Социально-экономические процессы функционирования и развития. Социально-экономические процессы: классификация, характеристика, прогнозирование

События, происходящие в последние 20-25 лет в российском обществе, по мнению одних исследователей, носят революционный характер; другие считают, что происходящие изменения хотя и являются радикальными, но это все же реформы; третьи говорят о попытках модернизировать общество и т. д. Попытаемся и мы рассмотреть эти события с позиции теории социальных изменений.

За точку отсчета возьмем события, начавшиеся в середине 80-х гг. XX в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым был провозглашен новый курс развития страны (Советского Союза) под названием «перестройка».

Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всех основных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др.;

в политической сфере - демократизация и гласность; в социальной сфере ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.

Проводимые с середины 80-х гг. реформы представляли собой попытку модернизации всего народно-хозяйственного комплекса страны и достижения качественно нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Но проводились они (реформы) в рамках существующей тогда социалистической (государственно-монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности, конкуренции, рынка и др. не могла быть реформирована в принципе. Кроме того, серьезное сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть партийно-государственной элиты, что в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г.

Не вполне готовыми работать в новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому горбачевская перестройка многими исследователями оценивается как «эпоха псевдореформ». Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (декабрь 1991 г.) и началу новых радикальных перемен в России.

Изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х гг. XX в. и по настоящее время, явно «распадаются» на три основных этапа: первый - радикальные реформы 1991 - 1993 гг.; второй - адаптация социальных субъектов к новым социально-политическим и экономическим условиям (середина 90-х гг. - конец 1999 г.); третий - укрепление российской государственности и определенная стабилизация социально-экономических отношений в обществе (конец 1999 г. - 2008 г. и далее). Рассмотрим каждый из названных этапов.

1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991 - 1993 гг., многие исследователи называют буржуазной либерально-демократической революцией, направленной против авторитарно-бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам.

Во-первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б. Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономи-стов-рыночников.

Во-вторых, революция - это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991 - 1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.

В-третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 90-х гг. в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты, направленный на ограбление российских граждан и разворовывание государственной собственности.

2. Второй этап (середина 90-х гг. - конец 1999 г.) можно охарактеризовать как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичной кризисной трансформации российского общества с неопределенной перспективой.

К негативным последствиям этого периода можно отнести следующие:

  • продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
  • разворовывание бюджетных средств правящей элитой;
  • рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и проч.);
  • абсолютное и относительное обнищание населения страны. Так, например, по данным Госкомстата РФ, на конец 1999 г. за чертой бедности (ниже прожиточного минимума) в России жило 30 % населения страны. Однако, по существующим оценкам самого населения, выявленным в ходе исследования, доля живущих на уровне прожиточного уровня и ниже составляла 75-80 %*;
  • постоянная угроза безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;
  • рост преступности и утрата людьми чувства защищенности. По официальным данным, к 2000 г. по сравнению с 1990 г. преступность в стране выросла на 76 %;
  • сращивание правоохранительных организаций с преступными элементами, рост недоверия граждан к милиции. Так, на вопрос: «Доверяете ли Вы милиции?» - в 1999 г. полное доверие высказали не более 10 % населения. Систематические опросы ВЦИОМа показывают, что 3 / 4 населения в случае нападения на них, ограбления или какого-либо другого происшествия опасаются обращаться в милицию;
  • массовое ограбление людей посредством различного рода «финансовых пирамид»;
  • углубление разрыва в доходах между «богатыми» и «бедными». Так, если децильный коэффициент в 1989 г. составил 1: 4,7, то в 1999 г. он достиг уровня 1:16.

К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести следующее:

  • разгосударствление экономики и высвобождение частной инициативы, способствовавшие созданию социального слоя собственников-предпринимателей;
  • развитие рыночных отношений и адаптации граждан России к новым экономическим условиям;
  • в условиях реформ, методом проб и ошибок, получили практическую проверку многие экономические формы и инициативы.

На втором этапе в основном был завершен распад советской институциональной системы. Однако новые социальные институты проявили свою неспособность (или «нежелание») заниматься повышением эффективности российской экономики. Основная часть правящей элиты была «озабочена» личным обогащением. Криминальный передел собственности приобрел государственные масштабы. Убийства банкиров, предпринимателей, высших государственных чиновников и депутатов всех уровней стали обыденным явлением. Реформы сменились спонтанной кризисной трансформацией общества, которая лишь углубляла всеобщий кризис.

3. Начало третьего этапа социальных изменений связано с приходом во власть нового политического лидера страны В. В. Путина. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовали укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению ее авторитета на международной арене.

