Объекты и направления государственного регулирования экономики. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики

Объектом государственного регулирования экономики является экономическая система . Одной из наиболее существенных тенденций в развитии и совершенствовании управления является широкое применение основополагающих идей и выводов теории систем. Система , - это комплекс взаимодействующих элементов, которые в своём единстве образуют некоторую целостность. Система – это не простая, случайная совокупность объектов, лишённых каких либо внутренних связей, а такая их совокупность, в которой все составляющие взаимосвязаны друг с другом и которая вследствие этого реагирует на внешние взаимодействия как нечто целое. Наиболее важными, характеристиками (системообразующими) признаками системы считаются: во-первых , сложность объекта, во-вторых , его целостность, в-третьих , способность делиться на компоненты (части, подсистемы), в-четвертых , быть, как правило, элементом системы более высокого порядка, в-пятых , образовывать особое единство со средой.

Система как целостность приобретает новые свойства, новые качественные характеристики, не содержащиеся в образующих её элементах. Система - это целое, которое больше суммы образующих её частей. Система имеет ряд специфических свойств. К их числу относят свойства синергии и эмерджентности.

Синергия – это свойство системности, когда эффект, образуемый в процессе функционирования системы, оказывается отличным от суммы эффектов её элементов, действующих обособленно. Синергетический эффект может быть положительным или отрицательным. Положительный синергетический эффект свидетельствует о том, что система эффективна. Если эффект функционирования системы оказался отрицательным, то имеет место нерациональное состояние системы, её элементы мешают действию друг друга. Эффективность их совместной деятельности низка. Система нуждается в совершенствовании её структуры.

Эмерджентность – это свойство системы приобретать новые возможности, отсутствующие у её элементов и не являющиеся их формальным следствием. Например, рабочий не может изготовить деталь без станка и инструмента, последние не могут работать без человека. Объединение человека, станка и инструментов в систему под названием рабочее место приводит к возникновению нового свойства – возможности изготовления детали.

Экономическая система как объект ГРЭ охватывает сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, образующие условия нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих имущественных отношений (отношений собственности) и организационно-правовых форм хозяйствования.


Экономические системыпо своей структуре не однородны. Всё зависит от степени развития производительных сил и форм хозяйствования. В каждой системе имеются различные хозяйственные уклады – от патриархального, основанного на примитивном ручном труде, до высоко автоматизированного корпоративного производства, обеспечивающего потребности миллионов людей земного шара. В современном мире, в результате промышленной, научно-технической и информационной революций, произошли значительные изменения в системе производства материальных благ и услуг, а индустриальная экономика повсеместно стала высоко технологичной со многими непосредственно прямыми связями производителей, сохранив товарно-денежные отношения. Одновременно происходят изменения в организации производства и формах хозяйствования. В свою очередь, от форм организации производства и форм хозяйствования зависит механизм регулирования экономикой.

На основе вышесказанного рассмотрим типы экономических систем в условиях господствующих рыночных отношениях.

Для нас важно классифицировать экономические системы по степени их индустриализации , ибо хозяйственные уклады и формы организации производства зависят от развития средств производства. Степень индустриализации характеризует уровень развития технологий производства, уровень специализации и кооперации производства, масштабы и формы его организации и управления. Исторически сложились три типа индустриальных систем.

Сущность и содержание государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреж- дениями и общественными организациями в целях стабилизации и при- способления существующей социально-экономической системы к изме- няющимся условиям.

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования (схема 37).

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана,строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.

определяется целями, стоящими перед государ- ственными органами, средствами и инструментами, которыми распо- лагает государство при проведении экономической политики. В условиях рыночных отношений оно включает: - информирование участников рынка о состоянии экономики страны и перспективах ее развития, - обоснование важнейших пунктов экономической политики, которую намерены проводить государственные органы в рамках дан- ного этапа развития экономики, - мероприятия по развитию государственного сектора эконо- мики.

Национальная экономика представляет собой сложную экономическую систему, которая базируется на формах собственности, ресурсах, средствах и результатах хозяйственной деятельности и служит объектом государственного регулирования. Основной целью функционирования экономической системыявляется удовлетворение потребностей социума, осуществляемое в «процессе экономической деятельности, конечным результатом которой является создание социального продукта. Социальный

Продукт представляет собой результат производственной деятельности всего общества. А процесс производства материальных благ, их распределение, обмен и потребление - протекаюЩих в постоянном повторении и возобновлении, получилназвание Воспроизводства . Процесс воспроизводства состоит из четырех стадий, складывающихся в Цикл воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление, которые не существуют изолированно друг от друга. Ввиду этогоЭкономическая система представляет собой совокупность всех видов экономической деятельности населения по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ, а также регулирование такой деятельности в соответствии с целями общественного развития.

ОсновнымиФакторами функционирования экономической системы выступают: законы спроса и предложения, научно-технический прогресс, тенденции развития мирового хозяйства, территориальное разделение труда, наличие цикличности в развитии экономики. Среди основополагающихПринципов функционирования экономической системы следует выделить:

Разделение полномочий и прав принятия экономических решений между государственными учреждениями и хозяйствующими субъектами;

Свободу экономического выбора;

Сохранение равновесия между спросом и предложением;

Реализацию целей отдельных субъектов государства;

Максимизацию прибыли при высокой деловой активности, сложность, структурированность, эмерджентность, управляемость экономической системы, которые выступают ее основными чертами, обусловили существование различных видов экономических систем. В основе классификации экономических систем лежат роль государства в экономике и степень использования планирования. В работах представителей кейнсианского направления основным критерием отнесения той или иной страны к определенному виду экономической системы выступает роль института государственной собственности. В связи с этим выделяют следующие виды экономических систем:

