Эмиссионная система Англии: факты против мифов. История создания центрального банка англии

Тема 8

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Банковская система Великобритании принадлежит к числу ста­рейших и наиболее развитых банковских систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную финансовую инфраструктуру и опирается на мощный денежный рынок в лондонском Сити, имеющий тесные связи с гласными финансовыми центрами мира.

Финансовые институты Великобритании, как и в других странах, можно разделить на две группы.

Банковский сектор включает коммерческие банки различных
типов - клиринговые банки, акцептные дома, торговые банки, ино­странные банки и их филиалы и т.д.;

Небанковские финансовые учреждения. К ним относятся стра­ховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды,
строительные общества, кредитные союзы и т.д.

Банк Англии, его цели, задачи и основные функции

Банковская система Великобритании является двухуровневой. Первый уровень банковской системы- Банк Англии (Bank of England).

Банк Англии был образован в 1694 г. и его капитал при образова­нии составил 1 200 000 фунтов стерлингов. Эта сумма была без промед­ления выдана в долг правительству. В обмен на кредит Банку было раз­решено выпустить банкноты на ту же сумму. Внезапный выпуск столь большого объема банкнот сопровождался полным набором элементов Денежной инфляции. В 1697 г, правительство обновило и расширило привилегии Банка, разрешив ему увеличить собственный капитал и та­ким образом расширить выпуск банкнот. Кроме того, правительство предоставило Банку монопольное право на ведение правительствен­ных расчетов, постановив, что отныне все платежи правительству Должны производиться через Банк Англии. Реализация этого правила Привела к существенному росту престижа Банка.

На протяжении столетия Банку неоднократно возобновлялась лицензия, увеличивался его капитал, расширялись права и функции, концентрация привилегий в руках Банка обеспечила ему привилеги­рованную и влиятельную позицию в финансовом мире, в результате чего мелкие частные фирмы с трудом выдерживали конкуренцию с Банком в тех же сферах бизнеса, и большинство частных банков в Лон­доне закончили свое существование примерно к 1780 г. Другим следст­вием такого развития стало то, что мелкие банки обратились к практике хранения своих средств в Банке Англии, который тем самым начал приобретать черты центрального банка.



Начиная с 1800 г., на всем протяжении периода гигантского рас­ширения военных кредитов в период войны с Наполеоном и, соответ­ственно, быстрого обесценения фунта банкноты Банка Англии прак­тически служили законным средством платежа. Они не были офици­ально признаны таковыми до 1812 г., но, поскольку эти банкноты являлись средством осуществления всех правительственных платежей и в какой-то мере из патриотических соображений, как правило, при­нимались везде по своей номинальной стоимости.

В 1812 г. правительство объявило их универсальным законным средством платежа. Рядовые банки стали рассматривать банкноты Банка Англии в качестве средства обеспечения собственной эмисси­онной деятельности, а во многих частях страны им впервые удалось за­нять решающую роль в местном денежном обращении.

Возврат к более или менее нормальной ситуации в 1819 г, уже обо­значил тенденцию рассматривать Банк Англии в качестве регулирую­щего института, занимающего особое ответственное положение в де­нежной и кредитной системах страны. Такое развитие событий не уст­раивало уже Банк Англии, и Совет директоров Банка даже сделал специальное представление в Парламент, в котором выражался про­тест против ситуации, которую Банк характеризовал как попытку воз­ложить на Банк ответственность «за поддержание всей национальной валюты».

Тем не менее Закон 1844 г. провозгласил окончательную монополизацию эмиссионной деятельности в руках Банка Англии. Закон оп­ределил, что фидуциарная (т.е. не обеспеченная золотом) эмиссия Банка должна ограничиваться 14 млн фунтов. Все прочие существо­вавшие к тому времени эмиссионные банки получали право на про­должение своей деятельности, однако максимальный предел эмиссии для каждого из них фиксировался на том среднем уровне, который до принятия Закона был достигнут данным конкретным банком. Эмиссионные права банков терялись ими в тех случаях, когда они сливались либо поглощались другими-банками, а также если они добровольно от­казывались от такого рода прав, причем Банк Англии должен был по Закону приобретать права таковых в объеме двух третей от утвержден­ной для них эмиссии. Приобретение эмиссионных прав вновь образо­ванными банками было запрещено. Так сформировалось выделение эмиссионного института в национальном масштабе, что означало образование двухуровневой банковском системы. Однако окончательная монополия в сфере эмиссии денег на Британских островах была дос­тигнута только в 192! г.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, тре­бующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхо­да к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.

Руководство Банком Англии возложено на Управляющего, замес­тителя Управляющего и Совет, в составе которого 16 директоров. Все эти посты являются выборными. Выборы проходят на собраниях ак­ционеров Банка Англии. Управляющий банком и его заместители на­значаются на срок 5 лет, члены Совета директоров - на 3 года.

Три основных департамента возглавляют: Секретарь, Главный бухгалтер и Главный кассир. Этот принцип разделения был неизменен с 1851 г.

Главный бухгалтер ведет счета Банка, регистрирует выпуск его ак­ций и выпуски правительственных ценных бумаг. Главный кассир контролирует бизнес и выпуск банкнот Банка Англии. Секретарь ко­ординирует работу Советами собраний Совета, осуществляет контроль за общехозяйственной деятельностью Банка.

Эти три департамента существовали до 1932 г., когда в результате проведенного независимой комиссией изучения деятельности Банка были созданы еще два департаменте

· Иностранный департамент, на который была возложена все бо­лее расширяющаяся деятельность го связям с центральными банками
других государств и контроль за банковской деятельностью в Британ­ских колониях;

· Хозяйственный департамент, которому были переданы от Сек­ретаря функции по всем внутрибанковским вопросам - здания, кад­ровые вопросы, социальное обеспечение.

В 1946 г. Банк Англии был национализирован - акционерный ка­питал выкупило Министерство финансов Великобритании.

В последующие годы происходили различные внутренние струк­турные изменения и реорганизации департаментов Банка Англии. На­пример, в 1964 г. Департамент заморских территорий был реорганизо­ван в два - новый Департамент заморских территорий и Департамент экономической информации. Различные изменения структуры банка происходили в 1972, 1976, 1979, 1989 гг. Все эти изменения были на­правлены на повышение качества управления Банком с целью повы­сить качество исполнения банком своих основных функций, обусловленных статусом Центрального банка страны, и прежде всего, обеспе­чения устойчивости денежно-кредитной системы.

В настоящее время Банк Англии имеет следующую структуру;

· Департамент учета {Accountants Department, AC);

· Административный департамент {Administration Departament, ADM)

· Департамент аудита {Audit Department, AU)\

· Кассовый департамент {Cashier"s Department, С);

· Департамент штатов {Establishment Department, £);

· Департамент валютного контроля {Exchange Control Department, EC)-

· Департамент экономической информации {Economic Intelligence
Department, EID);

· Секретариат {Governors & Secretary"s Department, G);

· музей {Museum Holdings, Af);

· Иностранный департамент {Overseas Department, OV);

· типография, служба размножения информации {Printing
Works, PW).

Департамент учета на протяжении всей истории Банка Англии ве­дет учет и регистрацию акционеров банка, организует выпуски акций банка. В значительной степени он выполняет те же функции исегодня.

На Административный департамент возложены обязанности по ве­дению внутреннего учета банка, составлению годовых отчетов, ведению архива, организации и разработке методов ведения бизнеса банка и т.п.

Департамент аудита , организованный в 1893 г., проводит внут­ренний аудит всех подразделений банка.

В Кассовом департаменте (департаменте главного кассира) сосредо­точены многочисленные функции по выпуску банкнот, учету и хранению золотовалютных резервов, валютному контролю и правительственным займам и т.д. Это самый «многофункциональный» департамент банка.

Основное назначение Департамента штатов - подбор кадров для Банка Англии. Департамент был организован в 1932 г., до того под­бором кадров каждый департамент занимался самостоятельно.

Задача Департамента валютного контроля - контроль за соблю­дением законодательства в сфере валютного контроля и валютного ре­гулирования, анализ изменений на валютных рынках. До образования в 1964 г. Департамента функции валютного контроля были возложены на Департамент главного кассира. Полностью валютный контроль был выделен из других подразделений банка только в 1979 г.

Департамент экономической информации выдает рекомендации по внутренним и внешним финансовым вопросам, по вопросам общего экономического управления; оценивает эффективность воздействия Банка Англии на состояние денежного и финансового рынков; готовит статистическую информацию и издает ежеквартальный бюллетень.

Секретариат ведет протоколы Совета директоров Банка Англии, готовит приказы Управляющего и контролирует их исполнение и т.п.

Иностранный департамент на протяжении XX в. подвергался наи­большим реорганизациям. Сегодня на него возложены функции взаимоотношений с центральными банками других стран, Международ­ным валютным фондом и другими международными финансовыми организациями, а с 1994 г. его основные функции - поддержка моне­тарной политики Банка Англии и надзорные функции.

Банк имеет на территории Великобритании 12 агентств, в том чис­ле в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Банк всегда был подчинен Министерству финансов Великобрита­нии. Однако в конце 1990-х гг. произошли значительные изменения в определении задач и функций Банка и в структуре надзора за финансо­вой деятельностью в Великобритании.