В первый срок президентства В. Путина наблюдается определенный экономический рост, примерно на 4-6 % в год; доходы населения увеличились в среднем на одну треть; значительно укрепил свои позиции российский рубль. Однако определенные успехи, по мнению многих политиков и экономистов, были достигнуты не за счет роста промышленного производства и улучшения качества производимой продукции, а за счет увеличения экспорта невоспроизводимого сырья и необычайно высоких цен на нефть. Поэтому этот период (1999-2005 гг.), по сути, является годами утерянных возможностей.

В этот период фактически не меняется социальная структура общества, лишь увеличивается разрыв между небольшим слоем супербогатых граждан (5-7 % семей) и огромной массой бедных слоев (30-35 %). Доля среднего класса колеблется в пределах 15-20 % от общего числа работающих, и каких-либо заметных тенденций к ее увеличению не наблюдается. Отсутствие промышленной политики государства тормозит развитие мелких и средних предприятий. Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Наряду с низкой рождаемостью растет смертность населения. Так, например, в 2002 г. на 1 тыс. населения приходилось 16,3 умерших. Это самый высокий показатель в Европе. За 2000-2004 гг. смертность выросла на 20 %, при этом почти каждый третий умерший был в трудоспособном возрасте .

Заметное улучшение экономических и социальных показателей в стране наблюдается в 2004-2008 гг. Это было связано с тем, что значительная часть накапливаемых ранее доходов стала вкладываться в развитие экономики страны и на реализацию социальных проектов. Рост ВВП (внутреннего валового продукта) в эти годы составил в среднем 7 % в год. Улучшилась демографическая ситуация. Президент и Правительство РФ в качестве главного приоритета своей внутренней политики объявили социальную сферу. Однако реальный сектор экономики так и не стал приоритетным. Основным источником доходов продолжает оставаться сырье.

Нерешенными остаются следующие проблемы: увеличение разрыва между бедными и богатыми слоями населения; коррупция, поразившая всю структуру государственного управления сверху донизу; правовая незащищенность граждан перед произволом чиновников и правоохранительных органов; доля среднего класса в социальной структуре остается крайне низкой - около 20 %; неспособность гражданского общества отстаивать свои интересы и контролировать власть.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Дайте определение понятия «социальные изменения».
  • 2. Что такое социальный процесс?
  • 3. Перечислите основные формы социальных процессов.
  • 4. Назовите основные виды социальных изменений.
  • 5. В чем заключаются различия между реформой и революцией?
  • 6. Что такое модернизация?
  • 7. Каковы основные причины социальных изменений?
  • 8. Какие виды социальных изменений происходили в последние 20-25 лет в советском и российском обществах?
  • См., например: Преемство. Что же будет с Родиной и с нами. М., 2000; Куда пришла Россия?.. Итоги социальной трансформации. М., 2003.
  • См.: Рывкина Р. В. Драма перемен. М., 2001. С. 22.
  • Образцова И. Умирает больше, чем рождается // Аргументы и факты. 2004. № 22. Июнь. С. 10.

В экономической литературе экономика страны определена как многокомплектная и многообразная система. Она подразделяется на множество составных частей: десятки отраслей и территориальных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, объединений, организаций и т.п.). Перспективы преодоления кризиса и дальнейшего социально-экономического развития России прямо связаны с сочетанием и учетом интересов, и, прежде всего экономических образований, территорий и государства "в целом", т.е. устойчивое развитие общества в целом определяется степенью развития регионов.

На уровне региона происходит сочетание вертикального и горизонтального направлений социальных и эколого-экономических интересов. Оптимальность сочетания горизонтальных и вертикальных интересов регионов, их паритетность означает относительную сбалансированность дезинтеграционных и интеграционных процессов, что обеспечивает целостность и устойчивость государства.

В современной рыночной экономике оценка социально-экономического развития должна происходить на основе выделения целей и критериев развития.

Заключение

В условиях транзитивной экономике основной, интегральной целью социально-экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения.

Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

  • · Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
  • · Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства;
  • · Увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы. Последние две составляющие качества жизни не всегда учитывались при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им уделяется большое внимание.

