Муниципальные финансы выполняют следующие функции. Сущность государственных и муниципальных финансов

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются :

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.


Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?

  • Государственные и муниципальные финансы как экономиче­ская категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и фи­нансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных ин­тересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Основные функции финансовой системы. Для финансовой сис­темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномо­чий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федера­ции и органами местного самоуправления. К функции планирова­ния обычно относят и распределение ограниченного объема фи­нансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюдже­том и бюджетами субъектов Федерации и органов местного само­управления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов фи­нансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость опре­деления порядка составления, утверждения и исполнения бюд­жета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разгра­ничение полномочий законодательных и исполнительных орга­нов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязан­ностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных по­токов и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации постав­ленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравне­ние достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Функции финансов, связанные с регулированием реального де­нежного оборота,

    1. Распределительная функция государственных и муници­пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Государственные и муниципальные финансы функциониру­ют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках от­носительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

    Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполне­ния денежных обязательств предприятий перед бюджетом, бан­ками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функ­ции финансов являются обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды, а также источники финансирования бюд­жетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе­ния доходов между различными уровнями бюджетов.

    2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является госу­дарство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    Контроль за изменением финансовых показателей, со­стоянием платежей и расчетов;

    Контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощре­ний, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосроч­ной финансовой политики, в которой основное внимание обра­щается на предвидение изменений и заблаговременное приспо­собление к ним порядка и условий финансирования. Постоян­ные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет оп­ределенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или уч­реждение и т.п.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    1) контроль за правильным и своевременным перечислени­ем средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров центра­лизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным исполь­зованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Возникновение денег и их виды, необходимость в рыночной экономике
    Существуют две концепции по вопросу о происхождении денег. Рационалистическая концепция (Аристотель, П.Самуэльсон, Дж.К.Бэлбрейт, К.Р.Макконелл, С.Л.Брю) объясняет происхождение ден

    Функции денег
    Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Но не деньги делают товары соизмеримыми, а количество затраченного на их производство общественно н

    Роль денег в рыночной экономике
    Роль денег в рыночной экономике - ключевая, проявляется в следующем: 1. Общественная роль денег, их функции в экономической системе состоит в том, что они выступают в качестве связующего з

    Денежные потоки и денежные агрегаты. Закон денежного обращения
    Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежн

    Денежная система Российской Федерации, ее элементы. Организация управления денежной системой
    Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Денежный оборот страны, отражая движение денег, предс

    Денежный оборот. Денежное обращение
    Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное.

    Общие черты и особенности безналичного и наличного оборота
    Принцип сравнения Безналичный оборот Наличный оборот Регулирование оборота Осуществляется на единой нормативно

    Формы безналичных расчетов
    Расчеты платежными требованиями - поручениями представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчетных и отгрузочных документов стоимо

    Инфляция: сущность, формы проявления. Особенности антиинфляционной политики РФ
    Основное требование закона денежного обращения и «уравнения обмена» сводится к сбалансированности денежной и товарной массы в обращении при данной скорости обращения денег. Если закон денежного обр

    Структура финансовой системы Российской Федерации
    Финансовая система - совокупность различных форм и методов, регламентирующих различные сферы фи­нансовых отношений, позволяющих образовывать цен­трализованные и децентрализованные фонды денеж­ных с

    Понятие об управлении финансами. Органы управления финансами
    Управление - это совокупность приемов и методов це­ленаправленного воздействия на объект для достиже­ния определенного результата. Управление финанса­ми осуществляется через сложившуюся систему от­

    Органы управления финансами
    Общее управление финансами осуществляют Прези­дент Российской Федерации, Федеральное Собрание и две его палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Их функции: рассмотрение и утверж

    Сущность государственных и муниципальных финансов
    Государственные и муниципальные финансы - это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных ф

    Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
    Состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвес

    Принципы построения бюджетной системы
    Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходова­ния денеж

    Бюджетный кодекс - правовая основа бюджетной системы
    Бюджетный кодекс - это свод законодательства о функционирова­нии и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспе­чивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, уста­навливающий об

    Структура доходов бюджета
    Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмез

    Доходы федерального бюджета
    В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета, кро­ме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней б