рыночная экономическая система, основанная на приоритетном положении частной собственности. В рыночной экономике существуют два регулирующих фактора: внутренний механизм саморегулирования (спрос и предложение, цена, денежное обращение), а также внешнее регулирование со стороны государства. Рыночная экономика сформировалась как целостная система, охватывающая все общественное производство. Еще на стадии машинного производства, когда товарная форма связей стала общей, осуществилось окончательное формирование общественного труда как целостной системы. Определяющими чертами рыночной экономики выступают наличие частной собственности и свобода всех субъектов экономической деятельности. Рыночный механизм управления социально-экономическими процессами формируется через интересы и мотивы общества, непосредственное проявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Основным элементом управления экономической системой этого вида являются цены, которые обеспечивают регулирование экономических процессов. Среди преимуществ рыночной экономики следует выделить эффективное распределение ресурсов и приближение их к общественным потребностям, осознание необходимости использования новейших методов и технологий. Ввиду этого рыночная экономика усиливает ответственность за своевременное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Кроме того, следует отметить наличие недостатков функционирования рыночной экономики, которые заключаются в неспособности обеспечения оптимального функционирования экономики, наличии тенденций снижения конкуренции, недостаточной поддержке фундаментальных исследований и уровня цен, не-

Равномерном распределении денежных средств, несовершенстве учета издержек, связанных с производством и потреблением товаров и услуг, механизме обеспечения занятости населения, отсутствии рациональных подходов к решению проблем природопользования;

Плановая (командно-административная) экономическая система. В центре плановой экономической системы находитсяГосударство, при этом факторы производства охвачены государственной формой собственности. Господствующим является централизованное планирование и распределение экономических ресурсов. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. В силу этого производство благ постоянно идет в разрез с общественными потребностями. Командно-административная экономика функционирует без учетаспроса и предложения, но при обязательном наличии политической власти, необходимой для подмены рыночных стимуловЦентрализованным распределением со стороны государства. В конечном итоге этот вид экономической системы показалсвою Неэффективность и нежизнеспособность и постепенно уступилПозиции открытой рыночной экономике;

Смешанная экономика, которая сочетает различные формы собственности, а также рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования. Сущность смешанной экономики состоит в объединении в ее рамках различных, на первый взгляд, конфликтующих и даже несовместимых институтов, принципов и отношений. Это, прежде всего, рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, а также сочетание различных форм собственности. Таким образом, смешанность экономики проявляется в дополнении механизма рыночного саморегулирования активным государственным вмешательством в те сферы жизнедеятельности общества, где рынок продемонстрировал свою неэффективность. В настоящее время именно такая экономическая система

Занимает господствующее положениев странах с либерально- Демократическим устройством;

Теневая экономическая система, которой характерно отсутствие государственного регулирования. Наличие значительного сектора теневой экономики присуще развивающимся странам и странам с переходной экономикой. По уровню теневой экономики Украина занимает одно из первых мест среди стран Восточной и Центральной Европы. По оценкам западных экспертов, теневая экономика в Украине составляет около 35-40 %, в то время как в США - всего лишь 10 %.. Разновидностьютеневой экономики, имеющей ярко выраженный криминогенный характер, является Латентная экономика. Наиболее высока латентность преступлений, связанных с нарушением правил осуществления валютных операций, взяточничеством, приписками, халатностью, должностными подлогами, выпуском недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. В настоящее время только 10-15 % правонарушений в экономике учитывается официальной статистикой. Во многих странах это явление приняло глобальные размеры. В структурном отношении экономическая система включает простые и сложные производственно-экономические единицы и их совокупности с точки зрения правовой, отраслевой и производственной организации. Элементами отраслевой и территориальной организации выступают крупные сферы экономиики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, финансово-кредитная сфера, отдельные отрасли и производства, экономические регионы и территориально-экономические образования областного уровня. Координирование функционирования экономической системы осуществляется на уровне предприятия, отрасли, на региональном и межрегиональном уровнях. В связи с этим к числу Объектов ГРЭ следует отнести: условия, процессы, отношения, элементы и сектора экономики, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Объектами ГРЭ в пределах национальной экономической системы выступают: трудности, кризисы, по которым необходимо постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование средств ликвидации

Напряженности, разрешение кризисов, принятие оперативных мер. Кроме того, в качестве объектов регулирования выступают общехозяйственные процессы и отношения (экономический цикл, денежное обращение, занятость, цены, хозяйственная конъюнктура, отраслевая и региональная структуры, накопление капитала, научно-технический прогресс, состояние платежного баланса, национальная конкурентоспособность, а также состояние окружающей среды).

2. Современная рыночная экономика
Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась науч-но-техническая революция и начала особенно быстро развиваться производст-венная и социальная инфраструктура, государство намного активнее стало воз-действовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельнос-ти и экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Отличиями современной рыночной экономики от традиционной является обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интер-национальном масштабах. Экономическая деятельность в такой системе бази-руется на коллективной частной и государственной собственности, в отличие от традиционного капитализма, основанного на деятельности отдельных пред-принимателей.

В развитых странах с рыночной экономикой на социальное обеспечение, ре-ализацию многочисленных программ "борьбы с бедностью" в настоящее время направляется не менее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активи-зировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить по-тери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
2.3 Командно-административная система
Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной системы является об-щественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму са-мостоятельность хозяйственных субъектов;

Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распреде-ление продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимо-связи между отдельными хозяйствами;

В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельнос-тью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных мето-дов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрок-ратизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей приро-де бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело, прежде всего в том, что полное огосудар-ствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйст-ва и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конку-ренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порож-даемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормаль-ных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансирован-ности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономи-ческих задач имеет свои специфические особенности. В соответствии с господ-ствующими идеологическими установками задача определения объема и струк-туры продукции считается слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным пред-приятиям, совхозам и колхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определяется непосредст-венно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах прин-ципиально невозможно, эти органы руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансо-вых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования.

Отличительной особенностью распределения продукции в административ-но-командной системе являлось привилегированное положение партийно-госу-дарственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономичес-кого развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преоб-разования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономичес-ких реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивили-зации.
2.4 Традиционная экономическая система
История развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в лю-бую эпоху экономика по своей структуре многоукладна. В ходе этого развития многоукладность претерпевала существенные изменения, связанные с взаимо-действием различных укладов, соответствующих им типов и форм. Результатом такого взаимодействия являлась закономерная смена качественно отличных друг от друга экономических систем.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная эконо-мическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности эко-номики.