В качестве целей социально-экономического развития региона также могут быть определены: уменьшение нищеты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равенства возможностей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они могут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому такой конфликт между целями не имеет абсолютно неразрешимого характера. Однако в ряде других случаев конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют об интенсивном росте значимости социальных преобразований. Становится очевидным, что дальнейшее продвижение по пути становления цивилизованного рынка невозможно без решения накопившихся социальных проблем и противоречий, без функционирования отраслей социальной сферы. Большинство населения не готово эффективно действовать по новым правилам, нарастает его пассивность от реформаторских устремлений. Считалось, что вначале должны быть осуществлены экономические преобразования, а затем, когда экономика крепко встанет на ноги, очередь дойдет до человека. Однако вместо мобилизации, социальной энергии народа в огромных масштабах растрачивается его накопленный ранее интеллектуальный, духовный и физический потенциал.
Невозможно изменить социальную ситуацию, создать прочную базу динамичного социально-политического и экономического развития без глубокого проникновения в существо, в подлинное содержание происходящих социальных процессов. Необходимо отказаться от стереотипов ведомственного «раскраивания» проблем, увидеть объемную картину макросоциального развития и те глубинные течения, которые вызывают к жизни опасные социальные бури.
Сегодня жизненно необходима социальная доктрина развития и формирования российского общества с достойным образом жизни.
Под социальной доктриной понимаются наиболее общие теоретик методологические представления об основах социальной политики в переходный период. Исходные положения социальной доктрины носят в значительной мере аксиоматический характер и служат, с одной стороны, созданию внутренне непротиворечивой конструкции, с другой - ее всесторонней органической согласованности с социальной реальностью.
Оценивая складывающуюся в России ситуацию, следует подчеркнуть, что происходящие трансформации затрагивают самые глубинные основы общества в смысле смены моделей и регуляторов социальной деятельности. Функционирование хозяйственных субъектов переходит на рыночные рельсы, главная черта которых - частное предпринимательство и приватная собственность на средства производства. Разрушаются привычные нормы социальных отношений, происходит смена системы ценностей, отбрасываются прежние стереотипы, а новые еще только формируются. Так, эгалитарный принцип «равенства в нищете» большинство населения уже не принимает, но и складывающаяся поляризация доходов, вызывающая дезинтеграцию общества, в силу своих нерациональных масштабов не может восприниматься как социальная норма. Богатые и очень богатые («новые русские») оцениваются основной частью граждан преимущественно негативным образом.
Существенные перемены касаются и официальной установки на ценность труда. Если в советском обществе труд рассматривался как первейшая ценность («дело доблести и геройства»), то сегодня позитивные начала труда - качество, квалификация, профессионализм - в значительной мере потеряли общественное признание. Стимулы к труду ослабли, в чем не последнюю роль в этом сыграли падение уровня заработной платы, ее неплатежи и неоправданная дифференциация. Одни группы населения довольно легко восприняли либерально демократическую систему ценностей, другие оказались не способными усвоить новое, утратив, таким образом, целостность ориентации, а третьи - в условиях возникшего идеологического противостояния - закрепили прежние ценности. В результате общество резко разделилось на три социальных слоя: один из них составляют адаптировавшиеся к переменам (примерно 15-20 % населения), другой - не только не адаптировавшиеся, но и не видящие своего места в них (так называемые аутсайдеры - около 25 %), а третий -промежуточный - пребывающие в состоянии неопределенности. Составляющие этот социальный пласт - явное большинство населения - стремятся приспособиться к рыночным условиям, но не могут пока выработать сколько-нибудь устойчивые модели своего социально экономического поведения. Между тем от того, в какой степени этот слой пополнит «адаптированных» либо «аутсайдеров», будет зависеть не только результат экономических преобразований, но и судьба общества в целом. Можно констатировать, что население страны вынужденно, зачастую не вполне осознавая этого (и испытывая острую ностальгию по утраченной стабильности), уже втягивается в процесс социальной трансформации.
Очевидно, что социальная сфера должна быть адаптирована к рыночным условиям. Пока же она в значительной степени катится по рельсам командно-административной системы, включая все особенности ее распределительных отношений, а нарушения приобретают криминально-карикатурный характер.
Рыночные отношения и инновационная специфика экономического роста в России требуют качественно новой рабочей силы, имеющей иные параметры физического, психического и социального здоровья, высокий интеллектуальный и образовательно-профессиональный потенциал, характеризующийся особыми нравственными принципами и ориентациями.
Социальная парадигма исходит из того, что локомотивом экономического развития являются социальные группы, обладающие квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективные модели своей деятельности.
Необходим крутой социальный маневр - радикальные социальные реформы, в результате которых социальная сфера в целом должна трансформироваться, перейдя последовательно на рыночные основы. Только в этом случае появится возможность разорвать «замкнутый круг», определяющий спираль «понижения» жизненного уровня. Социальное государство предполагает реализацию социальной справедливости и социальной солидарности, предусматривая солидарную ответственность поколений и сословий, когда богатые платят за бедных, здоровые - за больных, трудоспособные - за еще или уже нетрудоспособных.
Оценивая результаты проведенных преобразований в социальном контексте, следует отметить, что от уже осуществленных реформ «выиграла» примерно лишь пятая часть населения, а остальные находятся по другую сторону «игры».
Обострились и завязались в тугой узел острые социальные проблемы:
бедность, нищета, эксклюзив отдельных групп, затронувшие не менее трети населения и получившие самые разные формы, включая «новых бедных», «феминизацию» бедности, «застойную» бедность, целые зоны бедности;
социальное неравенство и несправедливость не только в части текущих доходов, но и применительно к накоплениям, жилищной обеспеченности, потреблению социально значимых благ и услуг, состоянию здоровья и уровню образования;
сверхнизкая оплата и неплатежи уже заработанного препятствуют важнейшей экономической категории выполнять свои функции как главного элемента экономического механизма: экономическую, воспроизводственную, социальную и реформаторскую; замораживая минимальную заработную плату, власти не только воспроизводят несправедливость социальных отношений, но всеми возможными способами выражают пренебрежение к труду и его носителю, тормозя развитие физического и социального капитала, одновременно делая невыносимыми условия жизни людей; это постоянный источник стресса и депрессий, в котором находится 70 % населения; сдерживая динамику заработной платы, правительство препятствует развитию потребительского рынка, а следовательно - и экономики в целом;
безработица дестабилизирует трудовой потенциал, разрушая его качество и возможности развития;
обездоленность престарелого населения;
кризис в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное и социальное обслуживание), которая активно направляется в сторону маргинализации. Указанные проблемы не могли не отразиться на динамике населения: за 15 лет в результате естественной убыли Россия потеряла 11 млн человек, к сожалению, этот процесс продолжается.
Состояние «износа» и «усталости» народа приводит к деформации генофонда страны, проходя опасные точки «невозврата». Что касается численности (количества) населения, то эту точку Россия уже пересекла в 1992 г., а в отношении качества постепенно приближается к опасной черте. Между тем конкуренция и инновационный характер экономического роста требуют качественно новой рабочей силы, чтобы соответствовать современным особенностям технологического развития.



