Реальные перспективы развития российской экономики и эффективные направления инвестиций. Мрачные перспективы россии

Перспективы социально- экономического развития России к 2020 году.

Целью стратегии 2020 является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В частности, в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объёму ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая продолжительность жизни - примерно 72 лет. Хотя финансово-экономический кризис отодвинул достижение тех или иных задач, он не способен отменить достижение определённой стабильности: во-первых, заданы основные ценности и приоритеты в управлении страной: ничего во вред России и всё для роста благосостояния граждан; во-вторых, усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни; в-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей. Наконец, наличие Концепции долгосрочного социально-экономического развития как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества. Благодаря достигнутой стабильности появилась возможность перейти к политике долгосрочного социально-экономического развития. И новый стратегический план позволит нам ответить на вызовы современности.

России необходимо направлять большие средства на развитие нашей военной машины, когда эти средства могли бы пойти на проекты социально-экономического развития. Поэтому в отношении внешней безопасности поставлена задача не дать втянуть себя в затратную гонку вооружений, обеспечив тем не менее достаточный уровень внешней безопасности.

Многие страны имеют то или иное преимущество перед другими: дешёвую рабочую силу, доступное сырьё, научно-технологическое превосходство, тёплый климат… В то же время, призывая Россию к снятию таможенных и иных ограничений, внешнеэкономические партнёры нечасто стремятся к ответной открытости. В этих условиях Стратегия-2020 предусматривает активную защиту национального производителя.

Есть немало современных троцкистов, готовых принять поддержку от зарубежных покровителей в обмен на перехват управления Россией посредством революционных технологий или внутриэлитных перестановок. Но какие бы разногласия ни возникали, мы должны всегда действовать по принципу «ничего во вред России». Необходимо защищать устойчивость и преемственность проводимого политического курса.

Согласно Стратегии-2020 будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростят и сделают более прозрачными для контроля. Если тот или иной вид экономической активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок для этой деятельности, согласно Стратегии-2020, предполагается заменить уведомительным порядком. За органами власти останется функция последующего надзора. При этом часть функций по надзору может быть передана на региональный и муниципальный уровни управления.

Сегодня в России доходы 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных отличаются более чем в 15 раз. И большинство людей не видит пользы от преобразований 1980-1990-х годов, считая, что ситуация приносила и приносит выгоды непропорционально прилагаемым усилиям, талантам и способностям.

Стратегия-2020 предусматривает сокращение социального неравенства: должно быть создано общество не только равных прав, но и равных возможностей. Доля среднего класса составит к 2020-му году 0,6-0,7 от общей численности населения. Однако не следует впадать в уравниловку: более нравственный, трудолюбивый и талантливый человек должен быть достоин большего, чем ленивый, глупый и безнравственный.

Проводимые в стране реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную инициативу. Но никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения имуществом. И всё же, несмотря на хозяйственные неурядицы последних 20 лет, у нас сложилась определённая предпринимательская среда и даже развивается в условиях давления, с одной стороны, криминала, пытающегося поставить предпринимателя или его имущество под свой контроль, и, с другой стороны, мощного иностранного капитала, способного скупить на корню целые.

Для нашей страны в последние годы характерен рост различий в уровне социально-экономического развития регионов - иногда в десятки раз. Это вызывает огромное социально-политическое напряжение, провоцирует вопросы о справедливости и эффективности государственной региональной политики. Выравнивание в уровне развития регионов будет происходить, согласно Стратегии-2020, не только путём бюджетных вливаний, но и за счёт формирования новых центров социально-экономической активности, создания инновационных производственных комплексов, совершенствования инфраструктуры.

Наша страна пытается перейти к инновационному социально-ориентированному типу развития, который имеет ряд важных характеристик. С одной стороны, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) с опережающим развитием переработки сырья в более высокотехнологичные продукты. С другой стороны, инновации станут ведущим фактором экономического роста, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в ВВП с сырьевым сектором. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП составит 17-20% (2007 год - 10-11%).

Инновационному сценарию соответствует модернизация. Но мы не должны распылять свои ресурсы и время, пытаясь стать лучшими сразу во всём. В основу Стратегии-2020 положено развитие ключевых секторов национальной конкурентоспособности: авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, ряд других.

Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, вырастет в 3-5 раз. Также должна быть восстановлена национальная инновационная система - совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур.

Ключевой принцип построения национальной инновационной системы заключается в том, что нам следует не «догнать и перегнать» передовые страны, а как бы перепрыгнуть те этапы развития, которые прошли они, и оказаться в числе первых. Значит, России нужны не просто инновационные, а прорывные технологии и проекты - такие, которые выводят нас в число мировых лидеров по тому или иному продукту либо способу его производства.

Кроме того, Стратегия-2020 предполагает почти полное обновление производственной базы. Предусмотрено массовое внедрение технологий, более совершенных по показателям эффективности, энергосбережения, экологической чистоты, уровня производственного травматизма и заболеваемости, а также отдачи на единицу вкладываемых ресурсов.

