Причиной государственного регулирования рынка труда является. обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления колдоговорных процессов согласования и регулирования социально-трудовых отношений. На молод

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

Программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.

Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

Программы содействия найму рабочей силы.

Правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

Цели государственного регулирования рынка труда:

Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

Создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

Активной - создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

Пассивной - поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

Стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

Организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

Развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

Содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

Государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам;

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

Обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

Бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат - обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность - от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда - специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Государственная политика в области занятости в России

Государственная политика занятости населения - система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.

Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

Развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

Совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

Обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

Повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

Поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

Организация общественных и временных работ.

Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

Бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;

Компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;

Выплату пособия по безработице;

Возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с безработицей - один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Сфера труда и занятости -- важнейший элемент народнохозяйственного механизма -- охватывает подавляющее большинство экономически активного населения, именно в ее рамках осуществляется использование трудового потенциала общества. В зависимости от того, насколько гармонично протекают процессы формирования занятости, общество может реализовать основные резервы экономического роста.

Рынок труда -- важнейший элемент народнохозяйственного рынка, что обусловливает важность изучения основных закономерностей его формирования и функционирования. Именно в его рамках реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства -- рабочей силы. Рынок труда предопределяет степень эффективности использования труда наемных работников, которые поставляют в производство основную массу рабочей силы. Отсчет времени начала внедрения рыночных отношений в сферу труда в России начался с принятия в 1991 г. Закона РФ «О Занятости населения в Российской Федерации», который впервые ввел в практическую деятельность государственных органов управления трудом такие понятия, как безработица, рынок труда, неполная занятость. Отказ государства от принципа полной занятости и практических действий по ее достижению означал для целых поколений россиян необходимость изменения своего поведения в сфере социально-трудовых отношений. Регулярно вносимые (начиная с 1996 г.) в названный закон изменения и дополнения повышали ответственность граждан за самостоятельное решение проблемы трудоустройства, что выразилось в постепенном ужесточении критериев и признаков, необходимых для признания человека безработным; в сокращении сроков и размеров выплаты пособий по безработице. Тем самым государство обозначило окончание своеобразного адаптационного периода перехода от полной гарантированной занятости к рынку труда.

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента:

1) человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;

2) природные способности, которым соответствует рента на эти способности;

3) чистый труд.

Все элементы вместе характеризуют труд в общепринятом смысле, а первые два - человеческий капитал.

Главное отличие человеческого капитала от вещественного капитала состоит в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности.

Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и многое другое. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. Из этой теории следует, что: индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон; длительное обучение сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок; чем больше накоплено человеческого капитала, тем дороже обходится человеку потеря заработков; поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; с увеличением объема вложений повышается степень риска.

1. Государственное регулирование рынка труда

занятость труд государственный капитал

Рынок труда - это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд - это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.

2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).

3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).

4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).

2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда - это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость - 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. - по соглашению, в отпусках - 174 тыс., неоплачиваемые отпуска - 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью - 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.

2. Сокращение продолжительности безработицы.

3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии - 22%. Наряду с этим в Москве - 0,8%, а в Санкт- Петербурге - 0,7%. В Ставропольском крае - 15%.

4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

1. Установление МРОТ.

2. Пособие по безработице.

3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.

4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.

5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.

Экономические - в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

1. Снижение налогов.

2. Увеличение государственного заказа.

3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.

2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.

3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.

4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.

5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

2. Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала в настоящее время является одной из популярных и распространенных теорий, раскрывающих механизм воспроизводства трудового потенциала. Она показывает зависимость доходов отдельных индивидов, предприятий и общества в целом как от природных, так и от приобретенных способностей людей, их знаний, умений и навыков. Ключевые положения этой теории были сформулированы еще А. Смитом. В целостном виде эта теория разработана во второй половине XX в. в работах американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера, удостоенных Нобелевских премий по экономике.

Широкая популярность теории человеческого капитала объясняется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся те изменения, которые произошли в структуре совокупного работника (совокупной рабочей силы). В условиях НТР и постиндустриальных трансформаций именно знания становятся главным источником экономического роста, а реализация человеческого потенциала - важнейшим условием достижения успехов в экономическом развитии, в конкурентной борьбе на всех уровнях (микро-, мезо- и макроуровнях). К субъективным факторам следует отнести широкую популярность методологии неоклассического анализа, представленного современным «Экономиксом». Появление теории человеческого капитала означает дальнейшее расширение сферы применения этой методологии, т.е. распространение рыночных принципов и критериев оценок для анализа различных явлений общественной жизни. Сам Г. Беккер объясняет это следующим образом: «Я пришел к выводу, что рыночный подход является всеобъемлющим, он применим ко всему. К человеческому поведению... к поведению богачей и бедняков, пациентов и врачей, бизнесменов и политиков, учителей и учащихся».