Многоукладность экономики означает существование при данной эконо-мической системе различных форм хозяйствования.

Основу многоукладной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы – производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние – способность к труду. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются следующие:

Количество участников данного хозяйственного объединения;

Собственник применяемого капитала;

Способ распределения прибыли и убытков;

Форма управления предприятием;

Источники имущества, составляющего материальную основу хозяйствен-ной деятельности данного субъекта;

Пределы имущественной ответственности.

Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на об-щинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно осно-вано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца.

В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представ-лено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предприниматель-ства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иност-ранный капитал. В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая осо-бенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет зна-чительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.
2.5 Смешанная система
В большинстве стран современного мира переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволяет определить в качестве са-мостоятельного типа экономичекой системы смешанную экономику.

К смешанной относится экономика, в условиях которой существуют пред-приятия и структуры, относящиеся к разным типам и видам собственности и использующие разнообразные формы хозяйствования.

Смешанной экономикой являются национальные хозяйства современных цивилизованных стран. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах существуют государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, индивидуальные частные фирмы. Эти сферы эко-номики находятся под влиянием рыночного регулирования и под государст-венным воздействием. В то же время существует множество национальных мо-делей смешанной экономики.

Современная смешанная экономика представляет собой регулируемое ры-ночное хозяйство. Это означает, что преобладающей формой собственности яв-ляется частная, но в отличие от классического капитализма это крупная част-ная, акционерная собственность. Из этого также следует, что преобладающей формой регулирования выступает рынок и конкуренция, которые дополняются государственным регулированием.

Будущее экономического развития – смешанная экономика.

Существует переходная экономическая система, характерная для стран, ко-торые освобождаются от недостатков командно-административной системы. В таких условиях трансформационные процессы происходят противоречиво, бур-но, с острыми социально-экономическими потрясениями, кризисными явлении-ями.

Именно такое положение характерно для современной Украины, других государств, которые образовались на территории бывшего СССР, всех стран, которые отходят от командно-административной модели.

  1. Функции рынка. «Провалы» рынка и необходимость ГРЭ.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.

  1. Функции Государства, как субъекта рыночной экономики

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

· Воспроизводственно-технологическая функция, обеспечивающая нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

· Функция защиты конкуренции. Для предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги. Прежде всего проводятся тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

· Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Административные меры представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции.

· Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растет число фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести: поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п. В результате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, а конечным итогом становится уменьшение неэффективности распределения ресурсов.

· Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

· Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

· Регулирующая функция предусматривает самую обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создания правовых финансовых, социальных основ функционирования рынка, обеспечения социальной зашиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые и налоговые инструменты.

  1. Теоретические аспекты, проблемы ГРЭ. Методы и инструменты ГР рыночной Э.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям.

Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Прямые административные методы могут быть представлены следующим образом:

· принятие законодательно-нормативных документов, положений;

· управление государственной собственностью, в том числе:

Управление предприятий государственного сектора;

Государственную казну;

Государственные инвестиции;

Государственные кредиты;

Субсидии;

· лицензирование и квотирование;

· применение санкций;

· охрана окружающей среды;

Прямые экономические методы - это:

· формирование и использование бюджета;

· формирование налоговой политики;

· формирование амортизационной политики;

· определение нормы банковского резерва;

Косвенные экономические методы можно представить как:

· целевое программирование;

· установление минимальной заработной платы;

· регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг;

· антимонопольная политика, защита конкуренции.

· государственное экономическое прогнозирование;

· индикативное планирование;

· регулирование налоговой системы;

· кредитно-денежные инструменты;

· валютные рычаги;

· социальная политика;

· внешнеэкономические формы воздействия.

  1. Государственный сектор экономики и государственная собственность, как инструменты регулирования экономики.

Государственная собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью . Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации . Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

  1. Теория общественного выбора: парадоксы политического процесса + 7. Теория общественного выбора: экономика бюрократии

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
концепция "экономического человека". Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.
Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.
Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.
Практика взаимной поддержки депутатов путём "торговли голосами" называется логроллингом. Классической формой логроллинга является "бочонок с салом" - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его происхождение, к нему добавляют всё новые и новые предложения ("сало"), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит
одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть "куплены" предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.
Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.
Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.

Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках "политического обмена" выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень – разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует "конституцией экономической политики". Второй уровень - практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.
Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс. Сторонники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.

  1. Налоги, как основной источник доходов государства и инструмент ГРЭ.

Налоги - обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Лекция ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

Вопросы:

1. Сущность и значение системы государственного регулирования экономики.

2. Эволюция системы Государственного регулирования экономики.

3. Основные цели и задачи государственного регулирования экономики.

4. Экономическая система как объект государственного регулирования.

5. Субъекты государственного регулирования экономики.

6. Методы реализации государственной экономической политики.

1. Сущность и значение системы государственного регулирования экономики.

Эффективная социально ориентированная рыночная экономика невозможна без активной регулирующей роли государства, Роль которого усиливается по мере углубления международного разделения труда. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках - эти проблемы не могут быть решены автоматически на базе частной собственности и требуют государственного вмешательства. Государство - это аппарат управления делами общества, обладающий монополией на власть, правом и возможностью устанавливать законы и добиваться их выполнения, собирать налоги, использовать силу для поддержания порядка в обществе. В целом, реализация государством политических и социально-экономических принципов общественного развития, активное участие в процессе формирования социально-экономических отношений и ликвидация недостатков, характерных рыночному механизму, обусловили возникновение Концепции государственной экономической политики.

Государственная экономическая политика (ГЭП) предполагает анализ ситуации, определение целей, их иерархии в рамках экономической системы, совместимость средств регулирования, компетенцию государственных органов, порядок их взаимодействия и эффективности. Реализация государственной экономической политики осуществляется посредством системы государственного регулирования экономики.

Согласно определению Л. Г. Ходова, государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства, и особенно необходимо в период

Реформирования экономики. Опираясь на объективные экономические законы, государственное регулирование экономики призвано обеспечить условия добросовестной конкуренции, предотвращение негативных социально-экономических последствий общественного развития.

