Кто может применять международный стандарт. Мсфо (международные стандарты финансовой отчетности)

По российским стандартам отчетным периодом является календарный год. Однако МСФО не требуют, чтобы финансовый год совпадал с календарным. Значит ли это, что компания может самостоятельно выбирать свой отчетный период и это не обязательно будет календарный год?

Не только по российским стандартам отчетности. В новом законе о бухгалтерском учете № 402-ФЗ5, который вступит в силу с января 2013 года, тоже назван календарный год. Также в этом законе сказано, что правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с этим законом, если иное не установлено другим законом (в нашем случае - законом о консолидированной отчетности).
В законе о консолидированной отчетности сделана лишь ссылка на МСФО, а в МСФО начало и конец финансового года не установлены. Значит, должна действовать норма закона о бухучете о том, что отчетным периодом является календарный год. Получается, что нельзя, например, выбрать год с августа по июль, так как закон о бухучете не выводит из сферы своего регулирования консолидированную отчетность. А по нему отчетный год - это с января по декабрь.

Обязанность сдавать промежуточную отчетность законом о консолидированной отчетности не установлена

Игорь Робертович, поговорим о промежуточной отчетности. Когда ее нужно первый раз сдавать?

Закон о консолидированной отчетности вообще не устанавливает для компании обязанности сдавать промежуточную отчетность. Нужно смотреть другие законодательные акты, регулирующие такие обязанности. Например, если по нормам закона о рынке ценных бумаг6 компания обязана готовить промежуточную консолидированную отчетность, значит, она будет ее составлять в соответствии с МСФО.

Промежуточная отчетность имеет сокращенный вид по сравнению с годовой

Что понимается под сокращенной промежуточной отчетностью? Как компания определяет ее состав?

Отмечу, что понятия сокращенной промежуточной отчетности нет. «Сокращенная» - это и есть основная характеристика промежуточной отчетности. То есть промежуточная отчетность имеет сокращенный вид по сравнению с годовой.

В практике российских стандартов бухгалтерской отчетности выработался такой формальный подход: в годовой отчетности есть свои составные части (баланс, и т. д.), а в промежуточной отчетности (квартальной) - только баланс и отчет о прибылях и убытках.

В МСФО другой подход. Сокращается не количество отчетов, а состав показателей в них. Например, баланс промежуточной отчетности по МСФО может быть сокращенным, то есть не все строки в нем будут заполнены.

Показатели промежуточной отчетности должны отражать новые тенденции в компании

Как выглядит сокращенный баланс? Какие данные в нем нужно указать?

Международными стандартами предусмотрено, что в первую очередь нужно раскрывать и представлять данные, которые отличают промежуточный отчетный период от предыдущей годовой отчетности по МСФО. То есть все, что повторяет тенденции и вектор развития, которые вытекают из показателей годовой отчетности, в промежуточной отчетности можно не показывать. А все, что является непредсказуемым, чего не ждали в промежуточном периоде, - новые факты и операции, тенденции - их нужно представить подробно..

Сокращенный баланс может условно состоять из трех строк

А если в компании после сдачи годовой консолидированной отчетности все идет без изменений?

Если все идет без изменений и все экстраполяции показателей годовой отчетности оправдываются, баланс может условно состоять из трех строк: активы, обязательства и капитал. А в отчете о прибылях и убытках - выручка, расходы и прибыль за период. На мой взгляд, эта ситуация маловероятна на практике.

Периодичность сдачи промежуточной отчетности установлена для конкретных видов компаний

Игорь Робертович, за какой период нужно сдавать промежуточную отчетность?

Начало промежуточного отчетного периода совпадает с началом года, и промежуточный период при этом должен быть короче года. Теоретически можно составить промежуточную консолидированную отчетность, например, за 100 дней или за 20 недель.
Периодичность представления такой отчетности закреплена в других нормативных актах, а не в законе о консолидированной отчетности. Например, правилами представления информации в связи с эмиссией ценных бумаг может быть установлена определенная периодичность для конкретного вида эмитентов. С такой периодичностью они и будут отчитываться.

Налоговые инспекторы во время проверки могут использовать данные отчетности по МСФО

Давайте поговорим о налоговых проверках. Могут ли налоговые инспекторы сослаться на показатели консолидированной отчетности в акте о нарушении налогового законодательства?