Сторонники теории человеческого капитала применяют рыночные критерии оценок практически ко всем сторонам жизнедеятельности человека. С точки зрения Т. Шульца и Г. Беккера, каждый индивид, принимая какое-либо судьбоносное решение в своей жизни (получение образования, создание семьи, появление детей, развод и др.), руководствуется критерием наибольшей выгодности, постоянно сопоставляя связанные с ним возможные выгоды и дополнительные издержки.

Человеческий капитал включает в себя набор различных составляющих, которые формируют способность индивида к труду и, следовательно, к получению определенных доходов. Эти составляющие могут быть даны самой природой (т.е. передаваться генетически) или быть результатом целенаправленных усилий, предпринимаемых как со стороны самого индивида, так и общества в целом. Данные способности являются своеобразным капиталом индивида.

Сторонники марксистской теории считают, что необходимо разграничивать, с одной стороны, реализацию способностей человека к труду как предпосылку любого процесса производства, а с другой - их реализацию в условиях капиталистического производства, когда индивидуальная способность к труду отчуждается от работника путем купли-продажи, приобретая форму переменного капитала, и как таковая принадлежит предпринимателю. Таким образом, сторонники марксистской экономической теории рассматривают человеческий капитал как социально- экономическую форму человеческого фактора, используемого предпринимателями в качестве главного элемента производительного капитала. Следовательно, в марксистской теории категория «человеческий капитал» - это современный аналог категории «переменный капитал», отражающий новый этап развития экономических отношений между предпринимателями и наемными работниками в условиях НТР, превращения знаний в решающий фактор экономического роста.

Представители марксистской экономической теории считают, что инвестиции в человека при всей их важности формируют лишь способности человека к труду, однако проявляются они только в самом процессе труда. Вне этого процесса такие инвестиции не могут обеспечивать никакой отдачи.

Сторонники теории человеческого капитала дают принципиально иную трактовку этого понятия. Ее отличие от марксистской теории сводится к двум ключевым моментам.

Во-первых, в рамках теории человеческого капитала происходит фактическое отождествление данного понятия с высококвалифицированной рабочей силой. При таком подходе человеческий капитал исследуется вне какой-либо связи с системой производственных отношений современной рыночной экономики, базирующейся на наемном труде.

Во-вторых, в качестве источника эффекта от человеческого капитала рассматриваются инвестиции как таковые, а не процесс труда и производства.

Сторонники теории человеческого капитала подчеркивают, что в отличие от наемного труда, который продается и покупается, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования, развития и воспроизводства. Источниками таких инвестиций служат затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан. По мнению Г. Беккера, человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. В настоящее время, по имеющимся оценкам, в экономически развитых странах доля инвестиций в человеческий капитал превышает долю инвестиций в объекты физического (вещественного) капитала. В экономической литературе встречается множество определений человеческого капитала. Нам представляется наиболее полным и точным следующее его определение. Человеческий капитал - это сформированный в результате соответствующих инвестиций и накопленный индивидом определенный потенциал здоровья, знаний, умений и навыков, а также социальных характеристик (духовных, нравственных качеств, ценностных ориентаций)у который используется в условиях рыночной экономической системы в различных сферах общественного производства, обеспечивает повышение производительности труда, эффективности производства, национальной конкурентоспособности и оказывает влияние на величину доходов данного индивида.

Человеческий капитал представляет собой единство трех составляющих:

Капитала здоровья;

Капитала образования;

Капитала культуры.

В экономической литературе выделяются следующие особенности человеческого капитала:

1. Права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы другому лицу.

2. Затраты на образование связаны с уменьшением свободного времени индивида.

3. Измерение величины человеческого капитала в зависимости от произведенных затрат невозможно осуществить с такой же степенью точности, как для вещественного (физического) капитала.

4. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрения, от общего уровня его культуры.

Наибольшее число работ в области теории человеческого капитала связано с исследованием эффекта инвестиций в сферу образования. Эти инвестиции осуществляют разные субъекты на различных уровнях (сам индивид, фирмы и общество в целом). Индивид, принимая решение об осуществлении инвестиций в сферу образования, постоянно сопоставляет две величины: затраты, которые он должен осуществить в настоящем, и доходы, которые он рассчитывает получить в будущем.

Издержки на получение образования делятся на две группы:

1. Прямые - непосредственные затраты на получение образования.

