Отрасли международной специализации зарубежной европы. Сельское хозяйство Зарубежной Европы. Дайте характеристики важнейших отраслей промышленности за-рубежной Европы: добывающей промышленности, электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, машинострое


машиностроение

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Ита­лия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического обору­дования, электронной техники, теле- и радиоаппарату­ры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

химической промышленности

Черная металлургия

Важнейшие отрасли цветной металлургии (алюминиевая, свинцово-цинковая и медная) получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии. Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша, Югосла­вия выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

В топливно-энергетическом

Большая часть добычи нефти и природного газа при­ходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и буро­го) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

сельского хозяйства

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства. Растениевод­ство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Ве­ликобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Единственным в регионе крупным его экспортёром зерна является Франция. На долю Франции приходится примерно 1/3 сбора зерна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства. Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры. Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.

Транспорт. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт. Автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Сток­гольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др. Велико значение внутренних водных путей, особенно выделяются реки Рейн и Дунай.

Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали:

2) Лондон - Париж — Марсель,

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого со­ставляет 250-300 млн т в год.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Общие характеристики экономики Европы

Одним из важнейших центров мировой экономики является зарубежная Европа. Экономика Европы владеет 25% мирового ВВП, а также составляет 15% мирового экспорта. Экономика в европейском регионе очень кросс-секторальная. Таким образом, 65% ВВП является нематериальной областью: связь, транспорт, торговля, финансовая деятельность, управление и услуги.

Такие города, как Цюрих, Лондон, Франкфурт-на-Майне, являются крупнейшими финансовыми центрами в мире.

Европа также является колыбелью мировой промышленности. На производство приходится более 30% ВВП региона. Сельское хозяйство действительно не развито, его доля составляет 5% от ВВП страны.

Укрепление экономики способствует тому, что все европейские страны находятся в ЕС и поэтому сотрудничают друг с другом, обмен опытом и материалами и технической базой, а также осуществление общей внешней политики.

Важную роль в укреплении экономики играет Европейский валютный союз, который существует с 1999 года.

Единая валюта, введенная с 2002 года, способствует экономическому процветанию стран.

Промышленность в Европе

Примерно 20% мирового промышленного производства принадлежит Европе.

Ведущая отрасль машиностроительной отрасли, занимающая 35% всей продукции в регионе, а также 75% экспортируемых товаров.

Автомобильная промышленность особенно развита в Германии и Франции.

Химическая промышленность достигла значительной доли ВВП. Соединенное Королевство и Германия являются основными центрами по производству химических продуктов. Эти страны являются основными конкурентами ведущего американского производителя химической продукции.

В Европе топливо хорошо развито — энергетический сектор. Столица занимает добычу газа, камня, бурого угля, а также производство энергетических ресурсов.

Левая доля электроэнергии вырабатывается в ТЭ. В Норвегии, Швейцарии и Швеции главным образом являются гидроэлектростанции во Франции и странах Балтии на атомной электростанции.

Металлургическая промышленность особенно развита в регионах с природными запасами сырья Греции, Франции, Италии, Великобритании.

Основными центрами лесной промышленности являются Франция, Австрия и Швеция. Легкая промышленность находится на высоком уровне из-за притока дешевой рабочей силы из стран бывшего советского пространства. Основными текстильными производственными центрами являются Испания, Италия и Португалия.

Аграрный комплекс

В Европе ограничены ресурсы плодородных земель.

Это не позволяет экспортировать сельскохозяйственную продукцию. Уровень сельскохозяйственного производства удовлетворяет только внутренние потребности населения.

Единственным исключением является несколько животноводческих и рыболовных предприятий. Например, Норвегия, Португалия и Исландия, например, являются мировыми лидерами в экспорте рыбы. Европа является крупнейшим в мире экспортером молочных продуктов и мяса.

К сожалению, после окончания Второй мировой войны некоторые развитые отрасли сельского хозяйства рухнули, и до сих пор не удалось подняться на правильный уровень.