В достижении цели поддержания стабильной и эффективной де­нежной и финансовой системы как основы здоровой экономики Банк Англии имеет три ключевые задачи, решение которых зависит от дея­тельности Банка в целом:

· поддержание устойчивости и стоимости валюты;

· поддержание стабильности финансовой системы, как внутрен­ней, так и международной;

· достижение максимальной эффективности британских финан­совых услуг.

Поддержание устойчивости и стоимости валюты включает поддер­жание стабильности цен в пределах установленных Правительством целевых ориентиров для решения более широких экономических задач устойчивого роста и занятости.

Банк решает эту задачу через установление процентных ставок на ежемесячных заседаниях Комитета по денежной политике, участвуя в международных дискуссиях по оздоровлению мировой экономики; применяя рыночные элементы монетарной политики и поддерживая Доверие к национальной валюте.

Первой целью любого центрального банка является защита стоимости валюты, создание благоприятных условий при операциях куп­ли-продажи национальной валюты и ее обмена на другие валюты. Монетарная политика направлена на создание таких условий и обеспече­ние основы безынфляционного экономического роста. Монетарная Политика в Великобритании реализуется через влияние на цену денег, Другими словами - через процентную ставку.

Проведение денежной политики основано на двух главных элементах: устанавливаемых Правительством годовых целевых ориенти­ру темпов инфляции и обязательстве о проведении открытого и пред сказуемого режима принятия решений. Ответственность Банка при проведении денежной политики заключается в определении уровня краткосрочных процентных ставок в соответствии с правительствен­ными целевыми ориентирами.

В мае 1997 г. Правительство Великобритании предоставило банку Англии право независимого принятия решений по уровню процент­ных ставок в соответствии с инфляционными ориентирами (на тот пе­риод - 2,5% годовых). Размер процентных ставок устанавливает Ко­митет банка по денежной политике. В состав Комитета входят 9 чело­век; Управляющий, два его заместителя, главный экономист банка, исполнительный директор операций на финансовом рынке, а также 4 внешних члена, напрямую назначаемых Казначейством.

На ежемесячных встречах Комитет анализирует экономические показатели, оценивает влияние внутренних и международных эконо­мических и денежных факторов. В 12 часов следующего дня объявляет­ся решение Комитета об уровне процентной ставки. В течение двух не­дель после заседания публикуется его протокол. Кроме того, банк ежЛ квартально публикует сообщения об уровне инфляции, в котором дается детальный анализ инфляционных процессов и перспектив развития.

Как банкир правительства и банков, Банк Англии способен с высо­кой степенью точности предсказывать структуру денежных потоков по счетам Правительства и счетам коммерческих банков. Это позволяет ему на ежедневной основе сглаживать возникающий дисбаланс денеж­ных потоков, принимая меры для поддержания стабильности денеж­ного рынка. Для поддержания стабильности банк размещает на рынке краткосрочные фонды, когда денежный поток на счета банков превы­шает поступления на счета правительства, и выкупает краткосрочные фонды, когда происходит обратный процесс. Hi практике действия Правительства и Банка ежедневно направлены на сокращение денеж­ного предложения.

Банк обеспечивает наличные, которые требуется банковской сис-1 теме в целом для достижения баланса платежей на конец каждого дня. Поскольку Банк является последним «поставщиком» наличных, он может выбрать тот уровень ставки, который сочтет необходимым. Ставка, установленная Банком, быстро распространяясь по финансо­вой системе, воздействует на уровень ставок экономики в целом. Когда Банк изменяет ежедневную ставку, коммерческие банки меняют свои базовые ставки по депозитам и кредитам.

Повышение ставки повышает цену денег, сокращает спрос на кре­диты и тем самым снижает инфляцию. Снижение ставки расширяет предложение денег, облегчает доступ к кредитам и увеличивает спрос на них, увеличивая инфляцию. Эта схема подтверждается практикой всех развитых стран, инфляция в которых имеет монетарную природу. Эта схема справедлива и для развивающихся стран и стран с переход­ной экономикой, монетарная природа инфляции в которых носит не­явный характер.

Решение второй задачи, поддержания стабильности внутренней и международной финансовой системы, осуществляется путем монито­ринга развития финансовой системы, включая связь между отдельны­ми институтами и между финансовыми рынками; через анализ состоя­ния внутренней и международной экономики; через тесное сотрудни­чество внутренних и международных служб финансового надзора; через обеспечение прочной финансовой инфраструктуры, включая эффективную организацию платежей и расчетов.

В исключительных обстоятельствах Банк после консультаций с Ад­министрацией финансовых услуг (Financial Services Authority) или Ми­нистерством финансов может предоставить или оказать помощь в ор­ганизации финансовой поддержки, когда это необходимо для предот­вращения системного кризиса.

Банк Англии на протяжении 300 лет играл ключевую роль в под­держании финансовой системы Соединенного Королевства и сохра­няет ее сегодня. Прочная и стабильная финансовая система имеет жиз­ненное значение для проведения монетарной политики. С 1997 г. Банк Англии законодательно ответствен за стабильность финансовой систе­мы в целом, а деятельность отдельных банков и других финансовых ор­ганизаций, включая общепризнанные финансовые биржи (например, Лондонская фондовая биржа), контролирует Администрация финан­совых услуг (FSA).

В октябре 1997 г. был подписан Меморандум взаимопонимания между Банком Англии, Министерством финансов и FSA. В нем рас­пределена ответственность за регулирование и финансовую стабильность в Соединенном Королевстве. Он постановил создать Постоян­ный комитет, на котором три организации могут вырабатывать общие позиции по любым возникающим вопросам.

В соответствии с Меморандумом на Банк возложена следующая ответственность:

· за стабильность денежной системы. Банк осуществляет ежеднев­ный мониторинг и ежедневное воздействие на рынок для сглаживания
колебаний ликвидности;

· за инфраструктуру финансовой системы, в особенности систему
платежей внутри страны и за ее границы. Банк Англии является сердцем этой системы. Он обязан консультировать канцлера Казначейства
по вопросам платежных систем и нести ответственность за эти кон сультации. Банк также включен в процессы развития и улучшения сис­темы предупреждения и сокращения системного риска;

· за широкий обзор системы в целом. Банк является уникальным
для этого учреждением: он отвечает за стабильность денежной систе­мы, имеет высокий уровень представительства в ВФУ (на уровне за­местителя управляющего). Включение Банка в платежную систему по­зволяет ему первым увидеть возникающие проблемы. Банк способен
консультировать по вопросам финансовой стабильности на междуна­родных рынках и платежных систем;

· будучи способным в чрезвычайных обстоятельствах поддержать
правительственные финансовые операции (в соответствии с Мемо­рандумом), Банк может воздействовать на отдельные институты и рас­пространять свое воздействие на другие секторы финансовой системы;

· за рентабельность и эффективность финансового сектора, осо­бенно в отношении международной конкуренции. Банк сохраняет ли­дирующую роль в развитии Сити. Большая часть его деятельности на­правлена на улучшение инфраструктуры.

Банковские кризисы обычно ассоциируются с периодами сниже­ния объемов производства. Падение оценивается в 15-20% валового внутреннего продукта, что подтверждают исследования британских экономистов (Hoggarth, Reis и Saportd) в 2001 г. на примере 43 банков­ских кризисов в разных странах.

Банковские кризисы происходят не только в развивающихся эко­номиках. Двенадцать из 54 глобальных банковских кризисов, зафик­сированных Международным валютным фондом (World Economic Outlook, 1998), произошли в развитых странах. Более того, банковские кризисы в высокоразвитых странах длятся дольше и сопровождаются большими потерями, большим снижением ВВП, чем в развивающих­ся. Средний срок восстановления экономики в развитых странах со­ставляет 4,1 года, а в развивающихся - 2,1 года, падение ВВП состав­ляет 24% и 14% соответственно. Особую опасность представляют «двойные кризисы», когда банковская нестабильность и одновременно резкое давление на валютный курс приводят к значительно боль­шим потерям ВВП, чем при «одиночном» кризисе.

Одна из основных задач Банка Англии - предупреждение негативных проявлений в денежно-кредитной сфере. Эта задача решается посредством мониторинга риска финансового ухудшения.

Банк Англии публикует 6-месячные аналитические обзоры финансовой стабильности. Обзоры содержат суммарную оценку текущих перспективных рисков финансовой стабильности в Соединенном Королевстве и международных. Эти риски могут принимать различные формы - кредитный, рыночный риск, риск ликвидности и т.д. В обзорах используются различные методики для идентификации и оценки этих рисков для банковской системы Великобритании, для корпора­тивного сектора Великобритании и для международной экономики.

С Банка сняты все надзорные функции за коммерческими банками и финансовыми институтами.

Третью задачу, достижение максимальной эффективности Британ­ских финансовых услуг , Банк Англии решает следующими методами.

Банк нацелен строить такую финансовую систему в Великобрита­нии, которая дает возможность фирмам любых размеров иметь доступ к капиталу на условиях, обеспечивающих адекватную защиту инвесторов, и которая усиливает позиции в международной конкуренции лондон­ского Сити и других британских финансовых центров. Методы дости­жения этих целей - экспертиза размещения рынков; воздействие как инициатора коллективных действий при недостаточности одних только рыночных сил; поддержка развития финансовой инфраструктуры; кон­сультации Правительства; отстаивание и защита британских интересов через контакты с финансовыми властями других стран.