Кредитно-финансовая система, как известно, это не просто одна из отраслей, а сфера, которая направляет развитие всей экономики в ту или иную сторону или даже разрушает её. Поэтому Россия уже строит независимую кредитно-финансовую систему на принципах, которые обеспечивают устойчивость развития. Один из принципов - переход на внешнюю торговлю за рубли. Другой принцип - обеспечение доступности капитала для длинных технологических циклов, а не только для быстрых спекуляций на фондовом и валютном рынках. Важнейшая роль отводится максимальному снижению кредитной ставки. Необходимые средства предоставляют и институты развития: Фонд национального благосостояния, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и некоторые другие. Среди нефинансовых институтов развития можно назвать особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие.

Ещё один ключевой фактор инновационного сценария - развитие инфраструктур как систем интеграции общества. Известно, что рост экономики находится почти в прямой зависимости от роста потребляемой энергии. Развитие энергетического сектора направлено на решение триединой задачи: обеспечение экономики необходимыми энергетическими потоками за счёт создания новой электроэнергетической инфраструктуры и преодоления дефицита генерирующих и сетевых мощностей, устойчивое наращивание масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, снижение энергоёмкости экономики на 40%.

Задача развития транспортной системы - это задача роста пространственной свободы и мобильности граждан. Предполагается обеспечить: ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышение доступности и качества услуг транспорта для населения; повышение безопасности и устойчивости транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны (в частности, создание транспортных коридоров между Европой и Азией).

Фактором, определяющим рост национальной конкурентоспособности, должно стать ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий, а именно: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий; повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий; стимулирование распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении; формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и повышение экспортного потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Общий объём предоставляемых информационно-коммуникационных услуг вырастет к 2020-му году по сравнению с 2007-м годом почти в 10 раз.

К 2020-му году в основном завершится догоняющее развитие России. Адекватные ответы на внешние и внутренние вызовы современности приблизят нас к обществу, гарантирующему безопасность и процветание не для избранных, а для всех.

Разделы: Оценка знаний учащихся

Перспективы экономической теории обусловлены множеством обстоятельств, среди которых можно назвать лишь наиболее очевидные. Во-первых, вызовы времени в экономической области требуют теоретического обобщения и оценки. Это зависит от ученых-экономистов, их активности и настойчивости. Во-вторых, глобализация мировой экономики и формирование глобального информационного пространства выдвигают на повестку дня вопрос об адекватном современным условиям экономическом механизме сохранения и развития человечества. В-третьих, в рамках каждой страны, в том числе и России, объективно стоит задача обеспечения достойного качества жизни для своих граждан. Ученые-экономисты могут предложить теоретические пути решения этой задачи, а политическая власть и общество в целом держат в своих руках ключи от претворения в жизнь рекомендаций экономической теории.

На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств.

В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг «назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного регулирования.

В настоящее время мир науки переживает, пожалуй, наиболее сложный момент. Стало совершенно очевидным, что почти никакие самые изумительные теории не могут претендовать на ту фундаментальность и нетленность, которые были присущи науке XIX и отчасти XX вв. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в экономической науке.

Понимание положения дел в экономической науке непосредственно связано с пониманием общеметодологических основ процесса познания. Можно сказать, что экономическая наука - это лишь частный случай общего правила. В общем случае диалектика познания может быть представлена следующим образом.

Экономическая наука развивалась точно в соответствии с описанным процессом познания. Причем сначала конструирование экономических моделей помимо провала ошибка первого рода модели были очень простыми.

Еще одним современным направлением исследования экономических реалий является мониторинг специальных социально экономических индикаторов (рейтингов). Например, почти для всех стран мира проблемой номер один уже давно стала необходимость привлечения капитала. Однако, чтобы инвестиции пришли, необходимо создать благоприятную социально-экономическую сроду, а чтобы создать эту среду, надо понимать что в ней не так. Для выяснения узких мест инвестиционного климата строится целый спектр специальных индикаторов, причем многие из них основаны на опросах предпринимателей и/или населения и по своей сути являются субъективными оценками». Ни один из этих индикаторов не является абсолютно достоверным, а все вместе они образуют столь сложное «параметрическое кружево», что сделать на их основе окончательные выводы с помощью простого алгоритма нельзя. Более того, иногда один и тот же показатель может говорить о совершенно разных вещах. В связи с этим аналитики достраивают подобные системы индикаторов, совершенствуют сами индикаторы и отслеживают связи между субъективными рейтингами и реальным развитием событий. Апогеем «рейтинговой» идеологии является выставление частными аналитическими компаниями субъективного долгового рейтинга суверенных государств.

Таким образом, из арсенала современной науки следует брать только самые общие положения и принципы, которые должны быть положены в основу разрабатываемых новых моделей, теорий и концепций.

Чтобы быть эффективными и действенными, новые научные конструкции должны опираться на правильно определенные цели и задачи, под которые собственно и разрабатываются эти новые научные конструкции. Данный принцип позволит минимизировать ошибки разрабатываемой модели. При этом следует соблюсти два взаимодополняющих правила.