2. Косвенные - упущенные выгоды (возможности); речь идет о тех доходах, которые могли быть получены индивидом, если бы он работал, а не учился.

По оценкам экспертов, вторая группа издержек по своей величине превышает первую.

Чем больше число лет использования человеческого капитала, тем более высока оценка получаемых выгод от его применения.

Статистика также свидетельствует о том, что, чем выше уровень квалификации работника, тем более высоким является возрастной порог, по достижении которого начинается снижение доходов. В соответствии с рекомендациями Всемирного банка реформы в сфере образования во все большей степени опираются на концептуальную основу теории человеческого капитала. Речь идет о коренном изменении представлений о характере затрат на образование. Они стали рассматриваться не как потребительские расходы, а в качестве одного из направлений инвестиций в человеческий капитал, которое увеличивает будущий поток доходов человека, фирм и общества. Образование характеризуется как сфера производства и инвестирования со стороны заинтересованных в ее продукте субъектов, обеспечивающая эффект в форме более высокого дохода (для домохозяйств), повышения прибыли (для бизнеса), ускорения темпов экономического роста и решения актуальных социальных проблем общества (для государства). Расчеты показывают, что рентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического.

На протяжении длительного периода образование в странах с развитой рыночной экономикой в основном финансировалось государством. Идеология нелиберальной глобализации требует отказа от доминирования государственного сектора в сфере образования. Влиятельные международные экономические организации в последнее время активно выступают за свободное действие рыночных механизмов в сфере высшего образования, за сокращение бюджетных ассигнований, оказывая при этом определенное давление на правительства отдельных стран. Примерами такого давления служат рекомендации Маастрихтского соглашения по сокращению бюджетных дефицитов и рекомендации Всемирного банка по увеличению доли частного сектора в финансировании высшего образования, в первую очередь, самих студентов.

Анализ статистических данных по различным странам мира позволяет выявить следующую закономерность: чем выше в стране уровень дифференциации доходов в зависимости от уровня образования, тем больше выгоды домохозяйств и их заинтересованность в частных инвестициях в образование, тем значительнее доля населения в финансировании высшего образования.

Глобализация обусловливает появление и ускоренное развитие новых структур в системе высшего образования (прибыльные и бесприбыльные образовательные корпорации, различные провайдеры высшего образования, в том числе корпоративные и виртуальные университеты). Следует также иметь в виду, что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют существенно расширить доступ к высшему образованию, что имеет огромное значение для молодежи в развивающихся странах. Эти технологии обеспечивают существенное сокращение затрат на обучение студентов. Процесс глобализации создает благоприятные экономические предпосылки для развития транснационального образования. Международный союз транснационального образования под транснациональным образованием понимает любую преподавательскую деятельность, связанную с обучением, во время которой студенты находятся в стране (принимающая страна), отличной от той, в которой находится учебное заведение, предоставляющее образование (родная страна). Определяющим признаком транснационального образования является пересечение государственных границ не студентами, как было ранее, а преподавателями и/или учебными материалами.

Весьма важен вопрос об экономической природе доходов собственника человеческого капитала. Источник более высоких доходов высококвалифицированных наемных работников в капиталистической экономике марксистская теория видит в их способности создавать в каждую единицу рабочего времени большую величину стоимости (а значит, и прибавочной стоимости) для предпринимателя.

Многие сторонники теории человеческого капитала считают, что доход его владельца имеет рентный характер. Речь идет о том, что индивид, получивший образование, становится собственником двух факторов: труда и человеческого капитала. Соответственно, заработная плата владельца человеческого капитала состоит из двух частей: оплаты простого неквалифицированного труда и рентного дохода от вложения в человеческий капитал. Иначе говоря, человеческий капитал по существу представляет собой капитализированную стоимость рабочей силы.

Данная точка зрения является спорной, поскольку далеко не всякий доход высококвалифицированного работника можно рассматривать как рентный. Согласно экономической теории, рентным считается доход, получаемый собственником благ, предложение которых ограничено по сравнению со спросом. При таком подходе рентным можно признать только доход узкой группы лиц, обладающих уникальными способностями (артисты, скульпторы, ученые, изобретатели и т.д.). Что касается основной массы высококвалифицированных работников, их доходы нельзя рассматривать как рентные, поскольку нельзя говорить о том, что они являются собственниками ограниченных благ. В то же время в условиях современной рыночной экономики действительно существует реальная возможность как монополизации отдельных сфер деятельности, так и ограничения доступа к получению высшего образования. В результате доход владельцев человеческого капитала приобретает рентный характер. При этом сам рентный доход владельца человеческого капитала выступает в двух формах.

