Ст 31 жк рф действующая. Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики. Выселение бывших членов семьи

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих госу-дарств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма-ция). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Эн-гельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип над-строечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, фео-дальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.

В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных орга-нов при одновременном отчуждении народа от реальных ры-чагов государственной власти;

Игнорируется принцип разделения властей на законодатель-ную, исполнительную и судебную (зачастую президент, ис-полнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судеб-ными полномочиями);

Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

Суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор-ности государственных органов и должностных лиц, подот-четности и подконтрольности их населению;

В качестве методов государственного управления доминиру-ют командные, административные;

Сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

Отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

Отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускает-ся, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на
линию, выработанную правящей партией, в противном слу-чае они разгоняются;

Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотноше-ниях с властью;

- «силовые» структуры обществу практически неподкон-трольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический..

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограни-ченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавлива-ется насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавли-вается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граж-дан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отме-няется Конституция и другие законодательные акты, которые за-меняются актами военных властей.

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе прово-дится тактика избирательного террора, направленного на предот-вращения возникновения оппозиции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем различия формационного и цивилизационного подходов к типологии государства?

2. Из каких элементов состоит понятие «форма государства»?

3. Назовите признаки монархий и республик.

4. Как отличить унитарное государство от федерации?

5. Назовите основные признаки демократического политического режима.

6. Что характеризует тоталитарный политический режим?

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Громыко АЛ. Политические режимы. М., 1994.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 35.

Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург,

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар-ченко. Т. 1. М., 1998. Гл. 4, 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994 ^Рожкава Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество М 1992 М., 2000 И Гл Г °з!"5 аРСТВа " ПРЯВа " П ° Д РеД " Н " И - Мат У 30 " ва и Ав - М^ько. 2-е изд.

Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991. С бб-^бсГ" ВЕ " ЭлеМеНТЫ с Р авн ительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Четыре исторических типа государства

С позиций формационного подхода тип государства есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая, в свою очередь, обусловлена его экономическим базисом. В соответствии с марксистской формационной теорией типология государств своим основанием имеет общественно-экономические формации. Каждая такая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества таких формаций выделялось пять и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, в рамках марксизма был сформулирован основополагающий тезис о том, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический .

1. Рабовладельческий тип государства - это исторически первая государственно-классовая организация общества. Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX-VIII вв. до н.э. К тому времени в условиях Северного Средиземноморья сельскохозяйственные общины распались и возникла частная собственность на землю. Это привело к тому, что произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которыми заключались в разнице по отношению к средствам производства. Один класс стал собственником земли и орудий труда, а также и самого производителя - раба. Именно данный класс, владеющий средствами производства, узурпирует публичную власть, превращает ее в орудие классового угнетения, подавления сопротивления эксплуатируемого большинства .

По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Его важнейшая функция - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

2. Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Это особая политическая организация класса феодалов. Экономический базис феодального государства, основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их безвозмездным трудом на феодалов .

Согласно марксистской теории феодальное государство есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства. Политическая власть в феодальном обществе, его политическая организация не что иное, как атрибуты феодального землевладения. Такими они были на всех этапах развития феодального общества. Государства данного типа возникли в Европе в VI-IX вв., но и до сего времени в ряде стран сохранились остатки феодальных отношений.

В феодальном обществе крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать па него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство. Социальное неравенство закреплялось законом. Крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Государство было орудием диктатуры господствующего класса и защищало его интересы. Общесоциальные функции осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов .

Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, затем, в связи с тем что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Образующие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, создаются сословно-представительные и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.

Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко кодифицируются (Русская правда, Салическая правда и др.)- Одним из способов преодоления раздробленности становится формирование единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права) .

3. Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития капиталистическое государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии , охраняющий капиталистическую систему общественных отношений. Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир .

В своем развитии капиталистическое общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство. На первой стадии - в период свободной конкуренции - класс буржуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Это определяет необходимость механизма выявления их общеклассовых интересов и воли. Таким механизмом становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Демократия в данный период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в частности профсоюзы, вводится специальное средство, ограничивающее участие трудящихся в управлении государством, отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов: имущественного, образовательного, цен за оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играни незначительную роль .

Второй этап развития капиталистического общества - период монополистического капитализма - начался в конце XIX - начале XX в. Он характеризуется тем, что наряду с большим числом разрозненных мелких предпринимателей на основе объединения промышленного, торгового и финансового капитала с широким использованием акционирования монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не столь многочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. Надобность в демократических формах в принципе отпадает: сравнительно немногочисленные монополисты располагают иными средствами определить общие интересы. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и Южной Африке и др.). Однако подобные режимы зачастую начинают проявлять и свою волю, отражать в первую очередь интересы стоящей у власти верхушки государственного или партийно-государственного аппарата. Поэтому в большинстве случаев оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Таким образом, власть по-прежнему принадлежит классу буржуазии, и прежде всего его верхушке - монополистической буржуазии. Функции государства осуществляются в интересах главным образом данной части господствующего класса, но развитие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам в интересах привлечения голосов избирателей2.