Для России переход к новой научной парадигме в экономике является особенно болезненным. Дело в том, что в настоящее время две наиболее разрушенные сферы отечественной экономики это наука и образование. Качество российских ученых и выпускников вузов катастрофически падает. И это при том, что объективные требования к современным экономистам - моде листам невероятно возрастают. Такой рост расхождения между спросом и предложением становится все более драматичным. Образующийся веер несоответствий грозит окончательным выходом России из обоймы экономического моделирования, которое становится одним из самых важных и захватывающих направлений рынка научных исследований.

Заключение

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового.

1) Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2) Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3) Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4) Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5) Экономическая теория есть наука о богатстве.

Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений.

В материальной основе для нормального развития человеческой цивилизации является прогрессивное развитие общественного производства. Для того, чтобы раскрыть закономерность открытия общественного производства, необходимо рассматривать развитое производство, как таковое вообще, именно это и являлось основной предпосылкой развития экономической теории.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике «Экономикс» писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Экономическая мысль в бывших странах СНГ, как и хозяйственная практика, находились в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Современная экономическая наука – одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства, и смогла создать механизм его оптимального регулирования: экономические модели имеют не меньшую значимость, чем естественные науки, а без рекомендации экономической науки эффективное функционирование экономической политики просто невозможно.

Библиографический список

Балацкий Е. Экономическая наука: Новые вызовы современности // Вопросы экономики. – 2006. – №1. – С.73-79.

Белоусова Н.В. О реформировании в экономике России // Общество и экономика. – 2007. - № 11. – С. 21 – 45.

Вильсон Дж. Экономические воззрения в России и за рубежом // Вопросы экономики. - 2006. - № 11. – С. 68 – 75.

Вольский М.А. Естественное развитие экономической науки // Правила игры. – 2004. - № 1. – С. 30 – 34.

Городецкий А.Г. Экономическое моделирование – будущее экономической науки // Вопросы экономики. – 2008. - № 9. – С. 137 – 146.

Ильиникова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2000. – 256 с.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.- 861с.

Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М, 2005. – 356 с.

Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2008.-752 с.

Лазуренко С. Проблемы экономической науки // Вопросы экономики. – 2005. - № 10 . –С.69-75

Маевский В.О характере развития экономической науки // Вопросы экономики. – 2007. - №10. – С. 58-62

Современная экономика. / Под ред. О.Ю. Мамедова, Ростов – на - Дону: Феникс, 2007. – 544 с.

Цапелик В.Е. Современный этап экономической науки // Общество и экономика. – 2006. - № 8. – С. 19 – 31.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск, БГЭУ, 1999.- 356 с.

Экономическая теория. Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА - М, 2008. – 714 с.

Экономическая теория. Учебник / Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 655 с.

Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005. – С 85.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск, БГЭУ, 1999.- С. 105.

Курс экономики. Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М, 2002. – 356 с.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.- 861с.

Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005. – 896 с.

Маевский В. О характере развития экономической науки // Вопросы экономики. – 2007. - №10. – С. 58-62

Реальные перспективы развития российской экономики и эффективные направления инвестиций

М.Г. Козырев, А.А. Мошков, К.А. Румянцев, Институт глобализации и социальных движений

Экономический кризис прошёл первую стадию, в ходе которой подверглись коррекции стоимостные параметры бывших привычно-прибыльными и надёжно растущими видов деятельности. Но при этом не могло произойти и не произошло подстройки хозяйственных структур под новые условия. То есть проблемы во многом вскрылись и продолжают вскрываться. Но пока не решены. И решаются лишь в незначительной степени, или вообще только обсуждаются.

1. Введение

Экономический кризис прошёл первую стадию, в ходе которой подверглись коррекции стоимостные параметры бывших привычно-прибыльными и надёжно растущими видов деятельности.

Но при этом не могло произойти и не произошло подстройки хозяйственных структур под новые условия.
То есть проблемы во многом вскрылись и продолжают вскрываться.
Но пока не решены.
И решаются лишь в незначительной степени, или вообще только обсуждаются.

Вскрывающиеся проблемы по привычке заливали деньгами.
В США более 10 трлн.долл. было влито за период кризиса.
У нас скромнее, но и экономика меньше на порядок.
На рынке мы этих денег не увидели, потому что эмитированные и распределённые деньги (в первую очередь, доллары) поступили в те же структуры, которым бы благодарны и предыдущему подъёму и кризису.
С тем, чтобы им было чем отвечать по своим актуальным обязательствам.

Очищение рынка от структур, не соответствующих складывающимся стоимостным параметрам будет идти как через подстройку этих структур под новые условия, так и через уход с рынка через реальное банкротство тех, кто по объективным и субъективным факторам подстроиться не сможет.

Во втором случае – будет ли такой уход сконцентрирован во время второй волны кризиса или растянутым в течение вялотекущей депрессии, с продолжением спада в одних отраслях и локальным подъёмом в других – пока ясности нет.
Вполне возможно, что в разных странах ситуация сложится в отношении этого вопроса по-разному.

Но независимо от того, каким будет выход из кризиса, после его окончания возврата к прежним, устоявшимся, как кому-то казалось, условиям ведения хозяйственно-коммерческой деятельности, уже не произойдёт.