1. Статусный рентный доход. Возможность его получения связана с такими экономическими отношениями, при которых доступ к высшему образованию имеет только узкий круг лиц, принадлежащих к элитным социальным группам. В этих условиях владелец человеческого капитала получает значительный рентный доход. Статусный доход характерен для развивающихся стран. Именно в них существует множество сословных, классовых и имущественных барьеров, мешающих значительной части молодежи получить хорошее образование. Например, по данным экспертов, в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, возможность молодежи получить высшее образование в 17 раз ниже, чем в развитых странах. Между тем возможность получить высшее образование в развивающихся странах является единственной гарантией успешной карьеры и достижения высокого уровня жизни.

2. Инновационный рентный доход преобладает в странах - лидерах мировой экономики. Главным источником дополнительного дохода здесь служит не столько социальный статус как таковой, сколько высокая отдача от использования человеческого капитала в условиях прогрессивной наукоемкой экономики. Объектом монополизации в данном случае выступают конкурентные преимущества, которыми эти страны владеют в мировой экономике в условиях реализации господствующей модели глобализации. Продавая свою продукцию на мировом рынке по монопольно высоким ценам, развитые страны покупают сырье и продукцию старых индустриальных отраслей по монопольно низким ценам, в результате чего получают инновационную ренту. Часть этой ренты присваивают высококвалифицированные работники в развитых странах. Господствующая модель глобализации закрепляет монопольные преимущества западных стран. Большинство стран догоняющего развития лишены возможности получения таких преимуществ.

Данная ситуация стимулирует явление утечки мозгов, когда высококвалифицированные работники в странах догоняющего развития не могут реализовать свои способности и уезжают в США и другие западные страны.

Следовательно, для наиболее полной реализации человеческого капитала в экономике, повышения эффективности его использования огромное значение имеет национальная стратегия развития производительных сил, в которой человеческий фактор имеет приоритетное значение. Эта стратегия должна предусматривать повышенное внимание к сферам образования, здравоохранения, а также наличие такой макроэкономической модели, в которой инновационные факторы роста выходят на первый план. Такая национальная стратегия обеспечит последовательный переход от опоры на естественные конкурентные преимущества к опоре на приобретенные конкурентные преимущества.

Как известно, к естественным конкурентным преимуществам относятся те, которые обусловлены в первую очередь при- родно-климатическими условиями страны, а также такими экономическими механизмами, которые позволяют использовать эти благоприятные условия (например, низкий уровень заработной платы). Приобретенные конкурентные преимущества позволяют стране (региону, фирме) производить конкурентоспособные товары благодаря использованию в первую очередь инновационных факторов.

Следовательно, в условиях современной глобализации важнейшим объектом конкурентной борьбы в рамках всего мирового хозяйства выступает именно конкурентоспособная национальная стратегия развития, предполагающая опору на человеческий капитал. Важнейшей задачей для стран догоняющего развития является такая стратегия использования человеческого капитала, при которой необходимо перейти от преимущественно статусного к преимущественно инновационному типу доходов владельцев человеческого капитала.

Применительно к экономике Российской Федерации нет оснований говорить ни о статусных, ни об инновационных рентных доходах владельцев человеческого капитала.

С одной стороны, в нашей стране нет барьеров, препятствующих широким слоям талантливой молодежи получить высшее образование. Поэтому в России отсутствует статусный рентный доход. С другой стороны, наша страна не сумела пока перейти к инновационной модели экономического роста, что обусловливает отсутствие инновационного рентного дохода. Возможности трудоустройства для значительной части работников с высшим образованием достаточно ограничены, а размер оплаты труда остается низким. Реализация инновационной модели экономического развития в России становится единственно возможным условием использования ее невостребованного в настоящее время человеческого капитала.

Следует иметь в виду, что в условиях инновационной модели экономического развития бремя социальной ответственности высококвалифицированных работников очень высоко. Статистические данные свидетельствуют о том, что норма прибавочного продукта растет с переходом ко все более высоким квалификационным группам работников. Например, К. Вальтух выделил в экономике США (по данным 1980 г.) три основные квалификационные группы занятых. Первые две группы - работники с квалификацией ниже средней (почти 73% всех занятых, 57% всех мужчин и 83% всех женщин). В третьей группе (примерно 27% занятых) средние показатели образования значительно выше показателя по экономике в целом. Эта группа производит 53% всей стоимости продукции США, на нее приходится 48% заработной платы в экономике страны. Она создает 62% всей прибавочной стоимости. Результаты исследований, проведенных другими учеными, подтверждают выводы К. Вальтуха. Американские экономисты рассчитали величину ВВП, производимого работниками, имеющими образовательный ценз в 10,5, 12,5 и более 14 лет. Оказалось, что именно третья группа дает свыше половины ВВП. Подобные исследования несколько лет назад проводились и в России. Результаты были сходными: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% национального дохода.