Финансовый сектор - один из наиболее успешных секторов бри­танской экономики, и лондонский Сити - один из ведущих мировых финансовых центров. Для такого успеха много причин:

· местоположение Лондона. Утром он может торговать в Японии,
а к вечеру - в США;

· открытость Лондона для иностранных финансовых институтов;

· гибкие правила регулирования;

· наличие широкого круга профессиональных услуг;

· общая готовность к новшествам и приспособляемость.

Тем не менее финансовые власти Великобритании постоянно под­держивают развитие Сити как мирового финансового центра, и Банку Англии в этих процессах отведена ключевая роль. Он определяет систему расчетно-платежных отношений и входит в денежную клиринговую систему международных расчетов. Совместно с группой крупнейших банков Банк Англии внедрил систему валовых платежей в Рольном времени, что значительно снизило риск и повысило рентабельность внутренних крупных платежей. Банк развивает платежную систему на рынках фьючерсов.

В рамках выполнения трех основных функций у Банка Англии есть множество других функций, среди которых:

· выпуск банкнот Банка Англии (официальное платежное средство);

· управление внешним государственным долгом Правительства Великобритании.

Специфика взаимоотношений между государством и его регулирующими органами, центральным банком и частными банками позволяет охарактеризовать Банк Англии одновременно как «правую руку правительства в Сити и как представителя Сити в правительстве», э-двойственная роль Банка Англии дает правительству возможность проводить денежно-кредитную политику более гибкими средствами а финансистам Сити - уверенность в том, что их интересы будут отстаиваться при любом правительстве и любом экономическом курсе.

В 1997 г. функции Банка Англии как агента правительства по управлению стерлинговым госдолгом, продаже государственных сер­тификатов, надзору за рынком сертификатов и управлению налич­ностью переданы Министерству финансов. С f апреля 1998 г. в Мини­стерстве был организован Офис управления госдолгом.

Существенных изменений в. практике управления госдолгом не произошло и не намечается. Продолжена политика ежегодных публи­каций программ займов, регулярные консультативные встречи с участ­никами рынка.

Роль Банка Англии в процессах оборота государственных ценных бу­маг сводится к общему надзору за рынком и подсчету доходности и ин­дексов отдельных категорий долгосрочных первоклассных ценных бумаг.

В то же время Банк по-прежнему по поручению Министерства фи­нансов управляет валютным счетом, на котором хранятся золотые и валютные резервы Великобритании. Банк управляет госдолгом в ино­странной валюте и проводит золотые аукционы. Наличие резервов в управлении Банка Англии позволяет ему более активно воздейство­вать на обменный курс фунта стерлингов. Кроме того, Банк проводит валютообменные операции и переводы для правительственных депар­таментов и других центральных банков.

Банк Англии выпускает банкноты более 300 лет. Сегодня в обороте находятся банкноты достоинством 5, 10, 20 и 50 фунтов стерлингов. Банкноты являются единственным законным платежным средством на территории Соединенного Королевства.

Из изложенного можно сделать однозначный вывод о значитель­ном изменении роли и функций Банка Англии в конце XX в. Банк все более лишается оперативных функций, аналогичных функциям ком­мерческих банков. Он освобождается от функций надзора и регулирования отдельных банковских и финансовых институтов. Одновременно все большее значение приобретают функции регулирования макроэкономических процессов, обеспечения устойчивости финансовой системы Соединенного Королевства, защиты британских интересов на мировых финансовых рынках, функции аналитического центра-

В то же время в силу специфики банковской деятельности и специ­фики центрального банка Банк Англии продолжает выполнять бан­ковские операции, прежде всего в отношениях с другими банками.

Можно выделить три основные группы клиентов Банка Англии.

· Коммерческие банки . Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых
банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на
счете и не имеют права превышать ее. Кроме того, все банки, осущест­вляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35% суммы всех
своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии как обязательные
резервы. В обязанности Банка Англии не входит контроль за соблюде­нием банками норм резервирования.

· Центральные банки многих других стран имеют счета в Банке
Англии и могут вести операции через Банк Англии.

· Правительство держит счета в Банке Англии, и, таким образом,
платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета проходят через счета
Банка Англии.

В рамках подписанного в 1997 г. Меморандума на Министерство финансов возлагается ответственность за институциональную струк­туру и законодательную основу регулирования.

Оно не несет ответственность за оперативную деятельность Банка Англии и Администрации финансовых услуг (АФУ). Однако существу­ют различные обстоятельства, при которых и Банку Англии, и АФУ не­обходима помощь и содействие Казначейства в решении вопросов, на­пример, при серьезных экономических проблемах; при возникнове­нии проблем, требующих дипломатических действий; при решении вопросов, связанных с изменением законодательства, и т.д.

Органом регулирования всей финансовой и банковской системы Великобритании с октября 1997 г. является Администрация финансовых услуг (Financial Services Authority), АФУ является частным акционерным обществом. В составе его акционеров - банки, строительные общества.

Администрация финансовых услуг отвечает за:

· осуществление пруденциального надзора за банками, строитель­ными обществами, инвестиционными фирмами, страховыми компа­ниями, дружескими обществами и т.д.;

· надзор за финансовыми рынками, клиринговыми и расчетными
системами;

· при возникновении проблемных случаев - за проведение опера­ций, воздействующих на фирмы, рынки, клиринговые и расчетные системы в пределах прав и в порядке, предусмотренном соответствую­щими статьями Меморандума;

· политику регулирования в указанных областях.

Банки и иные финансовые институты, соответствующие стандар­там и требованиям FSA, называются авторизованными институтами.

Особенность системы регулирования финансовых рынков и их в Великобритании заключается в том, что впервые в одной из крупнейших стран мира, мощнейшем мировом финансовом центре ответственность за регулирование финансовых услуг и субъектов фи­нансового рынка возложена на одну организацию. АФУ объединила существовавшие ранее восемь независимых регулирующих организа­ций и подразделение Банка Англии, Объединение проведено на основе существовавшего ранее Совета по ценным бумагам и инвестициям.

Справедливости ради надо отметить, что Великобритания была не первой страной, в которой органы регулирования финансового рынка собраны в единую организацию. В июле 1991 г. подобная организация (Finansispektioneri) была создана в Швеции для текущего и перспектив­ного регулирования финансового рынка и интеграционных процессов в финансовой сфере; в 3 986 г. единый орган регулирования банковско­го, страхового секторов и рынка ценных бумаг был создан в Норвегии; в 1988 г. аналогичная шведской организация была создана в Дании. Но обороты на финансовых рынках этих стран даже в совокупности не идут ни в какое сравнение с масштабами Соединенного Королевства. Кроме того, объем полномочий и круг ответственности АФУ значи­тельно превышает все ранее созданные аналоги.

Надзор за институтами осуществляется по следующим направле­ниям:

· капитал;

· раскрытие информации;

· ликвидность;

· резервы;

· системы управления и контроля;

· директора, контроллеры и менеджеры.

Чтобы осуществлять банковские операции в соответствии с Зако­ном о банках 1987 г., институт должен удовлетворять требованиям АФУ в том, что его бизнес проводится «благоразумным способом».

Это понятие включает в себя:

· достаточность имеющегося капитала;

· адекватную ликвидность (которая означает наличие достаточ­ных средств для выполнения своих обязательств);

· реалистический бизнес-план и адекватные системы и средства
управления;

· наличие на счетах баланса резервов, адекватных безнадежным и
сомнительным долгам;

· осуществление операций честно (прозрачно) и умело.
Директора, менеджеры и контроллеры банка должны соответство­вать занимаемым должностям.

Как АФУ интерпретирует эти термины, изложено в «Основных принципах», выпущенных в июле 1998 г., и в двух томах Указаний по политике банковского надзора. Институты, соответствующие стандартам АФУ, называются «авторизованные банки» (в соответствии с Зако­ном о банках 1987 г. название «банк» сохранено тем из них, кто имеет капитал не меньше 5 млн фунтов стерлингов или лицензированы за границей. Однако обычно термин «банк» применяется ко всем).

В соответствии со Второй банковской директивой по координации ЕС банкам, инкорпорированным в других странах - членах ЕС, вклю­чая Норвегию, Исландию и Лихтенштейн (так назывемые банки, авто­ризованные в Европе или Европейские уполномоченные банки), для приема депозитов в Великобритании авторизация АФУ не требуется. Им достаточно иметь лицензию в собственной стране и быть под над­зором национальных контролирующих органов. Эти органы в соответ­ствии с правилами Евросоюза и осуществляют пруденциальный над­зор за филиалами своих банков-резидентов. АФУ, со своей стороны, обязана сотрудничать с властями страны филиала-нерезидента и до­полнительно разделяет с ними ответственность по надзору за ликвид­ностью филиалов.

В настоящее время в Великобритании около 430 банков принима­ют депозиты. Почти половина из них являются зарубежными, и из этих зарубежных банков половина авторизованы в странах Евросоюза. Постоянный надзор АФУ за банками, принимающими в Великобритании депозиты, осуществляется через сбор информации от контролирую­щих органов, через сообщения аудиторских организаций, при непо­средственных проверках банков и через регулярные формализованные опросы. Кроме того, АФУ имеет доступ к статистическим данным Бан­ка Англии.

Отправной точкой является систематический анализ характера риска каждого банка, который затем определяет стратегию надзора на очередной период. АФУ не пытается опекать банковскую систему или препятствовать банкам принимать собственные коммерческие реше­ния. Надзор не заменяет банковский менеджмент в оценке оптималь­ности коммерческой стратегии банка. Но наблюдатели должны быть Уверены, что минимум надежности банка обеспечен. Если возникает Угроза вкладчикам, АФУ имеет полномочия отозвать у банка разреше­ние или ограничить его операции и права.