Экономический мир уже не будет казаться в среднесрочной перспективе столь безмятежно, безальтернативно, устойчиво и динамично растущим и развивающимся, каким он виделся многим в годы предыдущего подъёма.

Прошедший кризис показал как финансово-пирамидальную структуру мировой экономики, её внутренние противоречия, накопление долгосрочных проблем, так и отсутствие быстрых путей их решения.

При любом сценарии выхода из кризиса на достаточно долгий период времени ситуация во многих отраслях и экономике в целом будет оставаться неустойчивой и неопределённой.

И прояснится она на среднесрочный период только тогда, когда вновь начнётся фаза устойчивого подъёма, и будет казаться, что росту уже ничего не угрожает.
То есть не скоро.

Что всё это означает для инвестиционного менеджера?

То, что инвестиционный менеджер не сможет, как раньше, надёжно полагаться на внешне заданные представления об экономической ситуации, выраженные в экономической модели внешней среды с устойчивыми параметрами, в рамках которой нужно делать проект.

Инвестиционному менеджеру нужно будет самому формировать для себя картину мира в отношении экономических условий реализации проекта и корректировать её по мере появления новой информации.

Соответственно этому мы и хотим рассказать то, что знаем и понимаем о значимых чертах и тенденциях мировой и российской экономики, которые проявились в период кризиса и будут действовать после него.

А чтобы мы более надёжно понимали друг друга вспомним и расскажем базовые понятийные основы экономики и финансов.

2. Что такое экономика? Структуры мировой и национальных экономик

Экономика (экономическая деятельность) – это совокупность видов деятельности, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности в экономических благах.

Экономические блага – те, которые человек не может взять из природы без приложения своих усилий или усилий других людей.

Затрачивая силы, используя другие имеющиеся в распоряжении ресурсы, в ходе экономической деятельности люди производят экономические блага в совокупных размерах, соответствующих тому, чем они готовы пожертвовать ради потребления этих благ.

Люди обладают различными способностями и навыками.
В разной степени владеют технологиями производства благ.
Живут в разных местах мира, неравно обеспеченных природными богатствами и накопленными капитальными ресурсами.
Поэтому разделение труда между ними по производству благ и последующий обмен продуктами труда оказываются в целом более эффективными, чем производство каждого из предметов и услуг самостоятельно.

Это касается как разделения труда на предприятии по видам деятельности и функциям в них, так и разделения труда в экономике страны по отраслям и в мировой экономике в части того, какие отрасли или функции в них становятся преимущественными специализациями отдельных стран.

Распределение отраслей и функций в них по отдельным странам выражает структуру мировой экономики и определяет структуру национальных экономик каждой из стран.

Экономические факторы определяют доходы, затраты и прибыли экономических субъектов:
- доходы как произведения количеств и цен производимых продуктов и услуг,
- затраты как произведения количеств и цен ресурсов, расходуемых на производство и реализацию этих продуктов и услуг,
- прибыли или убытки как разницу доходов и затрат.

3. Главные факторы мировой экономики, влияющие на ситуацию в российской экономике

Современная мировая экономика является глобализирующейся, что выражается в усиливающейся конкуренции и кооперации всё большего числа субъектов хозяйствования стран с другими субъектами хозяйствования в мире.

Конкуренции за лучшее удовлетворение спроса – за производство лучших по соотношению цены и качества товаров и за лучшее исполнение функций по производству товаров и предоставлению услуг для членов общества, обладающих платежеспособным спросом.

Стандартизация производимых и потребляемых товаров и услуг в различных странах в последние десятилетия выросла.
Стоимость перевозки товаров между странами и стоимость связи сильно снизились.
В результате каждый хозяйствующий субъект все меньше обладает естественной монополией на некоторой территории на производство и реализацию своих товаров и услуг просто в силу того, что сам находится на этой территории.
Страны все более делят между собой не отрасли, а функции, которые они в этих отраслях выполняют.

Поскольку доминирует капиталистическая система, то все субъекты стремятся максимизировать доходы и минимизировать расходы, чтобы получить максимум прибыли.
Поэтому специализация стран и регионов смещается в сторону тех функций, в выполнении которых они обеспечивают минимальные издержки при равном качестве их выполнения.

Соответственно этому, разделение труда в современной глобализирующейся экономике становится не только все более всеобщим, но и функциональным, а не только отраслевым.
То есть труд делится не только по тому, что кто производит, но и по тому, кто что делает (какие функции выполняет) в ходе этого производства.

По мере все более полного включения развивающихся стран, в первую очередь, юго-азиатских – Китая, Индии, Вьетнама, Индонезии и других в мировое разделение труда в качестве конкурентоспособных по издержкам и качеству производителей индустриальных товаров, обострение противоречий по неравной стоимости труда равного качества стало более явным.

Поскольку основой низкой стоимости выполнения функций юго-азиатских стран является приток дешевого труда из аграрного сектора по мере индустриализации этих стран, а аграрный сектор в этих густонаселенных странах пока еще большой, то имеющаяся тенденция будет только усиливаться.
Производственные функции в растущем числе отраслей будут становиться предметом специализации юго-азиатских стран, охватывая всё новые и новые, всё более сложные отрасли.