    Доходы бюджетов субъектов РФ
    Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собст­венных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, пе­редаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В до­ходы бюджетов субъектов Р

    Доходы местных бюджетов
    Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от исполь­зования имущества, находящегося в муниципал

    Пенсионный фонд РФ
    Пенсионный фонд - это орган государственного уп­равления финансами пенсионного обеспечения, само­стоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюдже

    Фонд социального страхования РФ
    Так же как и ПФ, ФСС РФ является автономным и строго целевым. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и орга­низаций различных форм собственности и лиц, зани­мающ

    Фонд обязательного медицинского страхования РФ
    Создан с целью усиления заинтересованности и ответ­ственности как самого застрахованного, так и пред­приятия, учреждения, организации, государства в ох­ране здоровья работников. Основные с

    Понятие и значение кредита
    Кредит - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности, как правило, с уплатой процен­тов; стоимостная экономическая категория, неотъем­лемый элемент товарно-денежных отношений. Воз­

    Функции кредита
    Место и роль кредита в экономической системе обще­ства определяются выполняемыми им функциями. Перераспределительная функция В условиях рыночной экономики рынок ссудных ка­питал

    Основные принципы кредитования
    В настоящее время действуют следующие принципы кредита: Возвратность кредита. Выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения

    Структура современной кредитной системы
    У отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства (излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений; временно свободные с

    Государственный кредит
    Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов населения и юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечения э

    Кредитный договор
    Главным документом, регулирующим взаимоотношения заемщика и банка, выступает кредитный договор. Независимо от формы, объема кредитный договор всегда содержит ряд обязательных

    Формы обеспечения возвратности кредита
    Под формой обеспечения возвратности кредита следует понимать юридические и экономические обязательства заемщика, указывающие на дополнительные конкретные источники погашения кредита в

    Экономические и социальные последствия возрастания государственного долга
    Рост долга приводит к: 1) росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала); 2) непроизводительный характер использования полученных средств

    Сущность и формы проявления финансов хозяйствующих субъектов
    Финансы организаций и предприятий как часть финансовой системы охватывает процессы создания, распределения и использования ВВП, НД в стоимостном выражении. В ходе финансово-хозяйственной д

    Функции финансов предприятий
    Как и финансы, финансы предприятия выполняют две взаимосвязанные функции: Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкла

    Принципы организации финансов предприятия
    1. Принцип хозяйственной самостоятельности, его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующий субъект независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансир

    Роль финансов в расширенном воспроизводстве
    Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – НД, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Он

    Финансовая политика
    Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляют собой финансовую политику. Содержание финансовой полит

    Задачи финансовой политики
    - обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; - установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    Типы финансовой политики
    Развитие государства связано с изменением финансовой политики, что связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп, госпо

    Управление финансами
    Управление финансами в РФ осуществляют, прежде всего, высшие законодательные органы власти. Это Федеральное собрание и его две палаты – Гос. Дума и Совет Федерации, такое управление имеет место при

    Финансовый менеджмент как система управления
    Финансовый менеджмент направлен на управление дви­жением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процес­се движения финансовых ресурсов. Ответ на в

    Финансовый менеджмент - управленческий комплекс
    В практическом использовании финансовый менеджмент связан с управлением разными финансовыми активами, каждый из которых требует использования соответствую­щих приемов управления и учета специфики с

    Критерии степени риска
    Величина риска, или степень риска, измеряется двумя критериями: среднее ожидаемое значение; колеблемость (изменчивость) возможного результата. Среднее ожидаемое значение - это то значение

    Способы снижения степени риска
    Финансовые риски разрешаются с помощью различных средств и способов. Средствами разрешения финансовых рисков являются их избежание, удержание, передача, сни­жение степени. Под избежанием риска пони

    Понятие и роль финансового рынка
    Финансовый рынок - это совокупность финансовых институтов, направляющих денежные средства от соб­ственников средств к их заемщикам. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и

    Страховой рынок
    Страховой рынок представляет собой сферу денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая услуга, формируются предложение и спрос на нее. Обязательными условиями существо

    Рынок ценных бумаг
    Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - это рынок, на котором совершаются реальные и спекулятивные сделки с ценными бумагами и производными ценны­ми бумагами. Его назначение - вовлечение дополни­тель