Напрямую нет, но косвенно могут. По данным налогового учета, например, расход у компании учтен, а по данным консолидированной отчетности данного расхода нет, и об этом прямо говорят показатели консолидированной отчетности. Инспекторы могут эту информацию использовать для доказательства нарушений. Это не связано с разными правилами составления отчетности по российским стандартам и по МСФО.

Обязательно ли проводить аудит отчетности, составленной по МСФО?

Аудит консолидированной отчетности по МСФО обязателен, это установлено законом о консолидированной отчетности 7 . Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью. Специальной квалификации по проверке консолидированной отчетности нет, для аудиторов работают общие требования. То есть отдельного сертификата аудитора МСФО не будет.

Сноски:

1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ
2 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ
3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ
4 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ
5 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ
6 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ
7 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ

Впервые о необходимости перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики было указано в Постановлении Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1 . Указанным Постановлением была утверждена соответствующая государственная программа.

Однако современный этап сближения с МСФО восходит к Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, которая во исполнение Указа Президента РФ от 03.04.1997 № 278 была утверждена 06.03.1998 Постановлением Правительства РФ № 283 .

В соответствии с указанным Постановлением Правительства был утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику (Распоряжение Правительства от 22.05.1998 № 587-р).

Соответственно, План счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) принимались преимущественно с учетом Программы реформирования и Плана внедрения стандартов. Однако практика применения МСФО в чистом виде не была сформирована, поскольку МСФО на территории РФ признаны не были.

Напомним, что под признанием документов международных стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории РФ (п. 3 Положения , утв. Постановлением Правительства от 25.02.2011 № 107).

Признание МСФО в РФ

С 19.02.2016 и по настоящее время в РФ применяются МСФО и разъяснения, утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н .

Иные акты по МСФО были введены на территории РФ также Приказами Минфина от 27.06.2016 № 98н , от 11.07.2016 № 111н .

Кто применяет МСФО в России?

В настоящее время обязаны применять МСФО организации, которые составляют консолидированную финансовую отчетность. Ведь такая отчетность составляется исключительно по международным стандартам (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ). Но от ведения учета по российским правилам составление отчетности по МСФО не освобождает (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ).

Иные организации, не обязанные составлять консолидированную отчетность, могут по своему желанию помимо обязательного российского учета вести еще и учет по МСФО.

Зачем нужны стандарты МСФО и кто их применяет, какие стандарты действуют в 2019 году и где взять их список – эти вопросы возникают у многих, кто только переходит на МСФО. Ответы ищите в статье.

Аббревиатура МСФО (IFRS, IAS) означает Международные стандарты финансовой отчетности. Это набор принципов и правил отражения различных хозяйственных операций в финансовой отчетности. МСФО выпускает некоммерческая международная организация – Фонд МСФО (включает Совет по МСФО и Комитет по Разъяснениям МСФО), которая базируется в Лондоне. Основная цель создания МСФО – предоставить основу для подготовки и раскрытия публичными компаниями финансовой отчетности. При этом МСФО содержит лишь общее руководство для подготовки финансовой отчетности, но не устанавливают конкретные правила ее подготовки. Именно это и обеспечивает возможность применения стандартов компаниями по всему миру.

Скачайте дополнительные материалы к статье :

По замыслу разработчиков, стандарты МСФО должны стать общими принципами подготовки финансовой отчетности для всего мира. Применение их глобальном масштабе позволит инвесторам и собственникам бизнеса сэкономить средства на сопоставление отчетностей компаний, подготовленных на основе различных учетных стандартов, а также позволит более свободно распространять информацию. Кроме того, благодаря внедрению МСФО компании смогут выйти на глобальные рынки капитала и снизить стоимость капитала. .

МСФО для начинающих

Мы собрали вместе все материалы, созданные специально для новичков, тех, кто только знакомится с международными стандартами. Это статьи об основных стандартах, подборка «МСФО в схемах», а также мини-кейсы, чтобы проверить полученные знания.

Из чего состоят стандарты МСФО 2019

Документы МСФО включают:

  1. Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS). Их издает Совет по МСФО.
  2. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS). Их издавал Комитет по МСФО, предшественник Совета по МСФО.