Страны с более высокой стоимостью труда, чем в Юго-Восточной Азии (а это не только развитые капиталистические, но и постсоциалистические страны), становятся все менее конкурентоспособными в выполнении производственных функций.
Производственные предприятия в этих странах не модернизируются, потому что это не выгодно – после модернизации они стали бы производить более качественную, но много более дорогую продукцию, чем импорт из юго-азиатских стран.

В результате индустриальный сектор в них все более сворачивается.

В последнее десятилетие для обеспечения занятости населения в развитых странах осуществляется выполнение тех функций, в которых данные страны неконкурентоспособны по издержкам.

Следствием поддержки выполнения неконкурентоспособных функций в развитых странах является завышенное потребление населения в них относительно вырабатываемых объёмов добавленной стоимости.

Некоторое время источником средств на покрытие убытков, возникающих вследствие этого, были, во-первых, накопленные запасы капитала и, во-вторых, те самые пирамиды финансовых рынков, проблемы которых стали поводом к началу текущего финансового кризиса.

4. Положение дел в российской экономике

Значительная часть спроса (как потребительского, так и производственного) в России удовлетворяется за счет импорта.
Основным источником доходов для оплаты импорта является экспорт природных ресурсов (прежде всего, энергоресурсов и металлов).

Большинство товаров, импортируемых в Россию, не имеют аналогичных по цене и качеству продукции производств в России.
Российское производство не конкурентоспособно.

Большинство существующих в России производств сохранилось в постсоветское время вследствие недостаточной её включённости в конкуренцию в мировой экономики, а также по причине низкой оплаты издержек на воспроизводство изнашиваемых основных средств, которые ветшали и не обновлялись.

Многие производимые в России товары отставали и отстают по качеству от импортных аналогов. При этом производственные мощности, на которых производятся эти товары, сильно устарели, как с технологической, так и с физической точки зрения.
В настоящее время в России отсутствуют производственные мощности, которые могли бы обеспечить импортозамещение. В 1998 году такие производственные мощности были, и. в результате девальвации рубля, простаивающие мощности были загружены и обеспечили импортозамещение. Однако в период подъема эти мощности доизнашивались и не воспроизводились.

Технологическое отставание приводит к тому, что российские товары неконкурентоспособны не только по качеству, но и по цене, даже несмотря на то, что при при их производстве имеют меньшую цену на энергию и труд.
Физический износ основных средств приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности.

5. Инвестиционные перспективы для российской экономики.

Существование индустриального сектора в России будет всё менее экономически эффективным, но будет сохраняться его социальная роль – сохранение занятости населения.
Выполнение им данной роли будет требовать всё большего объёма перераспределения доходов от экспорта сырья в его пользу, поскольку издержки на сохранение индустриального сектора будут расти. В то же время значимого роста объёма сырьевых доходов происходить не будет.
Рост издержек на сохранение индустриального сектора приведет к усилению егно неконкурентоспособности, дальнейшему сокращению или даже прекращению деятельности в ряде отраслей индустриального сектора.
Одновременно с этим накопленный износ повышает риски эксплуатации основных средств и в экспортно-доходных и связанных с ними отраслях, а также жизнеобеспечивающих начнётся перевооружение, что приведёт к росту спроса на инвестиционные товары.
Однако при этом выяснится, что многие из них в России уже не произвести, а восстанавливать производство дорого.

Всё более востребованными обществом и государством будут становиться относительно недорогие инвестиционные проекты, реализация которых позволит поддерживать занятость населения с меньшими затратами ресурсов, чем требуется на поддержку индустриального сектора в его нынешнем виде.
Также будут востребованы проекты, ориентированные на увеличение доходов от экспорта сырьевых ресурсов.
Данные проекты могут быть эффективно реализованы в следующих направлениях:
- повышение эффективности сырьевых отраслей;
- оптимизация затрат в отраслях, исключенных из конкуренции в мировой экономике по естественным причинам (высокие транспортные издержки, привязанность к рынкам сбыта и т.п.);
- снижение потребления сырьевых ресурсов внутри страны (например, развитие ядерной энергетики, повышение эффективности энергетической инфраструктуры и т.п.);
- развитие индустриальных отраслей, искусственно защищенных от конкуренции в мировой экономике, для обеспечения занятости населения и поддержания необходимого уровня суверенитета страны.

При этом, искусственная защита отраслей индустриального сектора от конкуренции в мировой экономике возможно только на уровне государства. Поэтому отбор отраслей, которые будут защищаться, будет осуществляться государством, при некотором участии предпринимателей, заинтересованных в развитии тех или иных отраслей. И возможно работников этих отраслей, при их достаточной организованности и нацеленности на защиту своих интересов

В период циклического конъюнктурного подъёма, который последует в России после кризиса, как и прежде, будут появляться «спекулятивные инвестиционные проекты»- проекты, которые внешне представляются инвестору привлекательными и обоснованным, в то время как на деле они либо нереализуемые, либо неэффективные при доведении их до конца. Но при более ранних выходах из таких проектов, когда их неэффективность ещё не проявилась, они могут оказаться интересным источником прибыли для инвестиционных спекулянтов.

