. В эту эпоху при дворцах фараонов, храмах соз­давались мастерские, в которых иногда ра­ботало до 150 человек. Появились новые спо­собы обработки золо­та: плетение золотых нитей, изготовление золотых цепочек, ков­ка и т. д. Древнеегипетские ювелирные и культовые изделия из драгоценных металлов украшают крупнейшие музеи мира.

В Египте впервые была разработана технология изготовле­ния материала для письма - папируса. Для этих целей с начала III тыс. до н. э. использовалось травянистое растение папирус, стебли которого разрезались на полоски и накладывались друг на друга. Перекрещенные слои сдавливались под прессом, а затем высушивались. Как писчий материал папирус использо­вался на Ближнем Востоке и в Европе даже в Средние века.

2.2 Строительство

Египтяне были искусными строителями. По величине компактно застроенной территории и по массивности ни одно из современных сооружений не пре­взошло египетской пирамиды. Из материалов, которые были использованы для строительства самой высокой египетской пирамиды, можно построить плотину вдоль Средиземноморского побережья Египта шириной в один и высотой в два метра. Что­бы привезти такое количество материалов по современным же­лезным дорогам Египта, понадобилось бы в четыре раза больше вагонов. Первые пирамиды стали строить еще в XXVII в. до н. э. О знании в те времена астрономии и геометрии свидетельст­вует тот факт, что все пирамиды имеют одинаковое направле­ние осей, а стороны пирамид сориентированы по странгм све­та, при этом отклонения от севера не превышают десятой доли градуса. Ежегодно строительные работы выполняли примерно сто тысяч человек, сменяемые через каждые три месяца. На­пример, пирамида Хеопса сооружалась 20 лет. Длина основания пирамиды 232,4 м, высота 146,7 м. Гробница сложена примерно из 2500 каменных плит, весом каждая 2,5 т. По расчетам Геро­дота, строительство этой пирамиды обошлось в 1600 талантов серебра (от 40300 до 60100 кг). Во времена Геродота за талант серебра можно было купить 3000 свиней.

Хорошие плодородные почвы Египта и мастерство земле­дельцев позволяли не только обеспечивать сельское население продуктами питания, но и создавать избыточный продукт. Раннее выделение из сельского хозяйства ремесел стало основой обмена между сельским и городским населением. Возникла внутренняя торговля. В то же время в стране не хватало металлов. Их приходилось покупать за рубежом либо пополнять ре­сурсы за счет завоеванных стран. Медь привозили из Аравий­ской пустыни и с Синайского полуострова, позднее с Кипра. Золото ввозили из Нубии. Лесоматериалы привозились из Ли­вана и Экваториальной Африки. Из Малой Азии привозили железо, из Месопотамии - бронзу, лазурит, а также лошадей.

Еще в период Древнего царства сложи­лись торговые пути из Египта в Нубию, на Синай, в Палестину и Сирию. В этот же пе­риод появились весовые металлические деньги в виде слитков. В период Нового царства в Египте уже широко применялась денежно-весовая единица - дебен, равная 91 г, который делился на десять равных час­тей. Крупные торговые сделки документаль­но оформлялись в особом присутственном месте, при свидете­лях, имена которых записывались в документах.

3 Экономика Древнего Китая

Самую крайнюю восточную часть Азии занимает Китай, на территории которого с древнейших времен сложилась своя самобытная цивилизация.

Китай - горная страна. Примерно 80% территории - горы и плоскогорья. Природные условия западной и восточной час­тей страны отличаются друг от друга. Западный Китай - это в основном гористая местность с резко континентальным клима­том. Восточный Китай, прорезанный долинами больших рек Хуанхэ и Янцзы, имеет мягкий климат, плодородные аллюви­альные почвы и хорошую растительность.

Благоприятные природные условия Восточного Китая по­зволили населению уже с времен неолита приручить различные породы животных и заниматься скотоводством, а затем и зем­леделием.

Успешное ведение сельского хозяйства зависело от дожде­вых осадков. Неравномерное распределение осадков нередко приводило к неурожаям и голоду. Поэтому уже в древние вре­мена китайцы создавали системы искусственного орошения. Но населению приходилось постоянно вести работы и по за­щите земель от наводнений. Особенность китайских рек - пе­риодические наводнения: лес, который, несут воды этих рек, оседая на дно, поднимает их уровень, что в сочетании с дожд­ливой погодой становится причиной затопления больших пространств. Естественно, для проведения таких работ родам, а затем племенам приходилось объединять свои усилия. Все это стало причиной раннего создания древнекитайского государства.