В прошлом Великобритания, главный производитель шерсти и льна, на самом деле не производит эти продукты сегодня.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Характеристики Италии: география и территория, население и экономика
Следующая тема: nbspnbspnbsp Политическая карта современной Азии: субрегионы государства

Ведущие отрасли промышленности

Основа хозяйства Зарубежной Европы - промышленность. Ведущая отрасль промышленности - машиностроение . Зарубежная Европа - родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Ита­лия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического обору­дования, электронной техники, теле- и радиоаппарату­ры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия).

Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - металлургическая.

Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих метал­лургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии (алюминиевая, свинцово-цинковая и медная) получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии.

Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша, Югосла­вия выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Ев­ропы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа при­ходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны).

Добыча угля (каменного и буро­го) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства

Положение большей части Зарубежной Европы (кро­ме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных ус­ловий — относительная ограниченность ресурсов сель­скохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои потребности в про­дуктах сельского хозяйства за счет собственного произ­водства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внут­ренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства.

Растениевод­ство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон.

Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Ве­ликобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь.

Единственным в регионе крупным его экспортёром зерна является Франция. На долю Франции приходится примерно 1/3 сбора зерна.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака, орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства.

Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сель­скохозяйственной специализации. Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых куль­тур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной, Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве.

В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры.

Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль.

Специализация сельского хозяйства определяется производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.

Транспорт. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт.

Автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Сток­гольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др. Велико значение внутренних водных путей, особенно выделяются реки Рейн и Дунай.

Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении.

Главные широтные магистрали:

1) Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву),

2) Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул (далее на Ближний Восток),

Важнейшие меридиональные пути:

1) Амстердам — Брюссель — Париж — Мадрид — Лиссабон,

2) Лондон - Париж — Марсель,

3) Копенгаген - Гамбург — Франкфурт-на-Майне — Цюрих — Рим,

4) Гданьск — Варшава — Вена - Будапешт - Белград - Афины.

Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя.

Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого со­ставляет 250-300 млн т в год.

Зарубежная Европа - основной центр международного туризма. Наиболее посещаемые туристами зоны - Альпы и Средиземноморье.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

ОБЗОР ГЕОГРАФИИ
ТЕМА: «МУСУЛЬМЫ ЕВРОПЫ»
I вариант1. Ищите вариант, который правильно идентифицирует членство страны в субрегионе зарубежной Европы:
A) Дания — Южная Европа;
B) Греция — Восточная Европа;
B) Швеция — Северная Европа;
D) Италия — Южная Европа;
E) Великобритания — Западная Европа.
второй

Найдите варианты, которые определяют страны, граничащие друг с другом:
A) Франция, Бельгия, Германия;
B) Словакия, Германия, Украина;
B) Словения, Австрия, Италия;
D) Греция, Румыния, Болгария;
E) Португалия, Франция, Италия.
третий


A) Чешская Республика;
B) Греция;
B) Швеция;
D) Швейцария;
E) Австрия.
4. Названия стран и их столичных городов не обозначены должным образом?
A) Испания — Мадрид;
B) Германия — Берлин;
B) Ирландия — Амстердам;
D) Австрия — Вена;
D) Италия — Афины;
E) Швеция — Стокгольм.
5. Какие из этих городов не являются столицами стран:
A) Лондон;
B) Дрезден;
B) Рим;
D) София;
D) Братислава;
E) Роттердам;
G) Мюнхен;
H) Флоренция.
шестые

В климатических зонах Европы:
A) экваториальный;
B) частичные суммы;
C) умеренно;
D) Арктика.
7. Выберите страны, в которых преобладают лесные земли:
A) Соединенное Королевство;
B) Франция;
B) Швеция;
D) Дания;
E. Финляндия.
8. Какая из этих стран характеризуется первым типом воспроизводства населения
(высокая смертность, низкая рождаемость).
A) Соединенное Королевство;
B) Швеция;
C) Германия;
D) Венгрия;
D) Болгария;
E) Все указано.
девятую

Какие из этих стран не очень урбанизированы?
A) Исландия;
B) Португалия;
C) Украина;
E) Бельгия;
E) Албания.
10. Какие из этих стран являются вторыми только в Японии и Соединенных Штатах в отношении производства автомобилей?
A) Соединенное Королевство;
B) Франция;
C) Украина;
D) Германия;
E) Швеция.
11