Поскольку значимый объём накоплений, сделанных в экономике в период СССР, уже превращён в доход и потреблён, количество проектов, нацеленных на вложения и «капитализацию» имеющихся промышленных и торговых предротятий и объём ресурсов, которые удастся привлечь на них, окажутся меньше, чем в период предыдущего подъёма. Поэтому привлечь ресурсы удастся только под те проекты, которые появятся раньше других и будут значимо превосходить конкурирующие проекты.

В период первых лет посткризисного развития ещё более обострится несоответствие между реальными тенденциями и процессами в экономике России и риторикой правящей элиты. Последняя будет продолжать декларировать необходимость развития инноваций, хотя ресурсов на это будет ещё меньше, чем в предшествующий подъём.

Поэтому востребованными и поддерживаемыми государством также окажутся недорогие инновационное или псевдоинновационные проекты, запуск и широкое общественное освещение запуска которых будет соответствовать целям пиара инновационной политики государства.

Приложение. Общая логика среднесрочного циклического развития экономики.

Экономика всегда развивается циклично.
Циклический кризис является нормальным завершением среднесрочного 8-10 летнего экономического цикла.

Обычно такие кризисы затрагивают один или несколько регионов мира, как это было, например, в 1998 году, когда кризис ударил по Юго-Восточной Азии, России, Бразилии и ещё ряду стран.
В общем виде экономический цикл выглядит следующим образом.

Стадия подъема:

Рост рынка (объемов потребления и цен).
Инвестиции в производственные и коммерческие мощности для насыщения растущего спроса на рынке.
Ощущение ненасытности рынка и долгосрочности подъёма, эйфория.
Начало менее эффективных и прибыльных лишь при высоких ценах проектов, рост цен на ресурсы, падающая эффективность проектов.
Создание избыточных производственных, торговых и иных мощностей.
Ожидание прибыльности при растущих ценах и объёмах, что в реальности означает накопление убытков.
Покрытие убытков растущими кредитами и займами.

Стадия кризиса и спада:

Накопленные убытки позволяют финансировать текущую деятельность только при постоянном росте привлекаемых средств.
Появление опасений у кредиторов и инвесторов в возвратности привлекаемых средств. Сокращение ими финансирования
Рост компаний, которые не могут ответить по своим обязательствам, имеющих технические дефолты и просроченные задолженности.
Знаковое событие – крупная и представительная, ранее считавшаяся очень надёжной, компания не может отвечать по своим обязательствам вызывает перенос её ситуации на других и пересмотр оценок в негативную сторону.
Лавинообразный рост банкротств как следствие сокращение притока средств при росте предъявляемых к погашениям обязательств.
Сокращение расходов, падение объёмов деятельности
Активы перестают генерировать денежный поток достаточный для демонстрации эффективности инвестиций.
Активы обесцениваются до уровня, когда денежные потоки, генерируемые этими активами, дают адекватную отдачу на инвестиции.

Однако при этом постепенно открываются новые возможности хозяйственной деятельности, успешное опробование которых порождает новый подъём.

«ВВП России растет третий квартал подряд. По предварительным оценкам, в апреле прирост составил уже 1,4%, увеличиваются продажи автомобилей, объемы выдачи ипотечных кредитов… Во всем мире эксперты считают эти индикаторы важными признаками оживления экономики… По итогам первого квартала приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил $7 млрд. Это лучший показатель за соответствующий период за последние три года», - Владимир Путин, президент России.

  • Россия делает ставку на развитие цифровых технологий как основы хозяйственной деятельности и госуправления

«Первое – необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни… Второе – государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих так называемый сквозной межотраслевой эффект… Третье – с участием государства и частного бизнеса будем создавать опорную инфраструктуру цифровой экономики... Четвертое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а, по сути, нам предстоит решить более широкую задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности», - Владимир Путин.

  • Для привлечения инвестиций предлагаются новые механизмы

«Возврат капиталовложений [инвесторов] предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов…. Речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов», - Владимир Путин.

«Можно увеличить срок специнвестконтрактов с 10 до 20 лет, предусмотреть возможность для гибкого участия... институтов развития, банков, субъектов естественных монополий и других структур… Следует расширять гарантии спроса на продукцию, создаваемую в рамках специнвестконтрактов как со стороны государства, так и компаний с госучастием. На весь срок реализации контракта необходимо обеспечить инвестору неизменность налоговых и других условий, связанных с госрегулированием», - Владимир Путин.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ:

  • Проблема экологии становится особенно острой на фоне решения администрации Дональда Трампа выйти из Парижских соглашений по климату

«Мы выступаем против эксплуатации окружающей среды и хотим добиться нулевого воздействия промышленности на нее», - Нарендра Моди, премьер-министр Индии.

«Изменение климата - …это вопрос, связанный не только с тем, как обращаться с нашей планетой в будущем, но непосредственно касающийся наших экономических интересов», - Кристиан Керн, федеральный канцлер Австрии.