Обратите внимание!

Названия первых стандартов начинались с «IAS», например IAS 1 «Представление финансовой отчетности». С 2001 года названия новых стандартов начинаются с «IFRS».

  1. Разъяснения к МСФО, подготовленные Комитетом по разъяснениям (КРМФО);
  2. Разъяснения к МСФО, выпущенные Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР), предшественником КРМФО.

МСФО в привычном понимании предназначены для использования коммерческими предприятиями. Для предприятий госсектора Совет по международным стандартам бухгалтерского учета для государственного сектора разработал свои международные стандарты.

В 2009 году Совет по МСФО выпустил стандарт «МСФО для малых и средних предприятий», предназначенный для непубличных компаний. Это упрощенная версия МСФО, призванная облегчить процесс подготовки отчетности небольшим фирмам.

Есть еще один важный документ, который, тем не менее, не входит в состав документов МСФО. Это Концептуальные основы финансовой отчетности. В Концептуальных основах рассмотрены следующие вопросы:

  1. Цель подготовки финансовой отчетности.
  2. Качественные характеристики полезной финансовой информации.
  3. Определение элементов финансовой отчетности, принципы их признания и оценки.
  4. Концепция капитала и поддержания величины капитала.

Так как Концептуальные основы не являются документом в составе МСФО, его положения не имеют преимуществ перед конкретными МСФО. Даже если стандарт МСФО 16 противоречит Концептуальным основам.

Однако Совет по МСФО руководствуется Концептуальными основами при разработке новых стандартов и пересмотре действующих. Кроме того, компании могут использовать Концептуальные основы для определения методов учета, если ни один из действующих стандартов не содержит конкретных указаний.

В каких странах применяют стандарты МСФО в 2019 году

Сейчас с уверенностью можно сказать, что МСФО стали глобальным языком финансовой отчетности. Их широко используют как в развитых, так и в развивающихся странах.

По данным Фонда МСФО, 144 страны из 166, представленных в исследовании, в настоящее время требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства котируемых компаний (таблица 1). А еще 12 стран разрешают их использование.

Портал iasplus.com приводит следующую статистику в отношении использования МСФО (исследование охватывает 175 стран). Для котируемых компаний стандарты МСФО обязательны к применению в 98 странах, в 9 странах – требуются для некоторых компаний, в 25 странах – разрешены к применению, в 22 странах – не разрешены, в 21 стране отсутствуют фондовые биржи.

Таблица 1. Использование МСФО в мире

Регион

Количество стран в регионе

Страны, которые требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства публичных компаний

Страны, которые требуют применения МСФО, %

Страны, которые допускают или требуют применения стандартов МСФО для некоторых (но не для всех или большинства) публичных компаний

Страны, которые не требуют и не допускают применения стандартов МСФО для публичных компаний

Европа

Африка

Ближний Восток

Азия и Океания

Америка

Итого

В % от общего числа

Отметим, что МСФО так и не были приняты США, которые используют US GAAP. Несмотря на усилия, предпринимаемые с 2002 года Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США, полностью нивелировать различия между учетными системами так и не удалось. Эта дискуссия продолжается и сегодня.

Однако удалось свести к минимуму различия в учете объединения бизнеса, консолидированной финансовой отчетности, оценке справедливой стоимости, выплат, основанных на акциях, сегментной отчетности.

МСФО в России

Для многих российских компаний МСФО являются обязательными. В России МСФО признали в 2012 году. Тогда тексты стандартов впервые официально опубликовали в журнале «Бухгалтерский учет» и разместили на официальном сайте Минфина РФ.

В настоящее время составлять отчетность по МСФО обязаны (ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия (согласно перечню, утвержденному Правительством РФ);

7) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;

8) прочие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Обратите внимание !

Начиная с отчетности за первое полугодие 2019 года, указанные компании обязаны также подготавливать промежуточную отчетность по МСФО. Срок ее подготовки - не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность.

Список действующих стандартов МСФО в 2019 году

С 1 января 2019 года компании должны применять новый МСФО 16 «Аренда», с 1 января 2021 года – МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Сейчас компании могут их применять добровольно. См. также

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчётности будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы не готовы всерьёз придти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности.
Переход на международную практику учёта существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.