Экономические законы представляют собой прочно установившиеся связи и взаимозависимость экономических явлений, обусловленных сущностью экономических отношений. В современных условиях проявление экономических законов дополняется элементом государственного и межгосударственного регулирования экономики, которое предполагает возможность использования сочетания рыночного саморегулирования с использованием государственных регуляторов. Ввиду этого государственное регулирование направлено на обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями, потребителями и поставщиками продукции. Государство выступает главным регулятором производственной деятельности, ведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства, обеспечивает единство экономического пространства и свободу перемещения товаров, капитала и рабочей силы по всей территории государства.

Экономические функции государства многообразны, и предполагают:

Обеспечение функционирования рыночной системы, создание конкурентной среды и защиту конкуренции через антимонопольное законодательство;

Координацию экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранным правительством ориентиром, использование системы планово-прогнозных институциональных структур для разработки долгосрочной экономической стратегии промышленной политики государства;

Перераспределение доходов и корректировку распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;

Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма в сфере совокупного потребления и социального обеспечения. В области социальной стратегии сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Государственное вмешательство преследует цель смягчения социального неравенства, поддержания баланса интересов, достижения общего консенсуса, стимулирования экономической активности различных групп населения;

Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике посредством повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Государство достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, капитала, предпринимательства. Каждая из этих функций в процессе общественного развития не теряет значимости, меняются лишь механизмы, методы и способы их реализации в экономической системе, обусловленные научно-техническим прогрессом, а также изменениями в структуре общественного производства. Экономическая деятельность государства осуществляется по следующим направлениям:

Создание и непрерывное развитие передовых технологий путем финансирования приоритетных, с точки зрения научно-технического развития, отраслей и предприятий с целью повышения эффективности производства;

Обеспечение рационального размещения производительных сил по территории страны, выравнивание уровней социально-экономического развития отдельных регионов;

Обеспечение роста уровня и качества жизни населения;

Использование различных инструментов и, прежде всего, контрактной системы, государственных заказов и закупок с целью решения приоритетных проблем общественного развития;

Целенаправленное развитие господствующих экономических отношений, охрана и развитие отношений собственности.

Экономическая роль государства реализуется в его хозяйственно-организационной деятельности путем:

Регулирования процесса расширенного воспроизводства;

Прогнозирования объемов и структуры материального производства, капитальных вложений и товарооборота;

Регулирования темпов роста и направлений развития отраслей хозяйства;

Распределения, перераспределения и использования через Государственный бюджет национального дохода;

Регулирования валютных отношений;

Обеспечения участия страны в международных экономических отношениях.

В целом, эволюция механизма государственного регулирования определяется потребностями технологического развитии и экономического роста, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

Помимо этого, в современном обществе государственное регулирование экономики превращается в самостоятельную область экономических знаний, теоретических обоснований и учебную дисциплину, которая изучает формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими учебными дисциплинами и, прежде всего, с государственным управлением, экономической теорией, экономической статистикой, отраслевыми экономиками, экономической географией и региональной экономикой.

2. Эволюция системы Государственного регулирования экономики

В начале двадцатого века сложилось четкое представление о том, что меры государственного регулирования, направленные на разрешение периодически возникающих проблем, совершенно недостаточны для стабилизации рыночной экономики, предотвращения экономических катаклизмов и социальных взрывов. В связи с этим возникло несколько наиболее влиятельных теорий регулирования экономики, отражавших различные подходы в отношении регулирующей роли государства, среди которых следует выделить:

- неоклассическое направление, основанное на приоритетности автоматического саморегулирования рыночной экономики. Это направление обосновано представителями чикагской школы экономистов в начале двадцатого века, которые придавали решающее значение денежным факторам в формировании конъюнктуры рынка и отрицали необходимость активного вмешательства государства в процесс воспроизводства. В связи с акцентированием внимания на решающей роли денег концепция чикагской школы получила название Монетаристской. Основоположниками это концепции были М. Фридмен, И. Фишер, Г. Саймоне, Л. Минтс. По мнению монетаристов, внутренняя устойчивость капиталистической экономической системы делает ненужным государственное вмешательство в экономику, а механизм рыночной конкуренции и ценообразование автоматически приводят экономику в равновесное состояние. В основе концепции монетаристов находится количественная теория денег, которая обосновывает изменения общего уровня цен в связи с изменением количества денежных средств. Согласно количественной теории денег скорость их обращения является постоянной, а уровень товарных цен изменяется прямо пропорционально количеству денег в обращении. Монетаристы выступают против подмены рынка государственным управлением, а также против всякого рода протекционистских мер, ограничивающих передвижение факторов производства и разрушающих экономическую систему в целом. Вмешательство государства в рынок допускается лишь в денежной (монетарной) сфере;

- кеинсианское направление, которое исходит из обязательного вмешательства государства в рыночную экономику, особенно в период экономического кризиса. Основоположник этого направления Дж. М. Кейнс обосновал необходимость жесткого государственного и межправительственного регулирования. По мнению Кейнса, капитализм утратил механизм автоматического восстановления рыночного равновесия и, тем самым, обусловил необходимость государственного регулирования экономики. В этой связи государство должно обеспечить достаточный объем эффективного спроса, недостаток которого способствует возникновению кризисных явлений, безработицы, низких темпов роста производства. Причем каждое государство вырабатывает свою модель построения рыночной экономики с учетом своих природно-экономических, исторических особенностей, уровня экономического развития. Идеи Дж. М. Кейнса в определенное время нашли отражение в процессе реализации государственной экономической политики в Германии, Франции, Великобритании, Китае и бывшем СССР;

- теория Синтеза, объединившая кейнсианский и монетаристский подходы. Это направление, обоснованное П. Самуэльсоном, получило широкое распространение в последние годы.

Анализируя существующие подходы в отношении государственного вмешательства в экономику, следует отметить наличие общих и отличительных черт. Так, общность вышеуказанных теорий состоит в рассмотрении государства как субъекта экономической системы, обладающего определенной собственНостью и хозяйственными функциями в процессе реализации экономической политики. Различия концепций сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до

Полного отрицания этого воздействия.