В 1930-х гг. капиталистическое общество вступает в современный этап развития, который является переходным к очередной, более высокой общественно-экономической формации. Причины происшедших изменений, с одной стороны, были связаны с мощным ростом революционного рабочего движения в 1920-е гг., а с другой - с началом научно-технической революции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то и другое приводило к повышению оплаты труда и уровня жизни большинства населения, а это, в свою очередь, повлекло значительный рост производительности труда, общественного продукта. Оказалось, что выгодно хорошо оплачивать труд, который дает большую прибыль .

4. Социалистический тип государства. Сама идея такого тина государства первоначально возникла в теории - в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина - как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется прежде всего для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее для организации всех трудящихся с целью построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Таким образом, высшей фазой социалистического общества станет коммунизм. По мере перехода к этой фазе государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастет в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

Социалистическое государство обнаруживает свою сущность в следующих принципиальных чертах:

  • а) его экономическую базу составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;
  • б) социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих;
  • в) оно имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое другое государство. В социалистическом обществе государством управляют трудящиеся массы .

Большинство вышеперечисленных теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства не привела к тому, что люди почувствовали себя их хозяевами. Проводимая уравниловка сделала труд в значительной степени принудительным. Определенные достижения в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и других были достигнуты в немалой степени за счет "силовых" методов, что привело, в частности, к массовым репрессиям. В конечном счете сформировались общество и государство, основанные на единой государственной собственности. Реальным собственником средств производства стала верхушка партийно-государственного аппарата, которая в результате приобрела неограниченную власть. Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали формальными. Общество приобрело застойный характер, перестало развиваться.

Идея социалистического государства на практике не нашла реального воплощения, осталась утопией. Но все это не отвергает идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях более высокого уровня развития экономики и культуры, науки и техники. Представляется, что первые шаги в данном направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада .

Иначе решается вопрос о типе государства в рамках цивилизационного подхода. Согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются идеально-духовными, культурными факторами.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе такого рода типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся:

  • 1) в отношениях между обществом (государством) и природой;
  • 2) в межгосударственных отношениях;
  • 3) в их взаимоотношениях с обществом .

В соответствии с этим термин "цивилизационный тип государства" обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства .

Во-первых, понятием "цивилизационный тип государства" обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации .

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. Например, американский политолог и социолог С. Хантингтон (р. 1927) выделяет христианские, прежде всего православные, и мусульманские цивилизации. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы доказать культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской цивилизаций. Не менее часто встречаются в литературе термины государства Средиземноморской, Восточной, Западной цивилизаций .

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в пауке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX в. произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После Первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После Второй мировой войны начиная с середины 1950-х гг. человечество вступает в эпоху научно-технической революции (НТР). Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов. Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется.

В-третьих, термин "цивилизационный тип государства" обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество - как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей - общественную и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства заключается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Современный взгляд на проблему

Западноевропейская паука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяют два типа государственности - демократию и автократию .

Американский ученый Г. Кельзен (1881-1973) считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от места, какое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства: если индивид активно участвует в создании правопорядка - налицо демократия, если нет –автократия .

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного, раскрывающая социальную сущность государств в истории и современности.

В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) — решающий фактор общественного развития, определяющий тип надстроечных элементов: государство, право и др. В зависимости от типов производственных отношений выделяются и типы государства.

Преимущества формационной типологии:

1) власть в государстве принадлежит тому классу, в руках которого находятся средства производства;

2) государства объединены в типы на основе характера власти (рабовладельческие , феодальные , буржуазные и социалистические);

3) выявлено общее и особенное в функционировании и развитии государств, входящих в различные типы;

4) сформулированы основные закономерности смены одного типа государства другим.

Слабые стороны формационной типологии:

Догматизация исторических типов государств, что проявилось в излишней запрограммированности развития человечества, в стремлении распространить европейский (средиземноморский ареал) путь на все регионы мира; многие государства не прошли всех стадий формационной типологии;

Отсутствие восточного государства, где первична политическая власть и возможность распоряжаться средствами производства производна от политического господства;

Недооценка, игнорирование ряда духовных факторов: религиозных, национальных, культурных и др.

В основе цивилизационного подхода - понятие цивилизации как определенного типа человеческих сообществ, вызывающего к жизни определенные ассоциации (союзы) в области религии, искусства, обычаев, т.е. в сфере культуры.

Цивилизационный подход исходит из того, что развитие государственности определяется множеством факторов:

а) характером господствующей идеологии;

б) уровнем духовности народа, его национальным складом;

в) географической средой;

г) международным окружением.

Эти факторы оказывают влияние на экономическое развитие общества выработкой определенных стереотипов поведения.

Достоинства подхода:

Выделение духовных факторов как существенных в конкретных исторических условиях;

Преодоление запрограммированности развития государства, когда прогресс определяет не борьба, а компромисс различных сил, интересов.

Слабые стороны:

Недооценка социально-экономических факторов;

Это типология не столько государства, сколько общества;

Не выделяется то главное, что характеризует государство — организация политической власти;


Слабая разработанность типологии.

Тип государства — это совокупность взаимосвязанных черт государства, порождаемых исторической эпохой.

В соответствии с формационным подходом выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое государство — это политическая организация экономически господствующего класса рабовладельцев. Большинство рабовладельческих государств существовало как города-республики, потому что только так можно было выявить классовую волю собственников средств производства. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызвала появление разработанных правовых систем, основным источником права в которых является закон.