Какая страна находится на Дальнем Востоке для добычи нефти?
A) Германия;
B) Норвегия;
B) Польша;
D) Франция;
E) Нидерланды.
12. Какая страна занимает первое место в Европе за добычу железной руды?
A) Швеция.
B) Соединенное Королевство;
B) Швейцария;
D) Польша;
E. Норвегия.
13-й

Какие страны сначала помещаются в производство пшеницы?
A) Беларусь;
B) Польша;
C) Германия;
D) Италия;
E) Франция.
четырнадцатый

Какая из этих характеристик характерна для североевропейского типа сельского хозяйства?
A) субтропическое земледелие;
B) молочная промышленность;
D) орошаемое земледелие;
E) Посадка кормов.
пятнадцатый

Страны, которые экспортируют бумагу для субрегиона, целлюлозы, древесины:
A) Западная Европа;
B) Восточная Европа;
B) Северная Европа;
D) Южная Европа.
ТЕМА «ГРИБ ЕВРОПЫ»
Вариант II Найти варианты, в которых членство в стране,
регионы зарубежной Европы:
A) Норвегия — Северная Европа;
B) Чешская Республика — Западная Европа;
B) Швейцария — Центральная Европа;
D) Италия — Южная Европа;
E) Греция — Восточная Европа.
второй

Найти варианты, которые обозначают страны, граничащие с другими:
а) Беларусь, Польша, Болгария;
b) Германия, Чехословакия, Австрия;
c) Португалия, Франция, Италия;
d) Дания, Германия, Швейцария;
e) Нидерланды, Бельгия, Германия.
третий

Какие из этих стран не ограничены?
A) Швейцария; d) Финляндия;
B) Польша; e) Болгария.
B) Австрия;
4. Какие страны и их столицы должным образом обозначены?
A) Франция — Лондон;
B) Венгрия — Будапешт;
B) Греция — Рим;
D) Дания — Копенгаген;
E) Испания — Мадрид;
E) Португалия — Порту.
пятые

Какие из этих городов не являются столицами стран:
A) Берлин; e) Франкфурт;
B) Ватикан; (ы) Мадрид;
C) Львов; ж) Милан;
D) Варшава; h) Дублин.
шестые

Какие отрасли промышленности типичны для сельской местности Центральной Европы
экономика?
A) свиноводство и птицеводство;
B) горные пастбища овцеводства;
B) молочный и мясной скот;
D) выращивание серых хлебов;
D) субтропическое земледелие.
7. Выберите высокоразвитый регион зарубежной Европы;
A) Рур;
B) Северное море;
B) Португалия;
D) Великий Париж;
E) остров Сицилия.
восьмых

Выберите правильные варианты ответа
Первое место в зарубежной Европе занимает:
А) для добычи нефти — Нидерланды;
B) для производства железной руды — Норвегия;
B) для производства каменного угля — Германия;
D) для плавки алюминия — Норвегия;
D) для производства автомобилей — Швеция.
девятую

Какие страны субрегиона зарубежных стран экспортируют цитрусовые, вино, оливковое масло? A) Западная Европа; B) Северная Европа
B) Восточная Европа; D) Южная Европа.
десятые

Какая страна в зарубежных странах входит в первую десятку стран по протяженности железных дорог и плотность железнодорожной сети? A) Люксембург; B) Болгария;
B) Германия; D) Италия.
11. Какие из этих стран очень урбанизированы? A) Португалия; D) Германия;
B) Соединенное Королевство; E) Франция.
B) Албания;
12

Эта отрасль ведет, этот сектор составляет одну треть от общего объема промышленного производства региона и две трети его экспорта:
А) машиностроение.
B) химическая промышленность.
B) металлургическая промышленность.
D) топливно-энергетическая промышленность.
13-й

В каких странах имеются промысловые отделения международной специализации:
A) Германия; D) Норвегия;
B) Исландия; E) Дания;
B) Польша; E) Швейцария.
14. Какая страна занимает первое место в зарубежной Европе для развития химической промышленности:
A) Соединенное Королевство; D) Испания;
B) Франция; D) Болгария.
C) FR;
пятнадцатый