Как и в других странах древности, в основе экономики Древнего Китая была сельская община. На фоне постоянной борьбы между вольными общинниками и родовой и племенной верхушкой общинные земли захватывались племенными вож­дями. С образованием государства, появлением вана (царя), его двора, чиновников, военачальников этот процесс ускорился. Часть общинников, лишившихся своих наделов, попадала в рабство, рабами становились пленные, которые трудились на полях и в домах вана и богатых людей.

В древнекитайском государстве ван был не только верхов­ным светским правителем, но и первосвященником. Более то­го, он был «сыном неба», т. е. обожествлялся. Все, что было на земле, - принадлежало ему. Земли сельских общин также при­надлежали вану. В сельской общине земли делились на участ­ки, один из которых обрабатывался сообща членами общины для общественных нужд. Сначала работы проводились на об­щественном участке, а затем на семейных. Кроме того, общин­ники платили налоги.

Ван раздавал земли с жившими на них общинниками своим чиновникам, военачальникам. В первую очередь он передавал им земли, захваченные в ходе войн. Главным образом это были земли кочевников, которых китайцы называли презрительным словом, подобным слову «варвар» у греков. Ван дарил своим людям рабов целыми родами, селениями.

Рабов также покупали, обменивали. Например, имеется за­пись об обмене пяти рабов на лошадь и моток шелка.

По мере развития древнекитайского государства создавался чиновничий аппарат. Во главе этого аппарата был помощник вана. Ему подчинялись три чиновника, руководивших тремя главными ведомствами. Первое ведомство осуществляло надзор за хозяйственной жизнью страны, т. е. за сельскохозяйствен­ными работами, торговлей, ценами на рынках и т. д. Второе - руководило войском. Третье - ведало всем земельным фондом и ирригационной системой страны. Позднее появились другие ведомства, руководившие судами, управлявшие царским двор­цом и поместьями и, наконец, ведомство, осуществлявшее ор­ганизацию религиозного культа. В свою очередь, каждое из ве­домств имело штаты своих чиновников по всей стране.

Для содержания вана, его двора, войска и чиновничества средства с населения собирались в виде налогов. Самым важ­ным был налог на пахотные земли. Он собирался в виде деся­тины с урожая. Налог с гор и озер взимался в размере четвер­той части от полученных здесь доходов. Торговцы платили сбо­ры за место на рынке, при заключении торговых контрактов. Позднее, в эпоху Хань, для увеличения доходов казны были введены монополии на соль и железо.

3.1 Земледелие

Ведущим видом деятельности населения Древнего Китая было сельское хозяйство. В Западном Китае на плоскогорье развивалось ското­водство. В Восточном Китае в долинах рек главным было зем­леделие. Выращивались просо, ячмень, пшеница, позже глав­ной культурой, завезенной с юга, стал рис. Орудиями труда бы­ли мотыга, затем появился плуг.

Видя в земледелии основу экономики, государство уделяло ему главное внимание и заботу. Труд земледельца был окружен ореолом святости. Ежегодно ван как первосвященник весной открывал церемонию начала сельскохозяйственных работ, идя за плугом, проводил первую борозду, осенью он же первым пробовал хлеб из зерна нового урожая. О высоком значении сельского хозяйства свидетельствует тот факт, что в гробницы знатных китайцев помещали не только оружие, но и мотыгу.

Большое внимание уделялось агротехнике. Уже в эпоху Чжоу появляется система смены полей, при которой земельный участок делился на три части. Две части засевались, а третья год отдыхала под паром. Китайцы первыми стали применять органические удобрения и вести борьбу с вредителями сельско­хозяйственных растений.

Высокий уровень знаний агротехники позволял китайцам получать хорошие урожаи продовольственных и технических культур. Китайцы первыми стали заниматься шелководством. Уже в эпоху государства Шан разводили гусениц тутового шел­копряда. Для этого выращивали тутовые деревья, листьями ко­торых кормили гусениц. Куколку шелкопряда убивали паром, затем кокон увлажняли солью и сушили, потом его разматыва­ли на деревянную раму, получая шелковую пряжу.

3.2 Ремесла и промышленность

Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли вы­сокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высо­кокачественной белой глины - каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом - глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный крут. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искус­стве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.