Феодальное государство на всех этапах своего развития служит интересам класса феодалов. Частная собственность феодалов на землю определяет то обстоятельство, что эти государства возникают и существуют как монархии. Основной источник права — правовой обычай. В период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи, которые нередко кодифицируются.

Буржуазное государство в отличие от предшествующих, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, провозглашает всех людей равными и наделенными равными правами. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю.

Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Несмотря на наличие классовых начал, возрастают объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются социальные программы, растет уровень жизни населения.

Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, сломом старой государственной машины, с организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Предполагалось, что государство станет «полугосударством», а затем отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Однако на практике получилось иначе. Государство сформировалось на основе единой государственной собственности; реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, приобретший широкую власть.

Реальная жизнь не отвергает идей социализма, некоторые из них реализуются в наиболее развитых странах Запада.

При цивилизационном подходе на основе уровня организации государства выделяют первичные, вторичные и современные типы государств (цивилизации).

Первичный тип государства (древние Египет, Вьетнам, Иран, Япония и др.):

Основан на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю в первую очередь);

Обладает мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически является собственником средств производства;

Имеет централизованный иерархический механизм во главе с монархом;

Обладает такой правовой системой, которая закреплена в религиозно-нравственных догмах;

Носит застойный характер, очень медленно изменяется.

Вторичный тип (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская цивилизации) характеризуется:

Отчетливым различием между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;

Ограничением всепроникающего воздействия государственной власти;

Зависимостью государства от культурно-религиозной системы;

Связанностью правителя религиозными принципами и заветами.

Современный тип цивилизации характеризуется переплетением традиционных и новейших политико-правовых систем.

В зависимости от решения вопроса о взаимоотношениях государства и личности различают традиционные и современные (конституционные) государства .

Традиционное государство - это рабовладельческая или феодальная монархии.

Под современными (конституционными) государствами понимаются в основном республики и конституционные монархии.

Названные типы государств — только одна из разновидностей их классификации. Возможны и другие виды, основанные на других подходах.

Форма правления: понятие, виды.

Форма правления — это организация государственной власти, система высших государственных органов, порядок их образования, взаимоотношений между государственными органами и населением.

Конкретная форма государства обусловливается рядом факторов:

Историческим типом государства;

Уровнем экономического развития общества;

Соотношением, расстановкой сил в обществе;

Национальными и культурными традициями;

Международной обстановкой и т.п.

Изучение формы государственного правления позволяет уяснить:

Как создаются высшие органы государства и каково их строение;

Какой принцип лежит в основе взаимодействий высших и других государственных органов;

Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Наиболее распространена классификация форм правления по числу правящих лиц, имеющая длительную историю. Соответственно сегодня речь идет о различии монархии и республики.

Государства каждого исторического типа облекаются во множество форм. Для рабовладельческого типа были характерны монархии и республики, для феодального — монархии и городские республики, для буржуазного — демократические республики и конституционные монархии, для социалистического типа — советские республики и республики народной демократии. Однако государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично главой государства, который не несет ответственности перед населением..

Признаки монархии:

Глава государства, имеющий бессрочную и пожизненную власть;

Наследственный порядок преемственности верховной власти:

Эта власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия);

Монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

Юридическая безответственность монарха.

Виды монархий:

1. По историческому типу

Монархии в историческом плане подразделяются на восточные деспотии, опирающиеся на азиатский способ производства; античные, в число которых входят рабовладельческие государства (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные монархии. В развитии феодальной монархии выделяют три периода: раннефеодальный, отличающийся большей степенью децентрализованности; сословно-представительный, когда власть монарха ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством; абсолютный, где власть монарха всецело принадлежит ему («Государство — это я». Людовик XIV ). Разновидность абсолютной монархии — теократическая монархия, когда глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть.

Раннефеодальная и сословно-представительная монархии образуют ограниченную (конституционную) монархию, подразделяющуюся на дуалистическую и парламентскую.

2. По полноте власти

Абсолютные монархии - вся полнота власти принадлежит единоличному главе государства. (Катар, Бахрейн, Саудовская Аравии)

Дуалистическая монархия характеризуется: (Марокко, Таиланд, Иордания)

Наличием двухпалатной структуры (нижняя палата формируется выборным путем; верхняя — назначением монарха);

Формированием правительства монархом независимо от партийного состава в парламенте, а также правом вето монарха;

Полномочием представительного органа вотировать (голосовать) бюджет.

Признаки парламентской монархии : (Великобритания, Люксенбург, Шведция, Норвегия)

Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;

Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

Власть монарха в законодательной, исполнительной, судебной областях фактически отсутствует.

Республика — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

Существование единоличного и коллегиального главы государства;

Выборность власти;

Осуществление государственной власти по поручению народа;

Реализация разделения властей;

Ответственность власти перед народом.

Виды республик:

1. По историческим периодам существования республики классифицируются на античные (государства-полисы), средневековые (феодальные), буржуазные.

2. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Признаки президентской республики: США

Президент при определенном парламентском контроле формирует правительство, несущее ответственность за свою деятельность перед президентом;

Президент имеет право отлагательного вето на издание законов;

Отсутствие поста премьер-министра;

Внепарламентский способ избрания президента и формирования правительства;

Отсутствие ответственности правительства перед парламентом;

Президент лишен права роспуска парламента;

Парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).

Президентская республика таит в себе возможность трений во взаимоотношениях исполнительных и законодательных ветвей власти, когда президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям или политическим течениям.

Признаки парламентской республики: ФРГ

Верховенство власти парламента;

Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партии большинства;

Правительство ответственно перед парламентом;

Глава государства избирается парламентом;

Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте;

Абсолютное право вето правительства на издание законов.

Сильные стороны парламентской республики — единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентским большинством.

Слабые стороны — фрагментарность партийной системы, обрекающей правительство на неустойчивость; реальная угроза тирании, которую может создать парламентское большинство.

Смешанная (парламентско-президентская) республика (Россия) — это такая форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Для некоторых стран характерна суперпрезидентская республика. Ее основная черта — гипертрофированная и, по существу, неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т.д.).

Республика Советов — разновидность социалистической формы государственного правления. В действительности существовали три разновидности этой формы: Парижская коммуна, Советская республика и народно-демократическая (народная) республика, которые выступали как государственная форма диктатуры пролетариата.

Признаки Республики Советов:

1. Ведущая роль принадлежит представительным органам.

2. Сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет власти распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ.

3. Высшие и местные органы власти основаны на принципе демократического централизма.

4. Законодательная и исполнительная власть осуществляется представительными учреждениями.

5. Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Советская форма правления отрицала прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей. Важнейшим фактором, который обусловливал специфику формы государства, считалось соотношение классовых сил. Поэтому формирование государственного правления по строго классовым признакам сопровождалось сломом бывшей государственности и установлением «диктатуры пролетариата», которая затем превращалась в господство партократии.

Форма государственного устройства: понятие, виды.

Форма государственного устройства - это национально-государственная и административно-территориальная структура государства; соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;

Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам.

Единое гражданство;

Единая система права, основа которой - единственная конституция;

Единая судебная система;

Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы;

Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы;

Единые вооруженные силы.

Местные органы обладают известной самостоятельностью.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство - централизованное (Финляндия, а также Франция, Чехия, где местное самоуправление возглавляет губернатор, назначаемый президентом). В децентрализованных унитарных государствах местные органы избираются населением (Великобритания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию.

Федеративное государство — это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства.

Признаки федеративного государства:

Территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью;

Два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации;

Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру;

Наличие гражданства федерации и субъекта федерации;

Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции;

Двухканальная система налогов.

Главный вопрос федерации — разграничение компетенции федеральных и местных органов. Этот вопрос решается на основе:

а) исключительной компетенции федерации;

б) совместной компетенции;

в) трех сфер полномочий, когда устанавливаются полномочия федеральные, субъекта федерации и совместные.

Классификация федеративных государств возможна по различным признакам.

По способу образования они разделяются на договорные и конституционные .

При договорном способе самостоятельные государства объединяются в федерацию, заключив между собой договор об объединении (США, Швейцария и др.).

Конституционные федерации создаются на основе конституции страны, в которой центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ, Бельгия и др.).

По этому признаку Россию следует относить к конституционно-договорным федерациям. С одной стороны, предметом Федеративного договора от 31 марта 1992 г., положившего начало современному федеративному устройству России, было не учреждение нового государства, а лишь разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации.

В Конституцию РФ 1993 г . были включены основные положения Федеративного договора, и он продолжает действовать лишь в части, не противоречащей Конституции. С другой стороны, Конституция РФ допускает регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, а также последними между собой на основе двусторонних договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. За период действия новой Конституции РФ такие договоры были заключены с большинством субъектов Российской Федерации.

С позиций равенства статусов субъектов федерации и их равноправия между собой, а также в отношениях с федеральными органами власти различают симметричные (ФРГ, Австрия и др.) и асимметричные (Индия, Швейцария и др.) федерации. Хотя в российской Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено равноправие субъектов Российской Федерации, в том числе и в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, различие правового статуса субъектов Федерации свидетельствует, что Россия является асимметричной федерацией.

В зависимости от степени суверенности субъектов различают федерации, построенные по национальному или территориальному признаку.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

1) государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами , поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации;

2) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях (только кое-где - земли в ФРГ с согласия федеральных властей могут заключать международные договоры);

4) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют права в мирное время содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальные федерации наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику :

а) субъектами федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) принцип построения федерации — добровольность объединения субъектов. Она служит одним из факторов осуществления нациями права на самоопределение. Все субъекты пользуются одинаковыми правами и одинаковой возможностью влиять на решение задач государства;

в) национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций. Правовое положение субъектов связано с правом наций на самоопределение.

г) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

РФ образована по национально-территориальному принципу, поскольку федерализм в России - не только способ децентрализации и демократизации власти, но и форма государственной организации национальных отношений, способ обеспечения права народов на самоопределение. По национальному принципу образованы республики в составе Российской Федерации, имевшие ранее статус автономий; национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. Территориальный принцип относится ко всем остальным субъектам Федерации, являющимся государственно-территориальными образованиями.