Укажите страну, в которой практически нет сельского населения:
A) Италия; D) Германия;
B) Франция; E) Бельгия.
B) Соединенное Королевство;
Ключ к тесту
Иностранная Европа
1 вариант
первый

v, g, d
2. a, b, r3. a, d, d
4. c, d
5. b, e, x, s
6. b, v
7. c, d
8. e
9. b, d
10. r11. б
12. a
13. d
14. c, d
15. v
Вариант 2
1. a, b, r2. b, d, d
3. a, v
4. b, d, d
5. c, d, x6. a, v
7. F8. c, d9. GT; б
11. b, d, d
12. a
13. b, d, d
14. v
15. c.

Прикрепленные файлы

Европейский Союз включает три структурных компонента, каждый из которых имеет свою собственную автономную правовую систему.

В научной литературе и часто в официальных документах эти элементы называются «столпами Союза».

Первая поддержка — Европейские сообщества, созданные в 1950-х годах. и поддерживается после создания Союза. До сих пор их было два — Европейское сообщество (ЕС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).

Следовательно, Европейский союз в целом является первым столпом двух других организаций, каждый из которых имеет свой собственный контракт.

Другая поддержка — Общая внешняя политика и политика безопасности (CFSP), преемник, основанный в 1970 году

Европейское политическое сотрудничество.

Третья поддержка — участие полицейских и судебных органов в области уголовного правосудия (СПС), в которых Союз координирует деятельность государств-членов в борьбе с преступностью.

Право Союза, придание ему основного приоритета правам человека, принципам демократического государства, разработка и тестирование на практике эффективных инструментов гармоничного сочетания интересов отдельных лиц, регионов, государств, транснациональных и международных организаций с целями неизбежной глобализации, успешно снижающими их негативные последствия.

Он превратился в своего рода экспериментальную лабораторию для разработки и использования на практике правовых методов демократического решения мировых проблем современности.

Это лучше всего подходит для глобальной тенденции конституционализации права и движения к общему идеалу, который должен стать концептуальной основой для будущих прав человека. Создание Конституции Европейского союза стало важным шагом в этом направлении.

Сегодня Западная Европа достигла такой степени интеграции, когда она начала ощущать и воспринимать другие страны как один из целого и центра притяжения для соседних стран.

Это относится, в частности, к позиции ЕС в европейской и глобальной политике.

Западная Европа – один из наиболее освоенных регионов мира. Как его политическая карта, так и территориальная структура хозяйства отличаются большой сложностью, разнообразием, мозаичностью, насыщенностью и узловыми, и линейными элементами опорного каркаса территории. Здесь есть страны с относительно невысоким уровнем «зрелости» территориальной структуры хозяйства, но их немного – Португалия, Греция, Ирландия. Есть несколько стран со средним ее уровнем, например Испания, Финляндия, Дания. Но большинство стран региона достигло уже высокого уровня «зрелости» территориальной структуры. Именно они оказали наибольшее воздействие на формирование макротерриториальной структуры всего западноевропейского региона, главной отличительной чертой которой можно считать наличие «Центральной оси развития».

Так принято называть ту часть Западной Европы, которая, протягиваясь с севера на юг примерно на 1600 км, образует главное ядро ее территориальной структуры расселения и хозяйства. Ограниченная условной линией Манчестер – Гамбург – Венеция – Марсель– Манчестер, она имеет, как часто говорят, форму банана. При этом в ее пределах оказывается большая часть Англии, западная часть ФРГ, северная и восточная части Франции, Швейцария, Северная Италия. Плотность населения на территории «оси» достигает 300 человек на 1 км 2 , что в шесть раз больше, чем вне ее. Здесь же находятся оба западноевропейских мегалополиса – Английский и Рейнско-Рурский, многие другие крупные городские агломерации. Здесь сконцентрированы 2 / 3 всего промышленного потенциала Западной Европы, расположены ее основные промышленные центры (рис. 65). Не менее важно и то, что территория «оси» как бы вобрала в себя главные высокоразвитые районы («районы-моторы») Западной Европы, которым принадлежит ведущая роль в сфере финансовой и информационной деятельности. Наиболее яркими примерами такого рода могут служить «мировые города» Лондон и Париж. Достаточно сказать, что в каждом из них – около 30 штаб-квартир крупнейших корпораций.