Различия процессов

Положенный в основу классификации функциональный признак позволяет выделить социально-экономические и политические процес­сы. Особенностью этой классификации является то, что выделенные разновидности получают свою идентичность, благодаря сформирован­ному к ним интересу, отношению субъекта - наблюдателя процесса. Рассматривая процесс социальных изменений с различных сторон, наблюдатель наделает его особыми, не связанными друг с другом свой­ствами, признаками, обусловливающими необходимость рассмотре­ния с целью уяснения и прогноза некоторых тенденций, которые про­воцирует этот процесс.

Социально-экономические и политические процессы - это изме­нения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, полити­ческой и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловленное комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них - труд, второе - грабеж или эксплуатация труда других. Первое - эко­номическое средство, второе - политическое. Несмотря на то, что в ис­тории человечества наличие социальной структуры не всегда предпо­лагало существования структуры политической, а именно - государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих струк­тур процессами не вызывает сомнений.

Особенностью социально-экономических процессов является их те­сная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъек­тов), крупных национально-государственных систем, регионов, кото­рая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процес­сов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логи­ку развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кон­дратьева предусматривает координацию двух глобальных экономиче­ских процессов - роста и упадка. Достигая максимума, тенденция ро­ста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдер­живанию инновационных процессов. Снижение инновационной ак­тивности, вызывая сокращение эффективности производства, спо­собствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимо­сти рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

Непременным атрибутом политических процессов является изме­нение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключа­ющееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или-общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на от­дельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумули­рующих колебания общественного мнения, его моральные и поведен­ческие стереотипы.

Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», а в политических - оппозиция «вызов-ре­акция».

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

Оппозиция «вызов-реакция» содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. В результате формируются социально-экономические процессы, определяемые как совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения её параметров на том или ином уровне хозяйствования.

Социально-экономические процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от критерия, лежащего в основе классификации:

По степени управляемости – стихийные и управляемые ;

По направленности распространения – внешне- и внутриэкономические, в рамках которых могут развиваться процессы международной интеграции, кооперации, сотрудничества и т.д.;

По масштабу влияния на жизнедеятельность социума - макроэкономические, региональные, локальные, микроэкономические ;

По структуре функционального проявления – производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные процессы.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и других социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных социально-экономических процессах. Первый характеризуется устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Второй обычно возникает в период кризиса как проявление необходимости изменения социально-экономической ситуации .