    Сущность мировой валютной системы
    Мировая валютная система (МВС) - это валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей и форма организации международных валютных от­ношений, закрепленная межгосударственными согла­шениями. МВ

    Понятие валюты
    Мировая валютная система базируется на функции ми­ровых денег. Они служат мировым платежным сред­ством, мировым покупательным средством и матери­альным воплощением общественного богатства. В роли м

    Валютный рынок и валютный курс
    Мировой валютный рынок включает отдельные рын­ки, локализованные в различных регионах мира, цен­трах международной торговли и валютно-финансовых операций. Они тесно связаны между собой системой каб

    Международные валютно-финансовые отношения
    История международных валютно-финансовых от­ношений в значительной мере состоит из чередующих­ся подъемов, связанных с созданием новых валютных систем, союзов, и кризисов, в процессе которых эти со

    Международные финансовые организации
    Международные валютные отношения очень неста­бильны; ситуации, возникающие на валютных рын­ках, отличаются большим риском и неопределеннос­тью для участников валютных сделок. Международ­ные и регио


    1. Бригхэм Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ. / Ред. кол.: А.М. Емельянов, В.В. Воронов., В.И. Кушлин и др. – 5-е изд. – М.: РАГС; ОАО «Изд-во«Экономика», 1998. – 823

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:



    1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централиз-е фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

    5. Распределительная функция ГМФ заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

    Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения и финансовые ресурсы посредством специальных инструментов, приемов и методов при реализации целей, задач и функций органов государственной и муниципальной власти, а также хозяйствующих субъектов.

    Целью управления централизованными финансами является рост благосостояния населения на основе достижения стабильных темпов экономического роста страны, сбалансированности бюджета и устойчивости национальных валютной и кредитной систем.

    Объектом управления централизованными финансами выступают сферы и звенья финансовой системы страны. Субъектами управления централизованными финансами выступают органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

    Управление финансами осуществляет МинФин.

    Функции МинФина:

    Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

    Участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

    Участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддерж­ке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

    Участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

    Подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов. И тд.

    Управление централизованными финансами может осуществляться по двум основным направлениям:

    * Стратегическое управление финансами осуществляется выс­шими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собрани­ем РФ). В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источни­ки и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в со­ответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуп­равления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

    * Оперативное управление финансами осуществляется министер­ствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых пла­нов.

    Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление фи­нансами на различных уровнях централизованной сферы финансовой системы.

    Важнейшее направление деятельности руководящих органов аппарата управления финансами – выработка и осуществление го­сударственной финансовой политики и нормативно-правовое регу­лирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности, других сфер инаправлений обеспечения стратеги­ческих целей развития страны.

    Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых ор­ганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министер­ству финансов Российской Федерации. Тем не менее, финансовые органы субъектов Российской Федерации представляют отчет об исполнении бюджета в Министерство финансов Российской Феде­рации и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

    В Волгоградской области можно выделить следующие органы аппарата управления финансами Губернатор Волгоградской области (глава Администрации Волгоградской области); Волгоградская областная дума; Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.

    На муниципальном уровне (в г. Волгограде) управление финансами осуществляется Главой администрации г.Волгограда; Волгоградской городской Думой; Департаментом финансов г.Волгограда.

    Финансовые органы муниципальных образований обеспечи­вают проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее ру­ководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образования; действуют в соответствии с положениями, утвержден­ными главой администрации соответствующего муниципального образования; возглавляются заведующими (начальниками), назначен­ными главами администрации муниципальных образований по согла­сованию с финансовыми органами вышестоящих органов власти.

    Функции органов управления финансами осуществляют:

    - органы представительной власти – Федеральное собрание в составе ГосДумы и Совета Федерации рассматривают и утверждают бюджет, отчет о его исполнении, рассматривают и принимают законы о налогах, сборах и др. обязательных платежах; устанавливают нормативы фин. регулирования. Счетная палата осуществляет и некоторые контрольные функции.

    - органы исполнительной власти - Правительство, Минфин, ФНС, органы фин. управления на местах, которые непосредственно занимаются разработкой бюджетов и их исполнением, осуществляют межбюджетное регулирование; Федеральное казначейство и органы фин. контроля фин. органов субъектов РФ осуществляют функции по контролю правильности финансовых операций, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.