Уже в первых китайских государствах правители придавали большое значение развитию ремесел. Для этого создавались государственные мастерские, где применялся наемный и раб­ский труд. Мастерскими ведали особые чиновники. Талантли­вые мастера и изобретатели высоко ценились и поощрялись. Все это способствовало изобретательству, развитию техники. Именно Древний Китай дал миру ряд научных открытий и тех­нических изобретений, оказавших большое влияние на разви­тие науки, техники и экономики.

Больших успехов добились китайские ремесленники в об­ласти металлургии. Высокохудожественные и качественные из­делия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхи­щают мир.

Изобретение в Китае технологии получения шелковых ни­тей дало толчок к резкому повышению уровня ткачества. Тон­кая шелковая нить тре­бовала изменения техно­логии ткацкого дела. Китайские мастера изо­брели ткацкий станок, работающий на основе водяного колеса. К X в. до н. э. китайский шелк стал поступать в страны Запада и в Еги­пет. Китай был мировым шелковым монополистом, так как в тайне держал технологию производства шелковых ни­тей и ткачества. Лишь в Средние века удалось контрабандным путем вывезти гусениц тутового шелкопряда в Византию. Китайцы также были первыми в изготовлении ткани из асбеста, не горящей в огне. Эта ткань использовалась для изготовления фитилей для ламп.

Для ремесел необходимо было сырье, что требовало разви­тия горнорудного дела. Добывали не только руды металлов, но и уголь. Уже во времена государства Хань в Китае были уголь­ные шахты глубиной до 50 м, имеющие боковые штреки. Уголь использовался в мастерских, кузницах.

Другим энергоносителем был природный газ. Впервые ки­тайцы стали применять природный газ в производстве соли. В целях безопасности газ смешивался с воздухом и использовался как топливо для выпаривания соляного рассола. Уже в 500 г. до н. э. китайцы стали вести буровые работы в поисках подземных соляных растворов. В IV в. н. э. велись буровые работы на по­иск и добычу газа. Сначала копался котлован до твердой гор­ной породы, затем велись буровые работы с помощью бура с чугунной головкой. Соляной промысел был государственной монополией.

Газ использовался не только в производстве соли, но и для отопления. Для этого из бамбука делались трубопроводы. На­пример, в провинции Сычуань в ГУ в. н. э. газ доставлялся та­ким образом на расстояние «дня пути от колодца».

3.3 Торговля

Рост объема избыточного продукта привел к появлению сначала меновой торговли, а затем и денежной. Развитие внутренней торговли обусловливалось не только разделением сельскохозяйственного и ремесленного производства, но и обособлением скотоводческих и земледель­ческих районов. В качестве денег в эпоху Шан сначала исполь­зовались привозимые из южных стран раковины моллюска кау­ры. Затем появились металлические деньги.

Следует отметить, что в Китае были впервые сделаны по­пытки по замене металлических денег на казначейские билеты. В эпоху династии Хань в результате постоянных войн с гунна­ми казна опустела и император У-Ди стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя в виде квадратов с ри­сунками. Каждый квадрат был равен 400 тысячам медных мо­нет. Позднее эта идея была возрождена в Китае примерно в 800 г. н. э., когда стали печатать денежные знаки из бумаги. Для сравнения можно заметить, что в Европе первые бумажные деньги появились в 1601 г. в Швеции.

В каждом городе были рынки. Государство регламентирова­ло торговлю. Государственными актами устанавливались каче­ство и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварта-лы по видам товаров. За организацию и контроль работы рын­ков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами.

Будучи страной с высокоразвитым ремесленным производ­ством и мировым монополистом в изготовлении ряда товаров (шелк, фарфор), Китай вел обширную торговлю с соседними странами. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию. Оттуда - в Сирию и Римскую империю. На востоке ки­тайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского по­луострова. В Китай ввозились драгоценные металлы и камни, ковры, лошади, верблюды, медь, кораллы и др. Внешняя тор­говля была важным источником доходов как государственной казны, так и развитого слоя купечества.

3.4 Строительство

Развитие ремесел и торговли обусловливало рост городов. Города создавались как админи­стративные центры, крепости. Со временем они становились экономическими центрами страны. Накапливаемые в казне средства позволяли вести обширные государственные строи­тельные работы.

В стране велись большие работы по строительству иррига­ционных сооружений. Они были предназначены не только для орошения и защиты от наводнений, но и в качестве транс­портных магистралей.