1.2. Особенности управляемых социально-экономических процессов

Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления, поэтому идея необходимости и обоснованности пределов управленческих воздействий на экономику имеет особое и принципиальное значение. Часто употребляемое понятие «управление экономикой» в силу глобальности и неопределенности управляемого объекта не раскрывает его реального содержания. Оно, скорее, отражает привычную, сформировавшуюся еще в советское время практику централизованного государственного планирования и управления народным хозяйством страны и совершенно неприемлемо для адекватного отражения радикально изменившейся роли российского государства и его институциональных воздействий на экономику. С другой стороны, в современной практике промышленно развитых стран господствующее положение занимает идея экономического регулирования , т.е. делается акцент на том, что решение хозяйственных задач основывается на приоритете экономических критериев и методов, хотя не отрицается роль политических, социальных, организационных и других аспектов, связанных с его реализацией.

В самом общем (минимальном) виде управленческий цикл состоит из следующих этапов:

Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом, а также об имеющихся и возможных механизмах управленческих воздействий, недопустимых состояниях системы и наиболее важных её элементов;

Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также на определенный момент (моменты) в будущем как при сохранении существующих механизмов её функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование).

Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу

(проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений.

Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений.

Следует отметить, что по своему содержанию первый и четвертый этапы практически совпадают. Благодаря этому управление приобретает циклический характер.

Достаточно очевидно, что в рамках общей универсальной схемы в зависимости от конкретной ситуации механизмы управленческой деятельности могут радикально отличаться друг от друга. При этом основным критерием оптимальности является соответствие принятого механизма управления реальным условиям.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы её обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряженных с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тен-

денций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управлением социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований с учетом социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного регулирования – предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и т.п. Второе – на управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье – носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономические процессы формирования и складывающихся спроса и предложения на рынке товаров и услуг регулируются со стороны государства на основе некоторой идеологической доктрины. В соответствии с ней проводится та или иная экономическая политика, предопределяющая стратегию решения этой задачи. Ясно, например, что в странах с автократическими или демократическими режимами степень, формы, механизмы и другие характеристики использования рыночных механизмов осуществляются совершенно по-разному. В странах с развитой рыночной экономикой различают два принципиально разных подхода. Первый основан на теории неоконсерватизма, развившейся на базе классической школы, которая ориентирует на регулирование со-

вокупного предложения на микроуровне, отдавая предпочтение мерам кредитно-денежной политики. Второй подход следует неокейсианской теории приоритетной роли совокупного спроса на макроуровне с преимущественным использованием поощрительных мер государства в налогово-бюджетной политике.

В отличие от классической концепции, отражающей точку зрения сторонников приоритета предложений, где естественным образом реализуемая производственная функция, качественно-колличественные показатели продукции и национальный доход зависят от факторов труда, модель Дж. Кейнса исходит из того, что объем продукции или национальный доход определяются совокупным спросом на товары и частными инвестициями, т.е. формально экономика находится в состоянии равновесия, если совокупное предложение исчерпывается совокупным спросом.

Имеющийся опыт показал, что и тот и другой подходы в практических формах своей реализации имеют существенные ограничения, определяющиеся альтернативным выбором между двумя стратегиями: «предложение рождает спрос» и «спрос рождает предложение». Эти ограничения определяются характером товара, его принадлежностью к тому или иному сегменту рынка, динамикой соотношения спроса и предложения, а также уровнем обеспечения и качеством производственной базы. Этот же опыт дает основания считать, что при создании новых предприятий (или производства) необходима приоритетная поддержка спроса, а при наличии свободных производственных мощностей – поддержка предложения. Это значит, что обращение к той или иной стратегии определяется конкретной ситуацией и может быть ограничено временем её применения. Во всех случаях необходима оценка социально-экономических последствий, обусловленных выбором стратегии регулирующих воздействий по критериям роста прибыли и улучшения занятости. Следовательно, в одной и той же экономической системе могут одновременно применяться различные подходы в рамках общей концепции регулирования спроса и предложения.