Решения вопросов аннулирования и авторизации, соответствия или несоответствия института положениям Закона о банках принима­ется на основании формального рассмотрения документов. При при­нятии формального решения АФУ обязана принимать во внимание все Документальные факты и свидетельства. Ее решения могут быть оспорены в судах, а при определенных обстоятельствах можно подавать апелляцию в Трибунал, имеющий право пересмотреть решение АФУ.

Вторая банковская директива предоставила авторизованным в Великобритании банкам разрешение на открытие филиалов или предос­тавление банковских услуг на всей территории Европейской экономи­ческой арены без повторного лицензирования. Надзор за деятельностью этих филиалов осуществляет АФУ, за исключением ликвидности этих филиалов.

Капитал банка обычно состоит из нескольких элементов. Эти эле­менты включаются в один из трех уровней.

Первый уровень, или основной капитал, включает акционерный капитал и подтвержденную аудитом нераспределенную прибыль.

Второй уровень, или дополнительный капитал, включает общие резервы, сформированные на возможные неопределенные будущие потери, а также среднесрочные или долгосрочные субординированные займы.

Третий уровень включает субординированный долг сроком плате­жа не менее двух лет, который является «связанным» (т.е. не может быть возвращен без разрешения FSA, если возврат приведет к наруше­нию норматива достаточности капитала), и накопленную прибыль, яв­ляющуюся результатом переоценки ценных бумаг, иностранной валю­ты и контрактов по ним.

Далее ограничения накладываются на компоненты второго и третьего уровней. Субординированные займы во втором уровне не мо­гут превышать 50% первого уровня; первый уровень капитала, как по­лагают, является более устойчивым и поэтому имеет более высокое ка­чество, чем второй уровень. По крайней мере 50% капитала банка дол­жен составлять первый уровень. Создаваемые банком общие резервы на возможные потери не могут превышать (не принимаются в расчет капитала) 1,25% активов, взвешенных с учетом риска, а сумма субор­динированных займов во втором и третьем уровнях не может превы­шать более чем вдвое капитал первого уровня.

Структуру капитала английского банка можно увидеть на следую­щем примере (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Капитал (Capital Base)

Отношение капитала к «взвешенным» активам в процентах - по­казатель рисковых активов (Risk Asset Ratio, RAR). Отдельно рассчиты­вается показатель достаточности капитала по торговым операциям.

Каждый банк-резидент получает персональный «целевой» сово­купный показатель достаточности капитала, ниже уровня которого он не имеет права опускаться. АФУ не устанавливает единых требований для всех банков, во внимание принимаются возможные индивидуаль­ные факторы риска исходя из особенностей отдельного банка (качест­во систем контроля, правовые риски, концентрация операций на от­дельных секторах рынка и т.п.). Абсолютное минимальное значение достаточности капитала - 8%.

Банк Англии – центральный банк Соединенного королевства, основанный в 1694 году. Он является одним из старейших банков в мире, уступая первенство лишь Швейцарскому банку. Столь почтенный возраст и явный консерватизм в отношении экономических реформ стали причиной появления шутливого прозвища этой организации – «Old Lady», что в переводе означает «Старая Леди».

По своей правовой природе Банк Англии является независимым публично-правовым институтом Великобритании: выполняя функции центрального банка, он не подчиняется другим органам власти и самостоятельно определяет направления кредитно-денежной политики государства. Именно Банк Англии выступает моделью всех современных центральных банков, в том числе и Центрального Банка Российской Федерации.

История создания Банка Англии

Сокрушительное поражение в 1960 году, нанесенное Францией – доминирующей морской державой, стало неким «катализатором» для Англии в восстановлении своей репутации сильной мировой державы. У нее просто не оставалось иного выхода, кроме создания мощного флота. Однако оказалось, что была полностью истощена непрерывной полувековой войной с Французской Империей. Люди отказывались покупать государственные , не веря, что страна быстро восстановит былое экономическое состояние. Повышение налогов в это тяжелое для всех время тоже не дало бы нужных результатов.

Чиновники вынуждены были провести переговоры с частными финансистами-кредиторами в целях получения денег под проценты. В 1961 году предприимчивый шотландский финансист Вильям Петерсон предложил свой вариант выхода из положения: создать Банк Англии и выпустить новые банкноты. По его мнению, таким способом покрылся бы . Однако активных действий по реализации этого плана предпринято не было.

По предложению другого талантливого финансиста Чарльза Монтегю в 1962 году Англия оформила свой первый государственный заем. Но возобновившаяся война с Францией исчерпала и эти ресурсы. Тогда Монтегю успешно реализовал план Петерсона и внес билль об учреждении Центрального Банка. 27 июля 1694 года актом парламента был учрежден Банк Англии , а Монтегю был назначен канцлером казначейства. Это учреждение функционировало как и включала в себя более 1200 держателей акций. По сути, Банком управляли магнаты правящей партии, они же определяли и денежную политику государства.

В 1697 году был издан закон, согласно которому в Великобритании запрещалось создание крупных банков, монопольное право эмиссии денежных знаков в Лондоне предоставлялось Банку Англии, а подделка банкнот каралась смертной казнью.

С 1708 года частным банкам еще более ужесточили условия существования: теперь они могли состоять не более, чем из 6 человек, а выпуск векселей на предъявителя и предоставление краткосрочных кредитов объявлялись незаконной деятельностью. Все эти права были предоставлены Банку Англии.

В последующие десятилетия и даже века Банк все больше укреплял свои позиции в качестве монополиста по выпуску денежных знаков и векселей, а также по предоставлению правительству государственных займов.

В 1844 году был принят акт Роберта Пиля – закон, дающий «Старой Леди» право исключительной эмиссии банкнот. При этом выпуск банкнот стал отделяться от коммерческой деятельности Банка, объем которой постепенно сокращался, в связи с чем он все более стал походить на центральный банк. Банку вменялось в обязанность еженедельно публиковать сведения о своем балансе. Появилось два департамента: банковский и эмиссионный.

Банк Англии в наши дни


В настоящее время деятельность этой организации регулируется законом «О Банке Англии», принятым еще в 1946 году. В соответствии с ним акционерный Банка был передан казначейству, а бывшие держатели акций получили компенсацию, в 4 раза превосходящую номинальную стоимость своих акций.

Несмотря на то, что Банк Англии не является органом государственного аппарата, он уполномочен запрашивать у частных банков необходимую информацию и давать им рекомендации. Банк Англии также может выдавать предписания (директивы) другим банкам во исполнение своих рекомендаций, однако это требует санкций казначейства. Примечательно, что за все эти годы Центральному Банку ни разу не довелось воспользоваться правом издания директива, поскольку все его «просьбы» и рекомендации исполняются коммерческими банками с поразительной неукоснительностью.

Законом от 04 апреля 1979 года за Банком Англии закреплено право выдачи разрешений на создание депозитарных учреждений.

В 1997 году Банк Англии получил статус независимой публичной организации, обладающей правом самостоятельного определения денежной политики.

Последний закон, регулирующий деятельность Центрального Банка, был принят в 1998 году. В соответствии с этим документом, управление Банком возложено на .

В настоящее время приоритетными для Банка Англии являются следующие направления деятельности:

  • Поддержка номинальной стоимости национальной валюты;
  • Разработка мероприятий для обеспечения стабильности финансовой системы (национальной и мировой). Аналитические службы и органы надзора Банка исследуют возможные финансовые угрозы и вырабатывают комплекс экономических операций по их устранению;
  • Повышение конкурентоспособности собственной финансовой системы как внутри страны, так и на международной арене.

Основные функции Банка Англии:


Банки Ирландии и Шотландии имеют право выпуска собственных банкнот, однако в этом случае они должны иметь резерв банкнот Центрального Банка в соотношении 1:1 в Банке Англии;

  • Реализация монетарной политики . Эта функция выражается в достижении ценовой стабильности в двух направлениях: поддержание максимально низкого уровня инфляции и открытый режим монетарной политики;
  • Оказание банковских услуг:

- коммерческим банкам внутри страны: все клиринговые банки в Англии обязаны иметь счет в Центральном Банке, при этом сумма на счете не должна превышать определенный предел – 0,35% от всех своих депозитов. Эти резервы являются главным источником дохода Банка Англии.

- центральным банкам других государств: многие центральные банки зарубежных стран имеют счета в Банке Англии, а также держат в нем золото;

- Правительству . Правительство держит все свои счета в Центральном Банке. Соответственно, все платежи на социальные нужды страны проходят именно через него.

Ранее одной из традиционных функций центрального банка являлось управление государственным долгом, однако с 1998 года она была передана специальной структуре, департаменту казначейства – Департаменту по управлению государственным долгом Великобритании. Этой же структуре в 2000 году были переданы обязанности по управлению финансами Правительства.

Структура Банка Англии

Управление Банком Англии осуществляется Советом директоров . В его состав входят:

  • Управляющий (срок полномочий - 5 лет) – стоит во главе всего Банка и назначается Правительством;
  • Два заместителя управляющего (срок полномочий - 5 лет);
  • 16 членов совета (срок полномочий – 3 года с возможным переизбранием). При этом 12 членов являются руководителями крупнейших предприятий страны, а 4 члена входят в штат Банка.