Следовательно, бремя нагрузки на высококвалифицированных работников гораздо выше их доли в совокупном доходе оплаты труда. К. Маркс в свое время считал, что норма прибавочной стоимости одинакова для всех квалификационных групп работников. Между тем расчеты К. Вальтуха свидетельствуют о том, что норма прибавочной стоимости растет при переходе к более высококвалифицированным группам. Теория К. Маркса предполагала более низкую оплату труда малоквалифицированных и более высокую оплату труда высококвалифицированных работников, чем имеет место в действительности. По данным К. Вальтуха, первая и вторая квалификационные группы в экономике США представляют собой частичных иждивенцев третьей квалификационной группы.

Первая квалификационная группа (самая низкоквалифицированная) получает в виде социальных трансфертов и бесплатных благ заведомо больше, чем создает сама. Она не участвует своим трудом в формировании военных расходов, источников инвестирования, а также расходов на свое образование и здравоохранение. Вторая квалификационная группа (более квалифицированная) также не участвует своим трудом в формировании источников инвестиций и военных расходов, а получает в виде социальных трансфертов и благ примерно столько же, сколько создает сама.

Следует также иметь в виду, что во многих случаях переход к инновационной модели экономического развития сталкивается с сопротивлением как малоквалифицированных работников, так и значительной части получателей статусного рентного дохода, поскольку такая стратегия угрожает их привилегированному положению. В этих условиях необходимо осуществить такую экономическую политику, которая ставила бы в преимущественное положение работников наукоемких сфер промышленности, науки, образования, здравоохранения.

Серьезные требования предъявляются и к предпринимательскому сообществу, которое восприимчиво к реализации инновационных проектов и, следовательно, должно быть заинтересовано в активном сотрудничестве с владельцами человеческого капитала.

Заключение

Рынок труда -- это социально-экономическая категория, включающая в себя исторически сложившийся специфический общественный механизм, реализующий определенный комплекс социально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством. Таким механизмом является модель спроса и предложения рабочей силы (труда).

Рынок труда -- сложное многоплановое явление, включающее в себя экономические, юридические, социальные и психологические отношения и факторы. Все отношения и элементы рыночного механизма в разных странах развивались неодинаковыми темпами и в зависимости от исторических условий становления капиталистического товарного производства находятся в различном сочетании. Эти различия привели к формированию разных видов рынка труда.

Естественный прирост населения - основной источник расширенного воспроизводства трудовых ресурсов.

Негативное снижение рождаемости усугубляется тем, что она снижается ниже границы, обеспечивающей простое воспроизводство населения. Динамика смертности может быть оценена как негативная. Взаимосвязанная динамика негативных тенденций рождаемости и смертности привела к массовому распространению депопуляции в России. Депопуляция населения не только угрожает перспективам формирования трудового потенциала города, но и провоцирует нежелательные миграционные процессы из сопредельных стран. Основной проблемой на рынке труда городского округа становится не столько количественная нехватка рабочих мест для желающих трудоустроиться, сколько профессионально - квалификационный дисбаланс между спросом на рабочую силу и ее предложением. Наиболее востребованы на рынке труда квалифицированные рабочие кадры.

Человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека. Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера.

В настоящее время она предполагает, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы.

Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств.

Под влиянием этой теории, в которой образованию отводится роль "великого уравнителя", произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов.

Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения. Т.Шульц, Э.Денисон, Дж.Кендрик и др. произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении 20 века накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Понятие рынка труда. Тендерные аспекты состояния рынка труда. Ситуации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кировской области, направления его регулирования. Основные проблемы в развитии трудовых ресурсов региона.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Регулирование кадрового потенциала и рынка труда. Понятие занятости и безработицы. Государственное регулирование занятости и рынка труда. Сущность заработной платы и ее основные функции. Регулирование оплаты труда в сфере материального производства.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Историческое становление российского рынка труда. Динамика и структура безработицы в РФ. Государственное регулирование рынка труда. Политика занятости населения. Направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Особенности сельского рынка труда. Анализ занятости и безработицы сельских жителей, динамики численности населения. Проблемы рынка труда в сельской местности в России, его государственное регулирование и пути повышения эффективности функционирования.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Исторический опыт регулирования рынка труда. Элементы государственного регулирования рынка труда: меры по регулированию спроса и предложения на труд, предоставление социальных гарантий занятости. Реализация программ профориентации и профподготовки.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Характеристика структуры рынка труда, его особенности в России. Основные цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда. Перспективы регулирования занятости населения и снижения безработицы в России.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Изучение сущности рынка труда и основных функций службы занятости. Государственное регулирование рынка труда. Динамика и движение рабочей силы в сельском хозяйстве, уровень занятости трудовых ресурсов, безработица, динамика регистрации их на бирже труда.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2012