Было бы большой ошибкой впадать в одностороннюю крайность и оцени-

вать экономический рост в условиях рынка исключительно в показателях увеличения объема предложения, т.е. количества и ассортимента производимых товаров и услуг (хотя именно такая односторонняя оценка нередко встречается на практике). На самом деле между совокупным предложением и совокупным спросом существует амбивалентная зависимость. Это и обуславливает необходимость институциональной поддержки роста и предложения и спроса в их системной взаимосвязи. Основные меры управления на практике заключаются в создании политических и экономических условий, обеспечивающих:

Рост платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги путем поэтапного повышения уровня реальных доходов (трудовых и социальных) и соответствующего расширения потребительской корзины, что будет стимулировать развитие отечественного производства этих товаров и услуг; повышение их качества, стабилизацию и последующее снижение цен на них;

Рост платежеспособного спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги на основе стимулирования развития межотраслевых производств путем создания специализированных фирм со смешанным капиталом, интеграции крупного и малого предпринимательства в сфере производства, применения эффектных форм субконтрактных отношений;

Оптимальное использование имеющихся производственных мощностей предприятий и фирм при их приватизации, конверсии, банкротстве и других формах реорганизации для сохранения и роста предложения товаров и услуг и связанных с этим изменением числа рабочих мест;

Сбалансированность спроса и предложения на муниципальном и региональном уровнях с учетом ориентации на экспорт и импорт товаров, самообеспечения производства и потребления путем соответствующей оптимизации.

Реализация указанных мер требует законодательного обеспечения экономических процессов в сочетании с политическими решениями на основе учета диалектического характера взаимообусловленности изменений спроса и предложения. Эти изменения, естественно, отражают интересы производителей и

потребителей, что необходимо учитывать при определении приоритетных направлений политического курса в государственном регулировании экономической сферы общественной жизни.

Весьма важен также вопрос о правоотношении государства с владельцами и руководителями предприятий (фирм). Такое положение, когда директор, работающий по найму, злоупотребляет своим служебным статусом и действует в своих личных интересах, т.е. отождествляет себя с предприятием, отражает отсутствие четкости в законодательном определении статуса собственников предприятий. Наиболее предпочтительным представляется такое государственное регулирование экономики, при котором государство, не вмешиваясь в оперативную деятельность предприятия, тем более в сферу внутрикорпоративных отношений, устанавливает необходимые правовые, экономические и социальные нормативы и вводит их в практику законодательным путем.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом отраслевой специализации.

Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), её перспективной динамики (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец.

Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице .

В современном обществе постоянно протекают определенные социально-экономические процессы. Что они собой представляют? Какую роль выполняют? Как получают свою идентичность? Все эти вопросы заслуживают внимательного рассмотрения и анализа.

Вводная информация

Под социально-экономическими процессами подразумеваются изменения в обществе, которые отображаются на его благосостоянии, стабильности, условиях безопасности и прочих подобных вещах. Они обусловлены характером происходящих изменений. Рассматривая сам процесс, наблюдатель может наделять его особенными и не связанными свойствами. Это несколько усложняет уяснение и прогноз тенденций, которые его провоцируют. Но если углубиться в суть, то можно вспомнить слова Л. Гумпловича, который утверждал, что в основе лежит труд. Он является экономическим средством. Если говорить о социальной составляющей, то, по Гумпловичу, это эксплуатация (грабеж) других. Это весьма привлекательно с научно-методологической точки зрения. Вот, к примеру, если рассматривать суть эксплуатации с ее позиции, то можно подметить, что возникновение социальной структуры не всегда предполагает существование государства (как политического образования). Тогда как наличие связи между различными элементами не вызывает сомнения.

А чем заключается их особенность?

Все дело в тесной привязке к деятельности хозяйствующих структур, крупных национально-государственных систем и регионов, от чего зависит масштаб, темпы, цели и уровень изменений. Социально-экономические процессы основываются на цикле «новации - инвестиции». Это предопределяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из уровней. Можно вспомнить о модели Н. Кондратьева, предусматривающей координацию двух глобальных процессов - роста и упадка. Каковы ее результаты? Когда достигается определенный максимум, то тенденция роста производства начинается сменяться его снижением. Одновременно уменьшается объем инвестиций. Это неизбежно приводит к сдерживанию темпов инновационных процессов. Понижение их активности вызывает сокращение эффективности производства, способствует возникновению войн, преследующих передел ресурсов. Это приводит к повышению цен на продукцию и уменьшению стоимости рабочей силы. Как результат - стагнация и постепенное формирование благоприятных условий для инновационного прорыва. То есть социально-экономические проблемы выступают одновременно и ограничителем роста благосостояния, и основой для него. При этом часто изменяется целеполагающий вектор преобразований. Происходит это из-за того, что в общественную жизнь внедряются мероприятия, являющиеся программной установкой одной из организованных и влиятельных сил общества. Таковой может быть определенное общественное движение. При этом, как правило, осуществляется ориентирование на отдельных лидеров политического влияния, которые определяют и аккумулируют мнение масс, а также его поведенческие и моральные стереотипы. Для описания таких ситуаций используется цикл «вызов-реакция». Чтобы лучше понять это, нам нужна классификация социально-экономических процессов. Благо она не очень велика.