Формально всех этих членов совета директоров назначает королева, но поскольку Англия является конституционной монархией, на деле она лишь утверждает своей подписью решение парламента.

Совет директоров проводит свои заседания не реже 1 раза в месяц. На них обсуждаются вопросы управления Банком, за исключением кредитно-денежной политики, которая является компетенцией Комитета по денежной политике .

Состав Комитета по денежной политике :

  • Председатель;
  • 4 постоянных члена;
  • 4 эксперта, назначаемых Министром финансов (Канцлером казначейства).

Комитет проводит свои заседания ежемесячно в соответствии с графиком. Процентные ставки, протоколы и решения, принятые Комитетом на заседаниях, подлежат немедленной публикации.

Уникальные мероприятия Банка Англии

Ежегодно Банк Англии совместно с газетой «The Times» проводит уникальный общенациональный конкурс под названием «Цель 2,0%». Смысл этого интеллектуального состязания состоит в том, что участники пытаются взять на себя функции Комитета монетарной политики Центрального Банка по сохранению уровня инфляции в 2%. Конкурсанты должны проанализировать финансовое состояние страны и предложить свои политические и экономические меры для недопущения повышения ставки инфляции.

Помимо этого, Банк Англии регулярно проводит лекции, семинары и вебинары с использованием самых современных технологий. Рекомендации и практические советы Центрального Банка по оздоровлению финансовой системы применяются во всем мире.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Как бы вы вели себя на месте старого короля, у которого наследники стали умирать одним за другим? Стали бы сговорчивее за столом переговоров? Вопрос сложный, и каждый решает его по-своему. «Король-солнце» пошел на переговоры. В 1713 году был заключен Утрехтский мир, который обесценил одиннадцать лет борьбы Франции. И тогда наследники французского престола умирать перестали...

Двойной луидор Людовика XV 1764 год, золото


Наследником стал пятилетний малыш, правнук «короля-солнца», будущий Людовик XV. Ребенок-дофин при семидесятичетырехлетнем короле, который мог умереть от старости в любой момент. Умри король — кто поможет, кто охранит ребенка? Французское государство оказалось бы в очень уязвимом положении, если бы не красавец двадцати восьми лет — герцог Беррийский, второй внук Людовика XIV, дядя наследника. На него престарелый король возложил ответственность за судьбу страны и малолетнего короля. И… Да, все верно. Герцог Беррийский тоже вскорости умер. Получил травму на охоте и со всей силы ударился о луку седла.

Обычно пишут: упал с лошади и разбился. Получается вроде как сломал себе шею или позвоночник. Но это не так. Несчастный герцог Беррийский умер 4 мая 1714 года после «четырехдневной болезни». Теперь пишут, что причина смерти — «внутренние повреждения после падения с лошади». Как такое могло случиться? Вполне могло, если бы еще один участник бурной политики того времени не умер аналогичным образом, тоже упав с лошади…

После несчастного случая с внуком Людовик XIV потерял интерес к жизни. Опасаясь дальнейших «случайностей», он даже изменил закон. До тех пор наследниками трона являлись только дети, рожденные от королевы. У Людовика XIV было несколько внебрачных детей. Король их узаконил и поставил в иерархии королевского дома после принцев крови. Еще через пару месяцев Людовик XIV специально оговорил следующее: в случае пресечения законного рода трон могут занять новоявленные принцы. Он знал, кто уничтожает его род, и понимал: череда смертей не случайна, и она может продолжиться.

В 1715 году «король-солнце» скончался. Казалось бы — конец истории. Но на самом деле она только начиналась. Не прошло и года после смерти старого короля, как акционеры Банка Англии убедились в оправданности своих опасений. Их ноу-хау, их изобретение попытались нагло украсть. Скопировать, как сегодня ушлые китайские производители копируют форму автомобилей известных марок. Сохранить тайну «печатной машинки» оказалось невозможно. Преимущества и гениальная простота были налицо. Вместо сложной процедуры добычи золота и серебра — простой процесс печатания денег.

Франция, потерпевшая поражение в войне из-за «недостаточности кредита», решила открыть свою «печатную машинку». В 1716 году шотландец Джон Лоу получил патент на открытие частного банка с правом выпуска обмениваемых на металл банковских билетов. Король Франции Людовик XV в тот момент был малышом и, понятное дело, вопросами финансирования не интересовался. Зато регент, герцог Филипп Орлеанский, с радостью ухватился за прекрасную идею. Он повелевает, чтобы банковские билеты стали приниматься в уплату податей наравне со звонкой монетой.

В 1718 году банк Лоу был переименован в Государственный банк. Хотя по сути это было такое же «совместное предприятие», где доли между собой поделили хитрые банкиры и королевская власть. Теперь военное и дипломатическое соперничество Англии и Франции приняло и тайный финансовый оборот. Две группы банкиров, получившие две разные государственные «крыши», сражались между собой за право бесконтрольно печатать пустые деньги. И тем самым получить власть над миром.

Но мы немного отвлеклись. Вернемся к клонированию французами «английской» идеи бумажных денег. История быстрого расцвета Англии под скипетром Вильгельма начала повторяться во Франции. Ничего удивительного в этом нет — ваша персональная экономика тоже разом расцветет, если вы найдете на улице чемодан с деньгами. Государственный банк Франции был очень успешен. Джон Лоу, словно добрый волшебник, разом решает финансовые проблемы королевской власти: он дает правительству в долг 100 млн ливров под 3 % годовых. Для сравнения: на момент смерти «короля-солнца» в казне имелось лишь 700 тыс. ливров. А в конце 1716 года, когда Джон Лоу включил свою «печатную машинку», дефицит бюджета достиг 140 млн ливров.

И теперь Франция может продолжать мировую экспансию, потому что у нее появляются деньги. Французы копируют систему англичан не только в главном, но и в частных моментах. Власть отдает Джону Лоу на откуп разработку золотых месторождений в Луизиане и всю заморскую торговлю. Заниматься всем этим будет Индская компания, полный аналог британской Ост-Индской компании. Акции нового предприятия продаются поначалу всем желающим, а потом только тем, кто расплачивается банковскими билетами, которые можно было получить в обмен на свои золотые монеты.

«Это превратилось в соревнование, кто быстрее освободится от своего золота». Но успехи будут недолги, просто удивительно недолги. Кредитно-денежный базис расширения Французской империи будет уничтожен буквально за несколько месяцев. Вот хронология расцвета и моментальной гибели дублера Банка Англии на французской земле. В январе 1720 года банкир Джон Лоу на волне феноменального успеха «лавочки» становится генеральным контролером финансов Франции, ведь только что руководимый им Банк ссудил Франции 100 млн ливров. И в этот момент происходит нечто страшное.

«Тут же с невероятной быстротой распространились тревожные слухи, и весь Париж оказался во власти чудовищной паники» — пишет французский писатель Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции». И уже в начале 1720 года начался массовый напор на банк тех, кто желал обменять бумажные банковские билеты на монеты. Обмен сначала был замедлен, а потом и вовсе приостановлен. Когда это случилось? В феврале-марте 1720 года. За давностью лет сложно проследить, как была организована «паника вкладчиков», но думаю, что технологии ничуть не отличаются от сегодняшних.

Обратите внимание, что произошло это через три года работы Государственного банка Франции. Значит, поначалу его дела шли в гору. И вдруг резко покатились вниз — после «рекордного» займа в 100 млн ливров, полученного правительством. Совпадение? Судите сами — удар был нанесен быстрый и безжалостный. Банк, выпустивший 3 млрд бумажных денег под гарантию 700 млн наличных монет, оказался не в состоянии платить. Но правительство Франции не хотело сдаваться без борьбы. И нашло очень «оригинальный» выход из ситуации.

Раз население не хочет пользоваться бумажными банкнотами, а предпочитает монеты, значит, нужно… запретить хождение монет. «Декретом от 11 марта 1720 года было объявлено о запрете после 1 мая употреблять звонкую монету; найденная у кого-либо, она подлежала конфискации». Вы можете представить, какую реакцию это решение вызвало во Франции. Конечно — всеобщее ликование и полный энтузиазм масс. После такого декрета популярность бумажных билетов и вовсе упала, как и популярность королевской власти. Все начали гоняться за запретной монетой и бежать от разрешенных ассигнаций. И это очень быстро закончилось катастрофой.

Следующим декретом от 22 мая 1720 года было объявлено о снижении номинального курса банковских билетов вдвое. То есть те, кто законопослушно выполнил предыдущий указ короля и пользовался бумажными деньгами, стал разом вдвое беднее. Затем 10 октября 1720 года был издан третий декрет о прекращении хождения билетов после 1 ноября 1720 года. Мелкие билеты было постановлено обменять на государственные облигации с уменьшением номинального курса еще в два раза. В итоге произошел очень быстрый двойной грабеж законопослушных граждан.

Ясно, что королевское правительство, совершившее во Франции такие трюки (прямо «списанные» с наших российских реформ), стало крайне непопулярным. Именно в это время и был заложен тот заряд ненависти к французской монархии и стране, который в 1789 году приведет к революции и разнесет в щепки королевскую власть. В ноябре 1720 года Государственный банк обанкротился, а его основатель через месяц был вынужден бежать из Франции. Интересно только узнать — КУДА? Это многое бы прояснило…

Дальнейшая судьба основателя «печатной машинки» во Франции мне неизвестна. Зато известна судьба основателя Банка Англии. Как мы помним, Вильгельм III Оранский, король Англии, договорился с банкирами. И договоренностей не нарушил. Возможно потому, что тоже очень вовремя умер. В марте 1702 года он скончался в Кенсингтонском дворце от… (опять?!) последствий падения с лошади. Могло такое случиться? Могло. Вызывают подозрение только два факта: аналогичная кончина герцога Беррийского и официально озвученная причина смерти основоположника «печатной машинки». Отчего конкретно он умер?