Унитарное и федеративное государство — это формы внутригосударственного устройства.

Конфедерация. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции.

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

1. Конфедерации — государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.

Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:

В законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

Финансовые средства образуются из взносов государств-членов;

Исполнительные органы носят коллегиальный характер;

Нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;

Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;

Международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административ-ные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации — полностью суверенные государства.

2. Содружества — объединения государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);

Языковым единством (Британское Содружество Наций);

Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских государств).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.

Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ принят модельный Уголовный кодекс от 2 ноября 1996 г.).

3. Сообщества — объединения государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе могут существовать бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества — выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциации — объединения государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.). Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.), например, направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы — объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Черты империи :

Обширная территория;

Централизованная власть;

Стремящаяся к экспансии элита;

Асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;

Разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы

Политический режим: понятие, виды.

В узком смысле слова политический режим — совокупность приемов и способов государственного руководства. Степень вмешательства государства в частную жизнь граждан.

В широком смысле — уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Виды политического режима:

1. В зависимости от исторического периода:

Периоду рабовладения присущи деспотические, теократические, монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии.

Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, режим «просвещенного абсолютизма».

При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, «фашизмоподобный», например расистско-наци-оналистический, а также диктаторско-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский режимы.

Опыт социализма свидетельствует о возможности появления народно-демократических, общенародных политических, но одновременно авторитарных, тоталитарных режимов рабоче-крестьян-ской диктатуры.

2. В зависимости от набора методов и средств осуществления государственной власти: тоталитарный и авторитарный, демократический политический режим.

Основные признаки тоталитарного режима:

Представители тоталитаризма обосновывают порядок и условия формирования государственной власти законами: природы (Германия), истории (СССР). Согласно им часть человечества (раса, класс) в силу логики антагонистической борьбы должна уйти со сцены жизни.

Государство полностью контролирует частную жизнь граждан, применяя открытый террор. В процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовало создание громадного государственного аппарата и специальных репрессивных органов (НКВД).

Господство определённой идеологии, унификация в общественной жизни. Отсюда ключевой показатель тоталитарного режима — отсутствие независимых общественных организаций. Для включения граждан в свое идеологическое поле тоталитаризм создает детские, юношеские, взрослые организации, навязывая коллективные формы человеческой деятельности и проникая во все сферы жизнедеятельности населения;

Государственно-бюрократическая монополия в экономике. Государство, его аппарат судит о ценности тех или иных планов, решений; отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем;

Декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями.

Власть узурпируется либо одним лицом, либо группой лиц;

Изоляция от внешнего мира или политика военной экспансии. Запугивая вмешательством извне во внутренние дела, тоталитарный режим способствует объединению населения вокруг государства и создает благоприятную атмосферу для расправы с инакомыслящими.

Авторитарный режим возникает обычно, когда власти намерены приступить к серьезным реформам общественного строя. Этот режим является промежуточным между тоталитаризмом и демократией. Соответственно наблюдается нечеткость его основных признаков.

Государство контролирует важнейшие сферы частной жизни, не применяя открытый террор. Это осуществляется с помощью жестких уголовно-правовых санкций, специальных органов (КГБ), полицейский и военный аппараты;

Государственная власть не формируется и не контролируется народом (формально существуют представительные органы власти, но реальной, решающей роли они не играют); жизнь в стране направляется правящей элитой, в ее среде выделяется небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство;

Отсутствие государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и пр.;

Оппозиция практически не допускается, однако формально существует многопартийность.

Основные признаки демократического режима:

Государство не вмешивается в частную жизнь граждан;

Предоставление гражданам широких прав и свобод, их защита и обеспечение социально-экономических, политических, юридических и организационных гарантий этих прав и свобод;

Прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая или непосредственная демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, представительная демократия);

Существование различных форм собственности; свобода личности в сфере экономической деятельности;

Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, общества, клубы и др.);

Разграничение полномочий между центральными и местными органами;

Правовой характер деятельности государственных органов;

Демократические методы государственного властвования: соглашения, компромиссы и др.;

Отсутствие обязательной для всех государственной официальной идеологии;

В мире существует много государств. В связи с этим возникает необходимость в их классификации (типологии).

Типология государств – это деление государств по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств (В.И. Цыганов).

Историческое развитие государства -процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени (Петров А.В.).

Исторический тип государства это совокупность общих и существенных характеристик государств, находящихся на одной качественно определенной ступени развития общества (Петров А.В.).

Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации.

В зависимости от роли религии государства можно поделить:

1.Теократические (от греч. theos – бог, kratos - власть)– это государства, в которых глава государства является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и т.д.);

2.Клерикальные (от лат. clericalis - церковный) – это государства, в которых та или иная религия официально имеет статус государственной, и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями (Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Испания, Япония и др.).Клерикализм (от лат. clericalis - церковный) – политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни.

Клерикальное государство – форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни.

3.Светские – это государства, в которых все виды религиозных организаций отделены от государства (РФ, Германия, Франция, все государства СНГ);

4.Атеистические - это государства, в которых все религиозные организации преследуются властями (СССР);

По географическому положению государства можно поделить:

Западные

Восточные

Европейские

Азиатские

Африканские

Американские

По территории государства можно поделить:

По роли промышленности государства можно поделить:

Доиндустриальные (крестьянские)

Индустриальные (промышленные)

Постиндустриальные (научно-технические)

По временному критерию государства можно поделить:

Средневековые

Современные

Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более сложным формам, разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный. Типология проводится с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.