    Специфика рынка труда и его составляющие. Концепции неоклассического и кейнсианского направления регулирования занятости. Основные принципы государственной политики в сфере труда. Разработка активных и пассивных мер противодействия росту безработицы.

    реферат , добавлен 07.05.2011

    Специфика рынка труда. Особенности рынка труда в переходной экономике. Безработица и пути ее преодоления. Государственное регулирование рынка труда и преодоление безработицы. Программа занятости как механизм реализации политики труда.

Для российского государства исторически характерна роль важнейшего игрока во всех ключевых сферах развития страны. Эта тенденция прослеживается и в отношении такой области, как рынок труда. Каковы особенности работы государственных институтов в данной сфере? Какова специфика развития рынка труда в России?

О рынке труда

Современный рынок труда - особая экономическая сфера, играющая важнейшую роль в национальной хозяйственной системе России. Исследователями чаще всего изучаются такие его категории, как зарплата, уровень занятости граждан, безработница, динамика возникновения вакансий, перераспределение рабочих мест по отраслям. В связи с важностью данной сферы в национальной экономике во многих странах мира, в том числе и в России, осуществляется государственное регулирование рынка труда. Когда власти вовлекаются в этот процесс наиболее активно?

Направления государственной политики

Государственное регулирование рынка труда в России осуществляется в рамках следующих основных направлений. Во-первых, это стимулирование занятости, а также увеличение количества рабочих мест в организациях и учреждениях, находящихся в собственности государства. Во-вторых, это содействие развитию институтов, деятельность которых направлена на повышение производительности труда, подготовку новых кадров. В-третьих, это реализация программ с целью решения проблем, связанных с поиском и наймом персонала. В-четвертых, это борьба с безработицей и поддержка граждан, не имеющих занятости.

Цели государства

Для чего, собственно, осуществляется государственное регулирование рынка труда в РФ? Прежде всего, это создание условий, при которых как можно большее количество граждан сами смогут себя обеспечивать. Чем меньше безработица - тем ниже нагрузка на бюджет государства в аспекте оказания мер различного рода поддержки населения. Государство заинтересовано в строительстве конкурентоспособной экономики, от качества функционирования которой зависит социальная и политическая стабильность. Это во многом определяется квалификацией кадров, а также в значительной мере зависимым от нее уровнем производительности труда.

Трудовые резервы - фундамент экономики

Государство должно выстраивать стратегию долгосрочного развития экономики, обеспечивать фундаментальные факторы устойчивости политического курса, которые во многом зависят от качества функционирования национальной хозяйственной системы. В числе ключевых критериев здесь - адаптированность экономики, особенно в аспекте занятости населения, к изменениям на рынке. Дело в том, что при капиталистической модели, в соответствии с которой сегодня развивается большинство стран, возможны периодические изменения в структуре тех или иных отраслей, насыщение каких-то отдельных рынков, появление новых. Эти процессы формируют новые запросы в отношении рынков труда. Если они проходят на национальном уровне, то ключевым институтом, призванным обеспечить соответствие курса социального и политического развития страны вызовам рынка, становится именно государство.

Формы государственной политики

Государственное регулирование рынка труда, в соответствии с популярными концепциями российских экспертов, может выражаться в двух базовых формах - активной и пассивной. Касательно первой подразумевается, что работа будет вестись в направлении создания рабочих мест, стимулирования занятости, борьбы с безработицей. Пассивная форма участия государства в развитии рынка труда, как правило, сводится к материальной поддержке людей, не имеющих занятости, посредством выплаты пособий.

Задачи государства

Рассмотрим, как государство подходит к решению такой проблемы, как регулирование занятости и рынка труда, какие перед ним ставятся задачи. Прежде всего, это привлечение в экономику новых инвестиций, что позволяет открывать новые производства, осваивать отрасли, как результат - создавать рабочие места.

Также государству нужно обеспечивать занятость населения посредством организации работы соответствующего назначения служб и бирж труда.