По мнению некоторых ученых, формирование «Центральной оси» началось еще во времена Римской империи. Однако большинство считает, что основным стержнем ее стал возникший значительно позднее меридиональный торговый путь по Рейну и Роне, а формирование самой «оси», как таковой, произошло уже в течение двух последних столетий – под воздействием сначала промышленных переворотов XVIII–XIX вв., а затем и современной НТР. Особенно важно отметить, что каждому из этих этапов соответствует свой тип промышленных районов, которых в пределах «Центральной оси» насчитывается несколько десятков.

Под влиянием природно-ресурсного фактора и ориентации на каменноугольные и железорудные бассейны или их сочетания еще в XIX в. сложились такие крупные угольно-металлургические районы, как Мидленд и Северо-Восточный в Великобритании, Рурский и Саарский в Германии, Северный и Лотарингский во Франции, Южный в Бельгии. С ориентацией на трудовые ресурсы возникли районы текстильной промышленности: Ланкашир и Западный Йоркшир в Великобритании, Мюнстерланд, Пфальц и Верхняя Франкония в Германии, Лионский район и Эльзас во Франции, Западная Фландрия в Бельгии. К началу НТР все они оказались в числе депрессивных и стали объектами региональной политики.

В первой половине XX в. в пределах «оси» возникли промышленные районы с ориентацией на новые отрасли промышленности – общее машиностроение, автомобилетроение, производство пластмасс, синтетических волокон и др. Природно-ресурсный фактор при этом отошел на второй план, уступив место факторам рабочей силы, потребительскому, транспортному. Примерами таких районов могут служить Ганноверский, Средне-Рейнский, Ронский, Швейцарский, Северо-Итальянский, да, собственно, также Лондонский и Парижский.

В 50-60-х гг. XX в., когда происходил сдвиг промышленности к морю, сложился хозяйственный профиль таких районов, как Роттердамский, Гамбургский, Нижняя Сена, Марсельский. Ядрами их стали портово-промышленные комплексы. Но одновременно началось формирование динамичных высокоразвитых районов, концентрирующих новейшие наукоемкие производства, НИОКР, наиболее квалифицированную рабочую силу. Их теперь нередко называют центральными, причем не только благодаря ЭГП, но и в связи с тем местом, которое они занимают в хозяйстве стран. Среди этих районов можно выделить многофункциональные столичные, в первую очередь Лондонский и Парижский. Но есть среди них и отнюдь не столичные, хотя и высокоурбанизированные, имеющие современную структуру экономики районы, возникшие в последние десятилетия почти «на пустом месте».

Рис. 65. Промышленные центры Западной Европы

Наиболее ярким примером такого рода может, пожалуй, служить ФРГ. Юг и Юго-Запад этой страны в довоенное время считались чуть ли не захолустьем. Здесь преобладало сельское хозяйство, а из отраслей промышленности получила развитие лишь текстильная. С началом НТР эти районы привлекли внимание избытком трудовых ресурсов. Затем сюда были подведены магистральные нефтепроводы, что помогло решить проблему обеспеченности топливом. Были созданы научные центры, большое влияние приобрел военно-промышленный комплекс. Вот почему еще в 1970-е гг. Бавария обогнала землю Северный Рейн-Вестфалия по общему объему промышленного производства, а Мюнхен как промышленный центр стал конкурировать с самим Гамбургом.

На территории Южной Баварии находятся штаб-квартиры и основные предприятия компаний, работающих в области роботостроения, лазерной и медицинской техники, а также военных концернов («Мессершмитт – Бёльков – Блом» и др.). Земля Баден-Вюртемберг стала «вотчиной» тонкого и точного станкостроения, электроники, нефтехимии и других современных отраслей. Здесь особенно выделяется промышленный район Штутгарта, где находятся ведущие предприятия концернов «Даймлер-Бенц» (автомобили, военная продукция) и «Роберт Бош» (электроника, автоматические системы управления). А по соседству, в районе Франкфурта-на-Майне (земля Гессен), концентрируются крупнейшие банки страны, фармацевтика, электронно-транспортное машиностроение.