«На мой взгляд, можно было бы и не выходить из Парижских соглашений, потому что они носят рамочный характер… Сейчас нужно не шуметь по этому поводу, а создать условия для совместной работы, потому что если такие страны, как США, не будут совсем работать, то тогда вообще никакого соглашения в этой сфере не удастся согласовать и подписать», - Владимир Путин.

  • Массовое применение инновационных технологий рождает не только новые возможности, но и риски

«Новые технологии стремительно меняют привычный уклад жизни, формируют новые отрасли и профессии, открывают принципиально другие возможности для развития, но и порождают новые угрозы», - Владимир Путин.

«Цифровой мир, роботизация, распространение интернета - все это дает нам новые возможности для развития… Мы должны использовать эти технологии, а не убирать в долгий ящик, считая, что они нас никогда не коснутся», - Кристиан Керн.

  • Экономическое неравенство создает угрозу для развития. Новые технологии и международное сотрудничество помогут решить проблему

«Речь идет о том, чтобы наша экономика генерировала больше доходов, а люди получали больший доход соответственно. И сделать это можно исключительно на путях развития новых технологий… [Кроме того] государство должно таким образом перераспределять ресурсы, чтобы поддерживать тех, кто находится в достаточно сложном положении и жизненной ситуации», - Владимир Путин.

«Нельзя допустить того, чтобы 1% общества обладал таким же количеством богатства, как 99 %, – такое общество будет нестабильным. Для обеспечения социального баланса необходимо в первую очередь создать благосостояние. Это удается при выстраивании мостов между странами и развитии экономического сотрудничества», - Кристин Керн.

  • Санкции наносят ущерб всем сторонам, но Россия использовала ситуацию для повышения конкурентоспособности

«Мы столкнулись с очень негативными последствиями, нас это задело. По нашим подсчетам, примерно 0,3% нашего ВВП мы потеряли от этого [введения санкций]. Это достаточно много, и поэтому мы хотим, как можно быстрее найти решение этой проблемы», - Кристиан Керн.

«Эти рестрикции наносят нам ущерб, главным образом с ограничением на работу наших финансовых организаций, с передачей технологий. Но есть и плюс. Мы подтолкнули развитие целых отраслей экономики», - Владимир Путин

«Будем торговать и дружить со всеми: и с Западом, и с Востоком, – но не вместе с кем-то против кого-то. Любые санкции и фобии контрпродуктивны»- Игорь Додон, президент Республики Молдова.

  • Вопросы безопасности и борьбы с терроризмом должны стать основой для многостороннего международного сотрудничества

«Вот только что премьер-министр [Индии Н. Моди] говорил о борьбе с терроризмом, но разве это нас не должно объединять? Разве нас не должно объединять в сфере безопасности распространение оружия массового уничтожения? Мы же должны понимать, что происходит и куда это нас может привести, и своевременно совместными действиями заблокировать неблагоприятное развитие событий», - Владимир Путин.

«Граждане наших стран ожидают, что мы будем гарантировать их безопасность и бороться с терроризмом. А это удастся только, если мы будем искать возможности для сотрудничества между Европой, Россией и всеми странами, которым угрожает эта опасность», - Кристиан Керн.

  • Только международное сотрудничество поможет решить самые сложные мировые проблемы. Вражда контрпродуктивна

«Россия не может исполнить Минские соглашения в одностороннем порядке. Мы готовы содействовать этому, но мы не можем сделать то, что должны сделать киевские власти».

«Россия защищает не столько президента Асада, сколько сирийскую государственность… Мы не хотим, чтобы на территории Сирии возникла ситуация, сопоставимая с Ливией, Сомали или с Афганистаном».

«Это (обвинение во вмешательстве России в выборы в США) попытка решить политические вопросы с использованием инструментов внешней политики. Это вредно, это наносит ущерб международным отношениям, мировой экономике, вопросам безопасности, борьбе с террором».

«У нас много объединяющих повесток дня, очень много. И если мы сосредоточим внимание именно на этой, позитивной стороне нашего сотрудничества, то, без всяких сомнений, мир будет меняться к лучшему», - Владимир Путин.

Экономический кризис 2008-2009 гг. со всей определенностью продемонстрировал проблемы, существующие в современной российской экономике.

В период 1999-2008 гг. доминантой являлся достаточно значимый экономический рост, измеряемый 6.8% среднегодовых темпов прироста ВВП. В результате объем ВВП в 2008 г. превысил уровень 1990 г. При этом наблюдались позитивные сдвиги в структуре и эффективности производства. Производительность труда увеличилась по сравнению с 1998 г. на 75%, энергоемкость снизилась на 38%, доля обрабатывающих производств в промышленном производстве возросла с 64% до 69%. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Динамика ВВП и энергоемкости ВВП в 1991-2009 гг.

Достаточно эффективное функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. связано, со следующими фундаментальными причинами:

  • 1. ? В России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты.
  • 2. ? Экономика России адаптировалась к новым рыночным условиям.
  • 3. ? Произошла адаптация к выравниванию мировых и внутренних цен
  • 4. ? За рассматриваемый период Россия конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов

Период кризиса 2008 - 2009 гг. носил "шоковый" характер. То есть был вызван резким изменением равновесия, как на внешних, так и на внутренних рынках.