Основное понятие и отличительные признаки МСФО от российских ПБ

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые и публикуемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
На настоящий момент издан 41 международный стандарт финансовой отчетности. Эти стандарты связаны с темами, влияющими на финансовые отчеты коммерческих предприятий. Часть стандартов (восемь) признана утратившими силу из-за включения их правил в другие изданные стандарты. .
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) - принимаемые Минфином РФ документы, фиксирующие национальные стандарты в бухгалтерском учете. Приняты следующие основные ПБУ: "Учетная политика предприятия", "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте". "Бухгалтерская отчетность организации", "Учет основных средств", "Учет материально-производственных запасов".
Одним из принципов, являющимся обязательным в МСФО, но не всегда применяемым в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете форме.
Согласно российской системе учета операции учитываются строго в соответствии с их юридической формой. В МСФО же бухгалтерские проводки отражаются исходя из экономической сущности операции.
Примером, когда форма превалирует над содержанием в российском учете, является случай кражи автомобиля: компания по российским стандартам не имеет возможности списать автомобиль до тех пор, пока не поступят документы из милиции о краже и не пройдет срок исковой давности. По МСФО такой автомобиль согласно профессиональному мнению бухгалтера будет списан на убытки немедленно.
Другим важным принципом МСФО является отражение затрат, отличающееся от российского учета. МСФО предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российском учете затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия нужной документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенным периодам. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.
Следует также учесть, что некоторые понятия и термины, используемые в настоящее время в ПБУ, отличаются от толкований, встречаемых в МСФО. Кроме того, для оценок применяются разные стоимости. Так, например, основные средства могут отражаться по справедливой стоимости, т.е. оценивается то, сколько они стоят сейчас, за сколько могут быть куплены или обменены. Соответственно, и амортизация рассчитывается, исходя их планово-реальных сроков эксплуатации, а не из сроков, установленных в соответствии с постановлениями Правительства.
Но есть и более существенные отличия, связанные с разделением функций учета и контроля, необходимостью осуществления внутреннего контроля, иной системой управления.
Активом в соответствии со стандартами и международной практикой считается только то, что является источником будущих экономических выгод. При определении актива право собственности на него не является основным.
Таким образом, различия носят концептуальный, мировоззренческий характер. Стандарты требуют не знания проводок, а понимания и отражения сути происходящего.
Концептуальная особенность изменения информационного пространства, формируемого учетной системой в российской практике, состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении гарантированного доступа к ней всех заинтересованных пользователей. Поэтому изменения в области бухгалтерского учета и отчетности, произошедшие в последние годы, направлены на создание организационных предпосылок формирования полезной информации на базе основного инструмента реформирования бухгалтерского учета - Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Применение принципов МСФО при составлении финансовой отчетности позволяет представить информацию, характеризующую имущественное положение и финансовые результаты деятельности организации, на языке, понятном пользователям всего мира, а как следствие, наименее трудоемким путем завоевать доверие инвесторов, в том числе и зарубежных.
Однако, несмотря на определенный оптимизм во взглядах на преимущества использования МСФО в российской экономической практике по сравнению с национальными стандартами учета и отчетности, представляется, что подобная работа является сложной и трудоемкой. При создании инфраструктуры применения МСФО согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 г.) необходимо проделать значительную подготовительную работу:

  • законодательно признать МСФО в Российской Федерации;
  • создать механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО;
  • определить порядок официального перевода МСФО на русский язык;
  • организовать контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе с помощью аудита;
  • организовать процесс обучения МСФО.