Вильгельм скончался от воспаления легких, явившегося осложнением после перелома плеча. Которое, в свою очередь, король сломал при падении с лошади. Кто бы мог подумать, что воспаление легких начинается с перелома? Какая связь между переломом и воспалением легких? Согласитесь, все это крайне любопытно. И очень подозрительно… Основатель чего бы то ни было необходим для иконостаса. Ведь именно этот король подписал все нужные банкирам законы: он дал все, что мог и что им было нужно на тот момент. Следующие короли получат систему уже как данность. А тайну своих договоренностей Вильгельм III Оранский унесет с собой в могилу и будет строго смотреть на наследников трона с парадного портрета.

Банк Англии для новых монархов станет данностью. Заветом и наказом. Не подлежащим изменению решением предка. Пора было начать думать о дальнейших шагах по установлению мировой гегемонии. Способ для этого всегда имелся один — война. Ведомая банкирами британская элита добавит в мировую геополитическую копилку еще один — специальные операции. И то и другое обильно «смазывается» деньгами — благо теперь они появляются из воздуха. Война за испанское наследство — это начало долгого пути «печатной машинки» к июльскому утру 1944 года в Бреттон-Вудсе, когда фунт передаст первенство доллару.

Придет время менять дислокацию, и «печатная машинка» переедет за океан, где она будет в большей безопасности. Но сначала будет Первая мировая война, которая уничтожит золотой рубль и золотую германскую марку. Уйдет в небытие валюта Австро-Венгерской и Османской империй. До мирового господства останется только один шаг, только одна глобальная война. И сценарий Второй мировой, который писался в Лондоне, будет отличатся от того, что случится в реальности.

…И главное правило — правил не существует

Банковская система Великобритании - одна из старейших. Ее характеризуют высокая степень концентрации и специализации, хорошо развитая банковская инфраструктура, тесная связь с международным рынком ссудных капиталов. В мировом финансовом центре - в Лондоне работает больше иностранных банков, чем английских. Это прежде всего американские и японские банки. Доля депозитов в иностранной валюте в банках Великобритании значительно выше, чем в других странах. Английская банковская система владеет самой широкой в мире сетью зарубежных филиалов.

Вплоть до 1979 года в Великобритании отсутствовало специальное законодательство, регулирующее банковскую деятельность, ни разу не публиковалось официального списка банков, не было законодательного определения банка. Контроль центрального банка за банками носил неофициальный характер.

С принятием закона о банковской деятельности в 1979 году все кредитные институты, принимающие депозиты (вклады) классифицируются Банком Англии либо как «признанные банки», либо как «лицензируемые компании по приему депозитов». Банкам не требуется лицензии, но они должны быть «признаны» Банком Англии. Банк Англии признает в качестве «банка» кредитное учреждение, пользующееся безупречной репутацией в финансовых кругах и предоставляющее широкий набор банковских услуг или специализирующееся на какой-либо категории услуг.

Наиболее значительные кредитные учреждения, которые получили статус банка - это депозитные банки (лондонские и шотландские клиринговые банки, банки Северной Ирландии), торговые, иностранные, сберегательные банки, учетные дома. Банковская система Великобритании является двухуровневой. На верхнем уровне - центральный банк, на нижнем - другие банки: коммерческие (депозитные) и специализированные - торговые, иностранные, сберегательные банки, учетные дома.

Центральный банк Англии (Банк Англии)

Центральный банк Великобритании - Банк Англии - был основан специальным актом парламента. Он был создан в 1694 году с целью предоставления королю займа для ведения войны с Францией в качестве акционерной компании. В нее вошли 1268 акционеров, первый взнос которых составил 1200 фунтов стерлингов.

Такой стала сумма первого займа Банка Англии английскому правительству. Займ был выдан королю из 8% годовых в форме банкнот и векселей. Банку Англии было разрешено продавать и покупать золото и серебро, выпускать переводные векселя, осуществлять сделки с коммерческими векселями, предоставлять ссуды под обеспечение, в том числе товарное. Банку не разрешалось, однако, предоставлять ссуды королю без санкции парламента.

В 1946 году Банк Англии был национализирован. Акционерный капитал Банка Англии был передан казначейству, а бывшие владельцы акций получили компенсацию в виде государственных облигаций. Национализация законодательно оформила тесные связи правительства и банка, которые сложились исторически: Банк Англии выполнял функции банкира правительства и до его национализации. В настоящее время Банк Англии работает в тесном контакте с казначейством.

Согласно Акту Роберта Пиля (1844 году) Банк Англии должен еженедельно публиковать свой баланс. После национализации Банк стал также публиковать ежегодный доклад о своей деятельности, а с 1961 года - ежеквартальный бюллетень.

Баланс Банка Англии подразделяется на две части в соответствии с Актом, введенным Робертом Пилем, - разделением Банка на два департамента (Эмиссионный и Банковский), что служит исключительно целям учета. Счета Эмиссионного департамента связаны лишь с выпуском банкнот и их обеспечением, чистая прибыль этого департамента перечисляется в Национальный фонд займов. Вся остальная деятельность Банка Англии отражается на счетах Банковского департамента, прибыль от нее передается раз в полугодие казначейству.

Пассив Эмиссионного департамента состоит из двух статей: «Банкноты в обращении» и «Банкноты в Банковском департаменте». Выпущенные Эмиссионным департамент том банкноты передаются в Банковский департамент, где они лежат в качестве резерва до тех пор, пока не потребуются клиентам. Выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. обеспечен не золотом, а различными обязательствами, которые отражаются в активе Эмиссионного департамента. Первая статья актива - «Государственные обязательства», в нее входят в основном государственные облигации и казначейские векселя. Вторая статья актива - «Другие обязательства» - включает коммерческие векселя, обязательства местных органов власти, а также долговые расписки для рефинансирования экспортных кредитов и кредитов судостроительным компаниям.

Первая статья пассива Банковского департамента - «Резервы и другие счета», в нее входят: собственный капитал Банка Англии (с 1844 года составляет неизменную сумму в 14,5 млн. ф. ст.), счета иностранных центральных банков, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития. Другие статьи пассива - «Правительственные депозиты» и «Депозиты банков».

В активе баланса Банковского департамента отражаются «Государственные обязательства» (куда входят казначейские векселя и государственные облигации, которые не служат обеспечением выпуска банкнот), «Учетные векселя», «Ссуды». В активе также хранится резерв банкнот, полученных из Эмиссионного департамента, а также разменных монет, купленных Банком Англии у казначейства.

Ключевая роль Банка Англии в кредитной системе определяется прежде всего тем, что он служит эмиссионно-кассовом центре страны. Банк монопольно осуществляет выпуск банкнот. Его обязательства (как в виде банкнот, так и в форме депозитов других банков) являются денежной базой всей кредитной системы. Любой банк рассматривает депозиты в Банке Англии в качестве своего кассового резерва, так как в случае необходимости он всегда может отозвать средства со счета в Банке. Сокращая или расширяя объем своих обязательств, Банк Англии влияет на величину кассовых резервов банков и денежной массы в обращении.

Банк Англии - консультант правительства по вопросам денежно-кредитной политики и ее проводник. В послевоенный период он использовал практически все основные методы денежно-кредитной политики (как общие, так и селективные). В 1940-е гг. денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими рецептами рассматривалась как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых» денег. В 1950-1960-е гг. денежно-кредитная политика осуществлялась на основе неокейнсианских концепций антициклического регулирования. В 1971 году пришедшие к власти консерваторы провозгласили «новый подход» к денежно-кредитному регулированию, основанный на неоконсервативных концепциях. Были отменены прямые кредитные ограничения и приняты меры для расширения конкуренции в банковской сфере. Это сопровождалось резким ростом денежной массы и цен и уже в 1973 году Банк Англии возвратился к активному использованию ранее применявшихся прямых методов ограничения кредита.

С приходом к власти в 1979 году консервативного правительства М. Тэтчер, провозгласившего себя «монетаристским», денежно-кредитная политика стала главным инструментом осуществления экономической стратегии, правительство отказалось от краткосрочной политики «стоп - вперед». Направление денежно-кредитной политики стало определяться отклонением темпов роста денежной массы от установленных пределов. Главным методом контроля Банка Англии за ростом денежной массы стали его операции по купле-продаже векселей, причем, преимущественно коммерческих, а не казначейских, и размещение государственных обязательств за пределами банковской системы. В 1990-е гг. основным инструментом денежно-кредитной политики в Великобритании, как и в других развитых странах, являлись операции на открытом рынке.

Осуществляя внешнеэкономическую функцию, Банк Англии от имени казначейства проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, которые с 1939 года переданы Уравнительному валютному фонду. Банк Англии проводит валютные интервенции для регулирования курса фунта стерлингов, активно участвует от имени правительства в международных валютно-финансовых организациях.