Формационный подход

Формационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре (Петров А.В.).

Этот подход базируется на разработанном Марксом и Энгельсом понятии общественно-экономической формации. Общественно-экономическаяформация - исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (экономическом базисе). Способпроизводства (экономический базис) – это категория, обозначающая единство производительных сил и производственных отношений . В состав производительных сил входят средства производства и люди. Главной производительной силой выступает человек. Производительные силы – это сложный комплекс различных элементов, куда входят наука, навыки людей, транспорт, природные условия и т.д. Люди в процессе производства материальных ценностей вступают в определенные производственныеотношения . Они включают в себя следующие элементы: отношение к средствам производства, отношения обмена, распределения и потребления. Главным элементом производственных отношений является отношение к средствам производства. Класс, обладающий этими средствами, есть господствующий класс. От собственности на средства производства зависят обмен, распределение и потребление.

История общественного развития – это история развития и смены способов производства. Смена способа производства приводит к смене общественно-экономической формации. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся в ходе социальной революции. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену соответствующего типа государства.

К. Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная,рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В 1938 г. И.В. Сталин выделил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую.

С точки зрения формационного подхода – пяти известным способам производства соответствовали пять общественно-экономических формаций, а каждой из них (кроме первобытнообщинной) – определенный тип государства: рабовладельческой формации – рабовладельческое государство, феодальной – феодальное, буржуазной – буржуазное, коммунистической – социалистическое. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий..

Экономический базис рабовладельческого государства – частная собственность рабовладельца не только на средства производства, но и на самого непосредственного производителя материальных благ, на раба, который не имел никаких прав и превращен в говорящее орудие труда. Основными классами в рабовладельческом государстве были рабовладельцы и рабы, а государственная власть и собственность принадлежала рабовладельцам. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы (например, Древняя Греция, Древний Рим). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственности (Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Хеттское царство, Индия, Китай – восточные деспотии в государствах древнего Востока). Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX – VIII вв. до н.э., например, Древняя Греция, Древний Рим.

Экономический базис феодального государства частная собственность феодала на землю и неполная собственность на крестьянина, который является здесь главным производителем материальных благ. Основными классами в феодальном государстве были феодалы и крепостные крестьяне. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и т.д. Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: 1) децентрализованной феодальной раздробленности; 2) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; 3) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Феодальные государства возникли в VI – IX вв. н.э. К основным разновидностям феодального исторического типа государства, например, в Европе, относятся раннефеодальные государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства, и свободные торговые города, например, Венеция, Генуя, Новгород и др.

Экономический базис капиталистического (буржуазного) государства капиталистическая частная собственность на средства производства. Наемные рабочие – производители материальных благ лично свободны от капиталистов-работодателей, но будучи лишенными средств производства, они вынуждены продавать свою рабочую силу. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. Буржуазное государство выступало как орудие господства капитала над трудом. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. Капитализм – это первое в истории человечества индустриальное общество, в котором ведущая роль принадлежит не сельскохозяйственному производству, а обрабатывающей промышленности. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад.

После Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. Буржуазия шла к власти под лозунгом: “Свобода, равенство, братство”. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Современное буржуазное государство – это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Экономический базис социалистического государства общественная собственность на средства производства.Это государство соответствует эпохе перехода от классового общества к бесклассовому. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны (1871 г.). В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции, возглавляемой рабочим классом и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим “полугосударством”, которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы – всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

Коммунизм

Коммунизм – это бесклассовый общественный строй с единой общественной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение, отмирает. Трансформируется механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления.

Достоинства подхода:

1) Доказана зависимость типа государства от экономики, от способа производства;

2) Были объединены в классификационные группы государства, имеющие единый характер государственной власти;

Недостатки подхода :

1) Формационныйподход страдает однолинейностью и схематизмом. В соответствии с этим подходом все государства проходят жестко заданный путь от одной общественно-экономической формации к другой. В действительности смена общественно-экономических формаций была более многовариантной. (Например, у древних славян не существовало рабовладельческого уклада. Процесс образования государства у славян связан с разложением родовой общины и становлением раннефеодальных отношений).

2) Недооцениваются религиозные, национальные, культурные факторы.

3) Игнорируется азиатский способ производства.

4) Теория общественно-экономических формаций была разработана на материале европейских стран. Восточные государства отличались большим своеобразием развития.


34.Цивилизационный подход

Цивилизационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах (Петров А.В.).