Развитие и становление системы ГРЭ в каждой стране отличаются по темпам и по содержанию, а в ряде развивающихся государств находятся в состоянии формирования. В процессе развития системы ГРЭ следует выделить несколько этапов:

Период становления рыночного хозяйства, когда государство создавало общие благоприятные условия для его развития, обеспечивало внутренний порядок и охрану границ, правовые рамки хозяйственной деятельности;

Период обострения социальных противоречий и первых экономических кризисов, который свидетельствовал о неспособности рыночного механизма самостоятельно решать все проблемы социально-экономического развития. В связи с этим возникла необходимость непосредственного участия государства в регулировании экономических процессов, развитии инфраструктуры, стимулировании частного предпринимательства;

Период стимулирования воспроизводства частного капитала, завершения разработки трудового, налогового, торгового, социального законодательства, формирования государственного сектора, попытки внедрения денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Правительства выступили в качестве крупных заемщиков капитала как внутри государства, так и на мировой арене. По инициативе развитых государств был осуществлен территориальный и экономический раздел мира в интересах национальных капиталов;

Период проведения акций антикризисной и структурной направленности, попыток воздействия на занятость и цены. Государство поощряло централизацию капитала. Монополии через прямые связи, союзы предпринимателей и политические партии оказывали все более сильное воздействие на внутреннюю экономическую политику;

Период революционных изменений в Европе, послевоенной депрессии, которые привели к осознанию необходимости ГРЭ на макроэкономическом уровне. В мире произошли первые попытки по ограничению роста монополий. В Италии, Германии и Японии были образованы общенациональные картели, ликвидированы демократические принципы, созданы модели милитаризированной политики государства. В начале двадцатого века был образован СССР - с централизованной системой управления экономикой на основе государственной собственности и планирования;

Период окончания Второй мировой войны, когда во многих государствах важные отрасли промышленности перешли в собственность государства. Государственная экономическая политика была ориентирована на стимулирование накопления обновления и расширения основного капитала, поощрение экспорта. Государство проводило политику стимулирования

Самофинансирования капиталовложений, главным образом, за счет ускоренного амортизационного списания основного капитала. Государственное регулирование носило интенсивный, но разрозненный характер. В ряде стран Восточной Европы, Азии, на Кубе был установлен социалистический строй, сделаны попытки западноевропейской экономической интеграции;

Период завершения длительного послевоенного экономического подъема и возникновения новых проблем в экономике развитых государств. В ряде развитых государств прошла волна приватизации объектов государственной собственности на льготных условиях;

Период определения оптимальных сочетаний целей, средств государственного регулирования и прогнозирования количественных последствий регулирования. Все большее число развитых государств стало осуществлять общегосударственное среднесрочное программирование в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Происходило адресное и комплексное использование инструментов регулирования. Несмотря на проводимые в некоторых развитых и развивающихся государствах реприватизацию и приватизацию, государственный сектор не изменил своей значимости в экономике.

Среди общих принципов разработки целей ГРЭ следует выделить:

Соответствие конкретной цели специфике существующего общественно-политического строя. Цели, не свойственные общественно-экономическому строю, могут быть поставлены при чрезвычайных обстоятельствах: в условиях войны, стихийных бедствий, при нарушении социального равновесия. Они должны носить временный характер (например, установление фиксированных цен, квартирной платы, ограничение свободы передвижения товаров, труда и капитала);

Практическая необходимость осуществления цели и ее научная обоснованность. Цели должны соответствовать реальным потребностям регулирования экономики, но не подменять их;

Оправданное осуществление любой цели ГРЭ, которая улучшает положение в экономике в целом, в отдельном секторе

Или на хозяйственном объекте;

Полное возмещение ущерба, возникающего в связи с достижением цели;

Взаимодействие поставленной цели со всеми остальными целями, в зависимости от места и приоритетности;

Соответствие поставленных целей существующим юридическим нормам. Например, нельзя допускать массового и долговременного снижения заработной платы и пенсий, повышения налогов и сборов до такого уровня, при котором будет подорван стимул капиталовложений;

Наличие финансовых, организационных средств для достижения целей ГРЭ;

Ясность, четкость поставленных целей и их соответствие интересам субъектов государственного регулирования. Существующей системе целей ГРЭ свойственна дифференциация по ряду критериев:

- По времени, необходимому для их достижения, цели могут быть ближними, краткосрочными (стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты), среднесрочными (создание в стране производственных мощностей по выпуску компьютеров) и долгосрочными (экономическое развитие депрессивных регионов государства);

- По характеру и необходимости реализации можно выделить: цели, направленные на сохранение существующего положения(поддержание нормальной занятости, стабильности денежного обращения, поддержание отраслей, регионов или крупных фирм); цели, стимулирующие прогрессивные процессы и требующие их ускорения (развитие наукоемких отраслей, заселение относительно менее развитых регионов); цели, направленные на внедрение в экономику новых форм деятельности и новых технологий (стимулирование лизинга оборудования, создание новых энергетических установок); цели, косвенно влияющие на осуществление

Главных целей (создание новых научно-исследовательских и образовательных центров, помощь мелким и средним предпринимателям, проведение национальных выставок за рубежом). Вместе с тем, существует генеральная цель ГРЭ, направленная на повышение благосостояния населения, экономическую и социальную стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптацию его к изменяющимся условиям.

Наиболее распространен среди официальных целей ГРЭ так называемый Магический четырехугольник, то есть четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность:

- Постоянный и умеренный хозяйственный рост. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развитие инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.