Банк Англии является банкиром всех других банков. Почти все банки страны имеют счета в Банке Англии. Самые важные из них - счета лондонских клиринговых банков, которые хранят существенную часть своих кассовых резервов в форме депозитов в Банке Англии. Посредством записей на этих счетах регулируются расчеты банков друг с другом. Банк Англии осуществляет кредитование банковской системы либо путем покупки у банков долговых обязательств, либо через механизм выдачи ссуд под обеспечение государственными обязательствами.

В 1979 году Закон о банковской деятельности впервые в истории Великобритании закрепил за Банком Англии уставные права и обязанности по надзору за банковской системой. До этого регламентация деятельности кредитных учреждений осуществлялась в порядке «джентльменских соглашений» между ними и Банком Англии и последний опирался, скорее, на традиции, чем на правовые нормы. Закон 1987 года расширил права и обязанности Банка Англии по надзору за банковской системой. В конце 1997 года было объявлено о передаче функций банковского надзора Банком Англии вновь созданному контролирующему органу. Банк Англии является банком правительства. В нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Все доходы правительства поступают на счет казначейства в Банке Англии, а расходы покрываются с этого счета. Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственным долгом. Хотя Банк Англии хранит в своем портфеле часть государственных обязательств, большая часть правительственных потребностей в фондах удовлетворяется с помощью рынка, т.е. размещения Банком от имени казначейства государственных обязательств на рынке ссудных капиталов.

Текущие расходы правительства финансируются путем краткосрочного кредитования государства, главным инструментом которого являются казначейские векселя. Казначейские векселя выпускаются Банком Англии от имени казначейства еженедельно, а их размещение осуществляется частично через систему торгов между банками и брокерами, частично по фиксированной цене между публично-правовыми (т.е. правительственными) организациями, включающими государственные и находящиеся под контролем государства сберегательные банки, правительственные страховые фонды, Эмиссионный департамент Банка Англии и Уравнительный валютный фонд. Помимо казначейских векселей, инструментом краткосрочного кредитования служат краткосрочные государственные облигации. Краткосрочными в Великобритании принято считать облигации со сроком погашения до 5 лет.

Для удовлетворения долгосрочных финансовых потребностей государства выпускаются долгосрочные облигации (сроком более 15 лет). Большая часть нового выпуска таких облигаций покупается Банком Англии, который затем постепенно распродаёт их на открытом рынке. Меньшая часть облигаций реализуется через фондовую биржу в основном среди нефинансовых компаний.

Параллельно Банк занимается выкупом облигаций, срок погашения которых приближается. Банк Англии всегда готов купить у держателей облигации, если срок их погашения наступает не позднее, чем через год. При этом Банк может скупать облигации или предлагать взамен более долгосрочные, т.е. осуществлять консолидацию государственного долга. Банк Англии производит также выплату процентов по облигациям, регистрацию облигаций центрального правительства, национализированных отраслей и некоторых местных органов власти.

Коммерческие банки Англии

Коммерческие банки в Великобритании называются депозитными банками. Они составляют основу банковской системы. Большая часть операций депозитных банков сосредоточена в 6 лондонских клиринговых банках. Они называются так потому, что являются членами Лондонской клиринговой палаты. Доминируют четыре: «Нэшнл Вестминстер», «Барклейз», «Мидлэнд» и «Ллойде» (большая четверка»). Эти банки входят в число крупнейших банков мира.

Депозитные банки часто называют «розничными», поскольку они обслуживают не только промышленные компании и финансовые институты, но и отдельных лиц, осуществляют как крупные, так и мелкие сделки. Современные депозитные банки выполняют практически все виды банковских операций. Основной вид их пассивных операций - прием вкладов, или депозитов: до востребования, срочных, сберегательных. Особую роль в экономике страны играют депозиты до востребования, так как на их основе банки выпускают чеки и другие кредитные орудия обращения. С начала 1980-х гг. широкое распространение получила практика выплаты процентов по депозитам до востребования.

Депозиты до востребования зачисляются на текущие счета, служащие основой для предоставления банком различных услуг. В 1960-х гг. в Великобритании появились так называемые бюджетные счета, тесно связанные с текущими. Клиент подсчитывает сумму своих ежегодных расходов (таких, как расходы на электричество, газ, сезонные билеты, отпуск, страховые платежи) и делит ее на 12 частей. Полученная сумма ежемесячно перечисляется с текущего счета на бюджетный с помощью однажды сделанного поручения клиента. С бюджетного счета банк осуществляет оплату указанных расходов. Если клиенту не хватит денег, банк может предоставить ему кредит.

Сберегательные депозиты предназначены для мобилизации самых мелких сбережений. Сберегательные счета могут открываться даже на такие незначительные суммы, как 25 пенсов. Банковский процент начинает выплачиваться, когда сумма на сберегательном счете достигает определенного минимума.

Среди активных операций депозитных банков преобладают традиционные для коммерческих банков учетно-ссудные операции и вложения в ценные бумаги. Наиболее распространенной формой предоставления ссуд в Великобритании является овердрафт. Традиционно депозитные банки специализировались на предоставлении краткосрочных ссуд на финансирование оборотного капитала в торговле. В послевоенный период расширяется предоставление средне - и долгосрочных ссуд: от 2 до 7 лет, а иногда до 20 лет. Удлинение сроков кредитования прежде всего осуществляется с помощью продления овердрафта. Хотя формально овердрафт - это ссуда до востребования, для крупных клиентов банки продлевают его из года в год, превращая в средне - и даже долгосрочную ссуду.

Наряду с удлинением сроков происходит расширение объектов кредитования депозитных банков. С 1960-х гг. депозитные банки начали предоставлять средне- и долгосрочные ссуды для кредитования экспорта машин и оборудования. Такие ссуды предоставляются непосредственно иностранным импортерам, которые благодаря этому получают возможность оплаты английского экспорта. Кредитование осуществляется под государственные гарантии. Осуществляя кредитование внешней торговли, депозитные банки вторгаются в традиционную сферу деятельности торговых банков.

Начиная с 1980-х гг. значительно расширяется предоставление ссуд населению для покупки и строительства домов и квартир (под ипотечные закладные, полис страхования жизни).

Удлинение сроков и расширение объектов кредитования является одним из способов увеличения круга операций депозитных банков, проникновения их в области деятельности других банков и кредитно-финансовых институтов в условиях обострения конкуренции со стороны последних. Другой способ вторжения в сферы действия других кредитно-финансовых институтов - создание филиалов, отделений, представи­тельств, специализированных дочерних компаний. Так, депозитные банки вкладывают свои капиталы в акции компаний,. занимающихся средне- и долгосрочным кредитованием промышленности и сельского хозяйства, акции финансовых домов, создают свои филиалы, которые специализируются на предоставлении среднесрочных ссуд для покупки товаров длительного пользования. Депозитные банки также активно внедряются в сферы действия заграничных банков, открывая свои филиалы в различных странах. В 1960-е гг. депозитные банки стали крупными участниками денежного рынка, выполняя традиционные операции учетных домов.

Другие банки Англии

В отличие от «розничных» депозитных банков, другие банки Великобритании (кроме сберегательных) являются «оптовыми», так как осуществляют крупные сделки преимущественно с компаниями и институтами, а не отдельными лицами.

Торговые банки ведут свое происхождение от торговых фирм, специализировавшихся на акцептовании векселей. Основой их деятельности служило отличное знание платежеспособности отдельных фирм в различных районах мира. Акцептные операции оказались столь прибыльными, что в конце концов эти фирмы отказались от торговли, превратились в банки, специализирующиеся на предоставлении акцептного кредита, и получили название акцептных домов.

Акцептные дома с течением времени расширили свои международные операции. Они стали размещать на лондонском рынке долгосрочные облигации иностранных правительств и компаний, покупаемых инвесторами Великобритании и других стран. Постепенно Лондон превратился в главный центр меж­дународного долгосрочного кредита.

После мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., который привел к сокращению международных торговых и кредитно-финансовых операции, акцептные дома начали все более активно расширять операции на национальном рынке. Это относится как к акцептным операциям, так и к операциям по размещению облигаций.

Современные акцептные дома сочетают международные операции с деятельностью на национальном рынке ссудного капитала, причем для большинства из них последняя является преобладающей.

Акцептные дома представляют собой группу наиболее крупных и влиятельных торговых банков - «элиту» торговых банков. Вместе с некоторыми наиболее крупными из числа других торговых банков они входят в «Комитет акцептных домов» и в «Ассоциацию Эмиссионных домов».

Торговые банки, даже самые крупные, осуществляют небольшой объем операций по сравнению с «большой четверкой» клиринговых банков. Однако они. играют важную роль в отдельных областях банковской деятельности.

Операции торговых банков очень многообразны. Они выполняют широкий набор услуг для промышленных и торговых корпораций, осуществляют различные международные финансово-кредитные операции. Несмотря на различия, существующие между отдельными торговыми банками, можно выделить четыре общие для них сферы деятельности: эмиссионно-учредительская деятельность и организационно-консультационные услуги корпорациям; международные финансово-кредитные операции; дове­рительные (трастовые) операции; традиционные банковские операции (прием депозитов, выдача ссуд, акцептные операции).

Два крупнейших и старейших торговых банка «Рольшильд» и «Самуэль Монтегю» - активные участники рынка золота.