Впервые этот подход был сформулирован и обоснован русским мыслителем Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885). В дальнейшем он получил развитие в труде немецкого ученогоОсвальда Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы» и английского историка А. Тойнби (1889-1975) «Постижение истории». Эти ученые предложили при классификации государств учитывать не только способ производства или экономический базис, но и религиозные, психологические, культурные, национальные факторы, так как тип государства определяется не только способом производства, но и накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках цивилизации ценностями. Цивилизационный подход отказывается от детерминации развития государства экономическими факторами и базируется на понятии цивилизация. Цивилизация (от лат. сivilis – гражданский, общественный, государственный) – это локальная общественная система, обладающая единством культурных, религиозных, психологических, географических и иных характеристик. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций: локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская и др.); особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.); современные;восточные, западные и смешанные (промежуточные);древние,средневековые, современные;крестьянские, промышленные, научно-технические;доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные; мировая (только начинает складываться);

Немецкий ученыйГеорг Еллинек (1851-1911) выделял первичные общества : 1. древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон и т.д.); 2. греческое (Спарта, Афины); 3. римское; 4. средневековое; 5. современное; и вторичные общества: западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское, буддистское. Это государства Нового и Новейшего времени Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Латинской Америки и другие, а также современные государства.

Американский политолог и социолог С. Хантингтон (1927-2008) выделял христианские , прежде всего, православные, и мусульманские цивилизации.

Можно выделить традиционалистскую (аграрную ) - (Древний Египет, Древняя Индия, Китай, Вавилон, средневековые государства) и техногенную цивилизации.

А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым понимал относительно замкнутое и «окольное» состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. По его словам, культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. Первоначально он выделил до 100 цивилизаций. Вся мировая история, по мнению А. Тойнби , насчитывает 26 цивилизаций, например, египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и другие.

“С точки зрения Н.Я. Данилевского , все человечество состоит из различных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). История человечества – это история отдельных цивилизаций со своими взлетами и падениями. Не существует никакого «общечеловеческого прогресса» как непрерывного, поступательного, единого в своих основных чертах для всех народов процесса. В основе каждого культурно-исторического типа лежат свои основополагающие «начала», то есть его психические характеристики, культура, религия, политический и экономический строй. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Взаимодействие цивилизаций возможно и полезно, но только при сохранении народами своих самобытных основ. У других культурно-исторических типов можно и нужно перенимать элементы, лежащие вне сферы самобытных «начал»: «выводы и методы положительной науки, технические приемы и усовершенствования искусств» и т.п. Любое же заимствование у иных цивилизаций в сфере самобытного исказит, уничтожит свои «начала» и породит жалкую карикатуру на опыт чужого народа. К самобытным началам Данилевский относил и политическое устройство общества»”.

Достоинства подхода:

Доказана зависимость развития государства от социально-культурных факторов.

Недостатки подхода :

1) Недооцениваются экономические факторы.

2) Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы дали типологию не столько государства, сколько общества.

3) Расплывчатость самого понятия «цивилизация», его необходимых структурных составляющих.


35.Этапы развития российского государства в формационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от типа производственных отношений и господствующего в обществе класса.

С точки зрения этого подхода в советской науке выделяли три этапа:

1) Феодальное государство. С момента своего возникновения и до конца XIX века ведущую роль в системе политической власти играл класс феодалов, основной собственник земли, с постепенно закрепленными на ней крестьянами.

Этот период делят на следующие этапы:

а) Раннефеодальное государство (с IX до середины XV века). Киевская Русь;

б) Централизованное феодальное государство (с середины XV до середины XVII века). Московское государство.

в) Абсолютистское феодальное государство (со второй половины XVII века до конца XIX века).

2) Буржуазное государство . Этот период длится недолго – с конца XIX века и до 1917 года. В силу своей слабости и ряда других факторов российская буржуазия не смогла занять ключевые позиции в государственном управлении. Буржуазно-демократические реформы проводились самодержавной властью под давлением либерально настроенной образованной части общества и не привели к значимым позитивным результатам. Скорее наоборот, их результатом стала деструктивная (разрушительная) политическая активность общества, приведшая к революции.

3) Социалистическое государство . В результате революции 1917 года в России было создано первое социалистическое государство, просуществовавшее до 1991 года. Основой этого типа государства стали государственная собственность на основные средства производства и выделение в качестве доминирующего в общественной жизни класса рабочих и крестьян.

Данный период можно разбить на два этапа:

а) Диктатура пролетариата (с 1917 года до конца 30-х годов). Была призвана уничтожить сопротивление новому строю эксплуататорских классов. Эта задача в основном была решена к середине 30-х годов, что позволило в Конституции СССР 1936 года ввести принцип равенства всех граждан.

б) Общенародное государство (с конца 30-х годов до 1991 года). Разразившаяся война (Вторая Мировая война 1939-1945) не позволила решить задачу научного обоснования государства нового типа. Кроме того, война в определенной степени воскресила классовую проблему (главным образом, это касалось вновь присоединенных территорий). Поэтому только в 50-годы наука и политическая доктрина включили положение об общенародном государстве: без классов-антагонистов, без классовой борьбы, без эксплуатации.

Недостатки формационного подхода:

1. В истории российского общества нет четко выраженной рабовладельческой формации и соответственно рабовладельческого типа государства. Согласно формационной концепции именно с него должно начинаться историческое развитие государства.

2. Российская государственность не прошла этап капитализма. Капиталистические производственные отношения и соответствующие им классы в России начали складываться только в конце XIX – начале XX века.

3. Согласно формационному подходу социалистический тип государственности может возникнуть только на основе развитого и исчерпавшего свои возможности капитализма. Власть в СССР формально провозглашенная за трудящимися классами и всем народом, реально принадлежала партийно-хозяйственной элите, которая распоряжалась основными средствами производства и стала доминирующей стратой.