Следующее необходимое направление работы властей - содействие развитию бизнеса, особенно малых и средних предприятий. Именно такого рода фирмы, как считают экономисты, могут обеспечивать занятостью людей в небольших городах, где нет стратегических, управляемых государством предприятий, а также в отраслях, для которых присутствие госактивов нехарактерно и не всегда целесообразно при свободном рынке (общепит, сфера услуг, ритейл).

Еще одна важная задача государства - эффективное регулирование миграционных процессов. Очень многие проблемы, характерные для рынка труда, как полагают эксперты, предопределены географическим аспектом экономики России. Есть города, где попросту нет работы в силу того, что размещение предприятий там нерентабельно. И в этом случае людей, живущих там, надо как-то трудоустраивать. Это может делать государство, организуя эффективные программы содействия переезду граждан в промышленно развитые районы.

Уровни государственной политики

Продолжая изучение теоретических аспектов, отражающих методы государственного регулирования рынка труда, мы можем рассмотреть, на каких уровнях соответствующая политика властей может осуществляться. Эксперты выделяют три.

Макроуровень

Во-первых, это макроуровень. На нем ключевую роль играют высшие институты государственной власти. Их функции - разработка законов, регулирующих рынок труда в России, а также реализация принятых норм. Это определение приоритетов в развитии занятости граждан соотносительно с актуальными направлениями социально-экономического развития. Это организация корректного взаимодействия и учреждений, которые решают практические задачи, связанные с развитием рынка труда.

Региональный уровень

В-вторых, это региональный уровень. Во многом он воспроизводит все отмеченные направления работы государственных институтов на макроуровне. Только соответствующими комптенциями в этом случае наделены не федеральные, а региональные органы власти. Вместе с тем, рынок труда и занятость населения могут формировать проблемные области, специфичные для отдельно взятых субъектов федерации. Институты, ответственные за проведение политики на макроуровне, могут не учитывать соответствующие региональные особенности, и потому более качественно работу здесь будут вести именно властные структуры субъектов РФ. Для рассматриваемого уровня характерно решение вопросов эффективной адаптации ключевых принципов государственной политики в сфере занятости граждан к локальным особенностям.

Местный уровень

В-третьих, это местный уровень. Как правило, на нем концентрируются задачи, связанные с корректной реализаций государственной политики применительно к конкретным объектам регулирования. То есть, например, за то, насколько качественно функционирует городская служба занятости, должны отвечать, прежде всего, местные власти конкретного населенного пункта. На этом же уровне решаются вопросы, связанные с начислением и выплатой пособий, с консультированием граждан, с информированием по вакансиям, которые открываются в городе.

Качественно функционирующий государственный или муниципальный центр занятости населения, как считают многие эксперты, должен быть одной из ключевых структур для работодателей населенного пункта в аспекте привлечения новых кадров. Вместе с тем, считают аналитики, очень важна роль также и частных кадровых агентств, рекрутинговых служб. Если между ними и государственными структурами, которые призваны обеспечивать занятость населения, будет налажено конструктивное взаимодействие, то это непременно сыграет положительную роль в развитии рынка труда города. Частные и государственные организации в этом смысле не должны быть конкурентами, полагают эксперты.

Специфика российского рынка труда

Какими особенностями характеризуется рынок труда в России? Интересно, к примеру, обратить внимание на структуру востребованности сотрудников по тем или иным отраслям. Есть аналитические исследования, в которых отмечается, что, в частности, наибольший спрос на рынке труда прослеживается в сфере торговли, закупок и снабжения. Следующая в "рейтинге" востребованности отрасль, как удалось подсчитать аналитикам - производство. Достаточно популярны строительная, транспортная отрасли, сырьевая сфера. В числе самых перспективных и приоритетных, как считают многие эксперты, для государства, что обусловлено известными политическими событиями - сельское хозяйство.

При этом структура предложений от соискателей вакансий, как удалось выявить аналитикам, несколько иная. В одном из исследований говорится, в частности, о том, что касательно сферы торговли, где востребованность в персонале самая высокая, наблюдается дефицит предложений от кандидатов на трудоустройство. Достаточно сбалансированной выглядит, как это удалось определить экспертам, ситуация в сфере транспорта. В числе самых конкурентных сфер, в которых количество предложений заметно больше, чем число вакансий - госслужба, юриспруденция, финансовая отрасль, СМИ, высший менеджмент.

Основные проблемы рынка труда России

Отмеченные выше закономерности, как считают некоторые аналитики, отражают собой достаточно заметную проблему, характерную для рынка труда России - дисбаланс между потребностями работодателей и предложением соответствующих трудовых ресурсов, определяемым пожеланиями граждан. В каких-то отраслях специалистов не хватает, в других - соискателей гораздо больше, чем вакансий. Занятость и безработица - сферы, решение сложностей в которых требует повышенного внимания к рассматриваемой проблеме, причем как со стороны бизнеса, так и с точки зрения активностей государства.