Но, естественно, самым грандиозным не только в Китае, но и во всем Древнем мире было сооружение Великой Китайской стены, строительство которой началось в IV в. до н. э. с целью защиты северных границ страны от кочевников. Сначала это были земляные валы, затем кирпичные стены и башни. Протя­женность Великой Китайской стены 3400 км, длина боковыхответвлений 2700 км. Ширина стены до 5 м, а высота до 12 м. В стене встроено 25 тыс. башен.

3.5 Наука

Подобный уровень состояния сельского хозяй­ства, ремесел и строительства возможен был лишь при очень высоком для своего времени развитии науки и техники.

Уже в середине II тыс. до н. э. в Китае появляется пись­менность в виде иероглифов-пиктограмм (картинок). Отдельные слова обозначались рисунками. Затем иероглифы стали обозна­чать понятия.

Потребности повседневной жизни вызвали появление зна­ний в области математики. В эпоху Шань китайцы уже облада­ли знаниями в геометрии, в частности, они знали свойства прямоугольного треугольника и т. д.

Исторический фон, на котором происходили развитие древнекитайского общества, экономики и культуры, выдаю­щиеся достижения древнекитайских земледельцев, ремесленни­ков, строителей, ученых и изобретателей, был неспокойным - классовые противоречия, народные восстания, экономические кризисы не раз потрясали Древний Китай.

Уже в период государства Чжоу в 842 г. до н. э. восставшие бедняки и рабы взяли штурмом дворец и прогнали царя Ли и чуть не убили его сына. В III в. до н. э. восставшие крестьяне захватили столицу, свергли царя из династии Цинь, а их пред­водитель Лю-Бан основал новую династию Хань. Первые пра­вители из этой династии снизили налоги и уменьшили трудо­вые повинности населения страны. Однако дальнейшее усиле­ние классового и экономического угнетения вынуждало людей продавать детей в рабство, чтобы выплатить свои долги. Беззе­мельные крестьяне вынуждены были брать в аренду землю и отдавать арендодателю 50% урожая. Такой высокий уровень арендной платы вел к закрепощению свободных людей. Все это вызывало крестьянские восстания.

В 8 г. н. э. в результате крестьянского восстания к власти пришел ван Ман. Он провел ряд реформ: земли крупных зем­левладельцев были конфискованы и перераспределены, круп­ное землевладение ограничено, продажа земли и рабов запре­щалась, на рынках были установлены твердые цены. Государст­во устанавливало контроль над производством и торговлей. Однако через несколько лет эти реформы были отменены. Не улучшило положения населения страны восстание «Желтых тюрбанов», которое произошло в 184 г. и было подавлено.

Однако неразумная эксплуататорская политика правящих сословий Древнего Китая, и как ее результат, - народные вос­стания подточили экономическую, и, следовательно, военную мощь государства Хань и оно пало под натиском кочевников.

4. Экономика Древней Индии

Среди цивилизаций и древних государств, возникших на планете, особое место занимает индийская цивилизация, ока­завшая огромное влияние на развитие экономики и культуры всей Юго-Восточной Азии.

С древнейших времен полуостров Индо-государств, развитие стан был заселен человеком - племенами экономики дравидов. Ареал их обитания с севера был ограничен Гималаями, с запада и востока - водами океана. Такая отгороженность от внешнего мира выразилась в само­бытности населения и его культуры. Для обитания людей наиболее благоприятными районами были долины рек Инда и Ганга и их притоков. Жаркий климат и недостаток осадков требовали орошаемого земледелия, что в свою очередь вынуж­дало людей объединяться для проведения ирригационных работ.

Уже в III тыс. до н. э. коренным населением на севере по­луострова были созданы государства и города Мохенджо-Даро и Хараппа, раскопки в которых свидетельствуют о высоком уровне экономики и культуры местных жителей.

Развитой была и торговля. Об этом свидетельствуют остатки крытого большого рынка с постоянными прилавками, найден­ные гири, большие складские помещения. Жители имели свою иероглифическую письменность. Существовали торговые связи с государствами Месопотамии, на территориях которых были найдены печати с древнеиндийскими письменами.

Основным занятием населения было земледелие. Выращива­лись пшеница, ячмень, овощи. С древнейших времен (V тыс. до н. э.) здесь стали культивировать хлопок, а с IV тыс. до н. э. - сахарный тростник. Для обработки почвы использовался плуг с кремневым лемехом. Земледельцами были свободные общинники, с которых взимались в пользу царя натуральные налоги. В хозяйстве царя, храмов, крупных землевладельцев применялся труд рабов.