36. Этапы развития российского государства (цивилизационный подход)

Этапы развития российского государства в цивилизационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от характера социально-культурных, духовных факторов.

Период царского строя (с IX века до начала XX века) базировался на феодальных отношениях собственности, иерархической социальной структуре, христианской (православной) идеологии. Государственная власть трансформировалась от децентрализованной монархии к абсолютной (самодержавию). В рамках этого строя значительно расширяются границы России, она становится империей; закладывается и развивается специфическая российская социокультурная среда, формируется национальная духовная культура, наука, система образования. Россия по потенциалу входит в число наиболее значимых европейских держав.

Во второй половине XIX века царский строй стал препятствием для развития новых прогрессивных отношений. Попытки трансформировать его в конституционную монархию были отвергнуты властью. В итоге царский режим был свергнут революционным путем и заменен советским строем.

Период советского строя (с 20-х годов до начала 90-х годов XX века) базировался на государственной (общенародной) собственности, формальном равноправии всех трудящихся, социалистической (коммунистической) идеологии. Государственная власть сформировалась в виде советской республики, трансформировавшейся от диктатуры пролетариата до общенародного государства.

В этот период Россия значительно укрепляет свой экономический и военный потенциал, интенсивно развивает национальную духовную культуру, образование и науку, активно распространяет влияние на окружающие страны. СССР становится ведущей мировой державой, оказывающей существенное влияние на всю мировую политику.

Со второй половины XX века сформировавшийся при советском строе тоталитарный политический режим стал препятствием для прогрессивного развития страны. Попытки изменить советскую систему эволюционным путем привели к ее разрушению и установлению либерального строя.

Период либерального строя (с начала 90-х годов XX века по настоящее время) базируется на приоритете крупного частного и государственного капитала, существенных различиях населения в зависимости от уровня доходов, либеральной идеологии.

Интересной представляется периодизация, предложенная известным русским историком В.О. Ключевским, который выделил этапы русской истории в зависимости от колонизационного фактора. Для каждого этапа характерно определенное колонизационное направление, в котором двигалась основная масса русского народа:

1) «Русь Днепровская, городовая, торговая» (VIII до XIII века). Русское население концентрируется на среднем и верхнем Днепре c его притоками. Политический строй характеризуется политической раздробленностью земель, в центре которых крупные торговые города, соперничающие с “пришлым” князем. В экономике основную роль играла внешняя торговля, лесные промыслы.

2) «Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая» (с XII до середины XV века). Основная масса населения оседает на верхней Волге и ее притоках. Русь остается политически раздробленной, но уже на княжеские уделы. Ведущую роль в экономике играет земледелие на основе эксплуатации вольного крестьянского труда.

3) «Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая» (с середины XV до второго десятилетия XVII века). Население распространяется на юг и восток. В политике происходит формирование единого централизованного государства – Великороссии. Экономическая основа прежняя – земледелие, при постепенном закрепощении пока еще вольного крестьянства.

4) «Период всероссийский, императорско-дворянский» (с начала XVII века до половины XIX века)расселение русского народа далеко на юг и восток – до Кавказа, Каспия, Урала и далее, соединение Великороссии (Великороссия - это страна которую населяли Великороссы - этнос населявший большую территорию европейской части Российской федерации, а так же часть Донецкой области к востоку от реки Кальмиус, Луганскую область и северо-восточную часть Харьковской области), Малороссии, (историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV веках, территории Поднепровья в XV-XVI веках и Левобережной Украины после вхождения в состав Русского царства после Переяславской рады в XVII веке. В России до начала XX века зачастую применялось как название части территории современной Украины), Белороссии и Новороссии (историческая территория, прилегавшая к Азовскому и Чёрному морям, включавшая юг европейской части современной Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея и Карачаево-Черкессия, Ростовская область), южную степную часть современной Украины (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская, Одесская, Кировоградская), Приднестровье, Молдавию. Так же, Новороссией являлись Харьковская и север Таврической губернии. Термин широко употреблялся начиная с конца XVIII века) - образование Российской Империи, управляемой абсолютной властью государя-императора. Основу экономики, по-прежнему, составляет земледелие, но уже крепостное.

Можно продлить эту классификацию, основываясь на принципах В.О. Ключевского. «Период всероссийский, императорско-дворянский» длится вплоть до 1917 года. Рубежом является Первая Мировая война (1914-1918) и Вторая Русская революция (октябрь 1917 г. – Великая Октябрьская социалистическая революция). Гражданская война (1918-1920). Колонизационные направления остаются прежними.

5) «Русь Советская» (1922-1991). Происходит дальнейшее освоение колонизированных в предшествующий период территорий, постепенное ослабление колонизационных возможностей. В политической сфере – советская республика. В экономике – коллективное, колхозное земледелие и мощная промышленность с преимущественным развитием тяжелой промышленности и сырьевых отраслей.

6) «Россия демократическая» (с 1993). Характеризуется потерей почти всех национальных окраин, тотальной приватизацией экономики, сопровождающейся сокращением всех экономических показателей. В политической сфере – демократическая, федеративная президентская республика.