Не/контролируемые процессы

Все происходящее в обществе может поддаваться регуляции зависимо от потребностей отдельных лиц или социальных групп, которые являются активными участниками. На основе этого выделяются не/контролируемые процессы. Что это значит? Если говорят о том, что процесс контролируемый, то имеют в виду наличие глубокого знания основ его механизмов, а также факторов и условий, которые способствуют усилению или ослаблению их проявления в реальности. Как это выглядит? Как пример, можно привести управление социально-экономическими процессами, усиление роли отдельных субъектов, моделирование различных ситуаций и тому подобное. Основными инструментами при этом является поддержка ролевых функций, что закреплены за определенными участниками, или создание институтов, позволяющих структурировать организацию работы общества.

Как пример можно привести экономическую либерализацию после падения Советского Союза. Она усилила роль банковского сектора. Это проявилось в способствовании расширения сферы кредитно-финансовых операций. Это, в свою очередь, потребовало осуществления концентрации контрольных функций в руках Центрального банка. По факту это было реализовано посредством выдачи лицензий коммерческим структурам, а также разработки системы их бухгалтерской и финансовой отчетности. Другой пример - законодательное предписание подавать всем соискателям государственных должностей сведения о составе собственности, а также декларацию о доходах. Это позволяет сохранять прозрачность и публичность политической деятельности лиц и добиваться легитимности в выборе органов власти. С неконтролируемыми процессами легче. К ним относятся те, которые разворачиваются стихийно и не предполагают наличия определенных субъектов или их групп, что могут оказывать направленное воздействие на вектор его развития. Может произойти утрата контроля над процессами в случаях невозможности локализировать инициаторов из-за большого количества участников.

О сложных и простых процессах

По мере развития человечества наблюдается постоянное увеличение и проработка структуры взаимоотношений. Не являются исключением и современные социально-экономические процессы. Постоянно наблюдается их усложнение и рост связей (пускай и с различной скоростью). Сейчас, к примеру, имея только доступ в интернет, можно познакомиться с человеком практически из любой точки мира, и это не выходя из комнаты. Но одновременно вместе с этим существуют и простые процессы. Таковыми следует именовать те из них, объяснения которых позволяют укладываться в известную наблюдателям и научному сообществу схему. И как закономерный результат - давать оценку и предсказывать итог. Сложный процесс - это изменение в обществе, для объяснения которого существующих методологических средств недостаточно. Поэтому и оценку дать им, равно как и предсказывать итог, невозможно. По существу, сложные процессы - это совокупность простых. При этом их целостное восприятие возможно только благодаря синтезу новых или различных подходов к анализу и последующему объяснению. Следует отметить, что жестких границ между ними нет. Часто они определяются опытом и квалификацией наблюдателей, целью проводимых исследований, а также масштабом проблем, стоящих перед научным сообществом.

Не/обратимые процессы

Существует множество свойств, по которым можно их рассматривать. Но наиболее важная характеристика социально-экономических процессов - это их не/обратимость. В чем их суть? Свойство обратимости используется для определения динамики циклических процессов. Это полезно, например, для подготовки к экономическим кризисам. Свойство необратимости используется для объяснения социально-экономических процессов прогрессистскими теориями. Они разделяют точку зрения о том, что в становлении общества нет ничего повторяющегося. То есть каждый виток развития уникален сам по себе. И пробовать пояснить его с помощью универсальных формул - это неправильный подход. заключается в кумулятивном накоплении свойств и признаков, которые и определяют его качественную неоднородность. Это накладывает свой отпечаток на прогнозирование социально-экономических процессов.

Деление на кратко-, средне- и долгосрочные

Не следует забывать и о временном интервале. В этом случае все процессы делят на кратко-, средне- и долгосрочные. Конкретный диапазон значений для них зависит от разновидности и характера, а также - целей наблюдения. При внимательном рассмотрении выделяются такие моменты:

  1. Краткосрочный процесс. Обладает продолжительностью, определяемой текущей целью или регламентируемой документом, который отводит узкие ограниченные временем рамки. Как правило, называют срок до одного года. Ведь большое количество плановых документов (программ, бюджетов, планов) рассчитано именно на этот период.
  2. Среднесрочный процесс. Он охватывает осуществляемые социальные изменения в рамках обозримой перспективы. При этом он ограничивается рядом промежуточных целей. Но тем не менее все вместе они выступают в качестве условия, позволяющего перейти к качественно новому результату, что изначально не определяем. Продолжительность этого процесса составляет до пяти лет. Конкретные сроки зависят от целей инициаторов, а также состава участников.
  3. Долгосрочные процессы. Они не предполагают наличия изначально заданного результата. Формируются они на многосоставной и полифункциональной основе. Как правило, они плохо прогнозируемые. Поэтому описываются в форме сценария. Ведь моделирование социально-экономических процессов такого типа сопровождается большим количеством погрешностей и высокими требованиями.