    Государственная финансовая политика – это часть соц-эк. политики государства по обеспечению сбалансированности роста фин. ресурсов во всех звеньях фин. системы. Цель - создание финансовых условий для соц-эк. развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

    Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.

    Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти, собственники и органы управления хозяйствующих субъектов.

    Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

    Задачами финансовой политики является:

    1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

    Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

    Элементы финансового механизма:

    § формы финансовых ресурсов;

    § методы их формирования;

    § система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;

    § государственные программы и национальные проекты;

    § организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

    Целями финансовой политики могут являться:

    § политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

    § экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

    § социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений.

    Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в об­ласти формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Расходная финансовая политика предполагает разработку кон­цепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов. Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики. По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

    Государственная и муниципальная финансовая политика имеет сложную классификационную структуру. С учетом различных специ­альных критериев (признаков) различают:

    1. по уровню управления: федеральную, региональную и местную финансовую политику;

    2. по признаку целевой направленности: стимулирующую и сдерживающую финансовую политику;

    3. по отношению к сегментам финансового рынка: валютную, денежно-кредитную и страховую политику.

    Стимулирующую государственную финансовую политику обычно осуществляют по времени с периодом экономического спада и депрессии. В этом случае государство разрабатывает и принимает стабилизационные меры, направленные на стимулирова­ние деловой активности.

    Сдерживающая государственная финансовая политика проводится на стадии экономического подъема, когда возникает опасность кризи­са перепроизводства в силу чрезмерного повышения деловой активно­сти, темпов роста производства, продаж и доходов в экономике.

    1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

    2. Создание адекватного финансового механизма.

    3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

    Современная финансовая политика направлена на формирование модели российской экономики, которая обладает долгосрочным потенциалом эк. роста и направлена на повышение благосостояния населения. В ее основе главное место отводится бюджетной политике. Имеет место отраслевая направленность (здравоохранение, образование, жилье, с/х, транспорт и оборона).

    Основные направления финансовой политики в современных условиях:

    1. Повышение эффективности гос.расходов.

    2.внедрение программы целевых методов бюджетного планирования – получение социально значимого результата.

    3. прекращение перекрестного субсидирования в сферах ЖКХ и транспорте.

    4. сокращение натуральных льгот физическим лицам.

    Сокращение налоговых льгот.

    Государственные и муниципальные финансы как экономиче­ская категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и фи­нансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных ин­тересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Основные функции ГМФ . в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, распределительная, стимулирование, контроль.

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномо­чий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федера­ции и органами местного самоуправления. К функции планирова­ния обычно относят и распределение ограниченного объема фи­нансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюдже­том и бюджетами субъектов Федерации и органов местного само­управления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов фи­нансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость опре­деления порядка составления, утверждения и исполнения бюд­жета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разгра­ничение полномочий законодательных и исполнительных орга­нов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязан­ностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных по­токов и финансовых ресурсов государства.

    3. Распределительная функция государственных и муници­пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Государственные и муниципальные финансы функциониру­ют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках от­носительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

    Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполне­ния денежных обязательств предприятий перед бюджетом, бан­ками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.


    Основными объектами реализации распределительной функ­ции финансов являются обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды, а также источники финансирования бюд­жетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе­ния доходов между различными уровнями бюджетов.

    4. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    5. Функция контроля означает содействие реализации постав­ленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравне­ние достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Контрольная функциягосударственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является госу­дарство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    Контроль за изменением финансовых показателей, со­стоянием платежей и расчетов;

    Контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощре­ний, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосроч­ной финансовой политики, в которой основное внимание обра­щается на предвидение изменений и заблаговременное приспо­собление к ним порядка и условий финансирования. Постоян­ные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет оп­ределенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или уч­реждение и т.п.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    1) контроль за правильным и своевременным перечислени­ем средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров центра­лизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным исполь­зованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

    Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.(2 с.68)

    Материальную основу финансов составляет денежный оборот.

    Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

    Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1).

    Рис..1. Состав государственных и муниципальных финансов

    Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и, прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов.

    С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности. (12.с.45)

    Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

    1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

    Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

    2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы: *

    контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; *

    контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.