Понятие «умеренный» конкретизуется в процессе согласования интересов социально-политических групп, недопущения «перегрева» конъюнктуры, опасного роста цен, дефицита платежного баланса и инфляции. Постоянный экономический рост должен смягчать нарушения равновесия между спросом и предложением в масштабах экономической системы. В целом, наибольшая важность показателя экономического роста в том, что он может отражать рост реального ВНП и прогрессивные изменения в сфере производительности труда не учитывает существования социального неравенства в распределении социального продукта и негативных последствий экономической динамики для окружающей природной среды;

- Стабильность цен. Резкое всеобщее повышение цен вызывает сбои в механизме рыночной экономики, наносит ущерб национальной конкурентоспособности и оказывает отрицательное воздействие на распределение доходов и имущества в ущерб наименее обеспеченным слоям населения. Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы для экономики. Поэтому данная цель экономического регулирования является важнейшим ориентиром в действиях государства. Полностью застывшего уровня цен экономика достигнуть не может вследствие меняющегося объема спроса, предложения и соотношения между ними. Длительное и ощутимое повышение цен - это проявление инфляции, а устойчивое понижение цен - дефляции. И то, и другое нежелательно для здоровой экономики. Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты достигается в случае, если норма инфляции составляет 1-2 % в год. Уровень роста цен, превышающий указанную норму, ведет к потере устойчивости национальной валюты и ставит под угрозу существование всей системы рынка;

- Высокая степень занятости. Высокий уровень занятости способствует созданию здоровой социально-экономической обстановки в государстве, более эффективному использованию производственного потенциала, сбалансированности государственного бюджета. В более конкретном проявлении эта цель предполагает борьбу с безработицей, создание новых рабочих мест. Полная занятость обеспечивает оптимальный экономический рост, поскольку именно на основе полного использования находящегося в распоряжении производственного потенциала можно достичь максимально возможного увеличения масштабов производства. Допустимый уровень в немалой степени зависит от социально-экономической и политической обстановки в государстве. Принято считать, что состояние полной занятосТи достигается в ситуации, когда уровень безработицы составляет от 1,5 до 4 %. Совершенно очевидно, что превышение данной нормы является опасным социальным моментом;

- Внешнеэкономическое равновесие. В результате активного участия государства в мирохозяйственных отношениях состояНие его конъюнктуры, уровень занятости, уровень цен находится под сильным внешнеэкономическим воздействием. Достижению внешнеэкономического равновесия способствуют: повышение национальной конкурентоспособности, стабилизация национальной экономики, развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества. Сущность задач государственного регулирования экономика можно свести к следующему:

Государственное регулирование экономики должно, с одной стороны, привести к балансу экономических интересов, обеспечить эффективный ход экономических реформ, с использованием рыночных механизмов, а с другой, - добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов;

Одной из задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также для инвестирования, реструктуризации и развития экономики. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод;

Задачей регулирования является разработка программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена главенствующая роль государства в управлении;

Государственное регулирование должно быть направлено на укрепление экономических основ социально-экономического развития всех регионов. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия региональных и муниципальных органов власти;

Задачами регулирования являются сглаживание межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

4. Экономическая система Как объект государственного регулирования

Национальная экономика представляет собой сложную экономическую систему, которая базируется на формах собственности, ресурсах, средствах и результатах хозяйственной деятельности и служит объектом государственного регулирования. Основной целью функционирования экономической системы является удовлетворение потребностей социума, осуществляемое в «процессе экономической деятельности, конечным результатом которой является создание социального продукта. Социальный

Продукт представляет собой результат производственной деятельности всего общества. А процесс производства материальных благ, их распределение, обмен и потребление - протекаюЩих в постоянном повторении и возобновлении, получил название Воспроизводства . Процесс воспроизводства состоит из четырех стадий, складывающихся в Цикл воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление, которые не существуют изолированно друг от друга. Ввиду этого Экономическая система представляет собой совокупность всех видов экономической деятельности населения по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ, а также регулирование такой деятельности в соответствии с целями общественного развития.

Основными Факторами функционирования экономической системы выступают: законы спроса и предложения, научно-технический прогресс, тенденции развития мирового хозяйства, территориальное разделение труда, наличие цикличности в развитии экономики. Среди основополагающих Принципов функционирования экономической системы следует выделить:

Разделение полномочий и прав принятия экономических решений между государственными учреждениями и хозяйствующими субъектами;

Свободу экономического выбора;

Сохранение равновесия между спросом и предложением;

Реализацию целей отдельных субъектов государства;

Максимизацию прибыли при высокой деловой активности, сложность, структурированность, эмерджентность, управляемость экономической системы, которые выступают ее основными чертами, обусловили существование различных видов экономических систем. В основе классификации экономических систем лежат роль государства в экономике и степень использования планирования. В работах представителей кейнсианского направления основным критерием отнесения той или иной страны к определенному виду экономической системы выступает роль института государственной собственности. В связи с этим выделяют следующие виды экономических систем:

рыночная экономическая система, основанная на приоритетном положении частной собственности. В рыночной экономике существуют два регулирующих фактора: внутренний механизм саморегулирования (спрос и предложение, цена, денежное обращение), а также внешнее регулирование со стороны государства. Рыночная экономика сформировалась как целостная система, охватывающая все общественное производство. Еще на стадии машинного производства, когда товарная форма связей стала общей, осуществилось окончательное формирование общественного труда как целостной системы. Определяющими чертами рыночной экономики выступают наличие частной собственности и свобода всех субъектов экономической деятельности. Рыночный механизм управления социально-экономическими процессами формируется через интересы и мотивы общества, непосредственное проявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Основным элементом управления экономической системой этого вида являются цены, которые обеспечивают регулирование экономических процессов. Среди преимуществ рыночной экономики следует выделить эффективное распределение ресурсов и приближение их к общественным потребностям, осознание необходимости использования новейших методов и технологий. Ввиду этого рыночная экономика усиливает ответственность за своевременное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Кроме того, следует отметить наличие недостатков функционирования рыночной экономики, которые заключаются в неспособности обеспечения оптимального функционирования экономики, наличии тенденций снижения конкуренции, недостаточной поддержке фундаментальных исследований и уровня цен, не-

Равномерном распределении денежных средств, несовершенстве учета издержек, связанных с производством и потреблением товаров и услуг, механизме обеспечения занятости населения, отсутствии рациональных подходов к решению проблем природопользования;

Плановая (командно-административная) экономическая система. В центре плановой экономической системы находитсяГосударство, при этом факторы производства охвачены государственной формой собственности. Господствующим является централизованное планирование и распределение экономических ресурсов. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. В силу этого производство благ постоянно идет в разрез с общественными потребностями. Командно-административная экономика функционирует без учета спроса и предложения, но при обязательном наличии политической власти, необходимой для подмены рыночных стимуловЦентрализованным распределением со стороны государства. В конечном итоге этот вид экономической системы показал свою Неэффективность и нежизнеспособность и постепенно уступилПозиции открытой рыночной экономике;