Ситуация, которая сложилась на российском рынке труда, как считают эксперты, вызвана самыми разными факторами. В числе ключевых аналитики называют спад промышленности в 90-е годы и, как следствие, падение популярности профессий, связанных с производством и "реальным сектором" экономики. Молодые люди стали осваивать именно те специальности, которые сейчас относятся к числу не самых востребованных.

Непостоянство выбора

Еще одна особенность рынка труда в России: граждане РФ, согласно некоторым исследованиям, склонны часто менять работу. Правда, в среде экспертов есть версия, что это скорее положительный тренд: он говорит о том, что открываются новые предприятия, способные предлагать все более конкурентные условия оплаты труда. Вместе с тем, есть аналитики, которые считают, что подобная ситуация может нести в себе также и негативный эффект. По их мнению, зарплаты в России не всегда соответствуют реальной производительности труда, и компании не всегда просчитывают соотнесение расходов на зарплату с перспективами выручки. Завлекая с рынка специалистов на более высокую оплату труда, фирмы, в случае проявления неких кризисных трендов, могут столкнуться со значительными трудностями в финансовом обеспечении кадров.

Факторы развития рынка труда РФ

Российское государство так или иначе стремится к тому, чтобы занятость и безработица были управляемыми категориями, чтобы их динамика была подконтрольна политическим институтам и соответствовала приоритетам социально-экономического и политического развития страны. Каковы факторы, которые непосредственным образом могут влиять на успешность ведения государственной политики в сфере труда, если говорить о России? Эксперты выделяют следующие.

Во-первых, рынок труда и занятость населения в России во многом определяются структурой национальной экономики, которая, в свою очередь, зависит от приоритетов государства. Сейчас многими экономистами национальная хозяйственная система РФ оценивается как в значительной мере зависящая от экспорта сырья, а также от бюджетной поддержки (которая, в свою очередь, во многом зависит от доходов от продажи за рубеж соответствующих продуктов). Чтобы занять как можно больше людей, государство, полагают экономисты, должно способствовать развитию несырьевых отраслей.

Во-вторых, рынок труда и политика занятости в нашей стране во многом зависят от качества функционирования институтов политического управления, причем не столько на федеральном уровне, сколько как раз таки на региональном, и в значительной степени - на муниципальном. Многие проблемы, считают эксперты, связаны, в частности, не с качеством законодательства, а с уровнем его исполнения в конкретных субъектах, городах, районах. За это отвечают местные власти. За тем, как работает конкретный центр занятости населения в том или ином населенном пункте, федеральный законодатель следить не может.

В-третьих, решение проблем, связанных с занятостью граждан, как считают эксперты, во многом зависит от качества национальной системы образования. По мнению ряда аналитиков, здесь, возможно, имеет смысл обратить внимание на советский опыт в обучении по ключевым для экономики страны специализациям, от которого, в силу ряда причин, многие образовательные учреждения России решили отказаться. Безусловно, лучшие практики обучения, применяемые в западных странах, также заслуживают внимания, и их целесообразно внедрять в российских школах, средних специальных учебных учреждениях, вузах - считают эксперты.

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

1. Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.

Программы по подготовке и переподготовке работников.

3. Программы содействия найму работников.

4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).

Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры.

Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:

Пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США 50% заработной платы, во Франции - 40, в Японии - 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии - 26 недель, в Великобритании - 45, в Канаде - 50 недель;

Финансовая помощь безработным;

Помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т. д.).

В системе государственного регулирования рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого является денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.

Глава 6. Рынок труда

Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное регулирование рынка труда - это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда - одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы.

Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наем работников.

Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро и т. д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют следующие основные функции:

Оказание услуг при трудоустройстве безработных;

Оказание содействия в перемене работы;

Изучение спроса и предложения рабочей силы;

Сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

Профессиональная ориентация молодежи;

Организация переобучения и трудоустройства инвалидов;

Выдача пособий безработным (в ряде стран).

В современных условиях в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.

Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.

Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

– обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

– создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

– активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

– пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

– стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

– организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

– развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

– содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;

– содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

– международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

– создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

– организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

– обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

– бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Рассмотрев основные методы регулирования рынка труда, перейдем к конкретным мерам, предпринимаемым нашим правительством в рамках борьбы с безработицей на 2009-2010 годы.