Порядок регулирования практики учета МСФО в РФ

Порядок регулирования практики учета в России иМСФОнаходит отражение в подпункте "р" статьи 71 Конституции РФ "официальный статистический и бухгалтерский учет" находится в "ведении Российской Федерации". Это означает, что согласно Конституции России порядок ведения бухгалтерского учета в целях составления официальной (внешней, публичной) бухгалтерской отчетности в России определяется предписаниями властных органов Российской Федерации.
Эти положения Конституции РФ раскрываются в Федеральном Законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон). И, говоря о правовом значении МСФО для практики бухгалтерского учета в России, необходимо следовать нормам Закона, определяющим порядок регулирования бухгалтерского учета в России. Этим вопросам посвящены статьи 3, 4 и 5 Закона.
Любое положение МСФО может стать нормой российского законодательства о бухгалтерском учете только в двух случаях:
1) Заимствования отдельных положений МСФО при разработке и принятии новых (совершенствования действующих) нормативных актов бухгалтерского законодательства РФ. В этом случае отдельные положения МСФО, например, определение допущения непрерывности деятельности организации, переведенное на русский язык, фактически в новой редакции включается в текст российского нормативного акта, становясь таким образом его предписанием. В предписаниях отечественных нормативных документов отражаются методологические положения МСФО, но уже в адаптированной отечественной практикой интерпретации, изложенные на русском языке, становясь таким образом нормой отечественного законодательства о бухгалтерском учете.
2) Текст российских нормативно-правовых актов может включать прямые отсылки к МСФО, делая таким образом их указания обязательными для применения соответствующей нормы отечественного законодательства о бухгалтерском учете.
Так, например, российский нормативный акт может содержать предписание, согласно которому ведение бухгалтерского учета в определенной части, допустим, тестирование активов на обесценение, следует осуществлять согласно положениям МСФО. Соответствующих предписаний о таком тестировании отечественный нормативный акт в этом случае уже содержать не будет. И, следовательно, чтобы исполнить указания российского нормативного документа бухгалтеру потребуется обратиться к тексту МСФО.

Основные варианты внедрения МСФО в РФ

В Российской Федерации можно выделить основные варианты внедрения МСФО.
Один вариант - принятие международных стандартов как они есть, то есть в той редакции, в которой они выпускаются Советом по МСФО. Такой путь избрали многие англоязычные развивающиеся страны. Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам США разрешила использовать стандарты в такой форме иностранным компаниям, регистрирующим свои ценные бумаги в США, и рассматривает вопрос о предоставлении права национальным компаниям использовать МСФО вместо ОПБУ США при размещении ценных бумаг на внутреннем фондовом рынке. Понятно, что использование этого варианта в России проблематично, поскольку в любом случае в официальных целях должен использоваться перевод на русский язык.
Второй вариант - принятие МСФО с возможностью их «ограниченной модификации». В этом случае стандарты вступают в силу для компаний той или иной страны (или их объединения) только после их «одобрения» соответствующим уполномоченным органом, который имеет право внести определенные изменения в текст, опубликованный Советом по МСФО. Такой вариант применяется, в частности, в ЕС.
Третий вариант - разработка национальных стандартов путем их максимально возможной гармонизации с МСФО, позволяющей своевременно вносить необходимые изменения в них по мере развития международных стандартов. Таков путь Китая и ряда других стран. При этом, на наш взгляд, концепция внедрения МСФО, предложенная Министерством финансов РФ и нашедшая свое отражение в законопроектах «Об официальном бухгалтерском учете» и «О консолидированной финансовой отчетности», выглядит достаточно последовательной.

Основные выгоды от использования МСФО в организации Российской Федерации

Существует несколько аспектов, почему организации может быть выгодно составлять отчетность по МСФО. В частности, информация, получаемая при составлении консолидированной отчетности по МСФО, может быть использована для бюджетирования, планирования изменений в составе группы, оценки стратегического развития бизнеса. При рассмотрении вариантов перехода российскими предприятиями на МСФО можно отметить, что обычно существует «толчок» к принятию решения в пользу МСФО. Таким толчком являются «обещания поучения финансирования».
Можно отметить объективное существование некой связки: «привлечение инвестиций - отчетность по МСФО».
Такая связка клиенту дает получение прозрачной достоверной отчетности. МСФО - это основа для управленческого учета и наиболее совершенная форма консолидации отчетности группы компаний. Самое главное, что отчетность по МСФО помогает получать более дешевые и долгосрочные кредиты, займы, инвестиции.

Заключение

Применение международных стандартов отчетности может предоставить предприятию не только мощные средства улучшения производства, но и значительные конкурентные преимущества, такие как: отражение результатов деятельности предприятия в более простой и реалистичной форме; возможность сравнения финансового положения предприятия с финансовым положением иностранных компаний, что дает лучшее восприятие со стороны западных партнеров; более совершенная система бухгалтерского учета, которая позволит принимать лучшие решения при ценообразовании.
Так как развитие международных стандартов происходило в условиях рыночной экономики, то необходимо отметить большую полезность финансовой отчетности МСФО для пользователей, связанных с управлением и инвестициями.