Смешанная экономика, которая сочетает различные формы собственности, а также рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования. Сущность смешанной экономики состоит в объединении в ее рамках различных, на первый взгляд, конфликтующих и даже несовместимых институтов, принципов и отношений. Это, прежде всего, рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, а также сочетание различных форм собственности. Таким образом, смешанность экономики проявляется в дополнении механизма рыночного саморегулирования активным государственным вмешательством в те сферы жизнедеятельности общества, где рынок продемонстрировал свою неэффективность. В настоящее время именно такая экономическая система

Занимает господствующее положение в странах с либерально- Демократическим устройством;

Теневая экономическая система, которой характерно отсутствие государственного регулирования. Наличие значительного сектора теневой экономики присуще развивающимся странам и странам с переходной экономикой. По уровню теневой экономики Украина занимает одно из первых мест среди стран Восточной и Центральной Европы. По оценкам западных экспертов, теневая экономика в Украине составляет около 35-40 %, в то время как в США - всего лишь 10 %.. Разновидностьютеневой экономики, имеющей ярко выраженный криминогенный характер, является Латентная экономика. Наиболее высока латентность преступлений, связанных с нарушением правил осуществления валютных операций, взяточничеством, приписками, халатностью, должностными подлогами, выпуском недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. В настоящее время только 10-15 % правонарушений в экономике учитывается официальной статистикой. Во многих странах это явление приняло глобальные размеры. В структурном отношении экономическая система включает простые и сложные производственно-экономические единицы и их совокупности с точки зрения правовой, отраслевой и производственной организации. Элементами отраслевой и территориальной организации выступают крупные сферы экономиики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, финансово-кредитная сфера, отдельные отрасли и производства, экономические регионы и территориально-экономические образования областного уровня. Координирование функционирования экономической системы осуществляется на уровне предприятия, отрасли, на региональном и межрегиональном уровнях. В связи с этим к числу Объектов ГРЭ следует отнести: условия, процессы, отношения, элементы и сектора экономики, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Объектами ГРЭ в пределах национальной экономической системы выступают: трудности, кризисы, по которым необходимо постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование средств ликвидации

Напряженности, разрешение кризисов, принятие оперативных мер. Кроме того, в качестве объектов регулирования выступают общехозяйственные процессы и отношения (экономический цикл, денежное обращение, занятость, цены, хозяйственная конъюнктура, отраслевая и региональная структуры, накопление капитала, научно-технический прогресс, состояние платежного баланса, национальная конкурентоспособность, а также состояние окружающей среды).

1.5. Субъекты государственного регулирования экономики

Формирование системы субъектов государственного регулирования экономики напрямую связано с существованием различий экономических интересов участников хозяйственной деятельности. Экономические интересы отражают индивидуальные и коллективные потребности в материальных и общественных благах, достижении определенных экономических и социально-политических целей. В связи с этим носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов формируют систему Субъектов ГРЭ.

Важнейшими критериями структуризации системы субъектов ГРЭ следует считать степень и эффективность их воздействия на экономические процессы. Ввиду этого выделяют уровень субъектов прямого воздействия и уровень инспираторов, оказывающих косвенное влияние на процесс регулирования экономики. Уровень субъектов прямого воздействия представлен:

Физическими и юридическими лицами, носителями индивидуальных экономических интересов, зачастую не только различных, но и диаметрально противоположных. Индивидуальные носители экономических интересов имеют возможность их выражения в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях, предъявляя свои требования в центральные и местные органы власти, а также путем реализации права волеизъявления в рамках существующего законодательства.

союзами по хозяйственным интересам, в виде добровольных объединений физических и юридических лиц, коллективов,

Имеющих общие цели и позиции в какой-либо сфере экономики.

Эти объединения состоят из наемных рабочих и хозяев предприятий, фермеров, мелких и крупных предпринимателей, лиц свободных профессий, работников военно-промышленного комплекса, экспортеров и инвесторов и др.

Политическими партиями, которые выступают выразителями политических, экономических, а также региональных интересов. Политические партии тесно связаны с союзами по экономическим интересам, которые в значительной мере определяют их политический успех благодаря прямой или косвенной агитации во время предвыборной кампании, а также финансовой поддержке избирательного процесса. Политические партии реализуют свою регуляторную функцию посредством программы.

Экспертными и консультативными советами, функционирующими при государственных органах управления. Советы экспертов формируются из числа выдающихся ученых, высоко-квалифицированных, авторитетных и независимых профессионалов в области экономики и государственного управления. Основной задачей советов экспертов выступает обоснование альтернативных путей решения проблемы, с учетом положительных и отрицательных сторон различных вариантов, а также их социально-политических последствий на ближайшую или долгосрочную перспективу.

органами государственной власти, которые выступают главными исполнителями индивидуальных, групповых и обще-государственных экономических интересов. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти формируют общую организационную структуру управления государством.

В Украине функции основных субъектов-исполнителей экономических интересов выполняют:

- Верховная Рада, как высший орган законодательной власти, в компетенции которого находятся: утверждение законов, регулирующих развитие экономики, определение принципов государственной внутренней и внешней политики, утверждение общегосударственных программ экономического и социального развития, охраны окружающей среды, принятие решений об утверждении программы деятельности Кабинета Министров, о предоставлении Украине экономической помощи, контроль выполнения международных соглашений, утверждение перечня объектов приватизации;

- Президент Украины, который является гарантом Конституции и представляет исполнительную власть. Предоставленные полномочия Президент реализует с помощью Секретариата, выполняющего анализ экономических, социальных и политических процессов в государстве, подготовку соответствующих предложений относительно кадровой политики, проектов посланий Президента народу Украины и Верховной Раде;

- Кабинет Министров, представляющий собой коллегиальный орган, который направляет и координирует работу министерств и ведомств. Рабочими органами Кабинета Министров выступают правительственные комитеты, главными задачами функционирования которых являются формирование и реализация государственной политики в соответствующей сфере согласно государственной стратегии социально-экономического