Иностранные банки - это кредитные институты, созданные на территории Великобритании, капитал которых принадлежит другим странам. Эти банки, безусловно, являются крупными конкурентами английских банков. Однако Банк Англии при­ветствует их открытие, так как, во-первых, оно ведет к упрочению позиций Лондона как мирового финансового центра, а во-вторых, иностранные банки привносят на лондонский рынок те или иные национальные особенности техники банковских операций, которые постепенно перенимают английские банки. Например, в 60-х гг. американские банки внедрили в оборот на лондонском рынке такую новую для него разновидность ценных бумаг, как депозитные сертификаты, которые вслед за американскими стали выпускать и английские банки.

Иностранные банки стали основывать свои офисы в Лондоне в XIX веке. С конца 1950-х гг. начинается резкий рост числа иностранных банков в Великобритании. Если в конце 1950-х гг. их было около 80, то в конце 19б0-х - уже более 150, в настоящее время - более 450. Большинство иностранных банков открыто в Лондоне, другие - в Бирменгеме, Ливерпуле, Абердине.

Американские банки - самая крупная группа иностранных банков, за ними следуют японские, французские, немецкие. Отдельную группу составляют банковские консорциумы, капитал которых принадлежит банкам различных стран.

Иностранные банки специализируются на операциях на еврорынке, кредитуют иностранные и транснациональные компании, финансируют внешнюю торговлю. Кроме того, они консультируют компании по вопросам иностранных инвестиций и другим проблемам, возникающим при проведении различных международных операций, предоставляют им экономическую и финансовую информацию, дают советы по выбору партнеров.

С 1986 года в Великобритании действует единый акционерный Доверительно-сберегательный банк (Траста сэйвингс бэнк - ТСБ). Он объединил доверительные сберегательные банки, возникшие в XIX в., скорее, в качестве сберегательных касс, чем банков. Название банков связано с тем, что ими управляли доверенные лица, назначаемые местными органами власти. С конца 1970-х гг. расширяются чисто банковские операции этих учреждений, и прежде всего - предоставление ссуд. В 1976 году был принят закон, в соответствии с которым доверительным сберегательным банкам было разрешено предоставлять ссуды как корпорациям, так ВТ индивидуальным заемщикам. Доверительно-сберегательный банк выполняет все основные операции коммерческих банков.

Национальный сберегательный банк (НСБ) был учрежден в 1861 году как Государственный сберегательный банк. В качестве его отделений используются почтовые отделения. По количеству вкладов НСБ является одним из крупнейших сберегательных учреждений в мире.

До 1980-х гг. единственным в Великобритании кредитным институтом, пользующимся правом получения кредита в Банке Англии, были учетные дома. Благодаря этой привилегии они играли особую роль в банковской системе Великобритании. Свое название учетные дома получили в связи с традиционной специализацией на учете векселей. Наряду с векселями учетные дома издавна продают и покупают кратко­срочные государственные облигации, обязательства местных органов власти. Основным источником ресурсов учетных домов являются ссуды банков: главным образом ссуды на один день и до востребования.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.

Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду. В 1688 году дорогостоящая гражданская война наконец-то закончилась, и на трон Англии взошли Вильям и Мэри. К власти пришла политическая партия, которая проводила политику меркантилизма и грабительского захвата колоний. Самым серьезным противником Англии была Французская Империя и вскоре развязала полувековую войну. Политика милитаризма оказалась очень дорогостоящей, и в 1690-х Английское правительство обнаружило, что казна истощена и денег нет. Оказалось невозможным для правительства побудить людей покупать его облигации после стольких лет войны. Собрать налоги по более высоким ставкам также не представлялось возможности.

Тогда в 1693 году был образован комитет Палаты Общин, с целью поиска способов получить деньги для правительства. Тогда же появился шотландский финансист Вильям Петерсон, предложивший от имени своей финансовой группы совершенно новый план правительству. В обмен на определенные привилегии со стороны государства, Петерсон предложил создать Банк Англии, который бы выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Таким образом, была заключена сделка. Сразу же после утверждения Банка Парламентом в 1694 году сам король Вильям и некоторые члены Парламента поспешили стать акционерами новой "денежной фабрики".

Вильям Петерсон потребовал от английского правительства присвоить новым банкнотам статус законного платежного средства. Британское правительство отказало, заявив, что это "зашло слишком далеко", но Парламент дал новому Банку привилегию содержать правительственные вклады и выпускать новые ценные бумаги для оплаты правительственного долга. Банк Англии сразу же выпустил новых денег на сумму 760 000 фунтов стерлингов, которые пошли на оплату долга. Это вызвало скачок инфляции, и за два года Банк оказался совершенно неплатежеспособным, что дало определенные преимущества частным ювелирам. Банкноты Банка Англии могли быть свободно обменены на обращающиеся металлические монеты.

В 1696 году Банк Англии, управляемый магнатами правящей политической партии Whig, столкнулся с угрозой конкуренции. Партия Тори попыталась учредить новый National Land Bank и хотя данное предприятие не удалось, Банк Англии сразу же предпринял меры. В следующем году Парламент принял закон, запрещающий учреждение в Англии крупных банков. Согласно этому же закону, подделка банкнот Банка Англии каралась смертной казнью.

В 1708 году закон еще более ужесточился. Теперь стало незаконным выпускать векселя на предъявителя, (это право было дано только Банку Англии) и создавать компании, состоящие больше чем из 6 человек (партнеров), а также предоставлять краткосрочные кредиты сроком до 6 месяцев. Таким образом, конкурентами Банка Англии могли стать маленькие банки с числом участников менее семи. Несмотря на эти условия, Банк Англии все-таки столкнулся с сильными конкурентами со стороны партии Тори во время пребывания на престоле королевы Анны. В 1711 году была создана Компания Южного моря (South Sea Company), возглавляемая премьер-министром Робертом Харлей, которая стала сильным конкурентом Банку Англии, но она обанкротилась уже через девять лет. Это банкротство подвергло Банк Англии натиску со стороны вкладчиков, и банку было дано право приостанавливать платежи монетами. Подобному натиску Банк Англии подвергся во время вступления на престол Бонни Принца Чарли в Шотландии. И вновь Банк Англии приостановил платежи.

Во второй половине XVIII века появились частные банки, выпускающие векселя. К 1793 году их насчитывалось около 400. Финансирование длящихся поколениями войн с Францией, начавшихся в 1790-х, привело к приостановке платежей монетами третьей частью банков Англии в 1793 году, а затем и самим Банком Англии в 1797 году. Позже к ним присоединились и остальные банки.

Эта приостановка длилась 24 года вплоть до завершения войны с Францией. Во время этого периода до 1821 года банкноты Банка Англии служили настоящими деньгами (хотя еще не узаконено), а после 1812 до конца этого периода стали законным платежным средством. Как и следовало ожидать, в этот период появился ряд ненадежных банков. В 1797 году в Англии и Уэльсе было около 280 "country" банков, а к 1813 году их число превышало 900. К 1816 году общее число банкнот составило 24 миллиона фунтов стерлингов, увеличившись вдвое по сравнению с 1797 годом. Этот период не мог не отразиться и на положении дел Банка Англии. Его доходы снизились, а когда платежи возобновились в 1821 году, акции Банка упали на 16%.

В 1826 году вследствие либерализации банковского дела, корпорациям было разрешено выпускать предъявительские векселя, но эта свобода была ограничена радиусом "радиусом 65 миль от Таким образом, монополия Банка Англии сохранялась, а конкуренции почти не было. В 1833 году были разрешены услуги по приему депозитов. В дальнейшем "country" банки, которые раньше могли обменивать свои банкноты на металлические деньги, получили право обменивать их на банкноты Банка Англии. Все эти изменения усилили позиции Банка Англии, и с этого момента он функционировал как полноценный универсальный банк, а "country" банки хранили свои резервы в Банке. Интенсивное развитие капитализма привело к тому, что в 1844 году Банк Англии получил монополию эмиссии банкнот в законодательном порядке. Таким образом, был создан институт, который мог обеспечить более высокую стабильность денежного обращения на том этапе развития капитализма, когда происходило массовое создание новых акционерных обществ и усиленными темпами шло развитие торговли как внутри страны, так и за ее пределами. Еще обращающиеся старые банкноты были постепенно изъяты и заменены новыми, выпущенными Банком Англии. Закон 1844 года установил величину денежной массы, выраженной в банкнотах и не обеспеченной золотыми монетами или золотыми слитками, хранящимися в сейфе Банка Англии. Благодаря этому должна была быть предотвращена чрезмерная эмиссия банкнот, что способствовало бы адекватному обеспечению потребностей хозяйственной системы в денежной массе. Такое развитие привело к тому, что эмиссия банкнот стала отделяться от прочей коммерческой деятельности банка (например, предоставление кредитов под обеспечения, как земельные владения), которая постепенно сокращалась, и Банк Англии по характеру все более походил на центральный банк.

В 1946 году предпринятая лейбористами национализация банка привела его в разряд "публичных корпораций". Акционерный капитал был передан Казначейству, а его бывшие владельцы получили щедрую компенсацию в виде государственных облигаций, которые по сумме в четыре раза превышали номинальную стоимость акций. Банк, таким образом, не стал частью правительственного аппарата, но был уполномочен "запрашивать информацию у банкиров и давать им рекомендации ". С санкции Казначейства, Банк Англии мог "издавать директивы любому банку с целью обеспечить выполнение таких рекомендаций или просьб". За истекшие годы (до 1976 г.), банк ни разу не воспользовался этим правом, так как все "просьбы" выполняются, по выражению одного американского банкира, с "религиозной неукоснительностью".