Высокого уровня достигли ремесла. В керамическом произ­водстве использовался гончарный круг. Сосуды и кирпичи об­жигались в специальных печах. Добывались медь, олово, сви­нец, золото и серебро.

В середине II тыс. до н. э. древние государства Индии были покорены племенами ариев, спустившимися с гор Гиндукуша. Арии были кочевниками, скотоводами, которые в поисках но­вых пастбищ захватили сначала долину Инда, а затем и Ганга. Экономический и культурный уровень ариев был ниже завое­ванных ими народов. Они разрушили древние города. Культура земледелия также пришла в упадок. Главным видом деятельно­сти долгое время было кочевое скотоводство.

Со временем арии стали заимствовать у коренного населения культуру земледелия. Население жило семейными общинами, с общесемейной собственностью. Постепенно семейные общины превращались в сельские, управляемые сельскими старостами.

Земля находилась во владении общин. По мере имуществен­ного расслоения в общинах появилось право частного вла­дения землей.

Войны давали военно­пленных, которые станови­лись рабами и трудились у зажиточных членов общин. Из числа зажиточных выбирались должностные лица, управлявшие хозяйством об­щины или руководившие военными действиями.

4.1 Сельское хозяйство и ремесла

Главным занятием населения было сельскоехозяйство. Сохранились сельские общины.Свободные общинники совместно владели и обрабатывали землю. Общинники несли в пользу царя трудо­вые повинности - один день в месяц (постройка дорог, кана­лов, другие строительные работы) и платили натуральные на­логи - 1/6 часть урожая.

Но с развитием имущественного расслоения в общинах все большая часть общественной земли сосредотачивается в руках богатых людей, а бедняки вынуждены брать у богатых земли в аренду. Расширению частного землевладения способствовала раздача царем земли брахманам, чиновникам, военным. Зе­мельные участки стали продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата, как и царские налоги, взималась натурой. В стране стал выращиваться рис. Появилось шелководство. Даль­нейшее развитие получило хлопководство.

С развитием производительных сил в стране вновь стали воз­рождаться ремесла. Ремесленники стали специализироваться по видам ремесел, объединяться в особые группы. Как правило, ремесленники одного из видов ремесел заселяли свою часть города и занимали свою часть рынка.

Наиболее быстрыми тем­пами развивалось ткачество. Ткани ткались из хлопка, шерсти, льна, шелка. Хло­пок, как сырье и готовые ткани, был предметом ин­дийского экспорта в сосед­ние страны. Развивались ме­таллообработка и деревооб­работка.

С развитием ремеселстали быстро расти города. Экономическими центрами страны стали Варанаси, Шравасти, Паталипутра, Ванга, Калинга. С появлением морского судоход­ства на берегах морей строятся порты Дантапура и Рорука. Торговые связи устанавливаются с Китаем, Бактрией, государ­ствами Юго-Восточной Азии и даже с Сирией и Египтом.

4.2 Наука

Расцвету экономики Древней Индии в VI - III вв. до н. э. способствовало расширение научных знаний и культуры. Знания систематизировались в области ас­трономии» математики, медицины.

Государство, заботясь о развитии науки, организует универ­ситеты. Так, э VII в. в Наланде действовал крупный научный центр, где обучалось 10 тыс. студентов. Для поступления в этот университет сдавали экзамены. Уровень требований был таков, что 80% поступающих отсеивались. Университет был настолько престижен, что некоторые лица выдавали себя за выпускников этого учебного заведения. В целях поддержания авторитета вы­пускников им стали выдавать сертификаты с глиняными печа­тями об окончании этого университета.

Заключение.

Древний Восток не случайно явился той частью земно­го шара, где впервые был осуществлен переход к классово­му обществу, появилась государственность. В древневос­точном регионе раньше других областей северного полуша­рия возникли условия для развития человеческой цивили­зации. В то время как почти весь европейский континент еще покрывали густые леса и лишь кое-где, отдельными островками, были разбросаны стоянки первобытных охот­ников, на Древнем Востоке уже начинала расцветать до­вольно высокая по тому времени материальная культура. Все первые значительные государства, все первые организованные общества возникали вдоль больших судоходных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. Этими цивилизациями были шумеры - жители Междуречья, египтяне из долины Нила, жители долины Инда и китайцы. Всех их в первую очередь объединяет то, что они появились практически в один и то же исторический период, представители этих цивилизаций имели как много общих, так и различных черт развития общества. Земледелие - одна из самых важных отраслей хозяйствен­ной деятельности - стало развиваться в древневосточных странах раньше и быстрее, чем в других районах земного шара. Этому способствовал теплый климат, наличие плодо­родных речных долин, легко обрабатываемой почвы. Быст­рое же развитие земледелия позволило поднять другие от­расли хозяйства и производительные силы в целом на та­кой уровень, который и обусловил деление общества на классы и возникновение первых государств.