    This article is so unique, that we couldn"t find any services related to it!

В последнее десятилетие значительно укрепилась связь национального бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. МСФО все активнее интегрируются в существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, повышая прозрачность деятельности организаций и изменяя национальные стандарты.

Можно выделить три направления развития МСФО в России:

  • признание МСФО в России и разработка на их основе национальных стандартов учета;
  • обязательное применение МСФО;
  • добровольное применение МСФО.

Рассмотрим эти направления подробнее, а также поговорим о дальнейших перспективах обязательного применения МСФО в России.

Этапы признания МСФО в России

Понимание на государственном уровне необходимости реформирования системы национального бухгалтерского учета началось в 1992 году. Развитие рыночной экономики и открывшиеся возможности сотрудничества с иностранными партнерами потребовали от компаний составления отчетности, понятной для зарубежных партнеров.

Однако процесс реформирования национальной системы учета не поспевал за общим процессом экономических реформ в России:

  • лишь в 1998 году была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности»);
  • лишь в 2003 году вышло указание ЦБ РФ, на основании которого с 1 января 2004 года банковская сфера переводилась на МСФО (указание ЦБ РФ от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями»);
  • в 2004 году одним из обязательных условий для включения в котировальный список «А» первого уровня введено наличие у эмитента подтвержденной аудиторским заключением годовой финансовой отчетности, составленной по МСФО и (или) US GAAP (приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04–1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»).

Концепция развития. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации была принята в 2004 году (приказ Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Обратите внимание!

Концепция значительно изменила подход к реформированию национальной системы учета и отчетности, установив различные подходы по сближению с МСФО для индивидуальной и консолидированной отчетности.

На среднесрочную перспективу»).

Основным направлением сближения с МСФО для индивидуальной отчетности было определено составление отчетности по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Вместе с тем в Концепции упоминалась возможная перспектива оценки составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отношении консолидированной отчетности было решено установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

Официальный статус МСФО. В июле 2010 года произошло знаковое событие для применения МСФО в России - был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому:

  • международные стандарты финансовой отчетности получили официальный статус на территории России (п. 3 ст. 3: «На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по МСФО и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ»);
  • был определен круг организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ.

Официальное признание МСФО. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 утверждено Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (далее - Положение о признании МСФО).

Таким образом, у компаний, попавших в сферу действия Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», возникла обязанность составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО начиная с отчетности за 2012 год.

Перечень организаций, участвующих в процессе введения МСФО в России, доступен по ссылке в конце статьи.

Порядок признания документа МСФО. Положение о признании МСФО регламентирует порядок признания международных стандартов и разъяснений к ним на территории России и вводит экспертизу применимости каждого документа:

  • Минфин России получает от Фонда МСФО перевод на русский язык международных стандартов и разъяснений к ним по мере их утверждения Советом по МСФО;
  • Минфин России направляет перевод стандартов и разъяснений на экспертизу экспертному органу (Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО)), а также в ЦБ РФ;
  • после получения заключения от экспертного органа о применимости документа МСФО полностью или с изъятием отдельных его положений Минфин России по согласованию с ЦБ РФ готовит решение о введении документа МСФО либо возражение по представленному заключению (в этом случае документ отправляется на повторное экспертное рассмотрение);
  • одобренный стандарт или разъяснение публикуется в официальном печатном издании (журнал «Бухгалтерский учет») или размещается на сайте Минфина России и с этого момента считается признанным на территории РФ.

Дополнительные материалы на сайте

Перечень документов, регламентирующих применение МСФО в России, по состоянию на 1 ноября 2013 года доступен по ссылке в конце статьи.

В настоящее время изданы следующие приказы Минфина России о введении в действие и прекращении действия документов МСФО на территории РФ:

  • приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н;
  • приказ Минфина России от 18 июля 2012 г. № 106н ;
  • приказ Минфина России от 31 октября 2012 г. № 143н ;
  • приказ Минфина России от 2 апреля 2013 г. № 36н ;
  • приказ Минфина России от 7 мая 2013 г. № 50н .