О макроэкономике

Эта наука имеет большое значение. Почему? Когда заходит разговор про социально-экономические процессы развития общества, то она играет особую роль. Взять, к примеру, краткосрочные временные отрезки. Они влияют на положение рынка товаров и услуг, а также на жесткость установленных цен (она высокая). Почему? Все дело в том, что в краткосрочном периоде производители часто пересмотр цен считают нецелесообразным. В долгосрочном для поддержания равновесия между предложением и спросом она должна меняться. То есть эта наука позволяет рассматривать и решать различные социально-экономические проблемы, первоначально в теории, а затем и на практике.

Решаемые проблемы на примерах

Допустим, у нас есть государство. Оно берет на себя социальное обеспечение. Это одна из наиболее важных его функций. С тем, чтобы знать, сколько понадобится денежных средств сейчас, проблем не возникает. А вот через год? Ладно, здесь цифры сильно не изменятся. А через десять лет? Тридцать? Пятьдесят? Чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо спрогнозировать то, какая ситуация будет. А более-менее достоверную информацию можно получить, только изучив то, что уже есть. Рассмотрим то же самое социальное обеспечение. Это довольно просто для моделирования и понятно даже для людей, не обладающих широкими познаниями. Горизонт прогнозирования - тридцать лет. Для ровного числа - 2050 год. Сколько пенсий необходимо будет выплачиваться тогда? В каком объеме можно будет это делать? Ведь те, кто сейчас работает (и только начинают) тогда будут выходить на пенсию и получать ее (или быть чрезвычайно близким к этому). При этом их на обеспечение возьмут современные студенты, школьники и детсадовцы, а также дети молодых специалистов. Труд и социальная защита различных слоев граждан тесно связаны с множеством факторов. Так, чтобы обеспечить выплату больших пенсий, необходимо обеспечить высокую рождаемость. Для этого необходимо продвигать соответствующие ценности и создавать необходимые условия.

Как охарактеризировать любой процесс?

Вне рамок рассмотренной выше классификации следует упомянуть о:

  1. Масштабности. Используется для измерения степени вовлеченности субъектов в данный процесс. При этом охват отдельных индивидов или социальных групп говорит о том, что исследует микроуровень. Если же изучаются культуры, этносы, народы, то это уже макроуровень. И наблюдателя необходимо переориентировать на принципиально другую систему координат.
  2. Направленности. Характеризируется вектором продвижения, выражает ориентацию на конкретный исход.
  3. Интенсивности. Выражается осознанием значимости результатов для участников, что вовлечены в процесс. Фактически это достигается благодаря общественной огласке, при освещении в СМИ, осознании глобальности последствий.
  4. Составе. Складывается из участников, их места в системе общественного разделения труда и социального расслоения.
  5. Характере. Проявляется в поведении субъектов, контролирующих и направляющих процесс. Он может быть вялым, стремительным, равномерным или формированным.

О научном подходе

Как изучаются социально-экономические процессы? Учеными выделяются такие элементы:

  1. Участники.
  2. Инициатор (субъект).
  3. Причины.
  4. Наблюдатель.

Кто такие участники? Это все активные и пассивные члены общества, интересы которых затрагивают идущие изменения. По их численности и судят о масштабности, характере и уровне охвата. Инициатор - это участник, который располагает значительными ресурсами, которые позволяют поддерживать направленность и динамику социальных изменений. Обычно они могут существенно влиять на ход изменений для воспроизводства благоприятных условий и достижения ожидаемого результата. Следует отметить, что инициатор может выполнять свою роль не осознано. Причины - это то, что позволяет всем участникам процесса объединиться, выступая цементирующим основанием для того, чтобы отбросить все разногласия и начать работать над достижением установленной цели. Для тех, кто не понял, п.4 - это ученый, который непосредственно занят в изучении. По мнению самых наблюдателей, они являются наиболее весомым элементом для восприятия и оценки социально-экономических процессов. Следует отметить, что часто подобная точка зрения не лишена смысла. Ведь наблюдателями выступают (в идеале) ученые, специалисты и практики, которые могут сформулировать ключевые стандарты оценивания, измерения и регулирования. Благодаря им можно контролировать и моделировать ход событий.