Несмотря на относительное экономическое единство в пределах «Центральной оси развития», здесь существуют и определенные внутренние различия. Во-первых, два крупных природных рубежа – пролив Ла-Манш и Альпы – подразделяют ее территорию на три в какой-то мере обособленные части: северную, среднюю и южную. Во-вторых, экономико-географы нередко выделяют в ней еще отдельные «ядра», или так называемые промышленные треугольники. Например, в Великобритании это «треугольник» Бирмингем – Ливерпуль – Гулль, в низовьях Рейна это Антверпен – Амстердам – Кёльн, в Северной Италии – Милан – Турин – Генуя. При этом каждая из вершин такого «треугольника» имеет свои функции. Так, в Северной Италии Милан выполняет роль крупнейшего промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, да и в целом – экономической столицы страны. Турин – старый индустриальный центр с разнообразной промышленностью, в которой выделяется автомобильная: здесь находится завод «Мирафьори» – головное предприятие компании ФИАТ. Генуя же выполняет функции морских ворот с типичной «портовой» промышленностью.

Очень большое воздействие на географический рисунок «оси» оказывают интеграционные процессы в рамках Евросоюза. Они усиливают интернационализацию производства, капитала и информационной инфраструктуры, ослабляя тем самым барьерную и усиливая контактную функцию государственных границ. В результате в пределах «оси» возникли уже типичные трансграничные районы, где формируется единое экономическое пространство в миниатюре, выражающееся во взаимосвязях хозяйства, инфраструктуры, трудовых и культурно-бытовых поездках жителей.

Такие трансграничные районы ныне существуют на границах между Бельгией, Нидерландами и ФРГ, Нидерландами и ФРГ, Францией, ФРГ и Люксембургом, Францией и Швейцарией. Одно из наиболее типичных явлений для них – ежедневные трансграничные перетоки фронтальеров, т. е. лиц, которые живут в одних, а работают в других соседних странах. Например, общая численность французов-фронтальеров еще в начале 1990-х гг. превысила 100 тыс. человек.

Одним из примеров трансграничного района в пределах «Центральной оси развития» может служить образованный еще в 1976 г. район Маас – Рейн, объединивший бельгийские провинции Люттих и Лимбург, голландскую провинцию Лимбург, а также города Кёльн и Ахен в ФРГ. Население этого района – около 4 млн человек. Оно говорит на немецком, французском и голландском языках.

Другой пример – трансграничный район, сокращенно именуемый Саар – Лор – Люкс, который включает в себя территории четырех соседних стран: всего Люксембурга, французской Лотарингии, земли Саар и части земли Рейнланд-Пфальц в ФРГ, а также бельгийскую провинцию Люксембург. Рынок труда этого района (80 тыс. «трудовых челноков» в день) – крупнейший в ЕС, причем основная часть фронтальеров работает в Люксембурге (рис. 66). Здесь сформировались: крупный металлургический комплекс, связывающий железорудные, металлургические и коксохимические предприятия французской Лотарингии, германского Саара, Люксембурга и Бельгии; нефтехимический комплекс Кларенталь (Саар) – Карлин (Лотарингия) – Беш (Саар).

Рис. 66. Ежедневные прибытия фронтальеров в Люксембург из соседних стран

Третий пример – Базельский и Женевский трансграничные районы в Швейцарии и соседних с ней странах. Базельский район охватывает 5 швейцарских, 5 французских и 13 германских коммун с общим населением примерно 500 тыс. человек. Из всех этих коммун не менее 1 / 3 жителей ежедневно отправляются на работу в Базель. А кантон Женева имеет 100-километровую границу с Францией, откуда в этот город ежедневно приезжают на работу 50 тыс. фронтальеров.

Можно добавить, что в последнее время по примеру «Центральной оси развития» Западной Европы трансграничные районы стали возникать и в Центрально-Восточной Европе: на границе Германии и Польши, Германии и Чехии, Польши и Чехии. В 1993 г. было объявлено об учреждении подобного района «Карп а т ы» с населением 10 млн человек. В него вошли части территорий Польши, Словакии, Венгрии и Украины.

Занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

  • выгодное (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);
  • хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность на
  • высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);
  • развитие интеграционных процессов между странами региона.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - . Ведущая отрасль промышленности - , на которое приходится 1/3 всей промышленной продукции и 2/3 ее экспорта. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения:

  • производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.),
  • производство энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.),
  • автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, ).
    Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Характеризуется отсутствием в этом регионе территориальных узлов общеевропейского масштаба. Эта отрасль представлена почти в каждом крупном городе региона.

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок). Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения.

Сырьевую базу отрасли составляют (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции особенно велика доля ФРГ, Великобритании, . В химической промышленности многие страны региона имеют четкую специализацию:

  • ФРГ – красители и пластмассы;
  • Франция – синтетический каучук;
  • Бельгия – химические удобрения и содовое производство;
  • Швеция и Норвегия – лесохимия;
  • Швейцария, Венгрия – фармацевтика;

В отличие от машиностроения химическая промышленность региона характеризуется наличием ряда крупных центров. Наиболее крупные центры нефтехимии возникли в эстуариях Рейна (Роттердам), Сены, . В Восточной Европе центры нефтехимии построены на трассах нефте- и газопроводов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - . получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Швеция, Польша и др. В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная () и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и ) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, и Словакии.

В большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

В сложившемся мировом хозяйстве занимает важные позиции. Скопление крупных промышленных центров в определенных регионах составляет территориальную структуру мировой промышленности. Именно одним из таких важных центров и является европейский регион.

Высокие показатели ВВП, развитие новейших отраслей производства, внедрение последних научных достижений и др. показатели характеризуют европейское производство.

Европейский регион в международном разделении трудаВ международном географическом разделении труда Европа всегда определялась развитием промышленности. В регионе производятся металлообрабатывающие станки, автомобили, промышленные роботы, точные приборы, нефтепродукты, химические волокна и многое другое. Следует заметить, что ведущая отрасль европейского производства – машиностроение (Европа является его родиной). В машиностроении доминирует производство автомобилей. Помимо прочего, современная промышленность Европы имеет развитую инфраструктуру, широкую научную базу и тяготеет к крупным городам.

У каждой страны региона имеются свои особенности ориентации в производстве. Например, Великобритания известна судостроением, авиаракетно – космической промышленностью и т.д. Второй по значимости отраслью в регионе является химическая промышленность. Крупнейшие не только в Европе, но и в мире нефтехимические производства сформировались в Германии, Болгарии, Польше и др. Активно развивается и топливно – энергетическое хозяйство. Ведущее место в данной отрасли занимают нефть и природный газ. Традиционную отрасль европейского региона составляет металлургическая промышленность.

В основном, черная металлургия развивается в странах, которые обладают металлургическим топливом и сырьем. Среди этих стран можно назвать ФРГ, Чехию, Великобританию и др. Однако если раньше строились крупные комбинаты, то на данный момент все чаще отдается предпочтение мини - заводам. Металлургическая промышленность Европы развивается как за счет местных ресурсов, так и импортируемых. В цветной металлургии ключевые позиции занимают алюминиевая и медная. Страны, располагающие бокситами, такие как: Франция, Италия, Румыния и т.д. специализируются на производстве алюминия. Медная промышленность развивается в таких странах как Италия, Бельгия и др. Для региона характерно также развитие лесной и легкой промышленности. Финляндию и Швецию даже называют «лесным цехом» Европы.

Развитие же легкой промышленности несколько замедлилось и сместилось в Южную Европу. Это связано с тем, что там более дешевая рабочая сила, чем в Западно – Европейских государствах. Ведущее место в данной отрасли принадлежит Португалии, которую именуют «швейной фабрикой» региона. Во многих странах Европы развивается малый бизнес в производстве, например, мебели, изделий из стекла, игрушек и т.д.Следует заметить, что бурное развитие промышленности оказывает отрицательное влияние на экологию. Но все европейские страны проводят соответствующую экологическую политику и принимаются все необходимые меры с целью защиты и охраны окружающей среды.