В октябре 2012 года было подписано соглашение между Комитетом по МСФО (IASB) и Фондом НСФО,

Обратите внимание!

МСФО на русском языке можно найти на сайте Комитета по международным стандартам финансовой отчетности по адресу: www.ifrs.org . Документы МСФО, признанные в установленном порядке для применения на территории РФ, размещены на официальном сайте Минфина России в разделе МСФО по адресу: www1.minfin.ru/ru/accounting/mej_standart_fo/docs/

Касающееся официального перевода МСФО на русский язык.

Вступление в силу документа МСФО. Признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории РФ поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом:

  • на I этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования;
  • на II этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для обязательного применения организациями в сроки, определенные в этом документе;
  • если в признанном документе не определен срок вступления в силу или он признан после срока, определенного в нем, то такой документ вступает в силу со дня его официального опубликования.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

Законом № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установлен перечень организаций, обязанных составлять, представлять и публиковать консолидированную отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность - это систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Начиная с отчетности за 2012 год. Согласно Закону № 208-ФЗ, составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2012 год должны (п. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ):

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, но которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам (например, US GAAP);
  • организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Нередко возникают сложности с пониманием, почему же индивидуальная отчетность страховых и кредитных организаций называется консолидированной.

Действительно, несмотря на свое название, Закон № 208-ФЗ требует составления консолидированной отчетности не только группами компаний, но и страховыми и кредитными организациями (даже если они не имеют дочерних и зависимых обществ). Для устранения этого несоответствия Минфин России планирует внести дополнение в пункт 2 статьи 1, согласно которому отчетность организации, не образующей группу организаций, определяемой в соответствии с МСФО, будет именоваться финансовой отчетностью лица, составившего его.

Еще один вопрос связан с тем, нужно ли организации составлять отчетность по российским стандартам, если она обязана составлять консолидированную отчетность по МСФО.

Да, нужно. Все организации на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность на основании законодательства РФ (п. 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ), за исключением филиалов и представительств иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, если они ведут учет согласно действующему налоговому законодательству РФ (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Соответственно обязанность составления бухгалтерской отчетности по российским стандартам и ведения бухгалтерского учета с применением МСФО у организации сохраняется.

ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

В действующем законодательстве нет прямого требования составлять отчетность по МСФО на уровне индивидуальной отчетности для всех юридических лиц. На уровне индивидуальной отчетности обязаны составлять отчетность по МСФО только те организации, которые указаны в Законе № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Разберемся, какие преимущества имеет отчетность по МСФО и почему некоторые организации составляют ее на добровольных началах?

Компании малого и среднего бизнеса часто нуждаются в привлечении заемных средств. В 2012 году Россия вступила в ВТО, что постепенно упрощает доступ российских компаний к иностранным кредитным ресурсам. Условия заемного финансирования в европейских банках часто выгоднее, чем в российских. Для того чтобы получить кредит на выгодных условиях, российским компаниям необходима отчетность по МСФО. Ведь отчетность, составленная по российским правилам бухгалтерского учета, будет непонятна иностранному инвестору. По тем же причинам отчетность по МСФО используется компаниями для привлечения иностранных инвестиций и при работе с иностранными поставщиками и покупателями.

Кроме того, отчетность по МСФО может быть использована в качестве базы для принятия управленческих решений, так как правила МСФО лучше отражают экономическую суть операций.

Добровольное составление отчетности по МСФО давно привлекательно для крупных организаций. Многие компании еще до введения обязанности представления отчетности Законом № 208-ФЗ составляли ее добровольно. Леонид Шнейдман (директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России) на пресс-конференции «Принятие в России норм МСФО» еще в декабре 2011 года упомянул о том, что «впервые составлять отчетность по МСФО будет не столь значительное количество компаний, так как уже сейчас порядка 65 процентов крупнейших российских компаний имеют отчетность по МСФО».

Таким образом, решение о добровольном составлении отчетности по МСФО каждая компания в России принимает самостоятельно в зависимости от условий ведения деятельности и планов развития.