Страны Древнего Востока явились ранними рабовла­дельческими государствами. Одной из наиболее отчетливо выраженных особенностей их хозяйственного строя явля­лось сосуществование элементов хозяйства, свойственных первобытно - общинному способу производства, с элементами хозяйства, присущими классовому рабовладельческому обществу. Пережитки первобытно - общинного строя в стра­нах Древнего Востока были весьма сильны, их экономика была густо оплетена отношениями; характерными для пер­вобытного общества.

Убедительным проявлением этих пережитков явилось длительное сохранение и устойчивость общины, правда, уже не кровнородственной, а сельской, территориальной, что было важной особенностью экономического строя древне­восточных государств. Дело в том, что земледелие здесь, в силу недостаточных осадков и длительных разливов рек, остро нуждалось в создании искусственных осушительных и оросительных каналов, т. с. требовало для своего развития в качестве обязательного условия осуществления целого комплекса мероприятий, связанных с ирригацией. Строи­тельство же ирригационных сооружений было под силу только группе (и причем значительной) людей, которая в то время могла функционировать лишь в форме общины.

Более развитым стало земледелие - основная отрасль хозяйства древневосточных стран. Крупнейшим достижени­ем явилось создание сложной ирригационной системы с разветвленной сетью каналов и искусственных водоемов. В Древнем Египте была создана так называемая бассейно­вая система орошения. Поля были ограждены земляными дамбами; когда на них из оросительных каналов пускали воду, они превращались в небольшие бассейны. В системе ирригации Древнего Египта большую роль играли водо­подъемные сооружения - шадуфы («журавли»), при помо­щи которых вода подавалась уступами на более высокие поля, а также искусственные водохранилища.

Все более важное место в хозяйстве народов Древнего Востока занимает ремесло. Древневосточные ремесленники добились успехов в текстильном, гончарном и кузнечном производствах, в обработке дерева, камня, кожи, слоновой кости, драгоценных металлов - золота и серебра. В Египте было освоено производство папируса, использовавшегося для письма. Получило развитие кораблестроение, особенно в Египте и Финикии. Стала развиваться военная техника - появились осадные орудия и боевые колесницы. Весомую лепту Древний Восток внес в строительное дело. Рацио­нальная организация массового применения труда и жесто­кая эксплуатации строителей - свободных общинников и рабов - позволили соорудить огромные дворцы и храмы, грандиозные пирамиды.

Более заметно стала развиваться торговля, главным об­разом внешняя (со странами Средиземноморья). Возникли первые металлические деньги в форме медных, серебряных и золотых слитков и монет.

Вышеизложенные факты дают возможность сделать вывод о том, что народы первых цивилизаций развивали торговые отношения между собой. Известно, что торговля, а тем более международная - есть свидетельством развития хозяйства, а значит экономического развития общества.

На территории древнего Шумера были найдены амулеты, раковины и жемчужины, происходящие из Индии. Следовательно, эти два древних народа торговали друг с другом, к тому же, судя по всему, без посредников. Но кажется более правдоподобным, что торговля между обеими странами происходила через посредство кораблей, отправлявшихся от берегов Индии и к ним же возвращавшихся. Одно время продажей отправляемых в Шумер товаров, например, слоновой кости, возможно, занималась постоянная индийская купеческая колония.

Возникло дорожное строительство: первые в мире мощенные камнем дороги начали строить в Ассирии. Развивалась военная техника, появи­лись боевые колесницы и осадные орудия.

С распространением торговли появились первые металлические деньги в форме медных, серебряных и золотых слитков определенного веса. О значительных сдвигах в развитии культуры свидетельствовали создание в странах Древнего Востока письменности, появление зачатков ряда наук: математики, астрономии, медицины.

Список литературы

1. Дж. М. Робертс. Доисторическое время и первые цивилизации. Иллюстрированная история мира в 10 томах. Том 1. – М.: БММ АО, 1998.

2. Поляков Г. Б. История мировой экономики. – М.: АСТ-пресс, 1998.

3. Экономическая история капиталистических стран.: (Учебное пособие для экон. фак. Вузов). – Высшая школа, 1985.