Применительно к российской экономике можно говорить о наложении трех шоков, трех ключевых факторов, предопределивших масштабы спада в 2009 г.:

  • -шока, связанного с мировым финансовым кризисом, когда принципиально изменились условия внешних заимствований и обслуживания долга;
  • -ценового шока, связанного с падением мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары;
  • -шока, связанного с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные статьи российского экспорта, как металлы и продукция основной химии.

После резкого спада в январе 2009 г. уже в феврале месяце началось постепенное восстановление производства. Более широким фронтом восстановление в промышленности началось с середины лета. Что касается ВВП, то его увеличение по отношению к предыдущему периоду зафиксирован с третьего квартала 2009 г. В четвертом квартале 2009 г. ВВП увеличился по отношению к нижней точке спада во 2 квартале более чем на 9.0%. С конца 2009 г. начал фиксироваться рост промышленного производства по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, в январе 2010 г. рост промышленного производства по отношению к январю 2010 г. составил 107.8%. (Рисунок 2.3.) Начала падать инфляция , после 2009 г. Стал снижаться уровень безработицы (Рисунок 2.)Приложение 1.

Рисунок 2. Темпы роста ВВП, %

Можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного формирования рынка в России:

  • -создание механизма финансирования роста за счет внутренних источников;
  • -повышение нормы накопления в российской экономике до 30-35%;
  • -повышение общей однородности экономического и технологического

пространства России;

  • -обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения, роста оплаты труда в производственном секторе экономики
  • -замещение импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, реализованного в автомобилестроении, на другие отрасли обрабатывающей промышленности;
  • - ускорение жилищного и инфраструктурного строительства;
  • -стимулирование несырьевого экспорта;
  • -увеличение государственных расходов.

В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста на уровне не ниже 7%.

На настоящий момент Минэкономразвития России представил три сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе до 2030г. - консервативный, инновационный и форсированный.

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

  • -степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
  • -интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
  • -модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • -развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;
  • -укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
  • -интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко - и среднетехнологичных секторах.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью.

Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Экономические результаты переходного десятилетнего процесса позволяют констатировать, что все внешние черты рыночной экономики в России сегодня имеются.

Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований.

Государство формирует хозяйственное законодательство, чтобы установить адекватные «правила игры»и поддержать конкурентный механизм экономики.

Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции.

Изучение процессов формирования рыночной экономики позволяет сделать следующие выводы и обобщения:

  • 1. В развитии представлений о функционировании рыночных механизмов по критерию изменения экономической роли государства существует возможность выделения трех этапов. Первый этап - отрицание государственного вмешательства в экономику; второй этап - понимание и закрепление за государством функции регулятора экономической деятельности; третий этап - возрождение либерального подхода к экономике в рамках теории монетаризма.
  • 2. Особенности формирования российской модели рыночной экономики требуют учета мирового опыта при переходе от социализма к капитализму, который может быть сведен к концепциям "шоковой терапии" и стратегии постепенного реформирования экономики.
  • 3. Переход к рыночной экономике в России должен был быть обеспечен дерегулированием экономики, либерализацией цен, стабилизации финансовой и денежной системы, созданием частного сектора экономики посредством приватизации государственной собственности, либерализацией торговли, структурной перестройкой экономики, ее приспособлением к структуре реального спроса, созданием действующего конкурентного механизма, проведением активной социальной политики по адаптации населения к новым условиям и защите наиболее уязвимых его слоев.

Основными особенностями российского варианта «шоковой терапии», обусловившего ее провал, являются непоследовательность осуществления реформ в различных секторах экономики, медленное формирование новой институциональной сферы, отсутствие законодательного обеспечения реформ и действующего правоприменительного механизма, криминализация российской экономики, а также высокая степень бюрократизации и коррупционности государственной власти.

  • 4. Большое влияние на выбор Россией стратегического направления своего развития оказывает тот факт, что в настоящий период она оказалась в сфере интересов всех основных мировых экономических центров: Евросоюза, Китая и Японии. Этим обусловливается возможность выбора Россией одной из четырех потенциальных моделей развития: дальнейшей интеграции в европейское экономическое пространство, подразумевающей развитие связей со странами ЕС; сближения с развивающимися восточноазиатскими странами; развитие интеграционных процессов на территории постсоветского пространства; выбор стратегии самостоятельного развития вне региональными объединениями представляет ее способность стать интегрирующим ядром на постсоветском пространстве.
  • 5. Основной целью развития рыночной экономики России является формирование социального государства, занимающего соответствующее ее потенциалу место в мировой экономике.

Все это приводит к общему выводу о том, что возрождение России возможно и требует эффективной экономики и социальной политики, сильной власти и общественных институтов, которые действуют в одном направлении. Россия войдет в экономический цикл длительных и коротких волн и вольется в мировой процесс, занимая в нем положенное ей место.