Развития. В контексте управления экономикой Кабинет Министров обеспечивает ведение финансовой, ценовой, инвестиционной, налоговой политики, решение вопросов в сфере занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры охраны окружающей среды, разработку и внедрение общегосударственных программ экономического, социального и культурного развития Украины, создание единых условий существования всех форм собственности, руководство объектами государственной собственности в соответствии с законодательными нормами, выполнение Государственного Бюджета, организацию внешнеэкономической деятельности Украины, координирование работы министерств и ведомств;

- Министерства и ведомства, которые выступают основным звеном системы органов центральной исполнительной власти, призванной формировать и реализовывать государственную политику в соответствующих сферах общественной жизни. По характеру деятельности министерства подразделяются на отраслевые (например, Министерство обороны, Министерство образования и науки и т. д.) и функциональные, на которые возлагаются основные функции в сфере прогнозирования перспективных направлений и реализации стратегических целей развития, разработки проектов и выполнения общегосударственных программ экономического и социального развития Украины, охраны окружающей среды, подготовки Государственного Бюджета Украины, подписания международных соглашений Украины, управления объектами государственной собственности, формирования и реализации государственной экономической политики;

-государственные комитеты, деятельность которых координирует Премьер-министр Украины, призваны оказывать содействие министерствам и ведомствам в реализации государсгвенной экономической политики. Помимо государственных комитетов в состав органов исполнительной власти входят центральные органы исполнительной власти, которые имеют спечиильный статус, специальные условия образования, реорганизации, ликвидации и отчетности. К таким органам относятся: антимонопольный комитет, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Фонд государственного имущества;

- Местные государственные администрации, которые являются органами общей компетенции и выполняют функции исполнительной власти относительно управления экономикой регионов. В компетенции этих органов государственной власти: дополнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, охраны окружавшей среды, национально-культурного развития, подготовка и выполнение областных и районных бюджетов. В составе государственных администраций функционируют отраслевые отделы и управления, регулирующие развитие отдельных отраслей и Сфер деятельности на базой. Уровень субъектов косвенного воздействия на процесс государственного регулирования (инспираторов) представлен: Наукой, основным направлением влияния которой является внедрение инновационных достижений в процессе принятия правленческих решений и общественной жизни в целом.

Средствами массовой информации, призванными довести идеи правительства до сведения населения, сформировать общественное мнение, стимулировать общественное движение. Средства массовой информации находятся в прямой зависимости от собственников, союзов по экономическим интересам и выступают мощным инструментом формирования взглядов, убеждений, интересов широких масс населения;

церковью, или в целом системой клерикальных организаций и учреждений христианского, мусульманство, буддистского, иудейского и других религиозных направлений, играющих заметную роль в идеологической, политической и социально-экономической жизни государства. Церковь до сих пор представляет собой идеологическую, политическую и хозяйственную силу в различных странах, имея многовековой опыт воздействия на общественность, государственный аппарат, законодательство и, соответственно, на реализацию социально-экономической политики государства.

6. Методы реализации государственной экономической политики

В процессе регулирования социально-экономических отношений государство использует систему методов и инструментов, дифференцируемых в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства и опыта регулирования.

Среди методов, используемых в мировой регуляторной практике, выделяют:

- Правовые методы, оказывающие непосредственное воздействие на социально-экономические процессы, и особенно на эффективность проведения рыночных реформ. Правовое регулирование состоит в установлении государством «правил экономической игры» для существующих субъектов хозяйствования.

Совокупность законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства в области трудовых отношений;

- Административные методы предусматривают регулирование на основе лицензирования, квотирования и др. С помощью системы административных мер (разрешений, принуждений) осуществляется государственный контроль цен, доходов, учетной ставки, валютного курса, охраны окружающей среды и социальной защиты населения. Роль этих методов возрастает во время экономических кризисов;

- Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национальной экономики - посредством влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики, использование факторов экономического роста. В процессе применения экономических методов регулирования наиболее востребованными являются бюджетные, налоговые, денежно-кредитные средства, а также экономическое планирование, программирование и прогнозирование;

- Методы прямого регулирования предполагают безвозвратное целевое финансирование секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, дотаций, доплат из специальных внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготное кредитование. Основной целью применения данной группы методов являются достижение приоритетов общественного развития, защита наиболее уязвимых секторов экономики и населения. Во многих государствах мира к числу таких отраслей относятся: угольная и металлургическая промышленности, транспортный комплекс. Прямому регулированию со стороны государства подлежит и национальный рынок, что проявляется в изменении размера, структуры, направлений развития рынка путем государственного заказа на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах. На основе применения методов прямого воздействия реализуются государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг, установление нормативных требований к качеству и сертификации продукции, устанавливаются административные ограничения и запреты на выпуск определенных видов продукции, лицензирование внешнеторговых операций.

- Методы косвенного государственного регулирования экономики воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности и базируются на использовании преимущественно товарно-денежных рычагов. Основными инструментами воздействия выступают: уровень налогообложения и система налоговых льгот, регулирование цен, платежи за ресурсы и кредитные льготы, таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Кроме того, косвенное государственное регулирование может Быть направлено на стимулирование инвестиций, экспорта, экономического роста, перераспределение доходов, обеспечение полной занятости и стабилизационного уровня цен. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, снижая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных.

Необходимы все и каждый - в конкретно взятой ситуации, где их применение наиболее целесообразно. Проблемы функционирования экономического организма государства начинаются в ситуации предпочтения либо экономических, либо административных методов регулирования. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить основы его разрушительного проявления. Эта тенденция проявилась в европейской и американской экономике в конце двадцатого века.

Примечательно, что элемент администрирования имеется в любом экономическом регуляторе, а в каждом административном регуляторе имеются экономические признаки, позволяющие косвенно влиять на поведение участников хозяйственной деятельности. Поэтому в процессе государственного регулирования наиболее оптимальным является сочетание административных и экономических регуляторов, и в дальнейшем - создание условий перехода к использованию преимущественно экономических методов, от результатов применения которых во многом зависит успех экономических реформ.