Сближение национальных и международных стандартов бухучета

За время реформирования национальные стандарты бухгалтерского учета в России претерпели значительные изменения за счет их сближения с МСФО:

  • изменились старые ПБУ и введены новые ПБУ, ориентированные на МСФО;
  • формы отчетности стали рекомендательными;
  • значительно увеличилось количество требуемых раскрытий к отчетности;
  • появились новые понятия, пришедшие из МСФО (например, условные факты хозяйственной деятельности, промежуточная отчетность, отложенные налоговые активы и обязательства).

Сейчас на сайте Минфина России размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды». Кроме того, скоро там должны появиться и другие проекты ПБУ: «Бухгалтерская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации». Министерство финансов планирует утвердить их в конце 2013 года, чтобы они начали действовать с 2014 года. Новые ПБУ во многом повторяют положения МСФО.

В новых ПБУ будет прямое требование дисконтировать кредиторскую и дебиторскую задолженность

Согласно Плану, в части обязательного применения МСФО предполагаются следующие шаги:

  • дальнейшее расширение сферы применения МСФО для составления консолидируемой отчетности;
  • установление обязательного представления и публикации консолидированной финансовой отчетности эмитентами облигаций с 2014 года;
  • введение обязательной публикации квартальной консолидированной финансовой отчетности;
  • введение обязательного составления и публикации консолидированной финансовой отчетности общественно значимыми унитарными предприятиями, в первую очередь инфраструктурными и системообразующими, с отчетности за 2015 год.

Уже сейчас направления развития, перечисленные в Плане развития, нашли свое частичное отражение в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» (далее - Законопроект), опубликованном на сайте Минфина России в марте 2013 года. Законопроект расширяет сферу применения МСФО и предлагает обязательное составление консолидированной отчетности по МСФО начиная с отчетности за 2013 год для:

  • негосударственных пенсионных фондов;
  • управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговых организаций;
  • общественно значимых унитарных предприятий, государственных компаний и корпораций.

Кроме того, из круга организаций, для которых предусмотрено обязательное представление отчетности по МСФО за 2015 год, предлагается исключить организации, являющиеся эмитентами облигации. Такие организации будут обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2014 год.

Согласно Законопроекту, требование представления консолидированной отчетности пользователям на русском языке дополнено требованием об отражении показателей такой отчетности в валюте

Обратите внимание!

Согласно Законпроекту, требование «публикации» консолидированной финансовой отчетности заменяется требованием «раскрытия» консолидированной финансовой отчетности. Такие изменения продиктованы современными условиями распространения информации и соответствующими требованиям других федеральных законов в части раскрытия информации (например, Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Консолидированная финансовая отчетность будет считаться раскрытой, если она размещена в Интернете и (или) опубликована в СМИ, доступных для заинтересованных в ней лиц.

Российской Федерации.

Новый Законопроект уже одобрен Правительством РФ и в ближайшее время будет рассмотрен Государственной думой (соответствующая информация размещена на сайте правительства 23 сентября 2013 года). После рассмотрения Правительством РФ:

  • из сферы действия закона исключены государственные компании и госкорпорации;
  • введены дополнительные поправки: Законопроект одобрен с учетом переноса на 2015 год (то есть начиная с отчетности за 2014 год вместо отчетности за 2013 год) срока составления отчетности по МСФО для негосударственных пенсионных фондов.

Планируется не распространять действие Закона на страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования.

В данной статье мы ознакомили с первыми шагами по введению МСФО в России и разобрались, для каких организаций МСФО обязательны уже сейчас, а для каких будут обязательны в ближайшем будущем:

  • организации, подпадающие под действие Закона № 208-ФЗ , обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО;
  • для индивидуальной отчетности юридических лиц, не подпадающих под действие данного Закона, используются федеральные стандарты, которые значительно приближены к международным.

Таким образом, существуют две системы ведения учета и составления отчетности - по РСБУ и МСФО. Они не заменяют друг друга, а существуют параллельно. По мере развития национальных стандартов и их приближения к МСФО расхождения между двумя системами будут сокращаться.

Стоит добавить, что в феврале 2013 года на конференции в Берлине министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что с 2018 года весь российский бизнес перейдет на международные стандарты полностью. А вот удастся ли соблюсти планируемые сроки, покажет время.